Общественные блага: понятие, виды, примеры. Чистые частные, чистые общественные и промежуточные блага

К общественным благам мировая экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги, которые рынок не поставляет, поскольку их особенности противоположны свойствам товаров индивидуального потребления. Для определения их сущности следует вспомнить свойства изученных ранее частных благ. В основу классификации благ положено два критерия – характер распределения полезности блага среди потребителей и степени его доступности в потреблении. В соответствии с первым выделяют признаки избирательности или неизбирательности, а со вторым – исключаемости и неисключаемости.

Чистое частное благо (ЧЧБ) – это благо, каждая единица которого может быть продана потребителю за отдельную плату. К нему относятся: продукты питания, одежда, индивидуальный транспорт, бытовая техника и т.д. Рынки идеально подходят для обращения на них чистых частных благ, обладающих признаками избирательности и исключаемости в потреблении.

Свойство избирательности в потреблении означает, что частные блага приобретаются в индивидуальном порядке в соответствии с системой вкусов и предпочтений потребителя. Эти товары делимы, т.е. они выступают в виде совокупных самостоятельных единиц. Потребление данных благ одним человеком делает невозможным их потребление другими людьми.

Свойство исключаемости связано с недоступностью данных благ для тех, кто не способен заплатить за них рыночную цену. В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет производитель товара, а все выгоды достаются потребителю. Цена блага соответствуют его предельной полезности.

Чистое общественное благо (ЧОБ) – такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от оплаты. Классическими примерами общественных благ являются услуги национальной обороны, органов безопасности, структур по профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природно-климатического и техногенного характера целый ряд аналогичных благ и услуг. Потребление данных благ связано со значительными положительными внешними эффектами, что препятствует их реализации при помощи механизма цен.

Основными свойствами чистых общественных благ являются: неизбирательность и неисключаемость в потреблении. Неизбирательность, или неконкурентность , в потреблении означает, что появление дополнительного потребителя не уменьшает доступность и полезность блага для других. Например, рождение ребёнка на территории страны не уменьшает величину безопасности, предоставленной другим гражданам. Поэтому эти блага неконкуренты в потреблении.

Неисключаемость в потреблении означает невозможность запрета дополнительным потребителям пользоваться общественными благами, не оплачивая их. Чистое общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только оно произведено, становится доступным для всех, что, в свою очередь, порождает чрезмерно высокие издержки исключение не заплативших за благо потребителей. Например, лишить жителя страны услуг обороны иначе, чем выдворив его из страны, нельзя.

Чистое общественное благо характеризуется следующими свойствами:

1. оно не делимо, т.е. индивид не может выбирать объёмы потребления таких благ;

2. совместное использование, потребление;

3. производство и потребление ЧОБ сопровождается внешними эффектами, как правило, положительные;

4. предельные издержки (МС) предоставляемые ЧОБ дополнительному потребителю равны 0.

5. потребление ЧОБ не влияют на предоставление его объема другим лицам.

6. включение в потребление ЧОБ дополнительному потребителю не уменьшит выгод, которые имеют существующие потребители.

Кроме ЧОБ можно выделить ещё и 4 группы общественных благ:

1. т.к. классификационные признаки имеют разную степень проявления у различных благ

2. т.к. классификационные признаки могут быть скомбинированы различным способом

Дополнительные 4 примера:

· коммунальные общественные блага – это блага, характеризующиеся высокой степенью избытка и низкой степенью исключаемости.

Особенность: ограничение доступа к благу связано с высокими издержками.

· коллективные блага – высокая степень исключаемости и низкая избирательность. Их специфика в том, что доступ к ним может быть ограничен невысокими издержками.

· перегружаемые общественные блага – это блага, неконкурентные в потреблении, которые сохраняются только в рамках определенного числа потребителей.

· клубные общественные блага – это блага, доступность которых ограничена членством в особых организациях – клубах.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в микроэкономику

Введение Тема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя Тема Основы рыночного поведения конкурентных.. Тема Введение в микроэкономику..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Экономических наук
Микроэкономика является структурным элементом экономической теории - общей методологии всех известных экономических наук, поэтому в отношении выделенных четырёх блоков экономических

Участия государства
Таким образом, микроэкономика изучает поведение отдельных хозяйствующих субъектов в условиях рыночных организационных структур. Логика микроэкономике соответствует логике н

Особенности методологии микроэкономики
Фундаментом микроэкономической методологии является классическая концепция «homo economicus» - модель «человека экономического» (А.Смит XVII-XVIII вв.). К осн

Аксиомы ординализма. Кривая безразличия. Карта безразличия
Основные аксиомы ординалистов: 1. Аксиома полной упорядоченности покупательских предпочтений. Для любой пары наборов A и B, или А

Бюджетная линия покупателя. Равновесие потребителя в ординализме
Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения, однако при этом не учитываются цены товаров и доход потребителя. Они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает

Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса
Рыночный спрос определяется путём суммирования индивидуального спроса покупателей на данном рынке. Суммирование происходит по горизонтали, т.е. суммируются индивидуальные объёмы спроса при соответс

Типы конкуренций и основные рыночные структуры. Два метода анализа рыночных структур
Конкуренция (от лат. сoncurrere – сталкиваться) – форма столкновения интересов субъектов рынка, их соперничества. Условия, в которых протекает рыночная борьба, называются

Все субъекты рынка имеют полную информацию о рыночных условиях
И покупателям и продавцам известны цены на продукцию, прибыли, величина спроса и предложения. 7. Неспособность конкурентной фирмы удержать экономическую прибыль в долгосрочном периоде по п

Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Кривая предложения конкурентной фирмы
В краткосрочном периоде возможно несколько равновесных предложений, в зависимости от того, какой уровень рыночной цены будет установлен. Логика такова: при повышении уровня цены, фирма ура

Оценка эффективности совершенной конкуренции
Условием долгосрочного равновесия конкурентной фирмы является равенство цены, предельных и минимальных средних издержек. Это тройное равенство определяет некоторые выводы, касающиеся эффективности

Основные черты чистой монополии. Виды монополии
Монополия (от греч. “monos” – один, единственный, “polio” – продаю) – рынок одного продавца. Чистая монополия

Экономические последствия монополии
Экономические последствия монополии можно выявить, сравнивая рынок совершенной конкуренции и рынок чистой монополии при разном соотношении издержек производства на э

Оценка эффективности чистой монополии
Оценка эффективности чистой монополии осуществляется на основе сравнения рынка чистой монополии с рынком совершенной конкуренции, исходя из условия долгосрочного равновесия на рынке совершенной

Основные черты монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и имеющих свободный вход и выход с рынка. Монопол

Равновесие монополистического конкурента в долгосрочном периоде
В долгосрочном периоде фирма монополистической конкуренции сталкивается с проблемой избыточной производственной мощностью, которая означает, что фирмы предлагают несколько меньше, чем оптимальный о

Оценка эффективности монополистической конкуренции
Оценку эффективности монополистической конкуренции делаем на основе модели долгосрочного равновесия на рынке монополистической конкуренции.

Основные признаки олигополии
Олигополия (от греч. “oligos” – несколько, “poleo” – продаю) – такая рыночная модель, в которой несколько производителей осуществляют стратегическое взаимод

Типология моделей олигополии
1. Первый подход (1838г.) – теория олигополии Курно. Это первая попытка анализа рынка олигополии и дуополии (2 производителя на рынке) при предположении, что конкуренты

Бизнес-игра двух фирм
Построим матрицу действий олигополистов. Исходы действий фирмы №1 будем фиксировать внизу слева, а фирмы №2 – вверху справа. Предположим, что максимальное число рыночных долей – 4

Модель олигополии с ломаной кривой спроса
Дано: 1. Рынок олигополии с некооперативной стратегией, т.е. фирмы действуют независимо друг от друга. 2. 3 фирмы – A, B и C. A – ведущая фирма, которая проводит активную

Показатели антимонопольной власти и антимонопольное законодательство
Рыночная монопольная власть – способность фирмы воздействовать на цену товара, изменяя продаваемое его количество в собственных интересах. Причины монопольной власти р

Спрос на ресурсы, общий подход. Предельная доходность ресурса, предельные издержки ресурса
Ранее внимание было сосредоточено на изучении экономических процессов, которые складывались между потребителями и

Модель конкурентного рынка труда
Труд принципиально отличается от всех других ресурсов производства, поэтому в рыночной экономике выделился особый рынок – рынок труда. Рынок труда в обыденном смысле представляет собой мес

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции
Монопсония на рынке труда – это ситуация, когда существует только один покупатель данного вида труда, т.е. один работодатель. Особенности рынка монопсонии:

Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы
Заработная плата – вознаграждение за труд или цена труда, признанная рынком. Принято различать номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная

Теория человеческого капитала
Капитал – любое благо, отдача от которого в виде дохода возможна только в будущем. В таком понимании употребляется: § физический капитал (капитальное благо);

Рынок капитала и его структура. Рынок капитальных благ
Капитал – любая ценность, которая может в будущем принести доход. В этом смысле под капитал попадают: основной и оборотный капитал, земля, банковский депозит, рабочая

Рынок ссудного капитала и ссудный процент. Номинальная и реальная ставки процента
Спрос на реальный капитал выступает в форме спроса на денежные средства (денежный капитал), а денежный капитал покупается (продаётся) на рынке ссудного капитала.

Дисконтирование будущих доходов. Критерий чистой дисконтированной стоимости
Дисконтирование – сопоставление текущих инвестиций (затрат) с потоком будущих доходов. Оно позволяет пересчитывать денежные потоки, полученные в разное время, и приво

Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг
Рисунок 8.4 – Хозяйственный кругооборот В экономической сис


Предпринимательская способность – важный фактор производства наряду с трудом, капиталом и землёй. Выражается в способности использовать наиболее эффективное сочетание

Земля как фактор производства. Ограниченность земли
Под землей, как фактором производства, понимаются все природные естественные факторы, которые могут быть использованы, во-вторых, сама земля как основной фактор производства

Частичное и общее равновесие. Взаимосвязи на рынках продуктов и ресурсов
Принято различать частичное и общее равновесия. Частичное равновесие – равновесие, возникающее на отдельных или нескольких тесновзаимосвязанных рынк

Эффективность обмена. Кривая потребительских возможностей
При анализе общего экономического равновесия необходимо исследовать: 1. Как достигается эффективность при обмене произведенными благами. 2. Как достигается эффе

Эффективность производства. Кривая производственных возможностей
Для анализа эффективности производства используется аналогичная модель с одной лишь разницей: происходит распределение ресурсов L и K между производител

Общественные и частные положительные и отрицательные внешние эффекты
Прежний анализ функционирования рынков основывался на допущении, что осуществление рыночных операций не оказывает влияние на кого-либо, кроме участников этих операций, а все издержки и выгоды учтен

Использование теории внешних эффектов в экономической практике
Выбор оптимальной формы интернализации внешних эффектов не может осуществляться по шаблону. Он определяется спецификой конкретной ситуации, формой внешнего эффекта и практической целесообразностью

Особенности спроса на общественные блага
Характер формирования спроса на общественные блага существенно отличается от характера формирования спроса на частные блага. Дифференциация запросов потребителей в отношении частного блага

Теория общественного выбора
1.Методология анализа общественного выбора. 2.Модель взаимодействия политиков и избирателей. Модель бюрократии. Поиск политической ренты. 3.Полит

Делятся на частные и общественные в зависимости от особенностей их потребления. Прежде всего, частным благам свойственна высокая конкурентность (избирательность) в потреблении. Это означает, что потребление таких благ одним липом не дает возможности получить выгоду от их потребления другим человеком. Если кто-то, например, носит костюм, то только он и получает удовольствие от обладания костюмом.

С другой стороны, потребление частного блага одним лицом делает невозможным его потребление другими лицами, не заплатившими за него. Это свойство частного блага называется высокой исключаемостъю из потребления.

Напротив, чистое общественное благо обладает двумя свойствами:

  • потребление такого блага одним лицом не уменьшает его полезности для другого лица (свойство неизбирательности в потреблении). Это ведет к тому, что предельные затраты получения данного блага еше одним человеком равны нулю. Например, если в городе, защищенном системой ПВО, появляется еще один житель, затраты на оборону не меняются;
  • невозможно помешать потреблению блага лицом, не заплатившим за него (свойство неисключаемости из потребления). Так, та же система ПВО не может защитить добросовестного налогоплательщика, одновременно не защищая и того, кто налогов не апатит

На деле не всякое общественное благо обладает всеми свойствами чистого общественного блага. В качестве примера можно привести кабельное телевидение. Оно отличается высокой степенью не избирательности в потреблении, поскольку подключение еще одного зрителя не уменьшает полезности программы для всех остальных. Но для него свойственна исключаемость из потребления: нельзя смотреть программы, не заплатив за них.

Перегружаемое общественное благо - это благо, полезность которою для уже существующих потребителей уменьшается с появлением новых потребителей. Последнее ведет к тому, что затраты предоставления данного блага еще одному потребителю, начиная с некоторого числа потребителей, не равны нулю (рис. 1).

Рис. 1. Чистое общественное благо и перегружаемое благо

Возьмем для примера образовательные услуги. Если лекции слушает хотя бы один человек, приходится нести затраты по оплате труда преподавателей, аренде помещения и т.д. Однако появление в аудитории второго, третьего и т.д. слушателя ничуть не увеличивает эти затраты, т.е. предельные затраты по образованию дополнительных слушателей равны нулю. Так будет продолжаться до тех пор, пока аудитория не будет заполнена полностью. После этого появление N-гo студента потребует расширения аудитории, оплаты новых преподавателей и т.д. Следовательно, предельные затраты по образованию этого дополнительного человека уже не равны нулю. Таким образом, обучение — перегружаемое общественное благо.

Производство чистого общественного блага порождает положительный внешний эффект. Если кто-то оплачивает такое благо, выгоду получает не только он, но и все остальные. Отсюда - проблема фрирайдера (зайца). Фрирайдер пытается преуменьшить полезность общественного блага для себя, соответственно и заплатить за него поменьше. Он рассчитывает, что заплатят другие, а пользоваться общественным благом он будет наравне со всеми. В результате уровень производства общественных благ в отсутствие государственного вмешательства обычно оказывается ниже эффективного уровня.

Покажем это. Отличительной чертой общественного блага является то, что отдельный потребитель не может произвольно изменять его количество, но вынужден потреблять это благо целиком вместе со всеми. Так, все жители города располагают одним и тем же числом мусороуборочных машин. Поэтому предельная социальная выгода от использования данного количества общественного блага определяется путем сложения предельных частных выгод всех потребителей: MSB = MB 1 , + МВ 2 + ... + МВ n .

На графике кривая предельной социальной выгоды (MSB) получается посредством вертикального суммирования кривых предельной частной выгоды (MB) (рис. 2).

Общественно-эффективный выпуск блага (q*) как всегда определяется пересечением кривых предельной социальной выгоды и предельных социальных затрат.

Рис. 2. Общий спрос на общественное благо и его эффективный выпуск

Предположим, что приобретение общественного блага финансируется путем добровольных взносов. Фрирайдеры, как отмечалось, пытаются внести меньшие суммы в сравнении с их частной выгодой от обладания общественным благом. В результате кривая общественного спроса на благо (D Σ) пройдет ниже кривой MSB, а значит фактический выпуск блага (q") будет меньше эффективного.

В связи с этим функции заказчика и распределителя многих общественных благ от липа всего общества берет на себя государство. В отсутствие государства у нас не было бы ни танков, ни самолетов, ни ракет. Вместо этого каждый с автоматом (частное благо) защищал бы собственную квартиру! Вышесказанное не означает, однако, что государство во всех случаях идеально выполняет свои функции.

Предложение общественных благ. Общественный выбор

Предложение общественных благ осуществляется через политические институты. В демократической системе избиратели большинством голосов решают, сколько единиц того или иного общественного блага следует иметь.

Предположим, решается вопрос о численности городской милиции. Известно, что предельные затраты на одного милиционера постоянны и составляют 500 ден. ед. Голосуют пять избирателей. Финансирование милиции осуществляется за счет налогов. Для этого с каждого избирателя придется собрать 100 ден. ед. налога (t ) за каждого милиционера. Имеются данные о предельной выгоде от услуг милиционеров для каждого избирателя.

Изобразим на рисунке функции предельных выгод всех отдельных избирателей, а также функцию предельных общественных выгод от услуг милиции. Поскольку предельные затраты на содержание каждого милиционера постоянны, функция предложения услуг милиции — горизонтальная линия (рис. 3).

Рис. 3. Определение количества общественного блага путем голосования

За то, чтобы иметь одного милиционера, проголосуют все. С этим согласится даже Сидор, для которого выгода от первого милиционера (100 ден. ед.) равна сумме налога на его содержание. Сидор будет, однако, против приглашения второго милиционера, поскольку его предельная выгода от этого (80 ден. ед.) окажется меньше налога (100 ден. ед.). Тем не менее остальные четверо избирателей проголосуют «за», и предложение пройдет. Это невыгодно для Сидора, так как ему придется подчиниться большинству и заплатить за второго милиционера, хотя он этого и не хочет. Рассуждая аналогичным образом, приходим к выводу, что за третьего милиционера проголосуют трое избирателей, а двое (Сидор и Трифон) будут против. Предложение проходит по правилу большинства. Однако от услуг четвертого или тем более пятого милиционера общество откажется, ибо большинство избирателей проголосует против.

Итак, голосование по правилу большинства обеспечивает эффективное количество общественного блага, так как при наличии трех милиционеров равенство предельной социальной выгоды предельным социальным издержкам (MSB = MSC) соблюдено. Но при этом только Кузьма получил ровно такое число милиционеров, которое хотел (МВ 3 = t). Напротив, Сидор и Трифон предпочли бы иметь меньшее, а Федот и Фекла — большее число милиционеров по сравнению с тем, что они получили по большинству голосов. Голосование отражает, следовательно, позицию среднего избирателя, отбрасывая крайности.

При принятии решения большинством голосов возможна ситуация, когда общество не сможет определить свои предпочтения. Это бывает, если предпочтения отдельных людей транзитивны, а общества в целом — нет. Тогда возникает «парадокс голосования».

Общественные блага

Андрей ставит на первое место школу, на второе — парк, на третье — кафе. У Бориса и Виктора свои предпочтения, а выбрать надо что-то одно.

Попробуем организовать голосование иначе. Выбираем между школой и парком. Школа получает два голоса (Андрея и Виктора), парк — один. Школа оказалась лучше парка. Выбираем между школой и кафе. Кафе получает голоса Бориса и Виктора, а школа — только голос Андрея. Кафе оказалось лучше школы. Выбираем между парком и кафе и видим, что парк лучше кафе. Круг замкнулся, и окончательное решение не может быть принято.

Если интересы ряда субъектов совпадают, они могут объединиться в группу. Деятельность, направленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы, называется лоббизмом. В парламенте России действуют военно-промышленное, сырьевое, аграрное и другие лобби.

Группа лоббистов, действуя сплоченно, может добиться выгодных для меньшинства решений, если ее противники разобщены, а выгода каждого из них меньше затрат, необходимых для отстаивания своих позиций.

Вероятность решений в интересах меньшинства повышается, когда разные группы с особыми интересами объединяются на основе взаимной поддержки или логроллинга: одна группа голосует за решение, выгодное другой группе, а та, в свою очередь, поддерживает другое решение в интересах первой группы.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что сам факт государственного вмешательства в экономику еще не гарантирует преодоления недостатков рыночной деятельности и эффективною размещения ресурсов. С ролью государства приходится мириться в тех случаях, когда рынок определенно не справляется с некоторыми экономическими функциями. Однако и государственная деятельность может служить источником экономической неэффективности. Поэтому, принимая решения об осуществлении экономической деятельности частными либо государственными институтами, следует сопоставлять достоинства и недостатки рыночного и государственного механизмов.

Значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

В обобщенном смысле блага — это определенная совокупность средств, которые позволяют как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:

  • общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
  • индивидуальные (частные блага), отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.

Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.

Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным , его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование . Общественными благами являются и работа служб , ликвидации . Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны — они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство — государственный аппарат.

Отличительные черты и классификация общественных благ

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

  1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ , обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
  2. неделимостью блага , обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
  3. нерыночным характером стоимости блага , связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и . Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
  4. тотальным и неисключаемым характером блага , связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население — нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
  • общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
  • местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
  • исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
  • неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство .

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. — это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

Специфика потребления общественных благ

Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.

На основании территориальных границ выделяют следующие общественные блага:

  1. Международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности.
  2. Национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти.
  3. Местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.

Все три уровня производства, распределения и потребления общественных благ имеют большое значение для нормального функционирования национальной экономики. В процессе ее функционирования все они активно взаимодействуют между собой.

Беря на себя производство общественных благ, государство тем самым решает важнейшую проблему их потребления — интегративность . Она состоит в том, что издержки, необходимые для взимания платы за использование большинства благ, превышают издержки на их производство. Например, невозможно себе представить, что было бы целесообразно брать плату за пользование уличным освещением. Одновременно с этим для производства благ необходимы финансовые средства. Государство с помощью может эффективно взимать плату за использование благ.

Одной из важнейших особенностей потребления общественных благ является сложность осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а также количественными объемами его производства. Обычно для этого используются , в которых отражается качество и объемы общественных благ.

Одной из важнейших проблем потребления общественных благ является нежелание населения оплачивать их. Это является существенным препятствием в повышении качества общественных благ, а поэтому реальный спрос на благо занижается. Это обусловлено тем, что при большом количестве потребителей общественного блага доля в его использовании отдельного индивидуума незначительна, а поэтому он стремится уклониться от затрат, необходимых для производства благ. При уменьшении количества населения, использующего блага, можно эффективно рассчитать долю участия каждого человека в пользовании благом и возложить на него соответствующее бремя по его производству.

Другой особенностью потребления общественных благ является уравнение. Вне зависимости от вклада каждого конкретного человека в производство общественного блага он получает равное со всеми его количество.

Производство общественных благ

Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства общественных благ.

В отличие от частного блага общественное благо неделимо , не может быть продано по частям, и все пользователи потребляют одинаковое количество блага. Следовательно, невозможно определить цену на отдельные единицы общественного блага. Невозможность определения цены на определенные единицы общественного блага обусловливает наличие особенностей определения на общественное благо. в данном случае не является величиной переменной. Поэтому совокупный спрос на общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Потребители должны потребить весь объем произведенного блага целиком. Совокупный спрос на частное благо получается путем сложения индивидуальных спросов , а совокупный спрос на общественное благо определяется путем суммирования индивидуальных предельных выгод, получаемых от имеющегося наличного объема блага. Кривая совокупного спроса на частное благо формируется путем суммирования индивидуальных кривых спроса вдоль горизонтальной оси (рис. 14.7), а кривая совокупного спроса на общественное благо — путем сложения индивидуальных кривых спроса по вертикали (рис. 14.8).

Специфика общественных благ заключается в том, что их потребление всегда сопровождается положительными эффектами для всех. Поэтому общество заинтересованно в обеспечении подобными благами всех потребителей. Следовательно, проблема общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства . Решение проблемы обусловлено применением общего принципа: благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды, выраженные суммой предельных выгод всех потребителей, уравниваются с предельными общественными издержками его производства.

Утилитаристская;
роулсианская;
изоэластичная.
Утилитаристская функция общественного благосостояния предполагает, что общественное благосостояние выступает как сумма благосостоянии (общих полезностей) членов общества, индивидуумов:
W = U 1 + U 2 + ... + U i .
Утилитаризм – философское, этическое учение, согласно которому все явления должны оцениваться с точки зрения их пользы. Высшей целью в соответствии с утилитаризмом является достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Утилитаристская функция общественного благосостояния фактически отстраняется от проблемы неравенства.
Роулсианасая функция общественного благосостояния предполагает заинтересованность общества в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества.
Эта функция общественного благосостояния названа по имени современного американского философа-неомарксиста Дж. Роулса. Мерой общественного благосостояния признается наименьшее из значений функций индивидуальной полезности:
W = min{U 1 , U 2 , ..., U i }.
Роулсианской функции общественного благосостояния соответствуют эгалитарные (уравнительные) тенденции в политике государства, в частности стремление к выравниванию доходов. Вместе с тем этот подход не предполагает полного равенства, так как при этом исчезли бы стимулы к труду. Роулсианская концепция, так же как и другие подходы к проблеме неравенства, предполагает определенный баланс между равенством и эффективностью.
Изоэластичная функция общественного благосостояния исходит из того, что общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства, измеряемой коэффициентом е:
W = S i U i 1- e / (1 – e ).
Чем больше коэффициент е, тем выше степень неприятия неравенства. Если е = 0, то мы имеем дело с утилитаризмом, а если е = ∞, то это роулсианская функция общественного благосостояния. Между этими двумя крайностями находятся промежуточные уровни неприятия неравенства.
Все рассмотренные функции общественного благосостояния принимают принцип Парето, но между ними нет единого понимания того, что такое справедливость. Далее мы будем так или иначе касаться проблемы выбора между эффективностью и справедливостью. Трудно ожидать, что мы сможем окончательно решить, что хорошо и что плохо, обсуждая этическую сторону той или иной экономической политики правительства. Вместе с тем мы должны попытаться научиться понимать, где грань между подходом с позиций эффективности и подходом с позиций нравственности при выработке предложений по экономической политике.

Вопросы для повторения и задания

1. Вспомните понятие общего конкурентного равновесия и условия этого равновесия.
2. Дайте определения Парето-улучшения и Парето-эффективности.
3. При каких условиях невозможны Парето-улучшения?
4. В чем заключаются условия эффективности обмена, эффективности производства и эффективности размещения ресурсов?
5. Объясните смысл первой фундаментальной теоремы экономики общественного благосостояния.
6. Объясните смысл второй фундаментальной теоремы экономики общественного благосостояния.
7. Как вы понимаете справедливость? В каком смысле главным образом трактуется справедливость в экономике?
8. В каких ситуациях большая справедливость может быть эффективна?
9. Что представляет собой функция общественного выбора? Каким критериям должна отвечать эта функция?
10. Объясните смысл теоремы о невозможности.
11. Какие типы функции общественного благосостояния вы знаете?
12. Покажите различия между утилитаристской, роулсианской и изоэластичной функциями общественного благосостояния.
13. Первая теорема благосостояния утверждает, что:
а) общее конкурентное равновесие является Парето-эффективным;
б) если потребители и производители руководствуются своими предпочтениями, нет возрастающей отдачи, то оптимальным по Парето состоянием экономики является конкурентное равновесие любого начального распределения ресурсов;
в) в экономике производится то, что хотят члены общества;
г) все имеющиеся ранее возможности Парето-улучшений уже реализованы, новые Парето-улучшения невозможны.
14. Роулсианская функция общественного благосостояния отличается от других типов функций тем, что в соответствии с этой функцией:
а) общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства, измеряемой коэффициентом e;
б) общественное благосостояние выступает как сумма благосо-стояний (общих полезностей) членов общества, индивидуумов;
в) предполагается заинтересованность общества в максимизации функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества;
г) благосостояние общества в целом зависит от благосостояния (общей полезности) индивидуумов.
Выберите правильный вариант ответа.

Глава 3
Общественные блага

3.1. Понятие общественных благ и их свойства.
3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ.
3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ.
3.4. Государственный сектор и производство общественных благ.

В предыдущей главе были рассмотрены теоретические аргументы в пользу государственного вмешательства в действие рыночной экономики. Это были аргументы с позиций экономической эффективности и с позиций социальной справедливости, т. е. как экономические, так и неэкономические аргументы. Естественно, что в экономической теории большее внимание уделяется экономическим аргументам. Они связаны с концепцией сбоев рынка, среди которых важнейшими являются проблемы общественных благ, внешних эффектов, асимметричной информации. Более подробному анализу провалов рынка и механизму государственного вмешательства в связи с этими провалами посвящены главы 3–5 настоящего учебника.
В табл. 3.1 приведены сбои рынка с позиций экономической эффективности и основные пути корректировки этих сбоев в рамках государственного вмешательства в экономику.

3.1. Понятие общественных благ и их свойства

В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д.
Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении.

Таблица 3.1
Сбои рынка и направления государственного вмешательства в экономику


Общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям и которые обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении.
Чистыми общественными благами называются блага, которым в высокой степени присущи свойства неисключаемости и несоперничества.
Если одно из этих свойств проявляется лишь в ограниченной степени, тогда данное благо называется смешанным общественным благом.
Чистые общественные блага встречаются редко, многие блага обладают свойствами неисключаемости и несоперничества лишь в определенной степени. Примером чистого общественного блага может служить национальная оборона. Концерт, исполняемый в зале, является смешанным общественным благом. Большинство общественных благ выступают как смешанные общественные блага.
Свойства неисключаемости, несоперничества в потреблении общественных благ и создают трудности для обеспечения и производства этих благ частным сектором. Поэтому производство общественных благ обеспечивается главным образом государством. Важнейшей проблемой при этом является то, как при отсутствии рыночного спроса государство определяет объем производства общественных благ.
Неисключаемость блага предполагает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага, т. е. невозможно запретить потребление блага другими лицами. Если имеется уличное освещение, то все, кто идет по улице, пользуются светом фонарей. Если существует система национальной обороны, то она защищает всех жителей страны.
Неисключаемость блага означает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то невозможно запретить потребление блага другими лицами.
Несоперничество в потреблении блага означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами. Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. С точки зрения издержек предоставления блага индивидуальному потребителю несоперничество в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю (MC U = 0). Тот же пример с уличным освещением показывает, что, сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.
Несоперничество в потреблении блага состоит в том, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами, предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителюравны нулю (MC U = 0).
В действительности для большинства смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге.
Таким образом, переполнение означает, что при большом количестве потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага.
При этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля (MC U > 0).
При характеристике общественных благ необходимо иметь в виду, что не все блага, предоставляемые государством, являются общественными благами. Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агентства по спорту, являются частными благами. С другой стороны, нужно также иметь в виду, что некоторые общественные блага поставляются частным сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемым любителям купания на частном пляже.
Особенности общественных благ проявляются при формировании спроса на общественные блага, а также при определении условий равновесного объема производства общественных благ. При определении условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое их свойство, как несоперничество.
В отличие от общественных благ частные блага, наоборот, обладают свойством соперничества в потреблении. Чем выше спрос на частное благо, тем больше должно быть их производство. Предположим, что ценность блага определяется каждым потребителем как предельная польза блага (МВ). Ценность, приписываемая отдельными потребителями какому-то частному благу (потребителем А и потребителем В), будет представлена кривыми предельной пользы МВ А и МВ В, которые являются аналогом кривых индивидуального спроса. Q A и Q B – это величины спроса на частное благо, предъявляемого потребителями А и В.
Общая величина ценности частного блага (совокупная полезность), определяемая всеми потребителями, на графике представлена горизонтальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВ А и МВ В (рис. 3.1).
Так как частное благо обладает свойством соперничества, то каждая единица блага будет потреблена одним человеком. Предельная польза дополнительной единицы блага представляет собой наибольшее его желание платить за единицу блага. Когда произведена первая единица блага, потребитель В обладает наибольшим желанием платить, предельная польза первой единицы блага равна 10.


Рис. 3.1 . Совокупная полезность частного блага

В отличие от частных благ общественные блага обладают свойством несоперничества. Разный объем потребления общественного блага осуществляется при одном и том же его количестве. При производстве какого-то количества общественного блага пользу получают все потребители.
Поэтому в случае с общественным благом совокупная ценность общественного блага определяется вертикальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВ А и МВ В (рис. 3.2).
Так как общественное благо обладает свойством несоперничества, то каждая единица произведенного блага в нашем примере будет потреблена обоими потребителями А и В. Общая предельная польза каждого потребителя на рис. 3.2 представлена линиями МВ А и МВ В . В этом случае предельная польза первой единицы общественного блага равна 5 для потребителя А, а для потребителя В она равна 10. Таким образом, совокупная предельная польза первой единицы общественного блага, другими словами – общая готовность платить, равна 15. Если произведено 7,5 единицы общественного блага, то только потребитель В готов платить. В этом случае общая предельная польза, общая готовность платить, будет представлена предельными оценками потребителя В (МВ В ). В целом совокупная ценность общественного блага на рис. 3.2 представлена ломаной линией МВ = МВ А + МВ В .


Рис. 3.2. Совокупная ценность общественного блага

Каков же оптимальный объем производства общественного блага?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить из курса микроэкономики предельное условие определения оптимального объема производства частного блага.
В модели частичного равновесия оптимальный (эффективный) объем производства частного блага имеет место тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC) .
Для нашего примера это означает равенство предельной пользы отдельного потребителя предельным издержкам производителя (МВ = МС) .
Но общественное благо предполагает несоперничество в потреблении, поэтому совокупная предельная польза общественного блага должна быть равной сумме предельной пользы всех, кто потребляет это благо. В свою очередь, условием определения оптимального объема производства общественного блага выступает равенство совокупной предельной пользы блага его предельным издержкам.
Как мы видим на рис. 3.3, совокупная предельная польза общественного блага, или общая готовность платить за него, представлена вертикальным суммированием индивидуальной предельной пользы всех потребителей общественного блага (линия МВ ). Предельные издержки представлены линией МС. Пересечение линий МВ и МС представляет собой равенство общей суммы предельной пользы и предельных издержек. Объем производства общественного блага Q E будет оптимальным для данного блага.
Таким образом, оптимальный объем производства общественного блага Q E имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага: МВ = МС.


Рис. 3.3. Оптимальный объем производства общественного блага

3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ

Почему же рыночный механизм не срабатывает в случае с общественными благами? Как правило, общественные блага, доступные к потреблению многими людьми, требуют больших затрат на их производство. И если каждый из потребителей недостаточно высоко оценивает пользу от потребления блага, а значит, не готов возмещать все затраты на его производство, то рынок не срабатывает, имеет место сбой рынка.
На рис. 3.4 видно, что и потребитель А, и потребитель В в отдельности невысоко оценивают пользу от общественного блага, они не готовы платить за него. Если нет платежеспособного спроса на общественное благо, то оно не производится. Рынок в данном случае неэффективен.
До сих пор причины сбоя рынка в отношении производства общественных благ мы рассматривали, опираясь на такое их свойство, как несоперничество в потреблении. Обратимся к другому свойству общественных благ – неисключаемости. Неисключаемость блага была определена выше как невозможность либо по техническим причинам, либо по причине дороговизны исключить других лиц из сферы потребления общественного блага, т. е. невозможность запретить потребление блага другими лицами. В связи с анализом неисключаемости возникает проблема безбилетника (фрирайдера).


Рис. 3.4. Сбой рынка в производстве общественного блага

Проблема безбилетника (фрирайдера) – это проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него.
В потреблении общественного блага участвует множество людей. При этом у каждого возникает стимул не платить за предоставляемое благо, каждый надеется «проехать без билета». Представим, что каждый считает: его возможная плата за благо мала по сравнению с общей стоимостью общественного блага, и его решение платить или не платить не повлияет на коллективное решение. Нет смысла платить. Кроме того, каждый надеется, что благо все равно будет произведено, если многие, но не он, заплатят. Если все потребители общественного блага рассуждают таким образом, то никто из них не будет платить и общественное благо не будет произведено.
Проблема безбилетника представляет собой пример так называемой дилеммы заключенного.
Дилемма заключенного является теоретико-игровой моделью, смысл которой состоит в том, что поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности.
Модель была названа дилеммой заключенного, так как первоначально она базировалась на примере двух заключенных, перед которыми стоит проблема признаваться или не признаваться в совершенном преступлении, причем решение они принимают независимо друг от друга.
В нашем случае каждый потребитель стоит перед выбором – платить или не платить за потребление, а, значит, и за производство общественного блага. В табл. 3.2 представлены два потребителя А и В, варианты платить и не платить, их различные сочетания. Числа означают выигрыш или пользу со знаком (+), потери со знаком (-) для потребителей при принятии того или иного решения. Предположим, что польза от общественного блага для каждого из них равна 8 единицам, а общие затраты на производство блага равны 10.

Таблица 3.2
Дилемма заключенного в случае с общественным благом

Рассмотрим разные варианты принятия решений потребителями общественного блага. Если оба потребителя решили платить (левая верхняя клетка таблицы), то они делят издержки производства блага между собой, поэтому выигрыш каждого равен +3 единицам (10: 2 = 5; 8–5 = 3).
В том случае, когда платит один, он несет на себе все затраты по производству блага, а другой является «безбилетником». Например, если платит потребитель А (правая верхняя клетка таблицы), то он теряет -2, а потребитель В имеет выигрыш +8 единиц. Если платит потребитель В, то он теряет -2, а потребитель А выигрывает +8.
Если никто не платит (правая нижняя клетка таблицы), то благо не производится, результат для каждого равен нулю.
Выбор каждого с учетом возможных выигрыша и потерь – не платить. Например, если потребитель В платит, то в результате он имеет либо выигрыш +3, либо проигрыш -2. Если же он не платит, то он либо выигрывает +8, либо остается без выигрыша, но и без проигрыша.
В конечном итоге общественное благо не производится, поскольку каждый в отдельности решил не платить за его потребление. Каждый рассуждал рационально, но коллективный выбор нерационален. Из табл. 3.2 видно, что если бы каждый заплатил, то общий результат был бы выше (+6), чем в случае с отказом платить, где общий результат равен нулю.

3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ

Сбой рынка в производстве общественных благ происходит в результате:
отсутствия платежеспособного спроса на общественное благо;
а также нерациональности коллективного выбора (проблема безбилетника).
В случае с общественными благами рынок не принимает эффективного решения. Возникает необходимость государственного вмешательства с целью корректировки рыночного сбоя. В целом необходимость этого вмешательства объясняется с позиций экономической эффективности. Государство тем или иным способом обеспечивает производство оптимального объема общественных благ.
Вместе с тем в некоторых случаях производство общественных благ обеспечивается негосударственным сектором. Это происходит тогда:
во-первых, когда предпосылка о поведении потребителя как «безбилетника» не срабатывает;
во-вторых, когда речь идет о клубных благах;
в-третьих, когда имеются дополняющие частные блага.
Существуют случаи, когда предпосылка о рациональном поведении потребителя общественных благ как «безбилетника» является неверной. В частности, это относится к поведению людей в небольших коллективах, небольших населенных пунктах. В небольших коммунах люди в большей степени склонны к честному поведению, для них в меньшей степени характерна психология фрирайдера. Они чувствуют себя частью общества, их поведение на виду у всех членов коллектива, оно «контролируется» обществом в разных формах. Жители небольших городов в большей степени чувствуют поощрение со стороны общества за нравственное поведение и осуждение за безнравственные поступки.
Примером такого общественного блага, производство которого не требует государственного вмешательства, может служить организация общественной охраны в небольшом населенном пункте, например в деревне. От общественной охраны выигрывают все жители. Данное благо обладает свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении, оно является общественным благом. При организации общественной охраны всем видно, кто не участвует лично в этом мероприятии или не участвует в финансовой форме, т. е. кто является «безбилетником».
В целом у жителей деревни нет стремления к фрирайдерству или оно незначительное в силу различных причин.
У них может преобладать чувство особой общности, необходимости держаться вместе, чувство социальной ответственности.
Они могут чувствовать вину, если подведут коллектив, могут просто стыдиться того, что кто-то может узнать об их «безбилетном» поведении.
Затраты на производство данного общественного блага не столь велики.
Возможно, что их поведение будет другим, если речь пойдет о каком-то дорогостоящем проекте, требующем значительного вклада каждого, например о строительстве хорошего стадиона в деревне.
Случай с клубными благами также представляет собой решение проблемы производства общественных благ без вмешательства государства.
Клубное благо – это смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом потребители делят между собой как выгоды, так и издержки.
Клубное решение проблемы производства общественного блага возможно только в том случае, если данное благо в какой-то степени обладает свойством исключаемости в потреблении.
Исключение из потребления, его ограничение, могут быть достигнуты установлением цены за пользование благом. Для этого организуются «клубы», производящие общественное благо и решающие проблему «безбилетника». Например, в случае с плавательным бассейном пользование им ограничивается теми, кто платит. По мере увеличения числа желающих пользоваться услугами плавательного бассейна возникает проблема переполнения, которая решается либо путем повышения платы, либо путем расширения бассейна. Объемы производства этого общественного блага в любом случае будут определяться условием равенства предельной выгоды предельным издержкам.
Частная фирма также сможет обеспечить производство общественного блага, если общественное благо производится в комплексе с дополняющим его частным благом. В этом случае фирма продает за определенную цену дополняющее частное благо, которое исключает из потребления этого блага других людей, и вместе с этим получает средства для субсидирования производства общественного блага, которое обладает свойством неисключаемости. Например, какая-то частная фирма поставляет шезлонги для загорания на пляже. Пляж – общественное благо, пользование которым доступно всем (свойство неисключаемости), а шезлонги – частное благо, пользование которым доступно одному индивиду (свойство исключаемости). Доход, который фирма получает за пользование шезлонгами, может быть направлен на поддержание чистоты и порядка на пляже. Тем самым обеспечение общественного блага становится возможным и частному предприятию благодаря дополняющему его частному благу.

Очевидно, что конкурентные и одновременно исключаемые блага обладают свойствами, делающими их максимально приспособленными для обращения в рыночном кругообороте. Именно поэтому подобные блага называют частными. Потребление данного частного блага каким-либо экономическим субъектом делает практически невозможным для всех остальных субъектов потребление этого же блага в том же отношении без разрешения его владельца. Более конкретный и подробный анализ мог бы выявить не только два полюса в наличии свойства конкурентности - 100% и 0%, - но и весь спектр промежуточных значений - от полной (или стопроцентной) конкурентности через высокую (преобладающую) конкурентность в сочетании с некоторой неконкурентностью до низкой конкурентности с соответствующей высокой неконкурентностью и, наконец, полной неконкурентности различных конкретных благ. Но в данном случае достаточно провести границу между благами с высокой и низкой конкурентностью.

К частным благам мы можем отнести блага с высокой конкурентностью в потреблении, достаточной для того, чтобы сосредоточить в руках потребляющего их субъекта основную часть из набора полезных свойств подобного блага. Аналогичным образом можно поступить и со второй их рассматриваемой характеристикой. Здесь черту можно провести между высокой и низкой исключаемостью в потреблении. Частными при этом будут считаться блага с высокой исключаемостью, достаточной для того, чтобы воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам, не являющимся владельцами данного блага, участвовать в его потреблении. Точнее будет сказать, что воспретить остальным лицам потреблять частное благо можно с достаточно низкими издержками, и чем выше исключаемость блага, тем ниже - разумеется, при прочих равных условиях - уровень подобных издержек запрета.

Таким образом, можно обобщить все свойства частных благ:

1. Частные блага приобретаются в индивидуальном порядке, в соответствии со вкусами и спросом конкретных потребителей (избирательное свойство).

2. Все частные блага представлены отдельными товарными единицами. Потребление одной единицы частного блага каким-то потребителем делает невозможным потребление для другого потребителя в отношении этой единицы блага (делимость).

3. Любое частное благо имеет цену. Даже самая низкая цена делает невозможным потребление для какой-то части потенциальных потребителей, т.е. цена исключает благо из потребления каких-то лиц (исключительность).

4. Любая цена должна окупать затраты на производство блага (окупаемость затрат).

Понятие чистого частного блага

Чистое частное благо - это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё.

Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие.

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке.

Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта.

Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление частных благ. Однако эта система совершенно непригодна для производства чистых общественных благ.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные