Понятие «заинтересованная сторона. Карта заинтересованных сторон – инструмент анализа проектного окружения и бизнеса в целом

Это все те люди, группы людей, организации, учреждения, которые может затронуть разрабатываемый проект. Заинтересованные стороны – это в первую очередь представители целевой группы (то есть те, на кого направлены действия, которые будут производиться в рамках проекта), потенциальные партнеры (с чьей помощью может осуществляться проект), оппоненты (сторона, заинтересованная в том, чтобы проект не осуществился), наблюдатели, вышестоящие организации и инстанции (если они есть), потенциальные доноры, собственно исполнители проекта… Если планируемая деятельность затрагивает жизнь, интересы, работу кого-либо или чего-либо – эта сторона является заинтересованной.

ЗАЧЕМ ИХ АНАЛИЗИРОВАТЬ?

На любое изменение в окружающих его условиях существования человек реагирует положительно, отрицательно или нейтрально, выражая свое отношение к последовавшим изменениям. К каким-то изменениям мы уже давно привыкли (смена времен года, например) и относимся к ним нейтрально («у природы нет плохой погоды»). Другие изменения могут вызвать у нас бурную реакцию (предположим, что сосед из самых лучших побуждений в ваше отсутствие решил перекрасить вашу входную дверь в оранжевый цвет – ведь так красивее!). Так и любая из заинтересованных сторон может по-разному отреагировать на планируемые (вами) изменения.

Например, в случае организации проекта по бурению скважины и обеспечению деревни водой представители целевой группы могут восторженно отнестись к идее улучшения условий своей жизни.

С другой стороны, санитарные службы могут не иметь ничего против самой идеи обеспечить деревню водой, но будут протестовать против бурения скважины в самом удобном месте – качество воды там не соответствует нормам, а мы осложним их жизнь необходимостью подготовки документов, обосновывающих необходимость консервации скважины. Наша цель – найти компромисс в этой ситуации. Поэтому необходимо оценить, как та или иная заинтересованная сторона отнесется к идее осуществления тех или иных действий: нейтрально, положительно или отрицательно, как сделать сопротивление проекту как можно меньше, а содействие – как можно сильнее.

КАК СОСТАВИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН?

Чтобы объяснить, что такое «заинтересованные стороны» и зачем их анализировать, приведем сугубо «бытовой» пример.

Предположим, мы готовимся к осуществлению проекта «Закупка продуктов питания на неделю». Перечень заинтересованных сторон для этого проекта может быть довольно велик. Он не ограничится членами вашей семьи, интересы которых, без сомнения, надо учитывать. В список попадет ваш работодатель (поскольку от величины вашей зарплаты напрямую зависит ассортимент покупок), владелец магазина (устанавливая ассортимент продуктов) и даже местные власти (выдающие лицензию на продажу тех либо иных товаров и законодательно определяющие время работы магазина). Ваш сосед, который всегда в курсе всех проводимых в городе распродаж, также может стать заинтересованной стороной как источник информации.

Часть заинтересованных сторон не принимает никакого участия в планировании, но их интересы придется учитывать (время работы ближайшего магазина и то, что некоторых продуктов там не окажется – например, местные власти не выдали его хозяину разрешения на продажу свежего мяса). На работодателя, вероятно, можно повлиять, убедив повысить вам зарплату. Остальные заинтересованные стороны становятся участниками проекта, и вы потратите некоторое время на обсуждение их потребностей (анализ проблем), составление списка (постановка целей), расстановку приоритетов (бутылкалюбимого пива – желательная, но не обязательная составляющая списка), подсчет имеющихся в семейном бюджете средств, определение времени, маршрута поездки и других дополнительных факторов.

А теперь составляем перечень заинтересованных сторон для нашего проекта.

Отвечаем на вопросы:

На кого направлена деятельность по осуществлению проекта?

Кто будет участвовать в проекте?

Кто еще может принять участие в проекте?

От кого зависит реализация проекта, кто из сторонних лиц будет принимать ключевые решения, имеющие отношение к проекту (вышестоящие организации, органы власти и т.д.)?

От кого зависит реализация этих решений?

Кто не заинтересован в реализации проекта? Кто будет открыто или в скрытой форме оказывать сопротивление реализации проекта? (Часто встречаемая формулировка вопроса: «Для кого проект может представлять угрозу?»)

Помощь, консультации каких экспертов по определенным (узким) вопросам могут понадобиться при организации проекта?

Какие организации, группы людей, отдельные лица могут оказать влияние на проект прямым или косвенным образом? Определите их предполагаемые роли.

Опишите целевые группы (пол, возраст, величина дохода, место работы, специальность и т.д.) и проанализируйте эффект от планируемой деятельности на отдельных частях этих групп.

Например, деятельность, связанная с программой борьбы со СПИДом, предполагает целевую группу, состоящую из представителей обоих полов, находящихся в репродуктивном возрасте (примерно от 16 до 40лет). Если вы ориентируетесь на подростков от 16до 20 лет, то следует учесть в первую очередь их актуальные интересы и потребности. Будет полезным знать, что сознательность и способность отвечать за свои поступки еще полностью не сформирована, с поставленной проблемой представители этой части целевой группы могут быть вообще не знакомы, к тому же значительное влияние на них оказывают родители. Дополнительно надо учесть, что их уровень дохода невысок, а постоянное место работы отсутствует. Если же вы ориентируетесь на группу в возрасте 20-25лет, то это уже в значительной степени сформировавшиеся независимые личности с определенным уровнем достатка и в большинстве своем имеющие постоянное место работы, семью и детей. Они хорошо знакомы с рассматриваемой проблемой и имеют свой взгляд на способы ее решения, что в значительной степени повлияет на характер проводимой вами деятельности по сравнению с работой в подростковой группе. Аналогичным анализ стоит провести для подгрупп в возрасте от 25 до 30 и от 30 до 40 лет. Если вы предполагаете работу с наркозависимыми людьми, то она будет в меньшей степени зависеть от гендерного состава групп, чем если бы вы предполагали делать упор в своей работе на культуру половой жизни.

Как представители целевой группы могут принять участие в проекте, повлиять на его осуществление?

Насколько по-разному будет восприниматься проект мужчинами и женщинами?

А теперь давайте начнем рассмотрение проблемы, на примере решения которой в этом пособии продемонстрируем весь процесс применения ЛСП целиком. В качестве примера выбрана довольно обытая сегодня проблема: дети не могут играть во дворе своего дома.

Мы ни в коем случае не претендуем на многогранность проработки проблемы и предоставления стандартного алгоритма ее решения, она выбрана лишь для демонстрации применения ЛСП.

Итак, определяем заинтересованные стороны.

Деятельность направлена на детей, их родителей.

В проекте точно примут участие жильцы, домоуправление (ЖЭС), организация, занимающаяся озеленением.

Также в проекте могут принять участие местные власти; возможно, заинтересованной стороной окажется милиция.

Реализация решений зависит от ЖЭС и местные властей.

Проект представляет угрозу для «отдыхающих» вечером во дворе любителей «зеленого змия», а также для автолюбителей, чьи машины припаркованы во дворе.


Необходимые для разработки сведения могут предоставить местные органы власти, «братские» ЖЭСы и жители соседних дворов, уже решившие эту проблему.

Записали ответы? Мы имеем на руках перечень заинтересованных сторон. Теперь будем их анализировать.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА?

Для каждой стороны отвечаем на вопросы:


В чем состоит конкретный интерес к проблеме, на решение которой направлен проект? Каковы причины возникновения этого интереса и отношение (положительное, отрицательное, нейтральное) к проблеме и собственно проекту?

Какие потенциальные конфликтные ситуации могут возникнуть между заинтересованными сторонами? Насколько вероятно возникновение конфликта? Как он может повлиять на проект?

Какие отрицательные реакции может вызвать деятельность, связанная с осуществлением проекта, решением проблемы? Насколько вероятно их возникновение? Как они могут повлиять на проект?

Какие существуют связи между заинтересованными сторонами, как их можно использовать? Каковы возможные пути сотрудничества и разрешения возможных конфликтов?

Что может сделать заинтересованная сторона, если она войдет в состав участников проекта, на разных стадиях его реализации? Может ли она оказать помощь при планировании? Реально ли то, что заинтересованная сторона действительно может выступить в этой роли? Сможет ли она обеспечить выполнение работы?

Полученные данные собираем в таблицу (см. Таблица 2.):


Таблица 2. Таблица анализа заинтересованных сторон


Для того чтобы предусмотреть все нюансы, надо продумать ответы на следующие вопросы:

Какие действия надо выполнить для того, чтобы цель проекта была достигнута? Какими должны быть роли участников при выполнении этих действий?

Какие сведения необходимо иметь для разработки и реализации проекта (справочные сведения, организационные процедуры и т.д.)? Кто их может предоставить?

Какие предположения относительно ролей заинтересованных сторон (целевые группы, потенциальные партнеры и оппоненты, сочувствующие наблюдатели и др.) или их реакций следует сделать, для того чтобы выполнение проекта было успешным?

Для нашего примера таблица может выглядеть так:



Теперь из всего списка можно выбрать те стороны, которые заинтересованы в том, чтобы проект был реализован и могут оказать в большей или меньшей степени помощь в его реализации. Это и есть потенциальные участники проекта.

КТО ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬ АНАЛИЗ?

Наиболее качественный, полный, эффективный анализ может быть проведен, если потенциальный организатор проекта соберет представителей всех заинтересованных сторон и организует обсуждение их отношения к проекту и возможного участия в нем, стоящих перед ними проблем и ожиданий от реализации проекта (планируемые цели). Как уже упоминалось в главе «Полезные мелочи, или На что следует обратить внимание при работе с группой?», встречу может вести сам организатор, а можно пригласить независимого ведущего – модератора, фасилитатора.

В анализе обязательно должны участвовать представители «целевых групп». Для чего это делается?

Во-первых, ваша деятельность не должна стать безадресной. Приглашая представителей целевых групп на обсуждение, вы поймете, нужна ли ваша работа.

Во-вторых, скорее всего, вы узнаете много новых подробностей «из первых рук» о самой проблеме, об ожиданиях целевой группы, сможете спрогнозировать реакцию ее представителей на различных этапах реализации проекта и таким образом выбрать нужную стратегию решения проблемы.

В-третьих, информация об ожиданиях целевой группы поможет вам понять, каковы должны быть реальные критерии эффективности и оценки вашего проекта.

В-четвертых – и это очень важно – если целевые группы не участвуют в планировании, то такой подход приведет к созданию так называемого «сервисного проекта»: мы приходим, делаем что-то для целевых групп (которые зачастую не понимают, зачем им все это нужно) и уходим (так как ресурсы закончились). А целевые группы возвращаются назад – к «разбитому корыту», часто уверенные в том, что на них «кто-то заработал». Если говорить о финансировании, привлекаемом извне, то чаще всего именно по этой причине требование участия представителей целевых групп в процессе планирования является обязательным условием финансирования проекта.

Идеальный вариант организации обсуждения – собрать представителей всех заинтересованных сторон вместе и привлечь их к проведению анализа. Однако зачастую собрать абсолютно всех на такой «мозговой штурм» достаточно сложно, поэтому желательно, чтобы присутствовали представители хотя бы основных заинтересованных сторон. Если все же представлены далеко не все основные стороны, можно пойти на хитрость: «назначить» некоторых участников «представителями» заинтересованных сторон, попросив их высказывать свое мнение в соответствии с этой ролью. Естественно, следует учесть, насколько такой участник компетентен в данном вопросе и насколько хорошо исполнит свою роль.

Оптимальный размер группы при работе одного ведущего (фасилитатора) – 14-16 человек. Если группа меньше, то будет тяжело рассмотреть проблему с разных сторон, если больше – есть опасность, что в процессе обсуждения ситуация выйдет из-под контроля. Если же в процесс вовлечены два фасилитатора, один из которых работает с аудиторией, а второй – отслеживает логику и формулировки проблем, то группу можно увеличить до 20-25 человек. Это количество является максимумом для эффективной работы и обеспечения активного участия всех членов группы. Группа в 30 и более человек, как правило, или пассивна, или плохо управляема.

Представьте себе, что в ходе обсуждения у одного человека на одно высказывание уходит 1-2минуты, а поскольку высказаться хотят все, то на обсуждение одного вопроса уйдет более часа. Каждый участник выскажется 4-5раз, и время обсуждения оказывается, если не бесконечным, то, по крайней мере, подходит к этой границе. Поскольку больше полутора часов группа эффективно работать не может, в итоге просто будет потеряна нить обсуждения: в конце уже никто не помнит, «зачем мы здесь сегодня собрались». Да и фасилитатору будет весьма тяжело удерживать внимание и сохранять интерактивность работы столь большой и разношерстной аудитории.

Если вам повезло и участников довольно много, стоит сгруппировать их «по интересам» и попросить высказывать те проблемы и суждения, которые одобрены всеми участниками группы. Еще один вариант – разбить обсуждение на несколько этапов, собрав несколько групп из представителей различных заинтересованных сторон, организовать группы, провести предварительный анализ отдельно в каждой из них, а после некоторой паузы организовать общее обсуждение – возможно, не со всей большой группой, а с представителями каждой из подгрупп. Такой способ организации не заменим, если заинтересованных сторон слишком много либо если физически невозможно собрать всех в одном месте в одно время.

Также по некоторым вопросам можно проводить отдельное исследование с привлечением экспертов, а затем представить его результаты во время общего анализа.

В любом случае нужно организовать сбор информации от заинтересованных сторон всеми доступными в имеющихся условиях методами. В противном случае организаторов проекта могут ожидать проблемы, уже описанные выше в разделе «Аналитическая фаза и фаза планирования».

Для нашего примера: чтобы провести анализ заинтересованных сторон, мы должны выбрать дату и время для обсуждения путей решения проблемы, пригласить представителей ЖЭС, организации, занимающейся озеленением, участкового инспектора, развесить объявления либо другим способом известить жильцов.

СТРОИМ СХЕМУ АНАЛИЗА ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН

Что это такое? Это схема, на которой демонстрируются все заинтересованные в проекте стороны, а также существующие и желаемые связи между ними. Схема наглядно описывает сложившуюся на данный момент ситуацию.

Для чего она нужна? Когда мы будем иметь перед глазами подробную картину отношений между заинтересованными сторонами, нам будет легче описать проблемы, которые предстоит решить в ходе разработки проекта и с которыми, вероятно, придется столкнуться при осуществлении планируемой деятельности. Схема будет являться основой для анализа проблем.

Роль ведущего. Еще одна роль схемы – ограничение высказываний, не относящихся к анализу. Когда участники разговорятся, высказывания могут посыпаться, как из рога изобилия. Наличие же схемы поможет вернуть дискуссию в нужное русло. Ведущий может задавать «разгорячившимся» участникам вопросы, подобные следующим: «Какие существуют проблемы с позиции той или иной заинтересованной стороны?», «К какой заинтересованной стороне относится высказывание?», «Какие вы видите проблемы в отношении этой связи?»

Итак, предварительно ознакомившись с главой «Полезные мелочи, или На что следует обратить внимание при работе с группой?», приступим.

Выберем пространство, на котором будет расположена схема анализа заинтересованных сторон. Места должно быть много, оно должно быть хорошо видно всем участникам обсуждения.

На карточках записываем названия всех заинтересованных сторон. Для разных групп можно выбрать разные цвета карточек или разный цвет маркера. Но помните, что как минимум 2 цвета – для проблем и для целей – нужно будет зарезервировать: красный или желтый – для проблем, синий или зеленый – для целей.

Располагаем их на подготовленной поверхности – подойдут доска, стена, большой лист бумаги. В центре – вы, ваша организация или проект, по краям – карточки, обозначающие заинтересованные стороны.

При этом стараемся сгруппировать карточки по различным признакам: представители целевых групп, предположительные исполнители, постоянные либо предположительные доноры, вышестоящие организации, общественные институты, представители местной власти, потенциальные партнеры, коллеги, друзья, враги, источники информации, освещающие деятельность организации и т.д. Этот список не полон, в зависимости от специфики вашей деятельности, особенностей планируемого проекта и других факторов он может существенно изменяться. Главное, чтобы была соблюдена логика при оформлении схемы.

Обозначаем связи «группа заинтересованных сторон (либо отдельная заинтересованная сторона) – вы / ваша организация / проект». В процессе определяем направленность связей: например, если ваша организация обязана предоставить отчет о выполнении проекта вышестоящей организации, то линия связи направлена от «вас к ней».

Обозначаем связи между группами заинтересованных сторон (либо отдельными заинтересованными сторонами). Также определяем направленность этих связей.

Для этого надо сгруппировать однотипные связи между заинтересованными сторонами / группами либо между заинтересованными сторонами / группами и вами/ вашей организацией / проектом. Сначала надо определиться, какие виды связей будут присутствовать: партнерство, помощь возмездная (в обмен на деньги / услуги / и т.д.) и безвозмездная, коммуникация, информация, конфликт, отчетность… Также нужно определить желаемые связи (иметь которые было бы нужно и полезно, но на настоящий момент они отсутствуют). Не увлекайтесь этим процессом излишне – число разновидностей связей не должно быть больше 10.

Теперь надо взять набор из нескольких цветных маркеров / фломастеров и нарисовать внизу (сбоку, сверху – как вам удобно) нашей схемы «легенду», как у карты. Каждому цвету назначаем свой вид отношений. Если цвета закончились, а список еще не исчерпан, вспоминаем, что линия может быть разной, например, синяя сплошная линия может обозначать партнерство, а синяя пунктирная – финансирование.

Важно! При построении схемы указываются не планируемые, будущие, а актуальные, существующие связи.

Теперь, глядя на схему, подумаем, насколько сильны связи между заинтересованными сторонами, насколько часто они общаются между собой, насколько сильно влияние их друг на друга. Наиболее прочные связи выщеляем более жирными линиями.

Стараемся показывать основные связи и не показывать очевидные или не относящиеся к делу. Например, не стоит концентрироваться на уточнении иерархических связей между структурными подразделениями заинтересованных сторон, сгруппированных вместе (например, органы власти), если это не принципиально для проекта. Также не стоит отдельно подчеркивать тот факт, что связь «финансирование» подразумевает обратную связь «отчетность».

Следует стремиться к тому, чтобы диаграмма быта наглядной. Вероятно, для этого придется переместить карточки, еще раз продумать, по какому принципу сгруппировать заинтересованные стороны, убрать очевидные связи. Иначе вместо диаграммы мы можем получить бесполезную «паутину» из карточек и многочисленный, на первый взгляд, беспорядочный связей между ними. Анализ на основе такой схемы в будущем будет не просто затруднен, а невозможен из-за обилия и высокой плотности элементов.

Рисунок 2. Пример НЕнагляндной схемы анализа заинтересованных сторон




На Рисунке 2 приведен пример НЕнаглядной схемы анализа заинтересованных сторон для нашего примера. Сравните ее со схемой, приведенной на Рисунке 3, и оцените наглядность и удобство анализа в случае построения того или иного варианта.

Рисунок 3. Пример схемы анализа заинтересованных сторон


Итак, схема готова.

Обобщим полученные теоретические знания.

Кто проводит анализ?

Группа, состоящая из представителей всех сторон, которых затрагивает деятельность по выполнению проекта.

Что получаем в результате?

Список заинтересованных сторон.

Выявление их интереса и отношения (положительное, отрицательное, нейтральное) к проблеме, на решение которой направлен проект, выявление потенциальных конфликтных ситуаций.

Список потенциальных участников проекта, описание их предположительных ролей и той пользы, которую они могут принести на разных стадиях выполнения проекта.

Схему существующих и желательных взаимоотношений между заинтересованными сторонами.

Что такое «заинтересованная сторона»

Участник - сторона, которая заинтересована в компании и может либо повлиять, либо затронуть бизнес. Основными заинтересованными сторонами в типичной корпорации являются ее инвесторы, сотрудники и клиенты. Однако современная теория идеи выходит за рамки этого оригинального понятия, включающего в себя дополнительные заинтересованные стороны, такие как сообщество, правительство или торговая ассоциация.

РАЗГРУЗКА «Заинтересованного лица»

заинтересованные стороны могут быть внутренними или внешними. Внутренние заинтересованные стороны - это люди, чья заинтересованность в компании связана с прямыми отношениями, такими как трудоустройство, владение или инвестиции. Внешние заинтересованные стороны - это те люди, которые непосредственно не работают с компанией, но каким-то образом затрагиваются действиями и результатами этого бизнеса. Поставщики, кредиторы и общественные группы считаются внешними заинтересованными сторонами.

Пример внутреннего участника

Инвесторы являются обычным типом внутренней заинтересованной стороны и сильно зависят от результатов бизнеса. Если, например, фирма венчурного капитала решает вложить 5 миллионов долларов в запуск технологии взамен на 10% акций и значительное влияние, фирма становится внутренним акционером стартапа. Возврат инвестиций компании зависит от успеха или неудачи запуска, что означает, что он заинтересован в заинтересованности.

Пример внешнего участника

Внешние заинтересованные стороны немного сложнее идентифицировать, поскольку они не имеют прямых отношений с компанией. Вместо этого внешняя заинтересованная сторона обычно является лицом или организацией, на которую влияют операции бизнеса. Например, когда компания перешла на допустимый предел выбросов углерода, город, в котором находится компания, считается внешним заинтересованным лицом, поскольку на него влияет повышенное загрязнение.

И наоборот, внешние заинтересованные стороны могут также иногда оказывать прямое влияние на компанию, но напрямую не привязаны к ней. Например, правительство является внешней стороной. Когда он вносит изменения в политику в отношении выбросов углерода, продолжая сверху, решение влияет на деятельность любого бизнеса с повышенным уровнем углерода.

Проблемы с заинтересованными сторонами

Общей проблемой, которая возникает при наличии многочисленных заинтересованных сторон на предприятии, является их различные интересы, не все могут быть согласованы. Фактически, они могут находиться в прямом конфликте. Основной целью корпорации, например, с точки зрения ее акционеров, является максимизация прибыли и повышение акционерной стоимости.Поскольку затраты на рабочую силу являются критическими затратами на поставку для большинства компаний, компания может стремиться к тому, чтобы эти затраты находились под жестким контролем. Это может привести к тому, что еще одна важная группа заинтересованных сторон, ее сотрудников, недовольна. Наиболее эффективные компании успешно справляются с собственными интересами и ожиданиями своих заинтересованных сторон.

Заинтересованнаясторона(interested party): Лицо или группа лиц, заинтересованных в деятельности или успехе организации

Ёе основным свойством можно считать не то, что она отвечает сразу двум стандартам, а то, что она направлена на сбалансированное удовлетворение нужд и потребителей, и общества. В частности, такая система должна содержать механизмы решения конфликтов, когда нужды этих двух заинтересованных сторон противоречат друг другу. Сразу замечу, что не обязательно речь идет о традиционных пяти группах заинтересованных сторон (потребители, поставщики, персонал, владельцы, общество). На самом деле каждая организация должна самостоятельно определить свой перечень заинтересованных сторон, который отражает ее миссию и систему ценностей. Возможным алгоритмом для построения перечня заинтересованных сторон является такой: сперва найти ответ на вопрос „для удовлетворения чьих ожиданий организация была создана, кому должно принести пользу существование организации?” Ответ будет определять перечень целевых заинтересованных сторон организации. На следующем этапе ищут ответ на вопрос: „чьи ожидания организация вынуждена удовлетворять, чтобы обеспечить свое развитие и возможность стабильно удовлетворять целевые заинтересованные стороны?” В этом случае ответ будет определять „ресурсные” заинтересованные стороны. Желательно, чтобы оба вопроса были рассмотрены командой высшего руководства организации, ведь ответ на них существенно влияет на стратегию организации (в том числе – на стратегию развития системы менеджмента и интеграции в нее новых составляющих).

При таком подходе может оказаться, что индивидуальный перечень заинтересованных сторон может существенно отличаться от традиционного перечня из пяти групп. В частности:

· некоторые из традиционных заинтересованных сторон могут делиться в индивидуальном перечне на несколько разных заинтересованных сторон с принципиально различными ожиданиями, которые удобнее рассматривать отдельно (например, для редакции журнала заинтересованная сторона „потребители” может делиться на читателей и рекламодателей; для высшего учебного заведения потребители могут делиться на студентов, родителей студентов и работодателей);



· могут появляться новые заинтересованные стороны, которые объединяют признаки нескольких традиционных заинтересованных сторон (например, дилеры имеют признаки, как потребителей, так и поставщиков; аспиранты в вузе - как сотрудников, так и потребителей);

· могут появляться принципиально новые заинтересованные стороны, которые сложно отнести к любой из традиционных групп (например, франчайзинговые организации, дочерние предприятия, производители сопутствующей продукции и т.п.).

Разработав перечень основных заинтересованных сторон организации, можно для каждой из них определить важнейшие группы ее ожиданий, которые влияют на ее удовлетворенность и на решение относительно продолжения сотрудничества с организацией. В результате, организация получает таблицу, подобную приведенной ниже (еще раз подчеркнем, что такая таблица будет индивидуальной для каждой организации).

Заинтересованная сторона Основные ожидания
Акционеры Стоимость акций
Дивиденды на акцию
Сохранение имущества
Возможность получения информации о деятельности организации
Потребители Качество продукции и услуг
Соблюдение сроков
Цена
Поставщики Объемы и прогнозированность заказов
Цена и порядок расчетов
Развитие партнерских отношений
Персонал Социальная защищенность
Безопасность работы
Возможность личного развития
Интересная работа, возможность привлечения
Психологический климат
Население города, в котором размещено предприятие Уплата налогов
Отсутствие отрицательных влияний на окружающую среду
Благотворительная и социальная деятельность
Открытость, доступность информации

Наличие такой таблицы помогает лучше понять место организации в мире, определить ее стратегию, в частности – определить последовательность шагов по расширению сферы применения документированной системы управления. Что интегрируем: последовательность расширения интегрированной системы управления

21. Критерий выбора инвестора, экономическая прибыль инвестиций

Инвестиции - размещение капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) - кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции (инвестированный капитал) возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен - инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта

Критерий выбора инвестора
1. Есть ли у инвестора опыт и экспертиза в той сфере и на том рынке, которому адресован ваш стартап?

2. Какие ресурсы есть у инвестора, которые могут быть полезны для развития вашего стартапа, кроме денег? Денег на венчурном рынке сейчас очень много, но мало капитала. Между двумя этими понятиями огромная разница. Уверяю, куда важнее денег для стартапа (особенно на ранних стадиях) экспертиза, связи инвестора и возможность выйти на партнеров и потенциальных заказчиков.

3. Проанализируйте прошлые вложения инвестора: какие из них были в похожей сфере или рынке и как они сейчас развиваются? Истории успеха инвестора?

4. Есть ли у инвестора опыт выходов? Если инвестор смог продать проект стратегу или инвестору рангом выше – возможно, вы сможете пройти тот же путь.

5. Если есть возможность пообщаться с другими компаниями/предпринимателями, которые были проинвестированы этим инвестором, – узнайте, какой уровень поддержки был оказан со стороны инвестора.

6. Согласен ли инвестор войти в совет директоров стартапа? Это определяет уровень поддержки и вовлеченности его в проект.

7. Просчитайте чистую стоимость активов инвестора. Точно определить цифру, скорее всего, у вас не получится, но важно понять, достаточно ли у инвестора средств для вашей поддержки. Например, по западным стандартам у инвестора должно быть ликвидных активов в 7-10 раз выше суммы инвестиций в проект. Так, если вы ищите $50 тыс., то у ангела должно быть ликвидных активов на $500 тыс. – то есть легко можно конвертировать в кэш в краткосрочной перспективе. Это важно, потому что при выборе инвестора вы в идеале выбираете того, кто сделает ваш бизнес сильнее. А если инвестор будет жить в постоянном страхе потерять вложенные деньги, это не всегда может продуктивно сказываться на развитии стартапа. То есть очень важно узнать как можно более достоверно, что инвестор «может себе позволить» инвестиции в ваш проект.

8. Как партнерство с инвестором может сказаться на вашей репутации? Одно дело найти компромисс с целью развития бизнеса, другое отказываться от своих ценностей и принципов из-за денег. По второму пути идти не стоит. Не сбрасывайте со счетов репутационные риски, подумайте: будут ли у вас проблемы с привлечением последующих раундов инвестирования, если вы вступите в сделку с выбранным инвестором?

22. Модель стоимости собственного капитала компании

Под стоимостью капитала понимается доход, который должны принести инвестиции для того, чтобы они себя оправдали с точки зрения инвестора. Стоимость капитала выражается в виде процентной ставки (или доли единицы) от суммы капитала, вложенного в какой-либо бизнес, которую следует заплатить инвестору в течение года за использование его капитала. Инвестором может быть кредитор, собственник (акционер) предприятия или само предприятие. В последнем случае предприятие инвестирует собственный капитал, который образовался за период, предшествующий новым капитальным вложениям и следовательно принадлежит собственникам предприятия. В любом случае за использование капитала надо платить и мерой этого платежа выступает стоимость капитала.

Стоимость собственного капитала - это доходность, которую инвесторы ожидают от инвестиций в собственный капитал фирмы. Модели риска и доходности, требуют безрисковых ставок и премии за риск (модель САРМ) или множества премий (модель АРМ и многофак-ториая модель), подход к определению которых был представлен в преды­дущей главе. Кроме того, эти модели требуют знать меру подверженности фирмы рыночному риску, реализуемую в форме коэффициента бета. Эти входные данные используются для получения оценки ожидаемой доходно­сти от инвестиции в собственный капитал:

Ожидаемая доходность = безрисковая ставка + коэфф. бета (премия за риск).

Эта ожидаемая доходность для инвесторов в собственный капитал включает компенсацию за рыночный риск, свойственный инвестиции, а также сто­имость собственного капитала. В данном разделе основное внимание мы уделим оценке коэффициента бета фирмы. Хотя значительная часть этого обсуждения посвящена модели САРМ, его выводы можно распространить на арбитражную модель оценки и на многофакторпую модель.
(http://bizplan-uz.ru/theory/business_estimation/520/)

В предыдущем параграфе была рассмотрена деятельность организации изнутри. Однако необходимо иметь в виду, что организация не существует в космосе, она ведет свою деятельность в определенном окружении, влияющем на ее процессы. Условно это окружение можно представить в виде схемы (рис. 1.7).

Все показанные взаимодействия, естественно, двусторонние. Каждое из них предусматривает денежные отношения, но в каждом случае - свои. Рассмотрим их подробнее.

Учредители. Это круг лиц, которые не только создают организацию, но впоследствии несут ответственность за ее существование, внесение изменений в виды деятельности, размеры организации, переназначение высшего руководства и т.п. Учредители изначально выполняют важную работу. Во-первых, они придумывают организацию, после чего соглашаются о той доле, которую каждый из них готов внести для ее учреждения. Главной темой обсуждения является вопрос о том, для чего новая организация создается и что ожидается в качестве результата ее деятельности. Во-вторых, все предварительные договоренности учредители оформляют документально и заверяют юридически. Это включает такие значимые моменты, как:

  • выбор направлений (видов) деятельности;
  • определение типа организации, формы собственности;
  • выбор названия организации (важно, поскольку не должно повторяться ни одно название из государственного реестра);
  • определение адреса местонахождения фирмы;
  • выбор банков, с которыми будет работать организация 1 ;
  • выбор логотипа и формы печати организации;
  • определение размера уставного капитала;
  • определение номинала акций (в случае акционерной компании), а также размера и способов получения дивидендов;
  • определение периодичности проведения общих собраний учредителей, включая перечень ситуаций, когда должны созываться внеочередные собрания;
  • написание устава, включающего все вышеперечисленные положения, и утверждение его общим собранием учредителей, оформляемое отдельным протоколом, для чего предварительно требуется подписание устава всеми учредителями и получение оригиналов печатей учредителей, являющихся юридическими лицами 2 ;
  • получение разрешений надзорных органов (Энергонадзор, Котлонадзор, Санэпиднадзор и т.п.) на отдельные виды деятельности;
  • регистрация устава в регистрационной палате;
  • получение кодов статистики (ИНН, БИК, ОКПО, ОКОНХ и др.) в Росстате;
  • формирование уставного капитала;
  • открытие банковских счетов, получение реквизитов;
  • изготовление печати организации;
  • прохождение аккредитации и получение лицензии на право ведения главных видов деятельности, определенных в уставе;
  • выпуск и распределение акций;
  • выбор и назначение генерального или исполнительного директора (англ, chief executive officer , CEO)]
  • определение порядка отчетности.

" Важный момент для организаций, которые планируют заниматься внешне

торговой деятельностью. В России для разных видов валют (евро, доллар, йена, крона и т.д.) открываются отдельные валютные счета, но не все банки предоставляют обслуживание по всем кодам валют. Правда, в последние годы появилась возможность использования «всеядных» интернет-услуг. Могут возникнуть сложности, связанные с получением оригиналов подписей и печатей иностранных учредителей, поскольку на регистрацию устава отводится ограниченное время.

Могут возникнуть и другие требования, но приведенного списка уже достаточно, чтобы понять, что изначальная работа учредителей - не пустая формальность. Более того, тщательность выполнения каждого из вышеперечисленных условий (которые, по сути, являются первичными требованиями) в будущем может отразиться на качестве деятельности учреждаемой организации. Поэтому здесь следует обратиться к главной концепции управления качеством, попытаться предвидеть любые ситуации и проанализировать возможные неприятности, которые могут возникнуть в ходе выполнения работ. Отметим, что внесение любых изменений в главный документ - устав потребует повторения практически всей процедуры регистрации, что приведет к дополнительным затратам времени и денег.

Высшее руководство. Основные функции высшего руководства были рассмотрены в параграфе 1.1. Поэтому здесь мы остановимся на тех качествах и личностных особенностях, которыми должен обладать высший руководитель, чтобы успешно управлять деятельностью организации. В ходе проведения «мозговых атак» были выявлены разные качества, которые студенты оценивали как высшие приоритеты (например, любопытство, агрессивность и др.). Однако представляется, что главным, приоритетным качеством является коммуникабельность. Поскольку высшей ценностью организации является персонал, от мотивации которого и зависит качество, то если руководитель не умеет налаживать отношения с персоналом (заметьте - не наоборот), он явно не на своем месте.

Следующее качество - открытость к обучению и знания в области профессионального менеджмента. Это важно по той причине, что научный менеджмент - динамичная и быстро изменяющаяся наука. Поэтому, если ваш высший руководитель упустит что-то из последних достижений, ваша организация проиграет в конкуренции. Именно поэтому на Западе уже давно в практику вошло приглашение на должность СЕО профессионалов, подтвердивших свою компетентность в других организациях. При этом с ними заключаются договоры на определенный срок, которые впоследствии могут быть пересмотрены. Конечно, высшим руководителем может быть назначен один из членов совета учредителей, которому все доверяют, но при этом требуется, чтобы он был компетентен.

Что касается знаний в профессиональной сфере деятельности, то возможно, что кто-то считает их высшим приоритетом, но они не столь обязательны, как умение управлять. У руководителя есть подчиненные-профессионалы, которые могут дать необходимые подсказки. Тем не менее управлять (т.е. принимать решения, важные для организации) невозможно без понимания специфики деятельности. Чтобы разрешить этот вопрос, следует вспомнить об «открытости к обучению». Руководитель должен обладать способностью к постановке задач - не изданию приказов, а однозначной и недвусмысленной формулировке требований к исполнителям. Это также означает, что он должен уметь грамотно излагать мысли (хотя логике и риторике тоже можно научиться).

И наконец, руководитель должен быть образцом для подражания. Поэтому опрятность, аккуратный внешний вид - необходимость, а не дань моде. Вряд ли сотрудники захотят получать задания, а тем более разносы от человека, сидящего в красивом кабинете в большом кресле небритым и в рваных заношенных джинсах. К тому же сотрудники будут позволять себе такое же поведение, так как сотрудники - это всегда отражение своего руководителя, а сама компания - отражение ее владельца. Кроме того, неизбежно встанет вопрос о доверии к начальнику.

Персонал. Как показано на рис. 1.7, персонал приносит в организацию свой труд, взамен получает деньги, в данном случае - заработную плату.

Заказчики и поставщики. Их взаимодействие с организацией характеризуется двумя разнонаправленными потоками: в однусторону направляется продукция и/или услуги, в другую - деньги. Однако деньги заказчик заплатит только в случае, если он будет удовлетворен качеством выполнения заказа. Но вначале заказчик должен вам этот заказ предоставить, для чего его следует найти и наладить с ним отношения (см. параграф 1.2).

Кредиторы. Это организации или люди (частные лица), а также государственные органы, которые могут предоставить организации деньги под проценты на условиях их возврата . Кредиторов не следует путать с инвесторами и спонсорами. Последние могут вложить свои средства, не рассчитывая на их возврат, но при этом они рассчитывают на повышение своего имиджа. В некоторых кругах такие акции ценятся гораздо выше, чем, например, реклама. Инвесторы могут быть не заинтересованными в процентах. Более того, вкладывая в проект деньги или оборудование, они могут не рассчитывать на их возврат. Их главный интерес обычно состоит в развитии организации с целью последующего взаимовыгодного сотрудничества.

Государство. На рис. 1.7 взаимодействие государства с организацией обозначено словом «Инфраструктура». Под ней подразумеваются те основные функции, без которых существование и деятельность организации невозможны и которые относятся к прерогативе исключительно государства. К таким функциям относятся: 1) законодательство; 2) правовая база; 3) регистрация прав собственности (включая регистрацию вновь учреждаемых организаций); 4) защита правопорядка и разрешение споров между юридическими лицами, для чего существуют специальные органы (арбитражные суды); 5) надзорные функции (направленные на защиту интересов государства и населения); 6) налогообложение; 7) ведение земельного кадастра; 8) предоставление прав землепользования; 9) таможня и др. Перечень может быть продолжен, однако главное - эти функции не уполномочен исполнять никто, кроме государственных органов. И в обмен на все эти услуги государство заинтересовано в получении от организации только одного - налогов .

Общество. Все предыдущие участники взаимодействия с организацией в той или иной степени являются представителями общества в целом. По сути, общество предоставляет организации все необходимое для ее деятельности. Может сложиться ситуация, когда результаты деятельности организации жизненно необходимы для общества, но они неизбежно наносят, например, вред окружающей среде или приводят к потреблению огромного количества энергии, или создают шумовой фон, превышающий допустимые нормы, и т.п. И рядовые члены общества начинают против этого возражать, собирать митинги, обращаться в вышестоящие инстанции с жалобами, подлежащими обязательному рассмотрению. В этом случае нет другого выхода, как через посредство государственных органов, на основании веских аргументов (сформулировать которые должно руководство организации, осуществляющее представительскую функцию) попытаться уладить конфликт 2 . От деятельности любой организации общество вправе рассчитывать на повышение жизненного уровня населения. И если это не так (т.е. организация работает «только на себя»), то общество вправе поднять вопрос об оправданности ее существования и возможности ее ликвидации.

Выводы. Во-первых, из рис. 1.7 видно, что «обрыв» любой из указанных «спиц колеса» приведет к «остановке движения», т.е. к невозможности существования организации 3 . Во-вторых, организация существует и функционирует во внешней среде, которая характеризуется многими составляющими: законодательной, правовой, социальной, макроэкономической, микроэкономической, демографической, природной и др. Воздействовать на внешнюю среду организация практически не может, она способна только внести вклад в ее улучшение путем выполнения своей миссии . Поэтому влияние внешней среды организация обязана учитывать при проектировании и ведении своей деятельности. В-третьих, если организация намерена заниматься самосовершенствованием, то она не должна рассчитывать на помощь вышеперечисленных «участников» ее деятельности (к сожалению, такова российская практика в условиях рынка). Поэтому улучшить себя организация может только изнутри (или, как прежде провозглашали, «за счет мобилизации внутренних ресурсов»). Это единственный путь, и именно для его реализации разработаны модели систем менеджмента качества, которые содержат рекомендации по улучшениям.

  • Как кредит может рассматриваться также предоставление оборудования.
  • Не следует к этому относиться скептически - вопрос состоит не в размере ставки налогообложения, а в том, на что расходуются государством получаемые налоги. Примером может служить ситуация со срочным ремонтом или прокладкой дорог, проводимых в ночное время суток и нарушающих покой граждан. Часто встречаемое возражение - кредиторы. Однако в условиях рынка без кредиторов (в том или ином виде) или без спонсоров, или без инвесторов не обходится практически ни одна организация.
  • Например, риторический вопрос: может ли организация снизить ставку налогообложения? Ответ очевиден. Как правильно понимать это определение? Что значит «бесконечно многие качества»? Обычно автор объясняет это на примере с двумя столами, внешне абсолютно одинаковыми. Но если измерить геометрические размеры столов с точностью до 0,01 мм, то обнаружится разница. Если оценить текстуру их поверхности, то также найдутся различия. Если обратиться на уровень молекулярной структуры - тем более. То есть чем глубже мы проводим анализ различий, тем больше их обнаруживается, что и выражается в «бесконечном количестве качеств». Это значит, что не существует двух, даже одинаковых по виду или назначению предметов - они по каким-то качествам отличаются.

Существует множество определений термина «заинтересованная сторона». Общим для всех этих определений является то, что заинтересованная сторона – это лицо или группа лиц, которые заинтересованы в конкретной ситуации и являются ее активными участниками. Заинтересованную сторону можно также считать субъектом в том плане, что она представляет собой лицо или организацию, выполняющую одно или несколько действий в процессе экспорта или импорта.

Стороны, заинтересованные в упрощении процедур торговли

Сфера упрощения процедур торговли характеризуется множественностью заинтересованных сторон на национальном, региональном или международном уровне в лице представителей государственного и частного секторов. Согласно стандартной модели «покупка-перевозка-оплата» в рамках международной торговой сделки участников таких сделок можно сгруппировать по ролям – заказчик, поставщик, посредник или официальный орган. Ниже перечислены основные заинтересованные стороны по группам:

Заказчик Поставщик Посредник Официальный орган
Покупатель
Продавец
Поставщик транспортных услуг Таможня
Импортер Экспортер Экспедитор Экологическая служба
Адресат Адресант Банк Сельскохозяйственная служба
Грузополучатель Грузоотправитель Страховая компания Орган по стандартизации
Плательщик Получатель платежа Таможенный представитель Консульский орган
Брокер Орган здравоохранения
Комиссионер Порт
Совет по интервенциям (ЕС)
Торговая палата

Субъектов также можно сгруппировать в зависимости от их основной деятельности, т.е. функции, выполняемой ими при осуществлении сделки. Получаем следующие группы:

  • Производители, компании розничной и оптовой торговли, активно занимающиеся покупкой и/или продажей товаров.
  • Судоходные и транспортные компании, отвечающие за организацию и физическое перемещение товаров или, в случае экспедиторских и логистических фирм, обеспечивающие их коммерческую перевозку.
  • Другие транспортные посредники, такие как администрации портов и аэропортов, операторы терминалов, стивидорные фирмы и операторы складов, занимающиеся физическим перемещением товаров.
  • Коммерческие банки и страховые компании, используемые субъектами торговли для оплаты товаров, уплаты пошлин и налогов, страхования товаров при их перевозке, страхования транспортных средств и внесения средств в качестве гарантий и залогового обеспечения .
  • Другие посредники, участвующие в выполнении процедур, в т.ч таможенные брокеры и операторы «единых окон», предоставляющие услуги одному или нескольким участникам цепочки поставок, как правило, в форме обработки данных или обеспечения информационного обмена.
  • Правительственные или государственные органы, представленные распорядительными органами, государственными ведомствами или министерствами на государственном и федеральном (региональном) уровнях. Их основная роль/вид деятельности – санкционирование и контроль перемещения товаров через границу, и обеспечение соблюдения национального законодательства.

Роль ассоциаций

Еще одной группой заинтересованных сторон являются отраслевые или торговые ассоциации, представляющие интересы множества членов. Ассоциации могут быть организованы по отраслевому принципу (например, советы грузоперевозчиков) или представлять интересы частного в целом (например, торговая палата, ассоциация нанимателей). Ассоциации могут быть организованы на международном или региональном уровне. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) и Международная федерация транспортно-экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) являются примерами международных транспортных организаций , в то время как Международная торговая палата представляет собой ассоциацию торговых палат. Обычно такие ассоциации создаются с целью реализации интересов их членов при формировании национальной политики, а также обмена информацией между членами. Торговые и промышленные ассоциации являются важным элементом процесса консультаций, потому что, как правило, отдельные компании/учреждения не имеют возможности следить за консультационными процессами и участвовать в них ввиду дефицита времени и информации. Таким образом, государственные органы принимают участие ассоциаций в качестве заинтересованной стороны в составе органов по упрощению процедур торговли.

Выявление заинтересованных сторон

Различные стороны, заинтересованные в упрощении процедур торговли, так или иначе связаны друг с другом. Обычно они вовлечены в комплекс взаимоотношений и взаимозависимостей, которые определяют их поведение и отношение друг к другу. Анализ заинтересованных сторон позволяет точно определить стороны, заинтересованные в упрощении процедур торговли на национальном уровне, а также дает информацию о том, почему их необходимо вовлечь в процесс и каковы их интересы.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные