Сунь ят-сен и синьхайская революция

Сунь Ятсен в 17 лет.

Преподавание в школе велось на английском языке . Сунь его совсем не знал, однако за короткий срок добился таких успехов в его изучении, что даже получил награду за выдающиеся успехи из рук гавайского короля Калакауа Первого . В школе Сунь Ятсен изучает помимо языка математику , историю Великобритании , христианство и прочие предметы. В 1881 году он заканчивает школу с отличием. Он намеревался продолжить обучение и поступает в (англ. Punahou School ). Но брат всё больше опасается, что Сунь обратится в христианство, и в 1883 году отсылает младшего брата обратно на родину. Таким образом, в 17 лет Сунь Ятсен, уже не ребёнок, а взрослый юноша, возвращается в Китай.

Его поражает бедность родной деревни. Вновь повстречавшись с другом детства Лю Хаодуном, Сунь вместе с ним сбегает в Гонконг . Осенью 1883 года он поступает в (англ. Diocesan Boys" School ), а в начале 1884 года в (англ. Queen"s College, Hong Kong ) (Центральную государственную школу), где учится до 1886 года. В возрасте двадцати одного года Сунь Ятсен поступает на обучение в гуанчжоускую медицинскую школу, откуда перешёл в медицинский институт в Гонконге. В нём он заканчивает обучение, получив диплом лучшего студента в 1892 году .

Во время учёбы в институте Сунь Ятсен знакомится с (англ. Yeung Hok-ling ), (англ. Chan Siu-bak ) и (англ. Yau Lit ), и друзья организуют группу (англ. Four Bandits ). Собираясь на квартире при магазинчике родителей Ян Хаолиня, они обсуждают политическое положение Китая, размышляют, как можно свергнуть ненавистную многим китайцами правящую династию Цин , основанную маньчжурами . Сунь Ятсен одержим личностью Хун Сюцюаня , лидера тайпинского восстания 1850-1864 годов, узнаёт о тайном обществе (англ. Tiandihui ), целью которого было свержение маньчжурской династии и реставрация династии Мин . «Небо и земля» объединяло людей из самых разных слоёв общества и по своей сути представляла традиционную для Китая форму тайных обществ, распространённых среди народа, - хуэйданов . «Власти опираются на закон, а народ - на хуэйданы» гласит китайская пословица. Также горячей темой для обсуждений становится Франко-китайская война 1884-1885 года. Маньчжурское правительство, пойдя на поводу у Великобритании, отдало весь Вьетнам Франции и вывело с его территории свои войска, что вызвало возмущение среди китайского населения.

Поначалу Сунь Ятсен был склонен к той точке зрения, что изменения в стране можно осуществить с помощью либеральных реформ, а не революции. Хэ Ци, основатель медицинского института, где учился Сунь, Ван Тао , известный писатель, журналист, общественный деятель, Чжэн Гуальин и другие представители интеллигенции, с которыми он был знаком, пропагандировали реформаторское направление. Сунь Ятсен пишет , в котором излагает своё видение положения Китая и желаемых реформ. Меморандум выражает глубокую озабоченность молодого человека текущим положением своей родины. Желая для страны возрождения и международной роли на равных с ведущими державами, Сунь Ятсен делает попытки определить пути, которыми это можно достичь. Он предлагает ряд мер, которые могут, по его мнению, изменить ситуацию к лучшему. Среди них: развитие в стране транспорта, улучшение образования, государственные дотации в сельское хозяйство, поддержка отечественного промышленного комплекса и торговой сферы. Сравнивая положение Китая с тем, как обстоят дела у близкого соседа Японии, Сунь Ятсен выражает убежденность, что решительные меры согласно его плану могут преобразить страну менее чем за двадцать лет.

Свой меморандум Сунь Ятсен посвящает Ли Хунчжану , наместнику Чжили . Однако адресат был выбран крайне неудачно. Одиозный и корыстолюбивый Ли Хунчжан принадлежал к тем представителям государственного аппарата империи, которые олицетворяли всё худшее, против чего выступал Сунь Ятсен. Попытка встретиться с чиновником оканчивается неудачей, Сунь Ятсен сталкивается с продажностью и ретроградностью бюрократии, меморандум остаётся без ответа. Это отрезвляет молодого человека, он понимает, что пора переходить к более радикальным методам. «Обжёгшись на мирных средствах, мы стали определённее в наших идеях и требованиях и постепенно пришли к убеждению, что для успеха дела неизбежно прибегнуть к некоторой принудительности», - писал он в воспоминаниях.

Посмертно правительством Китая в 1940 году ему был присвоен титул «Отца нации ».

Политические взгляды [ | ]

В историю мировой политической мысли Сунь Ятсен вошёл своим учением о трёх народных принципах и конституции пяти властей. Идея о трёх народных принципах заключалась в национализме, народовластии, народном благосостоянии. Идея же о пяти ветвях власти заключалась в необходимости идеального демократического государства, руководствующегося следующими ветвями властей: законодательная, судебная, исполнительная, селективная и контрольная.

Под влиянием Октябрьской революции в России Сунь Ятсен, пересмотрев свои взгляды, развил дальше своё учение о трех народных принципах, дополнив его тремя политическими установками: сотрудничество с коммунистами, поддержка рабочих и крестьян в их борьбе за широкую демократизацию всей общественной жизни Китая, союз с СССР. 11 марта 1925 г., за день до смерти, в «Послании Советскому Союзу» он писал: «Настанет время, когда Советский Союз, как лучший друг и союзник, будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных наций мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы».

Сунь Ятсена даже сравнивают с Конфуцием и Мэн-цзы . Говорят, что они просто верили, что их предназначение - спасти Китай от разобщённости. Но при этом ни Конфуций, ни Мэн-цзы не смогли осуществить свои идеи на практике. Сунь Ятсен, напротив, вошёл в историю Китая как выдающийся политический деятель. Его даже называют «Конфуцием в реальной политике». Сунь Ятсен работал над тем, чтобы в Китае была проведена экономическая реформа - перераспределение земельной собственности под лозунгом «земля - крестьянам». Ещё Сунь Ятсен часто говорил, что нужно прийти к новой концепции, опровергающей старое народное выражение: «Познать просто, осуществить на практике трудно». Сунь Ятсен знал, что только новое отношение к практике способно революционизировать Китай, и он всегда был на пути достижения практического результата.

Память [ Управляющий Комитета военного правительства Националистического Китая

«Сун-Ят-Сен» - монитор российского и советского флота, относящийся к типу «Шквал»; один из семи мониторов этого типа.

История корабля

Корабль был заложен в 1907 году на Балтийском заводе Санкт-Петербурга как бронированная речная канонерская лодка под именем «Шквал». Корабль был частями перевезён на Дальний Восток, где был собран и в июне 1909 года в посёлке Кокуй на реке Шилка спущен на воду.

Корабль вступил в строй 3 октября 1910 года и вошёл в состав Амурской военной флотилии. В 1920 году «Шквал» был уведён японскими интервентами на Сахалин, но 1 мая 1925 года возвращён Советскому Союзу. В 1927 году корабль был восстановлен и 15 февраля переименован в «Сун-Ят-Сен» в честь китайского революционера Сунь Ятсена, а 6 ноября 1928 года переклассифицирован в монитор.

С начала 1930-х годов на мониторе артиллеристом служил будущий адмирал флота Николай Сергеев. В 1935 году он был назначен помощником командира корабля.

В 1937-1938 годах был проведён капитальный ремонт с модернизацией. С 1937 года монитором командовал капитан 3-го ранга Корнер Виктор Дмитриевич (1912-1984), Герой Советского Союза (14.09.1945 г.)

Начало Советско-японской войны монитор встретил в составе 1-й бригады речных кораблей в протоке Средняя близ устья Сунгари. Корабль принимал участие в боях на реке Сунгари, высаживал и поддерживал огнём десант пехоты в районе селений Тусыкэ, Хунхэдао, городов Фуцзинь и Саньсин. 16 августа от попадания снаряда среднего калибра корабль получил повреждение, а 30 августа был удостоен гвардейского звания.



«Сун-Ят-Сен»
«Шквал» (до 15.02.1927 года), «Сучан» (с 19.07.1947 года.)
Служба: Россия
СССР
СССР
Класс и тип судна Монитор
Изготовитель Балтийский завод, Санкт-Петербург
Строительство начато 1907 год
Спущен на воду июнь 1909 года
Введен в эксплуатацию 3 октября 1910 года
Основные характеристики
Водоизмещение 1000 т
Длина 70,98 м
Ширина 12,8 м
Осадка 1,61 м
Экипаж 152-156 чел.

СУНЬ ЯТСЕН (1866–1925), основатель Гоминьдана. Родился 12 ноября 1866 недалеко от Кантона. По ряду источников известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань (Центральная Гора) – последнее является китайским аналогом его японского псевдонима Накаяма.

Учился в Гонолулу, в 1892 окончил медицинскую школу в Гонконге. Занимался медицинской практикой в Макао, где познакомился с деятельностью тайных политических обществ. В 1894 совершил поездку в Северный Китай, пытался изложить свою программу модернизации маньчжурскому наместнику Ли Хунчану. В 1895 Сунь Ятсен предпринял попытку организации восстания в Кантоне. После его подавления эмигрировал в Японию, позднее перебрался в Лондон. Твердо веря, что главным предназначением его жизни является революция в Китае, вернулся на Восток. Некоторые из его восстаний были подготовлены с зарубежной помощью: базой одного один из них стал контролируемый японцами Тайвань, другого – Французский Индокитай. В 1905 в Токио, где обучались тысячи китайских студентов, Сунь Ятсен организовал Объединенную лигу (Тунмэнхой).

В 1911, когда Сунь Ятсен находился в США, группа революционеров в Ханькоу, опасаясь провала своей организации, дала сигнал к началу восстания. К удивлению революционеров, воинские части перешли на их сторону, а чиновники монархической администрации не решились выполнить приказ о подавлении мятежа. Маньчжурская династия была низложена. Сунь Ятсен был избран президентом Китайской Республики, однако отказался от своего поста в пользу командующего императорской армии Юань Шикая. В 1913 провозгласил начало второй революции, но потерпел неудачу и бежал в Японию.

После смерти Юань Шикая в 1916 Сунь Ятсен пытался вести переговоры о создании коалиции с Чэнь Цзюнмином, захватившим власть в Гуандуне. В 1922 перебрался в Шанхай, где встретился с советским дипломатом А.А.Иоффе. В 1923 получил поддержку России в создании Объединенного фронта. В соответствии с указаниями представителя Коминтерна М.М.Бородина Гоминьдан – политическое детище Сунь Ятсена – был реорганизован по принятому в компартиях принципу «демократического централизма», предусматривавшему сосредоточение всей власти в руках небольшой группы лидеров. Были экипированы и подготовлены вооруженные отряды; китайские коммунисты, в соответствии с соглашением присоединившиеся к Гоминьдану, стали проводить пропагандистскую и организационную подготовку военной акции Чан Кайши, перед которым стояла задача покончить с властью милитаристов в провинциях.

В этот период Сунь выступил с серией лекций, которые в итоге оформились в революционную программу, ставшую развитием его Трех народных принципов (Сан Минь Чжу И), впервые провозглашенных в 1905. Из трех принципов Суня первый – народное правление (часто переводимый как «национализм») – подчеркивал необходимость восстановления равенства Китая с западными державами и призывал к готовности жить едиными помыслами с нацией. Второй принцип – народные полномочия (часто трактуемый как «демократия») – аккумулировал идеи Суня об организации власти. Сунь Ятсен верил, что народ, даже обретя самостоятельность, неспособен сразу ею распоряжаться, к власти его должна подготовить национальная элита – Гоминьдан. Сунь предполагал дать народу четыре инструмента – выборы, агитацию, законодательную инициативу и референдум. Сформированное из специалистов правительство должно было состоять из пяти ветвей: законодательной, исполнительной, правовой, гражданско-административной и цензурной. Развивая третий принцип – народное жизненное достояние (что иногда переводится как «социализм»), – Сунь доказывал, что дифференцированный земельный налог сможет стать основой для решения фискальных и аграрных проблем в Китае.

В конце 1924 Сунь Ятсен отправился в поездку по Северному Китаю в надежде провести переговоры с военными лидерами провинций, однако в ходе поездки серьезно заболел. Умер Сунь Ятсен в Пекине 12 марта 1925.

введение 3

глава I.Биография сунь ят-сена 5

Глава ii. Политические взгляды революционера 12

заключение 17

список литературы 18

ВВЕДЕНИЕ

О Сунь Ят-сене (1866 – 1925 годы) мир узнал в конце прошлого века. Выходец из крестьянской семьи, врач по образованию, он становится профессиональным революционером. Это человек, сделавший необычайно много для Китая, практически его освободитель.

Так как Сунь Ят-сен был революционером, естественно, что он удостоился особенно пристального внимания советской исторической науки. Однако все, что он делал, интерпретировалось с точки зрения официальной идеологии. Те его Сунь Ят-сена, которые не сходились с ней, объявлялись мелкобуржуазными, ошибочными, утопичными, бесперспективными. Считалось, что Сунь Ят-сен не разглядел сущности революции в силу определенных обстоятельств. Особое внимание уделялось связям Китая с Советским Союзом и роль Октябрьской революции.

Сейчас мы должны подойти к этой проблеме без идеологических шор. Нельзя также и преуменьшать значение Сунь Ят-сена для Китая. Таким образом, в настоящее время эта проблема как нельзя актуальна.

Отсюда цель работы – изучить деятельность и политические взгляды Сунь Ят-сена.

1) рассмотреть ключевые моменты его биографии;

2) проанализировать взгляды Сунь Ят-сена.

На основе этих задач по проблемному принципу построена вся работа, состоящая из двух глав. Хронологические рамки – годы жизни Сунь Ят-сена.

В работе использовался ряд книг, важнейшая из которых – «Завещание китайского революционера: Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов» Тихвинского С. Л. В ней дана его биография и четко прослежена эволюция политических взглядов.

«Сунь Ят-сен – друг Советского Союза» того же автора – краткий конспект монографии. Некоторые сведения можно почерпнуть из статьи Б. Бородина «Геркулес Китая» в «Новом времени» за 1984 год. А «Отец республики: Повесть о Сунь Ят-сене» Г. С. Матвеевой представляет собой художественную повесть, но построенную на богатом фактическом материале.

ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ СУНЬ ЯТ-СЕНА

Сунь Ят-Сен (Сунь Чжун-Шань, Сунь Вэнь) родился 12 декабря 1866 года в деревне Иуйхэн провинции Гуандун в семье крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами народной жизни, произволом китайских помещиков и маньчжуро-китайских властей.

Жена Сунь Ят-сена Сун Цинлин писала в 1927 году: «Сунь Ят-сен вышел из народа. Он много рассказывал мне о своих молодых годах. Он происходил из крестьян. Его отец был крестьянином, и все соседи в округе были крестьянами. Его семья, пока он и брат не подросли, перебивалась, едва сводя концы с концами».

До 1879 года Сунь Ят-сен помогал родителям и учился грамоте у своего дяди, затем в связи с тяжелым материальным положением семьи был послан к брату Сунь Мэю, эмигрировавшему на Гавайские острова.

При поддержке старшего брата Сунь Ят-сену удалось получить диплом врача. Брат нажил состояние, занимаясь земледелием, животноводством и мелкой торговлей. Сунь Мэй определил брата в английскую миссионерскую школу в Гонолулу, обучение в которой велось на английском языке. В 1881 году Снь Ят-сен заканчивает ее с отличием и в 1883 году возвращается в Китай.

В том же году он поступает в английский миссионерский колледж, а в 1884 – в «Куинс колледж», где учится до 1886 года. Затем Сунь Ят-сен поступает медицинскую школу, содержавшуюся английской миссией, а в 1887 году - во вновь открывшийся медицинский университет в Сягане. Его он окончил с отличием и дипломом лучшего студента.

В маньчжурской цинской династии Сунь Ят-сену видел олицетворение всех бед и основную причину неравноправия и отсталости Китая.

В 1894 году молодой патриот создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой (Союз возрождения Китая), предпринявшую 25 октября 1895 года в Гуанчжоу (Кантон) вооруженное выступление против цинских властей. Но выступление окончилось неудачей, и Сунь Ят-сен был вынужден эмигрировать в Японию, а затем в США и страны Европы. Там он активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае.

В Лондоне агенты циньского правительства устроили Сунь Ят-сену ловушку. В 1896 году он был обманом завлечен в здание маньчжурской дипломатической миссии в Лондоне, откуда его намеревались тайно переправить в Китай; лишь случайно Сунь Ят-сену удалось освободиться из заключения.

Британские доброжелатели Суня и местная пресса приняли активное участие в его вызволении. Цинским дипломатам было заявлено: если Сунь ят-сен не будет освобожден, у стен миссии соберется десять тысяч человек, и тогда представителям богдыхана останется пенять только на себя. Это было одним из первых действенных проявлений солидарности зарубежной общественности с борьбой китайских революционеров. Сунь Ят-сена выпустили из заключения.

Обретя свободу, он написал книгу «Похищен в Лондоне», сделавшую его известным в Европе, в том числе и в России. Среди людей, с которыми, находясь в эмиграции, Сунь Ят-сен поддерживал связи, были русские революционеры-народники, эсеры, социал-демократы. Позднее через них он познакомился с опытом русской революции 1905 – 1907 годов.

Летом 1905 года он создал в Японии новую, более массовую, чем Синчжунхой, революционную организацию Тунмэнхой (Союзная лига).

Программой Союзной лиги стали выработанные Сунь Ят-сеном «три народных принципа»:

На протяжении 1895 – 1911 годов руководимые Сунь Ят-сеном революционные организации провели десять вооруженных восстаний против циньской монархии, пока, наконец, 10 октября 1911 года не началась Синьхайская революция, вспыхнувшая в городе Учане и провозгласившая Китайскую республику.

В ходе успешно проведенного восстания против манчжурской власти в Учане 10 октября 1911 года была провозглашена Республика и создано революционное правительство провинции Хубэй, обратившееся с призывом к народу всей страны свергнуть власть маньчжурской монархии. Восстание быстро распространилось на южные и восточные провинции Китая, и к декабрю власть циньской династии сохранилась лишь на территории трех провинций: Чжали, Хэнань и Ганьсу.

По возвращении в Китай из эмиграции в декабре 1911 года Сунь Ят-сен был избран первым временным президентом Республики, в исполнение обязанностей которого официально вступил 1 января 1912 года. В этот день в Наньцзине (Нанкине) состоялась торжественная церемония вступления Сунь Ят-сена на пост временного президента Китайской Республики. 12 февраля вдовствующая императрица Лунь Юй от имени последнего маньчжурского императора малолетнего Пу И и всей цинской династии отреклась от престола. Но власть была передана «либеральному» генералу Юань Ши-каю, ставшему 15 февраля 1912 года временным президентом Китайской Республики.

За свое короткое правление Сунь Ят-сен успел провести ряд демократических законов и распоряжений, направленных на защиту свободы и имущества граждан. Была принята буржуазно-демократическая конституция, аннулированы все старые акты о купле-продаже людей, отмене телесных наказаний, провозглашена свобода печати, собраний, запрещен ввоз предметов искусства за границу, пресечена спекуляция рисом и т. д. Он отказался утверждать кандидатуру старшего брата на видный чиновничий пост, проявив таким образом свою принципиальность.

Однако завоевания революции 1911 года сохранить не удалось. К числу объективных факторов, повлиявших на поражение революционеров-республиканцев, следует отнести слабость буржуазии и пролетариата. Все еще сильны были феодалы, компрадоры и милитаристы. В результате президентом стал их ставленник Юань Ши-кань, а Сунь Ят-сен вынужден был уйти в отставку.

В отставке он занялся пропагандой своих планов экономического развития Китая. Но среди его сторонников сильны были соглашательские элементы. Они надеялись парламентским путем устранить Юань Ши-кая.

В период военной диктатуры Юань Ши-кая Сунь Ят-сен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). 21 июня 1916 года Суань Ят-сен вернулся из эмиграции. 18 сентября 1917 года в Гуанчжоу состоялось официальное открытие парламента. Решено было начать военную кампанию против милитаристского Севера.

Сунь Ят-сен стал генералиссимусом Южного Китая. Но у него не было реальной власти. Войска «Южной Федерации» принадлежали различным провинциальным милитаристским кликам. И когда в начале мая 1918 года главарь гуансийской группировки генерал Лу Юн-тин потребовал смещения верховного главнокомандующего, Сунь Ят-сену пришлось подать в отставку и выехать в Шанхай. Он решает на время отойти от активной революционной деятельности и завершает уже частично написанный труд «Программа строительства страны», состоящий из трех самостоятельных книг: «Духовное строительство» («Учение Сунь Вэня»), «Материальное строительство» («Промышленный план») и «Социальное строительство» («Первые шаги народовластия»). Он надеялся использовать иностранный капитал для создания социализма в Китае.

Сунь Ят-сен с энтузиазмом встретил Великую Октябрьскую революцию. По его просьбе Советское правительство направило в Гуанчжоу – столицу революционного правительства Южного Китая группу военных специалистов.

На пост своего политического советника Сунь Ят-сен пригласил осенью 1923 года старого русского революционера М. М. Бородина, при помощи которого была реорганизована Национальная партия, ставшая коалицией всех антифеодальных и антиимпериалистических сил. Сунь Ят-сен установил тесную переписку с советскими дипломатами.

В Советской России Сунь Ят-сен видел верного и надежного союзника борцов за свободу и независимость Китая. «Цели китайской революции, - подчеркивал он, - совпадают чс целями русской революции, как и цели русской революции совпадают с целями революции китайской. Китайская и русская революции идут по одному пути. Поэтому Китай и Россиия не только находятся в близких отношениях, но по своим революционным связям воистину составляют одну семью».

В 1924 году, на I съезде гоминьдана Сунь Ят-сен

провозгласил свои три основные политические установки – нерушимый союз с Советской России, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы.

Смерть Сунь Ят-сена 12 марта 1925 года помешала ему довести до конца дело национального освобождения Китая. Он скончался от рака желудка и печени в Пекине, куда, несмотря на тяжелый недуг, приехал, чтобы достичь национального единства, прекращения междоусобных войн и сплочения всех сил Китая для борьбы с милитаризмом и империализмом.

За день до смерти Сунь Ят-сен составил Завещание китайскому народу и продиктовал Послание Советскому Союзу, чьи тексты выбиты на беломраморной стене в мемориальном павильоне Сунь Ят-сена на территории старинного храма Биюньсы в северо-западном предместье Пекина. В пагоде за павильоном замурованы одежда и головной убор Сунь Ят-сена. Надолго суньятсеновский френч – чжуншаньчжуан стал излюбленной одеждой многих китайцев. Прах Сунь Ят-сена покоится в величественном мавзолее в Нанкине – городе, где он был избран первым президентом Китайской Республике.

ГЛАВА II . ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РЕВОЛЮЦИОНЕРА

Советская историография ставила в вину Сунь Ят-сену, что он не понимал классового характера общественных противоречий, важности антиимпериалистических и антифеодальных задач назревавшей революции и сводил все существующие противоречия к чисто национальным конфликтам между китайцами и маньчжурами. Опасаясь открытого вмешательства западных держав в ход будущей революции, он не выдвигал в своей программе каких-либо антиимпериалистических лозунгов. Более того, он неоднократно заверял империалистические страны в том, что революционеры будут стремиться соблюсти все ранее заключенные договоры и соглашения, если западные державы будут соблюдать нейтралитет.

Во время, когда Сунь Ят-сен находился в Японии, там пышным цветом расцвели разного рода шовинистические теории о превосходстве «народов желтой расы» над «народами белой расы», входившие составным элементом в кампанию подготовки к войне. Апеллируя к общественному мнению. Сунь Ят-сен напоминал, что сейчас Китай ожидает от Япониии активной помощи в борьбе с маньчжурской династией, поддерживаемой иностранными державами, представительницами «народов белой расы», которые в середине XIX века появились на Дальнем Востоке как поработители «желтой расы».

К периоду пребывания Сунь Ят-сена в Яполнии относятся зарождение у него идей солидерности стран Азии и начало его личного участия в национально-освободтельной борьбе азиатских народов против гнета колонизаторов. Так, он помогал филиппинским революционерам. В свою очередь филиппинские революционеры симпатизировали Сунь Ят-сену в его борьбе за свержение цинской династии и даже оказывали материальную поддержку Союзу возрождения Китая. Однако эта поддержка была поддержкой таких же революционеров, а от империалистических держав дожидаться помощи было нечего.

Вера Сунь Ят-сена в возможность получения революционерами эффективной помощи со стороны империалистических держав была сильно поколеблена вероломным отказом Англии и Японии от поддержки восстания на Юге, акциями иностранных интервентов в Северном Китае и их сговором с манчжурским двором.

Отношение Сунь Ят-сена к иностранным державам начинает меняться. Если раньше он надеялся на возможность поддержки какой-либо из них, то теперь приходит к пониманию того. что все державы, сотрудничающие с цинским режимом, заинтересованы в сохранении манчжурской династии и не могут быть союзниками революционеров.

Как уже говорилось, летом 1905 года Сунь Ят-сен создал в Японии новую революционную организацию Тунмэнхой (Союзная лига). Ее программой стали выработанные Сунь Ят-сеном «три народных принципа»:

1) национализм (свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации;

2) народовластие (учреждение республики);

3) народное благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа).

Политические взгляды Сунь Ят-сена отразились и в его труде «Программа строительства государства». Как говорилось выше, она состояла из трех самостоятельных частей – книг «Духовное строительство (Учение Сунь Вэня)», «Материальное строительство (Промышленный план)» и «Социальное строительство (Первые шаги народовластия)».

Среди положений внешнеполитического характера, высказанных Сунь Ят-сеном на страницах книги «Учение Сунь Вэня», необходимо отметить его призыв к соотечественникам следовать примеру Японии, добившейся таможенной независимости от иностранцев и отменившей всю систему неравноправных договоров, почти в одно время с Китаем навязанных ей иностранными державами. Сунь Ят-сен неоднократно подчеркивал, что Япония – единственное государство в Азии, добившееся независимости от капиталистических держав и вставшее на путь промышленного развития. «Китай еще нельзя считать полностью независимым государством; его можно назвать лишь полунезависимой страной: на нашей территории еще есть концессии других держав, существует право экстерриториальности иностранцев, наши таможни все еще находятся в руках иностранцев», - писал он.

Бичуя на страницах своей книги произвол и беззаконие китайских милитаристов, Сунь Ят-сен противопоставлял мрачной картине китайской действительности идеализированное описание деятельности буржуазных государств в Европе и Америке, политика которых якобы направлена на защиту интересов своих народов, поощрение ученых, стимулирование земледелия, промышленности и торговли.

В поисках выхода из тяжелого положения. В котором оказался Китай. Раздираемый междоусобицей милитаристов, Сунь Ят-сен предложил воспользоваться «случаем, ниспосланным небом», то есть использовать военную промышленность, созданную разными странами Европы и Америки в ходе I мировой войны и ставшую ненужной в связи с окончанием войны, для разработки неистощимых природных богатств Китая.

Сунь Ят-сен надеялся на щедрые капиталовложения различных стран в экономику Китая, привлечение в широких масштабах иностранных ученых. Но Сунь Ят-сен в предисловии к «Материальному строительству» совершенно четко и ясно объяснял, что, планируя привлечение иностранного капитала к промышленному развитию Китая, он имеет в виду одно непременное условие – контроль за реализацией этих планов должен осуществляться китайским правительством.

«Моя идея, - писал в заключение книги Сунь Ят-сен, - состоит в желании использовать иностранный капитал для создания социализма в Китае и, гармонично сочетая эти две экономические силы. Движущие человечество вперед, заставить их действовать вместе и тем самым ускорить развитие будущей мировой цивилизации».

Последняя, третья из книг, входивших в «Программу строительства государства» Сунь Ят-сена, - «Социальное строительство (Первые шаги народовластия» - преследовала, по замыслу автора, цель популяризации в Китае идей буржуазной демократии. В условиях феодального произвола и беззакония, чинимых китайскими милитаристами и империалистами в Китае. Защита Сунь Ят-сеном идей буржуазной демократии объективно имела положительное значение: он призывал различные слои народа к сплочению, к борьбе за демократические права.

Умирая, революционер думал о будущем страны. В своем Завещании Сунь Ят-сен призывал своих соратников «вести борьбу в союзе с народами мира, строящими отношения с нами на основе равенства».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сунь Ят-сен. Является выдающеся личностью в истории Китая. Выходец из крестьян, он сумел получить высшее образование и всю жизнь посвятил служению народу.

Глубокая патриотичность и любовь к стране и народу отличали Сунь Ят-сена. Он увидел плоды главного дела своей жизни – свержения цинской маньчжурской монархии. Но он также хотел вывести Китай из кризиса, преобразовать его. Как это сделать, он изложил в «Программе строительства государства».

Три книги, входящие в «Программу строительства государства», представляли собой, по существу, попытку систематизированного изложения политической и экономической программы Сунь Ят-сена в новых условиях. Сложившихся после окончания первой мировой войны. Планы Сунь Ят-сена были связаны с его иллюзиями о возможности мирного послевоенного урегулирования империалистических противоречий между участниками первой мировой войны и с его надеждами на возможность изменения политики держав в отношении Китая.

В Советском Союзе большинство взглядов Сунь Ят-сена сочли утопичными, ошибочными и бесперспективными, так как они не соответствовали официальной идеологии. Тем не менее Сунь Ят-сен стал одним из самых почитаемых исторических деятелей в советской историографии. Наша сегодняшняя задача – объективно оценивать его вклад в мировую историю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 22 – 23.

2. Матвеева Г. С. Отец республики. Повесть о Сунь Ят-сене. М., 1975.

3. Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986.

4. Тихвинсский С. Л. Сунь Ят-сен – друг Советского Союза. М., 1966.


Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986.

Тихвинсский С. Л. Сунь Ят-сен – друг Советского Союза. М., 1966.

Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 22 – 23.

Матвеева Г. С. Отец республики. Повесть о Сунь Ят-сене. М., 1975.

Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 7.

Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 23.

Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 129.

Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 128.

Бородин Б. Геркулес Китая // Новое время. 1984. №45. С. 23.

Улица Сун Ян-сена находится во Фрунзенском районе и расположена от ул. Гагарина до ул. Первомайской.

23 марта 1925 г. на пленуме Владимирского городского Совета рассматривался вопрос о переименовании улиц. Вторую Никольскую решено было назвать улицей Сун Ят-сена, в память о китайском революционере-демократе, умершем 12 марта 1925 г. В. И. Ленин высоко оценил деятельность Сун Ят-сена. Он называл его «…революцио-нером-демократом, полным благородства и героизма». Но в то же время указывал на утопизм планов китайского товарища избежать развития капитализма в Китае, отмечая сходство этих планов с воззрениями русских народников.

Победа Октябрьской революции в России оказала на лидера освободительного движения в Китае огромное влияние. В 1918 г. он направил В. И. Ленину телеграмму, в которой выражал глубокое восхищение борьбой революционных масс России, высказывал надежду на то, что в будущем революционные партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Более 30 лет бывший сын крестьянина Сун Ят-сен отдал революционной борьбе.

Улица, названная именем китайского революционера, небольшая. До революции была и того меньше, так как располагалась от Девической улицы (ныне Красномилицейской) до Никитской (теперь Первомайской). Здесь значилось 14 домов.

Часть улицы Сун Ят-сена, от ул. Гагарина до ул. Красномилицейской, относилась к Торговой площади города. На правой ее стороне находилось 7 каменных зданий, построенных в XIX в. богатыми купцами. На левой стороне располагались каменные постройки: торговый корпус,

выстроенный купцом Муравкиным, ряды мясных лавок, один деревянный дом, где размещалась таможня. Замыкал левый ряд Торговой площади фонтан, предназначенный для разбора воды и открытый 11 сентября 1866 г. при вступлении в действие городского водопровода.

Бывшая 2-я Никольская улица и правая сторона Торговой площади остались почти без изменения. Те же добротные каменные и полукаменные особняки, те же четыре деревянных дома. Нет только городского рынка, он переместился на ул. Батурина. Где прежде был рынок, расположился Комсомольский сквер. В нем в любое время года можно видеть молодежь: это ученики среднего профессионально-технического училища № 15, которое находится рядом со сквером (Сун Ят-сена, 2). Училище возникло в 1945 г., называлось тогда художественно-ремесленным. Только что закончилась война. Сотни памятников истории и культуры были разрушены и сожжены. Для возрождения их нужны были реставраторы. В стране начали открываться учебные заведения, которые должны были готовить такие кадры.

По решению горисполкома для училища отвели здание бывшей автошколы. Учащиеся первого набора художественного училища вспоминают о том, как выглядело оно: прокопченные своды, свалки негодных автомобильных частей, пятна масла, запах бензина и пыли. Но юношам и девушкам энтузиазма было не занимать. После занятий чистили, белили, мыли, красили мастерские и классы.

Не хватало для занятий книг по истории архитектуры, рисунка, инструментов, ценных пород дерева для резьбы. На помощь приходили болеющие душой за училище люди. Так, знаменитый суздальский резчик по дереву Ф. В. Курен-ков подарил ребятам свой инструмент, главное его богатство и достояние.

С каким упорством и рвением учащиеся слушали увлекательные лекции профессора Н. П. Сычева по истории искусства Владимиро-Суздальской Руси или решали сложные скульптурные композиции под руководством скульптора М. М. Сахарова.

За сорок лет художественное ремесленное училище, а позже - среднее профессионально-техническое училище №15 выпустило немало первоклассных специалистов. Его воспитанники участвовали в реставрации кремлевских соборов и храма Василия Блаженного, здания Музея истории архитектуры им. академика Щусева в Москве, памятников Владимира и Суздаля; выполняли лепные украшения в железнодорожном и морском вокзалах г. Сочи.

На Комсомольский сквер смотрят окна дома № 8 по ул. Сун Ят-сена. Это двухэтажное здание сохранило свой мемориальный облик. Оно связано с именами наших выдающихся земляков. В этом доме 16 июля 1900 г. родился Михаил Клавдиевич Тихонравов (1900-1974). С первых дней революции 1917 г. вчерашний гимназист Тихонравов встал в ряды борцов за Советскую власть. В марте 1919 г. ему был вручен Переславль-Залесским уездным комитетом РКСМ комсомольский билет под № 1. До ухода добровольцем на фронт Тихонравов работал пропагандистом-агита-тором уездного Совдепа.

В Красной Армии он обратил на себя внимание командования своим глубоким интересом к авиации. Его направили учиться в только что организованный (1920 г.) Институт инженеров Красного Воздушного флота, вскоре преобразованный в Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. После окончания учебы (1925 Г.) Михаил Клавдиевич работает в конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова. В 1931 г. его переводят в ЦКБ руководителем группы моторного оборудования.

Узнав о создании ГИРД (группа изучения ракетного движения), он пришел туда со своими оригинальными идеями и проектами. Встретив понимание и поддержку

С. П. Королева, творческая дружба и тесное сотрудничество с которым продолжались всю жизнь, Тихонравов сформировал бригаду для разработки кислородно-керосинового ЖРД (жидкостного ракетного двигателя) для ракетоплана.

17 августа 1933 г. была запущена первая ракета, спроектированная Михаилом Клавдиевичем. Она ознаменовала собой рождение новой отрасли советской техники - современного ракетостроения. В предвоенные годы М. К. Тихонравов принимал участие в создании реактивного самолета, а затем в усовершенствовании «катюши».

После войны под руководством С. П. Королева начались работы по созданию мощных жидкостных баллистических ракет. Тихонравов возглавил исследования, связанные с использованием ракет для целей космонавтики. Немалая заслуга нашего земляка в том, что страна первой в мире запустила искусственный спутник Земли, проложила дорогу в космос.

До последних дней Михаил Клавдиевич не прекращал преподавательской деятельности - готовил кадры для ракетно-космической техники. Заслуги М. К. Тихонравова перед Родиной велики. Они оценены по достоинству. Он награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, многими медалями и почетными знаками. Удостоен высоких званий лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда.

Признанием научных заслуг ученого было присуждение ему степеней и званий члена-корреспондента Академии артиллерийских наук, доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, члена-корреспондента Международной академии астронавтики.

30 ноября 1904 г. в доме № 8 родился будущий знаменитый ученый, археолог, доктор исторических наук Н. Н. Воронин (1904-1975). Если М. К. Тихонравов (его двоюродный брат) посвятил себя изучению новых миров, то Николай Николаевич обратился к древнейшим временам. Познать культуру давно ушедших эпох в жизни народов нашей страны - также сложная задача.

Влечение к памятникам старины у Воронина возникло еще в юные годы. После окончания школы он работал во Владимирском историческом музее, где получил ясное представление о всех знаменитых памятниках древнего зодчества губернии. С 1920 по 1923 гг. он учился во Владимирском институте народного образования, а с 1926г. - в Ленинградском государственном университете.

Кандидатская диссертация Воронина «Очерки по истории русского зодчества XVI века» до сих пор считается ценнейшим пособием для историков древнерусского зодчества. А его труд «Архитектурные памятники Владимиро-Суздальской Руси XI-XIII веков» стал докторской диссертацией.

После возвращения с фронта Николай Николаевич проработал до конца своей жизни в Институте археологии АН СССР. В послевоенные годы исследовательская и творческая деятельность Воронина приобрела особенный размах. Им открыты, изучены, описаны десятки новых памятников древнего зодчества всего северо-востока нашей страны. Благодаря ему возрождены исчезнувшие с лица земли и забытые памятники древнего зодчества Твери, Старицы, Ростова, Ярославля, Коломны. Он как бы проникал в глубь веков и прозорливо угадывал облик древнейших памятников архитектуры. Церковь Покрова на Нерли заслуженно представлена ученым, нашим земляком, как шедевр мирового значения.

За участие в двухтомной «Истории культуры Древней Руси» Н. Н. Воронин был удостоен Государственной премии. За капитальный труд «Зодчество Северо-Восточной Руси

XII-XV вв.» ему присуждена Ленинская премия.

Хоть и маленькая улочка Сун Ят-сена, но есть на ней еще два интересных дома. Они связаны с именем известного советского поэта А. И. Безыменского (1898-1973) - одного из организаторов Владимирского Союза молодежи. В полукаменном двухэтажном доме № 16 жили родители Безыменского. Здесь он провел свои юношеские годы до отъезда в Москву в 1921 г. Родителям Александра Ильича принадлежал и большой деревянный флигель с семью окнами по фасаду (Сун Ят-сена, 16а), стоящий во дворе. Его сдавали внаймы.

После отъезда сына из Владимира родители продали двухэтажный дом, а сами переселились в деревянный одноэтажный флигель, где жили до конца своей жизни. Сюда временами к ним наезжал из Москвы их сын Александр, ставший известным советским поэтом. И позже, уже после смерти родителей, Александр Ильич приходил сюда. Эти дома навевали на него воспоминания о бурной юности. Сколько сил, энергии, задора было в парне, ставшем вожаком владимирской комсомолии! Успевал делать многое: и редактировать молодежную газету, и ездить с лекциями по уездам, и писать… Писать так, что распевали его стихи, как песни, владимирские синеблузники, к которым принадлежал и он сам. Горячее было время!



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные