Споттинг — хобби для терпеливых. Кто такие споттеры? История споттинга в России, новая волна на фоне военной операции в Сирии

Здравствуйте, друзья!

Сегодня речь пойдет о споттинге.

Что такое споттинг

Споттинг (от англ. spot - «увидеть», «опознать») - вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведении их учёта. Часто сопровождается съёмкой. В русском значении разведка и выслеживание крупных средств передвижения.
Также споттингом может называться наблюдение за другими крупными видами средств передвижения - грузовыми машинами, железнодорожными поездами, автобусами, кораблями и т.п.

В данном случае я хочу поговорить о традиционном виде споттинга — наблюдении за самолётами и их фотосъемке.

С этим жанром фотосъемки я познакомился благодаря Максиму Иванову , за что премного ему благодарен! Настоящий фанат самолётной темы:)
Я решил посветить в это сакральное знание и вас, чтобы вы тоже могли провести время интересно.

Итак, если вы хотите заняться фотосъемкой самолётов, вам сначала нужно выяснить какие в окрестностях есть аэропорты .
Синие — действующие, серые не действующие, а красные вроде как военные.
Как правило, аэропорт не один, но они могут отличаться по типу самолетов и размеру аэропорта. В Санкт-Петербурге самый крупный аэропорт это Пулково.

Для Пулково все основные точки в принципе известны. В зависимости от погоды могут быть доступны одни или другие, нужно соответственно подбирать оптику и одежду.

Необходимое оборудование

Объектив и фотокамера

Например, с той точки где были мы в последний раз можно было снимать самолет спереди на мощный телеобъектив или немного сбоку на объектив примерно 400 мм.
Фотокамеру оптимально использовать с высокой плотностью пикселей т.к. масштаб часто получается довольно маленький и потому детализация снимка не повредит. Такой камерой может быть и камера с кроп-фактором, где при кропе 1.6 на матрице около 24 Мпикс или полнокадровая камера как у меня с разрешением 50 Мпикс.
Для камер с меньшей плотностью пикселей лучше брать более длиннофокусный объектив. Но тут мы упираемся в его цену т.к. хороший телеобъектив стоит приличных денег.

Кто-то снимает на Canon 70-200/2.8L II или Canon 70-200/4L с телеконвертером. Качество получается довольно плохое, если телеконвертер двухкратный (Canon Extender EF 2x III). Намного лучше использовать конвертер в 1.4х, тогда, на мой взгляд, выигрыш в детализации более существенный. Иначе зачем увеличивать масштаб самолета в кадре без существенного роста детализации?

В этом плане лучше смотрится родной зум . Хотелось бы рассказать про вторую версию этого объектива, но увы, вторую я не пробовал.
Тем не менее /4.5-5.6L IS USM даёт вполне приличную картинку на длинном конце (400 мм) и вполне может быть использован для споттинга.

Также мы использовали старый объектив МТО-1000 1000/10.5 . Я ожидал, что всё будет плохо, но он показал неплохие результаты и дал существенный выигрыш в масштабе съемки (и небольшой по детализации). Минусы этого объектива в том, что он тяжелый и очень неудобно фокусироваться.

МТО-1000 1000/10.5 я покупал жене для наблюдения за Луной, а штатив мой студийный и весьма удобный.

Штатив

При использовании тяжелых объективов бывает крайне полезен устойчивый штатив. Я использовал Gitzo GT3532 Mountaineer со штативной головкой Gitzo GH3382QD для фиксации тяжелого объектива МТО-1000.

Gitzo лёгкий, очень устойчивый и относительно дорогой.

И также использовал Manfrotto 058b с 3D головой Manfrotto 229 .

Manfrotto 058b тяжелый, устойчивый и средний по цене (дешевым тоже не назовёшь).

Бинокль

Бинокль удобен для наблюдения за самолётами, особенно когда они на большой дистанции или при приземлении, чтобы рассматривать пассажиров глядящих в иллюминатор:)

Смартфон или планшет — отследить прибывающие самолёты

Это проще простого, если вы поставите небольшую и полезную программу Flightradar. Она вам пригодится также и в путешествии, чтобы видеть как самолёты прибывают в аэропорт вылета.

Общая карта, видно приближение самолета. Нажимаем на иконку самолёта, чтобы увидеть более подробную информацию.

Видно, что садится китайский самолёт Хайнаньских авиалиний, летящий из Пекина. И вот он...

Автомобиль

Необязательно, но желательно. Так гораздо быстрее менять точку съемки и хорошо иметь базу с едой и питьем. До самих точек съемки всё равно пешком добираться, но это обычно недалеко от проселочных дорожек.

Знакомство с командой

В последний раз (без суеверий, пожалуйста) нас было трое и два других моих соратника, Ростислав Бычков и Павел Гурьев принесли своё оборудование.

Павел использует свой на камере Canon 5D mark IV . Для обычного телевика Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM кажется весьма большим и дорогим, но из телеобъективов с фиксированным фокусным он скорее начальный. Далее уже идут совсем большие и тяжелые «пушки».

Ростислав на фото использует Canon 70-200/2.8L IS USM II Павла с конвертером Canon extender ef 1.4x iii , насколько помню. Обычно он использует Canon 70-200/4L , но тут мы хотели сравнить будет ли какой выигрыш.
Камера в данном случае моя, Canon 5DsR , благо объектив разрешает матрицу этой камеры.

Я использовал МТО-1000 1000/10.5 с камерой Ростислава, Canon 5D mark III т.к. было бессмысленно ставить МТО-1000 1000/10.5 на камеру с более высоким разрешением — он всё равно не потянет.

Точки для споттинга

Точки для споттинга в аэропорту Пулково любезно предоставлены Максимом Ивановым

Что можно снять со стандартной точки?

«Стандартной» точкой я назвал ту точку, которая на карте обозначена как «Съёмка посадок с захватом надписи Аэропорт».

800-1000 мм

Со стандартной точки можно снять вид спереди на объектив 800-1000 мм и будет вполне красиво. Чем ваш объектив более резкий, тем лучше т.к. можно и пилотов рассмотреть и людей, которые смотрят в иллюминатор на приземлении.



560 мм (400 х 1.4)

Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM очень неплохой объектив и он существенно лучше того же IS USM , который многие споттеры используют до сих пор. Тем не менее дифракционная оптика у Canon внедрена всего на нескольких объективах (все они с зеленой полосой, а не с красной как у L серии объективов Canon) и нельзя сказать, что разрешение оптики тут ставится во главу угла. Из объективов с дифракционной оптикой я пробовал еще

400 мм (70-200 х 2)

Выше я писал, что сочетание с конвертером 2х вовсе не оптимальное, но что поделать, немного детализации оно все-таки прибавляет. Хотя я бы лучше нашел место поближе или использовал Canon 100-400/4.5-5.6L IS USM хотя бы первой версии, который стоит сейчас недорого и даст более детализированную картинку (в доказательство тест , который мы провели вместе с Максимом Ивановым на его же объективах и моей камере Canon 5DsR ).

Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM vs Canon 70-200/2.8L IS USM II + 2x III vs МТО-1000 1000/10.5

Напротив нашей точки съемки была стена аэропорта с надписью «Pulkovo Sky» и значком «Деловых линий». Вот по ним мы и делали фокусировку.

Я снимал на наиболее скромную камеру Canon 5D mark III с объективом МТО-1000 (фокусное 1000 мм, произведён еще в СССР). Более высокое разрешение камеры я не посчитал нужным использовать т.к. объектив едва тянет и это разрешение.

Вторая связка камера + объектив: Canon 5D mark IV + Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM . Самый дорогой вариант и, очевидно, самое высокое разрешение.

Третий вариант: Canon 5DsR + + 2x III.

Но вопрос состоял не в том, какой объектив лучше (это было очевидно до теста), а какая связка камера + объектив даст бОльшую детализацию картинки, ведь масштаб был у всех трех вариантов разный. Тест исключительно из «спортивного» интереса т.к. цены на эти объективы совсем разные и исходное предназначение их тоже разное. Но что было, то и попробовали.

Canon EF 70-200/2.8L IS II USM вместе с двухкратным конвертером третьей серии себя полностью дискредитировал. Качество убивает конвертер, более 1.4х III ставить на данный объектив не стоит.

Первое место займет Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM т.к. даёт чёткую и чистую картинку. Добавить к нему конвертер x1.4 III и он победитель.

МТО-1000 1000/10.5 на удивление показывает себя очень хорошо. Детализация могла бы быть лучше, но благодаря масштабу результат сравним с Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM . «ложку дёгтя» добавляет неудобство фокусировки и вообще отсутствие автофокуса. Если снимать статические объекты, но однозначно выгоднее использовать МТО-1000 1000/10.5 , учитывая его мизерную цену и приличный очень масштаб. Если же снимать подвижные объекты, то МТО-1000 1000/10.5 окажется весьма неудобен.

Вывод

Споттингом с некоторым неудобством можно заниматься с минимальными вложениями в оборудование. Достаточно даже советских зеркально-линзовых телеобъективов, чтобы получить интересную картинку.

Большие файлы из теста


Тестовые три файла:
Картинки самолётов в большом размере:

Итоги и выводы

Автомобили, поезда и самолёты уже прочно вошли в нашу жизнь и обыватель может сказать «Зачем за ними наблюдать? Что в них особенного?» Но если спросить того же человека хотя бы за счёт чего самолёт взлетает, то, я уверен, он объяснит неправильно.
В глубоко внутри нас скрыт животный страх и уважение к «магии» полёта. Сложно передать словами впечатление от того что над тобой пролетает 250 тонн металла! А ведь когда-то считали, что летать может только аппарат легче воздуха...

Во вторник и среду я посетила интересное мероприятие под названием споттинг. Не то чтоб я болела самолетами, но если есть возможность попасть на режимный объект, грех от такого отказываться. Так я когда-то попала в недра Красноярской ГЭС, облазив ее почти всю.

Споттинг (Плейн Споттинг) (от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»); также — Авиационный споттинг) — особый вид хобби, ведение реестра самолетов, сопровождается фотографированием и видеосъемкой летательных аппаратов, чаще всего самолётов.
Главное для плейн-споттера определить что за самолет, его бортовой номер, серийный номер, все это конечно сопровождается фотографированием для наглядности. Местом съемки служит аэропорт или мелкий аэродром. При самом распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы. Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.
Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.

Как видно из вики-заметки, под понятие споттера я подхожу лишь косвенно. До сего дня я считала, что споттинг лишь съемка самолетов. Но полазив по споттерским форумам, я поняла, что для них главное собрать коллекцию самолетов, фото вторично. Я и мой давний велотоварищ Илья SIN узнали о споттинге с фото-форума и решили его посетить. И похоже, что были мы там одни такие непосвященные. В 5 утра у грузового терминала в Емельяново собрались убитые по самолетам люди с огромными пушками наперевес. Кеноновские бандуры 70-200, 100-400, и я с скромной темной Сигмой 70-300, взятой у друга. У Ильи не было телевика вообще, я отдала ему свою 105ку. Было несколько иногородних. Москвичи побоялись задымления от пожаров и сдали билеты. Вот это увлеченность, не жалеть денег, чтобы полететь зафотать какой-то самолет. Не поехали москвичи зря, понедельничный дождь смыл всю дымину, и воздух был чистый.

1. Все началось с перрона, здесь самолеты готовятся к полету


2. Стюардессы


3. Заправка


4. Погрузка багажа


5. Подкатывают трап


6. В моем детстве к самолету подвозили не на таких красивых автобусах


7. Пассажиры идут на посадку


8. Ушел на рулежку

Это уже 5й официальный споттинг в Емельяново, неофициальные там проводятся чуть ли не каждый день на приводе с торца взлетно-посадочной полосы за забором. Все серьезно, заявка за 5 дней, на проходной пропуск. Досмотр на металлоискателе, суровое объявление: «На досмотр сотовые телефоны предъявлять включенными». На поле нас ждет 2 газели и машина сопровождения Службы авиационной безопасности. САБовцы ездят с нами и следят, чтобы не нарушали режим порта, не лезли под самолеты, и т д.

Снимали мы взлеты и посадки, трафик был достаточно плотный. Споттеры лениво беседовали друг с другом, они завсегдатаи подобных тусовок. Но как только самолет приближался в кадр при самом длинном фокусном, все они подбирались, занимали свои точки и лупили серией, пока самолет не покидал поле кадра.


9. Посадка ATR-42


10. Охота


11. Споттеры


12. Взлет


13. Улетел


14. Посадка


15. Летит Нордавиа


16. S7 умчал в заоблачные дали


17.


18.


19. Королева зимнего споттинга - Люфтганза карго, успешно мною закосяченная


20. Посадка аэрофлота

Меня все приводило в восторг, каждый самолет, но они люди искушенные, ворчали, что в этот раз не везде пускают, и вообще охота самолет сфотать в торец, в этот раз споттинг по мнению ребят был скучный, мало точек, да и небо подкачало.

Пару раз приходилось действовать как десанту, выпрыгивали из машин и занимали места - незапланированная посадка. Часов в 10, когда свет стал невозможный для съемки, мы с Ильей поехали в город, все-таки на работу надо.

В среду споттинг был вечерний, собрались почти той же толпой, снова досмотр, машины, поехали провожать огромный Ил-76, который полетел тушить пожары. Огромный самолет оторвался от земли почти параллельно ей, в отличие от более мелких самолетов, поднимающихся носом вверх. Сегодня на поле устроили ремонт покрытия, самолетов значительно меньше чем вчера.


21. Начали как обычно с перрона, сегодня с нами две телекомпании


22. Проводили на север


23. Ил-76 взлетел, я как всегда упустила момент отрыва


24. А это уже другой Ил-76 вернулся


25. Так чистят полосу, сдувая с нее все лишнее

Позабавили некоторые моменты работы порта. Человеческий фактор. Прилетел пассажирский самолет и протянулся по всей полосе до разворота, едет себе неспешно. А в небе уже показался Ил-76, хочет посадку, а на полосе торчит еще бело-зеленый Боинг. Пришлось Илу уйти на второй круг, представляю, как пилоты ругались на рулевиков. Зато он пролетел низко у нас над головами, и мы нафотали вдоволь. Следующий самолет резко свернул на парковку, не доехав до нас. Потом наконец-то сел красавец Ил и проехал мимо нас очень медленно, чтобы мы успели заснять. Из грузового проводили только «каргу» - AirBridgeCargo.


26. Недокрашенный S7


27. Занято


28. Ушел на второй круг


29. В ожидании


30. Дождались


31. Встретятся или нет?


32. "Карга" полетела


33.

Забавно было наблюдать за ребятами. Народ там очень разный, от молоденьких абитурентов, до серьезных мужиков судмедэкспертов, девушки, мужчины, семейные пары. Всех их объединяет одно - любовь к авиации и полное отключение от всего, когда в небе появляется самолет. Чем ближе он, тем больше частота треска затвора серийной съемки. Мне до них далеко, я делала по 3-4 кадра на самолет. Организатор этого действа Татьяна тщетно взывала к дисциплине, с поворотом рычажка включения фотоаппарата, у всех мозг выключался, и народ потихоньку выползал из разрешенных зон поближе к полосе.


34.

Под вечер мы вернулись на перрон и полезли на ангар. Лестница 30 метров высоту, железная, раскачивалась под толпой споттеров, было страшновато, что оторвется вместе с нами.


35.

С высоты крыши мы наблюдали за жизнью аэропорта. На перроне готовились на взлет 2 самолета, грузили багаж, заправляли, заряжали, самолеты мерцали огоньками и ждали своих пассажиров. Рядом стояли самолеты без огоньков, которые сегодня не полетят, про них работники порта трогательно говорят «Он спит». Зеленый S7 вырулил на взлет, прокатился по полосе и продлил разгон как раз до места, где мы тусовались, взлетев специально для нас напротив ангара. Они все знают, что мы здесь, какие-то экипажи относятся хорошо, какие-то суеверничают и просят не снимать. Я думала, мне показалось, что они позируют, но работники порта подтвердили. Люфтганза бывает даже на взлете специально «машет» крыльями, немцы выпендриваются. Но при нас ее взлета к сожалению не было. Группе, что осталась внизу, повезло - командир пустил их в кабину.

Очень хотелось пофотаться «на аватарку вконтакте», но я видимо уже заразилась азартом споттеров, и все мое внимание было устремлено в небо, боялась пропустить что-нибудь интересное. А уж тем более сфотаться на фоне летящего самолета - нереально. Казалось бы, не должны меня интересовать самолеты, один можно было пропустить ради фотки на его фоне, но общий дух в этой компании не давал расслабиться.

Между тем уже стемнело, и несмотря на горящие прожекторы, снимать мне уже было сложно. Фото получались хуже, чем на мобильном телефоне, плюс я была без штатива. Поле уже горело сотнями цветных огоньков, обозначая полосу, но снять это мне не удалось. Зато наблюдали сверху, как из ангара махонькая машинка вытащила самолет и покатила его по полю на парковку.


36.


37. Зеленый собирается улетать


38. Спящие самолеты


39. Рулит на парковку


40. Погрузка еды


41. САБовцы бдят, чтобы споттеры в своем азарте не поубивались


42.


43. Еще один готовится к взлету


44. Тащат из ангара


45.


46. Жизнь кипит


47. Ждет пассажиров


48. Говнофотка взлета S7


49.

Проводив последний на сегодня взлет, мы спустились вниз. Там стояла пара самолетов, которые уже никуда не полетят. Инженеры рассказали, что стоит самолету приостановиться, его тут же начинают разбирать в пользу других самолетов. И когда приходит время запускать самолет, оказывается, что собирать его и не из чего. Так они и заканчивают свою небесную жизнь и стоят тихонько гниют:(Продать на металлолом рука не поднимается, и стоят они как память об уходящей авиационной эпохе. Очень грустно смотреть на уснувшие навсегда самолеты, которые больше не увидят небо. Некоторые «некрофилы» рвались на кладбище самолетов, но работники порта были категорически против, зрелище удручающее, и это показывать они не хотят.


50. Остановленные самолеты

А на перроне тем временем уже выставили самолеты, в которых будут проводить экскурсии на день авиации, их проветривают, потому что без воздуха самолет начинает гнить, и там появляется специфический запах, что я заметила, побывав на дне авиации в 10м году. Но инженеры скептически говорят - не проветрится он до 18го августа, полтора года стоял закрытый, а проветривать надо раз в месяц.

На этом наше официальное пребывание в порту закончилось, и неофициально споттеры поехали с томичом на ближний привод ВПП под глиссаду самолетов. Привод это место в торце взлетно-посадочной полосы. У них там набитое место за забором, где они караулят. Мы с Ильей тоже поехали за ними. Зрелище, которое предстало нашим глазам, вызвало неописуемый восторг. Ровные линии сигнальных огней, уходящие вдаль и мерцающие в дрожащем воздухе. Точка на горке, вид прекрасный. Но пока мы восторгались и готовили технику, вся иллюминация внезапно погасла. Прилетов на сегодня больше не ожидали, поэтому огни выключили. Разочарованию нашему не было предела. Вот так это выглядит, только мы застали огоньки уже в полной темноте.

Фото неизвестного мне красноярского споттера, взято из инета

Что можно сказать по итогу? Я стала чуть меньше бояться самолетов, может быть, когда-нибудь пересилю свою аэрофобию и приеду в аэропорт как пассажир. Когда на твоих глазах благополучно взлетает и садится пара десятков самолетов, начинаешь сомневаться в своих страхах. Сам формат интересный, но не для меня, тут надо всецело отдаваться этому увлечению, быть готовым в любой момент сорваться с работы с дома, чтобы поймать редкий самолет. Да и оптика тут нужна хорошая и недешевая

Сложно найти человека совершенно равнодушного к авиатехнике. Авиашоу и показательные полеты с участием современных воздушных судов вызывают огромный интерес у людей. Кто-то еще с раннего возраста начинает коллекционировать модели авиатехники, а для других людей любовь к авиации сочетается с увлечением фотографией. Именно о последних и пойдет речь в этой статье. А точнее о таком хобби, как авиаспоттинг.

Это увлечение, заключающееся в том, чтобы вести наблюдение за самолетами, составлять своеобразный реестр воздушной техники и подкреплять его удачными фотоснимками. С точки зрения фотографии, авиаспоттинг – это новое направление в жанровой фотосъемке, главной целью которого является фотографирование воздушных судов с максимально близкого расстояния. Сегодня подобными съемками занимаются как профессиональные фотографы, так и простые любители авиации.

Считается, что авиаспоттинг берет свое начало с 1925 года, когда добровольцы Королевской Армии (Royal Observation Corps) в Великобритании взяли на себя обязанность наблюдать за воздушными судами и фиксировать их в воздухе. Этих гражданских добровольцев специально обучали распознавать различные типы воздушных судов. Вплоть до Второй мировой войны и некоторое время после нее эти наблюдатели за небом продолжали свою деятельность.

Однако с появлением в небе реактивных, скоростных самолетов и разработки современного радиолокационного оборудования роль авиаспоттеров постепенно потеряла свою актуальность. Несмотря на это, просуществовали Наблюдательные войска в Великобритании довольно продолжительное время, и были окончательно расформированы только в начале 90-х годов прошлого столетия. В результате, авиаспоттинг из деятельности сугубо армейской превратился в мирное занятие для людей, по-настоящему увлеченных авиатехникой.

F/A — 18F HORNET Фото: Marcos Vasconcelos Photography / Foter.com / CC BY-NC-ND

Суть современного споттинга заключается в том, чтобы уметь определять тип самолета и его бортовой номер, а также делать удачные и интересные фотографии воздушных машин, дополняющих это описание. Естественно, что местом для фотосъемки в этом случае служит аэропорт или окружающая его территория. Споттеры обычно выбирают место под глиссадой взлетно-посадочной полосы, чтобы иметь возможность сфотографировать садящиеся самолеты.

Нужно отметить, что сама фотосъемка для споттера является лишь частью его увлечения, а не основой. В этой связи нужно различать собственно авиационную фотографию и авиаспоттинг. До сих пор встречаются споттеры, которые проникают на территорию аэропорта с обычной подзорной трубой и блокнотом, куда они записывают, какой самолет, где и при каких обстоятельствах они видели.

Для того, чтобы заниматься авиаспоттингом, человек, в первую очередь, должен обладать обширными знаниями в области авиатехники, а также много времени уделять путешествиям в поисках новых мест, где можно встретить разнообразные типы воздушных судов. Настоящий энтузиаст авиаспоттинга может без особого труда распознать тип воздушного судна, авиакомпанию и даже регистрационный номер судна.

Поскольку авиаспоттинг – это, прежде всего, хобби, то и цели у такого увлечения для каждого отдельного человека могут быть самыми разнообразными. Кто-то фиксирует перемещения различных бортов по аэродромам мира с целью восстановления истории авиатехники, другие же пытаются получить захватывающие и интересные кадры взлета и посадки самолетов.


Фото: wicho / Foter.com / CC BY-NC-SA

Фотографирование воздушных судов – занятие очень не простое. Этот жанр фотосъемки относится к разряду высокоскоростных. Почему высокоскоростных? Потому что самые впечатляющие и яркие фотографии воздушных объектов, несомненно, выходят в процессе их посадки или на взлете. Когда самолет находится в воздухе и идет на посадку, или стартует со взлетно-посадочной полосы, здесь-то и требуется высокоскоростная приближенная съемка. Наилучшим местом для съемки взлетающего самолета или воздушного судна, выполняющего посадку, считается расстояние в несколько десятков метров, чтобы в кадре можно было запечатлеть отличительную раскраску авиакомпании и бортовой номер воздушного судна. Как правило, это взлетно-посадочная полоса или территория, расположенная в непосредственной близости к ней. Однако получить доступ к взлетно-посадочной полосе и выбрать удачную позицию непросто – для этого требуется соответствующее разрешение.

Строгие меры безопасности не позволяют проходить на территорию аэропортов и разгуливать по территории так, как хотелось бы авиаспоттерам. Поэтому энтузиасты зачастую занимают позицию за ограждениями, вблизи траектории пролета самолетов. Впрочем, иногда споттерам предоставляется возможность сфотографировать самолет, когда он находится в неподвижном состоянии на земле, и расстояние между фотографом и воздушной техникой, таким образом, сокращается до минимума. В таких случаях часто используют съемку с нижнего ракурса (когда фотокамера находится на уровне земли), чтобы подчеркнуть всю мощь крылатых гигантов.

Нужно сказать, что подобное увлечение требует не только определенного опыта, а также умения проходить различные процедуры для получения разрешения фотосъемки на аэродроме. Авиаспоттинг также требует серьезных вложений в покупку соответствующего фотооборудования. Хорошая фототехника является одним из залогов получения качественных и интересных снимков воздушных объектов. Здесь требуется не только высококлассная «зеркалка» профессионального или любительского уровня, но и подходящая оптика. В частности, желательно иметь в своем арсенале телефотообъектив с изменяемым фокусным расстоянием, который можно использовать для съемки очень удаленных объектов, находящихся в воздухе.

На самом деле любому фотографу хочется запечатлеть самолет в воздухе, достаточно крупным планом, с четко различимыми деталями и в интересном ракурсе. Снять, таким образом, самолет в пилотажной зоне над взлетно-посадочной полосой – очень сложная задача, которую практически невозможно решить без применения длиннофокусной оптики и бленды (для защиты от солнца). При выборе камеры очень важен такой параметр, как скорость работы затвора, поскольку, как мы уже говорили, авиаспоттинг подразумевает высокоскоростную фотосъемку.

Конечно, проще всего снимать самолеты на стоянке – здесь нет никакой динамики и полета, но зато вероятность получения качественных, четких кадров максимальная. Новичкам можно начинать именно с таких съемок. Но все же наиболее ценные и завораживающие кадры – это те, на которых воздушная техника запечатлена в полете. Самолеты, как известно, летают очень быстро, причем высоко в небе, где для фотографа практически нет никаких ориентиров, позволяющих оценить масштаб и положение воздушного судна относительно земной поверхности.


Eva Air B-16702 Фото: Drewski2112 / Foter.com / CC BY-NC

Фотографирование движущихся в небе самолетов часто приводит к появлению сильного шума на конечном изображении даже при использовании первоклассного цифрового фотоаппарата и качественной оптики. Возникает разумное желание использовать при съемке движущихся в воздухе объектов штатив, который бы компенсировал нетвердость рук и избавил бы фотографа от необходимости установки очень коротких выдержек. Однако, как показывает практика, при съемке стремительно движущихся объектов в воздухе штатив оказывается практически бесполезным. Во-первых, он мешает фотографу вести цель, а, во-вторых, неспособствует «стабилизации» самого объекта съемки, за которым охотится авиаспоттер.

Поэтому приходится буквально ловить с рук самолеты в кадре, когда они заходят на посадку или «зависают» в верхних точках при выполнении фигур высшего пилотажа. Скорость полета при съемке самолета в крупном масштабе можно попытаться компенсировать только короткими выдержками и высокой чувствительностью. Либо опять-таки ловить те моменты, когда скорость воздушного судна сравнительно невысока. Но бывает это, к сожалению, только в верхних точках траектории, то есть дальше всего от авиаспоттера. Правда, иногда и в ближней зоне пилоты немного сбрасывают скорость, что позволяет фотографу получить примерно еще одну ступень выдержки.

При съемке движущихся объектов в воздухе существует несколько общих рекомендаций. Во-первых, лучше снимать в RAW-формате, поскольку последующая обработка отснятых кадров практически неизбежна. Во-вторых, рекомендуется снимать с достаточно короткими выдержками, чтобы минимизировать смазанность изображения. Для этого во многих случаях придется также увеличить чувствительность ISO. В-третьих, поскольку самолет движется в воздухе, то снимать нужно сериями. Тогда появляется шанс, что даже если фотограф не очень точно сфокусировался на резкость, то в одном из готовых кадров воздушное судно само подлетит на нужное расстояние. В-четвертых, стоит использовать бленду для защиты от бликов и прямых солнечных лучей.

Помимо этого, существует множество тонкостей и приемов, позволяющих сделать фотографию самолета более интересной и оригинальной. В частности, попадание в кадр облаков может существенно оживить снимок и сделать его неповторимым. При съемке самолета, стоящего неподвижно на земле, можно уделить внимание второстепенным предметам, располагающимся поблизости на аэродроме.


Фото: lilith121 / Foter.com / CC BY-NC

Приемов съемки авиатехники на самом деле огромное количество, умение находить их и правильно использовать приходит к фотографу с опытом. Впрочем, даже у опытных авиаспоттеров количество удачных кадров самолетов, движущихся в небе, которые не стыдно показать коллегам по увлечению или даже самому рассмотреть в крупном масштабе измеряется всего несколькими десятками. А число безупречных по всем показателям кадров вообще ограничивается штуками. Все дело в сложности такой фотосъемки и переоценке возможностей цифрового фотооборудования.

В России людей, по-настоящему увлеченных авиаспоттингом, пока гораздо меньше, чем в западных странах. Все дело в том, что это увлечение требует солидных затрат на покупку фотооборудования, высокой мобильности и массы свободного времени для того, чтобы путешествовать по миру. Ведь в одном аэропорту много захватывающих и разноплановых кадров сделать довольно сложно. Первый официальный «споттинг» для отечественных энтузиастов прошел в марте 2006 года в аэропорту «Внуково». Такие мероприятия с организованными группами фотографов и споттеров систематически проводятся в нескольких российских аэропортах.

К слову сказать, настоящие споттеры выбирают наиболее живописные аэродромы, к числу которых вряд ли можно отнести те, что находятся на территории России. Например, излюбленным местом для авиаспоттеров является аэропорт в Инсбруке (Австрия). Благодаря тому, что он располагается на высокогорье, в кадре на заднем плане всегда можно получить красивые заснеженные горные вершины. Также большой популярностью пользуется тропический остров Сан Мартен на Карибах. Взлетно-посадочная полоса местного аэропорта начинается очень близко к береговой линии, вследствие чего заходящие на посадку самолеты пролетают над отдыхающими на пляже туристами на высоте всего в несколько десятков метров.

Сегодня в Интернете можно найти целые сообщества авиаспоттеров и просто увлеченных авиацией фотографов, где дадут ответ на любые интересующие новичка вопросы, начиная от условий получения разрешения на проведение съемки на аэродроме и заканчивая тонкостями фотографирования самолетов в воздухе. Авиаспоттинг – это не только фотография, но и возможность завести новых друзей, разделяющих общие увлечения, погрузиться в необыкновенный мир авиации и найти повод для путешествия в другие страны для возможности съемки новых воздушных судов.

Кто чаще всех смотрит в небо? Кто может узнать самолет по шуму его двигателей? Кто всегда держит под рукой график полетов? Правильно, плейнспоттеры.
Споттинг зародился во времена Второй мировой войны, когда британские энтузиасты записывали бортовые номера вылетевших на задания самолётов, а когда они возвращались, по номерам сверяли, кто не вернулся. Снимать самолеты начали только «для галочки». И лишь намного позже это превратилось в отдельный жанр фотографии.
В России авиационный споттинг - занятие не новое, фотографировать самолеты ради развлечения начали в 2007 году, когда прошел первый официальный споттинг в Домодедово. Сегодня российских споттеров можно определить как настоящую касту среди фотографов, и даже отличить по внешнему виду: куча ремувок*, сменные объективы, рация..
Возможно, споттеры - это самые романтичные люди в мире, ведь что может быть прекраснее, чем грациозные силуэты самолетов в лучах заходящего солнца, не так ли?

О том, почему споттеры не верят в мистику и запасаются плюшками рассказывают Александр Шухов* (chkala_crew) и Михаил Поляков **.



*Александр Шухов, 22 года, студент МАИ, снимает с 2010 года.



**Михаил Поляков, 20 лет, снимает с 2013 года.

О себе
- Расскажите, как вы увлеклись авиационной фотографией?
М.П.
Я живу в городе Жуковский - в наукограде, можно сказать, альма-матер нашей авиаотрасли. С самого детства я пропитан авиацией. Рев авиадвигателей отдается в груди до самых костей, авиация - моя жизнь.
Однажды, когда мне было 17 лет, решил посмотреть, что на аэродроме происходит в будние дни. И «остался» там надолго. За забором находился особый мир, совершенно не похожий на тот, что окружал меня раньше. Привел однажды друга с фотоаппаратам, и так всё началось…
А.Ш. У меня похожая история, я тоже живу рядом с аэродромом Чкаловский. Лет восемь назад, еще будучи школьником мы с моим лучшим другом решили туда заглянуть после уроков. Полеты самолетов оставили неизгладимое впечатление. Мы стали ходить туда все чаще и чаще. А потом мы узнали, что самолеты, оказывается, можно не только провожать взглядом, но и фотографировать.

- Чем занимаетесь помимо споттинга?
А.Ш.
На данный момент я просто фотографирую, играю в рок-группе, увлекаюсь оружием и стрельбой, а также люблю путешествовать. В свое время занимался бальными танцами и верховой ездой.
М.П. С моим другом, тоже споттером, Данилой Башкировым, не так давно открыли свой магазин по авиационной тематике, благо фотоматериалов хоть отбавляй. В свободное время занимаюсь спортом, люблю ходить с палаткой. В этом году, например, на неделю разбили с друзьями палатку возле аэродрома Дягилево под Рязанью, как раз во время проведения «Авиадартса». Романтика, самолеты!

Что говорят знакомые и родные о вашем увлечении? Много ли времени занимает это занятие?
А.Ш.
Сначала некоторые не понимают и говорят «Ты правда фотографируешь самолеты? Зачем? Что в них такого красивого?», но потом видят мои снимки и говорят «Ух ты-ы-ы, как здорово!».
М.П. Ну я лично очень скромно отношусь к этому увлечению, считаю, что успешный кадр - это во многом случайность. Задача фотографа - выбрать правильную композицию, параметры съемки, а погода, траектория полета и так далее- факторы, которые невозможно предусмотреть.. Многим нравятся мои работы, для меня это очень важно.
А.Ш. Что касается времени, то всегда по-разному. Бывает, что проторчишь на споттинге пару часов, а бывает так, что на целый день. Помню, как летом уходили на аэродром часов в 10 утра, а возвращались в 11 ночи - удовольствие от таких споттингов гораздо больше, чем от кратковременных. Для меня это не только кадры, это еще и общение с друзьями, эмоции, моменты, движение.
М.П. Согласен с Сашей. Потом еще весь отснятый материал нужно обработать. И это тоже очень увлекательно.
Какой именно самолет мечтаете снять?
А.Ш. Мечта, наверное, каждого споттера - снять Ан-225 Мриа, самый большой самолет в мире.
М.П. Мне тоже очень хотелось бы снять этот самолёт. Иногда даже тяжело представить, как такая машина может летать…

Снимали ли вы ait-to-air?
А.Ш.
Я впервые попробовал снимать с воздуха на параде Победы в 2012 году, потом еще пару раз летали на танкерах Ил-78. Честно признаться, снимать самолёты air-to-air мне понравилось больше, чем вертолёты. Когда человек видит перед собой Ил-76, он восхищается его размерами, мощью. А теперь представьте, что вы находитесь внутри этой махины, и рядом, метрах в семидесяти, грациозно плывёт по облакам точно такой же самолёт. Такое зрелище попросту завораживает и переносит тебя в некий волшебный мир.

Кто из авиа фотографов или просто фотографов является вашим эталоном?
А.Ш.
Я бы хотел выделить таких авиафотографов, как Антон Харисов, Вадим Савицкий, Сергей Аблогин, Александр Бельтюков.
М.П . А мне очень нравится творчество Саши (Александра Шухова) и Артема Аникеева.

Выигрывали ли вы премии в конкурсах фотографий?
А.Ш.
Несмотря на то, что авиационная фотография не пользуется особой популярности среди большинства фотографов, всё же удавалось выигрывать в нескольких студенческих конкурсах и даже фотоконкурсы от ОАК. Но самым значимым на данный момент стал выигрыш фото-конкурса, который организовал журнал «Новый Оборонный Заказ»: после победы мне предложили сотрудничество, так что сейчас я с удовольствием снимаю репортажи на различные военные тематики, в том числе и авиационные.

О споттерстве:

Кто такие споттеры?
А.Ш. В классическом понимании споттер - это человек, который фиксирует информацию о самолете: время и место прилета, его бортовой номер и принадлежность к авиакомпании. Часто люди ходят на споттинг с блокнотом, ручкой и биноклем, фотографируют только для того, чтобы лучше рассмотреть номер или же просто подтвердить факт прилета определенного самолета.
У нас в России слово «споттинг» ассоциируется исключительно с авиационной фотографией. Наверно потому, что во многих российских аэропортах для того, чтобы дойти до места, откуда открывается обзор на интересующий объект (будь то ВПП, стоянка, или даже банальная глиссада), нужно приложить определённое усилие, совершить, так сказать, маленький поход. После такого «путешествия» вряд ли захочется ограничивать свою споттинг-сессию лишь записями.
Я бы сравнил российских споттеров с фотографами дикой природы. Только «охотникам» за дикими животными нужно быть внимательными для того, чтобы не упустить редкий кадр, а споттерам самим нужно держать ухо востро, чтобы в некоторых случаях не угодить в руки СБ или патруля.))

Как попасть в споттерскую элиту? Ну или в споттерский клуб?
А.Ш.
На мой взгляд, членство в определенном клубе можно присвоить споттеру в соответствии с тем веб-ресурсом, куда он заливает свои снимки: если в ЖЖ - то блоггер, если в инстаграм- то инстаграммер и так далее. С другой стороны, если ты взял в руки мыльницу, сделал пару снимков и залил их себе на страничку в ВК, то ты уже споттер. Человек вливается в споттерский клуб, когда начинает активно ездить в аэропорт/аэродром, потихоньку знакомиться с другими споттерами, всё как обычно, в принципе.
У нас говорят, что представили «элиты» - это те, кто имеет связи в авиационной, военной сфере. Благодаря этому им открывается доступ к закрытым показам, новым, необычным ракурсам, недоступным широкой массе споттеров.
М.П. Вообще, «элитарность» споттера хорошо заметна на массовых авиашоу: кого-то пускают на стоянку самолетов, кто-то снимает с воздуха, кого-то ведут на медиа-площадку и в шале, а кто-то просто снимает из толпы.

Почему места споттинга засекречены, но все о них знают?))
М.П.
Не засекречены, а просто передаются из уст в уста. К примеру, какой-нибудь споттер находит удобную точку для съемки, как у нас говорят, «под забором», и делится им только со своими друзьями. Если место удачное, оно постепенно становится все популярнее и популярнее.

Зачем споттерам нужны ремувки, откуда это пошло?
А.Ш.
Для споттера ремувка сродни значку «я люблю авиацию!». А еще память - со споттинга или какого-то авиационного мероприятия, их можно дарить друзьям и в конце концов просто коллекционировать. Сейчас отшивают всех цветов радуги помимо традиционного красного, добавляют изображение самолёта или чего-нибудь на авиационную тематику. Вообще «Remove before flight» - это знак, который цепляют к чехлам от разных датчиков самолета, чтобы авиатехник обязательно увидел, что чехол все еще надет и снял его перед вылетом борта.

Как споттеры узнают о том, что будут полеты военных самолетов?
М.П.
Чаще приезжают без какой-либо информации о полетах - на удачу. Но есть люди «со связями», которые могут знать заранее, кто куда прилетит. Это, к сожалению, не про нас))
Бывает, что Минобороны организует специальные мероприятия для СМИ и блогеров, тогда мы получаем данные, так сказать, из официальных источников. Хотелось бы и от ОАК как-нибудь попасть на авиационное мероприятие.

Правда ли, что девушек среди споттеров мало? Почему?
А.Ш. Меньше, чем хотелось бы.)) Многие девушки любят авиацию, ездят на авиашоу, но не берут с собой камеру, даже будучи хорошими жанровыми фотографами. Плюс все-таки девушки - существа нежные, они вряд ли согласятся проторчать весь день на холоде, пройти пару километров по грязи, залечь в кусты. Это для них как рыбалка, только динамичнее.

Приносит ли доход продажа авиа снимков?
М.П.
Все зависит от активности человека: если он продвигает свое творчество, то авиационная фотография может приносить неплохую прибыль. Если ты просто публикуешься в интернете, то твои фотографии редко покупают, чаще просто воруют. Я сталкивался с тем, что российское издательство убрало мой водяной знак на фото и пустило в тираж.
Более честные в этом плане иностранцы. И они платят хорошие деньги.
А.Ш. Грустно все это. Авторское право споттеров не защищает.

Как обстоят дела со споттерством за границей? Есть ли знакомые иностранные споттеры?
А.Ш.
Если говорить о Европе и Америке, то там, надо сказать, тепличные условия по сравнению с Россией. У нас главные "барьеры" это доступность точки (грязь, болота, огонь, вода и немного медных труб), а еще, наверное, популярное до сих пор совковское мнение, что все должно быть секретно, аж до смешного. Каждый человек с фотоаппаратом около аэродрома - это точно шпион.
На западе все иначе: аэропорты обустраивают точки для споттеров, полиция даже если и дежурит, то относится без агрессии, очень часто проводятся официальные споттинги, в том числе и на военных базах. С появлением Инстаграма можно чуть ли не он-лайн наблюдать за всем, что происходит "за забором". У меня есть несколько знакомых споттеров, в том числе и из Америки, мы общаемся, делимся кадрами - удивляемся специфике нашего хобби в наших странах.

Может ли споттер быть шпионом?
М.П. Я не совсем согласен с Сашей - действительно есть и шпионы с камерами, прикидывающиеся споттерами. Может быть меры СБ и не чрезмерны.. Но чаще бывает, что обычные фотографы выкладывают в интернет фотографии, которые являются секретными. Не уверен, что у них есть цель - рассекретить что-либо, скорее по незнанию.
Что категорически запрещают снимать военные?
А.Ш. Военные не разрешают снимать свои лица, что, в принципе, понятно. Есть специфика мнения особого отдела относительно того или иного объекта: не снимать стоянки, определенные самолеты, вооружение, склады, ангары, КПП и так далее. Очень трепетно относятся к фотографиям кабин.

Сложно ли вообще у военных разрешение получить?
А.Ш.
Любят и доверяют знакомым фотографам, новичков, как правило, не жалуют.
Тут, на мой взгляд, важно правильно себя преподнести на этапе знакомства, причем с любыми офицерами: от простых техников до начальства. А если удалось построить хорошие отношения и получить разрешение, то не стоить рушить всё это, пренебрегая указаниями военных в съёмке. Например, если сопровождающий офицер говорит, что нельзя снимать определённый самолёт или подходить к полосе ближе, скажем, 50 метров, то этим требованиям лучше подчиниться. Все мы делаем свою работу.

Правда ли, что гоняют службы безопасности? Что делать, если тебя заловили?
М.П. Если ты снимаешь самолеты на режимном объекте, естественно, что службы безопасности будут мягко говоря не в восторге. Что касается гражданских аэропортов, то обычно САБ имеет претензии лишь в том случае, когда в аэропорту ожидается прилет, вылет каких-либо высокопоставленных лиц. Меня ни разу не задерживали.))
А.Ш. Если всё-таки задержали, лучше, конечно же, не сопротивляться, везти себя вежливо и спокойно, постараться объяснить и показать охране, что ты не представляешь опасности- иногда такое работало. В самом противном случае человека отвозят в отделение МВД или комендатуру, где с ним проводят разъяснительную беседу. Иногда кадры удаляют, причем все, без разбора. Это, конечно, печально, но что делать...

А что делаете с клещами и собаками «под забором»?
М.П.
Хороший вопрос! Одеваться в соответствующую одежду. Вообще не советую ездить снимать в шортах, майках: можно не только словить клеща, но и обгореть.
А собака - лучший друг человека. Я их люблю, ни разу с ними проблем не испытывал. Наоборот, чаще всего они подходят с любопытством, или поесть просят. Носите с собой колбасу, споттеры!
А.Ш. И еще баллончик от комаров.

Случались ли какие-нибудь курьезные случаи в ходе споттингов?
А.Ш. У нас что не споттинг, то какой-нибудь курьёз! Вообще мистики особой не было, а вот страшно было: еще будучи шестнадцатилетними пацанами с другом после споттинга нарвались около аэродрома на странного дядьку. Весь в порезах, хромал, под градусом - кинулся на нас с ножом. Вернулись через овраг обратно, мало ли что..
М.П. Однажды мне с товарищем довелось переплывать небольшую речку, чтобы занять другую точку съемки. Сделали мы это так: рюкзаки с аппаратурой и одежду переправили на веревочке, натянутой над водой. Выглядело потрясающе со стороны, а наши напряженные лица.. учитывая риск намочить камеру)) Это лишь одна история, про такие приключения можно рассказывать часами..

Поделитесь советами начинающим споттерам: какую точку для съемок выбрать, ездить ли на массовые мероприятия типо МАКСа, чтобы сделать хорошие кадры, как ориентироваться в расписании самолетов, как засечь редкое судно... Что надевать на споттинг, какую еду брать, так сказать, бэкпэк для новичков (еда, вода, газовый балончик, мачете?)
М.П.
Мне кажется, что начинающему фотографу обязательно стоит найти себе опытного наставника, который поможет ему с освоением процесса съемки, научит обработке фотографий и пр.
А.Ш. Что касается массовых мероприятий, я всегда стараюсь на них присутствовать: никогда не знаешь, когда подвернётся удачный кадр. На МАКС-2015 в один из дней утром был сильнейший ливень, а потом появилось солнце, и с самолетов были огромнейшие срывы - народ тогда охал и ахал от красоты.
М.П. Расписание вылетов\прилётов всегда можно посмотреть на сайтах аэропортов. Там же иногда можно засечь и редкий самолет. Но чаще информация о прилете редкого ВС поступает не оттуда, а от знакомых, которые работают в авиационной сфере. Или кто-то выкладывает информацию в открытый доступ.
Что про одежду: летом самое главное защищаться от клещей и от солнечного удара. В холодные времена года я, к примеру, надеваю термобелье, беру перчатки, шапку, шарф, обязательно еду в теплых ботинках. Все точно также, как в походе)) Обязательно берите с собой горячий чай в термосе и поесть.
А.Ш. Миша толково подходит к вопросу) Лично у меня бэкпэка как такового не существует. Я бы порекомендовал брать с собой перекус, например бутерброды, бутылку воды, пластырь, фонарик, зажигалку и средство от комаров (летом). Само собой, дополнительную карту памяти и аккумулятор. И не забывать о документах - но это так, на всякий случай.

О технике:
Существуют ли специальные курсы по авиасъемке?
А.Ш. Не встречал. На разных форумах есть статьи с советами, в том числе по обработке фотографий, но мне кажется, что ко всему нужно прийти самому, непосредственно через свой личный опыт.

Нужно ли быть профессиональным фотографом, чтобы делать хорошие снимки самолетов?
М.П. Чтобы делать красивые кадры вовсе не обязательно иметь хорошую аппаратуру или диплом о завершении фото-курсов. Знаю много авиационных фотографов, и могу с уверенностью сказать, что главное- это иметь художественное видение, которое позволяет выбрать правильную композицию и т.д.
А.Ш. Наверное все же человек, первый раз берущий с собой зеркалку физически не сможет сделать фотографии лучше, чем фотограф с большим стажем.

Какую технику используете вы? Для каких случаев съемки какие объективы подходят?
А.Ш. На данный момент снимаю на Canon 5D mark 3, из объективов у меня Canon EF 100-400, EF 24-105 и Sigma 12-24. Первый, длиннофокусный, подходит почти для всего, в том числе и наземных съёмок, кроме съёмок внутри самолета. На широкоугольные объективы фотографирую разные сюжеты, связанные с людьми и самолетами, а так же салоны и кабины.
М.П. Мой набор довольно скромный. Фотоаппарат: Sony A-55. Два телеобъектива: Sony 55-200, Sigma 70-300 и один широкоугольник Sony 17-55.

Расскажите о способах съемки летящих самолетов и на статике.
А.Ш. При съемке летящего самолета предпочтительнее снимать по солнцу, а не против, если нет инертного освещения. Когда наступает закат, я предпочитаю снимать против солнца, тогда получается интересная цветовая гамма. Зимой можно попробовать поснимать так называемые "белые брюха"- когда светит солнце и снег отражает этот свет на «брюхо» самолета получается довольно красиво. Еще существует приём "close-up", когда фотограф намеренно "обрезает" крылья самолета, делая самолет ближе к зрителю.
Вообще, я не рекомендую снимать самолеты просто в бок особенно в пустом небе, это считается не самым креативным ракурсом. На посадке можно попробовать сделать "проводку"- установить относительно длинную выдержку (1/50 для больших самолетов и где-то 1/80 для истребителей) и вести объективом самолет, тогда будет смазан фон, а сам самолет останется резким - это очень эффектно смотрится.
Хорошим тоном будет смазать лопасти у вертолета или винтового самолета.
Что до статики, то тут уж полная свобода мысли. Я предпочитаю снимать самолеты на очень широкий угол, особенно если свет красивый.

Как фотографировать самолеты ночью? Есть ли 100% выигрышные позиции по съемке самолетов на статике?
М.П. Я
бы разделил ночную фотографию на два типа: статическую и динамическую.
В принципе, имея штатив, вы не будете иметь никаких проблем при съемке статичных объектов. Так же можно использовать монопод для стабилизации изображения.
Если штатива нет - уже будет сложнее, потому что съемка идёт на длинной выдержке, и успех кадра будет зависеть от плавности движения ваших рук. Так же стоит заметить, что ночью приходится ставить высокое ISO(чувствительность).

Как и где обрабатывать фотки?
А.Ш. Ч
аще всего фотографии обрабатывают в Фотошопе или Лайтруме. Минимальная споттерская обработка - это кадрирование, изменение размера фотографии (самое оптимальное для новичков разрешение это 1024х683 пикселей).
Затем идет работа с цветом - добавить контраста, подкорректировать баланс белого, сделать подавление шумов и увеличить резкость.
М.П. Начинающим фотографам я бы посоветовал несколько очень нужных плагинов для Фотошопа: Nik Collection Sharpener Pro (для увеличения резкости фотографии) и Topaz DeNoise (для подавления шумов). Для оригинальной художественной обработки я использую плагины от Nik Collection: Analog Efex Pro, Color Efex Pro и т.д.

Нужна ли рация?
М.П. Скажем так, устройство для прослушивания авиационных частот лишним не будет.)

Об авиации:

Хорошо ли вы разбираетесь в современной авиации и самолетостроении?
А.Ш.
Думаю, что вполне неплохо. Сейчас учусь в МАИ на переводчика, поэтому знание основ самолетостроения обязательно для меня.
М.П. Я очень много читаю авиационную литературу, биографии летчиков-испытателей, конструкторов и людей, связавших свою жизнь с авиацией. В своё время довелось изучить основы конструкции самолёта: понять из чего он состоит, почему летает. Сейчас слежу за блогами, сетями действующих военных летчиков- интересно..

Что можете сказать о современных гражданских судах?
М.П.
Не могу оценить с технической точки зрения, но внешне наш самолет SSJ100, бесспорно, очень красив. Я довольно часто снимаю его «за забором». Честно говоря, я рад, что конструкторам удалось создать конкурентоспособную машину для рынка гражданских самолётов.
МС-21 должен стать прорывом для российской гражданской авиации, если уже не стал. Технологии, которые используются на МС-21, впервые применяются на пассажирских самолётах российского производства в таких масштабах. Это, в первую очередь, композитные материалы. Композиты позволяют облегчить вес самолёта, что, соответственно, сказывается на его лётных характеристиках. В данный момент лётные испытания проходит новейший двигатель ПД-14, который в будущем планируется установить на МС-21. Поэтому, я считаю, что данная машина должна закрепить за собой статус прекрасного самолёта. Надеюсь, что в недалёком будущем наши пилоты поставят этому самолёту оценку “отлично”!

Как вы относитесь к военной авиационной технике России?
М.П.
Я очень горжусь нашей боевой авиацией. Еще с Советских времён она считается одной из лучших. Были и тяжелые времена, но сейчас оборонная промышленность снова начала набирать обороты, что, конечно, вызывает большую гордость за нашу страну. Военную технику правильнее было бы судить по эффективности в боевых условиях..
Я же могу лишь сказать о её внешнем виде, посмотрев демонстрационные полёты и показы боевой техники. Конечно, когда наблюдаешь за пилотажем, к примеру, Су-35С, то иногда просто не понимаешь, как он может выполнять такие фигуры в небе…
А.Ш. Ну да.. вот у меня отец бывший военный, сейчас работает в КБ Камова и с восторгом говорит о Ка-52. Я в ответ с аналогичным восторгом я рассказываю ему об истребителе Су-34, очень мне нравится.

Знакомы ли вы с военными летчиками?
А.Ш.
Да, у меня есть несколько знакомых военных летчиков и техников, которые работают на разных типах ВС. Они все очень душевные ребята - иногда такие истории рассказывают- хоть стой, хоть падай.
М.П. Наверное у всех по настоящему увлеченных небом есть такие знакомые.. Мне тоже с этим повезло.)

Есть ли для вас знаковые персоны в авиации?
М.П.
Пожалуй, на этот вопрос я могу отвечать очень долго) Очень люблю историю нашей отечественной авиации, поэтому знаковых персон могу выделить довольно много. Это Михаил Михайлович Громов, его именем назван Летно-исследовательский институт в Жуковском. Очень советую всем прочитать книгу Громова «На земле и в небе».
Среди летчиков назову Сергея Анохина, Амет-Хан Султана, Александра Федотова, Алексея Маресьева, Ивана Кожедуба.
Нельзя не сказать об авиаконструкторах Ильюшине, Сухом, Микояне, Яковлеве, Мясищеве - безусловно, это великие люди.


Напоследок, дайте напутствие нашим читателям.
А.Ш.
Не теряйте индивидуальности, делайте так, как считаете нужным (учитывая здравую критику, само собой)!
М.П. Всегда идите к своим мечтам, дорогие читатели! “Всё выше, выше и выше…!”













О первом споттинге. Я влюблен в авиацию с детства. Как только купил первый зеркальный фотоаппарат, сразу же поехал снимать в Ставропольский аэропорт. Тогда, в 2012 году, в Ставрополе еще не проводили официальные споттинги. Я почитал об этих мероприятиях в Интернете, на форумах и сам предложил администрации аэропорта организовать праздник для фотографов. Написал письмо — и идея им понравилась! Эта новость быстро разлетелась среди фанатов авиации из моего города, с которыми я познакомился в Сети. Подготовка первого споттинга заняла пару недель: согласовывали программу, договаривались с координаторами в аэропорту, собирали группу и документы для службы безопасности.

В этот момент зазвучал самый настоящий «оркестр» из затворов щелкающих фотоаппаратов

И вот ранним утром мы с «соратниками» стоим на привокзальной площади. Глаза у всех горят, внутри приятное волнение от предстоящего события. Надеваем светоотражающие жилеты и выходим на перрон. А там - невероятной красоты рассвет, который отражается на фюзеляже самолета. До первого вылета полчаса. Мы рассредоточились по перрону и замерли в ожидании, словно охотники. Началась «пристрелка»: все настраивали свои камеры, лязгая затворами.

Полчаса пролетели как одна минута. Самолет «проснулся» и начал выруливать на полосу. В этот момент зазвучал самый настоящий «оркестр» из затворов щелкающих фотоаппаратов. Как только борт улетел, мы начали с азартом смотреть, что у кого получилось. А потом увидели как красавец «Боинг» заходит на посадку, — и снова все сосредоточились на своих камерах.

Момент, еще секунда и… касание, реверс, тормоза, руление. Эмоции неравнодушного к самолетам человека передать сложно. Это была эйфория. Целый час мы ходили вокруг самолета, фотографируя каждую заклепку и болтик, «сливаясь» с жизнью аэропорта. Еще несколько месяцев мы обсуждали это мероприятие.

О дружбе с S7 Airlines. У меня есть традиция: поднимаясь на борт, я дотрагиваюсь до фюзеляжа. Откуда она появилась, сказать сложно. Это примерно как похлопать друга по плечу, поддержать что ли. В 2012 году я впервые полетел с S7 Airlines по маршруту «Ставрополь — Москва — Ставрополь». И в тот раз, поднимаясь на борт зеленого Airbus A319, я не отказал себе в удовольствии дотронуться до воздушного судна.

На входе в салон пассажиров встречали улыбчивые стюардессы и директор представительства S7 Airlines в Ставрополе Ольга Ларина. Кстати, с Олей мы теперь друзья. Когда нужно было лететь обратно, из Москвы в Ставрополь, я приехал в аэропорт за четыре часа до вылета, чтобы поснимать самолеты. Там, на третьем этаже, в зоне «С» есть мое любимое окно с отличным видом на перрон.

О съемках. Официальные споттинги проводят несколько раз в год. Чтобы попасть на них, следите за аккаунтами аэропортов в социальных сетях. Объявления появляются за несколько месяцев до мероприятия. Если вы нашли долгожданную новость, прочитайте условия участия. Обычно нужно выслать организаторам скан паспорта и ссылки на свои профили в социальных сетях. К сожалению, не всех желающих регистрируют. Придется дождаться приглашения.

фотограф

— Я снимал деловую игру в Домодедово DME.LIVE, поднимался на крышу терминала DME, фотографировал в салоне бизнес-класса. Даже когда я просто пассажир, тоже нахожу, что поснимать. Так в мою коллекцию попали самолеты в аэропортах Гамбурга, Франкфурта, Пхукета. В каждом аэропорту в объектив попадали разные борта. В Гамбурге мне посчастливилось запечатлеть Airbus A300-600ST Beluga F-GSTA с порядковым номером «1» в день 25-летия его первого полета, Франкфурт порадовал частым появлением Airbus А380 и разнообразием самолетов вообще. Во Внуково всегда можно «поймать» Boeing 747 либо отечественную технику. Точки съемок во Внуково доступные и удобные со всех сторон аэропорта. В Домодедово успешность съемки зависит от посадочного курса и используемой полосы. Почти всегда можно неплохо поснимать за забором, у новой пожарной части и около радиолокационной станции с той же стороны.

Официальное мероприятие — это всегда сложный и ответственный процесс для служб любого аэропорта. Назначается точка сбора и время. Перед тем как пропустить фотографов на летное поле с ними проводят инструктаж, раздают временные пропуска. Как правило, все это занимает минут 10–15. После всех обязательных процедур стройные ряды споттеров идут на летное поле с сотрудниками авиационной безопасности.

Авиаспоттинг длится от трех до семи часов. Обычно аэропорт заранее определяет точки съемки. Это могут быть рулежные дорожки, закрытые стоянки, торцы искусственной взлетно-посадочной полосы, а иногда даже контрольно-диспетчерский пункт. Время, проведенное на каждой точке и в целом на перроне, утверждает организатор мероприятия — аэропорт. Многое, конечно, зависит от трафика. Где-то обслуживается шесть рейсов за день, а где-то — 20 за пару минут. Бывает, что мероприятие проводят ради одной авиакомпании. Например, чтобы снять юбилейный рейс или нового перевозчика в аэропорту.

фотограф

— Я фотографирую самолеты чуть больше трех лет. Успел поснимать во всех аэропортах Москвы, а также в Кирове, Иркутске, Перми, Ереване, Анапе, Вене, Апатитах, Минводах и Минске. Чтобы попасть на официальный споттинг, пригодится удача и терпение. Это не значит, что шанс есть только у профессиональных фотографов с дорогой техникой. Некоторые приезжают с обычными фотоаппаратами или даже снимают на камеру телефона. Нужно оперативно подавать заявки и ждать одобрения.

Если удается пройти на перрон, стараюсь встать там, где в кадр попадает не только взлетная полоса, но и природа. Для этого нужно самому стоять, например, на траве и снимать оттуда. «Портреты» самолетов — это еще одна моя страсть. Мне нравится снимать борт крупным планом. Если еще в этот момент слышишь его «дыхание» — мощные звуки турбин, ощущаешь всем телом взлёт, посадку или руление, то это настоящее счастье.

Попасть споттеру в кабину самолета - большая удача. Довольно редко организаторы включают ее в программу фотосъемки. Мне пару раз посчастливилось фотографировать кабину пилотов. Ну что, друзья, - это космос!

Но, как говорится, официальным споттингом сыт не будешь, поэтому есть такое понятие как «подзаборинг». Это съемка самолетов за пределами аэропорта. На мой взгляд, лучше всего для таких сьемок подходят прибрежные аэропорты. Например, Сочи: можно загорать на пляже, одновременно снимая самолеты. Еще очень понравился споттинг на острове Крит. Там интенсивный траффик, а глиссада проходит прямо над кромкой пляжа. В России в этом смысле «балует» Питер. Здесь отличные виды с пандуса: эстакада, заезд на второй уровень нового терминала.

фотограф

— Когда внутри живет вдохновение, ты находишь места для съемок буквально везде. За территорией аэропорта я люблю подъехать поближе к глиссаде и какое-то время просто наблюдать за самолетами. Потом уже фотографирую. Личный споттинг - это не только фотосъемка. Ты приезжаешь в аэропорт, проходишь в терминал, садишься за столик, заказываешь чашку кофе и впитываешь эту атмосферу, которую создают люди и самолеты за окном. Это целый отдельный мир! Ну а для тех, кто собирается на «охоту» за лучшими кадрами, советую установить на свой компьютер программу Flightradar24. По ней удобно отслеживать, где и когда самолеты взлетают и садятся. Надеюсь, скоро я воспользуюсь этими подсказками где-нибудь на острове Святого Мартина, у аэропорта Принцессы Юлианы.

Делитесь маршрутами и вдохновением. Расскажите о Блоге S7 Airlines друзьям.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные