Насыщенный он содержит разные контрастные. Коллекция книг о живописи и искусстве. Контраст цветового насыщения. Почему действие контраста «блёклый-яркий» считается относительным. Примеры

Говоря о «качестве цвета», мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова «контраст по насыщенности» фиксируют противоположность между цветами насыщенными, чистыми и блеклыми, приглушенными. Спектральные цвета, полученные путем преломления белого света, являются цветами максимальной насыщенности или максимальной чистоты.

Запрещается использование, распространение или воспроизведение, которое не соответствует этим условиям. Плохо насыщенные цвета ближе к чисто серому, чем сильно насыщенные, и поэтому кажутся менее «красочными». Насыщенность цвета эффективно манипулируют изобразительным искусством для балансировки конфликтующих ощущений и настроений и для побуждения восприятия относительного расстояния в живописном плане, В то время как перцептуальная наука доказала совершенно ясно, что контраст яркости любого оттенка действует как самодостаточный сигнал к относительной глубине визуальных образов, роль насыщенности цвета в такой организации на основе фигуры остается неясной.

Среди пигментных цветов мы также имеем цвета максимальной насыщенности. В связи с этим мы советуем обратить внимание на рисунок 15, который выявляет степень светлоты и темноты основных цветов по отношению друг к другу. Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою насыщенность.

Цвета могут терять свою чистоту четырьмя способами, причем они весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях.

Мы представили человеческие наблюдатели конфигурации цветных индукторов на серых «тестовых» фонах. Яркость и насыщение индукторов были одинаковыми на каждом испытании, но варьировались в разных испытаниях. Мы выполнили две отдельные экспериментальные задачи. В задаче относительной фоновой яркости перцепционные суждения указывали на то, контрастирует ли кажущаяся яркость серого тестового фона, ассимилируется или оказывается равным показателю сравнения фона с тем же контрастом яркости. Контрастная полярность и ее взаимодействие с насыщенностью цвета влияют на пропорции ответа для контраста, ассимиляции и бездействия.

1. Чистый цвет может быть смешан с белым, что придает ему несколько более холодный характер. Карминно-красный цвет при его смешении с белым приобретает синеватый оттенок и резко меняет свой характер. Желтый также становится немного более холодным благодаря примеси белого, а основной характер синего цвета остается в значительной мере неизменным. Фиолетовый цвет чрезвычайно чувствителен к примеси белого, и если насыщенный темно-фиолетовый цвет имеет в себе нечто угрожающее, то от примеси белого он становится более светлым – лиловым – и производит приятное и спокойное впечатление.

В задаче на основе фигуры сущностные суждения указывали, оказались ли индукторы впереди, позади или на той же глубине с фоном. Сильно насыщенные индукторы продуцировали значительно больший объем эффектов переднего плана, указывая на то, что эти индукторы выделяются как фигура на фоне. Слабо насыщенные индукторы продуцировали значительно больший объем фоновых эффектов, что указывает на то, что эти индукторы воспринимаются как лежащие за фоном. Мы делаем вывод, что насыщенность цвета модулирует организацию рисунка-земли, как непосредственно, определяя относительную глубину индуктора, так и косвенно и во взаимодействии с контрастной полярностью, влияя на кажущуюся яркость фона.

2. Чистый цвет можно смешать с черным. При этом желтый теряет свою лучистую светлоту и приобретает некую болезненность и коварную ядовитость. Это немедленно сказывается на его чистоте. Картина Жерико «Умалишенный», написанная в черно-желтых тонах, производит потрясающее впечатление душевного расстройства. Черный цвет усиливает присущую фиолетовому цвету мрачность, наделяет его некой безвольностью и уводит в темноту. При подмешивании черного цвета к ярко-красному кармину последний получает звучание, приближающее его к фиолетовому. Красная киноварь при подмешивании черного дает нечто вроде жженного, красно-коричневого вещества. Синий цвет затмевается черным. Достаточно небольшого добавления черного, чтобы его чистота быстро исчезла. Зеленый цвет допускает гораздо больше модуляций, чем фиолетовый или синий, и имеет много возможностей своего изменения. Обычно черный цвет отнимает у цветов их чистоту. Он отдаляет их от света и более или менее быстро «убивает».

Результаты указывают на до сих пор недокументированную функциональную роль насыщенности цвета в генезисе формы и, в частности, на восприятие фигуры в почве в отсутствие хроматостеропсиса. Ключевые слова: восприятие цвета, контрастность яркости, восприятие глубины, ахроматическая контрастная дискриминация, колориметрия.

Плохо насыщенные цвета, поскольку они ближе к чисто серому, чем интенсивные оттенки, выглядят менее «красочными», чем сильно насыщенные цвета, однако они все еще содержат информацию о оттенках. В изобразительном искусстве насыщенность цвета широко используется в качестве меры для уравновешивания противника или конфликтных ощущений и настроений. Ранние художники эпохи Возрождения предпочли прибегать к светотени и геометрическим сигналам к воздушной перспективе, используя ограниченный хроматический диапазон для создания ландшафтной глубины и эффектов на поверхности.

3. Насыщенный цвет может быть ослаблен благодаря добавлению к нему смеси черного и белого, то есть серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются более светлые или более темные, но, в любом случае, более блеклые, чем первоначальный цвет, оттенки. Подмешивание серого цвета нейтрализует другие цвета и делает их «слепыми». Делакруа ненавидел серый цвет в живописи и по возможности избегал его, ибо смешанные с серым цвета нейтрализуются симультанным контрастом.

В то время как современные визуальные художники склонны делиться твердой убежденностью в том, что насыщение является ключевым средством для создания перцептивной структуры, наука восприятия еще не уточнила функциональный вклад насыщенности цвета в организацию восприятия. Представьте себе простейшее возможное двумерное изображение с не более чем двумя смежными поверхностными областями. Когда есть разница в яркости между двумя соседними областями, они могут составлять обратимый рисунок фигуры, где область, рассматриваемая как фигура, воспринимается перед областью, рассматриваемой как земля.



4. Чистые цвета могут быть изменены путем добавления соответствующих дополнительных цветов. Если к фиолетовому цвету подмешать желтый, то получатся промежуточные тона между светло-желтым и темно-фиолетовым. Зеленый и красный не очень различаются по светлоте и при смешивании переходят в серо-черный. Различные смеси двух дополнительных цветов при осветлении их белым цветом дают редкостные по своей сложности оттенки.

Это различие в воспринимаемой глубине между двумя регионами возрастает по мере увеличения разницы в яркости. Поверхность справа имела один из трех оттенков серого, а слева - белый или черный. Наблюдатели высказывали суждения относительно кажущейся глубины этих поверхностей, с точки зрения которых они оказались ближе. Результаты этого исследования были первыми, кто выявил систематическую связь между воспринимаемой относительной глубиной и различиями яркости между смежными поверхностными областями, поскольку увеличение разности яркости увеличивало восприятие глубины в каждом наблюдателе.

Если в какой-либо смеси участвуют все три цвета «первого порядка», то полученный цвет будет отличаться слабым, блеклым характером. В зависимости от пропорций, он может казаться желтоватым, красноватым, синевато-серым или черным. С помощью трех цветов «первого порядка» могут быть получены все степени блеклости. То же относится и к трем цветам «второго порядка» или ко всякой другой комбинации, если только в этой смеси будут участвовать три основных цвета -желтый, красный и синий.

Появилась ли более яркая или темная из двух поверхностей испытаний, отличающаяся от наблюдателя наблюдателем. Опять же, стимулы состояли из двух полуполей, либо ахроматических, либо ахроматических, либо других хроматических, либо двух разных цветов. Участникам было предложено указать, какой полупородник оказался ближе, и поставить число на воспринимаемой глубине между ними. Когда оба полуполя были ахроматическими, обнаруженная глубина увеличивалась с увеличением разницы яркости. Опять же, некоторые субъекты склонны судить о более яркой стороне ближе, другие - к более темной стороне.

Действие контраста «блеклый – насыщенный» относительно. Какой-нибудь цвет может показаться насыщенным рядом с блеклым цветом, и блеклым – рядом с более насыщенным.

Основные упражнения по контрасту насыщенности могут быть проведены на листе, расчерченном наподобие шахматной доски на двадцать пять квадратов. Чистый цвет помещается в центре, а близкий по светлоте нейтральный серый в каждом из четырех углов. Затем постепенно смешивая серый цвет с чистым, получаем различные промежуточные оттенки.

При ахроматично-хроматической комбинации различия между воспринимаемой глубиной в трех оттенках не различались, в то время как с хроматично-хроматической комбинацией воспринимаемая глубина зависела от комбинации оттенков. С точки зрения уменьшения частоты «более близких» суждений порядок оттенков был красного, зеленого и синего. Когда два хроматических полупокрытия отличались только насыщением, воспринимаемая глубина увеличивалась с увеличением разницы в насыщении и была ли оценка более насыщенной или менее насыщенной стороны более близкой к зависимости от оттенка.

Для выявления контраста по насыщенности необходимо, избегая контраста светлого и темного, добиться равномерного изменения насыщенности всех квадратов. Рисунки 38-41 дают нам представление о тончайших возможностях контраста по насыщенности в хроматических модуляциях. Подобные упражнения могут быть выполнены и на основе размещения вместо серого цвета в угловых квадратах цветов, дополнительных к цвету центрального квадрата. При этом все будет гораздо более цветным, чем в упражнении с серым цветом.

Таким образом, дифференциация фигуры-земли между двумя соседними хроматическими областями в поле зрения совместно определяется яркостью, оттенком и насыщенностью, влияя на воспринимаемое расстояние заданной области от наблюдателя. Поскольку Тратато делла Питтура Леонардо Да Винчи упоминает контраст яркости как намек на живописную глубину, наука перцепции подтвердила, что она непосредственно определяет, что будет видно как ближе или дальше в двумерных визуальных конфигурациях и изображениях, однако, не покрывают возможных взаимодействий между оттенком, контрастностью яркости и насыщенностью на основе цветности, прилегающей к ахроматическим полям или окруженным ахроматическими полями, или серыми тонами различной интенсивности яркости.

Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только контраст по насыщенности без всяких иных контрастов, то блеклые цвета должны быть составлены на цветовой основе насыщенных, то есть чистый красный должен контрастировать с блеклым красным, а чистый синий – с блеклым синим. Но нельзя использовать чистый красный рядом с блеклым синим или чистый зеленый с блеклым красным. Иначе контраст по насыщенности будет заглушен другими контрастами, например, контрастом холодного и теплого, и его действие с тихой и спокойной выразительностью будет поставлено под вопрос.

Причины, по которым такие эффекты не были активно искажены, могут относиться к тому, что хроматические и ахроматические пути в зрительном мозге широко считаются независимыми, предполагая, что функциональное взаимодействие между хроматическими и ахроматическими нейронными сигналами отсутствует.

Чтобы выяснить, влияет ли насыщенность на восприятие цветовыми узорами на фоне ахроматического фона, мы использовали стимулы из предыдущего исследования, которое уже показало, что цвета любого оттенка могут изменять воспринимаемую интенсивность их ахроматического фона, указывая на доселе непредвиденные взаимодействия между цветовыми сигналами и ахроматическими контрастными сигналами. Кроме того, цвета на сером влияют на глубинные эффекты, которые могут быть напрямую объяснены изменениями их яркости, независимо от оттенка.

Блеклые цвета – главным образом, серые – кажутся живыми благодаря окружающим их чистым цветам. Это можно наблюдать, если на одной части «шахматной доски» в каждом втором квадрате разместить нейтральный серый цвет, а в промежуточных квадратах разместить чистые, насыщенные цвета той же светлоты, что и серый. Тогда мы увидим, что серый цвет приобретет некоторую живость, в то время как находящиеся рядом с ним хроматические цвета покажутся менее насыщенными и относительно ослабленными.

Мы протестировали тест на то, как эти вариации влияют на воспринимаемую яркость фона и организацию на основе рисунка. В задаче относительной яркости фона наблюдателям было предложено указать, был ли серый фон, содержащий цветные или ахроматические индукторы, «ярче», чем «темнее» или «тем же», что и фон сравнения, который не содержал индукторов. В задаче относительно глубины наблюдателям было предложено указать, появлялись ли цветные или ахроматические индукторы «перед» или «позади» их серой фоновой поверхности, или все поверхности, казалось, лежали в «той же» плоскости.

Использование контраста по насыщенности можно видеть в картинах Жоржа де ла Тура «Новорожденный», Музей города Ренн; Анри Матисса (1869-1954) «Пеон», Нью-Йорк, Музей современного искусства и Поля Клее (1879-1940) «Волшебная рыба», Филадельфия, Музей искусства.

Чтобы наблюдать контраст по насыщенности, нужно взять два цветовых пятна, одинаковых по светлоте и по цветовому тону и разных по насыщенности. В случае с накрашенными поверхностями выполнить эти условия можно лишь весьма приблизительно, ибо практически невозможно, изменяя насыщенность, получить одинаковую светлоту и цветовой тон . Однако и приближенные условия вполне достаточны, чтобы продемонстрировать повышение чистоты, «звучности» красок в силу действия этого рода контраста. К такому контрасту художники прибегают всегда, когда нужно повысить чистоту того или иного цвета. Менее насыщенные цвета, как светлые, так и темные, дают больший эффект контраста, чем насыщенные.

Мы получили информированное согласие от всех из них в соответствии с международными этическими стандартами для экспериментов с наблюдателями-людьми. У всех испытуемых была нормальная или исправленная нормальная острота зрения и нормальное цветовое зрение.

Средние пропорции ответов для фигуры и земли с точки зрения фоновых и фоновых эффектов суммируются как функция двух категорий контрастной полярности на рисунке Рисунок 9. Соотношения ответов для испытаний с ахроматическими индукторами включены в этот график для сравнения. Пропорции эффектов переднего плана, указывающие на то, что индукторы видны как фигура, имеют тенденцию увеличиваться между отрицательной и положительной контрастными полярностями, в то время как фоновые эффекты, указывающие на то, что индукторы воспринимаются как основание, как правило, уменьшаются.

Контраст по насыщенности также особенно заметен при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. При этом на черном или темно-сером фоне какой-либо цвет понижает свою насыщенность и, наоборот, на белом или светло-сером повышает. Этот вид контраста очень широко используется в практике, давая художнику возможность добиваться необыкновенно интенсивного звучания. С контрастом по насыщенности художник имеет дело при выборе рамы. Белая рама делает тона живописного произведения более густыми, насыщенными, черная — наоборот, белесыми, малонасыщенными.

Средние данные, показанные на рис. 9, 9, еще раз показывают статистически значимые эффекты насыщения и контрастной полярности на оценках относительной глубины, показывая, что полностью насыщенные и слабо насыщенные индукторы с аналогичным контрастом яркости дают значительно разные эффекты в заданном диапазоне контраста полярность.

Оттенок как таковой не оказывает существенного влияния на относительную яркость фона или организацию рисунка в дисплеях, состоящих из цветных индукторов на сером фоне в условиях, протестированных здесь. Этот результат повторяет вывод из более раннего исследования с аналогичными конфигурациями и задачами. Чтобы еще раз изучить возможность вклада оттенка, было бы интересно продолжить эти эксперименты, проверив эффекты изо-осветливающих конфигураций индуктор-фон с разными оттенками в обоих типах относительно относительной яркости фона и оценок относительной глубины.

Таблица 16. Контраст ахроматического (черного) с хроматическими тонами. Особенно заметно выражается в изменении светлоты Таблица 17. Пограничный контраст создает эффект рельефности

Контраст по насыщенности также особенно заметен при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. При этом на черном или темно-сером фоне какой-либо цвет понижает свою насыщенность и, наоборот, на белом или светло-сером повышает. Этот вид контраста очень широко используется в практике, давая художнику возможность добиваться необыкновенно интенсивного звучания.

Здесь показано влияние насыщения на относительную яркость фона, чтобы зависеть от контрастной полярности. Значительное взаимодействие между насыщенностью и контрастностью, найденное здесь, можно резюмировать следующим образом. Сильно насыщенные индукторы со средним и сильным положительным контрастом яркости дали наибольшие пропорции контрастных эффектов, в то время как слабо насыщенные индукторы с отрицательным контрастом яркости дают наибольшую долю эффектов ассимиляции. Мы делаем вывод, что насыщенность цвета модулирует организацию фигуры-земли косвенно, во взаимодействии с контрастной полярностью, воздействуя на кажущуюся яркость фона.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные