Разборки дагов с калмыками. «Калмыки особо обидами не мучаются. Морская пехота всех помирила

«Автор опубликованного на сайте «Кавказский вопрос» небольшой заметки под красноречивым названием «Почему чеченцы боятся калмыков?» вольно или невольно придал своему тексту провокационный характер, – считает член Совета национальностей правительства Москвы, журналист и публицист Вячеслав Насунов. – В целом статья превозносит калмыков и несколько принижает чеченцев. И здесь напрашивается вопрос: а нужно ли это калмыкам?».

По мнению публициста, военные заслуги калмыцкого народа перед Россией хорошо известны. По количеству Героев Советского Союза на душу населения калмыки занимают второе место среди всех народов СССР. И тем не менее, никогда, ни в какие времена у калмыков не было предубеждений в отношении какого-либо народа, в том числе и к чеченцам. К ним отношение всегда было братским, как к близким по духу. Десятки тысяч чеченцев в разные годы работали в Калмыкии, получали образование, делали блестящую карьеру, были награждены орденами и медалями СССР. А великий Махмуд Эсамбаев удостоен звания народного артиста Калмыкии, его имя носит улица Элисты.

Что касается событий 2005-го года в селе Яндыки Астраханской области, то нельзя утверждать, что там был межнациональный конфликт в чистом виде. Представители калмыцкой общины вместе с русскими противостояли некоторым выходцам из Чечни, не пожелавшим уважать местный уклад жизни. Их вызывающее поведение осудили и местные молодые чеченцы, и старейшины. Та же реакция в недавней истории в Большом Царыне Октябрьского района, и тут уже вся Калмыкия возмутилась поступком местного жителя, поднявшего руку на женщину-чеченку.

Вместе с тем автор статьи утверждает: два народа отлично умеют ладить и уважают друг друга. Например, этой весной глава МВД Чечни Руслан Алханов ехал по Грозному и увидел школьников из Калмыкии. Генерал-лейтенант полиции остановил машину и подошел к детям познакомиться и поговорить. После чего сфотографировался с юными туристами и подарил им 10 тысяч рублей «на мороженое». По словам сопровождавших родителей, Руслан Шахаевич получил в тот момент «сян буйн», то есть добродетель себе в карму, поскольку сделал такой щедрый подарок прямо в день рождения Будды.

Несколько лет назад на одном из центральных каналов известный в те годы политик Алексей Митрофанов заявил, что в Калмыкии, в отличие от других регионов России, кавказцы ведут себя «тише воды и ниже травы», но здесь тоже был элемент провокационности и сомнительный реверанс в наш адрес.

Пора прекратить спекуляции на эту тему, считает Вячеслав Насунов. Калмыки – мужественные, добрые и миролюбивые люди. То внутреннее достоинство, которым они обладают, никогда не выпячивают и несут в себе как абсолютно естественное свойство. И это несмотря на трагическое положение, в котором калмыцкий народ сегодня находится.

По данным всероссийской переписи населения 2010 года, в России живут более 183 тысяч калмыков. Основная часть – на территории национальной республики, расположенной в Северном Прикаспии. Являясь единственным народом Европы, исповедующим буддизм, калмыки веками сохраняют традиционный уклад жизни и самобытную культуру степных кочевников. И некоторые факты из истории данного этноса способны по-настоящему шокировать.

Очень воинственные

Калмыки – потомки представителей ойратских племен монгольского народа, которые мигрировали на юг России из Джунгарии (Центральная Азия) на рубеже XVI-XVII веков. Эти люди всегда считались очень воинственными, вся их история – практически не прекращающиеся столкновения с соседями, стычки с вооруженными отрядами тюркоязычных народов, захватнические набеги.

Киргизы, татары, казахи, башкиры, ногайцы были вынуждены практически постоянно противостоять калмыкам, которые не случайно вошли в пятерку самых воинственных народов мира, уступив лишь новозеландским племенам маори, гуркхам из Непала и даякам с острова Калимантан.

Верность русскому царю

Свою присягу российской короне калмыки подтверждали в боях. Так, в 1778 году они в составе армии Александра Васильевича Суворова разгромили крымских татар. В следующем году представители монголоязычного народа защищали русские крепости в Приазовье от набегов кабардинцев, затем участвовали в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов.

Кроме того, калмыки жестоко подавляли все попытки ногайцев, башкир и казахов добиться права на национальное самоопределение.

Единственным народом, с воинами которого предпочитали не сталкиваться в бою гордые чеченцы, являлись именно калмыки – прирожденные кавалеристы, чья легкая конница наводила ужас на врагов своими стремительными атаками.

Красноармейская свастика

Примечательно, что с древних времен одним из религиозных символов, почитаемых калмыками, является свастика. Она даже «украшала» военную форму красноармейцев, служивших в национальных частях. Приказ об утверждении такого опознавательного знака 3 ноября 1919 года подписал командующий Юго-Восточным фронтом Василий Иванович Шорин.

Солдаты и офицеры Калмыцкой дивизии носили нарукавные нашивки в виде красного ромба, в центре которого была изображена желтая свастика с надписью «РСФСР». В самом верху этого необычного знака располагалась пятиконечная звезда.

Вероятно, руководство Красной Армии при разработке символики национальных частей учло тот факт, что в буддийской религиозной традиции свастика имеет исключительно позитивное значение.

Калмыцкий легион СС

Гражданская война разделила калмыцкий народ, советскую власть поддержали далеко не все жители юга нашей страны. Было немало людей, сохранявших верность российской короне и считавших своим долгом борьбу с коммунистами. Небольшая часть калмыков перешла на сторону немецко-фашистских захватчиков, которые пообещали им освобождение от «красной тирании».

И хотя большинство представителей этого народа защищали СССР с оружием в руках, совершая настоящие военные подвиги, были и такие, которые влились в ряды вермахта. Это позволило фашистским пропагандистам объявить о создании Калмыцкого легиона СС. Нацисты утверждали, что многие народы СССР поддерживают их борьбу против коммунистов.

Как пишет доктор исторических наук Уташ Борисович Очиров, в период оккупации на стороне вермахта сражались около 3 тысяч калмыков, это были и кавалеристские эскадроны, и сельские отряды ополченцев, и местные полицаи.

В результате в декабре 1943 года решением советского правительства весь народ был депортирован в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан, что стало настоящей национальной трагедией.

Лечат герпес огнем

Несмотря на приверженность буддизму, калмыки сохраняют древние верования, основанные на шаманизме. Эти люди поклоняются огню. Его считают универсальным средством для освобождения от всякого негатива: порчи, сглаза. До сих пор здесь принято лечить герпес и другие кожные заболевания двумя способами: прижиганием раскаленным металлом; окуривание дымом.

Согласно официальной медицине, эти методы не могут повлиять на возбудителей герпеса и другие микроорганизмы, а ожоги – это в любом случае вред здоровью.

Впрочем, калмыки настолько поклоняются огню, что они его и «поят», и «кормят». Открывая бутылку с любым алкогольным напитком, эти люди обычно брызгают несколько капель в огонь, тем самым задабривая древнее божество. А во время религиозных праздников, свадеб, похорон и других важных событий совершается жертвоприношение, когда в огонь бросают кусочки бараньего жира и три вида костей этого животного.

И «поят», и «кормят» огонь исключительно мужчины. Причем делают это только правой рукой.

Запекают мясо в навозе

Калмыцкие чабаны придумали блюдо, которое готовится на открытом воздухе. Оно называется «кюр». Мясо барана режут на мелкие кусочки, добавляют специи и соль. Все это помещают в желудок животного, который затем зашивают.

Готовят кюр в яме, куда предварительно закладывают навоз и поджигают. Огонь раскаляет землю, а потом в еще не остывшую золу чабаны закапывают бараний желудок со всем его содержимым. Иногда сверху еще и разводят костер.

Мясо медленно печется при невысокой температуре, пропитываясь специями и солью. В зависимости от времени года и других обстоятельств (погода, возраст животного, наличие костра сверху) кюр готовится от 10 до 24 часов.

Все, кто пробовал, утверждают, что это очень вкусно.

Потеряли нетленного ламу

Калмыки утратили нетленные останки местного ламы, которого называли Кекш Бакш, хотя настоящее имя этого буддийского религиозного деятеля по преданию было Шивн Давг. Он умер в районе калмыцкого поселка Яшкуль в середине XIX века.

Согласно рассказам местных жителей, труп ламы Кекш Бакш покоился в специальной усыпальнице до 1929 года. Его останки сохранялись нетленными, что поражало многочисленных паломников. Люди поговаривали о необычных исцелениях, которые происходили у саркофага.

В один прекрасный момент решено было создать специальную комиссию, которая должна была исследовать тело ламы. А комиссию входили партийные руководители и даже врач, ведь в народе считалось, что лама не умер, а впал в особый транс и однажды проснется. Не желая религиозной шумихи, местные атеисты куда-то вывезли останки человека, почитавшегося святым. И теперь неизвестно, что с ними стало.

Покойников оставляли в степи

Особая традиция захоронения покойников, распространенная среди калмыков вплоть до начала ХХ века, возникла еще во времена шаманизма. Они просто оставляли трупы в степи, немного в стороне от мест кочевых стоянок и жилищ.

Дело в том, что у монгольских племен издревле не было времени на погребение усопших. Особенно в ходе военных походов. Конница постоянно перемещалась, то преследуя врагов, то ускользая от них. Какие уж тут похоронные обряды?

Впрочем, ритуал воздушного погребения был принят у многих народов, исповедующих шаманизм. Так хоронили своих родственников представители некоторых народов Сибири и Северной Америки, дабы душа покойного беспрепятственно отправлялась на небо.

"Кажется, начинается", - вот единое мнение тех, кто знаком с ситуацией, которая складывается в последние годы в самой южной из русских областей, Астраханской. История этих мест полна войны и взаимного истребления. Когда-то в этих местах стояла столица Золотой Орды, Сарай-бату. Кочевые народы в Волжской дельте часто сменялись. Аланы, гунны, савиры, болгары и хазары приходили на эти земли, тесня друг друга и принося новые верования, культуру, язык.

С XVI в., времени Иоанна Грозного, низовья Волги вошли в состав Руси. Наряду с покорением Казани, данный шаг явился частью проекта единого русского дома, крепко стоящего на берегах морей и включающего в себя основные торговые пути, по тем временам, главным образом, пути водные. С тех пор Астраханские земли последовательно и кропотливо утверждались в роли русских земель: на них закладывались новые крепости и станицы, обустраивались дорожные тракты и почтовые станции. Большое участие в освоении края приняло казачество. Взаимоотношения с местными племенами, которые русские именовали единым словом "татары", складывались не всегда гладко, но в конце концов "межнациональные мир и стабильность" в границах Русского государства к общему удовлетворению восторжествовали.

В 1630 г. вблизи дельты Волги появились переселенцы из Восточной Сибири - калмыки (тогда их называли монголами). Дважды, в 1642 г. безуспешно попытавшись взять укрепленную Астрахань, они в конце концов отступили в степи к западу от Волги. Де-факто населяя земли, относящиеся к ведению Русских царей, они были приведены к присяге на верность Российскому престолу в XVIII в. Однако, во все это время не вызывает сомнений, что Астраханский край принадлежит России и осваивается русскими. Особый южно-русский этнос, сложившийся из переселенцев разных веков - солдат, беглых крепостных, вольных работников, казаков - стал характеризовать Нижнюю Волгу, заложил основание местных традиций.

Большую роль для края играла православная миссия. Татары, калмыки, киргизы (нынешние казахи), в значительной мере воспринимали русских как поклонников "русского Бога". Проповедь же Евангелия раскрывала для них Христа как Бога милостивого и совестного, обещающего покровительство всем народам. К началу ХХ в. заметная часть калмыков и татар принимает крещение - нынешнее убеждение в том, что в этих народах имеет исключительное хождение буддизм и ислам является вредным и ложным.

С 1917 г. основы межнациональной политики в регионе претерпели резкие изменения. Навязчивый интернационализм, возведенный в ранг государственной политики, делает русских "одними из" народностей, населяющих край. Как и во многих других местах, насильственной перекройке подверглись административные границы. В частности, получила в свое распоряжение широкий коридор с выходом к Волге в районе Цаган-Амана Калмыцкая автономная республика. Как и повсюду, систематически нарушалась пропорция между городским и сельским населением, в русскоязычных семьях снижалась рождаемость. К началу 1990-х годов, время распада СССР и возникновения северокавказских локальных конфликтов, Астраханская область уже представляла собою типичный депрессивный регион, хотя природно-климатические факторы, запасы недр и история вполне могли сделать и всегда делали ее территорией выдающихся перспектив и особенного изобилия.

Первая и вторая чеченские кампании, обострение межнациональных отношений на Северном Кавказе привели к тому, что в Астрахань и окрестности хлынул поток легальных и нелегальных переселенцев. Под шумок разговоров о демократии коренное русское население стало выдавливаться из сел и степных стоянок. Естественная убыль русских начала с лихвой восполняться за счет приезжих чеченцев, даргинцев, казахов. При этом последние не скрывают своих претензий на астраханские земли. В условиях экономической разрухи и хаоса сложилась характерная в целом для Юга страны ситуация: активными предпринимателями, хозяевами местных сельскохозяйственных и промышленных производств, торговых предприятий являются "лица кавказской национальности"; их интересы отстаивают милиция и органы власти, в то время как рядовые русские оказываются на положении, хотя и большинства, но большинства бесправного и безжалостно эксплуатируемого.

Долгое время критическая ситуация в области замалчивалась. А между тем чеченская, дагестанская, казахская диаспора продолжали усиливаться. Этническое лобби проникло во власть - зятем бывшего, ныне покойного губернатора А.Гужвина стал влиятельный чеченец; под контроль чеченцев перешла торговля в городе, включая исторический Татар-базар, на котором с некоторых пор среди торгующих перестали появляться татары. В окрестностях Астрахани положение становилось и того острее: в некоторых населенных пунктах доля нацменьшинств оказалась сопоставима с русскими; астраханские села поделились на "чеченские", "казахские", "калмыцкие"; в органы власти оказались избраны представители некоренных народов или лица, отстаивающие интересы последних. Противостояние между русским населением и приезжими приобрело хронический характер. В мечетях, которые плодятся в городах и весях подобно грибам после дождя, развернули свою деятельность проповедники ваххабитского толка. Руководители самопровозглашенной Чечни, лидеры боевиков, неоднократно высказывались в том смысле, что рассматривают Астраханскую область обязательной частью пресловутого Кавказского халифата.

Факт постоянного обострения положения, тем не менее, замалчивался. Между тем, стычки между соседями по типу "дробовик против "Калашникова"", как та, что в течении нескольких дней держала в напряжении с. Пришиб Енотаевского района и разрешилась только с прибытием на вертолете подразделения спецназа, эпизодически вспыхивали в разных местах, не предаваясь широкой огласке. Однако, в оперативных сводках МВД и ФСБ стали все чаще фигурировать сообщения об обнаружении крупных партий оружия, вплоть до переносных ракетных зенитных комплектов, на степных дорогах, чабанских становищах и в домах у чеченцев.

Нынешний инцидент в с. Яндыки Лиманского района, где в античеченском погроме приняло участие более 300 человек, только выводит на поверхность комплекс проблем, существующих уже очень давно. Места компактного поселения кавказцев - это территория почти безраздельного и бесконтрольного их хозяйничанья. 17 кладбищенских крестов, в т.ч. и памятник на могиле калмыка, снесенных чеченской молодежью - это наглядная иллюстрация к тому, что творится на землях, некогда целиком и полностью принадлежавшим коренным русским жителям, астраханцам. Неуклонная архаизация отношений, угрозы, произвол и насилие, погружение в почти полный феодализм - вот что ожидает тех, кому выпала нелегкая доля жить по соседству с т.н. "кавказскими беженцами" .

В этой связи примечательно, что организованный отпор чеченском экспансии способны оказать лишь другие этнические диаспоры - те же калмыки. Русское население, как и русская власть, увы, перестают выступать фактором, определяющим обстановку. Наоборот, оно становится заложником "разборок", затеянных новыми хозяевами края. В нерешительности региональных властей прослеживается также и полная их неспособность противодействовать мощному кавказскому лобби. В село Яндыки в настоящий момент введены подразделения МВД численностью в 1500 чел. Похоже, в ближайшее время границы "антитеррористической операции" могут разрастись на соседние регионы, включая и Астраханскую области. Если это случится, никаких военных и полицейских сил не хватит для того, чтобы полностью охватить территорию нестабильности.

Немаловажно и то, как реагируют на происходящее публичные чеченские политики: Алу Алханов, Умар Джабраилов и пр. Они в один голос... отрицают межнациональный характер конфликта. По их мнению, убийство калмыка и последовавшее за этим массовое побоище - это обычная хулиганская выходка. Другими словами, их позиция заключена в том, чтоб при любых обстоятельствах выгораживать соплеменников и не допускать огласки проблем, возникающих в связи с "ползучей экспансией" чеченцев на Юге России .

Одной из причин межэтнических столкновений браконьерских группировок, которые произошли в начале апреля в поселке Артезиан Черноземельского района Калмыкии, могла стать чистка в республиканских силовых структурах, считает эксперт Фонда развития информационной политики (ФРИП) Андрей Серенко.

"Калмыцкие органы правопорядка не смогли предотвратить крупнейшую с 1990-х годов стычку криминальных группировок. Поселок с населением около трех тысяч человек несколько часов находился во власти браконьерских банд", - сказал Андрей Серенко.

Андрей Николаевич сообщил, что в Калмыкии существуют два "самых браконьерских" района: Черноземельский район и Лаганский. Здесь, по словам эксперта, "действуют два крупнейших преступных сообщества республики - артезианское (черноземельское) и лаганское", которые, по словам сотрудников милиции, контролируют незаконную добычу рыбы на Каспии.

"При этом артезианцы и лаганцы, давно поделив сферы влияния, прекрасно уживаются друг с другом, - заметил Андрей Серенко. - Зато внутри этих браконьерских сообществ периодически вспыхивают конфликты между этническими преступными сообществами - калмыцким и даргинско-дагестанским".

Андрей Николаевич сообщил, что действующие в этом районе браконьерские этнические группировки обладают собственным пиратским флотом на Каспии, а их незаконную деятельность прикрывают вооруженные группы.

Апрельские события, по словам Андрея Серенко, развивались следующим образом. 1 апреля несколько калмыков устроили погром на даргинской чабанской точке, расположенной недалеко от поселка Артезиан. Они жестоко избили двух дагестанцев из поселка Кочубей Тарумовского района Дагестана. Пострадавшие даргинцы были доставлены в дагестанскую больницу.

"По словам моего источника в силовых структурах Калмыкии, инцидент был спровоцирован этническими браконьерскими группировками, заинтересованными в переделе сфер влияния на Каспии", - сообщил Андрей Серенко.

По словам эксперта ФРИП, на следующий день даргинская браконьерская группировка вызвала подкрепление из Дагестана. Калмыцкие браконьеры обратились за помощью к соотечественникам в Элисту.

"В результате в сторону Артезиана с двух сторон двинулись автоколонны вооруженных боевиков, - сказал Андрей Серенко. - По имеющейся у меня информации, не менее чем по полсотни "бандитских спецназовцев" с обеих сторон к вечеру 2 апреля прибыли в Черноземельский район. Интересно то, что обычно очень придирчивые к автолюбителям и дальнобойщикам калмыцкие гаишники не задержали ни одну из автомашин с вооруженными людьми".

Вечером 3 апреля на окраине Артезиана произошло столкновение двух бандитских группировок. В драке участвовали, по свидетельству очевидцев, до 100 человек. С обеих сторон были раненые: пострадало около 20 человек. Жители поселка рассказывали, что, во время драки слышались автоматные очереди. Впрочем, Андрей Серенко отметил, что, несмотря на жестокость схватки, убитых среди боевиков не было. Эксперт предположил, что стороны "щадили" противника, чтобы не вызвать "кровной мести".

"Находившиеся на месте схватки несколько местных милиционеров оказались бессильны перед вооруженной толпой, - рассказал Серенко. - Не были услышаны и призывы к миру со стороны руководителя Артезианского сельского поселения, а также его коллеги из дагестанского поселка Кочубей, приехавшего на место драки".

Эксперт ФРИП отметил, что "порядок" навели сами боевики из двух этнических группировок, остававшиеся над схваткой".

Источники в силовых структурах сообщили эксперту ФРИП, что у них имеется видеозапись беспорядков. Впрочем, в интересах следствия они показать ее журналистам не могут.

Андрей Серенко рассказал, что в течение первых дней "урегулированием ситуации в Артезиане занимались руководители республиканских силовых ведомств". Сотрудники ОМОНа взяли поселок под контроль. 8 апреля в Артезиан приехала специальная правительственная комиссия во главе с вице-премьерами кабинета министров Калмыкии Валерием Боваевым и Олегом Клименко. В состав комиссии вошли офицеры ФСБ, заместитель главы МВД республики полковник Батр Гиндеев и сотрудники прокуратуры Калмыкии.

"Изучив ситуацию, члены комиссии созвали сход граждан поселка, в котором приняли участие также представители дагестанской стороны, включая специально прибывшего министра по делам национальностей правительства Дагестана", - сообщил эксперт ФРИП.

Андрей Серенко привел слова участников поселкового схода, по словам которых, в разгар заседания в зал бесцеремонно вошла группа крепких мужчин из 30 человек во главе с местным авторитетом. Со словами: "Почему без нас начали!" - они разместились в зале. По мнению эксперта, этот инцидент "лишний раз наглядно показывает, кому на самом деле сегодня в Артезиане принадлежит власть".

Эксперт ФРИП изучил мнения силовиков по поводу произошедшего. Точки зрения сторон были озвучены 10 апреля на специальном совещании у главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова. Так, вице-премьеры Валерий Боваев и Олег Клименко пришли к выводу, что причиной массовых беспорядков стал "провал в работе республиканских управлений МВД и ФСБ".

В то же время, калмыцкие силовики - министр внутренних дел генерал-майор Анатолий Журавлев и начальник УФСБ генерал-майор Вячеслав Бугаенко - "попытались переложить ответственность на гражданские власти, заявив, что причиной обострения криминальной ситуации в Черноземельском районе являются сложная социально-экономическая ситуация, а также нехватка сотрудников на местах".

"За увлекательным поиском виновных в резкой активизации браконьерских кланов в Калмыкии пока осталась незамеченной сомнительная кадровая реформа в калмыцкой милиции, - заявил Андрей Серенко. - За несколько месяцев до инцидента в Артезиане в МВД Калмыкии началась масштабная реорганизация. Ликвидация управления по борьбе с организованной преступностью, инспирированная федеральным милицейским руководством, была дополнена уже местными кадровыми перестановками в службе по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) и ГИБДД, непосредственно и занимающихся борьбой с браконьерством".

В итоге, по словам эксперта, полностью сменилось руководство БЭП и ГИБДД Калмыкии. В числе уволенных со службы - заместитель министра внутренних дел Калмыкии полковник Геннадий Кодлаев, начальник службы собственной безопасности МВД Калмыкии полковник Савр Джеев, начальник управления по борьбе с экономической преступностью МВД Калмыкии полковник Валерий Чудутов, начальник ОРЧ БЭП полковник Санл Эрендженов, первый заместитель начальника ГИБДД МВД Калмыкии полковник Олег Дамбинов, заместитель начальника ГИБДД МВД Калмыкии полковник Зурган Бодаев, начальник Яшкульского РОВД полковник Владимир Балданов, начальник Яшалтинского РОВД полковник Виктор Саранов, а также начальники всех восьми городских и районных отделов ГИБДД Калмыкии.

"Судя по событиям в Артезиане, руководство МВД поторопилось как с ликвидацией службы по борьбе с организованной преступностью, так и с кадровой ротацией в милицейских подразделениях, ориентированных на борьбу с браконьерством. Во всяком случае, обещанного положительного эффекта от ведомственной реформы в Калмыкии, учитывая всплеск насилия в Черноземельском районе, так и не произошло… Гражданские власти и правоохранительные органы не исключают попыток повторения инцидента: в Артезиане остаются размещенные почти неделю назад 100 бойцов калмыцкого ОМОНа", - подытожил Андрей Серенко.

В МВД Калмыкии возбуждено два уголовных дела по апрельским событиям в поселке Артезиан. Несколько задержанных обвиняются по статье 213 (хулиганство) и 222 (незаконное хранение, перевозка или ношение оружия) УК РФ.

Межэтнические столкновения в Артезиане случались и ранее. Так, массовому избиению подверглись пассажиры поезда №373-374, следовавшего из Тюмени в Баку. Драка произошла на станции Артезиан в ночь на 27 октября 2007 года между азербайджанцами и калмыками . По данным МВД Калмыкии, причиной нападения послужил конфликт в вагоне-ресторане этого поезда, после чего на пассажирский состав, сделавший остановку на станции Артезиан, напали полсотни местных жителей , вооруженных ножами и арматурой.

В октябре 2006 года в селе Воробьевка Приютненского района республики был предотвращен крупный межэтнический конфликт между калмыцкой и дагестанской молодежью . Тогда МВД Калмыкии перешло на усиленный вариант несения службы. В село Воробьевка был направлен отряд милиции в составе свыше 100 человек, а на пунктах пропуска и автодорогах введен усиленный контроль и досмотр. Причиной этих мер стала драка, произошедшая 31 октября на дискотеке в селе Воробьевка. Тогда приезжий 24-летний житель Дагестана нанес ножевые ранения двум 16-летним подросткам, один из которых скончался.

В апреле того же года в Калмыкии муссировались слухи о том, что может начаться резня русского населения. Информация об обострении межнациональных отношений в республики поступала из разных источников, главным из которых были слова очевидцев. Так, жители Элисты утверждали, что жизнь в городе превратилась для людей славянской внешности в кошмар. Наблюдался массовый выезд людей из республики.

Житель Калмыкии, обвиняемый в избиении чеченки Табарик Дудаевой, задержан по подозрению в хулиганстве по мотивам национальной вражды, сообщил "Кавказскому узлу" сотрудник правоохранительных органов. Произошедшее в Большом Царыне – единичный случай, заявили представители чеченского землячества в Калмыкии.

Житель Большого Царына Октябрьского района Калмыкии, подозреваемый в избиении Табарик Дудаевой, "сначала был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное по мотивам национальной или религиозной ненависти или вражды, - прим. "Кавказского узла" ), но сегодня (24 августа ) статью переквалифицировали. Теперь ему вменяется совершение преступления, предусмотренного ст. ч. 1б ст. 213 (хулиганство, совершенное по мотивам расовой или национальной ненависти или вражды, – прим. "Кавказского узла" )", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник правоохранительных органов.

"Сейчас задержанный находится в ИВС в Малых Дербетах", - отметил он

В межмуниципальном отделе МВД "Малодербетовский", куда входит отделение полиции Октябрьского района, подтвердили корреспонденту "Кавказского узла", что дело по факту избиения Дудаевой "уже возбуждено", однако от дальнейших комментариев там воздержались. Комментариями от пресс-службы МВД Калмыкии "Кавказский узел" пока не располагает.

Обвинение в хулиганстве, совершенном по мотивам национальной вражды, предъявлено двум калмыкам, которые подозреваются в избиении Табарик Дудаевой, пишет 24 августа "Чечня сегодня" со ссылкой на представителя главы Чечни в Республике Калмыкия Романа Исаева.

По его словам, врачи пришли к выводу, что потерпевшая получила "легкий вред здоровью", однако по завершению исследования будут сделаны дополнительные выводы, так как могут быть скрытые травмы головы.

Ранее, 21 августа, один из обвиняемых в избиении Табарик Дудаевой заявил, что сильно сожалеет о содеянном, пишут "Кавказ.Реалии". Свое поведение он объяснил тем, что "перебрал, с кем не бывает". При этом он извинился перед Дудаевой и заявил, что "национальной подоплеки" не было, а конфликт произошел на бытовой почве.

Руководство района извинилось перед местными чеченцами

23 августа глава Октябрьского района "официально извинился перед чеченцами, проживающими в Большом Царыне", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель чеченского общественно-культурного объединения "Согласие" (Барт) в Октябрьском районе Хамид Гацаев .

"Вчера у нас было собрание. С чеченцами, проживающими в Большом Царыне, встретились глава Октябрьского района, его заместитель, начальник Малодербетовского отдела полиции. Руководство района принесло извинения за случившиеся. Все собравшиеся выступили за то, чтобы как можно скорее успокоить общественность и решить вопрос в правовом поле", - сказал Гацаев.

"Его задержали после того, как он избил Дудаеву, но в тот же вечер отпустили. Мол, с ним провели беседу, а оснований для содержания в ИВС не имеется. На следующий день он вышел на работу, еще и журналистам дал комментарий. Естественно, в соцсетях люди стали возмущаться – избил женщину и до сих пор на свободе. Тогда его опять задержали и уже отправили в изолятор в Малых Дербетах. Сегодня (24 августа) – третий день, как он сидит в ИВС. Как нам пояснил представитель полиции, со статьей следствие определится после того, как будут получены результаты медэкспертизы", - рассказал Гацаев.

По его словам, в Большом Царыне живет "порядка 20 чеченских семей", в районе – "еще семей десять". При этом в поселке проживают представители 48 национальностей, и конфликтов на почве межнациональной неприязни между ними никогда не было, добавил Гацаев.

"В конце 1970-х годов в Октябрьском районе Калмыкии начали выращивать рис. Это была всесоюзная кампания, сюда приезжали работать люди со всех уголков страны. Я сам здесь живу с 1979 года. В Большом Царыне, конечно, бывают стычки на бытовой почве – молодежь есть молодежь. Но чтобы конфликт произошел из-за межнациональной неприязни – о таком я никогда не слышал. Это первый случай", - заверил Гацаев.

По его словам, муж пострадавшей работает на животноводческой стоянке в Большом Царыне, сама Табарик Дудаева занимается частным извозом.

После избиения ее госпитализировали в волгоградскую больницу, сказал Хамид Гацаев.

"Она в тяжелом состоянии – сломана переносица, выбиты зубы, один глаз затек. Я поговорил с ее мужем, сказал ему, чтобы нашел адвоката и не слушал советчиков в Интернете. Ситуация сейчас находится под контролем. Виновника инцидента задержали. Все должно решаться в правовом поле", - подытожил Гацаев.

Инцидент в Большом Царыне не отражает ситуацию с межнациональными отношениями в республике

23 августа произошла встреча с чеченцами, приехавшими в Элисту из Чечни после избиения Дудаевой, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель чеченского общественно-культурного объединения "Согласие" (Барт) в Калмыкии Умар Эльжуркаев .

"Ажиотаж, конечно, среди чеченской молодежи был. Вчера (23 августа ) около тысячи человек собрались в Шелковском районе, готовы были поехать в Калмыкию. Чеченским властям пришлось перекрыть дорогу. Имам и глава района выступили перед собравшимися, попросили всех успокоиться. Но кое-кто все-таки приехал сюда. С некоторыми я вчера встречался, объяснил им, что все под контролем, уголовное дело возбуждено", - рассказал Эльжуркаев.

Он, так же, как и Гацаев, считает, что инцидент в Большом Царыне не отражает ситуацию с межнациональными отношениями в республике.

"Иногда... происходят конфликты. Но это не значит, что между чеченцами и калмыками существует какое-то напряжение. После резонанса в соцсетях мне звонили знакомые калмыки, говорили, что им стыдно за случившееся", - отметил Эльжуркаев.

По его словам, последний крупный конфликт между чеченцами и калмыками произошел в селе Садовое Сарпинского района Калмыкии в 2016 году.

"В кафе была драка, которая переросла в массовую – в общей сложности человек 10-15 в ней участвовало. ОМОН и СОБР в тот раз перекрывали дорогу, чтобы жители Калмыкии из других районов или чеченцы из соседних регионов не раздули конфликт дальше", - пояснил Эльжуркаев.

Глава "Согласия" посетовал, что негативная информация вызывает больший интерес, из-за чего искажается реальная картина межнациональных отношений в республике.

"Я вожу детей из Элисты в Чечню, они там встречаются со сверстниками. Приезжают домой полные впечатлений. Но никому это неинтересно, никто об этом не пишет. Мне в Чечне рассказали, как калмык-омоновец спас чеченца-подростка в Москве во время беспорядков на Манежной. За этим мальчишкой гнались скинхеды, а парень-калмык упал на него, укрыл своим телом. Оба попали в реанимацию, но выжили. Я – житель Калмыкии – об этом не слышал, потому что никто не писал, не рассказывал. Зато в эти дни телефон у меня не умолкает", - заявил Эльжуркаев.

Напомним, что крупный конфликт между калмыками и чеченцами случился в августе 2005 года в селе Яндыки Лиманского района Астраханской области. В ночь с 15 на 16 августа в селе произошла массовая драка между калмыками и чеченцами (в ней участвовало до 400 человек), в результате которой один из калмыков был убит, еще один получил телесные повреждения средней тяжести. Во время похорон погибшего, 18 августа, толпа (около 500 человек) начала жечь дома и машины, принадлежащие чеченцам, и бить их владельцев. Всего были сожжены восемь домов, разбиты три автомобиля, пять человек получили телесные повреждения.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные