Материальный поток в логистике: обзор, характеристики, виды и схемы. Понятие потока - Логистика: Теория и методология

Понятие логистического потока

Определение 1

Логистический поток является ключевым объектом исследования логистики и представляет собой направленное движение товарно-материальных ценностей, а также финансовых, информационных и других видов ресурсов в определенной экономической системе.

Основным логистическим потоком является материальный поток, ему сопутствуют или соответствуют информационные и финансовые потоки, а также потоки услуг.

Все логистический потоки по отношению к анализируемой логистической системе классифицируют на внутренние и внешние. Внутренние потоки циркулируют в границах логистической системы, к ним относится, например, потоки незавершенного производства (материальный поток), приказы и распоряжения (информационный поток), потоки оплаты труда (финансовый поток).

Внешние потоки могут быть входящими и выходящими. Входящие материальные потоки обусловлены закупкой сырья и материалов, выходящие – продажей готовой продукции. Входящие информационные потоки – это, например, документы, сопровождающие поставку на предприятие. Пример выходящего информационного потока в логистике - заявка предприятия на пополнение запаса, адресованная поставщику. Входящие финансовые потоки обусловлены поступлением финансовых средств на счета предприятия, выходящие – расчетами с поставщиками и подрядчиками.

Материальные потоки в логистике

Определение 2

Материальный поток (МП) – основной вид потока в логистике, представляет собой находящиеся в состоянии движения товарно-материальный ценности (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция), к которым применяются логистические операции, обусловленные физическим перемещением в пространстве и времени от поставщика потребителю.

Параметрами материального потока являются:

  • габаритные и весовые параметры,
  • плотность,
  • номенклатура,
  • ассортимент,
  • условия контрактов транспортировки и купли-продажи,
  • стоимостные характеристики перемещаемого товара
  • и другие.

Формами существования материального потока являются грузовой поток и транспортный поток. Грузовой поток образован совокупностью грузов на транспортном средстве, находящихся в процессе перемещения из пункта погрузки к пункту выгрузки.

Определение 3

Транспортный поток – совокупность перемещающихся на заданном маршруте транспортных средств. Разновидностями транспортного потока являются автомобилепотоки, вагонопотоки, контейнеропотоки и т.п. Транспортный поток в отличии от прочих форм может быть груженым и порожним.

Информационные потоки в логистике

Определение 4

Информационный поток (ИП)- поток сообщений в речевой, бумажной или электронной формах, предназначенный для реализации управляющих функций в логистической системе и обусловленный конкретным материальным потоком.

Управление информационным потоком осуществляется путем: изменения направления потока; ограничения скорости передачи информационного потока до соответствующей скорости приема; ограничения объема информационного потока до величины пропускной способности отдельного участка пути или узла. Финансовые потоки в логистике

Финансовый поток (ФП) – поток финансовых средств, необходимых для обеспечения движения материального потока, циркулирующих внутри логистической системы и между логистической системой и внешней средой.

Финансовый поток в логистике характеризуется следующими свойствами:

  1. направленность движения потока от источника потребителю финансовых ресурсов;
  2. обусловленность перемещением конкретного физического (материального, грузового или транспортного) или информационного потока;
  3. измеримость, то есть финансовый поток измеряется конкретными количественными показателями.

Основной целью управления финансовыми потоками в логистике является обеспечение движения материального потока финансовыми ресурсами в нужные сроки, в необходимых объемах, с использованием наиболее эффективных финансовых источников.

Материальный поток - базовый объект исследования, управления и оптимизации в логистике. Он представляет собой движение товароматериальных ценностей как внутри предприятия, так и за его пределами.

Логистика материальных потоков - способ организации и управления процессом на любой стадии производства продукции с целью обеспечения максимальной прибыли.

Виды логистических материальных потоков

Есть несколько классификаций такого оборота ценных товаров. Первая характеризуется отношением к логистической системе. Она включает в себя три вида потока:

  • входной;
  • выходной;
  • внутренний;
  • внешний.

Первый представляет собой поток, который поступил в логистическую систему из внешней среды. Он определяется по такой формуле: сумма величин материальных потоков, разделенная на операции по разгрузке.

Выходной материальный поток, наоборот, поступает во внешнюю среду от предприятия. Чтобы определить его показатель, необходимо сложить количество товаров, отгруженных по точкам реализации и на оптовые склады.

Внутренний поток образуется в результате выполнения определенных операций с отгрузкой внутри производственной организации или логистической системы. Внешний материальный поток имеет отношение к деятельности организации, а также к точкам реализации продукции или дочерним отделениям.

Классификация материального потока по номенклатуре и ассортименту

Эта характеристика важна для предприятий с любым ассортиментом продукции. Материальный поток может быть однопродуктовым и многопродуктовым. Первый тип относят к продукции одного вида, второй - к большому разнообразию товаров.

По ассортименту потоки классифицирует как одноассортиментные и многоассортиментные. Они отличаются между собой количеством поступающей или отгружаемой продукции.

Классификация материальных потоков по физико-химическим свойствам

Навалочные грузы представляют собой грузы минерального или горного происхождения. К ним относят песок, руду, уголь, природные агломераты и многое другое.

Насыпные грузы - продукция, которая транспортируется без тары. Это зерно и крупы, а также другие подобные товары.

Наливные грузы транспортируются в цистернах, наливных судах. Процесс отгрузки и перевозки невозможен без специальных технических средств.

Тарно-штучные грузы - продукция имеет разные физико-химические свойства и параметры. Ее транспортируют в контейнерах, мешках, ящиках, без тары.

Другие классификации материальных потоков

Разнообразие классификаторов движения товароматериальных ценностей помогает правильно вести бухгалтерский учет.

Материальные логистические потоки разделяют по таким критериям:

  • По количественному признаку. Массовый - появляется при отгрузке большой партии продукции. Мелкий - отгрузка небольших партий товаров с минимальной загрузкой транспортного средства. Крупный - отгрузка товаров осуществляется несколькими вагонами или машинами. Средний - грузы, которые поступают от транспортировки небольшими автомобилями или одиночными вагонами.
  • По удельному весу. Легковесные потоки не дают возможности полностью использовать грузоподъемность транспортного средства. При тяжеловесных в перевозке задействована допустимая грузоподъемность автомобиля.
  • По степени совместимости. Учитывается совместимость и несовместимость грузов при транспортировке, обработке и хранении.

Правильная организация материальных потоков основывается на последней классификации. Приведем пример. Необходимо доставить молочную продукцию со склада к торговым точкам. Вместе с ней будут отгружаться кондитерские изделия. Условия и срок хранения у таких продуктов разный. Значит, их нельзя загружать в одно транспортное средство.

материальных потоков

Есть несколько факторов, которые влияют на правильное планирование отгрузок товаров. Материальному потоку любого типа соответствует информационный.

Система управления материальными потоками строится на таких базовых принципах: общелогистических и специфических. Они, в свою очередь, классифицируются следующим образом:

  1. Системный подход - используют при рассмотрении элементов системы логистики. Целью является оптимизировать материальный поток и получить максимальную прибыль.
  2. Принцип общих затрат - ведение учета материальных и информационных потоков. Задачей является выявить издержки управления логистической системой.
  3. Принцип глобальной оптимизации - оптимизация и управление материальными потоками в результате согласования локальных цепей.
  4. Принцип теории компромиссов для перераспределения затрат - правильная организация между всеми элементами системы.
  5. Принцип комплексности. Используют с целью создания и оптимизации
  6. координации и интеграции. Это достижение нормального функционирования между всеми участниками системы логистики на производственном предприятии.
  7. Принцип всеобщего управления качеством. Он обеспечивает надежность и стабильность работы каждого элемента логистической системы.
  8. Принцип моделирования используют для создания, анализа, организации логистических процессов в различных цепях системы.
  9. Принцип устойчивости и адаптивности. Система логистики должна функционировать стабильно. Изучив влияние негативных факторов, можно наладить логистику на любом предприятии.
  10. Принцип целостности - обеспечение информационного сотрудничества между всеми звеньями системы.

Система материальных потоков базируется на этих десяти принципах. Чтобы обеспечить ее нормальную работу, необходимо использовать другие показатели и характеристики логистической системы.

Управление материальными потоками

Стабильная работа производственного предприятия невозможна без хорошо налаженной логистики. Существует два метода управления материальными потоками: толкающая и текущая системы.

Первый способ предполагает, что изготовление продукции начинается, осуществляется и заканчивается на одних и тех же этапах производственной линии в зависимости от логистической системы. Каждое действие согласовано. Передача товаров происходит по команде от определенного центра управления. Участок имеет определенный план и показатели производства. Все элементы системы функционируют отдельно, но взаимосвязаны между собой.

Текущая система характеризуется тем, что все средства (сырье, материалы, готовая продукция и другое) поступают на участок по мере необходимости. В этой системе нет централизованного управления. Она способствует значительному сокращению производственных запасов, так как движение материальных потоков проходит всего по нескольким элементам логистической системы.

Пример толкающей системы логистических материальных потоков

Так выглядит приблизительная схема движения: производство - упаковка - отгрузка.

Как правило, на производственном предприятии значительных масштабов процесс материального потока включает в себя более 10 элементов:

  • цех по заготовке сырья;
  • цех по его обработке;
  • производственные цеха различного вида;
  • контролирующий орган;
  • управленческий цех;
  • упаковочное звено и так далее.

Все зависит от вида изготавливаемой продукции, а также ее характеристик.

потоковый анализ

Логистический принцип – потоковый анализ.

Основной объект исследования и управления в логис­тике - материальный поток. В 90-е годы в сферу логистики попали не только информационные и финансовые потоки, сопутствующие материальному, но и поток услуг, т.е. сервисный поток.

Согласно узкому подходу логистика определяется как управление товародви­жением - всеми физическими операциями по доставке товаров от поставщика.

В рамках более широкого подхода подчеркивается многоаспектность понятия "логистика". Управленческий аспект логистики - планирова­ние, управление и контроль потоков. Экономический аспект - деятельность с целью получения с наименьши­ми затратами необходимого количества продукции в установ­ленное время, в установленном месте. В соответствии с оперативно-финансовым аспектом трак­товка логистики дается исходя из времени расчета партнеров.

Виды и характеристика логистических потоков

Основные потоки – материальный, информационный, финансовый.

Материальный поток- продукция, рассматриваемая в про­цессе приложения к ней различных логистических опера­ций и отнесенная к временному интервалу:

1)материальные ресурсы (предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие, отходы производства);

2) незавершенное производство (продукция, не за­конченная в пределах данного предприятия);

3) готовая продукция (сданная на склад готовой продукции или отгруженная покупателю).

Классификация материальных потоков:

По номенклатуре -однопродуктовые и многопродуктовые;

По количественному признаку – массовые, крупные, средние и мелкие. Массовый поток возникает в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (железнодорожный состав, караван судов, колонна автомобилей). Крупные потоки – несколько вагонов, машин. Средние – одиночные вагоны или автомобили. Мелкие – не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требуют совмещения с попутными грузами;

По удельному весу – тяжеловесные и легковесные. Тяжеловесные обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортного средства (металлы), а легковесные – нет (табак);

По степени совместимости – совместимые и несовместимые (в основном продовольствие);

По консистенции – насыпные, навалочные, товарно-штучные, наливные. Насыпные (зерно) – основное свойство – сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах, вагонах, платформах, контейнерах, автомашинах). Навалочные (как правило, минерального происхождения – соль, песок, уголь, руда) – сыпучие, но могут слеживаться и спекаться. Перевозятся без тары. Наливные перевозятся в цистернах и наливных судах.

Информационный поток - совокупность циркулирую­щих в системе, а также между систе­мой и внешней средой сообщений, необходимых для уп­равления и контроля логистических операций. Существует в речевой, бумажной, электронной (без­бумажной) и др. формах.

По отношению к материальному потоку может быть: опережающий, одновременный и запаздывающий, а также однонаправленный и встречный. Например, опережающий поток во встречном направлении – сведения о заказе; опережающий поток в прямом направлении – сообщения о предстоящем прибытии груза; одновременный однонаправленный поток – сведения о количественных и качественных параметрах материального потока; запаздывающий во встречном направлении поток - претензии, подтверждения и т.д.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков

1) по виду связывания систем:

Горизонтальные – относятся к одному уровню иерархии;

Вертикальные – от верхнего уровня менеджмента к нижнему.

2) по степени открытости:

открытые; закрытые; простые; заказные.

3) в зависимости от назначения:

Директивные (управляющие);

Справочно-нормативные;

Учетно-аналитические.

Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока. Классификация финансовых потоков:

1. По назначению логистические финансовые потоки подразделяются на следующие группы (основные объекты логистического управления)

Закупочные – обусловленные процессом закупки товаров;

Инвестиционные финансовые потоки;

По воспроизводству рабочей силы;

Производственные – связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятия;

Сбытовые – возникающие в процессе продажи товаров

    В зависимости от источников финансирования логистические финансовые потоки подразделяются на:

– собственные, которые могут находится в распоряжении лица, принимающего решение, в виде свободных, в том числе наличных средств, а также поступать за счет прибыли от производственно-сбытовой деятельности, от амортизационной деятельности, различных продаж помимо производимого товара (например, недвижимости) и др.

– заемные, представляющие собой различного рода кредиты, полцченные под вексель или под другие формы обязательств.

    В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на большие группы:

– денежные финансовые потоки, характеризующих движение наличных финансовых средств, которые в свою очередь делятся на потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой;

– информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств; к ним относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, чеками;

– учетно-финансовые потоки, которые возникают при производстве товаров или оказании услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат производственной деятельности коммерческой организации. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

4. По видам хозяйственных связей различаются:

горизонтальные финансовые потоки, отражающие движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности; вертикальные финансовые потоки, протекающие между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Логистическая система и ее элементы

Элементы логистической системы – логистическое звено, логистическая цепь, логистический канал.

Звено логистической системы (ЗЛС) - некий элемент, преобразующий входящие в него материальные, финансовые, информационные потоки

Рис. Векторы потоков логистической системы

X, R, С - векторы парамет­ров входных материального (X = {х 1 , х 2 , ... x n), информацион­ного (R = {r 1 , r 2 ,... r n) и финансового (С = {с 1 , c 2 ... c k) потоков. F - вектор внешних возмущений (F = {f 1 , f 2 , ... f l }); Z - вектор параметров состояния звена логистической системы (Z = {z 1 , z 2 ... z s }). Y", R", С" - векторы выходных параметров соот­ветствующих потоков.

В свою очередь каждое звено логистической цепи объе­диняет свои элементы, а именно: транспортные средства складское хозяйство, средства связи и управления, кадры.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное мно­жество звеньев логистической системы (производителей, складов и т.д.), осу­ществляющих логистические операции по доведению мате­риального потока от одного звена логистической систе­мы до другого.

Рис. Пример простой логистической цепи: ГП - готовая продукция; ЗЛС - звено логистической системы

Кроме того, логистическая цепь может иметь вид ориен­тированного графа (основного понятия теории графов), зада­ваемого множеством вершин (точек) и множеством ребер (свя­зей), соединяющих некоторые пары вершин.

Определение логистической системы дают на основе общей теории систем и кибернетики.

Логистическая система - адаптивная система с обрат­ной связью, выполняющая те или иные логистические фун­кции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внеш­ней средой.Логистическая система обычно имеет дре­вовидную структуру, что соответствует многоуровневой схеме движения, в которой материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит через посредни­ков.

Выделяют 3 вида логистических систем:

С прямыми связями (производитель – потребитель);

Эшелонированная (производитель – посредники – потребитель);

Гибкая (движение материального потока может осуществляться как напрямую так и через посредников).

В качестве логистических систем можно рассматривать промышленное предприятие, торговое предприятие, инфраструктуру экономики страны или группы стран,. Выделяют микро и макро логистические системы., а, следовательно микрологистику и макрологистику.

Микрологистика решает локальные задачи в рам­ках отдельных звеньев и обеспечивает логистические опера­ции по планированию, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий или вне их. Например,внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируют­ся различные логистические операции - транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, сбытовые, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в различных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет определенную инфраструктуру экономики страны, региона или группы стран. Их классифицируют по следующим признакам:

По территориальному - городские, региональные, межрегиональные, республиканские и меж­республиканские;

По объектно-функциональному - макрологистические системы группы предприятий, ведом­ственные, отраслевые, межотраслевые, торговые, военные, транспортные и т.п.;

По глобализации - государственные (транснациональные), межгосудар­ственные (международные) и трансконтинентальные.

Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материально­го или информационного потока (складирование, транспор­тировка, обработка данных информацион­ного потока и т.д.).

Классификационные признаки логистической операции:

По природе потока – материальный и информационный;

По изменению потребительской стоимости – с добавленной стоимостью или без нее;

По переходу права собственности на товар – односторонние (без перехода) и двусторонние (с переходом).

Логистическая функция - укрупненная группа логис­тических операций, направленная на реализацию целей ло­гистической системы и задаваемая значениями показате­лей, являющихся ее выходными переменными (снабжение, производство, сбыт).

Рис. Микрологистическая система:МР - материальные ресурсы; ГП - готовая продукция; ВМП - возвратные материальные потоки

Функциональные области логистики

В процессе товародвижения осуществляется пространственно-временная трансформация товара.

Объектом логистики, как известно, является сквозные материальный и информационный потоки, тем не менее на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выполняют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную.

Закупочная логистика

В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не добыла обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком.

На практике границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия и включают целиком снабжение, частично производство и частично внешнюю среду:

Рис. Участки материального потока, на которых преимущественно решаются задачи закупочной, производственной и распределительной логистики

Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:

    что закупить;

    сколько закупить;

    у кого закупить;

    на каких условиях закупить.

Кроме того, необходимо выполнить работы:

    заключить договор;

    проконтролировать исполнение договора;

    организовать доставку;

    организовать складирование.

Производственная логистика

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Специфика производственной логистики - территориальная компактность. Границы деятельности включают целиком производство, частично снабжение и частично сбыт.

Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения, т.е. поток идет не в результате договоров, а в результате управленческих решений руководства предприяития (в отличие от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями).

Внутрипроизводственные логистические системы представляют со­бой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих опреде­ленную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры обеспечивают вхождение материально­го потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концеп­цией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспе­чивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

    отказ от избыточных запасов;

    отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

    отказ от изготовления серия деталей, на которые нет заказа покупателей;

    устранение простоев оборудования;

    обязательное устранение брака;

    устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

    превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных парт­неров.

Распределительная логистика

Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Процесс розничной торговли (обслуживания покупателя) в логистике, как правило, не рассматривается.

Объект изучения в распределительной логистике - материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения - рационализация процесса физического движения продукта к потребителю.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальными потоком на участке поставщик - потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

Составзадач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен. На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

планирование процесса реализации;

    организация получения и обработки заказа;

    выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке; ^

    организация отгрузки продукции;

    организация доставки и контроль за транспортированием;

    организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

    выбор схемы распределения материального потока;

    определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

    определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других чадач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны и т.д.

Контрольная работа

по дисциплине

« Логистика »

Вариант № 3

«Потоки в логистике.

Логистические операции».

Ярославль, 2010

I. Потоки в логистике………………………………………………3

1.1. Материальный поток …………………………………… .4

1.2. Информационный поток ………………………………… . ..8

1.3. Финансовые потоки …………………………………….….11

1.4. Поток услуг (сервисные потоки)……………………….…13

II. Логистические операции……………………………………….15

III . Практическая часть………………………………………… . …17

Задача № 1. Задача назначения……………………………….…17

Задача № 2. Приближенные методы решения транспортной задачи………………………………………………….…19

Список литературы……………………………………………………22

I. Потоки в логистике.

Под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.) .Потоки в логистике представляют собой одни или множество объектов, воспринимаемых как единое целое, существующие, как процесс на определенном временном интервале и измеряемые в абсолютных единицах.

Потоки в логистике характеризуются такими параметрами, как: начальный пункт, конечный пункт, траектория пути, длина потока и параметрами их движения (скорость, время, интенсивность, плотность).

Потоки в логистике классифицируются:

· По степени непрерывности (непрерывные, дискретные);

· По регулярности (детерминированные, стахостические);

· По стабильности (стабильные, нестабильные);

· По изменчивости (стационарные, нестационарные);

· По характеру перемещения потока (равномерные, неравномерные);

· По степени периодичности (периодические, непериодические);

· По сложности (простые и сложные);

· По управляемости (управляемые, неуправляемые);

Основными потоками в логистике являются:

· Материальный поток – грузы, ТМЦ, детали, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу;

· Информационный поток – совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между ней и внешней средой, сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций;

· Финансовый поток – движение финансовых средств внутри логистической системы, между ней и внешней средой, направляемое на достижение эффективного движения определенного материального потока;

· Поток услуг – особенный вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личностные потребности.

1.1. Материальный поток.

Материальный поток - это продукция, определяемая в процессе применения к ней различных логистических или технологических операций и отнесенная к некоторому периоду времени.

Материальный поток – это материальный ресурс, незавершенная продукция, готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью материального потока является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м 3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.).Материальные потоки могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом. Материальный поток, который рассматривается для заданного момента или периода времени, становится материальным запасом (МЗ).

Параметрами материального потока могут быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др.

Основные виды материальных потоков:

· внешний материальный поток - материальный поток, протекающий во внешней среде по отношению к рассматриваемой логистической системе;

· внутренний материальный поток - материальный поток, протекающий в пределах рассматриваемой логистической системы;

· входной материальный поток - внешний материальный поток, входящий в логистическую систему из внешней среды;

· выходной материальный поток - внутренний материальный поток, поступающий из рассматриваемой логистической системы во внешнюю среду;

· грузовой поток - объем грузов, перевезенного определенными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до места назначения за некоторый период времени (обычно рассматривается за год).

Материальные потоки можно рассматривать как материальные ресурсы, если они имеют натурально-вещественный состав. Имея данные параметры, материальные ресурсы подразделяются на:

· сырье - материальные ресурсы;

· основные материалы - материалы, входящие вещественно в изготавливаемую продукцию и составляющие ее вещественную основу (узлы деталей, сборочные единицы и др);

· вспомогательные материалы - материалы, используемые в производстве, но не составляющие материальную основу производимой продукции;

· полуфабрикаты - сырье и материалы, частично прошедшие обработку в производстве, но еще не превратившиеся в готовую продукцию;

· комплектующие изделия - готовая продукция, которая для покупателя является составляющей частью готового изделия;

· деталь - готовая часть машин, механизмов, оборудования, которая используется при сборке готовой продукции в выпускающих цехах;

· узел - сборочная единица, состоящая из двух или большего числа готовых деталей и используемая при сборке готового изделия.

Конкретность наименований материальных ресурсов;

Четкость определения объема ресурсов (количественно характеристики их массы, объема, площади и т.д.);

Наименование поставщика материальных ресурсов и ответственных за поставку и отгрузку;

Определение места хранения материальных ресурсов, которые подлежат транспортировке;

Указание наименования организации-получателя материальных ресурсов;

Указание места назначения транспортировки материальных ресурсов;

Определение срока перемещения материальных ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у получателя.

Внутрицеховой материальный поток - это поток материальных ресурсов, которые перемещаются не постоянно, а с периодическими остановками на складах рабочих мест, в это время поток не перемещается, не изменяется, не расформировывается и находится в ожидании процесса обработки.

Межцеховые материальные потоки - это такие материальные потоки, которые, попадая на входной склад, расформировываются, и на выходном складе формируются в новые материальные потоки, которые перемещаются в определенном заданном направлении.

Материальные потоки различают:

1) по зависимости от номенклатуры элементов;

2) по натурально-вещественному составу. Определяет материальные потоки как одноассортиментные и многоассортиментные;

3) по степени готовности (проектируемые, планируемые, формируемые, сформированные, расформированные, ликвидированные) .

Более подробная классификация материальных потоков представлена в таблице № 1.1

Классификация материальных потоков

Признак

классификации

Вид МП Описание
Отношение к ЛС и ее звеньям Внешний Состоит из грузов, имеющих отношение к конкретному предприятию, но движущихся во внешней для предприятия среде
Внутренний Образуется в результате выполнения ЛО с грузом внутри ЛС
Входной Поступает в ЛС из внешней среды
Выходной Поступает из ЛС во внешнюю среду
Ассортимент Одноассортиментный, многоассортиментный
Количество груза Массовый Возникает при транспортировке грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным составом, колонной автомашин, караваном судов и т.д.
Крупный Возникает при транспортировке грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.п.
Средний Промежуточный между крупным и мелким МП (перевозимый одиночными вагонами, автомобилями)
Мелкий Возникает при транспортировке такого количества грузов, которое не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами
Удельный вес груза Тяжеловесный В процессе его транспортировки обеспечивается полное использование грузоподъемности транспортных средств при меньшем занимаемом объеме, например, металлы
Легковесный Образуется грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании его объема, например, табачные изделия
Степень совместимости Несовместимые Такие МП нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и продукты питания
Совместимые Могут совместно перевозиться на одном транспортном средстве
Консистенция груза Насыпной Перевозится без тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах. Их главное свойство – сыпучесть (например, зерно)
Навалочный Перевозится без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться (например, уголь, песок, соль), обладают сыпучестью
Тарно-штучный Грузы в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, которые можно пересчитать
Наливной Перевозится в цистернах и наливных судах и требует для перегрузки, хранения и других ЛО специальных технических средств
Номенклатура Однопродуктовый, многопродуктовый
Определенность Детерминированный Все параметры полностью известны
Стохастический Хотя бы один параметр неизвестен или является случайной величиной
Непрерывность Непрерывный Потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.
Дискретный МП, не являющиеся непрерывными

1.2. Информационный поток.

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Поток логистической информации проходит через следующие пять модулей:

· получение заказов;

· обработка заказов;

· транспортировка и грузопереработка (отгрузка);

· распределение;

· управление запасами.

Основная база данных, служащая для информационной поддержки операций распределения, состоит из следующих файлов:

· данные о заказах;

· данные о запасах и складском хозяйстве;

· данные учета дебиторской задолженности;

· данные о плановых потребностях распределения.

Модуль управления и ввода данных включается в работу, когда поступает информация извне или когда менеджеры принимают то или иное решение. Это происходит обычно в следующих ситуациях:

· получение заказа;

· получение запроса о состоянии заказа;

· составление и согласование прогнозов;

· установление транспортного тарифа;

· поступление грузов на хранение.

Логистические информационные потоки характеризуются:

· неоднородностью (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна). Следует отметить, что под однородностью в линейном программировании и, в частности, в транспортной задаче понимается неограниченная возможность перевозки продукции из любого пункта отправления в любой пункт назначения. Применительно к процессу движения информации внутри логистической системы требование однородности также предполагает неограниченную возможность передачи любого документа в любое структурное подразделение аппарата управления;

· множественностью подразделений - поставщиков информации;

· множественностью подразделений - потребителей информации;

· сложностью и трудностью практической обозримости информационных маршрутов;

· множественностью числа передач единиц документации по каждому маршруту;

· многовариантностью оптимизации информационных потоков.

Методически важным с точки зрения логистики является определение взаимодействия материального и информационного потоков. Всегда считалось, что материальный поток генерирует информационный, т. е. постулировалась первичность материального потока. Однако современные информационные технологии изменили последовательность взаимодействия материального и информационного потоков, и в настоящее время различают три варианта их взаимодействия.

1. Информационный поток опережает материальный. В этом случае от информационного потока поступают сведения о достижении материальных потоков (прямое направление) или он содержит сведения о заказе (встречное направление).

2. Информация сопровождает материальный поток, движется одновременно с ним. Этим потоком идут сведения о количественных и качественных параметрах материальных потоков, что позволяет правильно и быстро оценивать их состояние и принимать необходимые регулирующие решения.

3. Информационный поток отстает от материальных потоков. В это случае информация служит только для оценки результатов.

Увеличение роли информационных потоков в современной логистике обусловлено такими основными причинами:

– для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т.п. является необходимым элементом потребительского логистического сервиса;

– с позиции управления запасами в логистической цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности спроса;

– информация увеличивает гибкость логистической системы относительно того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.

Основные виды информационных потоков представлены в таблице № 1.2.

Классификация информационных потоков

Признак классификации Вид информационного потока
Отношение к ЛС и ее звеньям Внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные
Вид носителей информации На бумажных носителях, на магнитных носителях, оптические, цифровые, электронные
Периодичность использования Регулярные, периодические, оперативные
Назначение информации Директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные
Степень открытости Открытые, закрытые, секретные
Способ передачи данных Курьером, почтой, телефоном, телеграфом, телетайпом, электронной почтой, факсом, по телекоммуникационным сетям
Режим обмена информацией «on-line», «off line»
Направленность относительно МП В прямом направлении с МП, во встречном направлении с МП
Синхронность с МП Опережающие, одновременные, последующие

1.3. Финансовые потоки.

Финансовый поток- это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой внешней средой финансовых ресурсов, связанных с материальными и информационными потоками. Движение финансовых потоков может проходить как внутри логистической системы, так и вне ее. Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей характеризуется как социально-ориентированное хозяйство, предполагающее обязательное государственное регулирование. Огромную роль в структуре рыночных отношений играют финансы. Финансовые потоки вращаются в финансовом окружении. Под финансовым окружением подразумевают внутреннюю и внешнюю среду предприятия, финансы и финансовые ресурсы (финансовые потоки), источники и потребителей ресурсов.

Финансовые отношения охватывают отношения, связанные с образованием и движением финансовых ресурсов между:

1) государством и предприятием (предприятиями);

2) между самими предприятиями;

3) между отдельными государствами.

К финансовым учреждениям государства относятся: Министерство финансов, его органы, местные финансовые отделы и управления, финансовые отделы предприятий и контрольно-ревизионные управления. Финансовая система включает следующие звенья: государственный и местные бюджеты, фонды социального страхования, пенсионные фонды, фонды личного и имущественного страхования, финансы предприятий, отраслей, различные специальные денежные фонды. Финансового потока зависит от наличия обслуживаемого товарного потока. Направленность движения финансовых потоков в логистике определяется необходимостью обеспечения перемещения соответствующего материального потока. Кроме того, размер и время движения финансового потока (в т.ч. и время начала движения) зависят от выбранной формы расчетов между фирмой-продавцом и покупателем. При этом наиболее эффективной считается форма взаиморасчетов ценными бумагами. Движение финансовых средств обязательно сопровождается соответствующими им документами, на основе которых производятся финансовые операции. Возникновение финансовых потоков, направление и перемещения зависят от условий, оговоренных в договоре купли-продажи (расчетах поставщика-покупателя), базисных условий поставки.

Одна из возможных классификаций финансовых потоков приведена в таблице № 1.3.

Классификация финансовых потоков

Признак классификации Вид финансового потока
Отношение к ЛС и ее звеньям Внутренние, внешние, входные, выходные
Назначение Обусловленные процессом закупки, инвестиционные, по воспроизводству рабочей силы, по формированию материальных затрат в процессе производства, обусловленные процессом продажи продукции
Способ переноса авансированной стоимости на товары Сопутствующие движению основных фондов, обусловленные движением оборотных средств
Вид хозяйственных связей Горизонтальные, вертикальные
Форма расчета Денежные (наличные), информационно-финансовые (безналичные), учетно-финансовые (при формировании материальных затрат в процессе производства)

1.4. Поток услуг (сервисные потоки)

Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собойколичество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций. Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения.

Сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

Сервис - процесс предоставления услуги - деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

Важность логистических услуг в последнее время особенно возрастает, что объясняется многими причинами. Среди них социальные программы, принимаемые правительствами различных стран, развитие индустрии услуг и концентрация в ней все большего числа компаний и занятого трудоспособного населения, нацеленность деятельности многих фирм на конечного потребителя, развитие концепции всеобщего управления качеством в индустрии услуг.

Несмотря на важность сервиса, эффективные способы оценки его качества до сих пор отсутствуют, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с характеристиками продуктов. Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:

1. Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также трудностями оценить его со стороны покупателя.

2. Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.

3. Услуги потребляются в момент их производства, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.

4. Покупатель никогда не становится собственником услуги.

5. Сервис - деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.

6. Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги.

Указанные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в логистическом процессе.


II. Логистические операции.

Логистическая операция - это самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и (или) с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального и (или) информационного потока.

Логистические операции могут классифицироваться на:

· внешние - направленные на реализацию функций снабжения и сбыта;

· внутренние - осуществляемые в рамках реализации функции производства;

· базисные - к ним относятся: снабжение, производство и сбыт;

· ключевые логистическиеоперации подразделяются на: поддержание стандартов обслуживания потребителей; управление закупками; транспортировка; управление запасами; управление процедурами заказов; управление производственными процедурами; ценообразование; физическое распределение;

· поддерживающие логистические операции подразделяются на: складирование; грузопереработку; защитную упаковку; обеспечение возврата товаров; обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание; информационно-компьютерную поддержку.

Логистические операции с материальными потоками в сфере обращения представляют собой операции погрузки, разгрузки, транспортировки, комплектации, складирования, распределения, затаривания.

Логистические операции с материальными потоками в сфере производства сводятся к размещению заказов, управлению складированием, выбору оборудования, продуцентов и поставщиков, планированию и диспетчированию производственного процесса, учету и управлению запасами.

Логистические операции с информационными потоками сводятся к созданию информационных систем и осуществлению в рамках этих систем действий по сбору, хранению, обработке и передаче информации, сопутствующей материальным потокам и инициирующей эти потоки и управляющей ими. Затраты на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, фасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды в первую очередь сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.

Одна из возможных классификаций финансовых потоков приведена в таблице №2.1

Классификация логистических операций

III. Практическая часть.

Задача № 1

Задача назначения

Дано: А В С D E – объекты работ,

1 2 3 4 5 - бригады.

Необходимо определить пять рабочих бригад по пяти работам так, чтобы общая продолжительность выполнения работ была минимальной.

1. Осуществим приведение матрицы по строчкам. В каждой строке найдем минимальный элемент и вычитаем его значение из всех клеток строки.

I А B C D E α i II А B C D E
1 5 7 14 5 7 5 1 0 2 9 0 2
2 8 10 6 3 - 3 2 5 7 3 0 -
3 4 - 4 8 10 4 3 0 - 0 4 6
4 11 9 5 9 12 5 4 6 4 0 4 7
5 1 6 2 8 6 1 5 0 5 1 7 5

2. Аналогично приведем матрицу по столбцам.

III А B C D E IV А B C D E
1 0 2 9 0 2 1 0 0 9 0 0
2 5 7 3 0 - 2 5 5 3 0 -
3 0 - 0 4 6 3 0 - 0 4 4
4 6 4 0 4 7 4 6 2 0 4 5
5 0 5 1 7 5 5 0 3 1 7 3

β j 0 2 0 0 2

Определим предварительные затраты на выполнение работ. Для этого используем формулу:

Т=∑ α i +∑ β j

i =1 j =1

Таким образом, предварительные затраты выполнения работ составят: Т = 18+4 = 22

3. Расставим ладьи в клетках с нулями (ладья не должна «бить» другую ладью). В нашем случае, (матрица IV) расставить ладьи не получается.

4. Если провести через все нули минимальное количество пересекающихся прямых, то получиться эквивалентное преобразование.

V А B C D E
1 0 0 9 0 0
2 5 5 3 0 -
3 0 - 0 4 4
4 6 2 0 4 5
5 0 3 1 7 3

Среди открытых клеток ищется минимальный элемент (Дельта), в данном случае ∆ 1 =2.

Значение минимального элемента добавляется к общим трудозатратам:

Т 1 = 22+2 = 24

Значение ∆ вычитается из открытых клеток, прибавляется к клеткам, которые лежат на пересечении, остальные остаются без изменений.

Если вернуться к матрице, рассматриваемую в п.3, то в этом случае получается расставить ладьи.

VI А B C D E
1 2 0 11 2 0
2 5 3 3 0 -
3 0 - 0 6 2
4 6 0 0 4 3
5 0 1 1 7 1

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее минимальные трудозатраты при общей продолжительности работ составят бригады:

А-5, В-4, С-3, D-2, Е-1. При этом общие трудозатраты выполнения работ составили 24 дня.

Если посмотреть матрицу I и выделить ячейки согласно нашему плану работ, то видно будет, что 1+9+4+3+7=24. Соответственно, задача решена верно.

Задача № 2.

Приближенные методы решения транспортной задачи.

1 метод: «Северо-западного угла».

Согласно этому методу заполнения таблицы прикрепления следует начать с левого верхнего квадрата и с позиции этого квадрата сравнить ресурсы и потребности. Выбрать меньшее значение из них и записать в данный квадрат, который с этого момента становиться «загруженным».

Через ячейку 1/1 осуществляется перевозка, выбирая минимум из того что есть и чего надо. Далее смотрим, если вывезен весь товар из пункта отправки, то строка закрывается и рассматриваем ячейку ниже. Если же, потребность в пункте назначения полностью удовлетворена, то закрываем столбец и переходим на ячейку правее.

j 1 2 3 4
i b j 12 20 10 13
a i
1 15 16 15 12 7
12 3
2 5 9 22 5 10
5
3 17 17 7 8 4
12 5
4 5 10 14 4 12
5
5 13 16 15 11 18
13

Для определения транспортных издержек, воспользуемся формулой:

С = ∑ ∑ C ij X ij →min

Таким образом, транспортные издержки составят:

С1 = 16*12+15*3+22*5+7*12+8*5+4*5+18*13 = 725

2 метод: «Минимума по строке».

В строке ищется минимальная стоимость и через эту ячейку осуществляется перевозка. Если строка открыта, то ищем следующую клетку с минимальной стоимостью. После того как строка закрыта, переходим к следующей строке.

j 1 2 3 4
i b j 12 20 10 13
a i
1 16 15 12 7
15 2 13
2 9 22 5 10
5 5
3 17 7 8 4
17 17
4 10 14 4 12
5 2 3
5 16 15 11 18
13 10 3

Воспользовавшись формулой для определения транспортных издержек, мы получим:

С = ∑ ∑ C ij X ij →min

С2 = 12*2+7*13+5*5+7*17+10*2+4*3+16*10+15*3 = 496

3 метод: «Минимум по столбцу».

В данном случае рассматриваем столбец. Ищем в нем минимальную стоимость и осуществляем перевозку. Если столбец не закрыт, то ищем следующий минимальный элемент, а если закрыт, то переходим к следующему столбцу.

j 1 2 3 4
i b j 12 20 10 13
a i
1 15 16 15 12 7
2 3 10
2 5 9 22 5 10
5
3 17 17 7 8 4
17
4 5 10 14 4 12
5
5 13 16 15 11 18
10 3

Аналогично определяем транспортные издержки, в данном случае С3=525

4 метод: «Метод минимального элемента»

Данный метод предусматривает: в матрице выбирается минимальный элемент, через который осуществляется перевозка. Далее закрываются строки или столбцы, если это возможно. Ищется минимальный элемент среди открытых клеток и т.д.

j 1 2 3 4
i b j 12 20 10 13
a i
1 15 16 15 12 7
15
2 5 9 22 5 10
5
3 17 17 7 8 4
4 13
4 5 10 14 4 12
5
5 13 16 15 11 18
12 1

Аналогично определяем транспортные издержки, в данном случаеС4=557

Таким образом, можно сделать вывод, что минимальная стоимость перевозок получается по второму методу «Минимум по строке». Она равна 496.


Список литературы

1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие. - Таганрог., изд-во ТРТУ, 2005

2. Гаджинский А.М. Логистика: Изд.4-е. – М.: Маркетинг, 2001

3. Логистика: Учебник / Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА - М, 2000.

4. Неруш. Ю.М., Логистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 495 с.

5. Основы логистики: Учеб. пособие / под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА – М, 2002

6. Саркисов С.В. Управление логистикой. – М., 2004


Гаджинский А.М. Логистика: Изд.4-е. – М.: Маркетинг, 2001

Гаджинский А.М. Логистика: Изд.4-е. – М.: Маркетинг, 2001

Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие. - Таганрог., изд-во ТРТУ, 2005

Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие. - Таганрог., изд-во ТРТУ, 2005

Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие. - Таганрог., изд-во ТРТУ, 2005

Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие. - Таганрог., изд-во ТРТУ, 2005

Если задаться вопросом – какое понятие, термин. категория в логистике самые важные, то среди кандидатов на это почетное место, несомненно, будут «поток » или «материальный поток ». Действительно, объект изучения логистики (если мы говорим о ней, как о науке) - потоки, в особенности материальные потоки. Несомненно, фундаментальную роль также играют сопутствующие им потоки информационные и финансовые. А еще множество иных видов потоков в логистике: трудовых, сервисных, энергетических. Поэтому стоит подробно разобрать понятие потока в логистике, привести его определения, предложить классификацию.

Поток в логистике: понятие, особенности, типы

Как уже было сказано, объект изучения логистической науки - поток . А предмет изучения – оптимизация потоков , оптимальное управление ими.

Потоковые процессы наблюдаются в любой логистической системе (от маленькой фирмы до гигантской транснациональной корпорации, ), потоки окружают нас в повседневной жизни. Транспортировка груза, перемещение деталей по заводскому конвейеру, отгрузка товарной продукции, люди в метро, ток в проводах – все это те или иные виды потоков.

Интересно, что есть отдельная наука изучающая управление материальными потоками в пределах предприятия – рохрематика .

Это не то же самое, что логистика! Более того, сфера интересов логистики гораздо шире: кроме материальных потоков в ней изучаются информационные, финансовые, сервисные; при этом логистика выходит далеко за рамки отдельной фирмы, рассматривая ее во взаимосвязи с другими участниками деловых отношений, иными генераторами и потребителями материальных потоков (конкуренты, клиенты, государство).

Классификация материальных потоков предприятия очень обширна. Приведем важнейшие виды материальных потоков организации:

1. По направленности движения:

  • входной поток – приходит в логистическую систему из внешней среды (например, закупка заводом комплектующих);
  • выходной поток – наоборот, исходит во внешнюю среду из логистической системы (например, отгрузка выполненного заказа).

2. По отношению к логистической системе:

  • внутренний поток – протекает внутри нее (например, перемещение заготовки по цеху в процессе ее обработки);
  • внешний поток – движется во внешней среде (например, перевозка товаров со склада в магазины). Но к внешним относятся не любые потоки, протекающие вне логистической системы, а только те, к которым организация имеет какое-либо отношение!

3. По степени сложности внутренней структуры:

  • простой (дифференцированный, однопродуктовый) поток – состоит из однородных объектов (например, поток одинаковых заготовок для штамповки);
  • сложный (интегрированный, многопродуктовый) поток – включает в себя разнородные непохожие объекты (например, поток разнообразных радиотехнических деталей: резисторов, конденсаторов, транзисторов).

4. По степени определенности:

  • детерминированный (определенный) поток – все его характеристики известны или заранее заданы (например, регламентированный процесс отпуска готовой продукции со склада предприятия);
  • стохастический (неопределенный) поток – как минимум один его параметр неизвестен, либо не поддается контролю, будучи случайной величиной (например, нельзя точно рассчитать число машин движущихся на отрезке трассы в некий момент времени).

5. По степени непрерывности:

  • непрерывный поток – за определенный промежуток времени (минуту, час, день) через некий пункт траектории протекания потока проходит фиксированное и/или ненулевое количество объектов (например, непрерывно движущийся конвейер с молочными тетрапаками);
  • дискретный (прерывистый) поток – объекты по траектории перемещения потока движутся с интервалами, паузами, перерывами (например, поставки сырья с определенным интервалом, допустим, раз в месяц).

6. По консистенции груза (т.е. по степени его плотности, густоты, твердости) в потоке, его физико-механическим свойствам:

  • твердый тарно-штучный – груз транспортируется без защитной оболочки, либо в ящиках, упаковках, контейнерах, бутылках, мешках; причем в обоих случаях его можно точно сосчитать поштучно (например, кирпичи на деревянных поддонах);
  • твердый навалочный – это сухой сыпучий груз, обычно минерального происхождения, перевозимый уже без какой-либо тары, навалом, и имеющий тенденцию к спеканию или слеживанию (примеры навалочных грузов: кварцевый песок, минеральная соль, уголь);
  • твердый насыпной – транспортируется также без упаковки в особо оборудованных транспортных средствах (специальные контейнеры, вагоны бункерного типа), обладает сыпучестью (примеры насыпных грузов: щебень, гравий, зерно);
  • жидкий, наливной груз - транспортируемый в цистернах или специализированных наливных судах (например, молоко, керосин, нефть);
  • газообразный груз – транспортируется в закрытых емкостях, цистернах; часто с соблюдением мер предосторожности (т.к. газ бывает взрыво- и пожароопасным). Примеры: бутан, кислород, метан.

Стоит отметить, что приведенная выше классификация может в отдельных случаях применяться не только к материальным потокам, но и к иным видам потоков логистической системы: информационным, финансовым, людским.

Также ряд исследователей выделяет различные типы материальных потоков по: разнообразию состава (одноассортиментные, многоассортиментные), отраслевой принадлежности (промышленные, торговые, сельскохозяйственные, строительные, коммунальные), объему груза (мелкий, средний, крупный, а также массовый), совместимости потоков, стабильности, удельному весу груза (легковесный, тяжеловесный), степени опасности, величине изменчивости потока (стационарные, нестационарные), равномерности и ритмичности движения, и пр.

Информационный поток в логистике и его виды

В современном мире информация имеет огромное значение, превращаясь в самоценный ресурс. Каждому материальному потоку неизменно сопутствует поток информационный. Так транспортировка груза сопровождается оформлением документов, согласованием маршрута, трансляцией данных GPS и прочее. То есть управлением сопутствующими информационными потоками.

При этом информационный поток в организации может протекать как относительно синхронно (то есть параллельно, одновременно) с материальным потоком его породившим, так и носить опережающий или запаздывающий характер.

Информационный поток (information flow ) – это сообщения (в любой форме, от устной до электронной), генерируемые первоначальным материальным потоком и предназначающиеся для осуществления управляющих функций.

Информационные потоки в логистике по аналогии могут подразделяться на входящие и исходящие, внутренние и внешние.

Кроме того стоит привести именно классификацию информационных потоков :

1. По типу носителей информации:

  • потоки на традиционных бумажных носителях (записки, документы, письма);
  • потоки на цифровых носителях (флеш-карты, компакт-диски);
  • потоки электронных каналов связи (компьютерные и телефонные сети).

2. По назначению информации:

  • директивные - передают приказы, указания; играют управляющую функцию;
  • нормативно-справочные - нормы, стандарты, различная справочная информация;
  • учетно-аналитические - контрольные параметры, бухгалтерская информация, аналитические данные;
  • вспомогательные потоки - все остальное, информация полезная, но не первостепенной важности.

3. По режиму обмена информацией:

  • потоки «онлайн» - данные передаются через телекоммуникационные сети в режиме реального времени;
  • потоки «оффлайн» - данные передаются вне сети, устно или посредством бумажных документов, писем.

4. По способу передачи информации:

  • почтовой службой;
  • курьером в руки;
  • телефоном или факсом;
  • электронной почтой (e-mail);
  • интернет-мессенджерами.

5. По степени открытости (секретности):

  • открытые потоки (доступны всем);
  • закрытые потоки (доступны только внутри фирмы, подразделения);
  • секретные (конфиденциальные) потоки.

Финансовые потоки и их классификация

Большую роль в деятельности любой коммерческой (да и некоммерческой тоже) организации играют финансовые потоки. Без финансовых средств невозможна закупка комплектующих и сырья, оплата наемного труда, обеспечение транспортировки , и многое другое.

Управление финансовыми потоками компании – одна из базовых задач менеджмента компании.

Финансовый поток (financial flow ) – это направленное движение финансовых средств, обращающихся в пределах логистической системы (склада, завода, банка), а также между ней и внешней средой, и взаимосвязанных с материальными или иными потоками.

Не стоит путать финансовый поток с денежным потоком (кэш-фло ). Это разные понятия, имеющие различные сферы приложения.

Финансовые потоки предприятия, как и все предыдущие виды, также можно подразделить на внутренние и внешние (в зависимости от их направленности), и на входящие и исходящие (по месту протекания). Но кроме того можно описать и несколько разновидностей потоков в логистике, присущих именно финансовым потокам:

1. По назначению:

  • закупочные (закупка сырья и материалов);
  • трудовые (оплата труда рабочих);
  • инвестиционные (приобретение ценных бумаг);
  • товарные (покупка товаров розничной сетью для реализации).

2. По направлению хозяйственных связей:

  • горизонтальные потоки - циркуляция финансов между одноуровневыми звеньями;
  • вертикальные потоки - циркуляция финансов между звеньями находящимися на различных уровнях иерархии.

3. По форме расчета:

  • денежные – движение наличности;
  • информационно-финансовые – переводы в безналичной форме;
  • учетно-финансовые – протекают при формировании материальных затрат в процессе производства.

Сервисные и другие виды потоков в логистике

Материальные потоки традиционно считаются основными в логистике. С ними тесно взаимосвязаны информационные и финансовые потоки. Но на этом все разнообразие потоков в логистике не исчерпывается! Например, часто выделяют сервисные потоки или, иначе, потоки услуг.

Сервисный поток – это определенный объем услуг оказанных клиентам за конкретный период времени.

К особой разновидности материальных потоков можно причислить грузовые потоки.

Грузовой поток (freight traffic) – это объем груза, перевезенного за определенный период (как правило, один год), по конкретному маршруту отдельными .

Можно выделить и другие виды потоков в логистике: транспортные, потоки клиентов, трудовые, потоки заявок, энергетические.

Очень часто материальный и сопутствующие ему вспомогательные потоки образуют некую целостную сущность, систему, обладающую определенной структурой и устойчивостью. Можно сказать, что это интегрированный логистический поток .

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные