Социальные изменения в обществе. Что такое многовариантность общественного развития? Какие бывают типы обществ

Революции и реформы - первое, с чем нам предстоит познакомиться. Вперёд!

Реформы

Для начала стоит сказать, что многовариантность общественного развития - это все те пути, которыми развиваются разные социумы. Не секрет, что развитие общества не может быть линейным, из-за чего возникает достаточное количество различных групп, которые очень разнятся между собой. Характер может иметь две основные формы: реформы и революции. Давайте подробнее остановимся на первой.

Итак, что же собой представляет реформа? С латинского языка это слово переводится как «преобразовывать». Реформа - это метод общественных преобразований, который реализуется постепенно, через последовательное изменение отдельных элементов. Характерной чертой является то, что они не нарушают каких-то базисных норм. Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными. К сожалению, заранее предсказать это весьма трудно. Очевидно, что первый вид изменений приносит обществу благо сейчас или в будущем (к примеру, великие реформы Александра II), а второй - вред (к примеру, контрреформы Александра III). Стоит понимать, что прогрессивные реформы позволяют социуму сделать шаг вперёд в своем развитии, а регрессивные или реакционные возвращают социум на предыдущую ступень развития.

Направленность реформ

Есть три основных направления, в которых осуществляются реформы. Конечно, их можно выделить гораздо больше, но базисные - только эти три: политические, экономические и социальные. Первые направлены на некоторые преобразования в политической жизни общества (изменение законов, расширение прав, модернизация избирательной системы и т. д.). Вторые имеют целью преобразование экономического аспекта, то есть всего, что связано с управлением хозяйством (антимонопольный закон, акцизы, частный бизнес и т. д.). Социальные реформы направлены на само общество. Они позволяют улучшить или усложнить жизнь людей (изменение пенсионного возраста, социальная защита, предоставление рабочих мест и т. д.).

Реформы могут проводиться во всех сферах жизни общества, ибо нет того, что бы не поддавалось изменениям. Они могут иметь незначительные последствия, а могут тянуть за собой изменение общественного строя или смену власти: реформы Петра I, реформы 90-х годов прошлого столетия в России и т. д.

Революции

Многовариантность общественного развития - это не только реформы, но и революции. С латинского этого слово переводится как «переворот». Можно сказать, что революция - это процесс, противоположный реформам. Он предполагает качественное и количественное изменение многих или даже всех сфер жизни социума, которое достигается решительными действиями. Чаще всего это перевороты и бунты, которые несут за собой долговременные последствия. Революции могут быть долговременными и кратковременными. Первые могут длиться очень долго: например, неолитическая революция. Вторые длятся до года.

Инновации и модернизация

Многовариантность общественного развития невозможна без инноваций. В настоящее время такие понятия, как революция или реформа, вытесняются словом «инновация». Что это такое? Это небольшое одноразовое улучшение, которое максимально улучшает что-то до предела в созданных условиях. Также часто можно встретить такое понятие, как «модернизация». Социологи тесно связывают вопросы развития обществ с этим термином, потому что он означает переход от чего-то традиционного к более новому, развитому и совершенному. Существует две теории модернизации:

  • Первичная, которая основана на типе развития западного капитализма.
  • Вторичная, которая означает вытеснение самобытности и внедрение уникальности по западному типу. Иногда эту теорию называют теорией прямого заимствования, или вестернизацией.

Многовариантность общественного развития: типология обществ

Чаще всего социумы классифицируют по четырём базовым критериям: письменность, число уровней управления, уровень развития, формационные признаки. По первому критерию выделяют письменные и дописьменные типы общества. По второму (количество уровней управления, дифференциация общества) - простые (в которых нет разграничения между обычными людьми и властью, между богатыми и бедными) и сложные (многоступенчатая система управления, присутствует расслоение общества) социумы. По уровню развития любой из них может быть развитым, развивающимся или отсталым. Формационный признак классифицирует общества так:

  • Бесклассовый социум, который включает первобытные общины и коммунистическое общество.
  • которое включает рабовладельческие, феодальные и капиталистические социумы.

Формационный подход Маркса

Какой может быть многовариантность общественного развития? Что это такое - мы уже знаем, но ответить на вопрос о том, какой она может быть, возможно при помощи специальных подходов. Их существует несколько, но мы рассмотрим два - цивилизационный и формационный. Последний был разработан Карлом Марксом и

Ключевое понятие в их подходе - это общественно-экономическая формация. Если обобщить, то получается, что это то же самое, что и общество - социум, который находится на определенной ступени развития и рассматривается в единстве своих производственных и экономических сил, над коими обязательно должна быть надстройка. Она представляет собой некую идеологию или систему взглядов, присущую всему обществу, и играет важнейшую роль в формировании общественного мнения, а также тесно переплетается с экономическими постулатами. Также должен присутствовать некий базис, который представляет собой определённый экономический строй, не зависящий от субъектов, которые вступают в экономические отношения.

В теории Маркса важное место занимают производительные силы - люди и средства производства, которые обладают необходимыми знаниями или навыками. Надстройка выбирается в зависимости от того, какой был выбран базис. Последний определяет основу формации и решает вопрос принадлежности общества к тому или иному типу.

Цивилизационный подход

Что такое многовариантность общественного развития? Это определение в цивилизационном подходе имеет ряд отличий от первого рассмотренного подхода:

  • Объект исследования - не тип экономической системы, а общество индивидов, которое развивается в зависимости от своих потребностей и интересов.
  • Человек рассматривается не только как производительный ресурс, но и как личность со своими нравственными, моральными и социальными принципами.
  • Разные сферы жизни общества равны между собой (политик, культура, право, экономика). Экономическое развитие не играет главенствующей роли.

Многовариантность общественного развития: типы обществ

Есть три основных типа обществ:

  1. Традиционное, в котором главный фактор производства - это земля. Само оно направлено на получение пищи и выполняется посредством ручного индивидуального труда. Сельское хозяйство в таком обществе занимает около 80 %. Человек живет 40-50 лет. Характерные черты: закрытые социальные системы, нет никакого контакта с другими странами, низкая социальная мобильность.
  2. Индустриальное, в котором на первое место выходит промышленность и накопление капитала. Общество становится контролируемым, налаживаются связи с другими государствами, провозглашается власть закона.
  3. Постиндустриальное, в котором ценность имеют знания и услуги. Резко возрастает уровень автоматизации труда, повышается длительность жизни (более 70 лет). Общество остается контролируемым, возникает политический плюрализм, развивается демократия.

Как мы видим, многовариантность общественного развития (типы обществ мы рассмотрели выше) имеет много различий. Не все страны на сегодняшний день перешли к постиндустриальному виду. Что могут сделать государства, оставшиеся на индустриальной ступени? Составить план. Многовариантность общественного развития позволит подобрать необходимую стратегию развития на ближайшие годы для того, чтобы перейти к постиндустриальному типу.

Пользовательский поиск

ЕГЭ

Многовариантность общественного развития

(типы обществ)

Каталог материалов

Лекции Схемы Видеоматериалы Проверь себя!
Лекции

Формы социальных изменений: эволюция и революция

Эволюция - (от латинского evolutio – развертывание) – 1) в широком смысле – синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе; 2) в узком смысле в понятие эволюция включают лишь постепенные изменения в отличие от революции.
Революция Термин «революция» появился в XIV веке, но в то время он означал лишь вращательное движение по кругу. Николай Коперник назвал свою знаменитую работу «О вращении небесных тел», использовав слово «революция»: «On the Revolutions of Celestial Bodies». В итоге содержание термина стало в социальных науках противоположным первоначальному, поскольку в самом общем смысле понятие «революция» означает коренные, качественные изменения в жизни общества, в то время как борьба господствующих классов за сохранение существующего строя или возвращение к такому строю называется контрреволюцией.

Типология обществ: Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

В современной науке существует множество типологий обществ, в основе которых лежат различные характеристики. Перечислим наиболее распространенные в научной литературе основания, используемые для типологизации обществ:
- эволюционное (первобытное, античное, аграрное, индустриальное, информационное общества);
- цивилизационное (дикость, варварство, цивилизация);
- формационное - по способу производства и обмена (первобытное, рабовладельческое, феодальное, азиатское, капиталистическое, коммунистическое). Термин «общественно-экономическая формация» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом (совокупность экономических отношений) и соответствующей надстройкой (совокупность политических, правовых, религиозных и других отношений). Каждой формации свойственны определённая основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике;
- открытые и закрытые общества;
- по наличию или отсутствию письменности (бесписьменные, письменные общества);
- по особенностям властных структур (догосударственные и государственные общества);
- по степени стабильности (равновесные и неравновесные).
- по уровню развития: отсталые, развивающиеся, развитые.
Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.
Традиционное общество
(его еще называют простым и аграрным) - это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов. Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).
Индустриальное общество
Индустриальная эпоха (эпоха индустриальных обществ) началась с развития капиталистических предприятий и отношений в период распада феодального общества в некоторых странах Западной Европы: Голландии, Италии, Англии и других. Капиталистами были предприниматели, которые за свои деньги приобретали предметы, орудия, условия труда, нанимали работников и осуществляли производство материальных благ и услуг для продажи за деньги, для получения прибыли. Закончилась эта эпоха в середине XX века, с появлением элементов постиндустриальной (информационной) цивилизационной эпохи.Это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
Технологическую основу индустриального общества составляют физический и умственный труд, новые источники энергии (электричество, двигатель внутреннего сгорания), машинное производство на промышленной (индустриальной) основе. Эти средства производства позволили резко увеличить количество и качество материальных благ для удовлетворения демосоциальных потребностей людей.
Социальная система индустриального общества характеризуется следующими элементами: ростом населения Земли, нуклеарной семьей, урбанизацией, усложнением социальной структуры, ростом социального неравенства, национализмом и классовой борьбой буржуа и пролетариев, загрязнением экологической сферы, превращением городов во все более неперигодные для жизни.
Для экономической системы характерны: индустриальный способ производства; капиталистическая собственность, развитие финансового капитала; господство крупных монополий - частных и государственных; рост эффективности общественного производства; появление мирового рынка; разделение общественного производства на три сектора (первичный - сельское хозяйство, вторичный - промышленность, третичный - услуги) при ведущей роли промышленного сектора; возникновение кризисов перепроизводства; борьба основных экономических классов (буржуазии и пролетариата).
Политическая система индустриального общества характеризуется: распадом империй и возникновением национальных государств; развитием права; разделением законодательной, исполнительной, судебной властей; всеобщим избирательным правом; формированием гражданского общества и массовой политической культуры. В городах возникает разрыв и конфликт между бюрократической, анонимной государственной властью и самоуправляемым, близким к интересам людей муниципалитетом.
Духовная система индустриального общества характеризуется реформацией церкви, развитием естествознания и технического знания, становлением массового образования, возникновением массовых СМИ и науки. Новая религия, философия Галилея, Бэкона, Декарта, естественные науки изменили духовный климат постреформационной Европы.
Постиндустриальное общество
В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.
Отличительные черты постиндустриального общества:
-переход от производства товаров к экономике услуг;
-возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
-главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
-контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
-принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.
-Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Импульсы развития могут исходить как от самого общества, его внутренних противоречий, так и извне.

Внешние импульсы могут, в частности, порождены природной средой, космосом. Например, серьезные проблемы перед современным обществом ставит изменение климата нашей планеты, так называемое «глобальное» потепление. И ответом на этот «вызов» стало принятие рядом стран мира Киотского протокола, предписывающего странам сократить выбросы в атмосферу вредных веществ. В 2004 году Россия также ратифицировала данный протокол, взяв на себя обязательства по охране окружающей среды.

Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. И лишь по прошествии сколь-нибудь длительного времени, мы восклицаем с удивлением: «Как же все изменилось вокруг!». Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией. Эволюционный путь развития не предполагает слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа. Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности.

Эволюционный путь развития - не единственный. Не все общества и не всегда могли решать задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции. Всякая революция, протекающая в обществе, предполагает качественное преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены. Идеологи и практики революции словно выпускают «джина из бутылки» в виде народной стихии. Впоследствии они пытаются посадить этого джинна обратно, но это, как правило, не получается. Революционная стихия начинает развиваться по своим законам, ставя в тупик своих творцов.

Виды реформ:

  • 1. Прогрессивные - эти изменения влекут за собой совершенствование, улучшение какой-либо сферы жизни или целой системы. К примеру, отмена крепостного права повлекла за собой существенное улучшение жизни широких масс населения. Прогрессивные реформы положительно влияют на развитие экономики, уровня жизни или социального обеспечения, а также и на другие показатели в зависимости от сферы их проведения.
  • 2. Регрессивные - преобразования, которые влекут за собой ухудшение работы систем и структур, понижение уровня жизни или другие негативные последствия в социуме. Например, введение высокой ставки налогообложения может привести к сокращению производств, перехода экономики в так называемую «теневую деятельность», ухудшению уровня жизни населения. Регрессивные реформы могут перерасти в народные волнения, бунты, забастовки. Но, несмотря на все свои негативные последствия, такие меры иногда являются вынужденными и впоследствии дают положительный результат. Например, увеличение сборов или налогов с целью усиления социальной защиты населения изначально вызовут массу народного негодования, но когда система заработает полностью и народ ощутит на себе положительные стороны преобразований, волнения прекратятся, и обновления положительно повлияют на уровень жизни граждан.

Направления реформ:

  • 1. Социальные - преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми). Например:
    • - поддержка материнства и детства - предоставление женщинам, родившим (усыновившим) второго или последующего ребёнка, права на дополнительные меры государственной поддержки в виде возможности предоставления материнского (семейного) капитала в сумме, установленной законом и проиндексированной с учётом уровня инфляции по достижении ребенком трёх лет, на получение медицинских услуг матери и ребёнка, на приобретение жилья, получение образования.
    • - пенсионная реформа - Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Согласно новой пенсионной модели взносы в Пенсионный фонд РФ, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части:
    • · 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии; при этом, установлен гарантированный минимум базовой пенсии;
    • · 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в Пенсионный фонд РФ;
    • · от 2 до 6% направляются в фонд для формирования

Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода <серых> зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым, увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

  • - реформы образования: - введение ЕГЭ.
  • - деление высшего образования на 2 уровня - бакалавриат и магистратуру. 2. Политические - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.). Например:
  • - 1860 г. - Отмена крепостного права 1860 г. при Александре III.
  • - 12 декабря 1993 г. - Конституционная реформа (принятие новой Конституции РФ, которая предоставила Президенту значительные полномочия, в то время как полномочия Парламента были значительно сокращены).
  • - 2000 г. - Указ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», согласно которому в России были созданы федеральные округа.
  • 3. Экономические - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.). Например:
    • - 1993 г. -Денежные реформы России.
    • - 1998 г. -Деноминация рубля- начало 1990-х гг.-

Приватизация. Значительная часть государственного имущества перешла в частную собственность.

2002 г.- Принятие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Позволил установить стабильную, надежную систему правоотношений, прав и обязанностей субъектов в ситуации несостоятельности.

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

В основе понятия прогресс - латинское слово progressus - «движение вперед ». В современном научном словаре общественный прогресс определяется как совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Иногда за движением вперед следует откат - попятное движение, когда общество может скатиться на более примитивный уровень. Такой процесс был названрегрессом . Регресс противоположен прогрессу.

Также в развитии общества можно выделить периоды, когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять. Такое состояние стали называть словом «стагнация » или «застой ».

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Если изменения в обществе происходят постепенно, то новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. А старое, предыдущее, является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетающее в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией . Эволюционный путь развития не предполагает резкого слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа . Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности.

Эволюционный путь развития - не единственный. Не все общества могли решать насущные задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции .

Типы обществ

Наиболее устоявшимся в современном обществознании является подход, основанный на выделении трех типов обществ: традиционного (доиндустриального) ,индустриального , постиндустриального (иногда именуемого технологическим или информационным) . В основе данного подхода лежит в большей степени вертикальный, хронологический срез, т. е. предполагается смена одного общества другим в ходе исторического развития.

§ Традиционное общество отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля, и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. Применяются в основном ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.



§ Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной промышленности, новых видов транспорта и связи, снижению роли сельского хозяйства в структуре экономики и переселению людей в города.

§ Основой постиндустриального общества стала структурная перестройка экономики, осуществленная в странах Запада на рубеже 1960 - 1970-х годов. Вместо тяжелой промышленности ведущие позиции в экономике заняли наукоемкие отрасли, «индустрия знаний». Символом этой эпохи, ее основанием является микропроцессорная революция, массовое распространение персональных компьютеров, информационных технологий, электронных средств связи. Многократно возрастают темпы экономического развития, скорость передачи на расстояние информационных и финансовых потоков.

Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

Под вызовами и угрозами исследователи понимают совокупность проблем, обрушивающихся на людей в определенную эпоху и являющихся отличием этой эпохи. И от того, насколько успешно удается людям найти ответы на эти вызовы, зависит порой дальнейшее выживание человечества.

§ Угрозы природе. К их числу относятся экологические и техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды вредными выбросами, проблемы прироста народонаселения.

§ Угрозы здоровью людей. Это распространение наркотиков, СПИДа. В последние годы эти проблемы становятся для нашей страны одними из ведущих национальных угроз. Кроме опасности для физического здоровья, усиливается угроза здоровью духовному; стремительно падает уровень культуры, происходит коммерциализация, подмена высокого искусства дешевыми штампами и подделками.

§ Угрозы стабильному развитию общества. Ученый выделяет среди них различные социальные беды: голод, нищету, безграмотность, безработицу. Эти беды все более и более охватывают слаборазвитые страны, «мировой юг».

§ В числе важнейших угроз современности - войны и терроризм .

Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества касаются всех землян, невзирая на их государственную принадлежность. Современный человек наконец-то осознал, что Земля не так велика, как ему казалось прежде. Мир хрупок, хрупка жизнь человека и всех обитающих на нашей планете существ.

§ Классификация глобальных проблем . Можно выделить экологические, социальные, политические и экономические проблемы, относящиеся к категории глобальных.

§ К экологическим относят такие проблемы, как «парниковый» эффект, «озоновые дыры», истребление лесов, загрязнение атмосферы, вод мирового океана, истощение почв и многие другие.

§ Социальные проблемы - это огромное число неграмотных людей, сложная демографическая ситуация и морально-этические проблемы.

§ К политическим проблемам относятся в первую очередь вопросы международного терроризма, угрозы локальных войн, опасность глобальной войны.

§ Экономические проблемы - это истощение ресурсов и разделение мира на полюса экономического развития, проблемы обеспечения продовольствием и НТР.

Межнациональная рознь . В ряде регионов мира не до конца преодолены межэтнические противоречия; многие народы так и не смогли создать свои национальные государства, самоопределиться, и для них проблема этнической самоидентичности стоит весьма актуально.

Локальные конфликты . Они несут в себе в первую очередь все ужасы и бедствия войны.

Угроза ядерной войны . Существует серьезная опасность, что в ходе военных действий будет применяться оружие массового поражения, основанное на получении энергии в ходе ядерных и термоядерных реакций.

Продовольственная проблема - это неспособность развивающихся стран полностью обеспечить питанием свое население.

Полюса развития - это поляризация мира по принципу развитости экономики.

Истощение ресурсов . Раньше человек мог спокойно разрабатывать месторождения, заботясь лишь о том, чтобы это было ему экономически выгодно. Но современная ситуация показывает, что в скором времени полезные ископаемые попросту закончатся.

Духовные проблемы .

Угроза международного терроризма

Терроризм - насильственное воздействие на людей с целью запугать их и добиться реализации своих планов.

Террористические действия всегда носят публичный характер и производятся с целью воздействия на общество или на власть.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом: внимательно прочитайте задание; если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво). За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы итог Вашей работы. Максимальное количество баллов 100. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха! 1

2 Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий 1. Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его номер Повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства это 1) девальвация 2) ревальвация 3) деноминация 4) дефляция 1.2. Согласно кодексу общественной организации «В здоровом теле здоровый дух» её члены должны воздерживаться от употребления табака и алкоголя, в общении друг с другом соблюдать правила вежливости, помогать престарелым членам организации, принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых организацией. Какие социальные нормы нашли своё отражение в данных положениях кодекса? 1) корпоративные и моральные 2) моральные и правовые 3) правовые и корпоративные 4) моральные и политические 1.3. Тоталитарный политический режим отличает от авторитарного 1) ограничение прав и свобод граждан 2) отсутствие ответственности власти перед обществом 3) применение репрессий к противникам режима 4) контроль государства за всеми сферами общественной жизни По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание 3 балла. 2

3 2. Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу Выберите из приведённого списка примеры восходящей вертикальной социальной мобильности. 1) Депутат Государственной Думы шестого созыва М. был переизбран в Государственную Думу седьмого созыва. 2) Бухгалтер В. ушёл на пенсию. 3) Майору T. присвоено звание подполковника. 4) Продавец H. назначена директором магазина. 5) Студент Томского университета К. перевёлся с исторического факультета на филологический. 6) Сантехник В. выиграл в лотерею 42 миллиона рублей Кто в Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы при принятии федеральных законов? 1) Государственная Дума 2) Совет Федерации 3) Председатель Правительства РФ 4) Президент РФ 5) Генеральный Прокурор РФ 6) законодательные органы субъектов Российской Федерации 7) органы местного самоуправления 2.3. К направлениям философии относятся 1) идеализм 2) кубизм 3) позитивизм 4) марксизм 5) абстракционизм 6) классицизм 2.4. Брак расторгается в судебном порядке в случае 1) возражений одного из супругов против расторжения брака 2) наличия у супругов общих несовершеннолетних детей 3) признания одного из супругов недееспособным 4) несовершеннолетия одного из супругов 5) осуждения одного из супругов к лишению свободы на срок более 3 лет По 2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 8 баллов. 3

4 3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ Вексель, акция, облигация, чек. Ценные бумаги Обычай, традиция, табу, мораль. Виды социальных норм. По 2 балла за каждый верный ответ. Максимум за задание 4 балла. 4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию Область, край, город федерального значения, федеральный округ, автономный округ вид субъектов Российской Федерации, лишний элемент федеральный округ Труд, земля, налоги, предпринимательские способности, капитал факторы производства, лишний элемент налоги. По 3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). Максимум за задание 6 баллов. 5. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны «нет». Внесите свои ответы в таблицу Все мировые религии возникли в Древнем мире Роль государства в экономических процессах является предметом изучения макроэкономики Большинство государств мира являются унитарными «19 декабря 2016 г. коллегии выборщиков в 50 штатах США и округе Колумбия большинством голосов официально избрали Дональда Трампа президентом США». Данное сообщение отражает ступенчатый характер выборов на пост Президента США. 4

5 5.5. Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто... едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над тёмной клеветою. Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальётся сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрёк, И всё тошнит, и голова кружится. (А.С. Пушкин) В данном фрагменте отражён внешний социальный контроль Нет Да Да Да Нет По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание 5 баллов. 6. Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам. А Б 5

6 Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию уч. г. В Г Д Е 1 балл за обобщающее понятие. По 1 баллу за каждый верный элемент ответа второго уровня. Максимум за задание 10 баллов. 6

7 7. Прочитайте фрагмент работы Джона Локка «Два трактата о правлении». Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества, всё же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность. Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага; эта власть обязана охранять собственность каждого... И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашённым народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов и применять силу государства в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом для предотвращения вреда или для получения возмещения за него и для охраны государства от вторжений и захватов. А всё это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа Для защиты каких своих естественных прав люди, по мнению автора, учреждают государственную власть? Укажите три права Какая теория происхождения государства находит отражение в этом тексте? Обоснуйте свой ответ цитатой из текста Автор говорит о том, что правитель должен «править согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов». Какие последствия могут быть, если это правило не соблюдается? Приведите три возможных последствия Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на собственность. По 1 баллу за каждое названное право. Всего 3 балла Теория общественного договора. «Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества.» 3 балла за верно названную теорию. 3 балла за обоснование. Всего 6 баллов. 7

8 7.3. Произвол правителя, установление тирании, нарушением прав и свобод граждан (могут быть приведены иные последствия). Ответы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках. 2 балла за каждое названное последствие. Всего 6 баллов. Максимум за задание 15 баллов. 8. Решите задачу 15-летний Антон пришёл в салон сотовой связи и сказал продавцу, что он хотел бы обменять свой старый сотовый телефон на новый с доплатой в рамках акции, которую проводит салон. Сумма доплаты должна была составить 3500 рублей. На вопрос продавца об источнике средств Антон ответил, что заработал эти средства на каникулах, работая курьером. Продавец произвёл обмен и выдал Антону кассовый чек на сумму доплаты. На следующий день мать Антона потребовала вернуть сданный Антоном в магазин телефон и уплаченные им денежные средства. Обязан ли магазин выполнить требования матери Антона? Ответ обоснуйте. Какой нормативно-правовой акт регулирует данную ситуацию? Продавец обязан расторгнуть заключённый договор и вернуть денежные средства. Хотя Антон имел право самостоятельно распоряжаться заработанными им денежными средствами, распорядиться принадлежавшим ему телефоном без согласия законных представителей он не мог. Данная ситуация регулируется Гражданским кодексом РФ. 1 балл за ответ на первый вопрос. 3 балла за приведённое обоснование. 2 балла за верное указание нормативно-правового акта. Максимум за задание 6 баллов. 9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Такие постепенные поступательные изменения мы называем (А). Этот путь предполагает некатастрофичность развития общества и обходится гораздо меньшими издержками для людей. Его внешним проявлением, основным способом осуществления является (Б), властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости и (В). 8

9 Не все общества и не всегда могли решать задачи за счёт органичных постепенных преобразований. В условиях острого системного (Г) общества, когда накопившиеся (Д) буквально взрывают сложившиеся порядки, происходит (Е). Она предполагает (Ж) преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Значение этих форм развития по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, К. Маркс, основоположник научного (З), определял их как локомотивы (И). В то же время многие подчёркивали их (К), разрушительное воздействие на общество. Список терминов 1) противоречие 2) эволюция 3) прогресс 4) закон 5) стабильность 6) революция 7) конструктивный 8) качественный 9) кризис 10) коммунизм 11) реформа 12) разрушение 13) различие 14) деструктивный 15) реакция 16) количественный 17) анархизм 18) история 19) цивилизация 20) динамизм А Б В Г Д Е Ж З И К По 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание 10 баллов. 9

10 10. Озаглавьте схему. Объедините следующие понятия в классификационную схему. (Понятия даны в мужском роде, единственном числе.) Территориальный, федерация, децентрализованный, национальный, централизованный, унитарный, национально-территориальный, конфедерация. По 1 баллу за каждый верный элемент. Максимум за задание 9 баллов. 10

11 11. Прочитайте отрывок из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» и ответьте на вопросы. Перетаскав за четыре года войны порядочно «языков» через линию фронта, я точно знал, как много может рассказать захваченный врасплох человек. В том, что его, этого захваченного мною бандита, удастся «разговорить» в МУРе, я совершенно не сомневался. И поэтому вся затея, где главная роль отводилась этому желторотому сосунку Векшину, казалась мне ненадёжной. Да и нецелесообразной. Я снова качнулся на стуле (он пронзительно взвизгнул дурацкий стульчик, на гнутой спинке которого висела круглая жестяная бирка, похожая на медаль) и сказал, слегка откашлявшись: А может, есть смысл захватить этого бандита и потолковать с ним всерьёз здесь? Все оглянулись на меня, мгновение в кабинете стояла недоуменная тишина, расколовшаяся затем оглушительным хохотом Жеглов положил руку мне на плечо и сказал: У нас здесь, друг ситный, не фронт! Нам «языки» без надобности... И я удивился, как Жеглов точно угадал мою мысль. Конечно, лучше всего было бы промолчать и дать им возможность забыть о моем предложении, которое, судя по реакции, показалось им всем вопиющей глупостью, или нелепостью, или неграмотностью. Но я уже завёлся, а заводясь, я не впадаю в горячечное возбуждение, а становлюсь упорным, как танк. Потому и спросил, спокойно и негромко: А почему же вам «языки» без надобности? Жеглов повертел папироску в руках, подул в неё со свистом, пожал плечами: Потому что на фронте закон простой: «язык», которого ты приволок, противник, и вопрос с ним ясный до конца. А бандита, которого ты скрутишь, только тогда можешь назвать врагом, когда докажешь, что он совершил преступление. Вот мы возьмём его, а он нас пошлёт подальше. Как это «пошлёт»? Он на то и «язык», чтобы рассказывать, чего спрашивают. А доказать потом можно, убеждённо сказал я. Жеглов прикурил папироску, выпустил струю дыма, спросил без нажима: На фронте, если «язык» молчит, что с ним делают? Как что? удивился я. Поступают с ним, как говорится, по законам военного времени. Вот именно, согласился Жеглов. А почему? Потому что он солдат или офицер вражеской армии, воюет с тобой с оружием в руках и вина его не требует доказательств... А бандит без оружия, что ли? упирался я. На встречу вполне может прийти без оружия. И что? 11

12 А то. В паспорте у него не написано, что он бандит. Наоборот даже написано, что он гражданин. Прописка по какому-нибудь там Кривоколенному, пять. Возьми-ка его за рупь двадцать! Вопросы Какая отрасль российского права регулирует ситуацию, ставшую предметом спора между главными героями романа? Как называется раздел международного права, регулирующий обращение с военнопленными, в том числе с «языками»? В соответствии с каким правовым принципом Жеглов отклоняет предложение рассказчика взять языка? Раскройте три положения этого принципа, закреплённые в действующей Конституции РФ. Элементы ответа Баллы Должны быть названы: По 2 балла за каждую уголовно-процессуальное право, верно указанную международное гуманитарное право позицию. Максимум 4 балла Презумпция невиновности 3 балла за верно названный принцип Могут быть названы следующие положения. По 3 балла за каждое Каждый обвиняемый в совершении верно приведённое преступления считается невиновным, пока его положение. виновность не будет доказана в Максимум 9 баллов предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Максимум за задание 16 баллов 12

13 12. Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу. Высказывания Понятия А) Народ, который не хочет кормить свою ***, будет кормить чужую. (Наполеон Бонапарт) Кто имеет хорошую ***, найдет и хороших союзников. (Н. Макиавелли) Б) Безмолвные граждане это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для ****. (Р. Даль) **** худшая форма правления, не считая всех остальных. (У. Черчиль) В) Время это ***. (Б. Франклин) *** хорошие слуги, но плохие хозяева. (Ф. Бэкон) Г) *** это кража. (Ж. Прудон) Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ***. (Д. Локк) Ответ Высказывания Понятия А) Народ, который не хочет кормить свою ***, будет армия кормить чужую. (Наполеон Бонапарт) Кто имеет хорошую ***, найдет и хороших союзников. (Н. Макиавелли) Б) Безмолвные граждане это идеальные подданные для демократия авторитарного правителя и несчастье для ****. (Р. Даль) **** худшая форма правления, не считая всех остальных. (У. Черчиль) В) Время это ***. (Б. Франклин) деньги *** хорошие слуги, но плохие хозяева. (Ф. Бэкон) Г) *** это кража. (Ж. Прудон) собственность Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ***. (Д. Локк) Могут быть названа слова-синонимы, точно отражающие смысл мысли автора. По 2 балла за каждое верное слово. Максимум за задание 8 баллов. Максимум за работу 100 баллов. 13


Время выполнения заданий: 90 минут Пишите разборчиво. Кроме ответов на вопросы в работе не должно быть никаких пометок. При отсутствии ответа ставьте прочерк. (Максимальное количество баллов - 40) Часть

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО. 2014 2015 ГОД ОКРУЖНОЙ ЭТАП. 9 КЛАСС 1 Критерии оценивания Максимальное количество баллов 35 В заданиях 1 4 выберите правильный ответ. 1 Основное предназначение

Тестовые задания к зачету по дисциплине «Основы права» 1. Поведение людей регулируется: а) обычаем, б) моралью, в) правом, г) совокупностью права, обычаев, морали. 2. Возникновение права связано с появлением:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ 1 Критерии оценивания В заданиях 1 4 выберите правильный ответ. 1 Какое из перечисленных прав человека в

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Сфера политики и социального управления» Инструкция

Образец задания отборочного тура Задание выполняется в течение 1 часа. Ответы вносятся в соответствующие графы задания. Ответ на каждый вопрос оценивается от 0 до 5 баллов в зависимости от его правильности,

Московская олимпиада школьников по праву 2012-2013 год дистанционный этап 9 класс задания Задания Ответы Баллы Выберите правильный ответ (один или несколько) 1.В соответствии с Конституцией РФ государственную

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Олимпиада по праву 10-11 классы Школьный этап Шифр 1 ЧАСТЬ (Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла, max=24) Выберите один правильный ответ 1.1. Верны ли следующие суждения об изменениях Конституции

Билет по предмету Обществознание. 10 класс. Вариант 12406 Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа содержит 25 заданий с кратким ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ГИА-9 по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений (профиль обществознание) Задания на отборочный (дистанционный) тур 21 ноября-15 декабря 2012 года 9 класс Работа состоит

Проведение тестирования в течение учебного года. Тесты: 1. Государство это особая организация политической власти: а) которая обладает суверенитетом, распространяет свою власть на все население в пределах

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Департамент образования Ярославской области Всероссийская олимпиада школьников 2016/2017 учебного года Право, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения 1 час 30 минут Тестовые задания I. Отметьте один

ПРОЦЕСС АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СПОРЫ Компанию привлекли к административной ответственности. Что поможет доказать невиновность Как избежать необоснованного привлечения к ответственности Какими доказательствами

ВАРИАНТ 1 Часть А Задания А1 А30 Выберите среди предложенных ответов свой единственный и заштрихуйте соответствующий ему овал в бланке ответов на пересечении номера вопроса и номера ответа. 1. Видом монархии

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 009 год МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 7 КЛАСС (ОТВЕТЫ) Ответы и критерии оценки. Время работы 10 минут. Общее количество баллов за работу 0 баллов ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

ВАРИАНТ 1 Часть А Задания А1 А30 Выберите среди предложенных ответов свой единственный и заштрихуйте соответствующий ему овал в бланке ответов на пересечении номера вопроса и номера ответа. 1. Соблюдение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ заданий школьного этапа г. Москвы Всероссийской олимпиады школьников по праву 202/203 учебный год 0 КЛАСС ЗАДАНИЯ Ответы Баллы Выберите правильный ответ(один или несколько). К юридическим

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО. 2014 2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС 1 Критерии оценивания Максимальное количество баллов 40 Выберите правильный ответ. 1 Кодексы Российской Федерации

Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений (профиль обществознание) Задания на отборочный (дистанционный) тур 21 ноября-15 декабря 2012 года 10 класс 1 вариант

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Задача 1 Демонстрационный вариант отборочного этапа Право 9 класс Функцией права является: 1 упорядочение общественных отношений 2 разрушение общественных отношений 3 хаотизация общественных отношений

Московская олимпиада школьников по праву 2012-2013 год дистанционный этап 9 класс Задания Ответы Баллы Выберите правильный ответ (один или несколько) 1.В соответствии с Конституцией РФ государственную

ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву 2013/2014 учебный год 6 КЛАСС ЗАДАНИЯ Ответ Баллы Выберите правильный ответ 1.Конституция Российской Федерации: А. Документ, рассчитанный

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Право» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского Седьмая Брянская корпоративная региональная олимпиада учащейся молодежи ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Заочный тур 2015 г. 11 класс Часть 1 1.Переход

КОНСТИТУЦИЯ СТРАНЫ ЮНЛАНДИЯ Конституция представляет собой основной закон, регулирующий экономическую жизнь и экономические отношения в стране. По предложению граждан страны и её Правительства в Конституцию

Предмет: Обществознание Задания 2008-2009 уч. года Этап: олимпиада проводилась в один этап (очный) Тур: I 9-11 классы Задание 1. О чем (о ком) идет речь? ГОСУДАРСТВО 1. Именно эту форму правления острый

Право, Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» 2014-2015 гг., 2 этап Время выполнения заданий: 120 минут Пишите разборчиво. Кроме ответов на вопросы в работе не должно быть никаких пометок.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Активный тренинг по теме: «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Автор-составитель:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 2015 2016 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Методика оценивания выполнения тестовых олимпиадных заданий Тестовые задания Ответ 1 Сколько голосов депутатов Государственной

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ школьного этапа г. Москвы Всероссийской олимпиады школьников по праву 2012/2013 учебный год 10 КЛАСС ФИО ученика Дата рождения класс школа ЗАДАНИЯ Ответы Баллы Выберите правильный ответ(один

ШИФР ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ РАЙОННЫЙ ЭТАП. ЗАДАНИЯ 7-8 КЛАССЫ (100 баллов) Мы рады приветствовать Вас на районном этапе Всероссийской олимпиады школьников

Настоящий учебник, представляющий собой четвертое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических

Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации по обществознанию для обучающихся 9 класса. Демонстрационный вариант КИМ состоит из трех частей, включающих 25 заданий. На его выполнение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ школьного этапа г. Москвы Всероссийской олимпиады школьников по праву 202/203 учебный год КЛАСС ЗАДАНИЯ Выберите правильный ответ(один или несколько) Ответы Критерии оценивания.

Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2015 г. Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по обществознанию отводится 45 минут. Работа состоит из 26 заданий. К каждому из первых 20 заданий приводится

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС В заданиях 1 5 выберите два правильных ответа. 1 2 3 Основным результатом разделения государственной власти

Заданий Всероссийской олимпиады школьников по праву муниципальный этап 2012-2013 год 8 КЛАСС Регистрационный участника Округ ФИО учителя ЗАДАНИЯ Ответы Балл Выберите правильный ответ 1. Что является государственными

1 Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений (обществознание) Олимпиадные задания на отборочный этап и критерии их оценивания 21 ноября-15 декабря 2012 года Работа



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные