Базовые моральные принципы. Нравственные принципы человеческой деятельности

В свое время Е.Н. Трубецкой писал, что "Этика Соловьёва не более как часть его учения о "Всеедином" , критикуя Соловьёва за непоследовательность в отстаивании независимости этики от метафизических начал. А.Ф. Лосев, в ответ на упрек Е.Н. Трубецкого, замечает, что Соловьёв, не отказываясь от метафизики, стремился "дать характеристику нравственности в ее чистом виде… И если нравственность по мере ее развития восходит все выше и выше, покамест не приобщится к общему всеединству, то это не значит, что нравственность тем самым уже сама по себе есть учение о Всеединстве" .

Соловьёв считал, что не достаточно непосредственного нравственного чувства или интуитивного различения между добром и злом, присущего человеку, мораль нельзя рассматривать как инстинкт. Нравственные основы становятся тем началом, от которого отталкивается человек, определяя нормы своего поведения.

"Принимать безусловно следует только то, что само по себе, по существу своему есть добро. … Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра как безусловного содержания; все остальное условно и относительно. Добро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обуславливает и через все осуществляется. То, что оно ничем не обусловлено, составляет его чистоту; то, что оно все собою обусловливает, есть его полнота, а что оно через все осуществляется, есть его сила, или действенность".

Таким образом, указывая на природные основания нравственности, Соловьёв вместе с тем увязывает нравственность и саму природу человека с Абсолютом. Человек должен быть устремлен ввысь. Эта устремленность, эта связь с Абсолютом не дает человеку возвратиться в животное состояние. "Первичная, естественная нравственность есть не что иное, как реакция духовной природы против грозящего ей подавления и поглощения со стороны низших сил - плотской похоти, эгоизма и диких страстей" .

В материальной природе человека Вл. Соловьёв обнаруживает три простейших нравственных чувства. Но они не могут быть, опять-таки, безосновны, или, другими словами, им нужна опора, и опора эта безусловное Добро Бог. В Боге воплощено совершенное единение. Материальная природа в совершенную связь с абсолютным может войти только через нас. "Человеческая личность, и, следовательно, каждый единичный человек, есть возможность для осуществления неограниченной действительности, или особая форма бесконечного содержания" .

Отсутствует единство в обществе, природа зачастую торжествует над человеком, материя властвует над духом. Нравственное совершенствование предполагает не слепое подчинение высшей силе, а сознательное и свободное служение совершенному Добру. Подобная постановка вопроса носит принципиальный характер, указывая на свободу воли, автономность личности, с одной стороны, а с другой Соловьёв не случайно выбирает из нескольких определений Абсолюта не Бога или Благо, а совершенное Добро, подчеркивая и определяя тем самым главную характеристику Абсолюта, лежащую в нравственной сфере и задающую цель и смыслы .

Кроме того, нравственное совершенствование предполагает переход от естественной солидарности с себе подобными к сочувственному и согласному взаимодействию на основе любви и, в-третьих, фактическое преимущество перед материальной природой должно "превращаться в разумное владычество над нею для нашего и для ее блага" .

Для действительного превосходства над материальной природой естественные нравственные основы должны постоянно реализовываться в поведении человека. Например, рассматривая принцип аскетизма, являющийся значительным для христианской религии, Соловьев предполагает его взаимосвязь с отрицательным отношением человека к своей животной природе. При этом природа не рассматривается как зло сама по себе - анализируя ряд философских учений - ведическое, буддистское, даже гностическое - Соловьев говорит о природе как о добром начале. Аскетизм есть проявление стыда в той области человеческой деятельности, которая может и должна быть, прежде всего, духовной, но зачастую низводится до уровня материального, "…процесс жизни чисто-животной стремится захватить человеческий дух в свою сферу, подчинить или поглотить его" .

Аскетические требования к образу жизни вырастают из желания духа подчинить себе требования тела: "Нравственное требование подчинения плоти духу встречается с обратным фактическим стремлением плоти подчинить себе дух, вследствие чего аскетический принцип двоится: требуется, во-первых, оградить духовную жизнь от захватов плотского начала и, во-вторых, покорить область плоти, сделать животную жизнь лишь потенцией или материей духа" . В этом процессе Соловьев выделяет три главных момента - саморазличение духа от плоти, реальное отстаивание духом своей независимости и достигнутое преобладание духа над природой. Третий этап - это состояние духовного совершенства, оно не может быть вменено каждому человеку как обязанность, таким образом, Соловьев сторонник не абсолютного, а лишь относительного аскетизма: "подчиняй плоть духу, насколько это нужно для его достоинства и независимости. Имея окончательною, уповаемою целью быть полным господином физических сил своей и общей природы, ближайшею, обязательною своею целью ставь: не быть, по крайней мере, закабаленным слугой бунтующей материи, или хаоса" .

Толкование аскетизма у Соловьева исходит, прежде всего, из необходимости самообладания духа, неподчинения его плотским страстям, и никоим образом не отрицание человеческой телесности, не отношение к ней как к чему-либо нечистому. Ограничение, с точки зрения Соловьева, должно распространяться не только на два главнейших отправления человеческой физиологии, питание и размножение, но так же и на дыхание и сон. Практики контроля дыхания действительно распространены, как методика контроля над телом, примером чего может служить йога. Склонность к чрезмерному сну также склоняет человека к плотской стороне жизни - отметим, еще раз, что аскетизм Соловьев понимает как ограничение, но не самоистязание.

Избыток питания, плотский грех - не физический акт зачатия, а именно "безмерное и слепое влечение", причем как в реальности, так и в воображении - все, что придает особенное исключительное значение материальной стороне человеческой жизни в ущерб духовной, должно быть преодолено с помощью разумного, сознательного, добровольного выбора человека, руководствующегося своей совестью, направляемой стыдом.

Аскетизм, по мнению Соловьева, призван освободить человека от страстей плотских, которые являются всего лишь постыдными. "Преобладание духа над плотью необходимо для сохранения нравственного достоинства человека" . Действуя, подчиняясь своей материальной природе, излишествуя в плотских желаниях, человек может нанести вред себе. Но страсти злые - гнев, зависть, корыстолюбие - должны быть искореняемы человеком в себе самом как худшие, так как направлены они и могут причинить вред уже другим людям. Это уже область не аскетической, а альтруистической нравственности. Как аскетизм имеет в своем основании стыд, так альтруизм является необходимым продолжением жалости, как нравственного основания.

Соловьев отмечает, что преобладание духа над плотью может достигаться человеком и без придания этому акту нравственного смысла: "…приобретенная правильным воздержанием власть духа над плотью, или сила воли, может употребляться для целей безнравственных. Сильная воля может быть злою. Человек может подавлять низшую природу для того, чтобы тщеславиться или гордиться своею высшею силой; такая победа духа не есть добро" .

Следовательно, аскетизм как нравственный принцип не содержит в себе безусловного добра - для нравственного поведения он необходим, но не достаточен, хотя во многих религиозных учениях именно аскетизм считался единственной основой правильного поведения. "Бывали и бывают успешными аскетами не только люди, преданные духовной гордости, лицемерию и тщеславию, но и прямо злобные, коварные и жестокие эгоисты. По общему признанию, такой аскет гораздо хуже в нравственном смысле, чем простодушный пьяница и обжора, или сострадательный развратник" .

Нравственный смысл аскетизм приобретает лишь в соединении с альтруизмом. Жалость, лежащая в основе альтруизма соединяет человека с миром всего живого, тогда как стыд отделяет его от природы. Сочувствие, соучастие сами по себе не являются основой нравственного поведения, они могут заключать в себе и своекорыстие, например, радость совместно с кем-либо доставляет удовольствие. Жалость же бескорыстна: "…жалость прямо побуждает нас к действию с целью избавить другое существо от страдания или помочь ему. Такое действие может быть чисто внутренним, например, когда жалость к врагу удерживает меня от нанесения ему обиды или вреда, но и это, во всяком случае, есть действие, а не пассивное состояние, как радость или удовольствие. Разумеется, я могу находить внутреннее удовлетворение в том, что не обидел ближнего, но лишь после того, как акт воли совершился" .

Жалость, безотносительно от ее объекта, является добрым чувством. Человек способен пожалеть врага или преступника, такого род чувство не будет оправданием преступления, а лишь проявлением естественного нравственного основания. "…Жалость есть добро; человек, проявляющий это чувство, называется добрым; чем глубже он его испытывает и чем шире применяет, тем он признается добрее; человек безжалостный, напротив, называется злым по преимуществу" .

Человек, жалея другого, тем не менее, ясно осознает нетождественность его себе, но признает объект своей жалости имеющим "права на существование и возможное благополучие" . Таким образом, альтруизм утверждает принцип равенства, принцип правильного взаимоотношения людей и вообще живых существ, справедливости, когда за другими я признаю те же чувства и права, которые имею я сам.

В этом альтруистический принцип нравственности перекликается у Вл. Соловьёва с категорическим императивом И. Канта, но не повторяет его: "В совершенном внутреннем согласии с высшею волею, признавая за всеми другими безусловное значение, или ценность, поскольку и в них есть образ и подобие Божие, принимай возможно полное участие в деле своего и общего совершенствования ради окончательного откровения Царства Божия в мире" .

Соловьёв различает внутреннее существо нравственности это целость человека, заложенная в его природе, как пребывающая норма, формальный принцип нравственности или нравственный закон долженствование и реальные проявления нравственности. Аскетизм и альтруизм - именно те реальные нравственные принципы, которые, с точки зрения Соловьева, приближают человека к Абсолюту.

Но реальные проявления нравственности и во времена Вл. Соловьёва, и сегодня далеки от совершенства. Связано это с тем обстоятельством, как считает Вл. Соловьёв, что действительное человечество - это "распавшееся человечество". Оно не сосредоточено и не поднято единым абсолютным интересом к Богу, "рассеяно в своей воле между множеством относительных и бессвязных интересов" . Соловьёв предупреждает, что "исторический процесс есть долгий и трудный переход от зверочеловечества к богочеловечеству" .

Более того, Добро не имеет для нас всеобщего и окончательного осуществления. Добродетель никогда не бывает вполне действительною. Однако "мера добра в человечестве вообще возрастает… в том смысле, что средний уровень общеобязательных и реализуемых нравственных требований повышается" . Человек многое может, но главную его роль Вл. Соловьёв видит в собирании вселенной в идее, собрать же вселенную в действительности по силам только богочеловеку и Царству Божию.

Нравственное совершенствование возможно благодаря разумной свободе. "Нравственность всецело держится на разумной свободе, или нравственной необходимости, и совершенно исключает из своей сферы свободу иррациональную, безусловную, или произвольный выбор". А выбор определяет Добро "всею бесконечностью своего положительного содержания и бытия, следовательно этот выбор бесконечно определен, необходимость его была абсолютная, и произвола в нем никакого" .

Этот закон, сформулированный Вл. Соловьёвым, и есть путь ко Всеединству. Именно поэтому "нравственная природа человека есть необходимое условие и предположение богочеловечества" , а "нравственная жизнь открывается как задача всеобщая и всеобъемлющая" .

Значимость человека как нравственного существа принципиальна для Вл. Соловьёва. Богочеловечество как цель не может осуществиться без деятельной личности, нравственно самоорганизующейся, одухотворяющей собой "собирательного человека", органическую и неорганическую природу. Наделение человека природными основаниями нравственности, восходящей к абсолютному Добру, дает основания Вл. Соловьёву говорить о причастности каждого члена общества к "абсолютной полноте целого" с одной стороны, а с другой (и в этом оригинальность подхода философа), настаивать на том, что сам человек необходим "для этой полноты не менее, чем она для него" .

Представляется важным вывод Вл. Соловьёва о том, что природные основания нравственности, ее причастность к Абсолютному Добру это необходимое, но не достаточное условие нравственного совершенствования человечества на пути к Всеединству, так как человеческая личность, обладая бесконечностью своего содержания из-за причастности к абсолютной полноте Богочеловечества, тем не менее является лишь возможностью, но не действительностью. На сегодняшний день, считает Вл. Соловьёв, для человека характерно слепое подчинение внешним обстоятельствам жизни, и, прежде всего, подчинение высшей силе Абсолюту Богу .

Мораль - это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали - нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука - этика .

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности - и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали :

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей .
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали .

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей . Наш великий пост - одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение - это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость - основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы - это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали » (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный - принцип гуманизма . Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

- 84.00 Кб
  1. Введение………………………………………………………… ………..2
  2. Понятие морали………………………………………………………….. 3
  3. Структура морали………………………………………………………... 4
  4. Моральные принципы……………………………………………………6
  5. Моральные нормы………………………………………………………..7
  6. Моральный идеал………………………………………………………...9
  7. Заключение…………………………………………………… …………11
  8. Список литературы…………………………………………………… ...12

1.Введение

Моральные принципы, нормы и идеалы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное – аморальным.

Для раскрытия темы контрольной работы важно дать определение морали, рассмотреть ее структуру.

Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов. Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления .

Цель данной работы – рассмотреть моральные принципы, нормы, идеалы.

Главные задачи:

1.Дать определение сущности морали.

2.Рассмотреть моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека.

3.Рассмотреть моральные нормы в общении людей.

4.Дать понятие нравственного идеала.

2.Понятие морали.

Само слово (термин) "мораль" восходит к латинскому слову "mоrеs", обозначающему "нрав". Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Мораль – один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует человек. Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Сфера деятельности морали широка, но, тем не менее, богатство человеческих отношений можно свести к отношениям:

  • индивида и общества;
  • индивида и коллектива;
  • коллектива и общества;
  • коллектива и коллектива;
  • человека и человека;
  • человека к самому себе.

Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее.

3.Структура морали.

Структура морали многоярусна и многопланова, охватить ее одновременно невозможно. Сам способ освещения морали определяет видимую ее структуру. Различные подходы раскрывают различные ее стороны:

  1. биологический - изучает предпосылки нравственности на уровне отдельного организма и на уровне популяции;
  2. психологический - рассматривает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм;
  3. социологический - выясняет общественные условия, в которых складываются нравы, и роль морали для поддержания устойчивости общества;
  4. нормативный - формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов;
  5. личностный - видит те же идеальные представления в личностном преломления, в качестве факта индивидуального сознания;
  6. философский - представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.

Эти шесть аспектов можно представить цветами граней « кубика – рубика». Такого кубика, который принципиально невозможно собрать, т.е. добиться одноцветных граней, однопланового видения. Рассматривая мораль одной стороны, приходится учитывать и другие. Так что такое структурирование весьма условно.

Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть моральным.

Мораль опирается прежде всего на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. Можно сказать, что мораль держится как бы на трех "китах".

Во-первых, это традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

Человек моральный отличается от аморального, от того, у которого "ни стыда, ни совести", не только и даже не столько тем, что его поведение гораздо легче регулировать, подчинять существующим правилам и нормам. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения человеческой личности.

В структуре морали принято различать образующие элементы. Мораль включает в себя моральные принципы, моральные нормы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

4.Моральные принципы.

Принципы - это наиболее общее обоснование существующих норм и критерий выбора правил. В принципах выражаются универсальные формулы поведения. Принципы справедливости, равноправия, сочувствия, взаимопонимания и другие являются условиями нормального общежития всех людей.

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности .

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности:

  1. гуманизм – признание человека высшей ценностью;
  2. альтруизм – бескорыстное служение ближнему;
  3. милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;
  4. коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу;
  5. отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом. Это принципиальный выбор, от которого зависят частные правила, нормы и качества. Верность избранной моральной системе (принципиальность) издавна считалась достоинством личности. Она означала, что в любой жизненной ситуации человек не сойдет с нравственного пути. Однако принцип абстрактен; раз намеченная линия поведения, иногда начинает утверждаться как единственно правильная. Потому свои принципы надо постоянно проверять на гуманность, сверять их с идеалами.

    5.Моральные нормы.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой традиции, силой привычки, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что "можно", а что "нельзя". Огромную роль в формировании моральных норм, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации. 5. Моральные нормы………………………………………………………..7
6. Моральный идеал………………………………………………………...9
7. Заключение………………………………………………………………11
8. Список литературы……………………………………………………...12

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ - основополагающие, наиболее общие понятия эстетики, которые отражают существенные определения познаваемых предметов и являются узловыми ступенями познания.Эстетическая теория, как и всякая научная теория, имеет определенную систему категорий. Эта система может быть не упорядочена, но набор категорий, которыми пользуется та или иная теория, выступает в определенной взаимосвязи, что и придает ему системность. Как правило, в центре системы категорий эстетики стоит главная универсальная категория, вокруг которой концентрируются все остальные. Так, в эстетических теориях Платона,Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Гегеля, Чернышевского в центре стоит категория прекрасного, у Канта - эстетическое суждение, в эстетических теориях эпохи Возрождения - эстетический идеал.

В истории эстетики сущность категорий эстетики интерпретировалась с идеалистических и материалистических позиций. Для Платона и средневековых эстетиков прекрасное выступает носителем идеальной, духовно-мистической сущности, для Гегеля это идея в чувственной форме, а для Аристотеля и Чернышевского - прекрасное есть категория, отражающая свойства объективного материального мира. К середине XVIII в. центральной становится категория эстетического (см. Эстетическое). Ее можно определить как род совершенства в материальной действительности (природа, человек) и социально-духовной жизни. В категории эстетического отражены наиболее общие свойства всех эстетических предметов и явлений, которые, в свою очередь, специфически отражаются в других категориях эстетики В эстетическом, как реальном феномене, в процессе духовно-практической деятельности человека реализованы как объективно-материальные состояния мира, так и свойства субъекта социальной жизни.

Между категориями существует определенная субординация. Так, например, прекрасное и возвышенное - категории, отражающие эстетические свойства природы и человека, в то время как трагическое и комическое - категории, отражающие объективные процессы только социальной жизни. Таким образом, наиболее общие категории (прекрасное, возвышенное) подчиняют себе менее общие (трагическое, комическое). Вместе с тем существует и взаимодействие, координация между этими категориями: возвышенно прекрасное, возвышенно трагическое, трагикомическое. Прекрасное воплощается в эстетическом идеале и искусстве, а через него воздействует на эстетический вкус и чувство. Т. е. категории эстетики диалектически взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.

Но каждая категория имеет определенную содержательную устойчивость. И хотя всякое понятие огрубляет действительность, не вмещая всего ее богатства, оно, однако, отражает наиболее существенные признаки эстетического явления. Следует отметить, что категории эстетики раскрывают не только гармонические, т е. позитивные, эстетические свойства, но и негативные, дисгармонические, отраженные в категориях безобразного,низменного, показывая тем самым противоречия реальной действительности.

В то же время в категориях эстетики (наряду с отражением сущности эстетических явлений) присутствует момент оценки, т. е. выражается отношение человека к эстетическому, определяется его ценность в духовно-практической жизни общества и отдельного человека.

Марксистско-ленинская эстетическая теория опиралась и на более широкие категории диалектического и исторического материализма (материя и сознание, материализм и идеализм, содержание и форма, классовость и партийность, интернациональное и национальное), а также категории конкретных наук: теории информации, семантики, семиотики, психологии и ряда других частных и естественно научных теорий. Однако специфику предмета эстетики можно обнаружить только через систему собственно категории эстетики, складывающуюся в эстетической теории.

Нравственные принципы.

Нравственные принципы – это основные моральные законы, которые признают все этические учения. Они представляют собой систему ценностей, которая закрепляет через нравственный опыт моральные обязанности человека. Их еще называют добродетели. Нравственные принципы формируются в процессе воспитания и в совокупности приводят к осознанию и принятию таких качеств, как человечность, справедливость, разумность.

Способы и средства реализации каждого морального принципа очень разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей самого человека, моральных традиций, сложившихся в обществе и конкретной жизненной ситуации. Наиболее емкими и распространенными являются 5 принципов: человечность, почтительность, разумность, мужество и честь.

Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом. Человек является духовным и интеллектуальным существом, и в любых, даже самых тяжелых ситуациях, он должен оставаться человеком, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.

Человечность складывается из повседневного альтруизма, из таких качеств, как взаимопомощь, выручка, услуга, уступка, одолжение. Человечность представляет собой волевой акт человека, основанный на глубоком понимании и принятии присущих ему качеств.

Почтительность – это уважительное и благоговейное отношение к окружающему миру, как к чуду, бесценному дару. Этот принцип предписывает с благодарностью относиться к людям, вещам и природным явлениям этого мира. Почтительность ассоциируется с такими качествами, как вежливость, учтивость, благожелательность.

Разумность – это основанное на нравственном опыте действие. Оно включает в себя такие понятия, как мудрость и логичность. Таким образом, разумность с одной стороны – это действия разума, данного человеку от рождения, а с другой – действия, сообразующиеся с опытом и системой нравственных ценностей.

Мужество и честь – категории, означающие возможности человека преодолевать сложные жизненные обстоятельства и состояния страха без потери чувства собственного достоинства и уважения окружающих людей. Они тесно взаимосвязаны и основаны на таких качествах, как долг, ответственность и стойкость.

Нравственные принципы должны постоянно реализовываться в поведении человека для закрепления нравственного опыта.

Нормы поведения.

"Поведение человека, которое (1) не выпадает из общепринятой системы поведения в данном коллективе и (2) не вызывает эмоциональной реакции (отрицательной / положительной) у других членов коллектива, является нормой поведения в данном социуме. ...

Норма поведения имеет многоступенчатый характер (иерархична) и в связи с этим встает вопрос о самооценке индивидом своей доминанты: он должен определить, на основании какого аспекта или факта своей личности (или шире - биографии) он регулирует свое поведение в данной ситуации. ... Степень облигаторности нормы и, соответственно, системы запретов в его поведении будет зависеть от того, что он считает в данной ситуации определяющим. ... Часто субъективный выбор правил поведения определяет и субъективный характер нормы.

Норма создает возможность ее нарушения (т.к. не будь поведение нормированным, нечего было бы собственно, и нарушать). В понятие нормы органически входит и сама возможность отступления от нее. Отступление от нормы, однако связано с принципом "можно, но не следует". ...

Норма поведения поддерживается системой ЗАПРЕТОВ налагаемых как на весь коллектив, так и на отдельных его членов традициями, соображениями "здравого смысла" и специальными договорами, соглашениями, кодексами, правилами и т.д. Большинство из них настроено по негативному принципу, т. е. дает перечень запретов объясняет это тем, что норма поведения в целом трудно и не экономно описать позитивно, т.е. в виде предписаний: для этого потребовался бы чрезвычайно громоздкий список правил."

В этом параграфе будет рассмотрен, так сказать, «рабочий инструментарий» науки этики. Поскольку многие аспекты этических понятий уже были рассмотрены, теперь следует изложить их в виде некоторой системы и дать недостающие характеристики тех понятий, которые еще не получили достаточно четких определений.

Выше мы говорили о приоритетности моральной деятельности. Теперь же наша задача уяснить, в чем же заключается деятельная сторона морали, каковы ее «функциональные обязанности» или, попросту говоря, функции морали.

1. Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом. и в этом смысле она дополняет право. Однако такое определение будет неполным и неточным, если не принимать во внимание то обстоятельство, что все правовые нормы также утверждают справедливость, также служат добру или благу общества и граждан и поэтому носят безусловно нравственный характер.

Регулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, служебных коллективов и государственных и общественных институтов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. В этих целях используются такие «инструменты» регулирования нравственных отношений, как морально-этические принципы, общественное мнение, моральный авторитет, традиции, обьтчаи, заповеди, привычки. На непосредственно практическом уровне регуляция осушествляется через посредство норм (простых норм нравственности): норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикетных норм). Регулятивная функция является базовой в системе функций: все остальные функции - каждая по-своему - в той или иной степени «обслуживают» ее.

2. Оценочная (аксиологическая) функция . Как уже указывалось выше, любой акт морали (поведенческий или духовный) определяется той или иной системой ценностей. Предметом оценки под углом <морально - аморально» или «иравственно - безнравственно» являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные возэрения, личностные качества и т.д.

З. Ориентирующая функция. Простые нормы нравственности являются «простыми» только в теории. В конкретной действительности, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную норму в поступке или в поведении, приходится взвешивать порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных (иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выработать систему моральных приоритетов, являющуюся «компасом>, позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.

4. Мотивационная функция . Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивации могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственньгми, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.

5. Познаваягельная (информационная) функция - направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов и пр., являющихся источником информации об обшественных нравственных пенностях и о системах таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.

б. Воспитательная функция. Любая система воспитания - это прежде всего система нравственного воспитания (ряд ученых считает, что воспитанием является только нравственное воспитание, все остальное просто общение). Нравственное воспитание приводит в определенную концептуально организованную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, правы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.

7. Коммункативная функция. На кораблях, самолетах и других быстро движущихся объектах устанавливается специальное устройство, которое при получении соответствуюшего запроса отвечает сигналом, условно называемым «я свой». Точно такой же способностью обладает всякая система моральных ценностей (в том числе и профессиональных), и только на основании этого «сигнала» возможно служебное и всякое иное взаимодействие, обретение <чувства локтя», поддержка и взаимовыручка. Конечно, в процессе служебной деятельности осознание сигнала «я свой» и действенная коммуникация на его основе осуществляется не только моральным его компонентом, но тем не менее он играет в этом процессе одну из главных ролей.

8. Идеологическая функция. Назначение данной функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы, идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль всего общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных, политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за свержение существующего политического режима.

9. Мировозэренческая функция. В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных пенностей, посредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные возэрения. Мировоззренческая функция очень близка к аксиологической с той лишь разницей, что в данном случае она охватывает основные, так сказать, первоначальные понятия и представления человека об окружающей его действительности.

Важнейшими моральными ценностями для сотрудника правоохранительных органов являются: любовь к Родине, верность присяге и избранной профессии, служебному долгу, нравственная цельность (единство слова и дела, убеждений и поступков), соблюдение чести и служебного достоинства, справедливость, законность, неподкупность и взаимовыручка.

Если обратиться к моральному сознанию, то главенствующую роль здесь играют принципы морали . Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Они отличаются сравнительной устойчивостью и конкретизируются в моральных нормах. Их стабильность и жизнеспособность определяются конкретными условиями определенной социальной и профессиональной среды той или иной исторической эпохи. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. В этом их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях не только допустимо, но порой и необходимо. В рамках требований, предъявляемых к службе в правоохранительных органах, основными принципами морали являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, патриотизм, добросовестное отношение к труду, критическая самооценка. Некоторые из них следует рассмотреть подробнее.

Принцип коллективизма . Это один из важнейших принципов не только профессиональной, но и общечеловеческой морали (противоположным принципом является индивидуализм). В нем заключается самая главная сущность взаимоотношений личности и общества. Как правило, все социальные и профессиональные интересы индивидов опосредуются личным интересом, с которым они тесно переплетены, причем разорвать эту связь обычно практически невозможно.Констатируя это обстоятельство, шотландский экономист и философ ХУII1 в. А. Смит разработал теорию «разумного эгоизма», где он пытался найти разумный баланс между общественными и личными интересами индивидов. Однако и наука и практика отчетливо показали, что найти такой баланс раз и навсегда для всех ситуаций невозможно, и поэтому в этике были угверждены два взаимоисключающих, но достаточно абстрактных принципа: коллективизм и индивидуализм, где речь шла лишь о приоритетности того или другого начала.

Применительно к социально-политическим реалиям современности принцип коллективизма как ведущий принцип присущ социалистическому обществу, а принцип индивидуализма - обществу буржуазному. Что же касается правоохранительной служебной среды, то здесь принцип коллективизма однозначно является строго обязательным для успешной организации служебной деятельности, единственно возможным для результативного противостояния криминальному миру. И хотя интересы членов служебного коллектива всегда разнородны, эффективность работы коллектива прямо зависит от целеустремленности и единства его действий, а, следовательно, прежде всего от того, насколько интересы коллектива осознаются его членами как приоритетные по сравнению с личными интересами людей, его образующих. Английская поговорка гласит: «Если ты не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь». В самом прямом смысле это относится и к сочетанию личных и служебных интересов: если ты не можешь согласовать личные интересы со служебными, пусть служебные интересы станут твоим личным интересом. В противном случае тебе следует уходить из органов правоохраны и правопорядка.

Принцип коллективизма включает несколько частных принципов.

1. Единство цели и воли. Единая цель сплачивает людей, организует и направляет их волю. Цели деятельности служебного коллектива определяются как задачами, которые ставит перед коллективом руководство, так и сознанием необходимости требований повседневной службы. И если первый фактор носит в основном внешний, строго императивный характер, то второй фактор в немалой степени определяется нравственно-психологическим климатом коллектива и нравственной воспитанностью его членов. 2. Сотрудничество и взаимопомощь. Это одно из главнейших условий принципа коллективизма. В коллективах правоохранительных органов эта сторона коллективизма проявляется особенно действенно. «Сам погибай, а товарища выручай» - не простой лозунг, но коренной принцип служебного взаимодействия в органах, получивший неоднократное подтверждение на практике. Однако это сочетается с принципиальностью и не имеет ничего обшего с круговой порукой, покрывательством недобросовестньтх работников, лодырей, прогульщиков. В противном случае появляются основания говорить о нравственной деформации коллектива, о его «заболевании» и о необходимости его срочного «лечения».

3. Демократизм. Даже в таких жестко нормативно организованных структурах, как правоохранительные органы, существует немало аспектов службы, которые определяются коллективным решением. И чем более сплоченным и морально сознательным является тот или иной коллектив, тем более возникает предпосылок у руководства для делегирования властных полномочий при принятии решений самим членам служебного коллектива, для перехода от командно-административных отношений к отношениям делового сотрудничества, базирующегося на общем интересе и общей ответственности за успешное решение служебных задач.

4. Дисциплина. В нравственно зрелом коллективе дисциплина не является тяжелым бременем, но осознанной необходимостью. Сознательное исполнение дисциплинарных требований обеспечивает требуемую результативность служебной деятельности, и именно в таком коллективе всякое нарушение дисциплины воспринимается его членами как помеха, как препятствие на пути реализации общих служебных целей и интересов, и именно в таком коллективе воздействие его членов на «воспитание» нарушителя оказывается эффективнее самых жестких дисциплинарных санкций руководства.

Принцип гуманизма. Этот нравственный принцип в обыденном понимании означает человечность, любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и полноценную возможность для саморазвития. Гуманизм - требование современной эпохи, ее ведущий принцип, в частности пронизывающий все отрасли права и определяющий все нормы морали. Применительно к правоохранительной деятельности гуманизм лежит в основе всей системы нравственно- правовых отношений между сотрудникам и правоохранительных органов и гражданами.

Гуманистичность содержания правоохранительной деятельности заключается в самой ее сущности, которая определяется как обеспечение социальной стабильности, охрана общественного порядка в стране, собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий. Требования принципа гуманизма являются не только сутью профессиональной морали, но и служебным долгом, который обязывает сотрудников правоохранительных органов быстро и своевременно реагировать на все недостойные поступки и тем более правонарушения. Невыполнение этих требований осужлается как законом, так и общественным мнением. Таким образом, гуманизм деятельности правоохранительных органов проявляется в том, что она направлена на борьбу со злом и защиту интересов всего обшества и каждой личности в отдельности от нарушений норм права и морали и тем самым обеспечивает условия для счастья и всестороннего развития человека как высшей социальной ценности.

Гуманизм сущности и целей деятельности правоохранительных органов определяет и такой аспект службы органов, как профилактика правонарушений и преступлений.Используя различные средства предостережения и убеждения, работники органов раскрывают населению гуманистическое, общественно необходимое содержание норм нашей морали и права, недопустимость аморального, антиобщественного и тем более преступного поведения, наносящего огромный и непоправимый ущерб обшеству, людям и самому нарушителю, способствуют осознанию каждым лицом моральной и правовой ответственности за совершенные им аморальные и противоправные поступки. Если меры убеждения оказываются недостаточными, государство прибегает к принуждению. Однако и здесь проявляется гуманистичность: с одной стороны, абсолютное большинство граждан оказываются социально защищенными, а с другой - этим останавливаются те граждане, которые становятся на путь преступных деяний и не в состоянии самостоятельно сойти с этого пути.

Единство принципов справедливости и законности. Важнейшим принципом профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов является принцип справедливости. Справедливость - не только принцип морали. Он охватывает практически все сферы человеческой деятельности и человеческих отношений, и прежде всего права и политики. Как способ моральной регуляции принцип справедливости обязывает учитывать все аспекты деятельности индивидов, т.е. их социальное положение, заслуги, возрастные и физические возможности, и устанавливать соответствие между практической деятельностью индивидов и их социальным (и служебным) положением, между заслугами людей и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правами и обязанностями, преступлением и наказанием и т.д. Несоответствие в этих отношениях воспринимается как несправедливость. Сотрудники органов, обладающие достаточным служебным опытом, прекрасно знают, что не наказание воспринимается преступниками болезненно, а несправедливость (в том числе и прямой обман как один из ее видов).

Справедливость регулирует все сферы общественной жизнедеятельности, но наиболее зримое воплощение она получает в правовой системе, поскольку именно она регулирует наиболее важные звенья общественной жизни 7 . Праву принадлежит главенствующая роль в пресечении различного рода нарушений справедливости: преступного обогащения, протекционизма, незаслуженной привилегированности и пр. Принцип справедливости предусматривает обеспечение социальных гарантий: охрану здоровья, право на получение образования, жилья, пенсии в старости и при получении инвалидности и т.д. Соответствие между целями и средствами, необходимыми для их достижения, - одно из важнейших проявлений принципа справедливости.

В качестве реализации целей права выступают санкции, предусмотренные правовыми актами. Применение их всегда сопряжено с ущемлением интересов личности, с претерпеванием ею определенных лишений, поэтому здесь принцип справедливости должен выдерживаться особенно четко. Важнейшие требования принципа справедливости, предъявляемые к санкциям, состоят в следующем:

Санкции должны применяться лишь к тем, кто действительно нарушил закон;

Санкции должны обеспечивать восстановление нарушенных прав после отбытия наказания в полном объеме;

Между санкциями, устанавливаюшими меру ответственности за различные противоправные деяния, должны соблюдаться определенные пропорции: более опасные правонарушения должны наказываться более строго;

Суды должны иметь возможность назначать индивидуальное наказание с учетом конкретных обстоятельств;

За одно правонарушение никто не должен наказываться дважды.

Все вышеуказанные принципы для сотрудников правоохранительных органов являются их профессиональным требованием, их правовой нормой. На практике эти принципы конкретизируются, приобретая в каждом коллективе применительно к особенностям службы тех или иных подразделений специфический характер, имеющий для членов служебного коллектива императивное значение.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные