Береста обработка и заготовка ее поделки. Поделки из бересты: пошаговая инструкция, секреты предков и практическое применение берестяных изделий. Фото поделок из бересты

Для работы с берестой понадобятся как специальные, так и обычные инструменты : ножницы, нож, зажимы, линейка, рейка, угольник, циркуль, карандаш, шариковая ручка, жестяные шаблоны, ленторез из ножа, ленторез из шайб, шило, пробойники, чеканы, скоба, стамеска, киянка.

Специальные инструменты для работы с берестой
:

  • Ленторез для ленты может быть сделан из двух ножей, перпендикулярно закрепленных на плоскости для протаскивания ленты. Ширину ленты определяет расстояние между ножами. Также можно изготовить из 2-х деревянных пластин (150×60 мм). Толщина постоянной пластины — 15 мм, толщина другой пластины, съемной, меняется в зависимости от требуемой ширины ленты. На постоянной пластине делается паз и закрепляется лезвие ножа. Носик лезвия должен находиться на 3 мм ниже пластины.
  • В качестве зажимов можно использовать канцелярские скрепки, «крокодильчики», бельевые прищепки. Чеканы вам понадобятся, если будете на бересте делать оттиски рисунков. Простейший чекан может быть изготовлен из большого гвоздя (20 мм): напильником стачивается острый конец до круга, а затем с помощью треугольного надфиля и напильника на этом торце намечается диаметральная средняя полоска и далее стачивается торец гвоздя под углом 30 градусов от центра к середине. Так проделать надо 6 раз, можно больше. Получите рисунок солнца, можно цветка.
  • При плетении используется коточик (кодочик, кочедык и др.) из кости, дерева или металла, с помощью которого расширяются промежутки между сплетенными лентами, за счет этого становится проще протаскивать ленту наружного слоя.
  • При изготовлении туеса понадобится пробойник (для пробивания замков), киянка (для вколачивания донца в сколотень, чеканы (для подчеркивания красоты) и др. В отличие (я плетения из лозы и соломки, в плетении из бересты используется к основном один вид переплетения прямой или наклонным получается клетчатый узор (похожий на шахматную доску), в прямом плетении ряды горизонтальных и вертикальных квадратов перпендикулярны между собой, в наклонном — расположены под углом 45″. Прямое плетение считается проще наклонного.Виды плетения изделий из бересты :
    Прямое плетение используется для изготовления подставок, ковриков, коробочек, донышек корзин, хлебниц. Берется четное количество полосок шириной 10-15 мм, собираются, складываются, протягиваются и переплетаются на горизонтальной поверхности. Начало плетения в зависимости от изготовляемого изделия может быть различным. При плетении ленты основы чередуются через одну. При таком чередовании берестяных лент получается узор, похожий на рисунок шахматной доски.
    Таким образом плетется коврик. Чтобы изготовить объемные изделия (коробочку, солонку, корзинку), необходимо научиться плести узлы. Самый простой в исполнении — прямой угол 90°. Все концы полосок из сделанного ранее коврика поднимаются вертикально вверх и соединяются в пучок. В эти вертикальные полоски вплетаются дополнительные полоски. Объемный шаблон, находящийся внутри плетения, помогает создать ровное, симметричное, красивое изделие.
    Для небольшой коробочки, сплетенной прямым плетением, понадобятся берестяные ленты шириной 20 мм, толщиной 1 мм: 8 лент длиной до 45 мм и 8 лент длиной до 55 см. Ленты зачищают до 0,4 мм и заостряют. Сначала плетется коврик (две ленты от середины переплетают с двумя другими), к ним по бокам приплетают 4 короткие боковые ленты, получится основание со стороной 8 см. Затем на коврик ставится объемный шаблон так, чтобы ленты были расположены вдоль диагоналей его торца. Выходящие из-под каждого угла шаблона две короткие боковые ленты переплетают, фиксируя углы. Далее плетутся стенки высотой до 9 см. Шаблон вынимается, и дальше плетутся плечики, для чего один конец короткой боковой ленты подсовывают под другой, который в свою очередь перекидывают поверх первого на другую сторону, опускают его на соседнюю стенку и закрепляют, протянув через поперечную ленту. Так же делают и другие плечики.
    Для придания изделию законченного вида обязательно оформляется край изделия. Это можно сделать с помощью дополнительной, короткой (на длину кромки) ленты. Она проходит через все петли перегнутых полос (лент) и не дает расходиться крайним «квадратам» изделия. Края прямого или косого вида плетения можно оформить «зубчиками», манжетой, дополнением служат и ленты из бересты, которые завязываются бантиками.

    Изготовление Туеса :
    Более сложным является изготовление туеса. Для него понадобятся сколотень, пластовая береста (чуть меньше по высоте сколотая), полоски бересты на пояски, полоски-подкладки в сгибы, дощечки из древесины для изготовления дна и крышки, а также тальниковый прут для ручки.
    Туес представляет собой термос. В качестве внутренней части используется сколотень, у которого сверху и снизу на 3-6 см снимают лишние слои. Пластовой берестой (наружной стороной внутрь) обертывают сколотень так, чтобы ее края находили друг на друга на 4-7 см. Вдоль краев проводят шилом черту и на одном крае прорезают полукруглые отверстия, а на другом — зубчики. Получается замочное крепление.
    Затем, надев обшивку на сколотень, выступающий снизу торец сколотня опускают в кипящую воду, распаривают несколько минут, когда он станет мягким, выворачивают его наружу, и он плотно обхватывает обшивку. То же самое проделывается с верхним торцом сколотня. Дно и крышку можно изготовить из досок толщиной 15-20 мм из древесины хвойных пород. Крышка должна соответствовать внутреннему диаметру туеса, а дно делается с припуском 2-4 мм. В распаренный еще раз нижний край туеса вставляется дно, на него для увеличения прочности надевается поясок (берестяная полоска шириной 2-5 см, скрепленная в замок). Для ручки используется тальниковый прут, его изгибают и вставляют в отверстия, сделанные в крышке. В выходящих на внутреннюю сторону крышки концах прута делаются отверстия, и в них вставляется для закрепления ручки короткая палочка.

    Применяя различные способы декорирования бересты, такие как резьба, процарапывание, роспись, можно создавать красивые оригинальные изделия, на которые всегда повышенный спрос. Такие изделия особенно охотно приобретают иностранные туристы, при этом они высоко ценят именно ручную работу.

Как работать с берестой?

Как работать с берестой?

Не помню уже с чего всё началось. Захотелось попробовать себя в работе с берестой. Посмотрел в интернете и на рынке на изделия и определился с целью: Тиснение по бересте. С чего же начать? Таким вопросом задался я года два назад. Провентилировал интернет по этому вопросу. Множество сайтов рассказывают о видах обработки бересты: заготовка, прорезная береста, скобление внутреннего темного слоя, плетение и тиснение. К сожалению по последнему вопросу, который меня интересовал, я ни чего внятного не нашел, за исключением изготовления и использования различных примитивных чеканов в виде звездочек да крестиков.

Решил не отчаиваться и решать задачи по мере поступления. Ведьдля работы необходим материал, где же его брать? Об этом в интернете написано много. Написано - сделано: Взял резак, рюкзак и отправился подальше от города в березовую рощу.Благо случилось так, что время было самое подходящее, конец весны начало лета. Не завидую тем, кто этим загорелся не в сезон. Желание есть, а материала нет.Можно ли заготавливать бересту не в сезон? Эту тему оставим до следующих исследований.

Получилось не с первого раза. Березки попадались молодые, хотя, ствол был в диаметре был 15 см (как сказано в источниках), так что друзья деревья, для снятия с них кожицы, нужно искать более 15 см. От возраста дерева зависит толщина бересты. Хорошие пласты удалось снять с деревьев от 30 до 40 см в диаметре. К сожалению, я так и не понял, как сохранить лицевую сторону (обращенная к лубу) без механических повреждений. Все сняты мною образцы были исцарапаны и как мне кажется, утратили свою художественную ценность.

По прибытии домой, я обработал образцы, удалили грязь с наружной стороны, вырезал больные и испорченные места, положил под пресс.

Вторым пунктом заготовления была лента, которая предполагалась для обметки краев будущих изделий.Для разметки ленты на стволе я решил использовать изоленту. Оказалось очень удачным маневром. Во первых она получилась одинаковой ширины по всей длине, а во вторых если требуется обойти «непригодные» участки это легко координируется переносом ленты выше ниже.Резал обычным канцелярским ножом. Таким образом было снято 3,5 метра ленты, которую дома я позже разделил на две по 5 мм каждая.

Думаю, что нужно предупредить начинающих «охотников за скальпелями», что желательно успеть до вылета гнуса (комаров и мошек), либо пользоваться накомарниками и средствами защиты ибо работа требует аккуратности и внимания, чего конечно же не удастся в себе найти если вокруг всё пищит, жужжит и так и норовит попить вашей пролетарской крови.

Ещё один момент по поводу снятия бересты только с поваленных деревьев. Конечно же это плохо резать деревья, но я неделю пытался найти у себя где же есть вырубки берез, так ни чего и не нашел, кроме пары сгоревших посадок, в которых ловить кроме обугленных кочерыжек было не чего. На заметку: на следующий год ездил смотреть, что стало с моими пациентами - все живы, здоровы, конечно увытеперь их белёсый стан украшают черные полосы.

Выбрал тематику - Рыбалка. Подобрал красивую фотографию, на которой мне понравился силуэтмужчины поймавшего рыбу.

Для хорошей работы нужно хорошее обрамление - рамка. Сделал несколько эскизов, на тему, продумал приблизительную компоновку.

Попробовал выполнить отдельный узел. Использовал маленький кусок бересты. Нарисовал узор мягким карандашом. Начал обводитьзатупленным шилом, как описано в инструкциях на сайте. Мне не понравилось. Попробовал использованную шариковую ручку, старую с большим шариком. На этом устройстве и остановился. Ещё пошла в ход вязальная спица! для продавливания более глубоких канавок и площадей.

Немного расстроился:качество бороздок оставляло желать лучшего. Материал в них замялся, потрескался и появились ворсинки. Особенно в тех местах, где на бересте были чечевицы (полоски) или дефекты. Как говорится, первый блин комом!Дальнейшие развития показали, что не только первый. Увы.

После обведения рисунка, покрыл бересту морилкой, немного подождал, пока она впитается и с усилием протер ватным тампоном, смоченным в подсолнечном масле. Результат меня поразил - это то, что я хотел получить.

выполнил моделирование на компьютере:

Результат мне понравился. Распечатал его на принтере и приступил к выбору материала.

Не смотря на то, что листы были под прессом, при его снятии листы всё равно закрутились. При попытке их выпрямлять, береста начинала издавать звуки явного разрушения, треск. Это была первая проблема. Положил на полчаса в теплую воду. Это придало листам гибкость.

Вторая проблема была связана с выбором подходящего куска бересты, не один из них не имел чистого пространства размером А4. Проблему так и не решил, а просто «прогнулся»: уменьшил масштаб шаблона рисунка и часть дефектов попытался по максимуму вписать в композицию.

Приколол кнопками лист к доске. Перевел с помощью обычной ручки по шаблону рисунок и приступил к тиснению.

Проблема номер три. С уменьшение масштаба, некоторые детали стали настолько мелкими, что их выполнение по выбранной технике не представлялось возможным. Поэтому пришлось уйти от первоначального варианта. Береста оказалась очень непредсказуемым материалом. Поэтому перед финальным проектом, желательно парочку основных моментов отработать на материале, полученном от того же куска. Особое внимание уделите мелким деталям и покрытиям, морилкам и лакам, последними двумя можно испортить хорошую работу в самый последний момент.

Теснил всё теми же инструментами описанными выше: Ручка шариковая с законченными чернилами, вязальная спица.

Подготовка ленты. Ленту передиспользованием замочил на полчаса в теплой воде, т.к. она тоже пересохла от долгого хранения. После этого по линейке обрезал один её край. Но не совсем по прямой, а учитывая изгибы материала, пытаясь сохранить максимум полезного пространства. Как позже выяснилось это нужно для быстрой разметки самих полос. Для разметки полосы одного размера использовал циркуль. Отмерив на циркуле требуемый размер, используя иглу иобрезанный край ленты как направляющую, прочертил линию по всей полосе. Использовать нож при нарезании ленты мне не понравилось. Лента крутилась и вертелась, как хотела, и не было моих сил обуздать её. Ножницами получилось всё превосходно.

Для пробивки отверстий чего только не перепробовал. Дыроколом, неудобно, а точнее невозможно попадать туда куда нужно. Круглый пробойник - дырки получаются, что надо, но вот щельпосле вставления ленты остаётся большая. Нашел два выхода. Либо выбивать два отверстия диаметром равным толщине ленты (не ширине), с последующим соединением двух отверстий резаком, либо немного сплющить круглый пробойник до эллипса. Я сделал последнее.

Покрыл поверхность морилкой, после чего протер ватным тампоном, смоченным в подсолнечном масле. В этот раз результат меня не очень обрадовал. Естественный цвет был однозначно красивее. Нужно было покрывать раствором только тисненые поверхности. Как я это сделал в случае с экспериментальным образцом.

Еще одно важное открытие: Смазанная подсолнечным маслом береста ведет себя совершенно по-другому при использовании инструментовтиснения (шила и т.д.). Инструменты оставляют глубокий след, но при этом совершенно не нарушают поверхностного слоя. Конечно не понятно, как будет в этом случае тонироваться тиснение… открытие требует проверки в бою.

При продевании ленты она вся скручивалась и путалась. Поэтому после каждого продевания начинал с самого начала искать нужную сторону. Выхода нашел два, либо использовать короткие ленты (с ними проще справиться) либо продев край в нужное отверстие не бросать его на произвол судьбы а вставить в следующее отверстие. Таким образом, при окончании операции вы имеете распутанный конец, вставленный нужной стороной.

Приперегибах ленты через край, обнаружил надрывы в тех случаях, когда на изгиб приходилась чечевичка и только тут я понял зачем умельцы прокладывают по краям работ прутики из ив или корней, тогда радиусизгиба становиться больше и уменьшается вероятность перелома ленты.

В конце оплетки я допустил большую ошибку, дернул немного сильнее, чем нужно было, за ленту и … выдрал целый кусок бересты. Друзья, во первых не пробивайте отверстия слишком близко друг к другу, а во вторых будьте аккуратнее и нежнее с берестой, не пытайтесь «впихнуть невпихуемое» это ни чем хорошим не кончиться.

А вот и полученный нами результат:

Успехов Вам в ваших начинаниях.

Россия – страна с огромной территорией и многовековой историей. Среди других государств бытует большое количество стереотипов, связанных с ней. Некоторые имеют негативную окраску, например, про водку, морозы и матерное общение, другие, наоборот, раскрывают глубокий русский менталитет с положительной стороны: готовность помочь, обилие икры и красота природы.

Действительно сложно представить русские пейзажи без берез – тонких черно-белых красавиц. Эти деревья не только радовали глаз наших предков, но и служили сырьем для берестяного промысла.

До сих пор большой популярностью пользуется березовый сок, который обладает приятным вкусом, а кроме этого содержит десяток органических кислот и витамины В6 и В12, что безусловно говорит о его пользе для здоровья. На этом полезные качества дерева не заканчиваются, его кору – бересту, или берёсту – применяли во многих сферах жизни.


На бересте писали, делали из нее украшения для изб и посуду, использовали в рыболовном промысле для легких лодок, плели лапти и корзины, она также служила прекрасным природным антисептиком.

В настоящее время, когда природные материалы стали заменять синтетическими, березовая кора уступила свое первенство, но сохранившиеся знания позволяют создавать уникальные поделки из этого материала.

Плюсы таких изделий несомненны: во-первых, это натуральность. Во-вторых, красота одновременно с функциональностью. И, в-третьих, но далеко не последних преимуществах – эти вещи используют по назначению, например, в емкостях из бересты можно хранить продукты, в лукошки собирать грибы и ягоды, а лапти использовать, как домашнюю обувь.

Народное творчество приобретает все большую популярность и многие интересуются, как сделать поделку из бересты своими руками. Статья, представленная ниже, поможет вам начать творческий путь.

Заготовка бересты для поделок

Если вы загорелись идеями поделок из бересты, вам необходимо узнать, как правильно подготовить ее для творчества.


Прежде всего следует помнить, что заготовка материала не должна навредить природе. Лучше собирать бересту с упавших или срубленных деревьев. Рассчитайте примерное количество сырья, потому что неиспользованная кора может испортиться и пропасть.

Сбор ведется в июне. Этот срок колеблется в зависимости от вашего места жительства.

Проще всего собирать бересту листами. На коре делается надрез вдоль ствола длиной от 40 до 70 см. Потом аккуратно отделите кору от ствола, в удачный сезон отслоение происходит с легкостью само по себе.

Для некоторых поделок тех, которые предполагают плетение, бересту нужно собрать лентами. Тогда делайте надрез вдоль ствола длиной 3-4 см, аккуратно отслаивайте кору и снимайте ее по спирали.

Хранение и подготовки бересты

  • пространство для хранения должно быть сухим и хорошо вентилироваться;
  • на свету береста теряет цвет, выгорает, поэтому место для нее выбирают темное;
  • тонкие ленты скручивают в моток белой стороной наружу;
  • между листами должна находиться прослойка, например, картон, а сверху их прижимают чем-нибудь тяжелым.


Обработку бересты для поделок начинают с очистки. Стряхивают пыль с желтой стороны и снимают грязь с другой, можно для этого использовать наждачную бумагу.

Следующий этап: расслаивание. Бересту делят на слои необходимой толщины. Если материал старый или кора толстая, его нужно размочить в солевом растворе в течение 2-3 суток. После этого она просушивается под грузом.

Берестяной кузовок своими руками

Вашему вниманию предлагается мастер класс по созданию берестяного кузовка для начинающих. Стоит отметить, что, хотя изделие способен создать неопытный ремесленник, на это придется выделить несколько часов.

Предполагается, что материал в наличии и подготовлен к работе.


Используйте берестяной лист нужного вам размера. Предположим его величина 40Х30 см. Подготовьте тонкие ленты для «шитья» изделия. Их длины должно хватить, чтобы соединить края кузовка. Толщину делайте примерно 0,5-0,7 см.

Сверните лист, наложив края друг на друга, и зафиксируйте их, например, канцелярскими зажимами или крупными скрепками. На краях, которые наложены друг на друга, сделайте отверстия.

Используйте канцелярский нож или шило. Чтобы кузовок получился красивым и аккуратным, заранее отметьте места отверстий.

«Сшейте» цилиндр, используя приготовленные ранее ленточки из бересты. Зажимы теперь можно убрать. На тубе отметьте уровень дна в 10 см. Разрежьте бересту на 4 части до этой отметки на равном расстоянии друг от друга. Загните детали дна друг на друга и «сшейте» при помощи тонкой ленты.

Кузовок готов. Его можно украсить кусочками бересты другого цвета и приделать ручку, если необходимо. На фото вы видите поделку из бересты в готовом виде.

В сети существует много идей и инструкций для поделок из бересты. Пользуйтесь ими или придумывайте свои варианты. Ваше творчество точно никого не оставит равнодушным!


Фото поделок из бересты

Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий.

Все изделия, изготовленные из бересты, можно разделить на типы :

· Изделия из берестяного цилиндра. Для их изготовления необходима береста͵ снятая целиком с отрезка берестяного ствола. Таким способом изготавливают туеса, шкатулки.

· Изделия из цельного пласта бересты. Для изделий такого типа используют куски бересты, снятые с дерева по окружности ствола. Изделия изготавливают, выкраивая из полотна бересты плоские детали или формы и монтируя их каким-либо способом в объёмно-простраственую форму. Таким образом изготавливают коробы, черпачки, коврики, рубашки для туесов.

· Изделия из полос бересты. Для изготовления изделий данного типа используют узкие полоски бересты, нарезанные непосредственно со ствола или из предварительно подготовленных пластов, которые переплетаются особым образом во взаимноперпендикулярных направлениях. Таким образом изготавливают корзинки, солонки, хлебницы и мн.др.

· Изделия, декорируемые слоеной берестой. Для получения отельных слоев пласт бересты, снятый с дерева, разделяют на слои при помощи тупого ножа или руками. Слои в дальнейшем подвергают различного вида способам декоративной обработки или используют для изготовления аппликаций.

Виды декоративной бересты:

Одним из древнейших способов украшения берестяных изделий является тиснение – нанесение рисунка методом вдавливания орнаментальных элементов. Рисунок наносят при помощи специальных приспособлений (штампов или чеканов) , ударяя по ним молотком..

Наибольшее распространение получили рисунки со стилизованным изображением птиц, зверей, орнаменты с растительными мотивами, изображения простейших геометрических фигур и знаков (полоски, звездочки, круги, треугольники).

Резьба по бересте – изготовление ажурных полос путем сквозного прорезания рисунка и удаления вырезанных элементов. В этой технике выполняют как несложные геометрические и растительные орнаменты, так и сюжетные композиции.

Резьбу производят при помощи ножей-резаков, ножниц, штампов, просœечек. Ажурные полосы, полученные в результате вырезания элементов, используют для украшения утилитарных предметов, а также оформляют в виде самостоятельных художественных произведений.

При декорировании утилитарных предметов часто выполняют многослойные композиции из ажурных полос бересты: последовательно наклеивают их друг на друга от фонового рисунка сетки к разработанным элементам верхнего слоя орнамента.

Частным случаем резьбы является процарапывание – прорезание бересты на небольшую толщину с удалением верхнего слоя вырезанных элементов. В результате получают рисунок из элементов, незначительно отличающихся по тону от фона.

Роспись по бересте – нанесение на поверхность изделий красочного рисунка или графического узора при помощи кистей, писчих перьев, других изобразительных средств. Расписывают крышки шкатулок, туесков, отдельные детали бытовых предметов.

Эскиз росписи должна быть как сюжетным, так и декоративным, чаще всœего с использованием стилизованных природных форм. Тональность росписи выбирают исходя из сложившихся традиций промысла и общей композиции изделия. Учитывая зависимость отиспользованной палитры выделяют виды росписи:

Полихромная (многоцветная)

Монохромная (тональная), которая должна быть выполнена как в живописной, так и в графичной манере.

Роспись закрепляют лакированием.

Плетение – способ изготовления изделий из узких полос бересты способом объёмного формования путем их полотняного переплетения. Для плетения из бересты применяют узкие ленты, шириной 1-3 см. Небольшие сувенирные изделия изготавливают из ленты шириной 5-7 мм. Применение вида плетения определяется назначением изделия и сложностью его формы, а также материалом, применяемым при этом. Специфика плетения основана на свивании лент между собой, чередуясь через одну с лентами основы - образуется клетчатый узор (прямой или косой)

Аппликация из бересты – наклеивание отдельных деталей, вырезанных из слоеной бересты различных цветовых оттенков и фактуры на декорируемую поверхность в соответствии с эскизом композиции. Эта техника проста и доступна. Одна из главных задач – поиск выразительных сочетаний цветовых пятен. Способом аппликации украшают поверхность утилитарные предметов, а также изготавливают самостоятельные сюжетные композиции сувенирного типа.

Для выполнения аппликации бересту сортируют по цвету. Подбирают кусочки разного тона. Для аппликации разрабатывают достаточно стилизованный эскиз с четкими границами делœения участков. На рабочем эскизе желательно пометить направление чечевичек в каждой детали. А также отметить особенности фактуры. Цветовое делœение можно пометить пятнами одного цвета͵ но различной насыщенности.

Точную копию рабочего эскиза разрезают на отдельные детали, при этом их нумеруют, чтобы не перепутать при наклеивании на фон. По подготовленным лекалам с изнаночной стороны подобранной бересты размечают карандашом или ручкой контуры деталей и вырезают их, срезая намеченную линию. Вырезанные детали наклеивают на тонкую бумагу и сушат под прессом. Подготовленные детали наклеивают на подготовленный фон (картон, фанера, дерево, текстиль и др.) в соответствии с эскизом, начиная с заднего плана. При этом клеем смазывают детали, а не фон, промазывая от середины к краям. Мелкие элементы аппликации смазывают спичкой. Готовую аппликацию сушат под прессом. Очень красивы ажурные аппликации из натуральной или окрашенной черной тушью бересты.

Часто поверхность берестяных изделий подвергают декоративной отделке.

1. Для большинства берестяных изделий применяют прозрачную отделку, т.к. сама береста обычно имеет красивую и характерную окраску. Прозрачная отделка не только придает бересте определœенную окраску, т.к. разные места древесины неравномерно поглощают краситель, но и подчеркивает естественные варианты текстуры. Способы:

Вощение – покрытие воском или восковыми мастиками (с добавлением канифоли и скипидара)

Лакирование – производят в несколько слоев лаком от самого густого до самого жидкого, со шлифованием каждого лакового слоя.

Полирование при помощи специальной политуры (глянцевой или полуглянцевой)

Можно поверхность берестяных изделий покрывать растительным маслом (чистым или с добавлением олифы – 15-20%), дает глубокий, свежий и концентрированный цвет.

2. Непрозрачная отделка – скрывает текстуру бересты. Используется как вспомогательное оформление (масляными или нитроцеллюлозными красками и эмалями, золочением и серебрением).

Опаливание используют для придания изделиям особого колорита или контраста. Способ красив в сочетании с деталями из светлой бересты, с медными или латунными элементами. Опаливание осуществляется погружением бересты в горячий песок (варьируя температуру и время выдержки)

Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий." 2017, 2018.

Заготовка
Заготовлением берёсты занимаются в жаркий летний период: с середины июня до середины июля. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она напрочь пристаёт к пробочному слою. Однако можно заниматься заготовкой и в более позднее время. Вплоть до октября месяца на болотистой местности берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную бурую кору.
Лента
В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора.
Пласт
Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.
Сколотень (цилиндр)
Спиливать дерево удобнее на высоте 1-1,20 метра. Далее для себя обозначить все потенциальные места. Для снятия сколотня выбирается всё та же белоствольная берёза с наименьшим количеством сучков, трещин и неровностей. Необходимый инструмент: двуручная пила, топор, нож, шпага (сочалка). Для снятия сколотней и напилить дерево на чурки 2,50-3 метра. Для удобства работы лучше организовать место снятие бересты на уровне живота. Снимается берёста сколотнем от комеля к вершинке (но можно и наоборот). Для начала делается надрез по всей длине окружности ствола, чтобы обозначить длину будущего сколотня. Далее сочалка вставляется между стволом и камбием, и производятся движения вдоль ствола, и кора берёзы постепенно отслаивается, сопровождается этот процесс обильным сокоизвержением. Когда после трудных минут отслоения вам покажется что вот оно, сейчас должно совсем сойти с дерева, обхватите двумя руками ствол и немного прокрутите бересту по кругу. Если береста подалась, значит нужно осторожно снимать её со ствола. А осторожно потому, что на стволе под камбием могут оказаться острые выпуклости, которые порвут всю проделанную работу, или утолщение ствола так же сможет испортить сколотень. Фотографии заготовки сколотней можно посмотреть по данной ссылке .

Хранение
Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента пролежавшая не скрученая несколько часов становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Это поможет при плетении в мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позволяют снимать бересту в полный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев.
Береста, снятая пластами, укладывается между двух широких досок или листов фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставался некоторый промежуток для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами. Особых условий для хранения сколотней нет.
Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.

Обработка
Первый этап обработки бересты – снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.
Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, поскольку небольшую солонку невозможно аккуратно изготовить из толстых лент, и наоборот, большой пестерь будет походить на бумажный конверт при тонкослойном материале. Отсюда делаем вывод, что расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала к плетению.
Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать материал (бересту или бумагу) можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при работе с ним.

Плетение
Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Прямое плетение при работе сложнее, чем косое плетение. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности. Основные приёмы плетения можно посмотреть в разделе "Мастер-класс" .

Работа с пластом
Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Дополнительный материал: корень хвойных деревьев (сосна, ель), ивовый прут, черёмуховый прут, берестяная лента. Некоторые приёмы работы с пластом вы найдёте в разделе "Мастер-класс" .

Изготовление туеса
Изготовление туесов считается одним из самых сложных в берестяном ремесле.
Туеса делаются обшивными и выворотными. Обшивной туес состоит как правило из 4-х частей бересты: сколотень, рубашка и два пояска верхний и нижний. Выворотной туес состоит только из первых двух. Как правило, рубашка соединяется замком, хотя делали туеса и без рубашки, только с поясками. Замок, соединяющий пласт в цилиндр имеет множество форм и принципов скрепления. Оплетаться туес может как корнем деревьев, так и берестой, и лентой ивового прута, и верёвкой, и проволокой. В деревнях туеса оплетали только сверху. Снизу поясок держало донце. Для красоты оплетают и нижний поясок.
При изготовлении выворотного туеса высота сколотня должна быть больше высоты рубашки. Для загибания кромки сколотня необходимо несколько секунд подержать один край в кипящей воде, а затем загнуть на рубашку. То же самое проделать и с другим краем. На самом деле всё не так просто и без визуального ряда никак не объяснить весь процесс выворачивания сколотня. Пусть это останется не секретом мастера, а задачей авторам на будущее.
Донце и крышка изготовляются как круглой, так и овальной форм. Существует множество способов изготовления крышек в зависимости от места бытования ремесла и промысла. Подходящая порода дерева, например, ель, сосна.
В некотором виде можно посмотреть схемы замков, оплетение, крышки по данной ссылке .

Тиснение

Для того, чтобы было веселее делаются на туесах тиснёные рисунки, так говорил дед Мартын, изображая забавные сценки из своей деревенской жизни на Мезени. Но так же делаются тиснёные рисунки и для красоты, чтобы стоял туесок с гречкой на кухонной полке и красовался. Тиснение, прежде всего, - это красота, уместность, полнота орнамента. Орнамент - основа рисунка. В связи с этим можете посмотреть орнамент на туесах Фатьянова М.Ф, Шутихина А.В. и др., а так же полистать книги по орнаменту.


Резьба
Резьба по берёсте различается на геометрическую и резьбу растительного орнамента. Технология прорезания обусловлена твёрдостью руки, качеством материала и качеством инструмента. Прорезается рисунок по разному - по пласту рубашки, либо уже по готовому туесу, хотя второй вариант не технологичен. Самая известная прорезная береста - шемогодская .

Процарапывание
Процарапывается береста, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы.

Роспись
Роспись по берестяным изделиям можно посмотреть в разделе "Статьи" .

Выделка дёгтя
Вдали от деревень, как правило в лесу, строили небольшие смолокуренные заводы. На этих заводах выгоняли из листов берёсты три жидких компонента: дёготь, скипидар и пек. Дёготь применяли для смазывания обуви, а так же совместно с пеком использовали при строительстве лодок.
Для выгона этих трёх компонент изготовляли три больших глиняных чана. Чаны последовательно соединяли трубкой так, чтобы жидкость могла переливаться из первого в последний сосуд. Первый чан имел только одно отверстие для соединяющей трубы. Второй же был промежуточным, а по сему имел вход и выход. Третий чан кроме отверстия для трубки имел краник, через который выгоняли конечный продукт. Поскольку данная технология записана со слов Кузнецовой Валентины Дмитриевны (г. Вельск), у которой дед Павел Кузнецов до и после революции занимался выгоном дёгтя, то не весь процесс досконально запомнен из далёкого детства. Поэтому не восстановить в каком чане что выгонялось и как сливалось.
Для выгона дёгтя завод имел в хозяйстве семь лошадей, на которых привозили большие телеги листов берёсты. Работали много и усердно. Был хороший заработок, поэтому в двадцатые годы семьи работников раскулачили, а деда Кузнецова Павла однажды увезли в город и больше его никто не видел. Завод находился в Вельском районе, Шадринский сельсовет, недалеко от деревни Макарьинская.
Под первым чаном располагалась печь (не известно была ли печь под другими чанами?). Этот чан до отказа набивался берёзовой корой и плотно закупоривался. Доступа воздуху не было. При достижении определённой температуры берёста превращалась в тёмную жидкость, которая затем переливалась в другие сосуды. Это весь процесс.

Строительство судна

В разных регионах таежного пояса Земли береста обрабатывается одними и теми же способами и приемами, которые не менялись с древних времен до наших дней. Поэтому совсем не удивительно, что полотуха из Архангельской области по способу изготовления похожа на Birch Bark Basket из штата Аляска, а столетний кузовок народа ханты похож на изделия современного мастера из штата Мэн. Лодка-берестянка с Нижней или Подкаменной Тунгуски по характерным признакам такая же, как с озера Мичиган. Различаются они только способом декорирования и орнаментом, что похоже, не удивительно. Каждый народ имеет собственное национальное самосознание и собственное лицо.
Берестяные каноэ индейцев Северной Америки внесли огромный вклад в дело освоения европейцами нового для них континента. На каноэ по рекам и озерам передвигались сначала первопроходцы, затем промышленники и торговцы, после – переселенцы с миссионерами. Удобней и доступней для первопроходцев Америки средства передвижения не было (смотри полный текст статьи автора Шутихина А.В. по адресу).

Последовательность изготовления современной берестяной лодки можно посмотреть .

Ниже представлены фотографии и схемы последовательности изготовления берестяной лодки.





























Фотографии с американского сайта
http://www.acbs.org и других.

Основной инструмент
Все кто занимается работой с берёстой пользуются каким-то определённым набором инструмента. Одинаков ли он у всех? Его перечень? Почему есть различия в названиях, формах, материале и прочее? Попробуем ответить на эти вопросы.
Набор, число инструмента зависит от того, какой конкретной обработкой занимается мастер. Минимальный набор плетельщика - это ножницы (нож) и зажимы (скрепки-прищепки). При желании упростить процесс обработки материала появляются нож, линейка (рейка), шаблоны для нарезки лент, ленторез. При плетении используется коточик (кодочик, кочедык и др.) из кости, дерева или металла. С его помощью расширяются промежутки между сплетёнными лентами, за счёт этого становится проще протаскивать ленту наружного слоя.
Набор инструмента мастера, который работает с пластовой берёстой расширяется. Это и шило для прокалывания отверстий для прошивания пластов между собой, и инструмент для заготовки и обработки соснового корня - металлический крюк/скоба для вытаскивания корней из земли, инструмент для очистки корня (несколько видов такого инструмента), инструмент для расслаивания корней.
Набор мастера изготовляющего туеса дополняется пробойником - инструментом для пробивания замков, инструментом для обработки дерева, киянка используется для вколачивания донца в сколотень, чеканы для подчёркивания красоты туеса и некоторые другие специфичные инструменты. Как правило, у каждого мастера есть какой-то свой особенный инструмент, поэтому перечислить все приспособления не представляется возможным.

Перечень основного инструмента:

Изображения некоторых инструментов :


Жестяные шаблоны

Чекан из текстолита

Чекан деревянный

Чекан из текстолита

Коточики костяные

Киянка

Металлическая линейка

Набор надфилей

Нож

Нож

Ножницы

Пробойник

Шило с утолщённым жалом

Шило с утончённым жалом

Стамеска плоская

Циркуль

Циркуль

Типы ленторезов
Ленторез предназначен для нарезки берёсты в виде лент (полос, лычек). Ленторезы условно можно разделить на две группы: инструмент для выравнивания ленты берёсты из клубка и инструмент для нарезки полос из пласта. Отличие в том, что первый инструмент обрезает с двух сторон, а второй только с одной. Лента используется для плетения крупных и сложных предметов. Полосы используются для плетения небольших изделий, сборных изделий (например, шаркунок) и как вспомогательные. Ленторез для ленты может быть сделан из двух ножей, перпендикулярно закреплённых на плоскости для протаскивания ленты или под определённым острым углом. Ширину ленты задаёт расстояние между ножами. Так же известен инструмент, режущая часть которого выполнена из двух пар вращающихся на оси заточенных шайб. Ленторез для полос выполняется как в настольном, так и ручном виде. Один край обрабатываемой берёсты касается упора (деревянный, например), а другая сторона режется одним или двумя ножами, которые находятся в одной плоскости.
В вельском краеведческом музее находится ленторез, выполненный в виде корневой прялки, на основание которого нужно было садиться, а лента пропускалась через вертикально закреплённые ножи на горизонтальном бруске на уровне груди. Ширина ленты задавалась клинышками, которые вколачивались между ножей.

Изготовление зажимов
Для начала перечислю известные мне зажимы: канцелярские скрепки и "крокодилы", бельевые прищепки, зажимы из веток деревьев. Мне известно, что один мастер запрещал своим ученикам пользоваться канцелярскими скрепками, а учил делать и использовать свои. Вот мы сейчас быстренько их и сделаем. Срежьте ветку берёзы или черёмухи такой толщины, которая будет удобна для применения. Лучше сделать разные по размеру зажимы для крупных и небольших изделий. Вырезайте палочки из ветки так, чтобы на одном конце был сучёк. Длина может варьироваться от 3 до 10 сантиметров. Противоположный от сучка конец палочки заострите с одной или двух сторон. Затем расщепите её ножом на две равные половины до сучка. Вот и всё.

Изготовление шаблонов
Шаблоны различных размеров удобно использовать, если у вас нет возможности самим сделать или заказать мастеру по металлу ленторез. Шаблоны выполняются из жести. Лучше подходит жесть, которую используют при строительстве, но так же можно вырезать шаблон из консервной банки, затупив края. При отсутствии жести, для временного пользования, можно изготовить шаблон из картона. Ниже приведены схемы изготовления шаблона.


Изготовление чеканов
Чеканы могут быть выполнены из самого различного материала: дерева, металла, кости, текстолита и др. Металлический чекан можно выполнить в форме цветка или солнца. Для этого возьмите гвоздь на 150-200 мм. и напильником сточите острый конец до круга в торце. Затем возьмите треугольный надфиль и наметьте диаметральную среднюю полосу. Далее стачивайте надфилем под углом 30 градусов торец гвоздя от центра к середине. Так можно проделать несколько раз (6 и более). Затем попробуйте сделать оттиск на берёсте. Чеканы из другого материала изготавливаются с помощью того же напильника и надфиля, но могут быть использованы и угловая стамеска, нож и дрель со сверлом по дереву.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные