Марксистская философия: основные источники, этапы. Реалистическое и идеальное в социально-философской доктрине К.Маркса и Ф.Энгельса. Философия марксизма кратко


Философия кратко и понятно: ФИЛОСОФИЯ МАРКСА. Все основное, самое главное по философии: очень кратко: ФИЛОСОФИЯ МАРКСА. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.


ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОЗИЦИЙ МАРКСИЗМА

Одним из крупнейших направлений философской мысли XIX в. и особенно XX столетия явился марксизм. Отправляясь от идеализма гегелевской концепции и испытав в процессе формирования своего мировоззрения сильное воздействие со стороны фейербаховского материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс синтезировали многие их идеи; итогом явилась переработка идеалистической диалектики на основе материалистических принципов. Параллельно с этим процессом шла разработка политэкономических проблем и включение в философское осмысление политэкономической информации о развитии общества. В марксистской философии появилось новое содержание, отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе внутренней преемственности в решении ряда кардинальных проблем. Итогом стало возникновение нового взгляда на общество - исторического материализма, явившегося важнейшей частью общего мировоззрения - диалектического материализма, преобразовавшего во многом традиционное содержание философского мировоззрения.

Сущность нового, внесенного марксизмом в философию, можно проследить по следующим линиям: по функциям философии; по соотношению в ней партийности, гуманизма и научности; по предмету исследования; по структуре (составу и соотношению) основных сторон, разделов содержания; по соотношению теории и метода; по отношению философии к частным наукам.

Карл Маркс (1818-1883) родился в Пруссии, изучал философию и в возрасте 20 лет вступил в кружок молодых критически настроенных социал-радикалов и философов, известных как младогегельянцы. После нескольких лет работы в качестве газетного публициста в Германии и Франции Маркс переехал в Лондон, чтобы избежать политических преследований. В Англии он погрузился в довольно спокойную атмосферу учености, размышлений, писательства и политических организаций. На протяжении своей жизни в сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом (1820-1895) Маркс систематически разрабатывал критическую экономическую, политическую, философскую, историческую и моральную теорию капиталистической системы, которая возникла первоначально в Англии, а затем и во всей Европе.

В молодости Маркс был горячо увлечен революционной идеей о близости гибели капитализма. После поражения выступления рабочих в 1848 г. и реакции со стороны правительств стран континентальной Европы Маркс более глубоко и основательно проанализировал характер присущих капитализму недостатков. Несмотря на то что его работы занимают много томов, нет никакого сомнения, что главным трудом его жизни была книга, названная просто - «Капитал».

В отличие от многих своих последователей, Маркс всегда был готов вносить изменения в свои теории, учитывая новые данные. Хотя в юности он был уверен, что социализм может победить только путем насильственного революционного свержения капиталистического общества и правительства, в зрелые годы жизни пришел к выводу, что в некоторых странах, таких как Англия и Америка, социализм может победить относительно мирным путем - путем политической агитации и выборов.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ К. МАРКСА

К. Маркс и Ф. Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся - от эксплуатации и духовным средством созидания коммунистического общества. При этом подчеркивалось, что философия должна разрабатываться на основе науки, а гносеологической ориентацией субъекта партийности должна стать ориентация на максимально достоверное знание. Лишь объективное знание способно стать орудием эффективного преобразования социальной действительности. Считалось (по крайней мере, теоретически), что всякая найденная истина или сформулированная на ее основе теория полезна пролетариату.

Интересы человечества, о которых заявлялось в марксизме, логически вели к признанию гуманизма как принципа действия. Борьба с эксплуататорами предполагала лишь свержение политической власти владельцев капитала и превращение этих владельцев в тружеников производства. Гуманизм Маркса и Энгельса вытекал из анализа отчуждения как всеобщего состояния человечества, обусловленного наряду с разделением труда господством форм собственности.

Итак, единство партийности и научности, революционности и гуманистичности - характерная черта марксизма, она проявилась в нем теоретически в процессе его формирования и развития.

Впервые в истории философии Маркс ввел практику в теорию познания. Практика становилась исходным пунктом, движущей силой, критерием истины и целью познания.

Маркс и Энгельс впервые в истории философии разработали на базе материализма законы диалектики, которые связали между собой три основные сферы реальности: природу, общество и мышление; они обнаружили глубинное единство всей развивающейся (а не статичной) действительности. Благодаря открытию всеобщих законов развития сам предмет философии становился динамичным. Это позволило перевести проблему предмета философии с языка абстрактно-всеобщего (как это было, напр., у Шеллинга и Гегеля) на язык конкретно-всеобщего анализа. Преобразованию подверглись не только представления о таких сторонах предмета философии, как «мир», «человек», «теоретико-познавательные отношения», но и аксиологические, онтологические отношения, а также представления о всеобщем философском методе.

К своеобразию марксистской философии, обеспечивающему ее методологическую эффективность, относится единство ее основных разделов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики (мировоззренческой, философской или диалектической).

Недостатки марксизма: он недооценивал проблемы человека как индивида, переоценивал классовый фактор при анализе его сущности и экономики - при рассмотрении общества, искажал представление о законе отрицания отрицания, абсолютизировал борьбу противоположностей в развитии (вместо теоретического равноправия борьбы и единства противоположностей), абсолютизировал скачки-взрывы (революции в обществе) и недооценивал постепенные скачки (реформы в обществе); на практике марксизм характеризовался отступлением от гуманизма и от провозглашенного им принципа единства партийности с объективностью.
......................................................

  • 1. Формирование философской позиции К. Маркса.
  • 2. Основные идеи марксистской философии.
  • 3. Коммунистические идеи К. Маркса.
  • 1. В 40-е годы XIX века на общественную арену выходит учение К. Маркса (1818 - 1883 г. г.), развиваемое им совместно с Ф. Энгельсом (1820 - 1895 г. г.). Оно становится значительным идейно-политическим течением в Европе в 70 - 90 годах XIX века и теоретической базой соответствующих политических партий конца XIX - начала XX веков. К их наиболее видным последователям можно отнести Л. Бебеля и К. Каутского в Германии, П. Лафарга во Франции, А. Грамши в Италии, Г. Плеханова и В. Ленина в России. Марксизм как теория представляет собой систему взаимосвязанных идей философского мировоззрения, экономического и социально-политического знания.

В эволюции философского мировоззрения К. Маркса можно выделить два этапа. Ранний (1841-1845 г. г.) - период формирования подхода к исследованию классических философских вопросов, относящихся к проблематике природы, сущности человека, отношениям людей между собой. И поздний этап (с 1845 г.), для которого характерна разработка конкретных концепций, связанных с выбором программ практических действий и общественного преобразования (о законах истории, значении материального производства в жизнедеятельности общества, коммунистическом идеале, классовой борьбе, социальной революции). Делалось это уже на базе ранее созданного философского мировоззрения и политико-экономического анализа капиталистического способа производства.

Возникновение марксизма имеет свои истоки, на первое место из которых следует поставить абсолютно объективные, социально-исторические причины и условия, сделавшие возможным и необходимым философию, уже в самом начале становления открыто заявившей о своей цели и задаче: не только объяснить, но изменить мир (К. Маркс "Тезисы о Фейербахе" 1845 г.). Середина и вторая половина XIX века - это эпоха индустриального развития капитализма, его экономических кризисов, это время революций, национальных войн. Социальные противоречия выливались в массовые выступления рабочих против тяжелых условий труда и жизни. К ним относится восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, революция 1848 г. Эти процессы нашли отражение у Маркса в виде его теории классовой борьбы, роли пролетариата в преобразовании общества революционным путем. Маркс изучает новое для Германии общественное движение - социализм и коммунизм, знакомится с социалистической традицией Франции и Англии, анализирует первые выступления немецких социалистов. Принимая идею необходимости преобразования общества, он критикует утопичность проектов этого преобразования, в частности, понимание социальной справедливости через идею уравнительности.

Марксистская философия сформировалась под влиянием всей предшествующей философской, научной и общественно-политической мысли, прежде всего, западноевропейской. Но наибольшее влияние на нее оказали немецкая классическая философия, представленная И. Кантом, И. Фихте, Ф. Шеллингом, Г. Гегелем, Л. Фейербахом; английская политическая экономия А. Смита и Д. Риккардо; французский утопический социализм Ш. Фурье и А.К. Сен-Симона. Исходный пункт эволюции философского мировоззрения К. Маркса - идеи философии Гегеля, прежде всего, его диалектическая теория развития. Но уже в своей докторской диссертации "Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура" (1841 г.) Маркс, оставаясь еще идеалистом, делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Дальнейшие теоретические исследования и практическая деятельность приводят Маркса к мысли о несоответствии теоретических положений философии Гегеля реальным общественным отношениям. Особо привлекает Маркса материалистическая философия Фейербаха с его критикой идеалистического понимания Гегелем сущности человека. Значение идей Фейербаха для философских поисков Маркса заключалось еще и в том, что Фейербах соединил в своей философии традицию гуманизма (осмысление человека как высшей ценности истории) с атеистической критикой религии и мыслями о гуманизации отношений человека к природе и людям.

Окончательный переход Маркса на материалистические позиции философии (1844 г.) связан с изучением политической экономии. Побудительной причиной интереса к этой области знания стало влияние Ф. Энгельса, самостоятельно пришедшего к материализму, увлеченного в это время философией Фейербаха и хорошо знавшего политическую экономию А. Смита и Д. Рикардо. Критическая работа Энгельса "Наброски критики политической экономии" (1844 г.) и навела Маркса на необходимость исследований в этой области.

Научные исследования этого периода обобщены Марксом в "Экономическо-философских рукописях" (1844 г.), в которых исследуются проблемы сущности и отчуждения человека в обществе (т.е. такого положения, когда деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, чуждую самому человеку). Сама идея отчуждения человека рассматривалась и в философии Просвещения, и в немецкой классической философии. Но Маркс не только анализирует, но стремится решить эту проблему. Сущность человека, полагает Маркс, есть труд. Однако фактически труд оказывается для него чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности. И человек в своем труде не утверждает себя, а как бы отрицает.

Поэтому и в центре внимания Маркса понятие отчужденного труда, которое фиксирует, во-первых, отношение работника к продукту его труда, во-вторых, характер самой производительной деятельности, в-третьих, исторически определенные производственные отношения. В концепции марксизма понятие отчужденного труда является базисным для любого вида отчуждения человека в обществе и исследуется, прежде всего, как экономическая проблема, получив в дальнейшем развитие в теории Маркса в виде теории прибавочной стоимости, товарно-денежных отношений, анализа накопления капитала.

2. Основные идеи философии марксизма имеют существенное отличие от предшествующего материализма. Прежде всего, философия марксизма представляет собой диалектико-материалистическое мировоззрение. На основе обобщения развития естествознания середины XIX века, усвоения богатства диалектических идей Гегеля и их материалистического переосмысления создана теория материалистической диалектики как общая теория развития. Материалистическая позиция связана с диалектическим подходом к осмыслению мировоззренческих проблем, поэтому марксистская философия - это диалектический материализм.

Марксистскую философию отличает иная трактовка сущности человека. В предшествующей философии она рассматривалась с позиций установления зависимости либо от так или иначе понимаемого абсолютного духа, либо от природы. Философам (и материалистам, и идеалистам) подлинно человеческим в человеке представлялось духовное начало, создающее высшие формы творчества и культуры. Маркс же выделяет практическую деятельность в качестве глубинной основы и характеристики человеческого мира. В "Экономико-философских рукописях 1844 г." и "Тезисах о Фейербахе" он утверждает, что жизнь людей носит преимущественно практический характер. Специфика позиции Маркса выражается в том, что он начинает не с природы и не с человека, а с их действительного единства, которое осуществляется постоянно в сфере материального производства. Человек как часть природы сам себя выделяет из остальной природы способом взаимодействия с ней, то есть собственным способом жизнедеятельности, каким является труд. В труде человек утверждает себя как не сводимое к природе существо. Таким образом, по Марксу, человек един с природой, но сам способ этого единства приводит к его отличию от него. И "зрелый" Маркс пришел к убеждению, что понять человека можно только через его жизнедеятельность, через общество, через историю. Человек таков, каким его делает история, общество. Следовательно, необходимо познать те закономерности, которые создают и развивают общество, закономерности общественной активности. Маркс увидел в этом ключ, с помощью которого можно глубже разгадать тайну человека. Такой подход к осмыслению сущности (природы) человека послужил основой качественно иного понимания истории - ее материалистической трактовки.

Материалистическое понимание истории стало главнейшей философской идеей марксизма. Основоположниками марксизма она разрабатывалась 50 лет - с середины 40-х по середину 90-х годов, наполняясь все новым и новым содержанием. Суть этой идеи в том, что утверждается определяющее значение в жизни общества материальных, производственных отношений. Но материалистическое понимание истории не отрицает роли идей в жизни общества (что особо подчеркивал Ф. Энгельс при разъяснении идей К. Маркса). Оно лишь требует идти дальше: откуда берутся сами идеи? Почему в одно время у одних людей преобладают одни, других - другие? Не отрицается и роль идейных факторов общественного развития (нравственных, научных, религиозных, правовых и т.д.). Их роль, несомненно, возрастает. Но как возник, как сформировался сам идейный фактор? Если его сформировали сами люди, то что их к этому влекло и побуждало? Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: "Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих" (1846 г.) и еще ярче: "Люди - и авторы, и актеры собственной драмы" (1847 г.). В Предисловии к "Критике политической экономики" (1859 г.) Маркс резюмирует сделанное им открытие так: "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". Такой подход, по мнению марксистов, дал возможность увидеть в многообразии истории стран и народов единство этой истории и универсальность ее движущих сил. Это позволило представить историю в виде поступательного закономерного развития, как естественноисторический процесс. Маркс увидел источник развития общества в изменении производительных сил, которые разворачиваются в структуре определенных производственных отношений, образуя такую экономическую реальность, как конкретно-исторический способ производства. Противоречия и изменения внутри его фактически предопределяют все, что происходит в истории и культуре. На основе классификации конкретно-исторических способов производства Маркс создал формационную теорию истории, выделив пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую) и основные законы движения от формации к формации.

Своеобразным является в марксистской философии объяснение движущих сил общественного развития. Ими выступают сами люди, стремящиеся удовлетворить свои потребности, улучшить условия жизни. Объединяясь между собой, они производят материальные и духовные блага, обмениваются результатами деятельности посредством определенных (независимых от отдельных людей) общественных отношений. Если эти отношения препятствуют целям производства, люди их изменяют, создают новые. Изменения же, происходящие в материально-производственной деятельности, приводят к изменению условий жизни и соответственно, в конечном счете, к изменению самих людей. Такое самоизменение людей в ходе истории становится основой теоретического решения Марксом проблемы человека, который рассматривается как совокупность всех общественных отношений.

Маркс полагал, что в соответствии со своими объективными интересами люди в обществе подразделяются на определенные классы, которые могут находиться между собой в антагонистических и неантагонистических отношениях. Между антагонистическими классами возникает классовая борьба, которая завершается социальными революциями и сменой общественно-экономических формаций.

Важнейшим тезисом марксистской философии является тезис о единстве теории и практики, ее претензия на практическую действенность, которую Маркс уже в "Тезисах о Фейербахе" сформулировал как обязанность философии не только объяснять мир, но и изменять его. Этот тезис имеет определенное основание в исторической связи философии с политикой, но его абсолютизация могла привести к превращению философии в идеологию. И привела в XX веке в российском варианте марксизма.

3. Как известно, важное место в философских теориях занимает обоснование того или иного идеала общественного развития. Таким идеалом в философии Маркса стала социалистическая (коммунистическая) идея. Она возникла задолго до Маркса и принадлежит не ему, а связана с целой традицией социально-философской мысли.

Социалистическая теория возникает как критика существующей цивилизации, которая в марксизме достигает ее предельного отрицания. При этом, социализм (и тем более коммунизм) в представлении Маркса является не абстрактным отрицанием цивилизации, а таким, которое преодолевает ее с сохранением всего богатства достигнутого. Маркс своей теорией коммунизма выдвинул альтернативу не просто капитализму самому по себе, а всей до сих пор существующей цивилизации, которая на этапе капитализма достигает своего наивысшего расцвета. Решающую роль капитализма в развитии техногенной цивилизации Маркс не отрицал. Но история общества, подчеркивал он, всегда включает историю культуры, в центре которой духовное, нравственное развитие человеческой личности, чему капитализм объективно не способствует.

Вся предшествующая история цивилизации, по мысли Маркса, неуклонно утверждала принцип общественного разделения людей: разделение их труда, собственности, власти, национальное разделение. История цивилизации выступает как история победы разделенного или частного индивида (собственника или работника) над всеми формами первоначальной коллективности людей. При этом частное не есть синоним индивидуального. Существующая цивилизация не знает другого способа объединения людей, как их объединение в качестве частных индивидов, связанных между собою узами, не имеющими прямого отношения к их личности, индивидуальности. В этом смысле она и противостоит культуре, в которой принципом коммуникации между людьми является неповторимая самобытная личность, индивидуальность каждого человека, его индивидуальная свобода. В терминах социально-исторической теории Маркса различие между существующей цивилизацией и культурой выражается как различие между капитализмом в качестве высшего этапа всего цивилизованного развития и коммунизмом как культурной альтернативой этому развитию. Переход этот виделся Марксу как неизбежный в свете реализации прав человека не только на свою частную жизнь, но и на свое индивидуальное существование и развитие.

Кардинальная идея философских и социологических исследований Маркса состояла в том, что научно-технический прогресс и превращение науки в производительную силу общества ломают рамки классовых и национальных отношений, создают условия для освобождения человека. Согласно Марксу, история человечества превращается во всемирный процесс, который он обозначил как социализм, с присущим ему производством вне наемного труда, отсутствием частной собственности в условиях свободной ассоциации свободных производителей. Труд в этом процессе превращается в средство саморазвития человека, в реализацию человеком его лучших личностных сторон, что в результате должно дать и качественно иное отношение человека к природе и другим людям.

Маркс, опираясь на историю западноевропейской культуры (что в общем-то имело ограниченный характер), попытался определить направленность развития общества. Он пришел к выводу, что общество, достигнув высокой степени своей материальной и культурной зрелости, решит проблему жизнеобеспечения и поставит во главу человека, создаст ему условия для всестороннего развития и проявления его способностей. Это будет общество "реального гуманизма", в котором свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех.

Марксу (но не только ему) принадлежит заслуга критики в середине XIX века противоречий существующей цивилизации, ее негативных последствий для человека: социальных, духовных, культурных, экологических. Эта критика стала одной из основных тем всех философских течений XX века. Неприятие Марксом буржуазной цивилизации в качестве окончательной и единственно возможной формы человеческой жизни ставят его в один ряд с известными мыслителями прошлого и настоящего, хотя и отличает предлагаемыми средствами решения проблем - революционными и насильственными.

В последнее время многие положения марксизма подвергаются критике. В частности, сегодня во многом неоднозначно воспринимается основной вопрос философии с утверждением первичности материи и вторичности сознания - особенно применительно к обществу, где важнейшую роль играют духовные начала. Вряд ли правомерно сведение личности к совокупности всех общественных отношений. Существует мнение об искусственном конструировании ряда основополагающих положений марксизма, в том числе об общественно-экономических формациях. Вызывает возражения принцип деления общества на классы и особенно обоснование классовой борьбы, ориентация на насильственный характер социальных преобразований.

Все это еще раз доказывает, что ни одна теория, которая возникла достаточно давно, никогда не может претендовать на всю полноту истины; не бывает, чтобы она не опроверглась ни в одном своем положении и предвидении. Это справедливо и для марксизма.

Задания. Вопросы.

1. Каковы исторические и теоретические истоки марксистской философии.

2. В чем суть подхода К. Маркса к проблеме отчуждения человека в обществе?

3. В чем отличие философии марксизма от предшествующего материализма?

4. Как называется философия марксизма и почему именно так?

5. Как понимается сущность человека в марксистской философии?

6. В чем суть материалистического понимания истории?

7. Как Вы понимаете мысль К. Маркса: "Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих"?

8. Как марксизм решает вопрос о движущих силах общественного развития?

9. Раскройте понимание идеала общественного развития в марксизме.

10. Дайте характеристику основных идей марксистской философии.

11. Какие положения марксистской философии подверглись критике в современной социально-философской мысли?

Задания. Тесты.

  • 1. Какая проблема находится в центре внимания К. Маркса в "Экономическо-философских рукописях 1844 г. ":
    • а) отчуждения человека;
    • б) потребностей человека;
    • в) идеального;
    • г) материального производства.
  • 2. Что, по мысли К. Маркса, лежит в основе отчуждения человека в обществе:
    • а) частная собственность;
    • б) характер труда;
    • в) социальное устройство общества;
    • г) нравственные отношения.
  • 3. В чем К. Маркс увидел источник развития общества:
    • а) в развитии потребностей людей;
    • б) в развитии производительных сил общества;
    • в) в научно-техническом прогрессе;
    • г) в противоречии субъекта и объекта.
  • 4. Что лежит в основе формационной теории истории марксизма:
    • а) различие в культурных ценностях;
    • б) способ производства;
    • в) уровень духовного развития общества;
    • г) тип государственного устройства.
  • 5. К. Маркс трактовал сущности человека как:
    • а) совокупность всех общественных отношений;
    • б) природное существо;
    • в) природно-нравственное существо;
    • г) разумное существо.
  • 6. Что выделяется в качестве движущих сил общественного развития в марксистской философии:
    • а) деятельность людей;
    • б) материальные интересы людей;
    • в) духовные потребности;
    • г) идеалы.
  • 7. Материалистическое понимание истории есть:
    • а) отрицание влияния идейных факторов на общественное развитие;
    • б) в качестве движущих сил общественного развития рассматриваются материальные потребности людей;
    • в) выдвижения в качестве идеала общественного развития общества, которое полностью удовлетворит материальные потребности людей;
    • г) утверждение определяющей роли материального производства в жизни общества.
  • 8. К какой работе К. Маркс сформулировал тезис о необходимости философии не только объяснять, но изменять мир:
    • а) Тезисы о Фейербахе;
    • б) Экономическо-философские рукописи 1844 г.;
    • в) Немецкая идеология;
    • г) Предисловие "К критике политической экономики".

Карл Маркс - основоположник марксизма: революционной идеи устройства общества. Философия марксизма базируется на принципах коллективного труда и отказа от иерархической системы общества. Мировая история марксизма неразрывно связана с ленинизмом - социально-политическим учением, направленным на борьбу с капитализмом.

Ключевые моменты биографии

Карл Маркс родился в 1818 г, в семье потомственного раввина. Незадолго до рождения Карла его родители приняли лютеранство. Карл учился в гимназии, после поступил в университет. Он углубленно изучал историю, философию, языки. Во время учебы Карл присоединился к клубу гегельянцев - приверженцев философии Гегеля. Он собирался стать преподавателем философии, но изменения в политическом курсе Германии заставили его изменить планы.

Окончив университет, Маркс стал работать журналистом. В своих статьях он жестко критиковал власть и призывал к восстанию. Опасаясь ареста, он вынужден был вместе с семьей переехать в Париж. Там он встретил много единомышленников среди радикально настроенных пролетариев, съезжавшихся во Францию со всего мира. После парижской революции Маркс уехал в Берлин, и начал выпускать собственную газету. Чтобы подавить зарождающее восстание, философа снова выслали из Германии. Он переехал в Лондон и занялся разработкой новой экономической теории.

Карл активно участвовал в общественной деятельности, и вскоре стал известен далеко за пределами Франции. С ним стремились сотрудничать представители всех «левых» движений. В 1867 г. философ опубликовал свой главный рукописный труд - «Капитал». В нем он изложил основные идеи относительно необходимости революции для становления социализма. К величайшему разочарованию мыслителя, его революционные идеи остались только теорией. Его сторонники из разных политических движений не смогли прийти к компромиссу, постепенно большинство из них депортировали. Карл Маркс умер в своем доме в Лондоне в 1883 г.

Принципы марксизма

Главная идея марксистской философии - материалистическое понимание истории. Индивид определяет себя через материальные предметы окружающего мира и его главная цель - производство.

Фундаментальный принцип, по которому должны строиться отношения в обществе, - производство материальных благ. Люди воздействуют на окружающую среду, преобразовывая ее под свои нужды. Их задача - получение средств для существования в обществе: еды, полезных ископаемых, строительного материала.

Основные принципы идеологии марксизма:

  • человеческое общество сформировалось благодаря производству, виды которого отличались в зависимости от исторического периода;
  • социальная, политическая и духовная жизнь общества определяется материальным производством;
  • образ мышления людей определяется их материальными условиями.

Согласно представлениям философа, расслоение общества происходит из-за отчуждения труда: правящий класс богатеет за счет отъема результатов производства у рабочего класса. Поэтому для создания социализма необходимо вернуть рабочим средства, которые они бы получили за свой труд, а для этого - искоренить буржуазию.

Место человека в обществе

Индивид и его деятельность заняли ключевое место в философии марксизма. Сущность складывается из результатов социальной деятельности. Возможности человека внутри коллектива не ограничены: он может наследовать и воспроизводить любую деятельность. Как часть коллектива, он обязан следовать общественным интересам.

Индивид, рассматриваемый отдельно от коллектива, не является полноценной личностью. Его сущность - результат работы коллектива. Нельзя описать личность, просто перечислив ее характеристики. Важно представить ее, как часть социума. Ценность личности определяется качеством его труда.

Концепция личности Маркса подвергалась постоянной критике. Сторонники индивидуализма считали ее несостоятельной, нивелирующей значение индивида. Философа обвиняли в стирании человеческой личности, стремлении подавить естественные индивидуальные потребности.

Практика в марксизме

По Карлу Марксу, философия должна быть направлена на улучшение условий жизни. Марксизм предлагает совершенствовать их с помощью практики. Производственная практика - это изменение субъектом (человеком) объекта (природы). В процессе изменения субъект руководствуется своими потребностями, используя навыки и знания, полученные в результате развития технического прогресса.

Проблема отчуждения

Понятие «отчуждение» Маркс взял из философии Гегеля. В своей работе «Философия истории» он писал, что сущность индивида отчуждена (отдалена) от его существования. Для марксиста главная проблема отчуждения - разрыв связи между человеком и результатом его деятельности, как главного маркера личности.

Типы отчуждения:

  1. Отчуждение от процесса труда. Принуждение к трудовой деятельности вызывает у людей отвращение к самому процессу труда. Они отказываются от возможности реализации себя через приятные виды работы в пользу высокооплачиваемых, но в процессе труда испытывают неудовлетворение.
  2. Отчуждение от результата труда. Рабочий не может распоряжаться результатом деятельности. Он не обладает произведенным им товаром, не ценит его и не воспринимает как неотделимую часть личности.
  3. Отчуждение от сущности. Отчуждение мешает самореализации человека. Он лишается возможности на свободный творческий труд, к которому стремится его сущность.
  4. Отчуждение от мира. В процессе деятельности человек стремится взаимодействовать с природой и другими людьми. В процессе отчуждения труда он неизбежно отдаляется от других людей, видя в них либо конкурентов, либо инструменты производства.

Решить проблему отчуждения можно, избавившись от эксплуатации и разделения общества на классы.

  • Учение о бытие и мире в античной философии (Гераклит, Элейская школа)
  • Атеизм "младших физиков" в античной философии, учение о бытие (Эмпедокл, Анкасагор, Левкипп, Демокрит)
  • Философия, метафизика, диалектика. Социально-философские воззрения Платона и Аристотеля
  • Средневековая философия. Особенности и принципы религиозного стиля мышления
  • Антропоцентризм и гуманизм как специфические черты эпохи Возрождения. Философское и космологическое учение Кузанского и Дж.Бруно
  • Философия и наука нового времени: эмпиризм, рационализм, методология знания
  • Социально-философские воззрения Гоббса, Локка, Руссо: проблемы естественного права и общественного договора
  • Фундаментальные характеристики и специфические особенности немецкой классической философии
  • Основы трансцендентальной философии И.Канта: от теоретического к практическому разуму, всеобщность и необходимость научного знания
  • Принцип историзма и диалектика в немецкой классической философии. Учение Гегеля о "разумной действительности"
  • Антропологический материализм Л.Фейербаха и проблемы гуманизма
  • "Философия всеединства": истоки, цельность, знания, софиология, пути богочеловечества (Соловьев, Карсавин, Булгаков, Франк)
  • Неопозитивная философия: этапы, основные направления, проблемы соотношения науки и философии
  • Экзистенциальная философия в XX веке (отношение к науки традиционной философии, проблема человека, трагическая диалектика, проблема свободы)
  • Герменевтика - "Философия понимания". Проблемы и тенденции
  • Социальная философия как наука. Системность социальной реальности: Маркс, Вебер, Парсонс
  • Сознание, его сущность и происхождение. Бессознательное как феномен сознания. Категория "оно", "я", "сверх-я" в философии З.Фрейда
  • Гносеология как философская дисциплина. База и цель гносеологии
  • Чувственный опыт и рациональное мышление, их основные способы взаимодействия
  • Основные формы познания и учение об истине. Роль научной рациональности
  • Развитие всемирной истории в 20 веке, ее основные тенденции
  • Проблемы современного информационно-технического общества
  • Проблема человека в истории философии. Его происхождение. Единство в нем биологического и социального
  • Философские проблемы экономической жизни общества: объективные и экономические законы, экономические отношения и экономические интересы
  • Правовая сфера жизни общества. Правообразующие принципы: равенство, свобода, справедливость. Концепция правового государства
  • Духовная жизнь общества: социальная природа и содержание духовной жизни, мораль как регулятор социального поведения
  • Культура как детерминанта развития общества. Искусство - важнейший вид духовной деятельности
  • Исторический процесс: специфика и проблемы формационного и цивилизационного подходов. Капитализм и социализм - основные тенденции 20 века
  • Социальные общности: понятие, формы, структура. Проблемы этносов и этнической дифференциации. Роль и значение интеллигенции в обществе
  • Социальное развитие: понятие, типы. Социальная мобильность и общественные прогресс. Проблемы исторического сознания
  • Основные глобальные проблемы современности. Предпосылки их преодоления
  • Марксистская философия: основные источники, этапы. Реалистическое и идеальное в социально-философской доктрине К.Маркса и Ф.Энгельса

    Марксистская философия вышла на арену общественной жизни в 40-х годах 19 века. К 70-м годам 19 века она стала идейно-политическим течением Европы. Предпосылками распространения марксизма были:
    - общественно политические процессы и выдвижение на арену политической борьбы пролетариата
    - социально-экономические процессы способствовали и обеспечивали не только развитие, но и проникновение во все сферы жизнедеятельности людей капитализма
    - предшествующий этап развития социально-политических взглядов

    Самое главное, первое значение марксизма было связано с деятельностью масс (пролетариата) интересы, которых эта философия с самого начала защищала.

    Маркс рассматривал идеализм Гегеля как сферу идеального, он признавал, что эта сфера объективна и на основе этого он строил модель абстрактного мышления и использовал гегелевскую диалектику.

    Фейербах, поставив в центр мира чувствующего человека в отличии от Гегеля сконцентрировал внимание не на тонкостях научного знания, а на вопросе правомерности религии: тайну христианства он видел в объективировании человеком своих собственных сил и придания им потустороннего, отчужденного от него характера. Выяснение Фейербахом антропологического содержания христианской религии имело положительное значение для развития Марксом и Энгельсом диалектического материализма, основанного на конкретно общественной природе человека и его практике. В связи с этим выделялась революционная практика как фундамент и критерий истины.

    Т.о. концепция Маркса и Энгельса продолжала воззрения Гегеля и Фейербаха. В отличии от Фейербаха Маркс понимает философию как науку и строит ее строго в соответствии с научным методом. Метод этот был разработан Гегелем. Маркс подчеркивал, что на стадии выработки научных воззрений осуществляется переход от чувственно-конкретного к абстрактному. На стадии собственного научного изложения происходит восхождение от абстрактного к конкретному. Для Маркса идеальное есть материальное, переосмысленное в человеческой голове и преобразованная в ней в понятия. Понятие в форме мысли идеальное, но чтобы получить любое понятие необходимо сослаться на практику. Но в связи с тем, что человеческая практика многообразна, необходимо было выбрать одну неизменную категорию. И этой категорией является труд как таковой.

    Исходя из этой категории, Маркс построил политико-экономическую теорию товарного производства и, исследуя этот процесс, он создал теорию общественного развития и общественных отношений. Воззрения Маркса по поводу природы, идеального существенным образом отличаются от представителей немецкой классической философии как Кант, Гегель.

    В связи с тем, что на практике нет прямых аналогий и прямых аналогов, идеальных конструктов, поэтому Маркс идеальное сосредоточил в человеке, в его природе. Отсюда он рассматривает практику как критерий истины и он делает вывод если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то тем самым их правомерность, т.е. истинность ставится под сомнение.

    Вопрос о практике как критерии истины считается самой глубокой и научно-обоснованной проработкой диалектического материализма.

    Диалектика Маркса и Энгельса исходит из диалектики Гегеля, но она освобождена от абсолютного духа и от абсолютного понятия, в ней, по мнению Маркса, гениально угадана Гегелевская диалектика вещей, но она стоит на голове и ее необходимо поставить на ноги.

    Прежде всего, диалектическая зависимость и диалектические отношения имеют место в реальной действительности. Гегелевская идея - это самостоятельный субъект действительности, лишь ее внешнее проявление.

    Идеальное как материальное пересаженное в человеческую голову и преобразованная в ней, предполагает наличие и подведение под нее материальной диалектики, или диалектики вещей и процессов. Это до Маркса сделал Фейербах.

    В книге "Диалектика природы" и в работе "Антидюринг" Энгельс материалистически истолковал законы и категории диалектики. За основу взял категориальную систему Гегеля. Энгельс указал на аналогию социальных и природных процессов, ибо все законы диалектики (переход количества в качество, борьба противоположностей и т.д.) имеют место, как в природе, так и в обществе.

    Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

    Маркс использует материалистическую диалектику, особое внимание уделяет социальному миру. До него фактически мир представляли как противопоставление духовного мира субъекта и природы. Неприродное воспринималось как субъективно-духовное. Маркс обнаружил третий мир - общественный мир, который существует через иное, через природное. Свою концепцию он построил на примере товара, который имеет потребительскую (это природная сторона объекта) и меновую (социальная сторона объекта, обозначаемая через потребности людей или потребительскую стоимость) стоимости. Диалектический материализм Маркса и Энгельса использовал Ленин для разработки теории революционной деятельности.

    Марксисты блестяще освоили критику пороков капиталистического общества, что и послужило основой разработки теории отчуждения труда. Согласно этой концепции, тот кто трудиться овеществляет свою деятельность, если результаты труда одного человека присваиваются кем-то не в соответствии с его индивидуальным трудовым вкладом, то можно утверждать, что произошло отчуждение труда. Иначе говоря, часть труда, которая достается не производственному производителю, а кому-то еще считается, что кто-то (капиталист) использует чужой труд, отчужденный от непосредственного производителя. На основании этого делался вывод: для преодоления отчужденности труда необходима социалистическая революция.

    Этот вывод Ленина не все ученые восприняли однозначно. С первой посылкой были согласны все (результаты не должны отчуждаться от непосредственного производителя), но вторая посылка, что только социалистическая революция преодолеет все это, вызвало неоднозначное отношение к марксистской концепции в целом.

    Карл Поппер , приняв в целом концепцию марксизма, вывод о социалистической революции отнес к историцизму, т.е. он утверждает, что в науке любые выводы и рекомендации необходимо делать осторожно, тем более выводы, основанные на политэкономии. В связи с этим он делает заключение: что идея социалистической революции это всего лишь правдоподобная гипотеза, которая выдана за науку и за реальность. Борьбу против отчужденности труда он предлагал вести с помощью соревнования капиталистов в ходе, которого права рабочих будут восстановлены, а прибыль за добросовестный труд будет распределена более справедливым способом.

    Основными достижениями диалектико-материалистического способа мышления можно считать и с этим согласны абсолютно все:
    - талантливую критику недостатков капитализма,
    - тщательную проработку теории проблем практики,
    - научное обоснование природы общественного.

    Тем не менее, все эти 3 положительных момента получили трансформацию в более поздних работах ученых и практиков, развивающих теорию марксизма.

    Первый самый серьезный просчет относится к возвышению общественного и умалению личностно-индивидуального.

    Второе: отрицание любых философских воззрений мировой философии, если это не имело отношение к диалектико-материалистическому мышлению.

    Третье: осмысление трудов Маркса и Энгельса Лениным, Плехановым, Троцким, Бухариным шло с серьезным перекосом в сторону политики.

    И с этого периода диалектико-материалистическая философия превратилась в оружие политической борьбы, и акцент делался не на общественные процессы, общественные отношения, а на развенчание религии и приспособление общечеловеческих ценностей к формам и методам политической власти.

    Начиная с периода, когда Сталин прочитал и изложил диалектико-материалистическую философию в кратком курсе, она приобрела статус философско-политической науки. Сталин приспособил абстрактные философские положения к проблемам общественной жизни и к проблемам общественных наук. Он развел философию и науку как таковую. Это с одной стороны обеспечило отрицание возникающих новых идей и направлений в философии, во-вторых не способствовало разрешению цивилизационных проблем, возникающих в развитии человечества.

    После 20 съезда КПСС, стали более свободно выражать свои умонастроения и воззрения и тем самым внесли достойный вклад в развитие мировой философской науки.

    Марксизм – это основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным, система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая :

      философский материализм и диалектику;

      материалистическое понимание истории (теорию общественных формаций);

      обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.);

      теорию классов и классовой борьбы;

      теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.

    Диалектический материализм

    Марксизм стоит на позиции материализма, т. е. считает бытие, материю первичной, а сознание, мышление - вторичными. Сознание - свойство высокоорганизованной материи отражать действительность, поэтому само оно, как свойство, не является материей и не сводится ни к одному из материальных процессов, лежащих в его основе (практическая деятельность общества, высшая нервная деятельность, вторая сигнальная система).

    Сознание не только отражает мир, но и изменяет его, поскольку, будучи порождено человеческой деятельностью, оказывает на неё обратное определяющее влияние.

    Источником марксистского материализма был материализм Фейербаха, однако в марксизме преодолена односторонность домарксова материализма, заключавшаяся в:

      неисторичности, непонимании развития, эволюции;

      созерцательности, непонимании роли практики, изменения субъектом объекта и самого себя;

      непонимании сущности человека как совокупности общественных отношений.

    Диалектика была взята Марксом и Энгельсом у Гегеля (который развивал её с позиций объективного идеализма), но переработана на материалистической основе и утратила многие характерные черты и категории гегельянства. Как писал Энгельс, «…гегелевская диалектика была перевёрнута, а лучше сказать - вновь поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове».

    Диалектический материализм рассматривает природу как целое, в котором объекты и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Всё в природе движется и изменяется: что-то появляется и всё время развивается, в то же время что-то отмирает и исчезает.

    В марксизме диалектика - это наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления:

    1. Единство и борьба противоположностей . Данный закон вскрывает источник развития. Развитие вызывается внутренними противоречиями, которые неизбежно содержатся во всех объектах и явлениях природы: всё имеет свои положительные и отрицательные, исчезающие и развивающиеся, противоречащие друг другу, взаимоисключающие и в то же время взаимопроникающие стороны и тенденции, и внутренняя борьба между ними является сущностью развития.

    2. Переход количественных изменений в качественные . Данный закон показывает механизм развития. Развитие природы - это процесс, в котором в результате малых, незаметных и постепенных количественных изменений, внезапно происходит скачок в новое качество (качественный скачок), перерыв в постепенности.

    3. Отрицание отрицания . Этот закон показывает направление развития. Каждый новый этап развития характеризуется отрицанием пройденного этапа, но таким отрицанием (диалектическим отрицанием, снятием, которое сохраняет черты прошлого этапа, связь, единство с ним.

    В свою очередь, новый этап в дальнейшем также подвергается отрицанию, и таким образом развитие как бы повторяет уже пройденные ступени, но иначе, на более высокой базе. Развитие идёт не по прямой линии и не по кругу, а по восходящей спирали.

    Материалистическое понимание истории (исторический материализм)

    «Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия».

    Марксизм трактует человека как производное от общества, как продукт и субъект общественной трудовой деятельности. Человек есть совокупность всех общественных отношений.

    Определяющим условием превращения человекообразной обезьяны в человека марксизм считает труд. Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет образ их жизни. Человек же не просто приспосабливается к данным условиям, а, объединяясь в совместном труде, преобразует их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

    Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и т. д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определённого образа жизни, культуры и психологии. Человек не является изолированным существом, он всесторонне включён в контакт, общение с обществом, даже когда остаётся наедине с собой.

    Осознание человеком себя как такового всегда осуществляется посредством его отношения к другим людям. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность, и вместе с тем он несёт в себе некую родовую сущность.

    До возникновения марксизма во взглядах на общество безраздельно господствовал идеализм. Даже материалисты до Маркса не были материалистами в понимании общественной жизни.

    Важнейшие принципы исторического материализма таковы:

      признание первичности материальной жизни общества - общественного бытия по отношению к общественному сознанию и активной роли последнего в общественной жизни;

      выделение из всей совокупности общественных отношений - производственных отношений как экономической структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все другие отношения между людьми, дающей объективную основу для их анализа;

      исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории и понимание его как закономерного естественноисторического процесса движения и смены общественно-экономических формаций;

      идея о том, что история делается людьми, трудящимися массами, а основу и источник побудительных мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях общественного производства их жизни.

    Марксом был сформулирован закон соответствия производственных отношений (отношений людей по поводу производства материальных благ) уровню развития и характеру производительных сил (совокупности средств производства и людей, занятых в производстве).

    «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

    Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

    Производительные силы определяют производственные отношения. Соответствие производственных отношений уровню производительных сил необходимо для нормального функционирования и развития производительных сил.

    Однако, развиваясь в рамках данных производственных отношений, производительные силы на известной ступени своего развития приходят с ними в противоречие. «Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».

    Однако исторический материализм отнюдь не рассматривает экономику в качестве единственной активной силы в истории. Исторический материализм требует учитывать относительную самостоятельность различных общественных явлений. Зависимость духовной жизни от материальной, надстройки от базиса, всей социальной системы от способа производства отнюдь не является односторонней.

    Исторический материализм обосновывает огромную роль идей, субъективного фактора в развитии общества. История есть результат сложного взаимодействия различных общественных явлений, социальных сил. Но способ материального производства всегда является основой взаимодействия всех сторон общественной жизни, и, в конечном счёте, определяет характер общества и общее направление исторического процесса.

    Важнейшей категорией исторического материализма является понятие общественно-экономической формации - исторически определённой ступени в развитии человеческого общества, характеризующейся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.

    Это понятие позволяет выделить то общее, что имеется в порядках разных стран, находящихся на одинаковой ступени исторического развития, и тем самым применить в историческом исследовании общенаучный критерий повторяемости, подойти к познанию объективных законов развития общества.

    Каждая общественно-экономическая формация представляет собой своеобразный «социальный организм», специфика которого определяется, в первую очередь, материальными производственными отношениями, составляющими базис формации.

    Базис образует как бы «экономический скелет» социального организма, а его «плоть и кровь» составляет возникающая на основе данного базиса надстройка (совокупность идеологических, политических, нравственных, правовых, т. е. вторичных, отношений; связанных с ними организаций и учреждений - государство, суд, церковь и т. д.; различных чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, в сумме составляющих общественную психологию и идеологию данного общества).

    Базис и надстройка с достаточной определённостью и полнотой характеризуют особенность каждой формации, её качественное отличие от других формаций.

    Марксизм выделяет следующие общественно-экономические формации :

      первобытнообщинная,

      рабовладельческая,

      феодальная,

      капиталистическая,

      коммунистическая.

    После первобытнообщинной формации в результате разделения труда и появления частной собственности возникли противоположность экономических интересов индивидов, социальное неравенство, общество развивалось в условиях стихийности. Оно вступило в антагонистический период своей истории. Люди стали закрепляться за определёнными орудиями труда и различными видами всё более дифференцировавшейся деятельности помимо их воли и сознания, в силу слепой необходимости развития производства.

    Такое разделение труда приводит к отчуждению от человека всех других видов деятельности, кроме сравнительно узкой сферы его труда. Создаваемые людьми материальные и духовные ценности, а также сами общественные отношения уходят из-под их контроля и начинают господствовать над ними.

    Все общественные формации, после первобытнообщинной (исключая будущую коммунистическую) основаны на эксплуатации и антагонизме классов.

    По определению Ленина, классы - это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

    Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

    По Марксу, всякая историческая борьба в любой идеологической области есть более или менее ясное выражение борьбы общественных классов.

    Источником борьбы классов является противоречие интересов классов. В зависимости от характера этого противоречия различают классы антагонистические (непримиримые) и неантагонистические. Антагонистическими являются, прежде всего, взаимоотношения между основными классами всех формаций, основанных на эксплуатации человека человеком: рабы - рабовладельцы, крестьяне - феодалы, пролетарии - буржуазия.

    Антагонистическими могут быть и взаимоотношения между господствующими классами сменяющих друг друга формаций (например, между феодалами и буржуазией), если их коренные интересы несовместимы. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая всегда есть результат и высшее проявление борьбы классов.

    Политическая экономия

    Предметом изучения марксистской политической экономии являются исторически развивающиеся и сменяющие друг друга общественные способы производства, или системы производственных отношений.

    Методом марксистской политической экономии является диалектический метод как отражение объективной диалектики (общих законов становления, развития и гибели) способа производства.

    Источником марксистской политической экономии явилась политическая экономия Адама Смита и Давида Рикардо, в частности, развитая ими трудовая теория стоимости.

    Главным предметом исследования Маркса и Энгельса в области политической экономии являлся капиталистический способ производства (хотя в процессе его исследования Маркс и Энгельс положили начало также и политической экономии докапиталистических способов производства).

    Основным трудом, исследующим капиталистический способ производства, является «Капитал» К. Маркса.

    Капитализм

    Капитализм – это общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом.

    Основные признаки капитализма: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наёмных рабочих капиталистами.

    Целью капиталистического производства является присвоение создаваемой трудом наёмных рабочих прибавочной стоимости.

    Как закономерная стадия в историческом развитии общества, капитализм сыграл в своё время прогрессивную роль. Он разрушил патриархальные и феодальные отношения между людьми, основывавшиеся на личной зависимости, и заменил их денежными отношениями. Капитализм создал крупные города, резко увеличил городское население за счёт сельского, уничтожил феодальную раздробленность, что привело к образованию буржуазных наций и централизованных государств, поднял на более высокую ступень производительность общественного труда.

    Основным противоречием капитализма является противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов. Это противоречие порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества - пролетариатом и буржуазией - и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя, создавая объективные предпосылки нового строя, основанного на общественной собственности на средства производства.

    Научный коммунизм

    Научный коммунизм (или научный социализм) - одна из трёх составных частей марксизма, изучающая социальное движение, направленное на ликвидацию капитализма и построение коммунистического общества.

    Научный коммунизм указывает реальный, основанный на науке путь ликвидации эксплуатации человека человеком и введения новой, не знающей противоречий капитализма организации общества, о которой мечтали представители утопического социализма (Оуэн, Сен-Симон, Фурье).

    Как составная часть марксизма, научный коммунизм опирается на выводы двух других его составных частей - марксистской философии и политической экономии. Особенно большое значение для научного коммунизма имеют теория классовой борьбы и теория прибавочной стоимости.

    «…неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое Маркс выводит всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества. Обобществление труда, в тысячах форм идущее вперёд всё более и более быстро … - вот главная материальная основа неизбежного наступления социализма.

    Интеллектуальным и моральным двигателем, физическим выполнителем этого превращения является воспитываемый самим капитализмом пролетариат. Его борьба с буржуазией, проявляясь в различных и всё более богатых содержанием формах, неизбежно становится политической борьбой, направленной к завоеванию политической власти пролетариатом («диктатура пролетариата»).

    Обобществление производства не может не привести к переходу средств производства в собственность общества …

    Громадное повышение производительности труда, сокращение рабочего дня, замена остатков, руин мелкого, примитивного, раздробленного производства коллективным усовершенствованным трудом - вот прямые последствия такого перехода».

    Классовая борьба

    Марксизм считает классовую борьбу движущей силой развития общества, разделённого на антагонистические классы.

    «… всякая историческая борьба - совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области - в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена».

    Капитализм упростил и обнажил классовые противоречия, противопоставив друг другу два больших класса - буржуазию и пролетариат. Пролетариат - первый из угнетённых классов, классовая борьба которого принимает действительно интернациональный характер и всемирный размах.

    Основными формами классовой борьбы пролетариата являются экономическая, политическая и идеологическая.

    Экономическая борьба - это борьба за профессиональные интересы рабочих (повышение зарплаты, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. д.). Она противодействует наступлению предпринимателей на жизненные условия рабочих, подготавливает рабочих к борьбе за более широкие цели, способствует их революционному воспитанию и организации.

    Политическая борьба является высшей формой классовой борьбы пролетариата. Особенности этой формы состоят, во-первых, в том, что она означает борьбу за коренные интересы пролетариата. Во-вторых, политическая борьба - это общеклассовая борьба; она означает уже не борьбу рабочих отдельных предприятий против своего хозяина, а всего класса пролетариев против класса капиталистов. В-третьих, в политической борьбе складывается партия - высшая форма классовой организации пролетариата. Самое главное в политической борьбе пролетариата - борьба за установление и упрочение им своей власти.

    Достижение этой цели невозможно без идеологической классовой борьбы, задача которой состоит, прежде всего, в том, чтобы высвободить пролетариат из-под влияния буржуазной идеологии. Идеологическая борьба призвана внести в массы пролетариата социалистическую идеологию, что необходимо для превращения стихийной классовой борьбы в борьбу сознательную.

    Социалистическая революция и переход к коммунистическому обществу

    Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая при всём многообразии её форм всегда есть результат и высшее проявление борьбы классов.

    Социальная революция – это коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного строя. Социальная революция завершает процесс эволюции, постепенного созревания в недрах старого общества элементов или предпосылок нового общественного строя; разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, ломает отжившие производственные отношения и закрепляющую их политическую надстройку, открывает простор дальнейшему развитию производительных сил. Старые производственные отношения поддерживаются их носителями - господствующими классами, которые охраняют отжившие порядки силой государственной власти.

    Поэтому, чтобы расчистить путь общественному развитию, передовые классы должны ниспровергнуть существующий государственный строй.

    Ленин определил революционную ситуацию как совокупность объективных и субъективных условий, складывающихся в обществе накануне революции :

      «кризис верхов», т. е. невозможность для господствующих классов сохранить своё господство в неизменном виде, ситуация, когда верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому;

      резкое обострение выше обычного нужды и бедствий угнетённых классов;

      значительное повышение активности масс, их готовность к самостоятельному революционному творчеству.

    Глубинная основа революционной ситуации - конфликт между производительными силами и производственными отношениями, но непосредственно она вытекает из взаимоотношений классов.

    Время возникновения революционной ситуации, её формы и темпы развития зависят от всей системы социально-политических отношений: от состояния государственной машины, прочности позиций господствующего класса, от силы революционного класса, его связей с другими слоями населения, накопленного им политического опыта.

    Если прогрессивные классы по тем или иным причинам не готовы к активным и организованным действиям, то в развитии революционной ситуации наступает спад, массовое революционное возбуждение гаснет, господствующий класс изыскивает средства удержания власти в своих руках.

    Социалистическая революция представляет собой высший тип социальной революции и коренным образом отличается от всех революций прошлых эпох, т. к. она производит наиболее глубокие изменения в жизни народов. Прежние революции лишь заменяли одну форму эксплуатации другой; социалистическая революция ликвидирует эксплуататорские классы и искореняет всякую эксплуатацию человека человеком.

    Социалистическая революция начинается при отсутствии готовых форм нового способа производства и поэтому носит творческий характер. Захват власти пролетариатом - только начало революционных преобразований. Строительство нового общества охватывает целый исторический период коренных социальных преобразований, который Маркс определил как особый переходный период от капитализма к коммунизму (к первой его фазе, ныне называемой социализмом). Переходный период - это качественный скачок от капитализма к коммунизму.

    Орудием построения нового общества в переходный период в политической области служит диктатура пролетариата.

    Исторически первой формой диктатуры пролетариата явилась Парижская Коммуна, которая обогатила марксизм ценнейшим опытом, позволившим Марксу сделать вывод о государственной форме будущего социалистического общества.

    Диктатура пролетариата - государственная власть пролетариата, устанавливаемая в результате ликвидации капиталистического строя и разрушения буржуазной государственной машины. Пролетариат использует свою власть для подавления сопротивления эксплуататоров, закрепления победы революции, предотвращения попыток реставрации власти буржуазии, обороны от агрессивных действий международной реакции.

    Однако диктатура пролетариата означает не только насилие и главным образом не насилие. Её основная функция - творческая, созидательная. Диктатура служит пролетариату для завоевания на свою сторону широких масс трудящихся и вовлечения их в социалистическое строительство, для революционных преобразований во всех сферах жизни: в экономики, культуре, быту, для коммунистического воспитания трудящихся и построения нового, бесклассового общества.

    В экономике переходному периоду соответствует сосуществование общественной и частной собственности на средства производства, плана и товарно-денежных отношений, при постепенном сокращении вторых и росте первых.

    Социализм и коммунизм

    Социализмом принято называть первую, низшую стадию коммунистической общественно-экономической формации.

    Коммунистическая общественно-экономическая формация в целом (а следовательно, и социализм, как её низшая стадия) характеризуется общественной собственностью на средства производства, отсутствием товарно-денежных отношений и классов, плановым ведением хозяйства. Коммунизм - это «союз свободных людей, работающих общими средствами производства и планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общественную рабочую силу».

    Государство, как аппарат насилия господствующего класса, продолжая существовать в переходный период, как диктатура пролетариата, с исчезновением классов должно отмереть.

    «Первый акт, с которым государство выступает действительно как представитель всего общества - экспроприация средств производства в пользу всего общества, - будет в то же время его последним самостоятельным актом, как государства.

    Вмешательство государственной власти в общественные отношения будет становиться в одной области за другой излишним и прекратится само собой. Управление людьми заменится управлением вещами и регулированием производственного процесса.

    Государство не будет «отменено», оно отомрёт».

    Однако низшая стадия коммунистической формации - социализм - ещё только выходит из недр капиталистического общества, и поэтому сохраняет распределение по труду.

    «…каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам даёт ему. То, что он дал обществу, составляет его индивидуальный трудовой пай. Например, общественный рабочий день представляет собой сумму индивидуальных рабочих часов; индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя - это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нем.

    Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме».

    «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

    Подчинение человека разделению труда может исчезнуть лишь при двух непременных условиях:

      когда средства производства переходят из частной в общественную собственность и наступает конец стихийному развитию общества;

      когда производительные силы достигнут такой ступени развития, что люди перестанут быть прикованными к строго определённым орудиям труда и видам деятельности, перестанут быть непосредственными агентами производства.

    С этим связаны два коренных изменения: во-первых, прекращается обособление людей в труде, труд в полной мере становится непосредственно общественным; во-вторых, труд приобретает подлинно творческий характер, превращается в технологическое использование науки, когда субъект выступает рядом с непосредственным процессом производства, овладевает, управляет им и контролирует его. Это два непременных условия достижения подлинной свободы, всестороннего развития и самоутверждения человека как разумного существа природы.

    Марксистское понимание человека исходит из того, что человек может быть свободным лишь в свободном обществе, где он не только является средством осуществления общественных целей, но выступает прежде всего как самоцель. Идеал такого общества марксизм видит в коммунистическом обществе, так как только в нём человек получит средства, дающие ему возможность полностью выявить свою индивидуальность.

    Маркс указывал, что производительный труд должен стать одновременно и самоосуществлением субъекта. Разумеется, специализация трудовых процессов неизбежно будет продолжаться вместе с расширением воздействия людей на природу. Например, биолог всегда будет отличаться по объекту и роду деятельности от геолога. Однако оба они, как и все другие члены общества, будут заниматься свободно избранным творческим трудом. Все люди будут сотрудничать, дополняя друг друга и выступая как субъекты, разумно управляющие силами природы и общества, т. е. подлинными творцами.

    Сокращение рабочего дня и громадное увеличение свободного времени дадут возможность людям наряду с профессиональным творческим трудом постоянно заниматься любимыми видами деятельности: искусством, наукой, спортом и т. д. Так полностью будет преодолена односторонность, вызываемая разделением труда, обеспечено всестороннее и свободное развитие всех людей.



    В продолжение темы:
    Штукатурка

    Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

    Новые статьи
    /
    Популярные