Основные философские концепции. Классическая философия. Эллинистическая философия. Неоплатоническая философия


Мы часто слышим от других фразу: «Такова моя жизненная философия». Но зачастую за словами не стоит ничего, потому что к философии не имеет никакого отношения. На самом же деле суть жизненной философии в том, что вам часто придется жертвовать приятными вещами ради своих принципов. Ее разработка - увлекательный, но чрезвычайно кропотливый процесс. Необходимо многое понять о себе и своей личности. Для того, чтобы углубиться в саму суть, пройдите наш . Он ответит на многие вопросы и позволит взглянуть на себя другими глазами.

Запаситесь терпением и временем. Этот процесс не быстрый, однако длительная работа над собой в итоге даст хорошие результаты.

Осознайте, что начинаете путешествие

Примите обязательство жить с открытыми глазами и быть гибким. Последнее позволит менять свою точку зрения в зависимости от получаемых данных. Что бы ни говорили, но это не слабость, а признак сильного человека. Но только в том случае, если имеете на руках новые факты.

Вы должны также понимать, что это путешествие длиною в жизнь и никогда не должно прекращаться. Плохо, когда человек что-то для себя решил и не хочет меняться, даже если его опыт подсказывает, что это пора сделать. Способность учиться и меняться - это основа для построения собственной философии. Философы также меняли свое мнение на протяжении жизни, изучали массу материалов и делали разные выводы.

Начните читать и обучаться

Многие люди строят свою философию безосновательно. Они просто решили, что положение дел именно таково и не развиваются.

Чтение и обучение - основа. Мало прочесть лишь то, с чем вы согласны, нужно изучать источники, которые настаивают на другой точке зрения. Примите вы ее или нет, дело второстепенное, но ознакомиться с ней нужно.

Читайте самые разные книги: философию, этику, метафизику, политическую теорию, книги по логике. Знания - это еще не все, с ними нужно научиться обращаться, однако они нужны, чтобы увидеть жизнь во всем ее разнообразии.

Выявите свое философское течение

Существует много философских течений. Выберите несколько и начните их изучать. С чем-то вы будете согласны, с чем-то нет. Это абсолютно нормально.

Но мало только изучать принципы философских течений, нужно выяснить причину их возникновения и все предшествующие обстоятельства. Возможно, вы не сможете стать экспертом во всем, но иметь понимание необходимо. Начните с Платона, Аристотеля и Сократа.

Расширяйте и развивайте свое мышление

Когда вы начнете это делать, то выясните, что существует несколько типов мышления. Они обладают своими преимуществами, сложность состоит только в том, чтобы знать, когда и где применять конкретные из них. Для развития собственной философии основным является критическое мышление.

Если вы хотите развить свое мышление от критического до логического, пройдите , который предлагает обратить внимание на несколько ключевых типов.

Будьте терпеливы и позвольте идеям окрепнуть

Философом за день и даже за месяц стать нельзя. Идеи и принципы должны выкристаллизоваться, измениться и пройти проверку временем.

Начните вести журнал, в который записывайте свои мысли, идеи и концепции. Терпение в данном случае является необходимым, потому что первые страницы будут даваться с трудом, а идеи - казаться бессмысленными, банальными и глупыми. Спустя какое-то время вы увидите, что научились размышлять и доводить свою мысль до логического завершения.

Помимо этого, важно ответить на такие вопросы:

  • Что такое философия и какова ее цель?
  • Я хочу применять свою философию в отдельной сфере жизни или во всех? Почему?
  • Какова роль философии? Чем она принципиально отличается от науки и религии?
  • Как можно объяснить принципы собственной философии другим людям?
  • Возможна ли утопия в нашем мире?
  • Как определенные течения противоречат моей философской позиции?
  • Если я напишу художественную книгу, должна ли она отражать мою философскую позицию или не нужно ее навязывать?

Поговорите с теми, кто разделяет вашу философию

Философы могут заблуждаться. В спорах и дискуссиях можно увидеть слабости своих принципов. Поэтому присоединитесь к философскому кружку, где вы сможете обсуждать важные вопросы и темы. Говорите с профессорами философии и спорьте с ними. Найдите как единомышленников, так и противников вашей точки зрения.

Познавайте мир и приобретайте опыт

Ваша философия может быть противоречивой, особенно для людей, живущих в других странах. Выясните, что они думают и почему. Общайтесь с теми, кто на вас не похож. Будьте готовы адекватно воспринимать критику в свой адрес. Всегда носите с собой блокнот и ручку, чтобы записывать интересные фразы других людей.

Продолжайте читать книги по философии

Введите в гугле «10 важных книг по философии», скачайте и прочитайте их. Скорее всего там окажутся основы основ, которые необходимо знать каждому человеку.

Будьте современным

Даже в нашем безумном мире существуют философы и их идеи весьма интересны. По этой ссылке вы найдете список философов 21 века. Поинтересуйтесь их работами. Почему так важно изучить их? Они ставят все новые вопросы или убеждают нас в том, что старые вопросы не потеряли актуальности.

  • Влияние интернета на личность и смысл жизни;
  • Свобода в современном мире;
  • Больше или меньше сейчас возможностей для того, чтобы ?

Рассматривайте себя как философа

Наличие принципов не делает вас философом. Необходимо немного больше: смотреть на мир философски, задумываться о вечных вопросах, и решать проблемы человечества.

Желаем вам удачи!

Жизни современного общества опирается на то или иное решение, появившееся благодаря умозаключениям философов, которые экстраполировали свои философские концепции в реальный мир. С течением времени и изменением уклада общества эти теории пересматривались, дополнялись и расширялись, выкристаллизовавшись в то, что мы имеем на данный момент. Современная наука выделяет две основные философские концепции общества: идеалистическую и материалистическую.

Идеалистическая теория

Идеалистическая теория состоит в том, что основу общества, его стержень образует духовное начало, просветление и высота моральных качеств единиц, составляющих данное общество. Часто под стрежнем понимался Бог, Мировой интеллект или человеческое сознание. Основная мысль заключена в тезисе, что миром управляют идеи. И что, «вложив» в головы людей мысли с определенным вектором (добрые, злые, альтруистические и т. д.), можно было реорганизовать все человечество.

Несомненно, определенные основания такая теория имеет. Например, факт того, что все совершаемые человеком поступки происходят с участием разума и сознания. До разделения труда такая теория могла быть воспринята как само собой разумеющаяся. Но в тот момент, когда умственная сфера жизни отделилась от физической, появилась иллюзия, что сознание и идея стоят выше материального. Постепенно сложилась монополия на занятия умственным трудом, а тяжелую работу выполняли те, кто не попал в кружок избранных.

Материалистическая теория

Материалистическую же теорию можно разделить на две части. В первой проводится параллель между местом проживания группы людей и формированием общества. То есть географическое положение, ландшафт, полезные ископаемые, доступ к крупным водным резервуарам и т. д. определяют направленность будущего государства, его политический строй, расслоение общества.

Вторая часть отражена в теории марксизма: труд - это основа общества. Потому что для занятий литературой, искусством, наукой или философией нужно удовлетворить витальные потребности. Так выстраивается пирамида из четырех ступней: экономической - социальной - политической - духовной.

Натуралистическая и прочие теории

Менее известные философские концепции: натуралистическая, технократическая и феноменологическая теория.

Натуралистическая концепция объясняет устройство общества, обращаясь к его природе, то есть к физическим, биологическим, географическим закономерностям развития человека. Подобная модель применяется в биологии для описания повадок внутри стаи животных. Человек, по этой теории, отличается только особенностями поведения.

Технократическая концепция связана со скачкообразными этапами развития науки и техники, повсеместным внедрением результатов технического прогресса и преобразованием общества в быстро изменяющихся условиях.

Феноменологическая теория - это результат кризиса, постигшего человечество в новейшей истории. Философы пытаются вывести теорию, что общество порождается из себя самого, не опираясь на факторы извне. Но распространения она пока не получила.

Картина мира

Основные философские концепции утверждают, что существует несколько наиболее вероятных картин мира. Это чувственно-пространственная, духовно-культурная и метафизическая, упоминают о физической, биологической, философской теориях.

Если начинать с конца, то философская теория основана вокруг понятия бытия, его познания и взаимоотношения с сознанием в общем и человеком в частности. История развития философии показывает, что с каждым новым этапом понятие бытие подвергалось переосмыслению, находились новые доказательства его существования или опровержения. На данный момент теория гласит, что бытие есть, а его познание находится в постоянном динамическом равновесии с наукой и духовными институтами.

Концепция человека

Философская концепция человека сейчас сосредоточена на идеалистической проблеме человека, так называемой «синтетической» концепции. стремится познать человека во всех сферах его жизнедеятельности, привлекая к этому медицину, генетику, физику и прочие науки. На данный момент существуют только отрывочные теории: биологическая, психологическая, религиозная, культурная, но нет исследователя, который бы соединил из в целостную систему. Философская концепция человека так и осталась открытым вопросом, над которым продолжает работу современное поколение философов.

Понятие развития

Философская также дихотомична. Она представляет собой две теории: диалектика и метафизика.

Диалектика - это рассмотрение явлений и событий, происходящих в мире во всем их многообразии, динамическом развитии, изменении и взаимодействии друг с другом.

Метафизика же рассматривает вещи отдельно, без объяснения их взаимосвязи, без учета влияния их друг на друга. Впервые эту теорию выдвинул Аристотель, указав, что, пройдя череду изменений, материя воплощается в единственно возможной форме.

Философские концепции развиваются параллельно с наукой и помогают расширить наши знания об окружающем мире. Некоторые из них находят свое подтверждение, часть так и остается только умозаключениями, а единицы отвергаются как не имеющие основания.

    Позитивизм: эволюция и основные идеи.

    Марксизм и его место в истории философии.

    Антропологические школы в философии.

Позитивизм – это философское направление, которое утверждает, что источником подлинного (позитивного) знания могут быть только отдельные конкретные науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука, не может претендовать на самостоятельное исследование действительности.

Позитивизм сформировался в 30 – 40-е годы ХІХ в. Основателями этого направления были француз О. Конт (1798 – 1857) и англичанин Г.Спенсер (1820 – 1903).

По мнению О. Конта , нет никаких противоречий между материализмом и идеализмом, поэтому философы должны отказаться от этого бессмысленного спора и всецело обратиться к научному знанию. Это предполагает ряд существенных черт философии: а) философское знание должно быть точным и достоверным, и опираться на достижения других наук; б) философия должна использовать научный метод познания (прежде всего, эмпирическое наблюдение); в) философия должна быть свободной от аксиологического подхода к объекту исследования, беспристрастно исследовать факты, а не их причины и внутреннюю сущность; г) философское знание должно раз и навсегда отказаться от претензий на статус «царицы наук», особого общетеоретического мировоззрения – философия должна стать конкретной наукой и занять свое место в ряду других наук.

О. Конт выдвинул закон двойственности эволюции, в которой он выделял интеллектуальную и техническую формы. В связи с этим он выделил три стадии интеллектуального развития (теологическую, основанную на религии; метафизическую, основанную на вероятностном знании; позитивную, основанную на науке), а также три стадии технического развития (традиционное общество, доиндустриальное общество, индустриальное общество). Стадии интеллектуального и технического развития соответствуют друг другу: теологическая – традиционному обществу, метафизическая – доиндустриальному обществу, позитивная – индустриальному обществу.

Г. Спенсер разработал учение об эволюционном позитивизме. В его понимании философия должна заниматься феноменами, имеющими чувственный характер и поддающимися систематизации. Эти феномены обусловлены познавательными способностями человека и являются проявлениями в сознании бесконечного, безусловного, не данного в опыте. Разницу между философией и наукой Г. Спенсер видел лишь в степени обобщения феноменальных данных. Знание философ делил на три типа: а) знание необъединенное (обыденное); б) знание частично объединенное (научное знание, которое расширяет и систематизирует данные, полученные эмпирическим путем); в) полностью объединенное знание (философия, которая подразделяется Г. Спенсером на общую и специальную). Основной задачей общей философии является анализ ключевых понятий, а специальная философия призвана эти понятия интерпретировать, согласовывать с различными эмпирическими данными.

Сущность научного познания, по Г. Спенсеру, состоит в выявлении сходных характеристик и отбрасывании несходных. Философом был сформулирован универсальный закон взаимосвязи материи и движения (закон космической эволюции), призванный стать основанием для синтеза знания. Процесс эволюции, по его мнению, направлен в сторону достижения равновесия сил. При этом имеет место чередование стадий усиления структурной организованности и нарушения равновесия. Следовательно, данный процесс не всегда является прогрессивным.

Несмотря на то, что учение Г. Спенсера утратило свою популярность в начале ХХ в., многие его идеи (прежде всего, структурно-функциональный подход и теория равновесия), оказали значительное влияние на последующее развитие философии позитивизма.

Позитивизм изначально пытался выстроить систему знания, которое является бесспорным, точным, найти научный метод, который позволил бы создавать такую систему положительного знания. Классической немецкой философии позитивизм противопоставил «полезное» и «удобное» для применения в жизни знание, истина в котором осмысливается на основе точных экспериментальных данных.

Представитель второй исторической формы позитивизма Э.Мах (1838 – 1916), полагал, что вещи есть «комплексы ощущений». К сумме ощущений он сводил и человека. Идеи Э. Маха получили распространение на рубеже ХІХ – ХХ вв., в период кризиса в физике, который различные исследователи пытались решить путем нового истолкования понятий классической физики Ньютона. Представлениям об абсолютном пространстве, времени, силе, движении, философ противопоставил их релятивистское понимание, которое выразилось в идее глубокой субъективности этих категорий. Последователи Э. Маха заявляли, что любое положительное (научное) знание есть знание философское, поэтому философия не может иметь своего отдельного от других наук предмета.

Третья форма позитивизма возникает в 20-е годы ХХ в. под общим названием «неопозитивизм» (от греч. neos – новый; лат. positivus – положительный, основанный на опыте). В нем объединяются различные теории: логический позитивизм, логический эмпиризм, логический атомизм, философия лингвистического анализа, аналитическая философия, критический рационализм.

К наиболее известным представителям данного философского направления принадлежат: М. Шлик, Р. Карнап, А. Айер, Б. Рассел, Ф. Франк, Л. Витгенштейн .

Основные идеи неопозитивизма заключаются в следующем: а) философия должна заниматься аналитической деятельностью, т.е. выяснением логического смысла языка конкретных наук; б) главное в философии не метод познания, а истолкование знаний, полученных конкретными науками.

Постпозитивизм – это понятие, принятое для обозначения ряда современных западных философских течений, возникших в 50 – 70-е годы ХХ в. и критикующих неопозитивизм. В основном они близки к логическому эмпиризму. Сюда относиться критический рационализм К. Поппера, прагматический анализ У. Куайна, методология науки Т. Куна и др.

Философ и социолог К. Поппер (1902 – 1994) известен тем, что внес весомый вклад в развитие принципов научного познания. В качестве важнейшего условия признания научной гипотезы он выдвигал понятие фальсифицируемости (лат. falsus – ложный). Сущность этого понятия состоит в следующем: гипотеза или теория является научной только в том случае, если она может быть принципиально опровергнута с помощью опыта. До этого представителями логического позитивизма был выдвинут принцип верификации, на основании которого научное знание отделялось от ненаучного. К. Поппер в своих работах подчеркивал одновременно и необходимость, и недостаточность этого принципа.

Согласно К. Попперу, развитие науки сопровождается конкуренцией различных научных теорий. В этой связи философ выдвинул следующие идеи: а) основной целью науки является достижение высокоинформативного содержания; б) в процессе роста знания растет глубина и сложность решаемых проблем, но эта глубина зависит от уровня науки на определенном этапе ее развития; в) переход от одной научной теории к другой не является результатом накопления знания, поскольку каждая теория состоит из круга проблем, порожденных ею самой.

Американский философ У.Куайн (1908 – 2000) считал науку способом приспособления организма к окружающей среде. Философия от нее отличается лишь большей степенью обобщения. Кроме того, У. Куайн подчеркивал особую роль языка в процессе познания и считал его важнейшей формой человеческого поведения. Он выступал против разграничения аналитических и синтетических предложений. К аналитическим предложениям относятся предложения логики и математики, зависящие только от формального значения составляющих их терминов. В отличии от них, синтетические предложения эмпиричны и основаны на фактах. Отдельные предложения нельзя вырывать из контекста их языковой системы или теории. По У. Куайну, проверке в научном знании подлежит не изолированные предложения и гипотезы, а только их система.

Философ и историк Т.Кун (1922 – 1996) разработал теорию научных революций. По его мнению, развитие научного знания происходит через скачкообразную смену парадигм. При этом любой критерий имеет смысл только в контексте определенной парадигмы. Смена парадигм, по Т.Куну, происходит по следующей схеме: а) нормальная наука (каждое открытие может быть объяснено исходя из господствующей системы воззрений); б) экстраординарная наука (возникает в период кризиса в науке, вызванного накоплением аномалий – фактов, необъяснимых с позиции господствующей парадигмы, что приводит к появлению множества конкурирующих альтернативных теорий); в) научная революция (формирование и установление новой научной парадигмы).

Основные идеи постпозитивизма : а) ослабление внимания к формальной логике; б) обращение к истории науки; в) отсутствие жестких границ между эмпирией и теорией, наукой и философией.

Современный эмпиризм привлекает внимание ученых, для которых поиск истины есть главный вопрос их деятельности. Позитивизм во всех своих разновидностях является формой выражения неудовлетворенности традиционными философскими системами и отражает попытку исследователей усилить опору философии на достижения науки путем их отождествления и абсолютизации.

Марксизм – это философское направление, основные положения которого были сформулированы К. Марксом (1818 – 1883) и Ф. Энгельсом (1820 – 1895).

В марксизме творчески переработано три теоретических источника: гегелевская диалектика, теория социалистов Сен-Симона (1760 – 1825), Ж. Фурье (1772 – 1837) и Р. Оуэна (1771 – 1858), а также теория экономистов А. Смита (1723 – 1790) и Д. Рикардо (1772 – 1823).

Роль идей Сен-Симона для развития марксизма состоит прежде всего в том, что он связал каждую историческую эпоху с определенной экономической системой (рабство, феодализм, эпоха развития промышленности). Ж. Фурье выделил эпоху «райской первобытности» (эдемизм), которая позднее заняла первую ступень в следующей последовательности стадий развития общества: эдемизм, античность, средневековье, Новое время, социализм.

На основании этого материала К. Маркс и Ф. Энгельс создали диалектический материализм. Перенеся диалектико-материалистические принципы в сферу социальных отношений, они сформулировали материалистическое понимание истории (исторический материализм) и разработали: а) формационный подход к развитию общества; б) идею взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания при доминирующем влиянии первого; в) положение о способе производства как основе жизни общества (его бытия) и экономических отношениях как основополагающих для всех иных социальных отношений.

Марксизм в основу исторического процесса положил производственные отношения, в связи с которыми выделяется пять формаций – пять типов общества на определенной ступни исторического развития: а) первобытнообщинный строй; б) рабовладельческий строй; в) феодализм; г) капитализм; д) коммунизм (промежуточной стадией на пути к которому является социализм).

История, с точки зрения марксизма, это процесс смены формаций, переход между которыми осуществляется революционным путем (через конфликты, связанные с классовыми противоречиями). Классы – это социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и состоянии борьбы, а также группы, различающиеся по отношению к средствам производства. В результате революции к власти приходит угнетенный прогрессивный класс. Истинная революция не может быть национальной или локальной, она должна быть мировой. При этом следует учитывать значительную условность данной классификации, так как «чистых» формаций не существует, это лишь теоретические конструкты, призванные помочь в философско-экономическом осмыслении исторического развития общества.

Производственные отношения – это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, потребления и обмена материальными благами. Они составляют базис общества и определяют надстройку (искусство, религию, мораль, право, политику и т. д.)

Фундаментом общества являются производительные силы – способности, знания и средства производства, а также уровень развития производительных технологий.

Особое внимание в марксизме уделено анализу сущности капитализма, которая состоит в возможности накопления стоимости продукта. По К. Марксу, в докапиталистический период стоимость была натуральной. При капиталистическом строе стоимость продукта равна количеству вложенного труда в совокупности с прибавочной стоимостью, от которой сам производитель отчуждается. В результате чрезмерного накопления капитала отдельными личностями (капиталистами), происходит революция. Средства производства становятся общими, а труд – коллективным, исчезает классовый антагонизм.

Человек в марксизме понимается как активный производящий субъект, способный приспосабливать к своим нуждам окружающий мир. В природе он целостен, добр и разумен. Человеческая вера и чувства являются либо выражением рационального начала, либо следствием отчуждения. Отчуждение человека от созданных им сущностей выражается в том, что созданные человеком производительные силы и производственные отношения противостоят ему в качестве внешних и враждебных сил. В коммунистическом обществе человек сможет вернуться к своему изначальному состоянию, но его неотчужденность будет основана не на низком уровне общественного развития, а на всемогуществе человека и изобилии.

Бог в марксизме представляется лишь идеальным образом, плодом человеческой фантазии, вызванном трудностями в объяснении непонятных явлений природы. Этот образ приносит непросвещенным людям утешение и надежду, но не оказывает никакого реального влияния на окружающую действительность.

Согласно учению К. Маркса и Ф. Энгельса, материя является вечной и бесконечной, и время от времени принимает новые формы своего существования. Развитие природы и общества происходит по законам диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), познание которых способно не только дать адекватное представление о прошлом и настоящем, но и прогнозировать будущее.

Глубокий философско-экономический анализ присущ марксизму в трактовке социального отчуждения, антигуманного характера рыночных отношений.

Сегодня существует целый ряд моделей марксистской философии: 1) аутентичный (подлинный) марксизм, взятый на вооружение социал-демократическими партиями; 2) неомарксизм – преобразование взглядов К. Маркса под влиянием идей экзистенциализма, позитивизма, фрейдизма, неотомизма и др.; 3) развитие марксизма, связанное с критикой К. Маркса; 4) сталинизм, ориентирующийся на марксистские догмы.

В целом, марксизм – это учение, оказавшее колоссальное влияние на развитие мировой философской мысли. В то же время такие марксисткие идеи как диктатура пролетариата, бесклассовое общество и т.д., не выдержали проверки временем, что подчеркивает их утопичную природу. Значительные дискуссии в связи с марксизмом до сих пор вызывает вопрос об азиатском способе производства, который не вписывается в формационную модель, а также вопрос об отсутствии принципиальных различий между рабовладельческой и феодальной формациями.

Современная философия уделяет большое внимание проблемам антропологии – учению о природе (сущности) человека. Как философское направление, антропология развилась из западноевропейской (прежде всего, немецкой) философии первой половины ХХв., основанной на идеях «философии жизни», феноменологии, экзистенциализма.

Основоположниками «философии жизни» являются Ф. Ницше (1844 – 1900),А. Бергсон (1859 – 1941), О. Шпенглер (1880 – 1936). В рамках этого философского направления основное внимание уделяется вопросам истории общественной жизни, культуре, мировоззрению, «вечным» вопросам о смысле жизни, о природе сущего.

Одной из наиболее ярких фигур «философии жизни» был немецкий философ Ф. Ницше . Он развивал идею о том, что сущностью и законом мира является воля к власти, господство сильных над теми, кто слабее их. Ницше известен как создатель мифа о сверхчеловеке . В своих работах он создал этот образ идеального человека, взятого позднее на вооружение теоретиками фашизма, и называемого «белокурой бестией», «новым варваром», «существом, отдавшимся инстинктам дикого зверя». В своей деятельности «сверхчеловек» руководствуется не столько рациональным мышлением и нормами морали, сколько физиологическими потребностями и стремлением к власти. Одновременно, как считает Ницше, этот человек наделен высшими доблестями, совершенством и должен стать творцом более совершенных форм жизни и отношений в обществе, которое, в свою очередь, должно быть питомником по выращиванию сильных личностей.

Согласно взглядам Ницше, вся беда общества заключается в том, что люди, восприняв учение христианства о равенстве всех перед Богом, требуют равенства и на Земле. Идее социального равенства философ противопоставляет миф о природном, фатальном неравенстве людей. Существует раса господ, призванная повелевать, утверждает Ницше, и раса рабов, которая должна повиноваться. Поэтому надо отказаться от христианской морали, «морали рабов» и признать «мораль господ», не знающих жалости и сострадания (сильному позволено все).

Религию Ницше заменяет положением о «смерти Бога» и «вечном возвращении» как существовании бессмертной души.

Необузданная воля к власти, волюнтаризм, убежденность в иллюзорности всех научных и моралистических представлений – главные идеи этой философии.

Актуализация идей Ф. Ницше, В. Дильтея и др. в начале ХХ в. привела к формированию в Германии антропологического направления в философии (философская антропология).

Основными ее представителями являются М. Шелер (1874 – 1928), Г. Плеснер (1892 – 1985), А. Гелен (1904 – 1971). Это философское направление претендует на создание «синтетической» концепции человека, согласно которой, человек выступает как свободная, независимая личность, поведение которой определяется, в первую очередь, его внутренней сущностью, а не внешними обстоятельствами.

В 20-е годы в Германии развивается экзистенциализм (лат. exsistentia – существование). Его идейными предшественниками были С. Керкьегор, Ф. Ницше, Э. Гуссерль.

Основными представителями экзистенциализма в Германии являются: К. Ясперс, М. Хайдеггер; во Франции – Г. Марсель, Ж.-П. Сартр; в России – Н. Бердяев, Л. Шестов. Представителями экзистенциализма были талантливые писатели А. Камю, С. Бовуар, Ф. Кафка и др.

Основные положения экзистенциализма заключаются в следующем: Эта доктрина делит мир на «неподлинный», отчужденный, в котором человек стремится убежать от самого себя, и мир «подлинный», в котором он сам себя выбирает – мир индивидуального внутреннего «Я».

Категория существования – это основная категория философии экзистенциализма. Но в данном случае существование – это не эмпирическое бытие человека, а сверхсуществование – переживание, самосознание – то, что является стимулом человеческой деятельности. Оно глубоко индивидуально и не подчиняется научному определению. Существовать – это значит выбирать, испытывать чувства, быть вечно озабоченным самим собой.

Экзистенциализм призывает человека к бунту, к нахождению сил для борьбы с абсурдностью мира и общества. Жить – значит бороться. В этом состоит призвание человека.

Истолковывая науку как угрозу для человеческого существования, экзистенциализм основной упор делает на философии. Именно философия должна обратиться к человеку, помочь избежать деперсонализации личности.

Своеобразно представлена в экзистенциализме проблема свободы. У К. Ясперса свобода – это свобода воли, свобода выбора. Она не может быть познана, не может мыслиться объективно. Познание – это дело науки, в то время как свобода – это дело философии. У Ж.-П. Сартра свобода определяется возможностью человека действовать, а выбор цели – это выбор своего бытия. Человек таков, каким он себя выбирает (трус или герой).

Человек является центральной проблемой концепций психоанализа (неофрейдизма) и персонализма.

Основоположником психоанализа является австрийский психиатр З. Фрейд (1859 – 1939). Главная проблема созданного им учения – бессознательное. Психическое (бессознательное) для психоаналитиков выступает основой для понимания сущности человеческого бытия в его разнообразных измерениях. Оно является генератором и фундаментом деятельности человеческой психики. Бессознательное по своей природе иррационально и содержит основные желания и влечения индивида. Главные из данных влечений полярны: с одной стороны это жизнесозидающие влечения – Эрос (инстинкт жизни, самосохранения и сексуальности), а с другой стороны – Танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструктивных влечений). Борьба этих двух сил не только является базисом бытия конкретного индивида, но и определяет деятельность социальных групп, народов и государств.

В психике, по Фрейду, существуют три сложно взаимодействующих между собой сферы: «Оно» (Id, бессознательное), «Я» (Ego, предсознательное) и «Сверх-Я» (Super-Ego, сознательное). Главный стимул деятельности подсознательного – удовольствие. Но для реализации данного стимула бессознательное должно попасть в сознание, преодолев «Я» – моральный цензор, мост между двумя другими сферами психики. «Я» в своей деятельности руководствуется принципом реальности, который формируется как следствие осознанного социокультурного бытия человека. С развитием рационально-морализаторской культуры нарастает конфликт человека и его бессознательного с культурой.

Персонализм (лат. prsona – личность, личина, маска) возник в конце ХІХ – в начале ХХ вв. К его основным представителям относятся Б. Боун (1847 – 1910), В. Штерн (1871 – 1938), Э. Мунье (1905 – 1950). С точки зрения персоналистов, личность является первичной реальностью (духовным первоэлементом бытия) и высшей духовной ценностью.

Во второй половине ХХ в. возник постмодерн (буквально – «то, что следует за современностью»). Наиболее яркими его представителями являются Ж.-Ф. Лиотар (1924 – 1998), Ж. Бодрийар (р. 1929), Ж. Делез (1925 – 1995) Ж. Деррида (р. 1930), Р. Ротри (р. 1931).

Как философское учение, постмодернизм характеризуется следующими чертами: а) представляет собой эклектичное направление (в нем смешаны ницшеанские, марксистские, фрейдистские и другие идеи); б) отказывается от философии как мировоззренческой науки; в) уделяет огромное внимание письменным текстам; г) абсолютизирует неопределенность, плюральность, относительность истины.

Так, Ж. Деррида считает, что «ничто не существует вне текста» и предлагает метод деконструкции, цель которой видит в рассмотрении через призму знака всей системы понятий. По сути, все бытие рассматривается им как знак и текст. Ж. Бодрийар также видит в истории развития общества только историю развития обозначений.

В ХХ- начале ХХІ вв. весьма влиятельными стали религиозные направления в философии. К ним относятся: философия католической церкви – неотомизм, философия православия, ислама, буддизма, даосизма, индуизма и др. Главное, что привлекает человека к модели религиозного мышления – это проблема богопознания. Ее значение определяется тем, что это не только попытка философского постижения Бога, но и предмет индивидуального обыденного сознания.

Наиболее влиятельным направлением религиозно-философской мысли являетсянеотомизм (лат. neo – новый; Thomas – Фома). Возрождая и приспосабливая к реалиям современности учение средневекового схоласта Фомы Аквинского , неотомисты проповедуют идею «гармонии веры и разума», считают, что наука и религия дополняют друг друга, а целью науки является доказательство бытия Бога.

В Украине на уровне обыденного сознания также наблюдается процесс формирования теологической модели мышления. Это выражается в поисках божественной реальности, в попытках представить ее отношение к миру и человеку. Отсюда интерес не только к традиционным для Украины религия (христианству и исламу), но и к восточным учениям, таким как йога, буддизм, конфуцианство и др.

В настоящее время в обществе проявляется интерес к религиозно-философским концепциям В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, Н. Федорова, П. Флоренского, Ф. Достоевского, Н. Лосского. Происходит это в силу того, что в произведениях этих философов звучат идеи человеческого существования, поиска смысла жизни через Бога в добре и познании.

В заключении отметим, что все новое, появившееся в современной философии, так или иначе связано с человеком, с положением личности в обществе, с анализом условий и возможностей социального прогресса.

Історія філософії. - К., 2002.

История философии. - М., 1999.

Современная западная философия. Словарь - М., 1991. Ст.: «Неопозитивизм», «Неомарксизм», «Неотомизм» и др.

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Позитивизм», «Неопозитивизм», «Герменевтика», «Неомарксизм», «Психоанализ», «Постмодерн», «Философская антропология» и др.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.: «Неопозитивізм», «Екзистенціалізм», «Неофройдизм», «Антропологічний напрям у філософії», «Персоналізм», «Томізм» та ін.

Классический период развития греческой философии (450-320 до н. э.) - это наиболее систематический период. Он определяется влиянием афинских философов Сократа, Платона и Аристотеля.

Сократ, подход которого следует рассматривать как продолжение софистики, считается основателем автономной этики, на проблемах которой он полностью концентрирует свое мышление. Он полагал, что целью философии является человек как нравственное существо, которое можно научить добродетели с помощью истинного познания. Специфика сократовского философствования заключалась также в особом методе, включавшем, прежде всего, иронию, диалектику и изобличение незнания. Значимой в этом методе является также индукция как средство образования понятий и дефиниций.

Наиболее известным учеником Сократа был Платон, обучавший, в свою очередь, Аристотеля. Только они оба могут считаться сократиками (последователями Сократа) в полном смысле этого слова. Платон продолжал проблематизации Сократа и досократиков , вводя их решения в рамки метафизической концепции своего учения об идеях, содержанием которого является предположение о существовании царства нематериальных вечных и неизменных сущностей. Идеи, согласно Платону, являются прообразами реальности, в соответствии с которыми оформлены предметы видимого мира. Эти идеи возникают не из полагания нашего сознания, а существуют объективно, т. е. независимо от нашего знания о мире. Платон исходит также из того, что физический мир подчинен царству идей как в этическом плане, так и онтологически, следовательно, его бытие заключается только в причастности или подражании собственно сущему миру.

Аристотель может рассматриваться как основатель систематически построенной и научно обоснованной философии, которая пыталась охватить все области человеческого опыта. Значительным вкладом Аристотеля в историю западноевропейского духа является его логика. Он первым исследовал порядок мышления не только по содержанию, но и по форме. Аристотель вводит в европейскую философскую традицию понятия категории, суждения и вывода.

Метафизика Аристотеля основана на критике платоновского учения об идеях. Аристотель стремится преодолеть платоновскую двойственность, выражающуюся в существовании идеи и реального предмета. Аристотелевская гипотеза заключается в предположении, что сущность вещей находится в них самих. Вводя понятия материи и формы, Аристотель указывал на то, что сущность содержится в материи только потенциально, благодаря же форме она становится актуальной, или действительной.

Этика Аристотеля своим предметом избирает область человеческих действий, отличаясь этим от теоретической философии, направленной на неизменное, вечное. По Аристотелю, каждая сущность по природе своей стремится к присущему ей благу, в котором она находит вое завершение. Благом для человека является дея-льность души согласно разуму. В этом человек находит конечную цель своего стремления - счастье, не завсивщее от внешних обстоятельств.

Развитие идей Сократа (в достаточной мере одностороннее) происходило и в рамках так называемых сократических школ, таких, как мегарская и элийская школы, у киников и киренаиков.

Эллинистическая философия

На исторически и социально изменяющейся почве (возвышение и гибель империи Александра Великого, а затем и Римской империи) возникли два самых значительных течения эпохи эллинизма (320 до н. э. - 200 н. э.): стоицизм и эпикуреизм. Оба они характеризуются смещением центра теоретического интереса к этике.

В то неспокойное время стоики Зенон из Китиона к. 333-260 до н. э.), Хрисипп (ок. 281-208 до н. э.), Сенека (ок. 5 до н. э. - 65 н. э.), Эпиктет (ок. 50 -40 н. э.), император Марк Аврелий (121-180 н. э.) видели свою задачу в том, чтобы дать современникам опору в жизненной мудрости. Их идеалом был мудрец, делавший то, что требует разум, живущий в согласии с природой, владеющий своими аффектами (бурными кратковременными эмоциями), спокойно переносящий страдания и находящий источник счастья лишь в добродетели. В соответствии с учением стоиков, для человеческого разума как истока и части мирового разума добродетель и счастье заключаются в согласии с принципом мирового порядка.

Этика Эпикура (341-270 до н. э.) построена на отказе от использования представлений о сверхчувственных силах в объяснении мира. Боги существуют, но живут безмятежно и не заботятся о мире и человеке. Человеческое же счастье достигается с помощью разумного уравновешивания наслаждения и самоограничения. Целью жизни мудреца должна стать атараксия (от греч. ataraxia - безмятежность, непоколебимое спокойствие души).

К эллинистической философии относят также скептицизм, подвергавший радикальному сомнению философски систематизированный научный материал, и эклектизм, который предоставлял философу право смешения различных философских теорий.

Неоплатоническая философия

Философия неоплатонизма (250-600 н. э.) представляла собой последнюю великую систему античной культуры. Она соединяла учение Платона, Аристотеля и стоиков. Стержнем системы была идея ступенчатой иерархии.

Наиболее важной фигурой этого направления был Плотин (203-269 н.э.). Для Плотина Первоначало есть Единое, высший принцип общности всех вещей и существ. Единое - бесконечно. Единое у Плотина является потенцией (возможностью, необходимой для действия) всех вещей. Абсолютное Единое - причина всего, существующая в себе и для себя. Оно создает все сущее своей эманацией (истечением творческой энергии). Сущее расходится, нисходит от Единого, как свет от источника - и это первая ипостась. Второй ипостасью Единого является Дуде. Если Единое является потенцией всех вещей, то Дух становится всем. Третья ипостась - Душа. Душа проистекает из Духа, как он из Единого. Душа является чистым движением, дающим начало движению мира физического. Материю Плотин понимал как ослабление потенции Единого, некий дефицит позитивной силы. Человек является только душой, но не телом. Душа нисходит в тело вследствие падения, греха и удерживается в нем тем, что постоянно усугубляет свой грех, привязываясь к материальному миру. Конечной целью души является возвращение к Абсолюту, Единому, подъем вверх по тем ступеням, по которым она ранее снизошла вниз. Существует несколько способов возвращения, но основным его видом является путь мистического экстаза.

Учение Плотина развивалось рядом неоплатонических школ. Особое место в истории европейской философской мысли занимает неоплатонизм латинского Sana да (ок. 250 - до 500 н. э.). Он оказал большое влияние на развитие средневековой философии. Латинский неоплатонизм развивался по преимуществу христианами, так называемыми «последними римлянами». Благодаря их деятельности античное наследие стало фактом европейской и мировой культуры. Деятельность латинских неоплатоников состояла в основном в переводах и комментариях платоновских и аристотелевских сочинений. Наиболее известным латинским неоплатоником, одним из самых влиятельных авторов раннего средневековья, считается Боэций (480-525 н. э.), обобщивший многие идеи античной традиции и передавший их далее.

Таким образом, будучи адаптированной средневековой традицией, античная философия оказала влияние на формирование западного мышления. Ход европейской духовной истории отражает проблемы и мыслительные модели, актуализированные античными мудрецами.

Сила гегелевского гения дала ему возможность проникнуть в понимание глубокой сущности труда и его значения для становления человека и общества. Лишь путем труда, согласно Гегелю, человек создает средства для удовлетворения своих потребностей. Так возникают экономическая система и отношения. Они же в свою очередь лежат в основе социальной дифференциации людей.

Итак, свою концепцию философии истории Гегель выстраивает на основе принципов историзма, объективности (закономерности) и монизма, которые составили золотой фонд сокровищницы мировой философии.

Подобно тому, как Абсолютный разум царствует в мире, Гегель духовно царствовал в Германии, привлекая и увлекая своими лекциями и трудами. Он царствует и поныне в мировой философии. Его критикуют, но его изучают и перед ним преклоняются, как перед величайшим гением. Он входит в четверку самых великих мыслителей в истории человечества: Платон, Аристотель, Кант и Гегель. Его произведения сложны для чтения(2). Но если углубиться в эту бездну гениальных мыслей, то от чтения трудно и даже невозможно оторваться. В туманности его изложения то и дело сверкают золото и бриллианты глубочайших и тончайших мыслей, а они покоряют(3). Нельзя не оценить мысль Гегеля, которую он любил повторять всю свою сознательную жизнь: “Я говорю всегда - стремитесь к солнцу, друзья, чтобы скоро поспело счастье человеческого рода”.

(1) Когда Гегель переехал на работу в Берлин, последний стал мировым философским центром. Гегель читал там множество курсов: историю философии, эстетику, логику, философию права, философию истории, философию религии, философию природы, философию науки и т.д. Образ Гегеля-лектора сохранил редактор труда Гегеля (о эстетике - Готто. По его воспоминаниям, Гегель не был выдающимся оратором, однако изложение им философского материала необычайно захватывало и покоряло слушателей. На лекциях Гегель всегда пользовался подробно разработанным конспектом. Говорил он необычайно медленно, мучительно, как бы выдавливая из себя предложения и с трудом подыскивая подходящие слова. Лекции Гегеля являли собой как Вы философскую лабораторию, где он перед слушателями вырабатывал свои идеи. Поэтому слушать его было исключительно трудно. Но результаты этого были чрезвычайно положительными: слушатели как бы вместе с Гегелем проходили тот творческий путь по созданию идей, который проходил сам их создатель, основоположник великой философской системы.

(2) Основные сочинения Гегеля: “Феноменология духа”, “Энциклопедия философских наук” (“Философия природы”, “Философия духа” и др.), “Философия права”, “Философия религии” и др.

(3) Лучшей работой о философии Гегеля является сочинение И.А. Ильина “философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека” (М., 1918. Т. 1,2). См. также: Гулыга А. Гегель. М., 1970.

§ 5. Л. Фейербах

Людвиг Фейербах (1804-1872) - немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. В молодости - ученик и страстный поклонник идей Г. Гегеля, впоследствии - его непримиримый критик, особенно взглядов Гегеля на религию. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейербах, являясь материалистом, не считал себя материалистом.

Фейербаху импонировала идея “реального чувствующего человека”. Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. Природа - основа духа. Она же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого Ирода наделила чувствами и разумом и психика которого зависит его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Однако природная сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная - недооценивалась.

Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь. Не вникая во все тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое выражение в его основном труде “Сущность христианства”.

Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выражая в концептуальном афоризме: “Не Бог создал человека, а человек создал Бога”. Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, убежденный от самого человека смысл. По Фейербаху, религия - не просто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь к возвышенному чувству взаимной любви.

Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в личных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидания общества котором царствовали бы любовь и справедливость. Видимо, м объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократической партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, I и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи К. Маркса и Энгельса(1).

В заключение необходимо сказать, что немецкая классическая философия - это громадное достижение в области философии, достижение, значимость которого трудно переоценить. Мы рассмотрели философские идеи каждого мыслителя, что позволяет увидеть все основные черты выдающейся индивидуальности. Вместе с тем весь период развития классической философии предстает как целостный процесс, включающий в себя взаимодействие и противоборство различных концепций, а также их взаимовлияние.

Конец XIX и XX в. - эпоха неклассической философии - дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода - это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Чтобы не оказаться в плену общих беглых фраз - обо всех понемногу и ни о ком всерьез, мы остановимся на философских воззрениях наиболее заметных представителей различных течений в философии: иррационализма (А. Шопенгауэр) и философии жизни (С. Кьеркегор, Н. Ницше, А. Бергсон), американской философии прагматизма (Ч. Пирс, К. Джеме, Дж. Дьюн), феноменологии (Э. Гуссерль), герменевтики, философской антропологии (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден), экзистенциализма (Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр), позитивизма и неопозитивизма (0. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), структурализма (К. Леви-Строс), критического рационализма (К. Поппер).

§ 1. А. Шопенгауэр

Одной из самых ярких фигур иррационализма(1) является Артур Шопенгауэр (1788-1860), который так же, как и Л. Фейербах, был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Г. Гегеля. Но он не принял и фейербаховской концепции. Шопенгауэр тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой. Он преклонялся перед философией И. Канта и философскими идеями Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая фигурка Будды).

Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизированно понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Это уже не было бессознательное в кантовском понимании, когда бессознательное действовало “рука об руку” с рассудком и могло быть осознано разумом (как у И. Фихте и Ф. Шеллинга) в своей структуре, это уже было бессознательное как универсальная иррациональная стихия, неподвластная никаким рациональным методам исследования. Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: для него интеллект - это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Таким образом, Шопенгауэр, с одной стороны, стремился, как и Фейербах, к расширению наших представлений о мире человеческой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу, а с другой - он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, заменив на “посту” первопричины мира рациональную абсолютную идею на иррациональный момент человеческой психики - метафизическую первоволю. Реальна только одна космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной: мир - только зеркало этого воления, выступающее как представление.

Если идея рациональной причины мира была естественна для европейского сознания, то идея волевого первоимпульса, не подвластного никаким рациональным, этическим и даже эстетическим ограничениям, была для Европы инородным явлением. Не случайно сам Шопенгауэр признавал, что в числе стимулировавших его мысль источников одно из первых мест занимали буддийские представления о майе и нирване. Шопенгауэр созвучен не только логике мысли индийских философов, но и ее глубинному эмоциональному нерву: его метафизическая воля как первопричина мира предмет собой “ненасытное слепое влечение, темный глухой в”. Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира - это) история бессмысленной флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена пожирать самое себя, так как, кроме нее, ничего нет и она у же - голодная и жестокая, постоянно ткущая паутину страдания. Отсюда травля, боязнь и страдание. Точно так же и буддизм провозглашает земное бытие в психофизической оболочке человеческой личности неискоренимым страданием.

Для европейской же культуры этот мотив неестествен: кроме того, что Европа всегда видела в личности цель и смысл существования мира, она всегда была склонна к признанию и объективному истолкованию материи. Европейская античность в отличие от идеализма Вед была насквозь пронизана гилозоизмом, и даже христианство признавало материю в телесном образе Иисуса Христа. Испуг перед темными безднами бессознательной среды человечески личности вызывал в Европе не стремление отказаться от личностной формы существования, но желание подавить и, если это возможно, вылечить (3. Фрейд) личность посредством осознания хотя бы малой толики из бездны бессознательного. Отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Он подверг критике ошибочную позицию сторонников Крайнего рационализма, согласно которому воля являет собой пророй придаток разума или просто отождествляется с ним. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения человека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны: они в значительной степени определяют направленность и характер реализации действия и его результат. Однако Шопенгауэр превратил волю в совсем свободное хотение, т.е. он абсолютизировал волю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточное начало. Более того, Шопенгауэр рассматривал волю как нечто родственное “неисповедимым силам” мироздания, считая, что всему сущему свойственны “волевые порывы”. Воля для Шопенгауэра - абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление (2). Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.

В противоположность Канту Шопенгауэр утверждал познаваемость “вещи в себе”. Первый факт сознания он видел в представлении. Познание осуществляется либо как интуитивное, либо как отвлеченное, или рефлективное. Интуиция - это первый и важнейший вид знания. Весь мир рефлексии в конечном счете покоится на интуиции. По Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и к интересам воли; научное мышление всегда сознательно. Оно отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную сущность.

Этика Шопенгауэра безотрадно пессимистична. Страдание, по Шопенгауэру, присуще жизни неотвратимо. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должно последовать новое страдание либо томительная скука. Этот мир не что иное, как арена замученных и запуганных существ, которые живут лишь благодаря тому, что одно существо истребляет другое, где поэтому каждый зверь представляет собой живую собственность тысяч других, а его самосохранение - цепь мучительных смертей. Из признания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборствующим состоянием духа, препятствующим страданию, является состояние полного отсутствия желания. Симптом этого - переход к полному аскетизму(3).

В полном соответствии с глубинной эмоцией восточной культуры Шопенгауэр видел разрешение трагедии человеческой жизни в умерщвлении плоти и в угасании рациональных исканий человека. Более того, пессимистический волюнтаризм Шопенгауэра предполагал в качестве исхода апологию самоубийства. Недаром последователь Шопенгауэра Э. Гартман призывал даже не к индивидуальным, а к коллективным самоубийствам. Для Европы самоубийство |всегда было грехом. Таковым оно осталось и для всех философских и идеологических систем, основанных на христианской культуре.

В заключение следует сказать, что Шопенгауэр был первоклассным писателем, блестящим стилистом. Чтение его произведений доставляет не только интеллектуальное, но и эстетическое наслаждение. Ни один автор философской литературы, по словам В. Виндельбанда, не умел формулировать философскую мысль с;Такой ясностью, с такой конкретной красотой, как Шопенгауэр. У (Него был дар представить в действительно блестящем и прозрачном сложении множество философских идей. (Видимо, этим объясняется, что в рабочем кабинете Л.Н. Толстого висел на стене портрет Шопенгауэра, единственного из всех философов.) Воззрения Шо-1енгауэра оказали большое влияние не только на отдельных крупных мыслителей, но и на ряд направлений философской мысли. Стоит заметить, что во многом под влиянием Шопенгауэра сформировались эстетические взгляды великого композитора Р. Вагнера.

(1) В широком смысле слова под иррационализмом имеют виду учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведенческих актах людей, в мировоззрении в ходе исторического процесса играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный), что предполагают признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства, словом, срезов духовного начала, которые противопоставляются разуму, рассудку, мудрости. В более узком смысле под иррационализмом имеют в виду различные философские учения, в которых умаляется разумное начало в пользу иррациональных сил, например воли в противовес разуму.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные