Оконная рама рисунок для детей. История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники. Изготовление и установка оконных наличников своими руками

Резные наличники, обрамляющие оконные проемы, органично вписываются в архитектурные стили деревянных коттеджей. Они подчеркивают самобытность срубов, каркасных построек, брусовых домов. Оригинальность элементам фасадного декора придают легкие узоры, витиеватые орнаменты, интересные рисунки. Они наносятся на поверхность древесины с помощью удобных трафаретов.

Функции оконных наличников

Поддерживая традиции деревянного зодчества, резные детали обогащают благородный вид усадьбы, добавляют выразительность простым строениям. Они сохраняют домашнее тепло и уют, радуют при взгляде снаружи. Подобранные в соответствии с предпочтениями обитателей жилья трафареты наличников на окна помогают создать гармоничный облик нового дома, оживить фасад старого здания.

При использовании на окнах ставен декоративные наличники могут выполнять функции рамы. Играя определяющую роль в дизайнерском оформлении оконных проемов, они решают ряд важных задач:

  • сокращение потерь тепла за счет устранения «мостиков холода» по периметру оконной рамы;
  • снижение уровня шума в помещениях;
  • уменьшение количества влаги и частиц пыли, проникающих с улицы;
  • придание фасадам уникальности, стилевой направленности;
  • создание на участке под застройку единого архитектурного ансамбля из объектов жилого и хозяйственного назначения.

Вне зависимости от формы, размеров, внешнего вида, деревянные наличники должны быть достаточно прочными, отвечать эксплуатационным требованиям. Изготовление по трафаретам с просчитанными геометрическими параметрами позволяет им надежно крепиться к стенам. Оно обеспечивает противостояние ветровым нагрузкам, температурным колебаниям. Для увеличения срока службы применяются эффективные защитные покрытия.

Традиционные и оригинальные орнаменты

К выбору элементов оформления оконных проемов следует подходить с пониманием стилей и дизайнерских приемов. С их помощью можно придать окну элегантную или строгую форму, сделать его очертание более выразительным, добиться восхитительного визуального эффекта. Выбирая в качестве шаблонов под наличники на окна трафареты в натуральную величину, покупатель получает наиболее выигрышный вариант декора. Удобные габариты позволяют приступить непосредственно к изготовлению изделий.

Отношение к дереву, как к материалу искусства, традиционно для культуры русского зодчества. При повторяемости отдельных конструктивных и декоративных деталей она предусматривает создание неповторимого архитектурного образа. Резные наличники издавна считаются не только средствами украшения, но и своеобразными оберегами для дома. На основе изучения сохранившихся старинных построек воссозданы уникальные изображения символов, животных, птиц, растений.

Образцы трафаретов для наличников разработаны в разных стилях и на любой вкус. Они помогают выразить определенные традиции, личные предпочтения. Использование готовых орнаментов позволяет оформлять здания в соответствии с этническими и классическими направлениями в искусстве. Четкие геометрические узоры больше соответствуют современным тенденциям в архитектуре.

Орнаменты для прорезных и накладных наличников могут содержать цельный рисунок или повторяющиеся элементы общего мотива. Для создания завершенного контура при разметке деталей нужно учитывать размеры оконного проема, схему и последовательность расположения узоров. Качественные трафареты дают возможность точно наносить на заготовку линии реза, определять границы дальнейшей обработки материала.


В гостиничном предприятии вопросам безопасности уделяется огромное внимание. Гости должны быть уверены в сохранности своих вещей, чтобы без опасения пользоваться услугами заведения. На смену механическим системам, которые легко поддаются взлому, пришли электронные замки для гостиниц. Они представляют собой технологичные запирающие устройства, которые не только обеспечивают высокий уровень безопасности, но и выполняют вспомогательные функции. Оснащение предприятия…


Все мы знаем, что представляют собой распашные двери. В этом совсем нет ничего удивительного, поскольку они давно используются во многих жилых помещениях, офисах, магазинах и т.д.Высокая звукоизоляция и надежная конструкция делает такие двери очень популярными на рынке. Так система распашных дверей является пожалуй, наиболее распространенной ввиду своих очевидных и многочисленных преимуществ. На сайте raumplus.ua вы найдете…


Ниове (Staudtia Conditionitata) Семейство: Мускатниковые Другие названия: камаши, нкафи (Заир); оропа (Нигерия); екоп (Камерун); менга-менга (Ангола) Распространение: Тропическая Западная Африка, Камерун, Габон и Заир Описание древесины Ниове Древесина от красно-коричневого до оранжевого с более темными коричневыми прожилками цветов. Зерно прямое с очень тонкой текстурой. Поверхность слегка блестящая и иногда маслянистая. Вес 830 кг/м3; удельный вес


Ниангон (Tarrietia utilis) Семейство: Стеркулиевые Коммерческие названия: нианком (Гана); вишмор (Либерия); огуэ (Габон) Распространение: Западная Африка Описание древесины Ниангон Цвет сердцевины варьируется от бледно-розового до красновато-коричневого. Зерно сцепленное, волнистое или нерегулярное. Текстура довольно грубая с бросающейся в глаза лучевой фигурой. Древесина кажется жирным из-за присутствия смолы. Масса варьируется от 510 до 620 кг/м3. Механические свойства


Орех Новой Гвинеи (Dracontomelum mangiferum) Семейство: Анакардиевые Другие названия: тихоокеанский орех, папуасский орех (Великобритания), луп (Папуа-Новая Гвинея) Распространение: Папуа-Новая Гвинея и соседние острова Орех Новой Гвинеи – описание древесины Древесина имеет серо-коричневый фон с оранжевым оттенком. Зерно умеренно сцеплено. Текстура средняя и ровная. Вес 740 кг/м3; удельный вес.74. Механические свойства Орех Новой Гвинеи имеет…

Долгое время украшением домов служили деревянные наличники на окнах. Современные технологии позволяют создать уникальный дизайн дома, совместив красоту, удобство и лучшие традиции русского зодчества.

Выбор древесины для наличников

Приступая к работе по созданию наличников, нужно определиться с выбором сырья. Порода древесины будет зависеть от способа резьбы наличника (накладная или прорезная), необходимого эффекта, фактуры дома и материала окон:

Достаточно просто сделать наличники из лиственных пород деревьев: осины, ольхи и липы (древесина средней мягкости, легко поддаётся машинной и ручной обработке, нуждается в тщательной пропитке).

Порадуют своими свойствами такие деревья, как сосна и берёза (устойчивы к внешним воздействиям, обладают высокой прочностью и не нуждаются в большом уходе).

Если главное ваше требование долговечность, то помощников лучше дуба и ясеня не найти (стоить заметить, что достаточная твёрдость материала предполагает наличие профессионального оборудования).

Яблоня хорошо подойдёт для сложных декоративных деталей (имеет высокую мягкость и пластичность).


Инструмент для изготовления деревянных наличников

При изготовлении наличников из дерева собственными силами, вам понадобятся такие инструменты, как:

  • электрический лобзик;
  • набор стамесок;
  • набор ножей;
  • наждачная бумага;
  • ножовка;
  • дрель;
  • шлифовальная бумага;
  • стусло;
  • фрезеровальный аппарат.

Изготовление наличников

Многие задаются вопросом «Как сделать деревянные наличники?». Чтобы выполнить качественную работу по изготовлению резных наличников нужно соблюдать следующую последовательность:

  • Снятие мерок, необходимо узнать точную ширину и высоту проёма окна.
  • Выбор материала, подготовка пиломатериала. Древесина обязательно должна быть высушена (для того, чтобы предотвратить дальнейшую деформацию) и иметь подходящую толщину для резьбы (накладная предполагает 10 мм, а прорезная 30 мм и больше).
  • Со стороны, которая будет «изнанкой» работы, выбирается древесина на несколько мм. Это обеспечит хорошее прилегание.
  • Эскиз или шаблон переводится на поверхность доски.
  • После нанесения рисунка, узор выпиливается лобзиком и различными свёрлами.
  • Полученные отверстия аккуратно обрабатываются по краям наждачной или шлифовальной бумагой.
  • Небольшие детали крепятся к основе. Это можно сделать двумя способами: строительным клеем и гвоздями.

Конечно, любуясь деревянным кружевом многие хотят воссоздать подобную красоту на фасаде своих домов. Для того, чтобы определиться с нужным форматом, мы подобрали наиболее интересные фото деревянных наличников. Представленные снимки передают возможные варианты украшения ваших оконных проёмов, различные виды резьбы и крепления.

Это важно! Элементы рисунка необходимо раскладывать вдоль волокон древесины, иначе, при рассыхании готовая деталь может потерять свой вид.

Монтаж деревянных наличников

Качественный монтаж – половина работы. Вы можете зафиксировать резные деревянные наличники тремя способами:

Установить на шип при помощи специального клея. Глухой шип крепится с изнаночной стороны детали, специально под него сверлят отверстия в оконной раме. Этот метод обеспечивает аккуратный внешний вид готовой продукции и уберегает место стыка рамы и наличника о ненужной влаги.

Разнообразные по орнаменту и стилю, наличники на деревянный дом наполнят его особой атмосферой. Резные наличники на окнах определяют весь внешний вид дома, придают индивидуальность. Вы можете изготовить их сами или заказать на свой вкус, цвет и подходящий бюджет.

Фото наличников деревянных

Сделать свой дом запоминающимся и красивым мечтает любой хозяин. Если дом уже не новый, это не так просто. Одна из возможностей — резные наличники. Они даже обычную «коробку» превратят в шедевр.

Материал для наличников

Резные наличники делают в основном из древесины хвойных пород. Оптимальный вариант — сосна, нормально режется, недорога, из-за высокого содержания смол долговечна. В принципе, можно использовать любую другую хвойную доску, но лучше не пробовать с еловой: слишком она волокнистая, не режется даже самым острым инструментом.

Можно делать резные наличники и из лиственных пород — липы (самая мягкая), тополя, клена, дуба, вишни и т.д. Но с каждой породой надо уметь работать, набивать руку и нет гарантии, что получится что-то удобоваримое, а древесина лиственных пород стоит дорого. Поэтому делают наличники на окна чаще все-таки из сосны. Надо только обратить внимание на качественные характеристики.

Резные наличники на окна — способ сделать свой дом уникальным

Если есть древесина или доска, пролежавшая 3 года и более, можно использовать ее: она уже точно сухая, только потребуется обработка и калибровка. Если дома нет деревообрабатывающего оборудования (рейсмуса и циркулярной пилы), нужна будет обрезная доска. Под резные наличники подойдет древесина первого или высшего сорта. Это значит, что на доске не должно быть сучков, сколов, смоляных карманов. Древесину берите камерной сушки, с влажностью не более 8-12%. На рынках такая не продается, искать надо на пилорамах и в строительных магазинах.

Почему камерной сушки? Потому что ее сушат в специальной камере, ускоренно выводя влагу. При этом часть досок трескается, выгибается — эти идут в отбраковку, остальные продают. Если вы будете делать резные наличники из древесины камерной сушки, их точно не покорежит и они не потрескаются.

Инструменты

Чтобы сделать резные наличники своими руками, понадобится следующий минимальный набор:

  • дрель с набором сверл;
  • электрический лобзик с плавным пуском и кучей разных пилок по дереву;
  • стамески;
  • наждачная бумага с зерном разного размера;
  • лепестковый диск из наждачной бумаги по дереву на дрель.

Для сокращения времени, которое потребуется на создание резных узоров и шлифовку, лучше иметь фрезер и шлифовальную машинку.

По одной или оптом?

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

Порядок изготовления наличника с прорезной резьбой

Желаемый рисунок при помощи шаблона переносим на доску (где его взять, как увеличить, как сделать шаблон читайте ниже). При необходимости поправляем, хорошо прорисовываем детали. Дальше порядок действий опишем пошагово.

Убираем древесину в прорезях рисунка


Так как на резьбу будут смотреть издалека, некоторые неточности несмертельны, но стремиться к идеалу все-таки стоит.

Делаем фигурный край

Некоторые наличники имеют ровный край. Тогда этот этап пропускаем. Если край фигурный, придется еще поработать лобзиком.


Если рез сложный, могут оставаться не слишком привлекательные места. Это не страшно, их потом обработаем, где надо — стамесками, тем же лобзиком, наждаком. Когда вы останетесь довольны результатом, можно двигаться дальше.

Окончательная доработка

Владельцы деревянных домов, наверняка знают все о том, как надо обрабатывать древесину. Но, на всякий случай, повторим еще раз общие правила.


Выбор лакокрасочных материалов очень широк. Подходят любые для наружных работ. Но учтите, что укрывистые краски придется периодически обновлять — раз в год так точно. А это значит — снимать старую краску, грунтовать, красить снова. Проще дело обстоит с маслами для дерева — они не дают пленки на поверхности древесины, а впитываются в волокна. Обновлять покрытие тоже надо, но просто очистить от пыли и покрыть новым слоем. И частота обработки меньше. Минусы масла для дерева — выше цена, меньшее количество цветов.

Как увеличить шаблон

Простые резные наличники можно делать и без шаблонов. Несколько примеров будет в видео — там показано, как расчертить, как вырезать. Но более-менее сложные узоры рисовать самостоятельно получится далеко не у всех. Нужен навык, да и талант. Самый простой способ — найти схему, распечатать ее в нужном размере, перенести на картон и вырезать. Получится шаблон, который можно обводить.

Второй способ: срисовать с фотографии. Далеко не все схемы можно найти. Некоторые, особенно старинные оконные наличники, вы нигде не найдете. Если есть хоть некоторые способности к рисованию, их можно срисовать.

Даже такой орнамент можно срисовать… если есть навык

Могут возникнуть вопросы по поводу того, как увеличить размер найденной схемы или шаблона. Есть три варианта:

  • При помощи любого графического редактора. Самый простейший — Paint — есть в любом компьютере работающем с Windows (вкладка «Изображение», строка «Изменить размер изображения», выберите «сантиметры» и в окошке поставьте нужную длину (высоту). Полученный файл можно будет распечатывать. Если принтер малого формата, может потребоваться разбиение на несколько страниц. Их потом следует склеить и, по полученному рисунку, сделать шаблон.
  • При помощи ксерокопии. У ксероксов есть функция масштабирования.
  • Взяв миллиметровую бумагу, переносить рисунок в нужном масштабе. Для этого исходное изображение разбиваем на квадраты со стороной 0,5 или 1 см (можно напечатать на листке в клетку). Потом переносим линии на миллиметровку, увеличивая их в нужной пропорции.

Первые два способа более быстрые. Но при масштабировании рисунок может получиться нечетким и размытым. Его можно поправить руками, можно отрисовать в каком-то редакторе, например, CorelDRAW. Как это сделать смотрите в видео. Как раз пример прорисовки схемы для резьбы.

Видео по теме

Схемы, шаблоны, узоры

Стиль совершенно другой…

Поставить наличники на окна своими руками – самый простой и дешевый способ придать наружному виду дома индивидуальность и выразить его характер, доживший с древности до наших дней, см. рис. В старину неграмотный пришлый, ориентируясь по наличникам, мог найти жилище нужного мастера, специалиста, чиновника, присутственное или злачное место. В наше время функции наличников на окнах преимущественно декоративные, но узоры на них не потеряли своего значения, см. далее.

История

Наличники на окнах жилищ народов, практиковавших массовое деревянное зодчество, появились одновременно с окнами, «застекленными» рыбьим пузырем и слюдой. Первоначально их назначение было сугубо функциональным: прикрыть утеплитель и ветроизоляцию – конопать – в щели между оконницей и срубом.

Наличники с сакральным узорами впервые отмечены у древних кельтов, но подлинный расцвет искусства создания резных наличников связан с объединением возрождающейся Руси под началом Москвы и свержением монгольского ига; мастера России в резьбе по дереву не знали себе равных. Большевики записали наличники в пережитки мещанства и объявили им войну на уничтожение, но в настоящее время художественно оформленные оконные наличники переживают второе рождение.

Эта статья предназначена по мере возможности удовлетворить читательский спрос на то, как сделать красивые наличники на окна своими руками, как придать им художественную выразительность и установить на место.

Конструкция

Виды конструктивного исполнения оконных наличников показаны на фото. Накладные наличники (поз. 1) крепятся к стене; вставные, или коробчатые (поз. 2) – к откосам оконного проема окон (так лучше) или в раме окна (хуже). Накладные наличники ставят на окна заподлицо со стеной; вставные – на окна в нишах.

По возможностям изоляции и защиты утеплителя окна наличники делятся на обрамление (поз. 3) и портал, поз. 5. Наличник-портал часто дополняется козырьком. Наличник-обрамление практически не защищает оконный утеплитель/уплотнение от замокания и ставится на окна изнутри или на окна, выходящие под навес, напр., на веранду.

Установка

Традиционно установка наличников производится креплением к стене или откосам окна. Сейчас для этого лучше всего использовать саморезы (4,2-6)х(80х150), если стена не деревянная – в пропиленовых дюбелях. Точки крепления располагают по возможности равномерно из расчета 1 точка на 5-7 кв. дм поверхности наличника, очерченной его наружным контуром. При креплении к откосам точки крепления располагают в ряд с шагом 150-300 мм (зависит от массы наличника, которая, в свою очередь, зависит от его художественного исполнения, см. далее) по осевой линии выступающей наружу части несущей (базовой) стены. Лунки с головками крепежа либо прячут в вязи верхних уровней (см. далее), либо зашпаклевывают и закрашивают основным тоном.

Наличники-«телескопы»

В современных домах, снаружи утепленных и обшитых сайдингом/вагонкой, окна часто ставят заподлицо с базовой стеной, иначе окно вообще утонет в стене. В таком случае для крепления наличника не остается ничего, кроме рамы окна. На такой случай придуманы т. наз. телескопические наличники, но вполне надежно они будут держаться только на окнах в усиленных рамах, предназначенных для регионов с суровым климатом; материал рамы – упрочненный ПВХ или модифицированная древесина (см. далее), особого значения не имеет.

Вся «телескопичность» наличников сводится к установке их на подрезаемые по месту доборные элементы, жестко связанные с рамой окна. Надежнее всего наличники на пазовых доборах, слева на рис. Телескопические системы наличников с пазом в раме (напр., справа на рис.) не предназначены для наружной установки: порывом ветра наличник может выломать, сломав заодно и раму.

Если рама окна современная деревянная или ПВХ с пазом под шпонку, телескопические наличники к такому окну можно ставить, не вынимая его. Если же ПВХ окно с стене с недоступной базовой поверхностью не предназначено для установки наличника, то нет другого выхода, как вынуть окно, поставить в проем короб под наличник, прикрепив его к базовой стене, и вновь установить окно. В таком случае короб наличника должен иметь пазы, приходящиеся на места крепления анкеров окна.

Дерево для наличников

Расписные, вырезные и прорезные наличники деревянные наличники (см. далее) делают из качественной прямослойной сосны или лиственницы без сучков. Толщина досок – от 30 мм. Суковатая ель не годится: снаружи сучки скоро обрисуются под любым покрытием, а там и выпадать начнут.

Для резных наличников требуется древесина, пригодная для резьбы – мелкослойная, вязкая, достаточно плотная – и стойкая к наружным условиям. Лучшие породы для этого – дуб и бук, но они довольно дороги. Липа, ольха и осина годятся после 2-х кратной пропитки (первая пропитка – до просачивания насквозь) водно-полимерной эмульсией; масляная, силиконовая и минеральная (раствором буры) пропитка от гниения не увеличивает вязкости и поверхностной прочности древесины. Береза абсолютно непригодна: снаружи никакая пропитка не спасет ее от поражения грибами.

Примечание: великолепный резной наличник очень просто получается из самой дешевой фанеры, дважды пропитанной водно-полимерной эмульсией. Подробнее о наличниках из фанеры см. в конце.

Щит для наличника

Иногда одной доски не хватает на желаемую ширину наличника, но скреплять 2-3 доски в щит стальным крепежом в этом случае – грубая ошибка. Деревянный щит на стали снаружи скоро расщелится, затем крепеж в зазоре между наличником и стеной поржавеет и рассыплется. Но и собирать доски в щит для наличника по-мебельному без дополнительного укрепления тоже нельзя, ведь шкаф или стол не предназначены выдерживать сильные ветра, дождь и снег. Сплачивают щиты из досок для наличника след. образом, см. также рис. ниже:

  1. На столе или верстаке расстилают полиэтиленовую пленку с 3-х кратным запасом по ширине будущего щита;
  2. Доски складывают в пакет на пленке и склеивают ПВА или водостойким столярным клеем;
  3. Когда клей схватится, пакет досок оборачивают пленкой;
  4. Под пакет в пленке подкладывают и на него накладывают фанерные щеки;
  5. Пакет со щеками туго обматывают бельевым шнуром;
  6. Под витки шнура подбивают пары деревянных клиньев, чтобы шнур натянулся как можно туже;
  7. Спустя 2-3 времени полного высыхания клея шнур, щеки и пленку снимают;
  8. С испода (тыльной стороны) щит дополнительно подкрепляют, набив бруски 40х20, уложенные плашмя, поперек досок.

Примечание: доски в пакет собирают, соблюдая правила чередования ориентации слоев дерева, как и мебельные щиты, см. слева на рис.

Не дерево

Деревянные некрашеные наличники неважно смотрятся на любой не деревянной стене, даже если ее материал хорошо имитирует расцветку дерева. В таких случаях лучше или поставить комплектные к окну простые ПВХ наличники (слева на рис.), или более дорогие наличники из полиуретана, остальные поз. на рис. Полиуретановые наличники могут имитировать наружную лепнину и раскрашенные многоуровневые вырезные наличники (справа на рис.); последний вариант может быть сборным на клею из приобретаемых по отдельности элементов.

Художества разные

Художественно оформленные оконные наличники возможно выполнить, во-первых, рамными (поз. 1 на рис. ниже) или в окладе, поз. 2; функциональность, т.е. защита уплотнения окна, тех и других одинаковы. Наличники в окладах наиболее информативны и значимы сакрально, о чем мы поговорим ниже. Рамные наличники помимо функционала преимущественно декоративны.

С точки зрения работы по дереву рамные наличники, в порядке возрастания ее сложности, делятся на:

  • Вырезные – доски или щиты обрезаются по фигурному контуру, поз. 3.
  • Прорезные, поз. 4 – в доск/щите выпиливается узор. Встречаются относительно редко, т.к. непрочны.
  • Прорезные многоуровневые, поз. 5, до 5 и более уровней – выпиленные узорчатые модули прикрепляются к прочной простой или вырезной основе. Помимо прочности, многоуровневые наличники хороши тем, что мощный крепеж к стене прячется в вязи верхних уровней, а сами верхние уровни можно крепить мелким незаметным крепежом.
  • С накладными рельефными деталями, поз. 6. В наше время технологически могут оказаться проще вырезных, т.к. на дереве вполне уместно смотрится соотв. окрашенный покупной полиуретановый рельеф.
  • С низкой выпуклой резьбой, поз. 7 – великолепно смотрятся, но очень трудоемки, нужно выбирать много древесины.
  • С низкой вдавленной резьбой, поз. 8 – трудоемкость меньше, но работа сложнее, т.к. очень трудно исправить видимые огрехи.

Примечание: на поз. 8 показан наличник с т. наз. подушечной резьбой – углы выступающих фрагментов сглажены. Смотрятся наличники с подушечной резьбой почти так же роскошно, как с выпуклой, но и трудоемки почти так же.

Что касается красочного декора, то наличники могу быть расписными, поз. 3, некрашеными лакированными, поз. 4, или естественного вида, поз. 7, окрашенными в разные цвета по уровням, поз. 5, 6, и окрашенными целиком, поз. 8. Расписными выполняются почти исключительно вырезные наличники, а естественными – из особо стойких пород дерева (мореный дуб и т.п.)

О скульптуре наличников

Вообще, о наличниках со скульптурной резьбой, высокой (круглой, полукруглой) и низкой, см. рис., можно было бы и не упоминать в статье с тегом «своими руками». Тому, кто умеет так резать по дереву, ни к чему объяснения, как сделать и поставить наличник на окно. Но есть один момент, мало известный и опытным мастерам.

МДФ – слыхали? На самом деле это калька с MDF, medium density fibreboard, деревоплита средней плотности. Всем известная ДВП это low density fibreboard, деревоплита низкой плотности. А есть еще HDF, high density fibreboard, древесноволокнистая плита высокой плотности, у нас мало известная вследствие относительной дороговизны. Все эти материалы вполне экологичны, т.к. получаются горячим прессованием древесной массы без синтетического связующего, разница только в температуре и давлении пресса.

Так вот, HDF, во-первых, при условии 2-кратной пропитки водно-полимерной эмульсией стойка в наружных условиях. А по вязкости и плотности пригодна для тонкой резьбы по дереву, но гораздо дешевле пород дерева для художественной резьбы и выпускается большими абсолютно однородными плитами. Режется HDF не так хорошо, как орех, но вполне подобно дубу и буку.

Оклад

Полный набор элементов русского оклада наличника показан слева на рис; там же даны наименования его частей. В конкретных изделиях те или иные модули могут отсутствовать, т.к. они в значимости дублируют друг друга.

Главное сакральное значение имеют теремец с кокошником и фартук; информативно-функциональную нагрузку несут, как правило, оголовки и свесы. Тимпан с фартуком обычно обереги от зла, а кокошник с оборой, ризы и подоконник – талисманы, привлекающие добро. Конкретные фигуры для того и другого были в старой Руси свои не то что в каждой деревне, но едва ли не в каждом доме. Общего для добра прослеживается круг с радиусами, лучами или крыльями (Солнце), птица (жар-птица – наследница то ли феникса, то ли симурга), конь – символ зажиточности и общественного положения, и рыба – исконный положительный символ христианства. Универсальные обереги от зла – стилизованный растительный орнамент на основе полезных растений.

Примечание: крыло, как часть птицы, несущая ее в небе, имеет то же сакральное значение, что и птица. Крылатое Солнце – добрый вестник. Христианский шестикрылый серафим не что иное, как языческое крылатое Солнце с ангельским ликом.

В европейско-восточной традиции универсальные символы добра – картуш и медальон. Медальон, понятное дело, Солнце, а картуш это или стилизованное древо жизни, или на нем же птица феникс. То и другое ничуть не противоречит и христианству, и древним славянским верованиям. На Руси даже взялись совмещать картуш с медальоном, для чего теремец наличника сделали разрезным, справа на рис.

Обереги

В городе наибольшее значение имели оберег на тимпане и кокошник, они от порчи, дурного глаза и т.п. Шаблоны верхних оберегов наличника окна городского дома даны на рис. Верхний – с картушем, стилизованными птичками, рыбами (хвосты ясно видны) и еще не менее чем 12-ю позитивными элементами, заметными человеку сведущему.

Нижний – более для приверженцев исконных верований. Там в стилизованном солнечном круге некое древнеславянское божество. Какое – не вполне понятно, но определенно доброе. Добро это попирает зло в виде змея: обратите внимание, что нижние элементы этой доски несимметричны.

На селе и тем более в лесу нужным считалось уберечься в равной степени от верхнего (сглаз, оговор и пр.) и нижнего зла: ползучих гадов и лесной нечисти. Помочь в этом призваны были наличники с утяжеленным или тяжелым фартуком, по высоте равным или большим верхнего оберега. Пример верхней и нижней досок наличника-берегини с утяжеленным фартуком деревенского дома дан на рис. Расшифровать его можете попробовать самостоятельно.

Орнамент

Орнаменты наличников окон строятся обычно на основе т. наз. раппортов – самосопряженных в одном направлении элементов, образующих линейный бесшовный узор, слева на рис. Меняя размеры и количество раппортов, можно достаточно быстро разработать прорезной наличник на любое окно. Комбинируя всего 2-3 раппорта, возможно получить большое разнообразие узоров; трафареты нескольких видов полносопряженных раппортов даны справа на рис.

Раппорты узора не обязательно должны полностью сопрягаться друг с другом, это позволит сделать узор зрительно сложнее и эффектнее. Напр., узор верхнего ряда на след. рис. строится переворачиванием «вверх ногами» каждого последующего фрагмента относительно предыдущего. Раппорты остальных орнаментов на рис. сопряжены либо по ломаным, либо по кривым линиям (отмечено красным).

Примечание 5: оформление углов рамных наличников обычными для линий раппортов оконечными элементами нередко оказывается затруднительным, просто места на углу не хватает. На такой случай на след. рис. даны шаблоны равнобоких оконечников орнамента. Повернув на 45 градусов, из них можно строить и линейные орнаменты. Детали эти лучше всего выпиливать из фанеры, см. в конце.

Резьба

Если вы захотите сделать себе уникальные резные наличники, то главная трудность на этом пути – подбор инструмента. Помимо плоских стамесок на 5, 10, 16/18 и 24 мм (поз. А на рис.) понадобятся косые тех же ширин, но обязательно парами – правая и левая, поз. Б. Угловых стамесок достаточно будет 6, 12 и 18/24 мм на угол 90 градусов, поз. В.

Гораздо больше потребуется полукруглых стамесок, поз. Г: для начала 4, 8, 13 и 16 мм нормальных, с глубиной желоба, равной его ширине. 4 и 8-мм стамески нужны будут также глубокие, т. наз. U-образики, а 13 и 16-мм еще и отлогие.

Для тонкой художественной резьбы понадобятся еще изогнутые стамески-клюкарзы нормальные, отлогие и угловые на 60 градусов, поз. Д1, Д2, Д3. Для подушечной резьбы не обойтись без обратных клюкарз для сглаживания углов, поз. Д2а. Минимально необходимые типоразмеры отмечены на поз. Д красным.

Искать стамески для резьбы по дереву нужно в художественных магазинах, но покупать все первоначально необходимые вразброс обойдется очень дорого. Лучше сразу взять набор для резьбы по дереву, но не для тонкой скульптурной из 40-60 предметов (поз. Е), он не дешевле обойдется, а вам на первых порах просто непонятно будет, что большинством этих инструментов делать. Нужно брать набор для начинающих из 12-15 предметов, поз. Ж, к нему надо будет только прикупить ножи-косяки на 90 и 60 градусов (показаны стрелками на поз. Е). Инструментами из такого набора можно будет облагородить вырезные накладные элементы и выполнять довольно тонкую геометрическую резьбу, см. рис.:

Примечание: если у вас есть возможность воспользоваться ручной фрезерной машиной по дереву, то вырезной или прорезной наличники можно будет значительно улучшить зрительно, пустив по его краю фасонной фрезой фигурную фаску – калёвку, см. рис. справа.

Фанера

Самая дрянная упаковочная фанера после 2-кратной пропитки водно-полимерной эмульсией становится пригодной для художественной резьбы среднего уровня, а под покраской вододисперсионной краской и лакировкой акриловым лаком оказывается снаружи стойкой, как дуб. Но что еще важнее – прочность фанеры, в отличие от досок, практически равна по всем направлениям. Необходимая для наличника минимальная толщина в 30 мм это 5 слоев фанеры и 5 уровней художественного оформления наличника. Таким образом можно сделать наличники из фанеры, зрительно почти не уступающие шедеврам мастеров прошлого; сравните слева и в центре на рис.

Старинные резные наличники, современный фанерный наличник и лобзиковый станок для выпиливания из фанеры

Однако ручным лобзиком пилить столько фанеры долго и неточно получится, а столярный электролобзик для такого тонкого кружева недопустимо груб. Нужен лобзиковый станок, он же стационарный электролобзик, справа на рис. Фирменные лобзиковые станки стоят дорого, но не уступающие им можно сделать своими руками из ручного электролобзика (который от этого не портится и остается пригодным для основной работы), старой швейной машинки и др. способами, см. напр. след. видео.

Видео: самодельный лобзиковый станок для резьбы по дереву

Примечание: станки из швейных машинок самые безопасные и могут быть не электрифицированными, если машинка с ножным приводом. В таком случае частота ходов пилки и регулируется элементарно безо всякой электроники: надо только чаще или реже дрыгать ногами.

Для зданий из бревенчатого сруба резные наличники просто напрашиваются для оформления оконных проёмов. Их самостоятельное изготовление — вовсе не прихоть или попытка сэкономить, ведь действительно хороших мастеров резьбы по дереву сейчас очень немного.

Необходимый минимум инструмента

Изготовление наличников, в отличие от художественной резьбы по дереву, подразумевает многократное выполнение однотипных операций, в результате чего получается достаточно примитивный повторяющийся узор. Поэтому большинство работы выполняется электрическим инструментом: так не только увеличивается скорость обработки, но и достигается равномерное её качество на разных участках.

1 — электролобзик; 2 — дрель; 3 — ленточная шлифмашина; 4 — вибрационная шлифмашина; 5 — ручной фрезер

Основная работа выполняется лобзиком и дрелью. Инструмент должен быть надёжный и качественный, способный долгое время находиться в непрерывном пользовании. Для зачистки и шлифовки изделий лучше пользоваться электрической шлифмашиной , хотя бы простейшей ленточной. Быстрая финишная доработка рельефа возможна с использованием машинок вибрационного типа.

Если вы намерены придать дополнительные мелкие детали граням своего изделия, вам не обойтись без фрезера. Спуски, фаски и фигурную кайму можно также выполнить и вручную, но только при наличии разнообразных стамесок, резцов и специфических навыков работы с древесиной.

Как выбрать древесину

Для наличников наилучшим образом подходят твёрдые породы древесины: дуб, берёза, ясень, клён, ольха. Поскольку толщина готового изделия относительно небольшая (30-45 мм), твёрдые породы будут меньше подвержены гниению и рассыханию, стало быть, дольше сохранят свой внешний вид.

Если резные наличники вы планируете украсить плоско-рельефными элементами со множеством мелких деталей, следует отдать предпочтение более мягким породам с мелким рисунком текстуры. Подойдут липа, тополь, осина, орех и ель.

Древесина для наличников должна быть отборной и, желательно, камерной сушки, влажностью не выше 12%. Не допускается наличие следов коробления или других выраженных пороков, крупных сучьев. В идеале следует сразу заказывать калиброванные доски с шириной 100-150 мм и толщиной 30-40 мм.

Длина заготовок должна быть достаточной, чтобы целиком перекрыть оконный проём по горизонтали и вертикали с напуском в каждую сторону на 1,5 ширины доски. Важно, чтобы вы изначально посчитали количество необходимых заготовок и, помимо них, приобрели ещё несколько досок самой дешёвой породы для тренировки и отработки навыка резьбы.

Изготовление шаблонов и трафаретов

Практически любая резьба по дереву начинается с нанесения на заготовку рисунка по заранее изготовленному шаблону или трафарету. Схем резьбы в сети предостаточно, основная сложность сводится к перенесению линий на деталь в точности и без искажений. Сразу предупредим: не гонитесь за высокой сложностью рисунка. Набор даже самых примитивных элементов в правильной последовательности и с грамотно подобранными отступами берёт своей скромностью и качеством обработки.

Первый вариант нанесения разметки — изготовление небольшого лекала из пластика или твёрдого листового материала, на котором нанесён одиночный элемент повторяющегося узора. Такой шаблон последовательно прикладывается к заготовке и обводится карандашом.

Также возможно изготовление цельного шаблона. Нужно взять полосу бумаги соответствующей ширины, сложить её гармошкой несколько раз, а затем вырезать узор по принципу ёлочной гирлянды. Полученную ленту нужно наклеить на картон или ЛМДФ, а затем вырезать нужные фигуры. Такой метод приветствуется при значительном объёме работ.

Полученный трафарет впоследствии просто накладывается на доску и обводится мягким карандашом. В идеале должны остаться насыщенные, но точные линии реза и границы дальнейшей обработки. Размечая детали, нужно учитывать и схему расположения узора, чтобы наличники образовывали цельный и завершённый контур, а повторяющийся узор не прерывался невпопад.

Выборка сквозных отверстий

Первым делом проводится подрезка краёв заготовки и выборка отверстий по центру. С краями всё просто: вырезаем лишнее лобзиком, отступая от линии разметки 1-1,5 мм наружу для последующей обработки. Для вырезания фигур по центру плоскости сверлим деталь у самой линии каждого выреза, затем выбираем внутренний контур лобзиком.

Для изготовления крупных отверстий разумно использовать корончатые сверла. В таком случае необходимо размечать на шаблоне не контуры, а центры окружностей, в которые будет установлено центрирующее сверло коронки. Похожий приём может применяться также и при изготовлении овальных отверстий или элементов с малыми радиусами скругления: сложный изгиб сверлится соответствующим радиусом, а всё остальное вырезается лобзиком.

Когда лишние части заготовки выпилены, обрезные края нужно тщательно обработать рашпилем, а затем наждачной бумагой . Рекомендуется использовать бруски квадратного, круглого и скруглённого профилей, на которые набита наждачная бумага. Так вы с меньшей вероятностью «обвалите» края и сможете получить прямые углы на каждой кромке.

Прямоугольные рёбра смотрятся довольно грубо, поэтому их сглаживают фасками и спусками разного профиля. Самый простой способ разнообразить изделие — пройтись по внешнему и внутренним контурам наличника фигурной фрезой. Но возможны и варианты ручной обработки:

  • для снятия фаски пройдитесь по прямым граням стружком, сохраняя угол наклона рукоятки к детали постоянным;
  • полукруглый выпуклый спуск можно также выполнить стружком, меняя наклон лезвия, либо использовать для этого вогнутый резец;
  • вогнутое полукруглое сопряжение выполняется стамеской или резаком со скруглённой кромкой. Такие элементы нужно вырезать поэтапно, удаляя мелкую стружку слой за слоем и тщательно контролируя заглубление инструмента и наклон рукоятки;
  • если спуск имеет профиль сложной формы с несколькими выпуклыми, вогнутыми и прямыми элементами, этот профиль делится на несколько этапов и вырезается в строгой последовательности, начиная с самой широкой внешней части и заканчивая самым глубоким и мелким ярусом.

Глухая резьба: наносим рельеф

Когда вы закончили с приданием формы, было бы неплохо разнообразить оставшиеся плоские элементы простым орнаментом или растительными узорами. Вот простейшие приёмы работы:

  1. Канавка (ветвь, борозда) изготавливается узкой стамеской или резцом с квадратной, треугольной или вогнутой формой лезвия. Резьба ведётся строго по линии, рельеф выбирается мелкой стружкой и затем шлифуется.
  2. Лист — несколько мелких канавок, имитирующих прожилки, подрезанные дисковым ножом. От центра между прожилками к каждой из них выполняются мелкие зарубки полукруглой стамеской, имитирующие тело листа, затем тонким резцом наводится внешний контур.
  3. Прилегающие ко спуску плоские участки можно разнообразить глухой резьбой мелкого орнамента. Например, прорезать две борозды от края, образующие с ним треугольник, а в центре пробить просечкой звёздочку.

Обработка древесины и установка наличников

За счёт резных элементов деревянное изделие имеет большую форму поверхности, за счёт чего сильнее подвергается старению. Поэтому древесину следует специальным образом обработать.

Прежде всего, резные изделия для размещения на фасаде следует вымочить в антисептическом составе в течение 5-8 часов, для чего можно выкопать в грунте небольшую траншею и вложить туда полиэтиленовую плёнку для временного обустройства ванны. После вымачивания детали несколько дней сушат сложенными в штабель с подкладками через 30-40 см.

Когда древесина высохла, её нужно тщательно ошкурить, добиваясь гладкости и окончательно устраняя все следы распила и резьбы. Защитный состав выбирается в соответствии с типом фасадной отделки, это может быть как алкидная эмаль, так и полиуретановый лак, тонирующий или прозрачный.

Наконец, для правильной установки наличников оконный проём следует обрамить плоской рейкой толщиной в 10-15 мм и такой ширины, чтобы её внешний край не был виден сквозь резной узор по контуру наличника. Цель этой планки — устранить оставшиеся неровности стены и обеспечить надёжную основу для закрепления резного элемента. Часто эту рейку окрашивают в цвет, контрастирующий с покрытием самого наличника для большей выразительности узора.

Наличники могут крепиться с прямой и косой подрезкой, что зависит от типа и плотности узора. Косая подрезка выполняется с запилом каждой стороны под 45°, при этом линия реза должна проходить через идентичные участки рисунка и не пересекать вырезанные внутри фигуры.

При прямой подрезке горизонтальный элемент располагается между двумя вертикальными. Их верхний край должен быть на 1-2 см выше перекладины, если обрезной торец прямой. Также возможно изготовление на краю резьбы по общей схеме, если в процессе изготовления провести примерку и точную подгонку наличников. Само же крепление наличников элементарное — для него используют обычные ершёные гвозди без шляпки. Важно только, чтобы гвоздь прошивал наличник и планку, выступая не менее 5 мм с изнанки.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные