Выжигание. Знакомство с пирографией: выжигание по дереву для начинающих

Выжигание по дереву крайне интересное дело. Этот процесс представляет собой нанесение рисунка на деревянную основу при помощи специализированного паяльника. Хорошо снимает усталость, напряжение, да еще и создает уют в доме посредством самодельного творчества, которым можно украсить стены. Так же может послужить прекрасным подарком на праздник друзьям или родственникам, коллегам по работе. Сейчас ознакомим вас с правилами работы с выжигательным прибором.

Основы выжигания

Что-бы выжигание по дереву доставило вам только счастье, к данному процессу отнеситесь с большим вниманием. Ниже приведем для вас полезные правила, которые должны помочь вам в этом процессе.

Итак, прибор вы уже приобрели. Теперь надо создать контур рисунка на деревянной основе. Можно еще дополнительно купить некоторые элементы прибора для последующего удобства работы по дереву.

Сами приборы существуют 2 видов – простой, с одним тепловым режимом и сменными насадками, и более продвинутый, у него проволочный наконечник, есть 2 пера и регулируется нагревание. Цена этих моделей от 700 руб и до неск. десятков тысяч.

  • Насадки, разные по толщине, облегчат и ускорят работу с разнообразными линиями и контурами.
  • Оксид алюминия и ремень – они нужны для регулярной чистки насадок и самого прибора.
  • Плоскогубцы.
  • Специальный держатель или глиняный горшок для паяльника, куда его можно будет поместить для остывания.

Материал для выжигания. Если вы новичок в этом деле, то лучше начать с мягких пород дерева, процесс осваивать будет намного легче. К примеру, остановите свой выбор на сосне, березе, липе, клене или ясене, а вообще самый мягкий материал – это бальза, она считается номером один по шкале жесткости, замыкает эту шкалу на 10 месте птерокарпус. Чем жестче дерево, тем темнее оно на вид. Осмотрите доску с обеих сторон, и для работы выберите ту, что более гладкая.

Теперь берем прибор для выжигания. Пару минут он будет нагреваться, лучше держать его на подставке или в глиняном горшке, выше мы уже об этом упоминали. А брать и класть паяльник лучше с помощью плоскогубцев, что бы избежать ожога.

Доску надо шлифануть перед началом работы, в этом нам поможет наждачка 20 номера. Ее надо обмотать вокруг доски или прикрепить к бруску и равномерно зашкурить поверхность. Шлифовать лучше вдоль волокон, если поперек, то появятся неровности, а вот шкурение в соответствии с естественным ростом волокон поможет избежать этой проблемы. По окончанию шкурения протрите поверхность сырым полотенцем, оно уберет древесную пыль и опилки. Наносить рисунок станет гораздо удобнее.

Наносите рисунок штриховкой, так легче будет стереть неверные линии, и управлять карандашом. Не надо слишком давить на грифель, что бы четче прорисовать рисунок.

Никакой спешки при выжигании. Независимо от материала дерева, процесс будет небыстрым, поэтому запаситесь терпением. И при работе учтите:

Надо давить на выжигатель. Для новичков актуально равномерное давление по всему рисунку.

Дольше держите паяльник на одно месте – линия получится глубже и темнее.

Водить паяльником намного легче вдоль волокон, поэтому поверните доску волокнами вниз при работе. Против волокон будет сопротивление, и потребуется приложить усилия.

Экспериментируйте с насадками. На небольших дощечках опробуйте все насадки, какие у вас имеются. Потом будете уже иметь представление об их эффектах, и знать, где их лучше применить, на каких элементах рисунка.

Перенесение рисунка на деревянную основу

Всем интересно то, как выжигать по дереву. Поэтому в данной статье представлена информация для начинающих. Есть три основных способа нанесения\перенесения рисунка на дерево, какой выбрать – смотрите сами. Можно еще нарисовать рисунок самому, а можно взять уже готовый вариант.

Если вы художник или имеете художественные задатки, вам будет просто нарисовать или срисовать рисунок карандашом на деревянную основу.

Еще вам может помочь графитовая бумага, если с рисованием у вас не очень. Она действует по принципу копировальной бумаги – положите ее масляной стороной на дерево, закрепите скотчем, и сверху наложив листок с изображением, обведите его контуры. Затем снимите скотч и графитовую бумагу и прорисуйте карандашом уже на дереве нечеткие линии рисунка.

Есть еще чернильная насадка, она так же вам поможет при нанесении рисунка на дерево. Это происходит при нагреве насадки. Отпечатанную картинку из инета, лучше печатать на лазерном принтере, положите листок рисунком вниз, на дерево, и нагретой насадкой водите по контурам, пока те не начнут опечатываться на поверхности дерева.

Практика

Стоит отметить то, что выжженные картинки на дереве смотрятся очень интересно. И в этой статье мы предлагаем важные правила данной работы. Нужно разместить дощечку так, что бы она была на доступном расстоянии в любой точке выжигания, и при этом безопасно, что б не обжечься в процессе работы.

Начинать выжигать лучше с внешних контуров рисунка. Если там что то не получится сразу, то это можно будет исправить чуть позже, просто отшлифовав неполучившийся участок.

На некоторых породах деревьев нужно проходить паяльником по несколько раз одно место. Если не будете сильно нажимать на выжигатель, то останется больше сил, а рука меньше устанет, и тогда сможете неторопясь сделать качественную работу. Начинайте работу с движений к себе, а не от себя.

Выжигайте сначала первостепенные, основные линии, потом уже наносите штрихи рисунка.

Далее переходите к текстуре и теням. Можно сделать рисунок обычный 2D, а можно со специальными насадками освоить более интересный и трендовый 3D. Сперва потренируйтесь на изнаночной стороне работы, или на ненужной дощечке.

Раскрасить цветом. Можно оставить все как есть, а можно сделать рисунок цветным, применив для раскрашивания акварель, акварельные карандаши.

Регулярно очищайте насадки, тогда получите качественную работу. Ведь на чистых насадках и теплоотдача будет максимально эффективной, а в очистке поможет оксид алюминия и ремень либо колодка шлифовальная. Снять насадку лучше плоскогубцами, чтобы не заморачиваться, достаточно ли она остыла, затем окунуть ее на пару минут в холодную воду. Ну, а далее, собственно, процесс чистки.

Вентилятор. Если при работе у вас получается очень много дыма, то нелишним будет прибегнуть к помощи вытяжного вентилятора. Ведь дым – не самая полезная вещь для легких, особенно в закрытом помещении.

Теперь, по окончанию работы, нужно основательно просушить доску и нанести заключительные штрихи.

Обратите ваше внимание на:

  • Горячий паяльник, а если его надолго оставить без присмотра, это может привести к его возгоранию и последующему пожару.
  • Лучше проводить процесс выжигания в проветриваемых помещениях, ведь дым может пагубно отразиться на легких, вплоть до смерти.

Самый интересный процесс - это выжигание по дереву. Здесь можно выжечь рисунки или узоры. Однако данная работа подразумевает наличие определенных приборов. Нужные вещи для работы:

  • Выжигательный прибор.
  • Оборудование переменной температуры.
  • Графитовые карандаши.
  • Скотч малярный.
  • Белый ластик – клячка.
  • Наждачные пилочки – несколько сортов.
  • Бумага наждачная 200-250 либо ткань, покрытая карбидом кремния.

В заключение

Надеемся на то, что наша статья позволила узнать вам о том, как правильно выжигать по дереву. Знайте о том, что это занятие крайне увлекательно. Но в этом случае могут потребоваться некоторые усилия и также навыки.

Выжигание по дереву (или пирография) – увлекательное занятие, тесно связанное с традициями русского народного творчества. Пирография - техника, применяемая в художественной графике и декоративно-прикладном искусстве.

История

Выжигание по дереву довольно популярное занятие. Оказывается, первые изделия с выжженным узором, датированные 700 годом до н.э., были найдены при археологических раскопках в Перу. В той или иной форме пирографию можно встретить в культуре любого народа. Особенно в этой области рукоделия преуспевали русские мастера. Выжигание по дереву в России появилось еще в ІX веке, уже тогда люди использовали дерево во многих видах прикладного творчества. Изначально мастера выжигали при помощи огня, чуть позже стали использовать раскаленные металлические стержни и гвозди, заточенные под определенным углом.

В Европе выжигание по дереву превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества, а в России пирография продолжила развиваться как один из его видов. В XVІІ веке в городе Сергиев Посад с помощью пирографии украшали деревянные игрушки, ложки и братины (сосуды для питья), а в конце XІX века там же наладилось производство матрешек , обрамленных выжиганием.

В начале XX века выжженными узорами стали декорировать стаканы, солонки, ковшики, шкатулки , коробки и др. Все узоры того времени были посвящены тематике старого русского быта и древнерусской архитектуры. В 1917 году количество выпускаемой продукции, украшенной с помощью пирографии, было сокращено. Примерно в тот же период в селе Полоховский Майдан Нижегородской области появилось токарное производство, на основе которого мастера стал декорировать токарные изделия выжиганием.

В 1964 году в Башкирии было налажено производство предметов из древесины липы, которые также украшали выжженными узорами. Мастера создавали ковши с крышками, солонки, челяки для хранения меда , фигурки людей в национальных костюмах и пр. В тот же период был изобретен электрический прибор для выжигания, и тогда это вид рукоделия стал пользоваться популярностью среди взрослых и детей. В школах были организованы специальные кружки, где ученики познавали азы выжигания по дереву. Несмотря на то, что этот пирографический прибор довольно громоздкий, он и по сей день используется мастерами-любителями. Более усовершенствованный прибор для выжигания по дереву был изобретен в 1962 году Роем Чайлдом, а спустя десять лет был налажен промышленный выпуск пирографов с проволочными наконечниками.

Сегодня выжиганием по дереву может заниматься любой желающий, даже не имеющий специального образования. Пирография может стать не только хобби , но и способом зарабатывать неплохие деньги. Ведь изделия, украшенные выжиганием, пользуются спросом всегда. Немного терпения и фантазии, и выжигание доставит вам самые позитивные эмоции.

Инструменты

Для того чтобы процесс выжигания по дереву доставил как можно больше удовольствия, следует позаботиться о приобретении всех необходимых инструментов и материалов. Итак, для пирографии потребуется доска пюпитра. Она играет роль подставки для дощечки, на которой планируется выжигать узор. Существуют подвижные пюпитры, их высоту и наклон можно регулировать. Конечно, самым важным инструментом для этого вида рукоделия является электровыжигатель, наделенный сменными проволочными фигурными штифтами. Также в пирографии используют термокаустер с бензиновой или газовой горелкой, на которой корпусные штифты подвергаются нагреванию.

Вообще, в качестве выжигателя можно использовать торцовый электропояльник, но вместо стержня стоит снабдить его головкой с винтовой резьбой для штифтов.

Рабочей частью пирографа является штифт, он может быть корпусным или проволочным. Благодаря проволочным штифтам различной формы можно выполнить сложные и мелкие детали. Корпусные штифты, как правило, применяют для глубокого и плоского выжигания. Не менее важную роль для выжигания играют пассатижи, они предназначены для придания проволоке нужной формы. Также понадобится наковальня (или молоток), кусачки, отвертка, и конечно же, настольная лампа.

Для нанесения рисунка на деревянную поверхность необходим мягкий карандаш, не оставляющий бороздок на древесине. По окончании работы его легко будет стереть с помощью ластика. В работе может понадобиться скальпель и клейкая лента. Рекомендуется иметь в наличии копировальную бумагу, она необходима для перенесения рисунка с бумаги на древесину. Совет: лучше всего использовать копировальную бумагу с угольным покрытием черного цвета.

Для пирографии также могут понадобиться следующие предметы: стальная линейка, угольник, кисточки из соболя или белки, металлические подставки для штифтов и выжигателя, наждачная бумага.

Материалы

Одним из самых важных вопросов пирографии считается выбор материалов, поскольку от качества материалов зависит конечный результат. Итак, древесину лучше всего приобретать в магазинах в виде готовых деревянных чертежных и разделочных досок, фанер или шпона.

При покупке древесины необходимо учитывать следующие факторы:

  • древесина должна иметь однородную мелкопористую структуру, без сучков, трещин, смоляных кармашков, засмолок, роек и других пороков;
  • не рекомендуется приобретать древесину смолистых пород;
  • для выжигания идеально подходят твердые породы древесины, на мягких будет сложнее исправить ошибки;
  • поверхность деревянного материала должна быть ровной и чистой;
  • выбор цвета древесины зависит исключительно от предполагаемого рисунка, более насыщенный и выразительный узор получится на дереве светлых пород.

Самыми лучшими материалами для выжигания считаются липа, ольха, тополь, береза и каштан.

Первые шаги

Самое главное – научиться управлять пером и чувствовать особенности поверхности древесины. Намного полезнее понять, как проводятся точные прямые линии, чем постоянно пытаться исправить допущенные во время работы погрешности. Конечно, умение приходит только с опытом, поэтому требует постоянных и длительных упражнений.

Начинать лучше с мелких предметов и постепенно переходить к более крупным. Так вы скорее освоитесь со своим оборудованием и научитесь правильно пользоваться им. Возьмите деревянные ложки или лопаточки, выжигая на них простые линейные узоры, не требующие светотени, стараясь придать своему рисунку фактуру и объем за счет разнообразной штриховки. Можно начать также с брелоков, подставок для яиц или других мелких предметов. Даже если вы испортили вещь, выбросить в корзину фанерную бабочку не так жалко, как, например, часы в деревянном корпусе. Кроме того, работа над мелкими предметами научит вас обращению с различными по размеру перьями.

Начинайте работу с верхней части задуманного рисунка, делая короткие легкие штрихи. Движения должны быть плавными. Работайте не торопясь: дереву требуется время, чтобы оно потемнело под воздействием температуры. Поначалу у вас будут получаться кляксы и неровные линии, поэтому придется поупражняться.

Новичкам труднее всего научиться выжигать равномерно. Часто их картинки выглядят неровными и грязными. Если вы столкнулись с этой проблемой, мужайтесь. Первый блин выходит комом не только у вас, и есть несколько вещей, которые помогут справиться с этими трудностями.

Прежде всего, надо помнить, что при первом соприкосновении с поверхностью перо будет более горячим, чем во время последующего выжигания штриха. Это происходит потому, что часть тепла поглощается материалом, по которому вы выжигаете. Этот факт и предопределяет самую распространенную для всех пирографов проблему: как предупредить появление кляксы от момента, когда вы впервые дотрагиваетесь пером до поверхности, до того, как оно достаточно остынет, чтобы получилась ровная линия.

Эта проблема имеет два решения. Первое – это движение и скорость. Движение не дает горячему перу оставаться на одном месте и прожигать отверстие, прежде чем вы сможете заставить свою руку двигаться. Представьте, что ваше перо – это самолет, садящийся на взлетную полосу. В течение первой секунды после прикосновения к поверхности вам потребуется перемещать перо немного быстрее, прежде чем все тепло будет поглощено материалом. Тогда надо замедлить движение пера до той скорости, которая даст возможность равномерно выжигать по этому материалу. Когда же настанет время завершить штрих, вам просто нужно продолжать движение, одновременно отрывая перо от поверхности, чтобы оно даже долю секунды не оставалось на одном месте и не прожгло отверстия на конце линии. И вновь представьте перо самолетом, до сих пор разбегавшимся по взлетной полосе и взлетающим в конце нужной вам линии (рис. 8).

Рис. 8. Перо в движении.

Второй метод предупреждения клякс состоит в том, чтобы осторожно подуть на перо, прежде чем коснуться поверхности. Это охладит перо, а когда оно будет на поверхности и в движении, температура нагрева вернется.

Возможно, при чтении вводного материала некоторые действия кажутся слишком сложными, но пирография, как и любое ремесло, требует навыка. Поэтому потребуется практика, прежде чем искусство владения раскаленным пером станет вашей второй натурой. Возьмите обрезки какого-нибудь материала и практикуйтесь в нанесении штрихов, прямых и кривых линий, выбирая разные перья. Вскоре кляксы останутся в прошлом. Кстати, при работе пирографом с твердой насадкой проблемы с кляксами обычно встречаются реже.

Выполняя первое простое упражнение, надо следовать двум правилам:

1. Не пишите пирографом, даже если вам этого очень хочется. Возможно, сама форма его рукоятки провоцирует к этому: кажется, что в руке обычный карандаш. Но по крайней мере для начала – не пишите.

2. Не рисуйте, не пытайтесь что-либо изобразить.

Иными словами, вначале вам надо всего лишь провести несколько штрихов. Не меняя температуры рабочего наконечника, проведите несколько линий и поставьте несколько точек. Есть много способов сделать это. Например, если вы слегка прикоснетесь к древесине раскаленным наконечником, не нажимая, проведете им по поверхности, получится тонкая, довольно светлая линия. Если слегка надавите и проведете им медленнее, получится более темная и широкая линия.

Отсюда, естественно, следует, что толщина линии зависит от скорости, с которой вы проводите рабочим наконечником пирографа по дереву, и давления, которое вы оказываете на его поверхность. Попробуйте выжечь как можно больше линий различной толщины и яркости.

Если при работе вы будете слишком сильно нажимать пером на древесину, нагревательный элемент, скорее всего, изогнется. Не пугайтесь этого, придайте ему исходную форму, прижав к ненужному куску древесины. Нихромовая проволока очень гибкая, и вряд ли вы ее сломаете.

Освоив простые штрихи, чистые от клякс, попробуйте выжечь как можно больше линий различной толщины и яркости, постепенно сплетая линии в сложные изогнутые узоры (рис. 9).

Скорость движения ручки будет определять, насколько темной или светлой будет получаться линия. Естественно, чем быстрее вы двигаете перо поперек поверхности, тем меньше времени оно находится в контакте с материалом и тем светлее оно выжигает. Чем медленнее вы двигаетесь, тем темнее будет выжигание.

Рис. 9. Простые упражнения для начинающих пиромастеров.

Если у вас прибор с постоянной температурой, вы не сможете повышать или понижать температуру. Скорость пера будет единственным доступным способом сделать выжигание более темным или более светлым.

Если у вас прибор с регулятором температуры, вы сможете сделать перо горячее или холоднее, но в этом кроется определенная опасность. У вас будет искушение перемещать его каждый раз понемножку, на крошечные деления, когда вы захотите выжигать немного темнее или светлее. На самом деле в этом нет никакой необходимости. Лучше использовать регулятор, чтобы установить среднюю температуру, необходимую для выжигания по данному материалу или выполнения определенной техники. Когда температура пера находится в этом диапазоне, тогда вы можете использовать скорость движения инструмента, чтобы сделать след выжигания более темным или светлым.

Регулировать температуру нужно для каждого используемого пера отдельно. Разные перья выполнены из разного количества металла, поэтому их требуется по-разному нагревать. Если вы при смене пера не изменили мощность источника, она может оказаться слишком большой или, наоборот, слишком маленькой для выжигания одной и той же поверхности.

Из книги Большая книга рыболова-любителя [с цветной вкладкой] автора Горяйнов Алексей Георгиевич

Из книги Лайка и её натаска автора Белоусов Валериан Иванович

Из книги Тропами подводными автора Папоров Юрий Николаевич

Из книги Азбука подводной охоты [Для начинающих... и не очень] автора Лагутин Андрей

Из книги Дураки, дороги и другие особенности национального вождения автора Гейко Юрий Васильевич

ПЕРВЫЕ АВАРИИ ОДНОТИПНЫ В конце 2004 года я, полный ноль в компьютерных делах, использующий свой ноутбук как пишущую машинку, открыл сайт www.avtolikbez.ru. Открыл его с одной целью – общаться с себе подобными. Открыл для «обратной связи», чтобы услышать голоса тех, для кого я

Из книги Путешествие в удивительный мир [Макросъемка] автора Аракчеев Юрий Сергеевич

Глава третья, практическая, поэтическая: ПЕРВЫЕ

Из книги Справочник грибника автора Онищенко Владимир

Мои первые опыты Не зная никакой теории слайдфильма, я пришел к его форме, так сказать, не от хорошей жизни. Как вы уже поняли, с самого начала увлечения слайдами я фотографировал не своих родственников и друзей, не места, где побывал проездом, а «джунгли» в своем городском

Из книги У рыбацкого костра автора

Первые блюда Борщ с грибами Кости – 200 г, вода – 1 л, свекла – 200 г, репчатый лук – 200 г, капуста – 200 г, квас хлебный – 200 мл, картофель – 150 г, масло топленое – 20 г, грибы белые сушеные – Юг, корень петрушки – 30 г, сметана – 50 г, гвоздика, лавровый лист, перец

Из книги Четыре сезона рыболова [Секреты успешной рыбалки в любое время года] автора Казанцев Владимир Афанасьевич

Первые радости Даже крошечный налимчик - «веретешка», пойманный в далеком детстве, не забывается на всю жизнь.Бережно хранит память «первые радости» юного рыбака.И какой бы толщью не отделяли годы первое биение крови в сердце, пережитую дрожь в ногах при вываживании

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Из книги Второй хлеб на грядке и на столе автора Ермилова Ирина Петровна

Первые шаги Самое главное – научиться управлять пером и чувствовать особенности поверхности древесины. Намного полезнее понять, как проводятся точные прямые линии, чем постоянно пытаться исправить допущенные во время работы погрешности. Конечно, умение приходит

Из книги Как научиться водить автомобиль автора Барбакадзе Андрей

Из книги Виноград без труда автора Кизима Галина Александровна

Из книги Книга-тренажер автора Барбакадзе Андрей

Из книги автора

Первые шаги Прежде чем сделать первые шаги в самостоятельном вожденииВодитель считается надежным, когда, помимо приобретенных навыков вождения, знания ПДД, основ безопасности движения, административного кодекса, он имеет представление: о контроле за состоянием

Из книги автора

Первые шаги в вождении После получения водительского удостоверения вам необходимо сразу же закрепить приобретенные вами навыки вождения. Если ваш «железный конь» уже с нетерпением дожидается вас в «стойле», то вам надо только решить, будете ли вы делать первые шаги

Если вы решили освоить искусство пирографии – выжигания по дереву, эта книга для вас. Свойства древесины, способы подготовки материала, необходимые инструменты и приспособления, основные приемы и техники выжигания, методы отделки готовых изделий, понятные иллюстрации – издание будет полезно не только начинающим, но и опытным мастерам.

Из серии: Страна мастеров

* * *

компанией ЛитРес .

Древесина как материал для пирографии

Хотя выжигать можно по поверхности любых материалов, которые могут быть обуглены, например по коже, кости, пробке и т. д., ни один из них не дает таких широких возможностей для пирографии, как дерево. К тому же из всего вышеперечисленного именно дерево является наиболее распространенным в быту и доступным материалом.

Какие же требования предъявляют к древесине как материалу для выжигания? Одни ее виды больше подходят для пирографии, чем другие: светлое дерево позволяет добиться лучшего контраста между выжженной картинкой и основой, на нем более четко просматриваются детали рисунка и штриховка, поэтому на светлой древесине ваша работа будет выглядеть наиболее выигрышно. Однако для выжигания подходит не любая светлая поверхность, поскольку некоторые светлые сорта древесины содержат значительную долю волокнистой ткани. Работать с деревом, имеющим ярко выраженную текстуру, труднее, поэтому большинство мастеров предпочитают как можно менее текстурную древесину. Это позволяет получить чистое полотно для выжигания. Но если включить естественный рисунок деревянной поверхности в композицию будущего изделия, результат может получиться очень выразительным.

Для выжигания можно использовать и темную древесину, но созданная на ней картинка обычно теряется на таком фоне, особенно после покрытия лаком. По этой причине вместе с пирографией на темных материалах обычно используют краску или другие пигменты, чтобы выделить изображение.

Известно также, что древесина одних пород воспламеняется уже при температуре 150 °С, а для других этот порог значительно выше – до 250 °С. Например, мягкая древесина липы воспламеняется при более низкой температуре, чем бук или береза. Поэтому виды дерева с точки зрения использования в пирографии следует разделять не только на светлые и темные, но также и на твердые и мягкие. Выжигать на мягкой древесине намного легче и быстрее, чем на твердой. Если у вас есть достаточно мощный пирограф, можно успешно выжигать самые твердые породы дерева, но лучше работать на мягких и ровных. Достаточно легкого прикосновения раскаленного наконечника к поверхности мягкой древесины, чтобы получился глубокий и выразительный след.

Обработанная поверхность может выцветать, если расположена под прямыми лучами источников искусственного или естественного освещения. Чтобы предупредить обесцвечивание выжженного рисунка, лучше расположить его в тех местах, где на него не падают прямые солнечные лучи или яркий свет от лампы. Если же ваша работа предназначена для открытого пространства, можно подумать об использовании лаков, содержащих ультрафиолетовые ингибиторы (например, корабельного лака).

Доски из твердой древесины отлично подходят для вывесок, функциональных предметов, кроме того, они позволяют выжигать очень мелкие детали, которые обычно на мягкой древесине сливаются. Особое внимание можно уделить спилам и горбылям, которые имеют кору по краям, – эта кора создает эффектную естественную рамку вокруг поверхности для выжигания.

Строение древесины

Древесина состоит из растительных клеток и включает в себя: сосуды, по которым движутся вода и растворенные в ней минеральные соли; волокна, обеспечивающие механическую прочность древесины; а также ткани, в которых дерево запасает органические вещества (в древесине хвойных пород имеются также вертикальные и горизонтальные смоляные ходы). У древесных клеток, прекративших рост, оболочка пропитывается лигнином, благодаря чему повышается механическая прочность древесины. В абсолютно сухой древесине на долю оболочек клеток приходится около 95 % всей древесной массы. Последняя составляет основную часть ствола дерева и окружена корой.

Рост ствола дерева в толщину происходит в результате развития камбия (образовательной ткани). У древесных растений камбий в виде тонкого слоя располагается между лубом (внутренней частью коры) и древесиной ствола. Камбий в определенной последовательности со своей внешней стороны «вырабатывает» луб, а с внутренней – древесину. Наиболее активно камбий развивается весной, к осени его жизнедеятельность приостанавливается и на зиму замирает, оставляя след на поперечном разрезе ствола в виде годичного кольца.

Для некоторых лиственных пород на поперечном разрезе ствола характерно наличие радиально расположенных светлых лучей (сердцевинных лучей), которые на радиальном разрезе выглядят как поперечные блестящие (светлые или темные) полосы, а на тангенциальном – как продольные веретенообразные тонкие штрихи или полоски (чечевички). По сердцевинным лучам питательные вещества передвигаются к местам их отложения. У ряда ядровых древесных пород, например у дуба, лиственницы, сосны, ясеня, на поперечном разрезе отчетливо различаются две области: темная центральная (ядро) и более светлая периферическая (заболонь). У безъядровых пород, например у березы, бука, граба, ели, ольхи, вся площадь поперечного разреза имеет одинаковый (обычно светлый) цвет.

На поперечном разрезе лиственных пород видны отверстия, представляющие собой сечения сосудов – трубок, каналов разной величины, предназначенных для проведения воды.

Узор, образованный на разрезе ствола годичными слоями, сердцевинными лучами, сосудами, волокнами и др., называется текстурой древесины. Именно текстура древесины определяет ценность последней как поделочного материала. Главные образующие текстуры – это годичные кольца и анатомические элементы древесины (сосуды, сердцевинные лучи, волокна, смоляные ходы).

Текстура древесины хвойных деревьев не отличается особой выразительностью. Она в основном определяется шириной годичных колец и разницей в окраске и толщине слоев ранней и поздней древесины в годичных кольцах.

У представителей лиственных пород текстура гораздо богаче и красивее, так как в создании узора на разрезе ствола участвуют не только более крупные водопроводящие сосуды, но также сердцевинные лучи и волокна.

Очень ценится древесина, у которой вышеуказанные текстурообразующие элементы, вместо того чтобы располагаться «нормально» (волокна и водопроводящие сосуды – продольно, сердцевинные лучи – радиально), по каким-либо причинам ориентируются беспорядочно, образуя оригинальный узор. Отличной выразительной текстурой, а следовательно, и декоративной древесиной обладают многие лиственные древесные породы (береза карельская, орех грецкий, орех маньчжурский, клен белый «птичий глаз» и др.), а также ствольные и прикорневые капы, развилки стволов (так называемые гаффели), комлевые части некоторых деревьев.

Древесина с красивой сочной текстурой – прекрасный материал для разнообразных поделок, а также для изготовления шпона, используемого для отделки мебели.

Особенности древесных пород

Сосна – пожалуй, самый распространенный у нас вид древесины. Она стоит недорого и хорошо обжигается, но разные участки ее имеют неодинаковую твердость, из-за чего по ней трудно провести непрерывную линию. Кому-то удается с успехом использовать и сосну, и другие сорта волокнистой древесины, однако все же лучше выжигать на такой древесине изображения с небольшим количеством деталей. Еще одним недостатком сосны, как и всех хвойных пород, является ее смолистость. Даже тщательно зачищенная поверхность сосновой доски со временем может покрыться выступившими капельками смолы. Эта особенность еще ярче проявляется под воздействием высокой температуры, которую создаст выжигательный прибор. Поэтому при подготовке сосновой детали к выжиганию ее следует обессмолить.


Ель. Древесина немного уступает сосновой по плотности, прочности и стойкости к гниению. Из-за большого количества сучков и повышенной их твердости она труднее поддается обработке. Преимущества: однородность строения, сохраняющийся в течение длительного времени белый цвет, малая смолистость. Годичные слои хорошо видны на всех разрезах. В отличие от сосны, более крупные сучки располагаются мутовками, между которыми попадаются одиночные сучки меньших размеров. Древесина безъядровая, однородного белого цвета, иногда со слабым желтоватым или розоватым оттенком.


Пихта . Древесина сибирской пихты по внешнему виду очень похожа на древесину ели, но отличается отсутствием смоляных ходов. Годичные слои видны на всех разрезах. Крупные сучки расположены мутовками, между которыми встречаются мелкие одиночные сучки.


Кедр сибирский, или сосна кедровая сибирская . Древесина мягкая, легкая, хорошо поддается обработке. Обладает желтовато-розовым ядром, желтовато-белой заболонью. Смоляные ходы более крупные, зато их меньше, чем у сосны. Годичные слои хорошо заметны на всех разрезах, но переход от ранней зоны к поздней постепенный, растушеванный. Сердцевинные лучи не видны. Легко и гладко режется в разных направлениях, имеет красивый цвет и текстуру.


Лиственница. Древесина лиственницы примерно на 30 % превосходит сосну по прочности и плотности, отличается сравнительно небольшой сучковатостью, высокой стойкостью к гниению, однако имеет склонность к растрескиванию, а повышенная смолистость и твердость затрудняют обработку. Поэтому лиственница малопригодна для пирографии.


Дуб. Высокая твердость и прочность – главные отличия дубовой древесины. Также заслуживают внимания такие свойства, как стойкость к гниению, способность гнуться. На разрезах дает красивую текстуру. Но, несмотря на все преимущества, дуб, к сожалению, малопригоден для пирографии. Волокнистая ткань дуба настолько тверда, что практически не поддается обжиганию. Однако вышесказанное не означает, что вам не следует экспериментировать с этим красивым материалом.


Бук . Обладает высокой прочностью древесины, хорошо поддается изгибанию (в пропаренном состоянии), но малоустойчив к гниению. Для пирографии, как и дуб, пригоден мало.


Липа как материал для выжигания занимает лидирующее место. Именно из липы изготавливают 90 % деревянных сувениров. Древесина ее светлая и мягкая, податливая, обладает гладким волокном, однородной по плотности структурой. Эти свойства делают липу идеальной для выжигания и резьбы. При выжигании по ее древесине на проволочном наконечнике практически не остается угольных наслоений, так как липа не смолистое дерево.


Ива. Древесина этого дерева мало чем уступает липе, она легкая, мягкая, вязкая, эластичная. Иву используют при изготовлении различного инвентаря, ракеток для тенниса и бадминтона, протезов; она – лучший материал для дуг, обручей, плетения корзин и мебели и т. п.


Осина . Еще один популярный материал для выжигания. Безъядровая порода. Древесина белого цвета, с зеленоватым оттенком; годичные слои заметны слабо, сердцевинные лучи не видны. Древесина осины имеет однородное строение, легко лущится, хорошо поддается обработке и долгое время не желтеет, если находится в помещении. Еще одним положительным качеством является ее способность очень долго не гнить в воде.


Береза. Древесина березы отличается высокой прочностью, особенно при ударных нагрузках. Имеет однородное строение и цвет, среднюю плотность и твердость. Малостойкая против гниения. Порода безъядровая, заболонная (без спелой древесины); древесина белая с красноватым (реже желтоватым) оттенком. Годичные слои на всех разрезах различаются плохо. Сосуды почти незаметны. Сердцевинные лучи узкие, едва видимые лишь на радиальном разрезе (лучше – на расколе). Одна из самых востребованных по промышленному значению среди лиственных пород благодаря широкому распространению, высоким механическим свойствам и доступности. Древесина березы карельской и капов используется в качестве декоративного материала, а березовая фанера – один из самых популярных материалов для пирографии.


Вяз принадлежит к семейству Ильмовые (Вязовые), куда также относятся ильм и карагач . Все три породы ядровые, с плотной, прочной древесиной, различаются они только по цвету на срезе и расположению мелких сосудов в поздней части годовых слоев. У вяза заболонь серовато-белая, иногда с фиолетовым оттенком. Она резко отграничена от буровато-серого ядра, на всех разрезах хорошо видны годичные слои. У вяза заболонь довольно широкая (до 40 годовых слоев), у ильма и карагача – узкая (до 8 годовых слоев). Древесина ильма темно-бурого цвета, в радиальном разрезе отличается красивой текстурой. Но самым темным из них является карагач – его древесина красновато-бурого цвета. Произрастают эти деревья в средней полосе. Древесина вязкая, хорошо поддается изгибу, плохо раскалывается.

Что важно для пирографов – вяз традиционно используют для изготовления кухонной утвари: деревянных ложек, лопаточек, разделочных досок. Он представляет собой прекрасный материал для выжигания – отчасти благодаря светлой древесине, но главным образом из-за слабого различия в твердости волокнистых и прочих тканей.


Тис имеет очень твердую древесину, что, однако, в данном случае не является недостатком. На выжигание по такой древесине уходит много времени, но зато на ней можно выполнить рисунок с мелкими деталями. Древесина тиса большей частью довольно темная, но ближе к коре встречаются и светлые участки. Тис хорошо поддается обработке на токарном станке, а после шлифовки мелкой шкуркой его поверхность становится очень гладкой, приятной на ощупь. Если вы покупаете целый лист шпона, осмотрите внимательно товар: возможно, вам встретится лист с интересным естественным рисунком.


Ясень . По свойствам древесины схож с дубом, обладает высокой прочностью и вязкостью, малой склонностью к растрескиванию, хорошей способностью к изгибанию. Широкая заболонь белого цвета с желтоватым или розоватым оттенком, нерезко отграниченная от светло-бурого ядра. Годичные слои хорошо видны на всех разрезах, а сердцевинные лучи, напротив, различимы плохо. Все это создает на разрезах довольно красивую текстуру. Как и другие твердые породы, сложен для выжигания.


Каштан. Древесина каштана легкая, мягкая, хорошо поддается обработке резанием и отделке. Вполне подходит для пирографии. Порода ядровая, ядро по цвету и строению похоже на дубовую древесину, но сердцевинные лучи не видны. Заболонь узкая, светлая, с желтоватым оттенком. Годичные кольца хорошо заметны во всех разрезах. Каштан содержит большое количество дубильных веществ, отличается сероватым оттенком и характерным рисунком текстуры.


Клен . Обладает твердой плотной древесиной, по прочности несколько большей, чем у дуба. Мало коробится и хорошо обрабатывается, в том числе обжигается. Древесина белая с буроватым или красноватым оттенком, на всех разрезах хорошо видны годичные слои. На радиальном разрезе заметны сердцевинные лучи, создающие рябоватость. Строганый кленовый шпон имеет свилеватую текстуру и весьма востребован как декоративный поделочный материал. Наиболее ценным является подвид клена под названием «птичий глаз» благодаря красивой текстуре. Некоторые образцы шпона настолько красивы сами по себе, что их можно поместить в рамку и выставлять как произведения искусства.


Тополь. Древесина тополя мягкая, легкая, однородного строения, с неярко выраженным рисунком текстуры, почти не растрескивается при сушке, поддается обработке резанием и отделке. Годичные слои видны на всех срезах. Комлевая часть стволов черного и канадского тополя отличается красивой текстурой, подобной текстуре карельской березы, и используется для производства строганой фанеры и декоративного лущеного шпона.


Ольха . Древесина ольхи мягкая, легкая, однородная по строению. Хорошо режется, мало коробится, хорошо протравливается и полируется, очень стойкая в воде, поэтому она используется для изготовления свай, колодезных срубов, шахтных подпорок. Цвет заболони в свежесрубленном состоянии белый; на воздухе постепенно краснеет и становится желтовато-красным. Годичные кольца малозаметны. Сердцевинные лучи узкие, простым глазом не видны, на поперечном срезе – ложноширокие и выявляются в виде светлых, иногда искривленных радиальных линий. Встречаются сердцевидные повторения в виде буроватых крапинок, пятнышек или черточек. На комлевых частях ствола ольхи возможны наросты, капы.


Платан, или чинара. Древесина плотная, твердая, с хорошими механическими свойствами, неплохо обрабатывается, режется и отделывается, подходит и для пирографии. Порода ядровая, цвет заболони серовато-бурый, ядро красно-бурое. Сердцевинные лучи хорошо видны и намного темнее древесины. Текстура дерева на срезах отличается большой декоративностью.


Груша. Древесина розовато-бурого или красно-бурого цвета, однородного строения, прочная, твердая, тяжелая, обрабатывается и режется во всех направлениях, легко отделывается, хорошо воспринимает окраску, особенно при имитации под черное дерево. Груша мало коробится, ее поверхность с помощью мелкой шкурки можно сделать очень гладкой. Как и у конского каштана, участки волокнистой ткани почти не сопротивляются обжигу, но тем не менее приходится долго работать, чтобы добиться желаемого контраста с темной древесиной.


Яблоня . Сердцевина яблони красно-бурая, заболонь – желто-розовая и намного светлее ядра, годичные кольца и сердцевинные лучи выражены слабо. Древесина вязкая, прочная, плотная, довольно хорошо режется, поддается обработке и отделке, точится на токарном станке, обжигается.


Черешня, вишня . Ядровые породы. Цвет древесины желто-коричневый с сероватым оттенком. При радиальном разрезе хорошо выявляется характерная для древесины полосатость. Дерево прочное, твердое, хорошо обрабатывается, режется и отделывается.


Рябина – один из наименее подходящих материалов для выжигания. Древесина плотная, твердая, прочная, тяжелая, огнестойкая, отличается хорошей сопротивляемостью ударам и обжигу.


Орех . Дерево отличается красивой текстурой и высоко ценится в мебельном и фанерном производстве. Однако ореховая древесина весьма твердая и умеренно тяжелая, поэтому, как и рябина, для пирографии орех малопригоден.


Другие сорта древесины . Видов деревьев очень много, кроме вышеперечисленных, существует еще немало хорошо подходящих для выжигания сортов древесины, например самшит, кипарис, английский или канадский клен. По своим свойствам их древесина близка к древесине вяза. Встречаются и более экзотические сорта, однако в наши широты они попадают, как правило, в виде уже готовых изделий, к тому же довольно дорогих. По этой причине рассматривать всерьез древесину, например, палисандра, секвойи или сосны гикори как материала для выжигания не имеет особого смысла. У нас лучшими материалами для выжигания считаются ольха, липа, береза, вяз, тополь и каштан, так как они имеют светлую окраску, а их структура однородная и мелкопористая.

Не бывает двух кусков древесины с совершенно одинаковыми свойствами. Поэтому почаще тренируйтесь на разных материалах. Поэкспериментировав с различными образцами древесины самостоятельно, вы приобретете весьма ценный опыт.

Прекрасный материал для выжигания – фанера. Она прекрасно подходит для того, чтобы выжечь на ней картину и повесить на стену, изготовить шкатулку и покрыть ее выжженным узором, сделать украшенную пирографией полку и многие другие предметы.


Фанера – древесный материал, состоящий из склеенных между собой двух или более листов лущеного шпона лиственных пород (осины, березы) при взаимно перпендикулярном расположении волокон древесины в смежных листах. При этом симметрично расположенные слои шпона (по толщине фанеры) должны быть из древесины одной породы и одинаковой толщины.

Наружные слои называются рубашками, внутренние – серединками. По той породе древесины, из которой изготовлены ее рубашки, фанеру и называют. Чаще всего она изготавливается из березы, но можно также найти фанеру из сосны, сложнее – из бука. Березовая фанера поддается обжигу тяжелее, нежели фанера из сосны, однако она имеет более равномерную структуру. Фанера из бука считается весьма хорошим материалом для выжигания, она также поддается обжигу с некоторым трудом, но зато однородна по структуре.

При работе с фанерой следует учитывать ее некоторые особенности. Толщины каждого слоя шпона, из которых склеен фанерный лист, вполне достаточно, чтобы создать рельефный выжженный рисунок, так что следует быть осторожным, чтобы раскаленный наконечник не проник в слой клея. Хотя сам по себе этот клей безвреден для здоровья, но его пары – отнюдь не лечебные. К тому же нарушение границы между слоями может привести к вспучиванию шпона в этом месте. Точно так же обращайтесь с облицованной шпоном ДСП, тем более что клей, который применяют для склеивания опилок в единую древесностружечную плиту, уже точно содержит вредные для здоровья вещества.

Толщина листов обычной фанеры составляет 1–12 мм. Листы толщиной от 12 до 78 мм называют фанерными плитами.

Длину листа фанеры определяют по направлению волокон древесины рубашек. Фанеру называют продольной, если длина листа больше его ширины, и поперечной, если длина листа меньше ширины. В записи первое число всегда означает длину. Листы фанеры имеют большие размеры – от 725 × 1220 мм для толстых сортов фанеры и плит до 1525 × 1525 и 1525 × 2440 мм для тонких сортов.

Разумеется, если вы не занимаетесь пирографией профессионально, то не станете покупать для поделок целый лист фанеры, а резать его на части продавцы вряд ли согласятся. Где же брать заготовки?

Популярное применение пирографии – мебель. При наличии времени и воображения можно превратить недорогой сосновый кофейный столик, шезлонг для отдыха в саду или простой табурет в семейную реликвию. Даже деревянным предметам домашнего обихода, таким как кухонные шкафы, можно придать индивидуальность с помощью пирографии.

Заготовки для выжигания можно приобретать в магазинах, где продается недорогая кухонная утварь. Все эти разделочные доски, ложки, подставки для яиц и т. п., разумеется, не делаются в расчете на пирографию, но вы можете выбрать себе заготовки с наиболее подходящей для работы поверхностью.

Всегда обращайте внимание на любые деревянные вещи, имеющиеся в продаже, среди них может попасться подходящая или даже интересная для вас. Никогда не знаешь заранее, где она встретится. Даже если такая вещь покрыта лаком или расписана, ее можно ошкурить и использовать как заготовку для выжигания.

Если заготовка собрана из двух и более частей, лучше не выжигать по стыкам между ними.

Еще одно замечание касается использования цветовой и фактурной неоднородности древесины (рис. 3).


Рис. 3. Пирографическое панно, выполненное на дощечке с крупным сучком.


В отличие от книжных и журнальных страниц, с которых вы будете копировать рисунки, поверхность древесины очень неоднородна. На ней видны темные пятна и полосы, от совсем маленьких до довольно крупных. Однако творческая фантазия подскажет вам, как даже большие пятна от сучков удачно включить в рисунок.

Часто, особенно при изображении природы, естественная неоднородность древесины даже делает работу эффектнее, темные полосы выглядят как веточки, травинки и т. п. Иногда бывает и так, что какое-нибудь интересное пятно или полоса наводят на мысль и занимают свое немаловажное место в целостной картине, а быть может, даже предопределяют ее. Так что не забывайте уделять внимание естественной неоднородности древесины при наметке рисунка, и она, скорее всего, сослужит вам хорошую службу.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Выжигание по дереву. Техники, приемы, изделия (Ю. Ф. Подольский, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Обработка древесины

Выжигание по дереву

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание . Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили докрасна или употребляли металлические клейма с выгравированным по мотивам народной резьбы рельефным узором.

В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

Выжигание - это один из видов декоративной отделки поверхности древесины . Его применяют при изготовлении сувениров, мебели и различных мелких изделий из древесины. Наилучший материал для выжигания - фанера, заготовки из липы и ольхи.

Перед выжиганием поверхность шлифуют наждачной бумагой.
Рисунок переводят на деталь через копировальную бумагу .

Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя (см. рис.).

Он состоит из понижающего (до 6-12 вольт) трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом , наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.

Его рабочая часть - перо или штифт (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) - закреплена в пластмассовой ручке. Проволочный штифт позволяет выжигать наиболее сложные сюжеты, добиваться большого разнообразия в техническом исполнении рисунка.
Проволочные штифты разнообразной формы делают из нихромовой и вехралевой проволоки.

Изготовить их очень просто: нарезают проволоку кусочками и плоскогубцами придают желаемую форму.

Поверхность, которая соприкасается с деревом, тщательно шлифуют наждачной шкуркой.

Крепятся штифты к ручке по-разному, в зависимости от конструкции - маленькими болтиками, зажимным винтом и другими способами. Во всех случаях штифт должен быть закреплен устойчиво и прочно.

Перед выжиганием поверхность циклюют и зачищают наждачной шкуркой, затем шлифуют порошком мела с водой. После шлифовки древесину покрывают светлым мебельным лаком и еще раз шлифуют. Чтобы уберечь работу от загрязнения, нужно на поверхность дощечки наклеить лист папиросной бумаги с нанесенным на него рисунком. Затем можно приступить к выжиганию. По мере того, как выжигают отдельные части рисунка, снимают наклеенную бумагу. Таким образом загрязнения удаляются вместе с бумагой.


Ручку с нагревательным пером берут в правую руку как карандаш. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем (см. рис.) устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета.

При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво лежать на столе (см. рис.). Через 10 - 15 мин работы электровыжигатель выключают на 2 - 3 мин для остывания.

Выжигать можно только по сухой древесине.


На нанесенном рисунке сначала ставят точки, затем проводят линии. Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро.

Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. Вести перо следует без нажима.

Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям и точкам.


Меняя накал штифта, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов.

Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку.


Если края выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт не в меру перегрет.

Охладить наконечник штифта можно, прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав штифт некоторое время в вертикальном положении.

Выжигание ведут сразу в разных частях рисунка. Временно оставляют какой-то участок, переходят к другому, а затем вновь возвращаются к первому.


Это необходимо для того, чтобы не получились промежуточные прожиги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей дерева. Поэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихся линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему.

Выжигая кривые линии или точки, штифт держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании.

Если необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис ), а затем внутри него жгут широкой стороной штифта. При обработке фона можно пользоваться различными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, используя фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами.

Закончив выжигание рисунка, поверхность тщательно чистят мельчайшей наждачной бумагой. Зачистку шкуркой надо производить тщательно, но осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить грани выступов.

Выжженный рисунок можно расписать акварельными или масляными красками. Роспись , как своеобразный декоративный прием, дополняет выжженное изделие, делает его ярким и нарядным.

Для росписи по дереву потребуются высокого качества акварельные или масляные краски и достаточный набор мягких круглых и плоских кистей.

Лучшей отделкой выжженных, а затем раскрашенных работ нужно признать вощение .

Восковая отделка придает рисунку матовый шелковистый блеск и сохраняет натуральный цвет дерева, вощение совершенно не затрагивает красочный слой, положенный цвет сохраняет свой тон и насыщенность.

Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя.
При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка.
Не следует наклоняться близко к месту выжигания. Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.
После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные