[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
| Регистрация | Вход
  • Страница 9 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 7
  • 8
  • 9
Вирткружки, секции, клубы - Форум » Фойе » Выставочный Зал » Чудеса зодчества
Чудеса зодчества
НессиДата: Воскресенье, 05.08.2018, 18:50 | Сообщение # 241
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Внешнее убранство дворца или храма все чаще становится самоцелью. Церковь Рождества в Путинках (1649—1652 гг.), что в самом центре Москвы, тоже как бы игрушка, вынутая из шкатулки. При этом совсем небольшая, даже миниатюрная для памятника архитектуры. Хоть отдельные детали повторяют мотивы самого Василия Блаженного, весь этот храмик с его тонкой разделкой стен, «пенящихся» обилием кокошников, и красивыми наличниками — как бы чудесная «каменная песенка». Изящные, хрупкие, наглухо закрытые снизу шатры возвышаются над зданием, образуя не его органическое завершение, а всего лишь хитро задуманное затейливое украшение кровли. В этом и прелесть храмика, и в то же время некоторая его внутренняя неполноценность по сравнению с классическими памятниками великой шатровой архитектуры.

Церковь Рождества богородицы в Путинках в Москве. 1649—1652 гг.


Церковь Рождества богородицы в Путинках. 1649 — 1652 гг. Фрагмент
Прикрепления: 5530822.jpg(60.7 Kb) · 0287343.jpg(90.5 Kb)


Сообщение отредактировал Несси - Воскресенье, 05.08.2018, 18:51
 
НессиДата: Воскресенье, 05.08.2018, 18:54 | Сообщение # 242
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Церковь Троицы (1635—1653 гг.) в Никитниках (в Москве, в Никитниковском переулке), воздвигнутая на средства богатейшего купца Никитникова по соседству с его домом, являет нам квинтэссенцию милой затейливости архитектурных и живописных исканий XVII в. Снаружи этот небольшой посадский храм, для постройки и украшения которого были приглашены лучшие мастера, пленяет нас причудливой многообъемностью своих форм со сказочным богатством деталей, а роспись его интерьера (в советское время освобожденная от позднейших записей) — изысканностью образного строя и, главное, жаром пылающей киноварью декоративности.

Церковь Троицы (1635—1653 гг.) в Никитниках
Прикрепления: 5570884.jpg(37.6 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 05.08.2018, 18:59 | Сообщение # 243
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Чувство торжественного соборного величия не было, однако, окончательно утрачено русскими зодчими, и оно сказалось в храмах Среднего Поволжья: в Романове-Борисоглебске, Угличе, Костроме, пожалуй, ярче всего в Ярославле. Особенно хороши в этом городе радостно-величавый храм Иоанна Златоуста в Коровниках и грандиозный, крепко спаянный воедино храм Иоанна Предтечи в Толчкове. В последнем, как пишет Н. Н. Воронин, «любовная рука художника не оставила без внимания ни одной детали — все было превращено в произведение искусства». С мастерством кузнецов перекликалась виртуозность резчиков по дереву, изографы соревновались в изощренности своих орнаментов с кирпичниками, вытесывающими чуть ли не ювелирные формы из кирпича.

Храм Иоанна Златоуста в Коровниках. 1649-1654


Храм Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле. 1671—1687 гг.
Прикрепления: 6897024.jpg(113.5 Kb) · 4111728.jpg(67.3 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 05.08.2018, 19:10 | Сообщение # 244
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
В середине XVII в. властолюбивый патриарх Никон попытался использовать искусство для утверждения могущества возглавляемой им церковной иерархии. Выстроенный по его велению собор Воскресенского-Ново-Иерусалимского монастыря в Истре, под Москвой, повторял в общих чертах композицию храма над «гробом господним» в Иерусалиме. Особое посольство привезло оттуда модель этого храма. Строил собор известный зодчий Аверкий Мокеев. Ротонда его послужила основанием для едва ли не самого большого в мировой архитектуре шатра. Многоцветное изразцовое, или, как говорили тогда, «ценинное», украшение собора было невиданным по своей роскоши. Над ним, равно как над ажурной резьбой по дереву, потрудились искуснейшие белорусские мастера Степан Полубес, Игнатий Максимов и особенно Петр Заборский, «золотых, серебряных и медных и ценинных дел и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель». 10 декабря 1941 г. страшный взрыв разрушил почти до основания этот памятник. Так отступавшие из-под Москвы разгромленные фашисты мстили нашему народу за свое поражение.

Восстановленный Воскресенский собор
Прикрепления: 6577508.jpg(69.9 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 05.08.2018, 19:12 | Сообщение # 245
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Многоцветными изразцами, сплошь покрывающими его стены, сияет Крутицкий теремок в Москве. Строил этот надвратный теремок по заказу крутицкого митрополита нам уже знакомый Осип Старцев. Сказочный по убранству теремок вызывал у тогдашних русских людей восторженное сравнение митрополичьих владений с раем.

Крутицкий теремок в Москве 1694 г.
Прикрепления: 5985338.jpg(72.4 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 05.08.2018, 19:15 | Сообщение # 246
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
В последние десятилетия XVII в. русское зодчество включается все настойчивее в общеевропейское русло. Стиль барокко с его пышностью и велеречьем главенствует в Европе. Но художественный гений каждого народа сохраняет в этом общем стиле свое лицо. Как же было не сохранить его русскому художественному гению, столь индивидуальному и с такой древней традицией! 

Мать Петра I — Нарышкина. Ее родственники строят роскошные здания, стиль которых вошел в историю русского искусства под названием нарышкинского барокко. Самый прекрасный его образец — храм Покрова в Филях (что ныне в самой Москве). Подобно знаменитой Коломенской церкви, церковь в Филях черпает силы для своего становления как бы из самой земли. Открытые галереи с живописно раскинувшимися лестницами, а над четвериком — убывающие в объеме восьмерики. Подъем тут уверенный, но замедленный. Это не дух захватывающее величие, не победный взлет, а лишь приглашение к прогулке — все выше и выше от восьмерика к восьмерику среди гармонии четких, стройных и предельно декоративных архитектурных форм. Красный кирпич гладких стен — и белокаменные наличники с тонкими колоннами, над карнизами — барочное кружево «петушиных гребешков» и ажурные кресты над сияющими золотом гранеными главами. И все легко, воздушно и опять же затейливо, как в сказке!

Церковь Покрова в Филях. 1693 г.
Прикрепления: 1155419.jpg(56.2 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 05.08.2018, 19:18 | Сообщение # 247
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Тем же ритмом проникнута и высокая многоярусная колокольня Ново-Девичьего монастыря — сверстница храма в Филях.

Колокольня Ново-Девичьего монастыря. 1690 г.
Прикрепления: 2820130.jpg(69.0 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 05.08.2018, 19:20 | Сообщение # 248
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
И, как завещание грядущим поколениям всех несказанных красот древнерусского зодчества, высится над серой гладью северных вод создание русских плотников-древоделей, великое (да, слово это уместно!) создание художественного гения нашего народа, знаменитый ныне на весь мир двадцатидвуглавый Преображенский храм в погосте Кижи, что на Онежском озере. Немало чудесных деревянных церквей было сделано в XVII в. из бревен «без единого гвоздя». Но эта, воздвигнутая словно прощальная память о Древней Руси (в 1714 г.), когда Русь уже стала Россией, — целая поэма. И недаром само имя Кижи стало как бы символом красоты русской народной души.

Погост. Кижи. Общий вид. Нач. XVIII в.
Прикрепления: 4431103.jpg(70.7 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 05.08.2018, 19:21 | Сообщение # 249
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Начинавшееся с величавого многоглавия киевской Софии древнерусское зодчество завершается волшебно-сказочным многоглавием из дерева. Что это — архитектура? Поэзия? Музыка? Хочется сказать, все три искусства, слитые воедино.
 
НессиДата: Воскресенье, 12.08.2018, 15:10 | Сообщение # 250
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Реалистическая струя пробивалась в нашей скульптуре, пробивалась подчас более настойчиво, чем в живописи. Особенно по мере того, как эта скульптура становилась все более объемной. Объемность ведь уже сама по себе приближала образ к реальности.

В лесах, при этом очень далеких от центра Русского государства, расцвела на рубеже XVII и XVIII вв. чисто народная деревянная скульптура. Исключительное по своему богатству собрание этой скульптуры хранится в Пермской государственной художественной галерее. Оно составлено ее директором Н. Н. Серебренниковым, посвятившим основанию и обогащению галереи всю свою энергию, все свои знания и всю свою горячую любовь к искусству.

Рассказывали, что А. В. Луначарский, в 1928 г. посетивший Пермский музей, задержался там так долго, что даже опоздал на собрание, где должен был выступать, и очень сетовал, что не знал раньше о пермской скульптуре, осмотру которой уделил бы целый день. А вскоре Луначарский опубликовал статью, прославляющую «пермяцкий скульптурный гений».

А. В. Луначарский недаром озаглавил свою статью: «Пермские боги». Дело в том, что язычество не окончательно вымерло с христианизацией Пермского края. И можно даже сказать, что там долго удерживалось «двоеверие», сохранявшее многие признаки идолопоклонства. Так, пермяки часто не ощущали различия между божеством и его изображением. Известны случаи, когда пермяк, рассердившись за какую-нибудь неудачу на бога, «наказывал» его, ставя икону, на которую он молился, вниз головой.
 
НессиДата: Воскресенье, 12.08.2018, 15:13 | Сообщение # 251
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Поражает, так называемое, соликамское распятие. Оно называется «Распятие Соликамское», так как взято с кладбищенской часовни в городе Соликамске. Длинные худые руки распятого широко распростерты ввысь, узкая голова с темными кудрями полускрыта, щекой прикасаясь к плечу, туловище нарочито вытянуто, кажется бесконечно длинным, ноги в коленях изогнуты, мягко подчеркивая поворот наклоненной головы. Тело виснет, излом всей фигуры придает ему какую-то жуткую выразительность. Это тело, сверкающее чуть теплой белизной на черном фоне стенного убора, буквально разит нас щемящим созвучием своих объемов и линий.

Кто автор этого произведения? Кто этот художник, такой уверенный и смелый, законченный мастер пластической композиции, постепенно переходящей книзу в полную круглую скульптуру, этот вдохновенный ваятель, остро видевший и запечатлевший великую человеческую трагедию? Безвестный резчик уральской тайги, работавший, по-видимому, в XVII в.

Пермская деревянная скульптура. Распятие из г. Соликамска. Пермская художественная галерея
Прикрепления: 9975835.jpg(53.0 Kb)


Сообщение отредактировал Несси - Воскресенье, 12.08.2018, 15:14
 
НессиДата: Воскресенье, 12.08.2018, 15:16 | Сообщение # 252
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Запоминаются «Страдающие Христы». Их в Пермской галереи семь или восемь в натуральную или почти натуральную величину. Вот этот обнажен, а тот — в синем пермяцком шабуре, праздничном халате с цветной опояской. Один — типичный коми-пермяк, другой — чисто русский всем своим обликом. Полную гамму чувств, раздумий, переживаний выражают их лица, и у каждого рука приложена к щеке — то ли чтобы защитить лицо от удара, то ли в недоуменной тоске, когда удар уже нанесен. У одного в глазах ужас, у другого — скорбь и вопрос «за что?» или же глубокая дума на добром лице, как у этого русского мужичка в терновом венце и кандалах, который называется «Христом Соликамским». Дума щемящая и опять-таки недоуменная. И нам ясно, что в этих сидящих и распятых «спасителях», израненных, забрызганных собственной кровью, изобразил себя житель этих мест, крестьянин, изобразил свое страдание и вместе с тем извечную думу о мире, о жизни, о ее смысле.

А какое во всем знание материала, умение его использовать! Эти бороды, гармонично струящиеся или резко очерченные и властные!.. Эти руки, так музыкально сложенные в мольбе!.. Как все это замечательно вырезано, выдолблено, как подчинено творческой воле художника! А раскраска — эти тона, то мерные, приглушенные, то подчеркивающие своими контрастами драматизм изображаемой сцены.

Острая выразительность, реализм, согретые подлинным огнем, все облагораживающим, подлинно народное мироощущение, крестьянская дума, величавая и скорбная, в которой ведь тоже самая подлинная поэзия и неоспоримое своеобразие, — вот что привлекает нас в этой скульптуре. Своеобразие, при котором в русле русской художественной традиции нашли свое отражение иные мотивы — зырянские, монгольские. Своеобразие, при котором наряду с барочными формами, западным влиянием, в частности польским, идущим через Украину, в XVII и XVIII вв. создаются образы, как бы прямо выхваченные из жизни, зорким глазом подмеченные, вдохновенным воображением завершенные и умелой (поразительно умелой!) рукой запечатленные в полном согласии с внутренним душевным ладом художника-простолюдина, бесконечно талантливого в своей действительно неповторимой непосредственности.

Пермская деревянная скульптура. «Страдающий Христос». Пермская художественная галерея
Прикрепления: 4855680.jpg(51.8 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 12.08.2018, 15:17 | Сообщение # 253
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
«Пермские боги» умерли. Но ведь умерли и боги Олимпа. Однако их художественные образы живы и по сей день. Творчество деревенских резчиков Пермского края самобытно, правдиво и чистосердечно.
 
НессиДата: Воскресенье, 02.09.2018, 16:36 | Сообщение # 254
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
И миниатюры, и графика процветали в XVII в., но, пожалуй, наибольшего развития достигло декоративное и прикладное искусство.
Изделия «золотых дел мастеров» составляют основную массу сокровищ Оружейной палаты Московского Кремля. Искусство эмали особенно обогатилось в XVII в. благодаря широчайшему распространению расписной или живописной эмали. Но и это не все. Не перечислить всех видов искусства, творимого для украшения, что подарил нам этот век. Белокаменная резьба и изразцы; декоративная резьба по дереву (роскошные иконостасы и «напрестольные сени», решетчатые двери, золоченые клиросы); слесарное мастерство (так называемая золотая решетка кремлевского Теремного дворца являет нам сплошное кружево спиралевидных завитков с ромбами, цветами, диковинными чудовищами и скоморошьими головами); шитье, в которое в изобилии, дотоле невиданном и уже чрезмерном, вводятся золото, жемчуг, драгоценные камни.
Украшательское излишество — вот, пожалуй, основной грех декоративного и прикладного искусства XVII в. И потому, несмотря на богатейшую фантазию, проявляемую мастерами, и на виртуозность их техники, XVII век не может быть признан веком высшего расцвета декоративного и прикладного искусства. В предыдущем веке орнамент строго выполнял свою функцию: стелясь по сосуду или кресту, орнамент не только следовал структуре (тектонике) предмета, но выявлял ее еще полнее и ярче. В XVII в. орнамент стал самоцелью. Предмет, произвольно покрываемый эмалью, драгоценными камнями или изображениями, служил мастеру всего лишь предлогом для орнаментального расточительства. В результате получались изделия часто замечательные по работе, богато отделанные, что называется «не жалея средств», но внутренне неоправданные и потому художественно несовершенные.
 
НессиДата: Воскресенье, 02.09.2018, 16:37 | Сообщение # 255
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
И все же лучшие достижения народного творчества живут и в самых роскошных изделиях того времени. Золотой ковш царя Михаила Федоровича (в Оружейной палате) украшен драгоценными камнями, жемчугом, чернью, но форма его, найденная задолго до XVII в., та же, что и у деревянных крестьянских ковшей.

Золотой ковш царя Михаила Федоровича. 1624 г. Гос. Оружейная палата
Прикрепления: 5335581.jpg(22.0 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 02.09.2018, 16:40 | Сообщение # 256
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Изба в селе Кошине. 1813 г. Архангельская область


Резные царские двери из церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Последняя четверть XVII в. Деталь
Прикрепления: 6659326.jpg(81.8 Kb) · 5061705.jpg(165.5 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 02.09.2018, 16:41 | Сообщение # 257
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Заря XVIII века. По словам Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек». Наступила новая эра нашей истории, отмеченная и новым искусством. Что же дало этому новому искусству искусство предшествовавшей эры?

На этот вопрос убедительно отвечает М. В. Алпатов в следующих строках, которыми мы и закончим нашу книгу о великом художественном наследии Древней Руси: «Это был переворот, равного которому не пережила культура ни одной другой страны Европы. Русские люди смело преодолели все трудности и вступили на новый путь. Но это не значит, что в процессе ломки старого погиб весь опыт древнерусского творчества. Его традиции сохранились и позднее. И это сказалось не в том, что отдельные художники нового времени следовали древнерусским мастерам и заимствовали у них отдельные мотивы и формы. Подлинная связь с традицией оказалась полнее всего в тех случаях, когда русские художники решали новые задачи, поставленные новыми историческими условиями, но опирались при этом на всю совокупность художественного опыта Древней Руси. Истинными наследниками и продолжателями дела древнерусских мастеров были не стилизаторы, создатели «ложнорусского стиля» в архитектуре или церковных росписях XIX века, но такие творцы архитектурных форм, как Баженов и Захаров, такие живописцы, как Александр Иванов и Суриков».
 
НессиДата: Воскресенье, 02.09.2018, 16:44 | Сообщение # 258
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Вся книга в электронном виде: Лев Любимов "Искусство Древней Руси"

У меня же вот такая книга 1981 года выпуска
Прикрепления: 4443761.jpg(61.4 Kb)
 
Вирткружки, секции, клубы - Форум » Фойе » Выставочный Зал » Чудеса зодчества
  • Страница 9 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 7
  • 8
  • 9
Поиск: