Значение общественного прогресса. Критерии общественного прогресса

Общественный прогресс - движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.

Противоположное понятие - регресс - возврат общества к уже отжившим, отсталым формам.

Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса. В качестве таковых выделяют:

    развитие производительных сил;

    развитие науки и технологии;

    увеличение свободы людей;

    совершенствование человеческого разума;

    нравственное развитие.

Поскольку указанные критерии не соответствуют, а зачастую, и противоречат друг другу, проявляется неоднозначность обществен­ного прогресса: прогресс в одних сферах жизни общества может приво­дить к регрессу в других.

Помимо этого прогресс имеет такую черту как противоречивость: любое прогрессивное открытие человечества может обернуться против него самого. Например, открытие ядерной энергии привело к созданию ядерной бомбы.

П рогресс в обществе может осуществляться различными путями:

I .

1) революция - насильственный переход общества от одной общественно-политического строя к другому, затрагивающий боль­шинство сфер жизни.

Признаки революции:

    коренное изменение существующего строя;

    затрагивает все сферы общественной жизни резкое;

    скачкообразное изменение.

2) реформа - проводимые властью постепенные, преемственные преобразования отдельных сфер.

Выделяют два вида реформ: прогрессивные (полезные для общества) и регрессивные (имеющие отрицательное влияние).

Признаки реформы:

    плавное изменение, не затрагивающее основ;

    затрагивает, как правило, только одну сферу общества.

II .

1) революция - резкие, скачкообразные, непредсказуемые измене­ния, ведущие к качественному преобразованию.

2) эволюция - постепенные, плавные преобразования, носящие пре­имущественно количественный характер.

1.17. Многовариантность развития общества

Общество - настолько сложное и многостороннее явление, что не­возможно однозначно описать и предсказать его развитие. Однако в обществознании сложились несколько типов классификации развития обществ.

I. Классификация общества по основному фактору производства.

1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество. Основ­ной фактор производства - земля. Основной продукт производится в сельском хозяйстве, доминируют экстенсивные технологии, широ­ко распространено внеэкономическое принуждение, неразвитость тех­нологии. Социальная структура неизменная, социальная мобильность практически отсутствует. Религиозное сознание определяет все сферы жизни общества.

2. Индустриальное (промышленное) общество. Основной фактор производства - капитал. Переход от ручного труда к машинному, от традиционного общества к индустриальному - промышленная револю­ция. Доминирует массовое промышленное производство. Развиваются науки и технологии, и они совершенствуют промышленность. Меняется социальная структура и появляется возможность изменения социально­го статуса. Религия отходит на второй план, происходит индивидуали­зация сознания, и утверждается прагматизм и утилитаризм.

3. Постиндустриальное (информационное) общество. Основной фактор производства - знания, информация. Доминирует сфера услуг и мелкосерийное производство. Экономический рост определяется ро­стом потребления («общество потребления»). Высокая социальная мобильность, определяющим в социальной структуре является средний класс. Политический плюрализм, демократические ценности и значи­мость человеческой личности. Значимость духовных ценностей.


Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.

Прогресс в общем смысле - это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к сложному.
Общественный прогресс - это постепенное культурное и социальное развитие человечества.
Идея прогресса человеческого общества стала формироваться в философии с древнейших времен и опиралась на факты умственного движения человека вперед, что выражалось в постоянном приобретении и накоплении человеком новых знаний, позволяющих ему всё более понижать свою зависимость от природы.
Таким образом, идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.
Поскольку философия рассматривает мир как целое, то, присовокупляя к объективным фактам социально-культурного прогресса этические аспекты, она пришла к выводу, что развитие и совершенствование нравственности человека не является таким же однозначным и неоспоримым фактом, как развитие знаний, общей культуры, науки, медицины, социальных гарантий общества и т.д.
Однако, принимая, в общем, и целом, идею общественного прогресса, то есть идею о том, что человечество, всё-таки, идёт вперед в своём развитии во всех главных составляющих своего бытия, и в нравственном смысле тоже, философия, тем самым, выражает свою позицию исторического оптимизма и веры в человека.
Однако при этом в философии нет единой теории общественного прогресса, поскольку различные философские течения по-разному понимают и содержание прогресса, и его причинный механизм, и вообще критерии прогресса, как факта истории. Основные группы теорий общественного прогресса можно классифицировать следующим образом:
1.Теории естественного прогресса. Эта группа теорий заявляет о естественном прогрессе человечества, который происходит сам собой по естественным обстоятельствам.
Главным фактором прогресса здесь считается естественная способность человеческого разума увеличивать и накапливать сумму знаний о природе и обществе. В этих учениях человеческий разум наделяется неограниченным могуществом и, соответственно этому, прогресс считается явлением исторически бесконечным и безостановочным.
2.Диалектические концепции общественного прогресса. Эти учения полагают прогресс явлением внутренне закономерным для общества, присущим ему органически. В них прогресс выступает формой и целью самого существования человеческого общества, а сами диалектические концепции подразделяются на идеалистические и на материалистические:
-идеалистические диалектические концепции общественного прогресса сближаются с теориями о естественном ходе прогресса в том, что связывают принцип прогресса с принципом мышления (Абсолюта, Высшего Разума, Абсолютной Идеи и т.д.).
-материалистические концепции общественного прогресса (марксизм) связывают прогресс с внутренними закономерностями общественно-экономических процессов в обществе.
3.Эволюционные теории общественного прогресса.
Эти теории сложились в попытках подвести под идею прогресса строго научную опору. Исходным принципом этих теорий является идея об эволюционном характере прогресса, то есть о наличии в человеческой истории неких постоянных фактов усложнения культурно-социальной действительности, которые следует рассматривать строго как научные факты - лишь с внешней стороны их неоспоримо наблюдаемых явлений, не давая никаких положительных или отрицательных оценок.
Идеалом эволюционного подхода является система естественнонаучных знаний, где научные факты собираются, но для них не предусматривается никаких этических или эмоциональных оценок.
В итоге вот такого естественнонаучного метода анализа общественного прогресса, эволюционные теории выделяют в качестве научных фактов две стороны исторического развития общества:
-постепенность и
-наличие естественной причинно-следственной закономерности в процессах.
Таким образом, эволюционный подход к идее прогресса
признает наличие неких законов развития общества, которые, однако, не определяют собой ничего, кроме процесса спонтанного и неумолимого усложнения форм социальных отношений, что сопровождается эффектами интенсификации, дифференциации, интеграции, расширения набора функций и т.д.

Всё многообразие философских учений о прогрессе порождено их расхождениями в объяснении главного вопроса - почему развитие общества совершается именно в прогрессивном направлении, а не во всех иных возможностях: круговое движение, отсутствие развития, циклическое «прогресс-регресс» развитие, плоскостное развитие без качественного роста, регрессивное движение и т.д.?
Все эти варианты развития одинаково возможны для человеческого общества наряду с прогрессивным видом развития, и пока единых причин, объясняющих наличие в человеческой истории именно прогрессивного развития, философией не выдвинуто.
Кроме того, само понятие прогресса, если применить его не к внешним показателям человеческого общества, а к внутреннему состоянию человека, становится еще более спорным, поскольку невозможно утверждать с исторической достоверностью, что человек на более развитых социально-культурных этапах общества становится счастливее в личном плане. В этом смысле говорить о прогрессе, как о факторе, генерально улучшающем жизнь человека, нельзя. Это относится и к прошедшей истории (нельзя утверждать, что древние эллины были менее счастливы, чем жители Европы в Новое Время, или, что население Шумера было менее удовлетворено ходом личной жизни, чем нынешние американцы и т.д.), и с особенной силой присуще современному этапу развития человеческого общества.
Нынешний общественный прогресс породил много факторов, которые, наоборот, усложняют жизнь человека, подавляют его психически и даже создают угрозу его существованию. Многие достижения современной цивилизации начинают всё хуже и хуже вписываться в психофизиологические возможности человека. Отсюда возникают такие факторы современной человеческой жизни, как переизбыток стрессовых ситуаций, нервнопсихический травматизм, страх перед жизнью, одиночество, апатия к духовности, перенасыщение ненужной информацией, сдвиг жизненных ценностей на примитивизм, пессимизм, нравственное равнодушие, общий надрыв физико-психологического состояния, невиданный в истории уровень алкоголизма, наркомании и духовной угнетенности людей.
Возник парадокс современной цивилизации:
в повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить какой-то общественный прогресс, они просто пытались удовлетворить свои насущные потребности как физиологического, так и социального свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой целью. Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределен биологической и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы. Но вместо этого наступил момент, когда уровень развития общества выявил психофизическую недоразвитость человека для жизни в тех обстоятельствах, которые он сам же для себя и создавал.
Человек перестал по своим психофизическим возможностям соответствовать требованиям современной жизни, и человеческий прогресс, на его нынешнем этапе, уже нанес глобальную психофизическую травму человечеству и продолжает развиваться по тем же магистральным направлениям.
Кроме того, нынешний научно-технический прогресс породил экологически кризисную ситуацию современного мира, характер которой позволяет говорить об угрозе самому существованию человека на планете. При сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим ресурсам планеты, уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической планки, за которой наступит крах человеческой цивилизации.
Сложившаяся ситуация с экологией и с нервнопсихическим травматизмом человека стимулировала обсуждение проблемы как самого прогресса, так и проблемы его критериев. В настоящее время, по итогам осмысления этих проблем, возникает концепция нового осмысления культуры, которая требует понимать её не как простую сумму достижений человечества во всех областях жизни, а как явление, призванное целенаправленно служить человеку и благоприятствовать всем аспектам его жизни.
Таким образом, решается вопрос о необходимости гуманизации культуры, то есть о приоритете человека и его жизни во всех оценках культурного состояния общества.
В канве этих обсуждений естественным образом возникает проблема критериев общественного прогресса, поскольку, как показала историческая практика, рассмотрение общественного прогресса просто по факту усовершенствования и усложнения социально-культурных обстоятельств жизни ничего не дает для решения главного вопроса - положителен или нет по своему итогу для человечества нынешний процесс его общественного развития?
Положительными критериями общественного прогресса на сегодняшний день признаны:
1.Экономический критерий.
Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т.д.
2.Уровень гуманизации общества.
В обществе должны расти:
степень различных свобод, общая защищенность человека, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных потребностей, соблюдение его прав, возможности для отдыха и т.д.,
и понижаться:
влияние обстоятельств жизни на психофизическое здоровье человека, степень подчиненности человека ритму производственной жизни.
Обобщающим показателем этих социальных факторов берется средняя продолжительность жизни человека.
3.Прогресс в нравственном и духовном развитии личности.
Общество должно становиться всё более нравственным, моральные нормы должны укрепляться и совершенствоваться, а каждый человек должен получать всё больше и больше времени и возможностей для развития своих способностей, для самообразования, для творческой деятельности и духовной работы.
Таким образом, основные критерии прогресса сместились в настоящее время с производственно-экономических, научно-технических, социально-политических факторов в сторону гуманизма, то есть в сторону приоритета человека и его социальной судьбы.
Следовательно,
главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов общественного развития.

Основные термины

ГУМАНИЗМ - система взглядов, выражающая принцип признания личности человека главной ценностью бытия.
КУЛЬТУРА (в широком смысле) - уровень материального и духовного развития общества.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС - постепенное культурное и социальное развитие человечества.
ПРОГРЕСС - восходящее развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к более сложному.

Лекция, реферат. 47. Общественный прогресс. - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Похожие работы:

4.08.2009/реферат

Сущность понятия "жизненный мир" в учении Э. Гуссерля. Оценка "жизненного мира" учениками философа. Использование понятия "жизненный мир" современными общественными науками. Феноменология политического мира и социологии, историческая феноменология.

9.12.2003/реферат

Понятие общества. Существенные черты общества. Ведущий субъект деятельности общества - человек. Общественные отношения. Основные подходы к объяснению связей и закономерностей. Основные этапа развития общества. Структуре современного общества.

19.08.2010/реферат

Характеристика провиденциализма, религиозной и нерелигиозной идей предназначения человечества. Изучение общечеловеческих идеалов и критериев прогресса. Анализ проблемы социального предвидения. Очерк тенденций будущего в циклической динамике общества.

2.02.2009/курсовая работа

Сущность государства и формы правления: монархия, аристократия, полития. Учение Аристотеля о государстве, идеальное государство. Общество и общественные отношения. Человек как биологическое и социальное существо, признаки, отличающие его от животного.

Человечество не стоит на месте, а постоянно растет во всех сферах. Жизнь общества налаживается с развитием технологий, машиностроения и переработки ценных ресурсов. Противоречивость общественного прогресса заключается в философской оценке действий человека.

Что это такое?

В широком смысле прогресс - это планомерное развитие от низшего к высшему. То есть постоянное стремление расти ввысь, улучшаться и модернизироваться. Прогресс не бывает быстрым или медленным, он определяется степенью движения. При прогрессе увеличивается количество внутренних организационный связей, усложняется их уровень. Противоположностью прогресса выступает регресс.

Существует и социальный прогресс, он обуславливается критериями общественного прогресса и показывает то, насколько человечество развито в научно-техническом, морально-нравственном и других направлениях. Наш вид прогрессировал от дикой человекоподобной обезьяны до человека разумного.

Проблематика прогресса в обществе

В Стэнфордской философской энциклопедии, поддерживаемой одноименным университетом, имеющейся в свободном доступе онлайн и постоянно обновляющейся сотнями статей от ведущих мировых специалистов, определено три важных вопроса, которые касаются прогресса.

  1. Приводит ли прогресс человечество к благополучию? Если да, то почему?
  2. Откуда происходит прогресс и каковы его исторические законы?
  3. Какие эмпирические доказательства теории прогресса?

Состоит в невозможности определить его однозначно как положительное или отрицательное явление в жизни человека. Исследователи прогресса понимают благополучие общества по-разному. Одна часть теоретиков придерживается мнения, что измерение уровня жизни происходит в материальном выражении. А другие напрочь отрицают вышесказанное, заявляя о духовной основе. Главными ценностями выступают: свобода, самореализация, актуализация личности, счастье, общественная поддержка. В другом случае ценности человека могут быть не связаны между собой.

Современное обсуждение

Понятие общественного прогресса возникает с развитием истории. В период эпохи Просвещения формулировались основные тезисы развития человека и его роли во всемирной истории. Исследователи пытались найти закономерности в историческом процессе, и по их результатам они планировали предсказывать будущее.

В то время мнения ключевых философов разделились. Гегель и его последователи рассматривали идеи, которые будут способствовать всеобщему развитию и улучшению. А знаменитый социалист Карл Маркс считал, что надо увеличивать рост капитала и, как следствие, материального благосостояния человечества.

Критерии общественного прогресса

На данный момент нет единого мнения касательно оценки прогресса. Как и отмечалось, философы выделяют три ключевых вопроса к развитию. И поскольку рассматривать прогресс как негативное или позитивное явление нереально, то можно выделить критерии прогресса:

  • Научное и техническое развитие, которое поддерживается государством.
  • Расширение свободы выражения, свободы слова и соблюдение прав человека.
  • Развитие нравственности.
  • Постепенный прогресс в области человеческого разума.

Описанные критерии в совокупности нередко противоречат друг другу в плане оценки какого-либо прогресса (социального, экономического). Например, техническое развитие способствует загрязнению окружающей среды. Однако оно крайне полезно для развития общества и также вредно для самого человека, поскольку ухудшает его здоровье, падает нравственное общественное развитие. Прогресс может негативно сказываться на развитии другой сферы деятельности человека.

Еще один яркий пример - это создание атомной бомбы. Первые исследования в области ядерного синтеза показали человечеству, что ядерная энергия может преобразовываться в электричество. С прогрессом в данном направлении как побочный продукт появилась ядерная бомба. И если углубляться, то боеголовка с ядерной начинкой не так плоха. Она обеспечивает относительную стабильность в мировой политике, и планета не видит глобальных войн уже больше 70 лет.

Прогресс в обществе. Революция

Это самый быстрый, но жестокий способ резкой смены одного общественно-политического строя на другой. К революции приступают тогда, когда другой возможности смены власти нет.

Примеры общественного прогресса, которые произошли путем насильственной смены власти:

  • Октябрьская революция 1917 года в России.
  • Турецкая Кемалистская революция 1918—1922 годов.
  • Вторая американская революция, когда Север воевал против Юга.
  • Иранская революция 1905-1911 годов.

После установления власти народа, пролетариата, военных и остальных деятелей революции жизнь обычных граждан, как правило, ухудшается. Но затем она постепенно восстанавливается. Во время проведения массовых акций с применением оружия участники протестных мероприятий забывают о гражданских нормах и правилах. И в большинстве случаев во время революции начинается массовый террор, раскол экономики и беззаконие.

Прогресс в обществе. Реформы

Не всегда революция происходит с бряцаньем оружия. Существует и особая форма смены власти - это дворцовый переворот. Так называют бескровное взятие власти одной из политических сил у действующих правителей. В этом случае особых изменений не намечается, а улучшение экономической, политической, социальной ситуаций происходит путем проведения реформ.

Власть планомерно выстраивает новое общество. Общественный прогресс достигается за счет плановых изменений и, как правило, затрагивает только одну сферу жизни.

Немного истории и более глубокое значение термина

Общественный прогресс - это масштабный исторический процесс развития общества. В широком смысле подразумевает под собой стремление к высшему, от примитивизма неандертальцев к цивилизованности современного человека. Процесс осуществляется за счет развития научных, социальных, политических, культурных и других направлений жизни общества.

Французский публицист аббат Сен-Пьер сделал первое упоминание о теории прогресса в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737 год). Описание в книге весьма специфичное для современного человека. И за единственно верное его, конечно же, брать не стоит.

Известный публицист говорил, что прогресс является Божьим промыслом. Как явление, прогресс общества всегда был и будет, и только Господь способен его остановить. На данный момент исследования продолжаются.

Социальный критерий

Он указывает на уровень сферы. Под ним подразумевается свобода общества и людей, уровень жизни, корреляция количества денег у населения, уровень развития, взятых на примере отдельной страны среднего класса.

Социальный критерий достигается за счет двух значений: революции и реформ. Если первое подразумевает под собой жесткую смену власти и радикальное изменение существующего строя, то благодаря реформам общество развивается планомерно и не так стремительно. Также реформы амортизируют предполагаемую смену власти и кризисы. Дать какую-то оценку им или революции невозможно. Можно лишь рассмотреть мнения политических и философских школ.

Одна группа исследователей считает, что будет правильной смена власти только вооруженным путем. Демократические выступления с транспарантами и мирными лозунгами зачастую оказываются безрезультатными. Такой способ крайне эффективен, если в стране установлен авторитарный режим и власть узурпирована.

Если в стране находится адекватный лидер, который понимает свою несостоятельность, то он может уступить оппозиционерам власть и дать возможность провести реформы. Но много ли таких случаев? Поэтому большая часть радикально настроенного населения придерживается идей революции.

Экономический критерий

Выступает как одна из форм общественного прогресса. Все что касается экономического развития, относится к данному критерию.

  • Рост ВВП.
  • Торговые связи.
  • Развитие банковского сектора.
  • Увеличение производственных мощностей.
  • Производство продукции.
  • Модернизация.

Таких параметров достаточно много, и поэтому экономический критерий выступает основополагающим в любом развитом государстве. За яркий пример можно взять Сингапур. Это небольшое государство, расположенное в Юго-Восточной Азии. Здесь не имеется абсолютно никаких запасов питьевой воды, нефти, золота и других ценных ресурсов.

Однако по уровню жизни Сингапур опережает богатую нефтью Россию. Коррупция в стране отсутствует, а благосостояние населения растет с каждым годом. Все это невозможно без следующего критерия.

Духовный

Весьма спорный, как и все остальные критерии общественного прогресса. Суждения о нравственном развитии разнятся. И все зависит от того, в каком государстве обсуждается какой-либо вопрос. Например, в арабских странах сексуальные меньшинства - безбожие и мракобесие. И их равноправие с другими гражданами будет общественным регрессом.

А в европейских странах, в которых религия не выступает в качестве политической силы, сексуальные меньшинства приравнены к обыкновенным людям. Они могут иметь семью, жениться и даже усыновлять детей. Определенно, существуют факторы, что объединяют все страны. Это непринятие убийств, насилия, воровства и социальной несправедливости.

Научный критерий

Не секрет, что сегодня человек находится в информационном пространстве. У нас есть возможность купить в магазине все, чего душа пожелает. Все, чего не было у человека чуть больше 100 лет назад. Вопросы связи также решены, легко можно позвонить абоненту из другой страны в любой момент.

Больше нет смертельных эпидемий, вирусов, которые убивали миллионы. Мы забыли о времени, ведь скорость перемещения из одной точки планеты в другую является минимальной. Если наши предки доезжали из точки A в точку B за три месяца, то сейчас за это время можно долететь до Луны.

Как происходит социально-общественный прогресс?

Мы рассмотрим на примере обыкновенного человека его формацию от примитивного индивида до зрелой личности. С самого рождения ребенок начинает копировать своих родителей, перенимает их стиль и модель поведения. В период осознанности жадно впитывает информацию из всех источников.

И чем больше он получит знаний, тем легче произойдет переход к школьной форме обучения. С первого по четвертый класс ребенок активно взаимодействует с внешней средой. Еще не проявляется скептицизм и недоверие к обществу, а развито дружелюбие вместе с детской наивностью. Далее подросток развивается так, как надо обществу. То есть у него формируются базовые навыки недоверия, чувства и эмоции выражать не рекомендуется. Имеют место другие стереотипы, навязанные обществом.

И с девятого класса подросток вступает в пубертатный период. В это время у него активно развивается половая система, появляется первая растительность на лице. И одновременно с этим внутри личности реформируется психическая система, а непосредственно подросток испытывает невероятные трудности в самоопределении.

В этот период молодой человек выбирает для себя социальную модель, которую в дальнейшем изменить будет практически невозможно. При неблагополучном стечении обстоятельств подросток вырастает недоразвитой личностью, чьи потребности вращаются вокруг алкоголя, сексуальных утех и просмотра телевизора. Именно такие люди - это большая часть электората бедных стран с плохим образованием.

Или рождается личность, которая имеет собственное мнение и видит себя в обществе. Это созидатель, он никогда не критикует, потому что всегда предлагает. Такими людьми становятся в том обществе, где много людей среднего класса, активно работает политическая система, развита экономика.

Общество и его развитие

Существуют два пути становления группы индивидов. Это их коллективное взаимодействие, описанное в трудах Карла Маркса и других социалистов, и индивидуальное, нашедшее отражение в книге "Атлант расправил плечи" писательницы Айн Рэнд (Алиса Розенбаум).

В первом случае исход прекрасно известен. Советское общество развалилось, оставив после себя достижения науки, лучшую медицину, образование, промышленные предприятия, инфраструктуру. И большая часть выходцев из Советского Союза формально до сих пор живет на благах развалившейся страны. К сожалению, современная Россия после развала ничего после себя не оставит. При этом в ней царствует индивидуализм.

Теперь про Америку, в ней также доминирует идеология индивидуализма. И это самая милитаризированная страна, которая имеет военные базы по всему миру. Тратит огромные деньги на развитие науки и достигает определенных высот, также развивает медицину, образование и т. д. И что очень странно, что хорошо для одного общества, то смертельно для другого.

Общественный прогресс, его критерии и особенности в современных условиях.

Прогресс - это восходящее развитие, связанное с совершенствованием содержания и форм организации общественной жизнедеятельности людей, ростом их материального и духовного благополучия. Прогресс чаще всœего осмысливается как поступательное движение к определœенной цели. В случае если имеет место прогресс, то в об-ве сущ.: направленное движение к реализации цели, происходит накопление новаций, осуществляется преемственность, сохраняется устойчивость в развитии общества. В случае если же имеет место возврат к изжившим себя формам и структурам, застой и даже происходит свертывание и вырождение каких-либо значимых функций, то можно определœенно сказать,что происх. регресс.

Общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всœей мировой истории.

Типы соц. прогресса:

1) антагонистический: прогресс одной части общества происходит во многом за счёт эксплуатации, угнетения и подавления другой его части, продвижение в одних областях - за счёт потерь в других;

2) неантагонистический, характерный для социалистического общества, где прогресс будет осуществляться во благо всœего общества, усилиями всœех социальных групп, без эксплуатации человека человеком.

2). Революция - это полное или комплексное изменение всœех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки. Марксизм: эволюционный процесс чересчур мучительный для народа + если реформы всœегда проводятся ʼʼсверхуʼʼ силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всœегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Для определœения уровня прогрессивности того или иного общества используются три критерия : Как прогрессивное характеризуется то общество, в котором достаточно высоки эти показатели.

1. уровень производительности труда - критерий, отражающий состояние экономической сферы жизнедеятельности общества. Хотя уже сегодня крайне важно учитывать принципиальные изменения, которые происходят в этой сфере

2. уровень свободы личности - долгое время считался отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе.

3. уровень нравственности в обществе - интегральный критерий, сводящим воедино всœе многообразие подходов к проблеме прогресса, отражающим тенденцию гармонизации социальных изменений.

Конечно, нельзя забывать, что в реальной его жизни сам процесс развития противоречив, соответственно противоречив и путь его направленности. В реальной жизни каждого общества должна быть рывок (прогресс) в одних сферах общества и отставание или даже регресс в других.

Поиски общего критерия общественного прогресса в философии привели мыслителœей к выводу о том, что такой измеритель должен выражать неразрывную связь в развитии всœех сфер, процессов общественной жизнедеятельности людей. В качестве общего критерия общественного прогресса выдвигались: реализация свободы, состояние здоровья людей, развитие нравственности, достижение счастья и др.
Размещено на реф.рф
Все это, несомненно, важные критерии общественного прогресса, но с помощью этих показателœей трудно еще оценить достижения и потери современного движения истории.

Сегодня в качестве важнейшего критерия общественного прогресса выдвигается экологическая комфортность жизни человека. Что касается общего универсального критерия общественного прогресса, то здесь решающая роль принадлежит производительным силам.

Специфические особенности общественного прогресса:

1. глобальный , всœемирный характер современной цивилизации, ее единство и целостность. Мир связан в единое целое: а) всœеохватывающим характером научно-технического прогресса; б) процессами интернационализации мировых хозяйственных связей в производстве и обмене; в) новой всœемирной ролью средств массовой информации и коммуникации; г) глобальными проблемами человечества (опасностью возникновения войны, экологической катастрофы и крайне важно стью их предотвращения).

2. многополюсность , сегментность .

Человечество реализует себя в разнообразных типах обществ, этнических общностей, культурных пространств, религиозных верований, духовных традиций - всœе это полюсы, сегменты мировой цивилизации. Целостность мира не противоречит его многополюсности. Есть ценности, которые мы относим к общечеловеческим: нравственность; образ жизни, достойный гуманной сущности человека; доброта; духовная красота и др.
Размещено на реф.рф
Но есть ценности, которые принадлежат определœенным обществам или социальным общностям: классам, отдельным индивидам и др.

3. противоречивость. Противоречия надстраиваются одно на другое: между человеком и природой, государством и личностью, сильными и слабыми странами. Противоречия прогресса современного мира порождают глобальные проблемы человечества, т. е. те проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всœех народов планеты и представляют угрозу для ее выживания, а в связи с этим требуют неотложного решения, причем усилиями народов всœех стран. Среди наиболее серьезных глобальных проблем следует назвать проблемы предотвращения мировой бойни, экологической катастрофы, развития и совершенствования образования и здравоохранения, обеспечения населœения Земли природными ресурсами, ликвидации голода, нищеты и др.

Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Что касается живой и неживой природы, то в данном случае следует употреблять понятия развития или эволюции (живая природа) и изменения (неживая природа).

Общественный прогресс, его критерии и особенности в современных условиях. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественный прогресс, его критерии и особенности в современных условиях." 2017, 2018.

Идея о прогрессивном развитии вошла в науку в качестве секуляризованной (мирской) версии веры христиан в провидение. Образ будущего в библейских рассказах представлял собой необратимый, предопределенный и священный процесс развития людей, ведомых божественной волей. Однако истоки данной идеи обнаруживаются гораздо раньше. Далее разберем, что такое прогресс, какова его цель и значение.

Первые упоминания

Прежде чем говорить, что такое прогресс, следует дать краткое историческое описание появления и распространения этой идеи. В частности, в древнегреческой философской традиции есть рассуждения о совершенствовании существовавшей социально-политической структуры, развивавшейся от первобытной общины и семьи до древнего полиса, т. е. города-государства (Аристотель "Политика", Платон "Законы"). Чуть позже, в период Средневековья, Бэкон пытался применить концепцию и понятие прогресса в идейной области. По его мнению, накапливающиеся с течением времени знания все более обогащаются и совершенствуются. Таким образом, каждое следующее поколение способно видеть дальше и лучше, чем его предшественники.

Что такое прогресс?

Это слово имеет латинские корни и в переводе означает "успех", "движение вперед". Прогресс представляет собой направление развития поступательного характера. Для этого процесса характерным является переход к высшему от низшего, от менее к более совершенному. Прогресс общества - глобальное, всемирно-историческое явление. Этот процесс предполагает восхождение человеческих объединений от дикости, примитивных состояний к вершинам цивилизации. Этот переход основан на политико-правовых, нравственно-этических, научно-технических достижениях.

Основные компоненты

Выше описано, что такое прогресс и когда впервые стали говорить об этом понятии. Далее разберем его составляющие. В ходе улучшения развиваются следующие стороны:

  • Материальная. В данном случае речь идет о наиболее полном удовлетворении благ всех людей и ликвидации каких-либо технических ограничений для этого.
  • Социальная составляющая. Здесь речь идет о процессе приближения общества к справедливости и свободе.
  • Научная. В данном компоненте отражен процесс непрерывного, углубляющегося и расширяющегося познания окружающего мира, его освоение как в микро-, так и в макросфере; освобождение познания от границ экономической целесообразности.

Новое время

В этот период стали усматривать прогресса в естествознании. Свою точку зрения на процесс высказывал Г. Спенсер. По его мнению, прогресс - как в природе, так и в обществе - подчинялся всеобщему эволюционному увеличивающейся сложности внутреннего функционирования и организации. С течением времени формы прогресса стали просматриваться в литературе, всеобщей истории. Не осталось без внимания и искусство. В разных цивилизациях имело место разнообразие соц. порядков, которые, в свою очередь, обусловили разные виды прогресса. Была сформирована так называемая "лестница". На ее вершине находились наиболее развитые и цивилизованные общества Запада. Далее на различных ступенях стояли прочие культуры. Распределение зависело от уровня развития. Произошла "вестернизация" концепции. В результате появились такие виды прогресса, как "америкоцентризм" и " европоцентризм".

Новейшее время

В этот период решающая роль была отведена человеку. Вебер подчеркивал тенденцию рационализации всеобщего характера в управлении разнообразными Дюркгейм приводил другие примеры прогресса. Он говорил о тенденции социальной интеграции посредством "органической солидарности". Она основывалась на взаимодополнительном и взаимовыгодном вкладе всех участников социума.

Классическая концепция

Рубеж 19-20 веков именуется "триумфом идеи развития". В то время всеобщая уверенность в том, что научный и технический прогресс способен гарантированно обеспечивать непрерывное улучшение жизни, сопровождалась духом романтического оптимизма. В целом, в социуме существовала классическая концепция. Она представляла собой оптимистическую идею о постепенном освобождении человечества от страха и невежества на пути к все более рафинированным и высоким уровням цивилизации. Классическая концепция основывалась на понятии линейного необратимого времени. Здесь прогресс являлся положительно характеризуемой разницей между настоящим и будущим либо прошлым и настоящим.

Цели и задачи

Предполагалось, что описанное движение будет непрерывно продолжаться не только в настоящем, но и в будущем, несмотря на случайные отклонения. Достаточно широко было распространено в массах убеждение в том, что прогресс вполне можно сохранить на всех стадиях, в каждой основной структуре социума. В результате все должны были достичь полного процветания.

Основные критерии

Среди них чаще всего встречались:

  • Религиозное совершенствование (Ж. Бусе, Августин).
  • Увеличение научного знания (О. Конт, Ж. А. Кондорсе).
  • Равенство и справедливость (К. Маркс, Т. Мор).
  • Расширение индивидуальной свободы в комплексе с развитием морали (Э. Дюркгейм, И. Кант).
  • Урбанизация, индустриализация, усовершенствование техники (К. А. Сен-Симон).
  • Господство над природными силами (Г. Спенсер).

Противоречивость прогресса

Первые сомнения в правильности концепции стали высказываться после Первой мировой. Противоречивость прогресса состояла в появлении идей о негативных побочных эффектах при развитии социума. Одним из самых первых с критикой выступил Ф. Теннис. Он считал, что социальное развитие от традиционного к современному, индустриальному, не только не улучшило, а, напротив, ухудшило условия жизни людей. Первичные, непосредственные, личные социальные связи традиционного взаимодействия людей были заменены опосредованными, безличными, вторичными, исключительно инструментальными контактами, присущими современному миру. В этом, по мнению Тенниса, состояла основная проблема прогресса.

Усиление критики

После Второй мировой для многих стало очевидным, что развитие в одной сфере влечет негативные последствия в другой. Индустриализация, урбанизация, научный и технический прогресс сопровождались загрязнением окружающей среды. Что, в свою очередь, спровоцировало Появилась новая теория. Уверенность в том, что человечеству необходим непрерывный экономический прогресс, сменилась альтернативной мыслью о "пределах роста".

Прогноз

Исследователи просчитали, что при приближении уровня потребления разных стран к западным стандартам, планета может взорваться от экологической перегрузки. Концепция о "золотом миллиарде", в соответствии с которой обеспеченное существование на Земле может гарантированно получить только 1 млрд людей из обеспеченных государств, совершенно подорвала главный постулат, на котором основывалась классическая идея прогресса - ориентирование на лучшее будущее для всех живущих без исключения. Убеждение в превосходстве направления развития, по которому шла цивилизация Запада, господствовавшая в течение продолжительного периода времени, сменилась разочарованием.

Утопическое видение

Это мышление отражало весьма идеализированные представления о наилучшем обществе. По этому утопическому мышлению, надо полагать, также был нанесен мощнейший удар. Последней из попыток реализации такого типа видения мира стала мировая социалистическая система. При этом человечество на данном этапе не имеет в запасе проектов, "способных мобилизовать коллективные, всеобщие действия, захватив людское воображение", которые могли бы ориентировать социум на светлое будущее (эту роль весьма эффективно исполняли идеи социализма). Вместо этого сегодня имеют место или простые экстраполяции существующих тенденций, или катастрофические пророчества.

Размышления о будущем

Развитие идей о предстоящих событиях идет в настоящее время в двух направлениях. В первом случае определяется воцарившийся пессимизм, в котором просматриваются мрачные образы упадка, разрушения и дегенерации. Из-за разочарования в научно-техническом рационализме стали распространяться мистицизм и иррационализм. Рассудку и логике в той или иной сфере все чаще противопоставлены эмоции, интуиция, подсознательное восприятие. Согласно утверждениям радикальных постмодернистских теорий, в современной культуре исчезли надежные критерии, по которым миф отличался от реальности, безобразное от прекрасного, добродетель от порока. Все это указывает на то, что началась эпоха "высшей свободы" от морали, традиций, прогресса, в конце концов. Во втором направлении просматриваются активные поиски новых концепций развития, способных дать людям позитивные ориентиры на предстоящие периоды, избавить человечеств от необоснованных иллюзий. Постмодернистскими идеями была, главным образом, отвергнута теория развития в традиционной версии с финализмом, фатализмом и детерминизмом. Большая часть из них предпочла другие примеры прогресса - иные вероятностные подходы к развитию социума и культуры. Некоторые теоретики (Бакли, Арчер, Этциони, Валлерстайн, Нисбет) в своих концепциях трактуют идею как возможный шанс наступления улучшения, который может с определенной долей вероятности наступить, а может и быть незамеченным.

Принцип конструктивизма

Из всего разнообразия подходов именно эта концепция послужила теоретическим фундаментом для постмодернизма. Задача состоит в том, чтобы в повседневной нормальной жизнедеятельности людей отыскать движущие силы прогресса. По мнению К. Лэша, решение загадки обеспечивается уверенностью в том, что исключительно благодаря усилиям человека могут произойти улучшения. В противном случае задача просто неразрешима.

Альтернативные концепции

Все они, возникшие в рамках теории деятельности, весьма абстрактны. Альтернативные концепции апеллируют к "человеку в целом", не выказывая особенного интереса к культурным и цивилизационным различиям. В данном случае, по сути, просматривается новый тип общественных утопий. Он представляет собой кибернетическое моделирование социальных культур идеального порядка, просматривающихся через призму людской деятельности. Эти концепции возвращают позитивные ориентиры, определенную веру в вероятное прогрессивное развитие. Более того, они называют (хотя и на высокотеоретическом уровне) источники и условия роста. Между тем, альтернативные концепции не отвечают на основной вопрос: почему человечество, "свободное от" и "свободное для", в ряде случаев выбирает прогресс и стремится к "новому, активному социуму", но зачастую ориентиром для него служит декаданс и разрушение, что, в свою очередь, приводит к стагнации и регрессу. Если основываться на то вряд ли можно утверждать, что общество нуждается в прогрессе. Это объясняется тем, что нельзя доказать, будет ли хотеть человечество реализовывать свою созидательную способность в будущем. Ответы на данные вопросы отсутствуют и в кибернетике и системной теории. Однако их подробно разбирали религия и культура. В связи с этим, в качестве альтернативы конструктивистскому модернизму в теории прогресса может сегодня выступать социокультурный этикоцентризм.

В заключение

Современные российские философы все чаще возвращаются к "Серебряному веку". Обращаясь к этому наследию, они пытаются снова услышать самобытность ритмов национальной культуры, перевести их на научный строгий язык. По словам Панарина, биоморфная структура познания показывает человеку образ космоса как живой, органической целостности. Его пространство будит в людях мотивацию высшего порядка, несовместимую с безответственным потребительским эгоизмом. Сегодня отчетливо ясно, что современная социальная наука требует серьезного пересмотра существующих основных принципов, приоритетов и ценностей. Она может подсказать человеку новые направления, если он, в свою очередь, отыщет в себе достаточно сил воспользоваться ими.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные