Мать и мачеха

  • Растения лугов и степей
  • Спутники человека
  • Что можно найти на болоте
  • Мать-и-мачеха (гади үги ана яфрагы) — Tussilago farfara L.

    Семейство астровые — Asteraceae

    В апреле на откосах дорог, на отвалах строек, в карьерах — везде, где есть свободная, не занятая другими растениями почва, появляются золотисто-желтые, похожие на миниатюрные одуванчики, соцветия мать-и-мачехи. Сходство ее с одуванчиком не случайно: оба эти растения из одного семейства — астровых или как их называли раньше — сложноцветных.

    Мать-и-мачеха зацветает раньше других травянистых растений — ей достаточно нескольких дней с положительными температурами, чтобы над землей показалось соцветие, сформировавшееся в почке еще с осени. Соцветия открываются утром и закрываются вечером или в ненастную погоду, защищая таким образом цветки от холода и влаги. На цветоносном побеге вместо зеленых листьев сидят небольшие бесцветные или зеленоватые чешуи. Зеленые листья с блестящей и холодной верхней стороной и мягкой теплой, покрытой густым белым опушением — нижней (отсюда и название растения) разовьются позднее, после отцветания, в конце мая.

    Листья и соцветия мать-и-мачехи содержат горькие гликозиды, сапонины, инулин, дубильные вещества и слизи. Настой листьев применяют как отхаркивающее средство при бронхитах, ларингитах и заболеваниях легких: они входят в состав грудных и потогонных сборов. В Западной Европе с той же целью используют соцветия мать-и-мачехи.

    Применение мать-и-мачехи против кашля известно очень давно, видимо, это отражено в латинском названии рода — Tussilago, от латинского tussis — кашель.

    Листья мать-и-мачехи собирают в первой половине лета. Обрывают их с небольшим (до 5 см) черешком. Нельзя собирать совсем молодые, опушенные с обеих сторон листья, а также листья желтеющие и покрытые пятнами ржавчины. Можно спутать листья мать-и-мачехи с листьями белокопытника (Petasites spurius (Retz) Reichenb.), часто в больших количествах растущего по берегам рек. У него листья также опушены и почти той же формы, но обычно они значительно крупней, чем у мать-и-мачехи. И, кроме того, по самому краю выемки у основания листа белокопытника проходит жилка.

    В Татарии мать-и-мачеха распространена повсеместно. Особенно ее много в Альметьевском, Сармановском и Нижнекамском районах. Причем здесь она часто произрастает вместе с белокопытником.

    При сборе мать-и-мачехи помните, что по откосам и обочинам автомобильных дорог рвать листья нельзя ни в коем случае: выхлопные газы машин отравляют не только воздух, но и растения, поселяющиеся на обочинах дорог, а мать-и-мачеха накапливает всякие вредные вещества особенно интенсивно.

    Сушат листья мать-и-мачехи в помещениях или на открытом воздухе, предохраняя их от сырости и часто переворачивая.

    Настой листьев принимают как отхаркивающее. В процеженный настой можно добавить сахар или мед и принимать по столовой ложке 4—6 раз в день.

    Дикорастущие растения бывают разными. Их можно встретить и в поле, и в лесу, и даже на дачном участке в качестве сорняков. Это могут быть и травы, и цветы, и злаки. Те, кто интересуется природой родного края, знает, что они не только красивы, но и могут принести человеку большую пользу. Однако, эти представители отечественной флоры могут быть и опасными сорняками, представляющими серьезную угрозу для садоводов-огородников. Избавиться от этих сорняков довольно сложно.

    Дикорастущие растения могут быть как врагами, так и друзьями человека, поэтому разбираться в них очень важно, особенно для тех, кто живет на лоне природы – в сельской местности.

    Дикорастущие растения: примеры

    Можно привести великое множество примеров таких представителей фауны. Среди этих растений могут встречаться самые разные. В целом их можно условно разделить на три группы . К первой группе принадлежат растения, которые не приносят человеку ни пользы, ни вреда. Таких большинство. Как правило, их используют животные и птицы в качестве подножного корма. Ко второй группе принадлежат растения, которые приносят человеку пользу. И, наконец, к третьей группе можно отнести цветы и травы, которые желательно обходить стороной, так как они приносят человеку только вред.

    К «вредной группе» относятся ядовитые кустарники (например, вех ядовитый) и сорняки, которые наносят большой вред сельскому хозяйству, заглушая полезные растения (например, пырей или осот огородный). К «полезной» группе можно отнести следующие:

    У многих дикорастущих имеются «окультуренные» двойники . Как правило, в этом случае они отличаются друг от друга размерами и внешним видом. Так, например, дикий щавель отличается от щавеля, который выращивают на огороде, меньшими размерами и другой формой листьев. Точно так же дикорастущая земляника отличается от своей «окультуренной» родственницы, клубники или виктории, по форме листьев, по размеру и вкусу ягод.

    Особенности

    У этих представителей флоры много интересных особенностей . Об этом можно прочитать в школьных учебниках по ботанике, а также в специальных справочниках. Среди наиболее ярких особенностей можно выделить следующие:

    Среди дикорастущих растений очень много ядовитых , представляющих смертельную опасность для человека. Одно из самых опасных – вех ядовитый, его даже использовали в старину в качестве яда, когда хотели уничтожить неугодного человека. Для того, чтобы избежать смертельной опасности, нужно знать, как выглядят ядовитые растения. Увидеть их фотографии можно в интернете и в специализированной литературе. А дети должны твердо знать, что рвать и тем более брать в рот их без разрешения взрослых категорически запрещается.

    Это элементарное правило безопасного поведения в лесу и в поле нужно строго соблюдать. Также знать ядовитые растения «в лицо» обязательно должны фермеры, которые сами заготавливают корм для скота. Среди дикорастущих есть травы, которые безвредны для человека, но могут вызвать серьезное пищевое отравление у домашних животных.

    Практическая польза

    Среди этих растений много лекарственных . Также многие дикорастущие растения – прекрасный корм для мелкого и крупного рогато скота. Если почитать о пользе этих растений, можно узнать много интересного. Многие травы на Руси испокон веков считались лечебными, полезными, и даже питательными: в голодные годы неурожая многие травы употребляли в пищу. Конечно, среди дикорастущих трав и цветов немало ядовитых и вредных сорняков. Поэтому очень важно не путать полезные дикорастущие растения с вредными или «нейтральными», не приносящими ни пользы, ни вреда.

    Так, например, дикий щавель бывает двух видов: съедобный щавель (маленькие мелкие листочки) и «конский» щавель, не имеющий питательной ценности и не обладающий приятным вкусом (растение с толстым длинным стеблем и крупными листьями, по форме напоминающими съедобный дикорастущий щавель). Многие дикорастущие растения, имеющие практическую пользу, люди целенаправленно сажают и выращивают. Так, например, клевер может расти сам по себе, а можно выращивать его на корм крупному и мелкому рогатому скоту или в качестве растения-медоноса для пчеловодческого хозяйства.

    Сейчас мало людей, хорошо разбирающихся в пользе дикорастущих растений, за исключением специалистов-ботаников. Однако, в старые времена на Руси было очень много травников . Они не только готовили лекарства из них, но и приписывали некоторым травам сакральные или магические свойства. Практические знания о пользе дикорастущих растений смешивались с суевериями. В настоящее время древняя наука о травах превратилась в практическую отрасль медицины – фитотерапию.

    Современные фитотерапевты уже не приписывают дикорастущим травам волшебные свойства, но используют их для изготовления лекарств, эффективно лечащих многие серьезные заболевания, вплоть до онкологии. Многие люди, ведущие здоровый образ жизни, активно включают в свой ежедневный рацион съедобные корешки. Их главное преимущество заключается в том, что они содержат мощные антиоксиданты, замедляющие процесс физиологического старения.

    Дикорастущие растения с древних времен играют важную роль в жизни человека. Они могут быть и «друзьями», и «врагами» . Поэтому очень важно знать «в лицо» как полезные, так и ядовитые. Полезные дикорастущие растения – первые помощники человека в лечении, питании, сельском хозяйстве. Для того, чтобы максимально эффективно использовать их полезные свойства, нужно как можно чаще читать специализированную литературу по ботанике, биологии и природе родного края.

    Проверка домашнего задания. (Самостоятельная работа)Подчеркните деревья
    красным карандашом,
    кустарники – синим,
    травы – желтым:
    Слива,
    можжевельник,
    пихта,
    крыжовник,
    одуванчик,
    лиственница,
    вишня, репейник,
    мать-и-мачеха,
    кедр, малина.

    Проверка самостоятельной работы.

    Слива, можжевельник,
    пихта, крыжовник,
    одуванчик, лиственница,
    вишня, репейник, матьи-мачеха, кедр, малина.

    На какие группы делятся растения по виду листвы?

    Растения
    Лиственные
    Хвойные
    Чем отличаются лиственные растения от хвойных?

    Какое значение для человека имеют растения?

    Растения кормят человека
    – рожь, пшеница, яблоня,
    капуста…
    Растения одевают
    человека –лен, хлопок.
    Растения лечат человека
    – мать -и- мачеха,
    зверобой, береза…
    Растения дают много полезных
    вещей – мебель, строительные
    материалы, топливо…

    Растения

    Человек сам
    высаживает,
    ухаживает за
    всходами,
    собирает
    урожай,
    использует в
    пищу.
    Растут
    независимо
    от
    человека.Деревья
    Приносят
    пользу
    человеку.
    Растет в саду, за
    ней ухаживает
    человек.
    Растет в лесу.Кустарники
    Растет в саду, за
    ним ухаживает
    человек.
    Растение леса.Чем похожи мать-имачеха и помидор?
    Травянистые
    растения
    Человек сажает.
    Ухаживает,
    собирает урожай.
    Растет повсюду.

    Растения

    Выращивает
    специально
    человек.
    Никто не сажает,
    они растут сами по
    себе. Их можно
    встретить в лесу,
    на лугу, на водоеме.
    Культурные
    Дикорастущие

    Мы выходим с вами в лес. (Маршируем на месте).
    Сколько здесь вокруг чудес!
    (Удивились, развели руками).
    Посмотрели вправо, влево
    (Наклоны вправо, влево).
    Наклонились и присели. (Наклон вниз, приседание).
    По тропинке побежим,
    До лужайки добежим.
    (Бег на месте).
    Стоп! Немножко отдохнём.
    И домой пешком пойдём.
    (Ходьба на месте).
    На лужайке, на лужайке
    Мы попрыгаем как зайки.
    (Прыжки на месте на обеих
    ногах).
    - На месте стой, «раз-два». Мы «пришли домой» и
    продолжаем говорить о растениях.

    Дикорастущие растения

    Колосится в поле
    рожь,
    Там во ржи
    цветок найдешь.
    Ярко-синий и
    пушистый,
    Только жаль,
    что не
    душистый.

    Василек

    С чем можно сравнить
    цветы васильков?
    Васильки называют
    сорняками. Они не
    приносят пользы
    человеку и мешают расти
    хлебу. Но все-таки они
    любимы в народе. Эти
    цветы прелестные,
    синие, как небо, многие
    собирают, плетут из них
    венки. Про василек
    народом придумано
    много песен и легенд.

    Дикорастущие и культурные растения. Разработка урока для 2 класса Презентация

    Предмет: Окружающий мир
    Класс: 2
    Тема: Природа.
    Тема урока : Дикорастущие и культурные растения
    Тип урока : Изучение нового материала.
    Цели и задачи : Изучать особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к полевым растениям.
    Ожидаемые результаты : Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные растения – по назначению.
    Форма организации работы детей : на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы, самопроверка работы, работа в тетрадях, отгадывание загадок.)
    Формы организации работы учителя : урок – изучение нового материала.
    Технические условия : компьютер, мультимедиа проектор, экран
    Используемое оборудование : карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки на слайдах.

    Описание урока:

    *Организация класса.

    Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
    Готов работать мой отряд?
    К гостям красиво повернитесь
    И очень дружно поклонитесь.
    Все развернулись, раз, и два,
    И тихо сели на места.
    Глаза проверят: всё ль в порядке?
    На парте – книжки и тетрадки.
    Все улыбнулись. Собрались!
    Работать дружно мы взялись!

    *Актуализация опорных знаний.

    *Работа в тестовых тетрадях (работа в парах, взаимопроверка)

    Где могут произрастать растения?

    На какие группы мы можем поделить все растения по месту произрастания?

    Растения, растущие в садах, парках, на клумбах, каким словом мы можем их назвать?(варианты ответов)

    -Вот сегодня на уроке мы выясним, на какие две группы делятся растения по месту произрастания и как они называются, научимся делить растения на группы, будем учиться находить новую для нас информацию в рассказах о растениях.

    Чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?(местом произрастания). Для чего человек сажает растения? (Растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей.)

    Какие растения кормят человека? (Яблоня, пшеница, капуста,…)
    -Какие растения одевают людей? (Лен, хлопок.)
    -Какие растения лечат людей? (Мать-и-мачеха, зверобой, береза,…)
    -Какие растения дают много полезных вещей – мебель, топливо, строительные материалы? (Дуб, сосна,…)
    - Человек тесно связан с растительным миром. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу.

    Как вы думаете, как называются растения, посаженные человеком?

    -Они называются культурными.

    А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека, как они называются?

    -Дикорастущие растения.

    - Тема нашего урока, назовите?

    -*Тема урока:»Культурные и дикорастущие растения» .

    * Работа над темой урока.

    *работа в рабочих тетрадях

    раскройте рабочие тетради на с.48 №1: заполните таблицу, приведите примеры не менее трёх в каждом столбце.

    -Назовите, какие дикорастущие растения вы записали?

    -Назовите, какие культурные растения вы записали ?

    *Физминутка

    Культурные растения можно разделить на другие группы. На какие вы узнаете, выполнив задание в рабочей тетради на с.48 №2(1,2)

    Так на какие ещё группы можно разделить растения?
    - Назовите растения на этом слайде. - Это зерновые растения. Где они растут и что из них делают? (Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Из муки пекут хлеб.)

    -( слайд) Назовите эти растения (Это слива, груша, персик. Это фрукты. Они растут в саду.)
    - Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и даже травы, дающие нам плоды. Это смородина, малина, клубника…)

    - ( слайд) Назовите эти растения. (Лук, картофель.. Это овощи. Они растут на полях и огородах.)
    - ( слайд) Эти растения называют овощные. Приведите свои примеры.

    -( слайд) Это лен и хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные.

    -( слайд) Назовите эти растения. (Тюльпан, роза, гвоздика.)
    - ( слайд) Эти растения называют декоративными. Приведите свои примеры этих растений.

    Физминутка


    ГРУППОВАЯ РАБОТА Дети делятся на 6 групп, каждая из групп получает по одному растению, вам нужно рассмотреть растение, обсудить в группе, какое это растение по месту произрастания, ярус растения, найти в атласе-определителе информацию об этом растении, обсудить значение этого растения. Затем вы будете выступать по очереди, сами оценивая выступления группы по таким критериям: всё понятно, вопросов нет – жёлтый пушистик, требуется уточнение, возникают вопросы – зелёный пушистик, вопросы по каждому пункту – красный пушистик

    Давайте вспомним правила работы в группе, план работы на экране:

    1. Название.

    2.Культурное/дикорастущее.

    3.Дерево, кустарник, трава.

    4.Особенности.

    5. Значение.

    I группа:

    1.берёза.

    2.Дикорастущее.

    4.Берёзу мы узнаем по белой коре. Других деревьев с такой корой в России нет.

    5. Почки и молодые листья берёзы применяются в лечебных целях. Высаживают берёзу как декоративное украшение возле домов, в парках, скверах.

    II группа:

    1.осина.

    2. Дикорастущее.

    4. Примечательна тем, что её округлые листья при каждом дуновении ветра дрожат. Весной на осине можно увидеть длинные пушистые серёжки. Кора у осины зеленоватая.

    5. Древесина мягкая, белая, без ядра, идет на различные поделки. С лечебной целью используют ее почки и сок. В научной медицине не используется. В народной лечебной практике известны полезные свойства осины.

    III группа:

    1.липа

    2.Дикорастущее.

    3.Дерево.

    4.Липа имеет листочки в форме сердечка. Летом она цветёт распространяя чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешкиЮ сидят по несколько штучек под одним крылышком. По плодам это дерево легко узнать зимой и осенью.

    5 . Липа сердцевидная один из важнейших медоносов. Мёд, полученный излипы, обладает целебными свойствами.

    IV группа:

    1.малина

    2. Дикорастущая/культурная.

    3.кустарник.

    4.Колючие стебли.

    5.Лекарственное растение. Малина ценный целебный продукт. В медицине используют плоды малины.

    V группа

    1.дуб

    2. Дикорастущее.

    4. Дуб можно узнать по листьям пятиконечным.Даже зимой на дереве остаётся хотя бы несколько побуревших плодов. Ни с чем не спутаешь и плоды дуба – жёлуди.

    5.Ж елуди служат пищей для лесных зверей. Древесина используется для изготовления мебели, в строительстве.

    VI группа

    1.тополь

    2.Дикорастущее.

    4.Высокое до 40м дерево. Растёт обычно по берегам рек. Цветки собраны в серёжки. Мелкие семена – тополиный пух – снабжены пушистыми волосками, благодаря которым их разносит ветер.

    5.Техническое, лекарственное, медоносное. Древесина используется в строительстве, для производства мебели, в спичечном производстве. Почки и кора используются в народной медицине как противовоспалительное, антисептическое, ранозаживляющее. Люди сажают в полезащитных полосах.

    1.шиповник

    2. Дикорастущее.

    3.Кустарник

    4.Шиповник – дикая роза. Плоды шиповника очень богаты витаминами.

    5.Лекарственное.

    Закрепление изученного материала.

    Игра “Что здесь лишнее?”

    Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?Почему?” (слайд).

    1. клевер, астра, роза, гладиолус
    2. береза, василек, репа, осина
    3. огурец, лук, лен, чеснок
    4. груша, слива, малина, яблоня
    5. пшеница, рожь, ячмень, картофель

    Итог урока:

    По какому признаку мы сегодня делили растения?

    - На какие группы можем разделить растения? Чем они отличаются?

    - Приведите по два-три примера растений каждой группы.

    -Что было интересно?

    -Кто испытывал затруднения на уроке?

    - В чём испытывали затруднения?

    хлопните в ладоши один раз, кто может определить,

    - дикорастущее или культурное растение?

    -знает, где можно найти информацию о растениях?

    -Кому на уроке легко работалось?

    -У кого хорошее настроение?

    Домашнее задание

    Наш попугай Кеша приготовил для вас интересное задание в рабочей тетради на с.49 №3:

    - Всем спасибо!

    (Tussilago farfara ) - одно из самых распространенных сорных растений в садах и огородах. Ранней весной еще не сойдет снег, а южные пологие склоны уже покрываются ярким желтым ковром цветков на длинных стебельках. Это цветет мать-и-мачеха, один из самых ранних весенних цветков. Ее сочные листья появляются много позднее в конце мая, когда ими увенчан весь цветоносный стебель.

    Верхняя сторона листа у растения холодная, блестящая - это «мачеха», а нижняя - теплая, мягко опушенная - это добрая и ласковая «мать». Прикорневые листья округло-сердцевидные, зубчатые по краям, сидят на длинных черешках. Ее легко спутать с подбелом лекарственным, у которого листья более крупные и имеют не округлую, а треугольно-сердцевидную форму.

    Это бесхитростное растение обладает богатым набором полезных свойств благодаря целебным компонентам, которые входят в его состав: инулин и слизистые вещества, каротиноиды и дубильные вещества, различные органические кислоты, минеральные соли, стерины и многие другие.

    Сбор листьев проводят в июне-июле, когда они еще сравнительно небольшие и с верхней стороны почти голые. Обрывать их надо с короткой ножкой. Нельзя собирать совсем молодые листья и опушенные с обеих сторон.

    Собранные листья необходимо быстро сушить, разложив тонким слоем, и периодически переворачивать. Все пожелтевшие и побуревшие при сушке листья необходимо немедленно удалить. Хранить заготовленное сырье можно не более 3-х лет.

    Цветки собирают ранней весной. Сушат их обычно в нежаркой печи или на чердаке. Хранятся цветки не более 2-х лет.

    Из всех культурных растений, цветков и сорняков мать-и-мачеха является, пожалуй, самым эффективным лекарственным растением для лечения разнообразных простудных заболеваний, особенно при заболеваниях верхних дыхательных путей и легких, при кашле, бронхите, бронхиальной астме, удушье и т.п.

    При упорном кашле и остром бронхите одним из лучших является сбор, состоящий из 3 ч. листьев мать-и-мачехи, 2 ч. листьев фенхеля, 3 ч. листьев подорожника, 4 ч. почек сосны. Для приготовления настоя необходимо 1 ст. ложку измельченной смеси залить 1 стаканом кипящей воды, настоять, укутав, в теплом месте 1 час, процедить. Принимать настой по 0,3 стакана 3-4 раза в день после еды.

    В этом же случае применяется сбор, состоящий из равных долей листьев мать-и-мачехи, плодов аниса, травы девясила, травы тимьяна, травы фиалки трехцветной. Для приготовления настоя необходимо 1 ст. ложку измельченной смеси залить 1 стаканом кипятка, настоять в теплом месте 40 минут, процедить. Принимать настой по 0,3 стакана 3 раза в день после еды.

    При бронхите и коклюше травники рекомендуют сбор, состоящий из равных долей листьев мать-и-мачехи, плодов шиповника и семян аниса. Для приготовления отвара необходимо 2 ст. ложки измельченной смеси залить 1 стаканом холодной воды, настоять 2 часа, довести до кипения и варить на слабом огне 7-8 минут, процедить. Принимать отвар по 0,3 стакана 3 раза в день.

    При сухом кашле и коклюше русские травники издавна применяют сбор, состоящий из 3 ч. листьев мать-и-мачехи, 6 ч. измельченных семян подсолнуха, 3 ч. измельченных листьев подсолнуха, 3 ч. травы медуницы. Для приготовления настоя необходимо 2 ст. ложки смеси залить 1,5 стакана кипятка, варить на слабом огне 4-5 минут, настоять, укутав, в теплом месте 15 минут, процедить, добавить мед и лимонный сок. Принимать через 1-1,5 часа по 2-3 глотка.

    При сухом кашле в народной медицине применяют сбор, состоящий из равных долей листьев мать-и-мачехи, травы медуницы, цвета гречихи, травы просвирника. Для приготовления настоя надо 1,5 чайных ложки смеси заварить как чай и принимать по 0,5-0,75 стакана 4-5 раз в день в течение 2-3 дней.

    При бронхите и воспалении легких травники рекомендуют сбор, состоящий из равных долей листьев мать-и-мачехи, корня девясила и примулы (первоцвета). Для приготовления отвара необходимо 1 ст. ложку смеси залить 1 стаканом кипятка, кипятить на слабом огне 5 минут, процедить. Принимать по 0,3 стакана 3 раза в день за 30 минут до еды.

    При бронхите, воспалении легких и плеврите помогает сбор, состоящий из равных долей листьев мать-и-мачехи, травы спорыша и цветков бузины черной. Для приготовления настоя необходимо 1 ст. ложку измельченной смеси залить 1 стаканом кипятка, настоять в теплом месте 30 минут, процедить. Принимать по 0,3 стакана 4 раза в день за 30 минут до еды.

    При острой и хронической пневмонии применяют сбор, состоящий из 4 ч. листьев мать-и-мачехи, 4 ч. листьев подорожника, 3 ч. травы чабреца, 3 ч. цветков календулы и 2 ч. корня солодки. Для приготовления настоя надо 1 ст. ложку смеси залить 1 стаканом кипятка, настоять в термосе 6 часов, процедить. Принимать по 1 ст. ложке 4-5 раз в день.

    При хроническом бронхите хорошо помогает винный настой трав. Для его приготовления необходимо взять по 1 ст. ложке сухой измельченной травы и соцветий мать-и-мачехи и фиалки душистой, цветков акации белой, залить 1 литром белого сухого вина, настоять 1 сутки, довести до кипения, настоять в теплом месте 2 часа, процедить. Принимать по 0,25 стакана в теплом виде через каждый час.

    Для снятия приступов кашля при заболеваниях легких применяют сбор, состоящий из 2 ч. листьев мать-и-мачехи, 4 ч. растения примулы, 3 ч. травы хвоща полевого и 2 ч. листьев подорожника. Для приготовления отвара надо 1 ст. ложку смеси залить 1 стаканом кипятка, кипятить на слабом огне 15 минут, настоять в теплом месте 1 час, процедить. Принимать по 0,3 стакана 5 раз в день.

    При бронхите, коклюше и бронхиальной астме травники рекомендуют сбор, состоящий из 3 ч. листьев мать-и-мачехи, 4 ч. сосновых почек и 3 ч. листьев подорожника. Для его приготовления необходимо 1 ст. ложку смеси залить 1 стаканом кипятка, настоять в теплом месте 40 минут, процедить. Принимать по 0,5 стакана в теплом виде 3-4 раза в день за 30 минут до еды.

    От кашля в народной медицине используют и цветы мать-и-мачехи. Для приготовления настоя цветки укладывают в банку послойно с сахаром. Затем их тщательно уплотняют, чтобы получился сироп. Сироп надо слить в другую посуду, процедив через марлю. Хранят его в холодильнике. Принимать эликсир надо по 1 чайной ложке, размешав его в 0,5 стакана горячей воды.



    В продолжение темы:
    Штукатурка

    Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

    Новые статьи
    /
    Популярные