Тяжелый атомный ракетный крейсер "петр великий"

Атомные ракетные крейсеры проекта 1144 сегодня переживают не лучшие времена. Созданные для нужд совсем другого флота, готовившегося к совершенно иной войне, сегодня они производят впечатление неприкаянного «чемодана без ручки» - нести трудно, выбросить жалко. Тем не менее Минобороны России намерено вдохнуть в них новую жизнь.

В течение 2000-х годов участь советских крейсеров проекта 1144 казалась решенной. Три самых старших корабля в серии, выведенных из состава ВМФ РФ на модернизацию еще в конце 90-х, были молчаливо «списаны» общественным мнением со счетов. В этом году, кажется, ситуация радикально поменялась. Официально озвучено решение о возвращении этих кораблей после коренной модернизации в состав ВМФ.


Инструмент неширокого профиля.

Доктрина строительства советского ВМФ с конца 60-х годов неразрывно связана с именем его главнокомандующего - адмирала Сергея Горшкова. Автор программной книги «Морская мощь государства» (внимательно изучавшейся в академиях ВМС всех крупных держав мира), оценив невеселые перспективы гонки военно-морских вооружений со всем «агрессивным блоком НАТО» и Китаем в придачу, принял и пробил на самом верху решение об «асимметричном ответе». А именно - построении флота вокруг противоавианосной компоненты.

Слова наподобие «асимметричный ответ» или «уникальный, не имеющий аналогов в мире» вообще очень часто звучат, когда говорится о позднем периоде развития ОПК СССР. Следует понимать, что «асимметрия» таких ответов, как правило, возникала не от хорошей экономической и геополитической ситуации. А «уникальность» коренилась в промышленно-технологической специфике и слабости инфраструктуры, не позволявших развернуть масштабное производство и эксплуатацию изделий, сконструированных на основе «стандартных» решений. Тем не менее «уникальность» частенько обходилась в разы дороже. Достаточно вспомнить шесть стратегических ракетоносцев проекта 941 - потрясающих воображение подводных гигантов. Они пали жертвой неспособности советской «оборонки» создать компактные баллистические комплексы на твердом топливе и получили на флоте непочтительную кличку «водовозы». Из 50 тыс. тонн подводного водоизмещения половина приходилась на заполненные забортной водой балластные цистерны.

«Уникальным асимметричным» решением являлись и тяжелые атомные ракетные крейсеры (ТАРКр) проекта 1144 «Орлан». Крупный корабль - носитель тяжелых противокорабельных ракет П-700 «Гранит» должен был стать одним из стержневых элементов противоавианосных сил ВМФ СССР - наряду с подводными лодками проекта 949/949А, использовавшими те же ракеты, и морской ракетоносной авиацией (бомбардировщиками Ту-22М с комплексом Х-22 «Буря»).

Линейный крейсер атомной эры.


В качестве итогового варианта проекта получился тяжелый корабль водоизмещением 25 тыс. тонн, с двумя ядерными реакторами и развитой системой ракетного вооружения. 20 противокорабельных ракет П-700 «Гранит», 24 пусковые для зенитных ракет дальнего действия С-300Ф «Форт», ракетные и артиллерийские комплексы ПВО ближней и средней зоны (сейчас это ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик»). Внушительным был и комплекс ПЛО: в дополнение к ракетам «Водопад» и реактивным бомбометам РБУ-1000 «Смерч-3» на корабле установили ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав‑1М».

Фактически корабль нес на себе эшелонированную систему самообороны для одного-единственного наступательного боевого средства - тяжелых ПКР. Тем не менее специалисты ВМФ в один голос говорили: успешное тактическое применение крейсеров возможно только в составе корабельных ударных групп «при обеспечении должной боевой устойчивости». Это прямо указывало на недостаточную живучесть кораблей в условиях современной морской войны.

Адмирал Горшков потребовал установить на крейсерах также и резервную двигательную установку на органическом топливе. Всего успели построить четыре атомных крейсера: «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Петр Великий».

2000-е годы крейсеры встречали в отвратительном состоянии. В июле 2010 г. было объявлено, что все ТАРКр проекта 1144 пройдут глубокую модернизацию и будут возвращены в состав флота.


Куда лететь «Орланам»?


В числе мероприятий по модернизации «Адмирала Нахимова» (переименованный «Калинин») - замена радиоэлектронного вооружения и бортовых вычислительных систем на образцы, использующие современную элементную базу. Кроме того, планируется убрать с полубака обе группы шахт для «Гранитов» и «Фортов», после чего разместить там единый пакет шахт универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК).

Последний пункт требует особого внимания. Фактически это полная смена назначения корабля. Намечается отчетливо читаемая линия на превращение «убийц авианосцев» в широкопрофильные тяжелые корабли-арсеналы, способные пускать в ход крайне разнообразный спектр современного вооружения в зависимости от поставленной задачи. До известной степени проект 1144 «выворачивается наизнанку»: замена боевых систем на универсальные переводит крейсеры от ориентации на хорошее исполнение одной-единственной задачи к многоцелевому использованию в составе разнородных корабельных ударных групп. Российский флот начинает медленную перестройку вокруг новой гибкой доктрины боевого применения. Символично, что в ней нашлось место для обновленных кораблей-ветеранов, рожденных в свое время для совершенно иных задач.

Собственно, вот такая вот статья. Теперь кратенько пробежимся по некоторым нюансам:

картинко в заглавии поста (кстати, респект коллеге Бороде, картинко, которую я нашел размером поменьше, и только выше ватерлинии) - творчество перуанского блоггера на тему (кто по-испански размовляет смотреть здесь http://www.defensa.pe/showthread.php?t=243&page=47). Насколько оно будет соответствовать реалиям - х/з, в этом смысле вспоминаеться предполагаемое изображение крейсера "Киров", опубликованное в журнале «Aviation and Marine International» в 1980 г. (кстати, в год сдачи головного корабля пр. 1144; картинка взята из статьи В.П. Кузина, опубликованной в журнале "Тайфун", http://scilib.narod.ru/Military/Pr1144/1144.htm) - грамотно скомпонованны известные системы вооружения, но с реальным обликом корабля общего чуть-чуть.

Про вооружение корабля, точнее про универсальный корабельный стрелковый комплекс (УКСК). :

Замечу, что ТТХ ракет для отечественного потребителя могут быть и поинтереснее (согласно действующим международным ограничениям ракеты, поставляемые в третьи страны не должны иметь дальность пуска более 300 км.)

А вот чего пишут в статье " Момент истины для "убийц авианосцев""(отсюда http://vpk-news.ru/articles/6955)

В числе мероприятий по модернизации «Адмирала Нахимова» - вполне понятная замена радиоэлектронного вооружения и бортовых вычислительных систем на образцы, использующие современную элементную базу. Кроме того, планируется убрать с полубака обе группы шахт для «Гранитов» и «Фортов», после чего разместить там единый пакет шахт универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК).

Этот универсальный ударный набор, состав которого можно варьировать в зависимости от поставленной кораблю задачи, окажется интересным шагом вперед по сравнению со спешной и не самой эффективной адаптацией узкоспециального «лодочного» комплекса «Гранит» для применения с надводного корабля, реализованной при строительстве этих крейсеров.

Зенитная составляющая ракетного вооружения представлена версией ракет 9М96, уже не первый год успешно применяемых в системах С-300ПМ и С-300ПМУ-2 «Фаворит», а также входящих в состав зенитно-ракетной системы С-400. Кроме того, УКСК может использовать перспективную зенитную ракету 9М100, созданную на базе ракеты РВВ-АЕ класса «воздух-воздух». Эта система позволит закрыть вопрос о ПВО ближней зоны (до 12 км), унифицировав применение в составе прочего зенитного вооружения.

ЗУР 9М96Е и 9М96Е2 (слева; у версии Е2 дальность пуска до 120 км, высота паражаемых целей до 30 км., у версии Е 40 и 20 км. соответственно); ЗУР 9М100 - справа.

shchukin_vlad reinardine martin33

Отечественные крейсеры проекта 1144 «Орлан» - это серия из четырех тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРК), которые были спроектированы в СССР и построены на Балтийском заводе с 1973 по 1998 годы. Они стали единственными надводными кораблями в составе российского ВМФ, оснащенными ядерной энергетической установкой. 18 Сентябрь 2015, 09:25

Отечественные крейсеры проекта 1144 «Орлан» по натовской кодификации получили обозначение Kirov-class battlecruiser, по названию первого корабля серии крейсера «Киров» (с 1992 года «Адмирал Ушаков»). На Западе их отнесли к линейным крейсерам в силу исключительных размеров и вооружения кораблей. Главным конструктором атомных крейсеров проекта 1144 был Борис Израилевич Купенский, заместителем главного конструктора был Юдин Владимир Евгеньевич.

Крейсеры «Киров» не имеют аналогов в мировом кораблестроении. Данные корабли могли эффективно выполнять боевые задачи по уничтожению надводных кораблей противника и его подводных лодок. Установленное на кораблях ракетное вооружение позволяло обеспечить с большой долей вероятности поражение крупных надводных ударных группировок противника. Корабли серии были самыми большими в мире неавинесущими ударными боевыми кораблями. К примеру, американские атомные крейсеры УРО типа «Вирджиния» по водоизмещению были в 2,5 раза меньше. Крейсера проекта 1144 «Орлан» были предназначены для поражения крупных надводных целей, защиты соединений флота от атак с воздуха и подводных лодок в удаленных районах мирового океана. Эти корабли имели на вооружении почти все виды боевых и технических средств, которые только были созданы для надводных кораблей в СССР. Главным ударным ракетным вооружением крейсеров был противокорабельных ракетный комплекс «Гранит».

26 марта 1973 года на Балтийском заводе состоялась закладка первого головного корабля проекта 1144 - тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» (с 1992 года - «Адмирал Ушаков»), 27 декабря 1977 года корабль был спущен на воду, а 30 декабря 1980 года ТАРК был передан флоту. 31 октября 1984 года в строй вступил второй корабль серии - ТАРК «Фрунзе» (с 1992 года - «Адмирал Лазарев»). 30 декабря 1988 года флоту был передан третий корабль - ТАРК «Калинин» (с 1992 года «Адмирал Нахимов»). А в 1986 году на заводе приступили к постройке последнего корабля данной серии - ТАРК «Пётр Великий» (первоначально его хотели назвать «Куйбышев» и «Юрий Андропов»). Строительство корабля пришлось на сложный период в истории страны. Развал СССР привел к тому, что постройка завершилась только в 1996 году, а испытания в 1998 году. Таким образом, корабль был принят в состав флота через 10 лет после закладки.


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Фрунзе" в Индийском океане во время перехода во Владивосток


Первый крейсер проекта 1144 Орлан (Калинин)

На сегодняшний день из всей четверки в строю находится лишь тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», который является самым мощным ударным боевым кораблем не только в составе ВМФ России, но и во всем мире. Первый корабль серии «Адмирал Ушаков» находится в отстое с 1991 года, в 2002 году был выведен из состава флота. Его судьба уже решена - корабль будет утилизирован на оборонной судоверфи «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске. По оценкам экспертов, утилизация данного ТАРК обойдется приблизительно в 10 раз дороже, чем демонтаж самой крупной атомной субмарины, так как технологий и опыта утилизации подобных боевых кораблей в России просто нет. С большой долей вероятности такая же судьба постигнет и второй корабль серии - крейсер «Адмирал Лазарев», корабль находится в отстое на Дальнем Востоке с 1999 года. А вот третий крейсер проекта 11442 «Орлан» «Адмирал Нахимов» в настоящее время проходит ремонт и модернизацию на Севмаше. Он будет возвращен в состав флота на рубеже 2017-2018 годов, ранее назывался 2019 год. При этом, по словам генерального директора «Севмаша» Михаила Будниченко, срок эксплуатации крейсера после завершения ремонта будет продлен на 35 лет. Предполагается, что отремонтированный ТАРК «Адмирал Нахимов» продолжит службу в составе Тихоокеанского флота России, а «Пётр Великий» будет оставаться флагманом российского Северного флота.


ТАРК проекта 11442 "Адмирал Нахимов" на ремонте

Тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» не имели и не имеют прямых аналогов за рубежом. Списанные на данный момент атомные американские крейсеры УРО типа «Лонг Бич» (17 500 тонн) были в 1,5 раза, а «Вирджиния» (11 500 тонн) в 2,5 раза меньше и обладали гораздо более слабым как качественно, так и количественно вооружением. Это можно было объяснить разными задачами, которые стояли перед кораблями. Если в американском флоте они были лишь эскортом для многоцелевых авианосцев, то в составе советского флота атомные надводные корабли создавались, как самостоятельные боевые единицы, которые смогли бы составить основу океанских боевых сил флота. Разнообразное вооружение ТАРК проекта 1144 сделало эти корабли многоцелевыми, но одновременно усложнило их обслуживание и создало некоторые проблемы с определением их тактико-технической ниши.

История создания крейсеров проекта 1144

В 1961 году в состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО «Лонг Бич», данное событие стало толчком к возобновлению теоретических работ по разработке в Советском Союзе боевого надводного атомного корабля. Но даже без учета американцев, ВМФ СССР, вступающий в те годы в период своего бурного развития, объективно нуждался в океанских кораблях, которые бы смогли подолгу действовать в отрыве от береговых баз, решению данной задачи наилучшим образом способствовала атомная энергетическая установка. Уже в 1964 году в СССР снова начались исследования по определению облика первого в стране боевого атомного надводного корабля. Первоначально исследования закончились созданием тактико-технического задания на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетической установкой и водоизмещением 8 тысяч тонн.


Тяжелые атомные ракетные крейсеры "Пётр Великий", "Адмирал Ушаков", зима 1996-1997 годов

При проектировании корабля конструкторы исходили из того, что решение главной задачи удастся добиться лишь при обеспечении достаточной боевой устойчивости. Уже тогда ни у кого не вызывало сомнений, что главную опасность для корабля будет представлять авиация, поэтому изначально предусматривалось создание эшелонированной системы ПВО корабля. На первоначальном этапе разработки конструкторы полагали, что совместить все необходимое оборудование и вооружение в одном корпусе будет очень сложно, поэтому рассматривался вариант создания пары из двух атомных надводных кораблей: БПК проекта 1144 и ракетного крейсера проекта 1165. Первый корабль должен был нести противолодочное вооружение, второй - противокорабельные крылатые ракеты (ПКР). Эти два корабля должны были действовать в составе соединения, прикрывая друг друга от различных угроз, зенитными средствами они были оснащены примерно на равных, что должно было способствовать созданию сильной эшелонированной ПВО. Однако по мере развития проекта было принято решение о том, что рациональнее всего будет не разделять противолодочные и противокорабельные функции, а совместить их в одном крейсере. После этого работы по проектированию атомного крейсера проекта 1165 были прекращены и все усилия разработчиков были перенаселены на ставший универсальным корабль проекта 1144.

По ходу работ возрастающие требования к проекту вели к тому, что корабль получал все большую номенклатуру вооружений и различного оборудования - что, в свою очередь, отражалось в росте водоизмещения. В результате проект первого советского атомного надводного боевого корабля достаточно быстро отошел от узких противолодочных функций, приобретя многоцелевую направленность, а его стандартное водоизмещение перевалило за 20 тысяч тонн. Крейсер должен был нести все самые современные виды боевых и технических средств, которые были созданы в Советском Союзе для боевых надводных кораблей. Данную эволюцию отразила и новая классификация корабля - «тяжелый атомный ракетный крейсер», которая была присвоена в июне 1977 года, уже во время строительства головного корабля серии, который закладывался как «атомный противолодочный крейсер».

В своем окончательном виде технический проект нового атомного надводного корабля был утвержден в 1972 году и получил шифр 1144 «Орлан». Проект первого советского надводного боевого атомохода разрабатывался в Северном проектно-конструкторском бюро в Ленинграде. Главным конструктором проекта 1144 стал Б. И. Купенский, а от ВМФ СССР главным наблюдающим за проектированием и строительством крейсера с самого начала и до передачи корабля флоту был капитан 2 ранга А. А. Савин.


Головной корабль серии, крейсер проекта 1144 "Киров".

Новый атомоход с самого начала стал любимым детищем С. Г. Горшкова, занимавшего пост главнокомандующего ВМФ СССР. Несмотря на это, проектирование корабля шло трудно и достаточно медленно. Рост водоизмещения крейсера по мере пересмотра и внесения изменений в требования к проекту заставлял конструкторов искать все новые и новые варианты главной энергетической установки корабля - в первую очередь, ее паропроизводящей части. При этом Горшков потребовал разместить на крейсере резервную энергетическую установку, которая работала бы на органическом топливе. Опасения военных тех лет можно было понять: советский и мировой опыт эксплуатации атомоходов в те годы был недостаточно большим, да и в наши дни аварии с выходом из строя реактора время от времени случаются. В то же время надводный боевой корабль, в отличие от субмарины, может себе позволить перейти с атомного реактора на сжигание обыкновенного горючего в топках - данным преимуществом было решено воспользоваться в полном объеме. Предполагалось, что резервный котел сможет помочь и в обеспечении стоянки корабля. Недостаточно развитая система базирования крупных боевых кораблей в Советском Союзе длительное время была больным местом для военно-морского флота.

Пока головной корабль серии еще стоял на стапеле, для следующего крейсера уже был создан усовершенствованный проект, получивший индекс 11442. Он предусматривал замену некоторых образцов вооружения и оборудования новейшими на тот момент системами: зенитно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов; ЗРК «Кинжал» вместо ЗРК «Оса-МА», универсальная спаренная 130-мм установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100 на «Кирове», противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», реактивные бомбометы РБУ-12000 вместо РБУ-6000 и т.д. Планировалось, что все последующие за крейсером «Киров» корабли серии будут строиться по улучшенному проекту, однако фактически по причине неготовности к серийному выпуску всех намеченных образцов вооружения, их добавляли на строящиеся корабли по мере окончания разработки. В конечном итоге проекту 11442 мог соответствовать лишь последний корабль - «Пётр Великий», но и он с оговорками, а второй и третий корабли «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения занимали промежуточное положение между первым и последним кораблями серии.

Описание конструкции крейсеров проекта 1144

Все крейсеры проекта 1144 «Орлан» обладали корпусом с удлиненным (более чем на 2/3 от общей длины) полубаком. Корпус с помощью водонепроницаемых переборок делится на 16 главных отсеков. На всем протяжении корпуса ТАРК идут 5 палуб. В носовой части корабля под бульбовым обтекателем находится неподвижная антенна гидроакустического комплекса «Полином». В корме корабля находится подпалубный ангар, который рассчитан на постоянное базирование 3-х вертолетов Ка-27, а также помещения для хранения запасов топлива и подъемник, предназначенный для подачи вертолетов на верхнюю палубу. Здесь же в кормовой части корабля имеется отсек с подъемно-опускным устройством буксируемой антенны гидроакустического комплекса «Полином». Развитые надстройки тяжелого крейсера выполнены с широким применением алюминиево-магниевых сплавов. Основная часть вооружения корабля сосредоточена на корме и в носовой части.


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий"

От получения боевых повреждений крейсеры проекта 1144 защищает противоторпедная защита, двойное дно на всем протяжении корпуса, а также локальное бронирование жизненно важных частей ТАРК. Как таковой, на крейсерах проекта 1144 «Орлан» поясной брони нет - бронезущита находится в глубине корпуса - однако вдоль ватерлинии от носа корабля до его кормы был проложен утолщенный пояс обшивки высотой 3,5 метра (из них 2,5 метра выше ватерлинии и 1 метр ниже ватерлинии), играющий важную роль в конструктивной защите крейсера.

ТАРК проекта 1144 «Орлан» стали первыми после Второй мировой войны боевыми кораблями, в проекте которых было заложено достаточно развитое бронирование. Так машинные отделения, ракетные погреба комплексов «Гранит» и реакторные отсеки с бортов защищены 100-мм (ниже ватерлинии - 70 мм) и со стороны палубы 70-мм броней. Броневую защиту получили и помещения боевого информационного поста корабля и главного командного пункта, которые находятся внутри его корпуса на уровне ватерлинии: они прикрыты 100-мм боковыми стенками с 75-мм крышей и траверзами. Помимо этого, в корме крейсера броня имеется по бортам (70-мм) и на крыше (50-мм) вертолетного ангара, а также вокруг хранилища боезапаса и авиационного топлива. Локальное бронирование есть и над румпельными отделениями.

Атомная энергетическая установка с реакторами КН-3 (активная зона типа ВМ-16), хотя и базируется на ледокольных реакторох типа ОК-900, обладает значительными отличиями от них. Основное - в топливных сборках, в которых находится уран с высокой степенью обогащения (примерно 70 %). Срок работы такой активной зоны до следующей перезарядки составляет 10-11 лет. Установленные на крейсере реакторы двухконтурные, на тепловых нейтронах, водо-водяные. В качестве теплоносителя и замедлителя в них используется бидистиллят - вода высокой чистоты, которая циркулирует через активную зону реакторов под большим давлением (примерно 200 атмосфер), обеспечивая кипение второго контура, который в итоге и идет в турбины в виде пара.


Особое внимание разработчики уделили возможности использования двухвальной энергетической установки крейсера, мощность на каждом валу которой составляет 70000 л.с. Комплексно-автоматизированная АЭУ располагалась в 3-х отсеках и включала в свой состав 2 атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, 2 турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека), а также 2 резервных автоматизированных котла КВГ-2, смонтированных в турбинных отделениях. При функционировании лишь резервной энергетической установки - без использования атомных реакторов - крейсера проекта 1144 «Орлан» в состоянии развивать скорость хода 17 узлов, запасов топлива хватит чтобы пройти на этой скорости 1300 морских миль. Использование атомных реакторов обеспечивает крейсеру скорость полного хода 31 узел и неограниченную дальность плавания. Установленная на кораблях данного проекта энергетическая установка была бы в состоянии обеспечивать теплом и электричеством город, население которого составляло бы 100-150 тысяч жителей. А продуманные обводы корпуса и большое водоизмещение обеспечивают ТАРК проекта 1144 «Орлан» отличную мореходность, что особенно важно для боевых кораблей океанской зоны.

Экипаж ТАРК проекта 1144/11442 состоит из 759 человек (в том числе 120 офицеров). Для размещения экипажа на борту корабля имеется 1600 помещений, в том числе 140 одно- и двухместных кают, которые предназначены для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин на 8-30 человек каждый, 15 душевых, две бани, сауна с бассейном 6х2,5 метра, двухуровневый медицинский блок (амбулаторная, операционная, лазареты-изоляторы, рентгеновский кабинет, зубоврачебный кабинет, аптека), спортзал с тренажерами, 3 кают-компании для мичманов, офицеров и адмиралов, а также салон для отдыха и даже своя собственная кабельная телестудия.

Вооружение крейсеров проекта 1144 «Орлан»

Основным оружием данных крейсеров были ПКР П-700 «Гранит» - сверхзвуковые крылатые ракеты третьего поколения, обладающие пониженным профилем траектории полета к цели. При стартовой массе 7 тонн данные ракеты развивали скорость до 2,5 М и могли нести обычную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд-моноблок мощностью до 500 кт на расстояние до 625 км. Длина ракеты составляет - 10 метров, диаметр - 0,85 метра. 20 противокорабельных крылатых ракет «Гранит» были установлены под верхней палубой крейсера, с углом возвышения 60 градусов. Пусковые установки СМ-233 для данных ракет производились на ПО «Ленинградский металлический завод». По той причине, что ракеты «Гранит» первоначально предназначались для субмарин, перед пуском ракеты установка должна заполняться забортной водой. По опыту оперативной и боевой подготовки ВМФ, сбить «Гранит» очень сложно. Даже если поразить ПКР противоракетной, она из-за своей огромной скорости и массы может сохранить достаточный импульс, для того чтобы «достать» корабль-цель.


Пусковая установка корабельного ЗРК «Форт-М»

Основу зенитно-ракетного вооружения крейсеров проекта 1144 «Орлан» составлял ракетный комплекс С-300Ф (Форт), который на крутящихся барабанах размещался под палубой. Полный боекомплект комплекса состоял из 96 зенитных ракет. На единственном корабле серии «Петре Великом» (вместо одного комплекса С-300Ф) появился уникальный носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М», который был произведен в одном экземпляре. Каждый такой комплекс в состоянии одновременно обстреливать до 6 маневрирующих малоразмерных целей (сопровождать до 12 целей) и наводить на них одновременно 12 ракет в условиях постановки противником активных и пассивных помех. По причине конструктивных особенностей ракет комплекса С-300ФМ боекомплект «Петра Великого» сократился на 2 ЗУР. Таким образом, ТАРК «Пётр Великий» вооружен одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2 и одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6Е, полный боекомплект состоит из 94 ракет. «Форт-М» создавался на базе армейского комплекса ПВО С-З00ПМУ2 «Фаворит». Данный комплекс в отличие от предшественника - зенитного комплекса «Форт», в состоянии поражать цели на расстоянии до 120 км и успешно бороться с ПКР противника на высотах до 10 метров. Расширения зоны поражения комплекса удалось достичь за счет улучшения чувствительности приемных каналов и энергетических характеристик передатчика.

Вторым эшелоном ПВО крейсера является ЗРК «Кинжал», который был включен в проект 11442, но в действительности появился лишь на последнем корабле серии. Основная задача данного комплекса - это поражение воздушных целей, которые прорвались сквозь первую линию ПВО крейсера (ЗРК «Форт»). Основой «Кинжала» являются твердотопливные, одноступенчатые, телеуправляемые ракеты 9М330, которые унифицированы с комплексом ПВО сухопутных войск «Тор-М1». Ракеты взлетают вертикально с неработающим двигателем под действием катапульты. Перезарядка ракет автоматическая, интервал пуска составляет 3 секунды. Дальность обнаружения целей в автоматическом режиме - 45 км, количество одновременно обстреливаемых целей - 4, время реакции - 8 секунд. ЗРК «Кинжал» работает в автономном режиме (без участия личного состава). По спецификации на борту каждого крейсера проекта 11442 должно было находиться 128 таких ЗУР в 16х8 установках.

Третьим рубежом ПВО является ЗРАК «Кортик», представляющий собой комплекс ближней обороны. Он призван заменить обыкновенные 30-мм шестиствольные артиллерийские комплексы АК-630. ЗРАК «Кортик» в телевизионно-оптическом и радиолокационном режимах в состоянии обеспечить полную автоматизацию боевого управления от обнаружения цели до ее поражения. Каждая установка состоит из двух 30-мм шестиствольных автоматов АО-18, суммарная скорострельность которых составляет 10 000 выстрелов в минуту и двух блоков по 4 двухступенчатых ракеты 9М311. Данные ракеты обладают осколочно-стержневой БЧ и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении каждой установки находится 32 таких ракеты в транспортно-пусковых контейнерах. Ракеты 9М311 унифицированы с сухопутным комплексом 2С6 «Тунгуска» и в состоянии бороться с ПКР, управляемыми бомбами, вертолетами и самолетами противника. Дельность действия ракетной части ЗРАК «Кортик» составляет 1,5-8 км, дострел из 30-мм артиллерийских установок ведется на дистанции 1500-50 метров. Высота поражаемых воздушных целей - 5-4000 метров. Всего на каждом из трех крейсеров проекта 11442 должно было находиться по 6 таких комплексов, боезапас которых состоял из 192 ракет и 36 000 снарядов.

Противолодочное вооружение крейсера проекта 1144 было представлено комплексом «Метель», который в проекте 11442 был заменен на более современный противолодочный комплекс «Водопад». В отличие от «Метели», «Водопад» не нуждается в отдельной ПУ - ракето-торпеды комплекса заряжаются в стандартные торпедные аппараты. Ракета модели 83РН (или 84РН с ядерной БЧ), подобно обыкновенной торпеде, выстреливается из торпедного аппарата сжатым воздухом и ныряет в воду. Затем, по достижении определенной глубины запускается ракетный двигатель и ракето-торпеда взлетает из-под воды и уже по воздуху доставляет боевую часть в район нахождения цели - до 60 километров от корабля-носителя - после чего БЧ отделяется. В качестве боевой части может использоваться УМГТ-1 - 400-мм малогабаритная самонаводящаяся торпеда. Дальность хода торпеды УМГТ-1, которая может устанавливаться на ракето-торпедах - 8 км, скорость движения - 41 узел, глубина - 500 метров. В боекомплекте крейсера до 30 таких ракета-торпед.

Считаются подводные лодки, атомные и дизель-электрические. Именно они несут трудную службу вдали от родных берегов, ненавязчиво демонстрируя уязвимость потенциальных противников, время от времени умышленно давая себя «засечь». Появляясь из морской пучины в самые неожиданные моменты, вблизи зон маневров иностранных флотов, они показывают командирам их кораблей, что, несмотря на незаметность, они все-таки есть. В мирное время такая практика считается нормальной, а в случае войны присутствие субмарин проявляется иначе. Но у подводников своя тактика, а движение надводных кораблей скрыть практически невозможно, особенно таких, как крупные авианосцы или крейсера с атомной силовой установкой. Создается впечатление, что эти исполины никого не боятся.

Есть ли надобность в этом исполине?

Именно так ведет себя в море атомный ракетный крейсер «Петр Великий». «Военное обозрение» - сайт, посвященный отечественным и зарубежным системам вооружений, - знакомит своих посетителей со многими техническими подробностями конструкции этого корабля, его ходовыми характеристиками, но воздерживается от анализа его боевой эффективности в случае серьезного морского или глобального конфликта. Вместе с тем крейсер, заложенный в 1986 году, возможно, уже не соответствует требованиям нового тысячелетия, он проектировался без учета технологий малой заметности и представляет собой крупную ярко светящуюся цель. У него есть достоинства, но он обладает и рядом недостатков, а содержание такой боевой единицы обходится российской казне в круглую сумму ежегодно. Так нужен ли нашему флоту атомный крейсер «Петр Великий», или лучше и дешевле обходиться традиционными подлодками, ракетными системами и морской авиацией? Насколько успешно он сможет защищать морские рубежи России в случае особых внешнеполитических обстоятельств? Какие у него есть соперники на океанских просторах?

Эти вопросы требуют развернутых и подробных ответов.

Серия «Орлан»

В те времена, когда флотом СССР командовал адмирал Горшков, общая идеология морской стратегии опиралась на большие корабли, как надводные, так и подводные. Несокрушимую мощь советского ВМФ символизировали многочисленные субмарины-атомоходы и крейсера, ощетинившиеся пусковыми установками, радарами и антеннами. Дизельные энергетические установки сужали радиус оперативного применения морских сил. Обеспечить возможность зримого присутствия в любом районе мирового океана должен был заложенный на Балтийском заводе «Юрий Андропов» (с 1998 года «Петр Великий»). Атомный крейсер строился не один, несмотря на серьезные экономические трудности эпохи перестройки на верфях начали серию из четырех кораблей 1144-го проекта, получившего общее название «Орлан». Родными «братьями» «Андропова» стали «Киров», «Фрунзе» и «Калинин», также названные в честь видных деятелей Коммунистической партии. Дальнейшие события, которые начали происходить в стране, показали, что, ставя столь масштабную задачу перевооружения надводных сил ВМФ руководство страны несколько погорячилось. В настоящее время из всей серии только один атомный ракетный крейсер «Петр Великий» является боеспособной единицей. Что будет с «Адмиралом Лазаревым» (бывшим «Фрунзе») и «Адмиралом Нахимовым» («Калининым»), уже ясно, они проходят модернизацию и до конца десятилетия встанут в строй. Судьба «Адмирала Ушакова» («Кирова») печальна, корабль ждет утилизация.

Подкрасться незаметно он не может

Этот корабль не просто большой. Крупнее его бывают только авианосцы. Он может годами находиться в автономном плавании, производя плановую замену личного состава и пополняя запасы продовольствия. Команда состоит из 727 матросов, старшин, мичманов и офицеров, в том числе 18 летчиков и технического персонала, обслуживающего вертолеты. Скорость 32 узла. Водоизмещение 26 тысяч тонн. При этом следует учитывать, что обеспечить скрытность его появления в каком-либо районе мирового океана практически невозможно. И дело не в размерах, вернее, не только в них. Проход через проливы или каналы дезавуирует и малотоннажные корабли, не то, что атомный крейсер «Петр Великий». Новости о том, что тот или иной авианосец, эсминец или фрегат проследовал через Суэц, Босфор или Дарданеллы, мгновенно расходятся по всему миру. Так какова же задача этого исполина, если о его местоположении всегда известно, если не из телепередач, то по данным спутникового наблюдения?

Крупная цель

Ясное дело, что при появлении у берегов такого мощного корабля любой вероятный противник насторожится и объявит общую тревогу. Такой же будет реакция командира флотского соединения, к которому по какой-то причине приблизится тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Если такое событие произойдет в мирное время, то все закончится обычным «обменом любезностями», эскадры вежливо оскалятся своими ударными и оборонными системами, «пошумят» связью и разойдутся, «как в море корабли». А вот в случае войны дело пойдет куда интенсивнее и опаснее. По крупной мишени противник незамедлительно откроет огонь и сделает все, чтобы пустить крейсер на дно. Чем будет отвечать на старты противокорабельных ракет, торпед, авиаудары и другие враждебные действия «Петро Великий»? И сможет ли он сам нанести в случае надобности упреждающий удар?

Да. Для этого у него есть все необходимое.

Вооружение

Он уникален не только по размерам. В мире нет столь вооруженных неавианесущих кораблей, как «Петр Великий». Атомный крейсер имеет на борту огромный арсенал, включающий все возможные средства огневого поражения и защиты от воздушных нападений, подводных атак, минных угроз и прочих опасностей. «Главным калибром» являются ракеты «Гранит», размещенные в двадцати пусковых установках под палубой.

Атаку стаи этих снарядов выдержать невозможно, они имеют интегрированно-автономную систему управления. Полет координируется «вожаком», поднявшимся выше всех остальных ракет, а в случае его поражения средствами ПРО противника происходит автоматическое «назначение» нового лидера. В сочетании с радиопомехами и ложными объектами удар «Гранитов» можно считать неотразимым.

Комплекс ПВО С-300Ф (в морском исполнении) дополнен противовоздушными системами «Кинжал» и «Каштан». Эти технические средства защищают ТАРК от воздействия противокорабельных ракет, запускаемых в том числе и с самолетов. Более того, они способны поражать даже сверхточные авиабомбы с лазерным наведением.

Атака торпедных и также успехом не увенчается. Кроме этого ракетного вооружения есть еще и артиллерия 130-го калибра, способная бить на дистанции до 22 километров. Для борьбы с вражескими субмаринами атомный тяжелый крейсер «Петр Великий» оснащен десятью пусковыми установками «Водопад» с четырьмя десятками противолодочных управляемых ракет РГБ-40, а обнаружить их помогут вертолеты Ка-27 - их два. И это еще не все.

В общем, вооружений много. И заградительный, и наступательный огонь есть из чего вести.

Призрак восьмидесятых?

Однако все это вовсе не означает, что ТАРК «Петр Великий» можно назвать непотопляемым идеальным крейсером, против которого враг бессилен. Такого оружия просто не бывает, тем более что проектировался корабль давно, почти три десятилетия назад. За это время концепция военного судостроения менялась, стали другими силуэты боевых судов, появились непривычные очертания морских «Стеллсов», исчезли сложные переплетения антенн, формы упростились, линии обводов стали ломаными. Некоторым экспертам в области вооружений «Петр Великий» (тяжелый атомный ракетный крейсер кажется архаичным призраком эпохи семидесятых-восьмидесятых годов. Уж у него-то резонансных решеток, радаров и антенн связи много. И приводят такие специалисты в пример американский «Орли Берк» - эсминец, построенный с учетом всех современных требований по малозаметности и информационному обеспечению.

Американские соперники

Да, американский эсминец поражает своим ультрасовременным обликом. Это просто робот-трансформер какой-то, у него нет выступающих частей, а вычислительный комплекс обеспечивает (по словам представителей Пентагона) раннее обнаружение и очень быстрое принятие оперативных решений. Возникает опасение относительно того, насколько успешно сможет действовать атомный крейсер «Петр Великий» против системы «Иджис», которой оснащены эсминцы типа «Орли Берк».

Но не все обстоит так печально. Дело в том, что американские новейшие корабли создавались исходя из двух главных принципов: максимальной интеграции управляющих систем и минимизации затрат.

Система «Иджис»

Станция РЛС AN/SPY-1, установленная на «Орли Берк», в качестве антенны использует четыре фазированные решетки, фиксированно закрепленные на надстройке. Вся система замкнута на единый обрабатывающий центр, что, конечно, дает определенные преимущества в аспекте помехозащищенности, но одновременно сужает диапазон дистанций обнаружения и сопровождения целей. Особенно этот недостаток проявляется при необходимости отражения атак низколетящих сверхзвуковых противокорабельных ракет, которыми обладает «Петр Великий». Атомный крейсер благодаря своим размерам может нести много вооружений, а его антенны, расположенные высоко, обеспечивают дальнее обнаружение даже таких малозаметных объектов, как корабли класса «Орли Берк» (которые невидимками назвать все равно нельзя).

Об антеннах «Петра Великого»

Да, антенн много, и именно из-за них так хорошо виден на экранах радаров «Петр Великий». Атомный крейсер оснащен тремя радиолокационными станциями, каждая из которых выполняет свою часть работы. «Восход» (МР-600), закрепленный на фок-мачте, выполняет обзорную функцию. Ниже, на гроте, располагается радар «Фрегат М 2» (МР-750), он определяет все три координаты цели. На фок-мачте установлена антенна «Подката» (МР-350), она способна засечь низколетящие цели - это как раз тот элемент, которого не хватает в стройной цепочке средств противовоздушной защиты американской системы «Иджис». «Подкат» работает в двухкоординатной системе и имеет высокую частоту сканирования в сочетании с малым углом места, что обеспечивает нужное быстродействие. Таким образом, несмотря на свою заметность, ТАРК «Петр Великий» имеет все шансы поразить куда более современный корабль вероятного противника, обрушив на него весь свой богатый арсенал. Обнаружить врага он сможет заранее, а следовательно, внезапное нападение ему не грозит. Отразить ракеты он тоже вполне в состоянии, для этого у него есть все необходимое.

Перспективы

История знает примеры, когда боевые корабли служили в составе флотов многие десятилетия. Добротно выполненные корпуса, хорошие ходовые и маневренные качества и большое водоизмещение создают базу для модернизации судна и проведения его в соответствие с требованиями текущего момента. Есть все признаки того, что атомный ракетный крейсер «Петр Великий», технические характеристики которого, безусловно, можно назвать выдающимися, будет эксплуатироваться еще долго. Аналогов ему нет, даже другие аналогичные корабли с ядерной силовой установкой, такие как «Вирджиния» или «Лонг Бич», существенно уступают нашему флагманскому кораблю по водоизмещению, а значит, и по модернизационному потенциалу. Уникальна и его силовая установка, включающая в себя два и вспомогательные паровые котлы, повышающие мощность до 300 мегаватт.

Показательно, что это чудо отечественного судостроения носит имя создателя Флота Российского, начинавшего это благое дело постройкой скромного ботика.

Возможно, пройдут десятилетия до того момента, когда будет снят с вооружения ВМФ атомный ракетный крейсер «Петр Великий», на смену которому придут новые корабли третьего тысячелетия.

Крейсер был передан флоту.

Название Введён в состав ВМФ Текущий статус
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» («Адмирал Ушаков ») 30 декабря 1980 года
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» («Адмирал Лазарев ») 31 октября 1984 года В отстое. Решение о утилизации не принято. Судьба крейсера будет зависеть от результата модернизации крейсера "Адмирал Нахимов".
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» («Адмирал Нахимов ») 30 декабря 1988 года На ремонте и модернизации.
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Юрий Андропов» («Пётр Великий ») 1998 год В строю. Северный флот ВМФ России.

Конструкция

Конструкция корпуса и надстройки

На корабле около 1600 помещений, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов , 30 кубриков для матросов и старшин (на 6-30 человек в каждом), 220 тамбуров, 49 коридоров общей длиной почти в 20 километров, 15 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 6×2,5 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная. Энергетическая установка крейсера проекта 1144 могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением в 100-150 тыс. жителей.

Основные тактико-технические элементы

Водоизмещение
  • Стандартное: 23 750 т
  • Полное: 25 860 т
Размеры
  • Длина наиб.: 250,1 м
  • Ширина наиб.: 28,5 м
  • Осадка габ.: 10,3 м
Скорость хода
  • Полная - 31 узел (более 55 км/ч)
  • Оперативно-экономическая - 18 узлов (более 33 км/ч)
  • Автономность плавания: 60 суток
Экипаж
  • 759 человек (в том числе 120 офицеров)

Энергетическая установка

Атомная энергоустановка с реакторами КН-3 (активная зона типа ВМ-16), хотя и создана на базе ледокольных реакторов типа ОК-900, имеет существенные отличия. Самое главное - в топливных сборках (изготовитель - машиностроительный завод в г. Электросталь) размещается уран с высокой степенью обогащения (около 70 %). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки 10-11 лет. Реакторы двухконтурные, водо-водяные , на тепловых нейтронах, в качестве замедлителя и теплоносителя применяется вода высокой чистоты (бидистиллят), которая под большим давлением (около 200 атмосфер) циркулирует через активную зону реакторов, обеспечивая кипение второго контура, который и идет в турбины в виде пара.

Особое внимание было уделено и отработке схемы применения энергетической установки корабля, мощность на валу у которой достигла 70 тыс. л. с . Комплексно-автоматизированная АЭУ размещалась в трёх отсеках и включала два атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт , два турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека) и два резервных автоматизированных котла КВГ-2, установленных в турбинных отделениях. Система пароснабжения позволяет подавать пар к любой установке по любому борту. Основные параметры котлоагрегата: температура перегретого пара при давлении 66 кг/см - 470 градусов, КПД котлов до 84 %, масса сухого котла 50 тонн. Паропроизводительность по 115 т/час.

Электростанция крейсера включала четыре паротурбогенератора по 3 МВт и четыре газотурбогенератора Пролетарского завода по 1,5 МВт, размещённых в четырёх автономных отсеках. Моторесурс каждого из них составляет до 50 тыс. часов.

Вооружение

ПКР «Гранит П-700»

Загоризонтное целеуказание и наведение может осуществляться самолётом Ту-95 РЦ, вертолётом Ка-27 или космической системой SATCOM («Легенда-М»). Ракета предназначена для борьбы с авианосными ударными группами и способна действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооружённых конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать цели на побережье противника обычной боевой частью. При необходимости корабли с комплексом «Гранит» могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил .

Двадцать ПКР «Гранит» установлены под верхней палубой , с углом возвышений 60°. Пусковые установки СМ-233 изготавливались на ПО «Ленинградский металлический завод ». Ввиду того, что ракеты «Гранит» изначально предназначались для подводных лодок, перед пуском пусковая установка заполняется забортной водой. Модификация ПКР «Гранит», установленная на кораблях обновлённой серии проекта 1144(2), не контролируется после запуска. В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль «наводчика», летит по высокой траектории, чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полёте ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета-«наводчик» перехвачена, тогда одна из других ракет автоматически принимает на себя её функции. Ракетная система устойчива по отношению к радиопомехам противника. По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ , сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить «Гранит» противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полёта и в результате долететь до цели.

ЗРК «С-300Ф»

ЗРК «Кинжал»

Современный статус

По словам замминистра обороны РФ Владимира Поповкина, министерство обороны России разработало программу по восстановлению тяжёлых атомных ракетных крейсеров. На сентябрь 2009 года в боевом составе ВМФ РФ находился один атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», обсуждалась возможность восстановления и модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов», а также «Адмирал Лазарев». «У нас осталось несколько таких кораблей от советского флота. Мы разработали программу по их восстановлению», - сказал Поповкин. По его словам, министерство обороны считает целесообразным нахождение в составе ВМФ до трёх таких кораблей при том, что один из них будет на Тихоокеанском флоте и два - на Северном. Необходимость использования тяжёлых атомных ракетных крейсеров продиктована задачами дальних походов и учений, пояснил замминистра.

Как сообщил РИА Новости высокопоставленный представитель главного штаба ВМФ РФ: «Все находящиеся в резерве атомные ракетные крейсеры проекта 1144 будут возвращены до 2020 года в боевой состав военно-морского флота РФ».

Работы будут вестись ближайшие пять лет. Затем корабль пойдет на Северный флот в пару к крейсеру того же проекта "Петр Великий". Сейчас ведутся работы по определению параметров обновления силовых установок, агрегатов радиотехнического оборудования и и вооружения. Выбор делается в сторону повышения боевой мощи корабля. До конца 2012 года Военно-промышленная комиссия при правительстве России заслушает все варианты модернизации корабля и примет решение, на каком остановиться.

См. также

Примечания

  1. Lenta.ru: Комментарии: Огнетушители «Петра Великого»
  2. 35-й судоремонтный завод получит 5 млрд рублей на модернизацию производства
  3. Старые крейсера превратят в атомных убийц
  4. Шлемов: первый "Борей" пойдет на север, второй на восток
  5. Главком ВМФ о развитии Военно-морского флота России в ближайшей перспективе
  6. реакторные установки, эксплуатируемые на атомных судах
  7. А. С. Павлов. Атомные крейсера типа Киров (пр. 1144)
  8. Сайт «АТРИНА» Тяжёлый атомный ракетный крейсер пр.1144 «Орлан» типа «Киров», Kirov class

Прочитал как мне показалось интересную статью о ракетном крейсере «Петр Великий», предлагаю вам ознакомиться и высказать свое мнение:

Усиление присутствия ВМФ России в Мировом океане откликнулось потоком громких сообщений в СМИ: интервью, вопросы, прогнозы, комментарии и оценки отечественных и зарубежных экспертов. Главной «звездой» происходящих событий, как обычно, является атомный ракетный крейсер «Петр Великий» — самый крупный из неавианесущих боевых кораблей в мире, 26 000-тонный исполин с монументальным обликом имперского крейсера и тремястами ракет на борту.

Всякий раз, при упоминании имени «Петра», на форумах начинается его сравнение с зарубежными кораблями аналогичного класса и назначения. Разумеется, прямых аналогов отечественного ТАРКРа не существует – этот крейсер уникальный в своем роде технический шедевр. Но, по ряду параметров, соперников подобрать можно: возможности ПВО «Петра» принято сравнивать с американскими Иджис-крейсерами (или эсминцами — что, впрочем, одно и то же).

И вот здесь-то и начинается самое интересное…

Эгида («Агис» др. греч.) – мифический щит Афины и Зевса, по преданию, сделанный из шкуры волшебной козы Амалтеи. В центре щита закреплена голова Медузы Горгоны, превращающая своим взглядом человека в камень. Универсальное оружие для нападения и защиты помогло Зевсу в битве с титанами.

В 1983 году на океанские просторы вышел новый боевой корабль. На корме развивался на ветру огромный транспарант «Stand by admiral Gorshkov: “Aegis” - at sea!» (Берегись адмирал Горшков! «Иджис» в море!). Вот так, с приторным звездо-полосатым пафосом, начал свою службу ракетный крейсер USS Ticonderoga (CG-47).«Тайкондерога» стала первым в мире кораблем*, оснащенным боевой информационно-управляющей системой «Иджис» («Эгида»). БИУС «Иджис» обеспечивает одновременное слежение за сотнями надводных, наземных, подводных и воздушных целей, их селекцию и автоматическое наведение оружия корабля на самые опасные объекты. Официальные источники всегда подчеркивали, что «Иджис» выводит противовоздушную оборону соединений кораблей ВМС США на новый уровень: отныне ни одна противокорабельная ракета, даже при массовом пуске, не сможет прорваться сквозь супертехнологичный «щит» крейсера «Тайкондерога».В настоящее время БИУС «Иджис» установлена на 107 кораблях ВМС пяти стран мира. За 30 лет своего существования, система боевого управления обросла таким множеством страшных историй и легенд, что ей позавидует даже Древнегреческая мифология.

Пуск зенитной ракеты комплекса С-300Ф

Крейсер несет на борту 200 с лишним зенитных ракет, этого хватит на всех – уверенно заявляют патриоты.

Нет! – вопят проамерикански настроенные граждане, — боевая информационная система «Иджис» («Эгида») стоит целого мира. Ваш крейсер просто щенок по сравнению с проверенной «Тикондерогой» или «Орли Берком».

Идите к чертям! – выходят из себя сторонники отечественного флота – на нашем крейсере стоят два комплекса С-300 — только попробуйте сунуться!

Стреляй, дешевка! – отвечают им из-за океана — Корабли янки умеют поражать цели на низкой околоземной орбите — вот где настоящая, а не показная мощь!

Конструктивного диалога не случается до тех пор, пока кто-нибудь из бдительных граждан не замечает странности в облике российского крейсера: – Господа, отчего надстройки «Петра» выглядят, словно чернобыльский лес после аварии?

Вычурный силуэт, громоздкие пирамидальные мачты, по всюду торчат раскидистые «ветви» антенных устройств радаров и систем связи… Одно лишь перечисление этого «зоопарка» способно вызвать улыбку: комплекс радиолокационных средств «Петра Великого» включает в себя радары «Восход», «Фрегат М2», «Подкат», «Позитив», «Волна», 4Р48 с фазированной антенной решеткой, антенный пост 3Р95, радар управления артиллерийским огнем МР184 «Лев», наконец, две навигационные РЛС «Вайгач-У».

Помимо общей нерациональности и сложности в согласовании работы столь большого количества радиотехнических средств, неряшливый облик «Петра» здорово увеличивает его заметность – крейсер сияет на экранах вражеских радаров, подобно ярчайшей звезде. Наверняка определенную роль сыграли «отсталые большевистские технологии»… Но не до такой же степени!

Каким же ладным и современным, после этого, кажется американский Иджис-эсминец типа «Орли Берк» — чистые линии надстроек, выполненных с учетом технологии «стелс», минимум внешних декор-элементов, единственный многоцелевой радар обнаружения с неподвижными полотнами ФАР. Американский «Берк» похож на гостя из других миров – настолько необычен его облик, по сравнению с кораблями российского ВМФ.

Эсминец типа «Орли Берк»

Но так ли это на самом деле? Какие «подводные камни» скрываются за стильным образом американского эсминца? И так ли устарел наш «Петр Великий», как это кажется на первый взгляд?

В гламуре высоких технологий, или Скупой платит дважды

Американский корабль построен вокруг боевой информационно-управляющей системы «Иджис», объединившей в себе все средства обнаружения, связь, оружие и системы борьбы за живучесть корабля. Универсальные эсминцы-роботы способны обмениваться информацией с себе подобными и принимать решения за командира. К созданию подобной системы янки шли 20 лет – по-настоящему серьезная разработка, в которой заложены самые прогрессивные идеи современного морского боя: во главе угла стоит обнаружение и мгновенная селекция целей. Американский корабль первым примет решение, первым выстрелит и первым уничтожит противника. Пентагон называет Иджис-эсминцы лучшей морской системой ПВО на сегодняшний день.

Ключевой элемент системы – радиолокационная станция AN/SPY-1, представляющая комбинацию из четырех плоских фазированных антенных решеток, закрепленных по бокам надстройки эсминца. «Спай» способен в автоматическом режиме выполнять поиск по азимуту и углу места, осуществлять захват, классификацию и сопровождение сотен воздушных целей, программировать автопилоты зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории.

Фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1D

Применение единого многофункционального радара позволило упростить сбор и анализ информации, а также исключить взаимные помехи, возникающие на других кораблях при работе большого числа радиолокационных станций.

Однако, за видимым преимуществом SPY-1 скрывается сложнейшая техническая проблема: Как научить радар эффективному обнаружению целей на больших и на малых дистанциях одновременно? Дециметровые волны («Спай» работает в диапазоне S) хорошо отражаются от морской поверхности – шквал помех затрудняет распознавание несущихся над самой водой ракет, делая эсминец совершенно беззащитным перед сверхзвуковыми ПКР. Кроме того, низкое расположение антенн SPY-1 сокращает и без того небольшую дальность обнаружения низколетящих целей, отнимая у корабля драгоценные секунды, необходимее для реакции на угрозу.

Никто в мире не рискнул повторить американский фокус с «единым многофункциональным радаром» — на проектах боевых кораблей, созданных в других странах, в дополнение к радару общего обнаружения всегда предусматривается установка специализированной РЛС для обнаружения низколетящих целей:
- британский «Дэринг» (дециметровый обзорный S1850M + сантиметровый SAMPSON)
- франко-итальянский «Горизонт» (S1850M + сантиметровый EMPAR)
- японский «Акидзуки» (двухдиапазонный FCS-3A с активными ФАР. По-факту — два радара (диапазон С и X), объединенных под общим названием).
Но как обстоят дела с обнаружением ВЦ у российского атомного крейсера?

Радары «Петра Великого»

У российского корабля все в полном порядке – обнаружение воздушных целей возложено на три радиолокационные станции различного назначения:

Мощный обзорный радар МР-600 «Восход» (расположен на вершине фок-мачты – первой мачты с носа корабля);

Трехкоординатный радар МР-750 «Фрегат М2» с фазированной антенной решеткой (располагается на вершине следующей, более низкой грот-мачты);

Специализированная двухкоординатная РЛС МР-350 «Подкат» для обнаружения низколетящих целей (две антенны расположены на площадках по бокам фок-мачты). Главной особенностью станции являются особая диаграмма излучения с зауженными «боковыми лепестками» (сканирование по малому углу места) и высокой частотой обновления данных.

Именно такого радара не хватает американскому Иджис-эсминцу.

На вершине фок-мачты — антенна обзорной РЛС «Восход», чуть ниже, на площадках по сторонам мачты заметны две антенны РЛС «Подкат». Впереди, на крыше надстройки, фазированная антенная решетка радара СУО ЗРК С-300ФМ «Форт-М»

Но обнаружить – еще не значит уничтожить. Цель необходимо взять на сопровождение, навести на неё оружие и проконтролировать весь процесс полета ракеты к цели.

У штатовского корабля этим занимается, как обычно, многофункциональный радар AN/SPY-1 вкупе с тремя радарами подсветки цели. Супер-радар «Спай» способен одновременно контролировать до 18…20 зенитных ракет: определять их положение в пространстве и автоматически передавать на автопилоты ЗУР корректирующие импульсы, направляя их в нужный сектор неба. Однако, система «Иджис» тщательно следит, чтобы число ракет на конечном участке траектории не превышало трех единиц.

Фокус в том, что большинство современных морских ЗРК (в т.ч. «Стэндерд» и С-300Ф) используют полуактивный способ наведения: специальный радар «подсвечивает» цель, головка ракеты реагирует на отраженное «эхо». Все просто. Но кол-во одновременно обстреливаемых целей ограничено кол-вом радаров подсветки.
Как уже отмечалось выше – у американских эсминцев всего три РЛС AN/SPG-62. Курсовые углы прикрывает одна, кормовые – две, с борта – все три сообща. У российского атомного крейсера ситуация принципиально иная: наведение ракет комплексов С-300Ф и 300ФМ занимаются две специализированные РЛС, каждая из которых обеспечивает сопровождение ЗУР с момента её пуска до попадания в цель:

Радар с фазированной антенной решеткой 4Р48 (плоская «пластина» в передней части надстройки «Петра Великого»). В отличие от американского AN/SPG-62, который обеспечивает одновременную подсветку всего одной цели, отечественная система формирует шесть каналов наведения: всего 4Р48 способна одновременно наводить до 12 ракет по 6 воздушным целям!

Второй радар — 3Р41 «Волна», получивший на флоте за характерный облик прозвище «сиська» (хорошо видна в кормовой части надстройки). Вообще-то, на этом месте панировали установить современный 4Р48, но, увы, при строительстве крейсера средств хватило только на «сиську», а современные 4Р48 были проданы за рубеж и установлены на борту китайских эсминцев типа «Лючжоу».
В результате, со стороны кормы «Петр» способен наводить всего 6 ракет по трем целям – но, в любом случае, это лучший результат, по сравнению с американским Иджис-эсминцем.

Помимо большего числа каналов управления, отечественная схема управления огнем на основе специализированных радаров 3Р41 и 4Р48 обеспечивает гораздо более надежное и помехоустойчивое наведение ракет на маршевом участке, по сравнению с американским многофункциональным AN/SPY-1.

В отличие от американского Иджис-эсминца, где наведение всех типов зенитных ракет («стэндерд-2,3», «си сперроу», ESSM) оосуществляется одной-единственной системой управления огнем (SPY-1 + три SPG-62), российский крейсер оснащен двумя типами комплексов ПВО с индивидуальными системами наведения. Кроме зональных ЗРК С-300Ф/300ФМ, на борту «Петра» установлен зенитный комплекс самообороны «Кинжал» — 128 ракет малой дальности, предназначенных для отражения атак противокорабельных ракет.

«Кинжал» имеет собственный антенный пост 3Р95, находящийся в кормовой части надстройки, рядом со спаренным артиллерийским орудием. Зенитный комплекс использует 4-х канальную радиокомандную систему, обеспечивающую одновременное наведение до 8 ракет по 4 воздушным целям в секторе 60° х 60°.

Пуск ракеты ЗРК «Кинжал» с атомного крейсера «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»), конец 1980-х

Последний рубеж обороны «Петра» образован шестью зенитно-артиллерийскими комплексами «Кортик» — каждый боевой модуль представляет собой спаренный автомат калибра 30 мм (суммарный темп стрельбы 10 000 выстр./мин) вкупе с блоком зенитных ракет 9М311 малой дальности. Помимо собственных радиолокационных средств, «Кортики» получают целеуказание с двух антенных постов РЛС «Позитив».

У американских крейсеров и эсминцев в этом случае все намного печальнее – на борту «Орли Берков», в лучшем случае, смонтирована пара автоматизированных зениток «Фаланкс», представляющих собой комплект из шестиствольной 20 мм пушки и компактной РЛС управления огнем, смонтированный на одном лафете. В связи с попытками снижения затрат на их постройку, эсминцы ВМС США последней серии вообще лишены каких-либо зенитных средств самообороны.

Собственно, «Орли Берк» много чего лишен – фантастические Иджис-эсминцы, позиционируемые Пентагоном, как лучшие боевые корабли ПВО/ПРО, не имеют ни специального радара для обнаружения НЛЦ, ни достаточного количества РЛС подсветки целей. Именно этим объясняется приятная взору «гладкость» их надстроек и отсутствие «лишних» антенн.

Эпилог

«Фрагат», «Подкат», «Волна»… Каждый из радаров имеет свое конкретное назначение и ориентирован на выполнение какой-то своей специфической задачи. Объединить их в единую «универсальную» станцию – идея привлекательная, но труднореализуемая на практике: на пути инженеров встают фундаментальные законы природы – для каждого случая предпочтительнее работать в определенном диапазоне волн.

Неслучайно, одна из самых совершенных разработок в области морских средств обнаружения — перспективный радар AN/SPY-3 с тремя активными ФАР, планируемый к установке на американский эсминец «Замволт», изначально создавался как составная часть системы из двух радаров: сантиметрового AN/SPY-3 для поиска низковысотных целей и обзорного AN/SPY-4 (диапазон дециметровых волн). Впоследствии, под ударами финансовых сокращений, Пентагон отказался от установки AN/SPY-4, с формулировкой «эсминец не предназначен для обеспечения зональной ПВО». Проще говоря, супер-эсминец «Замволт» не сможет эффективно поражать воздушные цели на дальности свыше 50 км (однако, в отличие от «Берка», который умеет сбивать космические спутники, «Замволт» идеален при отражении атак низколетящих ПКР).

Янки, как известно, большие любители стандартизации и унификации — вот теперь пусть выбирают, что лучше…

В отличие от американских «Иджисов» и «Замволтов», русский атомный крейсер несет на борту полный комплект средств обнаружения и управления огнем для поражения воздушных целей на любых дистанциях. Даже сейчас, с учетом намеренного ослабления его характеристик, в связи известными событиями политико-экономического характера, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» остается сильнейшей боевой единицей, чьи возможности, в плане ПВО, равноценны двум-трем американским Иджис-эсминцам.

В конструкции этого исполина заложен огромный потенциал – замена устаревшей РЛС «Восход» на современный радар с активной ФАР, подобный европейскому S1850M и оснащения корабля ракетами комплекса С-400 с заменой части боекомплекта на зенитные ракеты с активными головками самонаведения – превратит крейсер в неприступную морскую крепость.

Напоминаю, что в этой статье не противопоставляются как противники «Петр Великий» и какой то из кораблей США с системой «Иджис», тут пытаются сравнить эффективность систем ПВО

Конечно же стоит тут упомянуть, что Орли-Берков сейчас в наличии в ВМС США около 60 штук, а «Петр Великий» только один. Это так и это огромный минус. Но, есть и позитивные моменты, принято решение о ремонте и модернизации еще трех «Орланов»

«Киров» / «Адмирал Ушаков» — Было принято решение об утилизации корабля. Однако сейчас планируется произвести его ремонт и полную модернизацию. Ввод в строй возможен после 2020 года.
«Фрунзе» /«Адмирал Лазарев» — Планировался к утилизации. Однако в 2011 году принято решение о его восстановлении и модернизации.
«Калинин» / «Адмирал Нахимов» - С 1999 года стоит на ремонте и модернизации на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Находится в менее плачевном состоянии, чем «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Ушаков», и не планировался к утилизации. В 2012 году должно быть завершено проектирование нового облика корабля. Прежде всего, планируется заменить морально устаревшее радиоэлектронное оборудование. После модернизации крейсер должен быть передан Тихоокеанскому флоту. (Источник: http://www.modernarmy.ru/article/142 © Портал «Современная армия»)

А так же можно напомнить, что для Зумвальта из-за сокращения расходов двухдиапазонный радар DBR уже исключён из проекта. Ибо действующий образец до сих пор выпилить не удалось, а денег ушло немеряно. Единственно что у них хорошо отлажено так это маркетинговый ПИАР. Спустили на воду с барабанным боем и битьем шампанского КОРПУС авианосца CVN 78 «Джеральд Форд» без той же РЛС DBR , без электромагнитных катапульт EMALS и широко распиаренной турбоэлектрической системе посадки (AAG). Всё вышеперечисленное находиться на стадии создания опытных образцов. Зато корпус спущен на воду и сколько ему "ржаветь" в ожидании не понятно

Вот несколько старых эпизодов применения американской системы:

Подвиг первый. «Иджис» побеждает аэробус Огненная стрела прочертила небосвод, и рейс 655 авиакомпании Air Iran исчез с экранов радаров. Ракетный крейсер «Vincennes» ВМС США успешно отразил воздушную атаку… Джордж Буш-старший, занимавший в то время должность вице-президента, благородно заявил: «Я никогда не буду извиняться за Америку. Неважно, какие были факты» («I will never apologize for the United States of America, I don’t care what the facts are»).

Танкерная война, Ормузский залив. Ранним утром, 3 июля 1988 года, ракетный крейсер USS «Vincennes» (CG-49), защищая датский танкер «Карома Маерск», вступил в бой с восемью катерами Военно-морских сил Ирана. В погоне за катерами, американские моряки нарушили границу иранских территориальных вод, и, по трагической случайности, в этот момент на радаре крейсера появилась неопознанная воздушная цель.

«Эйрбас» А-300 авиакомпании Air Iran совершал в то утро регулярный рейс по маршруту Бендер-Аббас – Дубай. Простейший маршрут: набор высоты 4000 метров — полет прямо — посадка, время в пути – 28 минут. В дальнейшем, расшифровка найденных «черных ящиков» показала, что пилоты слышали предупреждения с американского крейсера, но вовсе не считали себя «неопознанным самолетом». Рейс 655 шел навстречу своей гибели, на борту в этот момент находились 290 человек.

Идущий на малой высоте пассажирский лайнер был опознан, как иранский истребитель F-14. Год назад при подобных обстоятельствах «Мираж» ВВС Ирака расстрелял американский фрегат «Старк», тогда погибло 37 моряков. Командир крейсера «Vincennes» знал, что они нарушили границу тервод другого государства, поэтому атака иранского самолета представлялась самым логичным последствием. Нужно было срочно принять решение. В 10:54 по местному времени на направляющие балки пусковой установки Mk26 были поданы две зенитные ракеты «Стандард-2»….

USS Vincennes. Убийца

Уже после трагедии, ведущий эксперт Пентагона Дэвид Парнас посетовал прессе, что «наши самые лучшие ЭВМ не могут отличить с близкого расстояния аэробус от истребителя».
«Нам говорили, что система «Иджис» самая великолепная в мире и такого просто не может произойти!» - возмущенно заявила член палаты представителей Патриция Шроудер.

Финал этой грязной истории был необычным. В журнале «New Republic» (Вашингтон) появилась статья следующего содержания: «Мы обязаны извиниться перед Советским Союзом за нашу дешевую реакцию в 1983 году на сбитый над Охотским морем южнокорейский Боинг-747. Можно бесконечно спорить о сходстве и различии двух инцидентов. Наши жертвы находились в воздухе над зоной боевых действий. Их жертвы находились в воздухе над советской территорией. (Что если бы таинственный самолет появился в небе Калифорнии?) Сейчас становится все более очевидным: наша реакция на сбитый южнокорейский самолет - часть циничной пропаганды и результат технологического высокомерия: мол, такого с нами никогда не могло случиться».

Подвиг второй. «Иджис» спит на боевом посту.

Переправа, переправа. Пушки бьют в кромешной тьме. Это линейный корабль «Миссури» зимней ночью 24 февраля 1991 года громит передовые части армии Ирака, посылая снаряд за снарядом из своих чудовищных 406 мм орудий. Иракцы не остаются в долгу – с берега в линкор летят две противокорабельные ракеты «Хайин-2» (китайская копия советской ПКР П-15 «Термит» с увеличенной дальностью полета)

«Иджис», настало твое время! «Иджис», HELP! Но «Иджис» бездействовал, тупо мигая своими лампочками и дисплеями. Ни один из ракетных крейсеров, входящих в соединение кораблей ВМС США, не отреагировал на угрозу. Положение спас корабль Её Величества «Глостер» — с предельно малого расстояния британский эсминец срубил один «Хайин» с помощью ЗРК «Sea Dart» — обломки иракской ракеты рухнули в воду в 600 метрах от борта «Миссури» (первый случай успешного перехвата в боевых условиях противокорабельной ракеты с помощью ЗРК). Понимая, что надеяться на свой непутевый эскорт более не имеет смысла, экипаж линкора начал отстреливать дипольные отражатели – с их помощью вторая ракета была уведена в сторону (по другой версии – ПКР «Хайин-2» сама упала в воду).

Конечно, две противокорабельные ракеты не представляли серьезной угрозы для толстокожего линкора – броневые плиты толщиной 30 сантиметров надежно прикрывали экипаж и оборудование. Но сам факт того, что работу «Иджиса» выполнил старый эсминец с помощью зенитно-ракетного комплекса, разработанного в середине 60-х годов, наводит на мысль, что суперсовременный «Иджис» банально провалил задание. Американские моряки никак не комментируют это обстоятельство, хотя ряд экспертов высказывает мнение, что Иджис-крейсера действовали в другом квадрате, поэтому не смогли обнаружить цели — иракские ПКР летели ниже их радиогоризонта. А «Глостер» находился непосредственно в эскорте линкора «Миссури», поэтому своевременно пришел на помощь.

«Глостер» — британский эсминец типа 42, его систершипы «Шеффилд» и «Ковентри» бесславно погибли в Фолклендской войне. Полное водоизмещение кораблей проекта – 4500 тонн, т.е. де-факто это маленькие фрегаты.

Здесь можно было бы закончить историю о приключениях ВМС США в Персидском заливе, но, в момент ракетной атаки, в боевой группе линкора «Миссури» случилось другое забавное ЧП – зенитный комплекс самообороны «Фаланкс», установленный на американском фрегате «Джэррет» принял один из диполей за ПКР и автоматически открыл огонь на поражение. Попросту говоря, фрегат устроил «friendly fire», обстреляв линкор «Миссури» из шестиствольной пушки. А «Иджис», конечно, здесь ни при чем, шоколад ни в чем не виноват.

Подвиг третий. «Иджис» летает в космос

Летает, разумеется, не сама БИУС, а зенитная ракета RIM-161 «Standard-3» под внимательным контролем «Иджиса». Кратко: идея СОИ (Стратегической оборонной инициативы) никуда не исчезла – Америка по-прежнему мечтает о «противоракетном щите». В начале 2000-х годов была разработана четырехступенчатая зенитная ракета «Стандарт-3» для поражения боевых блоков баллистических ракет и космических спутников на низкой околоземной орбите. Именно они стали яблоком раздора в вопросе о размещении американской ПРО в Восточной Европе (гораздо большую опасность представляют «Стандард-3» морского базирования – мобильные и неуловимые Иджис-системы, но обсуждение этой проблемы не представляет интереса для политиков).

21 февраля 2008 года над Тихим океаном состоялась ракетно-спутниковая феерия – ракета «Стандард-3», запущенная с Иджис-крейсера «Lake Erie» настигла свою цель на высоте 247 километров. Американский разведывательный спутник USA-193 двигался в этот момент со скоростью 27 тысяч км/час.
Ломать - не строить. Увы, в нашем случае поговорка не верна. Вывести из строя космический аппарат нисколько не легче, чем построить его и запустить на орбиту. Сбить спутник ракетой – всеравно, что попасть пулей в пулю. И это удалось!

Но есть один нюанс. «Иджис» совершила свой подвиг, стреляя по цели с заранее известной траекторией – у американцев было достаточно времени (часы, дни?), чтобы определить параметры орбиты неисправного спутника, выдвинуть корабль в нужную точку Мирового океана, и в нужный момент нажать на кнопку «Пуск». Поэтому перехват космического спутника имеет мало отношения к противоракетной обороне. Но, как гласит китайская пословица: самый длинный и сложный путь начинается с первого шага. И шаг этот уже сделан – американским специалистам удалось создать чрезвычайно мобильную, дешевую и эффективную ракетную систему, чьи энергетические показатели позволяют обстреливать цели на низкой околоземной орбите. Уже в настоящий момент, ВМС США способны «перещелкать» всю орбитальную группировку «вероятного противника», а количество российских спутников на орбите сравнительно невелико по сравнению с запасами ракет-перехватчиков «Стандард-3».

Шутки шутками, но только очень наивный человек может утверждать, что «Иджис» безвреден и, как боевая система, никуда не годится. Любую систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку – после первых «подвигов» «Иджиса» компания Lokheed-Martin провела большую работу над ошибками – был изменен интерфейс системы, постоянно модернизируются радар AN/SPY-1 и ЭВМ командного центра, корабли получили новый ассортимент вооружения: крылатый убийца «Томагавк», противолодочный боеприпас ASROC-VL, перехватчик противокорабельных ракет в ближней зоне RIM-162 «Evolved Sea Sparrow Missle», зенитная ракета с активным самонаведением «Стандард-6» и, конечно, противоспутниковая «Стандард-3». А главное – подготовка экипажа, без человека любая техника лишь груда металлолома.

Lokheed Martin приводит следующие цифры, оценивающие итоги тридцатилетней эксплуатации системы «Иджис»: к настоящему времени 107 Иджис-кораблей суммарно провели 1250 лет в боевых походах по всему миру, в ходе тестовых и боевых запусков с кораблей было выпущено более 3800 ракет различных типов. Наивно полагать, что американцы ничему не научились за это время.

По материалам:

1. http://militaryrussia.ru/
2. http://www.defenseindustrydaily.com/
3. Справочник «КОРАБЛИ ВМФ СССР Том II. Ударные корабли. Часть I. Авианесущие и ракетно-артиллерийские корабли 1 и 2 рангов», Апальков Ю.В.
4. «Атомные крейсера типа «Киров»», Павлов А.С.

Опять таки не могу вам не напомнить про или вот Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные