Что означает локальное разрушение бортового камня. Ремонт тротуаров, покрытых тротуарной плиткой. Причины разрушения асфальтобетонного дорожного покрытия

На прошлой неделе мне в руки попал наикрутейший документ о том, как правильно проектировать тротуары и газоны. Причём проектировать так, чтобы тротуары большую часть времени оставались чистыми и сухими, с минимальным образованием луж и без грязи. Описанные в документе моменты я уже давно научился чувствовать на подсознательном уровне благодаря детальному изучению городской среды на протяжении нескольких лет. Однако не хватало систематизации разобщённых знаний и грамотного урбанистического обоснования для всевозможных ситуаций. Теперь всё это у нас есть:)

Методическое пособие описывает основные конструктивные и эксплуатационные причины загрязнения дорог и тротуаров, наблюдаемые в нашей стране, а также предлагает типовые решения данной проблемы. Основной акцент сделан на особенности уровней расположения газонов, обочин, тротуаров и проезжих частей. Предлагаемые конструктивные решения реализованы в ряде муниципалитетов г. Санкт-Петербурга, Новгороде, Балашихе и показали свою эффективность.

Часть 1. Причины загрязнения и разрушения дорог

1. Газон выше уровня бордюра и тротуара/дороги
Если уровень газона выше, чем уровень бордюра, то вода, во время дождей и снеготаяния, стекает на тротуары (дороги), увлекая за собой грунт, и скапливается в виде луж. После высыхания образуется пылевой слой, который невозможно удалить мойкой, поскольку вода никуда не утекает. Остаётся подметание, как правило, вручную.


Аналогичная ситуация с загрязнением складывается на городских дорогах без бордюров с чрезмерным количеством грунта на обочинах. Грязь вместе с водой стекают не С дороги, а НА дорогу


список дорог без бордюров в Твери

Из-за отсутствия водоотведения, поры асфальта пропитываются водой, и из-за температурных колебаний верхний слой ускоренно разрушается. Многократные ремонты в этом случае не дают эффекта из-за отсутствия целостности дорожного покрытия.


Отсутствие оттока воды на газоны и отсутствие дренажа приводит к скоплению воды на грунтовых дорожках, что ведёт к ускоренному разрушению дорожек и вытаптыванию газонов, поскольку люди пытаются обойти лужи на дорожках по газонам.

2. Тротуар/дорога ниже уровня бордюра
Песок и пыль, принесённые ветром, а также песчано-солевая смесь, рассыпанная зимой, остаются на тротуаре или дороге до момента механического удаления при подметании. Такая конструкция вынуждает увеличивать количество применяемых противогололёдных средств, из-за того что вода скапливается толстым слоем и замерзает. Также возникают затраты на скалывание льда.


В зимнее время года убирать такие дорожки сложно. Нужно перебрасывать снег на газон, и обычно это делается вручную, либо ручным снегоотбрасывателем, что значительно удлиняет сроки уборки и увеличивает стоимость.
В летнее время после обильных осадков такая конструкция служит желобом для воды, которой некуда уходить, и это хорошо видно на примере внутренних проездов в жилых кварталах, особенно хрущёвского периода застройки.

Часть 2. Типовые решения по изменению конструкции системы "дорожка-газон"

1. Повышение тротуара до уровня бордюра
Идеальным случаем, позволяющим добиться максимальной чистоты тротуара, является организация тротуара и бордюра выше уровня газона, при этом бордюр делает вровень с тротуаром.


При такой конструкции вода будет стекать с тротуара, увлекая за собой на газон пыль и песок, принесённые ветром или коммунальщиками. Во избежание попадания земли на тротуар, при весенних работах по перекапыванию земли, и повышения эффективности зимней уборки, нужно, чтобы уровень газона располагался на 5-7 см ниже уровня бордюра. Хотя практика показывает, что достаточно 2-3 см и это соответствует требованиям стандартов.

Примечание 1 : Если тротуары сделаны правильно, это позволит быстрее производить зимнюю уборку. При правильной конструкции и технологии количество наледи на тротуаре значительно сократится, потому что вода не будет скапливаться, а снег будет проще убирать и это устранит необходимость использования соли и реагентов. Также дворникам не придётся вручную перебрасывать снег через бордюры, трактор с передним отвалом или щёткой справится с этой задачей, сдвинув снег на газон.

Примечание 2 : Летняя уборка как таковая перестаёт быть нужной кроме случаев специального загрязнения таких тротуаров. Земля с газонов на тротуар не стекает, а всё, что заносится ветром, смывается осадками. Замеры загрязнения тротуаров в Санкт-Петербурге показали, что при максимально допустимом загрязнении 30 гр./кв.м, правильные тротуары имеют загрязнение 5-20 гр./кв.м, а сделанные по обычной схеме 40-150 гр./ кв.м.

2. Снижение уровня газона либо установка бордюров при обязательной организации водоотвода
При такой конструкции необходимо обеспечить удаление воды с тротуара или проезжей части. Это может быть выполнено при помощи ливневой канализации.


Примечание : Если газон будет выше уровня тротуара, но ниже бордюра, прилегающего к газону, вода не будет смывать песок и грязь с дорожки на газон, и всё будет смываться в канализацию, забивая её, либо оставаться на дорожке, если ливнёвки нет. Поэтому такое решение названо полуправильным. Но, оно пригодно для удаления воды с поверхности больших площадок с твёрдым покрытием: стоянок, площадей и т.п. Также оно единственное правильное для удаления воды с проезжей части городских улиц.

3. Особенности модернизации дорожек и газонов при близком расположении деревьев
На многих благоустроенных территориях на газонах растут деревья и кустарники, и понижение уровня газона может оголить их корневую систему. В этом случае нужно оставлять вокруг растений участок повышения грунта, либо необходимо повышать уровень дорожек.


Такой подход позволит сохранить растительность, а по мере старения деревьев и замены их молодыми, понижать уровень грунта в месте посадки для того, чтобы при следующих капитальных ремонтах объектов благоустройства снизить уровень газона целиком и одновременно понизить уровень дорожек, если это необходимо.

В случае, если дерево растёт вплотную к тротуару, нужно сохранить часть выступающего бордюра вплотную
к дереву, но понизить остальные участки.

4. Временные решения с канавками
Очень часто бывает так, что у владельца территории нет средств на масштабную реконструкцию. В этом случае, как временную меру, можно использовать следующий приём. Роется продольная канавка, тогда грунт не стекает с газона. Снижается загрязнение дороги или тротуара и затрудняется возможность заезда легковых машин на газон. Но остаётся проблема водоотвода с них, и уборки снега и смёта.


Как видите, аналогичное решение работает там, где бордюр не выступает над уровнем дорожек, либо вообще отсутствует. Данное решение особенно пригодно для муниципалитетов с маленькими бюджетами.

Зачастую, бывает так, что разница между уровнями тротуара и газона достигает нескольких десятков сантиметров. Это означает, что обычная канавка очень быстро будет засыпана. В этом случае нужно применять двухуровневое понижение.
Основная полоса понижения шириной 1,0-1,5 метра, и уже в ней отрываются канавки.

5. Понижение обочин для загородных дорог
Для загородных дорог, не имеющих прилегающих тротуаров и газонов, достаточно понизить обочину, на 2-3 сантиметра. Это позволит автомобилям съезжать на неё, в случае необходимости, но она не будет источником постоянного загрязнения дорожного полотна.


На обоих фото дорожное полотно выше обочины, дорога чистая и за машинами нет шлейфа пыли.

________________________________________ ________________________________________ _________

таяния снега и во время дождя поверхностная вода задерживается на покрытии и частично проникает вниз. На пешеходных дорожках типовыми проектами не предусмотрено устройство водоприемников. Весной, чаще всего, песчаный слой находится в переувлажненном состоянии из-за отсутствия трубчатых дрен для его осушения. Под влиянием движения уборочных машин через трещины большей частью отжимается вода. В настоящее время все чаще на тротуарах и пешеходных дорожках применяют покрытие из сборных бетонных плит толщиной 5-6 см, нередко укладываемых непосредственно; на песок (и даже мелкий). В этом случае образующиеся в Период оттаивания трещины обусловлены недостаточной его прочностью. При движении уборочных машин в плитах возникает значительное перенапряжение, что и вызывает преждевременное их разрушение.

Бортовые камни. Основными деформациями бортовых камней, в результате которых возникает необходимость в их полной замене или перестановке, являются следующие причины: недостаточная морозостойкость самого бетона; морозное неравномерное пучение при пылеватых грунтах земляного полотна; изменение вертикального положения бортового камня; разрушение бетонной горизонтальной части длинномерного бортового камня. Если на бульварах, разделительных полосах или газонах отметка растительного покрова на 15-20 см выше поверхности бортового камня, то в районах с суровыми погодно-климатическими условиями при пылеватых грунтах земляного полотна бортовой камень обычно наклонен к оси улицы. Это связано с образованием параллельно поверхности бортового камня ледяных линз и прослоек в результате потерь тепла.

Температурная несовместимость цементного бетона с асфальтобетоном сопровождается выкрашиванием через несколько лет вдоль бортового камня асфальтобетонного покрытия. Образуется зазор, через который проникает поверхностная вода. В дальнейшем в зимний период каменные или бетонные плиты, уложенные в местах сопряжения бортового камня с покрытием, подвергаются морозному пучению; периодически их приходится перекладывать или заменять. Существенным дефектом бетонного бортового камня является шелушение его поверхности. Бетон представляет собой гетерогенное капиллярно-пористое тело с большим количеством границ раздела фаз. С момента твердения бетона в его структуре заметны дефекты в виде пустот. Наиболее слабым местом структуры бетона являются также зоны контактов гидратных новообразований цементного камня. Особенно склонны к образованию трещин контактные зоны между цементным камнем и заполнителем. Различные коэффициенты линейного расширения в этих зонах при колебаниях температуры у поверхности бетонного борта вызывают микроструктурные напряжения, превышающие критические. В бетоне с каменным щебнем, особенно из известняков даже 1-го класса, наблюдаются в значительном количестве незамкнутые поры и капилляры. Эти поры с осени заполняются водой, которая замерзает при температуре несколько ниже 0° С и способствует начальному процессу шелушения. Срок службы бетонного бортового камня, подвергнутого при его изготовлении более жесткому режиму пропаривания, в центральных районах европейской части Росси очень редко превышает 10 лет. Однако бортовой камень, изготовленный из песчаного бетона, в котором преобладают микро- и ультрамикропоры, является более морозостойким, чем с каменным заполнителем. Вода в микропорах замерзает при значительно более низких температурах, не вызывая в начальный


    Укладка бордюра является обязательным этапом устройства дороги и благоустройства участков возле дома. Гораздо аккуратнее и привлекательнее выглядит ровная асфальтированная дорога или дорога, вымощенная тротуарной плиткой, с бордюром по краям, нежели вытоптанная тропинка.
    Бордюры имеют свойство разрушаться, иногда разочаровывая слишком коротким сроком службы. Их приходится менять, потому что восстановить бетонные конструкции не так уж просто. Судя по многолетней практике, факторов, которые могут вызывать разрушение бордюров, несколько.

    1. Неправильная или нарушенная технология бетонопроизводства. Из-за того, что в состав бетона добавляют дешевые заменители основных морозостойких компонентов, срок их службы при условиях низких температур заметно сокращается. К тому, же на бордюр постоянно воздействуют атмосферные осадки, а ведь даже в дождевой воде содержатся кислотосодержащие вещества, которые провоцируют разрушение бетона. Следовательно, низкая устойчивость бетона к окружающим условиям эксплуатации, вызванная неправильной технологией производства, приводит к быстрому разрушению бордюра.
    Говоря о технологии, следует добавить, что во время производства бетона требуются определенная температура и уровень влажности для его вызревания. Если его помещают в слишком сухие условия вызревания, то недостаток влаги отражается на будущих свойствах эксплуатации. Период, когда бетона оставляют для так называемого приобретения прочности, - это особенный период. Любое колебание температур отражается на свойствах будущего бордюра. Поэтому нельзя допускать понижения температуры до отрицательной отметки и до нуля.
    В состав бордюра, согласно ГОСТам, должны входить компоненты, которые обеспечивают его прочность и устойчивость к разным факторам. Такими компонентами являются цемент, крупнозернистый песок, вещества, повышающие прочность.

    2. Воздействие крупногабаритной и тяжеловесной техникой. Это один из наиболее распространенных факторов, из-за которого бордюры на придомовой территории приходится менять. Когда ведутся ремонтные или другие работы во дворах с использованием тракторов, подъемных кранов, грузовиков, как правило, не ограничивается территория их движения. Надо вырыть яму на зеленом участке для того, чтобы докопаться до трубопровода? Ремонтные бригады не замечают с ужасом наблюдающих за ними жильцов, которые столько сил и времени потратили на благоустройство своей территории. В результате - перерытые газоны, поврежденные бордюры. После завершения ремонта коммуникационных сооружений практически ни одна коммунальная служба не берет на себя обязательства по восстановлению придомовой территории.
    Для бетонного бордюра устанавливаются максимальные, предельно допустимые нормы воздействия на них. Любые нагрузки не должны превышать этих параметров. Если на бордюр не будет наезжать крупногабаритная и тяжелая техника, и намеренными усилиями никто не станет его разрушать, то срок его службы может составить до двадцати лет.

    3. Отразиться на сроке службы бетонных бордюров может и неправильная технология их укладки. Непрофессионализм или недостаточные знания специалистов по укладке бордюров приводят к тому, что через короткое время между отдельными частями бордюра появляются слишком большие зазоры. Бордюр может в отдельных участках провалиться под землю либо наоборот, - в некоторых местах приподняться над землей. В результате от дороги тротуарную часть отделяет не ровная, аккуратная бетонная полоса, а отдельные бетонные полоски, когда-то составляющие одно целое от бордюра.

    4. Снижает прочность бордюров и неправильная технология хранения их перед укладкой. Если бордюр слишком долго залежался в складских помещениях, а в них еще и температурный режим был несоответствующим, то свойства бетона теряются, бордюр становится очень чувствительным к различного рода воздействиям извне.
    Компания, осуществляющая укладку бордюра, как правило, дает гарантию на выполненную работу. Эта гарантия имеет силу только в тех случаях, когда бордюр не подвергался сильным нагрузкам и намеренным разрушениям. Гарантийный срок указывает и сам производитель, - он уверяет, что бордюр прослужит не менее пяти лет со дня его укладки.
    Таким образом, жильцы могут рассчитывать на то, что заплатив деньги за благоустройство территории и в частности укладку бордюров, они смогут не возвращаться к этому вопросу, по крайней мере, лет десять. Территория их двора будет радовать аккуратными дорогами и ухоженными тротуарами.

Отправить заявку

Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется

Превышение нагрузки на тротуар, тяжелые погодные условия, наводнения и другие факторы приводят к повреждению плитки и основания.

Из статьи вы узнаете, как определить причины повреждений тротуара, и научитесь устранять последствия.

К повреждениям тротуара, в результате которых необходим ремонт, относят:

  • разрушение элементов мощения;
  • просадку основания или грунта;
  • просадку или выпадение бордюров.

Разрушение элементов мощения (тротуарная плитка, брусчатка, клинкерная или керамическая плитка, керамогранит и натуральный или дикий камень) происходит из-за превышения нагрузки на них, ослабления основания и резких перепадов температуры.

Тротуарная плитка толщиной 3-4 см рассчитана на пешеходов. Если по ней пустить легковые и грузовые автомобили, увеличится износ плитки, затем она покроется трещинами и развалится на 2-5 кусков.

При ослаблении основания (вымыло песок, щебень или грунт из-за плохого водоотведения или слишком большого количества воды) плитка проседает. Отдельные элементы растрескиваются. Резкие перепады температур (от плюс 5 до минус 10 и наоборот) приводят к увеличению циклов замораживания плитки и основания. В результате вода, которую впитал материал, замерзает, расширяется и разрушает плитку.

Вода, которую впитали подстилающие слои или грунт, приводит к пучению грунта и основания. В результате образуются пустоты, в которые со временем проваливаются верхние подстилающие слои. Это приводит к проседанию плитки.

Проседание и выпадение бордюра происходит как в результате неправильной установки, так и в результате механического воздействия. Жесткость и прочность установки бордюра зависят от бетонной подушки, подстилающих слоев и наружного грунта. Когда грунт под подушкой или снаружи бордюра проседает или размягчается из-за большого количества воды, боковая нагрузка на бордюр приводит к его выворачиванию. Поэтому упершееся в бордюр колесо или переезжающий через него автомобиль повредят конструкцию тротуара.

Ремонт тротуара разделяют на следующие виды работ:

  • ограждение места проведения работ;
  • замена (переустановка) бордюра;
  • замена отдельных плиток или всей отмостки;
  • ремонт верхнего подстилающего слоя;
  • ремонт, замена или прочистка систем водоотведения;
  • замена (капитальный ремонт) участков тротуара.

Рассмотрим каждый этап, как отремонтировать тротуарную плитку.

Перед любыми работами по ремонту тротуарной плитки своими руками необходимо оградить место проведения работ. Для этого используют переносные пластиковые или деревянные заграждения. А также ремонтируемый участок ограждают с помощью специальной ленты, которую натягивают на вбитые в грунт железные штыри. Если ремонт затягивается больше, чем на день, необходимо обеспечить освещение ремонтируемого участка ночью и по периметру расположить сигнальные огни красного цвета.

Помните, если вы перед началом ремонта тротуара не оградили место проведения работ и человек получил на этом участке травму, отвечать за это придется вам.

Замена и переустановка бордюра

Обкопайте бордюр снаружи на ширину 40-50 см и на достаточную глубину, чтобы опуститься ниже бетонной подушки на 5-10 см. Ломом выверните бордюр наружу и извлеките из траншеи. Очистите от грунта и песка. Если возможно, сбейте бетон без повреждения бордюрного камня, в случае невозможности, приобретите новый бордюр. Снимите плитку на ширину 30-50 см, затем удалите часть щебня и песка основания, чтобы ликвидировать яму от извлеченной бетонной подушки.

Установите новый бордюр, выставьте его с помощью веревки и залейте бетоном не меньше, чем на четверть высоты бордюра. На другой день равномерно засыпьте канаву от бордюра. Изнутри засыпьте щебнем, снаружи грунтом, которые извлекли во время подготовительных работ.

Уплотните грунт и щебень с помощью электрической трамбовки или виброплиты. Полейте водой (2-3 литра на квадратный метр) и через полчаса еще раз уплотните. Изнутри засыпьте песок до уровня плитки, уплотните и уложите плитку. Снаружи восстановите уровень грунта. Через месяц снаружи грунт просядет, досыпьте его до необходимого уровня и уплотните.

Замена отдельных плиток или всей отмостки

Для замены отдельных поврежденных бетонных плиток, бетонной и каменной брусчатки, вбейте встык между поврежденной и целой плиткой монтировку, подложите под нее деревянный брусок (чтобы не повредить целую плитку) и вывернете испорченную. Затем очистите стенки соседних плиток, выровняйте песчаный слой и уложите новую плитку. Если она легла нормально, не качается и соответствует по высоте, извлеките ее и посыпьте тонким (0,2-0,5 мм) слоем цемента и уложите плитку на место. После этого засыпьте стыки смесью песка и цемента.

Если плитки повреждены в результате перепадов температуры, то после замены поврежденных элементов необходимо обработать всю поверхность тротуара гидрофобными жидкостями, они снизят впитывание воды и повысят морозостойкость.

Для замены керамической (клинкерной) плитки, керамогранита или полимербетона с помощью ручного или электрического зубила удалите поврежденную плитку и очистите посадочное место от остатков раствора или клея. Оцените толщину клея на соседних плитках, нанесите на ремонтную плитку слой клея толщиной на 1,5-2 мм больше, поставьте ее на место и прижмите. Добейтесь совпадения уровня ремонтной плитки и соседних с ней. Мокрой тряпкой уберите выступившие излишки клея.

Ремонт верхнего подстилающего слоя

Для ремонта верхнего подстилающего слоя снимите плитку на участке, размер которого превышает размер повреждения на 2-3 метра. Плитку сложите неподалеку. Снимите верхний подстилающий слой, и положите рядом. Осмотрите слой щебня. Если в щебне также провал, необходимы более серьезные работы (читайте ниже о замене отдельных участков бордюра). Если слой щебня без следов провала, верните на место песок верхнего подстилающего слоя, затем досыпьте песка, чтобы обеспечить совпадение уровней.

Очистите и уложите на место плитку. Если соседние плитки уложены на смесь песка и цемента, перед укладкой плитки посыпьте песок цементом (толщина слоя 0,2-0,5 мм). Смешайте песок и цемент в равных пропорциях и засыпьте смесью щели между плитками. Полейте водой.

Вымывание верхнего подстилающего слоя происходит из-за большого содержания пыли и глины в песке. Если невозможно полностью заменить верхний слой, учитывайте, что после сильных дождей вероятность проседания песка возрастает.

Прочистка дренажных систем

Для прочистки дренажных систем используйте сантехнический трос. Если коллектор забит песком, илом или ветками, обратитесь в компанию, которая производит промывку канализационных коллекторов. Они промывают трубы специальной аппаратурой, которая выдает струю воды под давлением в десятки и сотни атмосфер. Проверьте все дождеприемники. Убедитесь, что решетки на месте, не поломаны и не забиты. При необходимости очистите или замените их.

Замена (капитальный ремонт) участков тротуара

Участки тротуара заменяют после прорыва водопровода или канализации, локального проседания или многоразового пучения грунта. Если повреждено только основание, а плитка цела, ее снимают и укладывают неподалеку. После этого экскаватором удаляют все слои основания. Размер ремонтируемого участка должен превышать размер повреждения не меньше, чем на 3 метра в каждую сторону.

Удалив материал основания, получившийся котлован застилают геотекстилем и заливают бетоном. Уровень бетона на 1-2 см ниже уровня верхнего подстилающего слоя. Через 5 дней бетон засыпают песком и поверх укладывают снятую плитку. Полную крепость отремонтированный участок обретет через 28 дней.

Повреждения тротуара происходят в результате ошибок укладки, неправильной эксплуатации или иных факторов. Теперь вы знаете, почему возникают те или иные повреждения, и умеете устранять их последствия. Это поможет вам отремонтировать тротуар и предотвратить его дальнейшее разрушение.

Сталкиваясь с необходимостью обустройства приусадебных территорий, садово-парковых зон и других мест общественного скопления, зачастую возникает вопрос, какому виду материала отдать предпочтение. За последнее время большинство людей выбирают тротуарную плитку. Она долговечна, эстетична, проста в монтаже. С ее помощью можно создавать удивительной красоты дорожные покрытия, выполненные в индивидуальном стиле. Мы хотели бы поговорить о таком важном нюансе в укладке тротуарной плитки, как установка бордюров. Ведь без них конструкция не сохранит свой внешний вид и долго не прослужит.

Обрамляя тротуарную плитку по краям, предотвращают разрастание газонной травы, что в свою очередь препятствует разрушениям дорожных покрытий, повышает срок их службы. Кроме этого важной функцией бордюров является обеспечение завершенного внешнего вида.

Процесс изготовления бордюров основан на использовании технологий вибролитья, которые дают возможность получать качественные, долговечные изделия. Выбирать подходящий Вам бордюр придется из огромного разнообразия цветов и оттенков, которые получают путем добавления пигментов в состав. Также существует и хороший ассортимент форм бордюров: от прямых до округлых, от низких до высоких.

Правильная установка бордюров является залогом длительного срока службы дорожного покрытия. Работы по укладке бордюров обычно не занимают много времени и не характеризуются трудоёмкостью, благодаря сравнительно небольшому весу и габаритам. Но все же есть несколько моментов, соблюдение которых очень важно. Во-первых, крайне желательно иметь специальную технику и различные приспособления. Во-вторых, следует выполнять работы в несколько этапов. Создавая основу для бортового камня, сначала делают разметку, затем копают траншею, которую впоследствии заливают раствором. После застывания бетона, приступают к установке бордюра.

Также в процессе установки бордюров крайне важно, помнить о некоторых деталях. К примеру, выступ бордюра над уровнем земли должен соблюдаться в зависимости от материала, который применяется для дорожного покрытия (тротуарная плитка или асфальт), предполагаемых нагрузок на дорожное покрытие и др. Выступающая часть бордюра предохраняет загрязнение территории дорожного покрытия во время дождя или при таянии снега, что провоцирует вымывание частиц земли.

Правильная укладка дорожного бордюра гарантирует сохранность дорожного полотна в течение длительного времени, обеспечивает прочность краев мощеной территории, препятствует разрушению сыпучих материалов и мешает обломке краев. Срок службы бордюров обычно составляет не менее 15 лет.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные