Что такое шум опыты простые. Мастер – класс «Музыкальный эксперимент в детском саду

Люди живут в мире звуков. С точки зрения физики звук – это механическая волна, которая возникает в результате колебания. Она распространяется в воздухе и воздействует на нашу барабанную перепонку, и мы слышим звук. Энергия, заключенная в нем, измеряется в децибелах (дБ). Шорох листьев – 10 дБ, шепот – до 30 дБ, громкая рок-музыка – 110 дБ. Самое шумное в мире животное – голубой кит. Он издает звук громкостью 188 дБ, который слышен в радиусе 850 км от него.

Когда звук встречает преграду на пути, то часть звука отражается от нее и возвращается обратно. И тогда мы слышим отраженный звук – всем известное эхо. На реке Рейн в Европе есть место, где эхо отражается 20 раз. И в горах оно хорошо «работает». Там даже (при определенных условиях) обыкновенный крик может вызвать ошеломительный сход лавины.

В общем, звук – это сила. А можно ли его увидеть? Попробуем разобраться, устроив этот простой домашний опыт для детей.

Эксперимент для детей

1. Надо взять металлическую миску. Затем – отрезать от полиэтиленового пакета кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан».

2. Скатать из салфеток маленькие шарики и положить сверху на поверхность «барабана».

3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку.

4. Шарики начнут подпрыгивать, словно танцевать.

Объяснение эксперимента для детей

Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и бумажные шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Но заметьте, тем и дискомфортнее вашим ушам, которые воспринимают звуковую волну.

При использовании нужного оборудования звуковые волны могут стать довольно странными и прекрасными. В нашей повседневной жизни мы воспринимаем шум как нечто само собой разумеющееся, полагая, будто это всего лишь куча частот, сплетаемых вместе, даже если он звучит как музыка.

Но верите или нет, звук скрывает от нас много секретов! Постепенно наука открывает новые технологические нюансы и обнаруживает неожиданные возможности звуковых волн. Вот пять захватывающих экспериментов со звуком.

Обладает ли слухом наша зрительная система?

Был проведен эксперимент, в ходе которого выявилась реакция обезьян на яркие и тусклые кнопки. Обезьяны могли легко определить яркие кнопки, но тусклые стали для них проблемой, пока ученые не присоединили быстрое звуковое сопровождение к тусклым пятнам. По-видимому, звук действительно помогает нам воспринимать предмет визуально. В каком-то смысле этот опыт взорвал умы нейробиологов.

Новый способ осуществления анализа крови

Анализ крови на сегодняшний день занимает достаточно много времени. Образцы взятого для исследования биологического материала могут быть повреждены, а также существует риск заражения.

Но не бойтесь, наука о звуках спешит на помощь! Теперь можно осуществить анализ крови с использованием звука. Эта новая экспериментальная технология, как говорят, позволяет сделать анализ намного быстрее и при этом получить более точные результаты.

Как это возможно? Когда врачи начинают определять, что с пациентом не так, им нужно опираться на экзосомы. Эти крошечные частички несут нагрузку полезной информации о состоянии нашего тела. Таким образом, новый анализатор крови отделяет экзосомы при помощи звуков, используя различные частоты. Этот метод дешевле, быстрее, надежнее и может стать портативным решением, доступным для всех.

Акустическая левитация

Наука утверждает, что гравитацию можно преодолеть! Три года назад ученые из шотландского университета обнаружили, что можно поднять объект в воздух, используя звуковую перкуссию. Давление звуковой волны создает силу, проходящую через землю, воду или в данном конкретном случае — воздух. Естественно, этот принцип может быть использован для обеспечения левитации.

Но все это не выглядит как длительный случайный шум. Для того чтобы сократить силу притяжения, волны должны генерироваться строго в определенном порядке. Разные показатели давления необходимо задать одновременно, чтобы сохранить объект неподвижным или заставить его двигаться. Для этого требуется невероятно сложная математика.

В своем опыте шотландские ученые заставили висеть в воздухе крошечные шары. И это потрясающе!

Звуковой огнетушитель

Существует способ использовать звук для тушения пожаров. В основе этого процесса лежит отсеивание кислорода с низкими частотами от 30 до 60 герц, что создает небольшой вакуумный карман. Нет кислорода — нет огня. На данный момент эта технология — всего лишь лабораторный проект, но как только это открытие найдет должное применение, человечество непременно узнает об этом.

Может ли повлиять звук на вкусовые ощущения?

Оказывается, помимо тушения пожаров, низкочастотные звуки способны вызвать горький вкус при приеме пищи. Если же использовать звуки высокой частоты, то они могут сделать вашу еду немного слаще. Точные причины пока неизвестны, но это факт. Это явление не взаимодействует с вашими вкусовыми рецепторами, но импульсы поступают прямо в мозг.

Высокие или низкие ноты в основном дают возможность мозгу сосредоточиться больше на сладости или горечи вашего обеда. И случайный шум может также испортить вкус вашего обеда, если он выше определенного уровня децибел. В этом случае люди с меньшей вероятностью будут ощущать соленость и сладость.

Прокофьева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 38 Приморского района Санкт–Петербурга отделения дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Занимательные эксперименты со звуками в детском саду
Дата публикации: 16.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Статья на тему: «Занимательные эксперименты со звуками в детском саду .

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной

преобразующей активности ребенка Этот возраст важен для развития познавательной

потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской

деятельности, направленной на «открытие» нового.При этом главным фактором

выступает характер деятельности.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения

дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы

обнаруживать новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им

возможности преобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Основной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребенок

познает объект в ходе практической деятельности с ним. Усваивается все прочно и

надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное

внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных

учреждений.

Итак, термин «экспериментирование» - это особый способ освоения

действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы

наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях .

Роль экспериментирования в образовательном процессе:

Позволяет ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на

собственных наблюдениях и опытах

Вызывают у ребенка интерес к окружающему миру, развивает мыслительную

деятельность

Стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, умение

устанавливать взаимосвязи между различными явлениями

Ребёнок в мире звуков.

«Звук живет в любом предмете,

Сколько их – посмотри,

Звук – шутник,

Играя с нами,

Любит прятаться внутри»

В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять нам все,

что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или

человек. Если положить руки на горло, сказать что – нибудь, то почувствуешь, как

Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес,

любознательность и много вопросов.Каким образом мы воспринимаем звуки? Что

требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и

послужили поводом для более полного изучения данной темы: Экспериментирование со

звуками для старших дошкольников».

Множество опытов, которые легко поставить дома и в детском саду открывают детям

секреты звука.

Примерное содержание уголка экспериментирования по теме «Звук»

Различные музыкальные инструменты, в том числе самодельные шумовые

музыкальные инструменты (пластмассовые бутылки с различным наполнителем)

Картотека д/и и сами д/и

Иллюстративный материал

Подбор картинок на разные звуки

Разнообразные сосуды разного объема и формы из различных материалов

(пластмасса, стекло, металл)

Природный материал: камешки, шишки, орехи, ракушки и т.п.

Бросовый материал: крышки, стаканчики, трубочки из – под сока и т.п.

одном месте. Оно может быть мобильно и распределяться по всей развивающей среде

Система работы над звуком в старшем дошкольном возрасте .

Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе анализа различных звуков.

Закреплять представления детей о понятии «звук»

Сформировать представления о характеристике звука – громкости, тембре,

длительности

Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники,

зависимость звучащих предметов от их размера

Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых

Познакомить с понятием «эхо»

Выявить причины усиления ослабления звука

Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат

Этапы работы:

Определение уровня сформированности представлений детей о звуке,

использовании звуков, о слухе и способах его сохранения:

Проведение элементарных опытов «Что звучит» (определение на слух различных

звуков:стук, льющаяся вода, рвущаяся бумага и т. д.)

Попытка определить, какой предмет издаёт звук и из чего он сделан

Определение происхождения звука и различение музыкальных и шумовых звуков

«Звук живёт в любом предмете»: детям предлагаются предметы из разных

материалов

«Музыкальные трубочки»: дыхание заставляет воздух вибрировать и получается

звук Распознавание звуков окружающего мира: какие звуки издают предметы

дома, характерные звуки детского сада, звуки улицы, звуки живой и неживой

Звук живет внутри нас

слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют,что почувствовали

рукой, когда говорили громко(в горлышке что –то дрожало, вибрировало); когда

говорили шепотом(дрожания нет)

«Еле слышен шепот»:дети выясняют, почему не слышно звуки «Язык позволяет

издавать звуки»:дети выясняют, чтобы произносить разные звуки нужен ещё

один помощник – язык

Знакомство со строением уха позволило подвести к пониманию причин

возникновения звука и понять, что органы слуха позволяют слышать всё, что

происходит вокруг

3 Проведение опытов с музыкальными инструментами

Знакомство с высокими и низкими звуками

Определение зависимости звучащих предметов от их размеров

Знакомство с характеристикой звука – громкость, тембр, длительность

Музыкальное экспериментирование

Музыка – это множество звуков, соединенных в мелодию, но без человека музыкальный

инструмент не зазвучит.

Опыт «Как появляется песенка?»:выявить одну из причин возникновения высоких и

низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера

«Почему все звучит?»:звучать музыкальному инструменту помогает человек,дети

выбирают инструменты с высокими и низкими звуками и слушают их

4 Причина возникновения звука – распространение звуковых волн

Опыт ««Звучащийстакан»

Цель: Подвести к пониманию того, что звук появляется при помощи звуковых волн.

Материал:пластмассовый стакан, резинка.

Ход: Надеть резинку на стакан, поставить стакан на стол, побренчать резинкой,

приложить стакан к уху, тоже побренчать резинкой.

Результат: Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по

воздуху или по другому предмету, если тот находиться рядом.Колебания идут по воздуху,

который воздействует на уши, и мы слышим звук.

5 Причина возникновения эха

Опыт «Где живет эхо»

Цель:Подвести к пониманию возникновения эха.

Материал: Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани,

веточки, мяч.

Ход: Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится

еще раз, как будто кто – то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо (в лесу, в

арке дома, в пустой комнате). Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее

заполнения. Сначала произносят какое – нибудь слово в пустой аквариум или большую

стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются). Затем

заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки.

Выясняют, повторяются ли сейчас (нет, эхо исчезло).

6 Причина усиления и ослаблен

Опыт «Как сделать звук громче?»

Цель: Выявить причины усиления звука.

Материал:Пластмассовая расческа.

Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети

проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от

прикосновения к зубьям расчески (зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и

издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий,

слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук

стал громче, что чувствуют пальцы

7 Экспериментирование в области коммуникации: опыта с речевым аппаратом, д/и

типа «Собери ромашку», «Какой звук спрятался во всех картинках», «Звук заблудился»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя

Мастер – класс для педагогов

«Опыты со звуками для дошкольников»

г. Ставрополь, 2016 год

Цель: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования со звуками для детей разных возрастных групп.

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ход мастер-класса

Объяснялки (от детей):

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по - разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ) .

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

Как вы поняли, речь сегодня пойдет об организации экспериментальной деятельности с детьми. Китайская пословица гласит:

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» - утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

В силу своей мне наиболее близки опыты со звуками. С некоторыми из них я сегодня вас познакомлю.

С воспитанниками второй младшей группы можно провести опыт:

«Музыка или шум?»

Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материалы и оборудование: Металлофон, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.)..

Ход: Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

В средней группе можно провести опыт «Почему все звучит?»

Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материалы и оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов: - рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают - возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание и уточняют, есть ли звук (он прекращается); - рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом); - лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумаг, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется). Дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй - проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк, (прижать предмет, взять его в руки - прекратить колебание предмета).

Для воспитанников старшей группы можно подготовить следующий опыт «Как распространяется звук?»

Цель: Понять, как распространяются звуковые волны.

Материалы и оборудование: Емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости или краю бассейна. Другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались воде). Наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Выясняют, что происходит с водой) по воде пошли волны - передается звук).Ставят один конец расчески на стул, Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче (в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время –легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т. д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет). Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор, и звук получается более сильным.

С воспитанниками подготовительной к школе группы целесообразно провести опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит»

Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Материалы и оборудование: Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

Ход: Взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями - звук тонкий, высокий. Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з»; у шмеля - низкий, грубый, звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленький, крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Проведение опытов со звуками интересно и детям, и взрослым. С другими опытами вы можете ознакомиться в составленной мною картотеке опытов.

Я надеюсь, что информация, полученная на мастер - классе, вам пригодится. Спасибо за внимание.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 000 г. Челябинска»

Проект «Как увидеть звук?»

(подготовительная группа)

Участники проекта:

1.Нургарипов Андрей (7 лет)

2.Бузян Марина (7 лет)

3.Муратова Соня (6 лет)

Руководитель проекта:

Челябинск, 2016

Проект «Как увидеть звук»

ПРОБЛЕМА:

Учитель-логопед, Александра Ивановна, всегда говорит, что звук мы слышим и произносим. И у нас возник вопрос. А как звук увидеть?

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование навыков систематизации, классификации и умения самостоятельно делать выводы собственной творческой деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.Узнать из литературы, интернета, детских научных передач, родителей о природе звука.

2.Узнать о способах «сделать звук видимым».

3. Формировать способы познания и применение их в исследовательской деятельности .

4. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться между собой.

МЕРОПРИЯТИЯ:

    Сбор разнообразного материала для копилки проекта, привлечение родителей, сотрудников, педагогов детского сада к её созданию. Беседы с музыкальным руководителем, учителем–логопедом , воспитателями. Чтение художественной и научной литературы , просмотр детских научных мультфильмов, передач. Беседы о прочитанном и увиденном. Проведение экскурсии для наблюдений звуков явлений природы и окружающего мира. Составление моделей и картотек. Организация выставки «Звучащие объекты» Экспериментально – исследовательская деятельность по изучению природы звука и его сущности. Презентация проекта детьми.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

ПЕРВЫЙ ЭТАП – КОПИЛКА

Энциклопедии, материалы для экспериментов и опытов. Предметные картинки объектов живой, неживой природы и природного мира. Звучащие объекты: линейка металлическая и деревянная, расчёска с редкими и частыми зубчиками, ложки разного размера, колокольчики, воздушный шарик , музыкальные инструменты и т. д.

Стихи, загадки о музыкальных инструментах, художественное слово по теме

ВТОРОЙ ЭТАП – СОЗДАНИЕ КАРТОТЕКИ

В ходе работы над проектом были проведены опыты на выявлениесвойств природы звука. И опытным путём доказано, чтозвук можно увидеть, если придать объекту дрожание.

Опыт 1. Цель: Подвести ребёнка к пониманию причин возникновения звука: колебание объектов.

Вывод: Звук – это колебания, которые распространяются в пространстве.

Опыт 2. «Можно ли увидеть звук»

Цель: Увидеть действие звуковой волны.

Вывод: Звуковые волны заставляют предметы двигаться.

Цель: Только ли по воздуху распространяются звуки?

Вывод: Звуковые волны могут распространяться в твёрдой, жидкой и газообразной среде.

Цель: Узнать все ли звуки одинаковые?

Вывод: Высота звука зависит от частоты колебаний.

ТРЕТИЙ ЭТАП – МОДЕЛЬ

Звуковым волнам непременно нужна среда, в которой они могли бы распространяться. Чем быстрее колебания какого-либо тела, тем выше производимый им звук. Чем медленнее колебания, тем ниже звук. Громкий звук создаёт сильные колебания, а тихий звук создаёт слабые колебания. Шум это беспорядочное смешение звуков различной частоты и силы.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП – ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА

    Выставка «звучащих объектов».

    Составление моделей звука.

Модель «Звуки в окружающем мире» Модель «Громкие и слабые звуки»

Модель «Высокие и низкие звуки» Модель «Как мы видим и слышим звук»

    Создание картотеки опытов детьми.

ПЯТЫЙ ЭТАП – ПОСТАНОВКА НОВОЙ ПРОБЛЕМЫ

Почему загорается лампочка в подъезде от громкого звука или шума?

ШЕСТОЙ ЭТАП – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1.Описание детьми этапов работы над проектом (приложение 1).

2.Описание опытов (приложение 2).

3.Художественное слово (приложение 3).

Приложение 2

ОПИСАНИЕ ОПЫТОВ

Опыт 1. «Откуда берутся звуки?»

Оборудование: железная линейка

Возьмем железную линейку, положим ее на стол. Ладонью одной руки прижмем линейку к столу. Другой рукой приведем в колебательное движение свисающую часть линейки. Пусть первоначально будет свисать незначительная часть линейки. Мы слышим звук. Колебания линейки, а значит, и частиц воздуха очевидны. Значит, звук на самом деле вызван колебательными движениями частиц воздуха, и в основе звука лежат колебания. Теперь пусть будет выступать большая часть линейки. Повторим опыт. Звука мы не слышим, линейка не зазвучала. Почему? С этим вопросом мы постараемся разобраться позже.

Опыт 2. «Свеча и бутылка»

Для следующего опыта нам нужно взять пластиковую бутылку и отрезать у неё дно, и на это место натянуть пищевую плёнку, очень плотно прижав её и завязав резинкой. Затем зажигаем свечу. Над свечой располагаем бутылку так, чтобы его отверстие находилось точно над пламенем свечи. Ударим с силой по натянутой плёнке. Услышим звук и заметим, что свеча потухла.

Почему так произошло? Ударом мы вызвали колебания воздуха. Колебания воздуха потушили свечу, а колебания воздуха над бутылкой образовали звук, который дошел до нашего уха.

Примечание: Прежде чем приступить к следующему опыту, надо хорошо вымыть руки с мылом.

Поставим бокал на стол, левой рукой будем крепко держать его за ножку. Затем, слегка намочив чистой водой пальцы правой руки, начнем водить средним или указательным пальцем правой руки по краю бокала. Через несколько секунд мы услышим мелодичный звук. Звук не будет прекращаться, пока мы водим пальцем по краю бокала.

В отличие от опыта с линейкой, в этом опыте звук мы слышим, а колебания, которые бы вызвали колебания частиц воздуха, мы не видим. Может, не только колебания вызывают звук?

Нальем в бокал чистую воду и будем снова водить пальцем по краю бокала. В этом случае мы тоже услышим звук. Продолжая круговые движения пальцем, посмотрим на поверхность воды. На ней образовались маленькие волны. Стенки бокала совершают колебания. И в этот раз звук рожден колебаниями частиц воздуха, которые были вызваны звучащими и колеблющимися стенками бокала.

Опыт 4. «Опыт с зернами»

Чтобы доказать, что звук, который мы слышим из репродуктора, тоже рожден колебаниями мы провели следующий опыт. На мембрану репродуктора мы насыпали зерна гречки и включили музыку. Как резвились зернышки можно увидеть на фото.

Вывод: Звук рождается колебательным движением тел, т. е. в основе образования звука лежат колебания, вызывающие в свою очередь колебания частиц воздуха.

Опыт 5. «Почему не всегда слышен звук?»

Вернемся к опыту с линейкой. Если выступающая часть линейки будет длиннее той, что лежит на столе, то звука мы не услышим. Но почему так произошло? Чем эти колебания линейки отличались от тех, что рождали звук? Повторим опыт с линейкой и исследуем образовавшие колебания. (Демонстрация опытов колебаний линейки при разной длине выступающей части.) Замечаем, когда выступает большая часть линейки, колебания будут редкими и звука мы не услышим, а когда выступает меньшая часть линейки, колебания частые и звук мы хорошо слышим.

Значит, звук образуют частые колебания. Из дополнительной литературы узнали: чтобы услышать звук, по меньшей мере надо, чтобы за 1 секунду совершилось 16 колебаний, если их меньше, звука нет.

Вывод: Далеко не всякое колебание сопровождается звуком. В образование звука важна частота колебаний: минимальная частота - 16 колебаний в секунду.

Опыт 6. «Воздушный шар».

Дети держат воздушные шары перед ртом и громко произносят свое имя. Голосовые связки колеблются и производят звук. Колебания распространяются и передаются воздушному шару.

Аналогичный опыт можно провести с магнитофоном. Дети держат воздушные шары в руках перед магнитофоном и чувствуют вибрацию. Чем дальше от проигрывателя, тем слабее она ощущается. Что вам понадобится:

Опыт 7. «Усилитель звука из воздушного шара»

Надуть воздушный шар и держать его близко к уху. Постучите ногтем, с другой стороны. Несмотря на то, что вы лишь слегка коснулись ногтем шара, в ушах слышен громкий шум. Когда вы надули шарик вы заставили молекулы воздуха внутри прижаться ближе друг к другу. Поскольку молекулы воздуха внутри баллона ближе друг к другу, они становятся лучшим проводником звуковых волн, чем обычный воздух вокруг вас.

Опыт 8. «Влияние частоты колебаний на высоту звука.»

Цель: Исследование характеристик звука

Высота звука

Проводя опыты с линейкой, мы заметили: когда выступающая часть линейки была короткой, линейка очень часто совершала колебания, длинная же выступающая часть линейки совершала редкие колебания. При этом звук отличался по высоте. Результаты эксперимента мы представили в таблице.

Когда выступающая часть линейки была равна 50, 40, 30, 20 см – звука мы не услышали. Звук появился, когда выступающая часть линейки была равна 10 и менее сантиметров. Причем, чем меньше была выступающая часть линейки, тем выше звук становился. Предлагаем вам услышать все это самим.

1. Чем меньше выступающая часть линейки, тем больше колебаний в секунду совершает линейка, тем больше частота колебаний, тем выше звук.

2.Существует предельная длина выступающей колеблющейся части линейки (в нашем эксперименте, она чуть больше 10 см), при которой звук мы не слышим.

Опыт 9. «Громкость звука»

Для опыта будем использовать бумажный стакан, с отрезанным донышком, накрытым тонкой бумагой. Положим колонку вверх громкоговорителем. Поставим стакан без дна на динамик. А наверх стакана зерно. Включая музыку на разную громкость, проследим за всеми движениями зерна. Зерно подпрыгивает выше, когда музыка звучит громче.

Вывод: Громкость звука зависит от амплитуды колебаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Мы живём в звучащем мире.

Звуки всюду нам слышны.

Часто слышим мы в эфире

Сотни звуков тишины.

Вся природа – мир звучащий:

Шелест листьев на ветру,

Дятла стук в глубокой чаще,

Дождь, шумящий поутру.

Есть особенные звуки –

Это музыки полёт.

В час веселья и разлуки

Нас прекрасный мир влечёт.

Ощущенье света, тени,

Мир прохлады и тепла.

Пёстрый мир тревог, волнений

Нам природа в дар дала.

Звуки леса, поля, моря...

Каждый день и каждый час.

Звуки радости и боли

В сердце каждого из нас.

Татьяна Лаврова

Загадки о музыкальных инструментах.

Он по виду брат баяну, У какого инструмента

Где веселье – там и он. Есть и струны, и педаль,

Я подсказывать не стану, Что же это? Несомненно

Круглый, яркий и тугой, Он ритмичный,

А звенит он лишь тогда, Наш весёлый… (барабан!)

Когда бьют его в бока.

Описание этапов работы детей над проектом.

Нам очень нравится проводить эксперименты и делать опыты.

Когда мы занимались с нашим учителем – логопедом, Александрой Ивановной, то она всегда говорила, что звуки мы можем слышать и произносить. И у нас возник вопрос – можно ли увидеть звуки? С этой проблемой мы обратились к своим воспитателям, а позже к родителям. Так возник наш проект – «Как увидеть звук?»

Вместе со взрослыми читали разную литературу, смотрели детские научные передачи, искали ответы на вопросы в интернете. И так мы собрали копилку «звучащих» объектов, картинки объектов окружающего мира. Изучив все материалы, мы выделили модель звука.

Что такое звук? Звук – это колебание, которое может распространяться в разной среде (в твердой, жидкой, газообразной).

Звук издают объекты рукотворного и природного мира. Например, гул самолета, шум дождя, топот ног, звуки животных и так далее.

Мы провели много простых, но очень интересных опытов на звучание объектов и по их результатам сделали выводы, что звук можно увидеть, если придать ему дрожание. Когда объект дрожит, он звучит. Это можно увидеть на опыте с линейкой.

Линейка создаёт дрожание – это звуковая волна, которая распространяется на окружающий её воздух, и эти колебания достигают нашего уха.

Но мы обратили внимание на то, что линейка звучит по-разному. Длинный конец дрожит медленнее и звук получается толстым и низким. А короткий конец - дрожит быстрее и звук слышится тонкий и высокий. Аналогично прошли исследования звучания расчёсок с редкими толстыми зубьями и частыми тонкими. Таким образом, высота звука зависит от частоты колебаний, (чем чаще дрожит, тем выше звук).

Звуковые волны распространяются по воздуху, и это нам помог увидеть опыт со свечой. После удара о дно бутылки, звук заставил колебаться воздух внутри бутылки. Воздух, выходя через маленькое отверстие, задул свечу.

Проведя опыты, мы узнали, что звуковые волны могут также распространяться в твёрдой и жидкой среде.

Когда мы ударяем по барабану рукой, он издает звук, эти звуковые волны передают колебания воде. И капельки начинают подпрыгивать.

В результате исследований:

Мы доказали, что звук можно не только услышать, но и увидеть через действие других объектов.

Собрали картотеку опытов.

Организовали выставку звучащих объектов.

Мы решили продолжить изучать звуки окружающего мира. А теперь нас заинтересовало, почему в подъезде загорается лампочка при ходьбе человека. Но это тема для другого исследования.

Спасибо за внимание, мы готовы ответить на все ваши вопросы!



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные