Где можно пройти практику студенту? Практика - это путь к будущей карьере

– это практическая часть образовательного процесса в высшем или среднеспециальном учебном заведении, происходящая в организациях в режиме реальной рабочей деятельности. Практика призвана закрепить полученные теоретические знания и навыки, необходимые для присвоения квалификации и итоговой аттестации учащегося как специалиста. Итоги производственной практики оцениваются согласно нормам, принятым в учебном заведении, и вписываются в учебный процесс.

Студенту

Производственная практика для студента часто становится отправной точкой его профессиональной карьеры. Наиболее распространенная ошибка учащихся – это формальное отношение к процессу прохождении практики, как к еще одному учебному заданию. Чтобы извлечь из практики максимум пользы, необходимо иметь правильный настрой и понимать, что это уникальная возможность «прощупать почву», находясь при этом еще под крылом своего образовательного учреждения. Значительно сэкономив таким образом время и силы, вы не будете делать лишних движений по окончании вуза и будете точно знать, куда идти дальше.

Какие возможности дает практика студенту:

    закрепить теоретические знания;

    применить знания и навыки на практике;

    сориентироваться в реальном рабочем процессе и увидеть подводные камни выбранной специальности, которые не видны в теории;

    непосредственно контактировать с профессиональным сообществом;

    получить навык поиска работы и общения с работодателем;

    получить опыта взаимодействия с опытным профессионалом-наставником;

    как можно раньше понять, что специальность или даже область выбраны неверно и не соответствуют вашим требованиям к профессии;

    сориентироваться в профессии и определиться ;

    «прощупать» рынок и понять, что востребовано и чему еще нужно подучиться;

    подыскать себе рабочее место, подходящее для старта карьеры;

    получить начальный опыт, которого так не хватает молодым специалистам при устройстве на работу после обучения, и сделать свою первую запись в трудовой книжке;

    добиться первых успехов и проявить способности в выбранной специальности перед будущим работодателем.

Студенты проходят производственную практику на старших курсах вузов, когда уже выбрана специальность, и обычно тема практики соотносится со знаниями и навыками, полученными в семестре. Практика проходит на базах реальных предприятий, с которыми у вуза есть предварительная договоренность. Направление деятельности организации должно соответствовать специализации студента. Учащийся имеет право выбрать подходящую ему базу практики, а вуз должен предоставить список возможных вариантов. Если студент уже работает по профилю, то он имеет право проходить практику по месту настоящей работы.

Во время практики студент должен вести дневник, который подписывается руководителем его практики. По окончании практики ее итоги оцениваются наравне с экзаменами и зачетами и отмечаются в зачетной книжке. Также работу студента оценивает руководство практической базы, на которой он трудился, и выдает характеристику. Направление производственной практики может быть технологическим (непосредственно практическая работа, приобретение навыков) и научно-исследовательским или преддипломным (проведение научных исследований на практическом материале).

Правовая сторона вопроса должна быть определена в нормативных документах университета, а также регулируется соответствующими статьями ТК РФ. Продолжительность рабочего дня студента-практиканта от 16 до 18 лет должна составлять не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ) и в возрасте от 18 лет не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ). В период прохождения практики на студентов распространяются правила внутреннего распорядка, принятые в организации, и общие правила охраны труда. В случае, если практикант на время практики принят в штат, то он получает все права работника: право на получение зарплаты, право на оплачиваемый отпуск, на пособие по нетрудоспособности и т.д. Также на него возлагаются соответствующие работнику обязанности.

Работодателю

Несмотря на то, что студенты-практиканты – довольно хлопотное дело для организации, в производственной практике есть неоспоримые плюсы и для компании. Становясь базой практики и взаимодействуя с профильным образовательным учреждением, организация получает возможность:

    «воспитать» молодых специалистов под себя, обучая их в соответствии с необходимыми именно вашей организации требованиями и спецификой;

    скорректировать образовательные программы профильных вузов, взаимодействуя с ними.

Правовая сторона процесса оформления практиканта имеет ряд трудностей, которые, впрочем, вполне преодолимы. Основная загвоздка для кадровиков – это отсутствие статьи, четко регламентирующей принятие практиканта на работу. Понятие договора между студентом и организацией на случай прохождения практики отсутствует в принципе. В этой ситуации есть два варианта действий.

1. Заключение трудового договора с практикантом. В случае производственной практики и при наличии в компании соответствующего вакантного места студент принимается в штат на основании срочного трудового договора и вступает с организацией в трудовые отношения. Обоснование заключения договора можно сформулировать согласно статье 59 ТК РФ примерно так: «Трудовой договор заключается на время прохождения производственной практики». Если для студента это первое официальное трудоустройство, то ему необходимо завести трудовую книжку и свидетельство пенсионного страхования (статья 65 ТК РФ). С момента заключения договора практикант наделяется всеми соответствующими правами и обязанностями полноправного работника.

2. Оформление практиканта без зачисления в штат. В случае, если в договоре между образовательным учреждением и работодателем изначально прописано, что студенты проходят практику без официального трудоустройств, и если отсутствуют вакантные места, то Тогда студент не получает конкретную трудовую функцию, а находится на практике больше ознакомительно, не несет ответственность подобно работнику. Однако, правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии, и правила охраны труда на него распространяются. Для зачисления студентов на предприятие издается приказ, в котором прописываются все необходимые подробности (имена студентов, сроки и цели практики, порядок прохождения, ответственный наставник и пр.).

Если студент уже работает, и профиль его работы соответствует специальности, на которую он обучается, то он может проходить практику по месту своей работы, предоставив в вуз соответствующую справку.

Таким образом, производственная практика является взаимовыгодным мероприятием, как для студентов, так и для работодателей, помогая им познакомиться друг с другом и начать профессиональное взаимодействие.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

В настоящее время все большую популярность приобретает выбор студентами в качестве учебного заведения того ВУЗа, в котором в дальнейшем предусмотрено прохождение производственной практики, особенно, если речь идет о практике в МВД.

В данной статье мы разберем, что включает в себя практика в МВД и как можно на нее устроиться. Как известно, любая преддипломная практика является неотъемлемой частью учебного процесса.

Она нужна для углубления и закрепления знаний, которые студент получил в ходе теоретических занятий. Место прохождения практики определяет декан факультета, учитывая специализацию студента.

Также декан учитывает рекомендации выпускающих кафедр. Поэтому, если вы решили, например, устроиться на практику в МВД, то должны получить рекомендацию кафедры, на которой учитесь, и обратиться непосредственно к декану, если подобное прохождение практики не предусмотрено по умолчанию.

К сожалению, не все, кто хочет попасть в МВД после практики, представляют, с чем им предстоит столкнуться во время учебы. Помните, что общее руководство Вашей практикой будет осуществлено преподавателями кафедры юридического факультета. Они же организует прием на практику, дают консультации и принимают защиту.

А непосредственно в МВД студент оказывается закреплен за высококвалифицированным специалистом, назначенным руководителем соответствующего органа. Итак, вы благополучно устроились на практику в МВД. Давайте разберем, что же вас там ждет.

Вам предстоит изучить всю деятельность районного управления по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. Также нужно будет знать административную деятельность полиции. Практика в МВД состоит из трех разделов:

1) изучения организации деятельности районного и городского управления внутренних дел;

2) административной деятельности РУВД (ГУВД);

3) работы самого следователя.

Первый пункт является обязательным для всех студентов без исключения. Из двух других студент может выбрать тот пункт, который ему больше нравится – по нему вы и будете проходить практику. Итогом практики будет служить выполненный отчет, в который будут включены документы, о которых скажет руководитель практики.

В принципе, список документов варьируется из года в год не сильно, так что можно быть готовым и к протоколам и задержании правонарушителя, и к обобщению по нескольким участкам деятельности РУВД и ко многому другому.

Именно отчет – это тот документ, без которого практика не может быть защищена. Он позволяет правильно оценить результаты практики. Рекомендуется также представить комиссии проекты документов, составленные лично практикантом. Они должны быть подписаны как студентом, так и его куратором.

Абсолютно все сданные материалы будут подшиты в одну папку, пронумерованы и сданы руководителю вашей практики из числа преподавателей для дальнейшего рецензирования. О сроках и порядке непосредственно защиты вам должен сообщить деканат факультета, который и направляет на практику.

Конечно же, устроиться на практику в МВД, будучи студентом юридического факультета, не так сложно. Но нужно с большой ответственности подойти к своим практическим занятиям, особенно если вы хотите не только пройти преддипломную практику.

Зато по завершении вы будете ознакомлены со многими тонкостями работы в МВД и сможете сделать выбор в пользу дальнейшего своего пребывания в правоохранительных органах. А

Любой учащийся профессионального учебного заведения проходит практику. Ведь каждый человек учится конкретному мастерству или работе с нуля. Практика — это прекрасный повод ознакомиться со своей будущей работой, закрепить полученные знания и обрести навыки. А ещё появляется шанс. Получив диплом, студент может сразу устроиться на работу именно туда, где проходил практику.

С учебной скамьи на производство

Всё в жизни бывает впервые. С раннего детства люди привыкают к школьным стенам, учителям, затем начинают учиться в техникуме или институте. Но однажды настаёт пора, когда нужно приходить не на лекции и контрольные, а в цех или офис. Во время учёбы в вузе или колледже предоставляется возможность ознакомиться с будущей профессией. Учебная практика позволит не столько познать работу, сколько дать понять: интересна ли она, какую выгоду можно извлечь из этого дела. Хорошо, когда вузовская программа тесно связана с профессией. Например, дизайнер. В институте студентам часто приходится учиться соответствующим компьютерным программам. В офисе дизайнерского учреждения они могут позволить раскрыть свои навыки и таланты в полной мере.

Учебная практика является своего рода стажировкой, но без официального оформления на работу. Кстати говоря, всё зависит от предприятия, начальства, поэтому за практику могут заплатить деньги, а могут и не заплатить. В первом случае практикант должен приходить на работу строго по графику, понимать, что всё очень серьёзно. Убежать с работы просто так нельзя. Во втором варианте стажер не обязан сидеть на работе с утра до вечера, он может придти по договорённости, знакомясь с профессией только частично.

Первые впечатления

Что чувствует студент, пришедший впервые на практику? Ему непривычно всё, но и интересно. Нередко наставники говорят своим подопечным: «Забудь чему учили и делай как я». С одной стороны, стоит послушаться, чтобы не загрузить себя лишними заботами, а с другой — теория всегда пригодится. Практикант может увидеть знакомую вещь, которую показывали преподаватели во время лабораторных занятий. Возможно, он вёл какие-то записи и исследования. Во время работы на предприятии ситуация может вспомниться в нужный момент.

Практика — это период, который освобождает студента от напряжённой учёбы. Нередко она начинается сразу после летней сессии. Есть плюсы в этом. Когда студент учится, после занятий он возвращается в свою квартиру, быстро обедает и садится учить уроки, писать курсовые работы. Во время практики совсем необязательно после работы бежать домой, чтобы выучить к следующему дню несколько предметов.

Что делать на практике?

Всегда и везде на производственную практику студентов отправляют научные руководители с готовым планом, направлением от деканата и так далее. На предприятии обязательно назначат наставника, который ознакомится с планом для отчёта, покажет работу, даст задание.

Важно согласовать с руководством предприятия все детали и нюансы. Нужно уметь контактировать с людьми. Если практикант ничего не спрашивает, не интересуется, это может плохо сказаться на его репутации. Руководство поймёт, что им такой работник в будущем не понадобится. Поэтому нужно проявить энтузиазм, но при этом не стоит сразу превращаться в инициатора и активиста. Такое поведение аналогично не приветствуется. Во всём должна быть «золотая середина». Прохождение практики — это не клуб активистов, а всего лишь знакомство с профессией.

Необходима ли практика?

Этот вопрос часто задают учащиеся вузов. Они спрашивают: «Зачем нужна если меня всё равно будут заново обучать?». Вопрос справедливый, потому что в некоторых компаниях новичков отправляют на обучение или стажировку. Но спешить возмущаться по этому поводу не стоит: вдруг это ваше будущее место работы? Также стоит помнить, что во время обучения производственная практика бывает несколько раз. Как правило, начинается она со 2 или 3 курса. А это значит, что на втором курсе можно устроиться на одну работу, на третьем — на другую и так далее. Практика — это возможность выбирать, оценивать.

Учащимся во время практики предоставляется чудесная возможность понять все нюансы работы. Кроме того, студенты могут узнать, какую дисциплину нужно учить углублённо и серьёзно, чтобы потом приняли на работу.

На практике не забываем об учёбе

Это главное правило. Нередко во время прохождения практики молодые люди забывают о своём учебном заведении. Не стоит этого делать, ведь нужно готовить отчёт. Рекомендуется с первых дней начинать составлять его, чтобы потом было легче и не пришлось делать всё поспешно. Практика — это время для ознакомления со специальностью не в режиме обучения, а производства. Зачастую студентам становится интереснее учиться, когда теория сопоставлена с практическими навыками.

Перед сдачей отчёта заблаговременно нужно свериться с планом, посмотреть, все ли моменты рассмотрены, изучены. О том, что непонятно, нужно обязательно спрашивать у руководителя практики на предприятии. Это козырная карта для тех, кто хотел бы в дальнейшем устроиться сюда на работу.

И снова здравствуйте!

В самом конце обучения, на последнем курсе во втором семестре, обязательно проходят По факту она не отличается от обычной, а вот усилий нужно приложить больше. Почему? Да потому что студенту нужно зарекомендовать себя как хорошего специалиста. Вдруг будет вакансия и его возьмут на работу? Несомненно, в этом поможет практика. После обучения должны остаться полученные навыки. Они не могут бесследно пропасть спустя несколько месяцев.

В книге приведены практические советы, как «с улицы», являясь студентом непрофильного вуза или живя в другом городе, находить нужных специалистов, отвечающих за практики и стажировки, в крупных топовых государственных учреждениях или бизнес-структурах почти в любых сферах; как правильно составлять необходимые документы для направления в такие организации; каким образом зарекомендовать себя для дальнейшего трудоустройства в них. Книга содержит ответы на актуальные вопросы, как попасть в статусную компанию, если она не сотрудничает с университетом студента? Что делать, если программа практик и стажировок в «компании мечты» официально сокращена? Как начинающему специалисту начинать взаимодействие с известной компанией-гигантом, не имея там никаких связей? В книге отражены примеры преодоления отказа в стажировках и использования его с практической пользой для студентов, способы личного знакомства с представителями известных организаций и советы по прохождению практик и стажировок молодыми специалистами за рубежом. Книга адресована учащимся старших классов и колледжей, студентам, магистрантам, бакалаврам, аспирантам, докторантам, молодым специалистам, их родителям и преподавателям.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как попасть на практику в известную компанию: пошаговый путеводитель (А. О. Щепинов, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава I. Снаружи, или outside

Часть 1. Как попасть в «компанию мечты»

Стабильный профессиональный рост, признание заслуг руководством, уважение коллег, успех и уверенный карьерный рост – все это, скорее всего, уже четко представляется соискателям, еще только мечтающим о практике или стажировке в крупной национальной или международной компании.

Все это, несомненно, так и может случиться, но, пока воображение рисует картины колоссальных возможностей после прохождения практики, разум довольно размыто представляет, как все-таки можно попасть в «компанию мечты», активно пытаясь найти ответ на вопрос, с чего стоит начать?

А начать стоит с малого.

1) Во-первых, выбрать место практики – фирму, организацию, структуру.

Часто бывает, что вуз, в котором учится студент, больше специализируется на определенном профиле, к примеру судебном и юридическом, а практику (с последующим желанием трудоустройства) хочется пройти в иной сфере, например нефтегазовой. Но юристов для данной сферы готовят другие профильные вузы. Возможно, у этих вузов заключены соглашения или договоры о сотрудничестве с крупными нефтегазовыми компаниями. Лучшие студенты этих вузов могут получать именные премии и гранты от данных компаний, автоматически направляться вузом на практики и стажировки в фирмы, связанные с энергетикой, слушать лекции преподавателей, работающих в данных компаниях. Тогда вопрос с выбором места работы для выпускника данного вуза существенно упрощается.

Вы спросите: «А как действовать студенту, учащемуся не в профильном вузе и мечтающему попасть в данную сферу

Часто вуз и специальность выбираются молодежью под воздействием критерия престижности или выгодности будущей профессии без четкого осознания личного пристрастия к ней. Советы и внушения родителей, их опыт или готовность оплачивать обучение также нередко являются определяющими при выборе специальности. Поэтому в процессе учебы может выявиться, что склонности к самореализации у студента отличаются от первоначально заданной траектории учебы. Возникает диссонанс между выбранным, «посоветованным» и тем, к чему действительно лежит душа. В этом случае желание попасть в «компанию мечты» из непрофильного вуза или не связанной с ней специальности является не желанием оказаться в жизненном prime time, не жаждой быстрого обогащения, повышения социального статуса, обеспеченности и зависти окружающих. Попасть в «компанию мечты», что называется, «с улицы» становится страстью выложиться, добиться кажущегося невозможным результата, побороть свою неуверенность, а иногда и неизведанное, как в романе О. М. Куваева «Территория», «не во имя денег… не во имя долга… не ради славы, а ради того непознанного, во имя чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека. Чтобы в минуту сомнения тебя поддерживали прошедшие годы, когда ты не дешевил, не тек бездумной водичкой по подготовленным желобам, а знал грубость и красоту реального мира, жил как положено жить… человеку».

Если вы учитесь на повара и знаете, что в вашей любимой компании «Яндекс» есть кто-то ответственный за питание сотрудников, выбирайте ее! Если вы будущий педагог, а у «Coca-Cola», куда вы мечтаете попасть, есть профильный штат по работе с детьми сотрудников, выбирайте ее! Если вы станете экономистом, а хотите приносить пользу Международному комитету Красного Креста, выбирайте сердцем!

Выбор места практики – один из первых самостоятельных шагов на пути к карьере. Убеждая себя, что в «Роснефть» попадают только из РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, в «Аэрофлот» только из МАИ, а в Министерство спорта только из РГУФКА, студенты самостоятельно и безосновательно ограничивают свои потенциальные альтернативы. Конечно, в данных структурах есть выпускники профильных вузов, но даже руководители топовых компаний часто заканчивали непрофильные учебные заведения или просто начинали свой бизнес с нуля.

Будучи студентами, молодые люди почти не имеют страха, потому что еще не знают ни горечи поражений, ни отказов. Как в молодежной телекартине, перспектива выполнить что-то сложное, но очень заманчивое звучит для них как мобилизующая на подвиги фраза одного из героев: «Сhallenge accepted!». Студенческие амбиции и жажда новых завоеваний берут верх над опасениями. Достойное желание прохождения практики в «компании мечты» не кажется авантюрой, чем-то неосуществимым. Напротив, это становится главной задачей, а иногда и смыслом студенческой жизни.

Этот принцип Н. Макиавелли в трактате «Государь» выразил так: «…натиск лучше, чем осторожность, ибо фортуна – женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать – таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина, – подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают».

Понаблюдайте за малыми детьми в экстремальных видах спорта, к примеру, сноуборде или горных лыжах. Трехгодовалые любители ничего не боятся и, смеясь, несутся по склону. У них еще нет страха и защитной реакции на скорость, снег, высоту, так как еще никто не объяснил опасность подобного спорта и свои шишки еще не набиты.

Поэтому стоит использовать этот момент: если есть мечта попасть на работу в известную компанию, стоит попробовать пройти там практику или стажировку.

Будучи выпущенным из университета, попасть в топовые организации и структуры (силовые структуры в силу специфики их работы здесь не рассматриваются) становится в разы сложнее, т. к. менеджеры по персоналу или hr-специалисты этих организаций ищут суперпрофессионалов и к чистосердечному желанию «работать просто бесплатно, но только здесь» могут по праву отнестись с опаской. Кандидатов без должного опыта работы, но хорошо зарекомендовавших себя на практике, коммерческие мастодонты могут брать на начальные должности охотнее, нежели еще не проверенных претендентов.

Стоит отметить, что успешно пройденная практика не является стопроцентной гарантией трудоустройства в этой компании. «Пробиваясь» на практику (именно «пробиваясь», так как иногда попадание в крупнейшие фирмы похоже на планирование и проведение спецоперации в тяжелых условиях в части серьезности организации стажировочного процесса), студент может проверить себя в деле, испытать свои сильные или кажущиеся таковыми стороны: умение находить и получать нужную информацию, умение с пользой взаимодействовать с деловыми людьми, умение достойно принимать отказы, умение быть настойчивым и терпеливым.

Современное образование вселяет в молодежь высокие амбиции и большие ожидания. Но, выходя на рынок труда, иногда бывшие студенты обнаруживают, что их способности вести конкурентную борьбу за рабочие места, признание нужности и необходимости их способностей внешним для вуза миром, были несколько переоценены. Дабы не попасть в такую не очень веселую ситуацию и «подготовиться к шторму», узнав экономические реалии, к примеру, внутри успешных финансово-промышленных групп, можно попробовать сначала просто попасть в эти организации.

Конечно, обеспечить прохождение студентом практики может и вуз, так как практика является частью учебного процесса, но, поверьте, тогда она может быть не столь яркой, интересной, запоминающейся и полезной. В одной из лучших, по мнению автора, статей по мотивации говорится, что счастье требует усилий, поэтому практика, организованная самостоятельно, может быть более эффективна для саморазвития, чем та, которая достается «по течению». Устройство на стажировку также позволит чуть прояснить, являются ли молодые специалисты (аспиранты, магистры, бакалавры, докторанты) не просто профессионалами, которыми их привыкли считать в вузе, а приобрели ли они «стальные нервы и железную хватку» в процессе обучения, будут ли они действительно востребованы в лидерах своей отрасли.

Часто бывшие практиканты и стажеры приглашаются на работу в крупные компании на так называемые «декретные ставки», то есть выполнять функции сотрудниц, ушедших в декретный отпуск. Данные ставки носят временный характер, т. к. компания гарантирует возвращение сотрудницам по истечении трех лет их рабочих мест согласно Трудовому кодексу РФ. Поэтому часто заменять их могут люди, имеющие опосредованное отношение к компании, а не специалисты извне. Это избавляет от необходимости объяснений, что ставка временная, а не постоянная.

Но поскольку для практиканта и стажера главное, как говорил Н. Бонапарт, «ввязаться в драку», то такое начало карьеры тоже неплохо. Тем более с «декретных ставок» специалисты могут также перейти в штат сотрудников компании.

Данный принцип открытой подачи заявок позволяет крупным финансово-промышленным группам рассмотреть максимальное число претендентов и в условиях последующего конкурсного отбора допустить к себе лучших участников. Как правило, российские компании не проявляют принцип максимальной открытости по отношению к студентам, реализуя программы по практикам и стажировкам среди выпускников специализированных в определенной сфере вузов.

Корпоративный слоган «ЛУКОЙЛ» – единая семья», к примеру, отражает специфику внутрикорпоративной культуры бизнес-гигантов: членов этой семьи не бросают в беде и всегда готовы им помочь.

Хотя это может показаться странным, но, по мнению автора, статус стажера или практиканта, уже попавшего в организацию, выгодно отличается от положения окончившего вуз молодого специалиста – соискателя какой-либо вакансии в этой же организации по нескольким причинам.

Причина первая: от будущих стажеров и практикантов не требуется опыта работы, чтобы быть на время официально допущенными внутрь организации. Иногда требования даже к начальным должностям в крупных структурах составляют несколько лет опыта работы в узкоспециализированной сфере, который нередко отсутствует у дипломированных соискателей.

Причина вторая: если опыт работы все-таки соответствует заявленным требованиям к вакансии, то соискатель становится одним из множества претендентов на должность. В то время как количественный конкурс на стажерские места минимален (речь идет не о конкурсном отборе по баллам лучшей десятки студентов профильного вуза, а если студент добивается практики самостоятельно).

Причина третья: ошибки стажеров, совершенные ими в компании, как правило, прощаются им, забываются : стажер априори не может абсолютно все задания выполнить на 100 % верно, ведь у них нет еще большого опыта, за которым они и пришли в компанию. Из-за опечаток и промахов стажировка не заканчивается. Ошибки же, сделанные молодыми специалистами в статусе вновь принятых сотрудников, могут расцениваться в качестве непрофессионализма, а на стадии испытательного срока могут стать серьезным поводом к размышлению о продлении трудового договора с таким сотрудником.

Причина четвертая: процесс прохождения череды собеседований и выполнения объема тестов у практиканта обычно сводится к минимуму, в то время как у дипломированного соискателя трудоустройство в компанию может вызвать более серьезные затруднения.

Причина пятая: даже временно не дипломированным бывшим стажерам и практикантам в организациях могут доверять больше, чем новым малоизвестным соискателям с дипломом. Поэтому крупные структуры могут предпочесть новым неизвестным претендентам уже проверенных практикой студентов. Бывшие практиканты уже успешно прошли собеседования в отделе кадров или hr-отделе, показали свои профессиональные навыки в работе, подтвердили свою приверженность корпоративным ценностям организации, в отличие от еще не проверенных претендентов.

Иными словами, прием на стажировку практиканта «с улицы» – это предоставление компанией огромного шанса для студента получить, перенять от организации практический опыт решения задач. В свою очередь, самостоятельное трудоустройство в крупную престижную организацию – это попытка использовать маленький шанс, для того чтобы предложить, передать организации свой профессиональный опыт решения задач.

Студенты молоды, активны, полны идей и энтузиазма, им интересно получение нового практического опыта. На них не в полной мере распространяются все требования организации относительно графика рабочего времени, и стажировка / практика часто позволяет им и организации не спеша узнать друг друга.

Еще один совет примеряющимся будущим практикантам и стажерам: стремитесь на практику не только когда эта формальная процедура нужна для перевода с курса на курс. Целесообразно пройти практику летом не в одной, а в разных организациях, где в дальнейшем есть мечта трудоустроиться. Нет запрета проходить стажировку во время зимних каникул или во время заключительных учебных семестров. Конечно, при этом может не получиться стать Студентом года, т. к. придется выбирать между лекциями и стажировкой.

Ценность прививаемых знаний иногда может сводиться к ситуации, в которой, как в повести «Трое в лодке» Дж. К. Джерома, «меня учили этому…в школе, но, окончив ее, я уже через два года начисто все забыл и с тех пор чувствую себя гораздо лучше». Теоретические знания не заменят эксклюзивного опыта стажировки и, хотя иногда может казаться, что против студента ввели санкции как компании-гиганты, так и вуз, стоит продолжать выступать инициатором практики самостоятельно, вне зависимости от планов деканата и учебных требований, поскольку, как гласит народная мудрость, «везет тому, кто везет».

Перед частью студентов встанет вопрос: рисковать ли ухудшением оценок и пропусками занятий на старших курсах? Если нет планов в дальнейшем связать свою жизнь с наукой, то нет, не лучше. А если планы есть, то можно попробовать пройти практику в Академии наук. Со мной согласятся многие в том, что после выпуска из университета, как правило, более востребованными и подготовленными к рыночным трудовым условиям оказываются специалисты-практики, уже работавшие во время учебы.

Здесь может возникнуть другой вопрос: целесообразно ли тратить время на бесплатную практику или стажировку, когда на последних курсах можно устроиться на уже оплачиваемую работу? Что лучше: бесплатная стажировка или платная работа?

Бесплатная практика в «компании мечты» мгновенно окупается трудоустройством там, в то время как работа в нелюбимом месте, идеи о смене которой не дают покоя, может очень редко окупаться заработной платой. На работе мы проводим как минимум треть жизни, и, по мнению М. Кундеры, «человек, мечтающий покинуть место, где он живет, явно несчастлив» («Невыносимая легкость бытия»).

Поэтому, как другие студенты совмещают учебу с работой или собственным бизнесом, стоит попробовать совместить учебу со стажировками. В компаниях-гигантах работают высококлассные профессионалы, которые раньше тоже были студентами, поэтому уверен, что просьба о гибком графике стажировки в связи с учебой найдет отклик у представителей любой самой престижной компании.

Не следует жертвовать стажировкой ради красного диплома или исполнительного посещения занятий. Учеба в вузе на старших курсах(в магистратуре, бакалавриате, докторантуре, аспирантуре) предоставляет хорошую возможность не только получить теоретические знания, но и попробовать свои бизнес-идеи, до которых потом, к сожалению, могут не дойти руки. Марк Цукерберг, Билл Гейтс, оставившие Гарвардский университет, Стив Джобс, бросивший колледж, своим примером опровергают мнение, что для успешной карьеры необходим диплом об образовании. Они, как никто другой, доказывают необходимость выхода из «зоны комфорта», которой является вуз, ради воплощения своих идей во внешней среде.

Поэтому смело выбирайте свою «компанию мечты». Не ищите отговорок, что «кто-то пробовал и ему там уже отказали». Не подкрепляйте устоявшимися мифами свою веру в невозможность попадания к топ-работодателям года.

Пример подобного рода мифа описан учеными-этологами ниже:

«Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран и всех обезьян обливают очень холодной водой.

Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.

А теперь уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, окажется, что в клетке будет пять обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан».

Данная практика наблюдается и в человеческом сообществе – люди, не желающие по разным причинам (в силу неуверенности или неуспешной попытки) начать что-то новое и ответственное (поступить на стажировку, начать свой бизнес, создать семью), либо имеющие представление о предмете более со слов других, чем опираясь на собственный опыт, пытаются «обезопасить от ошибок» более активных членов общества.

Действительно, на стажировку и практику бывает очень сложно попасть, но это не исключает существования самой возможности, а напротив, увеличивает ценность ее реализации. Так например, Д. Дефо в «Приключениях Робинзона Крузо» отмечал, что «страх отнимает у нас способность распоряжаться теми средствами, какие разум предлагает нам на помощь».

Определившись с выбором, а лучше составив список желаемых компаний, переходим ко второму этапу.

2) Найти в организации того, кто имеет полномочия принять студента на практику.

Хотя в центральных офисах крупнейших нефтяных и газовых компаний, если говорить о Москве, работают тысячи сотрудников, сделать это по силам любому, выполняя определенные действия.

a) Найти на сайте организации меню «Карьера» или «Стажировка» и дальше действовать по предложенному организацией пути. Такие закладки есть, например, у Nike http://jobs.nike.com/article/internships, ОАО «ГМК „Норильский никель“» http://hr.nornik.ru/student/ и других крупных организаций.

b) Если подобных меню на сайте организации нет, то из общей информации о компании, размещенной в свободном доступе на ее сайте, обычно в закладках «Контакты», находим и распечатываем список всех телефонных номеров, которые могут быть полезны.

Не стоит ограничивать себя телефонами справочной службы и общего отдела компании. Пригодиться могут также пресс-служба, если есть задача пройти практику по линии связей с общественностью или журналистики, отделы по работе с инвесторами, если интересует экономическое управление, а также службы рекламы. Как правило, в силу специфики работы этих служб их рабочие телефоны свободно раскрываются организацией. Более того общение с «внешним миром» входит в должностные обязанности данных специалистов, готовых выслушать и помочь всем. Работа у данных служб такая – своим отношением и примером формировать положительный имидж компании у общественности, клиентов, акционеров, инвесторов.

Маленькая хитрость – стоит обращать внимание и записывать рядом с номером телефона в распечатанном списке контактов отличительные черты голоса отвечающего. Будет ли это «спокойный мужской голос, как у нашего преподавателя по юриспруденции», или «очень высокий и быстрый, не добрый женский». Часто по одному номеру телефона отвечают разные люди, по общему номеру телефона отвечают разные операторы, инвесторов консультируют разные специалисты, в пресс-службе дежурят также сотрудники посменно.

На фотографиях 3, 4, 5 показаны примеры листов с рабочими контактами ведущих российских энергетических компаний с пояснительными пометками.


Фотография 3. Контакты «ТНК-BP»


Фотография 4. Контакты ОАО «Сургутнефтегаз»


Фотография 5. Контакты ПАО «Газпром нефть»


Сделано это не для того, чтобы дать читателю шанс использовать приведенные в сканированных листах имена, телефоны, факсы или рабочие почты сотрудников. По истечении определенного периода времени они могут быть неактуальны: «ТНК-BP», например, ранее одна из крупнейших российских нефтяных компаний, в 2013 году перешла под контроль ОАО «НК „Роснефть“», и, соответственно, все показанные данные поменялись.

Но пусть читатель не расстраивается зря и не винит автора в дезинформации – помещенные ниже «письмена» и «росписи» являются примерами схем поиска нужных людей с их именами и электронными почтами. Так, например, линия телефонного поиска проходит от общей справочной, где можно только попросить соединить, но не узнать прямой телефон, к отделу кадров или пресс-службе. Как правило, более отзывчивые сотрудники попадаются в канцелярии организации, где могут подсказать хотя бы ответственного руководителя за тот или иной вопрос.

На изображении видно, что если по основным контактам с сайта организации вырисовывается совсем непробиваемая телефонная стена, то можно позвонить в дочернее общество. Его сотрудники, как правило, стараются не только придерживаться принципа строгой субординации, как в центральных офисах известных компаний, но и более ориентированы на работу с потребителями, одним из которых может, по сути, прямо или косвенно являться звонящий.

В итоге рано или поздно звонящего смогут предметно направить к нужному руководителю или работнику, дабы не быть потом обвиненными в невнимательности или проявленной грубости к клиенту.

Конец ознакомительного фрагмента.

Производственную, учебную и преддипломную практику должен пройти каждый студент. Это составная составляющая учебного процесса, можно сказать, проверочный этап применения на практике полученных знаний в учебном заведении. После первого прохождения практики студенты глубже понимают тонкости выбранной профессии, вникая в детали самого производственного процесса.

Базами для стажировки студентов могут служить разные организации, которые связаны каким-либо образом с их будущей профессиональной деятельностью. Если студент работает и учится без отрыва от производства, то он может пройти практику и по месту работы, но только в том случае, если в организации есть отдел, соответствующий той специальности, по которой студент обучается.

Как происходит организация студенческой практики?

Из преподавательского состава учебного заведения назначаются руководители то кафедр, которые согласованно с предприятием разрабатывают план прохождения практики студентами. Рассчитывается время прохождения, количество часов, а также учитываются все особенности работы предприятия.

Характер работы, к которой будет привлечен практикант, должен соответствовать выбранной специальности, а также его научной работе. Студент может подать на кафедру персональную заявку от организации, которая готова взять его на практику, такая заявка рассматривается кафедрой и одобряется, если на заседании будет принято соответствующее решение.

Если студент будет проходить практику по месту работы, то он должен вместе с заявлением подать на кафедру справку с места работы.

После составления списков студентов с указанием рекомендаций о месте прохождения практики, этот документ утверждается заседанием кафедры и передается в деканат. Согласно данным в деканате студентам выдаются направления на прохождение практики. Учреждение или организация, выступающая в качестве базы практики, утверждается приказом по факультету для каждого студента.

Документы для прохождения практики

Перед началом практики нужно знать какие документы нужны для практики студенту. Вам следует подготовить:

  1. программу практики
  2. направление из деканата
  3. график прохождения практики.

Отчетность по практике

По окончанию стажировки необходимо предоставить отчетность по практике в учебное заведение. Студент должен принести такие документы о прохождении практики:

  1. отчет о выполнении программы
  2. дневник практики
  3. характеристику с отзывом на отчет по практике, которая составляется руководителем организации или предприятия.

Отчет строится в соответствии с индивидуальным планом студента по практике и должен составляться по ходу прохождения практики. В нем проводится анализ и обобщение результатов работы, в которых студент должен продемонстрировать свои знания и умения вести исследовательскую работу.

В отчете должны быть полные ответы на вопросы, которые предусмотрены программой практики. К нему могут прилагаться копии документов, отчетной и учетной документации, таблицы, иллюстрации, схемы, фотографии.

В отчете студент должен описать, как он изучал поставленную перед ним задачу, какими дополнительными источниками информации пользовался.

Дневник по практике может предоставляется студенту учебным заведением в виде готового бланка, который нужно заполнять в ходе практики, но очень часто студенту приходится составлять его самостоятельно.

Дневник по практике заполняется каждый день, он включает в себя перечисление работ, выполняемых студентом, которые вписываются по мере их выполнения. Должен стоять номер работы, дата, ее название, краткое содержание, место для замечаний руководителя по практике от предприятия, его подпись. Дневник заверяется печатью организации или предприятия, а в конце дневника руководитель практиканта от учебного заведения ставит свою подпись.

Титульный лист дневника должен содержать следующую информацию: название учебного заведения, название факультета, курс, специальность, ФИО студента, вид практики и сроки ее прохождения.

Характеристика о практиканте пишется руководителем учреждения на отдельном листе и, заверяется его подписью и печатью. В ней должна быть обоснованная рекомендуемая оценка проделанной работы.

Задавайте вопросы в комментариях к статье и получите ответ специалиста



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные