Расстановки по Хеллингеру: личный опыт. Все о "расстановках хеллингера"

Тренинги личностного роста, тренинги по активным продажам, НЛП в различных вариациях, предполагающие техники подстройки и присоединения, семейные расстановки по Хеллингеру – все это весьма действенные методы. И это безопасно работает в одном случае из 100, а то и реже! Потому что обезьяна с гранатой на порядок опаснее при большом стечении народа. Не зная природы происходящего, «тренеры» наносят непоправимый (почти всегда, так как куда идти «спасаться» не говорится) вред здоровью своих слушателей и клиентов.

Системные семейные расстановки по Хеллингеру – это не что иное, как временное одержание . В том самом мистическом (а на самом деле - научно объяснимом) варианте!

Существует обычное (многократно описанное в литературе и показанное в кино) одержание, представляющее собой устойчивое состояние психики, и одержание временное, имеющее при этом серьезные последствия в будущем. В процессе семейных расстановок происходит хрестоматийное одержание тела жертвы другой личностью.

Психологи, они как дети. Некоторые области человеческого знания очень инерционны. И если в начале XX века Юнг, Фрейд и иже с ними были весьма актуальны, то спустя сто лет природа Человека существенно изменилась! Помимо социальных проявлений принципиальное значение начинают играть другие «вводные», лежащие за пределами межличностных физических и социальных отношений. Человечество (в некоторой своей части) повзрослело. То, во что раньше можно было «играть», получая бесценный опыт, сегодня становится неприемлемыми процедурами, опасными не только для здоровья, но в отдельных случаях и для жизни человека! Все было тихо-мирно, пока тысячи выпускников психологических факультетов не занялись в массовом порядке такими опасными затеями, как ребефинг, глубокий гипноз и медитативные практики. То есть добрались до областей, лежащих вне физического тела и логического мышления.

С чем-то подобным мы, как специалисты по био-информатике, уже сталкивались в 90-х, «вытаскивая» людей из запредельных психо-энергетических поражений, полученных в тоталитарных сектах и на сеансах массового «целительства», которые проводились по телевидению, на стадионах и в домах культуры. Этот ужас (вместе с большинством «целителей») сошел на нет, и вот теперь мы имеем то, что имеем – новую напасть. Кто не спрятался, я не виноват!

Исторический факт: до революции 1917 года в среде столичной Российской интеллигенции были весьма распространены эзотерические забавы – спиритизм и прочее прикладное мракобесие. В моду вошли и «светящиеся кристаллы», которые престижно было выставлять в гостиных и спальнях… И не беда, что это была урановая руда и аналогичные радиоактивные радости. Сегодня получается такая же история: чего я не вижу (радиоактивное излучение), того не существует! И весело, с песнями «специалисты», у которых в генетическом роду четыре поколения атеистов, лезут на высокие уровни существования материи, совершенно не задумываясь о том, как оттуда, во-первых, вернуться обратно в тело, а во-вторых – что будет, если с тонких планов в одночасье рухнуть в «плотный мир». Попасть именно в «то самое тело» при семейных расстановках гарантированно не получается. Технику безопасности нужно знать!

В коммерциализированном обществе духовные практики превращаются в оружие массового поражения. Да и не только духовные. Мало кто знает, какие на самом деле последствия (на тонких планах существования мастери) имеют пластические операции. Так, к примеру, грудные имплантаты полностью блокируют высшие отделы эмоциональной сферы женщины. Её эмоции становятся гораздо более грубыми, провоцируются истерии, являющиеся проявлениями этого самого эмоционального голода. Равной как и «зеркало души» - лицо, становится абсолютно «мертвым» для стороннего наблюдателя после имплантации золотых нитей. Красивая кожа? Да! Но лицо больше просто «не работает»… Мы, как социальные экологи, вынуждены об этом говорить, а вот от представителей огромной индустрии красоты этого не услышишь – слишком большие деньги поставлены на кон, чтобы переживать о побочных (не явных) эффектах. Читаем Карла Маркса: «Нет такого преступления, на которое не пошел бы капиталист, если прибыль предприятия оставляет 300 и более процентов».

Вернемся к «семейным расстановкам». Это прикольно, но очень опасно. Мало того, что человек в процессе тренинга сталкивается с собственными высокочастотными проблемами прошлого, решение которых предлагается на самом низшем, телесном уровне физиологических ощущений (на самом деле – астральных). Так ведь неизбежно товарищ, «влезший в канал рода», получает массу вызревших к этому времени неразряженных проблем своих генетических родственников – живых, а главное, уже умерших! Это для чего ему такое «счастье» в концентрированном варианте?!

Так ведь никто не предупреждает!

Суть в том, что все эти «игры» запоминаются на макромолекулярном уровне жидкостей тела, на уроне ДНК, каждой клеткой. Известно же (благодаря опытам японского ученого Масару Эмото), что слово заряжает молекулу воды. В случае с энерго-информационными взаимодействиями в первую очередь от деятельности какого-либо оператора заряжаются макромолекулы крови. То есть кровь можно рассматривать как оперативное запоминающее устройство для многопроцессорной системы «человеческое тело».

Кстати, именно поэтому природой предусмотрена процедура очистки женского организма. Месячные – это избавление от энерго-информационных шлаков организма, предназначенного для вынашивания здорового плода. «Правополушарные», ощущенческие женщины собирают в миру весьма богатый урожай негативных программ. И чем болезненнее месячные, тем о большей степени энерго-информационных поражений может идти речь.

Но вернемся к рассмотрению вопроса о присоединении тела участника «расстановки» к личности неизвестного ему персонажа. Тело, настроенное на воплощенческую программу другой личности, начинает работать на неё, и в первую очередь наступает сильнейший отток жизненных сил с тела участника тренинга. Если играется роль умершего родственника – отток энергетики усиливается в разы! Это легко почувствовать по тому, как холодеют конечности и наступает неожиданная слабость. Это хорошо известно по участникам спиритических сеансов: повеяло холодом, руки свело (мозги давно уже свело), свечка даже задрожала… Такие вот «ужасы нашего городка» начинаются.

Чем профессиональнее «подсоединили» участников тренинга к отсутствующим персонажам, тем сложнее потом от них отсоединиться. На самом деле без специальных технологий – просто невозможно! Связь остается навсегда !!!

Те, кто вообще ничего не понимают в тех процессах, которые они запускают, сродни тем физикам, что спорили перед взрывом 300 мегатонной водородной бомбы на Новой Земле. Их интересовало: рванет ли в результате детонации весь запас водорода на Земле или нет. Было очень интересно. После того, как бомба там рванула, термоядерный синтез длился целых 30 минут, а сейсмическая волна обошла планету семь раз! На командном пункте был, мягко говоря, большой переполох, и с тех пор ядерные заряды мощнее 300 мегатонн нигде не производятся. Понятно стало, что - еще немного, и Апокалипсис гарантирован.

Что же принципиально не учитывается при гипнотических воздействиях и любых трансовых технологиях и, в частности, при так называемых «семейных расстановках по Хеллингеру»? - Это уже упомянутое одержание тела участника системной семейной расстановки чужим телом через синхронизацию (СО-ЧУВСТВИЕ) личностей. И из этого самого "чужого тела" участники семейных расстановок выходят либо с большими потерями в качестве своей жизни, либо даже не выходят вовсе! Они становятся хронически «зараженными» чужими личностями . При этом возможны такие же последствия, как и при прямом переливании крови. В частности – гепатит типа «В», при котором происходит поляризация клеток печени в «социальной плоскости».

«Системная расстановка» - полный аналог создания тех же связей, которые возникают при сексуальном контакте. Настолько же сильно соединяются энергетические оболочки людей. Одно обидно: своего «партнера» пострадавшие и в глаза-то никогда не видели! А срабатывает первый закон взаимодействия живых систем , гласящий:

Закон дальнодействия:

«Сила взаимодействия приемника и излучателя сигнала не зависит от расстояния между ними, а зависит только от степени их согласования».

Это – если играются роли живых людей.

Рис. 1. Закон дальнодействия.

Если же в ходе системных семейных расстановок по Берту Хеллингеру предлагается «примерить на себя» роль личности человека уже умершего, то в этом случае работает второй основной закон физики взаимодействия живых систем:

Закон памяти:

«Сила взаимодействия приемника и излучателя сигнала не зависит от времени, прошедшего со времени излучения сигнала до его приёма, а зависит только от степени согласования приемника и источника».

Рис. 2. Закон памяти.

Отсюда и чудеса: то говорят участники семейных расстановок от лица других людей, то совершают странные поступки. И так далее, и тому подобное. А всё от того, что в момент сеанса тело участника полностью подчинено воплощенческой структуре по тому вектору, на который оно руководителем настроено. Любым способом: трансовой технологией, гипнозом, коллективной терапией, методами системных семейных расстановок по Хеллингеру – никакой разницы нет. Во время таких подключений мозг тела работает по наведенной программе, и за счет его деятельности.

Поляризуются макромолекулы крови, формирующие и закрепляющие инициацию связи с посторонним объектом. Если связь особым образом не разорвать, то та личность, которая «погостила» на данном теле, теперь получает энергетический доступ к этому телу в любой момент времени. «Гостю» сливается и творческий потенциал, и жизненная сила «одержанного» тела.

Если говорить в терминах онтопсихологии, то после семейных расстановок по Хеллингеру или сеансов гипноза происходит активизация или модификация уже активного так называемого «монитора-отклонения». Выглядит эта процедура так: хочет человек что-то сделать, а не получается! То мотивация отсутствует, то поведение не соответствует обстоятельствам или вдруг может даже включиться реверс в шаге до результата…

Мы с подобным сталкиваемся на ситуациях с выпускниками широко разрекламированных бизнес-школ и тренингов, которые в игровом, «обучающем» режиме блестяще решают управленческие задачи, но, оказавшись перед лицом реальности, демонстрируют полную недееспособность на командных постах. У них, например, включается «ген бедности», и фирма, ими руководимая, неизбежно разваливается! Включение такое случается всегда, когда неподготовленный, тем более - «заигравшийся» (и оборзевший, честно говоря) «как бы профессионал» сталкивается с реальными энергетическими потоками. Интуиция у него отключается, а наработанная «логика» просто не успевает за скоростью реальной жизни. Сколько весит (реально) 800 000 долларов? Как эта сумма пересчитывается в автомобили и яхты?... Люди с ума сходят, бывает. Тело-то ведь включается в реальные энерго-информационные процессы, когда идет правда! А привыкшие к иллюзиям оказываются нежизнеспособными.

Как хороший компьютерщик, участвовавший в свое время в весьма специфических разработках для ВПК СССР, рассказываю, где «собака порылась»! Мы, как современные психоэкологи, смогли добиться реальных успехов только потому, что рассмотрели мозг человека как персональную бортовую ЭВМ, способную функционировать в разнородных физических средах. Полезно, оказывается, знать, что при отладке программного обеспечения компьютера, работа основной программы останавливается до тех пор, пока не отработала подпрограмма. На схеме это выглядит так:

Рис. 4. Деструктивное искажение личностной программы человека в процессе перехода на исполнение чужой подпрограммы в процессе системных семейных расстановок по Берту Хеллингеру.

Видно, что по окончании работы над подпрограммой процессор возвращается в исходную точку - ту, в которой была дана команда на начало обслуживания подпрограммы. Понятно, что время работы основной программы не соответствует линии линейного развертывания времени.

В случае с «одержанием» на ментальном теле человека (рис. 5), (в его прошлом) образуется фрагмент личностного «небытия», ибо в точку первичной стыковки с иной личностью никто его физиологию по окончанию сеанса возвращать не намерен.

Рис. 5. Изменение структуры тела 4-го измерения (памяти) человека после привнесения в него чужеродных личностно-телесных компонетнов по методу системных семейных расстановок по Берту Хеллингеру.

Более того: а вдруг так случится, что «личность», роль которой предлагается играть участнику тренинга, смещена в прошлое аж на два поколения? Это же какая пропасть при таком «инохрональном» внедрении образуется между «человеком ныне живущим» - его телом, проявленном миру в данный момент времени, и его геномом здоровья, первичной конфигурацией молекулы ДНК, находящейся в точке его зачатия? Ау, здоровье, где ты? - Тишина в ответ!

Кстати, то же самое происходит и у актеров, не выходящих из роли. Не случайно Шаляпин после того, как пел арию Мефистофеля, сразу же ехал в церковь, чтобы получить причастие, а затем отправлялся в кабак, где напивался до самой крайности, чтобы активизировать естественные процессы тела и затереть тем самым деструктивные программы, полученные от образа роли. Более того, если какая-то роль играется несколькими актерами в разных местах и в разное время, то их тела тонких мерностей сшиваются, как при групповом сексе!

Мы давно и понятно обо всем этом говорим: «Ребята, после того, как сыграли роль, в какой-то момент и себя, любимого (ую), надо вспомнить!». А не оставлять в себе чужие программирующие модули. Если их становится слишком много, то сработает закон Диалектического Материализма о переходе количества в качество! Пример – Владислав Галкин, «сгоревший» даже раньше критического возраста.

Степень промывания мозгов может быть различной. Тренинги активных продаж не отличаются по сути своей от «курса молодого насильника», если бы такой был. Разница лишь в том, что насилуется не тело, а мозг и кошелек покупателя. Но последствия не заставляют себя долго ждать. Или у продавца-насильника проявляются поражения, вызванные изменой человеком задачам воплощения собственного Духа, либо, что случается чаще, «опытный манипулятор» «получает по энергоинформационному лицу» от покупателя, которому чисто принципиально не нравится, когда его насилуют в денежном эквиваленте. Итоги – гаймориты, проблемы со зрением, несчастные случаи… Сила действия неизбежно равняется силе противодействия. Личность должна быть целостной. Иногда нам её серьезнейшим способом приходится восстанавливать.

Мы говорим о том, что «семейные расстановки по Хеллингеру» - хороший способ показать возможности человека. Но нельзя же говорить людям о том, что это очередная панацея решения их проблем! Кто-то хочет таким образом найти источник своих страхов, решить проблемы в межличностном общении, кому-то просто интересно. Но за все удовольствия приходится платить, а подлинная цена участникам, как правило, неизвестна!

С другой стороны, всем говорят, что с «наперсточниками» на рынках и вокзалах играть не надо – выиграть все равно не получится. Но смотришь – сплошь и рядом постоянно находятся желающие «померяться хвостами». Есть правило серьезного исследователя: «Не ввязывайся в игру, правил которой ты не знаешь! »

Два десятилетия работы в области энерго-информатики мозга и тела дают нам, специалистам психо-экологам, право квалифицированно указывать, насколько подобные «игры» опасны для жизни в целом, а также для карьеры и творчества в частности. Надо же хотя бы минимально понимать природу вещей и явлений, с которыми потребитель платных услуг вступает во взаимодействие. А чтобы понимать, надо, как минимум, поинтересоваться.

Хотите узнать намного больше по этой теме ?
Скачайте эти DVD прямо сейчас с нашего сайта

Алина Фаркаш представляет новую рубрику, героини которой анонимно(и потому откровенно) рассказывают, как им удалось решить свои личные проблемы с помощью психологов и психологических техник.

  • ПРОБЛЕМА: ДЕТСКИЕ ОБИДЫ НА МАМУ.
  • МЕТОД: РАССТАНОВКИ ПО ХЕЛЛИНГЕРУ.
  • СКОЛЬКО СЕАНСОВ: ОДИН.
  • СТОИМОСТЬ: 3 500 РУБ.

Знаете, все всегда считали, что у меня идеальная мама… Она красивая, веселая и современная. Мои подружки всегда бегали к ней советоваться и разговаривать« за жизнь». Только я ей не рассказывала ничего и никогда. Я, в общем-то, тихий флегматик, и единственный человек в мире, который может за десять секунд довести меня до истерики и хлопанья дверьми, — это моя мама.

Как у нас не получалось разговора

Моя благополучная мама все детство меня била. Я была домашней девочкой, счастьем жизни которой было забиться в угол с книжкой, хорошо училась, ни разу не ушла никуда без звонка, до сих пор(до 29 лет!) не пробовала ни водки, ни сигарет… За что меня бить?

Мне нужна была причина. Я долбала маму этим« за что?», мама в ответ кричала про мое равнодушие и про то, что я ее никогда не понимала. Я орала, что я не знаю, чем я могла ей помогать в три года, когда она меня впервые…

Маму я, несмотря на все, люблю. И она меня тоже. Но обида была сильнее: вопрос« за что?» выжигал мозг, я не знала, какой ответ хочу получить, и продолжала его задавать с упорством маньяка. Мама с тем же упорством взрывалась. Я ходила к психологам, одни призывали простить, другие — прекратить« разрушающее душу общение с мамой», но никто не отвечал, почему, черт возьми, мама меня била.

Как все обливались слезами

На расстановках по Хеллингеру я оказалась случайно. Начиталась в блогах историй, увидела объявление о том, что на расстановки приглашаются заместители, и решила посмотреть. Все проходило в центре Москвы: небольшая комната с диванами по периметру, десять человек, психолог-ведущая. В центр выходил человек, для которого делали расстановку, рассказывал о своей проблеме. А ведущая предлагала выбрать из присутствующих заместителей участников конфликта. Иногда это были реальные люди, иногда уже в процессе расстановки психолог просила добавить к действию умерших бабушек или нерожденных детей героя. Дальше все было очень странно: свеженазначенные родственники ходили по комнате, ссорились, отказывались общаться, обвиняли друг друга и пытались вновь сблизиться. Ведущая мягко направляла заместителей, задавала им вопросы, просила описать свои чувства. Тот, для кого делали расстановку, сидел и обливался слезами: «Да-да, папа всегда разговаривает со мной так!» Или: «Откуда вы знаете, что бабушкин брат умер в тюрьме?» А потом все стояли обнявшись и хором рыдали. Я смотрела и думала, что все притянуто за уши. Что люди видят то, что хотят видеть. И непонятно, как это может помочь.

Как у мамы появился заместитель

Сама не знаю, почему я во время перерыва подошла к ведущей и попросила провести расстановку для меня. Меня трясло до нервного заикания. Мне было страшно услышать от заместителя то, что я всегда боялась услышать от мамы. Ту, кто мог бы исполнить ее роль, я приметила давно — красивая полная блондинка с ласковым лицом. Удивительное сходство с оригиналом!

Дальше начались чудеса: маленькая брюнетка, которая была мной, бегала по комнате и забивалась в угол(откуда она узнала?), «мама» гонялась за ней и пыталась прижать к себе. «Я знаю, ей нравится быть одной, но ничего не могу с собой поделать, мне так хочется ее обнять!» — объясняла« мама», и я покрывалась потом от того, как все было похоже на мою реальность.

« Вот видите, — сказала ведущая, — она вас действительно очень, даже слишком любит. Да, она нарушает ваши границы, но по-другому она не умеет». То, что она меня любит, я и так знала: «Спросите ее, почему она меня била». «Мама» стала рассказывать, как она устает и как ее никто не любит — в пугающе знакомых выражениях и интонациях. Ведущая попросила девушку, изображавшую меня, сесть, а меня — встать на ее(на свое!) место. Точнее, залезть на стул и посмотреть на «маму» сверху. «Из такого положения вам тоже хочется задавать ей подобные вопросы?» Мне стало неловко: «мама» казалась маленькой и беззащитной. Но желание найти ответ был сильнее неловкости. Меня трясло, я повторяла, как заведенная: «Почему! Ты! Меня! Била!» «Мама» кричала на меня в ответ. «Хотела — и била», — вдруг прервала нашу истерику ведущая. Я захлебнулась на полуслове. А она продолжила: «Скажи ей, что ты ее мама и что тебе лучше знать, как обращаться со своим ребенком. Что у тебя было плохое настроение или ПМС… Это совсем не ее дело». «Мама» мне это послушно повторила. И в этот момент мне вдруг стало легче. Потом, когда я обдумывала все произошедшее, я поняла, что ведущая сняла с меня груз ответственности. Это не я сделала что-то настолько плохое, что любящая и любимая мама была вынуждена бить меня, а у нее был ПМС. Или ей просто так захотелось. Я тут ни при чем. Я была маленькой и никак не могла повлиять на ситуацию.

Но в тот момент я стояла на стуле, ошалело смотрела на «маму» и повторяла: «Ну почему тебе этого хотелось?» Она вдруг сказала: «Я никогда не хотела других детей, только такую, как ты. А ты… Ты никогда не подпускала меня к себе». И шепотом добавила: «Мне и сейчас хочется тебя обнять». И вдруг сложился пазл: мама всегда говорила, что мечтала о невысокой сероглазой брюнетке, как боялась родить« не того» ребенка, как была счастлива, когда я получилась именно такой, как она придумала. Как я мечтала о братике, но она отказывалась рожать кого-нибудь еще: то у нас ремонт, то у дедушки инфаркт, то ей надо защитить диссертацию∂, то мы копим на машину… Я слезла со стула и обняла мамину заместительницу. Мы с чужой блондинкой стояли и рыдали. Я подняла голову: плакали все. Кажется, эта история оказалась актуальна не только для меня.

Как мы сходили на маникюр

Меня попросили два месяца ни с кем ничего не обсуждать. Я и не обсуждала. Но по пути домой я набрала мамин номер, и мы впервые за много лет нормально поговорили. Ее как будто заколдовали — она ни разу не обвинила меня в равнодушии. А я не припоминала ей детских обид. Мы даже договорились вместе сходить на маникюр! И сходили. Я не знаю, правда ли то, что мне сказали на том сеансе, я даже думаю, что со стороны это казалось таким же наигранным и притянутым за уши, как и остальные расстановки. Но я получила ответ на свой вопрос. И мне стало легче. И маме стало легче: мы ведь на самом деле очень любим друг друга.

«Я понимаю, что меня разводят. Только не могу разобраться, как именно», - так сказал директор одной фирмы, когда увидел, как совершенно незнакомые ему люди двигаются по залу и говорят слова, слишком похожие на правду. Пока он называл этих людей именами своих сотрудников и расставлял их на ограниченном стульями пятачке, он понимающе улыбался: «Да, ребята, я столько участвовал в разных играх. Давайте поиграем. Я объясню Вам, что здесь не так». Постепенно, по мере развития действия в центре зала, его лицо меняло выражение.

Победоносная уверенность таяла, открывая растерянность и озадаченность. Откуда эти люди, которых он видит впервые в жизни, знают такие подробности о взаимоотношениях и ощущениях его сотрудников. Ведь даже с помощью шпионажа, на который не было ни времени, ни средств, невозможно узнать так много, вплоть до интимных подробностей личной жизни и скрытых черт характеров. Он признался в том, что никак не мог взять в толк, как участники группы выучили все роли, ведь назначал* он их сам, в произвольном порядке. Так и не найдя ответа, он загорелся детским любопытством: «а скажите-ка еще…». Да так, что пришлось останавливать и напоминать, по какому вопросу он пришел изначально.

*Назначение - заказчик расстановки называет выбранного им любого участника группы именем кого-то из членов своей системы (или объектом своей внутренней структуры). /прим.авт./

Этот директор прошел несколько типичных стадий знакомства с системно-феноменологическим методом Берта Хеллингера (далее - метод Хеллингера), который на территории СНГ, с легкой руки переводчицы Ирины Беляковой, получил название Семейная Системная Расстановка или Системная расстановка, так как метод уже вышел за рамки семейной терапии.

Вот примерная последовательность этих стадий:

  1. Недоверие.
  2. Желание разобраться (разоблачить).
  3. Удивление, доходящее до изумления: «откуда они знают?!»
  4. Тупик, недоумение, растерянность, смущение (иногда стыд, страх).
  5. Радость открытия при виде решения, облегчение, надежда на будущее.
  6. Ожидание чуда.
  7. «Это так просто, хочу всего и побольше».

Кто-то может пройти все шаги, кто-то - их часть. Некоторые шаги могут промелькнуть слишком быстро, на других человек может застрять надолго. Но обобщенный алгоритм приблизительно такой. И недоверие может оказаться подчас перспективнее, чем избыточный оптимизм в стремлении исполнить любое желание. Поверхностное отношение к тому, что заключает в себе дивную силу, еще не изученную и в малой толике, может принести вред больший, чем ожидаемая польза.

Это не просто метод - это явление народу феноменологии в действии. Никаких загадочных слов и умопомрачительных рассуждений - назвал и поставил. И получил информацию! Это шокирует, удивляет, смущает, радует, восхищает, вызывает негодование, но почти никого не оставляет равнодушным. Поэтому армия желающих пользоваться этим методом в качестве либо заказчика, либо специалиста стремительно растет. Всего 5 лет назад в Интернете можно было встретить 2-3 упоминания о посещении Хеллингером Москвы. Сегодня - 29 тыс. страниц с предложениями услуг и обсуждениями. Книги Хеллингера и других специалистов в системной терапии можно встретить в каждом отделе психологической литературы.

В виду такого количества публикаций и массовой наполненности всевозможных ресурсов, мы не будем останавливаться на подробном описании того, что уже многократно описано. Мы предлагаем зайти с неожиданной стороны и рассмотреть метод со всей искренностью, изначально присущей ему самому. Возможно, наша публикация вызовет нарекания в кругах, ратующих за непогрешимость. Однако мы считаем, что проблемная постановка вопроса ведет к открытию новых направлений, расширению горизонтов и углублению понимания. А это мы видим своей главной задачей в продвижении любимого нами метода. Со всем почтением к основоположникам, коих чтим всей душой.

Природа этого явления не имеет научной базы.

Это действительно так. Опуская теоретизирования на темы: Фрейд - подсознание, Юнг - коллективное бессознательное, Эйнштейн - квантовая физика, Вернадский - ноосфера, - все, что можно предложить логической стороне ума, просто посмотрим на происходящее взглядом стороннего наблюдателя. Обычные, ничем не отмеченные люди, просто называются именами. Например, «ты - мой дедушка»**.

**Это не ролевая игра, не имитация и не дублирование, хотя, возможно, психодрама, как групповая работа, могла вдохновить Хеллингера именно на такую форму. /прим. авт./

После того, как их назначили, люди, они же заместители, просто ставятся в зале. И потом они начинают чувствовать и преживать то, что не принадлежит им, то, что принадлежит чужой системе. Они не под гипнозом, они совершенно четко осознают себя, но, в то же время, реально чувствуют нечто иное: чувства, связи, отношения, события, которых они доселе не знали. ОТКУДА и КАК в них берется информация? И, самое главное, ПОЧЕМУ этой информации можно верить?

«Общая душа» - говорит основатель метода Берт Хеллингер. Это ничего не объясняет, кроме того, что мы многого не знаем. И потому метод называют феноменологическим***.

***Феноменология - беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт. /википедия/

Так что же, вот он, этот самый опыт познающего сознания!? Но все равно вопрос остается: почему этому можно верить? И где гарантия, что следующие после правды слова, тоже правдивы? «Что есть истина?», - спросил Пилат. И не получил ответа, и умыл руки. А для обычного человека главным останется его «я». Либо я верю, либо нет. Это даже не религия. Это похоже на веру, основанную на экзистенциальном опыте, и потому нерушимую. Я в это верю, потому что опыт моего личного переживания говорит мне, что это так, раз за разом. Я убеждаюсь, что чувствую НЕЧТО и это уникально, и я могу это наблюдать. При этом мне говорят, что это не принадлежит мне, и меня это успокаивает. Я могу переживать все что угодно без опаски - ведь это «не мое». Еще больше придает уверенности то, что мой опыт подтверждается схожими переживаниями других людей рядом со мной.

Хорошо, а что, если это внушение? Массовый гипноз? Секта? Я верю тому, что переживаю, но люди под гипнозом тоже верят. Правда, после выхода из гипнотического транса, человек не помнит, что с ним происходило, мое же сознание сохраняет все ярко и отчетливо. Я не перестал быть собой, я расширил свое представление о своих возможностях и о мире вокруг меня. И больше того, я вдруг понимаю, что могу это чувствовать и за пределами семинара, без группы и ведущего. Я в принципе могу чувствовать состояния и эмоции тех людей, с которыми общаюсь. И я умел это всегда, но раньше не обращал внимания. Да, есть множество историй, как кто-то чувствовал то, что происходит с близкими, на огромных расстояниях. Оказывается, можно чувствовать не только близкого, а практически любого человека. Вот, беседуют двое рядом со мной, улыбаются. А я чувствую - напряжение. Вот сотрудница подходит с вопросом, а я чувствую - переживание ребенка перед родителем. Это - не фантазия, это - реальность.

Но вопрос остается: насколько я могу доверять самому себе, когда чувствую другого человека? Насколько я могу верить каждому отдельному заместителю в каждом конкретном случае?

Вред №1: мысли, а точнее домыслы заместителей.

Чувства истинны, но «мысль изреченная есть ложь». Выводы может делать тот, кто наблюдает и видит систему целиком. Выводы же отдельного заместителя не только бессмысленны, но и вредны. Они могут исходить, и исходят обычно, из ценностей, мировоззрения и способа мышления именно этого человека, личности. Для истинной же картины необходимо, чтобы личность отсутствовала, и мы бы получали информацию о состоянии объекта и его отношениях к другим объектам в чистом виде****, без искажений оценкой и выводами. Заместителей, которые слишком много говорят (как правило, самоутверждаясь в этом), надо обучать выдавать правильную информацию, или менять на тех, кто может не думать, а чувствовать и наблюдать за чувством. Сюда же, к домыслам, можно отнести и показательные переживания «на публику». Все эти попытки перетянуть одеяло на себя, проявить себя главным в расстановочном процессе, могут свести на нет работу остальной группы.

****Справедливости ради отметим, что в идеальном чистом виде мы пока что получить информацию не можем, при нынешнем состоянии человека, как информационного канала. Поэтому, когда мы говорим о чистоте, то имеем в виду информацию, максимально свободную от оценочного воздействия личности.

Хорошо, мы убедились, что метод реален, т.е. с его помощью можно получить уникальную информацию о системе человека, при условии, что ведется правильная работа с заместителями. Но возникает следующий вопрос.

Полезно ли это все, на самом деле, для заказчика?

Есть несколько разновидностей этого вопроса: Это не работает. Это работает не так. Это может быть опасно. Это может быть как полезно, так и опасно. И в таком случае, чего больше? Вреда или пользы?

Мы получили информацию от заместителей в системе, расставленной здесь и сейчас. Заказчик (клиент), практически всегда, увидев, что там на самом деле происходит, задает вопрос: «Что же с этим делать?». Собственно, он потому и пришел, что хочет что-то «с этим» сделать. И вот тут начинается множество вопросов от «имеем ли мы право вмешиваться?» до «почему именно так?».

Если говорить о политике невмешательства вообще, то на самом деле невозможно жить в этом мире и не вмешиваться в него. Мы вмешались уже при рождении. И каждый наш шаг, каждый выбор, который мы делаем, каждая мысль - это вмешательство в мир, в окружающую систему, точнее наше взаимодействие с миром. Метаболизм с окружающей средой - это условие жизни. Попытки повлиять на ход событий и истории, изменить окружающее пространство на более комфортное, всегда были присущи человеку и человечеству. И в личной жизни, чтобы улучшить отношения, люди стараются угождать или наказывать, чтобы что-то исправить в теле, обращаются к врачам, чтобы повлиять на духовную сторону жизни - читают молитвы, аффирмации, ходят на тренинги и покоряют вершины. И то, что сейчас нам открылся этот необъяснимый метод - может быть и это не случайно? Это следующий шаг в нашем взаимодействии с миром. Тогда надо учиться делать это правильно. А что такое правильно? И чем чревато неосторожное воздействие?

Тем, кто не видел фильм «Эффект бабочки», советуем его посмотреть как учебное пособие по взламыванию мирового порядка. Герой фильма все время хотел исправить ситуацию, сделать как лучше. И чем дальше, тем ужаснее были последствия. Особенно гениальна режиссерская версия фильма, которую Голливуд отверг (не хватило видения у продюсеров). Там выход был в том, что герой вообще не должен был родиться, ибо его рождение - это желание родителей, преодолевших запрет высшей системы.

А как в жизни проявляется этот «Эффект бабочки»? Вы удалили папиллому, а через 10 лет вам ставят тяжелый диагноз. Вы попросили вечного счастья для близкого человека, и вдруг он погиб в аварии. Вы группой помолились за страну, а на другом конце мира упали два небоскреба. Совпадения?

Может, лучше вообще ничего не трогать, ни к чему не прикасаться и никуда не вмешиваться? Увы, знаете ли вы последствия своего неделания? Отказ от действия, где ты мог сделать и побоялся - это тоже действие.

Выходит, мы обречены жить и взаимодействовать с системой, и вмешиваться в нее каким-то образом, создавая что-то лучшее или худшее, или просто иное. А вот что привносит в это взаимодействие метод Хеллингера? Не увеличивает ли он опасность?

Ответ простой: Если метод эффективный, то он может и навредить. Если он безопасный, то он не эффективный. Потому что мы не можем истолковать эффект ни в какую сторону, не зная до конца, где плюс, где минус, делая выводы с высоты своих сегодняшних пониманий, даже если считаем их очень высокими.

И в самом деле, насколько мы имеем право наводить порядки (одна из первых книг Б. Хеллингера по системной расстановке так и называется «Порядки любви») там, где не мы их нарушали? И кто сказал, какой порядок правильный? Почему надо слушать в этом мнение Хеллингера, который на многих читателей наводит ужас своими радикальными фразами. «Еврейский народ только тогда найдет мир с самим собой, своими арабскими соседями и со всем миром, когда каждый еврей прочитает молитву за упокой души Гитлера.» (Хеллингер, “Mit der Seele gehen”, 2001, стр. 50) - за это высказывание его называли фашистом. «Муж — всего лишь громоотвод, он вовлечен в динамику, потому что они все вместе действуют против него» (Г.Вебер. Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера, М. 2002, стр.80) - это об инцесте между отцом и дочерью. И вообще в инцесте, по Хеллингеру, виновата мать. А первая жена важнее нынешней. И младший ребёнок наименее важный в семье. А за зло надо отвечать злом. И сила находится у убийцы, убийца - первый, кого надо принять в свое сердце. Кошмар, что ж это за бесчеловечные порядки? Может, наш народ сошел с ума, что принимает «на ура» этого немца с его надуманными правилами?

Но те, кто видел Берта Хеллингера, почему-то не ужасаются, а восхищаются. Почему? Снова гипноз? Как писали в интернете: «пришел человек посмотреть, его и завербовали»? А может дело все в том же: его метод - не теория? Бесполезно пытаться описать всю полноту таинства встречи с запредельным, т.е. с тем, что за пределами обыденных представлений.

И фразы Хеллингера часто звучат провокационно, потому что именно провокация дает возможность выявить противоречие, живущее внутри человека, пережить то, что не принималось и обнаружить, что стал видеть больше, чувствовать глубже и понимать иначе? Осознание противоречия, решение парадокса - это и есть решение в кризисной ситуации. Умение принимать противоположные точки зрения - это и есть настоящее приятие. Когда человек смог перешагнуть свои собственные ограничивающие рамки, он переходит на уровень выше, и тогда ему открывается, то, что связывает противоречивые части, общий смысл, который Хеллингер назвал энергией любви. Может потому так много людей идет за его методом, что все стремятся к одному и тому же? К любви… И тех, кто пережил море любви в точке разрешения конфликта, поток энергии жизни, заблокированной много лет, тех не запугать «неправильными фразами». Тем более, что эти фразы часто вырываются из контекста, а общий смысл так и остается непонятым.

Лишь бы только поклонники Берта Хеллингера не канонизировали его живое течение Духа в мертвый свод правил. Момент истины жив только один момент. В следующий момент - это уже не истина.

И все же… и это понимание не делает нас всемогущими. Не дает возможности получить то, что мы с высоты муравьиной значимости ожидаем. Но что это нам дает? Ведь сколько мы тут не понапишем, а заказчик ищет чуда и хочет решения! «Любви? Хорошо, давайте любви! Я согласен!». А что будет с тобой потом? «Всё будет хорошо!». Но мы никогда не знаем, какой получим эффект бабочки. Система меняется так, как может и должна. Единственное, что мы на самом деле можем благодаря гениальной находке Хеллингера - получать системную информацию от заместителей - увидеть проблемную зону и выйти на точку напряжения. И то не всегда, а только если правильно эту зону обнаружили и вышли именно в нужную точку (об этом подробнее в следующей статье). Если это получилось без потери информации и энергии, то вы можете сделать одно движение - как стрелочник, переводящий стрелку. Одна фраза, взгляд, истина в этом моменте - и паровоз перешел на другой путь. А что ждет на этом новом пути? Расстановка хоть и системная, но, в любом случае, вы сможете увидеть только часть системы.

Вред №2. Системная расстановка реально вносит изменения в жизнь и вам приходится сталкиваться с тем, что вы не знаете!

Если бы мы всегда избегали этого, то не занимались бы сексом, не шли на новую работу, не рожали и не рождались бы. Жизнь - это столкновение с тем, чего я не знаю (и смерть тоже). И когда человек хочет что-то изменить, и он уже убедился - то, что он делал раньше, его не устраивает, и там он не может больше находиться, то тогда он готов встретиться с чем-то неизвестным. И только внутри него есть этот сигнал - пора, вперед! Если это можно сделать не вслепую, а с помощью метода, дающего больше видения, метода, который помогает осознанно преодолеть препятствие, то почему бы этим не воспользоваться?

Да, почему? Почему в людях так сильно сопротивление изменениям? Они защищают самих себя, привычных и знакомых себе, от того «Я», которое может быть опасным. Это защита от своей «тени», запрет заглядывать на темную сторону луны.

Преодоление внутренних барьеров связано с теми тайнами и глубоко спрятанными травмами, которые человек хранит за семью печатями. Чтобы освободиться от того, что держит, необходимо взглянуть в глаза своему страху, своему подавленному чувству. И больше того, мы не просто открываем запретную дверь прошлого, но и предлагаем человеку пережить его заново, что бы там ни оказалось: стыд, боль, унижение, кошмар, ненависть. Само по себе это задание не из легких, но, к тому же, сверху накладываются социальные запреты. Большинство современных людей привыкли подавлять свои чувства и контролировать эмоции. Непосредственный эмоциональный всплеск на глазах окружающих - это уже поступок. И даже решившись на него на семинаре, после, в привычной жизни человек может чувствовать себя растерянным - он уже не может носить прежнюю маску, но не умеет вести себя непосредственно.

Еще одно проявление этих изменений - смена окружения. Вас могут бросить старые, казавшиеся неизменными и незаменимыми, друзья, или Вы оставите их, потому что играть в старые игры уже не интересно. Может измениться семейное положение, причем, в любую сторону. Вы можете оказаться ввергнутыми в кипение страстей или в полосу отчуждения. И все это не всегда вызывает восторг, хотя направление изменений может быть позитивно в будущем, но стресс приходится пережить сейчас.

Вред №3. Системная расстановка проявляет скрытые чувства. И с этим потом приходится жить.

Приходится перестать быть роботом и возвратиться к жизни, где есть как радость, так и боль, как восторг, так и страдания.

Такой резкий переход пугает не только заказчика. Представьте, что именно Вы проводите расстановку и ваш клиент впадает в истерику при виде открывшейся картины. Что Вы при этом испытаете? Нормальная человеческая эмпатия может привести к тому, что и Вы окажетесь близким к истерике. И тогда ведущий уже ничего не ведет, процесс никем не наблюдается, и в каком тупике все оказались, никому не известно. Или Вы захотите помочь, облегчить его страдания, утешив, объяснив, что все не так страшно? Тогда Вы уводите человека от решения, выступая в роли спасателя и утверждая его в роли жертвы. Заказчик утверждается в том, что его проблем так тяжела, что никому не под силу, попросту не решаема.

Нам приходилось слышать мнение заслуженных специалистов о том, что не надо разрешать клиенту испытывать слишком тяжелые эмоции. Но как ведущий измерит тяжесть эмоций? Почему он берет на себя право решать степень эмоциональной тяжести и меру допуска? При таком подходе необходимо не искать точки напряжения, а тщательно обходить их, чтобы избежать нечаянного взрыва. Тогда можно часами наблюдать бесцельное хождение заместителей по залу. Дошедшая до изнеможения группа уже не в состоянии ни чувствовать реальные переживания, ни реагировать, ни выдавать информацию. А заказчик рад любому завершению и уже потому чувствует облегчение. Слава Богу, долго мучились, есть надежда, что что-то получилось. Но тогда, что это было? В чем смысл длительного процесса? Если узел не развязан, то решения нет.

Еще интереснее частичный вход в проблемное пространство. Сделал три шага навстречу препятствию - стоп. Остальное сделаешь через месяц. Возможно, для кого-то очень важно считать себя настолько проницательным и могущественным, и думать, что он может контролировать процессы течения энергии и регулировать их, как подачу газа в газопроводе. Но в чем истинный смысл контроля? Чего же боишься ты сам, расстановщик?

В одном научно-фантастическом рассказе был такой диалог двух пришельцев:

Отчего люди такие нервные?

Они думают, что все могут, и они постоянно боятся, что у них не получится.

Есть еще такой термин, как экология. Насколько экологичны изменения после интервенции в живую систему с помощью специалиста? Строго говоря, они вообще не экологичны при любой степени интервенции. Эффект бабочки: достаточно самого малого воздействия для получения непрогнозируемого результата разрушительной силы.

В то же время, раз наставники и прочие дипломированные знатоки человеческих душ существуют, то они тоже часть системы, значит экологичны изначально.

Дзен-мастера били учеников, стремящихся просветлеть, палкой. Ученик мог просветлеть или умереть. Это считалось в тех кругах экологичным и никто это не оспорил до сих пор.

Врачи наблюдают за страданиями пациента после операции без содрогания. Это считается нормальным и экологичным. А наркоманам и вовсе предлагают испытывать дикие муки во время лечения, и ломка в процессе выздоровления также считается экологичной.

Ответственность за результат и ее разделение.

Кому и насколько человек доверяет себя любимого? Что он ищет, когда обращается за помощью?

Как мы говорили выше, если ищешь эффективное решение, то без риска не обойтись. Если ищешь безопасность - не стоит надеяться на эффект. Опасность, напомним, заключается в изменении качества жизни. Поэтому есть две большие разницы. Либо мы играем в игры: умные, психологические, веселые, детские и разные, лишь бы безопасные. Либо ответственно принимаем решение и следуем туда, где таится неизвестность будущего, даже если страшно и не совсем комфортно. Мы не оцениваем, какой выбор правильный. Для каждого важно что-то свое и дело не в желании преодолевать трудности. Игра может быть сложной и серьёзной, а решительный шаг в реальность вдруг окажется легким и приятным, или наоборот. Но всегда есть существенное различие: кто-то выбирает игру, а кто-то встречу с жизнью.

Для того, кто ищет игру, есть опасность встретить расстановщика, который столкнет его с реальностью. Это просто караул! Встреча с тем, чего человек видеть не хотел и даже не собирался - как убийственный удар палкой. К просветлению не готов - получил психологическую травму.

Для того, кто ищет реальное решение, есть опасность попасть на расстановщика, который вроде бы и показывает истину, но при этом избегает выхода на нее лицом к лицу. И кажущийся уход от опасности на самом деле может обернуться большим вредом. Человек уже искал ответ, значит, внутренне знает, что это важно. Он был рядом и не получил его. Следующая встреча с тайной может состояться в реальной жизни, которая не особо церемонится в методах воздействия. И удары бывают не только неприятные, но и непоправимые. Жизнь часто не оставляет второго шанса и учит нас совсем «неэкологично».

Примеры. Сын уходит из жизни за отцом, которого не смог вовремя принять.

Женщина из двух решений: следовать за больной матерью или жить счастливо, осознано выбрала первый вариант и через полгода ее не стало.

Есть и другие примеры. Пять лет назад мужчина в возрасте «за сорок» пришел с запросом «не хочу жить», и он на самом деле уходил, как показала его расстановка. Интервенции и другие попытки повернуть его к жизни не дали результата. Тогда ведущий (Зелинский А.В.) просто открыл ему то, что происходило, после чего предложил прийти домой и написать завещание. Это не было легким решением ни для ведущего, ни для клиента. И только то, что клиент поверил в серьёзность ситуации, позволило системе развернуться на 180 градусов. Этот мужчина жив и для него все поменялось. Но никто в момент расстановки не мог дать никаких гарантий.

Все поменялось и для четырехлетней девочки, мама которой буквально прибежала с криком о помощи. Ребёнок две недели находился в реанимации, и врачи были бессильны помочь. Вместо того, чтобы дежурить у постели ребенка, мама пришла на расстановку и поклонилась своим не родившимся семерым братьям и сестрам. Это было решение, в которое она поверила. Она сказала заместителю дочери: «Спасибо, что ты показала мне их. Ты все сделала правильно». Через 15 минут после этой фразы, на другом конце города, в реанимации, девочка открыла глаза и попросила конфету. Через два дня ее выписали из больницы.

Невозможно сосчитать все потрясающие истории, каждая из них уникальна. Наш опыт показывает, что мы не в силах управлять жизнью и смертью. Мы ничем, по большому счету, не управляем, но нет другого правильного действия, кроме как открыто взглянуть в глаза реальности, признать истину в точке напряжения, там, где она рождается в ослепительной вспышке осознания. Что после этого последует, куда повернется система? Это зависит не от нас. Наша задача - быть проводником в реальность для заказчика, двигаться вместе с энергией его системы, и с уважением принимать любой выбор.

Мы снова перекликаемся с темой о вмешательстве в жизнь и этике этого вопроса. Нет людей, которые не вмешивались бы. Но некоторые так боятся столкновения с жизнью, что ищут специальных разрешений для этого, оставаясь как бы в безопасности. Но ни диплом, ни сертификат не дает гарантию от нанесения вреда. Или от неделания пользы. Разве что индульгенцию, причем не духовную, а социальную.

Сертификат - это ни хорошо, ни плохо. Но проблема выбора специалиста остается.

«…чтобы убедиться в том, что Достоевский — писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение?» (Булгаков, «Мастер и Маргарита»).

Наверное, герои Булгакова правы. Чтобы определить писателя, нужно прочитать, что он пишет. Чтобы определить, доверяешь ли ты себя специалисту, необходимо увидеть, как он работает. Нет единого правильного критерия, объективного правила. Все зависит от того, чего ищет Ваша душа именно сейчас, на каком этапе своего пути Вы находитесь (можно позволить себе играть или есть готовность к чему-то серьезному), из чего приходится выбирать и что подскажет Вам внутренний голос. При этом ответственность заказчика в том, кого он выберет себе в расстановщики (по Хеллингеру, помощники), и как примет результат расстановки. Ответственность же за проведение процесса лежит целиком на ведущем.

Вред №4. Отсутствие критериев правильного выбора. Зависимость результата системной расстановки от условий ее реализации: специалист, время, обстоятельства.

Вред №5. Ничего однозначно определенного в этом методе нет. И попытка довести феноменологический метод до схематических операций может не только свести на нет все его преимущества, но нанести вред.

Например, есть правило, практически аксиома - следовать за системой, которое вроде бы очень правильно, что мы охотно поддерживали выше. Есть очень хорошая мысль Хеллингера, что энергия течет там, где истина. И вот наблюдается такая тенденция у многих расстановщиков: они просят заместителей сделать интервенцию из их точки системы, т.е. предлагают: «скажи то, что бы ты хотел сказать тому объекту (той фигуре)». Здесь происходит подмена истины человеческими заблуждениями и попытка расстановщика спрятаться от ответственности под маской следования. Только следуют они не за энергией системы, а за усилением проблемы, которую озвучивают заместители. Какой смысл в системном методе, если решение ищется изнутри проблемы? Заказчик и так находится там. Кроме того, о мыслях заместителей мы уже писали - там не только нет истины, там еще и домысливания. В итоге есть опасность получить иллюзорное решение, которое многократно утвердит и подтвердит существующее положение вещей, усилив скрытую причину проблемного состояния.

Также тщетны попытки составить и выучить наизусть список разрешающих фраз, найти схему безошибочных действий на все случаи жизни.

Задача и ответственность ведущего - находиться над системой и вне ее, одновременно чувствуя течение ее энергии. Это не пассивная роль. Она должна быть активна в наблюдении и восприятии, и при этом ненавязчива. И опыт ведущего, очень важный для его профессионализма, никогда не должен мешать непосредственному восприятию из состояния «незнания». Чтобы находится в этом состоянии мало иметь желание, амбиции или дипломы. Для этого необходимы постоянные практические тренировки. (Подробнее о роли и задачи ведущего, а также о технике проведения эффективного расстановочного процесса планируется рассказать в следующей статье).

Применение метода Хеллингера настолько просто и естественно, что он входит в обычную, повседневную жизнь все шире и неудержимее. Этот поток невозможно остановить. Источнику не нужно спрашивать пути. Сколько не ставь на его дороге запрещений, ограничений и как ни пытайся его поймать и стать единоличным владельцем воды, он все равно растекается, просачивается и избирает свои дороги. И предостерегающие крики о том, что надо спросить разрешение, где течь и откуда пить, скорее вызваны желанием сконцентрировать на себе власть и финансы, или же страхом их потерять.

Мы иногда переоцениваем возможности своих знаний. Система всегда мудрее и сильнее наших желаний, предосторожностей и безрассудств. Как в частном, личном случае, так и в глобальном развитии, например, метода Хеллингера, который уже не спрашивает даже своего родоначальника о том, как ему развиваться дальше.

Системные порядки - это не статика, а ощущение естественной динамики преображающего поля, взаимодействие энергий тонких полевых структур, создающих неповторимый узор, в котором можно прочесть так много информации, что у нас не всегда хватает знаний и качества мыслительного процесса, чтобы это понять и переварить. Недаром на английском языке метод называют constellation - созвездие.

Мы видим задачу нашего Центра в том, чтобы углублять и развивать то, что подарил нам Берт Хеллингер. На сегодняшний день у нас достаточное количество открытий, чтобы делиться с пытливыми умами и стимулировать Сотворчество в бесконечном движении Духа к познанию. А также для того, чтобы понять, насколько безбрежен открывающийся в этом познании мир.

Психология - это очень сложная наука, которая имеет множество различных подходов к восприятию человека, к его психике, к тому, что происходит у него в голове. Есть те методы, которые принято считать научными, так как их эффективность подтверждена практикой в течение многих лет. Но постоянно появляются новые и новые подходы, и некоторые из них дополняют научную составляющую психологии (естественно, с течением времени, когда они тоже проходят своеобразную проверку_. Однако многие методы так и остаются неофициальными - их не признает научное сообщество, но при этом они остаются актуальными в узких кругах. Одним из наиболее ярких примеров являются системные расстановки - психологический подход, который, несмотря на то что его в течение многих десятилетий так никто и не признал, до сих пор остается актуальным и используется внушительным числом его сторонников. Что же представляет собой этот метод? Как происходят системные расстановки? Именно об этом пойдет речь в данной статье.

В чем суть метода?

Системные расстановки - это нетрадиционный подход в психологии, который основывается на том, что все проблемы человека происходят из семьи, а точнее из семейной системы. Поэтому суть данного метода - это воспроизведение данной системы на сеансе, чтобы разобраться в ней и отыскать истинную причину проблемы. Это воспроизведение происходит в реальности и называется расстановкой.

Системные расстановки практикуются уже довольно давно, однако до сих пор так и не получили признания научного сообщества. Но люди не всегда обращаются к профессионалам - иногда им ближе то, во что они хотят верить, а в этот метод верят очень многие. Возможно, причина заключается в том, что его создатель является не только психологом, но еще и богословом, духовным учителем.

Основатель движения

Раз уж речь зашла о том, кто именно основал этот метод, то стоит задержаться на данном человеке. Системные семейные расстановки - это дело рук Берта Хеллингера, известного психолога, который родился в 1925 году в Германии. Он долгое время занимался психологией, работал психотерапевтом, однако, как уже было сказано ранее, он также являлся и богословом. И в восьмидесятых годах прошлого века Хеллингер открыл и ввел в обращение метод, о котором идет речь в этой статье. Именно поэтому зачастую его называют «Системные семейные расстановки по Хеллингеру». Такая вариация первична и наиболее востребована.

Корни метода

Метод системных расстановок является оригинальным ответвлением психологии, однако при этом у него также имеются свои корни. Хеллингер создал этот метод, основываясь сразу на нескольких психологических движениях, которые были актуальны в те времена. Однако если выделять самый главный метод, который больше всего повлиял на системные расстановки, - это скрипт-анализ Эрика Берна. Суть этого метода заключается в анализе жизненных ситуаций каждого человека (этот психолог также полагал, что все проблемы идут из семьи). Он считал, что у каждого человека имеется свой жизненный сценарий, по которому он движется. Сценарий формируется в детстве под воздействием родителей и окружающей среды и в будущем может лишь немного корректироваться.

Хеллингер действовал именно в соответствии с данным методом, но в определенный момент понял, что он имеет свои недостатки - в итоге он разработал свой подход. Позже он уже был назван системными расстановками и известен по сегодняшний день именно под таким названием. Системные расстановки Берта Хеллингера имеют довольно большую популярность в узких кругах. Пришло время разобраться, что именно собой представляет этот подход.

Проблемная ситуация

Итак, что же подразумевал Системные расстановки - это не просто психологический термин, расстановки проходят на самом деле, и вот как это происходит. Для начала должна быть какая-либо проблемная ситуация одного из участников психологического сеанса. Собственно говоря, эта ситуация представляет собой элемент определенной системы, чаще всего семейной. Именно с ним и предстоит иметь дело группе, которая участвует в сеансе. Метод системных расстановок Берта Хеллингера предполагает участие всех людей, даже тех, кто не знаком ни с тем человеком, чью проблему рассматривают, ни с кем-либо из его семейной системы.

Как происходит расстановка?

В центре внимания сеанса находится история клиента, его проблемная ситуация. Все участники сеанса образуют большой круг, а проблема представляется в плоскости в пространстве между всеми людьми. Каждый элемент системы сначала представляется в воображении, а затем его место в реальном мире занимает человек, которого называют заместителем. В течение сеанса он представляет собой конкретного члена системы - таким образом, восполняется вся система, и каждый получает свою роль. Именно так и происходит расстановка. При этом делается это все тихо, медленно и сосредоточенно. Каждый участник концентрируется на своих ощущениях, пытаясь проникнуться сущностью того человека, кого он замещает на сеансе.

Заместительское восприятие

Как уже было сказано ранее, заместители могут не знать ни клиента, ни его родственников, в том числе и того человека, кого они замещают в системе. И клиент ничего не рассказывает о них группе, поэтому людям приходится сосредотачиваться и пытаться самостоятельно осознать, какую именно принадлежность они имеют. Это называется заместительским восприятием - люди должны без посторонней помощи стать тем человеком, которого они замещают. Таким образом, нехватка информации компенсируется именно этим феноменом заместительского восприятия, без которого процесс был бы попросту невозможен. Вполне вероятно, именно это и отталкивает профессиональных психологов и психиатров от данного метода - в нем очень много неопределенности, которую никак невозможно компенсировать научно, чтобы позволить называть метод системных расстановок профессиональным.

Источник информации

Главным источником, из которого участники получают информацию о проблеме, о клиенте и о системе в целом, является так называемое «поле». Именно поэтому людям приходится концентрироваться и работать в тишине - так они пытаются наладить связь с полем, чтобы получить необходимую информацию о том, кого они замещают в системе, а также о том, какие именно «динамики» имеются у их персонажа с остальными участниками системы. Именно таким образом и происходит системная расстановка - каждый участник превращается в заместителя, вживается в свой образ, черпая информацию из поля, а затем все участники пытаются воспроизвести проблему и решить ее. Психотерапевт, который называется расстановщиком, руководит всем этим процессом, дает людям наиболее подходящие для них роли, а также пытается помочь им решить проблему в процессе расстановки.

Главной целью всего этого процесса является точное воспроизведение ситуации, чтобы клиент мог ее увидеть вживую, понять ее и принять свою проблему. Только когда ему удается это сделать, сеанс считается успешным. Тогда считается, что ему больше не нужно воспроизводить конкретную проблему в условиях расстановки, так как он смог ее осознать и теперь может заняться ее решением.

Выводы

Как сообщают люди, которые практикуют данный метод, он действительно помогает - участники могут взглянуть на свою ситуацию с другой стороны, попробовать оценить происходящее беспристрастно, не ассоциируя все действия со своими родными и близкими людьми, что не дает мыслить рационально. И когда человек видит ситуацию, исполняемую в реальной жизни незнакомыми людьми, он может понять, что это действительно его проблема - и тогда он может начать искать ее решение. Зачастую клиент самостоятельно не способен не только решить свою проблему, но даже ее увидеть - именно для этого и используется расстановка. Клиент смотрит на ситуацию посторонним взглядом и получает шанс увидеть в ней проблему вообще, а затем распознать в ней свою собственную.

Расстановки по Хеллингеру - это психотерапевтический метод XXI века, направленный на изменение глубинных процессов коллективного бессознательного семьи и рода, создающего человеку семейные, психологические проблемы, проблемы со здоровьем и карьерой. В настоящее время этот метод широко признан Мировой психотерапевтической общественностьью, он используется в групповой терапии и индивидуальном консультировании.

Метод расстановкок является системным, то есть работает с проблемами сложного, повторяющегося характера (семейными, родовыми, организационными) и краткосрочным - метод отличается крайне малым количество встреч с психологом и большими интервалами между ними. Ориентированность на решение означает, что в фокусе работы психолога - поиск решения, а не анализ самой проблемы.

Своим появлением метод расстановки обязан Берту Хеллингеру, немецкому профессору, бывшему священнику и миссионеру, психотерапевту. Обобщив свой многогранный опыт в философии, богословии, педагогике, различных направлениях психотерапии, теории информации и теории систем, он смог выявить закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На этой основе он разработал собственный метод терапии, приобретающий все большую популярность в мире.

«Расстановки» (также употребляется как «системные расстановки» или «семейные расстановки»)-- это авторский термин, переведенный с немецкого языка (familien-stellen -- семейная расстановка). Он наиболее точно отражает суть происходящего во время работы в этом методе: людей (заместителей) расставляют в «рабочем пространстве группы», интуитивно определяя каждому свое место в семейно--родовой системе. С этого начинается расстановка. Расставленные клиентом фигуры отражают его подсознательный образ проблемной ситуации, с которой он работает в процессе расстановки.

Как проходят расстановки

Собирается группа людей, в которую могут входить как люди, желающие решить свою проблему («заказчики» расстановки), так и люди, желающие познакомиться с методом и поучаствовать в «чужих» расстановках («заместители»). Клиент дает запрос для расстановки или озвучивает проблемную ситуацию, которую он хотел бы решить при помощи расстановки. Обычно запрос это 2 - 3 фразы, которые отражают суть проблемы, и тот результат, который Вы хотели бы получить в результате расстановки.

Например, если у клиента сложные, конфликтные отношения в семье, то запрос для расстановки может звучать так: « - У меня постоянные конфликты с мужем, мы на грани развода. Мне хотелось бы сохранить семью».

Расстановщик, руководствуясь знанием о сформулированных Хеллингером «порядках любви» внутри семьи как системы (о «порядках любви» см. ниже), выбирает из группы «заместителей» на роли основных участников или элементов проблемной ситуации для расстановки.

Участники расстановки ищут свое место в пространстве и, на основании их движений, ведущий может судить о процессах, происходящих в семейной системе клиента. Заместители отражают движения души, чувства, эмоции и мысли, которые происходят в семейной системе клиента и передают их в расстановку. Задача заместителей при этом - быть очень внимательными к чувствам и ощущениям, которые начинают проявляться (это один из феноменов системного взаимодействия), и двигаться в согласии с этим внутренним чувством.

Заместители двигаются, передают друг другу информацию о чувствах и ощущениях внутри системы. Таким образом, внутренний образ проблемной ситуации становится очевидным для участников, а главное - для заказчика расстановки.

Метод семейных системных расстановок также позволяет решать проблему клиента конфиденциально, не разглашая деталей и подробностей. Задача ведущего расстановки, с минимальным вмешательством в экологию клиента, выявить динамику, свидетельствующую о нарушениях законов функционирования семейной системы и найти способ восстановить нарушенные порядки.

Это позволяет запустить процесс быстрых и чрезвычайно мощных изменений, приводящих к наилучшему решению, как для заказчика расстановки, так и для всей семейной системы в целом.

В основе действия механизма расстановки лежит тот феномен, что люди бессознательно берут на себя роль другого человека, о котором не имеют никакой информации, но в этой роли они способны воспринимать и чувствовать то же и так же, как те реальные персонажи, которыхони замещают.

Этот феномен называется расстановщиками «замещающее восприятие», а люди, выбранные на определенные роли, - «заместителями». Заместители, озвучивая свои состояния и переживания, позволяют психологу восстановить ход событий семейной истории и постепенно, шаг за шагом, распутать клубок семейных взаимоотношений, вернуть гармонию в семейную систему и подыскать каждому её члену самое подходящее место, где он будет счастлив и спокоен. А также вернуть в архитипическую систему рода исключенных, выстроить правильную иерархию, разобраться с балансом...Работа ведется при помощи добавления, перемещения и изменения поведения заместителей в «поле расстановки», применяются различные психологические техники и интеракции. Показателем верности решения для данной семейной системы является комфортное состояние всех участников расстановки (ровные чувства, отсутствие дискомфорта в теле), явные признаки устойчивого физического и психического облегчение у клиента, которые затем сохраняются в его жизни вместе с полученным результатом расстановок. Описать, как работает расстановка человеку, который её не видел, достаточно сложно. Работа ведется на разных уровнях восприятия клиента (зрительном, тактильном, аудиальном, ментальном, эмоциональном). Общее во всех расстановках: проживание клиентом нового опыта в безопасном пространстве. Человек получает новую информацию о своей ситуации с точки зрения системы, проживает эту ситуацию в расстановке по новому, с обретёнными и возвращёнными ресурсами, тем самым приобретая новую модель счастливого поведения и новое, гармоничное восприятие.

Лучший способ понять, как работает расстановка -- принять в ней участие в роли заместителя. Ваши собственные ощущения скажут Вам гораздо больше, чем любой, самый подробный рассказ об этом. Вы сможете получить представление, как работают семейные связи и законы, что разрушает отношения и что позволяет им длиться, как архитипически в членах семьи проявляется Любовь.

У Берта Хеллингера есть очень точные слова: «Главное в расстановке - то, что сущностно, что является поворотным моментом, что действенно, что переворачивает наши представления, - это не теория, это не утопия, это не идеология, а наблюдения и позитивный опыт, собранные в разных контекстах».

Профессора Хеллингера спрашивают: «Почему вы так поставили? Почему вы говорите заместителю, чтобы он так сказал? С чего вы это взяли?» Он говорит: «Я видел 100 случаев, и в 100 случаях было так. У меня нет оснований не доверять своим глазам, своему опыту и опыту людей, которые были искренни». Он снова и снова подчеркивает, что основа методологии расстановок - это наблюдения, собранные в разных контекстах, обобщенные и проверенные его многолетней психотерапевтической практикой с сотнями и тысячами людей и семейных пар.

Расстановки - это очень сложная и красивая мозаика. Мозаика отношений, чувств, намерений и действий во имя них. Отчасти это похоже на голограмму или морозный узор на стекле, где каждая часть дополняет гармонию целого и является его частью.

Главная цель расстановки - восстановление целостности и гармонии семейных систем и жизни отдельного человека.

Берт Хеллингер - не только создатель метода семейных расстановок, популярность которого стремительно растет во всем мире, но и интереснейший мыслитель. Вот только три примера.

1. Если человек стал причиной смерти другого человека - умерший входит в его род, становится членом его семьи.

2. Если кто-то был исключен из семьи, то дети «смотрят» на таких исключенных и как бы замещают их - этим объясняются многие странности в поведении детей.

3. Совесть имеет отношение вовсе не к добру и злу, а к нашей принадлежности к семье. Совесть болит, когда мы чувствуем, что утратили право на принадлежность. Яркость и необычность его идей подкупает, независимо от того, соглашаемся мы с ними или спорим.

Многолетние конфликты между родственниками, семейные проблемы... Порой мы платим долги наших предков, не зная этого. Расстановка показывает склад отношений в семье, невидимое делает видимым и позволяет найти решение.

«Мы прожили с мужем 26 лет. Нашему сыну сейчас 19, дочери 25 лет, а внучке - шесть. И все эти годы меня тревожит отсутствие взаимопонимания с моими детьми. Даже совсем маленькими они поступали в соответствии со своими представлениями о том, что правильно, а что нет. Их система ориентиров не совпадала с моей. А теперь дети выросли, и стало еще тяжелее. Сын заявил, что никогда не хотел учиться на экономиста, ушел из университета и два года осваивал игру на гитаре. Потом и это занятие забросил. Сейчас просто валяется на диване - ищет свой путь в жизни. А дочка строит карьеру, живет вместе с нами, родила ребенка и «повесила» его на нас с мужем. Она абсолютно уверена, что мы должны быть благодарны ей за такое доверие… Мне кажется, что последние 25 лет я живу не той жизнью, которой хотела. Домашние манипулируют мной, а я в свою очередь не приношу им радости, одну лишь усталость и раздражение. Мы все - родные и близкие люди - постоянно находимся «не в фазе». С надеждой разглядеть, почему это происходит, восстановить взаимопонимание между разными поколениями нашей семьи и найти выход из моего личностного кризиса я встретилась с психотерапевтом Альбиной Локтионовой. «История нашей семьи влияет на нас больше, чем мы думаем, - говорит Альбина Локтионова. - Каждый из нас - часть семейной системы (отношений с родителями, братьями и сестрами, дядями и тетями, бабушками и дедушками, мужьями и женами), и когда она нарушается (например, родственники «забывают» о ком-то из членов семьи или перестают с ним общаться), то нарушается и равновесие в отношениях. И этот сбой непроизвольно повторяют последующие поколения». Психотерапевт предлагает мне с помощью метода семейных расстановок определить те «забытые» эпизоды семейной истории, которые мешают членам моей семьи полно проживать жизнь. Выслушав меня, Альбина Локтионова резюмирует: «В вашей семье нарушены порядки любви. Порядок означает иерархию, соподчинение. В этой иерархии, например, родители всегда располагаются выше детей, потому что именно они создали семью. В вашей семье родительского главенства нет, роли перепутаны. Давайте сделаем расстановку, чтобы разобраться в этом «клубке» и понять, как вернуться к естественной иерархии отношений». Поскольку мое желание пройти семейные расстановки было спонтанным и стремительным, а группа начинала работу лишь после самого отпускного месяца - августа, мы работали вдвоем с психотерапевтом. А заместителями членов моей семьи стали разложенные на полу листки бумаги с начертанными на них фигурками-символами - кто есть кто. Эта работа стала бесценным опытом - болезненным и целительным одновременно, когда пришлось побывать в шкуре своих домочадцев и пропустить через себя их чувства и понять скрытые мотивы. Я рисую геометрические фигуры, олицетворяющие меня, моего мужа, дочь и сына. Квадрат, прямоугольник, круг, овал, и на каждом галочкой указываю направление взгляда. Раскладываю листки на полу. «Посмотрите, - показывает Альбина Локтионова на расстановку, которая у меня получилась, - вы, ваш муж и дочь располагаетесь слишком близко. Вам тесно, вы словно толкаетесь, мешая друг другу. А сын находится отдельно от вас и повернут к вам спиной. Создается впечатление, что он опасается приблизиться к своей семье, как если бы ему было слишком горячо в вашем тесном кругу, или в нем ему просто нет места. А может быть, сама система, ваша семья, исключила его?» Я в полном недоумении - о чем говорит психотерапевт? А она продолжает: «Возможно, в вашей семейной истории раньше был кто-то, кто сейчас незаслуженно забыт, и ваш сын бессознательно идентифицирует себя с этим человеком?» Все еще не понимая, что имеет в виду психотерапевт, я начинаю вспоминать и рассказываю о трех эпизодах, которые в нашей семье стараются забыть. Мой прадед (дед моего отца), раскулаченный в годы коллективизации и окончивший свои дни в сибирской ссылке. О нем никогда не говорила даже его дочь (моя бабушка), которая и спустя 50 лет считала, что эта семейная страница может быть губительной для карьеры ее детей и внуков. Второй эпизод связан с мамиными родителями. Они очень хотели, но не решились завести второго ребенка в сложное время - конец тридцатых и начало войны. И наконец, я знаю, что моя мама, заболев, была вынуждена сделать аборт через год или два после того, как родилась я. Получилось, что моя семья из поколения в поколение несет информацию о нерожденном втором ребенке и несправедливо забытом предке. «В моем сознании эти события никогда не связывались между собой», - признаюсь я психотерапевту. «Не только вы, но и ваш сын неосознанно восприняли динамику системных переплетений и в каком-то смысле теперь бессознательно компенсируете чувство вины перед неродившимися вторыми детьми в семье ваших родственников или «забытом» прапрадеде. Дистанция, на которой находится ваш сын по отношению к другим членам семьи, - ее мы ясно увидели во время семейной расстановки - лишь подтверждает факт: в вашей семье для второго ребенка нет места, нет отработанной поколениями модели общения, отношений с ним». «Зато он с нежностью и любовью заботится о своей племяннице, которая с рождения растет без отца», - я горячо защищаю способность сына к родственным чувствам. «Так и должно быть, - отвечает Альбина Локтионова, - ведь его племянница в каком-то смысле - нежданный ребенок. И он бессознательно «реабилитирует» ее рождение, дает ей шанс на жизнь».

А что же моя дочь? Она активно делает карьеру и не хочет вступить в брак, создать собственную семью. А дочку включает в свои планы, только когда идет в гости и хочет похвастаться умным, красивым и веселым ребенком. «По-настоящему воспитанием внучки занимаются бабушка и дед, то есть я и мой муж. А дочь лишь управляет нами», - задаю я новую тему для развития расстановки.

Психотерапевт предлагает мне встать на стул, оставив листок с символом дочери на полу, и представить мою маму - где-то надо мной, высоко, на уровне потолка. Это упражнение помогает почувствовать собственное место в семейной системе, где всякое старшее поколение расположено выше последующего. «Представьте, что я ваша дочь, - продолжает Альбина Локтионова. - Спуститесь со стула, подойдите ко мне и скажите твердо: «Лена, я - большая, а ты - маленькая. Ты моя дочь, а я твоя мама. Ты не можешь командовать мной, а я не должна подчиняться…»

Я послушно повторяю эти слова, но ясно понимаю, что с моей реальной дочерью такой разговор вряд ли возможен. «Ваша дочь привыкла главенствовать, - поясняет Альбина Локтионова, - а для того чтобы восстановить правильную семейную иерархию, без которой невозможны гармоничные отношения в семье, необходимо вернуть как вертикаль, так и горизонталь: установить с дочерью контакт. Сядьте рядом друг с другом, расскажите о своих чувствах, а может быть, просто помолчите… Из такого молчаливого сопереживания нередко восстанавливается некогда утерянная близость с родными людьми. Граница, которую вам пора провести между собой и дочерью, не должна стать «Великой Китайской стеной». Напротив, точная дистанция поможет по-настоящему почувствовать близость и сопричастность друг другу».

Но тут мои тревоги о сыне и дочери сходятся в одной точке - второй ребенок! Ведь дочь, красивая молодая женщина, наверняка выйдет замуж и захочет родить второго ребенка. А он будет нести негативную информацию о нерожденных вторых детях в нескольких поколениях нашей семьи. «Вдруг он тоже станет чужим среди родных?» - делюсь я опасениями с Альбиной Локтионовой. «Эту роль в вашей семье уже «исполняет» ваш сын, - поясняет она. - Но теперь, понимая ситуацию, вы можете изменить ее. Проблема окончательно решается, когда родственники занимают верное место в иерархии семьи и готовы нести ответственность за свои действия. С этого момента можно не бояться возвращения прошлого». Буквально за два часа семейных расстановок я открыла для себя скрытые мотивы, которые определяли много лет отношения среди моих родных. «Основатель метода семейных расстановок Берт Хеллингер говорит, что свободными нас делает принятие прошлого, - завершает встречу Альбина Локтионова. - Но подлинное принятие означает и принятие всех последствий многих лет молчания и скрытых семейных тайн. А это действительно непросто - примириться с тем, что в прошлом нашей семьи были утраты и потери, ошибки и разочарования». Принять свое прошлое трудно - для этого нужно пересмотреть многие свои привычные представления и идеалы. «Придется четко прояснить последствия - кто что выиграл и какую цену каждый из членов системы заплатил за это прошлое, а потом определить соотношение потерь и приобретений, - подводит итог психотерапевт. - Если не получается признать, то нужно хотя бы назвать прошлое - прошлым. И оно перестанет цеплять, и получится его отпустить. Тогда можно идти дальше».



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные