[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
| Регистрация | Вход
  • Страница 3 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 8
  • 9
  • »
Вирткружки, секции, клубы - Форум » Фойе » Выставочный Зал » Чудеса зодчества
Чудеса зодчества
НессиДата: Суббота, 10.02.2018, 23:03 | Сообщение # 61
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
...Византия передала Грузии богослужебные книги и своими традициями, приемами и навыками содействовала развитию грузинской архитектуры.

Замечательные памятники были созданы средневековыми грузинскими зодчими, как, например, храм в Цроми (начало VII в.) с куполом, опирающимся не на стены, а на свободно стоящие столбы, что имело большое значение для дальнейшего развития храмовой архитектуры всего христианского Востока; величаво-торжественный храм Свети-Цховели («животворящего столба», начало XI в.) в Мцхете; храм Баграта в Кутаиси и не менее знаменитый Алавердский кафедральный собор в Кахетии (оба — XI в.); купольные храмы в Картли (XII—XIII вв.) и многие другие.

Мировое значение всех этих памятников ныне общепризнано.

Храм Свети Цховели в Мцхете. Западный фасад. Фрагмент. 1010—1029 гг.


Храм Самтависи. 1030 г.
Прикрепления: 4832323.jpg(149.9 Kb) · 0936519.jpg(62.1 Kb)


Сообщение отредактировал Несси - Суббота, 10.02.2018, 23:03
 
НессиДата: Суббота, 10.02.2018, 23:05 | Сообщение # 62
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
При царице Тамаре, на рубеже XII и XIII вв., Грузия достигла своего высшего политического и культурного расцвета.

Под предводительством братьев знаменитой царицы грузинские воины водрузили свои знамена на стенах Трапезунда, Тавриза и Хоросана. Чуть ли не все Закавказье оказалось под скипетром царицы Тамары, и ей подчинились огромные территории, включая Ирак и другие иранские провинции, причем политическое влияние Грузии распространилось далеко за ее пределы. А вот что говорит летописец о роскоши грузинского двора: «Наполнились все государственные сокровищницы золотом и золотой утварью, ибо сыпали серебро подобно земле (песку), камни (драгоценные) и жемчуг считали мерками, греческие и другие златоткани, очень редкие, бросали как ненужное одеяние. Серебряная же утварь не пользовалась уже никаким почетом в царском дворце, так как все было сделано из золота и хрусталя, разукрашено драгоценностями, индийскими камнями...»

В памяти же многих поколений эпоха царицы Тамары осталась подлинным золотым веком, притом не только грузинской великодержавности, но и грузинской национальной культуры.

Этот век дал миру такого поэта, как Шота Руставели, в великой поэме которого «Витязь в тигровой шкуре» отражена утонченная и высокая культура тогдашнего грузинского общества, развивавшего широкие связи как с западным миром, так с Востоком и Византией. А давнишние связи Грузии с Русью нашли, в частности, свое выражение в браке царицы Тамары с сыном великого князя Андрея Боголюбского Георгием (Юрием).
 
НессиДата: Суббота, 10.02.2018, 23:08 | Сообщение # 63
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Велика и заслуженна слава грузинской монументальной живописи. Печать Византии ясно видна на ней, но это — живопись грузинская, ибо создана грузинскими мастерами, творчески воспринявшими византийскую традицию и создавшими искусство, в котором ярко воплотился грузинский художественный гений с его поэтическим мироощущением.

Прекрасен в своем юном порыве ангел в фреске «Благовещение» храма в Атени!

Архангел Гавриил. Фрагмент фрески «Благовещение» храма в Атени. Начало X в. или вторая половина XI в.
Прикрепления: 8524800.jpg(89.0 Kb)
 
НессиДата: Суббота, 10.02.2018, 23:10 | Сообщение # 64
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
В настоящее время распознана индивидуальность и прослежено творчество крупнейшего грузинского художника начала XII в., «царского живописца» Тевдоре, внесшего в живописную композицию внутреннюю подвижность, динамизм.

В великолепной мозаике Гелатского монастыря, немыслимой без достижений Тевдоре, удивительно стройны и выразительны с их чисто кавказскими лицами, очерченными с предельной графической ясностью, по-эллински благородные горделиво спокойный архангел Михаил, предводитель небесного воинства, победитель сатаны, и оживленно-подвижный архангел Гавриил, вестник божественной воли.

Архангел Гавриил. Фрагмент мозаики собора Гелатского монастыря. 1125—1130 гг.
Прикрепления: 8050759.jpg(82.8 Kb)
 
НессиДата: Суббота, 10.02.2018, 23:12 | Сообщение # 65
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Это — создания грузинского искусства до эпохи царицы Тамары. А в эпоху, связанную с ее именем, возникли шедевры, среди которых первое место, несомненно, занимают фрески храма в Кинцвиси, где изображена и сама царица. Но ее портрет, несколько сухой и официальный, выпадает, равно как и другие царские изображения, из общего стиля этих прославленных росписей. Такие изображения носили сугубо священный характер: царская династия была окружена в Грузии особым ореолом, ибо, согласно легенде, члены ее имели с Христом общего предка — царя Давида, пророка и псалмопевца и, следовательно, приходились родственниками Христу.

Ангел. Фрагмент фрески храма Кинцвиси. Конец XII — начало XIII в.
Прикрепления: 5963532.jpg(82.0 Kb)
 
НессиДата: Суббота, 10.02.2018, 23:15 | Сообщение # 66
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Много замечательных образов, торжественных и одухотворенных, создано в век Тамары и в предшествующие века. Причем грузинские художники часто вдохновлялись житиями грузинских святых, сказаниями своего народа, отражая в своем творчестве чисто народное мироощущение.

Со смертью Тамары закатилась счастливая звезда средневековой грузинской державы. Вся последующая ее история являет печальную картину постепенного опустошения страны. Монголы завоевывают Грузию, а затем, когда она освобождается от их жестокого ига, ее раздирают внутренние феодальные усобицы.

Но средневековая грузинская живопись умирает не сразу. В XIV в. храм в Цаленджихе, в горах Мингрелии, расписывается фресками, вероятно, при участии греческих художников. Во всяком случае, влияние византийского искусства в них особенно явственно, но опять-таки, как яркий отблеск идеальной человеческой красоты, выраженной грузинским художественным гением, в этих фресках особенно запоминаются стройные фигуры ангелов.

После падения Константинополя Грузия осталась на Востоке единственным христианским государством в океане мусульманского мира. Она, естественно, ищет поддержки Москвы. Прочные связи устанавливаются с этой поры между Грузией и Русью.

Ангел. Фреска храма Цаленджиха. XIV в. Фрагмент
Прикрепления: 6317226.jpg(79.4 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 18.02.2018, 21:27 | Сообщение # 67
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
По близлежащим странам, оказавшим влияние на культуру Руси, пробежались. Теперь перейдём непосредственно к Руси.
«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! — говорится в древнем памятнике нашей письменности «Слове о погибели Русской земли», — и многими красотами удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками и кладезями местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными, птицами бесчисленными, городы великими, селы дивными...»
Вся эта ширь, все это многообразие, раздолье вдохновили наш народ в его художественном творчестве, памятники которого бесчисленны, раскиданы всюду на древней русской земле.

Москва окружена древними городами. Эти города-крепости охраняли Московскую Русь. Эти города - замечательные памятники искусства. Многое утрачено от времени и невежества. погиб целый океан красоты. Но многое и сохранилось и по сей день украшает нашу землю.

Сколько красот открыто за последнее время.

Мы знаем теперь, что «Троица» Рублева — одно из величайших творений живописи. А Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия разве не заслуживает паломничества любителей искусства со всех концов мира?

Новгород, Псков... Владимир... и рядом с ним Суздаль. Не побратимы ли они своим вкладом в мировую сокровищницу искусства с такими знаменитыми средневековыми городами Запада, как Сиена или Брюгге, Севилья или Шартр?

Киев, где и Древняя Русь, и культура Византии, Чернигов, Ростов, Ярославль, Юрьев-Польской, Переславль-Залесский, Полоцк, Загорск, Звенигород... Не назвать здесь всех городов, больших и малых, открывающих нам художественные красоты Древней Руси.

А русское народное искусство с его непосредственной сказочностью одно из самых развитых и чарующих в мире! Ведь без него были бы немыслимы высочайшие достижения зодчества и живописи в древнерусских городах. На протяжении веков, подобно жар-птице, не питалось ли оно золотыми яблоками, дающими вечную молодость и красоту? И не одно ли гнездо у жар-птицы с русским народным творчеством?

Прав Владимир Солоухин:
«Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в кружева, в вышивку, в песню, в танец, в живопись? Да из души человека, откуда же ей еще было прийти! Так что истинное гнездо жар-птицы, если принимать это условное обозначение, не просто в избе или не просто в церкви, но в душе архангельского, вологодского, суздальского, ярославского человека».
 
НессиДата: Воскресенье, 18.02.2018, 21:34 | Сообщение # 68
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Экономическое развитие русских земель, развитие торговых связей, стремление русского народа к освобождению от монголо-татарского ига способствовали образованию централизованного государства.

У молодого Белинского есть такие строки:
«На востоке Европы, на рубеже двух частей мира, провидение поселило народ, резко отличающийся от своих западных соседей. Его колыбелью был светлый юг... издыхающая Византия завещала ему благодатное слово спасения; оковы татарина связали крепкими узами его разъединенные части, рука ханов спаяла их его же кровию» 

Принятие (в конце X в.) христианства от Византии, а не от латинского Запада, имело глубокие исторические причины, обусловленные политической и культурной преемственностью «империи Рюриковичей» от «империи ромеев». Однако тут сыграл роль и дополнительный фактор.

Вспомним слова посланцев киевского князя Владимира Святославовича, согласно преданию, отправленных в чужие края, чтобы испытать различные веры и выяснить, какая самая лучшая для Руси. В царьградской Софии они мнили себя «на небесах». Греки всячески стремились подчинить своему влиянию юную, но могучую Киевскую державу, хорошо знали русских, знали и чем «их прельстить». В «Повести временных лет» (первом общерусском летописном своде) читаем, что греческий патриарх «пошел с русскими в церковь и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую». Ведь византийская художественная система была тогда самой совершенной в христианском мире. И послы князя Владимира пленились ею. Восхищаясь знаменитым царьградским храмом и византийским богослужением, они сравнивали их с тем, что лицезрели на Западе: «Придохом в Немци, и видехом в храмах многи службы творяща, а красоты не видехом никакоеяже» (Лаврентьевская летопись).

А тут была вера, которую зодчество, живопись и церковное пение славили с наибольшей красотой в синтезе искусств, создававшем торжественно великолепное представление, доставлявшее византийцу не меньшую усладу, чем его предку — древнему эллину — античный театр.

Врожденное чувство прекрасного, о котором мы уже говорили в связи с культом иконы «Владимирской богоматери», стремление к красоте и ее разящая убедительность, столь ярко запечатленные в летописном сказании о «выборе вер», не это ли позволило русскому народу воспринять и использовать уже для своих творческих задач художественную систему Византии?

А несколько веков спустя художественный гений русского народа достиг полного расцвета в искусстве, подлинно русском в своей самобытности, обновившем и оживившем померкнувшее в остальном мире великое византийско-эллинское начало.
 
НессиДата: Воскресенье, 18.02.2018, 21:41 | Сообщение # 69
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Искусство палеолита и неолита представлено в наших музеях многими замечательными образцами, найденными на нашей земле. 

Вопрос о преемственности в искусстве — очень сложный; географический фактор сам по себе, естественно, не дает на него ответа. Кто станет утверждать, что французское искусство восходит к росписям древнего каменного века в пещере Ласко?

Фактор эпохи играет, конечно, первостепенную роль, часто определяя параллельность развития, без каких бы то ни было заимствований. Так, например, росписи пещеры Ласка на юго-западе нынешней Франции и отдаленной от нее на тысячи километров пещеры Каповой на Нижнем Урале глубоко родственны по стилю, отражая общность сознания, одинаковое мироощущение первобытных людей, проживавших на разных концах земли в ледниковый период.

Но, однако, и географический фактор тоже весьма показателен, поскольку жизнь человека органически связана с окружающей его природой.

Вполне естественно, что в краях, где лес всюду окружал человека, резьба по дереву была особенно развита в его художественном творчестве с самых давних времен. И потому находки в Уральских торфяниках как бы предвосхищают резьбу русских крестьян, развившуюся в схожих природных условиях.

Вернемся к сложному вопросу о преемственности. В исторические времена она подчас самоочевидна, как, например, в отношении Эллады и Рима, Эллады и Византии, Византии и Древней Руси. Самоочевидна — благодаря материалу, которым мы располагаем, указывающему на связь между культурами.
Но такая связь не всегда доказуема.

Изменилась эпоха, изменилось и население определенной территории... Новые хозяева расправились со своими предшественниками, и те погибли физически или растворились в новом людском потоке. Может ли их разгромленная цивилизация хоть в какой-то степени считаться фундаментом новой? Да, если пришельцы, вольно или невольно, все же что-то у нее заимствовали. А как явствует из многих примеров, так часто бывает.

История русского искусства не начинается с искусства первобытного человека, жившего на земле, которая затем стала русской, равно как и не с искусства тех многих народов, которые уже в исторические времена населяли до русских эту землю. История русского искусства начинается с истории самого русского народа.

Но нам небезразлично знать, что на нашей земле еще в каменный век существовало искусство.

Деревянная резная ложка. II тысячелетие до н. э. Гос. Исторический музей
Прикрепления: 3686402.jpg(58.0 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 18.02.2018, 21:43 | Сообщение # 70
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Культ природы определял мироощущение древних славян. Культ наивный, часто глубоко поэтичный, рожденный непосредственной близостью человека к природе, к земле.

Каждый лес, ручей, колодец, даже отдельное дерево представлялись древним славянам одушевленными. Особенно привлекали их своей мощью старые, большие деревья, раскидистые густолиственные дубы. Они чтили глубокие и быстрые реки: недаром в более поздних сказаниях реки говорят с героями человеческим языком. Они поклонялись огромным камням и горам: недаром судьба русских богатырей ставилась в таинственную связь с каменными горами.

Боги славянского пантеона олицетворяли добрые и злые силы природы, богатство ее и тайны: Перун — страшный бог грозы, самый главный из богов, Солнце — известное под различными именами (Даждьбог, т. е. бог, подающий благо, Сварог — от слова «свар» — жар и др.)» Велес, или Волос, — благодетельный бог скота, Мокошь — богиня ткачества и водной стихии.

Антропоморфизм, т. е. перенесение человеческих свойств на область нечеловеческую, дабы приблизить ее к человеческому разумению, был издревле свойствен славянскому образному мышлению. Образ великой богини тому яркое свидетельство.
 
НессиДата: Воскресенье, 18.02.2018, 21:46 | Сообщение # 71
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
В 1921 г., на выставке русского народного искусства в Московском Историческом музее, археолог В. А. Городцов был, как он пишет сам, «изумлен, встретив в произведениях крестьянского искусства пережитки глубочайшей старины». Так, в вышивках на полотенцах из северной России он обнаружил древнейшие сюжеты и этим проложил совершенно новый путь к изучению самой далекой отечественной старины. Ведь, например, руками архангельских и вологодских вышивальщиц красными и черными нитками на белом полотне был запечатлен культ великой богини — богини земли, плодородия, матери всего земного. Этому не следует удивляться.

Утратив свое первоначальное значение, пережитки языческих культур славянских земледельческих племен гнездились в глухих углах нашей страны еще в конце XIX в., отражаясь в устном творчестве и в народном искусстве. И потому это искусство часто является для нас «живой стариной», помогающей как-то заполнить огромные пробелы в предыстории русского искусства, причина которых — скудность сохранившихся памятников.

Итак, главной фигурой на узорных вышивках нашего Севера является женщина в широкой юбке колоколом, с поднятыми руками. В представлении древних художников, установивших канон изображения великой богини, оно неизменно сливалось с символами жизни и плодородия, например, с деревом, цветами, солнцем и различными живыми существами. То голова ее украшена венком из цветов или сияющими лучами, то в руках она держит солнечные диски, то руки ее постепенно переходят в молодое зеленеющее дерево или в туловище птицы. А по бокам ее — два всадника, над которыми она властвует, держа за поводья их коней. Это — жрецы богини, ее служители, а по мнению некоторых исследователей, тоже боги: сам Перун и Стрибог (бог ветров).

И вот образ этот, который почитался не только славянами, но и многими другими народами, образ женщины с поднятыми к небу (к солнцу!) руками, прообраз богородицы Оранты, занявшей столь исключительное место в восточнохристианском и, в частности, в древнерусском искусстве, донесен почти до наших времен в народном рукоделии.

Эта богиня называлась у древних славян Берегиней, т. е. землей, Житной Бабой, Роженицей.

Древний культ природы, земли. Римский поэт Апулей вкладывал в уста великой богини такие слова: «Я — природа, мать всего сущего, владычица стихий, начало всех начал, высшее божество, царица теней».

«Мать сыра земля!» Вот именно ее сыновно чтили славяне в образе женщины с вознесенными руками.

Северная вышивка с «великой богиней». XIX в. Музей народного искусства
Прикрепления: 1607996.jpg(47.8 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 18.02.2018, 21:47 | Сообщение # 72
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Когда на Руси появилось христианство, оно встретилось с такой устойчивой, веками складывавшейся земледельческой религией, с такими прочными языческими верованиями, что вынуждено было приспособиться к ним, подменить Волоса — Власием, Перуна — Ильей, Мокошь — Пятницей — Параскевой, молчаливо признать масленицу и другие языческие календарные праздники».
 
НессиДата: Воскресенье, 18.02.2018, 21:50 | Сообщение # 73
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
До нас не дошло памятников древнеславянского зодчества. А между тем все говорит за то, что это зодчество было значительным и что своим бурным расцветом каменное строительство Киевской державы многим обязано деревянному строительству языческой Руси.

В V в. византийский дипломат Приск Панийский посетил на Дунае ставку гуннского царя Аттилы, войско которого включало и славянские дружины. Жители деревень, через которые он проезжал, занимались земледелием и бортничеством, они угощали гостя и его свиту хмельным медом и ячменным квасом, и все свидетельства об их быте и языке ясно указывают, что то были славяне. Дворец грозного завоевателя, прозванного «божьим бичом», поразил просвещенного грека: такого строительного искусства, такого стремления к красоте и такой тщательной проработки деталей он, вероятно, не ожидал от варваров. Дворец был, по его словам, выстроен из бревен и хорошо выстроганных досок и окружен деревянной оградой не для безопасности, а для красоты. Внутри же ограды высилось множество построек, причем некоторые были из красиво прилаженных досок, покрытых резьбой.

Археологические исследования дают нам представление об устройстве древнерусского жилища (во многом напоминающего наши крестьянские жилища XIX в.). Как пишет Б. А. Рыбаков, восстановлению всего облика дома, с его резными украшениями, наличниками, рублеными крылечками и горницами, может помочь только изучение более позднего народного зодчества.

Письменные источники и многие косвенные свидетельства позволяют нам утверждать, что, кроме обыкновенных жилищ, плотники языческой Руси строили храмы, крепости, дворцы, тем самым закладывая основы монументального зодчества Киевского государства.
 
НессиДата: Воскресенье, 18.02.2018, 21:56 | Сообщение # 74
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
В Историческом музее в Киеве хранятся литые серебряные фигурки из клада VI в., обнаруженного в селе Мартыновке на Киевщине. Это — приседающие (в танце?) усачи в штанах, доходящих до щиколотки, и рубахах с длинными рукавами и широкой вышитой вставкой на груди — совсем как в традиционной украинской и белорусской деревенской мужской одежде.

Литые серебряные фигурки из клада VI в. в селе Мартыновке на Киевщине. VI в. 


А в некоторых древнеславянских бронзовых фибулах (застежках плащей), как, например, в особенно интересной, найденной близ Чигирина, мы видим миниатюрное, живое изображение стриженного под скобку бородача с привычными для нас чертами русского крестьянина, хоть фибула эта и VII в. ...

Фибула той же эпохи, найденная на Полтавщине (обе фибулы хранятся в Историческом музее в Москве), любопытна в другом отношении. В силуэте застежки — человеческие и утиные головы, причем без точного между ними разграничения, так что изогнутая человеческая рука образует одновременно птичью шею.

Бронзовая фибула из окрестностей г. Зенькова на Полтавщине. VII в.


Очень интересны оправленные в серебро турьи рога из кургана Черная могила (в Черниговской области), украшенные декоративными звериными изображениями (Москва, Исторический музей). Они относятся уже к X в. и, по мнению некоторых исследователей, характеризуют наивысшую ступень в развитии древнеславянского искусства.

Турий рог. X в. Из кургана Черная Могила в Черниговской области. Деталь орнамента серебряной оправы


Знаменитый Збручский идол, найденный более ста лет тому назад в реке Збруч, близ Гусятина, на земле древних волынян, ныне хранится в Краковском музее. Это — четырехгранный высокий каменный столб, увенчанный четырехликой головой какого-то бога в шапке, очень похожей на головной убор русских князей, известный нам по позднейшим иконам и миниатюрам. Столб покрыт изображениями, причем композиция разделяется на три яруса, по космогонии славян соответствующих делению вселенной на небо — мир богов, на землю, населенную людьми, и на подземный мир, обитатели которого держат на себе тяжесть земной толщи. Несмотря на некоторую топорность работы, изображения на столбе не лишены выразительности.

Збручский идол. Вид четырех сторон. IX в. 
Прикрепления: 9694988.jpg(46.8 Kb) · 4431734.jpg(46.5 Kb) · 7347467.jpg(58.5 Kb) · 6532790.jpg(58.2 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 18.02.2018, 21:58 | Сообщение # 75
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Конечно, по своему художественному уровню древнеславянские памятники не выдерживают сравнения с созданными позднее шедеврами русского искусства. Но они ценны нам как свидетельство врожденного эстетического чувства наших далеких предков, согретого жизнелюбием, их творческих устремлений, легших затем в основу русского искусства, всего того нового и неповторимого, что оно дало миру.

Дальше нас ждёт Киевская держава.
 
НессиДата: Воскресенье, 04.03.2018, 15:57 | Сообщение # 76
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Объединение восточных славян привело к образованию мощного государства — Киевской Руси, по размерам своим и значению занявшего одно из первых мест в тогдашней Европе. Принятие христианства призвано было укрепить княжескую власть, дав ей божественную санкцию.

С культурой Византии наши предки познакомились задолго до крещения во время набегов и в процессе торговых отношений.

Наши предки не знали развитого рабовладельческого строя, минуя который они пришли к феодализму после распада общинно-родовых отношений. Не знали они и вылившейся в законченные формы языческой религии. Их мифология была менее разработана, менее конкретна, чем в античном мире. Та «религия природы», которая выражала их мироощущение, не осложнялась рассудочностью и не подкреплялась философским мышлением. Они были юны духом, по-юному восприимчивы и простодушны.

Византийская традиция была великой и древней, быть может, даже... уже слишком древней. И древность этой традиции все более оборачивалась дряхлостью, выявлявшей ее внутреннюю порчу, разложение, ибо живительный родник народного творчества иссякал на иссушенной почве.
Русское народное начало внесло в древнюю традицию добрые, жизнелюбивые устремления. Это относится как к традиции религиозной, так и к традиции художественной.
 
НессиДата: Воскресенье, 04.03.2018, 16:04 | Сообщение # 77
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
«Едва ли в какой-либо другой стране средневекового мира можно встретить так много перекрестных культурных влияний, как на Руси. Византия, народы Востока и Кавказа, Западная Европа и Скандинавия кольцом окружали Русь. Персидские ткани, арабское серебро, китайские материи, сирийские изделия, египетская посуда, византийская парча, франкские мечи шли на Русь и, конечно, служили не только предметом потребления богатых классов русского общества, но и образцами для художественного творчества русских мастеров» (Б. Д. Греков).

У Киевской державы культурные связи с Византией были самыми близкими и действенными. Византийская художественная система, вызывавшая завистливое восхищение тогдашней феодальной Европы, лучше всякой другой прославляла и утверждала незыблемость светской и церковной иерархии, на которой зиждилась Киевская держава.

Величественные храмы рождали в душе простого смертного благоговение и покорность. Что и было нужно правителям империи Рюриковичей. Размах монументального строительства в Киевской Руси — явление логичное, закономерное. Но примечательно, что в этом строительстве Киевская Русь как-то сразу заняла едва ли не первое место в тогдашней Европе. В самом деле: вторым Царьградом называли Киев иностранные путешественники. Красотой Киева был поражен внук самого Батыя, когда тот со своими полчищами подошел к стенам города, чтобы разграбить его сокровища.

А о киевском Софийском соборе, воздвигнутом при князе Ярославе (XI в.), митрополит говорил, что эта церковь «дивна всем окружным им странам, якоже ина не обрящется в всемь полунощи земнем, от встока до запада». И позднее, в XVI и XVII столетиях, даже после того как этот храм подвергся всяческим перестройкам, он приводил не только русских, но и иностранцев в восхищение.

Слава Киева как одного из самых больших и богатых городов в Европе XI—XII вв. (в котором, по дошедшим свидетельствам, имелось до четырехсот церквей и восемь рынков) отвечала значению этого города как столицы огромной и могучей державы, с княжеской династией которой сочли выгодным породниться государи Византии, Англии, Франции, Германии, Венгрии, Польши и Скандинавии.

Во всех отношениях то был город исключительно развитой по тому времени умственной и художественной культуры. При Софийском соборе была основана библиотека, где хранились и переписывались рукописи. В Киеве зародилось летописное дело, которому на Руси было суждено такое блестящее будущее.
 
НессиДата: Воскресенье, 04.03.2018, 16:06 | Сообщение # 78
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Князь Владимир Святославович, причисленный к лику святых за обращение Руси в христианство, Владимир Красное Солнышко наших былин — князь стольнокиевский, водивший на подвиги отважных русских богатырей, был личностью весьма примечательной и, очевидно, незаурядным правителем; в плане религиозном он проделал довольно сложную эволюцию при всегдашнем и весьма последовательном стремлении к упрочению основ своего государства. Орудием его политики, завершившей объединение восточнославянских племен, явилась религиозная догма, причем утверждение религии он тесно связывал с прославляющим ее искусством.

Начав с язычества, этот будущий христианский угодник сперва широко воспользовался обычаем многоженства и проявил себя ревностным идолопоклонником, совершающим даже человеческие жертвоприношения. Но нам важно другое: он по всей стране воздвигал идолов. В самом Киеве, на холме, «вне двора теремного», он поставил для всенародного поклонения деревянную статую главного княжеского и дружинного бога Перуна с серебряной головой и золотыми усами, что уже свидетельствует об известной изощренности древнеславянской скульптуры. А затем, приняв христианство, беспощадно сокрушал этих же идолов и вместо языческих капищ приступил к строительству христианских церквей. Из Херсонеса (Корсуня), взятого им с боя, он вывез образцы византийского искусства — иконы, кресты и церковную утварь — и, что еще примечательнее, как бы желая познакомить отечественных мастеров с благодатными истоками византийской художественной традиции, две бронзовые античные статуи и квадригу; Владимир поставил их в Киеве на самом видном месте, где они и украшали столицу до разорения ее татарами.

Для своего храмового строительства Владимир выписывает греческих зодчих как наиболее искусных и прославленных во всем христианском мире.

Эти зодчие приносят на Русь вполне сложившуюся систему крестово-купольного храма. Его основа — квадрат, расчлененный четырьмя столбами, причем примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. (Такой храм мог быть удлинен с увеличением числа столбов, мог быть и расширен дополнением боковых нефов.) Это капитальное новшество, которым мы обязаны Византии. Так строится при Владимире древнейший каменный храм на Руси — Десятинная церковь в Киеве (превращенная в развалины во время нашествия татар), так строится при Ярославе и София киевская.

И все же тринадцать глав Софии киевской, прекраснейшего и наиболее величественного архитектурного памятника Киевской Руси, не находят себе прообраза в Византии, как, впрочем, и ни в какой другой христианской стране, кроме нашей! Незадолго до того выстроенная дубовая София новгородская, вполне самобытное создание русских плотников (сгоревшая, как и многие десятки тысяч деревянных зданий, воздвигнутых на Руси в те времена), была тоже «о тринадцати верхах». Такое могучее многоглавие — это явление чисто русское, преобразившее облик крестово-купольного храма.

Софийский собор в Киеве. XI в. (реконструкция)
Прикрепления: 0165721.jpg(60.3 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 04.03.2018, 16:14 | Сообщение # 79
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Ступенчатая пирамидальность каменной Софии киевской своими корнями уходит в глубь веков древнеславянскую традицию. Что и не удивительно первые христианские храмы в Киеве и Новгороде строились старыми "древоделями", которые раньше сооружали языческие капища.

Греческие зодчие и мозаичисты принесли на Русь замечательное и давно уже отстоявшееся искусство. Но под влиянием местных традиций, отвечая вкусам заказчиков и находясь в постоянном общении с русскими древоделями и другими русскими мастерами, им помогавшими, они, несомненно, пошли навстречу художественным устремлениям русского народа.

«История Киевского государства, — как справедливо пишет Б. Д. Греков, — это не история Украины, не история Белоруссии, не история Великороссии. Это история государства, которое дало возможность созреть и вырасти и Украине, и Белоруссии, и Великороссии. В этом положении весь огромный смысл данного периода в жизни нашей страны».

Это государство, от которого начинается история нашей страны, с его размахом, высокой культурой и мировым политическим значением, должно было постоянно обороняться от набегов степных кочевников, утверждаться в политической и церковной независимости перед лицом настороженной и все еще могущественной Византии, укрепляться не только вовне, но и изнутри вследствие непрекращающихся междоусобиц и растущей угрозы феодального дробления.

Софийский собор в Киеве
Прикрепления: 5033969.jpg(95.3 Kb)


Сообщение отредактировал Несси - Воскресенье, 04.03.2018, 16:15
 
НессиДата: Воскресенье, 04.03.2018, 16:27 | Сообщение # 80
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
В XVII и XVIII вв. Софийский собор в Киеве был настолько видоизменен всевозможными переделками и пристройками (в стиле барокко), что сейчас трудно точно представить себе его первоначальный облик. И все же ясно, что своим многоглавием, открытыми галереями, постепенным ступенчатым нарастанием, всем своим плавным и в то же время трепетным ритмом киевский храм вносил коррективы в строгую монолитность, категоричность византийского зодчества. Киевская София не возносилась победно над землей, а можно сказать, непринужденно выстраивалась по земле: она была не только величественной, но и живописной, гармонично разросшейся и вширь, и в длину, и ввысь. Могучая динамичность сочеталась в ней с декоративностью. Храм не был побелен, как ныне, а кирпич, из которого он был весь выложен, чередовался с розовой цемянкой, что придавало его стенам радующую глаз нарядность. Вследствие всего этого он общим обликом, внушительным и торжественным, но не замкнутым в своей массе, меньше походил на твердыню, чем константинопольская София, и не производил впечатления неразрывного целого. Тут имело влияние и зодчество кавказских и балканских стран. И, конечно, традиции древнерусского деревянного зодчества.

Храм поражал своей красотой. Особенно на контрасте с окрестными полуземлянками.

Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяют огромное внутреннее пространство Софии киевской. Как и снаружи, динамичность чередования все новых живописных перспектив определила замысел ее интерьера.
Под главным куполом, в залитом светом пространстве, произносились проповеди и совершались торжественные государственные церемонии, а в самом алтаре собиралось высшее духовенство. Наверху, на хорах, появлялись земные владыки: князь и его приближенные. Внизу же, там, где свет переходил в полумрак, толпился народ.
Этот народ видел те же, что и мы сейчас, но в полном блеске, без каких-либо разрушений сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелеными и пурпурными переливами, мозаики, как бы расплывающиеся по стенам, словно маревом все обволакивая кругом своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.
Шедевр «мерцающей живописи»!
Над головою молящихся в главном куполе — Христос Вседержитель — Пантократор, в простенках — вереницы святых, словно парящих в воздухе, а в центральной абсиде — богоматерь с воздетыми к небу руками — Оранта.
Народу, стоящему в благоговении или коленопреклоненному на мозаичном полу, преподносился спектакль, вероятно, не менее великолепный, чем в константинопольской Софии. Спектакль, в котором раздавались торжественные возгласы священнослужителей, слышалось возвышенное церковное пение, сверкали золотом и драгоценными каменьями храмовая утварь и роскошные облачения клира, дымились благовониями паникадила, как пожар, горели несчетные свечи, озаряя иконописные лики подвижников новой веры и жаром своим воспламеняя искрящуюся отовсюду мозаику.

Софийский собор в Киеве. XI в. Внутренний вид
Прикрепления: 5383371.jpg(40.7 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 04.03.2018, 16:32 | Сообщение # 81
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
В истории византийского искусства знаменитые мозаики киевской Софии фигурируют как уникальный по своему значению памятник эпохи Македонской династии, памятник, в значительной части созданный константинопольскими мастерами: им мы обязаны такими шедеврами, как островыразительные образы «Святительского чина» в абсиде, в которых живы традиции эллинистической портретной живописи.

В истории древнерусского искусства эти мозаики важны нам как свидетельство мощи и роскоши Киевской державы, ее стремления ни в чем не уступать Царьграду.

Огромная Оранта несколько тяжеловесна. Но, когда под лучами света, падающими на ее золотой фон, сверкает и пламенеет каждый кубик смальты, она производит подлинно неизгладимое впечатление, торжественно выступая над нами со своими широко раскрытыми глазами, вся обрамленная жарким сиянием.
Опускаясь перед ней на колени, русский человек узнавал в ее образе родную ему великую языческую Берегиню с руками, поднятыми к солнцу. Но, преображенная новым дивным искусством, она уже представлялась ему не только «матерью всего сущего», но и заступницей, всей своей мощью ограждающей его страну от бесчисленных врагов, и потому в годы испытаний он прозвал ее «нерушимой стеной».

Архитектура храма, все его живописное убранство внушало молящимся, что государство должно покоиться на авторитете верховной власти, столь же незыблемой, как власть самого Вседержителя, царящего высоко в куполе, в окружении архангелов (роскошно облаченных, наподобие телохранителей византийского императора), которых греческий богослов назвал «небесными чиновниками, блюдущими страны, земли и языки».

Григорий Нисский из «Святительского чина». Мозаика нижней части абсиды Софийского собора в Киеве. XI в.


Богоматель Оранта. Мозаика абсиды Софийского собора в Киеве. XI в.
Прикрепления: 7422975.jpg(53.1 Kb) · 0613012.jpg(76.2 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 04.03.2018, 16:35 | Сообщение # 82
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Так небесное и земное крепко переплетались в высшей славе и навеки утвержденном владычестве... Ибо, кроме «мерцающей живописи», храм был украшен живописью обычной — фресками, прославляющими самодержавную царскую власть.

Фрески эти были в XIX в. варварски записаны масляными красками, причем произведенная «реставрация», видимо, исказила ряд образов. Систематическая расчистка фресок началась только в наше время (в 30-х годах); многое оказалось безвозвратно утраченным.

В тематику фресок входят и евангельские сцены, и... игры на константинопольском гипподроме. Последние, правда, изображены на лестничных башнях, ведущих на хоры.

Поединок ряженых. Фреска северной башни Софийского собора в Киеве. XI в.


Охота на медведя. Фреска северной башни Софийского собора в Киеве. XI в.
Прикрепления: 6185278.jpg(59.6 Kb) · 9024394.jpg(79.3 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 04.03.2018, 16:39 | Сообщение # 83
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве были созданы позднее софийских, уже при Святополке, когда Киевская держава переживала тревожные времена из-за необратимости феодального дробления, бесконечных княжеских усобиц, эксплуатации народа и постоянной борьбы со степью.

Подобно софийским, Михайловские мозаики принадлежат одновременно византийскому искусству и древнерусскому. Авторитетнейшие представители искусствоведческой науки склонны признать в них еще большее участие русских художников. В фигурах и взорах Михайловских апостолов все чаще исчезает византийская суровость, линии стали более округлыми и черты лица приобрели не свойственную византийским образцам мягкость.

Михайловский храм был разобран в 1934—1935 гг. в связи с реконструкцией города.

Апостолы из Евхаристии. Мозаика Михайловского монастыря в Киеве. Нач. XII в.


Дмитрий Солунский. Мозаика Михайловского монастыря в Киеве. Начало XII в.

Прикрепления: 6094237.jpg(97.4 Kb) · 3939349.jpg(78.6 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 04.03.2018, 16:40 | Сообщение # 84
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
С закатом Киевской державы навсегда померкло в Древней Руси и искусство «мерцающей живописи». Слишком дорогостоящей роскошью оказалась мозаика для удельных князей.
Но дело не только в этом.

Как указывает В. Н. Лазарев, существовала еще одна более глубокая причина вытеснения мозаики фреской. Коренилась она в новых эстетических установках русских художников. «Фреска подкупала их не только своей более гибкой техникой, но и более плотной и определенной палитрой, никак не связанной имеющимся под рукой набором мозаических кубиков. Тем самым фреска допускала более реалистические решения. Именно ей на Руси принадлежало будущее». Оно не заставило себя ждать. В фресках Кирилловского монастыря в Киеве (последняя треть XII в.) «в лицах святых, с большими глазами, окладистыми бородами и выражением внутренней силы, есть уже неповторимо русский отпечаток».
 
НессиДата: Воскресенье, 04.03.2018, 16:49 | Сообщение # 85
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
И пара слов о прикладном искусстве. Художественное ремесло в Киеве было очень развито.

Ювелирное дело достигло исключительного расцвета в Киевской Руси.

Звездчатые серебряные колты из Тверского клада. XI—XII вв.


Золотой колт. XII в. Из Десятинной церкви в Киеве.


Браслет XII—XIII вв. из клада в Твери
Прикрепления: 8627100.jpg(65.0 Kb) · 2384885.jpg(13.0 Kb) · 1110790.jpg(54.9 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 04.03.2018, 16:53 | Сообщение # 86
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Процветало книжное дело. Книгами гордились в Киевской Руси, причем цена некоторых из них была столь высокой, что, как говорили тогда, ее «один бог знает»: недаром при пожаре книги спасали в первую очередь. Как и в Византии, книга почиталась кладезем «божественного откровения» и мудрости. Украшали книгу, ничего не жалея, так, чтобы сама по себе она являлась драгоценностью. Вся орнаментика книги выполнялась художником-златописцем, а изготовление переплетов-окладов, окованных серебром и кружевной филигранью, сверкающих драгоценными камнями и золотыми пластинами с изображениями из финифти (так называлась эмаль), поручалось златокузнецу и эмальеру.

Евангелист Лука. Миниатюра из «Остромирова евангелия». 1056—1057 гг.


Заставка из Юрьевского евангелия.
Прикрепления: 2924817.jpg(88.5 Kb) · 5745389.jpg(81.2 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 04.03.2018, 16:57 | Сообщение # 87
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Искусство Киевской державы — это не только искусство Киева.

Прекрасен воздвигнутый по повелению сына Ярослава — князя Владимира, пожелавшего повторить у себя в Новгороде блеск и величие отцовского строительства, новгородский Софийский собор, увенчанный пятью шлемовидными главами.

И в Полоцке, и в Смоленске, и в других городах Киевской Руси возникали свои архитектурные и живописные школы, оказывавшие влияние и на искусство самого Киева, который терял свое руководящее значение. Киевское государство, одно из самых могущественных и самых блестящих по своей культуре во всей средневековой Европе, погибло из-за внутренних феодальных усобиц, ослабленное постоянной борьбой со степью.

Пошатнулось и международное положение Киева, ибо уже в конце XI в. великий водный путь «из варяг в греки» утратил былое значение.

Торговые пути в Западную Европу из Византии и Малой Азии значительно укоротились и пошли мимо Днепра — то было следствие крестовых походов и превращения Венеции в мировую торговую державу.

Как пишет Б. Д. Греков, «киевская торговля, транзитная по преимуществу, стала отодвигаться на второй план».

Софийский собор в Новгороде. 1045—1050 гг.


Храм Пятницы на Торгу в Чернигове. Конец XII — начало XIII в.
Прикрепления: 3954189.jpg(90.8 Kb) · 5538553.jpg(71.6 Kb)
 
НессиДата: Воскресенье, 04.03.2018, 16:58 | Сообщение # 88
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Конечно, киевское искусство было еще всего лишь византийско-русским. Но оно в свою очередь послужило фундаментом для великого древнерусского, уже истинно национального искусства, неповторимого, абсолютно нового в своей сущности, явилось его, так сказать, прологом.
 
НессиДата: Суббота, 10.03.2018, 20:47 | Сообщение # 89
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Русь постигли междоусобные распри. Однако, когда папская курия, решив, что разобщенный народ можно подчинить ее влиянию, обратилась с этой целью (как к ближнему соседу Руси) к краковскому епископу Матвею, тот опроверг такие надежды:
«Русский народ своей многочисленностью, подобной звездам, не желает сообразоваться ни с латинской, ни с греческой церковью».
То было благодатное наследие киевского величия. Значит, несмотря на беду, этот народ сохранял единую волю, верил в свои силы. Вот эту веру и воспевает автор «Слова о полку Игореве».

Во всех княжествах, во всех городах работают русские художники. Их творчество уже далеко не всегда анонимно. До нас дошли имена древних зодчих. Литейщик Авраамий даже запечатлел свой автопортрет (первый в истории русского искусства) на вратах новгородского собора.

Автопортрет мастера Авраамия. Деталь «Корсунских врат». София Новгородская. XIII в.
Прикрепления: 0908227.jpg(60.7 Kb)
 
НессиДата: Суббота, 10.03.2018, 20:49 | Сообщение # 90
Звезда клуба
Группа: Модераторы
Сообщений: 8176
Награды: 119
Статус: Offline
Как же определить общие черты русского искусства первой половины XII в., общий его стиль?
Этот стиль сказывается прежде всего в зодчестве.

Вспомним киевскую Софию, всей своей ликующей красотой величаво раскинувшуюся и в длину и в ширь в живописном нарастании объемов. Как и в самой Киевской державе, которой она служила роскошнейшим украшением, в ней не было ничего замкнутого, обособленного.

Настали другие времена.
Одноглавые, четырехстолпные или шестистолпные храмы, кубом вросшие в землю, возникают один за другим в стольных княжеских городах. Их объемы не столь велики, как в предыдущем веке, причем каждый храм образует плотный массив без лестничной башни, без галерей. Исчезла декоративная «полосатая» кладка. Внушительны, непроницаемы гладь и толщина стен. Шлемообразный купол виден издали. Храм — как вобравшая в себя все свои силы твердыня, как богатырь, что ни на шаг не отступит на тяжелом своем коне.

Гордится каждое княжество своим собором, как кичится оно своей мощью перед соседом, чтобы тот не посягнул на его добро.

Раздробленная Русь!.. Богатырь идет на богатыря. Но та неподвижная сила, что дышит в храмовой твердыне, превозмогает раздоры князей и бояр.

От храма к храму, от крепости к крепости — таков всюду путь через леса и просторы Русской земли. И каждая храмовая твердыня, перекликаясь с соседней, пусть подчас и далекой, вещает, вопреки крови, пролитой в братоубийственных войнах, о единстве этой земли.

Тенденция к массивности, замкнутости церковного здания проявилась вне Киева уже в XI в. В XII в. она ясно обозначилась в самом Киеве, в соборе Печерского монастыря, и затем утвердилась еще полнее в строго величавом соборе Елецкого монастыря в Чернигове.
 
Вирткружки, секции, клубы - Форум » Фойе » Выставочный Зал » Чудеса зодчества
  • Страница 3 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 8
  • 9
  • »
Поиск: