Вороненая медь. Чернение меди: техника выполнения, необходимые материалы и инструменты, пошаговая инструкция и советы специалистов. Окраска меди в зеленый или коричневый цвет при помощи собственного раствора

Scunc 10-02-2015 14:14

Всем здоровья и успехов!
Поделитесь пожалуйста опытом кто чернил медяху,поиск я пользовался,но хочу спросить кто лично это делал.
Получается ли устойчивый(руками не стирается) чёрный цвет и чем?
Желательно из доступных материалов...

Max_CM 10-02-2015 14:19

Стереть можно всЁ.

берете медяшку в руки, пускаете из крана горячую воду, и под струей медяшку мазью натираете.

sansem80 10-02-2015 14:22

цитата: Изначально написано Max_CM:
...из крана горячую воду, и под струей медяшку мазью натираете.

О, как. А то я на сухую и холодную медь эту мазь наносил, толком ничего не чернилось.
А под струей мазь не смывается? Чем натирать то? Тряпкой?

vladimir c 10-02-2015 14:30

Пробовал натирать просто пальцем на холодную мелкодисперсной серой (продается в садоводческих магазинах)- зачернилось.

Виталий Б 10-02-2015 14:36

цитата: Originally posted by Max_CM:

В ближайшей аптеке серная мазь 3коп цена.


Я по другому делал, намазываю слой и на горячий корпус настольной лампы кладу, или феном горячим воздухом обдуваю и всё чернеет не плохо за 3-5 минут правда делал на серебре, медь должна быстрее потемнеть. после ацетончиком или с мылом всё помыть...
------------
С уважением Виталий.
www.vitaliknife.ru

Scunc 10-02-2015 14:37

Вот серной мазью я и чернил,черниться хорошо но чернила стирается легко совсем,про струю интересно,что это даёт?

Max_CM 10-02-2015 14:44

Просто нагревает, мне так удобнее, прям пальцАми, Виталий вот на лампу кладет, не важно как главное нагреть.

Viziter 10-02-2015 14:45

Тиосульфат натрия (из аптеки ампулы по 10мл, недорого) + любая кислота (я делал с уксусной). Наливаем тиосульфат, добавляем кислоты до получения цвета молока и запаха сероводорода, опускаем медяху (бронзу, латунь и т.д.). Цвет в зависимости от выдержки, довольно быстро.
По серной мази хорошо подсказали, я на холодную мазал, не помогало.

niks78 10-02-2015 15:07

когда морил дуб в нашатыре ложил шину медную стала черная с переливом синего. стойкость не проверял

vityuxa 10-02-2015 15:43

цитата: вот здесь есть отличное средство чернения.
1470,0 руб. за 90 мл. Шесть, а то и семь фунфырей водовки! Вопрос про стойкость,оно того стоит? как со стираемостью?, испокон чернили серной печенью, (с16века) раз дошло до наших дней значиться велосипед не изобрели. Я пробовал. Но надо обязательно взять Поташ (карбонат КАЛИЯ) именно, с пищевой (карбонат НАТРИЯ) содой эффект не тот, менее устойчива, и покрытие раз на раз. Неплохо ещё так; зачищенную обезжиренную деталющку промазать кисточкой с азотной кислотой, амбрэ не комильфо, но не особо, в общаке на вокзале хужей. И сразу нагревать, цвет можно получить очень разнообразный, но тут сноровка надыть. И с кислотой и с серной печенью покрытие стирается только мелкой наждачкой или шлиф пастой. Подпишусь под каждым словом, так как сам заморачивался сий чернильной идеей.

Нестор74 10-02-2015 15:53

цитата: http://www.medwed-hunt.ru/Good...atalogBegin-вот здесь есть отличное средство чернения.

Действительно
Ищите в оружейных магазинах BrassBlack - лучше пока я ничего не видел. Эффект моментальный. Чернит медь, латунь, бронзу, серебро. Какая еще серная мазь? В ногу со временем надо шагать. На всех моих работа патинирование выполнено этой жидкостью.

Trident8 10-02-2015 16:00

Серная печень: серу(брал в ветаптеке) смешать с содой 1:1, прокалить помешивая до коричневого цвета, разбавить слегка водой - и в дело, дешево и сердито.

niks78 10-02-2015 16:39

а я когда дуб морил нашатыоем ложил медную шину стала черная

Androniy 10-02-2015 16:53

Хотел затемнить медную монету только слегка, но при малейшем нанесении серной мази получался сразу темно коричневый налет. Нашел решение - добавить чуть-чуть серной мази в большое количество вазелина. Потом нанес на ткань и интенсивно натер. Получилась светло-коричневая патина.

Max_CM 10-02-2015 17:03

цитата: Изначально написано vityuxa:
1470,0 руб. за 90 мл. Шесть, а то и семь фунфырей водовки! Вопрос про стойкость,оно того стоит? как со стираемостью?, испокон чернили серной печенью, (с16века) раз дошло до наших дней значиться велосипед не изобрели. Я пробовал. Но надо обязательно взять Поташ (карбонат КАЛИЯ) именно, с пищевой (карбонат НАТРИЯ) содой эффект не тот, менее устойчива, и покрытие раз на раз. Неплохо ещё так; зачищенную обезжиренную деталющку промазать кисточкой с азотной кислотой, амбрэ не комильфо, но не особо, в общаке на вокзале хужей. И сразу нагревать, цвет можно получить очень разнообразный, но тут сноровка надыть. И с кислотой и с серной печенью покрытие стирается только мелкой наждачкой или шлиф пастой. Подпишусь под каждым словом, так как сам заморачивался сий чернильной идеей.

www.chip-dip.ru сера фик его знает, обежал все аптеки, оказывается есть только там где сами микстуры готовят в производственных,
выклянчил чайную ложку, бегом домой и скорей варить!
Под руки попался половник из нержавейки вот на нем чернение до сих пор осталось! ВониЩЩа! я думал щас МЧС соседи вызовут!
Чернит классно, устойчивость на меди не помню, а с серебра стирается спокойно, и к сожалению, варево это не хранится, разлагается, каждый раз надо варить заново. Во!

hunter1957 10-02-2015 18:51

цитата: Ага! года два три назад заморочился серной печенью, поташ в www.chip-dip.ru сера фик его знает, обежал все аптеки, оказывается есть только там где сами микстуры готовят в производственных,выклянчил чайную ложку, бегом домой и скорей варить!Под руки попался половник из нержавейки вот на нем чернение до сих пор осталось! ВониЩЩа! я думал щас МЧС соседи вызовут!Чернит классно, устойчивость на меди не помню, а с серебра стирается спокойно, и к сожалению, варево это не хранится, разлагается, каждый раз надо варить заново. Во!
В Русхиме побюджетней будет брать химию.......

Scunc 10-02-2015 20:45

А печень эта хранится,ежели впрок?

vityuxa 10-02-2015 21:29

цитата: каждый раз надо варить заново. Во!
Месяц раствор стоит в холодильнике, секрет прост, под самое горлышко, вобще постараться с "горкой", чтоб из под пробки выливалось при закрутке,работает нормально, правда когда холодный помедленней. Порошок сваренный будет лежать скоко угодно, без влаги, у меня в пузырьке из под витаминов там еще накидал маленькие пакетики силикагели от лекарств. И еще ньюансики есть, сначала серу растопить надыть, ну воняет, понятно, главное чтоб не всыхивала, не страшно, но вони больше, а уж потом потихоньку поташ сыпать и помешивать. Я делал 1серы 1,5 поташ. Хорошая правильная порошка только с 4 раза вышла, то сера не растворяется, то какой то говённый, комками. Ну заё# в голову, надо сделать и всё!, не остановишь...

i_vb 10-02-2015 22:16

Я ножи массово не делаю, но делаю много, с медными элементами - еще реже. Использую вышеупомянутый BrassBlack. Для мельхиора то же подходит. Флакон стоит 700р., а не 1600, по крайне мере - в Москве. Мне не знаю, на сколько хватит, но 3 года, около 20 разных деталей - треть флакона. Ножнами и руками сие не снимается, нулевкой - легко, впрочем, как и хваленая печень.
ПыСы: Если есть кошак в доме - брось больстер из меди, или латуни в его туалет на сутки, старую бронзу гарантирую. При чем, даже нулевкой не сразу сдерешь. Но - слегка в разводах. Проверено.

vityuxa 10-02-2015 23:00

Вот от химиков: оне то уж точно, беспристрастны. http://chem21.info/info/18373/ В цвета от серо-черного до черно-коричневого можно окрасить изделия из меди и ее сплавов оксидированием в растворах сульфида аммония или серной печени. Так называемая серная печень является смесью различных полисульфидов калия с тиосульфатом калия. Получают серную печень сплавлением серы с поташом в течение 15-20 мин. В различных рекомендациях предлагается сплавлять 1 ч. (масс.) серы с 1-2 ч. (масс.) поташа (карбоната калия К2СО3). В фарфоровой чашке расплавляют серу, далее к расплаву постепенно при постоянном перемешивании добавляют сухой поташ. При доступе воздуха происходит взаимодействие между компонентами расплава и образуется коричневая вязкая масса  

Если при приготовлении серной печени вместо поташа сплавлять с серой соду (карбонат натрия), то на поверхности серебра, обработан, ной таким препаратом, будут образовываться светло-серые плен. 

Scunc 11-02-2015 06:57

Я так понял сера обычная,т.е.жёлтые куски?

RashchektaI 11-02-2015 08:26

Ну зачем что то спекать? Когда есть готовый чистый тиосульфат.

Scunc 11-02-2015 11:35

цитата: Изначально написано RashchektaI:
Ну зачем что то спекать? Когда есть готовый чистый тиосульфат.

К нему добавляют кислоту и всё? Только не пишут какую и сколько(
У меня есть азотка 60 и уксусная 70,пойдёт?

Scunc 11-02-2015 12:42

Интересно,а Вы пробовали его?

Нестор74 11-02-2015 13:01

цитата: Интересно,а Вы пробовали его?

цитата: Работает почти по всей "цветнине" проверено



Я не поленился посчитал. 100 ножей я обработал этой жидкостью, половины не истратил (!!!) 100
Как еще Вас можно убедить?


Если просто мазать раствором тиосульфата, нифига он не чернит. еле еле... это не работа. Только расстройство.

vityuxa 11-02-2015 13:25

цитата: Витюха ясно, ему важнее водки купить, жмется))
Не Сань, я не жадный, я идейно-пиз#анутый, и не во что не верущий, пока сам не посчупаю, иль не сделаю, а делать буду до усёру пока не получиться... А водовки сынки купят ежли чё, не проблема.

Scunc 11-02-2015 17:06

BrasBlack интенресен,просто сначала остановила цена и доступность,потом посмотрел..сера на работе в мешках стоит,тиосульфат в аптеке продаётся т.е. в любом случае некоторый гемор. Просто купить в магазе не получится(
Но три варианта основных я для себя выделил,вот и буду двигаться в этом направлении,какой первый доступен будет с того и начну)
А за советы спасибо! Мне и нужны были личные мнения.

LE 11-02-2015 18:04

цитата: Originally posted by i_vb:

Флакон стоит 700р


Подскажите пожалуйста, где брали в Москве?

GM63 11-02-2015 19:50


я так и не понял насчет BrasBlack. Религия не позволяет? Куда еще с добром то?
Ни вони, ни кислоты никакой добалвять не надо.... Открутил пробочко, макнул кисточко, помазал, закрутил... Никаких танцев с бубном...
Витюха ясно, ему важнее водки купить, жмется))

Как минимум еще на столько хватит.
Как еще Вас можно убедить?

Про тиосульфат. Он работает в горячей воде с добавлением соляной кислоты. Она нужна как катализатор. С уксусной кислотой он работать не будет. Я проверил уже)))
Изделие надо погружать в горячий раствор на несколько минут. Т.е. для нас этот вариант не удобен. Нож готовый туда не положить, а отдельно деталь зачернить можно, но потом при монтаже ее обдерешь, поцарапаешь...


Александр.



Как то Вы меня не так поняли видимо

Scunc 11-02-2015 21:17

Тиосульфат натрия-препарат рецептурный(

Scunc 11-02-2015 21:24

цитата: Изначально написано GM63:

Александр.
Чет я не поняла. Я наоборот говорю, что против этого колхоза с серами кислотами и вонью на кухне.
Но за то, чтобы просто купить в "ножинске" специальную жижу "Noirit" по 400р за 100мл. и ей пользоваться, т.к. она чернит и старит почти любой цвет мет, а латунь-медь вообще в вороное крыло.
Правда при заказе надо им напоминать, чтобы проверяли упаковку. Крайний раз заказывала, половина вытекло.
Как то Вы меня не так поняли видимо

i_vb 12-02-2015 12:24

цитата: Подскажите пожалуйста, где брали в Москве?

Я же написал, что брал давно - два года назад. По 560р.
Последний раз видел в охотмагазине на Каланчевке за 750р. перед Новым годом.
Если не забуду - зайду, посмотрю.
А так - в охотмагазинах. Идея с котом зря игнорировалась - работает и бесплатно!

GM63 12-02-2015 01:00

цитата: Изначально написано Scunc:

ищу пока(BIRCHWOOD CASEY 15225 BB2 Brass Black Metal Touch-Up) вот так он правильно называется.

А что тут искать...
В любой оружейной лавке есть.

RashchektaI 12-02-2015 08:31

цитата: Изначально написано Нестор74:

я так и не понял насчет BrasBlack. Религия не позволяет? Куда еще с добром то?
Ни вони, ни кислоты никакой добалвять не надо.... Открутил пробочко, макнул кисточко, помазал, закрутил... Никаких танцев с бубном...
Витюха ясно, ему важнее водки купить, жмется))
Я не поленился посчитал. 100 ножей я обработал этой жидкостью, половины не истратил [b](!!!) 100

Как минимум еще на столько хватит.
Как еще Вас можно убедить?

Про тиосульфат. Он работает в горячей воде с добавлением соляной кислоты. Она нужна как катализатор. С уксусной кислотой он работать не будет. Я проверил уже)))
Изделие надо погружать в горячий раствор на несколько минут. Т.е. для нас этот вариант не удобен. Нож готовый туда не положить, а отдельно деталь зачернить можно, но потом при монтаже ее обдерешь, поцарапаешь...

Если просто мазать раствором тиосульфата, нифига он не чернит. еле еле... это не работа. Только расстройство.

Ишь ты какой апологет Брасблека. Когда тебе надо сделать сто ножей и стоимость одного переливает за 30 р, то да проще купить, а когда делаешь один нож в год с медью - сомнительно. На счет кислоты - плохо пробовал, да же с уксусной эссенцией работает на ура. НО азотка или серная кислота предпочтительнее.

111StS111 12-02-2015 10:04

Черню средством для воронения Ворон3. Чернит сталь, мельхиор, медь, бронзу, латунь. Нержавейку не пробовал. Серебро не берёт. Покрытие довольно стойкое.
Стоит рублей 200.

Медь - это металл, который обладает невысокой активностью и по этой причине часто используется в декоративных целях. Из меди делают ювелирные украшения, предметы интерьера, искусства, мебель и многое другое. Поверхность метала окисляется под действием кислорода, однако из-за его невысокой активности на это может понадобиться десятки лет. Последствием такой реакции является патина - поверхностная пленка, которая чаще всего имеет зеленоватый оттенок. Патина предотвращает металл от повреждений, поэтому важно знать, как произвести чернение меди в домашних условиях.

Медь до и после чернения

Существует два типа реакций, которые приводят к образованию пленок на поверхности меди:

  • оксидирование - процесс образования окисей и закисей, элементов, содержащих кислород;
  • патинирование - пленка образуется под действием серы и хлора.

Если окунуть медное изделие в раствор, предназначенный для образования на его поверхности патины, оно тут же преобразится и, будучи сверкающим новым, станет выглядеть как старинное. Есть два основных типа методов, которыми достигается такой эффект, одни основаны на подручных средствах, другие же требуют химических растворов. Они могут быть опасны, поэтому работать нужно, соблюдая все правила техники безопасности. Помещение должно иметь вытяжной шкаф.

Перед тем как приступить к чернению, нужно металл подготовить: очистить, обезжирить, промыть и просушить. Для сушки нельзя применять метод протирания полотенцем. Это может привести к тому, что будут остатки ткани на изделиях, воды - в углублениях рельефа, повреждение декоративной части. Можно использовать для этой цели опилки.

Методы с использованием химических реактивов

Одним из наиболее распространенных методов является использование серной печени. Ее можно приобрести в магазине или приготовить в домашних условиях. Для этого смешивают порошковую серу с хлористым калием в соотношении 1:2 и ставят на огонь в жестяной банке. Спустя несколько минут, порошок расплавится и, спустя 15 минут, спечется, цвет его при этом станет темно-бурым. Этот процесс может сопровождаться пламенем, сбивать которое нет необходимости.

Первый метод, в котором используют серную печень для чернения меди, выглядит следующим образом: 10–20 грамм порошка растворяют в одном литре воды либо же два-три грамма, если необходимо получить не интенсивную окраску. Медное изделие опускается в раствор до изменения цвета, потом достается, промывается и высушивается. Цвет получается коричнево-серым и его оттенки.

Практически черный цвет изделия получают методом нагревания, после обработки в растворе серной печени с водой и добавлением нашатырного спирта. Спирт необходимо добавлять в насыщенный раствор до тех пор, пока он не станет прозрачно-синим. Опускается в раствор монета или украшение из меди, а после нагревается, пока не почернеет.

Еще один метод получения черно-коричневого цвета заключается в следующем. На изделие наносится хлористая платина, например, смачивается с помощью кисточки. В случае если раствор не имеет кислой реакции, в него добавляется соляная кислота.

Красно-коричневую патину можно получить с помощью смеси один к одному медного купороса и хлористого цинка. Смесь порошков необходимо будет смешать в таком же количестве воды и опустить туда медное изделие на несколько минут.

Патинирование меди сернистым аммонием дает черный цвет. Вещество (20 г) разбавляют в литре воды. Можно как опустить изделие в раствор, так и нанести его кистью. Происходит реакция на поверхности, результатом которой является образование сульфида меди. Если нагреть пластинку перед патинированием, то в зависимости от температуры, можно регулировать оттенок получаемого цвета.

Черненое медное изделие

Еще одним способом получения черного цвета является прогревание при высокой температуре монеты или украшения в растворе персульфата аммония (9,25 г/л) и едкого натра (50 г/л). Температура должна составлять 90–95 градусов, время прогревания - 5–25 минут. Повторить два-три раза до достижения необходимого эффекта.

Светло-коричневую патину можно получить, если покрыть изделие следующим раствором:

  • 124 г/л дихромата натрия;
  • 15,5 г/л азотной кислоты (1,4);
  • 4,65 г/л соляной кислоты (1,192);
  • 3–5 г/л 18 % раствора сульфида аммония.

Нанести кистью только что приготовленный раствор, подержать четыре-пять часов, смыть и просушить. Процедуру необходимо повторять трижды.

Зеленого цвета патину получают двумя основными методами:

  • Используя губку, медную поверхность смазывают раствором азотнокислой меди в низкой концентрации с добавлением поваренной соли. После высыхания смазывают ее раствором, содержащим: 94 % столового уксуса, 5 % аммиака, 1 % щавелевокислого калия. После просыхания смазывают сначала первым, а потом и вторым раствором повторно. Процедуру проводят до тех пор, пока медь не обретет желаемый цвет. По окончании окрашивания поверхность растирают щетками.
  • Во втором методе поверхность медного изделия несколько раз натирают олеиновой кислотой. Это дает темно-зеленое вещество на поверхности - олеиновую медь. Со временем оттенок меняется на светло-зеленый, так как под воздействием влаги и кислорода олеиновая медь преобразуется в углекислую. Золотисто-коричневого цвета патину дает раствор пяти грамм марганцовки и 50 грамм медного купороса. Разводить в одном литре воды и нагревать до температуры 70–80 градусов. Опустить изделие и держать до получения нужного цвета.

Для получения покрытия с высокой износостойкостью, защищающее металл от коррозии, на литр воды берут в граммах: 50–70 бертолетовой соли, 40–50 нитрата меди, 80–100 хлорида аммония. Изделие кладут в ванну с подогретым раствором на 10–15 минут. Цвет получается от коричневого до оливкового.

Можно получить удивительной красоты золотистую патину. Для этого на литр воды берут 0,6 грамма сульфида меди, 180 г молочного сахара и столько же едкого натра. Водные растворы последних двух компонентов готовят отдельно и только потом смешивают. Сульфид меди добавляют только после кипячения смеси. В подогретый до 90 градусов раствор кладут изделие на четверть часа.

Получение патины с помощью яйца

Патину черно-коричневого цвета можно получить с помощью вареного яйца. Эффект заключается во взаимодействии поверхности металла с серой, которая выделяется в желтке при высоких температурах. Чтобы сделать это, необходимо сперва отварить яйца, а только после добавить в воду медное изделие. В зависимости от размеров изделия потребуется разное количество яиц.

Еще один вариант. После того как яйца сварятся вкрутую (10 минут), их необходимо вынуть из воды и охладить. Почищенные яйца измельчаются и кладутся в емкость с широким дном, также туда помещается и медь. Емкость закрывается на 20–30 минут или более, в зависимости от того, какой цвет вы хотите получить: за более длительное время изделие станет темнее. Основные достоинства такого метода - простота и доступность. Главным недостатком является то, что эффект, скорее всего, не будет долгосрочным и покрытие сойдет.

Патина обладает прекрасными свойствами. Например, в нумизматике стоимость изделия зависит от того, насколько равномерной она является. Искусственное покрытие натурального не заменит.

Если патина имеет однородную структуру и равномерно покрывает поверхность, то ее на изделии лучше сохранить. В особенности это относится к антиквариату и монетам. Чтобы верхний слой не повредился, необходимо ухаживать за изделием и обращаться с ним особо аккуратно. Не следует производить чистку абразивными средствами и инструментами. И лучше не трогать руками изделие.

Но если она имеет сколы, пятна, некрасиво выглядит или неоднородная, то такие методы вполне сойдут. Если вы хотите чтобы патина легла ровно, то старый слой необходимо очистить до металлического блеска.

В предыдущем моем посте #378, где используется серная печень для патинирования/оксидирования есть один момент: несмотря на то что медь при обработке темнеет быстро и интенсивно, есть подозрение (мои познания химии не настолько глубоки для 100% суждения) что состав темного покрытия лишь отчасти содержит оксид меди (и содержит ли вообще?!), а возможно большая часть составляющей принадлежит CuS, ибо в состав реагента входит сера. Не берусь судить на этот счет и буду рад услышать мнение опытного химика (ауууу). Соответственно селективность данного покрытия созданного серной печенью под вопросом и ждет своего пытливого исследователя. Кстати серную печень элементарно сделать в домашних условиях: спекаются на медленном огне сера и обычная пищевая сода, инфы на этот счет в инете куча, ищущие найдут.
А для всех страждущих и терпеливо дочитавших данную тему до этого момента хочу поделится (впрочем фанатов этого вопроса судя по всему почти не осталось) еще последними личными открытиями, делающими получение оксидной пленки на меди ооочень простым и безопасным, а также способ как быстро легко и безопасно эту пленку полностью удалить, вернув меди ее первоначальный розоватый оттенок.
1) аналогично промышленному методу чернения меди едким натром NaOH+NaClO2 со всеми рисками работы с этим едким составчиком, да еще и подогретым (мощное испарение гарантированно) было решено попробовать обычную пищевую соду и более ничего!.. И о чудо - все получилось! В чем суть идеи: в промышленности выгодно использовать NaOH, как широко распространенный очень активный и недорогой реагент, использование же такой щелочи как пищевая сода обойдется в разы дороже и в голову такой бред может прийти только бытовому маньяку-рационализатору, также NaOH позволяет производить процесс достаточно быстро, 15-30 минут, а в промышленности время-деньги. Именно поэтому в инете не были найдены ссылки на чернение меди пищевой содой (сколько их этих энтузиастов желающих чернить медь дома подручными методами для получения именно селективных оксидов! О безумцы!) Но! В домашних условиях разориться на покупку пищевой соды удобнее и безопаснее.
И следующий важный момент : в отличие от едкого натра процесс в соде протекает очень медленно (другая причина почему сия тема неизвестна -ложишь медь в соду и почти ничего не происходит, даже через пару часов, создается впечатление что это не работает) но разве это беда? лично я не торопился! Вобщем, 2 чайные ложки соды на примерно 100гр.воды дают насыщенный раствор, в который ложим медное изделие и оставляем... Через сутки приходим и видим ощутимое потемнение до буро-коричневого оттенка (как и положено), а через вторые сутки медная деталь становится почти черной с легким фиолетовым оттенком ! Третьи сутки держать не стал, на фото показана именно 2-х дневная выдержка. Все как и должно было быть! И пусть кто-то скажет что это не оксид! Кроме щелочи (также как и с едким натром) ничего не использовалось, цветовая последовательность потемнения полностью повторяет описание оксидирования промышленным способом: чистая медь - бурый оттенок - коричневый - черный - черный с фиолетовым. Помимо простоты, доступности и безопасности данный бытовой метод оксидирования меди пищевой содой имеет очень интересное и важное преимущество перед промышленным методом чернения едким натром: образование оксидной пленки в содовом растворе идет очень медленно, а значит очень легко получать нужную интенсивность окраски и равномерность нанесения пленки! Передержать или перегреть/недогреть раствор, не соблюсти пропорции как в промышленности - надо быть совсем лопухом, шкала оттенков - плюс минус 1-2 часа выдержки. Достаточно 3-4 раза в сутки шевелить раствор (перемешивать, взбалтывать) чтобы достичь равномерного окраса всей поверхности. У меня получилась очень красивенькая равномерно окрашенная в черный цвет с фиолетовым отливом деталь.
2) открытие N2 и вовсе еще дурнее (разумеется для умных людей это не открытие, но в инете ничего такого обнаружено не было) и сделано "методом тыка" или "а что если", вобщем изничтожить пленку на меди превратив ее в чистую розовую медь еще быстрее и проще, при помощи той же самой пищевой соды (чайная ложка) + повареной соли (чайная ложка), примерно 100гр.воды: помещаем в эту смесь медь, мешаем и через несколько секунд медь как новая!
Помещаю фото медной трубки оксидированной 2-е суток в насыщенном растворе соды и отмытой трубки в смеси сода+соль.
Если эти идеи помогут кому-то сделать эффективный солнечный коллектор не сильно уступающий промышленным аналогам, сэкономить много денежек и ополовинить счета газпрому за подогрев или отопление, значит на этой ветке я пробегал не зря..
Надеюсь эти вопросы еще кому-то интересны

Готовую чеканную композицию можно оставить в натуральном металлическом цвете исходной бляшки, но можно и «состарить» ее, затемнить, подвергнуть химической обработке с последующей шлифовкой, полировкой, а если потребуется, с покрытием лаком.

Некоторые химические реакции приводят к образованию на поверхности бляшки окисей и закисей металлов, т. е. кислородных соединений. Этот процесс называют ОКСИДИРОВАНИЕМ .

Способы декоративной ОТДЕЛКИ МЕТАЛЛОВ и сплавов

Обратимся теперь непосредственно к рецептам и способам декоративной отделки поверхности наиболее распространенных и легко доступных металлов и сплавов.

ПАТИНИРОВАНИЕ и ОКСИДИРОВАНИЕ меди

Для изменения цвета красноватого металла чаще всего пользуются ПАТИНИРОВАНИЕМ серной печенью и сернистым аммонием или ОКСИДИРОВАНИЕМ азотной кислотой.

ПАТИНИРОВАНИЕ серной печенью

В состав серной печени входят поташ и сера. Сера горюча, поэтому требует аккуратности в обращении. Ее пары с воздухом образуют взрывчатые смеси. Хранить серу нужно в сухом месте, изолированном от окислителей (серной кислоты, марганцевокислого калия, бертолетовой соли). Дозы поташа и серы могут быть различными. Чаще всего смешивают 1 часть серы с 2 частями поташа. Ссыпанные вместе, оба порошкообразных вещества тщательно перемешивают, помещают в металлический сосуд с ручкой и ставят нагреваться. Содержимое сосуда рекомендуется помешивать. Сплавление реактивов происходит в течение 15-25 мин. При реакции образуется темная масса серной печени. От высокой температуры сера тлеет сине-зеленым огнем. Это не должно вызывать беспокойства, так как патинирующие свойства серной печени сохранятся. Готовую горячую массу заливают водой, в которой растворяется образовавшийся расплав. Вода приобретает интенсивный черный цвет.

В горячий водный раствор серной печени опускают предварительно обработанные медные изделия. Если лист большой и в сосуд не входит, его поливают сверху раствором или смазывают мягкой кистью.

Медь чернеет очень быстро. От взаимодействия ионов серы с металлом образуется сульфид меди. Эта соль черного цвета, нерастворимая в воде и в разбавленных кислотах.

Реакция идет быстрее и ПАТИНИРОВАНИЕ будет качественнее, если пластинку предварительно нагреть. При этом следует пользоваться не открытым огнем, а электроплиткой. Затем пластинку промывают в теплой проточной воде и слегка протирают выпуклые места пемзовым порошком. В углублениях получается черный цвет, на наклонных поверхностях - сероватый, на выпуклостях - блестящая красная медь. Создается имитация под старину.

Водный раствор серной печени может воздействовать и на изделия из серебра или гальваническим способом посеребренные. Они также покрываются черным налетом.

Если ПАТИНИРУЕТСЯ не чеканка, а изделие с узором из горячей эмали, то не рекомендуется всю поверхность покрывать раствором серной печени, так как может произойти замутнение эмалевого глянца. В этом случае изделие как бы расписывают кисточкой в тех местах, которые хотят запатинировать .

Использовать раствор серной печени рекомендуется в течение суток. Серную печень можно заготовить впрок и расходовать малыми дозами. Расплав серы и поташа выливают на негорючую поверхность, остужают, а затем разбивают на куски и хранят в сосуде с притертой пробкой. Готовят раствор печени из расчета 5-20 г порошка на литр воды.

ПАТИНИРОВАНИЕ сернистым аммонием

Почернение металла наблюдается при патинировании меди сернистым аммонием. В литре воды разбавляют 20 г сернистого аммония. В полученный раствор опускают изделие или поливают сверху и протирают кистью. Работу осуществляют в вытяжном шкафу. Находящиеся в водном растворе сернистого аммония ионы серы взаимодействуют с ионами меди. Образуется сульфид меди черного цвета.

Интенсивность патинирующего налета на металле может быть различного оттенка, от светло-коричневого до черного. Регулируют цвет, изменяя температуру нагревания пластинки перед патинированием . Если нужно очистить изделие от естественного цвета металла, поступают так: опускают его в смесь азотной и серной (10-15%) кислот. К азотной кислоте добавляют серную для увеличения концентрации, так как она обладает свойством притягивать влагу. При смешивании концентрированной серной и азотной кислот происходит реакция с выделением большого количества тепла, и толстостенные сосуды могут лопнуть. Поэтому нужно пользоваться только тонкостенной химической посудой. От медной пластинки, опущенной в смесь кислот, мгновенно отпадает патинирующая пленка и черный цвет исчезает.

При работе с концентрированными кислотами следует соблюдать следующие предосторожности:

  • разливать их через воронку под тягой;
  • при разбавлении концентрированных кислот вливать кислоту порциями в воду и слегка перемешивать.

Азотная и серная кислоты являются особо опасными веществами. Они вызывают сильные ожоги. Хранить кислоты рекомендуется в стеклянных сосудах вдали от горючих материалов.

Работать с ними нужно только под наблюдением. При соблюдении правил техники безопасности работа с химикатами не представляет угрозы. Все случаи травм связаны, как правило, с нарушением правил.

Если капли концентрированной кислоты все же попали на обнаженные участки тела, требуется быстро обмыть обожженное место большим количеством воды (подставить под кран), а затем протереть 3%-ным раствором соды или 5%-ным раствором бикарбоната натрия или питьевой соды.

ОКСИДИРОВАНИЕ меди азотной кислотой


Этот способ прост и надежен, но требует осторожности, так как работа ведется концентрированной кислотой. Кусочком ваты, привязанным на деревянную палочку или зажатым пинцетом, наносят на поверхность слой концентрированной азотной кислоты и нагревают пластину. По мере повышения температуры меняется цвет поверхности от зеленовато-синего до черного. Металлический рельеф покрывается равномерной чернотой. Остывшее изделие промывают под краном, а затем для большей выразительности высвечивают выпуклые элементы композиции. Для этого кусок фетра или толстой шерсти смачивают в бензине, натирают пастой ГОИ и с нажимом несколько раз проводят по лицевой стороне металлического изделия . Затем насухо протирают суконкой. Следует помнить, что соли меди ядовиты даже при вдыхании пыли. Поэтому после работы руки нужно тщательно вымыть.

ПАТИНИРОВАНИЕ и ОКСИДИРОВАНИЕ латуни

У латуни диапазон оттенков, получаемых при химической обработке, весьма велик: желтый, оранжевый, красный, голубой, фиолетовый, синий, черный. Причем разнообразия красок можно добиться на поверхности одной бляшки.

Наряду с интенсивными, яркими, хроматическими цветами латунь можно запатинировать в ахроматические, светло- или темно-серые и черные тона.

ПАТИНИРОВАНИЕ с помощью триосульфата натрия и азотной кислоты

В эмалированную, пластмассовую или капроновую посуду наливают 0,5 л горячей воды и насыпают в нее 20-30 г триосульфата натрия, более известного под названием гипосульфита (фиксаж для фотопленки).


Если в этот раствор добавить немного (примерно два наперстка) какой-нибудь кислоты, например азотной, появляется запах сернистого газа и через некоторое время прозрачная жидкость становится мутно-желтой с легким зеленым оттенком от выделяющейся серы. Срок действия патинирующего раствора очень мал, всего 15 мин. В раствор опускают латунь и наблюдают за потемнением поверхности. Предварительно прогретая в струе горячей воды пластинка, опущенная в раствор, быстро темнеет, приобретая серовато-синие или коричневато-фиолетовые оттенки, сменяющие один другой.

Запатинированную пластинку вынимают пинцетом или руками, на которые надеты резиновые перчатки, и, промыв в горячей воде , протирают щеткой с песком всю плоскость металла, как бы нанося химическую грунтовку на фон. Затем пластинку вновь опускают в раствор для получения окончательного цвета. За изменениями окраски пластинки наблюдают, слегка наклоняя сосуд, чтобы из непрозрачного раствора время от времени проглядывал металл.

Когда нужный цвет достигнут, изделие вынимают, промывают в горячей воде и, взяв на мокрые пальцы пемзового порошка, очень осторожно (пленка очень непрочная) протирают выпуклые места, обнажая чистый металл. Пемза легко снимает патину с мокрой пластинки. Смывают пемзовый порошок водой.

После просушивания в опилках изделие как бы припорошено мутноватым налетом. Чтобы вернуть чеканке металлический блеск , ее протирают швейным маслом или покрывают бесцветным лаком. Изделие можно считать готовым.

ПАТИНИРОВАНИЕ смесью растворов триосульфата натрия и уксуснокислого или азотнокислого свинца

Такой способ патинирования позволяет получить на поверхности латунного изделия все радужные оттенки: желтый, оранжевый, малиновый, фиолетовый, синий.

ПАТИНИРОВАНИЕ идет следующим образом. В одном литре горячей воды растворяют 130-150 г триосульфита натрия. В другом сосуде в таком же количестве воды растворяют 35-40 г уксуснокислого или азотнокислого свинца. Оба раствора сливают в одну посуду. Раствор нагревают до 80-90 о и в него опускают отбеленную, протравленную в азотной кислоте и хорошо промытую латунную пластинку. На поверхности металла быстро сменяются оттенки: желтый переходит в оранжевый, тот, в свою очередь, сменяется красно-малиновым, затем фиолетовым. Дальше пластинка постепенно синеет, подергивается сероватым налетом, чернеет, и реакция прекращается. Все перечисленные цвета возникают непрерывно. Время существования каждого из них недолго. Поэтому, как только на пластинке прояснился нужный цвет, ее следует немедленно вынуть, промыть и просушить.

Если изделие вынуть из раствора, промыть, а потом опустить какой-нибудь участок вновь в раствор, затем опять вынуть, промыть и вновь окунуть в патинирующую смесь, получатся интересные радужные расцветки с относительно резкими линиями перехода. Если же изделие вынимать из раствора постепенно, то цвета будут мягко переходить друг в друга. Эти способы надо знать, чтобы добиваться задуманного эффекта.

Изменение цвета латуни под влиянием хлористой сурьмы

Далеко не всем нравятся яркие цветовые тона на металле, да они и не всегда уместны. Иногда металл необходимо лишь зачернить. Для этого мастера чеканки довольно широко используют хлористую сурьму. Ее наносят кистью на готовую пластинку и натирают кистью или жесткой щеткой.

Надо иметь в виду, чем больше растворителя на чеканке , тем чернее будет патина (от въевшихся в металл продуктов сгорания). Если нужно получить слегка затемненный рельеф, чеканку равномерно протирают щетинной кистью, смоченной в растворителе. Чтобы получить совсем черный налет, чеканку не протирают, а обильно смачивают растворителем. При этом с выступающих частей рельефа снимают лишний растворитель сухой тряпицей. Лишь в углубленных местах оставляют неглубокие лужицы. Чеканку в этом случае располагают горизонтально (чтобы не стек растворитель) и обжигают 4-5 мин паяльной лампой. Пламя нужно постоянно перемещать по всей плоскости, так как от сильного нагревания алюминий разрушается.

Когда чеканка остынет, высветляют выпуклые места. Их протирают тряпочкой, смоченной швейным или другим , смешанным с мелким абразивным порошком. Вместо абразивного порошка можно использовать абразивную пыль, скапливающуюся в корытце под наждачным кругом. После этого чеканку нужно тщательно протереть сухой тряпицей, удалив следы порошка. По внешнему виду и прочности патина не отличается от химической. Этот способ значительно безопаснее, так как мастерам не приходится обращаться с концентрированными кислотами.

Что же касается химического метода чернения алюминия, здесь еще нет стабильных, общепризнанных рецептов ПАТИНИРОВАНИЯ и ОКСИДИРОВАНИЯ . Наиболее простым и надежным является тонирование по рецепту, разработанному сотрудниками кафедры художественной обработки металла Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского).

В одном литре концентрированной соляной кислоты при постоянном помешивании разводят 200 г электролита медной кислой ванны. В этом растворе патинируют алюминий. При погружении в раствор алюминиевой чеканки жидкость сильно нагревается, бурлит, кипит. Выделяются пузырьки водорода. Чеканка быстро покрывается густым черно-бархатным налетом. В процессе работы раствор слабеет. Его необходимо периодически обновлять. Чернение происходит быстро, бурно, активно, в считанные секунды. Изделие вынимают, хорошо прополаскивают в теплой, проточной воде, протирают мокрой поролоновой губкой с кварцевым песком или пемзовым порошком, снимая лишнюю чернь с выступающих рельефов. Выпуклости становятся плотно-серыми, а пониженные участки темнеют матово-черной глубиной. Чеканка становится похожей на старинное почерневшее серебро.

Для того чтобы выявить благородную, черно-серую поверхность оксидированного рельефа, начисто отшлифовывают и отполировывают кромки. Сверкание полированного торца и матовая плоскость создают выразительный эффект. Изделие, высушенное и протертое машинным маслом, можно считать законченным.

ПАТИНИРОВАТЬ и ОКСИДИРОВАТЬ можно не только чеканные рельефы . Эти процессы аналогично используются в самых различных видах художественной обработки металлов для декоративного оформления изделий.

Scunc 10-02-2015 14:14

Всем здоровья и успехов!
Поделитесь пожалуйста опытом кто чернил медяху,поиск я пользовался,но хочу спросить кто лично это делал.
Получается ли устойчивый(руками не стирается) чёрный цвет и чем?
Желательно из доступных материалов...

Max_CM 10-02-2015 14:19

Стереть можно всЁ.

берете медяшку в руки, пускаете из крана горячую воду, и под струей медяшку мазью натираете.

sansem80 10-02-2015 14:22

цитата: Изначально написано Max_CM:
...из крана горячую воду, и под струей медяшку мазью натираете.

О, как. А то я на сухую и холодную медь эту мазь наносил, толком ничего не чернилось.
А под струей мазь не смывается? Чем натирать то? Тряпкой?

vladimir c 10-02-2015 14:30

Пробовал натирать просто пальцем на холодную мелкодисперсной серой (продается в садоводческих магазинах)- зачернилось.

Виталий Б 10-02-2015 14:36

цитата: Originally posted by Max_CM:

В ближайшей аптеке серная мазь 3коп цена.


Я по другому делал, намазываю слой и на горячий корпус настольной лампы кладу, или феном горячим воздухом обдуваю и всё чернеет не плохо за 3-5 минут правда делал на серебре, медь должна быстрее потемнеть. после ацетончиком или с мылом всё помыть...
------------
С уважением Виталий.
www.vitaliknife.ru

Scunc 10-02-2015 14:37

Вот серной мазью я и чернил,черниться хорошо но чернила стирается легко совсем,про струю интересно,что это даёт?

Max_CM 10-02-2015 14:44

Просто нагревает, мне так удобнее, прям пальцАми, Виталий вот на лампу кладет, не важно как главное нагреть.

Viziter 10-02-2015 14:45

Тиосульфат натрия (из аптеки ампулы по 10мл, недорого) + любая кислота (я делал с уксусной). Наливаем тиосульфат, добавляем кислоты до получения цвета молока и запаха сероводорода, опускаем медяху (бронзу, латунь и т.д.). Цвет в зависимости от выдержки, довольно быстро.
По серной мази хорошо подсказали, я на холодную мазал, не помогало.

niks78 10-02-2015 15:07

когда морил дуб в нашатыре ложил шину медную стала черная с переливом синего. стойкость не проверял

vityuxa 10-02-2015 15:43

Нестор74 10-02-2015 15:53

цитата: http://www.medwed-hunt.ru/Good...atalogBegin-вот здесь есть отличное средство чернения.

Действительно
Ищите в оружейных магазинах BrassBlack - лучше пока я ничего не видел. Эффект моментальный. Чернит медь, латунь, бронзу, серебро. Какая еще серная мазь? В ногу со временем надо шагать. На всех моих работа патинирование выполнено этой жидкостью.

Trident8 10-02-2015 16:00

Серная печень: серу(брал в ветаптеке) смешать с содой 1:1, прокалить помешивая до коричневого цвета , разбавить слегка водой - и в дело, дешево и сердито.

niks78 10-02-2015 16:39

а я когда дуб морил нашатыоем ложил медную шину стала черная

Androniy 10-02-2015 16:53

Хотел затемнить медную монету только слегка, но при малейшем нанесении серной мази получался сразу темно коричневый налет. Нашел решение - добавить чуть-чуть серной мази в большое количество вазелина. Потом нанес на ткань и интенсивно натер. Получилась светло-коричневая патина.

Max_CM 10-02-2015 17:03

цитата: Изначально написано vityuxa:
1470,0 руб. за 90 мл. Шесть, а то и семь фунфырей водовки! Вопрос про стойкость,оно того стоит? как со стираемостью?, испокон чернили серной печенью, (с16века) раз дошло до наших дней значиться велосипед не изобрели. Я пробовал. Но надо обязательно взять Поташ (карбонат КАЛИЯ) именно, с пищевой (карбонат НАТРИЯ) содой эффект не тот, менее устойчива, и покрытие раз на раз. Неплохо ещё так; зачищенную обезжиренную деталющку промазать кисточкой с азотной кислотой, амбрэ не комильфо, но не особо, в общаке на вокзале хужей. И сразу нагревать, цвет можно получить очень разнообразный, но тут сноровка надыть. И с кислотой и с серной печенью покрытие стирается только мелкой наждачкой или шлиф пастой. Подпишусь под каждым словом, так как сам заморачивался сий чернильной идеей.

www.chip-dip.ru сера фик его знает, обежал все аптеки, оказывается есть только там где сами микстуры готовят в производственных,
выклянчил чайную ложку, бегом домой и скорей варить!
Под руки попался половник из нержавейки вот на нем чернение до сих пор осталось! ВониЩЩа! я думал щас МЧС соседи вызовут!
Чернит классно, устойчивость на меди не помню, а с серебра стирается спокойно, и к сожалению, варево это не хранится, разлагается, каждый раз надо варить заново. Во!

hunter1957 10-02-2015 18:51

цитата: Ага! года два три назад заморочился серной печенью, поташ в www.chip-dip.ru сера фик его знает, обежал все аптеки, оказывается есть только там где сами микстуры готовят в производственных,выклянчил чайную ложку, бегом домой и скорей варить!Под руки попался половник из нержавейки вот на нем чернение до сих пор осталось! ВониЩЩа! я думал щас МЧС соседи вызовут!Чернит классно, устойчивость на меди не помню, а с серебра стирается спокойно, и к сожалению, варево это не хранится, разлагается, каждый раз надо варить заново. Во!
В Русхиме побюджетней будет брать химию.......

Scunc 10-02-2015 20:45

А печень эта хранится,ежели впрок?

vityuxa 10-02-2015 21:29

цитата: каждый раз надо варить заново. Во!
Месяц раствор стоит в холодильнике, секрет прост, под самое горлышко, вобще постараться с "горкой", чтоб из под пробки выливалось при закрутке,работает нормально, правда когда холодный помедленней. Порошок сваренный будет лежать скоко угодно, без влаги, у меня в пузырьке из под витаминов там еще накидал маленькие пакетики силикагели от лекарств. И еще ньюансики есть, сначала серу растопить надыть, ну воняет, понятно, главное чтоб не всыхивала, не страшно, но вони больше, а уж потом потихоньку поташ сыпать и помешивать. Я делал 1серы 1,5 поташ. Хорошая правильная порошка только с 4 раза вышла, то сера не растворяется, то какой то говённый, комками. Ну заё# в голову, надо сделать и всё!, не остановишь...

i_vb 10-02-2015 22:16

Я ножи массово не делаю, но делаю много, с медными элементами - еще реже. Использую вышеупомянутый BrassBlack. Для мельхиора то же подходит. Флакон стоит 700р., а не 1600, по крайне мере - в Москве. Мне не знаю, на сколько хватит, но 3 года, около 20 разных деталей - треть флакона. Ножнами и руками сие не снимается, нулевкой - легко, впрочем, как и хваленая печень.
ПыСы: Если есть кошак в доме - брось больстер из меди, или латуни в его туалет на сутки, старую бронзу гарантирую. При чем, даже нулевкой не сразу сдерешь. Но - слегка в разводах. Проверено.

vityuxa 10-02-2015 23:00

Вот от химиков: оне то уж точно, беспристрастны. http://chem21.info/info/18373/ В цвета от серо-черного до черно-коричневого можно окрасить изделия из меди и ее сплавов оксидированием в растворах сульфида аммония или серной печени. Так называемая серная печень является смесью различных полисульфидов калия с тиосульфатом калия. Получают серную печень сплавлением серы с поташом в течение 15-20 мин. В различных рекомендациях предлагается сплавлять 1 ч. (масс.) серы с 1-2 ч. (масс.) поташа (карбоната калия К2СО3). В фарфоровой чашке расплавляют серу, далее к расплаву постепенно при постоянном перемешивании добавляют сухой поташ. При доступе воздуха происходит взаимодействие между компонентами расплава и образуется коричневая вязкая масса  

цитата: Работает почти по всей "цветнине" проверено

Я не поленился посчитал. 100 ножей я обработал этой жидкостью, половины не истратил (!!!) 100
Как еще Вас можно убедить?

vityuxa 11-02-2015 13:25

цитата:
Не Сань, я не жадный, я идейно-пиз#анутый, и не во что не верущий, пока сам не посчупаю, иль не сделаю, а делать буду до усёру пока не получиться... А водовки сынки купят ежли чё, не проблема.

Scunc 11-02-2015 17:06

BrasBlack интенресен,просто сначала остановила цена и доступность,потом посмотрел..сера на работе в мешках стоит,тиосульфат в аптеке продаётся т.е. в любом случае некоторый гемор. Просто купить в магазе не получится(
Но три варианта основных я для себя выделил,вот и буду двигаться в этом направлении,какой первый доступен будет с того и начну)
А за советы спасибо! Мне и нужны были личные мнения.

LE 11-02-2015 18:04

цитата: Originally posted by i_vb:

Флакон стоит 700р


GM63 11-02-2015 19:50



Витюха ясно, ему важнее водки купить, жмется))


Как еще Вас можно убедить?



Александр.

Scunc 11-02-2015 21:17

Тиосульфат натрия-препарат рецептурный(

Scunc 11-02-2015 21:24

цитата: Изначально написано GM63:

Александр.
Чет я не поняла. Я наоборот говорю, что против этого колхоза с серами кислотами и вонью на кухне.
Но за то, чтобы просто купить в "ножинске" специальную жижу "Noirit" по 400р за 100мл. и ей пользоваться, т.к. она чернит и старит почти любой цвет мет, а латунь-медь вообще в вороное крыло.
Правда при заказе надо им напоминать, чтобы проверяли упаковку. Крайний раз заказывала, половина вытекло.
Как то Вы меня не так поняли видимо

i_vb 12-02-2015 12:24

цитата: Подскажите пожалуйста, где брали в Москве?

Я же написал, что брал давно - два года назад. По 560р.
Последний раз видел в охотмагазине на Каланчевке за 750р. перед Новым годом.
Если не забуду - зайду, посмотрю.
А так - в охотмагазинах. Идея с котом зря игнорировалась - работает и бесплатно!

GM63 12-02-2015 01:00

цитата: Изначально написано Scunc:

ищу пока(BIRCHWOOD CASEY 15225 BB2 Brass Black Metal Touch-Up) вот так он правильно называется.

А что тут искать...
В любой оружейной лавке есть.

RashchektaI 12-02-2015 08:31

цитата: Изначально написано Нестор74:

я так и не понял насчет BrasBlack. Религия не позволяет? Куда еще с добром то?
Ни вони, ни кислоты никакой добалвять не надо.... Открутил пробочко, макнул кисточко, помазал, закрутил... Никаких танцев с бубном...
Витюха ясно, ему важнее водки купить, жмется))
Я не поленился посчитал. 100 ножей я обработал этой жидкостью, половины не истратил [b](!!!) 100

Как минимум еще на столько хватит.
Как еще Вас можно убедить?

Про тиосульфат. Он работает в горячей воде с добавлением соляной кислоты. Она нужна как катализатор. С уксусной кислотой он работать не будет. Я проверил уже)))
Изделие надо погружать в горячий раствор на несколько минут. Т.е. для нас этот вариант не удобен. Нож готовый туда не положить, а отдельно деталь зачернить можно, но потом при монтаже ее обдерешь, поцарапаешь...

Если просто мазать раствором тиосульфата, нифига он не чернит. еле еле... это не работа. Только расстройство.

Ишь ты какой апологет Брасблека. Когда тебе надо сделать сто ножей и стоимость одного переливает за 30 р, то да проще купить, а когда делаешь один нож в год с медью - сомнительно. На счет кислоты - плохо пробовал, да же с уксусной эссенцией работает на ура. НО азотка или серная кислота предпочтительнее.

111StS111 12-02-2015 10:04

Черню средством для воронения Ворон3. Чернит сталь, мельхиор, медь, бронзу, латунь. Нержавейку не пробовал. Серебро не берёт. Покрытие довольно стойкое.
Стоит рублей 200.


Поверхность предмета из алюминия полируют сначала мельчайшим порошком наждака.

Затем смазывают оливковым маслом, и нагревают при частом смазывании этим маслом, над спиртовой лампой до тех пор, пока оливковое масло не окрасится в черный цвет.

После этого нагревание прекращают и по охлаждении предмета вытирают масло тряпкой.


Черная протрава для железа и стали:


Воронение железа и стали, имеющее своей целью, с одной стороны придать поверхности этих металлов красивый вид , а с другой предохранить их от ржавчины, состоит в том, что металлические поверхности, тщательно отшлифованные и очищенные от жира и грязи, натирают различными смесями из соответственно выбранных веществ и подвергают затем воздействию высокой температуры.


Вот некоторые практичные и быстро действующие составы для воронения;

1. 1 часть азотнокислого серебра(ляписа), 500 частей воды;
2. 1 часть хлористой сурьмы, 1 часть оливкового масла;
3. 2 части хлористой сурьмы, 2 части хлористого железа(кристаллического), 1 часть чернильно-орешковой кислоты;
4. 54 части медного купороса , 3 части железных опилок, 14 частей азотной кислоты, 26 частей спирта, 200 частей воды.

Черная протрава для меди:

Готовят насыщенный раствор сернокислой меди и добавляют в него нашатырный спирт до тех пор, пока смесь не примет яркий прозрачный синий цвет . Обрабатываемая вещь опускается в этот раствор на несколько минут, затем вынимается и слегка нагревается до тех пор, пока не почернеет.


Другой способ-медная вещь, подлежащая чернению, очищается сначала тонкой наждачной бумагой, после чего до её очищенной поверхности стараются не прикасаться руками.

Затем она или погружается в жидкий раствор хлористой платины, или смачивается им при помощи кисти. Раствор этот, если он не имеет кислой реакции, слегка окисляется соляной кислотой.

Очень прочное чернение медных изделий получается в том случае, если погрузить их в насыщенный раствор металлической меди в азотной кислоте и затем слегка нагреть.


Черная протрава для бронзы:


Обычно, как чисто черное, так и серое окрашивание получается образованием на поверхности вещи окиси меди или сернистой меди. Но оба эти окрашивания могут быть достигнуты и отложением на поверхности вещи сернистых соединений других металлов-свинца, висмута, ртути и других. Будет ли окрашивание вполне черное или светло-черное, т.е. серое, зависит как от состава, вызывающего окраску, так и от времени действия последнего.


Для образования на поверхности вещей черной окиси меди, подогретую вещь погружают на несколько секунд в раствор меди в избытке азотной кислоты, и затем держат её над огнем древесных углей до тех пор, пока поверхность её не начнет чернеть.

Чтобы получить равномерную и достаточно густую черную окраску, операцию повторяют несколько раз, в противном случае окраска будет не совсем черная, а сероватая. По окончании окрашивания вещь протирают тряпочкой, смоченной маслом. Таким образом обычно черняться оптические инструменты.

Для латуни и бронзы можно употреблять такой раствор: 2 части мышьяковой (не мышьяковистой) кислоты, 4 части соляной кислоты, 1 часть серной кислоты и 80 частей воды. Мышьяковую кислоту можно заменить сурьмяным маслом(треххлористой сурьмой). Вещь погружают в раствор, подогретый до 50 градусов по цельсию, и во время погружения прикасаются к ней цинковой палочкой.



45 г. свинцового сахара (уксуснокислого свинца) растворить в 3/4 литра воды, а 150 г. серноватистокислого натрия (гипосульфит) в 1/2 литра воды. Оба раствора смешать и нагреть до 85-93 градусов. Поверхность вещи, погруженной в раствор, очень быстро покрывается слоем сернистого свинца. Цвет этого слоя по мере утолщения меняется и под конец становится очень красивым металлическим серым.


Черная протрава для серебра:


Чернение-широко распространенный и почти единственный применяемый на практике способ окрашивания поверхности серебряных или посеребренных вещей, причем окрашивается в черный цвет не вся поверхность вещи, а только некоторые её части в форме различных фигур, узоров и.т.п. Такого рода украшения серебряных вещей чернью очень давно известны.

Процесс чернения заключается в образовании или отложении на поверхности серебряной вещи сернистого серебра. Кустарным способом чернение производится химическим путем ; выгравированные на поверхности вещи углубленные узоры заполняются плавким составом, включающим сернистое серебро, затем вещь подвергается воздействию высокой температуры, достаточной для сплавления состава с серебром.

Короче, происходит частичное покрытие поверхности вещи "черной эмалью", состав которой различен.

Вот один из хороших рецептов такой черной эмали: 38 частей серебра,72 части меди, 50 частей свинца, 384 части серы и 36 частей буры сплавляют в тигле, причем входящие в состав металлы превращаются в сернистые. По охлаждении сплав размельчают в тонкий порошок и тщательно просеивают.

При употреблении выгравированные места посыпают порошком эмали и вещь держат на огне до тех пор, пока снова расплавившаяся эмаль не заполнит углублений.

По охлаждении излишек эмали стирают, вещь шлифуют и полируют. Иногда серебряные или посеребренные вещи (вазы,фигуры) подчернивают графитом. Для этого их смазывают кащицеобразной смесью из 6 частей графита в порошке и кровавика в порошке со скипидаром (кровавик или крокус-это самородная окись железа).

Когда смазка высохнет, вещь обтирают мягкой щеткой и замшей, затем её выпуклые места, для придания им большего блеска, полтруют тряпочкой, смоченной спиртом или водкой.

Такое подчернение чисто механическое и обусловливается оно теми же условиями, которые с течением времени производит загрязнение всякой металлической поверхности; приставанием частиц пыли к неровностям и шероховатостям поверхности.

Следовательно, чем менее гладкая поверхность , тем успешнее достигается подчернение её этим механическим способом . Такое чернение не так прочно, как химическое.

Читать также :

Медь не является благородным металлом, однако ее издавна использовали при изготовлении денежных знаков. Также медь применяется как элемент декора зданий, мебели и ювелирных украшений. Со временем данный метал меняет свой цвет: приобретает черные и коричневые оттенки. Затемнение меди - это результат химической реакции поверхности металла с кислородом, вследствие чего происходит ее окисление. Теперь для того, чтобы медь приобрела нужный оттенок, не нужно ждать: человечество научилось путем специальных средств и методов эти окислительные процессы ускорять. Информация о том, как осуществить чернение меди в домашних условиях, содержится в данной статье.

Что такое патина?

Ввиду того, что кислород обладает незначительной активностью, процесс окисления длится на протяжении десятилетий. В результате такого взаимодействия наблюдается образование патины - поверхностной пленки зеленоватого оттенка. Как утверждают специалисты, она предотвращает повреждение металла. Поскольку в древние времена для изготовления монет, статуэток, различных сувениров и бытовых предметов использовали медь, сегодня эти предметы, подвергшиеся окислительным процессам, обладают измененным цветом и общим видом. Чернение меди выполняют для того, чтобы придать изделию старинный, а следовательно, раритетный вид, чтобы, увидев его, возникло желание эту вещь купить.

О способах окрашивания

Изменение цвета осуществляется путем оксидирования и патинирования. Данные методы не являются синонимами, поскольку оба процесса в конечном итоге дают разные результаты. В первом случае за счет кислородосодержащих элементов на поверхности металла образуются окиси и закиси. Во втором - чернение меди происходит при помощи хлора и серы.

Подготовительный этап

Прежде чем приступить к патинированию меди в домашних условиях, нужно тщательно подготовиться. Медное изделие очищается, обезжиривается, промывается и просушивается. Как утверждают специалисты, использовать для этой цели полотенце нежелательно, поскольку на поверхности могут остаться частички ткани. Ввиду того, что в процессе чернения меди будут использоваться очень токсичные химические реактивы, мастеру следует придерживаться техники безопасности:

  • Для хранения веществ нужно использовать специальные герметичные пробирки.
  • Растворы должны быть недоступны для детей.
  • Процесс должен протекать в отдельном шкафчике с приоткрытыми дверцами.

Об окрашивании с помощью тока

Судя по отзывам домашних умельцев, для чернения преимущественно используют медно-аммиачные растворы и сернистые щелочи. Как утверждают специалисты, достаточно эффективным является чернение меди электролитическим способом. Анодная обработка выполняется в щелочном натронном растворе, концентрация которого составляет 80/о и более. В ванночку с медным изделием подается напряжение 2,5 V с плотностью тока 01-10 на дм. кв. Электролиз длится в течение 10-20 мин.

Температурный показатель в емкости должен быть не менее 50 градусов. Процесс можно улучшить, если в ванную добавить молибдат аммония. Данная натронная щелочь в осадок не выпадает и является катализатором окислительных процессов. Количество аммония должно быть в пределах 0,1 а-3/о. Электролиз длится не более 5 мин. Оксидная пленка образуется в два этапа. Если заготовку вынуть из ванночки на первой фазе, то можно увидеть, что ее поверхность покрывает серо-стальной плотный осадок, который имеет металлический оттенок. Газ при этом не выделяется. Если изделие продолжить обрабатывать током, осадок из серого превращается в черный.

Об использовании серной мази

Судя по отзывам, домашним умельцам нередко доводится работать с медными перстнями и другими небольшими изделиями - кулонами и серьгами. В таких случаях специалисты рекомендуют осуществлять чернение меди серной мазью. Как утверждают многие мастера, мазь можно нанести на изделие, а спустя некоторое время смыть. Однако в таком случае результат часто непредсказуем: изменения цвета приходится долго ждать, а бывает и так, что потемнение может и не наступить. В связи с этим фактом многие домашние умельцы практикуют чернение парами серной мази. Патинирование осуществляется следующим образом:

  • Для работы понадобится стеклянная емкость. Хорошо подойдет обычная литровая банка. Ее необходимо утяжелить, положив на дно камень. Металлические предметы использовать не стоит, поскольку метал вступит в реакцию с серой, что нежелательно.
  • При помощи пластиковой или стеклянной палочки набрать мази в пределах от 1 до 1,5 см. куб. и положить на дно емкости.
  • Из лесы смастерить петлю, в которую затем нужно продеть патинируемую заготовку. Изделие не должно касаться серы, а пребывать в подвешенном положении.
  • Плотно закрыть стеклянную емкость.
  • Налить воды в большую эмалированную кастрюлю, положить на дно подставку, на которой будет стоять банка с медным изделием. Подставку не трудно смастерить из жестяной крышки из банки из-под чая. Чтобы образующиеся при кипении пузыри не подымали банку, крышку желательно оснастить несколькими отверстиями.
  • Кастрюлю поставить на газовую или электрическую плитку. Когда вода закипит, подогрев можно уменьшить.

Процесс чернения меди может длиться в течение 2-3 часов. В ходе работ в кастрюлю нужно время от времени подливать воду. С целью обеспечить изделие неравномерной патиной, специалисты рекомендуют банку периодически покачивать.

В конце обрабатываемое медное украшение вынимается из петли, остужается и тщательно промывается в проточной воде. Используемую литровую банку следует плотно закрыть крышкой, поскольку с остатками мази в дальнейшем можно будет осуществить еще около семи патинирований.

О самодельном растворе для чернения

Судя по отзывам, многие домашние умельцы вполне успешно осуществляют чернение меди в уксусе, йодированной соли и аммиаке. Перед началом патинирования медное изделие промывается в теплой воде и просушивается. Работать следует в перчатках. Помещение должно быть тщательно проветриваемым. Поскольку во время чернения образуются вредные испарения и брызги, мастеру понадобятся защитные очки. Для работы следует обзавестись следующими ингредиентами:

  • йодированной солью (125 мл);
  • чистым аммиаком (375 мл);
  • уксусом (0,5 л.).

Эти вещества имеются в свободной продаже. Домашнему умельцу остается только отправиться за ними в аптеку или садовый магазин.

Ход работы

Для того чтобы выполнить чернение меди в домашних условиях, в приготовленную смесь из соды, уксуса и аммиака нужно окунуть обрабатываемое изделие. При этом важно следить за реакцией. Некоторые мастера управляются за считанные секунды. Если же результат чернения не устраивает, то обрабатываемую медную вещь в емкости можно подержать подольше. Тому, кто желает, чтобы изделие приобрело коричневый оттенок, специалисты рекомендуют воспользоваться кухонной содой и водой.

В качестве емкости для приготовления смеси хорошо подойдет обычная бутылка. В нее засыпается сода до полного ее растворения. Затем медное изделие кладут на дно какой-либо тары. Туда же вливается подготовленная смесь. Некоторые мастера ею заправляют распылители и просто разбрызгивают их содержимое на медную поверхность. Однако делать это не стоит. В таком случае заготовка получится с неравномерной медной окраской. Обработанное раствором изделие из меди некоторое время должно побыть в пластиковом пакете: от 1 до 8 часов. Все зависит от того, какой цвет хочет получить мастер.

О чернении вареными яйцами

Считается самым простым способом, для которого не потребуются специальные химические реактивы. В результате химической реакции от высокой температуры в желтке происходит выделение серы.

При ее взаимодействии с металлом последний приобретает темно-коричневый оттенок. Достичь ожидаемого результата удастся, если работу выполнять в следующей последовательности:

  • Сварить несколько яиц. Их количество зависит от размера обрабатываемого изделия.
  • Спустя 10 минут вынуть и охладить. После яйца тщательно очищаются от скорлупы.
  • Разрезать на несколько мелких частей.
  • Приготовленную яичную массу положить на дно емкости. Рядом кладут изделие из меди.
  • Емкость плотно накрыть крышкой.

Как утверждают специалисты, чтобы изделие изменило свой оттенок, ему достаточно будет получаса. Если мастер хочет получить более темный цвет, то металл нужно подержать подольше. Недостаток данного метода в кратковременном и нестабильном эффекте. Достигнутый результат часто пропадает спустя некоторое время. Также полученный оттенок исчезнет, если реагентом меди будет более агрессивное химическое вещество.

О патинировании сульфидом калия

Данный способ считается одним из лучших. Реагент может иметь твердое, гелеобразное и жидкое агрегатное состояние. В твердом он хранится не один год, а в жидком - всего пару недель. Сульфид нужно развести в воде. Твердый предварительно измельчается до порошкового состояния, а потом заливается водой. В полученную смесь опускается металл.

Специалисты рекомендуют приготовить еще одну емкость с разведенной в воде содой с пропорцией 1:16. Это позволит вовремя остановить агрессивное воздействие аммония на изделие. Реакция будет прекращена, если металл опустить в тару с разведенной содой.

Как окрасить металл медным купоросом?

С помощью этого метода должна образоваться красно-коричневая пленка. Для работы понадобятся три ингредиента, которые смешиваются в следующем соотношении: вода (50%), медный купорос и хлористый цинк по 25%.

В приготовленный раствор окунается медное изделие. Чтобы получился бело-зеленый налет, специалисты рекомендуют дополнительно использовать марганцовокислый калий. На один литр воды понадобится 5 г этого вещества.

В предыдущем моем посте #378, где используется серная печень для патинирования/оксидирования есть один момент: несмотря на то что медь при обработке темнеет быстро и интенсивно, есть подозрение (мои познания химии не настолько глубоки для 100% суждения) что состав темного покрытия лишь отчасти содержит оксид меди (и содержит ли вообще?!), а возможно большая часть составляющей принадлежит CuS, ибо в состав реагента входит сера. Не берусь судить на этот счет и буду рад услышать мнение опытного химика (ауууу). Соответственно селективность данного покрытия созданного серной печенью под вопросом и ждет своего пытливого исследователя. Кстати серную печень элементарно сделать в домашних условиях: спекаются на медленном огне сера и обычная пищевая сода, инфы на этот счет в инете куча, ищущие найдут.
А для всех страждущих и терпеливо дочитавших данную тему до этого момента хочу поделится (впрочем фанатов этого вопроса судя по всему почти не осталось) еще последними личными открытиями, делающими получение оксидной пленки на меди ооочень простым и безопасным, а также способ как быстро легко и безопасно эту пленку полностью удалить, вернув меди ее первоначальный розоватый оттенок.
1) аналогично промышленному методу чернения меди едким натром NaOH+NaClO2 со всеми рисками работы с этим едким составчиком, да еще и подогретым (мощное испарение гарантированно) было решено попробовать обычную пищевую соду и более ничего!.. И о чудо - все получилось! В чем суть идеи: в промышленности выгодно использовать NaOH, как широко распространенный очень активный и недорогой реагент, использование же такой щелочи как пищевая сода обойдется в разы дороже и в голову такой бред может прийти только бытовому маньяку-рационализатору, также NaOH позволяет производить процесс достаточно быстро, 15-30 минут, а в промышленности время-деньги. Именно поэтому в инете не были найдены ссылки на чернение меди пищевой содой (сколько их этих энтузиастов желающих чернить медь дома подручными методами для получения именно селективных оксидов! О безумцы! ) Но! В домашних условиях разориться на покупку пищевой соды удобнее и безопаснее.
И следующий важный момент: в отличие от едкого натра процесс в соде протекает очень медленно (другая причина почему сия тема неизвестна -ложишь медь в соду и почти ничего не происходит, даже через пару часов, создается впечатление что это не работает) но разве это беда? лично я не торопился! Вобщем, 2 чайные ложки соды на примерно 100гр.воды дают насыщенный раствор, в который ложим медное изделие и оставляем... Через сутки приходим и видим ощутимое потемнение до буро-коричневого оттенка (как и положено), а через вторые сутки медная деталь становится почти черной с легким фиолетовым оттенком! Третьи сутки держать не стал, на фото показана именно 2-х дневная выдержка. Все как и должно было быть! И пусть кто-то скажет что это не оксид! Кроме щелочи (также как и с едким натром) ничего не использовалось, цветовая последовательность потемнения полностью повторяет описание оксидирования промышленным способом: чистая медь - бурый оттенок - коричневый - черный - черный с фиолетовым. Помимо простоты, доступности и безопасности данный бытовой метод оксидирования меди пищевой содой имеет очень интересное и важное преимущество перед промышленным методом чернения едким натром: образование оксидной пленки в содовом растворе идет очень медленно, а значит очень легко получать нужную интенсивность окраски и равномерность нанесения пленки! Передержать или перегреть/недогреть раствор, не соблюсти пропорции как в промышленности - надо быть совсем лопухом, шкала оттенков - плюс минус 1-2 часа выдержки. Достаточно 3-4 раза в сутки шевелить раствор (перемешивать, взбалтывать) чтобы достичь равномерного окраса всей поверхности. У меня получилась очень красивенькая равномерно окрашенная в черный цвет с фиолетовым отливом деталь.
2) открытие N2 и вовсе еще дурнее (разумеется для умных людей это не открытие, но в инете ничего такого обнаружено не было) и сделано "методом тыка" или "а что если", вобщем изничтожить пленку на меди превратив ее в чистую розовую медь еще быстрее и проще, при помощи той же самой пищевой соды (чайная ложка) + повареной соли (чайная ложка), примерно 100гр.воды: помещаем в эту смесь медь, мешаем и через несколько секунд медь как новая!
Помещаю фото медной трубки оксидированной 2-е суток в насыщенном растворе соды и отмытой трубки в смеси сода+соль.
Если эти идеи помогут кому-то сделать эффективный солнечный коллектор не сильно уступающий промышленным аналогам, сэкономить много денежек и ополовинить счета газпрому за подогрев или отопление, значит на этой ветке я пробегал не зря..
Надеюсь эти вопросы еще кому-то интересны


В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные