Понятие трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы предприятия

Трудовые ресурсы - это доля населения, имеющая необходимые для работы умственные способности, знания, а также физические здоровье. Вообще же мнения на счет них существуют разные. Трудовые ресурсы, говоря по-простому, это часть населения, имеющая возможность принимать участие в Международная статистика трудоспособным считает население, возраст которого - 15-65 лет.

Баланс трудовых ресурсов - это системы показателей, которые отражают состав и численность трудовых ресурсов, а также распределение их по формам собственности и экономическим отраслям, экономически неактивное и безработное население. Состоит он из двух разделов. Первый раздел показывает ресурсы, а второй - их распределение.

Трудовые ресурсы, которые непосредственно включены в мировое производство, составляют Конечно же, это не все. Здесь, как говорит мировая статистика трудовых ресурсов, задействовано 3/4 работоспособного населения, примерно 3 млрд. человек. Здесь определяется уровень безработицы как разница между трудовыми ресурсами и населением, занятым в производстве. Показатель этот в разных странах неодинаковый, и со временем меняется. Зависит он от того, на каком уровне экономического развития находится страна. Он также характеризирует населения и состояние экономики.

Структура занятости является отражателем уровня развития хозяйства страны, а также отдельных отраслей, функциональной структуры поселений.

Занятость в промышленности в составляет 25-30%. Количество же трудящихся в сельском хозяйстве с каждым годом уменьшается. Число занятых в непроизводственной сфере увеличивается. Сфера эта представляется такими видами деятельности, как отдых, образование и здравоохранение. Кроме них есть еще и торгово-финансовая деятельность (Великобритания, США, Бельгия, германия, Швеция, Франция). больше половины населения задействовали в аграрном секторе экономики. А в промышленности доля их занятия не превышает 20%. Постсоциалистические страны большую часть своего населения заняли материальным производством (сельское хозяйство - 20%, промышленность - 50%). Производственная сфера включает примерно 30%, и при этом 2/3 из них припадает на образование, культуру и здравоохранение.

Все это позволяет проследить закономерную взаимосвязь между типом страны и и занятости. В индустриальных странах значительно развивается отрасль непроизводственной сферы. Это происходит на базе хорошо развитой промышленности, в особенности ее обрабатывающего звена. Население меньше занимается непроизводственной сферой, если уровень промышленного развития ниже. Такая динамика сохраняется.

Отталкиваясь от количества постоянного населения конкретной страны, можно определить, какой численности достигают трудовые ресурсы. Чтобы привести в соответствие ресурсную и распределительную чисть баланса трудовых ресурсов и количество населения трудоспособного возраста, включают и численность иностранных работников, которые на территории страны заняты экономикой.

Данные баланса трудовых ресурсов позволяют прослеживать динамику их перераспределения между разными формами деятельности и отраслями, получать сведения о структуре и численности незанятого населения.

Расчеты баланса трудовых ресурсов имеют значимость для стран с рыночной экономикой. И все же, схема такого баланса должна адаптироваться к статистическим категориям занятости, которые используются странами с рыночной экономикой. Нужно также иметь в виду: принятие баланса как международной статистической нормы не сопровождается подробными описаниями методологии, а также схемы концепции баланса трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы - это часть населения, которая в силу совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в создании материальных благ или трудиться в сфере услуг.

Критериями для выделения из общей численности населения трудовых ресурсов являются границы трудоспособного возраста, которые устанавливаются государством и зависят от общественного строя, продолжительности жизни людей, других социально-экономических факторов и от принятых в связи с этим официальных государственных актов. В США, например, нижней границей трудоспособного возраста для юношей и девушек считается 14-летний возраст, верхней границей для мужчин - 65 лет и женщин - 63 года. В Республике Беларусь трудоспособный возраст для мужчин составляет от 16 до 60, для женщин - от 16 до 55 лет.

В состав трудовых ресурсов включаются:

трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

работающие подростки (до 16 лет);

население старше рабочего возраста, принимающее участие в общественном производстве.

К трудоспособному населению относятся лица в работоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов I и II групп, а также лиц, перешедших на пенсию на льгот- ных условиях раньше установленного в общем порядке рабочего возраста.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности в составе трудовых ресурсов выделяются следующие категории:

занятые в общественном производстве; занятые индивидуальной трудовой деятельностью; находящиеся на учебе с отрывом от производства; занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве; военнослужащие.

Трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики. К первым относятся показатели численности и состава (возраст, пол, общественные группы и т.д.); ко вторым -

показатели образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры и т.п.

Возрастная структура трудовых ресурсов предполагает выделение следующих основных возрастных групп: молодежь в возрасте 16-29 лет; лица от 30 до 49 лет; лица предпенсионного возраста (мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 года); лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше). Иногда для выявления возрастной структуры используются 10-летние возрастные интервалы. Трудовая активность считается тем выше, чем большую долю в составе населения трудоспособного возраста занимают лица 20-49 лет и чем большую часть составляют мужчины.

Половая структура трудовых ресурсов характеризуется соотношением численности мужчин и женщин в их составе. Она определяется, как правило, по населению трудоспособного возраста - основному источнику трудовых ресурсов. В Республике Беларусь, например, удельный вес мужчин составляет 47 %, женщин - 53 %. Такое соотношение считается нормальным для экономически развитых стран.

Для характеристики трудовых ресурсов по уровню образования используются следующие важнейшие показатели: уровень общего, специального и высшего образования; уровень образования по социальным группам.

По уровню образования соотношение между количеством трудовых ресурсов с высшим, средним специальным, средним и неполным средним образованием определяется независимо от выполняемой работы или занимаемой должности.

Соотношение работников по видам деятельности и уровню квалификации характеризует профессионально-квали- фикационную структуру трудовых ресурсов. Профессии определяются характером и содержанием труда, спецификой и условиями функционирования отдельных отраслей экономики. В рамках общих профессий выделяются специальности. В зависимости от сложности труда выделяются высококвалифицированные, квалифицированные и неквалифицированные работники.

При определении соотношения трудовых ресурсов по категориям персонала учитываются рабочие и служащие, в том числе руководители, специалисты и т.д.

Знание структуры трудовых ресурсов необходимо для определения направлений их эффективного использования.

Основой формирования трудовых ресурсов является воспроизводство населения, которое осуществляется через смену поколений в результате рождения и смерти людей, т.е.

При увеличении уровня рождаемости и продолжительности жизни будет иметь место рост численности населения, а следовательно, и трудовых ресурсов. Республика Беларусь, например, относится к группе стран с крайне низкой рождаемостью. В последние годы на 1000 человек населения приходится 14,5-17,3 родившихся. Наблюдаются увеличение смертности и сокращение продолжительности жизни. При сохранении и далее такой ситуации произойдет уменьшение численности населения и трудовых ресурсов.

Важное значение при формировании трудовых ресурсов имеет миграция населения, ведущая к их перераспределению между территориями, отраслями народного хозяйства и видами деятельности. Однако оценка территориальной подвижности населения для экономического развития неоднозначна, и, прежде всего, когда ее размеры и направления не соответствуют потребностям народного хозяйства. Это может привести к избыточному предложению трудовых ресурсов в одних населенных пунктах или к их недостатку в других, что в том и другом случае является отрицательным явлением.

Все данные о миграции используются для определения точной численности населения в стране и регионах, для исчисления показателей, связанных с населением и трудовыми ресурсами. Таким образом, размеры и состав трудовых ресурсов определяются демографическими факторами (численностью населения, его половозрастной структурой и пр.) и миграционными процессами.

Распределение трудовых ресурсов осуществляется, главным образом, исходя из имеющегося экономического потенциала в регионах. В ходе изменений объемов работ, структуры народного хозяйства меняется и потребность в трудовых ресурсах.

Для общества оптимальным является вариант, когда все трудовые ресурсы задействованы полностью. Однако в рыночной экономике данное условие соблюдается крайне редко даже в тех странах, где имеется повышенная потребность в ра- 164 бочей силе. Причин здесь множество, втом числе объективного характера. Прежде всего это сокращение численности рабочих и служащих при совершенствовании структуры производства, увольнение в связи с неудовлетворенностью части работников условиями труда, поиск нового места работы, циклический характер экономического развития, влияние сезонности и т.д. Поэтому в реальных условиях не все тру- доспособное население занято общественно полезным трудом. Важнейшая задача при планировании экономического развития состоит в том, чтобы не допускать чрезмерной величины избытка рабочей силы и в то же время обеспечить функционирование рынка трудовых ресурсов в целях более эффективного ее использования. Повышение доли трудоспособного населения, занятого общественным трудом, предоставление таких возможностей лицам пенсионного возраста и подросткам улучшает социально-экономическую ситуацию. При необходимости рассматривается и внешний рынок трудовых ресурсов, особенно в условиях кризиса и других неблагоприятных ситуациях внутри стран.

В современных условиях важной проблемой является проблема безработицы. Безработица - социально-экономическое явление, выражающееся в том, что определенная часть трудоспособного населения не может реализовать свой трудовой потенциал.

По определению Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к безработным относятся лица, способные и желающие трудиться, активно ищущие работу.

В Беларуси, например, уровень безработицы в 2000 г. составил 2 %. В то же время велика доля скрытой безработицы. 11.2.

Следует отметить, что в отечественной экономической литературе по экономике предприятия и финансовому анализу отсутствует единство взглядов на содержание и методику проведения анализа использования трудовых ресурсов предприятия.

Сам термин «трудовые ресурсы» является очень неопределенным. Часто на предприятии используется понятие «рабочая сила» (экономически активное население), которое включает «занятых» и «безработных». Термины «персонал предприятия» и «кадровый состав» исключают «безработных» из состава рабочей силы. Изучив учебную литературу по данному вопросу, можно прийти к выводу, что понятия «трудовые ресурсы предприятия» и «рабочая сила», отождествляют с составом занятых на предприятии.

Следует дать определения понятиям «кадры», «персонал», «трудовые ресурсы».

Кадры - это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и не основной его деятельностью. Под кадрами предприятия понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия.

Персонал - весь личный состав работающих по найму, постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников.

Сам термин «трудовые ресурсы» впервые употребил С.Г. Струмилин (1922 г.) в статье «Наши трудовые ресурсы и перспективы». К трудовым ресурсам он относил часть трудового населения страны, которая занята в материальном производстве, работники непроизводственной сферы не учитывались.

Эволюция управленческой мысли привела к тому, что в настоящее время появилось множество трактовок понятия «трудовые ресурсы».

«Трудовые ресурсы - форма бытия рабочей силы, материальная основа и источник ее формирования».

«Рабочая сила - совокупность свойств человека как труженика (его физических и духовных способностей) к труду».

Трудовые ресурсы выступают в качестве предпосылки осуществления рабочей силы, ее действительного и потенциального носителя.

«Трудовые ресурсы - функционирующее и нефункционирующее (потенциальное) в обеих сферах (производственной и непроизводственной) общественного хозяйства, трудоспособное население, обладающее совокупностью физических и духовных способностей, образовательными и профессиональными знаниями».

Савицкая Г.В. допускает нечеткость в определении понятия трудовых ресурсов, относя к ним ту часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.

А.А. Канке, И.П. Кошевая под трудовыми ресурсами предприятия понимают совокупность физических лиц, состоящих с предприятием как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма, а также собственников и совладельцев предприятия, которые участвуют в производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия и получают оплату за свой трудовой вклад.

Бердникова Т.Б. дает более полное определение понятия трудовых ресурсов, относя к ним население в трудоспособном экономически активном возрасте (мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины в возрасте 16-54 года), исключая неработающих инвалидов I и II групп и пенсионеров по льготному списку, К трудовым ресурсам относятся работающие пенсионеры и подростки.

Трудовые ресурсы (кадры) предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособности. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства. Создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли. Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов предприятия заключается в следующем, что каждый наемный работник может:

  • - отказаться от предложенных ему условий;
  • - потребовать изменения условий труда;
  • - потребовать модификации неприемлемых, с его точки зрения, работ;
  • - обучиться другим профессиям и специальностям;
  • - уволиться с предприятия по собственному желанию.

К абсолютным и относительным относятся следующие показатели:

  • - списочная и явочная численность работников предприятия и (или) его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату;
  • - среднесписочная численность работников предприятия и (или) его внутренних подразделений за определенный период;
  • - удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников предприятия;
  • - темпы роста (прироста) численности работников предприятия за определенный период;
  • - средний разряд рабочих предприятия;
  • - удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности служащих и (или) работников предприятия;
  • - средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов предприятия;
  • - текучесть кадров;
  • - фондовооруженность труда работников и рабочих на предприятии и др.

Совокупность перечисленных и ряда других показателей может дать представление о количественном, качественном и структурном состоянии персонала предприятия и тенденциях его изменения для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

Рисунок 1 - Основные объекты анализа трудовых ресурсов

Под эффективной занятостью в условиях рыночных трудовых отношений понимают такую степень использования рабочей силы, при которой достигается соответствие или превышение результатов над затратами. Эффективность использования кадров существенно зависит от профессионально-квалификационной структуры. В этих условиях первоочередными становятся вопросы формирования кадрового потенциала, а именно, обеспечения предприятия работниками требуемых специальностей и уровня квалификации, способными эффективно решать возложенные на них производственные задачи.

Потребность в персонале определяется величиной спроса на продукцию, работы и услуги. Спрос на трудовые ресурсы является производным от готовых товаров и услуг, выполняемых с помощью данных человеческих ресурсов.

На отечественных предприятиях различных форм собственности всех работников принято подразделять на две группы: промышленно-производственный и непромышленный персонал. В состав первой входят рабочие, инженерно-технические работники и служащие, ученики. Предусматривается также подразделение работников этой категории на административно-управленческий и производственный персонал. Ко второй группе относят работников, занятых в транспортном хозяйстве, жилищно-коммунальном обслуживании, сфере социального обеспечения и других непроизводственных подразделениях. В последние годы все больше распространяется практика подразделения персонала в зависимости от его функций на три основные категории: руководители, специалисты, исполнители.

Следует выделить следующие важные показатели, которые включают социально-демографические особенности работников и специфику производственной и внепроизводственной среды.

К социально-демографическим особенностям работников относятся пол, возраст, образование, стаж работы и личностные ориентации. Личностными ориентациями являются интересы, потребности, целевые установки, ценностные ориентации, мировоззрение.

Факторы, связанные с особенностями производственной и внепроизводственной среды, подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым факторам относятся объективные специфические условия трудовой деятельности, характеристики производственной ситуации, а косвенными являются система семейного и школьного воспитания, воздействие средств массовой информации и среды проживания.

Существует отраслевая и территориальная специфика занятости трудовых ресурсов, особенности занятости на предприятиях различной организационно-правовой структуры и формы собственности. Общая характеристика состояния трудовых ресурсов содержится в балансе трудовых ресурсов.

Баланс трудовых ресурсов может разрабатываться по различным видам трудовых ресурсов (квалифицированные рабочие, рабочие с высшим и средним специальным образованием) с любой степенью детализации. Разработка баланса трудовых ресурсов позволяет качественно и аргументированно проводить диагностику состояния трудовых ресурсов.

Общепризнанно, что уровень профессионализма работника и владение им необходимой информацией образуют его оборотный капитал, а наличие инвестиционных проектов, инновационных предложений, идей составляет его основной капитал. Капитализированная оценка рабочей силы должна выражаться в соответствующей заработной плате. Интеллектуальным капиталом является научная продукция. Отметим, что конкурентоспособность работника зависит от его здоровья и уровня духовного потенциала личности. Профессиональные знания и опыт отдельных работников в процессе производства превращаются в трудовой капитал.

Создание нормальных условий труда на всех, рабочих местах служит основой высокой трудовой отдачи персонала. Работоспособность человека и результаты его труда определяются множеством взаимосвязанных факторов, среди которых одними из первых идут условия труда, его тяжесть и интенсивность, характеризующие в конечном счете затраты и результаты труда. Поэтому рациональное использование труда предусматривает создание в каждом трудовом процессе соответствующих условий для оптимального расходования рабочей силы.

Основные задачи анализа:

  • - изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям:
  • - определение и изучение показателей текучести кадров;
  • - выявление резервов трудовых ресурсов, их более полного и эффективного использования.

Источниками информации для анализа обеспеченности и эффективного использования рабочей силы служат:

  • - план экономического и социального развития предприятия;
  • - статистическая отчетность по труду ф. №1-Т «Отчет по труду»;
  • - приложение к ф. №1-Т «Отчет о движении рабочей силы, рабочих мест»;
  • - ф. №2-Т «Отчет о количестве работников в аппарате управления и оплате их труда», данные табельного учета и отдела кадров.

Таким образом, цель анализа груда - выявление резервов и неиспользованных возможностей на предприятии, разработка мероприятий по приведению их в действие. Комплексный анализ использования трудовых ресурсов предполагает рассмотрение следующих показателей:

  • - обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами;
  • - движение рабочей силы;
  • - социальная защищенность работников,
  • - использование фонда рабочего времени;
  • - производительность труда;
  • - рентабельность персонала;
  • - трудоемкость продукции;
  • - динамика заработной платы;
  • - эффективность использования фонда заработной платы.

В условиях экономической нестабильности потребность предприятий в персонале, определенных категорий непрерывно меняется, что не всегда означает увеличение или сохранение потребности в рабочей силе. Внедрение новых технологий, освоение производства конкурентоспособной продукции, сокращение спроса на товары и услуги может привести к уменьшению численности персонала как по отдельным категориям, так и в целом. Поэтому определение реальной потребности в рабочей силе и прогноз ее изменения служат основой совершенствования управления персоналом.

Термин «трудовые ресурсы» впервые применил академик С.Г. Струмилин в 20-е годы ХХ столетия. В 1954 году Международная конференция статистиков труда утвердила определение «общие трудовые ресурсы».

Трудовые ресурсы в сегодняшнем понимании - это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.

Физические и интеллектуальные возможности населения зависят, как известно, от возраста. В ранний и зрелый период жизни они формируются и умножаются, а к старости утрачиваются.

С точки зрения отношения к трудовой деятельности все население условно подразделяют на три группы:

  • 1) дорабочий возраст - это период получения общего профессионального образования;
  • 2) рабочий;
  • 3) послерабочий (пенсионный возраст).

Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят:

  • 1) из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, работающих в экономике страны
  • 2) граждан моложе трудоспособного возраста
  • 3) граждан, старше трудоспособного возраста

Трудоспособный (рабочий) возраст - это период, в течение которого человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья. К трудовым ресурсам из лиц трудоспособного возраста не относятся инвалиды I и II группы, а также лица, ушедшие на пенсию на льготных условиях.

Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория могут рассматриваться с четырех позиций:

  • - демографической;
  • - экономической;
  • - социологической;
  • - статической.

Демографический аспект отражает зависимость трудовых ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие его корректировки (характеристики), как пол, возраст, место жительства и др.

Экономический аспект выражает экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве.

Социальный аспект отражает формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной формации и под ее влиянием.

Статический аспект характеризует трудоспособный (рабочий) возраст населения.

Структура трудовых ресурсов многогранна, ее можно поделить на две группы:

К количественным характеристикам трудовых ресурсов относят численность, их состав по полу, возрасту, общественным группам, месту жительства, национальности и языку, религии, занятости по отраслям и сферам экономики.

К качественным - образовательный уровень трудовых ресурсов, их профессионально-квалификационную структуру и т. д.

Существует 3 вида потребностей общества трудовых ресурсов:

  • 1. Производственная потребность равно имеющееся в наличии количество рабочих мест по профессиям и специальностям - фактическое количество работников данных профессий и специальностей;
  • 2. Воспроизводственная потребность равно прирост количества рабочих мест - прирост рабочей силы;
  • 3. Личностное равно общее количество рабочих мест в обществе - трудоспособное населения.

При формировании трудовых ресурсов характеризуют 4 группы населения:

  • 1. Самостоятельное население - это та его часть, которая имеет самостоятельный доход от трудовой деятельности, собственности или пенсий, стипендий;
  • 2. Несамостоятельное население - это те лица, которые находятся на содержании семьи;
  • 3. Экономически-активное население - это часть населения, которая имеет доходы от личного участия в производстве материальных и духовных благ.

Группа экономически-активного населения состоит из 2 категорий:

  • а) Занятое население - это лица, которые:
  • б) Безработное население - это лица, которые:
    • Не имеют работы и заработка;
    • Ищут работу;
    • Готовы стать к работе;
    • Зарегистрированы в службе занятости.
    • 4. Экономически-пассивное население - это та часть населения. Которая находится на содержании семьи и общества, и не входит в состав трудовых работников.

Различают следующие виды занятости:

  • 1. Продуктивная (в промышленном производстве); сельском хозяйстве.
  • 2. Социально-полезная (на военной службе, очной учебе, уходе за больными родственниками, в семейном хозяйстве);
  • 3. Полная занятость (по оплачиваемому труду);
  • 4. Рациональная занятость (продуктивная, социально-полезная);
  • 5. Эффективная (100% занятость, которая обеспечивает полное использование экономически-активного населения).

Экономические ресурсы представлены 3 факторами производства:

  • 1) Земля;
  • 2) Капитал (средство труда + предмет труда);
  • 3) Труд (люди + время).

Использование трудовых ресурсов - вид деятельности, направленный на:

  • а) повышение уровня занятости трудоспособного населения в общественном производстве, коллективном и частном секторах экономики;
  • б) его распределение по отраслям и сферам народного хозяйства и по территории страны;
  • в) эффективность использования работников в сфере материального производства и в непроизводственной сфере.

Это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Трудовые ресурсы — важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.

Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.

Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграция и пр.

Как экономическая категория трудовые ресурсы выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и других сферах человеческой деятельности. Экономические отношения — это та общественная форма, в которой реализуется способность к труду.

Социологический аспект трудовых ресурсов следует рассматривать как формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной общественной формации и под ее влиянием.

Статистический аспект трудовых ресурсов характеризуется трудоспособным рабочим возрастом населения.

Трудовые ресурсы формируются в основном из населения трудоспособного возраста, исключая инвалидов и льготных пенсионеров, в состав трудовых ресурсов включается работающее население пенсионного возраста и работающие подростки (численность этой группы населения статистически не учитывается).

Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения , т.е. той части трудоспособного населения, которая участвует, или может участвовать, в материальном производстве и непроизводственной сфере.

— это часть населения, предлагающая свой труд для производства товаров и услуг. Эта категория охватывает всех лиц (занятых и безработных), которые создают рынок труда (в части предложения рабочей силы) для производства товаров и услуг.

Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности определенную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который имеет количественную и качественную оценку.

Количественная оценка характеризуется следующими параметрами:

  • общей численностью трудоспособного населения;
  • количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественная оценка трудового потенциала определяется следующими показателями:

  • состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;
  • качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.

Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект — интенсивную составляющую.

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе — повышение уровня жизни населения.

Управление трудовыми ресурсами включает проблему технико-технологической вооруженности живого труда, поскольку повышение уровня фондовооруженности способствует росту производительности труда.

Качество мировых трудовых ресурсов

Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, и это лишь основная часть ресурсов, поскольку остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством, служит в вооруженных силах и т.д. Экономически активного населения в 2005 г. насчитывалось более 3 млрд человек, что составляло более 50% всего населения мира, в том числе мужчины — 60%, женщины — 40%.

Темпы прироста экономически активного населения снизились в среднем с 2,0% в 80-е годы до 1,6% в 2000-е, что связано с некоторым замедлением темпов прироста населения в мире.

В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля мировых трудовых ресурсов приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%).

Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам но численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы — общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных специалистов, мобильности рабочей силы.

Для развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. Так, доля последних в России составляет 51% обшей численности занятых.

В развивающихся странах качество трудовых ресурсов во многом определяется не столько наличием высшего и среднего образования, сколько уровнем грамотности. Велика доля неграмотных в трудоспособном населении стран Южной и Западной Азии и Тропической Африки. Низкий уровень грамотности населения многих стран определяет весьма невысокую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, тормозит технический прогресс.

Для более полной характеристики трудовых ресурсов на современном этапе используется показатель ИРЧП — . Он строится как агрегированный индекс из трех компонентов: образование, доход и здоровье (показателем последнего считается продолжительность предстоящей жизни, ожидаемая при рождении). Шкала ИРЧП — от 0 до 1. Цель ИРЧП — более широкое исследование уровня развития, чем основанное на одном лишь показателе бедности (бедной считается страна, для которой ИРЧП ниже 0,5), поскольку предполагается, что по мере повышения дохода сверх абсолютно насущного уровня круг интересов человека расширяется, не замыкаясь на одном лишь материальном благосостоянии.

Об отдельных компонентах ИРЧП можно сказать следующее. Наибольшая продолжительность предстоящей жизни в самой передовой по этому критерию стране в 1970 г. составляла лишь 49,3 года, и этот уровень превышен ныне в большинстве стран. Исследования, кстати, показали, что в XX столетии повышение продолжительности предстоящей жизни в развивающихся странах определялось в основном достижениями медицинской науки и национального здравоохранения и мало зависело от изменения их среднедушевого ВВП. Так, те показатели продолжительности жизни (и ИРЧП в целом), которые имеют ныне, например, Алжир и Тунис, в 1970 г. были просто недостижимы для любой страны при тогдашнем состоянии медицины.

Напротив, уровень образования во многих развивающихся странах и по сей день остается более низким, чем в ведущих странах в 1970 г. Средние региональные ИРЧП (получены путем взвешивания ИРЧП отдельных входящих в регион стран по численности их населения) приведены в табл. 10.3. Эти показатели, в отличие от основанных на душевом ВВП, свидетельствуют о существенном уменьшении межрегиональных различий. По ИРЧП все регионы, включая Южную Азию и Африку, после 1950 г. подтягиваются к ведущим странам. При этом средние ИРЧП для Южной Азии и Африки в 2005 г. приближаются к североамериканскому уровню 1870 г. Практически все развивающиеся страны, для которых можно рассчитать ИРЧП 1950 г., к 2005 г. уменьшили абсолютное и относительное отставание от передовых стран по этому показателю.

Таблица 10.3. Средний индекс человеческого развития отдельных регионов

Австралия, Новая Зеландия

Северная Америка

Западная Европа

Восточная Европа

Латинская Америка

Восточная Азия

Южная Азия



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные