Диалектика и законы диалектики. Что такое диалектика? Принципы и законы диалектики

И изучения, а также большое количество теорий. Одной из самых распространенных является теория диалектики, или, согласно научному определению, теория о развитии всего сущего в мире и философский метод, основанный на ней. При помощи диалектики ученые могут теоретически изучать разные аспекты реальной действительности (материю, дух, сознание и познание), а также их развитие. Диалектика в философии показывает отражение этого процесса через собственные (диалектические) законы, категории и принципы - в отличие от метафизики, которая изучает конкретный предмет в конкретный момент времени и в конкретном состоянии.

Специалисты отмечают, что основную проблему данной теории можно сформулировать так: «Что такое развитие?». Диалектика отвечает - развитием называется один из важнейших признаков материи и общее ее свойство. Причем, и это очень важно, имеется в виду развитие не только механическое (увеличение в размерах), но и интеллектуальное, подразумевающее переход материи на очередную ступень организации. Диалектика в философии также обозначает развитие как своеобразное движение, но при этом уточняет - без этого движения развитие не возможно. Диалектика действует в соответствии с несколькими законами, то есть определенными объективными, от человека и его воли не зависящими, повторяющимися связями между всеми сущностями действительности и внутри этих сущностей. Эти законы общие, необходимые и стабильные, охватывающие все сферы действительности и раскрывающие основы взаимосвязей движения и развития в самой их глубинной сфере. Что касается метафизики, то развитие (как и его законы) она ни в коей мере не затрагивает.

Диалектика в философии руководствуется в первую очередь смысл которого заключается в том, что в реальной действительности все сущее представляет собой единство противоположных начал, находящихся при этом в постоянной борьбе. Самым ярким примером действия диалектического закона является день и ночь, молодость и старость, зима и лето, и означает это не только единство и борьбу данных начал, но и их постоянное внутреннее движение и развитие. Второй закон диалектики - переход в качественные изменения изменений количественных. Прежде всего, необходимо отметить, что понятие качества означает наличие стабильной системы определенных связей и характеристик предмета, в то время как количество - это определенные параметры предмета, например, его величина и вес, размер и объем. В отличие от метафизики, диалектика в философии утверждает, что в реальной действительности существует возможность изменения качества при количественных изменениях. Примером действия этого закона служит нагревание воды, когда увеличение количественных параметров (температуры) постепенно приводят к изменению качественного параметра воды (она станет горячей). Что касается то его суть заключается в простом определении: все новое, приходящее на место старого, это старое отрицает, но постепенно само становится предметом отрицания еще более нового. Примеры действия этого закона - смена поколений, ежедневный процесс отмирание клеток организма и образование новых.

Некоторые ученые считают, что диалектика является важной частью, на которой базируются структура и Ее основные принципы - принципы всеобщей связи, системности и причинности, а также принцип историзма. С точки зрения как диалектики, так и философии всеобщая связь - это целостность окружающего мира, внутреннее его единство и взаимосвязанность. Кроме того, это обязательно взаимозависимость всех компонентов окружающего мира и реальной действительности, то есть всех предметов, явлений и процессов. Если говорить о причинности, то данный пункт и для всей философии, и исключительно для диалектики означает наличие связей, единых, переходящих одна в другую, таких, где одна порождает другую и дополняет ее. Можно отметить, что диалектика и являются двумя половинами одного большого процесса исследования.

В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как:

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Что такое диалектика?

    ✪ Диалектика на простых примерах

    ✪ Диалектика Гегеля и марксизм (Полная версия)

    ✪ (ÜberMarginal) Диалектика для самых маленьких

    ✪ Разведопрос: Михаил Васильевич Попов - введение в науку логики

    Субтитры

История развития понятия

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции. Ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика. В восточной мудрости теоретическое мышление прошло тот же путь: опора на парность категорий мышления, поиск единого основания у различных, до прямой противоположности дозревших понятий и идей, образов и символов как в эзотерических, так и в известных всем философских направлениях и школах. Хотя для европейца их экзотическая форма не совсем привычна, но она - форма единства и борьбы противоположностей в содержании мыслимого. Она настраивала теоретическое мышление египтян, арабов, персов, индийцев, китайцев и других восточных мыслителей на осознание всеобщих его форм, на их содержательную классификацию, на поиск разумного основания их взаимоопределяемости. И в центре большинства из них - противоположность мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному действию в мире преходящего. Путь достижения такой способности в смыслочувственно-телесном достижении гармонии с собой и миром преодолением противоположных моментов переживания и действия.

Диалектика в античности

Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Гераклит и другие греческие философы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского , который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов , которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма , не исключая и морали .

Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики » как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Аристотель в учении о четырёх причинах - материальной, формальной, движущей и целевой - утверждал, что все эти четыре причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью.

В диалоге «Софист» Платон излагает учение о родах сущего. Анализируя соотношение понятий бытия , движения и покоя , Платон говорит о несовместимости покоя с движением; поскольку же и движение, и покой существуют, то, значит, бытие совместимо и с тем, и с другим. Таким образом, имеется три рода: бытие, покой, движение.

Каждый из этих трёх родов есть иное по отношению к остальным двум родам и тождественное по отношению к самому себе. В связи с этим возникает вопрос о соотношении родов тождественного и иного с родами покоя и движения: совпадают ли они между собой или различаются?

Поскольку и покой, и движение как тождественные каждый себе причастны тождественному , и при этом они различаются между собой, то ни покой, ни движение не совпадают с тождественным . Поскольку и покой, и движение как иные по отношению к другим родам причастны иному и при этом различаются между собой, то ни покой, ни движение не совпадают с иным . Таким образом, покой и движение отличны от тождественного и иного.

Поскольку из существующего одно существует само по себе, а другое лишь по отношению к чему-то, и при этом иное существует лишь по отношению к чему-то, то иное не совпадает с бытием , которое охватывает как безусловное (то, что существует само по себе), так и относительное (то, что существует по отношению к чему-то).

Платон делает вывод о пяти несводимых друг к другу родах сущего - бытии, покое, движении, тождественном и ином.

Диалектика в традиционной китайской философии

В китайской философии диалектика традиционно связывается с категориями инь и ян , восходящими к древним представлениям о взаимодействии пассивной женской силы - инь и активной мужской - ян . С точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга. К примеру, «Ян» - светлое, «Инь» - темное; «Ян» переходит в «Инь» - жесткое размягчается [ ] ; «Инь» переходит в «Ян» - темное светлеет и т. д.

Наполняющие Вселенную и порождающие и сохраняющие жизнь первичные субстанции, или силы Ян и Инь, о которых говорится в книге «Ицзин», обусловливают сущность 5 элементов природы: металла, дерева, воды, огня, земли; 5 естественных состояний: влаги, ветра, тепла, сухости, холода; 5 осн. человеческих функций: мимики, речи, зрения, слуха, мышления, и 5 осн. аффектов: заботы, страха, гнева, радости, созерцательности.

Диалектика в Средние века

Господство монотеистических религий в средние века перенесло диалектику в область теологии; Аристотель и неоплатонизм использовались при этом для создания схоластически разработанных учений о личном абсолюте. У неоплатоников (Плотин , Прокл) словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться. У Николая Кузанского идеи диалектики развиваются в учении о тождестве знания и незнания, о совпадении максимума и минимума, о вечном движении, о совпадении противоположностей, о любом в любом и так далее .

В немецкой классической философии

Диалектика в марксизме

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс , которые перевели её в материалистическую плоскость. Маркс материалистически понимает диалектическое развития истории, как оно описано у Гегеля. С его точки зрения все это - наука история, которую он пытается построить по научному методу.

Сознание понимается Марксом как свойство материи отражать саму себя, а не как отдельная, самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается самостоятельно. Диалектика же выступает в качестве отражения законов развития этой материи. Поэтому отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову, Следует отличать диалектику Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма. Маркс следующим образом описывает разницу между его диалектикой и диалектикой Гегеля:

Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Последователями Маркса, главным образом, советскими , была создана особая философская школа - диалектический материализм . Существо этого философского подхода заключалось в том, что философия в старом смысле упразднялась, уступая место научному методу. Таким образом, задача марксиста-философа заключалась в материалистической систематизации гегелевской диалектики .

Из всей прежней философии само­стоятельное значение сохраняет… учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории.

Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 25.

В диалектическом материализме в 1960-1980-е гг. некоторые из ведущих идей Гегеля именовались «принципами», другие - «законами». Эта систематизация включала следующие положения:

В советское время единственной допустимой формой диалектики считалась материалистическая диалектика , и к попыткам неортодоксального её развития относились с подозрением [ ] . После распада СССР материалистическая диалектика в значительной степени потеряла своё распространение, хотя ряд авторов продолжает оценивать её позитивно. Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции, были Г. С. Батищев , А. Ф. Лосев , З. М. Оруджев , Э. В. Ильенков , В. А. Вазюлин и другие.

Диалектика сегодня

В XX веке исследованием диалектики как в историческом плане (диалектика в античности и в немецкой классической философии), так и в теоретическом занимался Николай Гартман .

Некоторые современные философы, такие как Люсьен Сев и Жан-Мари Бром вновь обращаются к диалектике, рассматривая исключительно по отношению к человеческому действию, деятельности. Они отрицают диалектику природы и существование научных законов, существующих вне человеческого действия. Однако, после Второй мировой войны, ряд философов (Ричард Левонтин , Стивен Гулд , Александр Зиновьев , Патрик Торт) широко используют диалектику в своих работах, рассматривая её и как предмет изучения. В XXI веке имеются работы Бертелла Олмана, Паскаля Шарбонна и Эвариста Санчес-Паленсиа, в которых диалектика вводится в науку, наряду с диалектическим материализмом Маркса и Энгельса.

Таким образом, диалектика позволяет делать внятными и доступными противоречия в науке (антагонистические тенденции), так сказать, необычные и парадоксальные ситуации, которые встречаются в наблюдениях и научных экспериментах.

Строго говоря, содержание диалектики меняется с прогрессом науки, ибо, в некотором смысле, это содержание есть сама наука, основанная на принципах абстракций. Вот изложение диалектических принципов, первоначально сформулированных Энгельсом (1878), в интерпретации Ж. М. Брома: (Принципы диалектики, 2003): 1. Движение и изменение. 2. Взаимодействие (или взаимозависимость) 3. Противоречие как сила созидания 4. Переход от количества к качеству (цепи и разрывы). 5. Отрицание отрицания: тезис, антитезис и синтез (принцип развития по спирали). Заметим, что Жорж Политцер (1936) совмещает принципы 3 и 5. Это не вызывает неудобства, так как содержание принципов ещё не было определено… Изменение наших научных знаний ведет к постоянному пересмотру содержания этих принципов.

Материалистическая диалектика нашла ряд подтверждений в биологии (Ричард Левонтин, Стивен Гулд). Живые организмы своим физико-химически детерминированным развитием (см. Пригожин) и определенным содержанием информации, подчинены бесконечным изменениям в своем метаболизме и эволюции. В этом смысле, концепция диалектики природы, предложенная Энгельсом, может быть использована.

Согласно Эваристу Санчес-Паленсиа, диалектика позволяет разрешать противоречия в науке, необычные и парадоксальные, во всех видах знаний, включая прикладную математику, однако в первую очередь социологию и психологию. Фактически, по его мнению, диалектика не является логикой со своими точными законами, а более общим каркасом, в который вписываются эволюционные явления.

Критика и оценки диалектики

Николай Гартман

…в диалектике есть что-то тёмное, непрояснённое, загадочное. Тех, кто были в ней сильны, во все времена было совсем немного, это были единицы. В древности - три или четыре головы, способных к умозрению. В Новое время во всяком случае не больше - по крайней мере таких, которые создали что-нибудь заметное… Определённо существует нечто вроде диалектического дара, который можно развить, но которому нельзя научиться. Примечательно, что и сами диалектически одарённые головы не раскрывают тайну диалектики. Они владеют и пользуются методом, но передать то, как они это делают, они не могут. Наверняка они сами этого не знают. Это - как творчество художника. Сам творящий не ведает закона, по которому творит; но он творит по нему… Гениальные и конгениальные следуют этому закону слепо и безошибочно, как лунатики. :652

В области философских систем Гегель явил нам поучительный феномен высокого штиля. Многократно оспоренная диалектика - внутренняя форма его мышления - выходит к нам из его творений и захватывает пронизывающей предмет силой. При этом знание о её сущности всегда было и осталось ограниченным. Он воспринимал её как высший модус «опыта», но эти скупые указания не открывают нам тайны этого опыта. Мы должны искать её в его предметных исследованиях, то есть в целостности его жизненной работы. :636-637

Гартман считает, что исследование какого-либо метода в принципе вторично по отношению к применению этого метода. Сначала кто-то прокладывает путь познания, «отдаваясь» предмету и совсем необязательно зная, как он это делает, а потом на проложенном участке пути кто-то другой «наводит порядок». :636-637

Карл Поппер

См. также

Примечания

  1. Диалектика / Михайлов, Ф. Т. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мысль , 2010. - 2816 с.
  2. Диалектика - БСЭ - Яндекс.Словари (неопр.) . Проверено 28 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  3. Диалектика // Современная энциклопедия. 2000. (неопр.) . Проверено 19 декабря 2014.
  4. Сократ // : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров
  5. Джохадзе Д. В.  Античный диалог и диалектика // Философия и общество. 2012. № 2. С. 23-45.
  6. Философия // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  7. Энциклопедия (неопр.) . Проверено 30 апреля 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  8. Платон . Софист
  9. Диалектика Платона // Асмус В. Ф. Античная философия
  10. Китай - БСЭ - Яндекс.Словари (неопр.) . Проверено 30 апреля 2013.

ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.

2. ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

3. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ.

ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

В истории философии традиционно развивалась такая область фи­лософствования, как диалектика. В ней проблема бытия осмысливает­ся под своеобразным углом зрения - с точки зрения единства и движе­ния, изменчивости всего сущего. Диалектика - это философское уче­ние о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии всего сущего. Наряду с этим она является также и способом философс­кого мышления, с помощью которого окружающий человека матери­альный мир воспринимается как единое, противоречивое и динамич­ное целое. Своими средствами диалектика раскрывает картину мира как Универсума, в котором происходят неумолимые процессы смены форм, состояний и эпох. Основная проблема для нее - движение развитие как фундаментальные характеристики мироздания.

В философии употребляется понятие объективной диалектики, под которой понимаются процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем, материальном мире. Напротив, субъективная диалектик; является всего лишь отражением этих процессов в головах людей и представляет собой движение человеческих мыслей и представлений.

В античной философии существовала стихийная диалектика, ко­торая была результатом простого созерцания окружающего мира фи­лософами того времени. Осмысление природы движения имело место в школе элеатов (Парменид, Зенон). Платон и Аристотель стремились найти источники развития мира, а Сократ пытался исследовать дви­жение человеческого познания. Основателем же диалектической тра­диции принято считать Гераклита, который сформулировал важней­шие идеи диалектики. Философ считал, что природа представляет со­бой единое и неделимое целое ("огонь", "мировой пожар"). В данном случае образ огня использовался Гераклитом как символ вечной ди­намики, ведь огонь никогда не бывает в застывшем, успокоившемся состоянии. Все сущее в этом мироздании изменчиво, все течет, и нет ничего застывшего. Мир состоит из противоположных начал, и все они взаимодействуют друг с другом. Гераклит выделял такие пары противоположностей, как вечное и преходящее. Бог и человек, жизнь и смерть, солома и золото и т.д. Борьба противоположностей являет­ся источником изменения и развития всего сущего, главным законом бытия. Мир, с точки зрения диалектической философии, - это сплош­ной поток возникновения и уничтожения, объединения и распада.

Диалектическая мысль существовала и в философии средних веков, что проявилось в творчестве ряда мыслителей той эпохи. Так, П.Абеляр применял диалектику в качестве способа достижения истины путем об­суждения различных суждений. А.Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив ней периоды детства, юности, зрелости, ста­рости и смерти. Фома Аквинский выдвинул и обосновал идею иерархич­ности, т.е. упорядоченности мира, который якобы был сотворен Богом.

Диалектика в философии и естествознании эпохи Возрождения и Но­вого времени развивалась такими известными мыслителями, как Д.Бруно, Н.Кузанский, Р. Декарт, Б.Спиноза. С позиций диалектического мышле­ния они рассматривали развитие природы как великого целого, выделяли и анализировали в ней внутренние и внешние взаимосвязи и противоре­чия. Так, Кузанский рассматривал окружающий мир как единство конеч­ного и бесконечного, огромную космическую машину. Эта машина являет собой многое в одном, пронизанное непрерывным развитием от простого к сложному. Источником динамики мира, по убеждению мыслителя, явля­ется Бог как возможность и творящая причина всего сущего.

Однако в силу господства в науке механики и математики, в XVII - XVIII вв. все еще преобладала механистическая, упрощенная картина мира как проявление метафизического (недиалектического) мышле­ния. Большинство ученых предпочитало рассматривать вещи и про­цессы мира в их обособленности друг от друга, вне великих связей, а значит - не во взаимодействии и движении. Впрочем, в XVIII в. была выдвинута идея прогресса мировой истории (Ж.Кондорсе, Ф.Вольтер}, но в то время она еще не укоренилась в науке.

Особое место в истории философской мысли занимает идеалисти­ческая диалектика классической немецкой философии. В ее рамках И.Гердер обосновывал идею развития мировой культуры, смены ее форм и состояний. И.Кант исследовал логику движения познавательного процесса, вскрыв антиномии (противоречия) этого процесса. Ф.Шел­линг подчеркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней сложной иерархии.

Очень большой вклад в формирование диалектической философии внес Г.Гегель. Этот немецкий философ исходил из того, что источником всего сущего является абсолютная идея ("мировой разум"), которая, раз­вивая свое неисчерпаемое содержание, воплощает себя в различных фор­мах бытия (в природе, в обществе) и придает им единство. В.С.Соловьев заметил в связи с этим, что для Гегеля природа есть как бы чешуя, кото­рую сбрасывает в своем движении "змея абсолютной диалектики". Гегель особо выделял роль противоречия как внутреннего источника и Движущей силы развития, характеризуя его как "корень всякого движения" и всякой "жизненности". Саморазвитие философ представлял в виде триады "тезис-антитезис-синтез", которой он придавал универсальное (всеобщее) значение.

Основная заслуга Гегеля в истории диалектики состояла в том, что он, по словам Ф. Энгельса, впервые сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории ("европоцентризм"), ее логике и внутренних связях. Немецкий мыслитель старался подчеркнуть, что окон­чательные, завершенные результаты познания и практики человека невоз­можны. Гегель сформулировал также основные законы диалектики, кото­рые дают представление об источниках, механизмах и формах развития. Однако его философия была, по словам Энгельса, "колоссальным недо­носком", поскольку она наделяла способностью к развитию лишь абсо­лютную идею. Тем самым природа лишалась внутренних источников раз­вития и обрекалась вечно воспроизводить одни и те же состояния, двига­ясь как бы по замкнутому кругу. Духовное начало рассматривалось Геге­лем как нечто несравненно более высокое, нежели природное начало. В этом смысле диалектика Гегеля была, по выражению К. Маркса, искажена и перевернута с ног на голову, затушевывая и даже мистифицируя подлин­ные причины развития природы и общества.

Материалистическая диалектика в классической марксистской фи­лософии в корне отличалась от идеалистической диалектики Г.Гегеля, хотя и имела тесную связь с ней. Маркс и Энгельс освободили гегелевс­кую диалектику от мистической формы и сохранили ее основное рацио­нальное зерно - идею развития, превратив ее в инструмент философско­го исследования мира. Ф.Энгельс любил подчеркивать, что природа дви­жется в вечном потоке и круговороте, являясь "пробным камнем" для диалектики и естествознания. В марксизме идея развития была всесто­ронне применена к изучению общественных явлений, прежде всего - социально-классовых отношений, истории частной собственности и го­сударства, эпох в развитии общества. Диалектика, как теория и метод, в первую очередь была подчинена целям обоснования коммунистической идеи, неизбежности становления нового общества. Марксистская диа­лектика была политизирована, излишне схематична и чрезмерно заря­жена потенциалом социальной конфликтное™ и борьбы. Основополож­ники марксизма подчеркивали, что диалектика ни перед чем не прекло­няется и по своей сути критична и революционна. Они отмечали, что для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. Везде и во всем она видит печать изменений, и ничто не сможет устоять перед диалектикой, кроме неумолимого процес­са возникновения, становления и неизбежной гибели всего сущего. По определению В.ИЛенина, диалектика -это "живая душа" марксизма.

Диалектика развивалась также в ряде зарубежных течений и школ. К их числу следует отнести, в частности, теорию эмерджентной (твор­ческой) эволюции {А. Уайтхед и др.). Франкфуртскую школу (Т.Адор-но и др.), теорию социального конфликта (Р.Дарендорф).

В русской философии диалектические идеи развивались А.И.Гер­ценом, В.И.Лениным и другими материалистами, представителями рус­ского космизма (К.Э.Циолковский. В.И.Вернадский и др.). Тема един­ства мира и его духовной эволюции представлена в творчестве В. С. Со­ловьева, Н.А.Бердяева. С.Л.Франка.

Диалектика, как теория развития и метод мышления, является значительным пластом истории философской культуры. Ее основная идея - идея развития всего сущего - явилась результатом не только созерцания мира, но и отражением в философии восходящего, т.е. про­грессивного развития человечества, науки и практики. Рассматривая мир как единое и динамичное целое, она тем самым является обобще­нием материала естественных и иных наук.

ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Диалектика изначально формировалась в форме знаний и представ­лений о взаимосвязях и процессах развития всего сущего. Она сложи­лась и существует как система теоретического знания о своем предмете.

Прежде всего, эта система включает в себя понятия (категории) диалектики. В них отражаются объективно существующие универсаль­ные взаимосвязи мира, живой и многогранный процесс его развития. История диалектической мысли накопила богатый понятийный аппа­рат для отражения различных связей мира и процессов развития в нем.

В первую очередь, диалектика оперирует понятием связи, под ко­торой понимается взаимозависимость вещей и процессов окружаю­щего мира. Связь - это такое отношение между объектами, когда изменение в одном из них влечет за собой изменение в другом объек­те. Связи бытия так же разнообразны, как и сам материальный мир. В качестве примера можно назвать пространственные и временные, ге­нетические, духовные, семейные, экономические связи. Чем в более разнообразные связи включен объект (в том числе и сам человек), тем интенсивнее и полнее он изменяется и развивается. Духовное богат­ство человека зависит, следовательно, от многогранности его отно­шений с окружающим миром, с обществом и людьми.

Весьма важным в диалектике является понятие взаимодействия, которое служит для обозначения процессов взаимного воздействия и вли­яния предметов друг на друга. Взаимодействие предполагает взаимный обмен энергией и информацией, изменение предметами своих внешних и внутренних свойств и состояний. В этом смысле развитие материаль­ного мира представляет собой сложный поток бесконечных взаимодей­ствий в рамках тех или иных форм движения материи, пересечение и Переплетение этих процессов, их проникновение друг в друга.

Понятие противоречия фиксирует отношения единства, взаимодействия и борьбы между противоположными началами (противоположно­стями) в мире и его вещах. Оно является естественным состоянием ве­щей, присущим им по природе своей. Простейшей наглядной моделью взаимодействия противоположностей может быть обыкновенный маг­нит с его двумя полюсами - северным и южным. Противоречие и есть взаимосвязь между такими противоположностями, которые противостоят друг другу и исключают друг друга. Оно означает как бы изначальную разорванность предмета (или процесса), его асимметрию. Противоречия существуют как в живой, так и в неживой природе, в общественной жиз­ни, в бытии самого человека. Таковыми являются, например, взаимоот­ношения между ассимиляцией и диссимиляцией в человеческом организ­ме, между силами притяжения и отталкивания в космосе, между добром и злом в обществе, истиной и заблуждением в познании. Очевидно, одна­ко, что все эти и любые иные противоположности существуют лишь в рамках органической связи друг с другом, а не сами по себе.

Особой формой противоречия в обществе является антагонизм, ко­торый возникает на почве полной противоположности социальных и иных интересов. Проявлением такого противоречия были, например, отношения между рабами и рабовладельцами в Древнем мире. Антаго­низм может складываться между очень опасным преступником-рециди­вистом и обществом. Противоречия такого рода всегда проявляют себя в острых формах противостояния и борьбы, а нередко и в виде конфликта как грубого физического столкновения враждующих сторон. Социальные революции в истории человечества - это тоже проявление конфликта в развитии, который возникал во многом из-за консервации острых про­тиворечий и их несвоевременного разрешения. Антагонизм в обществе являет собой "трагическое" противоречие, ведь при нем стороны как бы "пожирают" друг друга в борьбе, и это нередко сопряжено с большими человеческими жертвами и социальными потрясениями.

Наряду с противоречием в диалектике применяется и понятие гармо­нии. Под ней принято понимать стройность и примирение разного, в том числе и противоположного. Так, противоречие между мужчиной и жен­щиной порождает любовь как прекрасную гармонию, благодаря кото­рой род человеческий может продолжать свою дальнейшую жизнь. Гар­мония представляет собой прекрасный (красивый, "красный") порядок в мироздании, в отличие от хаоса как беспорядка. Ее проявлениями явля­ются симметрия сторон в предмете, социальное согласие и мир в обще­стве, ритм и симфония в музыке. В христианской религии образом гар­монии является царство Божье как некий идеальный порядок мира, ко­торый должен наступить в будущем. Напротив, понятие дисгармонии указывает на несовершенство целого, распад органичных связей в нем.

Основным в диалектической философии является понятие развития. Можно сказать, что развитие -это одно из проявлений движения (изменения) в мире. Будучи порождением связей и взаимодействия, оно пред­ставляет собой поступательное восхождение от низшего к высшему, от простого к более сложному. Ему присуща и такая черта (признак), как необратимость (в отличие, например, от монотонного, по сути своей ко­лебательно-возвратного движения маятника часов). В ходе развития про­исходит переделка структуры и смена свойств предмета. Развитие всегда характеризуется комплексностью изменений, их системным характером, направленностью процесса (наличие тенденции, вектора). Типичными примерами развития являются жизнь индивида (детство, отрочество, юность и т.д.), движение всемирной истории (отдельные эпохи и перио­ды в ней), рост растения (семя, цветок, стебель) и т.д.* (Развитию предшествует становление, - тот период, когда происходит воз­никновение объекта, его движение к самостоятельному существованию.) О развитии можно говорить и применительно к человеческому мышлению, ко всей его по­знавательной деятельности. Следует иметь в виду, что развитие не есть некая плоская эволюция, какая-то прямая линия. В нем всегда присут­ствуют скачки и зигзаги, неравномерность, обратные движения и т.п. Развитие - это единство эволюции и революции, прогресса и регресса, прерывного и непрерывного. Особенно ярко это проявляется в обществен­ной жизни, где отнюдь не любой шаг человечества является прогрессив­ным, т.е. укрепляющим жизнеспособность общества, его социальные и культурные основы.

Диалектика оперирует и многими другими понятиями, часть ко­торых будет названа и раскрыта нами несколько ниже.

Кроме понятий диалектика как система включает в себя и принци­пы. Под ними принято понимать исходные положения философской теории развития, которые выполняют роль ориентиров в познании. Принципы, или "элементы" диалектики, выведены из внешнего мира и являют собой обобщенный результат познания этого мира челове­ком. Важнейшими среди них принято считать принцип связи всего со всем, противоречивости всего сущего и развития (изменчивости) все­го в мире. В.И.Ленин в своей работе "Философские тетради" выделил и охарактеризовал 16 "элементов" диалектики, показал их роль в по­знании. Будучи усвоенными, эти принципы составляют ткань диалек­тического мышления человека.

В систему диалектики входят и ее основные законы. (Понятие закона употребляется в философии, как правило, в двух смысловых значениях. Во-первых, под законом понимаются общие, устойчивые и необходимые связи (отношения) между предметами и явлениями окружающего мира. Это, например, закон всемирного тяготения, закон естественного отбора, закон спроса и предложения в экономике и т.д. Все это - законы объек­тивного материального мира, которые исследуются теми или иными науками. Во-вторых, под законом понимают систему теоретических знаний, в которых отразились познанные связи и отношения внешнего мира. Это уже есть законы науки, к которым она пришла в своих исследованиях. В научном познании применяется также понятие закономерности, под кото­рой принято подразумевать совокупное действие целого ряда законов в ходе развития какого-либо процесса. Для диалектики, как теории един­ства и развития, важнейшими являются такие вопросы, как "Что является источником развития?", "Как происходит развитие?", "Куда направлено развитие?". Соответственно, в ней сформировались три основных закона, которые в свое время были разработаны Г.Гегелем средствами философс­кого идеализма. Все они имеют большую познавательную ценность, рас­крывая те или иные отношения и зависимости в окружающем мире.

Закон единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей называют иногда "ядром" диалектики. Дело в том, что в его рамках раскрываются и исследуются внутренние и внешние источники разви­тия материального мира ("Что является источником развития?"). Сам же процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние. Подчеркивается особая роль противоречия как "двигательной силы" развития. (Под противоречием философия понимает взаимодействие противополож­ных сторон целого - начал, сил и тенденций, которые находятся в единстве и одновременно отрицают друг друга*). (* Для "ходячего" рассудка противоречие есть, по словам Г.Гегеля, "изъян, недо­статок или погрешность этой вещи". Для диалектического же мышления проти­воречие - это естественный способ существования вещи.)

Этот закон диалек­тики гласит, что развитие объективной реальности (и процесс ее по­знания) осуществляется путем "раздвоения" единого на противопо­ложности и их взаимодействия. Закон носит всеобщий характер, так как проявляется в развитии природы и общества, в жизни индивида, в ходе самого человеческого мышления и познания.

Диалектика подчеркивает, что в ходе взаимодействия противополож­ностей изменяются не только стороны предмета, но и весь предмет в це­лом. (Подчфкнем, что это возможно лишь тогда, когда противополож­ности находятся в состоянии взаимодействия, проникновения и отрица­ния друг друга, а не в изолированной неподвижности). В итоге и проис­ходит развитие, т.е. обретение предметом качественно новых признаков, свойств и структуры. Верх берет та сторона, которая является более жиз­неспособной и прогрессивной, и тем самым происходит разрешение про­тиворечия. Теория Ч.Дарвина убедительно показала, например, что в рам­ках противоречия между живыми организмами и средой их обитания выживали лишь те особи, которые несли в себе наибольший жизненный потенциал. Разумеется, в общественной жизни противоречия имеют несравненно более сложный и запутанный характер. Но и в обществе оче­видно действие противоположных сил, сторон и тенденций (знание и не­знание, богатство и бедность, добро и зло), которые придают обществен­ной жизни неуспокоенность и динамику, порождают изменения в ней.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития ("Как оно происходит?"). Диалектика ха­рактеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, и в этих целях она применяет понятия качества и количества. Само по себе свойство - это характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами. Качество представляет собой единство важнейших и необхо­димых свойств предмета, которые раскрывают его природу и определен­ность в мире. Всякая вещь имеет лишь одно основное качество. Так, ста­кан - это "инструмент" прежде всего для питья, а автомобиль является средством для передвижения. Понятие же количества указывает на степень развития свойств (качества) предмета, что проявляется в его весе, разме­рах, длине и т.д. Каждый предмет является противоречивым единством качественного (устойчивого) и количественного (неустойчивого) начал. Это единство сохраняется, но лишь в рамках определенного интервала, назы­ваемого в философии мерой. (Ведь если к названным нами предметам (ста­кан, автомобиль) прибавлять все новые и новые характеристики, то в ито­ге эти предметы утратят свое качество и перестанут быть самими собой).

Диалектика утверждает, что на определенной ступени существова­ния предмета под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии, информации) наступает скачок как процесс перехода предме­та в принципиально иное состояние (качество). Скачок - это решаю­щий поворот в развитии, в истории предмета. Он играет особую роль, поскольку в ходе его предмет перестает быть самим собой и переходит в свою противоположность (молодое - старое, жизнь - смерть и т.д.). Удачно иллюстрирует действие этого закона в природе такая наука, как химия. Она показывает, например, что при прибавлении к молеку­ле кислорода всего лишь одного атома образуется озон как совершенно иное вещество с другими свойствами, вплоть до запаха. В связи с этим Ф.Энгельс называл химию наукой о качественных изменениях вещей, происходящих в ходе изменения их количества.

Закон отрицания отрицания раскрывает формы и тенденции про­цесса развития ("Куда оно направлено?"). Особую познавательную роль в данном случае играет понятие отрицания, под которым в диалектике понимается преодоление (вытеснение) старого новым, более совершен­ным и жизнеспособным. Разумеется, отрицание всегда включает в себя ломку старого, но основное в нем все же - утверждение новизны. Без отрицания нет никакого развития, вот почему оно является движущим началом изменений. Отрицание носит всеобщий характер, проявляясь не только в природе (например, развитие стебля растения из зерна), в обществе (смена способа производства, исторических эпох), но и в жиз­ни каждого человека (смена возраста, процесс познания и деятельнос­ти). Само развитие предстает как единство повторяющегося и поступа­тельного. и поэтому оно часто изображается в форме спирали, которая символизирует собой единство восхождения и повтора.

Следует заметить, что развитие, как восходящий процесс, возможно лишь при так называемом конструктивном отрицании, т.е. при сохране­нии и синтезе всего того позитивного и жизнеспособного, что имело ме­сто в прошлом и что удерживается ("снимается") для будущего. В про­тивном случае будет происходить "зряшное" отрицание, т.е. простое от­брасывание, игнорирование прошлого. В общественной жизни формой проявления такого отрицания является нигилизм как установка на выра­жение разрушительного, а не конструктивного начала в человеке, отри­цание всего и вся. Нередко он проявляется в среде молодежи, которая находится в стадии социокультурного становления и поэтому отличает­ся излишним максимализмом, радикальностью суждений и оценок.

Названные нами законы диалектики "схватывают" реальные связи и процессы материального мира и поэтому имеют большое познава­тельное значение. Выделение и познание этих законов является, без сомнений, одним из достижений философской мысли. Однако в окру­жающем мире кроме линейного (спрямленного, однонаправленного) раз­вития существуют и другие типы изменений (хаотическое, колебатель­ное, турбулентное и др.), которые требуют иных теоретических средств познания. Поэтому законы диалектики, конечно же, не могут воспри­ниматься как некое абсолютное и завершенное философское знание о связях и процессах развития в мире.

Изложенные нами выше понятия, принципы и законы дают возмож­ность сформулировать основные идеи диалектики как ее своеобразный вывод, итог. Таковыми являются, во-первых, идея связи всего со всем, что подтверждается историей развития мира и данными естественных и общественных наук. Во-вторых, это идея противоречивости мира как фундаментальный принцип и условие его существования. И в-третьих - идея изменчивости всего существующего в этом мире. Суммируя, можно сказать, что материальный мир не есть некая сумма независимых друг от друга вещей, а представляет собой систему различных взаимодействий и процессов. Мир - это огненный поток, говоря словами Гераклита. Диа­лектика, как метод философского мышления, запрещает изолированное. одностороннее и искаженное рассмотрение предметов. Все они вовлече­ны во всемирный процесс взаимодействия друг с другом и не могут быть по-настоящему познаны, если рассматриваются каждый в отдельности.

Будучи системой философского знания о связях и развитии матери­ального мира, диалектика выполняет ряд функций , в которых и прояв­ляется ее значение. Назовем и охарактеризуем наиболее важные из них.

Мировоззренческая функция означает, что диалектика, как теория, есть картина того, как мир взаимосвязан и как он движется, меняет свои состояния. Однако в мире существуют разные типы движения, о чем мы заметили выше. Именно поэтому не следует воспринимать развитие лишь в виде какой-то прямой линии, лишенной противоре­чий, скачков и зигзагов. На самом-то деле жизнь всегда богаче любых представлений и теорий о ней.

Методологическая ("поисковая") функция выражается в том, что диалектика является философским методом, инструментом познания мира человеком. В ней воплощен (в виде идей и принципов) опыт та­кого познания. Освоение этого опыта мыслящим индивидом и есть путь формирования культуры диалектического мышления (например, умение выделять в обществе его связи, динамику, противоречия и т.д.).

Диалектика выполняет также прикладную ("жизненно-практичес­кую", или "технологическую") функцию. Будучи системой теорети­ческих знаний о связях и развитии, диалектика дает человеку исход­ные ориентиры в его практической деятельности (например, правиль­ное определение своего отношения к прошлому страны, выявление противоречий и проблем и т.д.). Такие знания помогают предвосхи­щать развитие событий, анализировать противоречия и тенденции (например, в политической жизни общества), выдвигать проекты, на­правлять ход социального развития.

Все сказанное выше о диалектике можно облечь в ее краткую фор­мулу: Диалектика = теория связей и развития + метод философского мышления. Этим самым подчеркивается ее познавательное и практи­ческое значение.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

В истории философской мысли существовала не только диалекти­ка, но и ее противоположности. К ним относилась, прежде всего, ме­тафизика, или "антидиалектика", по определению Г.Гегеля.

Как способ философского мышления, метафизика появилась в Древ­ней Греции в школе элеатов. Так, Парменид полагал, что бытие есть не­подвижный шар, состоящий из двух частей - светлой и темной. В твор-^естве Аристотеля под метафизикой понималось учение о первых нача-1ах и причинах всего существующего. Преимущественно в таком значе-ши - как наука о бытии - данный термин употреблялся до XVIII в.

Уже две с половиной тысячи лет назад вместе с философией зародилась ранняя диалектика.

Диалектика в философии - это теория о закономерности и развитии всего сущего, которое связано между собой. Согласно ей, все в мире имеет внутренние противоречия, которые и становятся главной движущей силой развития.

Первые философы, еще до того, как сформировалось само понятие, уже использовали диалектику для объяснения природы материи, общества, человеческого духа.

Считается, что первым, кто употребил термин «диалектика», стал . Этим понятием он обозначил умение вести диалог и диспут, при котором обсуждается проблема и ищутся пути ее решения через противостояние диаметральных мнений. Учеником Сократа, Платоном, диалектическое мышление было определено как высшая форма метода познания.

Софистам данная концепция использовалась как способ заработка с помощью своего интеллекта. А в средневековье и позже, вплоть до XVIII века под этим термином понималась обычная логика, которую преподавали в школе.

Не признавал диалектику как часть философии и называл ее иллюзорной за то, что эта доктрина не опиралась на опыт, а была метафизична.

Тема диалектики в ее современном значении впервые была затронута Гегелем в его трудах. Он называл ее навыком, который позволяет находить противоположности в самой реальности. В XX веке последователи марксизма пытались развить свое учение, опираясь на данную теорию.

Период античности

Понятие «диалектика» появилось еще в античности. Первоначально она носила стихийный характер.

Наиболее полно суть диалектизации философии изложил Гераклит. Согласно его работам, в мире непрерывно происходит вечный процесс появления и исчезновения. Вслед за ним и другие мудрецы Древней Греции в своих работах воспринимали действительность как изменчивую структуру, которая объединяет в себе противоположности.

Диалектичность философии классического периода заключалась в совмещении идеи вечного движения всего сущего, но представлении Космоса как единого целого, пребывающего в покое.

Сократ много сделал для развития диалектики. Его метод интеллектуальных споров как пути к истине повлиял на всю последующую античную философию.

Платон развил мысль своего учителя, не только проводя поиски истины с помощью вопросов и отчетов, но и объединяя противоречивые сведения о предмете спора в одно целое. Свои работы Платон оформлял в виде диалогов.

Аристотель взял идеи Платона, прибавил к ним учение об идейном потенциале и энергии. В результате возник способ познания реального космоса через обобщение всех движущихся вещей в движение самой действительности.

Традиционная китайская философия

Вопрос диалектичности зародился вместе с самой философией. Это произошло почти одновременно в землях Средиземноморья, Китае и Индии.

Стихийная диалектика была распространена среди обитателей . Первые мудрецы даосизма в своих рассуждениях вывели идеи невозможности существования в мире чего-либо неизменного. Все приходит и уходит, рождается и умирает, появляется и разрушается.

Философские изыскания даосистов, подобно древним грекам, опирались на идею сдвоенности категорий мышления, и поисков их общего начала. Борьба и единство антиподов отразились на двойственности мышления китайских мудрецов. Они искали неразрывное начало в различных, иногда противопоставленных друг другу идеях, образах, символах и понятиях.

Так зародились традиционные символы инь и янь: они противопоставлены друг другу, но взаимосвязаны и на изображении переходят один в другой. Если инь – темное, янь – светлое. Инь переходит в янь – темное светлеет, янь переходит в инь – светлое темнеет.

Инь и янь – это первичные субстанции, которые используются как в философском, так и эзотерическом направлении познания мира.

С помощью данных обозначений была сформулирована основа традиционного китайского учения: лицезреть вечное в суетности мира преходящего и постигать гармонию.

Средние века

Диалектика философии продолжила свое развитие в средневековье. Главенство религиозного монотеизма перевело диалектику в теологическую область. В отличие от античности, ее трактовали уже по-другому. Обычно под этим понятием означалось любое искусство дискуссии, если заданные вопросы и последовавшие ответы были правильными и доводы подобраны правильно, а рассматриваемая тема логически проанализирована еще до того, как была озвучена слушателям.

Диалектичность средневековья по своей сути опиралась на коллективизм феодальное общество.

Мыслители того времени пытались выполнить глобальную цель: обрести рай, на небесах или на земле. Основной проблемой, подлежащей рассмотрению, был переход от несовершенной реальности к идеальному будущему.

В своих учениях религиозные мыслители объединяли земной мир с идеальным небесным миром, от Бога-Сына к Богу-Отцу через Бога-Духа. Их целью оказывалось стремление охватить две ипостаси мира: телесную и духовную, низменную и возвышенную, земное и небесное, жизнь и смерть. И диалектика для средневековых философов выступала как предпосылка для решения данной проблемы.

Стоит отметить, что уже в средние века философия выработала все основные элементы диалектики, которые позднее включил в свои труды Гегель и которые используются и в наше время.

Классическая немецкая философия

С конца XVIII века в истории диалектики наступил новый этап. Связан он с работами немецких философов. В своих научных трудах мыслители Германии сделали основой диалектики понятие идеала. Диалектическое учение стало универсальным методом познания мира. Немецкие мыслители считали диалектику первоначалом бытия.

Работы Канта об антиномии, противоречиях разума стали значительным шагом для всей философии в целом и диалектики как ее части. В них представитель немецкой философии выразил объективные противоречия . Сам Кант считал их причиной самопротиворечия разума. Антитезисы, иллюзии разума, которые тот порождает в стремлении к абсолютному знанию, разоблачаются диалектикой.

Другой философ Германии – Фихте, применил диалектику как способ восхождения от одного к другому через противоположности. Точкой отсчета, относительно взглядов немецкого ученого, является самосознание.

Последователь Канта, философ Шеллинг, развивал в своих трудах понимание противоречивости природных процессов.

Тема диалектики занимает центральное место в работах Гегеля. Многие философы обращались к этой теме до него. Но именно этот философ внес большой вклад в развитие диалектики.

Этим термином он обозначает перерождение одного определения в другое, при котором открылось, что они оба отрицают сами себя, потому что являются односторонними и ограниченными.

Гегель преподнес миру главные законы диалектики в философии:

  1. Отрицание отрицания. Борьба со старым через преемственность развития возвращает к старому, но в новом качестве.
  2. Метаморфозы количества изменений в качество и обратно.
  3. Борьба и единство противоположностей.

Гегель трактовал диалектику как единственно верный, пусть и своеобразный, способ познания, который противостоит метафизике.

Марксизм

Диалектика была одним из главных методов для марксистских философов. Маркс и его последователи пользовались в своих трудах принципом диалектики, переводя его в материалистическую область. В материи происходит отображение самой себя. Она находится в постоянном движении и автономном развитии. В диалектике отражаются материалистические законы развития. Маркс противопоставил Гегелю свою трактовку диалектики. Он считал, что первичен не дух, а материя, вечная и бесконечная. Поэтому и диалектический метод основоположник марксизма использовал для осмысления законов развития действительности, а не теоретических представлений об этом.

Для материализма диалектическое учение являлось в первую очередь закономерностью экономического развития, из это следует, что оно становится закономерностью всего. Диалектику последователи марксизма определяли, как залог развития прогресса по пути глобального благополучия всех людей в мире.

Маркс вывел свою триаду: тезис-антитезис-синтез. Капитализм является тезисом, антитезис представлен диктатурой пролетариата, а их синтезом – достижение общего счастья для всего общества без разделения на классы.

Описывая развитие материи, соратник Маркса Энгельс опирался на труды другого немецкого философа, Гегеля и его законы диалектики:

  • отрицание отрицания;
  • единство и борьба противоположностей;
  • переход из количества в качество.

Особое место в трудах марксизма отведено закону о борьбе противоположностей. Именно опираясь на него, Ленин развил теорию Маркса и пришел к выводу о неизбежности мировой революции пролетариата.

СССР и современная Россия

В период Советского союза единственной разрешенной диалектикой оказалась материалистическая. Сутью этого учения стало то, что старое понятие философии, основанное на теоретических рассуждениях, упразднилось. Ее место занял научный подход. Диалектику философам новой идеологии следовало систематизировать в соответствии с позициями материализма. Выведенные ими законы стали сутью бытия и познания для советских граждан.

По мнению Ленина и его последователей, целью материалистической диалектики стало научное понимание объективной реальности, для чего необходимо обобщение всех человеческих знаний. Советские философы пытались на основе теоретических работ Маркса и Гегеля вывести обоснование идеи Ленина о неизбежном крахе буржуазии и торжестве пролетарского мировоззрения. Именно пролетариат был выведен как воплощение диалектики в мире материи. А сама диалектика – как его теоретическое оружие.

Распад СССР внес свои коррективы, появились новые оригинальные концепции диалектики. Хотя часть мыслителей современности продолжают придерживаться ее марксистко-ленинской трактовки. Многие современные философы России не выступают открыто против материалистической диалектики прошлого, но признают ее устаревшей из-за главного для последователей Ленина революционного принципа: закона единства и борьбы. Хотя отмечается, что материалистическая теория обладает стройной системой законов, которые гармонично связаны между собой.

Современный мир

Современная диалектика развивается в нескольких направлениях. Можно отметить активное использование наработок этого философского учения в различных науках для разъяснения противоречий. В прикладной математике, социологии и психологии. Квантовая механика, генетика, кибернетика, астрофизика – все они обрели теоретическое осмысление законов природы через диалектику.

Приверженцы ее материалистической концепции смогли найти ряд подтверждений своей теории в мире биологии, выявив, что происходит непрерывное изменение живых организмов под воздействием эволюции и метаболизма.

Некоторые современные философы ограничивают диалектику лишь в рамках деятельности человека. Диалектику природы и ее законов вне человеческого общества они не принимают в расчет.

Содержание, которое вкладывается философами в понятие «диалектика» меняется вслед за научным прогрессом. Современная научная картина мира диалектична по своей сути. Любая система рассматривается как конкретное единство и расчлененная целостность одновременно. Во главу всего ставится внутренняя связь вещей, а противоречие выступает как главный принцип научного исследования.

Диалектика - это универсальная теория развития всех изучаемых нами аспектов действительности (духа, материи, сознания, познания и т.д.). Также под диалектикой понимают основанный на данной теории метод познания всего сущего.

Основоположник диалектики - немецкий философ Георг Гегель, наиболее известными работами которого являются «Феноменология Духа» и «Наука логики». В философской системе Г. Гегеля понятие диалектики играет главную роль. В историю философии Г. Гегель вошёл как один из главных создателей немецкой классической философии и философии романтизма.

Диалектика посредством специальных законов, принципов и категорий отражает развитие любого рассматриваемого аспекта действительности. Потому главным вопросом диалектики является вопрос: «Что есть развитие?».

Под развитием понимают такое изменение материальных и идеальных объектов, какое выводит сам объект на новый, более высокий уровень организации.

Закон - это объективные повторяющиеся связи между явлениями и внутри явлений окружающей действительности. Диалектические законы в отличие от законов естественных наук обладают также свойством универсальности.

Существует три основных закона диалектики :

1. единства и борьбы противоположностей;

2. переход количества в качество;

3. отрицания отрицания.

Единство и борьба противоположных начал есть внутренний источник развития всего сущего. Закон единства и борьбы противоположностей опирается на предположение о том, что из противоположных начал состоит всё сущее. Эти начала являются едиными по своей природе, но при этом находятся в состоянии борьбы, так как противоречат друг другу. В качестве примеров здесь можно назвать добро и зло, жизнь и смерть, чёрное и белое.

Закон перехода количественных изменений в качественные гласит, что при некоторых изменениях количественного характера в каком-либо объекте действительности непременно меняется его внутреннее качество. Но изменение качества явления имеет объективный предел. Ведь изменение качества неизбежно приводит к изменению меры, то есть к выходу за границы установившейся ранее системы координат. Например, при постепенном охлаждении воды, то есть при изменении количественного параметра - температуры, будет меняться её качество, но по достижению температуры в 0 градусов по Цельсию вода изменит своё агрегатное состояние.

Под количеством понимается исчисляемый параметр какого-либо явления, такой как объём, число, вес и т.д. Качество есть некоторая постоянная объективная система характеристик и связей явления. Понятие меры объединяет в себе количественные и качественные параметры явления.

Согласно закону отрицания отрицания, всё новое, что отрицает старое, занимая его место, само постепенно превращается из нового в старое и на следующем этапе развития отрицается чем-то ещё более новым. Примером действия данного закона может служить процесс ежедневного отмирания старых кровяных клеток и замены их новыми клетками. Отрицание и преодоление старых форм существования новыми есть фактор развития предметов и явлений действительности.

К основным принципам диалектики исследователи относят принцип историзма, принцип всеобщей связи, принцип системности и принцип причинности.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные