Понятие и виды социальных отношений. Тема: Социальное взаимодействие и социальные отношения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социальные отношения и взаимодействие

Введение

Актуальность работы заключается в рассмотрении специфики отношений и взаимодействий, существующих в обществе, и особенностей их влияния на облик всего общества.

Цель работы состоит в изучении социальных отношений и взаимодействий.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) определить особенности социальных отношений;

2) рассмотреть социальные взаимодействия;

3) изучить формирование социальных отношений.

Социальные отношения и взаимодействие

Особенности социальных отношений

Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях. В данном случае уместно провести аналогию с химической наукой. Нельзя понять, что такое вода, исследуя только свойства кислорода и водорода. Ведь когда они соединяются, получается нечто новое по своим характеристикам. Примерно то же самое происходит, когда люди собираются вместе.

Социальные отношения Ї это "система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т. д.)" В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения Ї это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность. Социальные отношения Ї это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.

В разных науках и разговорном языке данное понятие употребляется в разных значениях. Например, неравное отношение сил, в данном случае "отношение" употребляется как равнозначное "соотношение". Или подчеркивается, что А находится в определенных отношениях к Б, если положение А в обществе зависит от Б. Более сложным будет очень часто употребляемое выражение "производственные отношения". В данном случае отмечается сложная объективная и независимая от индивида система зависимостей, в которую он попадает в процессе основанного на разделении труда производства.

Из всего многообразия употреблений понятия отношений выделяют два следующих наиболее важных его значения. В первом случае под ним подразумевается определенное состояние или положение А и Б, т. е. такое состояние взаимной зависимости, к возникновению которого они сознательно не стремились и не имели никаких субъективных намерений по этому поводу. Например, производственные отношения. Во втором случае Ї это сознательное и субъективно направленное действие А относительно Б, которое основано на осознании субъективно определенной зависимости одного от другого. Пример Ї отношения дружбы.

Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.

Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т. д. В данной системе можно выделить следующие элементы:

Ї субъекты связи Ї два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

Ї связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;

Ї определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

Ї между индивидами как частью социальной группы;

Ї между группами индивидов;

Ї между отдельными индивидами и группами индивидов .

Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Социальные взаимодействия

Социальная связь Ї это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. В социальной связи можно выделить: субъектов связи (двое и более людей), предмет связи (по поводу чего осуществляется связь), механизм регулирования взаимоотношений.

На вопрос, при каких условиях возникают социальные связи, существует единственный ответ: контакт должен вызывать взаимную заинтересованность. Люди должны понимать значение или ценность данного социального контакта для них. Это уже следующая ступенька в развитии социальных связей Ї социальные взаимодействия.

Социальное взаимодействие Ї это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого. Примером могут служить отношения учителя и ученика, начальника и подчиненного, родителей и детей.

Именно глубокая и тесная координация действий партнеров является основной характеристикой социального взаимодействия. Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями. Партнеры принимают на себя определенные функции, обретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу.

Люди осуществляют взаимодействия на разных уровнях общности. В соответствии с этим можно выделить межличностные отношения индивидов; личностно-групповые отношения; межгрупповые отношения. Развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях: усиление связей, партнерских отношений или обособление и даже противостояние. К "основным формам социальных взаимодействий относятся сотрудничество, соперничество, конфликт" отношение взаимодействие социальный

Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви.

Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

Социальный конфликт Ї это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов. Конфликт Ї это противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. В зависимости от сфер противоречий конфликты подразделяются на личностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, конфликты с внешней средой и др.

Социальный конфликт может характеризоваться многими условиями, влияющими на его развитие:

Ї намерениями участников конфликта (добиться компромисса или полностью уничтожить соперника);

Ї отношениями к средствам физического насилия, в том числе вооруженного;

Ї уровнем доверия между сторонами (насколько они гoтoвы следовать определенным правилам взаимодействия);

Ї адекватностью оценки конфликтующими cтopoнaми истинного положения дел.

Анализируя тот или иной социальный конфликт, следует иметь в виду конкретную стадию, на которой он находится. Все социальные конфликты проходят три стадии: предконфликтную, непосредственно конфликтную и послеконфликтную.

Для успешного разрешения социальных конфликтов необходимо своевременно определить его истинные причины. Кроме того, противоборствующие стороны должны проявить обоюдную заинтересованность в отыскании путей устранения причин, вызвавших их борьбу. На nослеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоявшими сторонами (сотрудники уволены, предприятие продолжает свою работу; по возможности снятие социально-психологической напряженности во взаимоотношениях администрации и оставшихся работников, поиск оптимальных путей для избежания такой ситуации в будущем).

Социальные конфликты могут привести как к дезинтегративным, так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения насущных проблем. Вторые Ї помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность группы, позволяют ее членам четче осознать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно добиться того, чтобы они были заключены в институциональные рамки, определенные нормированными отношениями.

Формирование социальных отношений

Почему же социальные отношения, порождаемые подчас сходными взаимодействиями, отличаются друг от друга по содержанию. Очевидно, социальные взаимодействия осуществляются на различной основе. В настоящее время ряд видных социологов: например, "Г. Лассвелл и А. Кэплэн считают, что основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание и делающей из них социальные отношения, являются ценности".

В силу неравенства, существующего в обществе, ценности распределены среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе, в каждом социальном слое или классе существует свое, отличное от других распределение ценностей между членами социальной общности. Такое распределение обусловливает первоначальный характер взаимодействий, а затем и социальных отношений. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т. д.

Распределение ценностей в социальной группе называется ценностным образцом данной группы. Для измерения ценностного образца какой-либо определенной социальной группы используется распределительный индекс, показывающий дисперсию показателя какой-либо ценности среди членов группы. Чем выше этот индекс, тем менее равномерно распределяется данная ценность внутри социальной группы.

В своем стремлении к достижению ценностей люди вступают в конфликтные взаимодействия, если они считают существующий ценностный образец несправедливым, и активно пытаются изменить собственные ценностные позиции. Но они также используют кооперативные взаимодействия, если ценностный образец их устраивает или если надо вступать в коалиции против других личностей или групп. И, наконец, люди вступают во взаимодействия в форме уступок, если ценностный образец считается несправедливым, но часть членов группы по разным причинам не стремится изменить существующее положение.

Активность индивидов определяется двумя показателями:

1) ценностной экспектацией (это позиция, ожидаемая индивидом) Ї показателем, характеризующим удовлетворенность ценностным образцом;

2) ценностными требованиями (это позиции, которые пытается занять индивид в процессе распределения ценностей).

Бывает, что индивид или группа имеют высокие ценностные экспектации, но не предпринимают активных действий для занятия более высоких позиций. Только сочетание ценностных экспектации с повышенными ценностными требованиями приводит к активному взаимодействию, направленному на перераспределение ценностей. Реальная возможность в достижении той или иной ценностной позиции называется ценностным потенциалом.

Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Анализ человеческих ценностей позволяет условно разделить их на две основные группы: ценности благосостояния и прочие ценности. Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей входят, прежде всего: благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещенность. Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов; богатство Ї услуги и различные материальные блага; мастерство Ї приобретенный профессионализм в некоторой практической деятельности; просвещенность Ї знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.

Прочие ценности, как правило, выражаются в действиях, как данного индивида, так и других. Наиболее значимыми из прочих ценностей следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность. Самой значимой из них является власть. Это наиболее уникальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности. Уважение Ї это ценность, означающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческих мотиваций. Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие, добродетель, справедливость и другие моральные качества. Аффективность Ї это ценности, включающие, прежде всего любовь и дружбу.

Эти определения, касающиеся социальных ценностей, приведены потому, что они являются ключом к пониманию практически всех видов социальных отношений. Такие отношения образуются в результате повторяющихся взаимодействий, когда, с одной стороны, наблюдается потребность в приобретении ценностей или контроля над ними, а с другой Ї имеются ресурсы желаемых ценностей. Предположим, один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в приобретении материальных ценностей. В этом случае возможен лишь один тип отношений Ї независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие. Всем известен, например, случай, когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь.

Таким образом, содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики, бизнеса, производства.

Заключение

Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях.

Социальные отношения Ї это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т. д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения Ї это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными).

Социальное взаимодействие Ї это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого.

Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики, бизнеса, производства.

Список использованных источников

1. Аверин, А.Н. Социология / А.Н. Аверин. Ї М.: ЮНИТИ, 2008. Ї 478 с.

2. Андреев, Ю.П. Общая социология / Ю.П. Андреев. Ї М.: ДАНАТА, 2007. Ї 387 с.

3. Бородкин, Ф.М. Общая социология / Ф.М. Бородкин. Ї М.: ЮНИТИ, 2008. Ї 474 с.

4. Коган, Л.Н. Социология / Л.Н. Коган. Ї М.: ЮНИТИ, 2008. Ї 367 с.

5. Кравченко, А.И. / Социология и политология / А.И. Кравченко. Ї М.: ДАНАТА, 2008. Ї 411 с.

6. Минаев, О.Г. Социология / О.Г. Минаев. Ї М.: ЮНИТИ, 2008. Ї 429 с.

7. Фролов, С.С. Общая социология / С.С. Фролов. Ї М.: ТК Велби, 2008. Ї 384 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальные отношения: типология, ценностные и нормативные характеристики. Социальные отношения зависимости и власти. Виды власти в современном обществе. Социальные отношения на международном уровне: глобальный уровень общества, международные отношения.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2010

    Социальные отношения как устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Виды социальных деформаций. Симптоматика "гулаговской психологии". Механизмы психологической защиты личности.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2013

    Понятие и основные типы общества. Общественные отношения как отношения, которые возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. Нормы, регулирующие общественные отношения. Взаимодействие общества и природы. Структура общественных отношений.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Социальная структура общества, Семья как малая группа, отношения между поколениями. Социальные роли в подростковом возрасте. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества, значимость здорового образа жизни. Межнациональные отношения.

    презентация , добавлен 29.10.2013

    Социальные нормы как правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь, признаки и основные виды норм. Девиантное поведение в общественной жизни. Совокупность санкций, призванных удерживать индивидов от девиантного поведения.

    краткое изложение , добавлен 14.11.2011

    Гуманитарные дисциплины. Личность в системе социальных отношений. Этапы, агенты социализации. Десоциализация и Ресоциализация. Государство сущность, типы, функции. Черты гражданского общества. Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации.

    реферат , добавлен 30.09.2008

    Социальная сфера жизни общества как совокупность социальных отношений, под которыми понимается отношения между людьми. Анализ видов санкций: официальные, позитивные. Этнос как большая группа людей, которая отличается специфическими культурными чертами.

    презентация , добавлен 17.04.2013

    Социальные права как особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства, общая характеристика. Знакомство с функциями социальной политики: компенсаторная, кумулятивная, элективная. Анализ плана социально-экономического развития.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2013

    Универсальные принципы организации научного знания. Социальные связи и отношения. Определение и свойства социальных процессов. Описание социального процесса. Глобальная коммуникация: поток информации. Социальные изменения, происходящие в обществе.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Социальная система как совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой, образуя некоторый социальный объект. Окружающая среда, упорядоченность и установление границ системы. Социальные организации.

Социальное взаимодействие.

Социальное действие -- это любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и проч.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей. Социальное взаимодействие -- это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, обмена действиями между двумя и более акторами.

Социальное взаимодействие является одним из ключевых понятий в социологической теории, потому что все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных акторов. При этом действие может быть инициировано самим актором (индивидом, группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других -- «ответ на вызов».

Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по. себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.

В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иными словами, взаимопонимание между акторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Исследование проблем социального взаимодействия всегда находилось в центре внимания ведущих социологов мира. Значительный вклад в развитие теории социального действия и социального взаимодействия внесли М. Вебер, П. Сорокин, Дж. Хоманс, Т. Парсонс и др.

М. Вебер считает, что источником социального действия и взаимодействия людей (индивидов, групп) являются их потребности, интересы и ценности. В ходе взаимодействия люди стремятся максимально рационализировать свое поведение с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Потому для социальных действий характерными являются такие качества, как осознанность, рациональность и ориентированность на других. По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие -- это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение «культуры». На социетальном уровне социальное взаимодействие можно представить в виде социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опыт передается от поколения к поколению. При этом «каждое поколение к полученной по наследству сумме знания (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания) таким образом постоянно растет».

Дж. Хоманс рассматривает социальное взаимодействие в рамках созданной им в начале 60-х гг. XX в. концепции социального обмена. Он считает, что в процессе взаимодействия каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений Дж. Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Однако между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как, кроме экономической и иной выгоды, действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов, например желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат или напротив -- желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение. Дальнейшее развитие и интерпретацию теория социального взаимодействия получила в трудах Т. Парсонса. По его мнению, социальное взаимодействие на уровне социальных систем происходит благодаря «зонам взаимопроникновения» и осуществляется в процессе взаимообмена. Социальные системы предстают как «открытые», находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена. Кроме того, они дифференцированы на различные подсистемы, которые также вовлечены в процессы взаимообмена.

Социальные отношения.

Социальные отношения -- отношения между группами людей, занимающих разное положение в обществе, принимающих неодинаковое участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающихся образом жизни, уровнем и источниками доходов, структурой личностного потребления. Субъектами социальных отношений являются "различные общности людей, вступающие в активное взаимодействие между собой, на основе которого формируется определенный способ их совместной деятельности.

Социальные отношения представляют собой отношения равенства и неравенства социальных групп по положению и роли в общественной жизни. С одной стороны, социальные отношения -- это взаимоотношения групп друг с другом, способные принимать характер сотрудничества или конфликта (на основе совпадения или столкновения интересов этих групп). Такие взаимоотношения могут принимать форму прямых контактов либо косвенную форму -- например, через отношения с государством. Изменения характера этих взаимоотношений обусловливаются изменениями в социальном положении и социальном облике взаимодействующих общностей.

С другой стороны, понятием "социальные отношения" характеризуется взаимное положение групп в обществе, т. е. то содержание, которое вкладывается в понятие социальных различий. Последние связаны с неодинаковыми, неравноценными возможностями и условиями существования и развития личности в зависимости от ее принадлежности к той или иной социальной общности.

Социальный контроль.

Важнейшим условием социального взаимодействия и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость в действиях и поведении людей. Отсутствие предсказуемости ведет общество (социальную общность) к дезорганизации и распаду. Поэтому общество создает различные механизмы социального контроля для того, чтобы координировать поведение своих членов.

В качестве механизмов социального контроля выступают различные социальные институты. Например, институт семьи осуществляет первичный социальный контроль и регулирует поведение людей в брачно-семейной сфере общества; политические институты регулируют социальный контроль политическими методами и т. д.

Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения -- социальные нормы.

Социальные нормы -- это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующие поведение людей. Их (нормы) можно разделить на два основных вида:

  • 1) правовые нормы -- нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах, например Конституции, Уголовном кодексе, Правилах дорожного движения и др. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;
  • 2) нормы морали -- неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.

Чтобы люди всегда вели себя в соответствии с существующими в обществе нормами, необходимо, во-первых, обучать их соответствующему поведению, во-вторых, осуществлять контроль за соблюдением норм. Рассмотрим эти условия подробнее.

  • 1. Определенные стандарты социального поведения прививаются индивиду уже в раннем детстве. В период первичной социализации в семье и дошкольных учреждениях ребенок получает первые представления о том, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. В ходе дальнейшей социализации индивид усваивает различные социальные роли, учится различать в какой социальной среде какое поведение является наиболее предпочтительным, определяет свое отношение к тем или иным социальным ожиданиям и нормам поведения, стремится вести себя в соответствии с существующими нормами или, напротив, нарушает их.
  • 2. Общество в ходе своего функционирования не только формирует социальные нормы, но и создает механизмы контроля за их исполнением, якое, как общественное мнение, средства массовой информации, органы внутренних дел, суды и т. д. Оно также заранее определяет базовую типологию социальных ролей и следит за их надлежащим соблюдением. Индивид, качественно исполняющий свою роль, как правило, удостаивается определенного вознаграждения, а «нарушитель» -- наказания.

Социальная структура, социальные отношения и обезличенные социальные статусы предписывают индивидам определенные стандарты социального поведения. Например, популярный артист эстрады, победив на губернаторских выборах и получив статус губернатора, вынужден отказаться от своей прежней роли и играть роль солидного политического лидера; вчерашний курсант, получив звание и статус офицера, должен играть роль строгого командира.

Методы контроля весьма многообразны и их применение варьируется в зависимости от конкретных условий и поставленных целей. Так, проявление трусости в обычных условиях может быть наказано презрительным отношением окружающих; аналогичный поступок, совершенный солдатом в военное время, нередко приравнивается к предательству и наказывается публичным расстрелом.

Старейший и наиболее простой способ социального контроля -- физическое насилие. Оно может применяться как один из методов воспитания в семье, как способ борьбы с преступностью, как одно из средств для наведения порядка в общественных местах и др.

Политический контроль является прерогативой государственных органов власти и общественно-политических институтов гражданского общества. Однако и само общество, если оно обладает достаточной гражданской культурой, может использовать механизмы политического контроля для защиты своих интересов. Политические методы социального контроля наиболее эффективны, так как они опираются на государственную власть и могут использовать в своих целях легитимное насилие.

Не менее эффективны экономические методы социального контроля. Суть их заключается в экономическом давлении (экономической выгоде или принуждении), оказываемом на индивида или социальные группы. Например, лояльный по отношению к своим нанимателям работник может быть поощрен дополнительным материальным вознаграждением, а работник, не проявляющий должной лояльности, может лишиться части своего заработка и даже своего места работы.

Существуют и другие методы социального контроля, например идеологические, религиозные, социокультурные, моральноэтические и т. д.

Значительное место в социальном контроле занимает такой феномен, каксамоконтроль. Этот сформировавшийся в процессе социализации и внутренних психических процессов механизм внутренней саморегуляции индивида. Ключевым понятием в формировании механизмов самоконтроля является интериоризация. Это процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению социальных реалий внешнего мира. Интериоризируя социальный мир, индивид обретает свою идентичность с определенной социальной группой, этносом, культурой. Социальные ценности и нормы становятся своими внутренними нормами, а социальный контроль превращается в самоконтроль. Основными элементами самоконтроля являются сознание, совесть и воля.

Сознание дает возможность оценивать ту или иную ситуацию с точки зрения чувственных и умственных образов.

Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения.

Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности и поступать в соответствии со своими убеждениями.

Социология рассматривает общество как систему социальных связей, причем исходной клеточкой многие социологи (Сорокин П. А., Г. Зим-мель, К. Маркс и др.) называют социальное действие. Действие может считаться социальным только в том случае, когда человек его осознает, когда он испытывает на себе влияние поведения других людей и в свою очередь также воздействует на них. Так как социальное взаимодействие осмысленно, то возникает вопрос о мотивах того или иного действия человека. Например, М. Вебер выделял «понимающую социологию и теорию социального действия»). Социальное действие выступает как социальная взаимосвязь между группами людей. Она может быть в виде социального контакта – мимолетного (пассажиры в автобусе, лифте) и в виде социального взаимодействия. Причем социальными взаимодействиями являются те действия, которые являются причиной и следствием ответных действий других людей. Социальное взаимодействие происходит тогда, когда люди достаточно постоянно и устойчиво влияют на поведение друг друга. В результате этих постоянных взаимодействий обычно происходит изменение социальных отношений, в которых находятся люди.Социальные отношения – отношения между группами людей, которые занимают в обществе различное положение и по-разному влияют на экономические, политические отношения (например, межнациональные, межгрупповые отношения). Характер социальных отношений зависит от того, какую цель преследуют субъекты этих отношений – статус, власть, богатство и т. д.

П. А. Сорокин делил социальные взаимодействия:

1) по количеству субъектов;

2) по характеру взаимоотношений (односторонние – двусторонние; солидарные – враждебные);

3) по деятельности (длительные, кратковременные);

4) по организованности (организованные – семья, партия и неорганизованные – толпа);

5) по сознательности (сознательные и нет). Таким образом, социальное взаимодействие очень сложное явление. Но без него невозможно существование общества.

Социальное взаимодействие можно разделить на такие простые элементы, как ожидание, реакция, действие. Они могут стать основой для определенных социологических концепций. Формы взаимодействия людей, связь между ними определяют простые механизмы – язык, жесты, ценности. Многие социологи считали социальное взаимодействие исходной клеточкой исследования общества (Маркс, Бухарин). В западной социологии К. Янг и Л. Фримен рассматривали теорию социального взаимодействия как центральную в социологии, так как с самого рождения человек является частью определенных взаимодействий в обществе.Понимание социального взаимодействия как главной категории социологии не противоречит и теории М. Вебера и Т. Парсона о превосходстве «социального действия», так как социальное действие предполагает, во-первых, момент индивидуальных отношений, а во-вторых, ориентацию на других. И именно ориентация на других влечет за собой социальное взаимодействие. «социального взаимодействия» на современном этапе развития социологии является фундаментальной, заменить ее другой категорией не представляется возможным. 25.Понятие личности в социологии, факторы ее формирования, структура. Личность – это человек с такими психологическими характеристиками, которые социологически обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих.

В каждой личности проявляется 3 уровня свойств: 1)То общее, что проявляется у каждого члена общества на данном этапе развития. 2)Особенно связано с соц. группами, с которыми общается личность(общности - этнические, профес. деятельность человека, территориальные) 3)единичное, индивидуальное, то что связано с личными опытом, каждый из нас уникален. факторы ее формирования 1.биологическая наследственность 2.физическая среда обитания 3.культурная среда 4.групповой опыт человека 5.уникальный индивидуальный опыт Функциями считается те действия которые конструктивны, обеспечивают жизнеспособность общественного организма. Социальные дисфункции –это те действия, которые разрушают стабильность, в обществе, его результатом является деструктивная деятельность, которая разрушает, а не созидает. Структура: В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:

    активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

    принятие себя и других людей такими, какие они есть;

    непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

    сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

    обладание чувством юмора;

    развитые творческие способности;

    неприятие условностей;

    озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

    способность к глубокому пониманию жизни;

    установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

    способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;

    умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;

    открытое и честное поведение во всех ситуациях;

    способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

    приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

Социология рассматривает общество как систему социальных связей, причем исходной клеточкой многие социологи (Сорокин П. А., Г. Зим-мель, К. Маркс и др.) называют социальное действие. Действие может считаться социальным только в том случае, когда человек его осознает, когда он испытывает на себе влияние поведения других людей и в свою очередь также воздействует на них.

Так как социальное взаимодействие осмысленно, то возникает вопрос о мотивах того или иного действия человека. Например, М. Вебер выделял «понимающую социологию и теорию социального действия»). Социальное действие выступает как социальная взаимосвязь между группами людей. Она может быть в виде социального контакта – мимолетного (пассажиры в автобусе, лифте) и в виде социального взаимодействия. Причем социальными взаимодействиями являются те действия, которые являются причиной и следствием ответных действий других людей.

Социальное взаимодействие происходит тогда, когда люди достаточно постоянно и устойчиво влияют на поведение друг друга. В результате этих постоянных взаимодействий обычно происходит изменение социальных отношений, в которых находятся люди.

Социальные отношения – отношения между группами людей, которые занимают в обществе различное положение и по-разному влияют на экономические, политические отношения (например, межнациональные, межгрупповые отношения). Характер социальных отношений зависит от того, какую цель преследуют субъекты этих отношений – статус, власть, богатство и т. д.

П. А. Сорокин делил социальные взаимодействия:

1) по количеству субъектов;

2) по характеру взаимоотношений (односторонние – двусторонние; солидарные – враждебные);

3) по деятельности (длительные, кратковременные);

4) по организованности (организованные – семья, партия и неорганизованные – толпа);

5) по сознательности (сознательные и нет). Таким образом, социальное взаимодействие очень сложное явление. Но без него невозможно существование общества.

Социальное взаимодействие можно разделить на такие простые элементы, как ожидание, реакция, действие. Они могут стать основой для определенных социологических концепций.

Формы взаимодействия людей, связь между ними определяют простые механизмы – язык, жесты, ценности.

Многие социологи считали социальное взаимодействие исходной клеточкой исследования общества (Маркс, Бухарин). В западной социологии К. Янг и Л. Фримен рассматривали теорию социального взаимодействия как центральную в социологии, так как с самого рождения человек является частью определенных взаимодействий в обществе.

Понимание социального взаимодействия как главной категории социологии не противоречит и теории М. Вебера и Т. Парсона о превосходстве «социального действия», так как социальное действие предполагает, во-первых, момент индивидуальных отношений, а во-вторых, ориентацию на других. И именно ориентация на других влечет за собой социальное взаимодействие.

1.Социальное действие и социальное взаимодействие.

2.Формы социальных взаимодействий.

3.Социальные отношения.

Литература.

1. "Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других" (М. Вебер).

Оно соединяет в себе а) момент действия; б) момент ориентации на другого.

Деятель ориентируется на ситуацию, вырабатывая в процессе размышлений над ней конкретный план реализации потребности в активизации своего поведения. Дело в том, что социализация формирует в каждом человеке внутреннюю готовность к определенному типу и даже форме действий в определенных условиях. Это и есть то, что определяется как "поведение". Ситуация может соответствовать сложившемуся стереотипу поведения. Но надо еще активизировать поведение. Необходим мотив как смыслообразующее начало действия.

Т. Парсонс выделил так называемые типовые переменные действия – пары мотивов, характеризующие возможности альтернативного выбора:

Действия исключительно в собственных интересах или действия, учитывающие потребности других людей (поведение студента на лекции);

Действия, продиктованные непосредственными потребностями, или действия, направленные на перспективные цели (выйти поговорить с другом или купить бутылочку "Пепси", или остаться на семинаре, чтобы не привлекать негативного внимания преподавателя);

Действия, направленные на использование родовых признаков партнера (пол, возраст, внешность), или действия, направленные на использование социальных (профессия, должность, семейное положение и пр.) признаков (попытаться решить конфликт с преподавателем, вызванный бесконечными отлучками с занятий, за счет воздействия на его пол, возраст и т.д., или за счет апелляции к его профессионализму, пониманию студента);

Действия, подчиненные общим правилам, или действия, сообразующиеся с особенностями момента (одинаковое поведение студента на лекциях и семинарах, или различный подход к занятиям в зависимости от их формы, преподавателя и пр.).

Перечень подобных альтернатив в реальной жизни можно продолжать бесконечно. Суть в их взаимосвязи, всегда составляющей очень сложную, возможно, не до конца понимаемую даже самим деятелем, структуру мотива действия. В активизации поведения, таким образом, участвует много разных, но связанных между собой, побуждений.

При этом, как уже отмечалось в предыдущих лекциях, действие может быть целерациональным, осознанно соотносящем между собой цель, средства, прогнозируемые результаты. Оно может быть ценностно-рациональным, подчиненным долгу, нравственным требованиям и т.п., когда человек уже не задумывается о том, как именно и почему именно так соотносятся между собой цель, средства и результаты его же действий. Он убежден, что действовать можно только так, и никак иначе. Оба эти типа действия относятся к социальным действиям, раз они направлены на действия других.



Но другие могут и не откликнуться на направленные на них действия. Они могут их проигнорировать, не заметить. Иначе говоря, не всякое социальное действие приводит к взаимодействию.

2. Социальное взаимодействие означает, что действия одного субъекта вызвали ответную реакцию другого субъекта. Это и есть процесс взаимодействия.

Человек всегда связан с другими людьми. Эти связи могут носить характер социального контакта. Социальный контакт – это такой вид социальной связи, когда партнер легко может быть заменен. Связь не предполагает системы сопряженных действий и намерений партнеров в отношении друг друга. Другое дело – социальные взаимодействия. Это – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию, которая, в свою очередь, порождает новую реакцию воздействующего.

Социальные взаимодействия предполагают, что партнеры имеют какие-то сходные представления о ценностях, нормах, образцах поведения, на основе которых и становятся возможными сопряженные действия субъектов. Эти ценности, нормы организуют взаимодействия, придают им ту упорядоченность, которая дает возможность партнерам прогнозировать, предвидеть поведение друг друга.

Социальные взаимодействия бесконечно разнообразны: предметные и словесные, прямые и косвенные, и т.д.

Им присущи такие характеристики, как экстенсивность (доля в жизненных интересах, целях субъекта), интенсивность (теснота, устойчивость связей между субъектами).

Они могут быть кооперативными, направленными на решение общих задач. Рынку присущи конкурентные отношения, направленные на борьбу за ресурсы. В современной социологии утвердилось представление о конфликтогенности социальных взаимодействий.

Дело в том, что взаимодействующие субъекты всегда в чем-то отличаются друг от друга. Они не могут на все смотреть совершенно одинаково. В то же время, в современном мире все больше становится таких объектов, которые, так или иначе, представляют общий интерес для субъектов. Это и вынуждает их, даже помимо собственных желаний, вступать во взаимодействия. Получается, что взаимодействуют субъекты с разными интересами, направленными на один и тот же объект. Эта противоречивость интересов создает основу для конфликтогенности. Постоянно возникают конфликтные ситуации, когда позиции субъектов в отношении общего объекта расходятся. Но иногда возникают инциденты: противоречие интересов перерастает в борьбу интересов. Возникает конфликт. Едва ли не за каждым конфликтом стоит определенная социальная позиция, выражающаяся в социальной оценке объекта, его значения, своих возможностей и интересов, интересов и возможностей конкурента (оппонента) и т.д. Т.е. конфликт – всегда социален, хотя не всегда эта социальность проявляется непосредственно.

Непосредственную форму социального конфликта имеют межгрупповые конфликты – политические, этнические и пр. Но экономические конфликты иногда приобретают иную форму. Человек хочет иметь иномарку, но не может себе это позволить, т.к. принадлежит к социальной группе, имеющей низкие доходы. Конфликт, конечно, социальный. Но чаще он переживается как личный, или даже психологический. Однако когда человек начинает задумываться над тем, почему ему не удается, не меняя привычный образ жизни, приобрести "черный бумер", он рано или поздно приходит к осознанию социальности переживаемого им внутреннего конфликта.

Поэтому даже в так называемых внутренних конфликтах проявляются такие функции конфликта, как воздействие на сложившуюся в сознании субъекта систему ценностей, норм, прочих социальных представлений. Конфликты всегда ведут к поиску союзников, сплачивая "своих" против "чужих", и т.д.

Понятно, что, за исключением экстремальных ситуаций, когда действия одного из субъектов создают или могут создавать реальную угрозу для других участников взаимодействия, предпочтительным способом урегулирования конфликтов, если уж инцидента не удалось избежать, являются переговоры. ООН даже выдвинула проект культуры мира, предусматривающий своего рода всеобщее обучение принципам конструктивного разрешения конфликтов любого уровня.

Наиболее перспективной в этом плане представляется стратегия поэтапных обоюдных инициатив разрядки (ПОИР). Она предполагает, что небольшая уступка, шаг навстречу партнеру, вызывает ответный шаг со стороны партнера. Далее происходит эскалация взаимопонимания, т.е. то или иное по форме и содержанию (в зависимости от конкретной ситуации), сближение позиций оппонентов. Если же ответных инициатив не следует, то отношения прерываются до тех пор, пока не будет найден приемлемый для партнеров вариант развития взаимодействия.

Конечно, такая стратегия требует и желания, и умения понимать партнера, не приписывая ему свои взгляды и интересы, с одной стороны, и выдержки, терпения, - с другой. С точки зрения социологии важно, что признание такой стратегии социальных взаимодействий предполагает необходимость взаимного мониторинга социальных позиций и действий участников взаимодействий, а, значит, и умение вести такое отслеживание динамики представлений, настроений и действий сторон.

При этом, разумеется речь идет о конфликтах самого разного уровня, вплоть до семейных или дружеских ссор.

Важно понимать, что в процессе взаимодействия всегда происходит социальный обмен двоякого рода.

Во-первых, происходит обмен смыслами, представлениями, и на этой основе складывается область инклюзивных представлений, общих для всех участников взаимодействия. Чем шире эта область, тем эффективнее взаимодействия. Даже понимание несовместимости своих интересов, если оно стало общим для партнеров, может повысить эффективность взаимодействия или, побудив их не касаться объектов этих несовместимых интересов и сосредоточиться на поиске того, что приемлемо для всех, или, напротив, побудив их вообще прервать связи друг с другом. Разрыв связи тоже можно при определенных условиях расценивать как эффективный результат взаимодействия (например, поражение одного из конкурентов, заставляющее его выбыть из конкурентной борьбы как формы социального взаимодействия). Этой стороне дела уделяет первостепенное внимание теория символического интеракционизма (Д. Мид).

Во-вторых, происходит обмен действиями, в ходе которого каждый из участников взаимодействия стремится что-то выиграть. Выигрыш, как подчеркивает Д. Хоманс, пропорционален затрачиваемым для его получения усилиям. Субъект готов прилагать тем большие усилия для достижения целей взаимодействия, чем большего выигрыша для себя он ожидает в случае успеха. Эта закономерность социального поведения открывает широкие возможности воздействия на партнеров на любом уровне и в любой ситуации: обещайте достаточно много того, чего хочет ваш партнер, и он приложит все силы, чтобы обеспечить успех вашего взаимодействия, тем самым объективно прилагая максимум своих сил для достижения ваших целей. Это, конечно, не исключает (если вы не обманываете партнера), что такие действия и ему выгодны не менее чем вам. Собственно, это и есть проблема эквивалентности обмена (взаимодействия), которой уделяется так много внимания в экономике.

Таким образом, можно определить социальное взаимодействие как динамическую характеристику общества. Это – динамический источник социального развития.

Устойчивая система социальных взаимодействий создает отношение.

3.Социальные отношения – устойчивые взаимодействия между партнерами. Их устойчивость связана с тем значением, которое имеет для партнеров объект отношения. Но она связана и с тем, что у партнеров нет возможности обойтись друг без друга. Их связь становится необходимой для каждого в отдельности и для всех вместе. Даже стремление разорвать эту связь или уничтожить партнера, если это намерение нельзя осуществить, может стать основой долгих и прочных отношений (например, холодная война между двумя мировыми системами или отношения между преподавателем и студентами при определенных обстоятельствах, когда партнеры не любят друг друга, а сессия еще не скоро). Если взаимодействия связаны преимущественно с тем, как партнеры понимают свои социальные роли, то, превращаясь в отношения, связи партнеров оказываются соотнесенными уже с их статусами. Здесь меньше значат представления партнеров о сложившихся отношениях, их перспективах, и больше – их объективное положение в сложившейся социальной системе, связывающей их между собой.

Таким образом, социальное отношение – это статическая характеристика социальной системы, устойчиво связывающей между собой его участников.

Для отношений важно, в какой степени их участники влияют друг на друга. Поскольку их статусы объективно не могут совпадать (статус жены – совсем не то же самое, что статус мужа), постольку степени их влияния друг на друга тоже различны. Иначе говоря, социальные отношения имеют разную интенсивность для их участников. Так, например, влияние политиков на массы в течение срока их пребывания на выборных должностях выше, чем влияние масс на политиков. Все меняется, когда приходят выборы. Политикам приходится затрачивать огромные усилия, чтобы сохранить влияние на массы: все остальное отступает на задний план (включая обоснованность предвыборных обещаний). Ценой утраты интенсивности отношений оказывается ликвидация самих отношений: политик перестает быть политиком и выходит из старой системы отношений. Ясно, что очень важными являются такие характеристики отношений, как их продолжительность, направленность, содержание.

С точки зрения направленности и содержания отношения можно разделить на антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические отношения – это отношения соперничества, конкуренции. Автор теории игр Д. фон Нейман указывал, что в системе антагонистических отношений каждый участник стремится навязать партнеру наиболее невыгодный для этого партнера способ действия. Участники антагонистических отношений стремятся "подставить" друг друга при каждом удобном случае. Это происходит потому, что достижение своих целей одним исключает достижение своих целей другими участниками этого типа отношений. Типичный пример – рыночная конкуренция. Даже сговор партнеров, которые не в состоянии уничтожить друг друга, как правило, ведет к поглощению одного другим. Кто-то становится "старшим", а кто-то – "младшим". "Старший" выигрывает больше, чем "младший". Иначе говоря, в антагонистических системах отношений никогда нет равноправия, паритета интересов. Следовательно, отсутствует и взаимная выгода отношений: они всегда одному выгоднее, чем другому. Поэтому и оценка такого отношения его участниками различная. Одни хотят сохранить данное отношение. Другие – хотят его изменить таким образом, чтобы уничтожить несправедливое с их точки зрения распределение выгод от такого рода социальных отношений. Главным объектом социальной связи в системе антагонистических отношений становятся сами эти отношения, их судьба. Цели, ради которых эти отношения возникли, отходят на задний план, когда антагонизм начинает осознаваться участниками отношений, и превращается в действие, в источник активизации поведения.

Напротив, неантагонистические отношения предполагают социальную солидарность. Нейман назвал "игры" с неантагонистическими интересами командными. Суть в том, что здесь достигнуть цели можно только общими усилиями, а достижение цели выгодно всем участникам отношения. Хотя не исключено, что эту выгоду каждый из них понимает по-своему. В самом деле, статусы субъектов остаются различными. Соответственно, различны и их интересы. Но осуществление интересов одного участника отношений не только не мешает осуществлению интересов всех других участников данной системы отношений, но и является необходимым условием для этого. Если один не достигнет своей цели, не достигнут своих целей и другие. Такой тип отношений часто складывается там, где люди сталкиваются с регулярно повторяющимися экстремальными ситуациями, когда сотрудничество, солидарность становятся условием выживания. Часто неантагонистические отношения утверждаются там, где жизненный опыт убедил людей в том, что влияние на другого человека может быть устойчивым только в случае, если оно выгодно тому, на кого влияют. Здесь даже отношения господства и подчинения могут приобретать неантагонистический характер: подчиняющемуся вовсе и не хочется выходить из подчинения, а, совсем наоборот, хочется, чтобы им и дальше командовали. Иначе говоря, возможны ситуации, когда в рамках неантагонистических отношений, их участники взаимно укрепляют неравноправие в собственных отношениях, неэквивалентный социальный обмен между собой.

Таким образом, если содержание социальных отношений преимущественно определяется объективными статусами их участников, то вопрос об их характере снова возвращает нас к ролевым представлениям их участников, к проблеме конфликта и психологии его разрешения.

Действительно, семья, например, представляет собой комбинированный тип социальных отношений. В этой системе социальных отношений случается все и для всего находится основание. Но есть одна общая закономерность. В семье так много различных точек пересечения интересов ее членов, что конфликтные ситуации возникают постоянно. Семья – одно из наиболее конфликтогенных социальных образований. Но в хорошей семье ценность отношений настолько велика, что люди постоянно готовы пожертвовать ради мира своими частными интересами. Общее согласие, солидарность для них важнее прочих индивидуальных интересов, которые не совпадают, да и не могут совпадать, с интересами других членов семьи. Но и полностью избежать инцидентов в часто даже территориально ограниченном пространстве жизнедеятельности семьи трудно. Если папа захотел сесть именно в это кресло, то мама туда уже сесть не сможет иначе, как причинив папе некоторые неудобства. Как папа отнесется к этим возможным неудобствам? Как мама отнесется к нежеланию папы уступить ей место в этом кресле? Собственно, хорошая семья и отличается от плохой тем, что в хорошей семье приоритетны неантагонистические интересы. В хорошей семье постоянно идет поиск возможностей удовлетворить свои интересы не за счет других. Этот поиск ведут не только все вместе, но и каждый в отдельности. Каждый, собираясь, что-то сделать, думает о том, как бы эти его действия не ущемили интересов другого. Конечно, никто не застрахован от ошибок и неудач. Вопрос в том, что, как правило, определяет конкретные формы социальных отношений: направленность на себя или учет интересов других, стремление удовлетворить сиюминутную потребность или ориентация на дальние, перспективные цели и т.д.

Типична в этом смысле ситуация с рыночными отношениями. С одной стороны, это типичный пример конкуренции. Здесь всегда есть основа для конфликта. Более того, рынок устойчиво воспроизводит эту основу: интересы участников рыночных отношений не просто не могут совпадать, они не могут не быть противоположны. Но, чем шире становятся рыночные отношения, чем больше точек пересечения самых разных интересов образуется в рамках этой системы, тем важнее для всех участников рынка оказывается поддерживать устойчивость отношений друг с другом. А для этого приходится учиться договариваться. Договор с развитием рыночных отношений становится основной формой развития и поддержания социальных связей между их участниками. Это, в свою очередь, предполагает, так или иначе, выход за пределы тех задач, с которых начинались отношения. Проще говоря, позитивные социальные отношения всегда обнаруживают тенденцию к расширенному воспроизводству.

Таким образом, социальные отношения представляют собой систему социальных взаимодействий, объединяющую множество предметов связи. Когда мы говорим об отношениях между А и Б, то, идет ли речь о нациях, государствах, классах, фирмах, социальных группах или индивидах, всегда в виду имеется нечто более широкое, чем взаимодействие в хозяйственной или бытовой сфере.

Социальные отношения – это система социальных взаимодействий, имеющая длительный, систематический и самовозобновляющийся характер, что придает ей независимость от случайных колебаний состояния их участников. Социальные отношения придают регулярный, организованный характер социальным действиям, в известной мере обезличивая их. В них личное устойчиво соотносится (или не соотносится) с социальным, происходит выбор приоритетов: что важнее?



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные