Военно-промышленный комплекс России: отрасли, предприятия, проблемы. Структура и развитие военно-промышленного комплекса в России. Оборонно-промышленный комплекс россии

Введение..................................................................................................................3

1. Состав ОПК РФ..................................................................................................5

2. Законодательные основы..................................................................................6

3. Федеральные органы исполнительной власти в управлении оборонно-промышленным комплексом..............................................................................16

3.1. Министерство обороны РФ..........................................................................17

3.2. Министерство промышленности и энергетики РФ..................................19

3.2.1.Департамент оборонно-промышленного комплекса.............................19

3.2.2. Федеральное агентство по промышленности.........................................22

3.3. Федеральное космическое агентство..........................................................24

3.4. Федеральное агентство по атомной энергии.............................................25

3.5. Федеральное агентство по поставкам военной, специальной техники и материальных средств.........................................................................................28

3.6. Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ......................29

4. Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при председателе Совета Федерации.............................................................................................................39

Заключение...........................................................................................................44


Введение.

Одним из важнейших средств обеспечения национальной безопасности являются его вооруженные силы, в целом оборонно-промышленный комплекс. Национальная безопасность – одна из главных потребностей государства и общества – сегодня приобретает актуальнейшее значение для успешного осуществления его политических, социально-экономических и духовно-идеологических задач. Отсюда вытекает необходимость постоянного внимания со стороны государства к проблемам развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), разработке и производству вооружений и военной техники, необходимому уровню научно-технического и военно-технического потенциалов, обеспечивающих России роль великой державы мира. Необходимость такого понимания и реальных действий политического руководства страны обусловлено также действиями западных стран, и прежде всего США, стремящихся изменить баланс вооруженных сил в свою пользу, как на Западе, так и на южных границах России.

Разработкой основных направлений и перспектив развития оборонно-промышленного комплекса обязано заниматься государство. Оно призвано определять направления государственной оборонно-промышленной политики, необходимый уровень военно-технического потенциала страны с учетом складывающейся международной ситуации.

При этом важно учитывать исторический опыт создания и развития ОПК, накопленный в СССР и за последние 15 лет существования российского государства. Без учета позитивного и негативного в этом опыте невозможно определять стратегию развития оборонно-промышленного комплекса. Этим в значительной мере определяется актуальность избранной темы исследования, необходимость анализа проблем ОПК в государственной политике современной России. При этом важно учитывать и накопленный зарубежный опыт в этой сфере. Еще одним актуальным фактором, наряду с вышеназванными, является существенное повышение значимости в вооруженной борьбе и противостоянии государств информационной политики, внедрения и использования широкого спектра средств информационной войны как открытых, так и скрытых, не явных технологий. В результате сегодня критерии защищенности государств от военных угроз оказались не в полной мере соответствующими современным методам, способам и формам военного противоборства. Это, в свою очередь, вынуждает политическое руководство ведущих государств мира активизировать деятельность по совершенствованию и развитию своих оборонно-промышленных комплексов, решению их социально-экономических и политических проблем. Следует так же отметить такую особенность функционирования оборонно-промышленного комплекса, как стремление ряда международных террористических организаций использовать его передовые технологии, особенно средства массового поражения, в своих преступных целях. После 11 сентября 2001 г., трагических событий с захватами заложников (в Москве в октябре 2002 г., в Беслане в сентябре 2004 г.) стало окончательно ясно, что на смену «холодной войне» пришла война совершенно иного характера – война с международным терроризмом. Поэтому применение военной силы выступает одним из способов противодействия такому злу, как глобальное распространение террористических и экстремистских движений и групп.

Все эти объективные факторы обуславливают необходимость постоянного внимания государства к проблемам ОПК, а научную общественность – к анализу актуальных проблем политического и социально-экономического развития российского оборонно-промышленного комплекса, поиску путей повышения его эффективности.

Объектом исследования является оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации как важный инструмент обеспечения национальной безопасности государства.

Предмет исследования – система государственного управления российским оборонно-промышленным комплексом.


1. Состав ОПК РФ.

Сегодня оборонно-промышленный комплекс (далее - ОПК) России представляет собой многофункциональные научно-производственные отрасли промышленности, способные разрабатывать и производить современные виды и типы вооружений, военной и специальной техники (далее - ВВСТ), а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию. Его основу составляют стратегические предприятия и стратегические акционерные общества. Перечень этих предприятий и обществ утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4августа 2004 года №1009 (с изменениями на 19 ноября 2007 года). В данном перечне числится более 1000 наименований, в том числе:

· федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

· открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

ОПК состоит из нескольких отраслей:

1. Авиационная промышленность.

2. Ракетно-космическая промышленность.

3. Промышленность боеприпасов и спецхимии.

4. Промышленность вооружений.

5. Радиопромышленнсоть.

6. Промышленность средств связи.

7. Электронная промышленность.

8. Судостроительная промышленность.

9. Межотраслевые структуры и предприятия.

2. Законодательные основы.

Основным законом, регулирующим основы существования и функционирования оборонно-промышленного комплекса РФ является Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об Обороне».

Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее - другие войска).

Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.

Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для российской оборонной промышленности уходящий 2017 год был довольно плодотворным годом, который не сопровождался скандалами и срывами сроков поставок продукции военного назначения. Российский оборонно-промышленный комплекс (ОПК) загружен заказами на многие годы, как в рамках реализации гособоронзаказа, так и выполнения экспортных контрактов. В частности, 21 ноября 2017 года глава комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктор Бондарев озвучил объем согласованной госпрограммы вооружений (ГПВ) на 2018-2025 годы: на ее реализацию будет выделено 19 триллионов рублей.

Поставка вооружений и военной техники в рамках выполнение гособоронзаказа


По словам вице-премьера России Дмитрия Рогозина, гособоронзаказ в 2017 году будет выполнен на 97-98%. В эфире телеканала «Россия 24» в среду, 27 декабря, он отметил, что по цифрам результат будет не хуже показателей 2016 года. Ранее в феврале 2017 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов в интервью «Российской газете» говорил о том, что на выполнение государственного оборонного заказа на 2017 год будет выделено более 1,4 триллиона рублей. По его словам, основную доля средств, более 65%, планировалось направить на серийные закупки современных видов вооружений и военной техники.

Уже сейчас можно говорить о том, что масштабная государственная программа вооружений до 2020 года в серьезной мере стимулировала развитие российского оборонно-промышленного комплекса. За последние 5 лет доля современной техники в Вооруженных силах РФ увеличилась в 4 раза, а темпы военного строительства выросли в 15 раз. Об этом 22 декабря 2017 года министр обороны России Сергей Шойгу докладывал президенту страны Владимиру Путину в рамках итоговой расширенной коллегии военного ведомства, которая прошла в академии РВСН. В настоящее время идет планомерный процесс перевооружения российской армии новым , в 2020 году доля такого оружия в войсках должна составить 70%. Для примера в 2012 году доля современных вооружений и военной техники в войсках составляла всего 16%, а в конце 2017 года – порядка 60%.

В рамках итоговой расширенной коллегии военного ведомства были озвучены ближайшие планы по перевооружению войск. Так доля современного вооружения в ядерной триаде Российской Федерации уже достигла 79%, а к 2021 году российские ядерные силы наземного базирования должны быть оснащены новыми вооружениями на уровне до 90%. Речь идет, в том числе, и о ракетных комплексах, которые смогут уверенно преодолевать даже перспективные системы противоракетной обороны. Планируется, что в 2018 году доля современной техники в армии России достигнет в Стратегических ядерных силах – 82%, в Сухопутных войсках – 46%, в Воздушно-космических силах – 74%, в Военно-морском флоте – 55%.

Ранее 22 декабря рассказал об основных поставках вооружений и техники в войска по итогам 2017 года. По итогам уходящего года предприятия российской оборонной промышленности передали в соединения и воинские части Западного военного округа (ЗВО) более 2000 новых и модернизированных образцов вооружения и военной техники (ВВТ). Войска Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение более 1100 единиц ВВТ. В том числе, осуществляется перевооружение ракетных частей на новые ракетные комплексы «Искандер-М», а также «Бастион», в результате этих действий боевая мощь округа увеличилась более чем на 10%. В воинские части и соединения Южного военного округа (ЮВО) с начала года было поставлено более 1700 единиц ВВТ, это позволило довести долю современных образцов вооружений и техники в округе до 63%. Благодаря поступлению новой военной техники, боевая мощь Центрального военного округа (ЦВО) за последние три года выросла почти на четверть, в 2017 году войска округа получили порядка 1200 единиц ВВТ.

По словам министра обороны России, в 2017 году для ВМФ страны строится более 50 кораблей. Работы ведутся в рамках 35 госконтрактов, по ним строится 9 головных и 44 серийных боевых корабля и судна обеспечения. Всего в 2017 году в состав ВМФ вошли 10 боевых кораблей и боевых катеров, а также 13 судов обеспечения и 4 береговых ракетных комплекса «Бал» и «Бастион». Состав морской авиации пополнился 15 современными самолетами и вертолетами. По словам министра в Сухопутные войска поступило 2055 новых и модернизированных образцов вооружений, которыми были переоснащены 3 соединения и 11 воинских частей, также в войска поступило 199 беспилотников. В составе ВКС России были сформированы дивизия особого назначения и военно-транспортная дивизия. Был получен 191 новый самолет и вертолет, а также 143 единицы вооружения ПВО и ПРО. Всего же российский оборонно-промышленный комплекс в 2017 году произвел 139 боевых самолетов и 214 вертолетов, об этом в эфире телеканала «Россия 24» говорил вице-премьер Дмитрий Рогозин.


Для будущего ОПК важно наращивание выпуска гражданской продукции

Российские предприятия оборонной промышленности пока что могут рассчитывать на государственный оборонный заказ, но средства на обновление вооруженных сил не будут выделяться бесконечно. Чем больше будет оснащенность вооруженных сил новой военной техникой, тем меньше ее будет заказывать армия у отечественной оборонки. На финансировании госзакупок вооружений сказывается и экономико-политическая ситуация, в которой находится сегодня Россия. В рамках обсуждения государственной программы вооружений на 2018-2025 годы, которое продолжается с конца 2016 года, первоначальные запросы Минобороны несколько раз сокращались. Первоначальные запросы военного ведомства составляли порядка 30 триллионов рублей, но затем были сокращены правительством до 22 триллионов рублей, а по последним данным – до 19 триллионов рублей.

В ближайшем будущем российский президент видит затраты на оборону страны в пределах 2,7-2,8% ВВП (в 2016 году показатель был равен 4,7%). При этом планируется решить все поставленные ранее задачи по модернизации Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса, сообщает сайт RT на русском. Перед Минобороны России и оборонной промышленностью стоят две стратегических цели. Первая – доведение к 2020 году доли современной военной техники в ВС России до 70%. Вторая заключается в том, чтобы к 2030 году довести долю гражданской продукции в российском ОПК до 50% (в 2015 году этот показатель составлял всего 16%). Очевидно, что вторая стратегическая цель напрямую вытекает из первой. Чем выше показатель оснащенности российской армии новой военной техникой, тем меньше продукции военные будут заказывать у российских предприятий.

Согласно прогнозам Минпромторга России к 2020 году рост объемов выпуска гражданской продукции предприятиями ОПК запланирован в 1,3 раза. Вероятнее всего, столь существенный скачок в производстве планируется обеспечить за счет массового выпуска новых пассажирских самолетов разных классов. Российское правительство делает ставку на производство пассажирских самолетов МС-21, Ил-114-300, Ил-112В, Ту-334, Ту-214 и Ту-204. Ожидается, что к 2025 году количество производимых в стране пассажирских самолетов вырастет в 3,5 раза – с 30 до 110 машин в год. В будущем основой финансовой стабильности оборонного сектора российской экономики должны быть не только долгосрочные контракты, заключаемые в рамках программы государственной закупки вооружений. На совещаниях, которые посвящались вопросам ОПК, Владимир Путин неоднократно говорил о том, что промышленником стоит искать новые рынки сбыта, актуально это сегодня и для российского экспорта вооружений.


Стоит отметить, что частичная переориентация оборонного комплекса на выпуск гражданской продукции уже идет в регионах, в частности, в Удмуртии, которая является признанной кузницей российского оружия. Как рассказал журналистам в среду, 27 декабря, первый вице-премьер правительства Удмуртской Республики Александр Свинин, по итогам 2017 года оборонные предприятия республики на 10% увеличили выпуск гражданской продукции. По словам чиновника, вывод гражданской продукции ОПК на рынок является важной задачей для правительства республики в условиях снижающегося гособоронзаказа. Вице-премьер отметил, что в 2018 году встречи с представителями крупных российских компаний будут проходить каждые две недели, данная работа должна помочь в решении задач по поиску новых рынков сбыта для продукции оборонных предприятий. В декабре 2017 года уже состоялась одна встреча, в рамках которой глава Удмуртии и руководители пяти оборонных предприятий республики, а также Чепецкого механического завода встречались с руководством Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). На встрече обсуждался промышленный потенциал оборонных предприятий, который может быть задействован в сфере авиастроения.

Экспорт вооружений и военной техники

Финальных цифр по экспорту российских вооружений по итогам 2017 года пока что нет. Но уже в марте текущего года в рамках 14-й международной военно-морской и авиационно-космической выставки LIMA 2017 Виктор Кладов директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации «Ростех», а также глава объединенной делегации корпорации и АО «Рособоронэкспорт» говорил журналистам о том, что экспорт российских вооружений по итогам 2017 года превысит показатели 2016 года. При этом в 2016 году Россия экспортировала ВВТ на сумму 15,3 миллиарда долларов.

Экспортные поставки сильная сторона российского ОПК и всей промышленности страны. Позиции России на мировом рынке вооружений традиционно сильны. По экспорту оружия наша страна занимает второе место в мире после США. Рынок вооружений и военной техники выглядит сегодня следующим образом – 33% приходятся на США, 23% – на Россию, на третьем месте с серьезным отставанием идет Китай – 6,2%. При этом, по оценкам экспертов, к 2020 году ёмкость мирового рынка вооружений может вырасти до 120 миллиардов долларов. Тенденцией международного рынка вооружений является увеличение доли закупок военной авиации, включая вертолеты, также растет спрос на системы ПВО и морскую технику. В то же время к 2025 году в структуре закупок вооружений странами мира, по оценкам военных экспертов, на долю авиатехники будет приходиться уже 55%, за ней будет с серьезным отставанием следовать морская техника – около 13%.


Как пишет издание , портфель заказов «Рособоронэкспорта» на сегодняшний день превышает 50 миллиардов долларов (со сроком исполнения заключенных контрактов от 3 до 7 лет). Пятерка главных заказчиков России выглядит следующим образом: Алжир (28%), Индия (17%), Китай (11%), Египет (9%), Ирак (6%). При этом примерно половина поставляемой продукции уже приходится на авиацию, еще четверть на различные средства ПВО. При этом эксперты отмечают рост конкуренции российскому оружию со стороны Китая, Индии, Южной Кореи, Бразилии и даже Белоруссии.

Если говорить о самых главных экспортных контрактах 2017 года, то к ним можно отнести подписание 10 августа 2017 года российско-индонезийского соглашения об условиях приобретения Индонезией 11 многофункциональных истребителей Су-35 российского производства. Согласно подписанному сторонами соглашению, стоимость приобретения 11 российских истребителей составит 1,14 миллиарда долларов, из этой суммы половину (570 миллионов долларов) Индонезия собирается покрыть поставками собственной продукции, в том числе пальмового масла, кофе, какао, чая, нефтепродуктов и т.д. Это вовсе не означает, что товары физически прибудут в Россию, как правило, в таких случаях речь идет о биржевых товарах, которые можно легко реализовать на рынках.

Второй очень важный для России контракт в оборонной сфере, касается Турции и приобретения ею зенитно-ракетной системы С-400 «Триумф». Данная сделка стала главным информационным поводом на долгое время. В конце декабря 2017 года глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов раскрыл некоторые подробности данной сделки в интервью журналистам газеты « ». По его словам, выгода России от поставки Турции зенитно-ракетного комплекса С-400 заключается в том, что это первая страна НАТО, которая купила нашу новейшую систему противовоздушной обороны. Чемезов отметил, что Турция купила 4 дивизиона С-400 на общую сумму 2,5 миллиарда долларов. По словам Чемезова, турецкий и российский Минфин уже завершили переговоры, осталось лишь утвердить финальные документы. «Могу лишь сказать, что 45% от общей суммы контракта Турция выплачивает России в качестве аванса, а оставшиеся 55% составляют российские кредитные средства. Первые поставки в рамках данного контракта мы планируем начать в марте 2020 года», – рассказал Сергей Чемезов об условиях сделки.


Также в декабре 2017 года Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал рейтинг Топ-100 крупнейших военно-промышленных компаний мира по объему продаж в 2016 году (как на внутренних, так и на внешних рынках). Совокупный объем продаж вооружений российских компаний, которые вошли в данный рейтинг, вырос на 3,8%, в 2016 году они реализовали вооружений на 26,6 миллиарда долларов. В двадцатку крупнейших компаний вошли: «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) – 13 место с оцениваемым объемом продаж в 5,16 миллиарда долларов и «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) – 19 место с оцениваемым объемом продаж в 4,03 миллиарда долларов. На 24-й строчке данного рейтинга расположился «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» с оцениваемым объемом продаж в 3,43 миллиарда долларов.

Плюсы и минусы для российского экспорта вооружений по итогам 2017 года

2017 год принес для российских экспортных перспектив ВВТ как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным моментам можно отнести успехи российской армии, продемонстрированные в Сирии. Боевые действия в Сирии – это очень сильная реклама для российского и еще советского оружия. В войне в Сирии хорошо себя показали даже уже морально устаревшие образцы вооружений и военной техники советского производства, вновь подтвердив свои высокие боевые качества, а также отличный уровень надежности.

Всего за период с 2015 по 2017 год во время боевых действий в Сирии ВС Российской Федерации проверили и испытали в боевых условиях более 200 образцов вооружений и военной техники. Главным образом все испытанное оружие подтвердило заявленные производителями тактико-технические характеристики. Конечно, операция в Сирии стала настоящим бенефисом для современной российской авиационной техники и боевых вертолетов. К примеру, многие страны всерьез рассматривают возможность закупки современного российского фронтового бомбардировщика Су-34. Однако в Сирии хорошо показали себя разные образцы вооружений. К примеру, в Сирии применялся модернизированный высокоточный 152-мм снаряд «Краснополь», видеозапись использования данных снарядов можно сегодня найти в интернете, данный высокоточный боеприпас также может заинтересовать потенциальных заказчиков.

Российский оборонно-промышленный комплекс для своего развития должен сохранять конкурентоспособность и искать новые экспортные рынки сбыта для своей продукции. В условиях снижения гособоронзаказа это особенно важно и актуально. Конечно, Россия в обозримом будущем не потеряет второе место экспортера вооружений в мире, но борьба за объемы продаж в денежном выражении будет только возрастать. На рынок выходят новые игроки «второго эшелона», которые обладают при этом хорошо развитой высокотехнологичной промышленностью. К примеру, в опубликованном рейтинге SIPRI особо выделен рост показателей военно-промышленных компаний Южной Кореи, которые в 2016 году реализовали военной продукции на 8,4 миллиарда долларов (рост на 20,6%). Российские предприятия должны быть готовы к тому, что конкуренция на международном рынке вооружений будет только возрастать.


Со знаком минус для российского экспорта вооружений, а значит и для компаний отечественного оборонно-промышленного комплекса, можно рассматривать , которая появилась в конце октября 2017 года. Под давлением со стороны Конгресса администрация президента США Дональда Трампа назвала список из 39 российских компаний ОПК и разведывательных структур, сотрудничество с которыми может привести к санкциям компании и правительства по всему земному шару. При этом насколько серьезно американское руководство подойдет к исполнению нового санкционного пакета можно будет увидеть лишь в будущем. Специалисты отмечают, что у правительства Трампа появилась возможность как нанести по-настоящему ощутимый удар по экспорту российских вооружений, так и саботировать введение жестких ограничительных мер.

Практически половину из вновь опубликованного санкционного списка составили предприятия госкорпорации «Ростех», являющейся монопольным агентом по экспорту российских вооружений на международный рынок. Как отмечают эксперты Atlantic Council в области экономических санкций: «Занесение новых российских компаний оборонно-промышленного комплекса в санкционный список увеличит потенциальный риск для любого государства и любой компании, которая связана с ними деловыми отношениями, вынуждая их делать выбор: либо вести бизнес с США, либо с этими российскими структурами». В Вашингтоне могут использовать новые санкции, как возможный удар по основному конкуренту на международном рынке вооружений. С помощью новых санкций, власти США смогут оказывать давление на третьи страны их правительства и компании. Поэтому российскому оборонно-промышленному комплексу придется вести работу с учетом возможности данных рисков и усиления санкционного давления, которое никуда не исчезнет в обозримом будущем.

Как отметил в интервью журналистам « » известный в России специалист в области вооружений, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, по экономике и ВВП Россия не входит сегодня даже в 10 ведущих государств мира, но по торговле оружием страна занимает второе место. Дальше наращивать объемы продаж уже очень сложно: «свои» рынки сбыта насыщены («Корнетами» Россия уже вооружила полмира, «сушки» были поставлены даже в Уганду), сказываются и санкции. Поэтому надо сосредоточиться на том, чтобы удерживать свое второе место – а задача очень сложная, необходимы новые подходы. «Я вижу два варианта. Первый из них – борьба за нетрадиционные бюджеты: не министерств обороны государств-потенциальных заказчиков, как в основном это происходит сегодня, а полиции, МЧС, пограничной службы и прочих ведомств, где для продукции российского ОПК еще могут быть резервы. Второй – борьба за нетрадиционные рынки сбыта, то есть за государства, где Россия практически не работала по военной технике. Одним из таких государств является Колумбия, которая всегда считалась американской «огородом», – отметил Руслан Пухов. Стоит отметить, что в начале декабря 2017 года «Рособоронэкспорт» впервые принял участие в выставке «Expodefensa 2017» в столице Колумбии. Данная выставка как раз укладывается в стратегию поиска новых рынков сбыта для российской военной продукции.

Использованы фотографии с сайта rostec.ru

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Россия: шоковый эффект

Ряд процессов - прежде всего окончание холодной войны; процесс глобализации во всех сферах жизни, в том числе в экономике; политические изменения в ряде регионов мира, особенно в Европе, - стали причиной сокращения объёмов производства и, соответственно, сжатия ОПК не только России, но и стран НАТО (Рисунок 1).

Но падение объёма заказов более чем в полтора раза за 10 лет в странах НАТО оказало не такой шоковый эффект на оборонную промышленность, как десятикратное уменьшение объёма заказа в нашей стране. Однако сжатие рынка вооружений резко обострило внутреннюю конкуренцию между военно-промышленными корпорациями. Промышленные компании вынуждены реагировать на такие изменения проведением масштабных реструктуризационных мероприятий, повышающих их эффективность, заметно снижающих издержки.

Так, при полуторном сокращении заказа на ВВТ за те же 10 лет занятость в ОПК уменьшилась почти вдвое. Помимо сокращения занятости, важным элементом реакции ОПК на сокращение рынков стала концентрация разработок и производства. За десятилетний период на треть сократилось число компаний, участвующих непосредственно в производстве вооружений.

Безусловно, в 1990‑е годы отечественный ОПК под воздействием ряда известных факторов также «просел». Многие предприятия просто перестали существовать. Но те коллективы, которые имели серьёзные научные заделы и перспективы, смогли выжить. В тяжелейших условиях, когда не выплачивалась заработная плата, уходили сотнями профессионалы, в таких коллективах удалось сохранить научные школы.

Например, Радиотехнический институт имени академика Александра Львовича Минца в 1994 году потерял сразу тысячу с лишним специалистов, которые перешли на работу в «Билайн». Но институт по-прежнему плодотворно работает на благо страны, являясь бесспорным лидером в России в области создания современных РЛС дальнего обнаружения.

Последствия глобализации мировой экономики

Важнейшим фактором реструктуризации ОПК в последнее десятилетие является глобализация мировой экономики.

К движущим силам глобализации в сфере ОПК могут быть отнесены:

  • обострение конкуренции с созданными в середине 1990‑х годов, прежде всего в США, крупными компаниями (такие слияния, как «Боинг» - «Макдоннелл Дуглас» - «Рокуелл Дефенс», «Локхид» - «Мартин Мариэтта» - «ГД Аэроспейс» - «Лорган», «Рэйтеон» - «Хьюз» и др.);
  • снижение совокупного спроса на ВВТ вследствие сокращений оборонных бюджетов;
  • относительный рост спроса на результаты НИОКР для создания высокотехнологичных систем вооружений;
  • подготовка к ведению коалиционных войн в рамках военных доктрин большинства развитых стран;
  • неадекватность структуры большинства оборонных отраслей новым задачам и требованиям, излишек устаревших мощностей, усиливающаяся неэффективность их дальнейшего использования;
  • массовое осуществление программ по оптимизации бюджетных расходов с целью максимизации отдачи от вложенных средств;
  • усиление ориентации промышленности на фондовый рынок в интересах максимизации акционерной прибыли в связи с расширением участия частного капитала в ОПК.

Проблема реструктуризации ОПК пересекается в этой сфере ещё с одной деликатной проблемой глобализации в рамках Всемирной торговой организации - проблемой государственной поддержки субъектов рынка. Поэтому, учитывая опыт разгорающихся торговых споров внутри ВТО, зарубежные корпорации ОПК вынуждены учитывать и запреты на косвенное субсидирование гражданской продукции за счёт военных заказов. Программы реструктуризации диверсифицированных корпораций вынуждены принимать во внимание и ограничения таких международных соглашений, как ВТО.

В целом система условий, в которых оказался российский ОПК, требует не только изменения его масштаба, но и диктует необходимость существенного изменения базовых принципов его функционирования, взаимоотношения с вооружёнными силами, государством, мировым сообществом.

Текущие проблемы российского ОПК

1. Утрата отечественной базы электронного машиностроения ОПК.

В настоящее время в России практически отсутствует производство современного промышленного оборудования для радиоэлектронной промышленности. Радиоэлектронная отрасль в России превратилась в крупное сборочное производство финальных изделий из импортной элементной базы и на оборудовании в основном ведущих западных и китайских фирм.

2. Потеря научно-технологической базы ОПК.

Отечественные разработки по прорывным перспективным технологиям крайне малочисленны. Но даже их внедрение в серийное производство сталкивается с непреодолимыми организационными и финансовыми проблемами. Поэтому радиоэлектронная отрасль существует либо на отечественной, но устаревшей технологической базе, либо на современной, но зарубежной. Большой проблемой является недостаточное количество молодых перспективных, высококвалифицированных кадров. Нужна скоординированная система мер и стимулов для закрепления молодёжи в ОПК.

3. Переход страны на рыночные отношения в ОПК не создал рыночные механизмы ценообразования.

Действующая система ценообразования не стимулирует предприятия к повышению производительности труда, эффективности работы в целом. Регулирование средних зарплат, их нормирование построено таким образом, что предприятиям невыгодно повышать эффективность производства, так как сверхприбыль изымается в доход государства. Это не позволяет высокими темпами перевооружать производство и стимулировать экономически более успешные предприятия.

Необходимо коренным образом изменить систему ценообразования и создать реальные механизмы стимулирования производительности труда и внедрения инновационных продуктов в ОПК.

4. Слабая взаимная координация работ, проводимых в ОПК.

Неэффективны механизмы взаимодействия между предприятиями отрасли. Для деятельности отдельных холдингов характерно ведение «натурального» хозяйства, направленного исключительно на свои нужды. Как следствие, в ОПК до сих пор не решена проблема устранения дублирования проводимых работ. Необходимо скорейшее создание единой базы данных существующих и разрабатываемых технологий и мощной экспертно-аналитической структуры, обеспечивающей аналитическую поддержку решений руководства отрасли.

5. Слабая увязка целей государственной программы развития ОПК с обеспечением реализуемости ГПВ.

Требуется разработка целевых функций и индикаторов, отражающих степень достижения целей содействия реализации ГПВ, для количественной оценки - насколько государственная программа развития ОПК подкрепляет и обеспечивает реализуемость ГПВ. Структура программы и её организационная часть должны быть увязаны с конкретными приоритетными образцами ВВТ и предприятиями (холдингами), отвечающими за разработку и производство данных изделий. Такая структуризация программы позволит детализировать и закрепить ответственность за реализацию программных мероприятий и целей ГПВ.

Для реализации государственной программы развития ОПК при её разработке необходимо ориентироваться на крупные предприятия (холдинги) - головных разработчиков финальных образцов ВВСТ. Мероприятия программы должны обосновываться и формироваться с их непосредственным участием, с повышением их роли и ответственности за внедрение результатов технологических работ ОПК в конкретные образцы ВВСТ.

6. Несовершенство системы принятия решений о направлениях финансирования НИОКР.

Система принятия решения о финансировании НИОКР не подкреплена долгосрочным видением развития технологий в радиоэлектронике, а механизм распределения средств на конкретные проекты и контроля результатов исследований недостаточно прозрачен и требует уточнения и детализации.

7. Несовершенство инфраструктуры национальной инновационной системы.

Коммерциализация технологий находится на низком уровне, недостаточно используется потенциал конверсии конкурентоспособных специальных технологий в гражданские направления. Степень воплощения результатов научных разработок инновационной направленности в конкретные изделия промышленного производства на внутреннем рынке не превышает 20%. Менее 13% от производимой продукции экспортируется. В экспорте преобладает продукция специального назначения. При этом только малая часть отечественных производителей участвует в международных кооперационных цепочках, в то время как большинство компаний выпали из мировой системы кооперации.

8. Низкая производительность и эффективность процессов.

На крайне низком уровне находится производительность и эффективность процессов, что обусловлено:

  • недофинансированием в сочетании с устаревшими, не соответствующими требованиям современного рынка производственно-технологической базой, бизнес-моделями, операционными моделями;
  • слабым уровнем развития рыночных компетенций у многих российских компаний;
  • недостаточной эффективностью процессов вывода и продвижения продукции на рынке.

Таким образом, радиоэлектронная отрасль России в своём нынешнем состоянии практически неконкурентоспособна на глобальном уровне. Громадное отставание по эффективности, малая доля рынка и малый выпуск, технологическое отставание остро ставят вопрос о скорейшей масштабной модернизации радиоэлектронной промышленности.

Необходимо продолжать начатые изменения в отрасли и в этом процессе максимально использовать потенциал и компетенции, сохранённые российскими компаниями в отдельных сегментах и нишах рынка (Рисунок 2).



Необходимые меры государственной поддержки предприятий ОПК

Решение возникающих при этом проблем особенно актуально для предприятий, выполняющих работы за счёт кредитного авансирования.

При формировании и реализации государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации необходимо выработать гибкую систему мер государственной поддержки технического оздоровления предприятий ОПК. В частности, представляется необходимым:

  • осуществить возврат инвестиционной льготы по налогу на прибыль, в частности инвестиций на оборудование, а также НИР и ОКР в полном объёме;
  • отменить налогообложение части прибыли предприятий, направленной на модернизацию и техническое перевооружение производства ВВТ;
  • снизить стоимость лизинга как единственного на сегодняшний день реального механизма, способного обеспечить техническое перевооружение
  • российской промышленности в короткие сроки;
  • предоставить налоговые и таможенные льготы для предприятий, развивающих технологическую базу передовых исследований и разработок.

В организационном плане представляется полезным:

  • создание в Российской Федерации структуры (например, национального центра) по выработке и реализации государственных научно-технических и инновационных стратегий в разработке технологий двойного назначения и по адаптации в интересах ОПК открытых исследований и разработок, выполненных за счёт федеральных средств;
  • организация межотраслевых координационных центров с целью объединения усилий по созданию элементной базы нового поколения (прежде всего в электронике и робототехнике) в интересах ОПК;
  • обеспечение эффективной законодательной защиты прав интеллектуальной собственности, а также результатов работы по НИР и ОКР.

Необходимо тщательно проанализировать мировой опыт развития ОПК, учесть собственные особенности, сохранить историческую преемственность в отечественной оборонной промышленности, оценить нужды армии и флота исходя из современных угроз нашей безопасности (и их перспективного предвидения). При этом необходимо разработать и реализовать на практике систему мер для решения перечисленных проблем отечественного ОПК, увеличить эффективность его управления, провести в кратчайшие сроки модернизацию оборонной промышленности и создать условия для развития внутренней конкуренции в этой сфере. Наличие мощной национальной промышленности - это признак суверенности и состоятельности государства.

Именно это сейчас крайне необходимо нашей стране (Рисунок 3).



Многие предприятия российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) ещё не готовы к серийному производству высокотехнологичных систем вооружения. По данным Владислава Путилина (заместителя председателя военно-промышленной комиссии РФ), только 36% стратегических предприятий финансово здоровы, а 25% находятся на грани банкротства .
В состав российского ОПК входит 948 стратегических предприятий и организаций , на которые распространяются нормы параграфа 5 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие специальные правила банкротства. В настоящее время в отношении 44 из них возбуждены процедуры банкротства.

По данным ФНС России, 170 стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса имеют признаки банкротства . Более того, в отношении 150 стратегических предприятий и организаций налоговыми органами уже вынесены постановления о взыскании задолженности за счёт их имущества, которые направлены на исполнение судебным приставам. Дополнительные проблемы ОПК создала и задержка с перечислением средств по гособоронзаказу.

Как образец проведём анализ предприятий авиапромышленности и бронетанкового машиностроения. За последние годы оборонка успела наделать очень большие долги.
В авиапромышленности :
— РСК «МиГ» – 44 млрд. руб.,
— ММП им. В.В.Чернышева – 22 млрд. руб.,
— НПК «Иркут», компания «Сухой» – порядка 30 млрд. руб.

В бронетанковом машиностроении — например ФГУП «Омский завод транспортного машиностроения» производит танки Т-80У и Т-80УК. Кредиторская задолженность предприятия составляет 1,5 млрд. рублей.

В 2008 году между Минобороны РФ и ОАО «НПК «Уралвагонзавод» был заключен трёхлетний контракт на закупку 189 танков (по 63 танка в год). В 2010 году Министерство обороны России запланировало приобрести 261 новый танк Т-90, которые производит ОАО «НПК «Уралвагонзавод». Если заказ на закупку танков на 18 млрд. рублей всё-таки осуществится, то у завода появится шанс погасить свою задолженность – 61 млрд. руб.

Несмотря на то, что в последние годы России удалось частично вернуть утраченные позиции в мировой торговле оружием, успехи переоценивать нельзя . Ведь в основе кризисных явлений в области ВТС лежат не только и не столько несовершенство государственного управления (хотя это тоже важно), сколько проблемы производителей ВиВТ. По многим военным технологиям Россия ещё находится на уровне 1970–1980-х годов. Состояние предприятий ОПК и их существенная технологическая зависимость от зарубежных поставщиков остаются критическими.

Так, по сравнению с 1992 годом уменьшилось производство :
— военных самолётов — в 17 раз,
— военных вертолётов – в 5 раз,
— авиационных ракет – в 23 раза,
— боеприпасов – более чем в 100 раз.

Вызывает тревогу снижение качества продукции военного назначения (ПВН) . Затраты на устранение дефектов в ходе производства, испытания и эксплуатации ПВН доходят до 50% от общего объема затрат на ее изготовление. В то время, как в экономически развитых странах этот показатель не превышает 20%. Главная причина – износ основного оборудования, достигший 75% , и чрезвычайно низкий уровень перевооружения: темпы обновления оборудования составляют не более 1% в год при минимально необходимой потребности 8–10%.

Автономия остается главным элементом российской оборонной доктрины . Одной из главных целей реализации новой политики для ОПК обозначено «недопущение критической зависимости деятельности ОПК от поставок комплектующих изделий и материалов иностранного производства ». В полной мере отражены чаяния глав предприятий ОПК: государство будет содействовать приобретению уникального оборудования и передаче его в лизинг российским оборонщикам.

Сфера технологий во все времена были двигателем прогресса и развития общества. В этой статье мы рассмотрим систему оборонно-промышленного комплекса, ее влияние на экономику России, структуру и другие важные моменты.

В первую очередь новые технологии появляются в военной отрасли. Современные компьютеры, усовершенствованные приборы и другая техника финансировалась на протяжении многих лет государством в полном объеме. В дальнейшем фирмы разработчики смогли диверсифицировать свои технологии для гражданского общества. Российская Федерация является не исключением в этом вопросе, также как и ее предшественник СССР. Всем известный факт: папиросы в СССР были того же диаметра, как и патроны для оружия. Такая тенденция привела к увеличению размеров закупки в оборонно-промышленном комплексе, после чего предприятия смогли значительно расширить сферу своей деятельности.

Развития мирного атома и в целом - заслуга гонки технологий при создании атомной бомбы. Оборонные технологии и в настоящее время являются передовыми в науке.

Что такое ОПК?

Оборонно-промышленный комплекс - это совокупность предприятий и учреждений, которые специализируются на производстве и разработке оборудования и военной техники.

Структура ОПК:

  • научно-исследовательские центры, основная задача которых - теоретические исследования;
  • конструкторские бюро - создают макеты и пробные образцы по представленной документации вышеописанных учреждений;
  • лаборатории и полигоны, которые предназначены для испытаний новых разработок;
  • предприятия, занимающиеся широким производством протестированных и утвержденных образцов.

Основные моменты оборонно-промышленного комплекса

  1. Границы размещения объектов. Как правило, все подобные предприятия и учреждения расположены вдалеке от центральных районов государства. Такие меры необходимы для безопасности простых граждан и сохранения конфиденциальности.
  2. Правило секретности. Все важные объекты всегда хорошо охраняются, города, в которых они располагаются, даже не значатся на карте. Они не имеют названия и просто нумеруются порядковым номером.
  3. Предприятия, входящие в оборонно-промышленный комплекс России, обязательно имеют дублеров, расположенных хаотично в разных районах страны.

Специализация ОПК

  • Строительный комплекс: производство бетонных плит, перекрытий и других материалов.
  • Химическая промышленность: изготовление реагентов, ядовитых веществ, которые, например, можно распылять в воздухе, поражая противника на дальнем расстоянии.
  • МШК: поставляет ракеты, суда, автомобили, авиа- и бронетехнику, производит приборы для связи и др.
  • ТЭК: занимается производством ядерного топлива.
  • Легкая промышленность: пошив обмундирования, производство разного вида технических тканей.

комплекса России

Перечислим несколько стратегически важных предприятий:

  • Завод им. М.Л. Миля, специализирующийся на производстве вертолетов, расположенный в Московской области.
  • ПКО «Теплообменник», находится в городе Нижний Новгород.
  • Центральный НИИ точного машиностроения, построен в г. Климовске.
  • НПП «Рубин», функционирует в г. Пензе.
  • НТЦ «Завод Ленинец», расположен г. Санкт-Петербург.

Прорыв в сфере технологий искусственного разума

Казалось бы, еще недавно заоблачные технологии искусственного разума применялись только в современных разработках ведущих мировых инженеров в области наведения и определения целей. Инновационные открытия учреждений оборонно-промышленного комплекса позволили создать специальный аппарат для увеличения массы приносимого груза и для облегчения передвижения солдат — экзоскелет. Подобие данной технологии уже несколько лет применяется для восстановления больных, что не способны ходить и передвигаться без посторонней помощи. Экзоскелет - передовая разработка большинства стран мира в области оборонных технологий. Ее применение значительно увеличит способности человеческого организма.

Открытия в области микроэлектроники

Разработки в области микроэлектроники давно являются прерогативой оборонных предприятий по всему миру. Множество секретных аппаратов увидело свет в лице гражданского продукта спустя многие годы после их изобретения. Датчики движения, используемые в столь популярных сегодня умных домах, на протяжении долгого времени являлись основой обороноспособности множества стран. Их использовали для защиты границ от проникновения злоумышленников и оперативного реагирования на пересечение государственной границы. А сейчас такие датчики применяются на современной технике для определения приближающихся объектов. Стоит заметить, что данная аппаратура может использоваться как в военной сфере, так и потребительской.

Беспилотные дроны: краткое ознакомление

Беспилотные дроны - основа современной разведки военных действий. Предназначены они для исследования местности. Качественные снимки и информация, получаемая с практически мгновенно позволяют вычислять и определять точное местоположение противника и их инфраструктурных строений.

Беспилотные устройства с некоторых пор применяются и в гражданских отраслях. Как пример можно привести съемки развлекательных мероприятий или торжеств с высоты птичьего полета, а также геодезическую съемку местности и т.д.

Назначение и применение ОПК в гражданской сфере

Разработки в рамках оборонно-промышленного комплекса позволяют упростить трудную задачу исследователей, археологов, историков. Глубоководные аппараты, изначально предназначенные для помощи подводным лодкам, разминирования акваторий и другой подобной деятельности, сейчас применяются для исследования морских глубин и поиска новых разновидностей живых существ на глубинах, к которым раньше не могли подобраться ученые.

В заключение можно сказать, что оборонные технологии на протяжении всего времени существования человечества являются двигателем прогресса. Множество видов деятельности, которые ранее были предназначены для нападения или защиты, крепко вошли в повседневную жизнь.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные