Профессиональный выбор. Выбор будущей профессии

Профессиональное самоопределение.

Этапы профессионального самоопределения .

Понятие профессиональное становление личности понимается как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование. Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии.

Первый этап профессионального становления личности связан с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий.

Второй этап - это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

Третий этап - активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности - к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей.

Четвертый этап предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде.

Практически на всем протяжении процесса профессионального становления и развития переход от одной стадии к другой часто может сопровождаться возникновением у человека тех или иных трудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Существенным при этом является то, что смена одних стадий процесса профессионального становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному возрастному этапу, биографическому периоду. Она отражает психологический возраст профессионально - личностного становления, развития и зрелости человека. Сходные проблемы и кризисы могут возникать и часто реально возникают не только при переходе от одной стадии процесса профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого процесса.

Выделяют основные факторы, влияющие на выбор профессии, которые обычно объединяют в две группы: субъективные и объективные. К субъективным относят интересы, способности, особенности темперамента и характера. К объективным - уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий. К объективным факторам тесно примыкают социальные характеристики, например такие, как образовательный уровень родителей, социальное окружение и др.

Кроме индивидуально-личностных особенностей, влияющих на сроки профессионального самоопределения, к факторам, детерминирующим такой выбор, относят принадлежность к той или иной социальной группе, а также гендерные отличия в профессиональном самоопределении. По мнению одного из ведущих специалистов в области психологии труда Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется восемью основными факторами. Это: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности.



Среди субъективных факторов, влияющих на выбор профессии, особо отмечают уровень интеллекта человека, его способности и направленность интересов. Ряд специалистов считает, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низкими умственными показателями не могут успешно справляться с функциональным содержанием данной профессии. Кроме того, развитый интеллект позволяет человеку критично и реалистично соотносить себя с предъявляемыми требованиями, успешно обучаться, учитывая опыт своей профессиональной деятельности. Известно, что выбор профессии, профессиональное самоопределение требует высокой активности субъекта и зависят от степени развития его контрольно - оценочной сферы.

Развитие карьеры для большинства людей - это пожизненный процесс выбора возможностей трудоустройства, предоставляемых им. На каждого отдельного субъекта процесса влияют многие факторы, в том числе общество, в котором они живут, их личные способности и образовательные достижения.

Некоторые из этих факторов могут измениться во время профессиональной жизни. Иногда жизненные обстоятельства изменяют карьерные пути.

Кроме того, внешние влияния, такие как семья и друзья, могут изменить взгляды или заставить видеть свои профессиональные цели по-разному.

Факторы выбора профессии

Выбор карьеры - одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни. Исследователи обнаружили, что многие факторы, влияющие на выбор карьеры, быстро становятся очевидными благодаря честному самоанализу. Истинные ответы на вопросы: для какой карьеры вы подходите, где вы хотите жить, сколько получать за ваш труд и как вы хотите работать, могут быть ключом к выбору хорошей профессии.

В выборе карьеры необходимо принимать во внимание быстрые изменения на рынке труда и низкий спрос на выпускников. Молодёжь обеспокоена не только внутренним рынком труда, но и иностранным рынком труда, куда стремятся многие молодые люди. Экономические и социальные условия также дают выбор критериев и должны соответствовать требованиям рынка труда и ожиданиям потребностей молодых людей. Наиболее распространёнными критериями являются:

  • стабильность работы;
  • зарплата;
  • репутация компании;
  • перспективы продвижения по службе.

Местонахождение работы

География может влиять на принятие решений о карьере несколькими способами. Вы можете выбрать работу, которая требует жизни в определённом регионе, или вы обнаружите, что возможности трудоустройства более многочисленны в определённой части страны. У вас также может быть личное предпочтение тому, где вы хотите жить, будь то оживлённый город, сельская местность или солнечный регион.

Роль родителей

Родители часто влияют на карьерные пути, которые преследуют их дети. Родитель может побуждать ребёнка к профессии, сходной с его собственной или демонстрирующую высокую доходность . Дети часто привлекаются к определённой линии работы из-за профессиональной истории родителей, которая, вероятно, дала непосредственную перспективу в этом типе работы.

Влияние родителей на выбор детской карьеры часто является решающим. Наиболее часто используемые семейные аргументы:

  • безопасность и будущее профессии на рынке труда;
  • ожидаемые материальные выгоды;
  • сохранение традиций (преемственность).

Это интересно: , специфика работы.

Брак и дети

Если вы состоите в браке, то ваша половинка может влиять на выбор, который вы делаете в отношении своей карьеры. Когда пары принимают решения как единое целое, должны быть некоторые приёмы и компромиссы. Например, если супругу предлагается исключительная возможность работы за границей, вы можете решить вместе, что лучший вариант - это преследовать профессиональные возможности в новом месте.

Многие люди меняют свою карьерную перспективу, когда появляются дети. Необходимо решить, хотите ли вы проводить менее напряжённую или суетливую карьеру, чтобы проводить больше времени со своими детьми. С другой стороны, нужно искать способы увеличить прибыль, чтобы обеспечить их благополучие и будущее образование.

Потенциальный доход

Потенциальный доход выбранной профессии является одним из основных факторов, влияющим на карьерный путь. Личные финансовые потребности также могут повлиять на выбор карьеры.

Отраслевые и экономические изменения

Изменения в отрасли или экономике могут влиять на выбор карьеры. Если вы обнаружите, что профессия наводнена новыми выпускниками колледжей, то потенциал может уменьшиться и вы решите выбрать другой путь. Аналогичным образом, новые разработки в вашей области могут открыть двери для расширения профессиональных возможностей. Даже изменяющаяся мировая экономика может повлиять на выбор , который вы делаете на своём профессиональном пути.

Число людей, которые испытывают трудности с входом на рынок труда и устойчивым развитием карьеры, растёт во всем мире. Безработица в результате избыточного предложения рабочей силы представляет собой макроэкономический дисбаланс с наихудшими последствиями как для отдельных лиц, так и для всей экономики. Важную роль в перераспределении рабочей силы играет мобильность рабочей силы посредством региональной миграции. Трудовая миграция является одним из способов адаптации человека к экономическим изменениям.

Выбор профессии подростками

На выбор профессии подростком влияют многие факторы, включая жизненный контекст, личные способности, учителя и образовательные достижения. Решение этой важной задачей развития критически важно в жизни подростков.

Было установлено, что культурный и социальный контекст семьи и сообщества играет важную роль в том, как молодёжь узнаёт о карьере и оказывает влияние на процесс выбора . Стратегии, которые нацелены на родителей и сообщества, чтобы увеличить их участие в выборе карьеры молодёжи, могут способствовать принятию правильных решений.

Важным поворотным моментом в жизни является выбор карьеры, который они делают в средней школе . Часто это рассматривается семьёй и сообществом как просто начало готовности к работе, однако, это решение играет важную роль в становлении молодёжи на пути, который открывает, а также закрывает возможности.

Взаимозависимость семьи, школы и культуры сообщества

Молодые люди, благодаря взаимодействию с контекстом семьи, школы, сообщества изучают и исследуют карьеры, которые в конечном счёте приводят к определению своего пути. Взаимозависимость семейной, школьной и общинной культуры играет решающую роль в формировании профессионального выбора молодёжи.

На подростков влияют совершенно разные социальные и экономические контекстуальные факторы в их стремлении к различным профессиональным путям при переходе от школы к работе.

Выбор работы, который делают молодые люди, встроен в их восприятие «идеальной работы» и их зрелости принятия решений в сфере . Профессиональный выбор - это не просто процесс сопоставления; скорее, это выбор, сделанный в контексте многих влияющих факторов. Восприятие «идеальной работы» действует как фильтр для уместности работы и влияет на процесс выбора.

Первоначальное принятие решений о карьере - это культурная задача развития, которую подростки должны достичь к концу своего учебного года. В обследованных средних школах разброс по карьерным предпочтениям был разным. У молодёжи, имеющей обеспеченных родителей, как правило, решения о будущей карьере принимаются быстро. У детей, чьи родители имеют низкий доход, отсутствие принятия решений о карьере является нормой.

Молодые люди признают, что существуют препятствия для реализации их будущих карьерных выборов и поиск путей преодоления этих препятствий . Большинство молодых людей заявляет, что основным препятствием является нехватка финансовых ресурсов для обучения. Молодёжь, желающая работать после окончания обучения, определила отсутствие возможностей трудоустройства в качестве своего второго препятствия для достижения целей в области занятости.

Абсолютное большинство сельской молодёжи планирует покинуть сельскую местность, чтобы искать работу. Некоторые молодые люди хотели остаться, если бы могли найти работу в этом районе.

Выбор карьеры, который делают подростки, - это решение, влияющие не только на их развитие, но и существующий контекст.

Разработка программ и стратегий, которые помогают как родителям, так и молодёжи в изучении широкого круга занятий, может открыть двери для новых и нетрадиционных вариантов карьеры. Предоставление подросткам возможностей для обучения, в которых им предлагается осмыслить ситуации, с которыми они сталкиваются при различных видах занятости, может дать им более полное представление о возможностях карьеры.

Общинное обучение, в котором участвуют подростки при решении реальных проблем на рабочем месте, напрямую связывает их с реальностью различных профессий. Привлечение родителей и сообщества к активной поддержке поиска и выбора профессии обеспечивает контекст, который помогает подросткам успешно переходить на роли взрослых на рабочем месте.

Факторы выбора по Климову

Наличие интересов

Человек добивается лучших результатов в той сфере, которая ему нравится.

Способности и талант

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку: нужны ещё и музыкальные способности.

Предпочтения

Выбор может определяться:

  • профессией;
  • местом работы;
  • местом жительства;
  • климатическими и погодными условиями.

Все эти факторы могут вступать в конфликтные отношения или, наоборот, накладываясь друг на друга перевешивать в пользу какого-либо выбора.

Влияние родителей, семьи

Родные и близкие люди часто желают принимать участие в выборе работы. Мнением родных и их опытом нельзя пренебрегать, но нужно понимать что это не единственный фактор.

Мнение ровесников, друзей

Мнение одноклассников, товарищей важно, так как оно отражает уровень популярности тех или иных профессий, но выбор профессии - это личный выбор.

Личный план - это карта, которая облегчает путь вперёд. На ней должны быть отмечены главная цель и промежуточные точки. Чтение справочной литературы, опыт знающих людей, самообразование, поступление в определённое учебное заведение или кружок даст возможность составить своё мнение о кратчайшем пути к достижению ближайших целей. Кроме того, необходимо иметь запасные маршруты на случай возникновения непреодолимых барьеров в реализации основного плана, то есть должен быть план «А», «Б» и т. д.

Знания профессий

Прежде чем сделать выбор, надо углублённо познакомиться с различными профессиями. Недостаток знаний в области современных профессий чаще всего становится камнем препятствием в проблеме самоопределения.

Потребности общества постоянно меняются. Поэтому чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом ненужной, надо постоянно обновлять знания о конъюнктуре на рынке труда.

Влияние характера

Понимание того, какие профессии лучше всего вам подходят на основе вашего характера - это то, что сделает вас наиболее счастливыми на работе. Было обнаружено, что люди, которые могут применять свои личные сильные стороны в карьере, испытывают больше удовольствия от работы. Например, общительным людям лучше работать в коллективе и, наоборот, если вашей чертой характера является замкнутость, то лучше выбрать индивидуальный режим работы.

Сильными сторонами характера человека могут рассматриваться дружелюбие, самоконтроль, доброта, которые вы демонстрируете и практикуете ежедневно.

Согласно исследованию, люди обычно имеют от трёх до семи сильных сторон, и чем больше сильных сторон работник может фактически использовать на рабочем месте, тем больше он будет удовлетворён и продуктивен.

От самооценки и понимания ваших неотъемлемых характеристик зависит оценка того, в каком направлении вы должны делать свою карьеру, независимо от того, находитесь вы вначале или середине карьеры.

Учёт вашего внутреннего мира не только будет полезен на личном уровне, но и это может также дать преимущество при собеседовании. Зная, что работодатели все чаще оценивают типы личности, вы должны продемонстрировать свои лучшие качества, а также задавать соответствующие вопросы, касающиеся условий на рабочем месте.

Внешние факторы - это престиж профессии, ее востребованность на рынке труда, высокая заработная плата, реальная возможность получить профессию, мнения и желания близких.

Престиж профессии является основным фактором выбора для большинства молодых людей. Действительно, престиж - важный мотив. Однако на волне популярности может возникнуть переизбыток специалистов в престижной профессии, что создаст сложности при устройстве на работу.

Овостребованности можно сказать то же. Те профессии, которые востребованы сегодня на рынке труда, могут оказаться невостребованными завтра и наоборот. Например, спрос на строительные специальности растет при высоких темпах строительства и падает в ситуации экономического кризиса. Поэтому в этом вопросе лучше ориентироваться на прогнозы специалистов, чем на существующую ситуацию.

Заработная плата в выборе профессии не может играть решающей роли, поскольку обычно оплачивается не профессия, а должность. Высокая заработная плата, связанная именное профессией, как правило, отражает степень риска. Рассматривая фактор заработной платы, важно обращать внимание на возможность карьерного роста. Для одних работ стартовая заработная плата может быть весьма высокой, но со временем она не будет повышаться; для других она растет с годами, и через какое-то время вторые значительно обгонят первых.

Реальная возможность получить профессию может быть ограничена отсутствием материальных условий, сложностью поступления и т.д. Для решения этой проблемы следует направить усилия на изменение ограничивающих условий - воспользоваться кредитом, найти альтернативное учебное заведение и т.д.

Мнения и желания близких, особенно родителей, - самое неоднозначное условие выбора. С одной стороны, представители старшего поколения обладают опытом, который необходимо использовать, нос другой - они не всегда хорошо разбираются в структуре и динамике современною рынка труда. Чужие мнения следует учитывать, но при этом понимать, что окончательное решение необходимо принимать самому.

Внутренние факторы - это возможности, способности и интересы самого человека.

Идеальным является вариант, когда профессия соответствует всем заданным условиям. Однако чаще всего возникает необходимость пожертвовать какими-то из них. Все факторы довольно весомы, и провести их градацию по степени важности невозможно, так как для разных людей значимы разные факторы.

Внутренние факторы касаются самой личности - того, что она может и хочет. Поскольку итоговый выбор - это выбор личности, который может оказать решающее влияние на всю последующую жизнь, на внутренние факторы следует обращать особое внимание.

Возможности следует обязательно учитывать в числе внутренних факторов. Ряд профессий закрыт для людей с болезнями. Например. человек с больным сердцем не сможет стать летчиком, а аллергик - химиком. Для некоторых профессий нужна быстрая реакция, которая проверяется при помощи специальной аппаратуры. Дегустаторы должны иметь развитые вкусовые рецепторы, музыканты - слух и т.д.

Способности, как правило, проявляются в ходе обучения. Очевидно, что программирование для человека с плохими оценками по математике будет не лучшим выбором, а человек без видимых актерских способностей вряд ли сделает карьеру кинозвезды. Исключения существуют, но они довольно редки.

Интересы и предпочтения чрезвычайно важны в выборе. Работа должна быть интересной и проходить в тех условиях, которые наиболее комфортны. Для творческого человека не самым лучшим выбором будет ранний подъем и работа с восьми до пяти, а для человека, увлеченною техникой, - политическая или артистическая деятельность.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить “как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями”. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия “ценностные ориентации” следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями.

Источником активности личности служат потребности, под которым понимаем состояние личности, вызванной необходимостью вступать в связи с окружающей средой для того, чтобы обеспечить свое существование, функционирование и развитие. Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности.

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:

  • F самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;
  • F авторитет в трудовом коллективе;
  • F признание родных, знакомых, друзей;
  • F самосовершенствование и самовыражение - интересная работа;
  • F применение своих знаний, умений, способностей;
  • F творческий характер труда;
  • F материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;
  • F должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе.

Иногда можно встретиться с отождествлением понятий “интерес” и “направленность”. Такое отождествление необоснованно хотя бы потому, что интерес - состояние довольно изменчивое, а направленность - долговременное, стойкое.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

  • F общая мотивировка;
  • F романтика профессий;
  • F мотивы познавательного характера;
  • F мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии;
  • F ссылка на пример;
  • F немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

  • F мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
  • F мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;
  • F мотивация неуверенная, неаргументированная;
  • F никак неаргументированная мотивация.

Удовлетворение потребностей, интересов, реализация цели немыслимы без решения конкретных задач, выполнения соответствующей работы. Поэтому в каждом случае человек выбирает объект, явление или деятельность (профессию). Таким образом, выбор обеспечивает потребности личности.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств человека, как склонности. Склонности - это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту.

Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности. Говоря о выявлении способностей учащихся в целях профориентации, мы имеем в виду склонности к овладению не только знаниями школьной программы, но и определенными профессиями.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся”. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т. д.

Такой подход к данному вопросу дает ученым и исследователям возможность изучать те материальные предпосылки, физиологические процессы, на основе которых при благоприятных условиях могут развиваться у человека те или иные профессиональные способности.

Эти материальные, заложенные в организме человека ученые называют задатками. На их развитие большое влияние оказывает окружающая среда.

Таким образом, составление прогноза успешности овладения человеком профессией состоит в выявлении наличия и степени развития природных задатков.

Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.

В психологии под темпераментом подразумевают индивидуально-своеобразные свойства личности, ее психики, определяющие динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом возрасте.

Типы нервной системы лежат в основе четырех типов темперамента.

Меланхолик. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения.

Холерик. Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение.

Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.

Флегматик. Сильный, уравновешенный, но с инертными процессами.

Человек может иметь любое сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервной системы (общий тип) и принадлежать к любому из типов высшей нервной деятельности.

К индивидуальным особенностям личности относится также характер. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам. В зависимости от преобладающего влияния различных психологических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

Психологи различают четыре системы свойств характера:

  • F свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность и т.д.);
  • F свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду и др.);
  • F свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное или небрежное отношение к вещам и т.п.);
  • F свойства, выражающие отношения к самому себе (самолюбие, честолюбие, гордость и т.д.).

Характер человека не представляет собой некоторую случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое.

Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора, командира производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.

2. Экспериментальная часть

Влияние ценностных ориентаций на профессиональную направленность школьников

Личность определяется системой человеческих отношений, несет в себе результаты жизни и деятельности в обществе, являясь и продуктом, и деятелем общества. Психологическая сущность личности, ее развитие, бытие и ценностные ориентации - центральные проблемы мировой психологии.

Глобальной характеристикой личности является ее ценностные ориентации. Они выступают как продукт социальных ценностей того общества, в котором развивается индивид, где он реализует свои потенциальные возможности и задатки, и, в конечном итоге, определяются общими социально-экономическими условиями, в которых развивается человек. Ценностные ориентации представляют собой общие принципы, в соответствии с которыми строится поведение индивида в различных ситуациях взаимодействия. Генетически они формируются через присвоение социального опыта под воздействием социальной ситуации, в которой происходит деятельность человека, ее наиболее сущностных, смыслообразующих моментов. Являясь сознательным интуитивным обобщением социальной ситуации, они выступают как некие нравственные позиции, которые занимает человек по отношению к социальной реальности - определяют инвариантные правила взаимодействия с ней личности и лежат в основе совокупности конкретных установок, мнений и верований. Именно на этом уровне происходит трансформация социально-типического в индивидуально-типическое. Ценностные ориентации образуют стержень, определяющий смысл совокупности различных и зачастую логически противоречивых установок, мнений и верований человека, скрепляющий их воедино.

Особый интерес представляет и общая структура жизненных ценностей старшеклассников, где выделяются факторы: материальное благополучие, социальная карьера - приобщение к культуре, развитие способностей.

В современной социально-политической ситуации представители разных социальных групп и разных профессий оценивают происходящие сегодня изменения в экономической и социально-политической жизни как изменения, в большей степени соответствующие возможностям реализации их жизненных ценностей. Следует также отметить, что динамичность социальных настроений, связанная со сменой их направленности и интенсивности, требует осмысленной социальной политики. Подобная стабилизация настроений может быть достигнута за счет уравновешивания притязаний и возможностей их достижения.

Исходя из приведенного анализа полученных результатов, можно сказать, что наиболее привлекательными в выбранной профессии, независимо от групп испытуемых, оказываются такие моменты, как творческий характер труда, возможность общения с людьми, известная свобода принятия решения, возможность творческий самореализации. Работники народного образования отмечают также и гуманную направленность.

В ходе анализа ценностных ориентаций старшеклассников школ № 78 города Омска, можно отметить, что успешная профессиональная деятельность является значимой для каждого второго из них (49,0%). Полученные в ходе опроса данные позволяют более детально рассмотреть вопросы, связанные с профессиональными ориентациями школьников. В этой связи рассмотрим оценку школьниками своих личных перспектив в будущей профессиональной деятельности; значимость различных аспектов профессии, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников; привлекательность различных сфер профессиональной деятельности для школьников.

Оценивая свои личные перспективы в будущей профессиональной деятельности, 34,7% старшеклассников высказали уверенность в том, что она сложится успешно. Уверены же в том, что эта деятельность сложится неудачно лишь 2,9%. Однако следует отметить, что более половины старшеклассников (59,8%) сомневаются в успешности своей будущей профессиональной деятельности.

Полученные в ходе опроса материалы дают возможность оценить склонность учащихся к выбору той или иной сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Из приведенного рисунка видно, что наибольший процент учащихся склонен связать свою профессиональную деятельность прежде всего со сферой экономики. Во вторую группу по привлекательности входят: научная деятельность и образование. Третья группа включает: промышленное производство, торговлю, здравоохранение, искусство, работу в общественных организациях и транспорт. В четвертую группу входят: сфера социальных услуг, армия, органы внутренних дел и госбезопасности, спорт и юриспруденция. В пятую: культура, массовые коммуникации, внешняя политика и сельское хозяйство. Наименее популярна среди учащихся, как сфера будущей профессиональной деятельности, сфера религии.

Анализ показывает достаточно заметные различия между юношами и девушками в их профессиональных ориентациях. Так, юноши чаще склонны ориентироваться на научную деятельность - 23,4% (у девушек соответственно - 8,4%), девушки же чаще ориентированы на сферу образования - 18,3% (у юношей - 2,5%).

В ходе опроса мы пытались выяснить те аспекты профессиональной деятельности, которые являются наиболее значимыми для старшеклассников при их профессиональном самоопределении. Полученные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1. Распределение выбора старшеклассниками критериев привлекательности будущей профессии

Критерии

Уровень оплаты труда

Возможность общения с людьми

Творческий характер труда

Интеллектуальный характер профессии

Сложность профессии

При изучении более детального анализа взаимосвязи у старшеклассников мотивационной структуры выбора профессий с различными сферами профессиональной деятельности был проведен факторный анализ мотивов выбора профессий относительно предпочтений ими различных сфер профессиональной деятельности. Исходную матрицу для факторного анализа составили 15 мотивов выбора профессий и 18 сфер профессиональной деятельности. Результаты факторного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2. Факторные нагрузки для мотивов выбора профессии

Мотивы выбора профессии

Уровень оплаты труда

Социальная престижность профессии

Простой и легкий характер труда

Возможность иметь много свободного времени

Удовлетворение от труда в данной области

Возможность быстро сделать карьеру

Возможность развить свои способности

Возможность легко устроиться на работу

Интеллектуальный характер профессии

Возможность командовать другими

Творческий характер труда

Возможность принести пользу людям

Возможность общения с людьми

Сложность профессии

Три выделенных фактора объясняют 83,3% общей дисперсии. Как видно из представленных в таблице данных, первый фактор определили с высокими нагрузками следующие мотивы выбора профессии: "возможность легко устроиться на работу" (0.92), "уровень оплаты труда" (0.88), "возможность быстро сделать карьеру" (0.88), "социальная престижность профессии" (0.85), "простой и легкий характер труда" ((0.80), "возможность общения с людьми" (0.75), "другое" (0.65). С нашей точки зрения, мотивы, определяющие этот фактор, можно определить как стремление выбрать сферу профессиональной деятельности, которая могла бы обеспечить социально-экономическое благополучие.

Во второй фактор с высокими весами вошли мотивы: "творческий характер труда" (0.92), "удовлетворение от труда в данной области" (0.70), "возможность развивать свои способности" (0.70), "возможность развивать свои способности" (0.70), "возможность иметь много свободного времени" (0.67), "возможность принести пользу людям" (0.66). По своему содержанию сходство этих мотивов характеризует стремление к творческой самореализации.

Третий фактор определили такие мотивы выбора профессии, как: "возможность командовать другими" (0.69), "сложность профессии" (0.69), "интеллектуальный характер профессии" (0.59). По всей видимости, этот блок мотивов характеризует стремление к самоутверждению.

Мотивация, связанная с материальным благополучием определяет выбор старшеклассниками таких сфер профессиональной деятельности, как экономика, торговля и работа в общественных организациях. В наименьшей степени она определяет выбор сферы религии, здравоохранения, искусства, культуры.

Таким образом, проведенный факторный анализ структуры мотивов выбора будущей профессиональной сферы деятельности у старшеклассников позволяет выявить не только основные мотивационные блоки, определяющие выбор профессии, но и возможности той или иной сферы профессиональной деятельности для удовлетворения соответствующих потребностей учащихся. При этом интересно отметить, что мотивация к творческой самореализации ориентирует учащихся на выбор профессиональных сфер с нежесткой социальной организацией. В то время как мотив самоутверждения ориентирует учащихся на выбор профессиональных сфер, имеющих достаточно жесткую социальную иерархию.

На основании материалов проведенного исследования можно утверждать: несмотря на многочисленные дискуссии и решения по поводу неизбежности и необходимости повышения в условиях перехода к рыночной экономике престижа работников, связанных с производительным трудом в общественном производстве, абсолютное большинство выпускников средней школы по-прежнему ориентированы на продолжение учебы в ВУЗе или техникуме и, соответственно, стремятся заниматься преимущественно умственным трудом.

Выбор ближайших жизненных планов выпускников средней школы тесно связан с включением их в социальную структуру общества. Вхождение в определенную социальную группу влечет за собой приобретение молодым человеком соответствующего статуса, выражающего значимость конкретного вида труда для воспроизводства общественных отношений. Занятия специфической деятельностью, характер социального разделения труда и его содержание детерминируют и уровень развития личности.

Распределение ориентаций на вхождение в различные социальные группы в зависимости от пола опрошенных дало следующие результаты. Девушки в 8 раз чаще, чем юноши, намерены трудиться в качестве рабочих промышленности и транспорта и в четыре раза активнее стремятся работать в коммерческой сфере. А представители "сильного пола" почти вдвое чаще, нежели девушки, ориентируются на социальную группу рабочих торговли, сферы обслуживания и в четыре раза активнее выражают готовность быть служащими сферы управления. Намерения юношей и девушек практически совпадают лишь в отношении вхождения в состав специалистов с высшим образованием.

В целом можно сделать вывод, что на высшее и среднее специальное образование сегодня ориентируются не меньше юношей и девушек, чем прежде. Важно также отметить определенное возрастание престижа краткосрочных курсов для получения профессии. Многие молодые люди успели осознать, что без определенных профессиональных умений и навыков трудно адаптироваться к рыночным отношениям. Общая тенденция такова: растет доля выпускников, получающих после окончания полной средней школы профессиональное образование до начала трудовой деятельности. Однако непрерывные структурные реорганизации, происходившие в последние годы во всех сферах жизнедеятельности общества, в немалой мере способствовали разрушению традиционной системы образования, что приводит к сужению сферы бесплатного образования и уменьшения финансовой поддержки учебных заведений со стороны государства. Кроме того, выяснилось, что проблемой трудоустройства обеспокоены две трети выпускников средней школы.

Формирование планов школьников на ближайшее будущее во многом определяется способностью молодежи ориентироваться в характере и направленности процессов, происходящих в окружающей действительности, возможностью участвовать в воспроизводстве социальной структуры общества. Переход к рыночной экономике влечет за собой быстрый рост диспропорций в оплате труда различных групп граждан (рабочих, служащих, специалистов, предпринимателей и работников коммерческой сферы), что не может не отразиться на приоритетах выпускников средней школы, у которых выбор варианта собственного жизнеустройства существенно зависит от того, на предприятиях какой формы собственности они предпочитают работать. К работе на негосударственных предприятиях тяготеют три четверти выпускников средней школы. Наибольшее доверие молодежи вызывают долевая частная собственность и семейные предприятия. Каждый четвертый предпочитает стать наемным работником в частном секторе, рассчитывая на более высокую оплату труда. Это соответствует фактически сложившемуся положению в нынешних условиях, когда частный капитал сосредоточился в наиболее прибыльных отраслях.

Выпускники средней школы в целом довольно реалистично представляют характер и перспективы развития рыночной экономики в России. Это подтверждается и их оценками личностных качеств, которые должны быть в наибольшей степени развиты у предпринимателя. На первое место было поставлено такое важное нравственное качество человека, как ответственность за дело (83% опрошенных). Далее большинством были названы такие морально-деловые качества, как точное знание экономической ситуации (79%), профессионализм (78%), умение общаться с людьми (77%), ответственность перед партнерами (75%) и покупателями (70%), умение "выкрутиться" из любой ситуации (67%), умение ценить время (65%), ответственность перед сотрудниками (62%), умение зарабатывать большие деньги (52%). Получило определенное признание и умение найти престижную сферу деятельности (46%). На последнее же место выпускники средней школы поставили уважение к закону (42%). Очевидно, в сознании молодых людей уже утвердилось понимание того, что в современной действительности трудно преуспеть, если придерживаться нравственно-правовых норм, применяемых в отношениях цивилизованных людей между собой. И если развитие рыночной экономики в дальнейшем пойдет в том же направлении, то общество столкнется со многими негативными явлениями, вызванными деятельностью вступающих в самостоятельную жизнь носителей подобных взглядов.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные