Вредные вещества. Выбросы вредных веществ в атмосферу. Классификация вредных веществ

Промышленно-экономическое развитие сопровождается, как правило, ростом загрязнения окружающей среды. Большинство крупных городов характеризуются значительной концентрацией промышленных объектов на относительно незначительных территориях, что представляет опасность для здоровья людей.

Одним из экологических факторов, оказывающих наиболее выраженное влияние на здоровье человека, является качество воздуха. Особую опасность в настоящее время представляют выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Это обусловлено тем, что токсиканты поступают в человеческий организм в основном через дыхательные пути.

Выбросы в атмосферу: источники

Различают природные и антропогенные источники поступления загрязнителей в воздух. Основными примесями, которые содержат выбросы в атмосферу от естественных источников, являются пыль космического, вулканического и растительного происхождения, газы и дым, образующиеся в результате лесных и степных пожаров, продукты разрушения и выветривания горных пород и почв и пр.

Уровни загрязнения воздушной среды природными источниками носят фоновый характер. Они достаточно мало изменяются со временем. Основными источниками поступления в воздушный бассейн загрязняющих веществ на современном этапе являются антропогенные, а именно − промышленность (различные отрасли), сельское хозяйство и автотранспорт.

Выбросы предприятий в атмосферу

Самыми крупными «поставщиками» различных загрязнителей в воздушный бассейн являются металлургические и энергетические предприятия, химическое производство, стройиндустрия, машиностроение.

В процессе сжигания топлива различных видов энергетическими комплексами в атмосферу выделяются большие количества сернистого ангидрида, оксидов углерода и азота, сажи. Также в выбросах (в меньших количествах) присутствует ряд других веществ, в частности углеводороды.

Основные источники пылегазовых выбросов в металлургическом производстве - плавильные печи, разливочные установки, травильные отделения, агломерационные машины, дробильноразмольное оборудование, разгрузка-погрузка материалов и пр. Наибольшую долю среди общего количества веществ, поступающих в атмосферу, занимают окись углерода, пыль, ангидрид сернистый, оксид азота. В несколько меньших количествах выбрасываются марганец, мышьяк, свинец, фосфор, пары ртути и пр. Также в процессе сталеплавильного производства выбросы в атмосферу содержат парогазовые смеси. В их состав входит фенол, бензол, формальдегид, аммиак и ряд других опасных веществ.

Вредные выбросы в атмосферу от предприятий химической отрасли, несмотря на небольшие объемы, представляют особую опасность для природной среды и человека, поскольку характеризуются высокой токсичностью, концентрированностью и значительным разнообразием. Поступающие в воздух смеси в зависимости от вида выпускаемой продукции могут иметь в своем составе летучие органические соединения, соединения фтора, нитрозные газы, твердые вещества, хлористые соединения, сероводород и пр.

При производстве стройматериалов и цемента выбросы в атмосферу содержат значительные количества различной пыли. Основными технологическими процессами, приводящими к их образованию, являются измельчение, обрабатывание шихт, полуфабрикатов и продуктов в потоках горячих газов и пр. Вокруг заводов, производящих различные стройматериалы, могут образовываться зоны загрязнения радиусом до 2000 м. Они характеризуются высокой концентрацией в воздухе пыли, содержащей частицы гипса, цемента, кварца, а также ряда других загрязняющих веществ.

Выбросы автотранспорта

В крупных городах огромное количество загрязнителей в атмосферу поступает от автотранспортных средств. По разным оценкам, на их долю приходится от 80 до 95%. состоят из большого количества токсичных соединений, в частности оксидов азота и углерода, альдегидов, углеводородов и пр. (всего около 200 соединений).

Наибольшие объемы выбросов отмечаются в зонах расположения светофоров и перекрестков, где автомобили передвигаются на малой скорости и в режиме холостого хода. Расчет выбросов в атмосферу показывает, что основными составляющими выхлопов в этом случае являются и углеводороды.

При этом следует отметить, что, в отличие от стационарных источников выбросов, работа автотранспорта приводит к загрязнению воздуха на городских улицах на высоте человеческого роста. В результате вредному воздействию загрязнителей подвергаются пешеходы, жители расположенных у дорог домов, а также произрастающая на прилегающих территориях растительность.

Сельское хозяйство

Влияние на человека

Согласно различным источникам, имеется прямая связь между загрязнением воздуха и рядом заболеваний. Так, например, длительность течения респираторных заболеваний у детей, которые живут в относительно загрязненных районах, в 2-2,5 раза больше, нежели у тех, что проживают в других районах.

Кроме того, в городах, характеризующихся неблагоприятной экологической обстановкой, у детей отмечены функциональные отклонения в системе иммунитета и кровообразования, нарушения компенсаторно-адаптационных механизмов к условиям внешней среды. Многими исследованиями выявлена также связь между загрязнением воздуха и смертностью людей.

Основными составляющими выбросов, поступающих в воздух от различных источников, являются взвешенные вещества, оксиды азота, углерода и серы. Выявлено, что зоны с превышением ПДК по NO 2 и CO охватывают до 90% городской территории. Приведенные макрокомпоненты выбросов способны вызвать серьезные заболевания. Накопление этих загрязнений приводит к повреждению слизистых оболочек верхних дыхательных путей, развитию легочных заболеваний. Кроме того, повышенные концентрации SO 2 могут вызвать дистрофические изменения в почках, печени и сердце, а NO 2 - токсикозы, врожденные аномалии, сердечную недостаточность, нервные расстройства и др. Некоторыми исследованиями выявлена взаимосвязь между заболеваемостью раком легких и концентрациями SO 2 и NO 2 в воздухе.


Выводы

Загрязнение окружающей природной среды и, в частности, атмосферы, имеет неблагоприятные последствия для здоровья не только настоящего, но и последующих поколений. Поэтому можно смело утверждать, что разработка мероприятий, направленных на то, чтобы уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу, − одна из самых актуальных на сегодняшний день проблем человечества.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Влияние выбросов в атмосферу на экологическую обстановку планеты и здоровье всего человечества крайне неблагоприятно. Практически постоянно в воздух попадает и рассеивается по нему масса разных соединений, и некоторые распадаются крайне долго. Особенно актуальной проблемой являются автомобильные выбросы, но существуют и другие источники. Стоит рассмотреть их подробно и выяснить, как избежать печальных последствий.

Атмосфера и её загрязнение

Атмосфера – это то, что окружает планету и образует некий купол, сохраняющий воздух и определённую складывавшуюся тысячелетиями среду. Именно она позволяет человечеству и всему живому дышать и существовать. Атмосфера состоит из нескольких слоёв, и в её структуру входят разные компоненты. Больше всего содержится азота (чуть меньше 78%), на втором месте кислород (порядка 20%). Количество аргона не превышает 1%, а доля углекислого газа СО2 и вовсе ничтожно мала – менее 0,2-0,3%. И такая структура должна сохраняться и оставаться постоянной.

Если же соотношение элементов меняется, то защитная оболочка Земли не выполняет свои основные функции, и это самым непосредственным образом отражается на планете.

Вредные выбросы попадают в окружающую среду ежедневно и практически постоянно, что связано со стремительными темпами развития цивилизации. Каждый стремится приобрести автомобиль, все отапливают свои жилища.

Активно развиваются разные направления промышленности, перерабатываются извлекаемые из недр Земли полезные ископаемые, становящиеся источниками энергии для улучшения качества жизни и работы предприятий. И всё это неизбежно приводит к значительному и крайне негативно влияет на экологию. Если ситуация останется прежней, это может грозить самыми серьёзными последствиями.

Основные разновидности загрязнений

Существует несколько классификаций выбросов вредных веществ в атмосферу. Так, они подразделяются на:

  • организованные
  • неорганизованные

В последнем случае вредные вещества попадают в воздух из так называемых неорганизованных и нерегламентированных источников, к которым относятся хранилища отходов и склады потенциально опасного сырья, места разгрузки и загрузки фур и товарных поездов, эстакады.

  • Низкие. Сюда относятся выделяющие газы и вредные соединения вместе с вентиляционным воздухом на невысоком уровне, часто рядом со зданиями, из которых вещества выводятся.
  • Высокие. К высоким стационарным источникам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу относятся трубы, через которые выхлопы практически сразу проникают атмосферные слои.
  • Средние или промежуточные. Промежуточные загрязнители находятся не более чем на 15-20% выше так называемой зоны аэродинамической тени, создаваемой сооружениями.

За основу классификации может быть взята дисперсность, которая определяет проникающие способности компонентов и рассеивание выбросов в атмосфере. Этот показатель применяется для оценки загрязнителей, пребывающих в форме аэрозолей или пыли. Для последней используется разделение дисперсности на пять групп, а для аэрозольных жидкостей – на четыре категории. И чем мельче компоненты, тем более стремительными темпами они рассеиваются по воздушному бассейну.

Токсичность

Все вредные выбросы подразделяются и по токсичности, определяющей характер и степень воздействия на человеческий организм, животных и растений. Показатель определяется как величина, обратно пропорциональная дозе, которая может стать смертельной. По токсичности выделяют такие категории как:

  • малотоксичные
  • умеренно токсичные
  • высокотоксичные
  • смертельно опасные, контакты с которыми могут спровоцировать летальный исход

Нетоксичные выбросы в атмосферный воздух – это, прежде всего, различные инертные газы, которые при нормальных и стабильных условиях не оказывают воздействия, то есть остаются нейтральными. Но при изменении некоторых показателей среды, например, при повышении давления они могут действовать на человеческий мозг наркотически.

Существует и регламентированная отдельная классификация всех попадающих в воздушный бассейн токсичных соединений. Она характеризуется как предельно допустимая концентрация, и, исходя из данного показателя, выделяется четыре класса токсичности. Последний четвёртый – это малотоксичные выбросы вредных веществ. К первому же классу относятся крайне опасные вещества, контакты с которыми представляют собой серьёзную угрозу для здоровья и жизни.

Основные источники

Все источники загрязнений можно разделить на две большие категории: природные и антропогенные. Начать стоит с первой, так как она менее обширна и никак не зависит от деятельности человечества.

Выделяют следующие естественные источники:

  • Наиболее крупными природными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу являются вулканы, во время извержения которых в воздух устремляются огромные количества различных продуктов горения и мельчайших твёрдых частиц горных пород.
  • Значительную долю в составе природных источников составляют лесные, торфяные и степные пожары, бушующие в летнее время года. При сгорании дерева и прочих содержащихся в природных условиях естественных источников топлива также образуются и устремляются в воздушный бассейн вредные выбросы.
  • Различные выделения образуют животные, причём как при жизни в результате функционирования различных желез внутренней секреции, так и после смерти при разложении. Растения, имеющие пыльцу, также могут считаться источниками выбросов в окружающую среду.
  • Негативное воздействие оказывает и состоящая из мельчайших частичек пыль, поднимаемая в воздух, витающая в нём и проникающая в атмосферные слои.

Антропогенные источники

Наиболее многочисленны и опасны антропогенные источники, связанные с деятельностью человека. К ним относят:

  • Промышленные выбросы, возникающие во время работы заводов и прочих предприятий, занимающихся обрабатывающим, металлургическим или химическим производством. И в ходе некоторых процессов и реакций может сформироваться выброс радиоактивных веществ, которые особенно опасны для людей.
  • Выбросы автотранспорта, доля которых может достигать 80-90% в общем объеме всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Автотранспортом сегодня пользуются многие, и ежедневно в воздух устремляются тонны входящих в состав выхлопов вредных и опасных соединений. И если промышленные выбросы от предприятий выводятся локально, то автомобильные присутствуют практически повсеместно.
  • К стационарным источникам выбросов относятся тепловые и атомные электростанции, котельные установки. Они позволяют отапливать помещения, поэтому активно используются. Но все подобные котельные и станции являются причиной постоянных выбросов в окружающую среду.
  • Активное применение разных видов топлива, особенно горючих. Во время их сжигания образуются большие количества опасных устремляющихся в воздушный бассейн веществ.
  • Отходы. В процессе их разложения тоже происходят выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. А если учесть, что период разложения некоторых отходов превышает десятки лет, то можно представить, насколько губительно их влияние на окружающую среду. И некоторые соединения гораздо опаснее выбросов промышленных предприятий: аккумуляторы и батарейки могут содержать и выделять тяжёлые металлы.
  • Сельское хозяйство тоже провоцирует выделение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, образующихся при использовании удобрений, а также жизнедеятельности животных в местах их скопления. В них могут содержаться СО2, аммиак, сероводород.

Примеры конкретных соединений

Для начала стоит разобрать состав выбросов от автотранспорта в атмосферу, так как он многокомпонентный. Прежде всего, в нём содержится углекислый газ СО2, который не относится к токсичным соединениям, но, попадая в организм в высоких концентрациях, способен снижать уровень кислорода в тканях и крови. И хотя СО2 является неотъемлемой частью воздуха и выделяется во время дыхания людьми, выбросы углекислого газа при эксплуатации автомобилей гораздо более значительны.

Также в составе выхлопных газов обнаруживаются отработавшие газы, копоть и сажа, углеводороды, оксиды азота, угарный газ, альдегиды, бензапирен. Согласно результатам проводившихся измерений, количество выбросов от автотранспорта на один литр используемого бензина может достигать 14-16 кг различных газов и частиц, включая угарный газ и СО2.

От стационарных источников выбросов могут исходить самые разные вещества, такие как ангидрид, аммиак, сернистая и азотная кислоты, оксиды серы и углерода, пары ртути, мышьяк, фтористые и фосфорные соединения, свинец. Все они не просто попадают в воздух, но и могут вступать с ним или друг с другом в реакции, образуя новые компоненты. И особенно опасны промышленные выбросы в атмосферу загрязняющих веществ: замеры показывают их высокие концентрации.

Как избежать серьёзных последствий

Промышленные выбросы и другие крайне вредны, так как являются причиной выпадения кислотных осадков, ухудшения состояния здоровья людей, развития . И чтобы предотвратить опасные последствия, нужно действовать комплексно и принимать такие меры как:

  1. Установка на предприятиях очистных сооружений, введение пунктов контроля загрязнений.
  2. Переход на альтернативные, менее токсичные и негорючие источники энергии, например, воду, ветер, солнечный свет.
  3. Рациональное использование автотранспорта: своевременное устранение поломок, применение специальных снижающих концентрации вредных соединений средств, налаживание выхлопной системы. А лучше хотя бы частично переходить на троллейбусы и трамваи.
  4. Законодательное регулирование на государственном уровне.
  5. Рациональное отношение к природным ресурсам, озеленение планеты.

Вещества, попадающие в атмосферу, опасны, но некоторые из них можно устранять или предупреждать их образование.

Загрязнение воздуха в Москве обусловлено повышенным содержание ядовитых примесей в приземном слое московского воздуха. Оно вызван выхлопными газами, выбросами промышленных предприятий, выхлопами ТЭЦ. От грязного воздуха в Москве ежегодно умирает в четыре раза больше, чем от автокатастроф- около 3 500 человек.

Особо опасно жить в Москве в полное безветрие. Таких дней здесь ежегодно около 40. Именно эти дни врачи называют "днями смертности"- ведь в одном кубе московского воздуха 7 миллиграммов отравляющих веществ. Вот вам ещё на закусочку: ежегодно в воздух Москвы выбрасывается 1,3 миллионa тонн отравы.

Отчего умирают москвичи

Каждый москвич ежегодно вдыхает более 50 килограмм различных отравляющих веществ. В год! В особой группе риска все, кто живет вдоль центральных улиц, особенно в квартирах ниже пятого этажа. На пятнадцатом этаже концентрация отравы в два раза меньше, на тридцатом- в десять раз меньше.

Главными отравителями воздуха Москвы являются губят диоксид азота и оксид углерода. Именно они дают 90% всей палитры ядов московского приземного воздуха. Эти газы приводят к астме.

Следующим отравляющим веществом является диоксид серы. Его "поставляют" небольшие московские и подмосковные котельные, работающие на жидком топливе. Диоксид серы приводит к отложению бляшек на стенках сосудов и к инфарктам. Не надо забывать, что чаще всего москвичи умирают именно от сердечно- сосудистых заболеваний.

Далее по списку московской отравы идут взвешенные вещества. Это мелкая пыль (мелкодисперсные частицы) до 10 микрон. Они опаснее любых автовыхлопов. Образуются они от частиц шин, асфальта, технологических выхлопов.

Взвешенные вещества с налипшими на них частицами отравы попадают в лёгкие и остаются там навсегда. Когда в лёгких накапливается определённая критическая масса, начинаются лёгочные заболевания и рак лёгких. Это практически 100% смерть. Ежегодно от рака умирает 25 000 москвичей.

Выбросы автотранспортных средств- самое опасное в области экологии. Выхлопы автомобилей- это 80% от всей отравы, которую получает московский воздух. Но дело даже не в этом- в отличие от ТЭЦ и труб промышленных предприятий выхлопы автомобилей производятся не на высоте заводских труб- десятков метров, а прямо в наши лёгкие.

В особую группу риска попадают водители, проводящие на дорогах столицы более 3 часов в день. Ведь в автомобиле нормы предельно допустимых концентраций превышены в 10 раз. Каждый автомобиль выбрасывает за год в воздух оравы столько, сколько весит сам.

Именно поэтому жить где- то в Капотне или Люблино гораздо менее опасно, чем в самых престижных районах Москвы. Ведь на Тверской, на Остоженке трафик автомобилей в разы больше, чем на промышленных окраинах.

Особо нужно подчеркнуть концентрацию отравляющих веществ. Москва устроена так, что всю гарь сдувает на юго- восток- именно сюда заколдованная роза ветров Москвы направляет всю отраву. Мало этого- юго- восток Москвы ещё и самое низкое и холодное место Москвы. А это значит, что отравленный воздух из центра подолгу задерживается именно здесь.

Загрязнение воздуха Москвы от ТЭЦ

В прошедшем году обстановка с Московскими ТЭЦ (впрочем, как и всегда) значительно ухудшилась. Москва требует все больше электроэнергии и тепла, ТЭЦ Москвы обеспечивает воздух столицы дымом и отравляющими веществами. В целом по энергетической системе суммарный расход топлива против прошлого года увеличился на 1943 тысячи тонн или почти на 8%.

Основа выбросов ТЭЦ

  • Угарный газ (диоксид углерода). Приводит к лёгочным заболеваниям и поражению нервной системы
  • Тяжелые металлы. Как и другие отравляющие вещества тяжелые металлы концентрируются и в почвах и в организме человека. Они не выводятся никогда.
  • Взвешенные вещества. Они приводят к раку лёгких
  • Диоксид серы. Ка уже говорилось, диоксид серы приводит к отложению бляшек на стенках сосудов и к инфарктам.
ТЭЦ и районные котельные, работающие на угле и мазуте, относятся к первому классу опасности. Расстояние от ТЭЦ до места нахождения человека должно быть не менее километра. В связи с этим непонятно расположение такого большого количества ТЭЦ и районных котельных вплотную у жилых домов. Посмотрите на карту задымления Москвы.

Крупные ТЭЦ Москвы:

  1. ТЭЦ-8 адрес Остаповский проезд, дом 1.
  2. ТЭЦ-9 адрес Автозаводская, дом 12, корп.1.
  3. ТЭЦ-11 адрес ш. Энтузиастов, дом 32.
  4. ТЭЦ-12 адрес Бережковская наб., дом 16.
  5. ТЭЦ-16 адрес ул. 3-я Хорошевская, дом 14.
  6. ТЭЦ-20 адрес ул. Вавилова, дом 13.
  7. ТЭЦ-21 адрес ул. Ижорская, дом 9.
  8. ТЭЦ-23 адрес ул. Монтажная, дом 1/4.
  9. ТЭЦ-25 адрес ул. Генерала Дорохова, дом 16.
  10. ТЭЦ-26 адрес ул. Востряковский проезд, дом 10.
  11. ТЭЦ-28 адрес ул. Ижорская, дом 13.
  12. ТЭЦ-27 адрес Мытищенский район, п.Челобитьево (за МКАД)
  13. ТЭЦ-22 адрес г.Дзержинский ул. Энергетиков, дом 5 (за МКАД)

Загрязнение воздуха Москвы от мусоросжигательных заводов


Посмотрите на расположение мусоросжигательных заводов в Москве:


В таких зонах, в зависимости от расстояния до трубы:

  • Нельзя находиться более получаса (300 метров до труб завода)
  • Нельзя находится более суток (пятьсот метров до труб завода)
  • Нельзя жить (километр до труб завода)
  • Жизнь проживающих в этой зоне буде короче на пять лет (пять километров до труб завода).
Конкретно для Москвы в случае неблагоприятной розы ветров обязательно будут неблагоприятные последствия для здоровья. Как писал “Wall Street Journal”- Мусоросжигательный завод-это устройство, которое производит ядовитые токсичные вещества, из относительно безопасных материалов.

В воздухе образуются самые ядовитые вещества на планете- диоксины, канцерогенные соединения, тяжелые металлы. Так, мусоросжигательный завод в промзоне "Руднево", имеющий мощность больше, чем все остальные московские заводы вместе взятые, находится в зоне, где идет активное строительство новостроек- вблизи Люберец.

Этому московскому региону не повезло больше других- именно здесь находятся люберецкие поля аэрации- место, куда десятилетиями сливали всю отраву из канализации Москвы. Именно здесь и ведется массовое строительство новостроек для обманутых дольщиков.

Продукты работы мусоросжигателя гораздо опаснее для человека чем просто отходы, так как все отходы, которые поступают на МСЗ, приходят в “связанном состоянии”. После сжигания все яды освобождаются, включая ртуть и тяжелые металлы. Кроме этого, появляются новые виды вредных соединений- соединения хлора, сернистый газ, окислы азота- более 400 соединений.

Причем ловушками вылавливаются только самые безвредные вещества- пыль, пепел. Тогда как SO2, CO, NOx, НСl- то есть основные разрушители здоровья практически не удается отфильтровать.

С диоксинами гораздо сложнее. Защитники мусоросжигательных заводов Москвы уверяют, что при 1000 градусах горения, диоксины сгорают, однако это полная чушь- при снижении температуры диоксины взникают вновь, причем чем выше температура сгорания, тем больше окислов азота.

И, наконец- то, шлаки. Защитники МСЗ утверждают, что шлаки абсолютно безопасны и что из них делать шлакоблоки- строить дома. Однако сами почему- то строят дома из экологически чистых материалов.

Жалко, что лоббистам МСЗ не приходит в голову, что гораздо выгоднее отходы перабатывать- из половины получается промышленный метанол, который с готовностью покупает промышленность, дополнительное сырье получает бумажная промышленность и ряд других отраслей.

Смертность в районах мусоросжигательных заводов в Москве

По свидетельству европейских ученых, которые проводили изучения этой темы, у людей, подвергшихся воздействию мусоросжигательных заводов увеличилась смертность:

  • В 3,5 раза от рака легких
  • В 1,7 раза- от рака пищевода
  • В 2,7 раза от рака желудка
  • Детская смертность выросла в два раза
  • На четверть выросло количество уродств у новорожденных
Это отмечено в Австрии, Германии, Великобритании, Италии, Дании, Бельгии, Франции, Финляндии. Наша статистика молчит- исследование не проводились. Думаем внутри себя.

Почему в Москве нельзя сжигать мусор:

  • В мусоре за рубежом отсутствуют ртутные лампы- у нас они есть
  • За границей организован прием отработанных батареек- у нас все сжигается
  • В Европе и Америке организована переработка бытовой техники, красок и химических отходов- на московских заводах все это горит синим пламенем.
Вдыхайте глубже.

Проблема экологичности автомобилей возникла ещё в середине ХХ века, когда машины стали массовым продуктом. Европейские страны, находясь на сравнительно небольшой территории, ранее других стали применять различные экологические нормативы. Они существовали в отдельных странах и включали различные требования к содержанию вредных веществ в выхлопных газах у автомобилей.

В 1988 году Европейской экономической комиссией ООН был введён единый регламент (так называемый Евро-0) с требованиями снизить уровень выбросов окиси углерода, оксида азота и других веществ в автомобилях. Раз в несколько лет требования ужесточались, другие государства также стали вводить подобные нормативы.

Экологические нормы в Европе

С 2015 года в Европе действуют нормы Евро-6. Согласно этим требованиям, для бензиновых двигателей устанавливаются следующие допустимые выбросы вредных веществ (г/км):

  • Оксид углерода (CO) — 1
  • Углеводород (СН) — 0,1
  • Оксид азота (NOx) — 0,06

Для автомобилей с дизельными двигателями стандарт Евро-6 устанавливает другие нормы (г/км):

  • Оксид углерода (CO) — 0,5
  • Оксид азота (NOx) — 0,08
  • Углеводороды и оксиды азота (HC+NOx) — 0,17
  • Взвешенные частицы (PM) — 0,005

Экологический стандарт в России

Россия следует стандартам Евросоюза по выбросам выхлопных газов, хотя их реализация отстаёт на 6-10 лет. Первым стандартом, который был официально утверждён в РФ, стал Евро-2 в 2006 году.

С 2014 года в России на ввозимые автомобили действует стандарт Евро-5. С 2016 года он стал применяться и на все производимые автомобили.

Стандарты Евро-5 и Евро-6 имеют одинаковые нормы максимального количества выбросов вредных веществ для автомобилей с бензиновым двигателем. А вот для автомобилей, двигатель которых работает на дизельном топливе, стандарт Евро-5 имеет менее строгие требования: оксид азота (NOx) не должен превышать 0,18 г/км, а углеводороды и оксиды озота (HC+NOx) — 0,23 г/км.

Нормы выбросов в США

Федеральный стандарт к выбросам в атмосферу в США для легковых автомобилей делится на три категории: транспортные средства с низким уровнем выбросов (LEV), транспортные средства со сверхнизким уровнем выбросов (ULEV — гибриды) и транспортные средства с супернизким уровнем выбросов (SULEV — электромобили). На каждый из классов существуют отдельные требования.

В целом все производители и дилеры по продаже автомобилей на территории США придерживаются требований по выбросам в атмосферу агентства ЕРА (LEV II):

Пробег (миль)

Неметановые органические газы (NMOG), г/миль

Оксид азота (NO x), г/миль

Оксид углерода (CO), г/миль

Формальдегид (HCHO), г/миль

Взвешенные частицы (PM)

Стандарты выбросов в Китае

В Китае программы по контролю за выбросами загрязняющих веществ автомобилями начали появляться в восьмидестые годы, а общенациональный стандарт появился лишь в конце девяностых годов. Китай начал применять постепенно строгие стандарты выбросов выхлопных газов для легковых автомобилей в соответствии с европейскими нормами. Эквивалентом Евро-1 стал Китай-1, Евро-2 — Китай-2 и т. д.

Текущий национальный стандарт автомобильных выбросов в Китае — Китай-5. Он устанавливает различные нормы для автомобилей двух типов:

  • Автомобили типа 1: транспортные средства, вмещающие не более 6 пассажиров, включая водителя. Масса ≤ 2,5 тонны.
  • Автомобили типа 2: другие лёгкие транспортные средства (включая лёгкие грузовые автомобили).

Согласно стандарту Китай-5, предельные уровни выбросов загрязняющих веществ для бензиновых двигателей следующие:

Тип автомобиля

Масса, кг

Оксид углерода (CO),

Углеводороды (HC), г/км

Оксид азота (NOx), г/км

Взвешенные частицы (PM)

Автомобили с дизельными двигателями имеют другие предельные нормы выбросов:

Тип автомобиля

Масса, кг

Оксид углерода (CO),

Углеводороды и оксиды озота (НС + NOx), г/км

Оксид азота (NOx), г/км

Взвешенные частицы (PM)

Нормы выбросов в Бразилии

Программа контроля за выбросами моторных транспортных средств в Бразилии называется PROCONVE. Первый стандарт был внедрён в 1988 году. В целом эти нормы соответствуют европейским, однако ныне действующий PROCONVE L6, хотя и является аналогом Евро-5, не включает в себя обязательное наличие фильтров для фильтрации твёрдых частиц или количества выбросов в атмосферу.

Для автомобилей, масса которых не превышает 1700 кг, стандарты выбросов по PROCONVE L6 следующие (г/км):
  • Оксид углерода (CO) — 2
  • Тетрагидроканнабинол (THC) — 0,3
  • Летучие органические вещества (NMHC) — 0,05
  • Оксид азота (NOx) — 0,08
  • Взвешенные частицы (PM) — 0,03

Если масса автомобиля больше 1700 кг, то нормы меняются(г/км):

  • Оксид углерода (CO) — 2
  • Тетрагидроканнабинол (THC) — 0,5
  • Летучие органические вещества (NMHC) — 0,06
  • Оксид азота (NOx) — 0,25
  • Взвешенные частицы (PM) — 0,03.

Где более строгие нормы?

В целом развитые страны ориентируются на сходные нормы по содержанию вредных веществ в выхлопных газах. Евросоюз в этом плане является своеобразным авторитетом: он наиболее часто обновляет эти показатели и внедряет жёсткое правовое регулирование. Другие страны следуют за такой тенденцией и также обновляют нормы выбросов. Например, китайская программа полностью эквивалентна Евро: нынешний Китай-5 соответствует Евро-5. Россия также пытается не отставать от Евросоюза, но на данный момент реализуется стандарт, который действовал в европейских странах до 2015 года.

Под выбросами понимается кратковременное или за определённое время (сутки, год) поступление в окружающую природную среду. Величина выбросов нормируется. В качестве нормируемых показателей приняты предельно допустимый выброс (ПДВ) и временно согласованный с организациями охраны природы выброс (ВСВ).

Предельно допустимый выброс- это норматив, устанавливаемый для каждого конкретного источника исходя из условия, что приземная концентрация вредных веществ с учетом их рассеивания и органа не превышает нормативов качества воздуха. Кроме нормируемых выбросов существуют аварийные и залповые выбросы. Выбросы характеризуются количеством загрязняющих веществ, их химическим составом, концентрацией, агрегатным состоянием.

Промышленные выбросы подразделяют на организованные и неорганизованные. Так называемые организованные выбросы поступают через специально сооружённые газоходы, воздуховоды и трубы. Неорганизованные выбросы поступают в атмосферу в виде ненаправленных потоков в результате нарушения герметизации, нарушения технологии производства или неисправности оборудования.

По агрегатному состоянию выбросы подразделяют на четыре класса 1-газообразные и парообразные, 2-жидкие, 3-твердые.4смешанные.

Газообразные выбросы –диоксид серы, диоксид углерода, оксид и диоксид азота, сероводород, хлор, аммиак и т д. Жидкие выбросы- кислоты, растворы солей, щелочей, органические соединения, синтетические материалы. Твердые выбросы -органическая и неорганическая пыль, соединения свинца, ртути, других тяжёлых металлов, сажа, смолы и другие вещества.

По величине массы выбросы объединены в шесть групп:

1-ая группа- масса выброса менее 0,01 т /сут

2-ая группа–от 0,01 до 01 т /сут;

3-ья группа–от 0,1 до 1т/сут;

4-ая группа–от 1 до10 т/сут;

5-ая группа–10 до100 т/сут;

6-ая группа–свыше 100т/сут.

Для условного обозначения выбросов по составу принята следующая схема: класс (1 2 3 4) ,группа (1 2 3 4 5 6), подгруппе (1 2 3 4), индекс группы массового выброса (ГОСТ 17 2 1 0.1-76).

Выбросы подлежат периодической инвентаризации, под которой понимается систематизация сведений о распределении источников выбросов по территории объекта, их количество и состав. Целями инвентаризации являются:

Определение видов вредных веществ, поступающих в атмосферу от объектов;

Оценка влияния выбросов на окружающую среду;

Установление ПДВ или ВСВ;

Оценка состояния очистного оборудования и экологичности технологий и производственного оборудования;

Планирование очерёдности воздухоохранных мероприятий.

Инвентаризацию выбросов в атмосферу производят один раз в 5 лет в соответствии с «Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу». Источники загрязнения атмосферы определяют исходя из схем производственного процесса предприятия.

Для действующих предприятий контрольные точки принимаются по периметру санитарно-защитной зоны. Правила определения допустимых выбросов вредных веществ предприятиями изложены в ГОСТ 17 2 3 02 78 и в « Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты».

Основные параметры, характеризующие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: вид производства, источник выделения вредных веществ (установка, агрегат, устройство), источник выброса, число источников выброса, координата расположения выброса, параметры газо-воздушной смеси на выходе из источника выброса (скорость, объём, температура), характеристика газоочистных устройств, виды и количество вредных веществ и др.

Если значения ПДВ не могут быть достигнуты, то предусматривается поэтапное снижение выбросов вредных веществ до значений, обеспечивающих ПДК. На каждом этапе устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ)

Все расчеты по ПДВ оформляются в виде специального тома в соответствии с «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ в атмосферу для предприятий». По расчёту ПДВ должно быть получено экспертное заключение отдела экспертизы местного комитета охраны природы.

В зависимости от массы и видового состава выбросов в атмосферу, в соответствии с «Рекомендациями по делению предприятий по категории опасности» определяют категорию опасности предприятия (КОП):

Где Мi – масса I-го вещества в выбросе;

ПДКi – среднесуточное ПДК I-го вещества;

П–количество загрязняющих веществ;

Ai–безмерная величина, позволяющая соотнести степень вредности I-го вещества с вредностью сернистого газа (Значения ai в зависимости от класса опасности следующие: класс 2-1,3; класс 3-1; класс4-0,9,

В зависимости от величины КОП предприятия подразделяют на следующие классы опасности: класс 1>106, класс 2-104-106; класс 3-103-104; класс 4-<103

В зависимости от класса опасности устанавливают периодичность отчётности и контроля вредных веществ на предприятии. Предприятия класса опасности 3 разрабатывают том ПДВ (ВСВ) по сокращённой схеме, а предприятие класса опасности 4 не разрабатывают том ПДВ.

Предприятия обязаны вести первичный учёт видов и количеств загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, в соответствии с «Правилами охраны атмосферного воздуха».В конце года предприятие представляет отчет об охране атмосферного воздуха в соответствии с «Инструкцией о порядке составления отчета об охране атмосферного воздуха».



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные