Мозаика. Состав, материалы, технология производства. Технология изготовления мозаичной плитки (мозаики) в домашних условиях Из чего изготавливают мозаику

Представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов. В результате переплава кварцевого песка, полевого шпата, соды с оксидами металлов при температуре 1400°С - 1600°С получается однородная масса, которую формуют литьевой штамповкой при температуре 1000°С. Технология изготовления стеклянной мозаики такова, что она становится намного прочнее стекла, хотя химический состав абсолютно одинаковый. Это происходит по двум причинам:

  1. после разлития стекломассы по формам ее подвергают высокотемпературному обжигу до 800ºС,
  2. минимальный размер модуля – 2х2 см.

Во избежание трещин, вызванных температурными напряжениями, отформованную мозаику подвергают обжигу в так называемых туннельных печах, где она охлаждается до комнатной температуры, с постоянной скоростью двигаясь по конвейеру.

Стеклянная мозаика имеет широкую область применения: это стены и полы в кухнях, бассейнах, ванных комнатах, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий. Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров и орнаментов.

Сейчас стекло – это самый доступный облицовочный материал из всех видов мозаики. Именно стекло имеет самое большое количество преимуществ перед другими материалами:

  • высокая прочность;
  • устойчивость к химическому воздействию - не поддается воздействию химических реагентов и многих неорганических и органических кислот, которые содержатся в большинстве моющих средств;
  • нулевое водопоглощение, поэтому эту мозаику можно применять в помещениях с любой влажностью и чашах бассейнов;
  • отличная жаропрочность, устойчивость к перепадам температур (от +15ºС до +145 ºС), что позволяет использовать мозаику для облицовки камина снаружи (но не изнутри, где температура может быть намного выше);
  • морозоустойчивость (способность выдерживать не менее 100 циклов перехода от минусовых температур (-30 ºС) к плюсовым без потери качества), следовательно, мозаика пригодна для облицовки открытых замерзающих бассейнов, в которых на зиму оставляют воду, и внешних стен;
  • устойчивость к ультрафиолетовому излучению - цвета изделия не выгорают под длительным воздействием света.
  • низкий уровень скольжения. Это означает, что человек сможет удержаться даже на влажной наклонной плоскости, облицованной мозаикой.
  • выбор из 3000 цветов и неограниченное количество их комбинаций.

Керамическая мозаика

Керамическая мозаика выполняется из кусочков керамической плитки разного оттенка огромной цветовой гаммы, что позволяет создавать практически любые рисунки. Керамический материал для плиток мозаики получают из смеси, содержащей каолин или глину. Также к этой смеси добавляются различные добавки в виде шамота, кварцевой муки и флюса, которые ускоряют спекание нерастворимых в воде материалов. Таким образом, керамическая мозаика представляет собой экологически чистый и безопасный материал. Поверхность мозаики покрывают глазурью, при этом может получиться как гладкая (полированная) поверхность, так и матовая (шероховатая), которая может содержать всевозможные «спецэффекты» - кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности.

Выложенная керамической мозаикой поверхность будет более рельефной, чем отделанная стеклянной. Элементы мозаики могут иметь множество форм: квадрата, прямоугольника, круга, форму гальки. Такое разнообразие форм позволяет дизайнерам воплощать в интерьере любую, даже самую необычную и смелую идею.

Керамическая мозаика прочнее стеклянной, что сочетается с устойчивостью к абразивному износу и оригинальным внешним видом. Она подходит для облицовки различных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат, кухонь.

Керамическая мозаика имеет ряд преимуществ:

  • Это высокопрочный материал. Правильно уложенное мозаичное панно выдерживает вес, который будет больше в 20 раз, чем могут выдержать бетон или цемент.
  • Высокая огнестойкость и огнеупорность. Керамическая мозаика не горит и защищает от огня облицованную поверхность. Кроме того, при нагревании она не выделяет вредных веществ. Все это делает ее подходящим материалом для облицовки печей и каминов.
  • Водостойкость. Это свойство керамической мозаики позволяет применять ее в помещениях с повышенной влажностью или постоянным контактом с водой.
  • Износостойкость. Поэтому керамическая мозаика применяется для облицовки полов и лестниц.
  • Керамическая мозаика не выгорает на солнце.
  • Устойчивость к агрессивным средам, химическим веществам.
  • Известно, что на керамической мозаике не могут долго существовать микробы.

Керамическая мозаика прекрасно сочетается со многими другими материалами для оформления. Особенно хорошо смотрится с керамогранитом и керамической плиткой. Панно из керамической мозаики придаст великолепный вид любому помещению.

Каменная мозаика

Каменная мозаика изготавливается из самых различных пород камня, начиная с оникса, яшмы, туфа, аметиста, лазурита и заканчивая породами сланца, травертина, змеевика, малахита и т.д. Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение уникально. Камень можно оставить полированным, шлифованным, а можно «состарить» - тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими.

Выпускаются элементы самой разной формы - от круглой до неправильной. Это почти идеальный материал для отделки фасадов домов, интерьеров офисов, магазинов, баров, ресторанов. Природное происхождение камня, долговечность, красота, многообразие форм - позволяют чрезвычайно широко использовать его в обустройстве ландшафта (изготавливают дорожки, площадки, подпорные стенки, бордюры, садовые скамейки). Часто применяется морская, речная, озерная галька, а также различные валуны.

Натуральный камень всегда эксклюзивен, так как обладает энергетикой природы. Природный камень применяют при отделке стен и пола, изготовлении каминов, колонн, столешниц, рам для зеркал, ваз, подсвечников, орнаментов и скульптур, подоконников, карнизов, плинтусов, перил, журнальных столиков, барных стоек. Отличным дополнением к интерьеру может служить живописная мозаика из натурального камня, воплощающая сюжетные картины, пейзажи или натюрморты.

Мозаика из мрамора

Мрамор - кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации известняка или доломита. От сочетания горных пород и от направления распиливания камня зависят цвет и рисунок мрамора.

Мозаика из мрамора может служить для внутренней отделки пола и стен в помещении. Она поможет создать неповторимый уют плавными переливами теплых тонов полированного камня и лучше любых других деталей интерьера подчеркнет утонченный вкус хозяина. Или ее можно использовать для отделки внешних стен, создавая уникальные фасадные конструкции, что поможет ярко выделить дом или офис из череды серых зданий. Использование мраморной мозаики всегда придает интерьеру нотку стабильности, постоянства, основательности. Широкий диапазон цветовых оттенков мрамора позволяет создавать разнообразные композиции, основанные на подборе близких по цвету и тону материалов.

Мозаика из искусственного камня

Искусственный камень – это уникальный материал на основе акриловых смол, выполненный из экологически чистых материалов. Его расцветка имитирует оригинальную структуру натуральных минералов. Искусственный камень – это надежный материал, который защищен от воздействия перепадов температур, влаги и ультрафиолета. Мозаика из акрилового камня представляет собой ритмичный рисунок, который одновременно похож и на поверхность каменной шкатулки, и на цветной витраж, и на сложный плетеный рисунок, словно сотканный из многих лоскутков. При производстве в искусственный камень добавляются частицы натуральных минералов, благодаря чему подобные материалы обладают поистине уникальной структурой, которая оригинальна для каждого элемента мозаики. Изделия из такого акрилового камня, в глубине которого играют солнечные переливы, сохраняют превосходный внешний вид на протяжении долгих лет.

Металлическая мозаика

Металлическая мозаика может быть стального либо золотистого цвета в зависимости от применяемого в производстве металла. Технология изготовления такой мозаики у разных производителей отличается. Чаще всего в качестве подложки используются не глиняные плиточки, а резиновые пластинки толщиной до 4 мм. Сверху к ним крепится металлический стальной слой. Благодаря эластичной резиновой подложке элементы металлической мозаики являются более гибкими, чем изготовленные из керамики или стекла, что значительно расширяет диапазон применения подобной мозаики для облицовки поверхностей сложной формы. Кроме стандартных, квадратных, предлагаются элементы другой формы с различными фактурными поверхностями. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковер на стене или на полу.

Поверхность делают полированной, матовой, с насечками разных видов и, наконец, покрытой тонким слоем латуни или бронзы. Для декорирования ванных комнат, душевых и бассейнов выпускается специальная серия металлической мозаики, в которой используется нержавеющая сталь. Для придания поверхности элементов металлической мозаики различных оттенков на неё наносят бронзу или латунь, однако такую мозаику не рекомендуется класть на пол, так как она сильно подвержена истиранию.

Мозаика из драгоценных металлов

Золотая мозаика - бесспорный признак роскоши. Она состоит из золотой фольги 585-й пробы, заключенной между тонкими пластинками из специального стекла. Существуют коллекции с желтым, белым золотом или платиной.

Изготовление полностью ручное. Золотая мозаика изготавливается кустарным способом по древнейшей технологии. Производство начинается с традиционного выдувания сосудов из очень тонкого прозрачного стекла (толщиной 0,2-1 мм). Полученный таким образом большой «пузырь» называется soffione. Это стекло режется на квадратики размером примерно 10х10 см. Такие пластиночки золотой мозаики называются «cartelline». На тонкую пластинку золотой мозаики «cartellinе» укладывается металлический лист из желтого или белого золота. Лист - это тонкая фольга, полученная отбиванием металла вручную. На тонкую пластинку с фольгой выливается горячая масса из более толстого стекла. Таким образом, оба стеклянных слоя плотно соединяются и образуют золотой «блин». После этого золотые «блины» отправляются в обжиговую печь для закалки.

Тонкое стеклышко может быть и цветным, толстая пластинка золотой мозаики может быть зеленой, синей или прозрачной (хрустальная основа). Резка на кубики золотой мозаики осуществляется вручную. Очевидно, что и цена такого материала немалая. Поэтому чаще всего золотую мозаику используют поштучно, делая вставки. Золотую мозаику можно применять как для стен, так и для полов.

В течение тысяч лет мозаика применялась при внешних отделках помещений. Начало ее развития можно проследить от простых примитивных схем с использованием гальки, до узоров, которые применяются для зонирования пространства. Постепенно, это технология развилась и стала популярна. Мозаичную плитку начали использовать в качестве декоративных поверхностей пола и стен на виллах и соборах, до современного выражения мозаики как вида искусства.

В целом, мозаичную плитку можно описать как искусство украшать поверхность конструкциями, которые созданы из маленьких кусочков твердого материала или тессера, близко расположенных друг к другу.

Есть у нас статья, про с гифками и интересными видео, можете ознакомиться, чтобы хорошо ориентироваться в вопросе.

Древняя художественная форма мозаичная плитки.

Учеными было доказано, что мозаика, появилась в четвертом тысячелетии до нашей эры. Впервые ее использовали в храме Урука в Месопотамии. Существуют и более древние примеры ее появления. Она встречается в доколумбовых культурах — бытовые предметы украшали раковинами, перламутром и полудрагоценными камнями. Достаточно давно мозаики были обнаружены и в Греции — в начале четвертого века до нашей эры. В древней столице Пеллы. Это были времена завоевания Греции римлянами во втором веке до нашей эры. Это в конечном итоге подняло уровень художественной обработки.

Христианское искусство способствовало развитию декоративной мозаики в церквях и других религиозных зданиях, но византийцы сделали мозаичное искусство привилегированным языком, с помощью которого можно было выразить божественные, сверхъестественные и мистические темы. Использование искусственных материалов, в том числе золота, а применение специальной техники установки тессеров, под разными углами и глубинами создавали магические световые эффекты.

Базилика Св. Марка, собор Венеции, представляют собой самые известные церкви в городе, и одни из самых известных примеров византийской архитектуры и мозаики, обладающей богатым дизайном и демонстрирующей мощь Венеции.

Освященные в 1094 году, стены и потолки покрывались мозаичным искусством в смеси византийских и готических стилей. С 11 века здание было известно под прозвищем Chiesa d’Oro, переводится как «золотая церковь», так как на ней расположены сложные золотые мозаичные куполы. К сожалению, византийское искусство стала развиваться менее активно, так же, как и золотой век мозаик.

Разработка художественной концепции мозаичной плитки, ни в коем случае не является механическим процессом. Одна из самых широко распространенных методик — фотокопирование предполагаемого произведения искусства, а затем рисование сети плиток над фотокопией. Этот процесс перевода является первым шагом в преобразовании идей в мозаичное искусство.

Связующие, инертные наполнители и подложки составляют основу для износостойкой и атмосферостойкой мозаичной плитки, и представляет собой красивое художественное искусство.

Для изготовления мозаики, вам понадобится цемент, плиточный клей, гипсовая штукатурка или глина. Плитки помещаются в связующее вещество, для удержания их на месте. Укладка плитки может быть осуществлена путем оставления небольшого пространства между плитами, в котором размещается раствор, причем плитки должны укладывать очень плотно. В любом случае, вы должны разместить плитку, из которой можно создать осмысленный шаблон, который отразит оригинальный художественный проект.

Каждый метод имеет собственную технологию и результат.

Основные приспособления для работы с мозаичной плиткой просты и в основном состоят из инструментов, с помощью которых можно резать мозаичные тессеры, включая молоток. Кельмы и шпатели также используются для разбрасывания раствора и клеев.

Мозаичные материалы бывают либо натуральными, или искусственными. Природные материалы включают мрамор, морскую гальку, раковины, кристаллы, полудрагоценные камни и минералы. Естественные материалы, несмотря на их эстетическую ценность, имеют тусклый цвет по сравнению с более светлым тонированным искусственным цветным стеклом.

Мозаичные плитки представляют собой уникальные смеси материалов при правильной температуре, которые дают тысячи разных цветов. Каждый из цветов имеет уникальный рецепт. Именно эти рецепты делают плитки настолько уникальными и особенными. После создания расплавленного стекла они прессуются в плоские пластины, которые в конечном итоге разрезают на мелкие квадратные кусочки. Плиты могут быть вырезаны художником, для создания уникальных узоров и форм.

Далеко не каждый профессиональный каменщик может делать предельно качественно, о том, как это делать вы должны узнать обязательно!

Применение плитки в современном искусстве.

К сожалению, многие думают о мозаичном искусстве как о древней истории. Но сегодня она часто применяется в современных пространствах. И действительно, мозаика может представлять собой как современное, так и историческое искусство. В целом, мозаичная плитка представляет собой художественный, функциональный и красивый материал. Она может и должна регулярно учитываться в дизайне интерьера, для добавления практических характеристик влажным областям и в зонах с высокой интенсивностью движения.
Вот основные процессы, которые осуществляются с использованием мозаичной плитки, а также термины:

Отжиг — медленный процесс охлаждения, который осуществляется при температуре около 500 градусов Цельсия в специальной духовке. Новое формованное стекло охлаждается, в целях предотвращения напряжения.

Резка — процесс, при котором тессеры извлекаются из стеклянных плит. Для этих целей с древних времен применяли молотки и долота, но, в наши дни, можно применять автоматические и полуавтоматические машины.

Тигель , или как его еще называют горшок, представляет собой контейнер, в котором размещается фритта и стеклобой (битое стекло), которые, в последствии смешивается с красителями, после чего, они нагреваются до точки плавления, или приготовления стекла. Как правило, они изготавливаются из кремнезема и огнеупорной глины, однако, для их производства могут быть использованы другие огнеупорные материалы.

Стеклянная паста — применяется для изготовления тессеров с традиционным, почти не содержащим свинца стеклом (менее пяти процентов оксида свинца);

Плавильная печь состоит из скамейки, полки для кастрюль, камина или ячейки, для хранения дров. Воздух для обжигания поступает через определенное отверстие, используемое для загрузки древесины. Отработанные газы выводятся через центральное отверстие в скамье, это позволяет нагревать горшки.

Золотой лист представляет собой тонкий лист, изготавливаемый из золота. В целом, цветовой оттенок определяется чистотой металла, толщиной листа и цветом, если таковой имеется, картелина и подложки.

Песок — наиболее распространенная форма двуокиси кремния, используемая для производства стекла. Песок обычно не является чистым диоксидом кремния, так как он содержит другие минералы в различных количествах, в зависимости от местоположения песчаного месторождения.

Плита — тонкая мозаичная полоса или диск (пицца) получается путем надавливания расплавленного стекла на плоскую поверхность или протягивания через два цилиндра. После отжига тессеры получают путем резки алмазными инструментами или забивания точками или лезвиями из твердой стали.

Надеюсь, вы узнали что-то новое для себя, относительно процесса производства мозаичной плитки , желаю вам удачных ремонтов!

Если вы решили самостоятельно уложить плитку, вам помогут наши . Если у вас возникли вопросы по их использованию, задавайте их нашему менеджеру.

Декоративная мозаика своими руками может быть создана из разных материалов. В домашних условиях используют стекло и керамику, яичную скорлупу, гальку и ракушки, бросовые материалы. Мозаичные элементы можно сделать самому и окрасить их в нужные оттенки.

Если используется природный или бросовый материал (песок, камни, ракушка, битое стекло и керамика, пластиковые крышки и пр.), то его нужно рассортировать по цвету. Для изготовления мозаики своими руками из кафельного или стеклянного боя кусочки нужно наколоть на фрагменты удобной формы и размера.

Колоть плитку или стекло нужно с применением специального инструмента — закольника. Это острый металлический клин. На него кладут плоский кусок керамики или стекла, ударом молоточка откалывают полоску, которую затем делят на квадратики. При отсутствии закольника для небольших масштабов работы можно использовать слесарные кусачки.

Для изготовления мозаичных элементов в домашних условиях можно использовать 2 техники:

  1. Сделать раствор из столярного порошкового клея для растворения в холодной жидкости (1 часть), воды (4 части), добавить в него 6 частей строительного алебастра и пигмент, тщательно вымешать и залить в резиновые или силиконовые формочки (квадраты 2х2 см). Через 2 дня готовые детали можно достать из форм и использовать для набора.
  2. Материал для мозаики легко сделать из магазинного эпоксидного клея (ЭДП), приготовив его по инструкции и смешав с порошковым пигментом. Заливают его в такие же формы. Застывание смолы может потребовать больше времени, чем указано в инструкции, и зависит от размера и толщины элементов.

Можно сделать мозаику из осколков фарфоровой посуды. Иногда в нее включают крупные части (носики чайников, ручки чашек и пр.).

Какую поверхность брать в качестве основы?

Отделать мозаикой можно практически любые поверхности. Лучше всего если материал основы и клеевой состав для мозаики будут соответствовать друг другу по свойствам температурного расширения (например, керамика, плиточный клей и бетонная основа). Но нередко мозаикой на цементном связующем оформляют столешницы или другие деревянные поверхности.

Проще всего клеить мозаику на плоскую и ровную поверхность. Но и на криволинейных изделиях такой декор выглядит красиво. Сделать его можно на любом предмете сложной формы, только придется выбирать более мелкие фрагменты.

Начинающим нужно осваивать простые техники составления набора: прямым и насыпным способами на ровной поверхности. По мере приобретения навыков можно выполнять обратный набор и отделку криволинейных поверхностей.

Создаем неповторимый узор

Разработка орнамента — творческий процесс, который не подчиняется никаким нормативам. Выложить мозаикой можно любой рисунок, который понравился мастеру. Если это мелкое изображение, увеличить его можно с помощью проектора или вручную. Для последнего способа нужно разбить исходный рисунок на квадраты, затем сделать сетку из увеличенных фрагментов и перерисовывать содержимое каждого квадратика в увеличенном до нужных размеров виде.

Если у человека имеются художественные навыки, то нарисовать любой узор или картинку для панно он сумеет самостоятельно. Также картинку можно увеличить и распечатать при помощи компьютерной техники.


Рисуем эскиз

Эскизом называют изображение предмета таким, как он будет выглядеть в готовом виде. Эскиз мозаичного панно нужно выполнить в цвете. Это поможет ориентироваться при составлении набора и дает возможность заранее оценить, как будут выглядеть цвета в интерьере. Эскиз удобнее всего рисовать в натуральную величину, так будет понятнее, где нужны мелкие элементы.


Для геометрического узора эскиз можно составить в виде схемы для вязания или вышивки крестом. По такой схеме удобно подсчитывать количество мелких квадратиков-пикселов, из которых чаще всего делают мозаики.

Укладка мозаики

Керамическую, стеклянную или каменную мозаичную картину можно выполнить методом прямого набора. При этом укладка мозаики своими руками производится в такой последовательности:


Мозаику можно купить в готовом виде. Она представляет собой квадратные элементы из керамики, искусственного или натурального камня, наклеенные на специальную сетку. Некоторые разновидности имеют клеящийся слой. Их монтируют на выровненную и обработанную праймером поверхность. После этого мозаику затирают. Если клеевого слоя нет, на стену накладывают 0,5 см плиточного клея и монтируют листы готовой мозаики, придавливая их дощечкой.


Другие способы изготовления мозаики

Простые мастер-классы помогут собрать мозаичную картину и по-другому. Обратный способ подразумевает выкладку набора в зеркальном отражении и изнанкой вверх. Сделать его можно про помощи прозрачной самоклейки:

  1. Перенести контурный рисунок на бумагу в натуральную величину.
  2. Расстелить на нем самоклейку клеевым слоем вверх.
  3. Постепенно снимая защитный слой, выкладывать наборный рисунок по плану, прижимая лицевую сторону каждого элемента к липкой поверхности пленки.
  4. Когда набор будет закончен, его можно перенести на стену или другую поверхность.

Если площади мозаики велика, переносить панно можно по частям, аккуратно разрезая пленку острым ножом между элементами набора. Перед переносом на отделываемую поверхность наносят 0,5-0,7 см плиточного клея. Фрагмент нужно придавить к ней с помощью дощечки, нанести клей на соседний участок стены и продолжить работу. Через 24 часа осторожно снять пленку.


Мозаикой-кракле отделывают мебель. Материал для ее изготовления — яичная скорлупа, которую можно окрасить в разные оттенки красителями для пасхальных яиц. Тонкую бумагу стелят на ровную поверхность, смазывают ПВА. Клей нужно выдержать 3-19 минут. На немного подсохший слой выложить кусочки скорлупы выпуклой стороной вверх, оставляя между ними зазоры. Поверх скорлупы кладут дощечку и придавливают, ломая материал на более мелкие фрагменты.


Через 10 минут доску снять, поправить фрагменты, размещая из равномернее, затем вновь прижать и выдержать под грузом около 24 часов. Затем всю поверхность нужно заклеить слоем тонкой бумаги на мучном клейстере, высушить его и приступать к нарезке мозаики по контурам рисунка и переносу на основу. Клеят его на ПВА. Когда панно высохнет, с него можно снять верхнюю бумагу (размочить перед удалением) и смять клейстер. Для проявки трещин применяют тушь: нужно капать ее из пипетки и дожидаться растекания по трещинам. Остатки туши с поверхности смять губкой и хорошо высушить панно.


Затирка швов и дальнейший уход

Мозаичным картинам из керамики, стекла или камня требуется нанесение отделочного слоя — затирки швов. Рабочим составом может быть тот же плиточный клей, тонированный в нужный оттенок. Если мозаика предназначена для эксплуатации в сыром помещении или на улице, лучше брать влагостойкие затирочные составы (для ванных комнат и бассейнов, для наружных работ и пр.).

Раствор наносят на поверхность высохшего набора и втирают между элементами резиновым шпателем. Излишки нужно немедленно убрать влажной тканью, разглаживая поверхность затирки. После ее схватывания убрать разводы с поверхности мозаики. Готовое панно полируют чистой сухой мягкой тканью или войлоком, окончательно удаляя все остатки затирочного состава.

«Сложенная из кусочков» – так называют мозаику со времен ее изобретения. Разнообразие материалов, используемых для изготовления, их долговечность, неприхотливость в отношении ухода, возможность реставрации обеспечивают высокую востребованность данной техники облицовки. Не менее популярно производство мозаичной плитки.

Современные технологии и материалы позволяют раздвинуть границы применения мозаики от создания традиционных панно до облицовки бассейнов, фонтанов, колонн, арочных конструкций и других поверхностей сложной геометрической формы. Керамическая мозаика традиционно удерживает первенство, однако, стекло, металл, декоративные и отделочные камни постепенно завоевывают популярность, занимая свою нишу на рынке.

Виды мозаики

Изготовление мозаичной плитки предполагает использование различных материалов. Так потребитель получает возможность выбора между видами, каждый из которых имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

Керамическая

  • Удовлетворяет самый взыскательный эстетический вкус.
  • Средняя прочность.
  • Отлаженная технология производства.
  • Высокая стоимость.

Стеклянная

  • Высокая эстетичность.
  • Широкая гамма цветов.
  • Устойчивость к высоким и низким температурам.
  • Использование в водной среде.
  • Недостаточная прочность.
  • Большой вес.

Пластиковая или пластмассовая

  • Привлекательный внешний вид.
  • Небольшой вес.
  • Невысокая стоимость.
  • Несложное производство.

Сроки эксплуатации керамической и стеклянной мозаики практически не ограничены, что подтверждается прекрасным состоянием археологических находок: посуды, плитки, мозаичных картин.

Что касается пластика. Количество пластиковых отходов в современном мире заставляет экологов бить тревогу и выступать в поддержку всех возможных способов их утилизации и переработки. Конечно, не каждый может построить цех по переработке пластиковых бутылок, но освоить и запустить изготовление мозаичной плитки в домашних условиях из пластика – вполне осуществимая мечта.

Производство плитки мозаики

При выборе подходящего материала для изготовления мозаичных плиток можно остановиться на стекле или акриловых смолах. Приобрести компоненты для производства сегодня не составляет труда – магазины предлагают неплохой ассортимент химикатов и наполнителей.

Изготовление или приобретение оборудования не требует знания высоких технологий и больших финансовых затрат. Сам процесс требует соблюдения технологии изготовления, характеризуется невысокими затратами энергии, а по сложности освоения вполне доступен любому грамотному человеку.

Сырье

Выбор ингредиентов для изготовления мозаичных плиток – связующих, наполнителей, красителей - диктуется требованиями, предъявляемыми к прочности и плотности конечного продукта. Стандартным связующим материалом является акриловая пластмасса. Представляет собой жидкую акриловую смолу, затвердевающую при добавлении специального катализатора.

Жидкая консистенция смолы позволяет использовать различные наполнители:

  • песчаные;
  • мраморную крошку;
  • гранитную крошку;
  • цветной гравий мелких фракций.

Для окраски смеси используют как органические, так и неорганические красители. Цвет готовой плитки определяется выбором основы соответствующего пигмента. Наиболее распространенные: оксид железа, соединения хрома, свинца, цинка, титана.

Оборудование

Технология изготовления мозаичной плитки настолько проста, что не требует огромного помещения, сложного оборудования и печи для выпекания плиток. Размеры и формы для изготовления мозаичной плитки путем заливки выбираются в соответствии с требованиями к размерам плиток.

Особого внимания требует процесс дозировки компонентов. Необходимы точные весы и градуированные емкости, которые позволят точно измерять вес и объем ингредиентов.

Емкости для хранения исходных материалов выбирают исходя из сроков их хранения и планируемых объемов производства. Инструментарий для приготовления смеси, ее заливки и формовки (ложки, набор шпателей, трубок и др.) используют стеклянный или пластиковый.

Процесс изготовления

Использование столь несложного инструментария для изготовления мозаики из акриловой пластмассы говорит о простоте самого производственного процесса.

Самая сложная стадия - это приготовление смеси. Точность дозировки каждого компонента важна для получения высококачественного продукта. В емкость для смешивания помещают необходимое количество наполнителя, добавляют отмеренный вес красителя и заливают акриловой смолой. После перемешивания готовую смесь распределяют по формам. Затвердевание и высыхание плиток происходит естественным образом без воздействия высоких температур. После извлечения из форм, готовая продукция подлежит финишной обработке для придания ей совершенной формы и вида.

В случае использования других исходных материалов может потребоваться изменение технологического процесса. Описанная технология предназначена для изготовления небольших объемов. С их ростом потребуется дополнительное оборудование для производства мозаичной плитки, которое позволит внести элементы механизации и автоматизации в процесс производства.

Особенности набора мозаики

В отличие от древних времен, когда каждый кусочек мозаики выкладывался вручную, современные производители в заводских условиях собирают из кусочков готовые к укладке матрицы. Каждая матрица представляет собой наклеенные на лист специальной бумаги (крафта) или сетки кусочки мозаики, расположенные в определенном порядке. Предназначенные для создания сложных рисунков или картин матрицы (модули) выпускаются в небольших размерах, что упрощает процесс подгонки при укладке. Обычный размер модуля 30х30 см.

Готовые модули крепятся к подготовленной поверхности с использованием специального клея для мозаики. Такой клей обеспечивает прочность сцепления мозаичной плитки с поверхностью не менее 30 МПа.

Следует помнить, сетка всегда находится со стороны монтажа, а лицевая сторона матрицы обычно закрыта слоем бумаги, которая по окончании монтажа пропитывается водой и удаляется. Хотя модульная система существенно упрощает монтаж, в среднем, в зависимости от размера мозаики, работа занимает от нескольких дней до нескольких недель.

В отличие от укладки обычной керамической плитки, работа с мозаикой требует от мастера специальных навыков и тщательной подготовки поверхности. Основание под мозаику должно быть прочными и ровным, с гладкой поверхностью. При монтаже на оштукатуренные поверхности используются специальные пропитки, повышающие адгезию, а при штукатурке – армирующие добавки, повышающие прочность крепления мозаики и в дальнейшем предотвращающие образование трещин.

В случае размещения мозаики в помещениях с высокой влажностью или в прямом контакте с водой требуется предварительная гидроизоляция поверхности. Имеется достаточно большой выбор профессиональных материалов для гидроизоляции бассейнов, фонтанов, душевых и ванных комнат.

Предварительная разметка основания играет важную роль в подготовке к укладке модулей, особенно на поверхностях криволинейной формы. Учитывая сложность процесса устройства мозаичного покрытия и его длительность, следует выбирать клеящие смеси с длительным (не менее 30-60 минут) сроком пригодности к использованию после приготовления. Объем смеси для одноразового приготовления выбирается мастером на основании опыта работы с учетом сложности поверхности.

Техника набора мозаичного панно

Техника создания художественных мозаичных полотен (панно) была известна еще с древности. В современный дизайн она пришла с небольшими корректировками и усовершенствованиями. В старину мастера подбирали размеры и цвета кусочков мозаики непосредственно на месте создания панно и сразу же укладывали подобранный кусочек в слой штукатурки на основании. Эта работа требовала высокого мастерства и художественного таланта, так как представить себе всю картину целиком и правильно подобрать каждый кусочек очень сложно, а любая ошибка становилась причиной искажения рисунка.

  • Сегодня используются два основных способа создания мозаичных полотен: техника прямого и обратного набора. При использовании первого способа (прямой набор) композицию или ее фрагменты собирают на основе (используется стекловолокно или другие материалы), выкладывая кусочки мозаики лицом кверху, что позволяет легко контролировать результаты и вносить корректировки. По окончании сборки готовые фрагменты вместе с основой крепятся на предназначенную для установки панно поверхность.
  • Второй способ (обратный набор) предполагает укладку кусочков мозаики лицевой стороной вниз. Для этого используют зеркальное отображение рисунка, покрытое калькой, на которую в соответствии с раскраской выкладывается мозаика. С появлением в продаже самоклеящейся пленки эта технология еще больше упростилась. После завершения сборки осуществляют заливку и закрепление на основании. При необходимости проводят дополнительную обработку и шлифовку.
  • Одной из самых простых технологий принято считать геометрическую. Используя простой подбор цветов мастер, или сам заказчик, создает рисунок-сетку - с указанием цветов, в соответствии с которым плитка выкладывается на сетке матрице, а затем закрепляется на поверхности.

Создание более сложных мозаичных рисунков с использованием фотографий и произведений живописи требует применения специализированных компьютерных программ (Мозаик 2005, Mosaic Deluxe ) или редактора изображений Photoshop . Они обрабатывают изображения, рассчитывают количество и размеры плиток с учетом реальных размеров, что особенно важно для правильного визуального восприятия готового панно, и осуществляют подбор цветовой гаммы.

Технология изготовления мозаичной плитки в домашних условиях

Что понадобится в процессе изготовления:

  • Набор емкостей для хранения ингредиентов.
  • Емкости разного объема для изготовления смеси.
  • Приспособления и инструменты для заливки смеси в формы.
  • Формы для изготовления плиток разных размеров.
  • Сетка для армирования.
  • Матрицы для установки плиток.
  • Акриловая пластмасса и катализатор.
  • Различные наполнители.

Необходимо помнить о защите кожных покровов рук и выполнять все работы в защитных перчатках. При изготовлении мозаичной плитки необходимо соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Взвешивание и дозировка компонентов для приготовления смеси.
  2. Подготовка форм для изготовления плитки к заливке смеси.
  3. Смешивание компонентов.
  4. Заливка готовой рабочей смеси в формы.
  5. Извлечение готовых плиток из формы.
  6. Окончательная обработка и шлифовка плиток.
  7. Формирование рисунка из плиток и выкладка на матрицы.

Акриловая пластмасса – основной компонент для производства. Обеспечивает высокую экологическую чистоту готовой продукции, устойчивость к ультрафиолету, обладает антибактериальными свойствами и совершенно безвредна для живых организмов. В составе акриловой смолы и катализатора отвердителя отсутствует стирол.

Также возможно изготовление мозаики из плитки. Достаточно приобрести или собрать бой различных по цвету плиток, привести их в соответствие необходимым размерам и сложить в необходимой последовательности.

Почему стоит выбрать маленькую плитку для ремонта?

Выбор мозаичных плиток для оформления интерьера во многом определяется знанием и пониманием отличительных черт и преимуществ использования этого вида облицовки. Рассмотрим некоторые положительные моменты применения мозаичных покрытий, чтобы сделать осознанный и правильный выбор.

  • Размеры плиток . Маленький размер предоставляет широкие возможности для формирования сложных рисунков и нанесения их даже на криволинейные участки поверхности, а также упрощает процедуру замены отдельных кусочков при повреждении.
  • Разнообразие цветов и оттенков . Технологический прием или приемы, используемые для производства мозаики, позволяют получить широкую гамму цветов, что выгодно отличает ее от обычной керамической плитки. Живописные рисунки с тонкими переходами оттенков вносят приятное оживление в интерьер и служат предметом зависти гостей.
  • Целевое применение . Большое разнообразие материалов для мозаичных покрытий – стекло, металл, керамика, смальта, пластмасса – дает возможность сделать выбор с учетом всех особенностей и характеристик предполагаемого места использования мозаики. Хорошие показатели прочности и износоустойчивости делают целесообразным ее использование для покрытия полов, а нулевое поглощение воды стеклянной мозаикой позволяет применять материал в помещениях с высокой влажностью и в прямом контакте с водой.
  • Укладка и эксплуатация . Повышенные требования к чистоте и качеству подготовки поверхности позволяют укладывать плитки на тонкий слой клея и экономно его использовать, что при высокой стоимости последнего позволяет существенно сэкономить. Использование мозаики в виде готовых модулей (матриц) облегчает процесс укладки, а использование выше указанных советов и рекомендаций сделает его более эффективным.

Композиции мозаичных полов из цветных камней, смальты, стекла, керамики встречаются на всей территории Древнего Рима. В период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьеров, причем как дворцов, так и общественных терм, и частных атриумов.


Византийская мозаика - это прежде всего мозаика из смальты. Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи.


Флорентийская мозаика использует различные ценные породы камня - мрамор, яшму, родонит, лазурит, кремень, порфир и другие.Тонкие пластины камня с полированной поверхностью собираются в живописный ковер таким образом, чтобы помимо цвета использовать природный рисунок поверхности камня, естественные цветовые вариации и линии текстуры.


Технология укладки мозаики прямым набором сложилсь исторически - от самых первых мозаичистов, выкладывавших узоры из цветной гальки на дорожках и полах древних поселений. Смысл прямого набора - в прямой укладке мозаичных элементов на постоянную основу. Частицы вдавливаются или приклеиваются на декорируемую поверхность, сразу образуя мозаичное изображение.


Технология обратного набора предполагает первичное выкладывание мозаики лицевой стороной вниз. Далее композиция может быть закреплена с изнаночной стороны с помощью клея или цементных составов и основы (стекловолокна, бумаги, кальки). Собранные модули в качестве готовых сборочных единиц монтируются на месте расположения мозаики.


Сплавляют 8 частей канифоли, 2 части желтого воска и 4 части железного сурика, добавляют 1 часть венецианского терпентина, причем смесь мешают все время, пока она не застынет. Получается…


Чтобы краска принялась и прочно держалась, ее нужно приготовить следующим образом: сделать раствор из буры и растительного красящего вещества, а затем добавить к этому раствору несколько капель азотной кислоты или какой-нибудь азотнокислой соли.


Меховую мозаику составляют из меха двух цветов - обычно белого и темного. Предварительно из меха вырезают одинаковые элементы: квадраты, ромбы, треугольники. Затем их сшивают в единую двухцветную узорную кайму. Для украшения используют аппликационные вставки из цветного стекла, разноцветные ремешки, бляшки, металлические подвески из меди, латуни, железа. Декорируют изделия также вышивкой шелком, белым подшейным волосом оленя или лося.


Мандалу из песка создают обычно два или четыре монаха, начиная от центра и постепенно расширяя картину. Каждый круг - уровень рисунка - должен быть закончен полностью, прежде чем монахи присупят к следующему этапу работы. При этом работа должна вестись сосредоточенно, без спешки, но и не слишком медлительно.


Подготовленную скорлупу разрезают на многоугольники с прямыми сторонами. При этом стараются, чтобы они по возможности имели прямые углы. Это упростит подгонку их наклейке на основу. Одну из сторон дощечки оклеивают скорлупой сплошь, тщательно подгоняя друг к другу вырезанные многоугольники. Каждый многоугольник как можно плотнее прижимают к основе гладилкой.


Некоторые виды плетения из бисера так и называются - мозаикой. В общем случае - это создание ровного и плотного полотна из бисеринок. Получается оно из продевания основы с бисеринкой через одну бисерину предыдущего ряда. Особенностью данного вида плетения является эластичность получившегося полотна - оно немного растягивается в стороны, за счет чего выполненные таким образом изделия оказываются более долговечными и стойкими к довольно интенсивной эксплуатации.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные