[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
| Регистрация | Вход
  • Страница 7 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • »
Вирткружки, секции, клубы - Форум » Фойе » Выставочный Зал » Чудеса зодчества
Чудеса зодчества
НессиДата: Воскресенье, 03.06.2018, 20:53 | Сообщение # 181
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
«...Бысть же та церковь, — говорит летописец, — чюдна велми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространьством, такова же прежде того не бывала в Руси, опроче Владимирской церкви, а мастер Аристотель».

Но кто же был упомянутый летописцем мастер Аристотель? Звали его Фиораванти, а Аристотелем он был прозван за «строительную мудрость». В своей родной Болонье и в других итальянских городах он заслужил славу искусного архитектора и инженера. Приглашенный Иваном III Аристотель Фиораванти широко проявил свои дарования в России, которая, как некогда для Феофана Грека, стала для него второй родиной.

Фиораванти было предложено съездить во Владимир и взять за образец для нового кремлевского Успенского собора (который, как требовал того Иван III, должен был своей внушительностью превзойти все соборы на Руси) тамошний знаменитый Успенский собор.

Взяв за основу общие формы Успенского собора во Владимире, аркатурный пояс посередине его стен и колонны, он, однако, спрятал абсиды за мощные угловые пилястры, что придало главному фасаду более строгий, величественный вид, и добился органической слитности пятиглавия, как бы выражающей единство и могущество Русского государства. Во всем этом он проявил достойную мастера итальянского Возрождения логику конструктивных решений и глубокое ощущение архитектурного целого.

Живописное убранство собора было выполнено художниками круга Дионисия. Истинно сказочным великолепием засверкал этот храм с его мозаичным полом в сиянии драгоценных камней и золота иконных окладов. Увы, от фресок собора до нас дошли лишь фрагменты.

Аристотель Фиораванти. Успенский собор в Московском Кремле. 1475—1479 гг.


Успенский собор в Московском Кремле. Внутренний вид
Прикрепления: 1652097.jpg(74.3 Kb) · 4493964.jpg(77.9 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 03.06.2018, 20:55 | Сообщение # 182
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Служивший усыпальницей русских царей Архангельский собор (1505—1509 гг.), самый большой в Кремле после Успенского (его строил соотечественник Аристотеля — Алевиз Новый), являет некоторые черты, характерные для итальянского Возрождения. В основе его тоже древнерусская художественная традиция, однако широкие русские лопатки заменены тонкими коринфскими пилястрами, иначе говоря, применена классическая ордерная система. Несмотря на то, что он пятиглавый, этот торжественный и нарядный собор напоминает двухэтажное дворцовое здание типа «палаццо», с необычным у нас карнизом. Следует признать, что смешение разнородных архитектурных принципов несколько повредило целостности общего облика собора.

Алевиз Новый. Архангельский собор в Московском Кремле. 1505—1509 гг.
Прикрепления: 8674408.jpg(74.4 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 03.06.2018, 20:59 | Сообщение # 183
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Псковским мастерам, особо ценившимся в Москве, мы обязаны двумя чудесными кремлевскими храмами, более интимными и, быть может, наиболее изящными и тонко одухотворенными в своих пропорциях: Благовещенским собором (1484—1489 гг.) и церковью Ризположения (1484—1485 гг.).

Первый служил домовой церковью великого князя и его семьи. Псковские зодчие опять-таки взяли за основу достижения своих владимиро-суздальских предшественников, однако возвели здание на высоком подклете, своего рода белокаменном цокольном этаже, и окружили его обходной галереей — гульбищем. Они сумели — и в этом, пожалуй, главное очарование Благовещенского собора — придать миниатюрному (в сравнении с соборами Успенским и Архангельским) храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с его изысканной декоративностью. При этом украсили его снаружи типично псковским узорным поясом из наклонно поставленного кирпича, так называемым «бегунцом».

Интимен, уютен и великолепен интерьер собора. Там сокровище древнерусской живописи — деисус Феофана Грека (написанный для более раннего кремлевского храма Благовещения). А стены покрыты росписью, исполненной под руководством Феодосия, талантливого сына знаменитого Дионисия.

Одноглавая церковь Ризположения была тоже домовой — для утренних молитв московского митрополита, а затем патриарха всея Руси. Воздвигнутая совсем рядом с Успенским собором, она по контрасту кажется крохотной, радуя лирической музыкальностью своих стройных форм, вдохновенным творчеством русских мастеров, наделивших ее мерной в своей грации, легкой устремленностью ввысь.

Благовещенский собор в Московском Кремле. 1484—1489 гг.


Благовещенский собор в Московском Кремле. Внутренний вид


Церковь Ризположения в Московском Кремле. 1484—1485 гг.
Прикрепления: 1542005.jpg(77.2 Kb) · 1088821.jpg(77.9 Kb) · 4490939.jpg(73.3 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 03.06.2018, 21:01 | Сообщение # 184
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Грановитая палата выстроена итальянцами Марко Руффо и Пьетро Солари. Большой зал с огромным столбом посередине служил для торжественных приемов и пиршеств. Итальянские мастера и здесь продолжили русскую художественную традицию. 

Грановитая палата в Московском Кремле. Внутренний вид
Прикрепления: 7015427.jpg(97.4 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 03.06.2018, 21:02 | Сообщение # 185
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Опоясавшись (приспособленными к «огневому бою») новыми стенами и башнями, Кремль стал неприступной твердыней. И эта твердыня поражала своей, чисто русской, торжественно сияющей красотой. Белизна соборов и царских палат, золото куполов, цветовые сочетания фресок над порталами храмов — вся эта красочная гамма единого при всей своей динамичности ансамбля обогащалась четкой рамой розово-красных зубчатых стен и мощных башен в несколько этажей.

Вид на Кремль со стороны Москвы-реки


Бон Фрязин. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. 1505—1508 гг.
Прикрепления: 2875771.jpg(103.9 Kb) · 5852406.jpg(68.2 Kb)


Сообщение отредактировал Несси - Воскресенье, 03.06.2018, 21:04
 
НессиДата: Воскресенье, 03.06.2018, 21:07 | Сообщение # 186
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Герберштейн говорит, что крепость Смоленска, как и Московский Кремль, произвела на него впечатление целого города.

Печать кремлевского зодчества на соборах древнего Ростова и Дмитрова, Волоколамска, Новодевичьего монастыря в Москве, Лужецкого монастыря под Можайском, Никитского монастыря в Переславле-Залесском, монастырей Спасо-Каменного, Ферапонтова и Кирилло-Белозерского, пограничного Тихвина, Хутынского монастыря под стенами Новгорода и далекого Сийского монастыря на берегах Северной Двины. Эта печать на целых ансамблях таких монастырей, как Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев в Загорске, Борисоглебский под Ростовом, на трапезных Андроникова монастыря в Москве и Пафнутьево-Боровского монастыря и на могучих крепостях Нижнего Новгорода, Коломны и Тулы. Печать Москвы, печать кремлевских палат и соборов и на памятниках, созданных позднее, можно сказать, на всем русском зодчестве XVI и XVII вв., ибо в едином Русском государстве главенствовала Москва и она же определяла направление его искусства.

Нижний Новгород. Кремль. Юго-западная сторона. XVI в.
Прикрепления: 8226707.jpg(82.0 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 15:52 | Сообщение # 187
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Таково было значение для русского зодчества высоких художественных достижений строителей Московского Кремля.

И, однако, в «Истории русского искусства» (издание Академии наук СССР) сказано совершенно справедливо:
«Ни широко развернувшееся градостроительство, ни постройки могучих крепостных сооружений и величественных многоглавых соборов в городах и монастырях, ни возведение интереснейших по форме и убранству «посадских» храмов не могли отразить во всей полноте того большого политического и культурного подъема, который переживала Московская Русь в конце XV и начале XVI века. Как ни примечательны были отдельные здания этого времени, все же они представляли собою лишь подготовительный этап к сооружению тех изумительных по красоте памятников, которые определили архитектурный облик XVI века. Мечты о необычном, стремление к новому, поиски оригинального облеклись, наконец, в середине XVI столетия в форму шатровых храмов, которые знаменуют одну из высших точек развития древнерусского зодчества.
Каменный шатер XVI века сыграл в древнерусском зодчестве не меньшую роль, чем смелая конструкция Флорентийского собора в архитектуре итальянского Возрождения».

Этот каменный шатер, этот храм-башня, храм-сказка был, по-видимому, увенчанием давнишних исканий русских строителей. Еще в прошлом веке историк и археолог И. Е. Забелин усматривал в таких храмах стремление увековечить «те старозаветные формы чисто русских деревянных сооружений, какие в деревянном зодчестве, по преданию, от поколения к поколению переходили с незапамятных времен».
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 15:54 | Сообщение # 188
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
В летописи прямо сказано, что «князь великий Василий поставил церковь камену Взнесение...вверх на деревянное дело в своем селе Коломенском». Иначе говоря, высокий каменный шатер Коломенского храма был создан по деревянному образцу.

Мы знаем, что деревянные шатровые храмы искони существовали на Руси. В плане такой храм образует квадрат (четверик), на котором возводится основание шатра (восьмерик), в свою очередь увенчанное восьмигранным конусом (шатром).

Какие бы схожие мотивы ни обнаруживались в западных или восточных храмовых постройках, важна несомненная связь каменного шатрового строительства с народным художеством, безвестным творчеством зодчего-плотника, важна глубокая русскость шатровой архитектуры, место, как бы самой природой ей уготовленное в русском пейзаже.

Здесь уже было сказано, что церковь Вознесения в Коломенском — вершина древнерусского зодчества. Можно добавить, что это и одна из вершин мирового зодчества.
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 15:56 | Сообщение # 189
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Вот что писал в прошлом веке князю В. Ф. Одоевскому, литератору, музыковеду и собирателю древнерусских нотных рукописей, восхищенный величавой музыкальностью русского шатрового храма знаменитый французский композитор Берлиоз:
«Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».

Имя гениального зодчего этого храма не дошло до нас. Но уже современники по достоинству его оценили. «Бе же церковь та, — говорит летописец, — велми чюдна высотою и красотою и светлостью, такова не бывша прежде сего на Руси».

Тут нет оговорки, нет знака равенства с каким-либо другим великим памятником зодчества. И дело не только в художественном совершенстве церкви Вознесения. Летописец подчеркивает ее уникальность. Ведь этот хронологически первый каменный шатровый храм означал коренной перелом в русской архитектуре, полный разрыв с византийской традицией крестово-купольного храма.

Недаром завершение постройки Коломенской церкви (в 1532 г.), по преданию воздвигнутой в честь рождения первенца Василия III — будущего Ивана Грозного, было ознаменовано трехдневными торжествами и пиршествами в присутствии великого князя и митрополита. Так каменный шатер был узаконен в храмовом строительстве Московской державы.

Церковь Вознесения в с. Коломенском. 1532 г.
Прикрепления: 5567326.jpg(71.4 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 15:59 | Сообщение # 190
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Другой замечательный памятник шатровой архитектуры XVI в. — белокаменная Преображенская церковь в селе Остров, в Подмосковье.

В соседнем с Коломенским селе Дьякове (где жили царские слуги — дьяки) высится храм, воздвигнутый лет пятнадцать спустя после церкви Вознесения, как полагают, в честь венчания Ивана IV на царство. Это очень интересный памятник строительного искусства.

Дьяковский храм (1553—1554 гг.) стройно выступает над лесистым холмом, отделенным оврагом от Коломенского. Но когда вы поднимаетесь к нему вплотную, он производит впечатление несколько неожиданное и озадачивающее. И в то же время волнующее. Храм наседает на вас всей своей каменной массой, причем вы больше не ощущаете его единства, так бурна, так динамична сложная игра его горизонталей и вертикалей, выступов и проемов.

Храм Иоанна Предтечи в с. Дьякове. 1553—1554 гг.
Прикрепления: 8404007.jpg(78.4 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 16:05 | Сообщение # 191
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Имя строителя Дьяковской церкви также не дошло до нас. Зато нам известны некоторые другие замечательные «каменных дел мастера» XVI в.: ростовец Григорий Борисов, тверич Ермола, «царский мастер» Андрей Малый, псковичи Барма и «городовой и церковный мастер» Посник Яковлев, «городовых дел мастер» Федор Савельев Конь.

Посник и Барма — авторы созданного в честь взятия Казани крупнейшего на Руси архитектурного сооружения XVI в., собора Покрова, «что на рву», всемирно известного под названием храма Василия Блаженного (1555—1560 гг.).

Посник и Барма. Храм Василия Блаженного в Москве 1555—1560 гг.
Прикрепления: 5482418.jpg(61.2 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 16:08 | Сообщение # 192
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
«Что на рву» — означало соседство со рвом, проходившим перед твердыней Кремля. А Василием Блаженным собор был назван по имени юродивого, особо чтимого церковью и погребенного у стен храма.

«Казанское взятие» наносило решительный удар ханским захватническим вожделениям на юге нашей страны. Монголо-татары предпринимали опустошительные походы и «налетали на Русь внезапно, отдельными стаями в несколько сотен или тысяч человек... Полон — главная добыча, которой они искали... Для этого они брали с собой ременные веревки, чтобы связывать пленников, и даже большие корзины, в которые сажали забранных детей. Пленники продавались в Турцию и другие страны... В XVI веке в городах по берегам морей Черного и Средиземного можно было встретить немало рабынь, которые укачивали хозяйских ребят... русской колыбельной песней» (Ключевский).

По свидетельству очевидца, Москва с ликованием встречала молодого царя Ивана во главе русского войска по возвращении из Казани.

Красоту, силу и славу — вот что должен был выражать храм, сооружаемый в честь великой победы, вызвавшей подобное ликование. Истинно ликующим во всем своем облике, прекрасным, как победоносная рать, и сияющим, как слава, надлежало быть этому храму.
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 16:10 | Сообщение # 193
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Необычайность и опять-таки уникальность Василия Блаженного объясняют глубокое впечатление, произведенное этим храмом на иностранцев.

Правда, Наполеон, воображавший, что в современной ему России по-прежнему правят бояре (депутацию от них он тщетно ожидал перед входом в Москву), проявил в отношении Василия Блаженного не менее странное заблуждение, окрестив эту христианскую церковь мечетью. Скорее всего, он просто высказал первое, что ему пришло на ум, перед непривычной причудливостью ее архитектурных форм. Более примечательны не лишенные меткости суждения некоторых других чужеземцев, которым казалось, что этот храм построен больше «для украшения, чем для молитвы». А еще другие сравнивали его с колоссальным растением, группой скал, «слеплением сталагмитов» или даже со «зданием из облаков, причудливо окрашенных солнцем».
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 16:14 | Сообщение # 194
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Мощный столп, островерхий шатер, храмы и храмики, сросшиеся в «куст», но также кубичность и многоглавие определяют зодчество второй половины XVI в.

Некоторые соборы этой поры — отголоски главного собора Московского Кремля. Про Вологодский, например, прямо сказано в народной песне, что «грозный царь», при котором он был построен, взял образец «с московского со собору со Успенского».

А в воздвигнутом тоже при Грозном, по-видимому Андреем Малым, соборе Авраамиева монастыря в Ростове Великом очень гармонично и живописно сочетаются самые, казалось бы, разнородные формы: центральный пятиглавый храм, большой шатровый придел, столпообразная колокольня, небольшой кубический придел. Тут много от Василия Блаженного, но в новом, несомненно, талантливом варианте.

Англичанин, посетивший «Московию» в конце XVI в., отмечает, что Иван Грозный построил «до сорока каменных церквей, богато убранных и украшенных внутри, с позолоченными чистым золотом верхами». А о Борисе Годунове, внешним великолепием стремившемся повысить авторитет новой династии, современники сообщают, что как муж «зело чюден» и наделенный большим художественным вкусом, он принял привезенные ему в дар ганзейскими послами серебряные изделия только «ради их изящества» (иначе вернул бы их), в своей же строительной деятельности «церкви многи возгради и красоту градскую велелепием исполни», «многи грады камены созда и в них превеликие храмы... и многие обители устрои».

Многие обители... Своими ансамблями, так прекрасно вписывающимися в окружающую природу, обширные монастырские постройки Древней Руси представляют собой высокое художественное достижение. Как мы видели, органическая, можно сказать, неразрывная связь с природой характерна для всего русского зодчества.

Зодчий творил вместе с природой не только выбирая формы, наиболее для нее подходящие, но и выбирая саму природу для задуманных форм. Ведь вот, например, что читаем в старинном тексте о построении Кирилло-Белозерского монастыря: «Место оно, идеже вселися святый, бор бяше велий и чаша, место зело красно, всюду яко стеной окружено водами, и бе видение онова места зело умиленно». Как все это заботливо и вдохновенно, и как величествен и ясен облик крепостной монастырской твердыни над ровной гладью Сиверского озера! Такие монастыри выдерживали осаду, преграждали путь врагу, будь то ханы или Литва, и красота их не уступала той роли, которую они играли в обороне Русского государства.

Вид Кирилло-Белозерского монастыря
Прикрепления: 5205711.jpg(84.9 Kb)


Сообщение отредактировал Несси - Воскресенье, 17.06.2018, 16:14
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 16:17 | Сообщение # 195
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Москва разрасталась. Все новые воздвигались для защиты ее укрепления. Вслед за Китайгородской стеной последовало сооружение под руководством прославленного мастера-градодельца Федора Коня белокаменной ограды — Белого, или Царева, города и, наконец, деревянных укреплений Земляного города. Сто две башни плотно окружили Москву. А дальше от нее шло кольцо монастырских крепостей.

И вот еще замечательная, уникальная, вероятно, особенность древнерусского художественного творчества, как мы видели, уже властно сказавшаяся в основной композиции храма Василия Блаженного:

«Такой архитектурный ансамбль, как Троице-Сергиева лавра, трудно отнести к какому-нибудь одному периоду древнерусской архитектуры. Несмотря на построенную только в XVIII веке колокольню, вся лавра должна считаться характернейшим произведением древнерусского зодчества, своеобразным итогом его многовекового развития. В древнерусских ансамблях, вроде Троицкой лавры, находит себе яркое выражение существенная черта эпического творчества русского народа — сотрудничество поколений, из которых каждое, создавая нечто новое, не спорило с предшествующим, но лишь обогащало созданное им» (М. В. Алпатов).

«Этот монастырь, — писал про Троице-Сергиеву лавру Павел Алеппский, — не имеет себе подобного не только в стране Московской, но и во всем мире». Он же полагал, что русские иконописцы «не имеют себе подобных на лице земли по своему искусству, тонкости и навыку в мастерстве».

Троице-Сергиева лавра. Общий вид
Прикрепления: 3736294.jpg(91.7 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 16:19 | Сообщение # 196
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Здесь работал великий Рублев, и здесь среди шедевров знаменитого иконостаса — лирически вдохновенная композиция «Жены у гроба», написанная им самим или учениками, чуткой душой откликнувшимися на его всепросветляющую озаренность. В этой лавре долгие годы пребывал его прославленный основатель Сергий Радонежский, и здесь среди других драгоценных изделий русских вышивальщиц — уже знакомое нам его поразительное изображение в рост, равно как и его серебряная рака, украшенная чеканным орнаментом.

Жены у гроба. Икона Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. 1420-е годы.
Прикрепления: 2915284.jpg(79.7 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 16:21 | Сообщение # 197
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Здесь в середине XV в. работал талантливый скульптор-резчик и ювелир Амвросий, и здесь же в богатейшем Загорском историко-художественном музее мы видим деревянный складень, на золотой створчатой раме которого значится его имя. С какой легкостью и изяществом вырезана каждая фигурка вышиной подчас всего в полтора-два сантиметра, а снаружи складень покрыт узорной золотой сеткой: древнее, еще скифам известное искусство филиграни, или скани (от древнерусского «cкать» — свивать).

Сканный орнамент достигнет исключительного совершенства в знаменитом окладе «Симонова евангелия», прекраснейшем образце русского прикладного искусства конца XV в., хранящемся в Оружейной палате Московского Кремля.

А вот в Загорском музее другой замечательный экспонат с именем создавшего его мастера, современника Амвросия. Это яшмовый потир, оправленный золотой сканью, с надписью «А делал Иван Фомин».

Амвросий. Панагия-складень. Середина XV в.
Прикрепления: 0356031.jpg(89.6 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 16:22 | Сообщение # 198
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
В 1859 г., возвращаясь из сибирской ссылки, Достоевский сделал крюк, чтобы снова взглянуть на полюбившиеся ему с детства художественные сокровища Троице-Сергиевского монастыря. «Что за архитектура, какие памятники... — писал он под свежим впечатлением. — Ризница привела нас в изумление... Одежды нескольких веков — работы собственноручные русских цариц и царевен, домашние одежды Ивана Грозного, монеты, старые книги, всевозможные редкости — не вышел бы оттуда».
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 16:23 | Сообщение # 199
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Художественные ремесла процветали у нас в домонгольскую пору. Монголо-татарское иго нанесло им жестокий урон. Мастерские погибли в сожженных городах, а сами мастера были уведены, по словам летописца, «на край земли», где их культура и опыт очень пригодились. Как и в зодчестве, многие технические приемы были тем временем забыты на Руси. Ювелирное дело почти сошло на нет. Исчезла перегородчатая эмаль. И лишь через два-три столетия прикладное искусство вновь расцвело в нашей стране.

В Загорском музее мы видим плоды этого расцвета: изделия, украшенные сканью, гравировкой, литьем, чарки, братины, ковши, блюда, подсвечники, оклады, кресты, золотые венцы и цаты — так назывались подвески к иконам, обычно в форме полумесяца. Особенно замечательны золотые венцы и цаты к рублевской «Троице» (вклад Ивана Грозного) с чеканным орнаментом и разноцветной эмалью исключительной яркости и чистоты.

Иван Фомин. Золотой потир с мрамором. 1449 г.
Прикрепления: 7927207.jpg(60.0 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 16:26 | Сообщение # 200
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Глядя на великую древнюю живопись иконостаса, любуясь сверкающим кружевом скани, травяным узором, вьющимся по ковшу или блюду, тончайшей резьбой, выработанной поколениями древоделей, или игрой разноцветных шелков, золота и серебра на расписанной иглой пелене, что сама подобна иконе, мы ощущаем всю силу любви русского человека к красоте и ревнивого к ней стремления в сочетании причудливой декоративности, затейливой сказочности с самой высокой одухотворенностью — равно как и вокруг, в монастырском ансамбле, там, где величавая гладь стен чередуется с узорными башнями или шатром, пышно украшенным изразцами.

Оклад Евангелия.


Чудо в Хонех. Пелена середины XV в.
Прикрепления: 6808097.jpg(71.1 Kb) · 7077509.jpg(142.5 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 16:27 | Сообщение # 201
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Московский Ново-Девичий монастырь, где тоже вписаны знаменательные страницы нашей истории... Общим облик его отражает архитектурные веяния конца XVII в. Но здесь не кажется чужеродным пятиглавый Смоленский собор XVI в., младший брат кремлевского Успенского. В этом соборе-музее тоже замечательное собрание икон, шитья, серебра и эмали.

Русская живопись XVI в. (после Дионисия) часто отмечена внутренними противоречиями. Новые, еще робкие стремления к реализму заслоняются строгой церковной догматикой, холодной торжественностью или повествовательностью, уже не четкой и лаконичной, а настолько перегруженной деталями, что нам подчас трудно понять смысл изображенного.

Венец и цата оклада к иконе «Троица» А. Рублева. Середина XVI в.


Венец и цата оклада к иконе «Троица» А. Рублева. Середина XVI в.
Прикрепления: 6127467.jpg(7.2 Kb) · 7789621.jpg(10.1 Kb)


Сообщение отредактировал Несси - Воскресенье, 17.06.2018, 16:28
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 16:30 | Сообщение # 202
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Московский Ново-Девичий монастырь, где тоже вписаны знаменательные страницы нашей истории... Общим облик его отражает архитектурные веяния конца XVII в. Но здесь не кажется чужеродным пятиглавый Смоленский собор XVI в., младший брат кремлевского Успенского. В этом соборе-музее тоже замечательное собрание икон, шитья, серебра и эмали.

Общий вид Ново-Девичьего монастыря


Смоленский собор Ново-Девичьего монастыря. 1524—1525 гг.


Великомученик Авксентий. Фрагмент фрески из Смоленского собора Ново-Девичьего монастыря. XVI в.
Прикрепления: 0258759.jpg(80.6 Kb) · 7613673.jpg(66.2 Kb) · 9470255.jpg(41.2 Kb)


Сообщение отредактировал Несси - Воскресенье, 17.06.2018, 16:34
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 17:02 | Сообщение # 203
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
В построенном при Иване III между соборами Архангельским и Благовещенским «Казенном дворе», первой нашей сокровищнице прикладного искусства, хранились наряду с золотой и серебряной посудой царские одежды, шитые жемчугом и украшенные таким множеством драгоценных камней, что посол германского императора Пернштейн выражал недоумение, «как может великий князь выдерживать такую тяжесть». И он же писал в донесении о поездке в Московию в 1575 г.: «Видал я корону испанского короля со всеми регалиями, и короны тосканского великого герцога... и многие другие, в том числе и короны его цесарского величества угорского и чешского королевств, а равно и французского короля, но... ни одна не может равняться с короною московского великого князя».

К сожалению, в смутное время многое было разграблено.

Мы знаем, что Лжедмитрий посылал роскошные дары в Польшу своей невесте и «богатою насчадностью на банкетах драгоценнейшие вещи из древния казны князей раздавал». Царь Василий (Шуйский), «нуждою войны утеснен», плавил на монету художественные изделия из золота и серебра. А вот что писал современник о польских интервентах: «И сокровища царская, многими леты собранная, расхитиша... и... седома Поляци внутреннем граде превысоком Кремле и тут разделиша грабление по всему войску».

И все же, несмотря на необратимые утраты, нам ясно, что московские, да и прочие русские «златых и серебряных дел мастера» XVI в. довели свое искусство до самого высокого уровня. Великолепно большое золотое блюдо, хранящееся в Оружейной палате, по-видимому, выполненное к бракосочетанию Грозного с княжной-черкешенкой Марией Темрюковной (1561 г.). И в тончайшем бархатистом черневом орнаменте, и в колесе красиво изогнутых плоских «ложек» видна рука вдохновенного мастера.

О самом изощренном мастерстве свидетельствуют немногие сохранившиеся от той же поры оклады, чаши, кадила, что собраны ныне в Оружейной палате.

Золотое блюдо царицы Марии Темрюковны. 1561 г. 
Прикрепления: 3676764.jpg(60.4 Kb)


Сообщение отредактировал Несси - Воскресенье, 17.06.2018, 17:03
 
НессиДата: Воскресенье, 17.06.2018, 17:09 | Сообщение # 204
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Суздаль
Прикрепления: 3624189.jpg(93.3 Kb)
 
ХаггаДата: Понедельник, 18.06.2018, 17:05 | Сообщение # 205
Директор клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 11832
Награды: 239
Статус: Offline
Я вот только задумалась о производительности труда))). Это только в одном монастыре у Дионисия 80 с лишним икон нарисовано! А жили тогда не слишком много лет. 50 - вроде уже ветхий старик. Родился, лет в пятнадцать начал рисовать, пока слава, то да сё в области продвижения и раскрутки))), короче лет 25 на активное творчество. 

Теперь признаюсь, что к своему стыду, я понятия не имела, что Кремль возводился под руководством итальянских зодчих.

А вот про храм Василия Блаженного я слышала, что строителей ослепили, чтобы они больше такой красы нигде не строили. Правда? Или утка, Нессь?
 
НессиДата: Понедельник, 18.06.2018, 17:20 | Сообщение # 206
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Цитата Хагга ()
А вот про храм Василия Блаженного я слышала, что строителей ослепили, чтобы они больше такой красы нигде не строили. Правда? Или утка, Нессь?

Не знаю, в книге про такие ужасы ничего не написано, там всё больше о прекрасном.))) Мне кажется, злые языки наговаривают на Ивана Грозного. Небось, "западные партнёры" слухи распустили.  456ik


Сообщение отредактировал Несси - Понедельник, 18.06.2018, 17:28
 
НессиДата: Воскресенье, 24.06.2018, 19:47 | Сообщение # 207
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Береза, липа, сосна... Как другие ваятели подчиняют своему искусству грозную стихию камня, резчики Древней Руси подчиняли себе стихию леса, шумящего на наших просторах, с его щедротами и обманами, глухоманью, зарастающими тропами и лучами солнца, пробивающимися сквозь тьму. Творчество этих художников, выросших и развивавшихся в самой гуще простого народа, было упорно, кропотливо и вдохновенно, ибо они стремились выразить материалом, покорным их воле, свои думы о мире, часто горькие, как их собственная участь, и свои самые светлые надежды. И так как эти думы и эти надежды были их кровными, неотделимыми от их существа, они выражали их по-своему, с покоряющей искренностью.
Увы, от созданного ими сохранилось совсем немного. Тому причиной пожары во времена жестоких княжеских междоусобиц да опустошительные вражеские набеги. А главное, начиная с XVIII в. высшее русское духовенство отнюдь не поощряло это искусство. Тут сыграло роль и то, что статуи, столь многочисленные в католических костелах, пугали в православных храмах синод как заимствование религиозных обычаев «латинян», и то, как выразился один из церковников, что резные изображения по своему воздействию не могут быть отождествлены с иконописью «ввиду крайней легкости низведения в них духовно-божественного к самому наглядному образу, земному, материальному». Многие скульптуры были уничтожены по приказу духовенства, а другие запрятаны почитателями и потом ими забыты. Их обнаруживают теперь в монастырских рухлядных, кладовых, чуланах, на чердаках, колокольнях, часто полусгнившими или покрытыми разъедающим дерево голубиным пометом. Хорошо еще, что не все пошли на дрова.
 
НессиДата: Воскресенье, 24.06.2018, 19:52 | Сообщение # 208
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Выставка древнерусской деревянной скульптуры, устроенная в 1964 г. Союзом художников СССР, Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской имени академика И. Э. Грабаря и Государственным Историческим музеем, произвела в Москве и Ленинграде огромное впечатление. Можно сказать без преувеличения, что эта выставка имела мировое значение.
Выставка показала пластическое творчество русского народа, начиная с XIII в. Поэзией былинного эпоса, героической борьбы народа за свержение монголо-татарского ига веет от архангелов в воинских доспехах, особенно от образа Георгия Победоносца в его таком смелом и прекрасном порыве, от величаво-незыблемого Николая Можайского с мечом в руке, поэзией мудрой и властной женственности от образа Параскевы Пятницы, покровительницы земледелия, плодородия, здоровья.

Никола Можайский. Деревянная статуя. XIV в.


Параскева Пятница. Деревянная статуя. XVI в.
Прикрепления: 4255431.jpg(42.9 Kb) · 5163294.jpg(39.0 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 24.06.2018, 19:55 | Сообщение # 209
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
В той сокровищнице всех видов искусства, что представляет собой Московский Кремль, мы отметим еще один памятник, дополняющий общую картину художественного творчества XVI в. Это — «царское», или «моленное место» Ивана Грозного в Успенском соборе.
В середине XVI в. в русском изобразительном искусстве усилились новые веяния. Содержание его расширилось в стремлении сочетать церковную догматику с реальной жизнью. Это вызвало значительное неудовольствие. В частности, с яростными протестами выступил дьяк Висковатый. В одной росписи возмутило его, например, что там рядом с Христом была изображена «пляшущая женка». Он вообще восставал против всякого отступления от древних канонов. Церковь, однако, была вынуждена считаться с новыми веяниями. Так, знаменитый Стоглавый собор разрешил изображать на иконах «цари и князи и светители и народи», равно как и не возражал против «бытийного письма» (иначе исторических сюжетов).

Светское начало заявляло в искусстве свои права.

Торжественное «место», где Грозный присутствовал на богослужении, отражает эти веяния. Причем резчик лучше справился с новыми задачами, чем многие его современники — живописцы, композиции которых, как мы уже говорили, часто перегружены деталями, маловыразительны и при всей своей дробности однообразны. Само «место» с его шатровым покрытием и кокошниками очень декоративно. Выполненные низким рельефом изображения утверждают преемственность власти русских царей от византийских императоров, раскрывают легенду о происхождении шапки и барм Владимира Мономаха. «Битва суздальцев с новгородцами» — первое в русском искусстве живописное произведение на историческую тему — было все же иконой со всей ей присущей условностью, отмеченной чарующей сказочностью. Тут мы видим уже живое повествование с разнообразием массовых сцен и передачей характерных черт отдельных фигур (например, князя Владимира, гарцующего на коне с поднятой рукой).

«Царское место» Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля. 1551 г.


Выступление в поход князя Владимира Мономаха. Рельеф «Царского места» Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля. 1551 г.
Прикрепления: 7257974.jpg(79.8 Kb) · 7273258.jpg(101.6 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 24.06.2018, 19:57 | Сообщение # 210
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8140
Награды: 118
Статус: Offline
Есть свидетельство, что великий князь Иван Васильевич украсил свой дворец «каменными изваяниями по образцу Фидиевых». Однако каменных скульптур того времени до нас не дошло. Во всяком случае, не приходится сомневаться, что дерево оставалось самым привычным и любимым материалом русских ваятелей. Равно как плоский рельеф больше, чем круглая скульптура, отвечал древнерусской художественной традиции с ее любовью к узорочью. Поиски объемной пластической формы, проявлением которых служит замечательный во многих отношениях фрагмент статуи св. Георгия, исполненный Ермолиным в 1464 г. (ныне в Третьяковской галерее), не получили развития в древнерусской скульптуре. «Царское место» в Успенском соборе явно знаменует торжество плоской резьбы.

В. Д. Ермолин. Фрагмент статуи св. Георгия. 1464 г.
Прикрепления: 2005476.jpg(45.1 Kb)
 
Вирткружки, секции, клубы - Форум » Фойе » Выставочный Зал » Чудеса зодчества
  • Страница 7 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • »
Поиск: