Гвардейский монитор «Сун–Ят–Сен. Сунь ятсен

Сунь Ят-сен (в китайском литературном произношении - Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) , китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане (Гонконге). С юношеских лет проникся настроениями, направленными против правившей в Китае маньчжурской династии Цин. В 1894 создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой, предпринявшую 25 октября 1895 антицинское воору- жённое выступление, окончившееся неудачей. Вынужденный эмигрировать сначала в Японию, затем в США и страны Западной Европы, Сунь Ят-сен активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1905 в Токио под его руководством была создана всекитайская революционная организация Тунмэнхой. Её программой стали выработанные Сунь Ят-сеном "Три народных принципа": национализм [свержение маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации], народовластие (учреждение республики)и народное благосостояние (уравнение прав на землю в духе утопических социалистических идей американского буржуазного экономиста Г.Джорджа). В 1905-11 под руководством Тунмэнхоя в различных провинциях Китая вспыхивали локальные антиманьчжурские вооружённые выступления. Победоносное Учанское восстание 10 октября 1911 провозгласило Китайскую республику и положило начало Синьхайской революции. По возвращении в Китай из эмиграции в конце декабря 1911 Сунь Ят-сен был избран первым временным президентом Китайской республики и с 1 января 1912 приступил в Нанкине к исполнению обязанностей. Под его руководством была выработана демократическая в тех условиях, временная конституция Китайской республики. Сунь Ят-сен считал возможным избежать развития капитализма в Китае, в этом В.Ленин усматривал сходство его взглядов с воззрениями русских народников. После отречения (12 февраля 1912) маньчжурской династии от престола Сунь Ят-сен вынужден был под давлением внутренней реакции сложить президентские полномочия (1 апреля 1912); однако он продолжал бороться за утверждение демократического республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию Гоминьдан, созданную вместо Тунмэнхоя. В период военной диктатуры лидера северных милитаристов Юань Ши-кая Сунь Ят-сен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). В 1918 он направил В. И. Ленину и советскому правительству телеграмму, в которой писал о своём глубоком восхищении тяжёлой борьбой революционных масс России н выражал надежду на то, что в будущем революционная партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. По просьбе Сунь Ят-сена Советское правительство направило в Гуанчжоу, где находилось с 1923 руководимое им революционное правительство Южного Китая, группу военных специалистов - видных полководцев Гражданской войны в России во главе с П.А.Павловым, затем В.К.Блюхером . На пост политического советника Сунь Ят-сен осенью 1923 пригласил опытного русского профессионального революционера большевика М.М.Бородина , при помощи которого была реорганизована партия гоминьдан. Сунь Ят-сен установил тесную переписку с советскими дипломатами, чутко прислушиваясь к советам друзей из СССР. Он обогатил новым содержанием "Три народных принципа"; Под принципом национализма подразумевалось отныне сплочение всех сил страны на борьбу с империалистическим господством в Китае, уничтожение китайских милитаристских клик, объединение страны, достижение национальной независимости; под народовластием - демократизация государственной и общественной системы, введение конституционного республиканского правления; принцип народного благосостояния в новой трактовке Сунь Ят-сена означал реализацию крестьянских требований: "каждому пахарю - своё поле", улучшение жизни рабочих и ограничение монополистического капитала. В 1924 Сунь Ят-сен провозгласил три основные политические установки - нерушимый союз с Советским Союзом, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Эти установки становились органической составной частью "трех народных принципов". Последним документом, подписанным Сунь Ят-сеном было обращение к ЦИК СССР, в котором выражалась надежда на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдёт рука об руку с Советским Союзом к светлому будущему человечества.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Юркевич А.Г. Первый президент Китайской Республики (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С ).

Тихвинский С.Л. Не был чужд утопизму (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971 ).

Китайский революционер-демократ (Советская военная энциклопедия ).

Дипломат (Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948 ).

Далее читайте:

Сун Цин-лин (р. 1890. г. Шанхай), вдова Сунь Ят-сена.

Иосиф Сталин . ЦК РКП(б) - ЦИК Гоминдана (в связи с кончиной Сунь Ятсена).

Письмо Сталина Чугунову (критика Сунь Ятсена), 9 апреля 1927 г.

Исторические лица Китая (биографический справочник).

Советские военные советники в Китае . Краткие биографические данные советских военных советников в Китае (1924-1928 гг.)

Русские в Китае . Краткие биографические данные чинов Шанхайского русского полка.

Китай в XX веке (хронологическая таблица).

Сочинения:

Избранные произведения. (Пер. с кит.). М., 1964.

Сунь Чжуншань цюаньцзи (Поли. собр. соч. Сунь Ятсена), т. I–5. Пекин, 1981–85;

Избр. произв. М., 1985.

Литература:

Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986;

Сунь Ят-сен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. М., 1966. Библиогр.- с. 411-412;

Сунь Ятсен. 1866–1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987.

Л е н и н В. И. Демократия и народничество в Китае.- Поли. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 21;

Ленин В. И. Обновленный Китай.- Там же. Т. 22;

Л е н и н В. И. Борьба партий в Китае.- Там же. Т. 23,

Н и к и ф о p о в В. Н. Сунь Ят-сен, октябрь 1896. М., 1978,

Матвеева Г. С. Отец республики. М., 1975;

Е ф и м о в Г. В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ят-сен (1911-1913 гг.). М., 1974. Биб-лиогр.: с. 396-408;

Ернашев И. Сунь Ят-сен. М., 1964,

Сунь Ят-сен. Библиогр. указ. М., 1966.

Улица Сун Ян-сена находится во Фрунзенском районе и расположена от ул. Гагарина до ул. Первомайской.

23 марта 1925 г. на пленуме Владимирского городского Совета рассматривался вопрос о переименовании улиц. Вторую Никольскую решено было назвать улицей Сун Ят-сена, в память о китайском революционере-демократе, умершем 12 марта 1925 г. В. И. Ленин высоко оценил деятельность Сун Ят-сена. Он называл его «…революцио-нером-демократом, полным благородства и героизма». Но в то же время указывал на утопизм планов китайского товарища избежать развития капитализма в Китае, отмечая сходство этих планов с воззрениями русских народников.

Победа Октябрьской революции в России оказала на лидера освободительного движения в Китае огромное влияние. В 1918 г. он направил В. И. Ленину телеграмму, в которой выражал глубокое восхищение борьбой революционных масс России, высказывал надежду на то, что в будущем революционные партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Более 30 лет бывший сын крестьянина Сун Ят-сен отдал революционной борьбе.

Улица, названная именем китайского революционера, небольшая. До революции была и того меньше, так как располагалась от Девической улицы (ныне Красномилицейской) до Никитской (теперь Первомайской). Здесь значилось 14 домов.

Часть улицы Сун Ят-сена, от ул. Гагарина до ул. Красномилицейской, относилась к Торговой площади города. На правой ее стороне находилось 7 каменных зданий, построенных в XIX в. богатыми купцами. На левой стороне располагались каменные постройки: торговый корпус,

выстроенный купцом Муравкиным, ряды мясных лавок, один деревянный дом, где размещалась таможня. Замыкал левый ряд Торговой площади фонтан, предназначенный для разбора воды и открытый 11 сентября 1866 г. при вступлении в действие городского водопровода.

Бывшая 2-я Никольская улица и правая сторона Торговой площади остались почти без изменения. Те же добротные каменные и полукаменные особняки, те же четыре деревянных дома. Нет только городского рынка, он переместился на ул. Батурина. Где прежде был рынок, расположился Комсомольский сквер. В нем в любое время года можно видеть молодежь: это ученики среднего профессионально-технического училища № 15, которое находится рядом со сквером (Сун Ят-сена, 2). Училище возникло в 1945 г., называлось тогда художественно-ремесленным. Только что закончилась война. Сотни памятников истории и культуры были разрушены и сожжены. Для возрождения их нужны были реставраторы. В стране начали открываться учебные заведения, которые должны были готовить такие кадры.

По решению горисполкома для училища отвели здание бывшей автошколы. Учащиеся первого набора художественного училища вспоминают о том, как выглядело оно: прокопченные своды, свалки негодных автомобильных частей, пятна масла, запах бензина и пыли. Но юношам и девушкам энтузиазма было не занимать. После занятий чистили, белили, мыли, красили мастерские и классы.

Не хватало для занятий книг по истории архитектуры, рисунка, инструментов, ценных пород дерева для резьбы. На помощь приходили болеющие душой за училище люди. Так, знаменитый суздальский резчик по дереву Ф. В. Курен-ков подарил ребятам свой инструмент, главное его богатство и достояние.

С каким упорством и рвением учащиеся слушали увлекательные лекции профессора Н. П. Сычева по истории искусства Владимиро-Суздальской Руси или решали сложные скульптурные композиции под руководством скульптора М. М. Сахарова.

За сорок лет художественное ремесленное училище, а позже - среднее профессионально-техническое училище №15 выпустило немало первоклассных специалистов. Его воспитанники участвовали в реставрации кремлевских соборов и храма Василия Блаженного, здания Музея истории архитектуры им. академика Щусева в Москве, памятников Владимира и Суздаля; выполняли лепные украшения в железнодорожном и морском вокзалах г. Сочи.

На Комсомольский сквер смотрят окна дома № 8 по ул. Сун Ят-сена. Это двухэтажное здание сохранило свой мемориальный облик. Оно связано с именами наших выдающихся земляков. В этом доме 16 июля 1900 г. родился Михаил Клавдиевич Тихонравов (1900-1974). С первых дней революции 1917 г. вчерашний гимназист Тихонравов встал в ряды борцов за Советскую власть. В марте 1919 г. ему был вручен Переславль-Залесским уездным комитетом РКСМ комсомольский билет под № 1. До ухода добровольцем на фронт Тихонравов работал пропагандистом-агита-тором уездного Совдепа.

В Красной Армии он обратил на себя внимание командования своим глубоким интересом к авиации. Его направили учиться в только что организованный (1920 г.) Институт инженеров Красного Воздушного флота, вскоре преобразованный в Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. После окончания учебы (1925 Г.) Михаил Клавдиевич работает в конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова. В 1931 г. его переводят в ЦКБ руководителем группы моторного оборудования.

Узнав о создании ГИРД (группа изучения ракетного движения), он пришел туда со своими оригинальными идеями и проектами. Встретив понимание и поддержку

С. П. Королева, творческая дружба и тесное сотрудничество с которым продолжались всю жизнь, Тихонравов сформировал бригаду для разработки кислородно-керосинового ЖРД (жидкостного ракетного двигателя) для ракетоплана.

17 августа 1933 г. была запущена первая ракета, спроектированная Михаилом Клавдиевичем. Она ознаменовала собой рождение новой отрасли советской техники - современного ракетостроения. В предвоенные годы М. К. Тихонравов принимал участие в создании реактивного самолета, а затем в усовершенствовании «катюши».

После войны под руководством С. П. Королева начались работы по созданию мощных жидкостных баллистических ракет. Тихонравов возглавил исследования, связанные с использованием ракет для целей космонавтики. Немалая заслуга нашего земляка в том, что страна первой в мире запустила искусственный спутник Земли, проложила дорогу в космос.

До последних дней Михаил Клавдиевич не прекращал преподавательской деятельности - готовил кадры для ракетно-космической техники. Заслуги М. К. Тихонравова перед Родиной велики. Они оценены по достоинству. Он награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, многими медалями и почетными знаками. Удостоен высоких званий лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда.

Признанием научных заслуг ученого было присуждение ему степеней и званий члена-корреспондента Академии артиллерийских наук, доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, члена-корреспондента Международной академии астронавтики.

30 ноября 1904 г. в доме № 8 родился будущий знаменитый ученый, археолог, доктор исторических наук Н. Н. Воронин (1904-1975). Если М. К. Тихонравов (его двоюродный брат) посвятил себя изучению новых миров, то Николай Николаевич обратился к древнейшим временам. Познать культуру давно ушедших эпох в жизни народов нашей страны - также сложная задача.

Влечение к памятникам старины у Воронина возникло еще в юные годы. После окончания школы он работал во Владимирском историческом музее, где получил ясное представление о всех знаменитых памятниках древнего зодчества губернии. С 1920 по 1923 гг. он учился во Владимирском институте народного образования, а с 1926г. - в Ленинградском государственном университете.

Кандидатская диссертация Воронина «Очерки по истории русского зодчества XVI века» до сих пор считается ценнейшим пособием для историков древнерусского зодчества. А его труд «Архитектурные памятники Владимиро-Суздальской Руси XI-XIII веков» стал докторской диссертацией.

После возвращения с фронта Николай Николаевич проработал до конца своей жизни в Институте археологии АН СССР. В послевоенные годы исследовательская и творческая деятельность Воронина приобрела особенный размах. Им открыты, изучены, описаны десятки новых памятников древнего зодчества всего северо-востока нашей страны. Благодаря ему возрождены исчезнувшие с лица земли и забытые памятники древнего зодчества Твери, Старицы, Ростова, Ярославля, Коломны. Он как бы проникал в глубь веков и прозорливо угадывал облик древнейших памятников архитектуры. Церковь Покрова на Нерли заслуженно представлена ученым, нашим земляком, как шедевр мирового значения.

За участие в двухтомной «Истории культуры Древней Руси» Н. Н. Воронин был удостоен Государственной премии. За капитальный труд «Зодчество Северо-Восточной Руси

XII-XV вв.» ему присуждена Ленинская премия.

Хоть и маленькая улочка Сун Ят-сена, но есть на ней еще два интересных дома. Они связаны с именем известного советского поэта А. И. Безыменского (1898-1973) - одного из организаторов Владимирского Союза молодежи. В полукаменном двухэтажном доме № 16 жили родители Безыменского. Здесь он провел свои юношеские годы до отъезда в Москву в 1921 г. Родителям Александра Ильича принадлежал и большой деревянный флигель с семью окнами по фасаду (Сун Ят-сена, 16а), стоящий во дворе. Его сдавали внаймы.

После отъезда сына из Владимира родители продали двухэтажный дом, а сами переселились в деревянный одноэтажный флигель, где жили до конца своей жизни. Сюда временами к ним наезжал из Москвы их сын Александр, ставший известным советским поэтом. И позже, уже после смерти родителей, Александр Ильич приходил сюда. Эти дома навевали на него воспоминания о бурной юности. Сколько сил, энергии, задора было в парне, ставшем вожаком владимирской комсомолии! Успевал делать многое: и редактировать молодежную газету, и ездить с лекциями по уездам, и писать… Писать так, что распевали его стихи, как песни, владимирские синеблузники, к которым принадлежал и он сам. Горячее было время!

Основные труды: «Сунь вэнь сюэ шо» («Записки о китайской революции: программа строительства государства») (1918); «Саньмин чжуи» («Три народных принципа») (1924); «Цзянь го дадун» («Основы национального возрождения») (1924).

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ

Три народных принципа: национализм, народовластие, народное благосостояние.

Для установления народовластия необходимо равенство.

Равенство не означает, что все люди рождаются одинаковыми - главное, чтобы всем был предоставлен равный шанс на развитие своих способностей.

В идеальном демократическом государстве пять ветвей власти: исполнительная, законодательная, судебная, селективная и контрольная.

В Китае должна быть проведена экономическая реформа: перераспределение земельной собственности под лозунгом «Земля - крестьянам».

Нужно прийти к новой концепции действия, опровергающей старое народное выражение: «Познать просто, осуществить на практике трудно». Только новое отношение к практике способно революционизировать Китай.

СУН ЯТ-CЕ́H

Сунь Чжун-шань, Сунь В э н ь (12 ноября 1866 – 12 марта 1925) – кит. революционер-демократ и мыслитель, первый президент Кит. республики (в 1911). Род. в бедной семье близ г. Гуанчжоу. Учился в миссионерской школе на Гавайских о-вах; закончил мед. ин-т в Сянгане (1892).

С. Я.-с. – организатор "Кит. объединенного революц. союза" ("Чжунго гэмин тунмэн хой") (1905); ему принадлежит создание программы партии, в к-рой была сформулирована задача установления в Китае демократич. республики и проведения социальных преобразований с целью улучшения положения народа.

После Учанского восстания 1911, провозгласившего свержение монархии и установление республики, С. Я.-с., вернувшийся из эмиграции, был избран президентом, но вскоре был вынужден уступить этот пост Юань Ши-каю, перешедшему уже через неск. месяцев к политике подавления революции. С. Я.-с. – создатель и руководитель "Национальной партии" (Гоминьдан). С 1917 возглавил пр-во в Гуанчжоу. В поел, годы жизни С. Я.-с. пришел к убеждению, что успеха кит. революции невозможно добиться без пробуждения масс и объединения с народами, относящимися к Китаю как к союзнику в борьбе с колониальными устремлениями. С. Я.-с. отнесся с сочувствием к Οкт. революции, после создания китайской компартии стал ближе к массовому движению и в 1923 реорганизовал Гоминьдан, приняв в него коммунистов.

Политич. и экономия, взгляды С. Я.-с. формировались гл. об. под воздействием зап.-европ. и амер. мысли и опыта революций в капиталистич. странах. Осн. положения его учения сводятся к "трем принципам": национализму, народовластию и нар. благосостоянию. Содержание этих принципов прошло различные стадии развития, видоизменяясь в соответствии с историч. условиями, расстановкой классовых сил, обогащением опыта самого С. Я.-с. Принцип национализма, сначала направленный против маньчжурской династии, впоследствии трансформировался в теорию сплочения кит. народа для борьбы с империализмом. Принцип народовластия, первоначально обозначавший борьбу за демократич. республику, далее был разработан как план политич. устройства, предусматривавший всеобщее избират. право и разделение властей; при этом к исполнительной, законодательной и судебной власти С. Я.-с. добавил экзаменац. и контрольную власть, к-рые, по его мнению, должны были быть восприняты как положит. моменты из традиц. кит. политич. строя. Принцип нар. благосостояния мыслился сначала как "уравнение" прав на землю; впоследствии С. Я.-с. включил в этот принцип задачу разработки естеств. богатств Китая, развития путей сообщения и основания крупных гос. предприятий; по мысли С. Я.-с., должно быть предотвращено накопление богатства в частных руках, обострение имуществ. неравенства и возникновение антагонистич. классов. Истинные причины социального прогресса С. Я.-с. видел в стремлении человечества к улучшению своего существования, классовую же борьбу рассматривал как болезнь, развивающуюся в ходе прогресса. В. И. Ленин, анализируя взгляды С. Я.-с., указал на их непоследовательность и народнич. окраску, но вместе с тем высоко оценил их демократич. характер (см. Соч., т. 18, с. 144).

С. Я.-с. придавал большое значение одной из центр. проблем кит. философии – проблеме взаимоотношений действия и познания. Исходя из противопоставления действия знанию, С. Я.-с. делил людей на три категории: 1) тех, кто видит все заранее (открывателей), 2) тех, кто видит впоследствии (инициаторов и организаторов), 3) тех, кто не видит и не понимает, но действует (исполнителей). Считая, что большинство кит. народа, пассивное и не подготовленное к участию в управлении, относится к последней категории, он выдвинул программу трех этапов революции, согласно к-рой вслед за этапом воен. управления должен следовать этап политич. опеки и лишь затем этап конституц. управления. Теория политич. опеки впоследствии стала основой политич. доктрины гоминьдана и была использована Чан Кай-ши для установления своей диктатуры. В целом идеология С. Я.-с. является революц., направленной на борьбу против остатков средневековья и империализма. Эту борьбу, по С. Я.-с., кит. народ должен вести в союзе с СССР. В предсмертном обращении к ЦИК СССР С. Я.-с. писал: "...Я хочу выразить мою пламенную надежду,... что скоро... Советский Союз как лучший друг и союзник будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных наций мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы" (Избр. произв., М., 1964, с. 556–57).

Соч.: Гофу цюаньшу (Полн. собр. соч.), т. 1–6, Тайбэй, 1963: San min chu i. The three principles of the people, Shanghai, 1927; в рус. пер. – Избр. произв., M., 1964; Капиталистич. развитие Китая, М.–Л., 1925.

Лит.: Ленин В. И., Демократия и народничество в Китае; Соч., 4 изд., т. 18; Сенин Н. Г., Обществ.-политич. и филос. взгляды Сунь Ят-сена, М., 1956; Сунь Ят-сен. 1866–1966. К столетию со дня рождения. Сб. ст., воспоминаний и мат-лов, М., 1966; Сунь Ят-сен. Библиографич. указатель, М., 1966; Wou-Saofong, Sun Jat-sen. Sa vie et sa doctrine, P., 1929; Chu Сhi-hsien, A study of the development of Sun Jat-sen"s philosophical ideas, Ann Arbor, 1950; Chesneaux J., Sun Jat-sen, , 1959.

В. Рубин. Москва.

Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
Если это не так — свяжитесь с администрацией сайта.
Материал будет немедленно удален.
Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.

Сунь Ятсен (кит.

трад. , упр. , пиньинь: Sn Yxin, палл.: Сунь Исянь; Сунь Вэнь (литературный псевдоним); Сунь Чжуншань (кит. упр. , пиньинь: Sn Zhngshn) (имя в эмиграции); 12 ноября 1866 - 12 марта 1925) - китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей. В 1940 году Сунь Ятсен посмертно получил титул «отца нации».

Биография

Сунь Ятсен родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн уезда Сяншань (ныне Чжуншань, провинция Гуандун). При рождении получил имя Вэнь. В дальнейшем был известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань «Срединная Гора» - данное имя является аналогом его японского псевдонима «Накаяма». Его родным языком был чжуншаньский вариант кантонского диалекта китайского.

Родился в бедной крестьянской семье, занимавшейся фермерством, с ранних лет должен был помогать родителям и пасти скот. Он был третьим сыном в семье. Грамоте обучился у дяди. В десять лет начинает учиться в местной школе, тогда же знакомится с Лу Хаодун (англ. Lu Hao-tung) (будущий китайский революционер, создатель эмблемы «Синее небо с белым солнцем»). Чрезвычайная бедность вынуждала китайцев покидать родные края, искать работу в других городах и странах. Старший брат Сунь Ятсена, Сунь Мэй, уехал на Гавайские острова, одно из популярных мест эмиграции. На Гавайях брат поселился на острове Мауи, где занялся земледелием и торговлей, в чём и преуспел. В двенадцать лет Сунь Ятсена отправляют к брату, и тот посылает мальчика в миссионерскую школу (англ. Iolani School) в Гонолулу.

Преподавание в школе велось на английском языке. Сунь его совсем не знал, однако за короткий срок добился таких успехов в его изучении, что даже получил награду за выдающиеся успехи из рук гавайского короля Калакауа Первого. В школе Сунь Ятсен изучает помимо языка математику, историю Великобритании, христианство и прочие предметы. В 1881 году он заканчивает школу с отличием. Он намеревался продолжить обучение и поступает в колледж Оаху (англ. Punahou School). Но брат всё больше опасается, что Сунь обратится в христианство, и в 1883 году отсылает младшего брата обратно на родину. Таким образом, в 17 лет Сунь Ятсен, уже не ребёнок, а взрослый юноша, возвращается в Китай.

Его поражает бедность родной деревни. Вновь повстречавшись с другом детства Лю Хаодуном, Сунь вместе с ним сбегает в Гонконг. Осенью 1883 года он поступает в миссионерскую школу (англ. Diocesan Boys’ School), а в начале 1884 года в «Куинс колледж» (англ. Queen’s College, Hong Kong) (Центральную государственную школу), где учится до 1886 года. В возрасте двадцати одного года Сунь Ятсен поступает на обучение в гуанчжоускую медицинскую школу, откуда перешёл в медицинский институт в Гонконге. В нём он заканчивает обучение, получив диплом лучшего студента в 1892 году.

Во время учёбы в институте Сунь Ятсен знакомится с Ян Хаолинем (англ. Yeung Hok-ling), Чэнем Шаобо (англ. Chan Siu-bak) и Ю Шаованем (Ю Ле) (англ. Yau Lit), и друзья организуют группу «Четыре бандита» (англ. Four Bandits). Собираясь на квартире при магазинчике родителей Ян Хаолиня, они обсуждают политическое положение Китая, размышляют, как можно свергнуть ненавистную многим китайцами правящую династию Цин, основанную маньчжурами. Сунь Ятсен одержим личностью Хун Сюцюаня, лидера тайпинского восстания 1850-1864 годов, узнаёт о тайном обществе «Небо и Земля» (англ. Tiandihui), целью которого было свержение маньчжурской династии и реставрация династии Мин. «Небо и земля» объединяло людей из самых разных слоёв общества и по своей сути представляла традиционную для Китая форму тайных обществ, распространённых среди народа, - хуэйданов. «Власти опираются на закон, а народ - на хуэйданы» гласит китайская пословица. Также горячей темой для обсуждений становится Франко-китайская война 1884-1885 года. Маньчжурское правительство, пойдя на поводу у Великобритании, отдало весь Вьетнам Франции и вывело с его территории свои войска, что вызвало возмущение среди китайского населения.

Сунь Ятсен

Сунь Ят-сен (в китайском литературном произношении — Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) , китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане (Гонконге). С юношеских лет проникся настроениями, направленными против правившей в Китае маньчжурской династии Цин. В 1894 создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой, предпринявшую 25 октября 1895 антицинское воору- жённое выступление, окончившееся неудачей. Вынужденный эмигрировать сначала в Японию, затем в США и страны Западной Европы, Сунь Ят-сен активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1905 в Токио под его руководством была создана всекитайская революционная организация Тунмэнхой. Её программой стали выработанные Сунь Ят-сеном "Три народных принципа": национализм [свержение маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации], народовластие (учреждение республики)и народное благосостояние (уравнение прав на землю в духе утопических социалистических идей американского буржуазного экономиста Г.Джорджа). В 1905-11 под руководством Тунмэнхоя в различных провинциях Китая вспыхивали локальные антиманьчжурские вооружённые выступления. Победоносное Учанское восстание 10 октября 1911 провозгласило Китайскую республику и положило начало Синьхайской революции. По возвращении в Китай из эмиграции в конце декабря 1911 Сунь Ят-сен был избран первым временным президентом Китайской республики и с 1 января 1912 приступил в Нанкине к исполнению обязанностей. Под его руководством была выработана демократическая в тех условиях, временная конституция Китайской республики. Сунь Ят-сен считал возможным избежать развития капитализма в Китае, в этом В.Ленин усматривал сходство его взглядов с воззрениями русских народников. После отречения (12 февраля 1912) маньчжурской династии от престола Сунь Ят-сен вынужден был под давлением внутренней реакции сложить президентские полномочия (1 апреля 1912); однако он продолжал бороться за утверждение демократического республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию Гоминьдан, созданную вместо Тунмэнхоя. В период военной диктатуры лидера северных милитаристов Юань Ши-кая Сунь Ят-сен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). В 1918 он направил В. И. Ленину и советскому правительству телеграмму, в которой писал о своём глубоком восхищении тяжёлой борьбой революционных масс России н выражал надежду на то, что в будущем революционная партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. По просьбе Сунь Ят-сена Советское правительство направило в Гуанчжоу, где находилось с 1923 руководимое им революционное правительство Южного Китая, группу военных специалистов — видных полководцев Гражданской войны в России во главе с П.А.Павловым, затем В.К.Блюхером . На пост политического советника Сунь Ят-сен осенью 1923 пригласил опытного русского профессионального революционера большевика М.М.Бородина , при помощи которого была реорганизована партия гоминьдан. Сунь Ят-сен установил тесную переписку с советскими дипломатами, чутко прислушиваясь к советам друзей из СССР. Он обогатил новым содержанием "Три народных принципа"; Под принципом национализма подразумевалось отныне сплочение всех сил страны на борьбу с империалистическим господством в Китае, уничтожение китайских милитаристских клик, объединение страны, достижение национальной независимости; под народовластием — демократизация государственной и общественной системы, введение конституционного республиканского правления; принцип народного благосостояния в новой трактовке Сунь Ят-сена означал реализацию крестьянских требований: "каждому пахарю — своё поле", улучшение жизни рабочих и ограничение монополистического капитала. В 1924 Сунь Ят-сен провозгласил три основные политические установки — нерушимый союз с Советским Союзом, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Эти установки становились органической составной частью "трех народных принципов". Последним документом, подписанным Сунь Ят-сеном было обращение к ЦИК СССР, в котором выражалась надежда на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдёт рука об руку с Советским Союзом к светлому будущему человечества.

Другеи биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Юркевич А.Г. Первый президент Китайской Республики (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С).

Китайский революционер-демократ (Советская военная энциклопедия ).

Дипломат (Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948).

Далее читайте:

Иосиф Сталин. ЦК РКП(б) — ЦИК Гоминдана (в связи с кончиной Сунь Ятсена).

Исторические лица Китая (биографический справочник).

Советские военные советники в Китае. Краткие биографические данные советских военных советников в Китае (1924-1928 гг.)

Русские в Китае. Краткие биографические данные чинов Шанхайского русского полка.

Китай в XX веке (хронологическая таблица).

Сочинения:

Избранные произведения. (Пер. с кит.). М., 1964.

Сунь Чжуншань цюаньцзи (Поли. собр. соч. Сунь Ятсена), т. I–5. Пекин, 1981–85;

Избр. произв. М., 1985.

Литература:

Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986;

Сунь Ят-сен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. М., 1966. Библиогр.- с. 411-412;

Сунь Ятсен. 1866–1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987.

Л е н и н В. И.

Что такое Сун Ят-сен

Демократия и народничество в Китае.- Поли. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 21;

Ленин В. И. Обновленный Китай.- Там же. Т. 22;

Л е н и н В. И. Борьба партий в Китае.- Там же. Т. 23,

Н и к и ф о p о в В. Н. Сунь Ят-сен, октябрь 1896. М., 1978,

Матвеева Г. С. Отец республики. М., 1975;

Е ф и м о в Г. В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ят-сен (1911-1913 гг.). М., 1974. Биб-лиогр.: с. 396-408;

Ернашев И. Сунь Ят-сен. М., 1964,

Сунь Ят-сен. Библиогр. указ. М., 1966.

Сунь Ятсен

Биография Сунь Ятсена

Сунь Ятсен (Сунь Чжун-Шань, Сунь Вэнь) родился 12 декабря 1866 года в деревне Иуйхэн провинции Гуандун в семье крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами народной жизни, произволом китайских помещиков и маньчжуро-китайских властей.

Жена Сунь Ятсена Сун Цинлин писала в 1927 году: «Сунь Ятсен вышел из народа. Он много рассказывал мне о своих молодых годах. Он происходил из крестьян. Его отец был крестьянином, и все соседи в округе были крестьянами. Его семья, пока он и брат не подросли, перебивалась, едва сводя концы с концами».

До 1879 года Сунь Ятсен помогал родителям и учился грамоте у своего дяди, затем в связи с тяжелым материальным положением семьи был послан к брату Сунь Мэю, эмигрировавшему на Гавайские острова.

При поддержке старшего брата Сунь Ятсену удалось получить диплом врача. Брат нажил состояние, занимаясь земледелием, животноводством и мелкой торговлей. Сунь Мэй определил брата в английскую миссионерскую школу в Гонолулу, обучение в которой велось на английском языке. В 1881 году Снь Ятсен заканчивает ее с отличием и в 1883 году возвращается в Китай.

В том же году он поступает в английский миссионерский колледж, а в 1884 – в «Куинс колледж», где учится до 1886 года. Затем Сунь Ятсен поступает медицинскую школу, содержавшуюся английской миссией, а в 1887 году — во вновь открывшийся медицинский университет в Сягане. Его он окончил с отличием и дипломом лучшего студента.

В маньчжурской цинской династии Сунь Ятсену видел олицетворение всех бед и основную причину неравноправия и отсталости Китая.

В 1894 году молодой патриот создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой (Союз возрождения Китая), предпринявшую 25 октября 1895 года в Гуанчжоу (Кантон) вооруженное выступление против цинских властей. Но выступление окончилось неудачей, и Сунь Ятсен был вынужден эмигрировать в Японию, а затем в США и страны Европы. Там он активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае.

В Лондоне агенты циньского правительства устроили Сунь Ятсену ловушку. В 1896 году он был обманом завлечен в здание маньчжурской дипломатической миссии в Лондоне, откуда его намеревались тайно переправить в Китай; лишь случайно Сунь Ятсену удалось освободиться из заключения.

Британские доброжелатели Суня и местная пресса приняли активное участие в его вызволении. Цинским дипломатам было заявлено: если Сунь Ятсен не будет освобожден, у стен миссии соберется десять тысяч человек, и тогда представителям богдыхана останется пенять только на себя. Это было одним из первых действенных проявлений солидарности зарубежной общественности с борьбой китайских революционеров. Сунь Ятсена выпустили из заключения.

Обретя свободу, он написал книгу «Похищен в Лондоне», сделавшую его известным в Европе, в том числе и в России. Среди людей, с которыми, находясь в эмиграции, Сунь Ятсен поддерживал связи, были русские революционеры-народники, эсеры, социал-демократы. Позднее через них он познакомился с опытом русской революции 1905 – 1907 годов.

Летом 1905 года он создал в Японии новую, более массовую, чем Синчжунхой, революционную организацию Тунмэнхой (Союзная лига).

Программой Союзной лиги стали выработанные Сунь Ятсеном «три народных принципа»:

На протяжении 1895 – 1911 годов руководимые Сунь Ятсеном революционные организации провели десять вооруженных восстаний против циньской монархии, пока, наконец, 10 октября 1911 года не началась Синьхайская революция, вспыхнувшая в городе Учане и провозгласившая Китайскую республику.

В ходе успешно проведенного восстания против манчжурской власти в Учане 10 октября 1911 года была провозглашена Республика и создано революционное правительство провинции Хубэй, обратившееся с призывом к народу всей страны свергнуть власть маньчжурской монархии. Восстание быстро распространилось на южные и восточные провинции Китая, и к декабрю власть циньской династии сохранилась лишь на территории трех провинций: Чжали, Хэнань и Ганьсу.

По возвращении в Китай из эмиграции в декабре 1911 года Сунь Ятсен был избран первым временным президентом Республики, в исполнение обязанностей которого официально вступил 1 января 1912 года. В этот день в Наньцзине (Нанкине) состоялась торжественная церемония вступления Сунь Ятсена на пост временного президента Китайской Республики. 12 февраля вдовствующая императрица Лунь Юй от имени последнего маньчжурского императора малолетнего Пу И и всей цинской династии отреклась от престола. Но власть была передана «либеральному» генералу Юань Ши-каю, ставшему 15 февраля 1912 года временным президентом Китайской Республики.

За свое короткое правление Сунь Ятсен успел провести ряд демократических законов и распоряжений, направленных на защиту свободы и имущества граждан.

Сунь Ятсен

Была принята буржуазно-демократическая конституция, аннулированы все старые акты о купле-продаже людей, отмене телесных наказаний, провозглашена свобода печати, собраний, запрещен ввоз предметов искусства за границу, пресечена спекуляция рисом и т. д. Он отказался утверждать кандидатуру старшего брата на видный чиновничий пост, проявив таким образом свою принципиальность.

Однако завоевания революции 1911 года сохранить не удалось. К числу объективных факторов, повлиявших на поражение революционеров-республиканцев, следует отнести слабость буржуазии и пролетариата. Все еще сильны были феодалы, компрадоры и милитаристы. В результате президентом стал их ставленник Юань Шикань, а Сунь Ятсен вынужден был уйти в отставку.

В отставке он занялся пропагандой своих планов экономического развития Китая. Но среди его сторонников сильны были соглашательские элементы. Они надеялись парламентским путем устранить Юань Шикая.

В период военной диктатуры Юань Шикая Сунь Ятсен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). 21 июня 1916 года Суань Ятсен вернулся из эмиграции. 18 сентября 1917 года в Гуанчжоу состоялось официальное открытие парламента. Решено было начать военную кампанию против милитаристского Севера.

Сунь Ятсен стал генералиссимусом Южного Китая. Но у него не было реальной власти. Войска «Южной Федерации» принадлежали различным провинциальным милитаристским кликам. И когда в начале мая 1918 года главарь гуансийской группировки генерал Лу Юнтин потребовал смещения верховного главнокомандующего, Сунь Ятсену пришлось подать в отставку и выехать в Шанхай. Он решает на время отойти от активной революционной деятельности и завершает уже частично написанный труд «Программа строительства страны», состоящий из трех самостоятельных книг: «Духовное строительство» («Учение Сунь Вэня»), «Материальное строительство» («Промышленный план») и «Социальное строительство» («Первые шаги народовластия»). Он надеялся использовать иностранный капитал для создания социализма в Китае.

Сунь Ятсен с энтузиазмом встретил Великую Октябрьскую революцию. По его просьбе Советское правительство направило в Гуанчжоу – столицу революционного правительства Южного Китая группу военных специалистов.

На пост своего политического советника Сунь Ятсен пригласил осенью 1923 года старого русского революционера М. М. Бородина, при помощи которого была реорганизована Национальная партия, ставшая коалицией всех антифеодальных и антиимпериалистических сил. Сунь Ятсен установил тесную переписку с советскими дипломатами.

В Советской России Сунь Ятсен видел верного и надежного союзника борцов за свободу и независимость Китая. «Цели китайской революции, — подчеркивал он, — совпадают с целями русской революции, как и цели русской революции совпадают с целями революции китайской. Китайская и русская революции идут по одному пути. Поэтому Китай и Россия не только находятся в близких отношениях, но по своим революционным связям воистину составляют одну семью».

В 1924 году, на I съезде гоминьдана Сунь Ятсен

провозгласил свои три основные политические установки – нерушимый союз с Советской России, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы.

Смерть Сунь Ятсена 12 марта 1925 года помешала ему довести до конца дело национального освобождения Китая. Он скончался от рака желудка и печени в Пекине, куда, несмотря на тяжелый недуг, приехал, чтобы достичь национального единства, прекращения междоусобных войн и сплочения всех сил Китая для борьбы с милитаризмом и империализмом.

За день до смерти Сунь Ятсен составил Завещание китайскому народу и продиктовал Послание Советскому Союзу, чьи тексты выбиты на беломраморной стене в мемориальном павильоне Сунь Ятсена на территории старинного храма Биюньсы в северо-западном предместье Пекина. В пагоде за павильоном замурованы одежда и головной убор Сунь Ятсена. Надолго суньятсеновский френч – чжуншань-чжуан стал излюбленной одеждой многих китайцев. Прах Сунь Ятсена покоится в величественном мавзолее в Нанкине – городе, где он был избран первым президентом Китайской Республике.

Политические взгляды революционера

Советская историография ставила в вину Сунь Ятсену, что он не понимал классового характера общественных противоречий, важности антиимпериалистических и антифеодальных задач назревавшей революции и сводил все существующие противоречия к чисто национальным конфликтам между китайцами и маньчжурами. Опасаясь открытого вмешательства западных держав в ход будущей революции, он не выдвигал в своей программе каких-либо антиимпериалистических лозунгов. Более того, он неоднократно заверял империалистические страны в том, что революционеры будут стремиться соблюсти все ранее заключенные договоры и соглашения, если западные державы будут соблюдать нейтралитет.

Во время, когда Сунь Ятсен находился в Японии, там пышным цветом расцвели разного рода шовинистические теории о превосходстве «народов желтой расы» над «народами белой расы», входившие составным элементом в кампанию подготовки к войне. Апеллируя к общественному мнению. Сунь Ятсен напоминал, что сейчас Китай ожидает от Японии и активной помощи в борьбе с маньчжурской династией, поддерживаемой иностранными державами, представительницами «народов белой расы», которые в середине XIX века появились на Дальнем Востоке как поработители «желтой расы».

К периоду пребывания Сунь Ятсена в Японии относятся зарождение у него идей солидарности стран Азии и начало его личного участия в национально-освободительной борьбе азиатских народов против гнета колонизаторов. Так, он помогал филиппинским революционерам. В свою очередь филиппинские революционеры симпатизировали Сунь Ятсену в его борьбе за свержение цинской династии и даже оказывали материальную поддержку Союзу возрождения Китая. Однако эта поддержка была поддержкой таких же революционеров, а от империалистических держав дожидаться помощи было нечего.

Вера Сунь Ятсена в возможность получения революционерами эффективной помощи со стороны империалистических держав была сильно поколеблена вероломным отказом Англии и Японии от поддержки восстания на Юге, акциями иностранных интервентов в Северном Китае и их сговором с манчжурским двором.

Отношение Сунь Ятсена к иностранным державам начинает меняться. Если раньше он надеялся на возможность поддержки какой-либо из них, то теперь приходит к пониманию того. что все державы, сотрудничающие с цинским режимом, заинтересованы в сохранении манчжурской династии и не могут быть союзниками революционеров.

Как уже говорилось, летом 1905 года Сунь Ятсен создал в Японии новую революционную организацию Тунмэнхой (Союзная лига). Ее программой стали выработанные Сунь Ятсеном «три народных принципа»:

1) национализм (свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации;

2) народовластие (учреждение республики);

3) народное благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа).

Политические взгляды Сунь Ятсена отразились и в его труде «Программа строительства государства». Как говорилось выше, она состояла из трех самостоятельных частей – книг «Духовное строительство (Учение Сунь Вэня)», «Материальное строительство (Промышленный план)» и «Социальное строительство (Первые шаги народовластия)».

Среди положений внешнеполитического характера, высказанных Сунь Ятсеном на страницах книги «Учение Сунь Вэня», необходимо отметить его призыв к соотечественникам следовать примеру Японии, добившейся таможенной независимости от иностранцев и отменившей всю систему неравноправных договоров, почти в одно время с Китаем навязанных ей иностранными державами. Сунь Ятсен неоднократно подчеркивал, что Япония – единственное государство в Азии, добившееся независимости от капиталистических держав и вставшее на путь промышленного развития. «Китай еще нельзя считать полностью независимым государством; его можно назвать лишь полунезависимой страной: на нашей территории еще есть концессии других держав, существует право экстерриториальности иностранцев, наши таможни все еще находятся в руках иностранцев», — писал он.

Бичуя на страницах своей книги произвол и беззаконие китайских милитаристов, Сунь Ятсен противопоставлял мрачной картине китайской действительности идеализированное описание деятельности буржуазных государств в Европе и Америке, политика которых якобы направлена на защиту интересов своих народов, поощрение ученых, стимулирование земледелия, промышленности и торговли.

В поисках выхода из тяжелого положения. В котором оказался Китай. Раздираемый междоусобицей милитаристов, Сунь Ятсен предложил воспользоваться «случаем, ниспосланным небом», то есть использовать военную промышленность, созданную разными странами Европы и Америки в ходе I мировой войны и ставшую ненужной в связи с окончанием войны, для разработки неистощимых природных богатств Китая.

Сунь Ятсен надеялся на щедрые капиталовложения различных стран в экономику Китая, привлечение в широких масштабах иностранных ученых. Но Сунь Ятсен в предисловии к «Материальному строительству» совершенно четко и ясно объяснял, что, планируя привлечение иностранного капитала к промышленному развитию Китая, он имеет в виду одно непременное условие – контроль за реализацией этих планов должен осуществляться китайским правительством.

«Моя идея, — писал в заключение книги Сунь Ятсен, — состоит в желании использовать иностранный капитал для создания социализма в Китае и, гармонично сочетая эти две экономические силы. Движущие человечество вперед, заставить их действовать вместе и тем самым ускорить развитие будущей мировой цивилизации».

Последняя, третья из книг, входивших в «Программу строительства государства» Сунь Ятсена, — «Социальное строительство (Первые шаги народовластия» — преследовала, по замыслу автора, цель популяризации в Китае идей буржуазной демократии. В условиях феодального произвола и беззакония, чинимых китайскими милитаристами и империалистами в Китае. Защита Сунь Ятсеном идей буржуазной демократии объективно имела положительное значение: он призывал различные слои народа к сплочению, к борьбе за демократические права.

Умирая, революционер думал о будущем страны. В своем Завещании Сунь Ятсен призывал своих соратников «вести борьбу в союзе с народами мира, строящими отношения с нами на основе равенства».



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные