Повод для взаимного общения. Какие вопросы следует задавать по прочитанной книге

Исследования показали, что то, как быстро ребенок научится читать и полюбит ли он чтение, зависит от того, сколько его родители читали ему в детстве.

Детям, которые показывают хорошие результаты в чтении, а главное, проявляют интерес к книгам, в детстве родители читали минимум 10 минут в день.

Некоторые малыши даже сами учатся читать, когда им кто-то читает вслух. Они просто смотрят на текст и запоминают начертание слов и их звучание. Эти дети – прирожденные чтецы, и такое встречается довольно редко. Такие малыши, как правило, умеют читать уже в возрасте 3 лет. Основной же массе ребят научиться читать довольно сложно и могут потребоваться годы, чтобы они полюбили чтение.

Как же привить ребенку любовь к чтению?

Всем известно, что легче всего ребенок берет пример с того, кого любит. Лучший способ показать малышу, что вы его любите — проводить с ним свое свободное время. Замечательная возможность провести с пользой время с ребенком – почитать ему.

Мудрые родители читают малышу каждый день, и это очень хорошая традиция. Порой эта традиция сохраняется долгие годы и переходит из поколения в поколение. Некоторые пожилые супружеские пары продолжают читать друг другу вслух перед сном – дети выросли и разъехались, а привычка осталась.

Если родители читают малышу каждый день, обсуждают прочитанное, он получает от процесса чтения положительные эмоции, понимает, что чтение – это познавательно и увлекательно. Сначала мы читаем ребенку вслух, потом он осознает, что может читать сам и самостоятельно узнавать что-то новое и интересное.

Какие книги читать ребенку?

  • Читаете ему разные книги: стихи, сказки, рассказы, былины, поэмы, басни, мифы… Всё, что вы думаете, может ему понравится и окажется для него полезным.
  • Читайте ему то, что он выберет сам. Ходите вместе в библиотеку или книжный магазин и поощряйте самостоятельный выбор.
  • Спрашивайте совета у воспитателя, учителя или библиотекаря.
  • Пробуйте заинтересовать ребенка книгами, которые нравились вам, когда вы были в его возрасте. Не бойтесь купить малышу книгу, которая кажется слишком «взрослой» для него – однажды он её прочитает.
  • Обязательно читайте книги, в которых описывается, как всё устроено. Такие рассказы очень полезны, особенно мальчикам.
  • Ребенок задает много вопросов? Предложите почитать энциклопедии или справочники.

Постарайтесь ежедневно отводить время для чтения вслух. Читайте только тогда, когда вы оба можете полностью уделить внимание книге.

Когда вы читаете ребенку, устраивайтесь поудобнее – на кровати, на диване, на ковре на полу. Старайтесь читать с выражением, голоса персонажей должны звучать по-разному. Полезно время от времени останавливаться и просить малыша угадать, что может произойти дальше.

Один из способов привить ребенку интерес к чтению – это обсуждать с ним прочитанное .

Какие вопросы следует задавать по прочитанной книге?

Хорошая основа, которая побуждает работу мысли и на которой можно построить множество новых вопросов – это вопросы Киплинга .

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему ,
Кто , Что , Когда и Где .

Вот примерный список вопросов, которые вы можете задавать ребенку о любом прочитанном тексте: сказке или рассказе, статье в журнале или книге. Постепенно он приучиться задавать их себе самостоятельно.

ЧТО?

  • Что это за история, о чём?
  • Что произошло?
  • Что говорили (думали, чувствовали) герои?
  • Что они думали о будущем?
  • На что они надеялись?
  • Что могло бы (должно или не должно было) произойти?

КОГДА?

  • Как давно это было?
  • Когда это произошло?
  • Что случилось до этого?
  • Что произошло дальше?
  • Что означает: «Когда-то», «Давным-давно»?

ГДЕ?

  • Где это случилось?
  • Можешь себе представить это место?
  • Это реальное или придуманное место?
  • Где еще это могло происходить?

КТО?

  • Кто это написал?
  • Как ты думаешь, кто здесь главный герой?
  • Кто помогал главному герою?
  • Кто мешал ему и почему?
  • Кто здесь может служить положительным примером?

КАК?

  • Как это началось?
  • Как это случилось?
  • Как это закончилось?
  • Как это могло бы закончиться?
  • Как бы ты закончил эту историю?

ПОЧЕМУ?

  • Зачем автор написал это произведение?
  • Почему всё случилось именно так?
  • Кто рассказывает нам эту историю и почему?
  • Зачем её читать?

Только поговорив о прочитанном, вы сможете выяснить, действительно ли ребенок понял произведение. Это очень важно, так как если малыш не понимает чего-то, он теряет к этому интерес.

Мы, взрослые, принимаем чтение как должное. Для ребенка же чтение – не простой процесс, его разум постоянно работает, пытаясь разобраться в прочитанном. Ему необходима наша помощь, чтобы понять, что стоит за печатным словом, на что стоит обращать внимание, что ему со всем этим делать.

Возможность почитать вместе с ребенком книжку можно найти просто и легко, стоит только захотеть и не упустить свободную минуту досуга. Для начала расположитесь удобно и комфортно там, где вы планируете почитать с ребенком книгу. Затем надо настроиться на чтение, успокоится. Для того, чтобы установилась тишина можно предложить ребенку закрыть глаза и представить, что перед ним открывается волшебная страна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Читаем книжки вместе!»

Возможность почитать вместе с ребенком книжку можно найти просто и легко, стоит только захотеть и не упустить свободную минуту досуга. Для начала расположитесь удобно и комфортно там, где вы планируете почитать с ребенком книгу. Затем надо настроиться на чтение, успокоится. Для того, чтобы установилась тишина можно предложить ребенку закрыть глаза и представить, что перед ним открывается волшебная страна.

История начинается. Не торопитесь и не читайте слишком быстро. Пусть ваши слова станут медленным и нежным потоков, который льется со страниц. Если вы хорошо знаете сюжет истории, то время от времени отрывайтесь от книги, посмотрите на малыша, на его реакцию на услышанное. Если ребенок во время вашего чтения начинает отвлекаться, можно остановиться на время, дать возможность ребенку успокойся и при этом не упустить деталей повествования. Чтение не должна вас обязывать начинать обсуждение прочитанного сразу после того, как закончилось повествования. Стоит позволить в первую очередь именно ребенку высказаться по теме книги, это даст ему возможность составить собственное мнение и продемонстрировать его. А если ребенок начинает «дописывать» историю, придумывать альтернативный сюжет, не мешайте ему, просто послушайте и, доверившись детской фантазии, попробуйте стать соавтором новой интересной истории.

Дети в любом возрасте очень любят, когда им читают сказки. Но лучше всего их не читать, а рассказать ребенку. Для детей сказки – это театр, это маленькое путешествие в страну фантазий. Особенностью детской психики является способность воспринимать и представлять себе образ, который рисуют им родители, читая или рассказывая сказку.

Перед чтением необходимо предоставить ребенку возможность самому выбрать ту или иную книгу, которая для него наиболее интересна. Даже если он в который раз предпочитает одну и ту же сказку, необходимо снова прочитать ему это произведение. Повторяющийся выбор говорит о том, что конкретная книга дает ребенку необходимую информацию для развития, и при чтении в сознании ребенка происходит какая-то работа. Путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию и побуждает ребёнка к сочинительству. В своих сказках и рассказах ребенок проявляет себя справедливым, защищает обиженных и слабых, наказывает зло.

11.02.2019

04.02.2019

29.01.2019

21.01.2019

29.10.2018

22.10.2018

25.09.2018

Все статьи 11.03.2015

В театральном зале библиотеки можно посмотреть кукольный спектакль и принять участие в сказочной игре

После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.

Елена Шпаковская,
заведующая сектором маркетинга библиотек Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Зинаида Воронцова,
заведующая детской библиотекой «ГОРОД»

Современные родители хотят, чтобы дети читали

Родители сегодня очень изменились. Сейчас они заинтересованы в том, чтобы дети читали. Мы наблюдаем эту тенденцию на протяжении последних трех лет. Если еще 10 лет назад им было интересно вместе с детьми посмотреть мультфильмы в библиотеке, то сейчас они наотрез от этого отказываются. Они говорят, мы здесь для того, чтобы привлечь ребенка к чтению.

Библиотека должна выйти за пределы книги

Игра — естественное и любимое занятие ребенка, поэтому мы используем игровые моменты в любом из наших мероприятий. Будь то мастер-класс, спектакль или выставка, мы обязательно подключаем к действию ребенка и таким образом каждое мероприятие превращается в игру. Наша цель — не открывать дидактические факты перед ребенком, а привлечь его, заинтересовать какой-то темой или историей, чтобы у него возник импульс самому что-то узнать и почитать.

Для этих целей перспективно подключать к сотрудничеству издательства. В дополнение ко многим детским книгам они пишут интерактивные программы, а также сами могут что-то провести. Например, издательство «Самокат» выпускает серию книг про Элмера, слона в клеточку. Можно пригласить представителя издательства, чтобы он рассказал о книге и научил ребят рисовать слона. По методичкам, которые сопровождают многие детские книжные новинки, любой библиотекарь может проводить интересные мастер-классы. Это замечательный инструмент, который библиотекам нужно брать на вооружение.

Также, сейчас в тренде раннее развитие, и многие детские издательства уделяют внимание различным отраслям знаний. Например, у издательства «Умная Маша» есть серия, где смешарики ставят разные опыты и рассказывают о научных явлениях ребенку. Мы решили развить направление детской научной книги и создать интересный научный день. Когда ребенок может и прочитать в книге, и посмотреть иллюстрацию, и по мотивам прочитанного сделать что-то руками, эффект получается совершенно удивительный. В каждой книге мы стараемся найти возможность выйти за ее пределы, и в каждом мероприятии найти ниточку, по которой можно к книге вернуться.

Мы учим родителей читать вместе с детьми

Увлечь чтением детей — мало, мы обучаем родителей, как нужно читать сказку с детьми. Этой цели посвящен один из наших проектов «Сказка за сказкой». Здесь мы учим родителей ребенка-дошкольника работать с книгой, преподносить ее. Мы хотим, чтобы родители не упустили важный момент встречи ребенка со сказкой. Потому что сказка — самая главная ступень вхождения ребенка в литературу, это фундамент. Именно волшебная сказка говорит с ребенком на самые серьезные темы и может рассказать ему о добре и зле, о любви и смерти своим понятным, универсальным языком, в котором запечатлен жизненный опыт многих поколений. Поэтому мы стремимся донести до родителей, что ни в коем случае ребенок не должен взрослеть без сказки.

В рамках этого проекта был создан театр Лукоморье: здесь мы инсценируем сказку, ставим кукольный спектакль прямо по тексту оригинала, а ведущие объясняют во время просмотра некоторые незнакомые слова. После спектакля дети часто вовлекаются в игру по мотивам сказки, могут выразить свое понимание через рисунок, взять книгу почитать домой. Клуб существует уже шесть лет и очень популярен, дети вырастают, уходят, приходят новые, и все члены клуба (и родители, и дети) наши самые активные читатели. И мы напоминаем, что вовремя прочитанная книга может изменить судьбу ребенка, ключевое слово «вовремя». Важно не пропустить нужные книги в нужное время, каждому возрасту своя книга.

Cориентировать родителей в книжном пространстве

Сейчас выходит море литературы, в котором родителям очень сложно ориентироваться, даже мы, библиотекари, не успеваем за всем следить. Поэтому так важно сотрудничать с издательствами, многие из которых возрождают формат книжных обзоров. Представители издательства приходят в библиотеку и рассказывают родителям и библиотекарям о книжных новинках. Ведь сотни книг никто не прочитает, а такой путеводитель по интересным изданиям, которые в данный момент выходят, помогает оставаться в курсе.

Стоит ли внимания новейшая детская литература или родителям лучше остановить свой выбор на проверенной классике — это сложный вопрос. Вокруг вкусов и предпочтений всегда много споров. Ведь когда-то Лидию Чарскую тоже не издавали, говорили, что это банальное дамское чтение, но ее книгами же можно зачитаться. Еще недавно мы ругали Гарри Поттера, а сейчас общепризнано, что это прекрасная литературная сказка, поскольку она говорит о созидающих элементах жизни. Поэтому мы придерживаемся мнения, что не столь важно, что именно читает ребенок, лишь бы он читал, лишь бы он взял в руки книгу.

В раннем возрасте родители руководят чтением ребенка и они, конечно, чаще выбирают классику, литературу народов мира. Когда дети подрастают, они уже сами решают, что читать. И ничего плохого нет в том, что они выбирают современную детскую литературу. Они обязательно научатся ориентироваться в литературном потоке, если с первых шагов рядом с ними были родители, которые им в этом помогали.

Мы рекламируем книги в социальных сетях

Чтобы заинтересовать детей чтением, мы выбираем разные инструменты. В социальных сетях у нас есть сказочный персонаж книговенок Филимон. Каждую пятницу он анонсирует книгу, которую сам прочитал: рассказывает о ней и приглашает ребят и родителей за ней прийти. Мы можем себе это позволить: фонды у нас большие, около 50 тысяч изданий, большинство книг в нескольких экземплярах, и даже если их будут брать читать домой, все равно книги в фонде есть.

Знаете, сейчас издают удивительно красивые, интерактивные детские книги, которые привлекают внимание ребенка, переиздания классики тоже замечательные. У библиотекарей есть абсолютная уверенность, что бумажная книга для младшего возраста не уйдет. Ведь тактильное восприятие мира в раннем возрасте очень важно. Да и если взрослые будут помнить, что в детстве они любили перелистывать книги и вдыхать их запах, им снова захочется взять книгу в руки.

Книга — первый этап на пути к информационной грамотности

Конечно, новые технологии в детской библиотеке тоже должны присутствовать. Электронные каталоги, множество дисков с познавательными играми — мы не уходим от того. Ребенок попросту может сесть за компьютер, сделать домашнее задание, войти в Интернет. Но встречаясь с педагогами, мы часто слышим мнение, что очень важно научить ребенка работать с книгой. Только после того, как он научится полноценно работать с книгой, он сможет работать с информацией на других носителях, потому что только при работе с печатным текстом у него вырабатывается умение делать оценку и анализ. Если он не научится работать с информацией на бумаге, ему очень сложно будет выбирать из электронного контента то, что наиболее ценно. Если он научится выбирать из бумажного, он эффективнее будет работать в Интернете. Поэтому мероприятия, где используется книга, считаются у педагогов наиболее ценными.

Библионяня объединила педагогические и библиотечные методики

Еще один из наших удачных проектов — Библионяня, в котором нам удалось в полной мере реализовать принцип edutainment, совместить образование и развлечение. Этот кружок был задуман для детей, которые не ходят в детский сад. Ребенок, который будет четыре года посещать Библионяню, полностью окончит курс подготовки к школе: научится читать, писать, решать логические задачи. Но родители могут и разово оставить малыша на час, чтобы за ним приглядели. Половина нашего коллектива имеет педагогическое образование, это очень важно. В Библионяне работает опытный педагог, владеющий современными методиками преподавания. Мы объединили педагогические знания и библиотечный опыт и, видимо, угадали потребности нашего окружения: Библионяней интересуется весь район.

Детский библиотекарь универсален

За последние десять лет профессия библиотекаря необычайно изменилась. Чтобы идти в ногу со временем, нужно иметь самые разносторонние знания и способности. Детский библиотекарь и вовсе становится универсальным: он должен овладевать современными технологиями и в то же время быть педагогом, артистом, экспертом детского чтения, все в одном лице. Поэтому те, кто остаются в профессии, очень интересные, по-своему уникальные личности. Образ библиотекаря как хранителя книжных сокровищ навсегда уходит в прошлое. Даже наименование должности видоизменяется: теперь у нас есть не только библиотекарь и библиограф, а специалист по библиотечно-досуговой и выставочной деятельности. Видите, в его ведении и досуг, и выставки, и всевозможные мероприятия, и контент. Сегодня работать в библиотеку приходят не только с библиотечным, но и с педагогическим, филологическим, культурологическим образованием. И мы этому рады, потому что это приносит новое восприятие. Посмотрите, какой потрясающий ролик сняли выпускники Института кино и телевидения о библиотеке им. Н. В. Гоголя! Интересные люди всегда привносят что-то свое.

Дети должны видеть, что мы есть

Библиотека должна быть в шаговой доступности, особенно на городских окраинах, где не так много культурных центров. Мы все понимаем, что процесс изменения очень небыстрый. В нашем районе более 10 библиотек и до некоторых из них ремонт дойдет через годы, но содержательно меняться надо уже сейчас. Работать по-новому нужно уже сейчас, потому что читатель уже другой. Библиотекам необходимо быть в курсе всех новшеств, которые появляются в городе и стране. Сейчас книжные магазины, торгово-развлекательные комплексы тоже берут на себя часть наших функций, проводят схожие литературные мероприятия. И мы стремимся быть интересными и заявлять о себе, чтобы дети видели, что мы есть, тогда они к нам придут. Ведь ребенок в определенное время должен прочитать определенные книги, поэтому мы должны быть рядом.

Казалось бы, что сложного в чтении? Читать каждый из нас умеет лет с пяти, и до сих пор неплохо справлялся с разной сложности произведениями. Однако не все так очевидно, как кажется на первый взгляд. Замечали когда-нибудь, что даже, если книга была интересной, вы все равно не можете вспомнить имя главного героя через пару дней после прочтения?

Умение читать – это не только складывание букв в слова, это постижение смысла прочитанного. Вне зависимости от того, что вы читаете – научную книгу, художественное произведение или статью в интернете. Поэтому эффективному чтению нужно учиться. Мы предлагаем вам 10 советов о том, как правильно читать книги, чтобы получать тот эффект, на который вы рассчитываете.

  1. Не старайтесь объять необъятное

Часто случается так, что радостно купив несколько книг, мы ставим их на полку и так никогда и не открываем. А потом покупаем все новые и новые книги в красивых обложках, пополняя бесконечный список непрочитанного. Как правильно читать книги? Не покупайте сразу много. Возьмите лучше одну или две и прочтите их, наконец. И не обманывайте себя, покупая дорогие альбомы с качественными иллюстрациями – практика показывает, что у большинства людей такие книги бессмысленно пылятся на полках, оставаясь невостребованными.

  1. Дочитывать скучную книгу совсем не обязательно

Кто-то считает, что не дочитать начатую книгу – плохая примета. Некоторые думают, что это неуважение к автору. Но в мире так много интересного! Не тратьте время на то, что вам не нравится – это только уменьшит вашу мотивацию к чтению. Дайте книге, например, 50 страниц. Или 70. Если во вкус вы так и не вошли, отложите эту и возьмите другую.

  1. Подготовьтесь к чтению

Всегда важно знать, кто пишет книгу, о чем и почему. Даже, если это бульварный детектив. Не ленитесь и прочтите информацию об авторе, аннотацию, пару рецензий. Если это специализированная литература, не лишним будет изучить содержание и послесловие – там обычно подводятся итоги и делаются выводы, что поможет вам решить, нужна ли вам представленная в книге информация.

  1. Не любить бумажные книги – это нормально

Не всем нравятся бумажные книги. Нелюбовь к книгам и чтению – вовне не показатель низкого интеллекта. Существует много альтернативных форматов, например, книгу всегда можно послушать (аудиокниги). Предпочтение также можно отдать статьям, кодкастам, тематическим рассылкам.

  1. Пользуйтесь при чтении простым карандашом

Хотите узнать, как правильно читать книги? Главное правило – пользуйтесь при чтении простым карандашом. Об этом говорят еще в школе, но не все следуют советам учителей литературы. Когда вы «читаете с карандашом», процесс проходит более вдумчиво и эффективно. Вы подчеркиваете понравившиеся вам мысли, комментируете что-то на полях, как бы беседуя с автором, а не просто проглатывая его монолог. И таким образом пропускаете текст через себя, выделяя самое главное, интересное и полезное.

  1. Читать меньше 30-40 страниц за раз бессмысленно

30-40 страниц – это примерно глава. Глава – это более-менее законченная мысль. Если вы прочитываете 5-10 страниц и прерываетесь, то теряете логику повествования, и остаток главы может стать для вас менее понятным. Старайтесь читать хотя бы 40 страниц за раз – это поможет не только прочитать книгу, прежде чем она вам наскучит, но и максимально глубоко понять ее.

  1. Не зацикливайтесь на одном жанре

Вам нравятся детективы? Отлично, но не стоит читать сразу 10 штук. Потому что первая пара книг принесет вам удовольствие, а остальные покажутся пресными, потому что вы пресытитесь однообразием сюжетов. Предпочитаете научную литературу? Книги по бизнесу или психологии? Чередуйте их с фантастикой или биографиями известных людей. Это не только разнообразит процесс чтения и расширит ваш кругозор, но и не даст вам устать от одного жанра, пусть даже самого любимого.

  1. Делитесь впечатлениями

Лучший способ сформулировать свое мнение о книге – написать об этом. Для этого подойдет и специальный блог, и аккаунт в любой соцсети. В написании собственной рецензии вам как раз помогут любимые цитаты и комментарии на полях. Вы еще раз оцените произведение, вспомните свои впечатления, разовьете их – это поможет вам лучше запомнить прочитанное, да и обсуждать книгу с другими читателями также весьма приятно. А еще – вы никогда не забудете, что и когда читали. В конце года интересно подвести итоги.

Из этого правила вытекает следующее:

  1. Вы всегда можете перечитать свои рецензии

Чтобы вспомнить детали книги или свои эмоции в момент чтения, например. Особенно это применимо к научной литературе.

  1. Обсуждайте прочитанное

Дискуссия – это не только способ глубже понять автора, но и прекрасная возможность научиться грамотно и аргументированно формулировать свои мысли. Вполне возможно, что после обсуждения книги вы откроете в ней нечто новое, на что вы сами не обратили внимания.

Я часто задавалась вопросом – в чем же состоит польза от совместного чтения с ребенком? В чем состоит его главное преимущество? И ответ лежал на самой поверхности. Он находиться в самом основании нашего существования - все дело в любви. Оказалось, что просто читая вслух своему ребенку, можно приобретать и отдавать любовь в огромных количествах. И все настолько просто! Хотя, не скрою, на первый взгляд думалось, что это невероятный и титанический труд. Вот касаешься ребенка своей кожей, чувствуешь его кожу на своей, впитываешь запах малыша, и он, в ответ, впитывает твой. А ведь это и является главной составляющей особенно на раннем этапе развития ребенка. Ребенок с ранних лет начинает понимать, что значит твое тепло и любовь. Совместное чтение как бы сцепляет нас друг с другом, связывает узами любви. Огромный мир открывается перед ребенком, когда сидишь с ним вот так, обнявшись, держишь его маленькую ручку в своей руке и тихонько читаешь ему вслух книжку.

Часто вспоминаю, насколько детям нравится грызть, есть и баловаться с книгой. Многие мои подруги начинали ругать ребенка, тут же отбирать книгу из рук и грозить больше не давать им красивейшей книги стоимостью в несколько сотен рублей. Какова реакция на такие заявления у ребенка? Да он тут же начинал хныкать, а сверху еще папа прикрикивал за его новую «истерику». И ничего удивительного. Такая реакция вполне предсказуема. Мама забрала самую удивительную и познавательную вещицу – книгу! Откуда же потом у ребенка появиться желание снова взять ее в руки, если только что его ругали за это. И если вдуматься, то ребенок еще не совсем то и понимает, в чем же именно он провинился перед книгой и Вами лично.
Вместо того, чтобы ругать - радуйтесь! Ребенок использует один из лучших и доступных ему инструментов познания книги. Используя губы, пробуя все на вкус, запах. Все это является частью раннего исследования книг (как и окружающего мира). Потерпеть то не так уж и сложно! Вскоре он или она сами начнут переворачивать страницы и отвечать на книги своей искренней радостью, удивлением, смехом и любопытством.

И вот мы перешли к любопытству к книгам, к разглядыванию картинок, содержания. И тут сразу же вырисовается вопрос. А какие же книги следовало бы читать моему ребенку? Вопрос не из самых легких. Захожу я в книжный магазин, а на полке в детском разделе ну просто бесчисленное количество книг. Потеряться можно – и та красивая, и та с веселыми картинками, и другая вся изобилует всевозможным музыкальным и голографическим материалом. И лишь на собственном опыте и прочитав массу литературы по данному вопросу, понимаешь, что малыш любит праздновать музыкальность языка рифмы, стихов. И в этом плане очень полезны и очень увлекательны для самого ребенка русские народные потешки, частушки, сказки Пушкина (к примеру). Мой ребенок сразу же подхватил все происходящее и начал махать ручками, улыбаясь мне в ответ. Не нужно забывать и о русских классиках детской литературы. Попробуйте прочитать Маршака, малыш порадуется вместе с Вами, а Вы вспомните свое детство. Дети любят учиться, любят открывать потаенные двери книги, в которых можно раскрыть что-то новое, то, что дает подсказки. Это и есть первые шаги на пути к правильному восприятию книг во взрослом возрасте.
И не забывайте, малыши очень любят картинки. Иллюстрации одно из самых важных составляющих книг. И здесь нашлись новые нюансы. Знала ли я, что картинки в книге должны быть большими, животные, к примеру, должны выглядеть как можно более естественными (медведь не должен походить на робота или непонятной природы существа). А картинка, не перегруженная деталями, воспринимается гораздо лучше малышом, чем накрученная 3D деталями книга за 1000 рублей. К тому же, лучше всего для малыша воспринимается отдельно иллюстрация, отдельно содержание. К примеру – на одной стороне мишка, а с другой веселый стишок про него. Такие книги есть. И их легко найти.
Однажды я узнала, что дети способны различать огромное количество естественных оттенков, начиная уже с трехмесячного возраста. Я отправилась все в тот же книжный магазин (а иногда можно заказать и через интернет) и приобрела карточки с различными оттенками цветов. И даже если я не разбиралась в их названии, там все было подписано. Занятие это настолько оказалось увлекательным и веселым для ребенка, что уже на второй день она стала, пусть и не в идеале повторять название за мной. Я называю, а она повторяет. Мы вместе от души веселились, когда проводили время таким образом. Много времени этому я не уделяла, да и не стоит, наверное. Главное в совместном чтении это систематичность и не перегруженность. Всего 3-5 минут в день. Но каждый день. С психологической и педагогической точки зрения это очень важно. А у ребенка развивается всестороннее мышление, организованность, появляются новые знания.
Трудно и усадить своего гиперактивного ребенка, а еще и почитать. Он и 5 минут не может посидеть, так как же можно сотворить это чудо? Наверняка у многих из Вас возникала такая проблема. И решение является совсем простым и нисколько не уникальным, по своей сути. В один из моментов я просто поняла – а зачем мне бороться с моим ребенком, если можно сыграть в его же игру. И все пошло как по маслу. Мы начали превращать процесс познания и чтения в игру. Вспомните себя молодыми и поймете, насколько не хотелось сидеть на одном месте, хотелось бегать, ведь энергии хоть отбавляй, а скучное и ничем не увлекающее действие больше отвлекало от процесса, чем приносило пользу. Так чем отличается от меня мой ребенок? Вместе вы отвлечетесь и этот, казалось бы, утомительный момент (но внутри осознаете, что важный) переполнится любовью и заботой. А затем может повернуться все совсем другой стороной.
Сначала просто разглядывали картинки. Потом запоминали что на них нарисовано - кто больше деталей вспомнит. Потом читали отдельные слова и искали их на картинке. Потом предложения, - и так далее... включайте свою фантазию на полную катушку! Иллюстрируйте предложения или абзацы или стихи сами - окружающими предметами. Рисуйте (обязательно вместе). Демонстрируете друг другу движения и звуки...
Моей малышке стало все больше нравиться проводить время с мамой и с книжкой. И она сама, все чаще, начала просить почитать.
Ок. А как же я решила – когда мне начинать читать с ней вместе? Здесь существует масса различных мнений, масса методик, известных всему миру. Допустим, в советское время была очень распространена методика Зайцева. Который считал, что ребенка следует учить читать с двух лет. Но это подходит лишь для детского сада, для группового использования. Я же узнала, что мозг ребенка, начинает воспринимать информацию уже с трех месяцев. И большинство знаний, полученных до 3-х лет, откладываются на всю жизнь и развивают те или иные способности ребенка. И при этом я не начала фанатично скидывать всю нужную и не нужную информацию, миллион книг и т.п. Вспомним о том, что говорила абзацем выше. Ну а если вы не уверены в том, что это работает, что информация действительно воспринимается, что малыш действительно понимает, что ему мама пытается прочитать, рассказать и показать. Это легко понять. На протяжении нескольких месяцев мы читали, играли, познавали. И когда игра заканчивалась, спрашивала ее на улице, в магазине, дома – где мишка или где дерево, а где «овау» (так она называет овал) и ребенок осознано показывал или пытался произносить звуки, слова…а вскоре и отчетливо называть предметы, цвета и т.п.
И напоследок несколько полезных правил:

Во время чтения ребенку вслух старайтесь держать книгу на уровне глаз ребенка
Книга должна быть простой и понятной - не должно быть в ней сложных слов и непонятных оборотов речи
Держите книгу на уровне вытянутой руки ребенка
Не сю-сюкайте, а произносите все звуки четко, следите за дикцией
После чтения или выполненного задания обязательно поддерживайте ребенка (о том как это делать в видео тренинге)
Читайте с чувством, интонируя, весело, забавно, заинтересовывайте ребенка

Вот и все. Попробуйте и Вы порадовать ребенка, открыть для себя и для него невероятно красочный и интересный мир книг! И помните, сколько любви и счастья дарите своему малышу.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные