Повышение качества образования в рамках реализации фгос. Создание комплексно-целевой программы управления качеством образования

ТЕКСТ СТАНДАРТА Примерная образовательная программа Где можно познакомиться с текстом ФГОС? Где можно познакомиться с текстом ФГОС? А также в пособиях издательства «Просвещение», серия «Стандарты второго поколения»


3 Основы и смысл введения ФГОС СОЦИАЛЬНЫЕ: заказ системе образования ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: концепция духовно- нравственного воспитания НАУЧНЫЕ: фундаментальное ядро содержания общего образования Смысл введения нового стандарта – ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ как элемент целеполагания ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СИСТЕМА ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ переход от модели «контроля» к модели «обеспечения качества» ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНОГО ПОДХОДА ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ





Учебный материалПредметы родная история, история России История, Литература и др. другие культуры ИЯ, Литература, Искусство и др. семейные ценности Обществознание, Литература и др. школьные ценности Все предметы эстетические ценности Литература, Искусство и др. безопасный, здоровый образ жизни Ест-н пред., Техн., Физ-ра и др. ценности труда Технология и др. экологическое мышление и культура Все предметы Ценности образования: анализ содержания учебного материала Ценности образования: анализ содержания учебного материала + ситуации сотрудничества, диалога на всех предметах


6 Подходы к содержанию: «знаниевая» и «деятельностная» парадигмы Подходы к содержанию: «знаниевая» и «деятельностная» парадигмы ЗНАНИЕВАЯДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ Основа кодификатора Предмет оценки Обязательный минимум (ОМ) Планируемые результаты (ПР) Освоение всех элементов ОМ Способность к решению учебных задач Основные функции Контроль за освоением ОМ Обратная связь: основной акцент – преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик Ориентация учебного процесса Обратная связь: основной акцент – текущая коррекция процесса учения каждого Контроль за достижением ПР


7 Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Ориентация на парадигму деятельностного развития Ориентация на парадигму деятельностного развития


8 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Ориентация на парадигму деятельностного развития в практике работы учителя Ориентация на парадигму деятельностного развития в практике работы учителя


9 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение системати- ческих знаний, преобразование, при- менение и самостоя- тельное пополнение знаний Ориентация на результат: в чем проявляется достижение результатов Ориентация на результат: в чем проявляется достижение результатов


Карта наблюдений лист планирова- ния и продвиже- ния по заданию презентация или иные материалы листы самооценки материалы целенаправ- ленных наблюдений рабочие материалы групп видеозапись результаты взаимооценки (голосование) Групповой проект Работа в группе: саморегуляция сотрудничество коммуникация использование ИКТ Итоговый индивидуаль- ный проект 2-3 урока Новые подходы в организации


Самообследование образовательной деятельности гимназии - определение готовности к внешней экспертизе -развитие внутренней системы оценки качества (новый закон «Об образовании» ст.28.п.13) -формирование базы данных о деятельности гимназии (работа в регистре МЦКО) -подготовка публичного отчета (открытая информация о деятельности гимназии) -и что очень важно, выявление конкурентных преимуществ гимназии











СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Создание банка пересекающихся учебных модулей Переход к освоению сценарно- деятельностных форм Внедрение нового типа портфолио Переход к системе открытого образования Новые позиции педагогов Создание сетевой модели организации методической службы Привлечение социальных партнеров


«Инфознайка» «Ключи к тайнам Клио» «Интеллектика» «Риторика» «Награды России» «Введение в химию» для 6-7 классов «Математический калейдоскоп» «Занимательное черчение» «Занимательная география» «Основы языкознания» «Фундаментальные эксперименты в физической науке» «Личность и история России» «Алгебраический тренажер» «История русского языка» «Компьютерная графика для WEB» Создание банка пересекающихся учебных модулей «Основы молекулярной генетики» «История в лицах» «Человек и общество» «Задачи с модулем и параметром» «Трудные вопросы орфографии и пунктуации». «Решение прикладных задач с помощью ЭВМ» «Биология в истории культуры и цивилизаций» «Трудные и дискуссионные вопросы истории 20 века» «Основы поэтики» «Латинский язык» «Основы экономики» «Филологический анализ текста»





МОСКОВСКИЙ РЕГИСТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В кабинете родителей обеспечен доступ к разделам электронного портфолио ребенка! Таких разделов – шесть! Важно, что в МРКО родители могут: - просматривать информацию портфолио, которую вносит учитель; - принять участие в пополнении разделов портфолио! Внедрение нового типа портфолио


Переход к системе открытого образования Новые позиции педагогов: педагог-игротехник, педагог- тьютор; педагог-сценарист Создание сетевой модели организации методической службы. Состав сети: предметные кафедры, экспериментальные группы, творческие группы


ГИМНАЗИЧЕСК ИЙ СОЮЗ РОССИИ ШКОЛЬНАЯ ЛИГА РОСНАНО МЕТОДИЧЕСКИ Й ЦЕНТР САО МИОО МЦКО ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСК ОГО ВОСПИТАНИЯ СОУО ДО Г. МОСКВЫ СОУО ДО Г. МОСКВЫ ПУШКИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПУШКИНСКИЙ ИНСТИТУТ НИИ ИСРО НИИ ИСРО ФОНДОВЫЕ БИРЖИ «ММВБ», «РСТ» ЦЕНТР «МОСЭНЕРГОСБЫ Т» ЦЕНТР «МОСЭНЕРГОСБЫ Т» БИБЛИОТЕКИ ВУЗЫ АПК И ППРО ДТД И М ИНТЕЛЛЕКТ


Цель партнерских взаимоотношений - создание условий для свободного выбора учащимися сфер реализации своих учебных и вне учебных интересов, социальных ролей, собственного выстраивания жизненных планов и профессиональных ориентации, в связи с чем, дать учащимся знания в областях, обеспечивающих социальную адаптацию.




Это форма организации, сбора, системного учета и анализа информации об организации и результатах образовательного процесса, а так же проведение контрольных мероприятий для решения задач управления качеством образования. МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИЯ ОП УСЛОВИЯ


Информационно-методическая поддержка ОП; планирование ОП и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов ОП; мониторинг здоровья обучающихся; создание, поиск, сбор, анализ, обработка, хранение и представление информации; дистанционное взаимодействие всех участников ОП дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации преподавателей гимназии; Информационно-ресурсный центр мониторинга


СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА – система критериев и показателей, а так же оценочных процедур, выявление факторов, влияющих на образовательные результаты, прогноз основных тенденций развития гимназии, рейтинг педагогов. Обеспечение качества образования посредством системы оценки посредством системы оценки Обеспечение качества образования посредством системы оценки посредством системы оценки Обеспечение качества образования посредством системы оценки качества посредством системы оценки качества Обеспечение качества образования посредством системы оценки качества посредством системы оценки качества Образовательный аудит и самоаудит Образовательная статистика Государственная итоговая аттестация/итоговая оценка: связь внешней и внутренней оценки основа для внешней оценки ВШК; образовательные достижения учащегося; диагностика обученности Аттестация гимназии и педагогов Професссиональные конкурсы мастерства, инд. достижения педагога


Обеспечить количественный рост гимназистов совершенствование содержания образования, поиск и апробацию перспективных технологий обучения и воспитания учащихся переход на обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам и программам; увеличить количество научно-исследовательских работ, выполненных совместно с преподавателями ВУЗов не менее чем на 20%; разработать эффективную модель оценки качества образования в соответствии с направлениями и критериями московского стандарта качества; обеспечить повышение статуса и престижа гимназии, сохранив ее конкурентоспособной сформировать целостную и прозрачную систему оценки и грантовой поддержки педагогов обеспечить реализацию ФГОС на всех ступенях образования. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Общие требования к программам

1.1.Структура ООП должна включать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых должна присутствовать обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, обязательная часть должна составлять 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40% от общего объема программы.

1.2.Основой для построения программы должен служить культурно-исторический подход Л.С. Выготского, являющейся методологией ФГОС. Содержание ООП, дополненной парциальными программами, должно обладать методологическим и методическим единством.

1.3.Программа должна быть написана на русском языке, текстовой материал должен соответствовать нормам современного русского языка, изложение материала программы должно быть ясным, логичным, понятным.

2.Требования к целевому разделу ООП

2. 1.Требования к содержанию пояснительной записки к программам

2.1.1.В пояснительной записке должны содержаться принципы и подходы к формированию ООП, которые раскрывают замысел ее формирования.

2.1.2.Принципы и подходы к формированию ООП должны соответствовать методологии и требованиям ФГОС.

2.1.3. Пояснительная записка к программе должна включать значимую для реализации программу информацию, включающую сущность научных взглядов на развитие детей раннего и дошкольного возраста, используемых в качестве обоснования для формирования и реализации программы:

Вариативных форм, методов,

Режима организации образовательной деятельности,

Взаимодействия с родителями,

Оборудования и использования развивающей предметно-пространственной среды детского сада и социума и др. значимых элементов.

2.2.Требования к формулированию планируемых результатов - целевых ориентиров ООП

2.2.1.Целевые ориентиры ООП должны соответствовать и конкретизировать целевые ориентиры дошкольного образования, содержащиеся во ФГОС, с учетом особенностей индивидуального развития дошкольников, специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, традиций, а также возможностей педагогического коллектива.

2.2.2.В ООП могут содержаться новые перспективные целевые ориентиры, способствующие дальнейшему развития качества и содержания дошкольного образования

2.2.3.Целевые ориентиры ООП должны быть содержательно связаны с ООП начального общего образования, сформулированы в соответствии с требованиями преемственности и развития.

2.2.4.Целевые ориентиры ООП должны быть реалистичными с точки зрения.

2.2.4.1.соответствия планируемых результатов возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников;

2.2.4.2.Возможности обеспечения в дошкольной организации соответствующего им образовательного процесса и условий для освоения ООП: психолого-педагогических, научно-методических, кадровых, предметно-пространственной среды и др.

2.2.5. Целевой раздел может включать методику для диагностики целевых ориентиров программы и отслеживания процесса развития дошкольников, позволяющую определять необходимость и содержание коррекции образовательной деятельности и ее условий.

4. Требования к содержательному разделу ООП

4.1. Требования к обязательной части содержательного раздела ООП

4.1.1.Обязательная часть содержательного раздела ООП должна быть научно и эмпирически обоснованной с точки зрения соответствия ее целевым ориентирам.

4.1.2. Обязательная часть содержательного раздела ООП должна включать:

4.1.2.1.описание поддерживаемой педагогами, ведущей для развития дошкольников самостоятельной деятельности детей (чему и как учатся дети) в пяти образовательных областях: социально-коммуникативном развитии; познавательном развитии, речевом развитии, художественно-эстетическом развитии, физическом развитии; раскрывать способы интеграции образовательной деятельности

4.1.2.2.описание содержания, вариативных форм, технологий, методов и приемов деятельности взрослых, педагогов и родителей как участников совместных образовательных отношений (что и как делают взрослые) по поддержке детской инициативы и процесса развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, специфики образовательных потребностей и интересов;

4.1.2.3.описание вариативных форм и методов партнерского взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

4.1.2.4.описание целесообразных вариантов организации самостоятельной и коллективно-распределенной деятельности детей и взрослых во времени (в течение дня, недели, месяца, года) и в предметно-пространственной среде детского сада и окружающего его социума.

4.2.Требования к части содержательного раздела ООП, формируемой участниками образовательных отношений.

4.2.1.соответствовать формируемым участниками образовательных отношений целевым ориентирам ООП;

4.2.2.учитывать потребности, мотивы и интересы детей, членов их семей, обусловленные особенностями индивидуального развития дошкольников, спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, сложившимися традициями, а также возможности педагогического коллектива.

4.2.3.формироваться на основе дополняющих обязательную часть парциальных авторских и разработанных самостоятельно образовательных программ, направленных на выполнение предыдущих требований (4.2.1. и 4.2.2.) и обладающих методологическим единством с обязательной частью ООП.

4.3. Требования к части содержательного раздела ООП для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в коррекционной работе и/или инклюзивном образовании (в случае, если эта работа предусмотрена программой).

Данная часть должна:

4.3.1. формироваться на основе готовых и разработанных самостоятельно дополняющих обязательную часть парциальных специальных образовательных программ, методов, методик осуществления квалификационной коррекции нарушений развития, (включая групповые и индивидуальные коррекционные занятия), содержащихся в научно-методических пособиях и дидактических материалах, на которые в программе делаются ссылки;

4.3.2. учитывать индивидуальные особенности здоровья дошкольников;

4.3.3. включать описание специальных условий реализации ООП для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;

4.4.Степень детальности содержательного раздела ООП должна быть достаточной для того, чтобы без дополнительной его конкретизации и разъяснений можно было приступить к разработке планов выполнения программы и на их основе - к непосредственным действиям по ее реализации на практике.

5. Требования к организационному разделу ООП.

Организационный раздел ООП должен:

5.2.включать утвержденный распорядок или режим дня, недели, месяца и т.д.;

5.3.раскрывать особенности планирования и организации традиционных событий, праздников, мероприятий детского сада; включать график проведения данных мероприятий;

5.4.включать описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада, необходимой для полноценной реализации программы.

4.1. Основные характеристики проектной технологии как средства разработки и освоения основной образовательной программы дошкольной организации

ФГОС и ООП детского сада является новшествами, которые можно отнести к системным, то есть обеспечивающим качественно новое дошкольное образование. Их введение в практику требует приложения усилий всего педагогического коллектива.

В практике развития современных образовательных организаций ведется непрерывный поиск эффективных путей внедрения различных новшеств. Наиболее распространенными из них являются

· подход, основанный на оптимизации деятельности педагогических кадров, воспитателей детских дошкольных организаций;

· программно-целевой метод управления развитием, при котором развитие осуществляется на основе долгосрочных и среднесрочных программ системного развития;

· и, наконец, проектный подход к внедрению новшеств.

Такие понятия как проекты и программы появились к концу ХХ века, а на сегодня деятельность по их созданию и реализации стала массовой. Объективными причинами для их повсеместного распространения в ХХ веке стала инновационность практики, которая должна постоянно перестраиваться применительно к непрерывно изменяющимся условиям выполнения человеком профессиональной деятельности.

Под проектами в практике работы образовательных организаций стали понимать такую форму совместной деятельности членов педколлектива, которая позволяет обновить какую-то часть работы: подсистему, направление, сферу образовательной деятельности, условия, методы и т.д. за счет внедрения различных новшеств: крупномасштабных, локальных или модульных, то есть единичных. Можно сказать, что проекты - позволяют производить изменение работы образовательной организации по частям. Проект - это часть работы, а проектная технология внедрения новшеств - это движение шаг за шагом. Таким образом, у проекта в отличие, например, от плана текущей деятельности два главных признака: это ориентация на новое, поэтому говорят, что благодаря реализации проекта, организация осуществляет «бросок вперед», и жесткое ограничение проектных работ, что позволяет считать их частью процесса обновления.

Как часть инновационной работы, проект обладает следующими характеристиками:

1.он подчинен достижению конечных целей и получению новых (уникальных) результатов;

3. протяженность реализации проекта жестко ограничена во времени, с определенными моментами его начала и завершения;

4. для выполнения проекта требуются ограниченные ресурсы.

В рамках каждого проекта выполняется целый комплекс взаимосвязанных детализированных по уровням исполнения, по видам деятельности работ, по объему работ, исполнение которых нуждается в координации.

Координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных работ осуществляет руководитель проекта совместно с членами своей проектной группы. Управление реализацией проектов с помощью проектных групп - это тоже специфическая черта проектной технологии.

Проект имеет следующую структуру:

· аналитическое обоснование проблемы, на решение которой направлена реализация проекта;

· цели проекта;

· замысел проекта

· перечень пакетов и входящих в них отдельных работ, выполняемых в проекте, график выполнения работ проекта;

· план реализации проекта;

· финансовое обоснование или смета расходов на реализацию проекта.

В аналитическом обосновании проекта обозначается проблема, на решение которой направлен проект и обосновывается, что она может быть успешно решена с помощью вводимого в рамках проекта новшества.

Цели проекта - определяют те результаты, которые будут получены после его завершения.

Замысел проекта раскрывает сущность вводимого новшества и способ его внедрения в практику в рамках проекта.

Перечень работ: содержит пакеты работ, которые должны быть выполнены для осуществления введения новшества. Эти пакеты работы конкретизируются через отдельные работы, а также требования (количественные и качественные показатели) к их исполнению. За счет этого усиливается эффект «конечности» проекта, как части выполняемых работ, ограничиваются ресурсы для выполнения проекта. В плане указываются также сроки исполнения основных пакетов работ, которые выступают контрольными точками. Помимо этого, если работ много, составляется план-график их исполнения.

Финансовое обоснование реализации проекта пишется в том случае, если работы, выполняемые в проекте требуют финансовых вложений, даже, например, в части материального стимулирования кадров.

Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд этапов своего развития. Полная совокупность этапов развития образует жизненный цикл проекта, который включает

фазу разработки проекта внедрения новшества или комплекса взаимосвязанных новшеств и плана его реализации;

–фазу реализации проекта , результатом которой является достижение запланированных в проекте результатов;

–рефлексивную фазу , результатом которой является оценка результатов, полученных в проекте и определение «дальнейшего движения»: необходимости продолжения начатых работ, их коррекции, либо «запуска» нового проекта, позволяющего перейти к внедрению следующих новшеств.

Многообразие проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности и т.п.

Существенным для выполнения практической деятельности понятием является класс проекта. Класс проекта определяется в зависимости от масштаба и степени взаимозависимости целенаправленных изменений. В порядке его возрастания целенаправленные изменения могут производиться как

-работы (операции);

-пакеты работ (комплексы технологически взаимосвязанных операций);

-проекты введения единичных или локальных новшеств ;

-мультипроекты или мегапроекты: крупные проекты, состоящие из нескольких технологически зависимых проектов, объединенных общими ресурсами);

-программы (программа – комплекс операций (мероприятий, проектов), увязанных технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих достижение поставленной цели);

-портфели проектов (набор не обязательно технологически зависимых проектов, реализуемый организацией в условиях ресурсных ограничений и обеспечивающий достижение ее стратегических целей).

Принято также выделять тип проекта. Тип проекта выделяют по тем сферам деятельности, в которых он осуществляется. В зависимости от обновляемой сферы деятельности и вводимого новшества, в детском саду могут выполняться экономические проекты, социальные проекты, управленческие проекты, но в основном образовательные. По типу проект может быть также отнесен к смешанному.

По продолжительности периода осуществления проекты бывают краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).

Проекты могут быть также охарактеризованы по степени сложности : простые, сложные, очень сложные, содержащие большой объем сложных для выполнения работ.

Для успешной реализации проектов создается система управления проектами . Под управлением проектами (УП) понимается совокупность процессов по планированию, координации и контролю работ для реализации целей проектов с учетом ограничений на ресурсы, бюджет и требований качества.

Руководитель (менеджер ) проекта физическое лицо, которому делегируются полномочия по руководству всеми работами по осуществлению проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта. Он является персонально ответственным за осуществление проекта.

Команда проекта – специфическая организационная структура, совокупность отдельных лиц, групп и/или организаций, привлеченных к выполнению работ проекта и ответственных перед руководителем проекта за их выполнение. Создается целевым образом на период осуществления проекта. Главная задача команды проекта – выполнение работ по проекту, осуществление функций координации действий и согласование интересов всех участников проекта для достижения целей проекта.

Проектная технология введения ФГОС - обеспечивает гибкое управление процессом введения стандарта. Ее суть состоит в непрерывности процесса разработки и реализации проектов внедрения тех, новшеств, которые обеспечат достижение новых требований к качеству образования, согласно требованиям ФГОС. Эти проекты определяются и включаются в так называемый портфолио проектов по мере прояснения ситуации, появления ресурсов для внедрения новшеств. Состав портфолио меняется по мере изменения ситуации: закрываются реализованные проекты, открываются новые, уточняются и разукрупняются или наоборот сливаются старые, то есть идет постоянный процесс работы с содержимым портфолио проектов. При этом постоянно удерживается целое, стратегическая цель - внедрение стандарта.

4.2. Алгоритм (примерная форма) планирования образовательной деятельности в дошкольном образовании на основе проектной технологии

Проектная технология разработки и реализации ООП, обеспечивающей введение ФГОС осуществляется в несколько этапов.

1. Формирование организационной структуры для управления процессом перехода детского сада на работу по ФГОС.

2. Анализ соответствия работы детского сада (результатов, образовательного процесса и условий) требованиям, содержащимся в стандарте: целевым ориентирам, принципам организации образовательной деятельности дошкольников, условиям ее осуществления, и определение, что нуждается в изменении.

3. Выбор примерной основной образовательной программы с учетом которой будет разрабатываться собственная образовательная программа.

4. Разработка части ООП, формируемый участниками образовательных отношений, на основе отбора парциальных программ.

5. Сопоставление реального образовательного процесса и условий его реализации с тем, который необходим для освоения выбранной программы и определение перечня новшеств, которые нужно будет освоить в образовательной организации для того, чтобы перейти на работу по новой программе, соответствующей требованиям ФГОС.

6. Определение перечня проектов освоения ООП и формирование на их основе портфолио проектов; выделение первоочередных проектов.

7. Управление реализацией первоочередных проектов. Пересмотр содержимого портфолио на основе анализа результатов реализации первоочередных проектов.

Проектная технология введения стандартов позволяет образовательной организации:

· приступить к работам и успешно действовать в ситуации неопределенности только в той ее части, которая определена;

· успешно действовать в ситуации ограниченных ресурсов, например, кадровых или финансовых, приступая к выполнению только той части работы, которая полностью обеспечена ресурсами;

· гибко изменять дальнейшее направление движения, корректировать планы по ситуации, по мере ее прояснения: появления у педколлектива достаточных ресурсов, понимания того, что и как нужно делать

Положительные эффекты в проектной технологии достигаются благодаря аналитической работе по результатам реализации каждого проекта, а также за счет умения определять первоочередные и последующие шаги деятельности, не забывая о стратегической цели.

4.3. Формирование органов для разработки ООП дошкольной организации.

Задачи этапа

Для организации процесса разработки ООП и введения ФГОС необходимо:

· определить состав совета и рабочей группы, которые будут отвечать за разработку ООП и введение ФГОС;

· назначить руководителя совета и рабочей группы;

· определить порядок их работы;

· поставить перед советом и рабочей группой общую задачу и задачу следующего этапа .

Основными органами структуры управления процессом разработки ООП и введения ФГОС будет совет, рабочая группа и микрогруппы, реализующие отдельные проекты введения новшеств в рамках нового стандарта. В совет желательно включить лиц, определяющих или оказывающих влияние на его развитие: это заведующий детским садом, председатель управляющего совета, представитель учредителя, научный руководитель, если такой есть, представители общественности и социальных партнеров детского сада.

Деятельность этого временного органа управления может быть регламентирована специальным Положением о рабочей группе, в котором прописывается его состав и функции.

Совет собирается 2-3 раза в год для решения общих стратегических вопросов управления введением стандарта:

· утверждения ООП детского сада и содержания части, разработанной участниками образовательных отношений;

· анализа процесса перехода на ФГОС, заслушивание отчета рабочей группы и ее членов;

· открытия новых крупных проектов введения ФГОС,

· утверждения проекта портфолио проектов введения ФГОС и др.

Затем должен быть осуществлен переход к созданию рабочей группы по разработке проекта новой образовательной системы детского сада. В состав рабочей группы входят руководители проектов, поэтому он меняется в зависимости от того, какие проекты выполняются на определенном промежутке времени. Руководить рабочей группой может методист или старший воспитатель детского сада.

Рабочая группа руководит исполнением работ, выполняемых в рамках проектов, обеспечивает скоординированное выполнение взаимосвязанных работ, проводит текущий контроль проектных работ, устраняет мелкие сбои, корректируя графики выполнения работ и перераспределяя исполнителей; готовит отчеты об исполнении единичных проектов для совета

Участники совета и рабочей группы должны быть достаточно информированы о ФГОС, должны иметь представление об особенностях проектной деятельности (проектной технологии, структуре проектов: целях, этапах, требованиях к промежуточным и окончательным результатам, их оформлению и т.д.). Необходимо, чтобы руководитель группы обладал навыками групповой работы (организации групповой дискуссии, круглого стола, мозгового штурма и др.).

Для работы необходимо обеспечить всех членов Совета и рабочей группы необходимыми инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке ООП и ФГОС ДО, ознакомить их с реестром ПООП.

Работа групп начинается на основе издания Приказа. После издания приказа о создании необходимо провести первые собрания Совета и рабочей группы, на которых ознакомить членов с целями создания данных органов, предстоящем планом работы, распределить функции между участниками. Порядок работы должен быть определен и принят всеми в начале работы.

Всю работу по управлению проектами введения ФГОС наиболее рационально строить в групповой и индивидуальной формах.

Желательно на Совете заранее определить формы дополнительного материального и морального поощрения участников проектов и довести до их сведения участников.

Результаты этапа. На первом этапе

· сформированы Совет и рабочая группа разработки ООП и реализации проектов введения ФГОС:

· назначены руководители Совета и рабочей группы;

· определены списки участников рабочей группы;

· обеспечена подготовка членов Совета и рабочей группы к работе по введению ФГОС на основе проектной технологии;

· определены задачи членов Совета и рабочей группы по инициации проектов и образованию своих микрогрупп.

4.4. Анализ соответствия работы детского сада (результатов, образовательного процесса и условий) требованиям, содержащимся в стандарте. Рекомендации по использованию опыта работы накопленного дошкольной образовательной организацией

Задачи этапа. На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей системе работы детского сада, чтобы привести ее в соответствие с требованиями ФГОС» и какой положительный опыт его работы можно использовать.

Первоначально необходимо определить, какие изменения требуется произвести:

· в целях работы детского сада;

· в режиме организации образовательного процесса в течение дня, недели, месяца и др.

· в осуществлении преемственности со школой

Эту задачу необходимо выполнить для того, чтобы затем можно было выбрать такую ПООП, которая позволила бы провести намеченные изменения при освоении своей ООП.

Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенных стандартами требованиями к результатам, образовательному процессу и условиям реализации основной образовательной программы с теми, которые используются в дошкольной организации. Нужно установить:

· какие из элементов существующей системы полностью отвечают требованиям ФГОС и не нуждаются в изменении, то есть могут быть сохранены в новой системе и ООП;

· какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям ФГОС, их можно сохранить в новой системе при условии незначительной переработки;

· какие элементы существующей системы вступают в противоречие с новыми требованиями ФГОС (устарели) и поэтому должны быть полностью заменены на новые.

В результате этих действий

· определяется перечень новых идей, содержащихся в стандарте, которые предстоит внедрить в практику;

· формируется перечень тех элементов в системе работы детского сада, которые нуждаются в переработке или замене на новые.

Таблица 1.

Результаты анализа работы детского сада требованиям ФГОС

Необходимая степень изменений Перечень новых идей, содержащихся в стандарте, которые предстоит освоить в процессе реализации программы
Сохранить Доработать Заменить
1. Цели работы детского сада + Новые целевые ориентиры
2. + Отказ от заорганизованности, поддержка детской инициативы
3. + Методы планирования деятельности, методы общения с ребенком и др.
4. + Создание и оснащение зон различной активности и уединения для разновозрастных групп; использование трансформеров, насыщение среды материалами для исследовательской деятельности и экспериментирования, детской активности.
5. + Включение в режим новых элементов содержания образовательной программы, которые будут соответствовать требованиям ФГОС
6. + Увеличение совместных партнерских дел по инициативе самих родителей, повышение степени открытости работы детского сада
7. + Контроль и оценка работы воспитателей по показателям процесса
8. + Поиск образовательных объектов во внешней среде, развитие партнерских отношений с их представителями, определение форм и методов использования.
9. + Взаимодействие с учителями начальной школы, знакомство с требованиями ФГОС, выработка согласованных подходов к реализации образовательного процесса детского сада и начальной школы

Эту задачу необходимо выполнить для того, чтобы затем можно было выбрать такую ПООП, которая позволила бы разработать свою, позволяющую провести все намеченные изменения и получить положительные результаты.

Выполнение задач второго этапа может осуществляться рабочей группой либо проходить на педагогическом совете. Перед таким мероприятием желательно ознакомить всех участников с основными положениями стандарта, разослать заранее текст стандарта для прочтения. Можно использовать и дополнительные материалы, разъясняющие новые положения стандарта: статьи, рекомендации.

Для параллельного анализа различных частей образовательной системы детского сада участников рекомендуется разбить на микрогруппы, назначив ответственных за результаты анализа каждой подсистемы. Все участники должны иметь для выполнения работы текст стандарта и пустую таблицу для заполнения.

Основной метод работы - это ведение дискуссии в микрогруппах, а затем на общем пленарном заседании после отчета каждой группы о выполнении анализа.

Работа должна завершиться обсуждением и принятием общего для коллектива решения о том, какие элементы системы работы детского сада должны быть в связи с переходом на новый стандарт заменены и доработаны и почему (обоснование состоянием дел в детском саду и его противоречием требованиям стандарта), какие элементы целесообразно сохранить. Все участники работы должны понять, почему принято такое решение, то есть, почему требуется произвести изменения. Кроме этого, коллектив должен проанализировать, какой опыт работы детского сада, накопленный на предыдущих этапах работы, будет являться ценным при переходе на работу по ФГОС.

Результаты этапа. Результатом анализа должен стать перечень элементов системы, которые нужно либо доработать, либо изменить, а также перечень тех новых идей стандарта, которые предстоит освоить. Кроме этого, педагогический совет должен поставить вторую цель своей работы: поиск такой программы, которая будет давать ответы на вопрос, как реализовать заложенные в стандарт инновационные идеи.

4.5. Поиск и выбор примерных основных образовательных программ, с учетом которых будет разрабатываться собственная образовательная программа. Примерный перечень тем для построения образовательного процесса в течение года с учетом возраста дошкольников (младший, средний и старший) и требований к качеству основных образовательных программ дошкольных организаций.

Задачи этапа:

Поиск ПООП для выбора и разработки собственной

Сравнение и оценка программ

Выбор программ на основе которых будет происходить разработка ООП

Дошкольные организации будут иметь возможность выбирать ПООП для разработки основных. ООП программа может быть разработана с учетом одной или нескольких примерных программ. Выбор программ может осуществляться интуитивно. При интуитивном выборе критерии по которым происходило оценивание и сравнение программ могут не осознаваться. Другой способ – это выбор на основе оценки и сравнения программ по определенным критериям. Это логический выбор. Однако люди далеко не всегда следуют на практике логически выработанным решениям. Однако их преимущество состоит в том, что они бывают наиболее обоснованными и продуманными.

Одним из критериев для выбора примерной программы служит также ее обобщенность. Большинство существующих на сегодня комплексных программ характеризуются высокой степенью конкретности и детальности проработки всех включенных в них элементов: содержания, методов, режима организации образовательной деятельности и др. В такие программы сложно адаптировать парциальные, так как они уже сами по себе являются полными и достаточными, охватывают все части образовательной системы. Эти программы трудно адаптировать к конкретным условиям деятельности.

Для разработки собственной программы целесообразно выбирать такую примерную, которая будет обладать рамочным характером: высокой степенью обобщенности, содержать общие подходы, принципы, модели реализации стандарта, а также вариативные способы осуществления образовательной деятельности и рекомендации по использованию предлагаемых вариантов в практике. Такие программы вместе с дополняющими их парциальными в большей степени будут способствовать разработке собственных уникальных программ образовательных организаций, соответствующих требованиям ФГОС.

Следующим критерием является актуальность примерной программы для конкретного детского сада с точки зрения ее направленности на новые для детского сада целевые ориентиры. В связи с этим, чтобы определить, какая программа будет для вас актуальной, сначала нужно проанализировать свою работу и определить, какие, содержащиеся во ФГОС целевые ориентиры являются для вашего детского сада новыми:

Работа в их направлении ранее не велась,

Работа ранее только декларировалась,

Работа велась и ранее, но в стандарте изменился подход в отношении способов ориентации образовательной деятельности на целевые ориентиры.

Еще одним критерием для выбора программ является ее потенциальная полезность для реализации новой идеологии ФГОС. Программы могут различаться между собой не только степенью направленности на реализацию инновационного содержания стандарта, но эффективностью предлагаемых новых подходов.

Возможно, одним из самых важных критериев при выборе программы является критерий ее обеспеченности ресурсами. Во-первых, это те ресурсы, которые подготовлены разработчиками, во-вторых, те, которые имеются в самой образовательной организации.

Таким образом, чтобы выбрать примерную программу, с учетом которой ваш детский сад будет формировать собственную, нужно сравнить программы между собой на оценке степени их актуальности, потенциальной полезности и реализуемости в условиях конкретного детского сада, обобщенности предлагаемых в них средств и возможности применения программы к собственным условиям деятельности.

Результаты этапа: решение о той программе или программах с учетом которых в дошкольной организации будет разрабатываться собственная ООП.

4.6. Разработка части ООП, формируемый участниками образовательных отношений, на основе отбора парциальных программ.

Задачи этапа:

· привлечь участников образовательных отношений к разработке программы;

· разработать вариативную часть ООП с учетом имеющихся парциальных.

Участники образовательных отношений имеют право на разработку части программы, соответствующей потребностям, мотивам, интересам детей, членов их семей, обусловленных особенностями индивидуального развития дошкольников, спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, сложившимися традициями, а также возможности педагогического коллектива.

Собственная часть программы, может быть выстроена с учетом парциальных программ для всех, а также для определенных групп дошкольников.

При разработке программы важно найти правильное соотношение ее обязательной инвариантной и вариативной частей, как в содержательном плане, так и по который должен составлять 40%. Инвариантная часть включает то содержание, которое с точки зрения целевых ориентиров стандарта является обязательным для всех дошкольников. Вариативная часть может углублять и расширять данной содержание, конкретизировать некоторые вопросы. Она может быть разработана также и для определенных групп дошкольников, имеющих особые потребности, проблемы здоровья и др. Например, это могут быть парциальные программы детей-мигрантов, нуждающихся в адаптации в иноязычной среде, для детей с проблемами здоровья, нуждающихся в логопедической помощи, в оздоровлении. Вариативная часть может включать программы развития творческих способностей по музыке, лепке, изобразительному творчеству. Могут быть программы, выстроенные на основе определенной технологии: программы проектов дошкольников, программы, а сотрудничества с родителями и др.

При определении состава парциальных программ нужно стремиться к тому, чтобы все они соответствовали целевым ориентирам стандарта; были разработаны в одном методологическом ключе, то есть углубляли и развивали подходы, используемые в основной инвариантной части программы.

Вариативную часть нужно разрабатывать совместно с участниками образовательных отношений. Для этого рекомендуется провести их анкетный опрос, беседы, консультации. Вполне возможно, что родители также могут стать авторами образовательных инициатив, которые будут использованы в собственных парциальных программах.

Анкета для родителей

Дорогие мамы и папы!

Наш детский сад готовит новую Основную образовательную программу. Часть этой программы разрабатывается с участием родителей и других заинтересованных лиц. Вы тоже можете принять в этом участие.

В соответствии с Законом Российской Федерации об образовании эта часть программы должна быть соответствовать индивидуальным потребностям, мотивам, интересам детей, членов их семей, обусловленных особенностями индивидуального развития дошкольников, спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, сложившимися традициями детского сада, а также возможностями педагогического коллектива.

Какие парциальный программы вы предлагаете включить в данную часть (подчеркните в тексте):

1.В области социально-коммуникативного развития (1.1.«Наша команда», 1.2.«Совместно с родителями…», 1.3.« Проекты в детском саду и за стенами детского сада» и др.)

2. В области познавательного развития детей (2.1.по математике, 2.2.технике, 2.3.естествознанию, 2.4.экологии, др.)

3.В области речевого развития детей: 3.1.логопедии, 3.2.чтения детской литературы, 3.3.основ обучения грамоте.

4.В области художественно-эстетического развития детей (4.1.музыки, 4.2.танца, 4.3.живописи, 4.4.театра, 4.5.лепки, 4.6.аппликации и др.)

5. В области физического развития детей (5.1.плавания, 5.2.фигурного катания, 5.3. гимнастики, закаливание и др.

6. Собственное предложение в основную образовательную программу

________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество, итоги будут подводиться на собрании «Наш сад, наши дети, наше будущее» и размещаться на сайте детского сада по адресу­­­­­­­­__________________

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, должна также включать традиции детского сада: праздники, коллективные дела и др. мероприятия, в которых раскрывается неповторимость и уникальность каждой образовательной организации.

Результаты этапа: ООП работы детского сада.

4.7. Обоснование отбора тем с учетом их социокультурной значимости, мотивирующей направленности, доступности и перечня новшеств, которые нужно будет освоить в образовательной организации и при переходе на работу по новой программе, соответствующей требованиям ФГОС.

Задача этапа: определения перечня новшеств, которые должны быть введены в рамках освоения детским садом новой программы

· в принципах организации образовательного процесса;

· в методах работа воспитателя с детьми;

· в организации предметной развивающей образовательной среды и ее насыщении оборудованием;

· во взаимодействии с родителями дошкольников;

· в механизмах контроля и оценки деятельности педагогических кадров детского;

· в режиме организации образовательного процесса в течение дня, недели и т. д.;

· в использовании потенциала внешней среды детского сада;

· в осуществлении преемственности со школой.

На третьем этапе перечень новых идей, содержащихся в стандарте, уже был определен. Однако сами идеи еще не звучали как конкретные новшества, которые предстоит внедрять, то есть они не были облечены в некую технологичную, организационную форму. Стандарт имеет рамочный характер, что и позволяет разрабатывать различные варианты программ его реализации, содержащие конкретные новшества и способы выполнения его требований.

Чтобы определить перечень новшеств, нужно сопоставить реальный процесс с тем, которые предстоит организовать по новой ООП, результаты этого сопоставления рекомендуется занести в таблицу.

Перечень новшеств по освоению ООП детского сада

Элементы системы работы детского сада Перечень новшеств, содержащихся в основной образовательной программе
1. Цели работы детского сада
2. Принципы организации образовательного процесса
3. Методы работы воспитателя с детьми
4. Организация предметной развивающей образовательной среды и ее насыщение оборудованием
5. Режим организации образовательного процесса в течение дня, недели, месяца и др.
6. Взаимодействие с родителями дошкольников
7. Механизм контроля и оценки деятельности педагогических кадров
8. Использование потенциала окружающей внешней среды
9. Осуществление преемственности со школой

Все участники работы должны иметь для ее выполнения текст ООП и Таблицу 2 для заполнения. Члены рабочей группы могут самостоятельно составить свои списки новшеств, например, по одной или нескольким подсистемам работы детского сада, обменяться ими до заседания рабочей группы. Таким образом, все члены группы будут готовы к участию в дискуссии на ее заседании.

Работа должна завершиться обсуждением и принятием общего решения о том, какие новшества предстоит осваивать.

Результаты этапа. Перечень новшеств для освоения новой ООП, соотнесенный с элементами системы работы детского сада.

1. Включение всех участников образовательных отношений в разработку перечня проектов реализации программы.

2. Распределение новшеств по проектам

3. Определение перечня проектов в составе портфолио.

4. Определение последовательности реализации проектов портфолио

5. Определение первоочередных проектов, тех к разработке которых необходимо перейти

6. Назначение руководителей первоочередных проектов и определение состава проектных микрогрупп.

Важным условием успешной реализации проектов, является наличие поддержки снизу, со стороны родителей и общественности. Чтобы такая поддержка была получена, на этом этапе нужно создать условия для проявления инициативы родителей и воспитателей в определении того, какие проекты будут выполняться в детском саду для введения новшеств. Включение как можно большего числа людей в реализации ООП важно еще и потому, что это сделает данный вопрос общим делом всех, объединит воспитателей и родителей детей, позволит использовать потенциал всех заинтересованных участников образовательных отношений, без чего невозможно будет решить многие новые задачи стандарта. Наконец, такая работа положительно сказывается на мотивации участников: преодолевается их отчужденность, непонимание, возрастает доверие к руководству, проводимой им образовательной политике.

Проекты могут быть инициированы различными внутренними: (руководителями, воспитателями) и внешними (родителями, социальными партнерами органами управления образованием) субъектами. Инициаторами проектов могут выступать как отдельные лица, так и группы, включающие разных представителей этих субъектов. Так, проект может быть инициирован управляющим советом детского сада, родительским комитетом, просто инициативными воспитателями и родителями или группой и т. д.

Момент инициации проектов может возникать стихийно или быть результатом стимулирования со стороны руководителей, других инициативных лиц и органов управления детским садом, например, со стороны управляющего совета. Перечень проектов рекомендуется разрабатывать коллективно. Нужно поддержать и простимулировать инициативу родителей и членов коллектива, всех заинтересованных лиц.

Перед началом работы по разработке перечня проектов освоения ООП, нужно ознакомить всех участников с текстом ООП, с подготовленным рабочей группой перечнем новшеств и с понятием проекта, например, выделить на сайте рубрику «Разрабатываем основную образовательную программу реализации ФГОС» и разместить под ней все материалы.

Методами, вызывающими активизацию и интерес к проектной деятельности, могут служить различные формы методической учебы воспитателей по реализации ООП, информирование участников на совещаниях, постановки прямых задач руководителями по разработке проектов перед членами коллектива; организация широкого обсуждений проектов в коллективе и с родителями очно и через сайт.

Желательно, чтобы лица и группы, инициирующие проекты, подготовили к ним аннотации. В аннотации должен быть

· коротко раскрыт замысел проекта, в котором показано, каким образом новшество может быть ведено в практику;

· описано то, что инициаторы могут сделать самостоятельно и перечислено, какая помощь нужна от администрации детского сада.

По результатам инициации и обсуждения предлагаемых проектов в коллективе и с родителями рабочая группа должна рассмотреть все инициированные проекты, оценить их актуальность, качество, возможность реализации и отобрать те, которые будут включены в портфолио.

Оценка инициированных проектов должна проходить с точки того, что ни один из новых проектов не реализуется на пустом месте, а встраивается в уже существующую систему, которая, как мы уже писала выше, дорабатывается, дотягивается до требований ФГОС. В связи с этим новые проекты должны быть интегрированы в существующую систему с учетом тех проектов, которые уже выполнялись в детском саду ранее, например, при освоении ФГТ. Некоторые из проектов будут открываться вновь, некоторые включаться в прежние, или наоборот, выделяться из уже реализуемых. Названия проектов должны быть понятными, яркими, указывающими на то новшество, которое будет в нем осваиваться, например: «Наш театр», «Развивающая среда «Техника», развивающая среда «Экология», «Детско-взрослые проекты: экскурсии на природу», «Мир вокруг нас: детско - взрослые проекты» и др.

Портфолио проектов введения основной образовательной программы

Названия проектов Перечень новшеств, которые будут осваиваться в проекте Элементы системы работы детского сада, на обновление которых направлен проект* Последовательность реализации проектов
1. «Мир вокруг нас: детско- взрослые проекты» (2 года) Проекты в окружающей среде, социально-коммуникативной и познавательной сфере образования детей; поддержка инициативы детей в стремлении научиться новому. Взаимодействие с родителями; использование потенциала внешней среды Проект-цель
2. Режим: «План-дело-анализ» (2 года) Организация режима дня по модели: план-дело-анализ, изменений методов общения воспитателей с детьми, поддержка детской инициативы Режим организации образовательного процесса в течение дня, недели, месяца и др. Проект-цель
3. Любимый уголок (Полгода) Создание центра уединения для детей Организация предметной развивающей образовательной среды и ее насыщение оборудованием Проект-цель
4. Предметная развивающая среда «Экология» (1 год) Создание центра активности познавательной деятельности детей по экологии, поддержка познавательной инициативы детей Организация предметной развивающей образовательной среды и ее насыщение оборудованием Проект-намерение
5. Предметная развивающая среда «Техника» Создание центра активности познавательной деятельности детей в области техники, поддержка познавательной инициативы детей Организация предметной развивающей образовательной среды и ее насыщение оборудованием Проект-мечта
6. Наш театр Совместные детско-взрослые проекты, поддержка творческой инициативы детей и взрослых Взаимодействие с родителями; принципы и методы взаимодействия воспитателями с детьми. Проект-фантазия
7. И. т.д.

*Элементы системы.

· Принципы организации образовательного процесса

· Методы работы воспитателя с детьми

· Организация предметной развивающей образовательной среды и ее насыщение оборудованием

· Режим организации образовательного процесса в течение дня, недели, месяца и др.

· Взаимодействие с родителями дошкольников

· Механизм контроля и оценки деятельности педагогических кадров

· Использование потенциала окружающей внешней среды

· Осуществление преемственности со школой

Проект может быть направлен на обновление какого-то одного из элементов системы работы детского сада, например развивающей среды «Создание центра уединения «Любимый уголок» или на несколько взаимосвязанных элементов: принципов и методов работы воспитателей, использования потенциала окружающей среды: например: «Мир вокруг нас: детско - взрослые проекты».

Последовательность выполнения проектов, то есть распределение их во времени по отношению друг к другу определяется с помощью понятий проект-цель, проект-намерение, проект-мечта и проект-фантазия. Проекты отличаются между собой степенью актуальности и готовности к выполнению детским садом входящих в них работ. Если проект актуален, нужно приступать к его выполнению немедленно, и для этого в организации имеются необходимые ресурсы, ясен замысел проекта, то такой проект – цель. К проектам намерениям относятся те, для выполнения которых чего-то недостает, например, некоторых ресурсов. Проекты-мечты и фантазии еще менее ясные и понятные, поэтому трудно определить - когда и за какое время они могут быть выполнены. Однако по мере прояснения ситуации и подготовки ресурсов проекты-намерения, как и другие: мечты и фантазии тоже могут перейти в разряд целей и наоборот, некоторые цели и намерения могут утратить свою актуальность.

При определении последовательности исполнения проектов нужно оценивать и существующую между ними логическую связь, анализировать, какой проект не может быть выполнен без другого, и какие являются первыми, то есть могут быть начаты без предварительной подготовки, то есть не требует выполнения других проектов.

Результаты этапа:

· перечень проектов внедрения новшеств, содержащихся в ООП.

· сформированный портфолио проектов

4.9. Управление реализацией первоочередных проектов реализации ООП и введения ФГОС.

Задачи этапа:

· формирование рабочих групп ответственных за разработку и реализацию первоочередных проектов

· разработка и реализация первоочередных проектов освоения ООП и перехода на ФГОС.

· анализ результатов реализации первоочередных проектов.

После того, как портфолио проектов сформирован, можно переходить к разработке и реализации проектов, которые были выделены членами рабочей группы как первоочередные. Для того, чтобы начать эту работу нужно создать микрогруппы, издать приказы и сроках выполнения проектов, порядке отчетности, составе рабочей группы и руководителях проектов.

Часто руководителем проекта становится его инициатор, он же может собрать группу людей, заинтересованных именно в этом проекте. Однако нужно иметь в виду, что инициатор и руководитель проекта не всегда одно и то же лицо. Так, например, инициатива может исходить от заведующего детским садом, а руководителями групп могут быть родители или воспитатели.

Желательно, чтобы руководителями образовательных проектов были воспитателя и другие педагоги детского сада, а руководитель, старший воспитатель и методист выступали в роли кураторов проектов. Это будет развивать инициативу и формировать ответственную позицию у членов педколлектива и разгрузит руководителей от выполнения мелких задач, сохранив за ними общее руководство и ответственность за управленческие проекты по мониторингу введения ФГОС, созданию кадровых и материально-технических условий.

После того, как группы образованы, можно приступать к разработке содержания проектов и планов их выполнения.

Составленный проект проекта и плана его реализации должен быть самым подробным образом обсужден всеми участниками проекта. Это необходимо, во-первых, потому, что каждый член микрогруппы должен внутренне психологически принять этот план как свой. Во-вторых, каждый должен увидеть роль и место своей работы в общем объеме работ. В-третьих, при обсуждении плана члены группы должны трезво оценить возможности выполнения работ в указанные сроки. Как правило, начинающий руководитель проекта, впервые планирующий такую работу, склонен преувеличивать свои возможности и возможности своих коллег, в связи с чем часто ставятся крупные цели, планируются значительные изменения и при этом определяются нереальные сроки их достижения.

После обсуждения планы проекта принимаются органом, ответственным за его реализацию, рабочей группой и заведующим детским садом. Затем следует разработка и утверждение планов индивидуальных планов участников проекта. Форма этих планов может быть произвольная, главным образом удобная для работы самих исполнителей. Единственно важным условием является то, чтобы все работы, предусмотренные в проекте, нашли свое отражение в индивидуальных планах его участников.

Приступая к реализации проектов, участники и руководители детского сада должны отдавать себе отчет в том, с какими трудностями они могут столкнуться и выработать адекватные меры их преодоления. Например, быстрые изменения дают быстрые и ощутимые результаты, но требуют приложения больших усилий. Поэтому для начала выполнения таких проектов руководству детского сада нужно будет позаботиться о так называемых «стартовых площадках», то есть ресурсов для запуска проекта. Недостаток ресурсов для начала работ на старте может компенсироваться и позже, в процессе выполнения работ, но именно эту часть проекта должен контролировать и обеспечивать для участников заведующий детским садом.

После завершения фазы планирования группы приступают к выполнению проектов. Эта работа ведется без отрыва от основной деятельности, по существу с ней объединяется. Организация работы группы и координация работ проходит в процессе заседаний группы, собираемых руководителями по необходимости, а также в форме индивидуальной работы руководителя проекта с членами своей группы. Деятельность руководителя проекта будет заключаться в контроле выполнения планов и регулярном обсуждении с членами своей группы получаемых результатов.

Вполне естественно, что в крупных и сложных по содержанию проектах, их планы никогда не могут быть выполнены в своем первоначальном виде – в ходе их реализации обнаруживаются просчеты, появляются новые обстоятельства, и т.д. В результате планы проекта меняются. Искусство руководителя проекта заключается в том, чтобы вовремя выявить и обсудить возможные отклонения и внести необходимые коррективы, заново перестроив логические связи между отдельными направлениями работ в проекте и т.д.

Обсуждение хода и результатов работ по проекту важно еще и потому, что это позволяет выработать общие точки зрения, подходы, позиции участников. Такие обсуждения целесообразно проводить на заседаниях рабочих групп или рабочей группы управления реализацией проекта введения ФГОС.

Руководитель проекта должен особое внимание уделять анализу и созданию условий для его реализации.

Обеспечение организационных условий - это распределение обязанностей между членами микрогруппы, организация их работы и взаимодействия друг с другом.

Обеспечение информационных условий - это действия по сбору, обработке, анализу внутренней и внешней информации, нужной для реализации проекта, а также передача информации, то есть информирование и инструктирование исполнителей. Это обеспечение участников проекта соответствующей информацией: книгами, журналами и газетами, материалами передового педагогического опыта, доступом к электронным ресурсам – базами и банками данных и т.д., педагогическим программным средствам и т.д. Это размещение информации о ходе реализации проектов на сайте.

Создание кадровых условий - это выполнение действий по подбору, расстановке и подготовке, то есть обучению кадров. Наряду с педагогическим кадрами в реализации проектов будут задействованы и родители и работники сторонних организаций, являющихся социальными партнерами детского сада. Их обучение рекомендуется проводить непосредственно в деятельности, при помощи консультаций.

При работе с собственными педагогическими кадрами, привлекаемыми к работе в проекте, необходимо ориентироваться на уровень их подготовки, «не перегружая» их непосильными задачами и организовывая для них целенаправленное повышение квалификации совместно с методистом и соответствующими региональными институтами повышения квалификации.

Создание мотивационных условий - это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в решении задач. Мотивация участников проекта возникает при условии, что, что они уверены в посильности стоящих перед ними задач и возможности получить за их решение значимое для себя вознаграждение. Механизмы стимулирования должны отвечать потребностям разных участников и поэтому должны быть самыми разнообразными: повышение разрядов, дополнительное финансирование, например в виде премий; выделение свободных, так называемых «методических» дней; неофициальное увеличение продолжительности отпуска, публикации сборников авторских разработок; прикрепление к аспирантуре для того, чтобы участники проекта из числа педагогических работников проводили нужную для детского сада исследовательскую работу, которая одновременно будет и их диссертационной работой и т.д. При этом важным обстоятельством является создание механизмов нейтрализации «скептиков» – чтобы члены коллектива, не участвующие в проектах, не создавали атмосферу негативного отношения к ним и не мешали его реализации.

Обеспечение научно-методических условий - это обеспечение проектов необходимой документацией, методическими рекомендациями, памятками инструкциями по организации работы и т. д.

Обеспечение материально-технических условий - это создание необходимой материальной базы, обеспечение коллектива рабочей группы проекта, оргтехникой, компьютерами и т.д.

Обеспечение нормативно-правовых условий - это создание всей необходимой документации внутреннего пользования.

Как видно из вышеперечисленных условий, работа над проектами заведении идет во взаимосвязи с методической работой. Однако, не все задачи проекта могут быть решены при имеющемся кадровом потенциале, в связи с чем для реализации проектов может потребоваться привлечение и использование еще и внешних ресурсов. Есть два наиболее распространенных и приемлемых пути использования в проектах «внешних» ресурсов:

1.Нахождение недостающих материалов в передовом педагогическом опыте, в имеющейся научной и методической литературе, в учебно-программной документации, разработанной в других организациях или в педагогических ВУЗах, областных институтах повышения квалификации и т.д.

2.Заказ проведения части необходимых работ сторонним научным организациям или отдельным научным работникам. В этом случае необходимо самым подробным образом в соответствующих договорах и в разделах «технического задания» обговорить, что именно хочет получить заказчик (дошкольная организация) от исполнителя (научная организация или отдельный научный коллектив). И в каких формах будет завершена заказываемая работа, кем она должна быть утверждена.

Как показывает практика, если детали заказываемой работы подробно не оговорены и не уточнены, то чаще всего исполнитель – научная организация или отдельный ученый – приносят по окончании работ совсем не те материалы, которые от него ждал заказчик. И дело здесь вовсе не в недобросовестности исполнителя, хотя и это случается, а в том, что разные люди по-разному будут понимать выполнение работ по одному и тому же проекту.

Еще одной важной функцией руководителя проекта в процессе его реализации является обобщение получаемых результатов. С этими целями руководитель проекта должен, в частности, регулярно выступать перед рабочей группой, родительской общественностью, членами педколлектива.

Обязательным компонентом работы по проекту является экспертиза каждой законченной (даже промежуточной) работы. Экспертиза проводится как внутренняя, выполняемая членами самой рабочей группы проекта, так и внешняя, когда законченный отчет по проекту и другие, подготовленные в его рамках материалы, передаются коллегам, не участвующим в проекте или направляются в отдельному специалисту, научному работнику, в соседнее учебное заведение, методический центр или органам управления образованием.

При подготовке итогового отчета, руководителю проекта целесообразно выступать в роли научного редактора наработанных в нем материалов (если необходимо – совместно с профессиональным ученым-педагогом), чтобы, во-первых, самому детально увидеть всю картину получаемых в проекте результатов; во-в

Пронина Лариса Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий управления развитием образовательного учреждения и профессионального образованияГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» г. Тула [email protected]

Системнодеятельностный подход к управлению качеством в условияхреализацииФГОС общего образования

Аннотация.Государственная политика в области образования связана с реализацией федеральных государственных образовательных стандартовнового поколения.В них заложена идея нового качества образования. Управление качеством –приоритетное направление деятельности руководителя образовательной организации.Ключевые слова:системнодеятельностный подход, управление, качество образования, федеральные государственные образовательные стандарты

Актуальность федеральныхгосударственныхобразовательныхстандартовнового поколения(ФГОС)связана с проблемой обеспечения нового качества образования, которое должно соответствовать меняющимся социальноэкономическим реалиям. Приоритеты Стратегии инновационногоразвития Российской Федерации, Федеральный закон № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,Национальная доктрина российского образования до 2020 года, отражающие государственную политикув области образования, ориентируют современную школу на достижение такого качестваобразования,которое сможет обеспечитьинновационноеразвитиеэкономики, в том числе в кризисные периоды.

Знаниеориентированная парадигма, лежащая в основе существующей системы образования, обеспечивавшая достижения и высокие результаты всех общественных институтов в доперестроечную эпоху, оказалась недостаточно гибкойперед вызовами постиндустриального общества и экономики, ставшей на рыночный путь развития. Эффективные педагогические технологии стабильной общественной системы оказались несовершенными и неадекватными бурному росту инновационных технологий во всех отраслях человеческой деятельности. Установка на накопление знания «на всюжизнь» оказалась вытесненной общественным заказом на постоянное обновление знаний(«образование через всюжизнь»), на преодоление стереотипа о силе конкретного знания. Ставка в образовании была сделана на формирование и развитие компетенций личности, что легло в основу компетентностного подходав федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.Основа стандартов новый тип взаимоотношений: со стороныгосударства–требование от ученика необходимого уровня образованности, со стороны ученика и родителей –требование от государства качественного выполнения взятых на себя обязательств по предоставлению образовательных услуг.ФГОС является важнейшим механизмом реализации основной миссии образования формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны.Таким образом, определены основные ориентирынового качества образования, основанные на следующем определении качества, принятом Международной организацией по стандартизации ИСО:«Качество –совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».Понятие качества образованиясоотносится с такими характеристиками, как

соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;

соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности и востребованности школьного образования; развитие навыков, необходимых для приобретения знаний в течение всей жизни, и информационной грамотности;

соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса.В педагогической науке понятие качестваобразования как объекта управления определяется различными подходами. Общепринятым является определение М.М. Поташника, который указывает на «соотношение цели и результата», как меру достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школы .ФГОС отражает социальный заказ общества на обновление основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями.В связи с этим актуальной становится проблема совершенствования системы управления качествомкак ведущая задача управленческой деятельности.Теория образовательного менеджмента определяет понятие «управление» как целенаправленноевоздействиевсех субъектовуправления на объекты управления, что призвано обеспечиватьстановление, стабилизацию, оптимальное функционирование и системноеразвитиешколы.Управление школой –это особая деятельность, в которой «ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы»(В.С. Лазарев).Вышеназванные определения управленческой деятельности, называя ее основные функции, соотносятся с представлением общей теории управления о понятии «управление» как функции организованных систем, обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ. При этом сегодня следует учитывать изменения в субъектах управления (управляющей системе) в соответствии с требованиями «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих". Руководители образовательных организаций должны соответствовать предъявляемому уровню компетентности и осуществлять свою деятельность во взаимодействии, образуя совокупный субъект управления, так как в условиях формирования государственнообщественной системы управления видоизменяется и расширяется понятие субъектауправления школой, приобретая статус совокупного субъекта управления.Являясь управляющей подсистемой,онсостоит из четырех взаимосвязанных блоков: общественное управление, административное управление, педагогическое коллегиальное управление, ученическое самоуправление. Методологической основой управления современной образовательной организацией являетсясистемнодеятельностный подход, всоответствии с принципами которого объектами управления в образовательной организации являются вещи, цели, процессы, люди (управляемая система)(В.В. Афанасьев). Современныеусловия требуют отруководителей школ владеть такими компетенциями, какумение корректироватьсодержание и направления управленческой деятельности,делегировать выполнениереализуемых управленческих функций, моделировать и видоизменять необходимую организационную структуру управляющей системы школы, осваивать новые, в первую очередь информационнокоммуникационные управленческие технологии». В связи сэтим следует отметить, что в отечественной теории внутришкольного управления, в исследованиях последних лет принято рассматривать в качестве функций управления не общие и универсальные управленческие действия, а наиболее конкретные, наиболее часто востребованные в практиктической деятельности. Управление качеством образования это не только достижение его определенного уровня, но и обеспечение позитивной динамики его изменения.ФГОС общего образования как нормативный документ уже определяет совокупность как необходимых условий дляобеспечения выполнения поставленных задач, так и требований к результатам образовательной деятельности. В связи с этим руководителям общеобразовательных организаций приходится трудиться в режиме интенсивного инновационного поиска, разрабатывая сбалансированную разноуровневую систему управления качеством образования, учитывающую специфику современного социальноэкономического развития России и ее регионов, переориентацию управления на развитие региональных образовательных систем, разработку адаптивной модели управления конкретной школы с учетом ее специфики.Системнодеятельностный подход к управлению позволяет определить основные объекты и направления управленческого воздействия в системе управления школой. В этом плане можно выделить универсальныедля всех типов и видов образовательных организацийпоказатели качества: качество образования в узком смысле;качество управления:

целями, задачами, содержанием образования;

кадровым обеспечением;

научнометодическим обеспечением;

условиями образования (санитарногигиеническими, экономическими, материальнотехническими, информационными, психологическими, юридическими, социальными, бытовыми, эстетическими и др.);качество реализации образовательного процесса;качество соответствия государственным образовательным стандартам;качество соответствия запросам учащихся и их родителей;качество соответствия потребностям общественных институтов;имидж образовательного учреждения, гарантирующий высокое качество образования.Совокупность характеристик новых ФГОС определяет соответствующая им нормативноправовая база, опирающаяся на Закон «Об образовании в Российской федерации» (2012 г.), Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа»; «Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы»; Приказы Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (2010 г.);"Об утверждениифедеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" (2010 г.); СанПиН 2.4.2.282110 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (2010 г.),Письмо Министерства образования«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием» (2011) и др. Нормативной основой реализации ФГОС в конкретной школе являются локальные акты, регулирующие деятельность обновленных структур, подразделений и направлений деятельности. Так, в соответствии с методическими рекомендациями ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» в образовательных учреждениях Тульской области, наряду с образовательной программой начального общего и основного общего образования разработаны положения

О структурных подразделениях общеобразовательного учреждения (о методическом совете, о библиотечноинформационном центре, о физкультурнооздоровительном центре, методическом объединении);

о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся общеобразовательного учреждения;

о режиме работы общеобразовательного учреждения;

О системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы (о текущем контроле, о промежуточной аттестации);

Об индивидуальном учебном проекте;

О портфеле достижений обучающихся;

О мониторинге качества реализации образовательной программы;

О стимулирующих выплатах общеобразовательного учреждения и др. Названные документы призваны обеспечить системнодеятельностный подход к управлению педагогическим коллективом, инновационными процессами, качеством образования, сформировать правовое поле образовательного учреждения.ФГОСконкретизирует объекты управленияв образовательной организации. Образовательная программа, которая на этапе ее внедрения становится программой развития,определяет цели и задачи деятельности в соответствии с приоритетами государственной политики с учетом специфики и направленности образовательной организации. Образовательный процесс в соответствии с системнодеятельностным подходом представляет собой единство учебной и внеурочнойдеятельности, призванной обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, формирование общеучебных, предметных и социальных компетенций.Серьезное внимание уделяется вопросам взаимосвязи качества образования и эффективности системы управления педагогическим персоналом современной школы, т.к. образование все более предстает как сфера конкурирующих концепций, гдерезультативность обеспечиваютсовременные наукоемкие технологии, программные продукты, квалифицированные специалисты.Однако прианализе проблемного поля современной школы в условиях реализации ФГОС ученые и практики отмечают его многогранность, многоаспектность. Например, среди проблем, без разрешения которых невозможно включение школы в режим развития, главными определены следующие:

несформированность педагогического коллектива как коллектива единомышленников;

отсутствие демократических начал и гуманистических отношений;

отсутствие творческой активности учителей, их недостаточная теоретическая подготовка;

отсутствие целостной системы формирования и развития общеучебных навыков и умений;

отсутствие новых технологий обучения и воспитания;

устаревшие формы и структуры управленческих функций;

отсутствие приоритетов качества преподавания, знаний, развития, воспитанности;

отсутствие действенной внутришкольной культуры и др. В практике реализации новых стандартов как никогда становится актуальным утверждение «кадры решают все». Старение и медленное обновление педагогических коллективов противоречит основной идее развивающего обучения, лежащей в основе ФГОС. Это направление существует в отечественной педагогике уже несколько десятилетий, прошло испытание временем и вошло в повседневную практику отдельных учителей какорганично транслируемая философия личностноориентированной педагогической позиции. Однако для значительной части учителей развивающее обучение является лишь научным лозунгом, не нарушающим сложившиеся стереотипы педагогической практики, основанной на зуновской парадигме. Преодоление профессиональных стереотипов предполагает высокую мотивацию педагогических кадров кразвитию своих профессиональных компетенций и формированию компетентности в реализации новых образовательных программ. Поэтому управление методической работой в образовательном учреждении, ее проблемный анализ, планирование, организация, контроль является одним из важных системообразующих направлений деятельности. Помимо курсовой подготовки на базе ИПК, предполагается система внутришкольных методических мероприятий, призванных приобщить педагогический коллектив к идее ФГОС нового поколения. Включение учителей в рабочую группу по разработке образовательной программы, привлечение к экспертизе рабочих программ формирует профессиональное ценностноориентационное единство. Обсуждение содержательных, организационных вопросов, осмысление новой профессиональной терминологии (компетентность, универсальные учебные действия, метапредметные компетенции, проектная деятельность, личностные результаты и др.) способствует совершенствованию профессиональной компетентности, росту профессионального мастерства.Обеспечение эффективности использования материальных ресурсов является одним из объектов контроля в системе управления образовательного учреждения. Приобретаемые наглядные пособия, электронное оборудование, бесплатно выдаваемые учебнометодические комплексы должны целенаправленно использоваться в образовательном процессе. Однако использование ИКТтехнологий в массовой практике еще остается проблемой. Несмотря на транслируемый позитивный опыт, в массовой практике отдаленных от центра школ, ксожалению, пока не делают погоды те учителя и руководители, кто не мыслит своей работы без компьютера, мультимедийной доски, электронного дневника, элементов дистанционного обучения, без которых не решить современных образовательных задач. В связи с этим актуализируются функции планирования, организации, руководства в процессе управления внедрением электронных технологий.И, наконец, еще одна проблема, связанная с системнодеятельностным подходом в организации образовательного процесса, который предполагает органичное сочетание учебной и внеурочной деятельности как обязательное условие содержания ФГОС. То, что внеурочная деятельность является обязательной составной частью образовательного процесса, а ее организация –компетенция администрации школы, к сожалению, осознается не всеми руководителями. Являясь частью учебного плана, внеурочные занятия должны быть определены свободным выбором учащихся из предлагаемых школой направлений, но не отрицанием участия во внеурочной деятельности, что не соответствует регламенту образовательной программы. Эти требования необходимо грамотно и убедительно довести до сведения родителей, многие из которых именно так воспринимают свое право выбора. Решение проблемы полноценной реализации образовательной программы выявляет компетентность руководителей в вопросах реализации ФГОС.

В общеобразовательных организациях Тульской

области накоплен значительный управленческий опыт по проблеме управления качеством образования.В Щекинском районе под руководством комитета по образованию, муниципальной методической службы разработана модель муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО), котораяна основании утвержденногоПоложения определяет ориентиры для школ района, где разработаны свои системы оценки качества образования –ШСОКО. Лучшие образовательные организации Тульской области, являясь региональными стажировочнымии базовыми площадками, пилотными образовательными организациями по внедрению ФГОС нового поколения, транслируют передовой управленческий опыт по проблеме управления качествомвобразовании. Несмотря нато, что эти учреждения имеют разные возможности, направленность, специфику решаемых образовательных задач, ихдеятельностьосуществляется в соответствии со следующими составляющими:

наличие организационных структур управления качеством;

выполнение в полном объеме ведущих управленческих функций (планирование, проектирование, корректировка, контроль) и административных процедур управления качеством;

обеспеченность основными ресурсами (кадры, финансы, материальнотехническая база и др.);

системность отслеживания результатов образовательного процесса и его участников, степени их соответствия нормам и стандартам (обученность, воспитанность, и компетентность выпускников, личные достижения педагогов и руководителей, выполнение плана и программ);

системность анализа иоценки основного и вспомогательных процессов управления качеством образования;В условиях реализации ФГОС нового поколения особенно актуальными становятся такие формы проектирования, как программа развития школы, комплексноцелевые программы, тематическиепроекты. Заложенная в них идеальная модель предстоящих преобразований и изменений призвана обеспечить целенаправленное достижение нового качества образования. Как никогда актуально звучат слова классика управленческой мысли А. Файоля:«Управлять -значит,предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».Управлять качеством образования осуществлять все функции управления для достижения заданных показателей как в узком, так и в широком смысле, иметь гарантированный результат.

Список литературы1.Поташник, М.М.Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программноцелевого управления / М.М. Поташник.М., 1996.

2.Лазарев, В.С.Руководство педагогическим коллективом: модели и методы /. В.С. Лазарев. –М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995, с. 1713.Афанасьев, В.В.Педагогические технологии управления: вопросы терминологии, проектирования, классификации / В.В. Афанасьев, // Преподаватель. –2001. № 5. –С.1419.

Pronina LarisaPh.D., assistant professorof management technology development of educational institutions and vocational training

SEI APE TO " IPKand PPRO TO " Tulalarisa.pronina.55 @ mail.ruSystem activity APPROACH TO QUALITY MANAGEMENT IN THE IMPLEMENTATION OF THE GEF educationAbstract:The state policy in the field of education is associated with the implementation of the federal state educational standards of the new generation. They are based on the idea of a new quality of education. Quality Management a priority activity of the headof the educational organization .Keywords:systemactivity approach, management, quality of education, federal state educational standards

ID: 182571
Дата закачки: 13 Августа 2017

Тип работы: Работа Контрольная

Описание:
Требования к написанию проекта по дисциплине «Обеспечение качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
Все проекты выполняются в электронном виде, объем работы не менее 3 стр. А4, шрифт 14, интервал 1,5.
Проект №1. «Создание программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС».
На основании ФГОС определить перечень требований к качеству образования. Составить программу управления качеством образования с учетом требований ФГОС в виде диаграммы Исикавы.
Требование к проекту №1:
 проект должен быть сформирован как документ, содержащий перечень требований к качеству образования и программу управления качеством образования в виде диаграммы причинно-следственных связей процесса формирования качества (диаграммы Исикавы), созданной с учетом требований ФГОС.
Проект №2. «Создание инструментария для маркетингового исследования по изучению запросов потребителей».
Составить анкеты для изучения запросов потребителей в отношении качества образования в конкретной образовательной организации.

Требование к проекту №2:
 проект должен быть сформирован как документ, содержащий инструментарий для маркетинговых исследований по изучению запросов потребителей образовательных услуг.
Проект № 3. «Создание комплексно–целевой программы управления качеством образования».
Построить дерево целей двух уровней для управления качеством образования. Сформировать комплексно-целевую программу управления качеством образования ОО.
Требование к проекту №3:
 проект должен быть сформирован как документ, содержащий дерево целей двух уровней для управления качеством образования и комплексно-целевую программу управления качеством образования ОО в виде таблицы.

п/п Направление
деятельности
(решаемая задача) Сроки реализации программы
Месяц,
год Месяц,
год Месяц,
год Месяц,
год
1. Направление
(цель) Мероприятие
(цель)

Комментарии: Полное решение с оценкой отлично. 2017 год сдачи.

Размер файла: 77 Кбайт
Фаил: (.doc)



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные