Зимующие птицы. Зимующие птицы картинки для детей. Среди белых голубей

Зимующими называют птиц, остающихся в родном краю круглогодично. Животные руководствуются не столько температурой воздуха, сколько личными способностями и спецификой кормовой базы региона.

Тепло в холода лишь сытым пернатым. Значит, зимующая птица должна уметь добыть пропитание среди снегов. Соответственно, насекомоядные виды улетают зимой . Остаются довольствующиеся ягодами, семенами и хищники, охотящиеся на мышек, зайцев. В России около 70-ти зимующих видов птиц.

Голубь

Их температура тела, как и у прочих птиц, равна 41-му градусу. Это еще одно доказательство, что при наличии пищи пернатым морозы нипочем. не просто зимующие птицы , а «привязанные» к конкретному месту. Улетая от «родного гнезда» за тысячи километров, сизые всегда возвращаются обратно. Люди воспользовались этим, начав посылать с голубями письма.

Отнеся их адресату, пернатые возвращались. Ученые спорят, как птицы находят путь домой. Одни ссылаются на магнитные поля. Другие считают, что голуби ориентируются по звездам. Верны голуби не только родным краям, но и партнерам. Пару птицы выбирают один раз и на всю жизнь, подобно лебедям.

Голуби очень привязываются к местам обитания и не покидают их при наличии еды

Воробей

Группа зимующих птиц состоит из нескольких видов. В России живут два: городской и полевой. Последний характерен для сельской местности. Общее же число на планете приближено к миллиарду. Соответственно, по одной птахе на 8 человек.

Учитывая что пернатые питаются зернами, это угроза урожаю. В КНР даже проводили акцию по уничтожению воробьев. Выяснив, что они не могут летать дольше 15-ти минут, люди пугали птиц, не давая опуститься на землю. Замертво упало примерно 2 миллиона особей. Однако, в отсутствии воробьев расплодилась – еще одно лакомство птиц. Она поела урожай вместо пернатых.

Как и голуби, воробьи склонны выбирать одного партнера на всю жизнь. При этом у птиц горячая кровь. Вместо 41-го градуса тело воробья нагревается до 44-ех. Это типично для маленьких птиц. Они быстрее теряют энергию. Интересно что в шее воробья в 2 раза больше позвонков чем у жирафа. Дело в длине фрагментов. У воробьев они плоские.

Клест

Эта птица семейства вьюрковых с загнутым, кривым клювом. Его строение обусловлено функцией. Клювом клест подцепляет зерна из шишек. При этом раздается характерный щелчок. Отсюда и название зимующих птиц .

Несмотря на приспособленность клюва, не удается вынуть все кедровые орешки. Брошенные птицами шишки дочищают . Самцы вида красно-коричневые, а самки серо-зелено-желтые. Такими птицы становятся к 3-летнему возрасту. Будучи взрослыми, клесты не превышают в длину 20-ти сантиметров, весят около 50-ти граммов.

Интеллект воронов, кстати, сравним с развитием 5-летних детей. Птицы решают те же логические задачи. Один из показателей ума – способ защиты гнезд. Вороны бросаются во врагов камнями, поднимая их в цепких лапах.

В еде птицы неприхотливы, поглощают и зерна, и овощи, и хлеб. Пернатые часто разоряют гнезда других птиц. Но, любимое лакомство воронов – падаль. Ее зимой много, ведь холода выдерживают не все животные. Вот птицы и остаются зимовать.

В бедные на добычу года полярные совы перекочевывают в лесостепную полосу. Птица крупная, до 70-ти сантиметров в длину. Пернатое набирает 3-килограммовую массу. Примерно столько держал на руке Гарри Поттер. Герой произведения Джоан Роулинг часто пользовался услугами Букли. Так звали белую сову, служившую у волшебника посыльной.

Кедровка

Птица питается кедровыми орешками. Для них у пернатого есть подъязычный мешок. В нем переносит около 100 орешков. Российская тайга богата кедрачами, а значит, птице незачем улетать зимой. Часть шишек остается на деревьях зимой.

Невместившиеся в подъязычный мешок орехи кедровка прячем в радиусе 2-4-ех километров от дерева, на котором те созрели. Зимой запасы зарываются в сугробы, а летом в землю. В России есть памятник кедровке. Он стоит в Томске. Сибирский город окружен кедрачами. Жители региона знают и любят их обитательницу, любуясь ей круглогодично.

Филин

Занесен в Красную . Пернатое легко переносит российские зимы, но не может адаптироваться к сокращению из-за уничтожения тайги своей вотчины. Впрочем, филины способны жить в неволе. В зоопарках и у частных владельцев птицы доживали до 68-ми лет. В природе же век филина ограничен 20-ю годами. Как и белая сова, промышляет охотой на грызунов, зайцев, куниц.

Птицы ловят их круглосуточно. Основная активность приходится на ночь. Днем филины чаще спят.Мелкую добычу филины проглатывают целиком. Крупных жертв пернатые сначала разрывают на кусочки, способные протиснуться в глотку. Зафиксированы случаи нападения филинов на молодых косуль, кабанов. Это указывает на внушительные размеры птиц.

Поползень

У птицы голубоватая спинка и белое брюшко. Бока у пернатого рыжие в черную полоску. На лапах – загнутые острые когти. Ими поползни впиваются в стволы деревьев, быстро и ловко перемещаясь по ним. Птица ищет спрятавшихся насекомых, их личинки. Добыть их зимой поползню позволяет острый, длинный клюв. Птица изучает им каждую щелку в коре.

Селиться предпочитают в дубравах. Там, где дубы не растут, пернатые выбирают парки с лиственными посадками. Поползни ищут деревья с дуплами, селясь в них. Если вход в дом широкий, его обмазывают глиной. Этой работой поползни занимаются в теплое время года.

Поползни предпочитают переживать холода устраиваясь в дуплах деревьев

Королек желтоголовый

Меньше него только колибри. На голове у птицы желтый хохолок, напоминающий корону. Эта ассоциация побудила назвать пернатое . На короля не тянет, поскольку размером со стрекозу. Вес птицы при этом составляет около 7-ми граммов.

Живут корольки в хвойных лесах. В отличие от колибри российские карлики среди птиц переносят суровый климат. Даже зимой корольки умудряются найти насекомых и их личинки. В день пернатое съедает столько же съестного, сколько весит само.

Чиж

Считается перелетным. Однако часть чижей остаются на зимовку в России. Пережить здесь зиму птицы готовы рядом с незамерзающими водоемами. Гнезда пернатые устраивают в корнях деревьев вблизи них.

Небольшие птицы столь умело маскируют жилища, что стали героями легенды о камне невидимке. Наши пращуры верили, что такой кристалл подкладывают под гнездо, скрывая его от чужих глаз.

К зимующим относят и , рябчиков, куропаток. Они греются, зарываясь в сугробы. Под снегом же пернатые ищут пропитание — прошлогодние зерна и травы.

Тетерев и вовсе использует снег как теплый ночлег

В суровые морозы птицы стараются избегать полетов. Увеличивающаяся при раскрытых крыльях площадь тела приводит к большей теплопотере. Пернатое рискует замерзнуть вместо того, чтобы поймать добычу или добраться до мест с лучшей погодой.

Зимующие птицы России

Рассмотрим подробнее виды птиц, остающихся зимовать в России.

Так как на картинке выше перечислены не все виды зимующих птиц России , для полноты картины назовём их: Воробей, Вороны, Голубь, Дятел, Кедровка, Клест, Королек желтоголовый, Куропатка, Московка, Неясыть, Поползень, Рябчик, Свиристель, Синица, Снегирь, Сова белая, Сойка, Сорока, Тетерев, Филин, Чечетка, Чечевица, Чиж, Щегол, Щур.


Зимующие птицы - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю. Тех, которые улетают на юг, называют перелетные птицы. А есть ещё птицы кочующие. Кочующими называют , которые постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. Кочующих птиц можно встретить и зимой, и летом. Но чаще всего мы их видим зимой. Почему? Да потому, что в поисках еды птицы зимой постоянно жмутся к человеческому жилью. Поэтому зимой можно увидеть зимующих и кочующих птиц. Их всех можно назвать зимующими.

А какие птицы остаются зимовать? Казалось бы, ответ на этот вопрос ясен. Остаются те, которые способны переносить холод. Но это совсем не главная причина. Холод способны переносить только сытые птицы. Поэтому остаются только те птицы, которые способны зимой найти себе еду. Те же, которые питаются насекомыми , не смогут зимой прокормиться. Все насекомые во время холодов исчезают. Некоторые прячутся в теплые и укромные места. Большинство насекомых просто умирают, предварительно оставив достаточный запас яиц. Вот и вынуждены птицы улетать в те края, где нет зимы и пищи вполне достаточно. Зимовать остаются только те, кто питается семенами, зёрнами, ягодами. Но и им приходится нелегко.

Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным пернатым. Из-за холода много тепла теряют зимние птицы. Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и зимой еды им нужно намного больше чем летом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Темнеет быстро, а в темноте корма не найти. Поэтому с рассвета и до темноты птицы зимой ищут себе еду. А уж кто остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! «Сытому морозы не страшны» - так можно сказать о птицах.

И всё же в сильные морозы зимним птицам очень плохо. Особенно, когда мороз затяжной. Во многих сказках северных народов говорится: «Стояла такая стужа, что птицы замерзали на лету».

Часто в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Почему? Оказывается, они не летают в мороз, потому что птица в полете мерзнет намного быстрее. Когда птица сидит, у нее находится между перьями неподвижный воздух. Он не пропускает холод к телу птицы и задерживает тепло. В полете же со всех сторон к телу птицы устремляется морозный воздух, и она мерзнет на лету.

А еще можно увидеть в зимние морозы, как птица стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем она это делает? Птица обогревает свои ноги, попеременно поднимая их с холодной земли.

Чтобы согреться, пернатые тесно прижимаются друг к другу, прячут клювы под крыло. Сбиваются в стаи даже те птицы зимой, которые летом живут в одиночку. Так им легче перенести зиму. Нашла одна птичка корм – сразу же оповестила всех. Вот все и сыты. Стае легче заметить приближающуюся опасность. Да и согреваются птички, прижавшись друг к другу.

А как ещё птицы спасаются от холода?

Тетерева, рябчики, глухари и куропатки спасаются от холода в глубоком снегу. Вечером стая с деревьев камнями падает в сугроб и прячется в нём от ветра и мороза. А утром взлетает, чтобы снова кормиться почками и хвоей. В сильные морозы стая может весь день оставаться в снегу. Но и в сугробе птиц может подстерегать опасность, если на нём образуется твёрдый наст, и птицам не хватит сил, чтобы пробить его и выбраться наружу.

Некоторых птиц долгая зима заставляет делать солидные запасы. Так кедровка запасает кедровые орехи. Она делает в укромных местах десятки тысяч закладок орехов по 10–20 штук и помнит о них несколько месяцев! Конечно, часть запасов, разворовывают другие обитатели тайги от бурундуков до медведей, иногда забытые «клады» прорастают, дают начало новым рощам сибирской сосны.

Есть птица, которая настолько приспособилась к условиям зимы, что даже выводит зимой птенцов. Это клёст. В нашей стране обитает клёст-еловик. Эти птицы питаются семенами из шишек хвойных деревьев, ловко извлекая их из шишек скрещённым клювом. В январе-феврале они начинают вить тёплые двухслойные гнёзда. Сидящей на гнезде самке пищу приносит самец, она высиживает яйца чуть больше двух недель, а потом ещё родители три недели кормят птенцов.

Шумно перелетают с одного дерева или мелкоплодной яблони на другое стайки ярких снегирей и свиристелей. На снегу поддеревьями остается множество расклёванных ягод. Перезревшие ягоды во время оттепели могут забродить, тогда птицы, наевшись их, ведут себя как пьяные. Они теряют ориентацию, бьются о стены и падают.

Птицам зимой нужно помогать, делать для них кормушки и регулярно насыпать туда корм.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Пословицы и поговорки о зимних птицах

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит будет мороз.

Стихи о зимующих птицах

Стихи про Ворону

Окраской – серовата,

Повадкой – воровата,

Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Серая ворона!

Стихи про Воробья

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью -

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень -

Буду петь вам целый день,

Чик-чирик!

Стихи про Сороку

Прилетела к нам сорока

Белогруда, белобока,

Потрещала, поскакала,

Грядку рыхлую примяла,

Клювом кое-где порыла,

Хвостик в луже помочила,

Потом пёрышки встряхнула,

Разбежалась и вспорхнула!

Стихи про синиц

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, Тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек!

Стихи про свиристелей

За окном метут метели,

Но случается порой -

Прилетают свиристели

Ягод поклевать весной.

Куст боярышника гнётся

От напора птичьих стай.

Звон серебряный несётся,

Славя стылый урожай.

На рябину пересели,

Алых ягод напились,

И в морозный воздух трели

Тонким эхом понеслись.

Стихи про Снегиря

Снегири - смешная птица,

Зиму вовсе не боится,

В зиму в гости прилетает,

Холодов не замечает.

Эта с красной грудкой птица,

Леса зимнего певица.

Лес ей в зиму славный дом,

Снегири там ищут корм.

Птица малая размером,

Может многим стать примером:

Как в лесу холодном жить,

Жить и вовсе не тужить.

Стайкой снегири летают,

Дары леса собирают:

Сухие семена цветов,

И ягодки лесных кустов.

Их стайки красногрудых в ряд,

Для леса будто бы парад.

Частенько стайки снегирей,

Влетают в города людей.

Рябину зимнюю съедают,

Весну все вместе поджидают.

Чем отличаются зимующие от перелетных птиц? Красивые картинки птицы, простые рассказы про каждую птичку и вопросы для викторины на тему «Птицы». Чем дальше уходит прогресс науки и техники, тем более оторванными от окружающей природы растут наши детки.

Порой они не могут сказать, как называются даже часто встречающиеся в пределах города растения и птицы, что уж говорить об обитателях дикого леса, особенно – зимнего леса, в котором еще реже, чем в летнем, доводится бывать ребятишкам. Поэтому каждому малышу будет полезно провести занятие на тему птицы зимой.

Тематический урок для детей «зимующие и перелетные птицы»

Тематический урок строится очень просто, если при этом используются изображенные на фотографиях или рисунках зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей просто необходимы, иначе они не смогут сформировать устойчивые зрительные образы и запомнить новую для них информацию. Зрительное восприятие обычно хорошо развито уже в дошкольном возрасте, поэтому начинать изучение подобного материала можно с ребятишками-дошкольниками.

Занятие на тему зимующие птицы традиционно начинается с простого вопроса – почему зимой птицам становится сложно жить в холодных краях? Так мы озвучиваем главную проблему урока и ищем ее решение.

Обычно детки предлагают варианты ответов, указывающие на некомфортные условия жизни зимой: холод, боязнь замерзнуть. Опровержением этой теории служит тот факт, что у птичек хорошо развито оперение, а значит – холод им не страшен. (Вспомним гусиный или лебяжий пух, которым набивают пуховые куртки – теплую зимнюю одежду, которую с удовольствием в любой мороз носят люди).

Плавно подводим ребенка к размышлениям о том, какие еще есть потребности у каждого представителя царства животных, в том числе – птицы. Выходим на ключевую потребность живого организма – питательные вещества, и вспоминаем, что обычно входит в рацион птиц: насекомые, ягоды и другие плоды.

Загадки про птиц:

Чтобы лучше запомнить полученную информацию, предложите ребенку сыграть в своеобразную викторину – вы задаете вопросы-загадки, а он называет птичку и находит ее изображение среди фотографий. Вопросы могут такого плана:

  1. Птичка-рыбак, любитель мелких рыбок (зимородок).
  2. На холме сидит, добычу сторожит. Только муха показалась – сразу в клюве оказалась (мухоловка).
  3. Над полями, над лугами в небе пролетает, песню мелодичную громко распевает (жаворонок).
  4. Этому пернатому не лень в дереве жучков искать весь день (дятел).
  5. И вверх и вниз по стволу проползет, пока себе еду не найдет (поползень).
  6. По ночам поет и подражает птицам ловко маленькая (камышовка).
  7. Зимой его видно прекрасно: не спрячешь в снегу окрас ярко-красный (снегирь).
  8. Птица мира и добра, обитатель города (голубь).
  9. Любит крупных насекомых этот маленький гурман: куст колючего растения он превращает в ресторан (жулан).
  10. Зимой по елкам, лиственницам, соснам пускается он в тур (щур).
  11. Всех червяков найдет на пашне этот шустрый удалец (скворец).
  12. Зимой везде, где сохранились ягоды рябины, его услышать можно трель (свиристель).
  13. Живет в дупле девица – яркая птица (синица).
  14. Под карнизом строит дом и живет счастливо в нем (ласточка).
  15. В поисках корма скачет по полянке маленькая, шустрая (зарянка).
  16. Где угодно корм найдет, а если надо – украдет (ворона).
  17. Маленький и робкий, живет вблизи людей (воробей).

Такие простые вопросы с подсказками помогают деткам усвоить основную информацию.

Перелетные птицы картинки для детей

Зимой все насекомые прячутся от холода – следовательно, птичкам, которые питаются исключительно этим видом корма, приходится улетать в теплые края. К этой группе относятся (показываем картинки и изучаем птиц, кочующих из одного климатического пояса в другой):

  • Мухоловка – невзрачная с виду, но очень проворная птичка. Она ловит свою добычу прямо на лету, выслеживая ее с открытого холма или другой возвышенности.

  • Садовая камышовка – голосистая птичка, любительница устраивать ночные концерты, имитируя голоса других птиц. Питается исключительно насекомыми.

  • Скворец – хорошо знакомый ребятишкам обитатель многочисленных весенних новостроек – скворечников. Старается селиться неподалеку от человека, так как любит полакомиться фруктовыми плодами, зерном и червяками, выбрасываемыми на поверхность земли во время вспашки. Хорошо поет, может подражать голосам других пернатых.

  • Ласточка – прежде обитала в скалистых местностях, но хорошо приспособилась к жизни в городе. Относится к числу ловких охотников, схватывая добычу – насекомых – прямо в воздухе. Отличительной особенностью ласточек служит умение строить уникальные гнезда под навесом крыши какого-нибудь здания. Эти гнезда формируются из комочков земли, которые склеиваются между собой клейкой слюной птицы. Изнутри кладется мягкая подстилка – трава, шерсть. В одно гнездо пара ласточек может возвращаться несколько лет подряд, ремонтируя его при необходимости.

  • Зарянка – яркая птичка, которая предпочитает жить на поверхности земли, в зарослях травы или невысокого кустарника. Передвигается прыжками, выискивая червей, улиток и других насекомых. Считается одним из самых голосистых певцов.

  • Жулан – тихая птичка, которая любит полакомиться крупными насекомыми. Чтобы добычу было удобнее кушать, она накалывает ее на шипы растений или колючую проволоку, а затем отщипывает небольшие кусочки.

  • Жаворонок – один из самых громкоголосых представителей пернатых, обитающий на открытых местностях. Маскироваться от хищников ему помогает окраска, которая сливается с общим фоном травы и почвы. В отличие от других перелетных птиц, он питается семена травы и злаков (пшеницы, ржи, гречихи, проса), которые зимой невозможно достать из-под снежного покрова.

  • Зимородок – небольшая птичка, живущая неподалеку от водоемов. Рыбак по натуре, он питается мелкой рыбой, лягушками, пресноводными креветками и водяными насекомыми (в день может съедать около десятка мелких рыбешек). Вынужден улетать зимой, потому что водоемы в это время перемерзают.

Зимующие птицы картинки для детей

А вот птички, чей рацион более разнообразен и неприхотлив, могут постоянно жить на одном и том же месте. К ним относятся:

  • Дятел – знаменитый борец с вредителями леса. Добывая из-под коры деревьев личинок и вредных насекомых, он строит тем самым домики (дупла) для других птиц и мелких животных – синичек, мухоловок, белок. В зимнем лесу чувствует себя прекрасно, потому что насекомые впадают в оцепенение, и доставать их становится проще.

  • Снегирь – красногрудый красавец, обитатель лесов, садов и парков. Зимой яркая окраска делает его более приметным, поэтому существует заблуждение, что снегири прилетают в наши края только с наступлением холодов. Питается он семенами, почками и некоторыми насекомыми. Из таких ягод, как рябина и калина, выедает только семена, оставляя мякоть.

  • Щур – близкий родственник снегиря, певец по натуре. Любит семена хвойных деревьев, поэтому зимой, объединяясь в стайки, щуры путешествуют по хвойным лесам, собирая урожай.

  • Воробей – один из самых хорошо известных наших соседей, питается любым растительным кормом, который может найти неподалеку от человеческого жилья: злаками, ягодами, почками деревьев и отходами продуктов. Зимой нуждается в помощи человека.

  • Синица – санитарка леса, которая помогает деревьям избавиться от насекомых-вредителей. Летом питается исключительно насекомыми, но зимой охотно кушает семечки подсолнуха, мясные и молочные продукты, выброшенные человеком.

  • Ворона – шумная всеядная птица, любительница украсть яйца или добычу у других животных и птиц. Зимой нередко ищет себе пропитание на свалках и помойках.

  • Свиристель – таёжный житель с уникальной окраской крыльев: кончики самых больших перьев на них окрашены в ярко-красный цвет, что заметно только при близком рассмотрении. Живет в больших стаях, летом питаясь насекомыми (ловит их на лету), ягодами и молодыми побегами, а зимой – оставшимися на поверхности ягодами, в том числе рябиной. Поэтому в холодное время года часто перебирается в дачные и садовые территории.

  • Голубь – любимец детей и взрослых, которые нередко балуют его семечками и кусочками хлеба на площадях и в парках. Кушает в основном растительную пищу, но летом не отказывается и от насекомых. От других птиц отличается умением пить воду, втягивая ее, как это делает человек через соломинку, тогда как другим пернатым приходится набирать в клюв несколько капелек воды и запрокидывать головку вверх, чтобы жидкость попала внутрь.

  • Поползень – маленький лесной обитатель, который в поисках своей основной пищи – насекомых – карабкается туда и обратно по стволам деревьев, в том числе вниз головой. Ближе к осени переходит на растительную пищу – семена и плоды. Любит орешки и желуди, из которых извлекает сердцевинку, продалбливая клювом отверстие. Делает из семян запасы, пряча их в щелях коры деревьев и прикрывая сверху кусочками мха и лишайников.

КГУ «Средняя школа №3»

ГУ «Отдел образования акимата

Житикаринского района»

воспитатель КПП

Тип занятия: Интегрированное.

Тема: «Зимующие птицы».

Виды интегрированных областей: « Коммуникация»; «Познание»; «Творчество».

Цель: закрепление и уточнение представления детей о зимующих птицах, установление связи между сезонными изменениями в природе и в жизни птиц.

Задачи: учить анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать любовь к птицам и заботу о них. Учить приёмам изображения нетрадиционной техникой, развивать умение делать звуковой анализ слова.

Методы и приёмы: наглядный, игровой, словесный, практический, индивидуально-дефференцированный.

Полиязычие: снег - кар - винтер; зима - қ ыс; воробей - торғ ай;

дятел - тоқ ылдақ ; ворона - карғ а; мороз – аяз - айс.

Оборудование: интерактивная доска, натуральный корм для птиц,

демонстрационный материал, раздаточный материал, презентация к занятию,

музыкальное сопровождение, конверты для релаксации, бумага,

клей, кисти, микрофон, выставка книг о птицах, запись голосов птиц.

Предварительная работа: чтение книг о птицах, беседы, дидактические игры, чтение стихов, загадок, подвижные игры, подборка и выставка книг о птицах, участие детей и родителей в акции «Помогите птицам!», аппликация, лепка, рисование, поделки птиц из бумаги, слушание записей голосов птиц.

Планируемый результат работы: иметь представление о жизни перелётных птиц, уметь выделять и называть характерные особенности перелётных птиц, узнавать их по голосу; уметь выделять звуки, производить звуковой анализ слова; иметь представление о жизни зимующих птиц, проявлять интерес к птицам, развивать желание помогать им в трудное время года. Развивать творческие способности, учить работать с сыпучим материалом (пшеном).

Ход занятия:

Дети под музыку входят в класс.

Ребята, сегодня наш класс превратился в радиостудию. Кто знает, что такое радиостудия и радиостанция? Сегодня разные птицы посетят нашу радиостанцию.

-Внимание, внимание!

Сегодня в пять часов

Работать будет станция

Для рощ и для лесов!

-Внимание, внимание!

Слетятся птицы разные

На радиособрание!

Стук в дверь. Воспитатель вносит письмо.

-«Беда, беда, караул, спасите, помогите, в Царстве птиц случилась беда – все птицы кого-то испугались и перепутались. Теперь никто не знает к каким птицам он относится и где живёт, какие у него повадки. В царстве полный беспорядок и неразбериха.

Ребята вы поможете навести в царстве порядок? А птицы у нас в царстве живут разные, их много. Помогите нам разобраться!!!

Ребята, поможем птицам? В письме много вопросов и заданий от птиц, которые живут в рощах и лесах.

1 задание из письма: 1.Какие виды птиц вы знаете?

2.Почему птиц называют перелётными?

3.Почему они улетают в тёплые края?

4.Назовите перелётных птиц.

5. Почему птиц называют зимующими?

6.Какие зимующие птицы остаются у нас

7. Какие птицы к нам прилетают зимовать?

8.Какие птицы выводят зимой птенцов?

2 задание: Нужно помочь птицам узнать их по описанию и повадкам.

1.Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но драчливый, удалой.

(воробей - торғ ай).

2.Красногрудый, толстый, малоподвижный,

(снегирь - суыкторғ ай).

3.Твёрдоклювый, красноголовый, пёстрокрылый, трудолюбивый.

(дятел - тоқ ылдақ )

4.Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая.

5.Чернохвостая, чернокрылая, разбойница,

(ворона - карғ а)

6.С крестообразным клювом, зимой выводит птенцов.

7.Круглоголовая, круглоглазая, ночью летает, днём засыпает.

8.Кто на ёлке на суку целый день кричит ку-ку. (кукушка).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, помогли птицам.

(показ сопровождается показом слайдов)

3.задание: - Внимание! Внимание!

Наш приёмник в 7 часов

Сейчас начнутся прения:

И свист, и скрип, и пение,

Урчанье и пиликанье,

И щебет, и чириканье

Начнутся выступления

Скворцов, щеглов, синиц,

И всех без исключения

Других известных птиц.

Внимание! Внимание!

Узнайте птиц по пению.

Физминутка:

А теперь нужно сделать небольшую зарядку, чтобы

птички набрались сил в мороз и холод и согрелись.

«Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот!

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим.

Вправо-влево наклонились,

И вперёд мы опустились.

По команде приседаем

Упражненье выполняем.

Чур друзья, не отставать!

Вверх крыло – вниз крыло,

Стало птичкам всем тепло!

4 задание. Работа в тетради: рассмотрите рисунки, кто на них изображён? Подумайте кто лишний? Заштрихуйте квадратики около зимующих птиц.

А почему ласточка лишняя?

-Загадка:

В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей.

(кормушка).

На нашу кормушку первыми прилетели птицы, в названии которых есть звуки (г - гь). Как вы думаете кто это?

(галка, снегирь, голубь)

Отгадайте загадки. Вы узнаете, какие ещё прилетели птицы на нашу кормушку. Наклейте их.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!

Я бывалый

(воробей).

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

-Синичка прислала письмо с просьбой:

«Зимой многие птицы улетают в тёплые края, на юг. А мы синицы остаёмся в сёлах и городах. Холодно и голодно нам, а еда под снегом. Вы наверное видите нас часто на своём окне. Мы стучим в окно носами, напоминаем вам: вы слушали весной наши песни, осенью ели разные плоды. Это мы ваши сады охраняли. Теперь ваш черёд помочь нам.»

Нужно помочь синичке. Давайте сделаем звуковой анализ слова:

СИНИЦА

Дети выполняют работу на местах, один ребёнок у доски.

(на экране изображение синицы).

Вопросы:

Сколько слогов в слове СИНИЦА?

Какие слоги?

Почему их 3? (потому что 3 гласных звука)

Какой слог ударный? Давайте позовём синичку.

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных?

Какие согласные?

А какой твёрдый?

Что вы знаете о звуке (Ц)?

Какой он всегда? (твёрдый), (добиваться полных ответов).

Как можно помочь птицам перезимовать?

Какой корм любят птицы?

Какое правило про корм мы знаем?

Почему нельзя давать чёрный хлеб?

5. Выполнение задания в тетради: «Накормим птиц».

Кого мы увидели на кормушке? А если бы их было много?

(много – голубей)…

Ребята, давайте назовём птиц ласково: (голубок).

- Давайте поможем птицам найти свой корм. Нужно соединить корм с птицей, которая их любит.

Снегирь выбрал корм со звуком (бь) во втором слоге. Что выбрал снегирь? (рябину).

Голубь выбрал корм со звуком (г) в начале слова. Это слово состоит из 3-х слогов. Найдите его (геркулес).

Галка долго думала и выбрала корм со звуком (г) в начале слова.

Это слово состоит из 2-х слогов. Найдите слово.

Воробей с удовольствием стал клевать чёрные (семечки).

Сороке достались хлебные (крошки).

А синичка занялась (колбасой).

Молодцы, вы снова помогли птичкам!

ФИЗМИНУТКА:

Внимание! Внимание!

Наша радиостанция. Приняла сигнал с просьбой помочь птицам

1. Галдят грачата на галчат, 2. Гусь Гусятам Говорит:

Галдят галчата на грачат. Где-то Грозно Гром Гремит!

Игра: «Скажи наоборот.»

Громко - тихо (песня),

Мелкая - крупная (пташка),

Голодные - сытые (вороны),

Светлые - тёмные (перья),

Чистые - грязные (клювы).

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «Птички-невелички»

Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.

(машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел,

(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло

(приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.

Ребята, давайте вспомним, какую птицу мы разукрашивали?

Правильно: синицу. Нам нужно доделать грудку у синицы.

Показываю пшено. Что это? Да, это пшено. Какого оно цвета?

Какого цвета у синички грудка?

Сейчас делать грудку у синички мы будем пшеном.

Вспомним правила работы с сыпучим материалом, клеем.

(самостоятельная работа, индивидуальная помощь).

Предлагаю закончить занятие чтением стихотворения:

«Подкормите птиц зимой.»

1.Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

2.Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

3.Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

4.Разве можно забывать:

Улететь могли.

А остались зимовать

Заодно с людьми.

5.Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Итог : Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Какие корма предпочитают зимующие птицы?

Чем нельзя кормить птиц зимой?

Назовите зимующих птиц.

Как вы помогли зимующим птицам?

(ответы детей)

Вывод: Вы молодцы, помогли птицам навести порядок в их царстве. Вы вместе с родителями участвовали в акции: «Помогите птицам.»

Вы подкармливали птиц, заботились о них, смастерили кормушки.

Теперь, когда станет теплее, к нам придёт весна с весёлым щебетом птичьих голосов, который ворвётся в раскрытые окна. И будет приятно нам слышать их неугомонный счастливый хор.

Рефлексия: Ребята наша радиостанция заканчивает свою работу. У вас на столах конвертики: в них тучки и солнышки. Если вам понравилось занятие и было интересно –поднимите солнышко.

Если было трудно и неинтересно – поднимите тучку.

Синичкам очень понравились ваши работы и они пшено превратили в угощение для вас. (пшено «превратилось» в крупное драже жёлтого цвета).

Активизировать в речи названия зимующих птиц;

Упражнять в использовании предложений с однородными членами; в образовании приставочных глаголов от глагола «летать», образование существительных из двух основ: красногрудый, длиннохвостая, белобока;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 5-6 лет

«Зимующие птицы»

Цели:

Активизировать в речи названия зимующих птиц;

Упражнять в использовании предложений с однородными членами; в образовании приставочных глаголов от глагола «летать», образование существительных из двух основ: красногрудый, длиннохвостая, белобока;

Упражнять в словоизменении – родительный падеж от существительных названий птиц.

Материал:

Предметные картинки, картинки с изображением корма для птиц, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, я сегодня шла в детский сад и видела маленького воробушка, ему было так холодно. Я его обогрела и накормила. Предлагаю сегодня поговорить о зимующих птицах. И начнем с пальчиковой гимнастики

о птицах.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ладонями

Две синицы, воробей, на каждое название птицы дети

Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику на обеих руках,

Дятел в пестрых перышках. начиная с больших

Всем хватило зернышек! Трут большими пальчиками об указательные

Беседа о зимующих птицах с педагогом.

Педагог :- Все ли птицы улетели в теплые края?(ответы детей)

Каких птиц вы зимой видели на улице, в парке, во дворе? (ответы детей)

По мере называния выставляются предметные картинки зимующих птиц.

Этих птиц называют зимующими. Как вы думаете почему? (ответ детей,потому что они остаются зимовать на родине.)

Педагог: - Как много зимующих птиц вы знаете?(ответы детей) Вот сейчас я загадаю загадку про одну из них, а вы отгадайте, о ком я говорю.

Красногрудый, чернокрылый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут. (Снегирь )

(Разобрать слово «красногрудый»)

А вот еще она загадка.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока )

(Разобрать слово «длиннохвостая»)

Педагог: предлагаю сделать упражнение «Питание птиц зимой».

(Выставить предметные картинки: семена деревьев, ягоды калины, шишки, зерно, крошки, семечки и т.д.)

Ребята назовите, чем питаются зимой птицы и составить предложение:

Снегирь зимой питается ягодами, семенами.

Голубь, ворона, дятел и т.д.

Педагог: С этим упражнением мы справились.Но вы видели прибежал кот Васька и испугал птиц, «Какой птички не стало »

(усвоение категории родительного падежа единственного числа)На доске – 4-5 картинок с изображением зимующих птиц. Взрослый незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?») (. Дети отвечают.)

Педагог: Ребята мы так долго помогали птицам, нам надо размяться Физминутка «Снегирь».

Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы

В красных майках снегири.

Распушили перышки, частые потряхивания руками, опущенными

Греются на солнышке. вниз

Головою вертят, 2 поворота головы на каждую строку

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая руками

За метелью, за метелью! как крылышками

Педагог: ребята надо мне помочь найдите ошибку как правильно говорить « Найди ошибку»- черный ворона,

Серое голубь,

Сорока сидел на заборе,

Длиннохвостый снегирь,

Красногрудая синичка.

Ребята вы молодцы вы все знаете предлагаю помочь еще в одном деле я читаю вы договариваете. «Подбери словечко»

А) На даче в лесу жили разные птицы:

Сороки, стрижи, воробьи и … (синицы)

б) Среди жирных голубей

Скачет тощий … (воробей)

В) По ночам сове не спится,

Ведь сова ночная … (птица)

Г) Вещунья – белобока,

Все зовут ее … (сорока)

Педагог: - На улице холодно и птицы мерзнут. Давайте, скорее согреем их ласковыми словами.

Дети: Ласковое слово, что солнышко.

Примеры: птичка, совушка, синичка, воробушек и т.д.

Продолжим произносить ласковые слова о птицах.

Дети по очереди отвечают. (Например: дятел лечит деревья, достает личинки насекомых из-под коры.)

Итог занятия педагог: - Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали?(Дети отвечают.)

А что мы должны сделать для зимующих птиц.

Дети : - Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек.

Педагог: Молодцы!




В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные