Порядок утверждения федеральных стандартов аудиторской деятельности в россии. Стандартизация аудиторской деятельности
Стандарт – официальный государственный или нормативный технический документ отрасли, предприятия, формы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции товара.
Стандарты регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.
Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.
На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:
- обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
- содействуют пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
- создают общественный имидж профессии;
- устраняют контроль со стороны государства;
- помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
- обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.
Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.
Система стандартов в обобщенном виде включает в себя международные стандарты; национальные стандарты; внутрифирменные стандарты. В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.
Значение системы стандартов состоит в том, что она:
- обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
- содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
- помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
- обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
- создает общественный имидж профессии.
Международные аудиторские стандарты
В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т.ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).
Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:
1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;
2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.
Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:
- аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
- аудитор должен быть независим от клиента;
- аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
- аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.
4. Существенность в аудите.
5. Аудиторские доказательства.
6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.
7. Внутренний контроль качества работы в аудите.
8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.
9. Аффилированные лица.
10. События после отчетной даты.
11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.
Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит их четырех взаимозависимых последовательных блоков:
1. Общие стандарты.
2. Рабочие стандарты.
3. Стандарты отчетности.
4. Прочие стандарты.
Общие стандарты аудита являются основополагающими в определении цели, образовательного стандарта, единых принципов ведения аудита в России:
- письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;
- порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;
- права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
- образование аудитора и др.
Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов:
- планирование аудита;
- аудиторская выборка;
- аудиторские доказательства;
- документирование аудита;
- письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
- первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и др.
Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:
- порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;
- дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;
- заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям и др.
Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны:
- особенности аудита малых экономических субъектов;
- аудит в условиях компьютерной обработки данных;
- характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним и другое.
Внутрифирменные стандарты аудита
Под внутрифирменными стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Необходимость и порядок разработки внутрифирменных стандартов определен ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».
Согласно данным нормативных документов, аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.
При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации профессиональных аудиторских объединений.
Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам и международным стандартам. В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых – разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.
Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание – закрытая информация. Внутрифирменные стандарты – это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.
Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:
- целесообразности – иметь практическую пользу;
- преемственности и непротиворечивости – каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
- логической стройности – обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
- полноты и детализации – полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
- единства терминологической базы – содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.
Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепринятыми этическими нормами.
Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.
Для выполнения контрольных функций в ходе практического осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита.
Организация имеет право заключать со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.
Значение внутрифирменных стандартов заключается в том, что оно позволяет аудиторским организациям:
- полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора;
- содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
- обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
- детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.
Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.
Источник - Основы аудита: учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 229 с.
Аудиторские стандарты подразделяются на международные и национальные. разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В связи с этим целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций.
В предисловии к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг отмечено, что страны - члены МФБ могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть основой для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.
Существует три варианта использования МСА и национальных стандартов. Первый вариант предусматривает применение только МСА. Второй - создание и использование национальных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемый комбинированный вариант предполагает как разработку национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим проблемам).
Россия в области аудиторской деятельности выбрала второй вариант, связанный с разработкой полной гаммы национальных стандартов. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" национальные стандарты подразделяются на две группы: федеральные и стандарты саморегулируемой организации аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, содержащиеся в Законе N 307-ФЗ. Они разрабатываются в соответствии с МСА и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов.
Стандарты саморегулируемой организации аудиторов устанавливают требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям федеральных стандартов, если это обусловливается особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг. Такие стандарты не могут противоречить федеральным стандартам, не должны создавать препятствий для осуществления аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами их профессиональной деятельности. Они являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемого объединения аудиторов.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать для своих нужд регламенты, инструкции, собственные стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемого аудиторского объединения, членами которого они являются.
Главенствующую роль в организации внешнего аудита, особенно обязательного, в Российской Федерации, безусловно, должны играть федеральные стандарты. В настоящее время таких стандартов 34, один из которых (N 15) отменен (точнее, объединен со Стандартом N 8). Таким образом, действуют 33 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.
В части развития и совершенствования федеральных стандартов на ближайшую перспективу можно сформулировать две основные задачи. Первая задача - обновление действующих федеральных стандартов в связи с возникающими изменениями в экономике, нормативно-правовом регулировании и т.д. Вторая задача - создание новых стандартов (примерно 7 - 10) для получения полного спектра федеральных стандартов.
Общим недостатком действующей системы федеральных стандартов является отсутствие их внутренней классификации по группам, которые соответствовали бы целям выполнения аудита и сопутствующих услуг. Наличие такой классификации позволило бы пользователям (аудиторы, бухгалтеры, студенты) легко ориентироваться в назначении и использовании стандартов. Заметим, что внутренняя классификация имеется в МСА, а также присутствовала в 37 российских стандартах первого поколения (см., например, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2001. - М.: МЦРСБУ, 2002).
Исходя из имеющегося опыта представляется целесообразной следующая классификация федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (см. таблицу).
Классификация действующих федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности
N Правила |
Наименование |
|
Группа 1. Основные принципы |
||
Цель и основные |
Введение, цель аудита, общие принципы |
|
Группа 2. Ответственность аудиторов |
||
Согласование условий |
Введение, договор оказания аудиторских |
|
Обязанности аудитора |
Введение, ошибки и недобросовестные |
|
Обязанности аудитора |
1. Факторы риска, связанные с |
|
Учет требований |
Введение; ответственность руководства |
|
Группа 3. Планирование и документирование аудита |
||
Документирование |
Введение, форма и содержание рабочих |
|
Планирование аудита |
Введение, планирование работы, общий |
|
Существенность в |
Введение, существенность, взаимосвязь |
|
Оценка аудиторских |
Стандарт включает содержание двух ранее |
|
Применимость |
Введение; факторы, оказывающие влияние |
|
Аудиторская выборка |
Введение; определения, используемые в |
|
Группа 4. Внутренний контроль качества аудита |
||
Внутренний контроль |
Введение, требования по обеспечению |
|
Контроль качества |
Введение; обязанности руководства |
|
Группа 5. Аудиторские доказательства |
||
Аудиторские |
Введение, достаточные надлежащие |
|
Получение |
Введение, присутствие аудитора при |
|
Получение аудитором |
Введение; связь процедур внешнего |
|
Особенности аудита |
Введение; особенности расчета оценочных |
|
Аналитические |
Введение, сущность и цели аналитических |
|
Группа 6. Использование работы третьих лиц |
||
Использование |
Введение; назначение основного аудитора; |
|
Рассмотрение работы |
Введение, объем и цели внутреннего |
|
Использование |
Введение, определение необходимости |
|
Группа 7. Выводы и отчеты в аудите |
||
Аудиторское |
Введение; основные элементы аудиторского |
|
Аффилированные лица |
Введение, наличие связанных сторон и |
|
События после |
Введение; события, произошедшие до даты |
|
Особенности первой |
Введение, аудиторские процедуры при |
|
Сообщение |
Введение; надлежащие получатели |
|
Заявления и |
Введение, признание руководством |
|
Прочая информация в |
Введение, доступ к прочей информации, |
|
Учет особенностей |
Введение; вопросы, рассматриваемые |
|
Сопоставимые данные |
Введение, соответствующие показатели, |
|
Группа 8. Сопутствующие аудиторские услуги |
||
Основные принципы |
Введение; основные принципы финансовой |
|
Выполнение |
Введение, цель выполнения согласованных |
|
Компиляция |
Введение, цель компиляции финансовой |
|
Обзорная проверка |
Введение, общие принципы выполнения |
|
Группа 9. Образование и подготовка кадров |
||
Стандарты находятся в стадии разработки |
Таким образом, нами сформировано 9 групп стандартов.
Первая группа включает один стандарт и в дополнение к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" здесь рассмотрены цель и основные принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности .
Вторая группа включает три стандарта и посвящена ответственности аудиторов и аудиторских организаций.
Третья группа содержит 6 стандартов и используется в повседневной работе аудиторов в части оформления процедур по планированию и документированию аудиторской деятельности . В рамках этой группы саморегулируемым аудиторским объединениям целесообразно разработать внутрифирменные стандарты для своих членов. Такие стандарты должны содержать различные таблицы, формы документов, краткие инструкции для проведения работ по планированию и документированию. Особенно они будут полезны начинающим аудиторам.
Четвертая группа включает два стандарта и посвящена вопросам качества выполнения заданий по аудиту и качеству услуг самих аудиторских организаций.
Пятая группа содержит пять стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учет е и др.
Шестая группа включает три стандарта, в которых рассматриваются вопросы, связанные с использованием для проведения аудита результатов работы эксперта , работы внутреннего аудитора и другой аудиторской организации (аудитора).
Седьмая группа охватывает 9 стандартов, посвященных составлению отчетов и выводов , разработке важнейшего аудиторского документа - заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядку оформления информации по результатам проведения аудита (отчета аудитора, письменной информации), особенностям первой проверки аудируемого лица и др.
Восьмая группа является сравнительно новой и включает четыре стандарта, один из которых посвящен анализу понятия "Сопутствующие аудиторские услуги ", а три стандарта содержат требования к выполнению таких услуг , как выполнение согласованных процедур в отношении финансовой отчетности, компиляция финансовой информации; обзорная проверка бухгалтерской отчетности.
Девятая группа находится в стадии разработки.
Сопоставление приведенной классификации с МСА позволит составить адекватную программу подготовки новых, наиболее необходимых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности для Российской Федерации.
Отечественные стандарты определены в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности;
2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
Внутренние стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:
1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
Внутренние документы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные аудиторские стандарты
Разработанные проекты правил (стандартов) в значительной мере соответствуют международным стандартам аудита.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. от 27.01.2011):
Правило (стандарт) № 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) № 2. Документирование аудита
Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита
Правило (стандарт) № 4. Существенность в аудите
Правило (стандарт) № 5. Аудиторские доказательства
Правило (стандарт) № 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту
Правило (стандарт) № 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) № 9. Связанные стороны
Правило (стандарт) № 10. События после отчетной даты
Правило (стандарт) № 11. Применимость допущения непрерывности
деятельности аудируемого лица
Правило (стандарт) № 12. Согласование условий проведения аудита
Правило (стандарт) № 13. Утратило силу
Правило (стандарт) № 14. Утратило силу
Правило (стандарт) № 15. Утратило силу (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 863)
Правило (стандарт) № 16. Аудиторская выборка
Правило (стандарт) № 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
Правило (стандарт) № 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
Правило (стандарт) № 19. Особенности первой проверки аудируемого лица
Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры
Правило (стандарт) № 21. Особенности аудита оценочных значений
Правило (стандарт) № 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
Правило (стандарт) № 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
Правило (стандарт) № 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами
Правило (стандарт) № 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация
Правило (стандарт) № 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) № 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность
Правило (стандарт) № 28. Использование результатов работы другого аудитора
Правило (стандарт) № 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита
Правило (стандарт) № 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
Правило (стандарт) № 31. Компиляция финансовой информации
Правило (стандарт) № 32 Использование аудитором результатов работы эксперта
Правило (стандарт) № 33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) № 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н:
ФСАД 1/2010. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности
ФСАД 2/2010. Модифицированное мнение в аудиторском заключении
ФСАД 3/2010. Дополнительная информация в аудиторском заключении
ФСАД 4/2010 Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля.
ФСАД 5/2010 (с 2011 г.) Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита
ФСАД 6/2010 (с 2011 г.) Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита
Вопросы для самопроверки:
Как классифицируются стандарты аудиторской деятельности?
Приведите определение стандарта аудиторской деятельности.
Опишите структуру стандарта аудита и его содержание.
Дайте общую характеристику Международных стандартов аудита.
Приведите характеристику федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и стандартов саморегулируемых организаций аудиторов.
Стандарты в аудиторской деятельности
В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности важное место занимают правила (стандарты) аудита. Реализация их требований на практике является определенной гарантией качества проверки.
Цели и основные принципы стандартов аудиторской деятельности заключаются в следующем.
- Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы качества и надежности аудита и обеспечивающие при их соблюдении соответствующий уровень гарантии результатов аудиторской проверки. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности.
- На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов, сдаваемых для получения права заниматься аудиторской деятельностью.
- Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
- Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы аудита.
1. Международные аудиторские стандарты
стандарт аудиторский нормативный
Создание системы международных экономических связей обусловило необходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне, чтобы расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчить сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран и получить возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских фирм.
МСА представляют собой справочник для профессиональных аудиторов, в котором содержится описание общепризнанных методов аудита. Российские практикующие аудиторы могут применять международные стандарты в своей деятельности, что будет способствовать их дальнейшей интеграции в международное аудиторское сообщество. Заметим, что единственный официальный язык стандартов - английский.
Аудиторы, проводящие аудит в соответствии с МСА, обязаны наряду с их требованиями выполнять в полном объеме требования Кодекса этики профессионального бухгалтера МФБ.
Профессиональные требования на международном уровне разрабатывает несколько организаций, в том числе МФБ, созданная в 1977 г. Аудиторскими стандартами занимается КМАП, который является постоянным комитетом Совета МФБ.
Статус МСА определяется тем, что эти международные стандарты предназначены для применения при аудите финансовой отчетности. Кроме того, указанные стандарты при условии необходимой адаптации используются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. MCA содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала.
МСА не отменяют местных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране.
Первое издание МСА на русском языке было осуществлено в 1999 г, Текст нового перевода в 2001 г. был взят за основу отечественными разработчиками при подготовке российских ФСАД.
Начиная с 2004 г. в МСА были внесены существенные изменения в связи с пересмотром концепции корпоративного внутреннего контроля. Это было связано с использованием новой концепции выявления аудиторских рисков на основе анализа внутреннего контроля организаций, отчетность которых рассматривает аудитор. Предпосылкой к применению данной концепции стала особая важность борьбы с недостоверной финансовой отчетностью для заинтересованных пользователей.
К числу МСА, таким образом, были добавлены новые стандарты:
- МСА 315 «Понимание деятельности экономического субъекта и его среды и оценка рисков существенного искажения отчетности»;
- МСА 330 «Аудиторские процедуры, выполненные в ответ на оцененные риски».
В них рассмотрены оценка аудитором рисков существенного искажения отчетности и дальнейшие процедуры по оцененным рискам, которые увязаны с анализом надежности системы внутреннего контроля организаций с точки зрения рисков возможного искажения финансовой отчетности за счет мошенничества или ошибки.
В декабре 2006 г. были утверждены новые редакции ряда МСА, которые введены в действие с 15 декабря 2008 г.:
- Предисловие к Международным стандартам по контролю качества, аудиту, обзорным проверкам и другим услугам по заданиям, связанным с обеспечением уверенности, и сопутствующим услугам (Preface to the International Standards on Quality Control, Auditing, Review, Other Assurance and Related Services);
- MCA 240 (пересмотренный) «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при аудите финансовой отчетности» (ISA 240. The Auditor"s Responsibilities Relating to Fraud in an Audit of Financial Statements (Redrafted));
- MCA 300 (пересмотренный) «Планирование аудита финансовой отчетности» (ISA 300. Planning an Audit of Financial Statements (Redrafted));
- MCA 315 (пересмотренный) «Выявление и оценивание риска существенного искажения финансовой отчетности в ходе получения понимания деятельности и среды, в которой действует организация» (JSA 315. Identifying and Assessing the Risks of Material Misstatement Through Understanding the Entity and Its Environment (Redrafted));
- MCA 330 (пересмотренный) «Аудиторские действия в ответ на оцененные риски» (ISA 330. The Auditor"s Responses to Assessed Risks (Redrafted)).
IAASB также внесены изменения в стандарты по аудиторской отчетности:
МСА 700 (новая редакция) «Независимое аудиторское заключение по финансовой отчетности общего назначения» (ISA 700. The Independent Auditor"s Report on a Complete Set of General Purpose Financial Statements. Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements);
- MCA 705 (пересмотренный, новая редакция) «Модификация независимого аудиторского заключения» (ISA 705. Modifications to the Opinion in the Independent Auditor"s Report);
- MCA 706 (пересмотренный, новая редакция) «Поясняющие параграфы и другие вопросы независимого аудиторского заключения» (ISA 706. Emphasis of Matter Paragraphs and Other Matter Paragraphs in the Independent Auditor"s Report);
- MCA 800 (пересмотренный, новая редакция) «Специальные вопросы: аудит финансовой отчетности специального назначения и специфических элементов учета или позиций финансовой отчетности» (ISA 800. Special Considerations - Audits of Special Purpose Financial Statements and Specific Elements, Accounts or Items of a Financial Statement);
- MCA (ISA) 805 (пересмотренный, новая редакция) «Задания к заключению по краткому финансовому отчету» (ISA 805. Engagements to Report on Summary Financial Statements).
Проект MCA 700 представляет собой новую редакцию стандарта, пересмотренного в 2004 г. Остальные стандарты по отчетности были полностью переработаны с тем, чтобы обеспечить их последовательность относительно МСА 700. Эта работа была закончена в 2006 г., и теперь стандарты выносятся на обсуждение в рамках программы по повышению четкости стандартов.
Также IAASB выпустила предварительные проекты МСА 510 (пересмотренный) «Особенности первой проверки аудируемого лица» и МСА 530 «Аудиторская выборка».
В течение 2007-2008 гг. предполагалось пересмотреть, а в ряде случаев и переработать остальные стандарты, чтобы к декабрю 2008 г. предложить аудиторскому сообществу полный комплект МСА в формате программы Clarity. Примером может служить проект переработки МСА 540 «Аудит бухгалтерских оценочных значений, включая оценки по справедливой стоимости, и их раскрытий», который предполагает в числе прочего объединение действующих МСА 540 «Аудит оценочных значений» и МСА 545 «Аудит оценок по справедливой стоимости и их раскрытий». В ходе пересмотра и доработки стандартов формируется объем обязательных требований для аудиторов, проводящих аудит по МСА. Эти требования будут определять специфику аудиторских проверок начиная с декабря 2008 г.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации
В разных странах подход к использованию стандартов аудита может быть различным. В наиболее развитых странах применяют самостоятельно разработанные и утвержденные стандарты, которые весьма близки к МСА по содержанию, хотя могут значительно отличаться по форме. В развивающихся странах в качестве стандартов часто утверждают МСА как таковые, с комментариями или без них. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ избрала путь разработки самостоятельных правил (стандартов), подготовленных на базе МСА.
В конце 1993 г., как уже говорилось выше, были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которыми Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), детально регламентирующих деятельность аудиторов. При разработке правил за основу был взят мировой опыт, т. е. материал, изложенный в МСА. Однако российские правила имели свою особенность: они были схожи с МСА по идеям, но содержали российские инструкции по структуре, шире и подробнее раскрывшие многие вопросы, которые могли вызвать непонимание в условиях становления российского аудита.
Отметим, что Правила (стандарты) аудиторской деятельности разработанные до принятия Закона об аудиторской деятельности, не утверждались, а одобрялись Комиссией по аудиторской деятельное™ при Президенте РФ. Между тем российским законодательством не предусмотрена процедура «одобрения» нормативных актов как способа и) принятия. Теоретически это позволяет ставить под сомнение обязательность Правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных указанной Комиссией, и свидетельствует о неурегулированности настоящего вопроса.
Ряд нормативных актов, принятых после вступления в силу Закон об аудиторской деятельности, не устранил, а, напротив, обострил дискуссионность правовой силы стандартов. Так, постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» аудиторским организациям и аудиторам до утверждения Правительством РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности предлагалось руководствоваться в своей деятельности Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской, деятельности при Президенте РФ. Заметим, что указанное постановление также не содержало прямой ссылки на обязательный характер прежних правил (стандартов).
После принятия 7 августа 2001 г. Закона об аудиторской деятельности на некоторое время образовался правовой вакуум, так как решения некоторых вопросов уже диктовались законодательством. Эта проблема был; урегулирована изданием постановления Правительства РФ от 23.09.200: № 696, которым были утверждены Федеральные правила (стандарты аудиторской деятельности. В соответствии с этим постановлением Правительства РФ (с последующими изменениями и дополнениями) по со стоянию на 1 августа 2008 г. разработаны 34 ФСАД.
Стандарты аудиторской деятельности определяют требования к порядку проведения аудита или оказания сопутствующих ему услуг. Определения и виды стандартов приведены в Законе об аудиторское деятельности.
Стандарты аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оцени качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Стандарты аудиторской деятельности подразделяются:
- на Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
- внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Подготовка российских стандартов аудита была предусмотрена техническим заданием проекта ТАСИС «Реформа российского аудита». При этом предполагалось, что окончательное число подготовленных проектов документов и их конкретная тематика будут уточнены с бенефициаром (Минфином России) в рабочем порядке. Иностранные специалисты, работавшие по проекту (некоторые из них, например, участвуют в разработке национальных стандартов аудита Великобритании), потребовали максимального соответствия российских стандартов международным с четким обоснованием всех расхождений конкретными особенностями национального законодательства.
В результате все стандарты аудита в России можно разделить на три группы:
- ФСАД, близкие по содержанию к соответствующим МСА;
- ФСАД, имеющие существенные отличия от МСА, аналогом которых они являются;
- ФСАД, не имеющие аналогов в МСА. В ходе подготовки российских правил (стандартов) аудиторской деятельности ставилась цель подготовить пакет документов, основанный на системе документов МСА, и стандарты, противоречащие международным, разрабатывать не планировалось. Тем не менее, в силу различных причин некоторые российские стандарты, даже совпадающие по названию, содержанию и текстуально со стандартами МСА, имеют существенные отличия от своих международных прототипов.
Кроме того, значительное число российских правил (стандартов) не имеет прямых аналогов в системе МСА.
Следует отметить, что правила (стандарты) разрабатываются небольшими партиями. Это связано с организационными проблемами их подготовки и финансирования. В настоящее время работа над стандартизацией аудита в России продолжается; так, 25 августа 2006 г. были приняты восемь ФСАД (№ 21-24), 22 июля 2008 г. также принята очередная серия стандартов: № 32-34.
ФСАД являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также дня аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
К августу 2008 г. было разработано и принято 34 ФСАД (№ 1-6 утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, № 7-11 - постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405, № 12-16 - постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532, № 17-23 - постановлением Правительства РФ от 16.04.2005, № 24-31 - постановлением Правительства РФ от 25.08.2006, № 32-34 - постановлением Правительства РФ от 22.07.2008). С 1 января 2009 г. некоторые стандарты были пересмотрены с учетом изменений МСА, а некоторые отменены. Таким образом, на настоящий момент приняты следующие ФСАД:
- № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
- № 2 «Документирование аудита»;
- № 3 «Планирование аудита»;
- № 4 «Существенность в аудите»;
- № 5 «Аудиторские доказательства»;
- № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
- № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»;
- № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
- № 9 «Связанные стороны»;
- № 10 «События после отчетной даты»;
- № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»;
- № 12 «Согласование условий проведения аудита»;
- № 13 «Обязанность аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;
- № 14 «Учет требований нормативных правовых актов в Российской Федерации в ходе аудита»;
- № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица» - утратил силу;
- № 16 «Аудиторская выборка».
- № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;
- № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»;
- № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
- № 20 «Аналитические процедуры»;
- № 21 «Особенности аудита оценочных значений»;
- № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;
- № 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»;
- № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»;
- № 25 «Учет особенностей аудируемого лица, финансовую отчетность которого подготавливает специализированная организация»;
- № 26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
- № 27 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность»;
- № 28 «Использование результатов работы другого аудитора»;
- № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»;
- № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»;
- № 31 «Компиляция финансовой информации»;
- № 32 «Использование аудитором результатов работы эксперта»;
- № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
№ 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».
Фактически большая часть принятых ФСАД представляет собой официально утвержденный перевод МСА. Благодаря этому инструкции приобрели лаконичность, утратив при этом детали, содержавшиеся в старых российских правилах (стандартах). Данный факт нельзя однозначно классифицировать как положительный или отрицательный. Российский аудит всегда базировался на тех же принципах, что и международный, а условности и недопонимания устранялись с помощью соответствующих комментариев.
В то же время стиль ФСАД отличается от повествовательного изложения МСА, он имеет директивную форму, более распространенную в российских регламентирующих документах.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и ФСАД вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с ФСАД.
Принятие на общегосударственном уровне ФСАД, близких по форме и содержанию к МСА, является важным шагом на пути к реформированию российского аудита в направлении международной интеграции.
Всего планируется завершить формирование первоочередного пакета из 39 стандартов, соответствующих международным стандартам аудита (МСА). Кроме того, в соответствии с решением Совета о «Дорожной карте» (плане действий) по приведению федеральных правил (стандартов) в соответствие с МСА Комиссией по аудиторской практике начинается работа в данном направлении с одновременным мониторингом процессов по внесению изменений непосредственно в МСА.
В соответствии с планом работы Совета по аудиторской деятельности продолжается также подготовка соответствующих методик. В настоящее время Советом одобрены шесть методических рекомендаций, в том числе:
- Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация);
- Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования страховых резервов;
- Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг;
- Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности;
- Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость;
- Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг.
Продолжается разработка Методических рекомендаций по аудиту кредитных организаций и банковских (консолидированных) групп с учетом одобрения Советом хода работы по подготовке проекта Методических рекомендаций по аудиту кредитного портфеля банка. В ходе подготовки проекта профильной комиссией делаются шаги, направленные на усиление координации работы с ЦБ РФ.
Стандарты общественных аудиторских объединений
Профессиональные (саморегулируемые) аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить ФСАД. При этом требования внутренних правил (стандартов) не могут быть ниже требований Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
В России наряду с общенациональными ФСАД законодательно предусмотрены еще и стандарты аккредитованных объединений аудиторов, что вызывает недоумение у иностранных специалистов. Национальные ФСАД должны содержать основные, базовые требования, а аудиторские объединения должны в своих стандартах разъяснять, комментировать, иллюстрировать примерами национальные ФСАД. Именно в стандартах профессиональных объединений должен содержаться примерный перечень вопросов, типовых бланков, образцов расчетов уровня существенности и т.п.
Внутрифирменные аудиторские стандарты
Внутренние стандарты аудиторских фирм могут служить для урегулирования конфликтов, которые возможны между сотрудниками и администрацией аудиторской фирмы, аудиторами и клиентами, аудиторами и контролирующими органами. Внутренние правила определяют единые требования к порядку проведения аудита и его качеству, создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов проверки.
К этому виду стандартов могут относиться принятые и утвержденные в организации инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы фирмы к осуществлению аудита.
ФСАД предоставили аудиторам большую самостоятельность в решении отдельных проблем при проведении проверки. Многие вопросы могут быть урегулированы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами самостоятельно и закреплены ими во внутрифирменных.правилах аудита. Однако эти правила не должны противоречить ФСАД и их требования не могут быть ниже требований федеральных и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.
Использование внутренних стандартов способствует повышению качества аудита, эффективности его результатов, уменьшает трудоемкость работы, позволяет применять в аудиторской практике новые технологии и методики проверки.
При подготовке внутрифирменного стандарта аудиторы могут более четко представить свои действия на каждом этапе работы, в том числе и при получении знаний о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, необходимых как при подготовке общего плана и программы, так и при непосредственном выполнении аудиторских процедур. Аудиторской фирме целесообразно в своих внутренних документах заранее подготовить возможный план и программу аудита, предусмотрев возможность их корректировки в зависимости от особенностей деятельности аудируемых лиц. Отразив в плане и программе максимально возможный перечень видов работ и процедур; аудиторы могут оставлять только подходящие для конкретной проверки процедуры, дополняя их специальными действиями, характерными только для конкретного клиента. Отдельные положения общего плана и программы могут согласовываться с руководителем аудируемого лица.
При создании внутреннего стандарта аудиторам необходимо помнить, что для формирования общего впечатления о системе внутреннего контроля следует принимать во внимание её компоненты, т.е. надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду и отдельные средства контроля. Выяснение надежности каждого из них позволит оценить систему в целом.
Внутренние стандарты в обязательном порядке подлежат утверждению руководителем аудиторской организации. Для обеспечения контроля за их соблюдением необходимость применения этих правил должна входить в функциональные обязанности аудитора.
Список литературы
1. Герасимова, Е.Б. Основы аудита: Учебник / Р.П. Булыга, Н.Д. Бровкина, Е.Б. Герасимова. - М.: Форум, 2010. - 272 c.
Кыштымова, Е.А. Основы аудита: Учебное пособие / Е.А. Кыштымова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 c.
Парушина, Н.В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: Учебное пособие / Н.В. Парушина, Е.А. Кыштымова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 560 c.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Аудиторская деятельность всегда ведется по строгим правилам, определяющим единообразные порядок, принципы, методы и иные характеристики проверки. Такие правила разрабатываются и утверждаются на различных уровнях. До недавнего времени российские аудиторы работали по нормам, определяемым федеральными стандартами аудиторской деятельности. Однако с 2017 года ситуация изменилась.
Иерархия аудиторских правил
Аудиторские стандарты подразделяются на три уровня:
- международные стандарты, утверждаемые Международной Федерацией Бухгалтеров (МФБ, IFAC);
- федеральные стандарты, принятые Правительством РФ и Минфином России;
- внутренние стандарты объединений аудиторов.
Правительством РФ были приняты 34 федеральных аудиторских правила, Минфином - 8. Все они до недавнего времени регулировали порядок работы аудиторов.
Обязательно ли применение ФСАД
С 2017 года согласно законодательству об аудиторской деятельности все аудиторские проверки в нашей стране должны проводиться по правилам международных стандартов. Исключение составляют проверки отчетности за 2016 год, договор на осуществление которых был заключен заранее, до 1 января 2017 года.
Закон определяет, что обязательными для соблюдения являются именно международные стандарты, а не федеральные. Также аудиторы могут следовать стандартам, выработанным их профессиональными объединениями, но лишь в том случае, если эти стандарты не противоречат международным, а дополняют их.
Чем отличаются международные и федеральные правила
Российские правила аудита изначально основывались на международных. И некоторые из них практически идентичны первоисточнику. Однако есть часть российских стандартов, в которых не отражены изменения, произошедшие с течением времени в аналогичных стандартах МФБ. Это, безусловно, нарушает положение о том, что никакие правила, применяемые при аудите, не должны противоречить международным.
Приходится также признать, что при разработке федеральных стандартов аудиторской деятельности не была принята присущая стандартам МФБ четкая структура кодификации правил, позволяющая увидеть их взаимосвязь.
Также не была принята за основу логика изложения каждого аудиторского правила МФБ, состоящего из нескольких стандартных разделов.
Такое положение вещей сильно затруднило изучение и понимание российских стандартов, не сформировало целостной системы, которая бы легко обновлялась по аналогии с международными стандартами.
Еще одним отличием совокупности федеральных стандартов стало то, что российские аудиторские правила, изначально призванные сделать информацию о потенциальном объекте инвестиций одинаково понятной как для российского, так и для иностранного бизнеса, зачастую базируются на положениях российского, а не международного права, используют формы документов, характерные для российских условий.
Все эти недостатки послужили одной из причин отказа от федеральных стандартов аудиторской деятельности в пользу международных.
Как отразится на бизнесе переход к международным правилам проверок
Теперь аудиторские проверки будут регулироваться 48 международными стандартами. Аудиторское заключение будет включать в себя не только сведения о правильности отражения результатов деятельности в финансовой отчетности, но и мнение аудитора об особенностях ведения бизнеса и рисках аудируемого предприятия.
Для формирования такого отчета аудитору придется изучать, а проверяемому лицу представлять большие объемы документации и информации.
Результат опубликования такого отчета с раскрытием в нем рисков и особенностей повысит информированность потенциальных инвесторов и повлияет на их желание участвовать в бизнесе. Банки, основываясь на данных такого «расширенного» заключения, смогут проще выявлять рисковых клиентов.