Маленькое сообщение о екатерине 2. Смерть Елизаветы Петровны. Разработка законодательных актов

Императрица Екатерина II Великая (1729-1796) правила Российской империей в 1762-1796 годах. Вступила на престол в результате дворцового переворота. При поддержке гвардейцев она свергла своего нелюбимого и непопулярного в стране мужа Петра III и положила начало екатерининской эпохе, которую ещё называют "золотым веком" империи.

Портрет императрицы Екатерины II
Художник А. Рослин

До восшествия на престол

Принадлежала самодержица Всероссийская к знатному немецкому княжескому роду Аскании, известному с XI века. Родилась она 21 апреля 1729 года в немецком городе Штеттине, в семье князя Ангальт-Дорнбургского. В то время тот был комендантом Штеттинского замка, а вскоре получил чин генерал-лейтенанта. Мать - Иоганна Елизавета принадлежала к немецкой Ольденбургской герцогской династии. Полное имя родившейся малютки звучало как Ангальт-Цербстская София Фредерика Августа.

Семья не имела больших денежных средств, поэтому София Фредерика Августа образование получила дома. Девочке преподавали богословие, музыку, танцы, историю, географию, а также обучили французскому, английскому и итальянскому языкам.

Росла будущая императрица шаловливой девчонкой. Много времени проводила на городских улицах, играя с мальчишками. Её даже называли "мальчишкой в юбке". Мать любовно звала свою бедовую дочь "Фрикхен".

Алексей Стариков

Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при . Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.

По собственному признанию Екатерины II , она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец , фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель "Истории государства Российского" Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.

В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования:

Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

— Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

— Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

— Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

— Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

— Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Исходя из поставленных задач, Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность . Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни.

Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, Екатерина II в 1763-1764 годах провела секуляризацию (обращение в светскую собственность) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства . Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий.

В 1775 году Екатерине II было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу. Были введены выборные суды и "судебные палаты" для разбора уголовных и гражданских дел. Наконец, "совестные" суды для малолетних и больных.

В 1785 году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству" , которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.

Эти грамоты упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек.

При Екатерине началось системное развитие женского образования , в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.

При Екатерине II значительно увеличилось население России, были построены сотни новых городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство - Россия впервые начала экспортировать хлеб.

При ней впервые в России были введены бумажные деньги . По ее инициативе в России была проведена первая вакцинация от оспы (она сама подала пример, стала первой, кому сделали прививку).

При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.

Материал подготовлен на основе информациии из открытых источников

Екатерина II Алексеевна «Великая» (1729-1796) родилась 2 мая 1729 г. в Пруссии, городе Штеттин (сегодня это Польша). При рождении ей дали имя София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, а 9 июля 1744 г. приняв православие, и пройдя обряд крещения, получила новое имя Екатерина Алексеевна.

Семья ее отца, герцога Цербстского, жила небогато, поэтому Софья прошла домашнее обучение. Она учила английский, французский и итальянский языки, историю, географию, богословие, обучалась танцам, музыке. Росла очень живой, любознательной и бедовой девчонкой, любила щегольнуть своим бесстрашием перед мальчишками, с которыми играла на улице.

Появление в России

В России Екатерина появилась в 1744 году, ее пригласила императрица Елизавета Петровна. Здесь ее ожидало замужество с наследником престола Петром Федоровичем. Их обручение состоялось 10 июля 1744 года, а 1 сентября 1745 г. их обвенчали. Приехав в чужую страну, которая стала ее второй родиной, она начала учить язык, российские обычаи и историю.

После свадьбы Екатерина стала жить своей жизнью, так как молодой муж не обращал на нее никакого внимания. Детей у них долго не было, и Екатерина полюбила охоту, развлекалась верховой ездой, веселыми балами и маскарадами, при этом много читала, интересовалась живописью. В 1754 г. у них родился первенец, Павел (император Павел I). Но молодая мать не занималась сыном, так как Елизавета Петровна забрала его к себе. В 1758 г. у нее родилась дочь Анна. Супруг не был уверен в своем отцовстве, а потому был очень недоволен рождением дочери. Позже у нее родился еще один сын, отцом которого считали графа Орлова. Супруг тоже не хранил верность Екатерине и открыто встречался со своей любовницей.

Дворцовый переворот

Екатерина взошла на трон, устроив дворцовый переворот, заставив своего мужа Петра III подписать отречение от престола. Она удачно воспользовалась тем, что в России ее мужем были недовольны из-за сближения с Пруссией.

Императрица правила государством с 1762 по 1796 год. Правление было наполнено осуществлением замыслов, которые не успел исполнить Петр Великий. Царствование Екатерины, называемое «золотым веком Екатерины», было ознаменовано тем, что Россия вышла на мировую арену, став мощной мировой державой. О том, как занять трон, Екатерина задумала еще в 1756 году. Она рассчитывала на помощь своих приближенных Бестужева, Апраксина и гвардии, и они ее не подвели. Переворот состоялся 9 июля 1762 года, и в Москве, 3 октября 1762 года, Екатерину II короновали на царствование.

За время нахождения на престоле императрица провела огромное количество реформ. При ней поднялась мощь армии и флота, были присоединены Крым, Причерноморье, Прикубанье, за счет присоединения земель увеличилась численность населения России. Открывались библиотеки, учебные заведения и типографии. Она оставила после себя много художественных полотен, редких книг по философии, истории, экономике, педагогике, подняла культуру страны. Но с другой стороны, она усилила привилегированность дворянства, ограничив свободы и права крестьянства, жестко подавляла инакомыслие.

Находясь в Зимнем дворце, она перенесла инсульт, и в ноябре, 17 числа 1796 года не стало Великой Екатерины. С почестями, которых достойна великая императрица, ее схоронили в Петропавловском соборе.

Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.

По собственному признанию Екатерины II , она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец Александр Суворов, фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель "Истории государства Российского" Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.

В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования:

Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Исходя из поставленных задач, Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность . Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни.

Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, Екатерина II в 1763-1764 годах провела секуляризацию (обращение в светскую собственность) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства . Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий.

В 1775 году Екатерине II было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу. Были введены выборные суды и "судебные палаты" для разбора уголовных и гражданских дел. Наконец, "совестные" суды для малолетних и больных.

В 1785 году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству" , которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.

Эти грамоты упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек.

При Екатерине началось системное развитие женского образования , в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.

При Екатерине II значительно увеличилось население России, были построены сотни новых городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство - Россия впервые начала экспортировать хлеб.

При ней впервые в России были введены бумажные деньги . По ее инициативе в России была проведена первая вакцинация от оспы (она сама подала пример, стала первой, кому сделали прививку).

При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.

Материал подготовлен на основе информациии из открытых источников

Екатерина II родилась 21 апреля 1729 года, до принятия православия имела имя Софьи-Август-Фредерики. Волею судьбы в 1745 году Софья приняла православие, и была крещена под именем Екатерины Алексеевны.

Обвенчалась с , будущим императором России. Отношения Петра и Екатерины как-то сразу не заладились. Между ними возникла стена преград из-за банального не понимая друг друга.

Несмотря на то, что супруги не имели особо большой разницы в возрасте, Петр Федорович был настоящим ребенком, а Екатерине Алексеевне хотелось от мужа более взрослых отношений.

Екатерина была достаточно хорошо образованной. С детства изучала различные науки, такие как: история, география, богословие и иностранные языки. Уровень её развития был очень высок, она прекрасно танцевала и пела.

Приехав в ,она сразу же прониклась русским духом. Понимая, что жена императора должна обладать определенными качествами, уселась за учебники по русской истории и русскому языку.

С первых дней пребывания в России, прониклась русским духом, и большой любовью к новой Родине. Екатерина Алексеевна быстро осваивала новые науки, помимо языка и истории, она изучала экономику и юриспруденцию.

Её стремление «стать своей» в совершенно новом, незнакомом ей обществе, заставили это самое общество её принять и горячо полюбить.

В результате осложнений отношений с мужем и постоянных дворцовых интрижек, Екатерине Алексеевне всерьез пришлось озаботиться своей судьбой. Ситуация была патовая.

Петр III не имел в русском обществе авторитета, и какой либо поддержки и, те полгода его правления, ничего кроме раздражения и негодования в русском обществе не вызывало.

В связи обострения отношений супругов, она всерьез рисковала отправиться в монастырь. Ситуация заставила её действовать решительно.

Заручившись поддержкой гвардейцев, Екатерина Алексеевна и её сторонники произвели государственный переворот. Петр III отрекся от престола, и новой русской императрицей стала Екатерина II. Коронация прошла 22.09.(3.10.)1762 года в Москве.

Политику её можно охарактеризовать как успешную и продуманную. За годы своего правления, Екатерина Алексеевна добилась отличных результатов. Благодаря успешной внутренней и внешней политике, Екатерине II удалось добиться значительного увеличения территории и численности народа, её населяющую.

Во время её правления, в России бойко развивалась торговля. Количества промышленных предприятий на территории Империи возросло вдвое. Предприятия полностью обеспечивали потребности армии и флота. При ней началось активное освоение Урала, большинство новых предприятий было открыто именно здесь.

Кратко пройдемся по законодательным актам Екатерины Алексеевны в экономических вопросах. В 1763 году были отменены внутренние таможенные сборы.

В 1767 году у людей появилась законное право заниматься любым городским промыслом. В период с 1766 по 1772 год, были отменены пошлины на вывоз за рубеж пшеницы, это привело к росту развития сельского хозяйства и освоению новых земель. В 1775 году императрица отменила налоги на занятие мелким промыслом.

Дворяне получили право ссылать в Сибирь своих крестьян. Также, теперь крестьяне не могли жаловаться на своего господина. Уменьшение личных свобод крестьян, стало одной из причин восстания , происходившего с 1773 года по 1775 год.

В 1775 году Екатерина II начала реформу государственного управления. Согласно новому закону, территориально - административное деление России принимало такой вид: Империя делилась на губернии, те в свою очередь на уезды, а вместо 23 губерний, было создано 50.

Губернии формировались с точки зрения удобства налогообложения, а не географических или национальных особенностей. Губернией управлял губернатор, назначаемый монархом. Некоторые крупные губернии были подвластны генерал-губернатору, который имел более широкую полноту власти.

Губернатор возглавлял губернское правление. Функциями правления были: объявление и разъяснение населению законов. А так же передача под суд нарушителей законов. Власть в низших звеньях уезда находилась в ведении местного дворянства, собрания, где выбирали лиц, которые будут занимать важные посты на местах.

Внешняя политика Екатерины II была агрессивной. Императрица считала, что Россия должна вести себя как во время Петра I, завоевывать новые территории, узаконивать свои права на выход к морям. Россия поучаствовала в разделе Польши, а также в русско-турецких войнах. Успехи в них сделали Российскую Империю одним из самых влиятельных государств в Европе.

Екатерина Алексеевна умерла в 1796 году, 6(17) ноября. Годы правления Екатерины II 1762 - 1796г.

Что и говорить, а Екатерина II является одним из самых узнаваемых персонажей в русской истории. Личность ее, безусловно, интересна. Спросите у любого обывателя, кого он считает самым успешным русским правителем? Уверен, что в ответ Вы услышите имя Екатерины II. Она на самом деле была стоящим правителем, при ней активно развивался русский театр, русская литература, а также наука.

В культурном и историческом плане Российская Империя действительно много приобрела. К сожалению, личная жизнь императрицы полна различных слухов и сплетен. Какие-то из них, наверное, правда, а какие-то нет. Жаль, что Екатерина II, являясь великой исторической фигурой, мягко говоря, не является образцом нравственности.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные