Приемы саморегуляции эмоционального состояния. Способы саморегуляции эмоционального состояния

МЕТОДЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Приемы психической саморегуляции имеют свои преимущества перед другими методами психологической коррекции по следующим причинам.

Во-первых, применение методов манипулятивных психотерапевтических технологий, наиболее часто используемых в настоящее время, может способствовать усилению зависимости человека от психотерапевтов и снизить его адаптивные возможности. Знание же основных приемов психической саморегуляции позволяет каждому человеку самостоятельно справляться с возникающими проблемами и, таким образом, более полно самоактуализироваться.

Во-вторых, сам организм является автономной саморегулирующейся системой, способной поддерживать свое функционирование. Методы психической саморегуляции позволяют упразднить факторы, нарушающие его гомеостатическое равновесие и ведущие к саморазрушению.

В-третьих, условия современной жизни и особенно условия жизни военнослужащего требуют большого физического и психического напряжения, приводящего часто к застойным явлениям, не упраздняемым в промежутках естественного отдыха. Высокий темп жизни не всегда позволяет пользоваться растянутыми во времени услугами классических психотерапевтов. Использование приемов психической саморегуляции позволяет быстро упразднить склонные к задержке негативные психические состояния самостоятельно.

При обучении Приемам психической саморегуляции необходимо учитывать некоторые важные моменты.

    Психическая саморегуляция – это не спорт. Поэтому при обучении ее приемам абсолютно противопоказаны чрезмерное усердие и азарт.

    При самостоятельном обучении приемам психической саморегуляции важно учитывать основные правила по оптимизации этого процесса и рекомендации по технике безопасности. Они даны в начале раздела «Статические методы релаксации».

    Наиболее эффективно эти приемы усваиваются тогда, когда вы будете находиться в равновесном психическом состоянии. Если же вы находитесь в состоянии личностного кризиса или психического расстройства, то обучаться им необходимо под контролем медицинского психолога или врача-психотерапевта. Необходимо также знать, что при некоторых расстройствах использование этих методов будет неэффективным, при ряде других расстройств их можно использовать только при сопутствующем психотерапевтическом и медикаментозном лечении и только под наблюдением врача.

Что такое психическая саморегуляция

Предлагаемый комплекс психотехник базируется на принятых в биологии представлениях о саморегуляции биологических систем и в том числе человеческого организма. Саморегуляция это свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определенном относительно постоянном уровне свои физиологические показатели. В биологической системе управляющие факторы находятся не вне организма, а формируются в ней самой. Организм имеет адаптивную или самонастраивающуюся систему саморегуляции. Адаптация это совокупность особенностей организма, обеспечивающая возможность его существования в меняющихся условиях внешней среды.

При «перенастраивании» организма при адаптации к новым условиям он испытывает напряжение, которое Г.Селье назвал стрессом. При этом он указывал, что стресс может оказывать как положительное действие на организм, так и отрицательное. При очень высокой интенсивности стресса, возникающего как на эмоциогенные, так и на физические факторы, а также при стрессе невысокой интенсивности, но протекающем длительный период, он превращается в дистресс и становится патогенным и может вызвать соматические расстройства. С позиции теории гомеостазиса это рассматривается как неспособность саморегулятивных механизмов возвратиться в исходное стационарное состояние или сформировать другое стационарное состояние.

Личностная структура человека, так же, как и организм является системным образованием и обладает гомеостазисом, по механизму которого она или сохраняет свое постоянство на фоне изменяющихся внешних условий, или переходит со своего первичного стационарного состояния к другому с использованием механизма саморегуляции.

Важное значение для характера последствий (положительных или отрицательных) стресса на организм имеют поведенческие и психические реакции на него. Особенно важно это значение при формировании реакции человеком на эмоциональный стресс. В связи с этим у каждого человека есть возможность своим поведением или избежать его, или изменить свою реакцию на действие стрессоров, вызывающих его. Неумение же правильно организовать свою психическую жизнь, управлять своими эмоциональными состояниями очень приводит часто к соматическим заболеваниями или к психическим расстройствам.

Например, наблюдения за больными людьми показывают, что в большинстве случаев в моменты гипертонического криза или инфаркта миокарда, вопреки общепринятому мнению, у них не проявлялись никакие болезненные симптомы, заболевание чаще всего начиналось на фоне полного внешнего благополучия. Однако выясняется, что психическое напряжение у них возникало ранее, у кого неделю назад, у кого месяц, а у кого с того времени прошли годы. Но данный человек, оказывается, все время думал о них, вновь и вновь мысленно воссоздавал эти события и переживал их заново.

Организм человека устроен так, что он реагирует одинаковым образом как на реальные обстоятель­ства жизни, так и на мысленное их представление. При этих представленных в воображении переживаниях в нем меняется артериальное давление, ритм дыхания и сердца, перестраиваются обменные процессы. Таким образом, человек своим неорганизованным сознанием поддерживает организм в состоянии постоянного напряжения, что соответствует возникновению дистресса по механизму стресса невысокой интенсивности, но протекающему длительный период, что через какое-то время может привести его к поломке какой-нибудь функциональной системы.

В норме после прекращения действия стрессирующих факторов функционирование организма возвращается в исходное состояние гомеостатического равновесия в течение 15 - 30 минут. Однако известно, что в случае психоэмоционального стресса и особенно при реагировании негативными эмоциями на кризисные жизненные обстоятельства, мы не всегда можем восстановиться за эти 15 - 30 минут, т.к. мысленно вновь и вновь переживаем эту ситуацию. В подобных случаях наблюдается пролонгирование или растягивание его во времени состояния стресса и перенапряжение всех физиологических систем. В этом состоянии саморегулятивные механизмы организма не могут приводить его в состояние исходного гомеостатического равновесия. Необходимо также отметить, что образы, вначале произвольно возвращаемые индивидом в поле его внутренней картины мира, согласно механизму научения могут стать болезненно навязчивыми и уже без его желания присутствовать в собственном сознании.

Неправильно организуя свою психическую жизнь, человек способен привести свой организм к психосоматическому заболеванию. Постоянная углубленность в мир собственных переживаний, мыс­ленное проигрывание тех ситуаций, которые уже произошли, или тех которые могут произойти, но которых в настоящее время нет и ни­когда не будет, обедняют жизнь человека и заставляют жить в постоянном напряжении. Негативные представления, по нашим наблюдениям, имеют три разновидности: 1) вспоминается неприятная реальная ситуация; 2) спор или выяснение отношений с воображаемым противником; 3) мнитель­ные люди часто представляют будущие негативные события.

Таким образом, можно сделать вывод о роли психологического фактора в поддержании стрессового состояния и превращении его в дистресс. Он выражается в поддержании вегетативных систем организма в постоянном напряжении путем мысленных представлений негативных событий, что может привести его к функциональной болезненной перестройке. Помимо этого, ригидность эмоционального состояния, согласно телесно-ориентированным теориям психологии, вызывает ригидность определенных мышечных групп, особенно выраженный гипертонус трапецивидной и затылочных мышц, на которые проецируются, как правило, негативные эмоции. У лиц с длительным «стажем» однообразного эмоционального реагирования наблюдается их гипертрофия, что даже со временем приводит к изменению телесной конституции.

Выявленные закономерности позволили произвести выбор и совершенствование методов психической саморегуляции как для профилактики проблем личностного развития и соматических заболеваний, так и для их недиррективной психотерапии.

Методы психической саморегуляции основываются на процессе их естественного восстановления, т.е. механизме гомеостазиса. Фактически методы саморегуляции только помогают упразднить те психические и телесные препятствия, которые мешают нормальному функционированию организма.

Опыт работы с различными методами показал, что наиболее удобным способом выделения в поле восприятия тех конкретных объектов, на которые будет направлена психическая саморегуляция, является подход Ф.Перлза, выделившего во внутренней картине мира человека три зоны осознания: внешнюю, внутреннюю и среднюю.

Во внешней зоне осознания (1) представлены образы внешнего мира. Они формируются по механизмам ощущений и восприятия посредством пяти анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового.

Посредством внутренней зоны осознания (2) человек ощущает свое тело и отдельные его части. Механизм данных ощущений также объективен и обеспечивается восходящими нервными путями, идущими от интерорецепторов. Во внешней и внутренней зоне осознания присутствует, хотя и информационно преобразованная, но все же объективная реальность, с которой имеет дело индивид в данный момент времени, т.е. «здесь и теперь».

В средней зоне осознания (3) , в отличие от описанных ранее, присутствуют образы, ощущения переживаний, которые созданы не путем отражения объективной реальности, а путем синтезирования образов внутренней картины мира из элементов, извлеченных из памяти. Данные синтезированные образы создаются путем фантазирования, мечтания, размышления воспоминания по механизму мышления, представления и воображения, т.е. в средней зоне осознания отражен мир, существующий «там и тогда».

Умение применять методы психической саморегуляции связано с выделением и точным восприятием тех объектов во внутреннем психическом пространстве человека, на которые будет направлено их коррегирующее действие.

На следующем этапе стоит задача выделять образы, фантазии, представления из средней зоны осознания, которые связаны с тревогой и психическим напряжением и научиться их коррегировать. Этот подход называется методом контроля мышления.

В последующем отрабатывается восприятие внутренней зоны осознания и навык произвольной коррекции тех физиологических состояний тела, через которые проявляют себя эмоции. Данный способ саморегуляции называется методом контроля функций тела.

Среди способов психической саморегуляции, основанных на знании психотехник, рассматриваются:

    методы контроля мышления (коррекция состояний средней зоны осознания);

    методы контроля функций тела (коррекция внутренней зоны осознания);

    методы регуляции через состояние транса (совмещение приемов работы во внутренней и средней зонах осознания).

Среди методов контроля функций тела в свою очередь имеются два направления: а) приемы регуляции дыхания и б) приемы регуляции мышечного тонуса, подразделяющиеся на статические и динамические методы релаксации . Среди динамических методов саморегуляции можно также выделить гимнастические приемы и приемы формирования осанки и координации движений .

Таким образом, классификацию психотехник, ориентированных на саморегуляцию эмоциональных состояний, графически можно выразить следующим образом.

Психотехники саморегуляции эмоциональных состояний

Методы контроля дыхания Методы контроля тонуса мышц

Статические методы Динамические методы

Гимнастические приемы Приемы формирования осанки и координации движений

Методы контроля мышления являются базисными для всех других саморегулятивных техник. Они заключаются или в контроле качества картины событий, которую индивид рассматривает в воображении, или в остановке мыслительных представлений.

Формирование методов контроля функций тела основано на том, что эмоциональные состояния обязательно проявляются в изменении функционирования физиологических систем. Поэтому многие исторически сложившиеся системы психической саморегуляции основываются на регуляции двумя функциями организма – дыхания и тонуса мышц, которыми каждый человек способен произвольно управлять.

Основа использования методов регуляции дыхания – изменение психоэмоционального состояния в зависимости от его глубины, и соотношения длительности вдоха и выдоха.

В приемах статической мышечной релаксации нами выявлены некоторые противопоказания или ограничения использования отдельных подходов, принятых в аутотренинге, основанном на методе И.Шульца. О возникновении различного рода психологических и физиологических проблем при его применении указывали многие исследователи. Основными противопоказаниями, во всяком случае, для отдельных контингентов лиц, являются: а) «поза кучера», б) применение «ощущения тяжести» для стимулирования релакса, в) концентрация внимания на деятельности внутренних органов. Излишним, с нашей точки зрения, является прием аутосуггестии на фоне полусонного состояния с вербальным сопровождением расслабления. С другой стороны, в отличие от «санаторно-курортных» вариантов аутотренинга, был сделан акцент на сохранении ясности сознания и контроля действительности, как принято в классических приемах медитации. Все эти аспекты потребовали составления большого списка правил «техники безопасности» при проведении релакса.

Поскольку проведение статической мышечной релаксации является для многих затруднительным, в данном пособии предлагаются ее динамические варианты: гимнастика на растяжение различных групп мышц и суставных связок а также умение расслаблять тело в движении. Эти приемы достаточно разработаны с указанием их показаний и противопоказаний в лечебной физкультуре, спорте, йоге, цигун, русских оздоровительных приемах, в методах Райха, Лоуэна, Фельденкрайза, Александера и других.

Методы регуляции через состояние транса наиболее сложны для изложения в популярных изданиях. Они предназначен для самомоделирования глубинных психических процессов, который осуществляется через особые или измененные состояния сознания.

Представленные методы относятся к психотехническим приемам , в основе которых - волевое усилие , направленное на устранение факторов, приводящих психику и организм человека к напряжению, и в сторону приведения их к гомеостатическому равновесию. Помимо специальных психотехних, в данном направлении могут работать естественные методы саморегуляции (выбор или создание внешней обстановки, способствующей возвращению организма в гомеостатическое равновесие); методы, основанные на использовании состояний стресса (в состоянии стресса по механизму аверсивного обучения быстро происходит приобретение необходимого навыка); методы, основанные на воспитании и самовоспитании (при надлежащем становлении личности эмоциональные реакции на стрессовые воздействия регулируются ее ценностными ориентациями и в данном случае психотехники могут не понадобится).

Если бы люди не имели чувств, были равнодушными, то не знали бы ни волнений и тревог, ни радости и счастья. Человек, желающий получить ответ на вопрос о том, как успокоиться, хочет избавиться от негативных переживаний, наполнив жизнь позитивом и гармонией.

Шаги на пути к спокойствию

Человек больше всего нервничает в ситуации неопределенности. В любой волнующей ситуации нужно разобраться. Как быстро успокоиться, если не понятно, что происходит? Знания придают человеку уверенности в происходящем.

  1. Прояснить ситуацию – первый шаг к душевному спокойствию в конкретной обстановке.
  2. Второй шаг заключается в использовании методов саморегуляции с целью успокоиться настолько, чтобы быстро и трезво размышлять в сложной ситуации.
  3. Третий шаг – анализ происходящего и принятие решения о способе действия.

Если угроза, реально существующая или потенциально опасная, нужно уметь легко и быстро привести мысли и эмоции в порядок, чтобы принять меры по ликвидации опасности или уходу от нее.

К примеру, если человек заблудился в лесу, нужно не поддаваться панике и волнению, а сохранив трезвость ума, суметь быстро найти дорогу домой.

Если тревоги, волнения и опасения чрезмерные и необоснованные, нужны методы саморегуляции, позволяющие уравновесить психические процессы.

Большинство людей волнуются из-за пустяков. Для чрезмерно тревожных личностей волнения и негативные переживания – привычное занятие и образ жизни.

Например, люди волнуются и не могут себя успокоить на собеседовании при приеме на работу. Причина такого волнения – преувеличенная ценность события. Собеседование не является опасной для жизни ситуацией, человек просто сомневается в себе и боится произвести негативное впечатление. Волнение играет с ним злую шутку, не позволяет мыслить трезво, замедляет реакции, делает речь прерывистой и несвязной. В результате волнение и тревоги оправдывают себя.

Человеку нужно пользоваться методами саморегуляции в таких и других подобных ситуациях, когда значимость события преувеличена.

Методики и приемы саморегуляции

Как успокоиться и , не прибегая к приему медикаментов? Нужно воспользоваться методами самостоятельной регуляции психического состояния.

Саморегуляция – управление психоэмоциональным состоянием путем воздействия на сознание словами, мысленными образами, правильным дыханием, приведением в тонус и расслаблением мышц.

Саморегуляция призвана быстро успокоить, устранить эмоциональное напряжение и нормализовать эмоциональный фон.

Как успокоиться, не зная специальных техник саморегуляции? Организм и сознание обычно сами подсказывают как это нужно сделать.

Естественные приемы саморегуляции:

  • улыбка, смех;
  • переключение внимания на приятный объект;
  • поддержка близкого человека;
  • физическая разминка;
  • наблюдение за природой;
  • свежий воздух, солнечный свет;
  • чистая вода (умыться, принять душ, выпить воду);
  • прослушивание музыки;
  • пение, крик;
  • чтение;
  • рисование и другие.

Методики, формирующие умение управлять психологическим состоянием:

  1. Правильное дыхание. Нужно сделать медленный и глубокий вдох, задержать дыхание и медленно, полностью выдохнуть, представляя как напряжение уходит.
  2. Аутотренинг. В основе аутогенной тренировки лежит самовнушение. Человек осмысленно повторяет позитивные фразы много раз, пока не поверит в то, что говорит. Например: «Я сохраняю спокойствие, я спокоен».
  3. Релаксация. Специальные релаксационные упражнения, массаж, йога. Расслабляя мышцы, можно уравновесить психику. Эффект достигается через чередование напряжения и расслабления мышц.
  4. Визуализация. Методика предполагает воссоздание в воображении приятного воспоминания или картины, вызывающей позитивные эмоции. Такое состояние называется ресурсным. Окунувшись в него, человек ощущает позитивные чувства.

Упражнения для саморегуляции

Обрести спокойствие помогают специальные упражнения, направленные на регуляцию психического состояния в конкретной ситуации. Таких упражнений разработано множество, можно выбрать наиболее удобное в применении, быстрое и действенное.

Некоторые специальные упражнения и способы как быстро успокоиться:

  • Упражнение «Раскачивание»

В положении стоя или сидя нужно расслабить и откинуть голову назад так, чтобы было удобно, словно лежа на подушке. Закрыть глаза и начать слегка раскачиваться, с небольшой амплитудой из стороны в сторону, вперед-назад или по кругу. Нужно найти наиболее приятный ритм и темп.

  • Упражнение «Раскрытие»

В положении стоя нужно сделать несколько махов руками перед грудью в стороны, по кругу, вверх-вниз (классические упражнения для разминки). Прямые руки вытянуть вперед и расслабить, начать медленно разводить в стороны.

Если руки достаточно расслаблены, они станут расходиться, будто сами собой. Упражнение нужно повторять, пока не возникнет ощущение легкости. Разводя руки представлять, как расширяется восприятие жизни, раскрываются объятья навстречу позитиву.

  • Упражнение «Точка релаксации»

В положении стоя или сидя нужно расслабить плечи, руки свободно опустить. Начать медленное вращение головы по кругу. Когда найдется максимально удобное положение и захочется остановиться, нужно сделать это.

После отдыха в таком положении, продолжить вращательные движения. Вращая головой, представлять движение к гармонии, а в точке релаксации ощущать достижение этой цели.

Положительного эффекта можно добиться просто хорошо и быстро встряхнув кисти рук несколько раз, как будто стряхивая воду. Представить, что с кончиков пальцев слетает стресс и нервозность.

Чтобы и расслабить мышцы нужно попрыгать на месте, словно отряхиваясь от снега.

  • Упражнение «Солнечный зайчик»

Упражнение подходит и взрослым людям и детям. Оно приятное, игровое, веселое.

Занять удобное положение, сидя или полулежа, расслабить все мышцы. Закрыть глаза и представить себя на солнечной поляне, пляже, берегу реки или в другом приятном месте, где светит солнце. Представить, как ласковое солнышко согревает тело и вместе с солнечным светом организм насыщается спокойствием и счастьем.

Солнечный зайчик пробежал по губам и нарисовал улыбку, по лбу, расслабив брови и лоб, соскользнул на подбородок и расслабил челюсть. Солнечный луч бегает по телу и расслабляет все его части по очереди, дарит спокойствие, убирает волнение. Можно добавить звуки природы: плеск волн, пение птиц, шум листьев.

Продолжительность упражнений: от одной до пятнадцати минут. Выполнять их можно в комплексе, по несколько раз в день.

Простыми упражнениями можно вернуть ощущение радости жизни, уверенность в себе, успокоиться и прийти к душевому равновесию.

Переживания - неотъемлемая часть жизни

Можно ли все время избегать тревог и волнений или лучше научиться саморегуляции?

  • Суметь обрести спокойствие в сложной ситуации удается не каждому, но каждый может постараться это сделать.
  • Как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства, волнения нужны людям для того, чтобы выжить. Они всегда естественны. Некоторые из них врожденные, другие приобретенные.
  • Проблему и трудности представляют негативные эмоции, чувства, мысли, волнения и тревоги, которые являются чрезмерными, необоснованными, патологическими.
  • Современная жизнь воспринимается организмом как непрерывный поток угроз, опасностей, волнений и стрессовых ситуаций. Чтобы сохранить душевное равновесие и здоровье, необходимо знать ответ на вопрос о том, как быстро успокоиться.
  • Глубина переживаний определяется особенностями личности. Ребенок учится нервничать, глядя на других. У тревожных родителей, дети вырастают тревожными личностями.
  • Чрезмерные переживания бывают вызваны неуверенностью в себе, усталостью, негативным опытом прошлого, превышением значимости событий и другими причинами.

Развитие ассертивности (внутреннего равновесия)

Человек нервничает, когда ощущает угрозу существованию. Физиологические реакции при сильном волнении призваны активировать скрытые резервы организма для борьбы с неприятностями. Сердце начинает биться быстрее, чтобы мышцы пришли в тонус, а кровь лучше циркулировала, снабжая мозг кислородом.

Когда человек сильно волнуется и не знает как себя успокоить, он либо ведет себя пассивно, растерянно и испуганно, либо агрессивно и несдержанно.

Эти стратегии являются неэффективными. Наиболее выгодная стратегия выживания в социуме – умение поддерживать внутренний баланс, при котором человек имеет собственное мнение, независимый взгляд на ситуацию, спокойное восприятие действительности.

Способность человека самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него называют ассертивностью.

  • Человек в ассертивном состоянии смотрит на жизнь спокойно, анализирует и принимает взвешенные решения, не поддается на манипуляции, использует приемы саморегуляции. Внутренняя позиция человека устойчива, он уверен в себе, уравновешен, сложная ситуация воспринимается им как подконтрольная.
  • Ассертивность предполагает умение быстро отстраниться от проблемы, легкость восприятия и малую степень безразличия. Нужно стать сторонним наблюдателем происходящего события, заинтересованным, но не вовлеченным.
  • Такое поведение может быть воспринято окружающими как бездушное и безразличное, но оно позволяет человеку сохранить внутреннее спокойствие и гармонию. Советы смотреть на жизнь проще и не принимать все близко к сердцу подразумевают развитие ассертивности.
  • Методы саморегуляции имеют целью развитие ассертивности как умения быстро пресечь волнения, взглянуть на себя со стороны, дать объективную оценку происходящему и принять разумное решение.

Выполнение профессиональных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов связано с постоянным воздействием явных и скрытых стрессогенных факторов. В ходе профессиональной деятельности полицейским приходится иметь дело с насильственными преступлениями, авариями и происшествиями. Кроме того выполнение служебных обязанностей может быть связано с непосредственной угрозой жизни и здоровью полицейского. Повышенная ответственность за свой профессионализм, высокая нравственная и юридическая ответственность (постоянно быть честным, вежливым, справедливым, добропорядочным, проявлять уважение, помогать; создавать безопасные условия, верно обращаться с оружием, быть сдержанным); ненормированный рабочий день, избыток «бумажной работы», хроническое переутомление, недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное… Все перечисленные трудности и многие другие являются факторами риска стрессового состояния.

Стресс – это эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Одна из неприятнейших особенностей стресса - его способность накапливаться, а затем проявляться, например, в виде различных заболеваний. Человек становится вялым или чрезмерно беспокойным, может отвлекаться на второстепенные детали или концентрироваться на своих переживаниях вновь и вновь…

Устойчивость к стрессу - важный показатель сохранения нормальной работоспособности, эффективного взаимодействия с окружающими и внутренней гармонии человека в трудных, стрессовых ситуациях.

Конструктивно меняться в напряженных условиях, мобилизовать себя к решительным действиям и успешно выполнить поставленную задачу сотруднику полиции поможет психическая саморегуляция . Способность управлять своим эмоциональным состоянием – необходимое качество профессионала !

Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) - состояния, личные переживания человека, связанные с оценкой значимости жизненных ситуаций.

Выделяют 6 основных эмоций (точного перечня нет) : злость, страх, грусть, удивление, радость, спокойствие и более 30000 их оттенков: волнение, боль, обида, гнев, огорчение, разочарование, стыд, облегчение, сочувствие, переживание, напряжение, раздражение, тяжесть, гордость, ревность, расстройство, ужас, вина, ярость, досада, тревога, скука, интерес, печаль, восторг, презрение, зависть, отвращение, сомнение и др.

Все эмоции выражаются на лице человека с помощью бровей, глаз и рта. В зависимости от эмоционального состояния внешность меняется:

РАДОСТЬ ЗЛОСТЬ СПОКОЙСТВИЕ
брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт и видны зубы брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии
ГРУСТЬ УДИВЛЕНИЕ СТРАХ
внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены брови немного приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт брови приподняты, глаза расширены, рот открыт

Эмоции – важный аспект личности человека. Через эмоции мы понимаем, что с нами происходит, хорошо себя чувствуем или плохо; эмоции дают возможность увидеть себя в мире; это способ иметь адекватные отношения с окружающими...

Всё, что происходит с человеком, отражается в трех сферах:

У здорового человека эмоции, мысли и поведение согласуются, результат - гармонизация психофизического состояния.

Пример согласованности: «я люблю свою работу , огорчён отношением начальства ко мне» (чувства: любовь, огорчение) – «хочу иметь хорошие взаимоотношения » (мысли о хороших взаимоотношениях) – «налаживаю контакт» (делаю всё, что освободит от тяжести огорчения, будет способствовать улучшению отношений, т.о. поддержит чувство любви к работе).

Часто люди чувствуют одно, думают другое, а поведение – третье.

Пример несогласованности: «я спокоен, когда в ладу с начальством », но очень злюсь (чувства: спокойствие, сильная злость) – «мне сделали выговор, я им покажу» (мысли о мести) – «веду нормативную документацию кое-как» (нарушение должностных обязанностей, подтверждает мнение начальства, что он "плохой", снижает собственную уверенность; сильная злость увеличивается до гнева; выбранная тактика поведения способствует ещё большему усложнению отношений; результат - спокойствия нет). Человек оказался во власти эмоций. Сильные чувства, ослабляя внимание и здравый смысл, вынуждают его совершать нежелательные действия. В такой ситуации происходит внутренний конфликт: человек не в контакте с самим собой, не понимает себя. Трудности с эмоциями не позволяют выражать здоровые мысли и проявлять здоровое поведение.

Чтобы эмоции не стали барьером на пути к профессиональным целям, сотруднику полиции необходимо научиться их регулировать.

Психическая саморегуляция - целенаправленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния, достигаемого путём специально организованной психической активности. Эта активность направлена на управление своим телом и дыханием, восстановление эмоционально-энергетического и психического состояния; осуществляется с помощью естественных и специально сконструированных приёмов и техник саморегуляции.


ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ

К ним относятся: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и мн. др. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Доступные естественные способы регуляции:

Смех, улыбка, юмор;

Размышления о хорошем, приятном;

Различные естественные движения типа потягивания с целью расслабления мышц;

Наблюдение за пейзажем за окном;

Рассматривание цветов в помещении, фотографий и т.п. приятных или дорогих для человека вещей;

Мысленное обращение к высшим силам (Богу, вселенной, великой идее);

Купание в солнечных лучах (реальное и мысленное);

Вдыхание свежего воздуха;

Чтение стихов;

Высказывание кому-то похвалы, комплиментов просто так…

Упражнение «Улыбка».

Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается».

Улыбаться можно везде, где угодно. Улыбка - это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих.

Тренировка улыбки: держать на лице улыбку в течение 1 минуты.

В первые секунды у Вас вместо улыбки может получиться гримаса, особенно если Вы находитесь в раздраженном состоянии. Но где-то через 10 секунд Вы начинаете казаться смешным самому себе. Это означает, что Ваша гримаса уже трансформируется в улыбку. Потом Вы начинаете потихоньку подтрунивать над собой. Вы спрашиваете, действительно ли в этой ситуации надо раздражаться. Несколько секунд спустя, Вы замечаете, что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.

Когда мышцы лица «работают на улыбку», активизируются нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал, деятельность мозга запускается, вырабатываются эндорфины - "гормоны удовольствия, радости". Так, происходит регуляция эмоций, создается ресурс.

Когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка помогает справиться с напряженным состоянием.

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством; предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и усиливает мобилизацию ресурсов организма.

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ (СПОСОБЫ САМОВОЗДЕЙСТВИЯ)

Способы, связанные с управлением дыханием (дыхательная гимнастика).

Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Цель: тренировка в управлении своим дыханием для эффективного влияния на тонус мышц и эмоциональные центры.

1. Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом .

Упражнение “Отдых”.

Исходное положение - стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение некоторого времени. Затем медленно выпрямиться.

Упражнение “Передышка”.

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления.

Во время упражнения можно закрыть глаза. Для большего наслаждения этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все Ваши неприятности улетучиваются.

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании:

На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

– на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

– затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;

– снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Проделайте так 3 раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие. Других мыслей быть не должно. В конце упражнения улыбнитесь.

Уже через 3–5 минут такого дыхания Вы заметите, что Ваше состояние стало спокойнее и уравновешеннее.

2. Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом .

Упражнение “Мобилизующее дыхание”.

Исходное положение - стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание, выдох - такой же продолжительности, как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха , в скобки заключена пауза (задержка дыхания ), затем - фаза выдоха :

4 (2) 4, 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4;

8 (4) 4, 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8;

8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4.

Дыхание регулируется счетом (вслух, мысленно), можно с помощью метронома. Каждый счет приблизительно равен секунде, при ходьбе его удобно приравнивать к скорости шагов.

Исходное положение - стоя. Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов - издать резкий звук, например, "Йя!" или "Ха!".

Дыхательные техники позволяют расширить энергетические возможности организма и его физическую работоспособность, понизить возбудимость нервных центров, а также способствовать мышечному расслаблению.

Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслабить помогает приостановить ненужный расход энергии, быстро нейтрализует утомление, снимает нервное напряжение и, таким образом, восстанавливает силы, дает ощущение покоя и сосредоточенности.

Цель: тренировка произвольному расслаблению напряженных мышечных групп.

Упражнение «Мышечная релаксация (расслабление)» .

Цель: самоанализ мышечного состояния (осознание, нахождение мышечных зажимов); перераспределение энергии путем воздействия на мышечные зажимы.

Задание. Выявить индивидуальные "мышечные зажимы" и целенаправленно их расслаблять, изменяя при этом эмоциональное состояние.

Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удастся, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза:

– дышите глубоко и медленно;

– пройдитесь внутренним взором по всему Вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности), и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

– прочувствуйте это напряжение;

– резко сбросьте напряжение - делайте это на выдохе. Сделайте так несколько (3-5) раз. Прислушайтесь к ощущениям своего тела. В хорошо расслабленной мышце Вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Вспомните обычное для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно доведя зажим до предела, сильно напрягите любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с обычным зажимом. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы - удивления, радости и пр.).

При расслаблении различных групп мышц следует соблюдать следующие правила:

1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;

2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;

Можно работать со следующими группами мышц (методика Джекобсона):

Все упражнения повторяются не менее двух раз.

Примечание . Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.

Упражнение “Мышечная энергия”

Цель: отработка навыков мышечного контроля.

Инструкция. Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!

Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец - напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный - напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.

Упражнение “Движение - остановка”.

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Встаньте. Начните интенсивные произвольные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются произвольно. Затем "застыньте" в позе, напрягите до предела все тело. Упражнение выполняется несколько раз.

Подобные упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции. Расслабились мышцы - отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие.

Способы, связанные с воздействием слова (сознательный контроль мыслей, направленный на благополучие и защиту).

Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Речь - сильный регулятор человеческого поведения. Словесное влияние задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизическое состояние.

Правила формулирования самовнушений: самовнушения строятся в виде простых и кратких утверждений, имеют позитивную направленность (без частицы «не»).

ü Самоприказы. Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы.

– Сформулируйте самоприказ.

– Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

ü Самопрограммирование. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

– Вспомните ситуацию, когда Вы справились с аналогичными трудностями.

– Сформулируйте текст программы. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «именно сегодня у меня все получится»; «именно сегодня я буду самой(ым) спокойной(ым) и выдержанной(ым)»; «именно сегодня я буду находчивой(ым) и уверенной(ым)»; «мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания», "то, что происходит, происходит на самом деле, и я сейчас найду самое лучшее из возможных решений".

– Мысленно повторите текст программы несколько раз.

ü Медитация. Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.

Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей; способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

С точки зрения психологии, ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти.

При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

Упражнение “Концентрация на эмоциях и настроении”.

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей.

Закройте глаза. Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.

А теперь сосредоточьтесь на своих эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события своей жизни…

ü Самоодобрение (самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, - одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.

– В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, говоря мысленно или вслух: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»

– Находите возможность подбадривать себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Способы, связанные с рисованием.

Рисование красками, карандашами, фломастерами, которые дают полноценный, насыщенный цвет, помогает избавиться от неприятных переживаний, особенно от депрессии, тревоги, страха. В последних случаях рекомендуют рисовать левой рукой (правшам). При этом важно не наличие умения рисовать. А способность выразить свою эмпатию в абстрактной форме через цвет и линию.

Возьмите яркие краски, ассоциирующиеся у Вас с чувством радости, уверенности, свободы, и создайте рисунок, отражающий Ваше внутреннее состояние. Подобное эмоциональное насыщение очень важно. Его можно использовать, чтобы настроиться на «уверенное состояние».

Способы, связанные с использованием образов.

Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Чтобы использовать образы для саморегуляции:

– специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, - это Ваши ресурсные ситуации;

– делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:

1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);

2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);

3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники);

– при ощущении напряженности, усталости:

1) сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;

2) дышите медленно и глубоко;

3) вспомните одну из Ваших ресурсных ситуаций;

4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;

5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;

6) откройте глаза и вернитесь к работе.

Упражнение «Надёжное место».

Цель: развитие умения контейнировать позитивные чувства, пользоваться ими в нужный момент.

Инструкция. У каждого человека есть возможности и способности представить для себя надёжное место, погрузиться туда в любой момент, когда только захочется, и достать оттуда приятные эмоции. У Вас есть такое место (выдуманное или реальное).

Закройте глаза. Представьте то место, в котором Вы себя чувствуете комфортно, безопасно. Переместись туда. Побудьте там. Вам сейчас хорошо. Мысленно расскажите о своем состоянии, что Вы видите, слышите, чувствуете. Зафиксируйте это состояние, это место, где потом можно получить приятные эмоции. Вы можете туда заходить так часто, как это потребуется. Вы почувствовали прилив сил, отдохнули. Откройте глаза, потянитесь. Вы вернулись из своего путешествия.

Приятные эмоции из «надёжного места» помогут Вам выйти из напряженного состояния, переключиться на позитив и станут Вашим ресурсом, которым Вы вправе воспользоваться, когда это потребуется.

Использование различных способов саморегуляции позволяет предотвратить или свести к минимуму негативное воздействие факторов стресса, восстановить эмоциональное равновесие сотрудника полиции и эффективно действовать в стрессовых ситуациях в профессиональном общении.

Очень важно развить в себе способность распознавать, когда окружающие эмоции, нагрузка, обязанности начинают слишком давить, и знать, как с этим бороться.

1. Научитесь ловить тот момент, когда начинаете беспокоиться. Обратите внимание, когда Ваш внутренний голос говорит: "Я беспокоюсь из-за..." Обратите внимание на явно нервозные действия, например: частое потопывание ногой по полу, дергающееся веко; постарайтесь разобраться в причинах, которые вызвали Ваше беспокойство.

2. При необходимости попросите поддержки у близкого человека. Подумайте, кто бы Вам мог помочь? Даже если Вы просто расскажете о том, что Вы сейчас чувствуете, это уже уменьшит нервное перенапряжение.

3. Составьте план действий для преодоления трудностей. Разделите большую задачу на более мелкие, с которыми легче справиться. Если пытаться справиться с большой задачей разом, возрастёт риск стресса.

4. Найдите занятия, которые помогают Вам расслабиться. Кому-то помогает прослушивание музыки, кому-то прогулки, разговор с другом - это здоровые методы борьбы с нервным перенапряжением, которые помогают отвлечься, а затем приняться за решение проблем с новыми силами.

5. Подумайте, как Вы объясните неудачу, что помешало добиться цели? Переоцените ситуацию. У Вас есть возможность что-то изменить и в будущем в аналогичных случаях, Вы сможете учесть свой опыт. Не стоит винить себя или считать глупым – это путь к саморазрушению, которое заставляет Вас чувствовать себя бессильным.

6. Соблюдайте режим. Достаточно ешьте и спите! Когда Вам нужно сделать очень много, вначале займитесь делами первой необходимости, без которых дальнейшая работа становится непродуктивной. Если это не сделать, то силы человеческого организма быстро закончатся.

7. Избавляйтесь от сильных эмоций. Выражайте их конструктивно, безопасным способом.

8. Ставьте себе достижимые цели и идите к их реализации.

9. Расставляйте приоритеты. Бывает такое время, когда кажется, что нужно сделать все дела на свете. Нужно выкинуть всё лишнее и составить себе план, согласно приоритетности задач. Что не успеть сегодня, без сожаления откладывайте на завтра. Ведь если пытаться все сделать в один день, вряд ли получится сделать всё, как надо. Учитесь решать, что сейчас важнее всего и фокусироваться на этом.

10. Разминайтесь. Разминка придаст Вам сил и поможет почувствовать себя более уверенно и энергично. Потянитесь. Мы часто отвечаем на стресс мышечным напряжением, а растягивание мышц их расслабляет и уменьшает ощущение стресса.

Найдите чуточку времени, чтобы выйти на улицу, пробежаться, прокатиться на велосипеде, поплавать, поиграть в теннис... в общем, любая физическая активность, которая Вам нравится, подойдет!

11. Подышите медленно и глубоко. Когда мы испытываем стресс, пульс ускоряется, мы начинаем очень часто дышать. Начать дышать медленно – значит, убедить организм, что стресс проходит, не зависимо от того, прошёл он или нет.

Наши чувства сложны, изменчивы и противоречивы, глубоко индивидуальны и неповторимы, поэтому важно понимать их и научиться ими эффективно управлять!

Задания для самостоятельной подготовки .

1 задание. Составить подробный план теоретического материала по теме «Способы саморегуляции эмоционального состояния». При выполнении задания воспользуйтесь методическими рекомендациями на стр. 148.

План.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 задание. Выполнить упражнение на тренировку в умении распознавать эмоции.

Задание: определите, какому выражению лица соответствует одно из эмоциональных состояний:


3 задание. При помощи теста определить показатель устойчивости к стрессу. Внесите результат в сводную таблицу ПВК. (стр. 113)

Дайте самооценку собственной стрессоустойчивости: РЕДКО –1 балл; ИНОГДА – 2 балла; ЧАСТО - 3 балла.

№ вопроса, формулировка вопроса редко иногда часто
1.Я думаю, что меня недооценивают в коллективе
2 Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров.
3 Я постоянно переживаю за качество своей работы.
4 Я бываю настроен агрессивно.
5 Я не терплю критики в свой адрес.
6 Я бываю раздражителен.
7 Я стараюсь быть лидером там, где это возможно.
8 Меня считают человеком настойчивым и напористым.
9 Я страдаю бессонницей.
10 Своим недругам я могу дать отпор.
11 Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности.
12 У меня не хватает времени на отдых.
13 У меня возникают конфликтные ситуации.
14 Мне не достает власти, чтобы реализовать себя.
15 У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом (увлечением, хобби).
16 Я всё делаю быстро.
17 Я испытываю страх, что плохо работаю.
18 Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.
ИТОГО: баллов

Уровень стрессоустойчивости : 42 - 54 б. - низкий; 34 - 41 б. - средний; 26 - 33 б. - выше среднего; 18 – 25 б. – высокий.

Результат: ________баллов, _____________________уровень стрессоустойчивости.

Результат теста соответствует \ не соответствует реальному поведению (подчеркните нужное).

Выводы (нужное подчеркнуть):низкий – развивать навык саморегуляции; средний – повышать умение справляться с ситуациями стресса; выше среднего – совершенствовать способность справляться со стрессовым состоянием; высокий - поддерживать показатель устойчивости к стрессам на высоком уровне.

4 задание. Применять способы саморегуляции на практике.

Сводная таблица результатов ПВК

  • Способы саморегуляции, связанные с воздействием словом
  • Самоприказы
  • Самопрограммирование

Это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмация ), мысленных образов (визуализация ), управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния , к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и помогает взять контроль над эмоциями , а также усиливает мобилизацию ресурсов организма.

Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • наблюдение за пейзажем;
  • рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
  • купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • высказывание похвалы, комплиментов и пр.

Кроме естественных приемов регуляции организма существуют и другие способы психической саморегуляции (самовоздействия). Рассмотрим их более подробно.

Способы саморегуляции, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность. Ниже представлен один из способов использования дыхания для саморегуляции.

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

  1. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).
  2. На следующие четыре счета задержите дыхание.
  3. Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.
  4. Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способы саморегуляции, связанные с управлением тонусом мышц, движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза.

  1. Дышите глубоко и медленно.
  2. Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот).
  3. Постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе.
  4. Прочувствуйте это напряжение.
  5. Резко сбросьте напряжение - делайте это на выдохе.
  6. Сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы удивления, радости и пр.).

Способы саморегуляции , связанные с воздействием словом

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Самоприказы

Один из таких способов саморегуляции основан на использовании самоприказов - коротких, отрывистых распоряжениях, сделанных самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с соответствующей организацией своего поведения. Говорите себе: «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила общения.

Последовательность работы с самоприказами следующая:

  1. Сформулируйте самоприказ.
  2. Мысленно повторите его несколько раз.
  3. Если это возможно, повторите самоприказ вслух.

Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах .

Настроить себя на успех можно с помощью самопрограммирования.

1. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

2. Используйте аффирмации . Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», например:

  • «Именно сегодня у меня все получится»;
  • «Именно сегодня я буду самой(-ым) спокойной(-ым) и выдержанной(-ым)»;
  • «Именно сегодня я буду находчивой(-ым) и уверенной(-ым)»;
  • «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

3. Мысленно повторите текст несколько раз.

Формулы-настрои можно произносить вслух перед зеркалом или про себя, по дороге.

Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно трудно переносимым является ее дефицит в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, что является одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Саморегуляция психофизического состояния - это, прежде всего, регулирование мышечного тонуса (напряжения и расслабления мышц); ритма, глубины, скорости дыхания, посредством чего достигается необходимая мобилизация организма или напротив, релаксация: отдых и восстановление сил. Такого рода саморегуляция происходит чаще всего бессознательно, автоматически. Однако в силу различных причин (психофизических и психологических) автоматическая саморегуляция не всегда бывает идеальной. В результате мобилизация человека может быть излишней или недостаточной, а его релаксация - несвоевременной или неполной, что влечет за собой перегрузки. При хроническом характере перегрузок человеку угрожают сбои на психологическом и соматическом уровнях. Поэтому каждому человеку важно знать о возможностях сознательной саморегуляции и владеть элементарными приемами произвольной саморегуляции своего психофизического состояния.

Основной целью упражнений на регуляцию психо-физиологического состояния является формирование умения сознательно создавать в себе оптимальную «внутреннюю атмосферу».

Использование образов

Тем, кто обладает склонностью к артистичности мышления, хорошо помогает приём, основанный на игре. Например, выполняя какую-то тяжёлую и напряжённую работу, можно представить себя в образе кино- или литературного героя. Умение достаточно ярко воссоздать в мыслях образ для подражания, «войти в роль» помогает со временем обрести и собственный стиль поведения.

Целенаправленное представление ситуаций

Умению настроится или снять нервное напряжение помогает использование воображения. У каждого человека есть в памяти ситуации, в которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У одних это пляж, приятное ощущение отдыха на тёплом песке после купания, у других – горы, чистый свежий воздух, голубое небо, снежные вершины. Из таких ситуаций необходимо выбрать самую значимую, действительно способную вызвать эмоциональные переживания.

Способы отвлечения

Могут быть состояния, когда к активным методам прибегать трудно. Нередко это связано с выраженным утомлением. В таких случаях снять груз психического напряжения можно, используя метод отключения. Средством может быть книга, которую перечитываешь много раз, не теряя к ней интереса, любимая музыка, фильм и так далее.

Управление дыханием

Процесс дыхания имеет важное значение для регуляции психических процессов. Умение правильно дышать является необходимой основой для успеха. Даже самые элементарные дыхательные приёмы могут дать ощутимый положительный результат, когда необходимо быстро успокоиться или, наоборот, повысить общий тонус. В первую очередь, важен ритм дыхания.

Успокаивающий ритм таков, что каждый выдох вдвое длиннее, чем вдох. В ряде случаев можно сделать глубокий вдох и затем задержать дыхание на 20-30 сек. Последующий выдох и глубокий компенсаторный вдох оказывают на нервную систему стабилизирующее влияние.

Избавление от нежелательных эмоций: Диссоциация.

Данный способ предназначен для людей которым мешает в жизни излишняя впечатлительность и эмоциональность. В этих случаях полезно выработать навык отстранения от эмоций - диссоциации. Этот навык основан на разделении осознавания человеком физиологических сдвигов в собственном организме, вызванных эмоциями, от осознавания своего внутреннего, психологического состояния. Для этого необходимо научится отличать и отделять навязываемые извне эмоции от деятельности собственного "Я".

Упражнение "Марионетка".

Это упражнение желательно повторять "в гуще жизни" - в различных жизненных ситуациях, особенно когда вы находитесь в обстановке, вызывающей у вас негативные эмоции.

Попробуйте представить, что ваше собственное "Я", контролирующее мысли, движения и эмоции находится... вне тела. При этом тело живёт и движется чисто механически, в режиме автомата, управляемого извне. Можете представить что ваше "Я" наблюдает за собственным телом как бы со стороны (обычно сверху). Невидимые нити, идущие от этого центра, управляют вашими движениями, невидимые "кнопки" - эмоциями. при этом как телесные так и душевные движения становятся отстранёнными от вашего "Я", переживаются как нечто искусственное, как буд-то это происходит не с вами, а с кем-то другим. Запомните это состояние, в котором вы можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощённые их психологической составной частью, отделённые от переживаний, чтобы использовать его в дальнейшем. Проживите в этом состоянии несколько минут, затем "вернитесь" в собственное тело, чтобы вновь ощутить полноту переживаний.

Впоследствии можно использовать полученные навыки для того, чтобы в обстановке "накалённых" эмоций быстро успокоиться с помощью диссоциации осознавания своего тела и осознавания собственного "Я".

Избавление от нежелательных эмоций: переход в нейтральное состояние.

В отличие от предыдущего этот способ "нейтрализации" эмоций освоить гораздо легче, и доступен он абсолютно всем. Он не требует актёрского таланта, ибо избавление от неприятной эмоции достигается не образным представлением другой эмоции, вытесняющей первоначальную, а переходом в нейтральное состояние – покоя, отдыха, расслабления, в котором вообще никаким отрицательным эмоциям нет места. Наблюдение за внутренними ощущениями, связанными с эмоцией, позволяет нам отделится от неё, наблюдая собственную эмоцию со стороны, а затем и убирать неприятную эмоцию, воздействуя на эти ощущения. С ощущениями же можно справиться, опираясь на “три кита”:

Направленное внимание;

Мышечное расслабление;

Успокаивающее дыхание.

Развитие навыков самонаблюдения.

Почему навыку самонаблюдения нужно учиться, ведь это так естественно, так просто ощущать собственное тело, улавливать происходящие в нём изменения, связанные с эмоциями… Дело в том, что объём нашего внимания весьма ограничен. В каждый момент времени Мы получаем массу информации как извне, так и изнутри нашего собственного организма, на которую просто не обращаем внимания. Человек часто буквально просто не замечает, что живёт в собственном теле. Ощущения, связанные с приёмом пищи, вдыханием табачного дыма… да ещё если где-нибудь, что нибудь заболит, если тело напомнит о себе – вот и весь небогатый перечень привычных ощущений. Пещерный предок современного человека был куда более внимателен к своим внутренним ощущениям. Он полагался на них, на своё “шестое чувство”, в суровой борьбе за выживание. Современному же человеку надо заново учиться осознавать себя, собственное тело. Для этого рекомендуем выполнить ряд упражнений, цель которых – сосредоточить внимание на том, к чему вы давно привыкли, с таким же любопытством как в раннем детстве, когда вы только знакомились со своим собственным телом, его внутренним языком – языком не слов, а ощущений, когда, к примеру, тянуть в рот большой палец правой ноги, лёжа в коляске, было не только приятным, но и увлекательным занятием. По мысли Ч. Брукса (1997), для того, чтобы человек мог войти в контакт с собственными чувствами, ему необходимо вернуть себе природную, естественную полноту переживаний, свойственную маленькому ребёнку.

Вырастая, человек не только приобретает жизненный опыт, но и теряет кое-что полезное – естественность, непосредственность, открытость, общительность, интуицию и фантазию, ярко проявляющиеся в способности играть, и, наконец, способность радоваться жизни, не застревая на обидах и неприятностях. Важно, что при этом он всё-таки может на короткое время “вернуться в детство”, как психологически, так и физиологически, и именно такая способность лежит в основе занятий саморегуляцией. По сути, саморегуляция - это умение быть “здесь и сейчас”, важность которого можно проиллюстрировать известной буддийской притчей. Когда ученик спросил дзеэнского Мастера, в чём смысл великого Дао, учитель ответил ему:

В простом здравом смысле. Когда я голоден – я ем, когда устал – я сплю.

Но разве все не делают то же самое? – спросил ученик.

На что учитель ответил:

Нет. Большинство людей не присутствуют в том, что они делают.

Упражнение “Знакомство с собой”.

Упражнение предназначено для тренировки умения наблюдать за своими ощущениями. Это простейший навык самонаблюдения, наблюдения за собственными физиологическими процессами. В качестве объекта наблюдения используем, естественно, своё тело – кисть правой руки (для левшей - наоборот).

Для разминки проделайте ряд очень простых движений, подготавливающих материал для последующей работы, обеспечивая множество физиологических ощущений, которые просто нельзя не заметить.

1. Соедините кончики пальцев обеих кистей, прижмите их друг к другу с усилием, опираясь ими друг о друга. Произведите с силой 15-20 встречных движений ладонями, как бы сжимая воображаемую резиновую грушу, находящуюся между ладонями, имитируя работу насоса.

2. Энергично потирайте ладони друг о друга, пока не появится ощущение интенсивного тепла.

3. Сильно и быстро не менее 10 раз сожмите и разожмите кулак, добиваясь ощущение утомления в мышцах кисти.

4. Потрясите пассивно “висящую” кисть.

Теперь – внимание и ещё раз внимание! Положите ладони симметрично на колени. Направьте всё внимание на внутренние ощущения. Всё внешнее при этом как бы перестаёт для вас существовать. Сконцентрируйте внимание на правой ладони. Прислушайтесь к своим ощущениям. В первую очередь обратите внимание на следующие ощущения:

1. Чувство веса. Чувствуете ли вы тяжесть или лёгкость кисти?

2. Чувство температуры. Чувствуете ли вы в кисти холод или тепло?

3. Дополнительные ощущения (присутствуют не обязательно, но всё же весьма часто):

Сухость и влажность;

Пульсацию;

Покалывание;

Ощущение прохождения электрического тока;

Чувство “мурашек”, “мороз по коже”;

Онемение (обычно в кончиках пальцев);

Вибрацию;

Мышечную дрожь.

Может быть, вы почувствуете, что ладонь как бы излучает некоторую “энергию”. Постарайтесь запомнить это полезное ощущение, которое пригодится вам в дальнейшем.

Может быть, вы почувствуете зарождающееся в пальцах, в кисти или в руке в целом движение – выпустите его на волю… наблюдайте за ним как бы со стороны. Представьте, что ваше тело как бы ожило и движется по собственной воле, не зависимо от вашего желания. Продолжайте наблюдать за ощущениями, не отрываясь, словно погружаясь в этот процесс, мысленно отгораживаясь от всего окружающего, от всего внешнего. Старайтесь улавливать в ощущениях самые тонкие изменения, важно удерживать, концентрировать для этого на них внимание. Следите за тем, как ощущения меняются, то усиливаясь, то ослабевая, как они меняют свою локализацию, постепенно перемещаясь из одной точки в другую, наконец, как одни ощущения уступают место другим. Продолжайте выполнять это упражнение достаточно долго – не менее 8-10 мин., а если хватит терпения, то и ещё дольше.

Практическое задание : используя перечисленные методики провести коррекцию психоэмоциональной регуляции в группе учащихся.

Список используемой литературы

1. Гуревич К.Н. Индивидуально-психологические особенности школьников.1988. № 6

2. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи М., 1988.

3. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

4. Крутецкий В.А. Психология. М.,1986.

5. Маклаков А.Г. Общая психология

6. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995.

7. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1991.

8. Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. II М., 1989.

10. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 №1.

11. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963 №5.

12. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

13. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

14. Якушева Т. Г. О педагогическом такте учителя. М.: «Просвещение», 1970.


Похожая информация.




В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные