Построение третьего по двум данным. Построение третьего вида по двум известным видам

Комплексным чертежом называют изображения предмета, составленные из двух или более связанных между собой ортогональных проекций изображаемого геометрического образа (рис. 1).

Рис. 1. Наглядное изображение предмета

Фронтальную проекцию называют видом спереди , или главным видом . Главный вид, получаемый на фронтальной плоскости проекций, является исходным, он должен давать наиболее полное представление о форме и размерах предмета. Предмет располагают так, чтобы на чертеже большая часть его элементов изображалась как видимая. Корпусные детали (кронштейны, передние и задние бабки, корпуса кранов и вентилей, трубопроводов, насосов, редукторов) на главном изображении (виде) показывают в рабочем положении , т. е. в положении, которое деталь занимает при эксплуатации. Детали, находящиеся при работе в различных положениях, вычерчивают в положении, которое преобладает в процессе изготовления. Поэтому такие детали, как валы, оси, шпиндели, шкивы, штифты и др., имеющие цилиндрическую или коническую форму и обрабатываемые на токарных станках в горизонтальном положении, изображают с горизонтально расположенной осью. (Можно посмотреть ). Как было сказано на прошлом уроке, горизонтальная проекция (вид сверху) располагается под фронтальной, а профильная (вид слева) - справа от фронтальной и на одном уровне с ней. Нарушать это правило расположения проекций нельзя . Такое расположение проекций называют проекционной связью .


Рис.2.Комплексный чертеж

Проекционная связь показана на рис. 2 тонкими сплошными линиями, которые называются линиями связи . При проведении линий связи между горизонтальной и профильной проекциями удобно пользоваться вспомогательной прямой , которую проводят под углом 45° от осей в правой нижней четверти. Линии связи, идущие от вида сверху, доводят до вспомогательной прямой. Из точек пересечения с нею восставляют перпендикуляры для построения вида слева.

Так строят чертежи в прямоугольных проекциях. Используя размеры детали и перенося их с имеющихся видов на достраиваемый, можно построить чертеж детали любой сложности.

Построение чертежа

В учебной практике иногда приходится выполнять задания, связанные с увеличением или уменьшением количества изображений на чертеже, например строить третий вид по двум имеющимся.

Построение третьего вида предмета сводится к построению третьих видов его отдельных элементов (точек, линий, плоских фигур) и отдельных частей. Для этой цели, изучая чертеж, определяют форму, размеры и положение этих частей на предмете. Таким образом, вначале осуществляется чтение чертежа. После этого приступают к графическим построениям, вычерчивая последовательно один за другим те или иные элементы предмета.

На рисунке 3 показана последовательность построения вида слева по двум заданным: главному и сверху. Перенос размеров с вида сверху на достраиваемый вид осуществлен с помощью постоянной прямой чертежа.

Рис. 3

Иногда при построении отсутствующего на чертеже вида применение постоянной прямой не обязательно. Для переноса размеров с одного вида на другой можно воспользоваться циркулем или линейкой (см. рис. 3, размер, обозначен звездочкой).

В заключение нужно удалить линии построения и обвести чертеж.

Компоновка чертежа

Компоновка чертежа (или композиция чертежа) выражается в гармоничном сочетании отдельных элементов изображения в выбранном масштабе с заданным форматом бумаги. Компоновкой чертежа также называется размещение изображений, размеров и надписей на поле чертежа (т.е. внутри рамки).

Начинающие чертежники строят чертеж, как правило, без учета площади листа бумаги. В итоге чертеж либо не помещается в отведенном ему поле, либо занимает только его часть.

Поскольку мы воспринимаем изображение не само по себе, не изолированно, а вместе с листом, на котором оно расположено, то между величинами изображения и листа должна существовать определенная пропорциональная зависимость, или, как говорят художники, композиционное равновесие.

Простейший способ достижения равновесия в чертеже - это равномерное распределение проекций (но не за счет нарушения проекционной связи!). Из рисунка 4 легко понять суть этого требования.

Рис.4. Компоновка проекций на чертеже

Но здесь могут быть и неожиданности. На рисунке 5 проекция валика размещена строго посередине листа. Несмотря на это, изображение кажется сдвинутым вниз.

Рис.5. Деталь на чертеже кажется смещенной

Это объясняется особенностью восприятия изображений нашим глазом: горизонтальные линии нам представляются длиннее вертикальных, верхняя половина предмета - больше нижней. Поэтому изображение валика следовало бы расположить несколько выше середины листа. По той же причине верхние части некоторых типографических знаков делают меньше нижних, но мы их видим равными (рис. 6).

Рис.6. Компоновка типографических знаков

Поверните рисунок и вы убедитесь в этом (посмотрите ).

Это относится и к ряду букв и цифр чертежного шрифта. Взгляните на рисунок 7.

Рис.7. Компоновка круга в квадрате

Кажется, будто небольшой черный круг расположен в глубине квадрата, большой круг выдвинут на первый план и только третий круг лежит в плоскости квадрата. Этот пример поможет вам определить соотношение толщины и размеров линий, цифр, надписей и других элементов чертежа при его выполнении, т. е. выдержать равновесие между черным и белым.

На рисунке 8 легко увидеть, какая компоновка чертежа выполнена композиционно правильно.


Рис.8. Компоновка размерных линий на чертеже

Стрелки чертежей на рис. 8, а) и в) несоизмеримы с проекциями: первые - велики, вторые - слишком малы, цифры - также. Кроме того, на рис. 8, а) они «прижаты» к своим проекциям, на рис. 8, в), напротив, «оторваны» от них. Правильно исполнен чертеж на рис. 8, б). В нем зрительно все уравновешено и создаются благоприятные условия для глаза при его движении по изображению.

Законы композиции проявляются во всех видах искусств: в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, фотографии и т. п.

Количество изображений

Выбор числа изображений является важным этапом выпол-нения чертежей. Он заключается в нахождении положения детали на главном изображении и необходимого числа видов, которые позволят полно и точно отобразить внешнюю и внутреннюю форму, а также размеры предмета.

Количество видов должно быть наименьшим , но полностью выявляющим форму предмета .

Выбор положения детали в главном изображении должен давать наиболее полное представление о форме и размерах детали: на главном виде должна быть максимально представлена информация о форме.

Обычно деталь показывают в положении, которое она занимает при обработке. Поэтому ось деталей, получаемых точением (например, валы), располагают горизонтально . Это облегчает рабочему изготовление детали по чертежу, так как и на чертеже и на станке он видит ее в одинаковом положении.

Выбор положения детали на главном изображении в значительной степени определяет количество изображений на чертеже. Предмет стараются располагать так, чтобы большая часть его элементов на главном виде изображалась как видимая .

Форма детали, представленной на рисунке 9 выявляется одним видом при правильном выборе главного изображения (главного вида).

Рис. 9.

Для передачи формы детали (рис. 10) необходимы два вида. Одним, главным видом не возможно показать глубину пазов утолщенной части детали.

Рис. 10.

Форму детали, показанной на рисунке 11 выявляют тремя изображениями. Даже два вида детали не будет полно определять форму.

Полный технический чертеж содержит как минимум три проекции. Впрочем знание представить себе объект по двум проекциям требуется как от технолога, так и от квалифицированного рабочего. Именно следственно в экзаменационных билетах в технических вузах и колледжах непрерывно встречаются задачи на построение третьего вида по двум заданным. Дабы благополучно исполнить сходственное задание, нужно знать условные обозначения, принятые в техническом черчении.

Вам понадобится

  • — лист бумаги;
  • — 2 проекции детали;
  • — чертежные инструменты.

Инструкция

1. Тезисы построения третьего вида идентичны для классического черчения, составления эскиза и построения чертежа в одной из предуготовленных для этого компьютерных программ. Раньше каждого проанализируйте заданные проекции. Посмотрите, какие именно виды вам даны. Когда речь идет о 3 видах, то это общая проекция, вид сверху и вид слева. Определите, что именно вам дано. Сделать это дозволено по расположению чертежей. Вид слева располагается с правой стороны от общего, а вид сверху - под ним.

2. Установите проекционную связь с одним из заданных видов. Сделать это дозволено, продлив горизонтальные линии, ограничивающие силуэт предмета, вправо, когда требуется возвести вид слева. Если речь идет о виде сверху, продолжите вниз вертикальные линии. В любом случае один из параметров детали у вас на чертеже появится механически.

3. Обнаружьте на существующих проекциях 2-й параметр, ограничивающий силуэты детали. При построении вида слева данный размер вы обнаружите на виде сверху. При установлении проекционной связи с основным видом у вас на чертеже возникла высота детали. Значит, из вида сверху надобно взять ширину. При построении вида сверху 2-й размер берется с боковой проекции. Обозначьте силуэты вашего объекта в третьей проекции.

4. Посмотрите, имеет ли деталь выступы, пустоты, отверстия. Это все подмечено на общей проекции, которая по определению должна давать максимально точное представление о предмете. Верно так же, как и при определении всеобщего силуэта детали в третьей проекции, установите проекционную связь между разными элементами. Остальные параметры (скажем, расстояние от центра отверстия до края детали, глубину выступа и т. п.) обнаружьте на виде сбоку либо сверху. Постройте надобные элементы, рассматривая обнаруженные вами мерки.

5. Дабы проверить, насколько верно вы совладали с заданием, испробуйте начертить деталь в одной из аксонометрических проекций. Посмотрите, насколько разумно располагаются вычерченные вами элементы третьего вида на объемной проекции. Дюже может быть, что придется внести в чертеж какие-то коррективы. Подмогнуть проверить ваше построение может и рисунок с учетом перспективы

Одна из самых интересных задач начертательной геометрии – построение третьего вида при заданных 2-х. Она требует вдумчивого подхода и мелочного измерения расстояний, следственно не неизменно дается с первого раза. Тем не менее, если скрупулезно следовать рекомендованной последовательности действий, возвести 3-й вид абсолютно допустимо, даже без пространственного воображения.

Вам понадобится

  • — лист бумаги;
  • — карандаш;
  • — линейка либо циркуль.

Инструкция

1. В первую очередь постарайтесь по двум имеющимся вида м определить форму отдельных частей изображенного предмета. Если на виде сверху изображен треугольник, то это может быть треугольная призма, конус вращения, треугольная либо четырехугольная пирамида. Форму четырехугольника могут принять цилиндр, четырехугольная либо треугольная призма либо другие предметы. Изображение в форме круга может обозначать шар, конус, цилиндр либо другие поверхности вращения. Так либо напротив, попытайтесь представить всеобщую форму предмета в совокупности.

2. Расчертите границы плоскостей, для комфорта переноса линий. Начните перенос с самого комфортного и внятного элемента. Возьмите всякую точку, которую вы верно «видите» на обоих вида х и перенесите ее на 3-й вид. Для этого опустите перпендикуляр на границы плоскостей и продолжите его на дальнейшей плоскости. При этом учтите, что при переходе с вида слева на вид сверху (либо напротив), нужно пользоваться циркулем либо отмерять расстояние при помощи линейки. Таким образом, на месте вашего третьего вида пересекутся две прямые. Это и будет проекция выбранной точки на 3-й вид. Таким же образом дозволено переносить сколько желательно точек, пока вам не станет внятным всеобщий вид детали.

3. Проверьте правильность построения. Для этого измерьте размеры тех частей детали, которые отражаются всецело (скажем, стоящий цилиндр будет одного «роста» на виде слева и виде спереди). Для того, дабы осознать, ничего ли вы не позабыли, постарайтесь посмотреть на вид спереди с позиции наблюдателя сверху и пересчитать (правда бы приблизительно), сколько должно быть видно границ отверстий и поверхностей. Вся прямая, всякая точка обязаны иметь отражение на всех вида х. Если деталь симметрична, не позабудьте подметить ось симметрии и проверить равенство обеих частей.

4. Удалите все вспомогательные линии, проверьте, дабы все заметные линии были подмечены пунктирной линией.

Дабы изобразить тот либо другой предмет, вначале изображают его отдельные элементы в виде простейших фигур, а после этого выполняется их проекция. Построение проекции достаточно зачастую применяется в начертательной геометрии.

Вам понадобится

  • — карандаш;
  • — циркуль;
  • — линейка;
  • — справочник «Начертательная геометрия»;
  • — резинка.

Инструкция

1. Вдумчиво прочитайте данные поставленной задачи: к примеру, дана общая проекция F2. Принадлежащая ей точка F расположена на боковой поверхности цилиндра вращения. Требуется построение 3 проекций точки F. Мысленно представьте, как все это должно выглядеть, позже чего приступайте к построению изображения на бумаге.

2. Цилиндр вращения может быть представлен в виде вращающегося прямоугольника, одна из сторон которого принимается за ось вращения. Вторая сторона прямоугольника — противоположная оси вращения — образует боковую поверхность цилиндра. Остальные две стороны представляют нижнее и верхнее основание цилиндра.

3. Ввиду того, что поверхность цилиндра вращения при построении заданных проекций выполняется в виде горизонтально-проецирующей поверхности, проекция точки F1 непременно должна совпадать с точкой Р.

4. Изобразите проекцию точки F2: от того что F находится на общей поверхности цилиндра вращения, точка F2 будет спроецированной на нижнее основание точкой F1.

5. Третью проекцию точки F постройте при помощи оси ординаты: отложите на ней F3 (эта точка-проекция будет расположена правее оси z3).

Видео по теме

Обратите внимание!
В ходе построения проекций изображения руководствуйтесь основными правилами, используемыми в начертательной геометрии. В отвратном случае, исполнить проекции не удастся.

Полезный совет
Дабы возвести изометрическое изображение, используйте верхнее основание цилиндра вращения. Для этого вначале постройте эллипс (он будет размещен в плоскости х’О’у’). Позже этого проведите касательные линии и нижний полуэллипс. После этого проведите координатную ломаную и с ее поддержкой постройте проекцию точки F, то есть точку F’.

Не так уж много найдется в наше время людей, которым ни разу в жизни не доводилось чертить либо рисовать что-то на бумаге. Знание исполнить примитивный чертеж какой-нибудь конструкции изредка бывает дюже пригодным. Дозволено потратить уйму времени, поясняя «на пальцах», как сделана та либо другая вещь, в то время как бывает довольного одного взора на ее чертеж, дабы осознать это без каждых слов.

Вам понадобится

  • – лист ватмана;
  • – чертежные принадлежности;
  • – чертежная доска.

Инструкция

1. Выберите формат листа, на котором будет выполняться чертеж – в соответствии с ГОСТ 9327-60. Формат должен быть таким, дабы на листе дозволено было поместить основные виды детали в соответствующем масштабе, а также все нужные разрезы и сечения. Для несложных деталей выбирают формат А4 (210х297 мм) либо А3 (297х420 мм). 1-й может располагаться своей длинной стороной только вертикально, 2-й – вертикально и горизонтально.

2. Начертите рамку чертежа, отступив от левого края листа 20 мм, от остальных 3 – 5 мм. Начертите основную надпись – таблицу, в которую заносятся все данные о детали и чертеже. Ее размеры определяются ГОСТ 2.108-68. Ширина стержневой надписи является постоянной – 185 мм, высота варьируется от 15 до 55 мм в зависимости от назначения чертежа и вида учреждения, для которого он выполняется.

3. Выберите масштаб основного изображения. Допустимые масштабы определяются ГОСТ 2.302-68. Их следует предпочесть такими, дабы на чертеже отменно просматривались все основные элементы детали . Если при этом некоторые места просматриваются не довольно ясно, их дозволено перенести отдельным видом, показав с нужным увеличением.

4. Выберите основное изображение детали . Оно должно представлять собой такое направление взора на деталь (направление проецирования), с которого ее конструкция раскрывается особенно полно. В большинстве случаев основным изображением является расположение, в котором деталь находится на станке во время выполнения стержневой операции. Детали, имеющие ось вращения, располагаются на основном изображении, как водится, таким образом, дабы ось имела горизонтальное расположение. Основное изображение располагается в верхней части чертежа слева (если имеется три проекции) либо близко к центру (при отсутствии боковой проекции).

5. Определите расположение остальных изображений (вида сбоку, сверху, сечений, разрезов). Виды детали образуются ее проецированием на три либо две взаимно перпендикулярные плоскости (способ Монжа). При этом деталь должна располагаться таким образом, дабы множество либо все ее элементы проецировались без искажения. Если какой-то из этих видов является информационно излишним, не исполняйте его. Чертеж должен иметь только те изображения, которые нужны.

6. Выберите разрезы и сечения, которые нужно исполнить. Их различие друг от друга состоит в том, что на разрезе показывается и то, что находится за секущей плоскостью, в то время как на сечении отображает только то, что располагается в самой плоскости. Секущая плоскость может быть ступенчатой и ломаной.

7. Приступите непринужденно к черчению. При начертании линий руководствуйтесь ГОСТ 2.303-68, в котором определяются виды линий и их параметры. Располагайте изображения друг от друга на таком расстоянии, дабы оставалось довольно места для простановки размеров. Если плоскости разрезов проходят по монолиту детали , штрихуйте сечения линиями, идущими под углом 45°. Если при этом линии штриховки совпадают с основными линиями изображения, дозволено чертить их под углом 30° либо 60°.

8. Начертите размерные линии и проставьте размеры. При этом руководствуйтесь следующими правилами. Расстояние от первой размерной линии до силуэта изображения должно быть не менее 10 мм, расстояние между соседними размерными линиями – не менее 7 мм. Стрелки обязаны иметь длину около 5 мм. Написание цифр осуществляйте в соответствии с ГОСТ 2.304-68, их высоту принимайте равной 3,5-5 мм. Цифры размещайте ближе к середине размерной линии (но не на оси изображения) с некоторым смещением касательно цифр, проставленных на соседних размерных линиях.

Видео по теме

Выполнение точного чертежа неоднократно требует крупных расходов времени. Следственно в случае срочной необходимости изготовить какую-то деталь почаще делается не чертеж, а эскиз. Он выполняется достаточно стремительно и без использования чертежных инструментов. При этом есть целый ряд требований, которым эскиз должен соответствовать.

Вам понадобится

Инструкция

1. Эскиз должен быть точным. По нему человек, тот, что будет делать копию детали, должен составить представление как о внешнем виде изделия, так и о его конструктивных особенностях. Следственно раньше каждого наблюдательно оглядите предмет. Определите соотношение между различными параметрами. Посмотрите, есть ли отверстия, где они находятся, их размер и отношение диаметра к всеобщему размеру изделия.

2. Определите, какой вид будет основным и насколько точное представление он дает о детали. От этого зависит число проекций. Их может быть 2, 3 и огромнее. От того, сколько проекций вам потребуется, зависит их расположение на листе. Исходить нужно из того, насколько трудным будет изделие.

3. Выберите масштаб. Он должен быть таким, дабы мастер легко мог разобрать даже мельчайшие детали.

4. Начните построение эскиза с центровых и осевых линий. На чертежах они обыкновенно обозначаются пунктирной линией с точками между штрихами. Такими линиями обозначают середину детали, центр отверстия и т. д. Они остаются и на рабочих чертежах.

5. Начертите внешние силуэты детали. Они обозначаются толстой постоянной линией. Усердствуйте верно передать соотношение размеров. Нанесите внутренние (заметные) очертания.

6. Исполните разрезы. Это делается верно так же, как и на любом ином чертеже. Сплошная поверхность заштриховывается косыми линиями, пустоты остаются незаполненными.

7. Проведите размерные линии. От точек, расстояние между которыми вы хотите обозначить, отходят параллельные вертикальные либо горизонтальные штрихи. Между ними начертите прямую линию со стрелками на концах.

8. Замерьте деталь. Укажите длину, ширину, диаметры отверстий и другие размеры, нужные для точного выполнения работ. Напишите размеры на эскизе. Если нужно, нанесите знаки, указывающие методы и квалитеты обработки разных поверхностей изделия.

9. Конечный этап работы - заполнение штампа. Внесите в него данные об изделии. В технических вузах и проектных организация существуют эталоны заполнения штампов. Если вы делаете эскиз для себя, то дозволено примитивно указать, что это за деталь, материал, из которого она сделана. Все остальные данные тот, кто будет делать деталь, должен увидеть в вашем эскизе.

Видео по теме

Чертеж служит для того, дабы тот, кто будет вытачивать деталь либо строить дом, мог получить максимально точное представление о внешнем виде объекта, его строении, соотношении частей, методах обработки поверхностей. Одной проекции для этого, как водится, неудовлетворительно. На учебных чертежах обыкновенно исполняют три вида - основной, слева и сверху. Для объектов трудной формы используют также виды справа и сзади.

Вам понадобится

  • — деталь;
  • — измерительные инструменты;
  • — чертежные инструменты;
  • — компьютер с AutoCAD.

Инструкция

1. Последовательность выполнения чертежа на листе ватмана и в программе AutoCAD приблизительно идентична. В первую очередь разглядите деталь. Определите, какой ее ракурс даст максимально точное представление о форме и функциональных особенностях. Эта проекция и станет ее основным видом.

2. Посмотрите, идентично ли выглядит ваша деталь, если глядеть на нее справа и слева. От этого зависит не только число проекций, но и их расположение на листе. Вид слева располагается правее основного, а вид справа - соответственно, левее. При этом в плоской проекции они будут выглядеть так, как словно находятся непринужденно перед глазами наблюдателя, то есть без контроля перспективы.

3. Методы построения чертежа идентичны для всех проекций. Мысленно расположите объект в системе плоскостей, на которые вы будете ее проецировать. Проанализируйте форму предмета. Посмотрите, дозволено ли его поделить на больше примитивные части. Ответьте на вопрос, в форму какого тела дозволено всецело вписать ваш объект всецело либо всякий его фрагмент. Представьте, как выглядят отдельные части в ортогональной проекции. Плоскость, на которую проецируется объект при построении вида слева, находится с правой стороны от самого предмета.

4. Измерьте деталь. Снимите основные параметры, установите соотношение между целым объектом и отдельными его частями. Выберите масштаб и начертите основной вид.

5. Выберите метод построения. Их два. Для выполнения чертежа приемом удаления нанесите вначале всеобщие силуэты предмета, на тот, что вы глядите слева либо справа. После этого понемногу начинайте удалять объемы, прочерчивая выемки, силуэты отверстий и т. п. При приеме приращения вначале вычерчивается один элемент, а после этого к нему потихоньку присоединяются остальные. Выбор метода зависит в первую очередь от трудности проекции. Если деталь при взоре на нее слева либо справа представляет собой ясно выраженную геометрическую фигуру небольшим числом отклонений от суровой формы, комфортнее применять прием удаления. Если фрагментов много, а саму по себе деталь ни в какую фигуру не вписать, отличнее ступенчато присоединять элементы друг к другу. Трудность проекций одной и той же детали может быть разной, следственно и методы дозволено менять.

6. В любом случае начните построение вида сбоку с нижней и верхней линий. Они обязаны находиться на том же ярусе, что и соответствующие линии основного вида. Это обеспечит проекционную связь. Позже этого нанесите всеобщие силуэты детали либо первого ее фрагмента. Соблюдайте соотношение размеров.

7. Начертив всеобщие силуэты вида сбоку, нанесите на него осевые линии, штриховки и т. д Проставьте размеры. Подписывать проекцию требуется не неизменно. Если все виды детали располагаются на одном листе, то подписывается только вид сзади. Расположение остальных проекций определяется эталонами. Если же чертеж делается на нескольких листах и один либо оба боковых видов находятся не на том листе, на котором основной - их нужно подписать.

Видео по теме

Полезный совет
При построении вида сбоку в AutoCAD либо иной чертежной программе совмещать верхнюю и нижнюю линии основного и бокового видов на первом этапе не неукоснительно. Чертеж дозволено исполнять по фрагментам, а ярусы совместить тогда, когда вы начнете его готовить к распечатке.

Дата____

Класс: 9 « »

Тема: Построение третьего вида предмета по двум данным

Цель: научить строить третий вид предмета по двум данным

Задачи:

    Закрепить знания о видах на чертеже;

    Развивать пространственное представление и мышление, умение анализировать геометрическую форму предмета и навыки работы с чертежными инструментами;

    Воспитывать: трудолюбие, аккуратность, творческое отношение к труду, самостоятельность

Тип урока: комбинированный

Методы урока: объяснительно – иллюстративный, практический

Форма организации: коллективная, индивидуальна

Ход урока

    Орг момент

    Повторение

2 . Тест

    Сообщение нового

Прежде всего нужно выяснить форму отдельных частей поверхности изображенного предмета. Для этого оба заданных изображения нужно рассматривать одновременно. Полезно при этом иметь в виду, каким поверхностям соответствуют наиболее часто встречающиеся изображения: треугольник, четырехугольник, окружность, шестиугольник и т. д.

На виде сверху в форме треугольника могут изобразиться треугольная призма, треугольная и четырехугольная пирамиды, конус вращения и т.д.

Разберем построение вида слева по данным главному виду и виду сверху

Форма многих предметов усложняется различными срезами, вырезами, пересечением составляющих поверхности. Тогда предварительно нужно определить форму линий пересечения, а строить их нужно по отдельным точкам, вводя обозначения проекций точек, которые после выполнения построений могут быть удалены с чертежа.

На рис. построен вид слева предмета, поверхность которого образована поверхностью вертикального цилиндра вращения, с T-образным вырезом в его верхней части и цилиндрическим отверстием с фронтально проецирующей поверхностью. В качестве базовых плоскостей взяты плоскость нижнего основания и фронтальная плоскость симметрии Ф. Изображение Г-образного выреза на виде слева построено с помощью точек контура выреза A В, С, D и Е, а линия пересечения цилиндрических поверхностей - с помощью точек К, L, М и им симметричных. При построении третьего вида учтена симметрия предмета относительно плоскости Ф.

    Закрепление

Работа по карточкам (построить по двум заданным третий вид)


    Итог

Построение третьего вида измерением.

Открывается (рис.9) (технический рисунок закрыт.

Если деталь не очень сложная и по каким-то причинам нельзя выполнить проекционную связь с видом сверху, третий вид откладывается с помощью линейки. Если деталь простая, и вы можете мысленно представить её, технический рисунок строить не обязательно.


Вопрос: Кто построит вид сверху этой детали?

Вызывается учащийся по желанию и строит вид слева детали 9 на ИАД.

Для проверки открывается технический рисунок детали.

Обобщение: Этот метод не всегда может быть применён. Например, если бы не было проекционной связи между видом спереди и видом сверху, смогли бы мы построить линию выреза? Нет. Поэтому, я вам всё-таки рекомендую придерживаться проекционной связи на всех трёх видах.

4.Теперь вернёмся к нашему первоначальному заданию. Н а уроках мы будем пользоваться методом «постоянной прямой» для построения чертежа.

У вас на столе лежат отпечатанные на бумаге изображения двух видов детали.

Задание 1: Приклейте первое задание в тетрадь так, чтобы осталось место для построения третьего вида. Тетрадь располагаете горизонтально Проведите постоянную прямую. Постройте третий вид.

Учащиеся работают в тетради.

Тот, кто первый справился с заданием, выполняет его на ИАД.

У этой задачи несколько решений.

Вопрос: Кто найдёт другое решение?

Учащиеся по очереди выходят к доске и предлагают

свои решения. Открываются (рис. 6, 5, 4, 3, 2)

5. Упражнения для глаз.

Чтобы наши глаза отдохнули, сделаем для них гимнастику.

Возьмите в руки карандаш на вытянутую руку перед собой. Не отрывая от него взгляда, поднесите его к переносице, удалите прямо от себя (итак несколько раз), затем на вытянутой руке, следя за карандашом поводили им вправо - влево.

6. Задание2: Вклеили в тетрадь второе задание. Построили по двум видам детали третий вид.

Открывается (рис. 10) Технический рисунок закрыт.

Тот, кто первым выполнит его в тетради, чертит на доске.


В случае затруднения открывается технический рисунок детали или для проверки после выполнения задания.

7. Домашнее задание:

А. Д. Ботвинников Параграф 13.4 . В конце параграфа задания для упражнений: рис. 112, 113,114.

Вклеить в тетрадь задание 3. (рис. 11) По двум видам детали построить третий.


Точка в пространстве определяется любыми двумя своими проекциями. При необходимости построения третьей проекции по двум заданным необходимо воспользоваться соответствием отрезков линий проекционной связи, полученных при определении расстояний от точки до плоскости проекций (см. рис. 2.27 и рис. 2.28).

Примеры решения задач в I октанте

Дано А 1 ; А 2 Построить А 3
Дано А 2 ; А 3 Построить А 1
Дано А 1 ; А 3 Построить А 2

Рассмотрим алгоритм построения точки А (табл. 2.5)

Таблица 2.5

Алгоритм построения точки А
по заданным координатам А (x = 5, y = 20, z = -9)

В следующих главах мы будем рассматривать образы: прямые и плоскости только в первой четверти. Хотя все рассматриваемые способы можно применить в любой четверти.

Выводы

Таким образом, на основании теории Г. Монжа, можно преобразовать пространственное изображение образа (точки) в плоскостное.

Эта теория основывается на следующих положениях:

1. Все пространство делится на 4 четверти с помощью двух взаимно перпендикулярных плоскостей p 1 и p 2 , либо на 8 октантов при добавлении третьей взаимно-перпендикулярной плоскости p 3 .

2. Изображение пространственного образа на эти плоскости получается с помощью прямоугольного (ортогонального) проецирования.

3. Для преобразования пространственного изображения в плоскостное считают, что плоскость p 2 – неподвижна, а плоскость p 1 вращается вокруг оси x так, что положительная полуплоскость p 1 совмещается с отрицательной полуплоскостью p 2 , отрицательная часть p 1 – с положительной частью p 2 .

4. Плоскость p 3 вращается вокруг оси z (линии пересечения плоскостей) до совмещения с плоскостью p 2 (см. рис. 2.31).

Изображения, получающиеся на плоскостях p 1 , p 2 и p 3 при прямоугольном проецировании образов, называются проекциями.

Плоскости p 1 , p 2 и p 3 вместе с изображенными на них проекциями, образуют плоскостной комплексный чертеж или эпюр.

Линии, соединяющие проекции образа ^ осям x , y , z , называются линиями проекционной связи.

Для более точного определения образов в пространстве может быть применена система трех взаимно перпендикулярных плоскостей p 1 , p 2 , p 3 .

В зависимости от условия задачи можно выбрать для изображения либо систему p 1 , p 2 , либо p 1 , p 2 , p 3 .

Систему плоскостей p 1 , p 2 , p 3 можно соединить с системой декартовых координат, что дает возможность задавать объекты не только графическим или (вербальным) образом, но и аналитическим (с помощью цифр).

Такой способ изображения образов, в частности точки, дает возможность решать такие позиционные задачи, как:

  • расположение точки относительно плоскостей проекций (общее положение, принадлежность плоскости, оси);
  • положение точки в четвертях (в какой четверти расположена точка);
  • положение точек относительно друг друга, (выше, ниже, ближе, дальше относительно плоскостей проекций и зрителя);
  • положение проекций точки относительно плоскостей проекций (равноудаление, ближе, дальше).

Метрические задачи:

  • равноудаленность проекции от плоскостей проекций;
  • отношение удаления проекции от плоскостей проекций (в 2–3 раза, больше, меньше);
  • определение расстояния точки от плоскостей проекций (при введении системы координат).

Вопросы для самоанализа

1. Линией пересечения каких плоскостей является ось z ?

2. Линией пересечения каких плоскостей является ось y ?

3. Как располагается линия проекционной связи фронтальной и профильной проекции точки? Покажите.

4. Какими координатами определяется положение проекции точки: горизонтальной, фронтальной, профильной?

5. В какой четверти располагается точка F (10; –40; –20)? От какой плоскости проекций точка F удалена дальше всего?

6. Расстоянием от какой проекции до какой оси определяется удаление точки от плоскости p 1 ? Какой координатой точки является это расстояние?

Построение видов начинается с мысленного выбора положе­ния детали перед плоскостями проекций. Затем выбирают коли­чество видов, необходимых и достаточных для выявления формы детали, а также способ их построения.

Выбор положения детали в системе плоскостей проекций за­висит от ее рабочего положения, способа изготовления на произ­водстве, формы. Например, если деталь изготавливается на то­карном станке, то на чертеже ее ось вращения должна распола­гаться горизонтально.

Виды чертежа могут быть выполнены различными способами. Рассмотрим некоторые из них.

Построение видов на основе последовательного вычерчива­ния геометрических тел, составляющих форму предмета . Для того чтобы выполнить чертеж этим способом, необходимо мысленно разделить деталь на составляющие ее простые геометри­ческие тела, выяснив, как они расположены относительно друг друга. Затем нужно выбрать главный вид детали и число изо­бражений, позволяющие понять ее форму и последовательно изобразить одно геометрическое тело за другим до полного ото­бражения формы объекта. Необходимо соблюдать размеры фор­мы и правильно ориентировать ее элементы относительно друг друга (табл. 8).

Построение видов на основе поэлементного вычерчивания геометрических тел, составляющих форму предмета, осуществля­ется с помощью приемов удаления и приращения.

При вычерчивании геометрического тела с использованием приема удаления на чертеже последовательно изменяется форма заготовки с помощью удаления объемов схожих с приемами ее обработки точением, сверлением, фрезерованием и т. п.

При вычерчивании геометрического тела с использованием приема приращения объемы элементов изделия как бы допол­няют друг друга, приращиваются.

8. Поэлементное вычерчивание геометрических тел, составляющих форму предмета



Построение видов с помощью постоянной прямой чертежа (способ внешнего координирования). Постоянной прямой чер­тежа называют линию, которую проводят из центра координат (точки О) вниз направо под углом 45° (рис. 86).

Предмет мысленно размещают в системе плоскостей проек­ций. Оси плоскостей проекций принимают за координатные оси. Проекционную связь между видом сверху и видом слева осуще­ствляют с помощью линий проекционной связи, которые прово­дят до пересечения с постоянной прямой чертежа и строят под углом 90° друг к другу.

Постоянную прямую чертежа, как правило, используют в тех случаях, когда по двум заданным видам необходимо построить третий вид детали (см. рис. 86). Перечертив два вида детали, строят постоянную прямую чертежа и проводят линии проекци­онной связи параллельно оси ОХ до пересечения с постоянной прямой чертежа, а затем - параллельно оси OZ.

Рассмотренный способ построения называют способом внеш­него координирования, поскольку предмет фиксируется в про­странстве относительно осей плоскостей проекций, которые рас­полагаются вне изображаемого объекта.

(Если на чертеже не показаны оси проекций и необходи­мо выполнить третий вид детали, то можно построить постоян­ную прямую чертежа в любом месте с правой стороны от вида сверху.)

Построение видов с помощью внутреннего координирования объекта. Внутреннее координирование заключается в мысленном введении дополнительных осей координат, привязанных к проецируемому предмету.


Рис. 86. Построение третьей проекции по двум заданным с помощью постоянной прямой чертежа


Рис. 87. Построение видов способом внутреннего координирования объекта



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные