Воднодисперсионные акриловые краски – лидер по всем показателям. Водно-дисперсионная акриловая краска – универсальный материал для отделочных работ

Водно-дисперсионные краски – это краски, которые изготавливаются на основе водных дисперсий полимеров (по примеру: твердое в жидком). В качестве такого вот полимерного связующего используются винилацетатные, акриловые полимеры, а также и их различные производные и др.
Также стоит отметить, что на рынке в наше время присутствуют водо-эмульсионные краски – это такие краски, которые производятся на основе водных эмульсий полимеров (по примеру: жидкое в жидком), примером этим могут быть, например алкидные ВЭ ЛКМ. Популярность водно-дисперсионных, а также водо-эмульсионных лакокрасочных материалов стремительно растёт с каждым годом.

Акриловые краски - это всё те же воднодисперсные краски, но которые производятся разнообразными производителями на основе полиакрилатов (преимущественно полимеров метил-, этил- и бутилакрилатов) и их сополимеров в качестве пленкообразователей.

Используются акриловые краски в строительстве и ремонте, как для внутренних, так и для наружных работ. Также такие покрытия можно использовать в живописи, поэтому они активно используются художниками. Разбавляются они, как и водно-дисперсионные - обычной водой. В процессе разбавления могут быть заколерованы разнообразными по цвету водными пигментными пастами, которые после высыхания становятся относительно стойкими к воздействию воды.

После высыхания любые акриловые краски становятся темнее, чем были изначально. Высыхают такие покрытия довольно быстро, в чём является дополнительное преимущество акриловых красок перед другими видами отделочных покрытий. Наносить их можно в жидком и даже пастообразном состоянии, что очень удобно для различных творческих задач художникам и тем, кто увлекается живописью непрофессионально, а на любительском уровне.

Акриловые краски и лаки использовать можно абсолютно на любой нежирной основе. Это может быть: стекло, полотно, дерево, металл, холст и другое. Если краска ещё свежая, её легко и просто удалить с поверхности обычной водой, но если она уже засохла, то потребуются специальные растворители для удаления её с поверхности.

Теперь стоит рассказать о водно-дисперсионных красках и причинах их популярности. Остановимся на преимуществах водно-дисперсионных красок перед другими видами лакокрасочных покрытий. В таких красках содержится немного или вовсе нет легколетучих органических растворителей, поэтому такие краски имеют меньший уровень токсичности. Наносить такие покрытия несложно, они быстро высыхают, стойкие к солнечным лучам (поэтому не желтеют со временем). Водно-дисперсионные краски отличаются высокой адгезией ко многим типам поверхностей, а ещё ими можно с лёгкостью перекрасить другие покрытия. Также такие краски паропроницаемы, благодаря чему окрашенная поверхность может «дышать». Ну и ещё одно очень важное свойство - водно-дисперсионные краски долговечны.

Разговор в этой статье пойдёт об очень известных лакокрасочных материалах. Я думаю, что каждый из Вас, как минимум слышал такие названия, как водно-дисперсионные или водоэмульсионные лакокрасочные материалы. Но для некоторых это до сих пор остаётся загадкой.

Если Вы хотите стать настоящим мастером и сделать ремонт своими руками, Вам просто необходима эта информация.

К водно-дисперсионным (водоэмульсионным)относятся:

  • грунты,
  • краски,
  • клеи,
  • штукатурные и шпаклёвочные смеси,
  • разбавляются водой,
  • содержат в себе полимерное связующее (смолу).

Эмульсия – механическая смесь воды и нерастворимых в воде жирных веществ. Для облегчения создания такой смеси вода смягчается при помощи добавления щёлочи. Жирные вещества (полимеры – это производные жирных кислот) подготавливаются к эмульгированию при помощи добавления спиртов, органических растворителей, кислот или других.

Дисперсия – механическая смесь (взвесь) твёрдых частиц в жидкости, например, в эмульсии.

Твёрдые субстанции включаются в водно-дисперсионные материалы в качестве наполнителей для получения необходимых рабочих свойств смеси (густота, плотность, вязкость, клейкость) и в качестве пигмента.

Наполнителями, как правило, служат кальциты (химически восстановленный мел, тальк, мраморный порошок, алебастр, гипс и прочее). В качестве белого пигмента применяют оксид цинка (редко) и двуокись титана. В грунт наполнители и пигменты не добавляются.

Водно-дисперсионные (дисперсионные) и водоэмульсионные (эмульсионные) материалы в широком смысле – одно и то же.

После испарения воды, связующее полимеризуется, то есть отвердевает и обретает водостойкость. По внешним признакам процесс напоминает схватывание цементного раствора или гипса, когда в процессе работы смесь поддаётся разбавлению водой, а после схватывания становится устойчивой к воде.

Дисперсия – относительно стабильное образование. Однако её можно дестабилизировать, то есть привести в непригодное состояние чрезмерным добавлением воды, перемораживанием, перегревом или продолжительным воздействием прямых солнечных лучей.

Водно-дисперсионные материалы отличаются простотой и удобством применения, не агрессивностью по отношению к другим материалам, долговечностью. Хотя исходными материалами для производства полимеров служит углеводородное сырьё (нефть и газ), сами полимеры в отвердевшем состоянии алергобезопасны.

На основе каких типов полимерных смол чаще всего производятся водно-дисперсионные (эмульсионные) материалы?

Они производятся на основе:

  1. ПВА (поливинилацетатные);
  2. БС (бутадиенстирольные);
  3. АК (акрилатные или иначе: акриловые).

В чём преимущества и недостатки водно-дисперсионных материалов на основе поливинилацетатной смолы (ПВА)?

Они, как правило, дешевле материалов на основе акрила. Однако краска на основе ПВА менее устойчива к истиранию, воздействию влаги и изменению температуры, чем акриловая.

Существуют разновидности ПВА, которые обеспечивают высокую износостойкость и влагостойкость конечного покрытия, но цена такого полимера значительно выше акрилового полимера с аналогичными свойствами, поэтому он почти не применяется.

Краски на основе ПВА обычно предназначены для потолков или стен внутри помещений с благоприятными условиями и без существенных нагрузок. Для удешевления материалов часто применяют комбинацию акриловой и поливинилацетатной дисперсий (например, «акрил-виниловая» краска или клей).

Достоинства и недостатки бутадиенстирольных смол в водно-дисперсионных материалах

Бутадиенстирольные полимеры дешевле ПВА, однако по причине их неустойчивости к свету (желтение и размягчение за 2-6 месяцев), краску на основе БС-полимеров не производят (производят клей).

БС-полимеры в различных водно-дисперсионных продуктах могут комбинировать с акрилом (например, «стирол-акрилатная» краска).

Рекордно дешёвые краски скорее всего сделаны на основе БС-полимера с добавлением акриловых композиций. Служат такие краски недолго, желтеют и шелушатся через полгода.

Причины популярности акриловых дисперсий

С коммерческой точки зрения акриловые водно-дисперсионные материалы наиболее выгодны.

  • Во-первых, из всех разновидностей полимеров – акриловые самые дешёвые. При одинаковых рабочих свойствах, ПВА будет стоить дороже АК (для БС рабочие свойства АК недостижимы).
  • Во-вторых, акриловые дисперсии самые стабильные. Срок хранения достигает 3 лет, что очень удобно для торговли. Лучше чем ПВА- и БС-материалы, переносят низкие и высокие температуры, воздействие солнечных лучей.
  • В-третьих, разработки химиков в направлении усовершенствования и удешевления акриловых полимеров продолжаются, в то время как ПВА- и БС-полимеры – уже тупиковые ветви в химической промышленности.

Из чего состоит водно-дисперсионная (эмульсионная), акриловая краска?

Она состоит из:

  1. водная эмульсия полимера или комбинации полимеров в воде («латекс», основа);
  2. наполнитель (мел, тальк, целлюлоза);
  3. белый пигмент (двуокись титана, цинковые белила);
  4. стабилизирующие и улучшающие присадки (эфиры, спирты, щелочь).

В клеи или шпаклёвки могут не добавлять белый пигмент; в цветные краски, кроме белого, добавляют другие. Как правило, выпускаются только белые краски, а тонирование производится вне завода, то есть в магазине или на объекте. Если краска закрашена ещё на заводе, вероятнее всего, что так сделали для сокрытия невысокой степени белизны.

Степень белизны – один из важнейших показателей качества. Даже если краска в последствие тонируется, степень белизны определяет «свежесть», «сочность» и другие эстетические параметры конечного цвета.

Показатели качества водно-дисперсионных, акриловых красок

Это три основных показателя:

  1. Степень белизны. Определяется чистотой (ценой) двуокиси титана, использованной в качестве пигмента.
  2. Укрывистость. Способность «закрывать» окрашиваемую поверхность за наименьшее количество проходов, наименьшим количеством слоёв. Укрывистость определяет расход краски и зависит от содержания в ней пигмента. На укрывистость влияет также густота и плотность краски. Если в краске слишком много воды (путь к удешевлению), её плотность ниже 1,5 кг/л, если слишком много наполнителя (путь к удешевлению), её плотность выше 1,5 кг/л. Таким образом, десятилитровое ведро краски должно весить около 15 кг.
  3. Рабочие свойства. Устойчивость конечного покрытия к истиранию, дневному свету, воздействию влаги и воды, изменению температур. Как следствие – долговечность покрытия. Рабочие свойства краски определяются свойствами (ценой) использованного связующего полимера.

Определяет ли цена качество водно-дисперсионной, акриловой краски?

Подозрение должна вызвать краска розничной ценой дешевле 1 доллара за 1 литр. С учётом стоимости сырья, такая цена может быть достигнута только за счёт низкого качества.

Выбирая между различными красками одной фирмы-производителя (одной «линейки» или серии), можно говорить о пропорциональности цены качеству, то есть, чем краска одного производителя (одной «линейки») дороже, тем она лучше по показателям качества.

Разные производители по разному проводят свою маркетинговую политику. При одинаковых издержках на производство, они устанавливают различные цены на готовые продукты. Одни позиционируют свои товары, как «товары для профессионалов» и устанавливают максимальную ценовую планку. Другие ориентируются на массового потребителя и продают товары по средней и низкой цене. Один и тот же производитель может выпускать линейку дорогих товаров «для профессионалов», и серию подешевле – «для всех». В результате складывается ситуация когда рядовой покупатель не может, глядя на цену, сделать уверенный выбор.

90% полимеров и пигментов для производства водно-дисперсионных и акриловых красок и материалов выпускаются всего десятком химических концернов. Их заводы размещены в Западной Европе. Поэтому краска, произведённая, например, в России «из европейского сырья по европейской технологии» не может стоить дешевле, чем такая же краска, произведённая, например, в Германии или Польше, так как для того, чтобы ввезти в Россию сырьё, надо заплатить огромные ввозные пошлины. А цена рабочей силы в химической промышленности, где высока степень автоматизации, не является существенным фактором удешевления продукции.

Специалист или опытный покупатель степень белизны, устойчивость к влаге и истиранию может определить подержав в руках выкраску. По выкраске сложно оценить укрывистость, устойчивость к солнечному свету, смене температур и воздействию воды. Для этого выкраску следует делать самому и несколько дней её испытывать.

Таким образом, существенные факторы при выборе красок :

  1. Страна происхождения (лучше, если это Евросоюз или страны-кандидаты, так как там не применяют высоких таможенных пошлин).
  2. Торговая марка (лучше, если ей 3-10 лет, так как молодые торговые марки – не гарантия надёжности, а старые, как правило, со временем продаются на восточные рынки).
  3. Отзывы потребителей и собственные впечатления. Цена – субъективный фактор и для специалистов не определяющий. Ценой руководствуется частный покупатель, он выбирает, как правило, не самое дорогое, чтобы не переплатить, и не самое дешёвое, чтобы не рисковать.

Тонирование (колерование) акриловых красок

  1. Колеровать следует всё количество краски одним замесом с запасом, так как в новом замесе проблематично добиться точно такого же оттенка как в старом. Это правило относится к ситуации, когда Вы колеруете их вручную. Компьютерная колеровка позволяет добиться точно такого же оттенка как в старом на 100%. Главное запомнить или записать код оттенка, которым Вы тонировали.
  2. При добавлении в краску более 15% красителя, рабочие свойства акриловой краски могут ухудшиться (более продолжительное высыхание, меньшая устойчивость к истиранию и влаге и так далее)
  3. Тона и указанные пропорции на карте цветов не точно соответствуют тонам, получаемым в результате. Поэтому краситель следует добавлять постепенно (с полным размешиванием каждой порции) и «на глаз».

Общие правила и порядок применения водно-дисперсионных, акриловых красок

Основание:

  1. Масляные, фталевые, алкидные, нитрокраски удаляются полностью смывкой, шпателем и щёткой.
  2. Побелка смывается очень тщательно несколькими подходами.
  3. Старые непрочные слои краски и шпаклёвки удаляются механически (шпателем, проволочной щёткой и так далее).
  4. Желательно во всех случаях применять . Грунтование сокращает расход краски, обеспечивает надёжную адгезию основания (срок службы покрытия возрастает), исключает неравномерность цвета и текстуры окрашенной поверхности после высыхания.
  5. Температура основания – от +15 оС за сутки до покраски и сутки – после, влажность основания и в помещении – не экстремальные: 5-10% и 50-80% соответственно.
  6. Стены перед покраской не смачивать! Это распространённая ошибка.
  1. Выдержать краску в помещении, где будут производиться работы, 24 часа.
  2. Краска тщательно перемешивается, из неё удаляются плёнки и пр. включения.
  3. Для удобства применения или при нанесении пульверизатором можно разбавлять краску водой до необходимой текучести, но строго следуя инструкции к краске (как правило 10-15% воды).
  4. При добавлении красителя, тонировать весь объём краски одним замесом.

Нанесение:

  1. Инструмент: кисти, валики, пульверизатор. Удобнее и аккуратнее всего – валики (поролоновые, меховые, велюровые). На небольших площадях и при подкрашивании – кисти.
  2. Не окрашиваемые поверхности укрываются плёнкой и/или оклеиваются малярной лентой.
  3. Интервал между слоями – в соответствие с инструкцией к краске (1-4 часа).
  4. При внутренних работах сквозняки, солнечные лучи, скачки температур исключить.
  5. Полное высыхание и эксплуатация – через сутки.

Теперь Вы уверенно можете применять водно-дисперсионные (водоэмульсионные), акриловые краски и материалы, делая ремонт своими руками!

Дополнительно почитайте тематические статьи.

Дисперсионная краска для внутренних работ- это широкий ассортимент ЛКМ, изготовленных на основе полимеров, растворенных или взвешенных в водной среде. В качестве связующего компонента применяются акриловые и винилацетатные полимеры,а также их производные.

Помимо этих составов,на рынке представлен широкий спектр водоэмульсионных лакокрасочных материалов. Эти краски, в отличие от дисперсных композиций,изготовлены с применением водных полимерных эмульсий.

Высокая укрывистость — отличительное свойство акриловых красок

ЛКМ на водной основе приобретают все большую популярность, как во всем мире, так и на постсоветском пространстве. Например, на данный момент водно-дисперсионные составы занимают около 70% от объема лакокрасочных материалов на рынке. Давайте попробуем разобраться с тем,что такое ЛКМ на водной основе и чем вызвана их популярность.

Характерные особенности ЛКМ на водной основе


Причина популярности составов на водной основе заключается в их неоспоримых преимуществах перед ЛКМ с органическими растворителями.

Среди этих достоинств отметим следующее:

  • Отсутствие или незначительное содержание органических летучих растворителей и, как следствие, малая токсичность и пожаробезопасность продукта.
  • Простота и доступность способов нанесения своими руками.
  • Сжатые сроки, необходимые для высыхания нанесенного покрытия (в среднем 30 мин на ощупь).
  • Устойчивость к УФ-излучению и, как следствие, отсутствие выгорания и пожелтения при длительной эксплуатации.
  • Высокая степень адгезии к различным поверхностям.
  • Простота последующего перекрашивания другими ЛКМ.
  • Высокая степень паропроницаемости, благодаря чему поверхность «дышит».
  • Эксплуатационная долговечность (от 5 до 20 лет при условии правильной подготовки поверхности).
  • Приемлемая цена.

На фото — ассортимент цветовых исполнений

Наряду с характерными преимуществами, воднодисперсная краска имеет ряд технологических особенностей, которые следует учесть, выбирая отделочные материалы.

Прежде всего, водные краски зависимы от погодных условий:

  • В холодное время года краска долго и неравномерно сохнет, а при температуре ниже +5°С формирование покрытия вообще не происходит . Опять же, высокая влажность приводит к тому, что покрытие при высыхании покрывается множеством характерных микротрещин.
  • Попадание атмосферных осадков на непросохшее покрытие может привести к его смыванию, что отрицательно скажется как на внешнем виде поверхности, так и на ее эксплуатационных характеристиках .
  • Крайне нежелательна покраска с применением данных составов в жаркую погоду, так как лакокрасочные материалы будут высыхать очень быстро, и их нельзя будет должным образом размазать по всей поверхности .
  • Применение водно-дисперсионных составов предусматривает необходимость в тщательной подготовке поверхности . Более того, при нанесении качественных покрытий несколькими слоями, каждый предыдущий слой необходимо дополнительно обработать.Как правило,в этих целях используется шлифовка мелкозернистыми шкурками или абразивными пастами. Особенно требовательны к качеству нанесения водных ЛКМ деревянные поверхности.

Важно: Некоторые покупатели водно-дисперсионных ЛКМ задаются вопросом — не смоется ли эта краска водой?
Ведь в ее основе вода?
Разумеется, высохшее покрытие вода не смоет.
Дело в том, что вода в составе краски выполняет функцию разбавителя, который по мере высыхания покрытия улетучивается и остаётся плотная полимерная водостойкая пленка.

Состав водных ЛКМ и методы их изготовления


Задаетесь вопросом про дисперсионные краски: что это такое? Прежде всего, это уникальный состав, включавший в среднем до 15 различных компонентов. Методы изготовления водных красок во многом сходны с производством ЛКМ, основой которых является органический растворитель.

Производственный процесс состоит из двух основных этапов:

  • Изготовление пигментных паст.
  • Диспергирование материала. На этом этапе формируются такие характеристики готового продукта как механика и степень перетира, что, в свою очередь, позволяет достигнуть требуемых параметров вязкости.

Состав современных водно-дисперсионных красок включает следующие компоненты:

  • вода в качестве растворителя;
  • пигментная паста, состоящая из целлюлозного загустителя, щелочного регулятора среды; диспергаторов и смачивателей пигментов, консервантов и пеногасителей;
  • наполнители.


Основной характеристикой, определяющей качество и сферу применения покрытий, является соотношение пигментной части и пленкообразующего компонента в дисперсной краске.

В соответствии с этим параметром,водно-дисперсные лакокрасочные материалы подразделяются на следующие категории:

  • ЛКМ для внутренних работ (для применения в сухих, а также в сухих и влажных помещениях);
  • ЛКМ для наружных работ (фасадные покрытия сатиновые и матовые);
  • эмали, как для внутренних, так и для наружных работ (для , для покраски пола);
  • лаки (панельные для деревянных конструкций, неподверженных сильному износу и паркетные);
  • шпатлевки;
  • грунтовки (наполненные и прозрачные).

Акриловые эмали


В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений при производстве лакокрасочных материалов является изготовление водно-дисперсионных акриловых эмалей. Дело в том, что эмали на водной основе представляют собой полноценную замену повсеместно традиционно используемым нитроцеллюлозным и алкидным эмалям.

При окраске оконных и дверных блоков, пола и прочих поверхностей, водно-дисперсионные эмали не выделяют токсинов, быстро сохнут, демонстрируют превосходную адгезию и т.д. Более того, акриловые эмали в эксплуатации более долговечны, чем алкидные аналоги, практически не уступая последним по степени насыщенности цвета и блеска.


Акриловые покрытия,в отличие от составов, приготовленных на основе олифы, пентафталевых,глифталевых и масляно-фенольных лаков, прозрачные. Благодаря этому покрытие, не оказывает разрушительного воздействия. И если алкидная эмаль тускнеет в среднем уже через год, то акриловые аналоги не желтеют и не тускнеют по нескольку лет.

Еще одним важным моментом является твердость покрытия, которая во многом определяется процессом формирования пленки и интенсивностью набора твердости. Акриловые эмали набирают максимальную твёрдость примерно через месяц после нанесения.

То есть, все время после высыхания покрытия вы можете его использовать в обычном режиме, но со временем оно будет не разрушаться, а наоборот упрочняться. По окончанию процесса твердения пленка становится максимально устойчивой к механическим нагрузкам,а потому выдерживает множественные микродеформации.

Важно: Цена водно-дисперсионных эмалей выше стоимости аналогичных составов с матовой поверхностью.
Это объясняется не только характерными эстетическими достоинствами эмали, но и другим составом сырьевых компонентов, примененным в ходе производственного процесса.

Технология нанесения

Дисперсная основа ЛКМ,вследствие своей консистенции,обладает ограниченной проникающей способностью, в сравнении с составами на основе органических растворителей. Между тем, проникающая способность необходима для обеспечения оптимальной адгезии.

Для того чтобы повысить проникающую способность, обрабатываемую поверхность целесообразно заматировать. За счет создания дополнительного рельефа, водные лакокрасочные материалы смогут зацепиться за поверхность и образовать надёжную и долговечную плёнку.

Подготовка поверхностей для последующего нанесения водных красок — это обязательное условие, независимо от того,была поверхность ранее окрашена или нет. Опять же, предпокрасочная подготовка одинаково необходима на любых покрытиях, независимо от того, из каких материалов оно изготовлено. Матировать придётся древесину, металл, пластик и т.д.

Инструкция нанесения водно-дисперсной краски включает следующие этапы:

  • Подготовительные работы. Поверхность перед началом покрасочных работ шлифуется мелкозернистой наждачной бумагой закрепленной на специальной шифровальной терке.

Совет: Применение терки с ровной подошвой — это важный момент,так как только таким инструментом можно равномерно матировать плоскости.
Если работать, держа наждачку в руке, матирование будет проходить неравномерно с появлением нежелательных рельефностей.

  • После того как основание заматировано, сметаем с него всю пыль и протираем водным раствором моющего средства. Такое решение позволяет не только избавиться от грязи, но и устранить жиры. После того как основание обезжирено, его необходимо просушить.
    Избегаем применять для обезжиривания органические растворители, так как они могут поспособствовать сворачиванию полимерных наполнителей.


  • Наносим грунтовку. Грунтовку также применяем на водной основе. Грунт наносим одним слоем валиком, распылителем или кистью. Если работаем кистью,имеем в виду то, что неровности на грунте придётся сглаживать мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
  • После полного высыхания . В зависимости от укрывистости ЛКМ наносим один или два слоя.

Важно: По окончанию работ инструменты промываем обычной водой, а не органическими растворителями.

Вывод

Теперь вы знаете,что такое дисперсные красители, из чего они состоят и каковы особенности их применения. Осталось подобрать подходящую краску,соответствующий малярный инструмент и приступить к работе. Если еще остались вопросы, то исчерпывающие ответы можно найти, посмотрев видео в этой статье.

Воднодисперсионные краски широко используются в бытовых целях. Они с лёгкостью наносятся практически на любые поверхности: металл, дерево, бетон, кирпич, полимеры. Воднодисперсионный состав представляет собой водный раствор, где связующим звеном выступают водные дисперсии акриловых, бутадиенстирольных или винилацетатных сополимеров. Акриловые материалы используют в большинстве малярных работах: ремонте и отделке наружных и внутренних стен жилых домов и офисных помещений. Некоторые краски используются в художественной области, ими оформляют рисунки на тканях и пишут живопись. Водно дисперсионная акриловая краска благодаря своим универсальным свойствам и множеству достоинств, получила широкую область применения. Её плюсами является:

  • долговечность покрытия;
  • быстрое высыхание, которое позволяет наносить следующий слой уже через 1 час;
  • сохраняется яркость цвета, который не выгорает от солнечных лучей;
  • низкий уровень токсичности;
  • пожаробезопасность;
  • отсутствие неприятных запахов во время работы.

Расход краски на 1 м² - это один из основных показателей покрытия. У акриловой водно дисперсионной краски расход составляет от 120 до 150 г/м². Этот показатель может изменяться в зависимости от окрашиваемой поверхности, ведь на шершавую придётся затратить больше краски. Некоторым разновидностям материалов для придания хороших износостойких качеств нужно увеличить расход до 200 г/м².

Чтобы правильно выполнить предварительный расчёт краски следует умножить указанный на упаковке расход на 1,15. Так вы избежите возможности дополнительного поиска материала, если объёма купленной краски не хватит. Лучше приобретать её в ёмкостях больших объёмов, это позволит минимизировать затраты на материал.


Перед покупкой краски необходимо вычислить ее расход

Характеристики акриловой водно-дисперсионной краски

Эксплуатационные параметры краски регулируются ГОСТ 28196­89. Он действует не только для акриловых материалов, но и для других водно-дисперсионных смесей, таких как лак или грунтовка. Все краски, имеющие в своём составе акриловую составляющую, обозначаются маркировкой «АК».

К техническим характеристикам водно-дисперсионных акриловых материалов относят:

  • внешний вид готовой поверхности - он должен представлять собой однородный гладкий слой;
  • цвет - определяется спектром стандартных расцветок; часть химических нелетучих веществ, например смолы, полимеры и т. д., их доля составляет примерно половину общего объёма краски (46­56%);
  • уровень рН - может изменяться от практически нейтрального до слабощелочного;
  • морозостойкость - определяется количеством заморозок, которые может выдержать покрытие в стандартных условиях.

Также к характеристикам краски относят скорость высыхания, светоустойчивость и износостойкость. Очень важно не ошибиться в выборе покрытия и найти именно то, которое по своим характеристикам будет соответствовать условиям её применения.

Типы водно-дисперсионной краски

  1. Краски водно дисперсионные акриловые по дереву, бетону или металлу - в их состав входят полимеры, которые имеют адгезию к одному из перечисленных материалов.
  2. Моющиеся или подлежащие только сухой чистке. Моющиеся составы образуют самую прочную полимерную плёнку, которая не разрушится из-за воздействия влаги. Краски, которые можно подвергать только сухой чистке, обойдутся дешевле, но по износостойкости они слабее.
  3. Материалы для фасадов, потолков, полов ­определяют основное предназначение. Большинство красок подходит для наружных и внутренних работ, которые проводятся по горизонтальным и вертикальным поверхностям.


При добавлении в краску воды можно при помощи губки необычно окрасить стены

Для снижения вязкости акрилового материала, например, для того, чтобы можно было его наносить краскопультом, следует добавить в него воды. Количество воды в составе не должно превышать 10­15%, чтобы не ухудшить эксплуатационные характеристики покрытия. Чтобы придать ему определённый эффект, можно воспользоваться фирменными растворителями того же производителя. С их помощью отделке придают матовый либо глянцевый вид, что меняет восприятие помещения.

Где используются

Самым распространённым видом водно-дисперсионной краски для окрашивания фасадов зданий из бетона, кирпича, штукатурки, является акриловый материал. Он отличается высокой атмосферостойкостью, адгезионной прочностью, водостойкостью, светостойкостью. Также акриловые краски обладают повышенной щелочестойкостью, что является важным аспектом при покраске бетонных зданий. Акриловая дисперсия является оптимальным вариантом для оформления строений в городских условиях. Эта краска хорошо переносит атмосферные воздействия и обладает грязеотталкивающим свойством, что играет весомую роль в загрязнённой городской среде.

Бетонные и железобетонные элементы конструкции зачастую подвергаются коррозии, чтобы избежать их скорого износа, используют материалы на основе акриловых смол. Такое покрытие надёжно защитит конструкции от появления ржавчины.

Для окраски помещений с высокой влажностью (сауны, душевые, ванные комнаты) применяют краски с добавлением антисептиков, которые противодействуют появлению грибков и плесени и подавляют жизнедеятельность микроорганизмов. Чтоб защитить поверхность от биологической коррозии, её можно покрыть акриловым покрытием со специальными фунгицидными добавками.

Если говорить о покраске бетонных полов промышленных зданий, то наибольшим комплексом обладают водно-дисперсионные смеси на основе водных эмульсий эпоксидных олигомеров. Акриловые материалы также подойдут для окраски полов в случае, если они не подвергаются во время эксплуатации слишком большим механическим воздействиям. Это могут быть полы в подсобках, школах, больницах, столовых.

Технология нанесения


При необходимости краску колеруют

Перед началом окрашивания, поверхность обязательно следует почистить от пыли, жира и прочих загрязнений, так как они могут испортить вид свежеокрашенной стены. Дефекты и кривизну лучше выровнять с помощью цементного состава. Если на поверхности присутствует плесень, её обязательно удаляют механическим путём. В этом случае советуют нанести слой фунгицида и оставить на 14 часов, он убьёт на поверхности все нежелательные бактерии. Перед нанесением краски потолок, пол или стена должны быть сухими и хорошо очищенными.

Смесь нужно тщательно перемешать перед использованием. Зависимо от состояния и материала окрашиваемой поверхности, а также от вида готовой отделки, который вы хотите получить, следует наносить от 1 до 3 слоёв акриловой водно-дисперсионной краски. Если потолок, пол или стена красят впервые, то их следует сначала прогрунтовать. Грунтовку наносят с помощью кисти или валика, затем дают просохнуть 1­2 часа.

Если вы хотите получить определённый оттенок или эффект, можно добавить в состав материала специальные красители.

Красить лучше начинать со стороны окна, параллельно конструкции рамы. Чтоб получить необходимый оттенок, следует в белую основу добавить красящий пигмент.

Для отделки стен и потолка используют валик, кисть или распылитель. Валиком наносят два слоя краски с интервалом 4 часа. Первый слой, разведённый водой в соотношении 0,5 л воды к 5 л краски, всё же лучше наносить кистью. Второй слой, чтобы достичь максимально ровной поверхности, следует красить валиком. Распылителем окрашивают стены на расстоянии 1 м от них.

Если на поверхности имеются мелкие трещинки толщиной до 0,4 мм - не беда, акриловые покрытия способны замаскировать этот дефект.


Нанесение краски на стену

Безопасность и правила хранения

Перед началом окрашивания, на лицо и руки следует нанести защитный крем и надеть очки. Комната в процессе окрашивания должна хорошо проветриваться.

Водно-дисперсионные акриловые краски необходимо хранить при температуре 0­30°C. На морозе допускается хранение материала только на срок до 1 месяца.

Выбирайте краски сертифицированных проверенных производителей, также стоит проверить у продавца условия хранения ёмкостей со смесью, так как неправильное сохранение часто приводит к ухудшению консистенции материала, его загустению. При выборе краски для определённого помещения нужно опираться на такие его показатели, как температурный режим, влажность, уровень освещённости, необходимость декоративных эффектов.

Полиакрилаты — это полимеры на основе эфиров акриловых и метакриловых кислот общей формулы [-СH 2 -CH(COOR)-] п, устойчивые к действию кислорода и света, которые нашли широкое применение в отечественной и зарубежной практике реставрации, как в виде растворов, так и в виде дисперсий.

5.1. Полибутилметакрилат (ПБМА). ТУ 6-01-1227-80

Полибутилметакрилат - это бутиловый эфир метакриловой кислоты общей формулы [-СH 2 -С(СН 3)(СООС 4 Н 9)-] n ; представляет собой твердый кристаллический полимер, м.м. 100 тыс., плотность 1,05 г/см 3 , температура размягчения 20°С, показатель преломления 1,483, растворяется в сложных эфирах, ароматических углеводородах, уайт — спирите, пинене.

В химической промышленности на основе этого полимера выпускается широкий ассортимент клеев и лаков для технических целей, некоторые из них применяют и в реставрационных целях, например, клей циакрин (цианакрилат). В реставрации наиболее часто применяются марки: ПБМА — НВ и АСТ-ТТ.

Материал характеризуется высокой адгезией к различным подложкам; повышенной био-, свето-, погодостойкостыо; сохраняет полную растворимость после старения, т.е. является обратимым материалом.

Впервые этот материал был применен в Эрмитаже для обработки археологических объектов в процессе полевой консервации и находится в арсенале реставраторов более тридцати лет.

Как отмечалось выше, первые опыты применения этого материала для укрепления красочного слоя настенной темперной живописи нельзя считать удачными. Опыт показал, что ПБМА образует блестящую пленку на поверхности живописи, которая характеризуется низкой теплостойкостью, липкостью и высоким грязеудержанием. При использовании этого материала для укрепления красочного слоя настенной живописи следует иметь ввиду его низкую паропроницаемость и способность "подтягиваться" к поверхности, в результате чего он не обеспечивает укрепления в объеме авторского материала.

Проблема подтяжки была решена путем одновременного использования смеси растворителей и осадителей, например, изопропилового спирта, метилэтилкетона и уайт-спирита, последний осаждает ПБМА в объеме укрепляемого материала.

Для повышения эластичности В.П.Бурый предложил использовать для укрепления настенной масляной живописи в комбинацию растворов ПБМА и СВЭД-33.

Области применения :

Для склейки фрагментов настенной живописи;

Для монтирования снятых со стен фрагментов росписей на новое основание;

Для укрепления живописи на лессе;

Для подклейки красочного слоя настенной масляной живописи к грунту и штукатурному основанию.

Для полевой консервации археологических прдметов;

Для реставрации предметов прикладного искусства из дерева, керамики, фарфора и др.

Фирма Lascaux Restauro выпускает материал AcrylicresinP55OТВ, представляющий собой раствор полибутилметакрилата в растворителе.

5.2. Сополимер бутилметакрилата с метакриловой кислотой (БМК-5) ОСТ 12-60-259 иОСТ 6-01 -26-75, ТУ 6-02-115-91. [- СН 2 - СН(ОСОС 4 Н 9) -] m [-СН 2 -СН(СООН)-] n ,

Некоторых недостатков ПБМА удалось избежать путем его замены сополимером с метакриловой кислотой в соотношении 93:7 марки БМК-5, который характеризуется более высокой поверхностной твердостью и более высокой теплостойкостью, кроме того он имеет более низкую температуру стеклования, и поэтому его пленки имеют меньшую липкость и меньшее грязеудержание.

Для укрепления росписей на лессовой основе (5% раствор БМК-5 в смеси ксилола, ацетона и этилацетата в соотношении 1:1:1 обеспечивал глубину пропитки до 10 мм);

Для укрепления разрушенной древесины;

Для укрепления красочного слоя полихромной скульптуры (3% раствор в смеси растворителей спирт-ацетон в соотношении 1:1);

Для реставрации золоченой резьбы.

5.3. Paraloid B-72

В зарубежной реставрационной практике наиболее известным и широко применяемым материалом на основе акрилатов является ParaloidB72, который представляет собой сополимер метилакрилата с этилметакрилатом с соотношением мономеров 30:70, в США этот материал выпускается под названием AcryloidB72.

Paraloid B-72 выпускается в виде прозрачных гранул, растворимых в ксилоле и ИПС, применяется для укрепления красочных слоев всех видов живописи, для пропитки древесины, в качестве связующего в составах для восполнения утрат, для проклейки дублировочного холста, в качестве адгезива при реставрации текстиля и в качестве защитных покрытий на изделиях из металла.

5.4. Акриловые дисперсии

Акриловые дисперсии, составляющие наряду с ПВА дисперсиями основу зарубежного ассортимента реставрационных адгезивов, представляют собой полимерные синтетические клеи, в которых дисперсионной средой является вода, содержащая разного рода эмульгаторы, а в качестве дисперсной фазы — сополимеры на основе эфиров акриловой и метакриловой кислот. В отечественной практике клеи этого класса соединений находят пока ограниченное применение.

Исторически первые опыты использования акриловых дисперсий были проделаны в начале 60-х годов, когда во ВНИИР была разработана методика дублирования кромок картин на новый холст с помощью дисперсионного клея ВА-2ЭГА (сополимер винилацетата с 2-этилгексилакрилатом), хотя с точки зрения химического строения эта дисперсия скорее относится к винилацетатным, а не акриловым. Содержание акриловых групп в боковой цепи не превышало 15%, этот клей образовывал эластичный клеевой шов, обеспечивал высокую адгезию авторского и дублировочного холстов и характеризовался присущей акриловым полимерам высокой влаго-, свето- и биостойкостью.

В связи с прекращением выпуска ВА-2ЭГА, в настоящее время для этой цели используют другие полимерные дисперсии, выпускающиеся в промышленном масштабе как в России, так и за рубежом.

В отечественной промышленности производится широкий ассортимент акриловых дисперсионных клеев для нужд кожевенной, обувной, бумажной, мебельной промышленности; акриловые дисперсии используются в качестве клеев-герметиков, для отделки текстиля, при производстве самоклеющейся пленки, ламинированной бумаги, моющихся обоев. Ниже перечислены марки и области применения в промышленности некоторых отечественных клеев, которые были выбраны и рекомендованы для реставрационных целей:

. АК-202 — клей-герметики, водоэмульсионные краски, влагостойкие обои;

. АК-211 — клей-герметики, производство мебели, антикоррозионные грунты, водо-эмульсионные краски;

. АК-224 — клей для кожевенно-обувной промышленности;

. АК-231 — для производства искусственных кож;

. АК-243 — материал для отделки текстиля;

. АБВ-16 — материал для производства мелованной бумаги и картона.

В ГосНИИР в начале 80-х годов была проведена работа по выбору дисперсий для реставрационных целей. Выбор производили путем отбора материалов, аналогичных применяющимся за рубежом по химическому строению и коллоидно-физическим свойствам. В зарубежной реставрационной практике имеется широкий ассортимент акриловых дисперсионных адгезивов, поставляющихся различными зарубежными фирмами и применяющихся для выполнения различных операций — дублирования картин на новый холст, укрепления красочного слоя настенной и станковой живописи, реставрации предметов прикладного искусства из органических материалов. Марки дисперсий зарубежного производства и области их применения приведены в таблице 4.

Таблица 1 Коллоидно-физические свойства дисперсионных клеев отечественного производства

Марка дисперсии Размер частиц, мм Концентрация дисперсии,%
АБВ-16 0,15 48
АК-251 0,09 49,5
АК-231 0,3 40
СВЭД-50 0,5 53
ПВА-м 0,05-1 50

За рубежом выпускают в основном две группы акриловых дисперсий — сополимеры бутилакрилата с метилметакрилатом (марки Plextol, Rohamere и др.) и сополимеры этилметакрилата с метилакрилатом (Primal, Rhoplex). Отечественные дисперсии АК-211 и АК-202 по химическому строению и коллоидно-физическим свойствам являются аналогами зарубежных клеев PlextolD498 и D36O, Lascaux 36OHV и 498HV. Зарубежные дисперсии выпускаются в простом и загущенном варианте (индекс HV), загущение производится либо толуолом (LascauxAcrylicAdhesive 498-2OX), либо метакриловой кислотой.

В отличие от винилацетатных дисперсий, акриловые характеризуются более высокой свето-, атмосферо- и влагостойкостью, при этом они значительно превосходят их по биостойкости, пленки акриловых дисперсий характеризуются высокой эластичностью, величина относительного удлинения для разных марок колеблется от 500 до 1000%.

Все дисперсии имеют исходную концентрацию около 50%. Рабочие концентрации колеблются от 15 до 50% в зависимости от реставрационной задачи. С увеличением концентрации увеличивается величина адгезии и толщина клеевого шва. Например, в случае укрепления жесткого шелушения масляного красочного слоя настенной живописи или подклейки левкаса золоченой резьбы иконостасов к основе рекомендуется пользоваться клеями концентрации не менее 25%, в случае же подклейки тонкого шелушения, например, красочного слоя картин, написанных на масляных грунтах, задача может быть решена с использованием клеев 12-15% концентрации, разбавление дисперсий до нужной концентрации производится дистиллированной или кипяченой водой.

Как упоминалось выше, вязкость клея может быть увеличена без изменения концентрации путем загущения. Это достигается добавлением в водную дисперсию растворителя (например, толуола), либо водного раствора полиметакриловой кислоты и нескольких капель аммиака.

В реставрации станковой масляной живописи акриловые дисперсионные клеи применяются для осуществления следующих операций:

Дублирование картин на новую основу;

Укрепление красочного слоя, если на нем имеются отрытые вздутия или шелушения;

Дублирование кромок на новый холст.

Остановимся подробнее на склейке холстов с помощью дисперсии АК-243. Как следует из Табл.2, все три дисперсии обеспечивают хорошую адгезию, как в случае аппретированного холста, так и в случае стиранного, лишенного аппрета, однако после старения в гидростате прочность склейки холстов дисперсией АК-211 уменьшается на 16%. Кроме того, оказалось, что только дисперсия АК-243 не вызывает усадки холста, поэтому именно она была рекомендована для осуществления операции дублирования кромок картин на новый холст.

Таблица 2 Сопротивление расслаиванию модельных образцов холста, склеенных дисперсионными клеями

Пленки, сформированные из дисперсий после испарения воды, характеризуются высокими значениями прочности и относительного удлинения. Это определяет высокую когезионную прочность клеевого шва и его высокую эластичность. В таблице 3 приведены физико-механические свойства пленок дисперсий, рекомендованных в качестве реставрационных материалов.

Изучение глубины проникновения дисперсий в модельные образцы штукатурок показало, что при обработке таких образцов дисперсиями в исходных концентрациях, на поверхности штукатурок образуется пленка, а при разбавлении дисперсий до 10% глубина проникновения составляет менее 0,5 мм.

Таблица 3. Физико-механические и деформационные свойства пленок, сформированных из дисперсионных клеев, до / после старения в гидростате при температуре 60°С и относительной влажности 100%

Марка дисперсии Модули упругости при растяжении, МПа
М 100 М 200 М 300 М 400 M 500 Напряжение при разрыве, МПа Относительное удлинение,%
АК-251 0,48/0,22 0,95/0,42 1,4/0,67 - - 4,6/4,9 650/500
АК-231 1,48 2,7 4,5 2,6 - 8,5 400
АК-211 0,85/0,77 1,3/1,35 2,4/1,94 3,8/3,1 - 5,6/5,6 420/400
АБВ-16 0,26/0,24 0,27/0,28 0,3/0,34 0,33/0,4 0,38/0,66 2,4/2,7 1000/1400

Таблица 4 Марки дисперсий зарубежных фирм

Марка дисперсии Фирма-производитель Химический состав Области применения
Lascaux Acrylic Adhesive 360HV Lascaux Restauro (Швейцария) Сополимер бутилакрилата с метилметакрилатом, загущенный полиметакриловой кислотой (размер частиц 0,06-0,08 мкм) Дублирование холстов; склейка бумаги, картона, текстиля
Plextol D360 Rohm & Haas (Германия) То же То же
Rohamere D360 (США) То же То же
Lascaux Acrylic Adhesive 498HV Lascaux Restauro (Швейцария) Сополимер бутилакрилата с метилметакрилатом, загущенный полиметакриловой кислотой (размер частиц 0,1-0,2 мкм) Склейка холста с картоном, деревом, штукатуркой и цементом
Rohamere D498 Rohm & Haas (Германия) Сополимер бутилакрилата с метилметакрилатом, незагущенный Укладка жесткого кракелюра красочного слоя и вздутий
Plextol B500 Rohm & Haas (Германия) Сополимер бутилакрилата с метакриловой кислотой (размер частиц 0,1 мкм) То же
Rohamere D500 (США) То же То же
Primal AC-643 (США) Сополимер этилакрилата с метилакрилатом Укрепление красочного слоя настенной живописи и живописи на холсте, укрепление разрушенных грунтов
RhoplexAC-643 Rohm & Haas (Германия) То же То же
Lascaux Hydro-Primer 750 Lascaux Restauro (Швейцария) 30%-ная дисперсия с размером частиц 0,06 мкм, без растворителей и пластификаторов рН 8-9 То же

При работе с акриловыми дисперсиями следует руководствоваться следующими правилами:

Клей наносится на обе склеиваемые поверхности с кисти или с помощью шприца;

Рабочие концентрации менее 10% не обеспечивают надежной прочности связи на любых подложках. Выбор концентрации диктуется характером разрушения: для подклейки жесткого шелушения к грунту, отставаний от грунта красочного слоя с грунтом, для дублирования грубых крупнозернистых холстов или кромок таких холстов концентрация может достигать исходной (40-50%). Этими же соображениями диктуется выбор числа пропиток;

Если склеиваемые поверхности имеют пористую структуру, то их следует приводить в соприкосновение сразу же после нанесения клея, в противном случае вода впитается в подложку, и высохшие полимерные пленки склеить не удастся; в том случае, когда склеиваемые поверхности не впитывают воду, их следует приводить в соприкосновение только после выдержки до появления отлипа;

Место склейки проглаживают теплым утюжком (55-60°С), до полного испарения воды, охлаждение производится под давлением.

Затеки необходимо сразу же удалить тампоном, смоченным водой. В тех случаях, когда проникновение воды вглубь склеиваемых подложек недопустимо, например, вглубь холста, подложку перед нанесением дисперсии следует покрыть раствором какого-либо полимера (Paraloid B-72) в неводном растворителе (ксилоле или спирте).

При соблюдении этих правил в максимальной степени реализуются возможности материала.

Области применения адгезивов класса акриловых дисперсий

Станковая масляная живопись — дублирование картин на новую основу (Plextol P5OO, Plextol D36O, Lascaux Acrylic Adhesive 498 -20x);

укрепление красочного слоя и его подклейка к грунтам, мягкое и жесткое шелушение, вздутия, расслоение и др. виды разрушений (АК-211, АБВ-16, Prymal AC-643, Hydro-Prymer 75O, Plextol D498 и D36O); контактное удаление поверхностных загрязнений с оборота холста с помощью пленки, сформированной из дисперсии с постоянной липкостью марки АК-215.

Предметы прикладного искусства — склейка фрагментов музейных предметов из фарфора и керамики(АК-231), археологической керамики (АК-256, АК-259, загущенные аммиаком), в качестве связующего композиций для восполнения утраченных фрагментов, заделки трещин и сколов, для контактного удаления загрязнений с поверхности керамики, мрамора, известняка, гипса.

Резной золоченый декор и полихромная скульптура — подклейка левкаса к деревянной основе, позолоты к левкасу, красочного слоя и позолоты к грунту (АК-211, АБВ-16, Lascaux Acrylic Adhesive 498, Plextol P55O).

Настенная масляная живопись — подклейка красочного слоя к грунту и штукатурной основе (АБВ-16, АК-211, АК-251).



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные