Отношение к битвам остапа. Сочинение характеристика остапа и андрия

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь не только изображает жизнь украинского казачества, но и показывает душу этого народа, особенности формирования их национального самосознания в семнадцатом веке. На примере Остапа и Андрея автор характеризует жизнь и судьбу молодого поколения. Оба они сыны славного полководца Тараса Бульбы. Остапа и Андрия в повести дает возможность понять, насколько разными могут вырасти люди, воспитанные в одной семье.


Как проявлялись характеры братьев во время учебы?

Итак, Тарас Бульба (Гоголь отмечает это) гордится своими сыновьями. Они сильные, смелые, статные - настоящие казаки.
Характеры Остапа и Андрея прорисовываются во время обучения в бурсе. Остап - открытый, бесхитростный, прямодушный, готов нести наказания за шалости и проступки, но никогда не предает товарищей. Андрей обладает способностью выйти сухим из воды, хотя частенько верховодит проказами бурсаков. Он кажется нам в начале повести более чутким, утонченным, интересным, человечным, чем его старший брат, который не замечает прекрасных девушек и цветущих садов. Остап думает только о гулянках с друзьями и казачьих военных походах.

Отношения братьев с родителями

Сравнительная и Андрея не может быть полной без рассмотрения их взаимоотношений с родителями.

Во время своего приезда домой из бурсы старший сын ведет себя излишне серьезно, не позволяя никому над собой смеяться. Остап готов драться с отцом из-за его насмешек, а младший будто и не слышит колкостей.

Остап резок, даже грубоват, но, уезжая на Сечь, очень жалеет мать, вспоминает детство. Тонко чувствующий младший брат тут же забывает обо всем.

Сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея не может быть полной без оценки их поведения на Сечи. Отец, Тарас Бульба, понимает, что оба сына смелые и ловкие, но отмечает, что Андрий видит только битву, развлекает себя, а не продумывает результат своих действий.

Остап, напротив, быстро оценивает опасность и мгновенно находит способ исправить положение. Отец замечает, что его старший сын может стать «добрым полковником», и не ошибается.

Об отношении Тараса к отчизне и сыновьям

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба», конечно, невозможна без рассмотрения эпизодов прощания отца с сыновьями.

Андрий предает отчизну из-за любви к красивой полячке и вступает в сражение против своих земляков, против отца и брата. Тарас Бульба, не колеблясь, убивает его собственной рукой, ведь только так, по его мнению, можно избежать позора. Он не прощает предательства. Тарас бросает мертвого Андрия, как врага, не похоронив.
К преданному отчизне Остапу отец из последних сил пробирается в Варшаву и готов отдать за его освобождение любые деньги. Когда же становится понятно, что ничего нельзя сделать, он отправляется на место казни любимого сына. Даже в последние минуты жизни Остапа Тарас видит перед собой стойкого командира, который подает пример товарищам.

Отношение Гоголя к братьям

Сравнительная характеристика Остапа и Андрея обязательно должна включать

авторскую оценку персонажей. Николай Васильевич Гоголь полностью разделяет уважение и бесконечную любовь главного героя к сыну. Андрей, по мнению автора, не стоит внимания, поэтому о нем он забывает после его уважает Остапа за сильный характер, за его способность любить и почитать родителей, земляков, отечество.

Чужие среди своих

Сравнительная характеристика Остапа и Андрея не может не затронуть тему одиночества обоих героев.

Оба брата - смелые, сильные, умные. При этом они очень разные. На первых страницах повести автор как будто несколько больше симпатизирует Андрею, отмечая в нем живость и развитость чувств. Нельзя, однако, не заметить, что Гоголь уважает Остапа за его прямоту, умение нести наказание, но в то же время считает его простоватым. Андрей же очень изобретателен и всегда может избежать наказания, его душа доступна более высоким чувствам, он рано ощутил потребность в любви. Из-за нее он и погибает.

Остап тоже ощущает потребность в любви, но ему нужна любовь родителей, прежде всего отца. На первый взгляд, он суровый воин, но страх перед наказанием батьки заставляет его, например, взяться за ум во время обучения. Именно поэтому так ранят его сердце отцовские насмешки. Он не испытывает ни малейшей гордости, когда его, молодого казака, назначают шалашным атаманом после того, как погиб Бородатый. Для него важно служить отчизне, ведь он любит то, что дорого сердцу его отца. Даже его последние слова обращены к батьке.

Андрей же ищет другой любви. Среди земляков все ему чужие. Любовь к женщине заставляет его совершить преступление. Казаки - народ простой, грубоватый, а младший сын Тараса Бульбы совсем не такой. Он очень одинок. Богатое воображение и живой ум, вероятно, не давали ему в простой казачьей жизни. Одиночество души объединяет обоих братьев. Один стремится завоевать любовь отца, второй пытается найти ее в лице прекрасной полячки.

Такова сравнительная характеристика Остапа и Андрея.

Трагедия в жизни Тараса Бульбы

Тарас Бульба - смелый и отважный атаман. Он живет своим отечеством, бесконечно предан родине.

Трагедия главного героя в том, что он потерял обоих сыновей. Остап погиб за отечество, Андрей пострадал за любовь к женщине и принял смерть от руки отца. Не может быть, чтобы в глубине души отец не скорбел по младшему сыну, но он заглушил в себе подавил его.

После смерти Остапа жизнь Тараса Бульбы фактически заканчивается. Он справляет «кровавые поминки» по старшему сыну. Тарас беспощаден к врагам. Он живет одной мыслью - отомстить.

Смерть Тараса Бульбы наступает нелепо. Он возвращается на поле боя за потерянной люлькой, которая считалась своеобразной душой казака. Существовала примета, что, потеряв ее, можно было заболеть или умереть. Но по иронии судьбы (как знать, быть может, атаман забыл ее не случайно) главного героя схватили именно во время поисков люльки. Сгорая заживо, Тарас Бульба призывал соотечественников вернуться и хорошо погулять. Трагическая смерть объединила отца и таких непохожих друг на друга сыновей.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ

(по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”)

1 вариант

Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” – эпическое повествование о славном героическом прошлом украинского казачества, его борьбе против польской шляхты. Это грустная история о Тарасе Бульбе, его сыновьях Остапе и Андрие, о многих других казаках, покинувших свои родные дома и создавших Запорожскую Сечь – мощный военный лагерь.

У Тараса Бульбы было два сына. Главное для отца – чтобы сыновья храбро воевали, всегда защищали свою честь, стояли за веру Христову, а если иначе – то пусть хоть пропадут! Старший сын воплощает продолжение героических традиций, народный, национальный путь непримиримой борьбы за свободу и независимость Украины, а младший выражает антинациональную тенденцию к сближению с феодальной Польшей. Ситуация, изображенная Гоголем, соответствовала исторической истине.

Судьба Остапа отражала тот факт, что феодально-королевская Речь Посполитая несла порабощение украинскому народу, подавляя его борьбу превосходящей воинской силой. Остап, как и отец, прямодушно и беззаветно любит родину, свято хранит верность казацкому братству, общественному долгу. Выглядит Остап грозно и мужественно, в нем чувствуется внутренняя сила. Ему – суровому, мужественному и несгибаемому воину, “казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела”.

Остап всегда был хладнокровен и никогда не терялся. Вовой двадцать два года он мог предвидеть и соразмерить опасность, чтобы потом лучше преодолеть ее. В Остапе заметны черты будущего вожака. Автор сравнивает Остапа с великаном, потому что великаны, богатыри всегда были защитниками родной земли. Величие души Остапа – в верности запорожским идеалам: погибнуть за родную отчизну.

Андрий по своему душевному складу индивидуалист и эгоист. Он отличался изнеженностью, страстностью, пылкостью чувств, преобладающих над рассудком.

Черты лица Андрия – юношески нежные, мягкие. “Андрий… не знал, что значит обдумывать… или измерять свои или чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве…” Это был вспыльчивый юноша, он делал то, чего никогда бы не сделал хладнокровный и разумный Остап, и творил в битве чудеса.

Увлечение красотой, изяществом речи, образованностью воеводской дочери, мишурным блеском польской аристократической культуры ведет его к разрыву с традициями своего народа, к измене отечеству.

Писатель не скрыл искренности и глубины любви Андрия к польской панне, но не оправдал, а обвинил его и показал, что, отдав предпочтение чувству любви перед гражданскими обязанностями, он не сумел подняться выше уровня обыкновенного человека. Ради личных чувств он способен отказаться от отца, товарищей и родины.

Гоголь сопоставляет братьев, показывая их четко, подчеркивая героическое служение общему благу в одном брате и индивидуализм в другом. В образе Остапа Гоголь воплотил отвагу, силу и мужество, любовь к родине и свободе, ненависть к врагу – лучшие качества, присущие самоотверженному защитнику родной земли. Образ же Андрия резко обособлен в повести. Он противопоставлен народному характеру, и его позорная смерть является необходимым нравственным возмездием за предательство, измену общенародному делу.

2 вариант

Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” раскрывает перед нами страницы давно минувших дней из истории украинского народа. Это было суровое и трудное время, которое выковало могучие характеры народных защитников – запорожских казаков. В их образах воплощается идеал воина – вольнолюбивого, с широкой и чистой душой, беззаветно преданного родине и товарищам по оружию.

Писатель в ярких красках описывает образы славных воинов, но особое внимание он уделяет сыновьям старого казака Бульбы.

С Остапом и Андрием мы знакомимся в самом начале повести, когда они приезжают домой после окончания учебы в Киевской бурсе. Там прошел период их возмужания, становления характеров.

Остап неоднократно убегал из семинарии, но его снова возвращали. И лишь угроза отца заточить его в монастырь и не пустить на Сечь удержала парня в бурсе. Его характер ожесточился от побоев, стал тверже и суровее. “Остап считался всегда одним из лучших товарищей”. Он был одним из первых во всех затеях, но “никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей”.

Младший же, Андрий, “имел чувства несколько живее и как-то более развитые”. Он учился охотнее брата, был изобретателен и часто верховодил своими приятелями в разных мероприятиях. Но если Остап “был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки”, то Андриечва душа “была доступна и другим чувствам “. После учебы для братьев началась казацкая жизнь. Они быстро приобрели любовь среди казаков своей молодой энергичностью и храбростью. И скоро подвернулся им случай показать себя в бою против ляхов. Остапу было на роду написано “вершить ратные дела”.

Не теряясь, с хладнокровием оценивая опасность, он тут же находил способ, как уклониться от нее, чтобы потом вернее поразить врага. Андрий ни в чем не уступал брату, и Бульба радовался, глядя на своих сыновей. Казалось, оба они достойны того, чтобы старый казак гордился ими. Но Андрий поддался своей слабости. Его всегда привлекали женщины, и, полюбив полячку, он отказался от родины, от отца, от своих товарищей. “Отчизна моя – ты! – говорит он панночке. – И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!”

Поступок Андрия малодушен и нет ему оправдания. Он не смог бороться со своими страстями и пошел на самый страшный грех – предательство. Отец сам убивает его, потому что такому человеку нет прощения. Остап же погибает как герой – его казнят поляки. Перед казнью он ведет себя достойно, и “ни крика, ни стону” не было слышно от него.

Раскрывая характеры братьев, Н. В. Гоголь показывает двух людей, которые принадлежат уже к разным эпохам. Остап воплотил в себе черты героического прошлого, он суров и предан. А малодушный Андрий близок уже к более утонченной эпохе. Любовь женщины для него важнее долга и чести.

(No Ratings Yet)

  1. Раскольников и Свидригайлов – герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова...
  2. “Отцы и дети” – одна из вечных книг русской литературы. Вокруг нее не утихают споры, и, очевидно, не только потому, что новое поколение читателей по-разному воспринимает сложную позицию автора, но...
  3. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина...
  4. “Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал...
  5. Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность...
  6. УКРАИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” 1 вариант Мне очень нравится повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, потому что в ней чудесным образом сочетаются реальность...
  7. Литературную известность Н. В. Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832 гг.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников “Миргород”...
  8. Осуждая черствость и бездушие коллег Башмачкина, которые над ним издевались, и “значительное лицо”, который на самом деле оказался аморальным ничтожным трусливым типом, автор использует средства реализма. Это и внутренняя логика...
  9. ПОШЛОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ” Все не то, чем кажется… Он лжет во всякое время, этот Невский проспект… Н. В. Гоголь Молодым человеком...
  10. Мой любимый литературный герой План I. Мой любимый литературный герой – Остап Бендер. II. Образ, взятый из жизни. 1. Жизнелюбие, беззлобность Остапа. 2. Широкая натура Бендера. 3. Тонкий психолог. 4....
  11. Типология тем сочинений I. Темы аналитического характера Внутри этой широкой группы уместно выделить еще ряд подгрупп. Прежде всего стоит говорить о темах-характеристиках. Существуют сочинения-характеристики одного персонажа (например, “Трагедия Печорина” или...
  12. Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева проявляется, прежде всего, в изображении природы. Преобладание...
  13. Еще одним важным для понимания проблематики произведения является Образ Максима Максимовича. Это не молодой, бывалый штабс-капитан: “На вид ему было лет 50, смуглое лицо выдавало его уже давнее знакомство с...
  14. Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина, “милый идеал” автора, образ настолько значимый в романе, что, безусловно, во многом правы те, кто считает: роман надо было назвать ее именем. Пушкинская Татьяна...
  15. Одним из центральных протагонистов романа Гофмана “Крошка Цахес” выступает Студент Бальтазар. В отличие от других персонажей, Образ Бальтазара более позитивный и мечтательный. Молодой человек противопоставляется обществу обывателей введено, обывателей, один...
  16. Новелла Франца Кафки “Перевоплощение” наполнена неожиданным сюжетом, интересными поворотами и большими идеями самого автора. Если присмотреться к главному герою, то он чем-то похож на самого Франца Кафку. Кстати, большинство писателей...
  17. Олицетворением всего русского, доброго и круглого называет в романе автор Платона Каратаева. Этот крестьянин, оторванный от своей привычной среды, – образец “естественного” человека, воплощение народной нравственности. Он живет в гармонии...
  18. В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах,...
  19. Хотя понятие жанра постоянно изменяется и усложняется, и все же под ним можно понимать исторически сложившийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. Уже по этим чертам во многом становится...
  20. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что “оригиналы” большинства персонажей...
  21. “Поздравляю публику с истинно веселою книгою”, – такими словами А. С. Пушкин встретил “Записки пасечника Рудого Панька”, изданные Н. В. Гоголем. Книга очаровала читателей украинским плутоватым юмором, необыкновенной поэтичностью и...
  22. ПОЭТИКА ГОГОЛЯ Контраст живого и мертвого в поэме был отмечен еще Герценом в дневниковых записях 1842 г. С одной стороны, писал Герцен, “Мертвые души”… все эти Ноздревы, Маниловы, и… <все...
  23. Русская литература 1-й половины XIX века Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать... ШКОЛЬНИКИ В МИФЛАНДИИ (по повести-сказке Дж. Даррелла “Говорящий сверток”) Вы никогда не были в Мифландии? Значит, вы просто еще не прочитали замечательную книгу Дж. Даррелла “Говорящий сверток”! Иначе вы бы...

Тема: «Две жизни, две судьбы».
(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока:

    Образовательные: учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия;

    Развивающие : учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;

    развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;

    Воспитательные : воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

    учиться толерантности.

Задачи урока:

1. Развить понятие о литературном герое

2. Показать особенности изображении человека в повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.

4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

5. Совершенствовать навыки анализа текста.

6. Развивать устную речь учащихся.

7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать

чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,

товарищества.

8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных

литературных приёмов показывает читателю, что нельзя

выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Оборудование:

1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран.

5. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».

6. Музыка для релаксации.

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2

Изучение нового материала.

Объявление темы и целей урока.

Прежде, чем мы запишем тему урока, я хочу, чтобы вы отгадали, чей это образ?

<…> <…>

-Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…>

Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Отвечают)

Тема нашего урока сегодня «Две жизни, две судьбы». Запишите число, тему. А какие задачи мы поставим на урок?

Сопоставить главных героев повести;

Найти, в чём сходство и отличие братьев;

Ответим на проблемный вопрос - почему Андрий изменил Отчизне? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.

Слайды 1, 2, 3

Читает 1 ученик

Читает 2 ученик

Запись числа, темы

3

Мы узнаем о герое повести по его поступкам, из рассказов автора.

А давайте вспомним с вами - Что такое патриотизм? Кого мы называем патриотом? Кого вы знаете из истории? Кто пожертвовал жизнью ради родины? Какой войне посвятил Н.В.Гоголь свою повесть?

Кто такой литературный герой? Что такое образ? Обратимся к словарю. У вас на столе лежит словарь литературоведческих терминов. Найдите определение, что такое литературный герой? Что такое образ?

Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков

При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними , зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы. План таблицы лежит у вас нас столах.

Запись в тетради.

Составление таблицы.

1 группа: характеристика Остапа.

2 группа: характеристика Андрия.

План таблицы:

1. Внешность.

2. Отношение к учёбе?

3. Характер?

4. Юношеские мечты?

5. Поведение во время боя?

6. Отношение к товариществу?

7. Близость к родителям?

8. Отношение к личному счастью?

9. Черты сходства?

10. Черты отличия?

Работа в группах

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1)внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были

не касалась бритва».

исподлобья, как недавно

выпущенные семинаристы,

покрыты первым пухом волос,

которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели

его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но

мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны кипел

жаждою подвига, но иногда

любил помечтать и

побродить в одиночестве по

улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев

голод, нищету, страдания людей

осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

Одна семья; окружение; воспитание

10)черты отличия

Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.

Релаксация.

Представьте «Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.

Проверка таблицы.

Обсуждение проблемного вопроса.

Почему Андрий идет в осажденный город?

Почему юноша предал отчизну?

Изменил ли себе герой?

(Слайд 7)

Какими качествами должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей?

Запишите в тетради ключевые слова, с которыми у вас ассоциируются образы Остапа и Андрия?

Учащиеся отвечают:

У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.

Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…

Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.

Вывод по теме урока: Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за Родину.

Рефлексия.

Каким было преобладающее настроение?

Какой герой вам более близок и почему?

Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)

Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.

Самооценка. Заполнить карточки.

Заполняют.

Домашнее задание. На выбор

    Письменно ответить на вопрос:

Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?

    Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.

    Стр. 210 вопрос № 3.(устно)

«Моя самооценка и оценка работы группы»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Сопоставительные признаки

Остап

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

Сопоставительные признаки

Андрий

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)

Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)

Другая натура у обоих, и другими очами

гля-дят они на то же дело.

Н. Гоголь. Тарас Бульба

В повести Н. В. Гоголя отражена национально-освобо-дительная борьба запорожских казаков против польской шляхты, угнетавшей украинскую культуру и пытавшейся насадить свои традиции, обычаи, веру. Запорожская Сечь служила также заслоном против набегов турецких за-хватчиков, приносящих порой не меньше несчастий, чем поляки.

Главные герои повести — старый запорожский казак Тарас Бульба и его сыновья Остап и Андрий, только что вернувшиеся из бурсы домой. Борьбе против иноземных захватчиков была посвящена вся жизнь Тараса Бульбы, и он надеялся, что сыновья станут ему в этом деле первыми помощниками.

Вначале сыновья, вернувшиеся домой, похожи на «не-давно выпущенных семинаристов». Гоголь пишет о них как о «двух дюжих молодцах» с крепкими здоровыми ли-цами. Братья смущены ироничным приемом отца, и Ос-тап, не стерпев насмешек, предлагает Тарасу Бульбе «поко-лотить» его. «Добрый будет козак!» — так оценивает пове-дение старшего сына при встрече старый запорожец. Млад-шего же — Андрия — «двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом» отец называет «мазунчиком» за молчали-вое смущение.

Однако Андрий не трус. При разговоре с запорожцами, с которыми гордый отец знакомит сыновей, Андрий запаль-чиво говорит: «Пускай только теперь кто-нибудь зацепит. Вот пусть только подвернется теперь какая-нибудь татар-ва, будет знать она, что за вещь козацкая сабля!» Остап же, наряду с готовностью не давать обидчикам спуску, прояв-ляет и такие качества как внимательность, наблюдатель-ность, острый ум, хладнокровие.

Еще во время обучения в бурсе сыновья Тараса Бульбы отличались несхожестью характеров. Старший, Остап, с детства был упрям и славился упорством при достиже-нии цели. Сперва он не хотел учиться. Несколько раз он сбегал из бурсы и прятал книги, пока отец не пригрозил ему, что Остап «не увидит Запорожья вовеки, если не вы-учится в академии всем наукам». С тех пор Остап начал заниматься с «необыкновенным старанием» и скоро стал одним из лучших учеников. Как и его славный отец, Ос-тап прежде всего ценил чувство товарищества, был честен и «прямодушен с равными». Выдержанный и целеустрем-ленный, Остап был «суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки».

Младший сын Тараса — Андрий — учился «охотнее и без напряжения». Чувства и эмоции, развитые у него го-раздо больше, чем у старшего брата, нередко заводили его в довольно опасные предприятия. Он был увертлив и изоб-ретателен, особенно когда речь шла об избежании наказа-ния, Андрий был нежен лицом, молод, хорош собой, и по-требность любви рано проснулась в его сердце. Именно в это время он увидел и полюбил молодую полячку, сыграв-шую в его дальнейшей жизни далеко не последнюю роль.

Старый запорожец Тарас Бульба считал, что лучшая школа для его сыновей — Запорожская Сечь, только там можно научиться чему-нибудь стоящему, набраться разу-ма. Не дав сыновьям отдохнуть с дороги и побыть с мате-рью, Тарас Бульба забирает Остапа и Андрия в казацкую вольницу.

В Запорожской Сечи молодые казаки показали себя с лучшей стороны. Они выделялись «прямою удалью и удач-ливостью во всем». Старые казаки одобрительно отзыва-лись о новоприбывших, однако целиком и полностью их натуры раскрылись только во время боя, ведь даже там оба были «одни из первых».

Казалось, что Остапу «был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Выдержка и хладнокровие, умение расчетливо взвесить опасность и быстро и точно найти правильное решение, настойчивость и уверенность в своих силах помогали увидеть в нем наклонности будущего вождя. Гоголь сравнивает Остапа со львом, а Тарас Бульба с гордостью говорит: «О! да это бу-дет со временем добрый полковник!»

В скором времени казаки решают во время боя на-значить Остапа куренным атаманом вместо убитого: «Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека». Оправдал их доверие Остап, решитель-ностью, силой и храбростью завоевал еще большую любовь и уважение к себе.

Словно лев, сражался Остап и в последнем бою, когда полегло много казацких старшин и атаманов. Храбро бился старший сын Тараса на глазах родного отца, богатырская сила была в нем. Однако численный перевес был на сторо-не поляков, и они сумели правдами и неправдами захва-тить Остапа в плен.

Героически, с невиданным мужеством, «как исполин», выносит Остап терзания и пытки, которым подвергли его поляки. «Ни крика, ни стону не было слышно» из уст Остапа во время переносимых мучений. Остап — настоя-щий запорожец, достойный казак, сын своего отца Тараса Бульбы — перед смертью не хотел ни жалости, ни рыда-ний и сокрушений о себе. Ему необходимо было разумное слово твердого мужа, и отец оказался рядом, поддержал его своим присутствием, невзирая на смертельную опас-ность. Как лев, умел сражаться Остап, а умер — как герой.

А что же Андрий? С похвалой отозвался Тарас Бульба и о младшем сыне во время первого боя: «добрый вояка». Андрию в бою не свойственны ни хладнокровие, ни терпе-ние — он весь во власти чувств. Запальчивость, необуз-данный порыв руководят его действиями и ведут за собой. Он храбр потому, что не дает себе ни времени, ни возмож- ности оценить опасность. Не случайно Гоголь говорит, что «он несется, как пьяный», ведь в битве Андрий видел для себя «бешеную негу и упоение». Сражение для него — лишь «очаровательная музыка пуль и мечей», он не по-мнит, ради чего ведется бой, чего хотят достичь казаки. Вся сущность нетерпеливого и пылкого характера Андрия проявилась в его манере поведения во время битвы.

Между сражениями Андрий скучает, чувствует «какую- то духоту на сердце». И как раз в это время в стан казаков пробирается пленная татарка, служанка польской панноч-ки, чтобы попросить у Андрия хлеба для своей госпожи. Не раздумывая, бросается Андрий на помощь своим вра-гам. И здесь он находится во власти своих эмоций. Он ворует казацкий хлеб и несет его к полякам в осажден-ный город. Андрий — не злой человек, не чуждо ему и сострадание. В чужом городе он отдает буханку хлеба го-лодному, но опять же, делает это под влиянием порыва. Встретившись с панночкой, он не задумываясь отрекается от отца, товарищей и отчизны. Ради панночки он готов на измену и предательство: «Все, что ни есть, продам, отдам, погублю...» Эти слова погубили Андрия как человека, как казака, как защитника отечества. Даже старый отец «про-клянет и день, и час, в который породил на позор себе такого сына». Без сомнений и терзаний совести Андрий обустраивает свое личное счастье на беде родных, друзей, родины. Материал с сайта

Судьба распорядилась свести на поле боя сына-измен-ника и доблестного запорожца Тараса Бульбу. Андрий вывел против казаков отряд конников. «Как?.. Своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» — не стерпел Тарас. Поведение сына шло вразрез с жизненными принципами и моральными установками старого казака. Нет больше для него сына и, заманив Андрия в ловушку, Тарас убивает его.

Когда Андрий перед своей смертью увидел отца, он «за-трясся всем телом и вдруг стал бледен...». Как школьник, стоял сын перед Тарасом, «утупивши в землю очи». При виде «страшного» отца он покорен, как ребенок, поскольку осознает свою вину, свое предательство. Однако до самой смерти не раскаялся изменник в своих действиях. Он уми-рает с именем полячки на устах.

С чувством горечи и печали стоит над убитым сыном Тарас Бульба. «Чем бы не козак был?» — думает он, глядя на родное мужественное и красивое лицо. Очень поэтично описывает Гоголь мертвого Андрия, но стоящий рядом за-порожец-отец не дает нам забыть, что перед нами — из-менник.

Как похожи были сыновья Тараса Бульбы — бесстраш-ные, мужественные, рвущиеся в бой. И как они отличались один от другого — Остап и Андрий. Один — бескомпро-миссный защитник отечества и верный товарищ, второй — предатель. Для одних — геройская гибель, для других — позорная смерть. Почти как в настоящей жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • словесный портрет остапа и андрия
  • как показали себя остап и андрий в запорожской сечи
  • встреча сыновей остапа и андрия
  • как сражались и погибали казаки остап и андрий?
  • характеристика остапа и андрия. как начать

Повесть «Тарас Бульба» была написана Н.В. Гоголем в 1835 году. Его интерес к истории Украины (Малороссии), а именно борьба запорожских казаков за независимость от поляков, и побудили Гоголя написать эту повесть. Его отношение к роли украинцев в политической и культурной жизни России было неоднозначным.

Но повесть «Тарас Бульба» - одно из любимых произведений Гоголя, где он показал, что главной силой в свершении исторических событий может выступить народ. Сам писатель написал о повести: «Тогда было поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем».

Знание национального характера казаков, их обычаи помогли Гоголю создать яркие и выразительные образы героев. Семья Тараса Бульбы и стала этим примером. Гоголь показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет.

Главный герой Тарас Бульба не был бедным и мог отправить своих детей учиться. Он считал, что дети должны быть образованными и сильными. В Сечи были суровые нравы. Запорожские казаки учили своих детей дисциплине, стрельбе и езде на лошадях. Но около матери они такими не будут.

Два сына Тараса Бульбы, которые были воспитаны в одинаковых условиях, совершенно разные типы. Трудно давалась учеба Остапу. Он неоднократно сбегал из бурсы. Его пороли и опять заставляли учиться. Испугавшись угроз отца, что его отдадут в монастырь, Остап решил учиться, но розги ему все-таки доставались.

По характеру Остап был добрым, прямодушным и в то же время суровым и твердым. Он никогда не «предводительствовал другими» и был хорошим товарищем. А в дерзких предприятиях и затеях всегда был первым, и, если что, брал всю вину на себя.

Остап, воспитанный на традициях Запорожской Сечи, всегда чтил их и всегда мечтал стать продолжателем этих традиций. Как и его отец, Остап считает, что защищать Родину - это его долг, поэтому для него нет выбора, кем он будет. Остап знает, что его дело - дело воина.

Андрий же был совершенной противоположностью брату. Учился охотно и без напряжения, но был более чувственный, романтичнее и мягче брата. В отличие от Остапа любил поверховодить друзьями, его тянуло на подвиги. С другой же стороны, Андрий испытывал какие-то другие чувства, и он уходил от друзей и бродил один.

Попав на Сечь вслед за отцом, они скоро начали выделяться «между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем». Отец радовался, что воспитал сыновей под стать себе.

«Ей-ей, будет добрый полковник, - восхищался сыном старый Тарас. - Да еще такой, что батька за пояс заткнет». Так говорил Тарас о старшем сыне.

Остап - это воплощение отваги, мужества, любви к Родине, близким и родным людям. Эти качества всегда присущи самоотверженным защитникам своей отчизны, и многие казаки обладали этими качествами. Каждый из них, рискуя собственной жизнью, старался прийти на выручку товарищу.

Не зря его отец Тарас Бульба, обращаясь к своим воинам, сказал: «Нет уз святее товарищества». Он призывал защищать не только свой народ, но и всех христиан. И Остап, воспитанный своим отцом в традициях своего народа, не склонившего голову перед захватчиками, не посрамил его честь и не уронил свою. Он сражался, как герой, рядом со своим отцом и, погибая, хотел, чтобы отец видел - Остап не стал предателем. Он вынес все нечеловеческие пытки, но не дрогнул.

Сравнивая Андрия со старшим братом, мы считаем его предателем. Его образ стоит обособленно, но от этого его судьба не менее трагична. Андрий сражался так же отчаянно, как и брат, но без какого-либо расчета. Он совершал поступки, руководствуясь только «запальчивым увлечением». Но судьба распорядилась иначе. Любовь к польской панночке сделала младшего сына Тараса Бульбы предателем. Такого не смог простить Тарас своему сыну. Ничто не может искупить измену, а оправдать тем более. Такого позора, как предательство сына, Тарас Бульба не смог вынести. Андрия казнил сам отец, сказав перед этим: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Показывая двух братьев в своей повести «Тарас Бульба», Гоголь не сравнивает конкретных людей. Его повесть - это гимн отчизне, героизму народа, вставшему на защиту своего отечества, гимн освободительному движению запорожских казаков.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные