Упражнения и тренинги. Упражнения на внимательность — или как не упустить самое важное Упражнения на концентрацию внимания за рулем

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Стартуем с Успехом!

Недавно я выявил одну особенность, когда я расслабляюсь, и перестаю обращать внимание на разные мелочи, то часто упускаю очень важные моменты. Я пришел к выводу — надо тренировать свою внимательность!

Вы никогда не задавали себе вопрос, зачем нужно развивать внимательность? В любом возрасте это даст вам огромное преимущество. Вы станете лучше понимать людей и видеть те мелочи, которые другие не замечают. Это позволит принимать более правильные решения и проводить глубокий психологический анализ.

Изучите методики повышающие внимание до предела — читайте далее!

Развитое непроизвольное внимание поможет быстро сориентироваться в незнакомой ситуации и избежать опасностей. Прежде чем изучить упражнения на внимательность, очень полезно хорошо ее понять.

Внимание тоже бывает разным. Учимся различать.

  1. Непроизвольное внимание включается, когда происходит что-то странное или необычное. При резком появлении определенного раздражителя. Человек не ставит своей целью запомнить это. Все происходит само собой. Его также можно назвать вниманием подсознания, и оно во многом зависит от собственных установок. Резко пробегающее животное или необычная ситуация надолго может оставить след в вашей памяти.
  2. Произвольное внимание включается человеком самостоятельно, по своей воле. Оно четко завязано на действие второй сигнальной системы. Этот вид внимания включается сознательно и требует большей затраты сил. Люди прибегают к нему, когда нужно что-то запомнить или изучить.

Почему многое мы можем не замечать?

Давайте рассмотрим ряд свойств, которые напрямую влияют на внимание. Все они в совокупности дадут то свойство ума, которое мы понимаем как внимательность, так и невнимательность. Это относится как к взрослым, так и детям. Стоит лишь учесть, что у малышей, особенно на первом году жизни вторая сигнальная система еще недоразвита.

Те действия, которые даются взрослым легко, для детей могут быть практически невыполнимыми. Приведем простой пример. Если ребенок держит игрушку и ему предложить вторую, скорее всего, первую он просто тут же бросит и забудет о ней.

  • Объем . Он обусловлен качествами человека, заложенными природой. Его вполне можно и нужно развивать и усовершенствовать при помощи специальных упражнений.
  • Устойчивость – это характеристика, определяющая количество времени, которое человек может сосредоточиться на одной задаче и не отвлекаться.
  • Распределяемость – это количество операций, которые человек может делать в одно и то же время.
  • Переключаемость . Это способность очень быстро переключаться между совершенно разными задачами. Так, что создается впечатление, что одновременно делается много дел. Секрет в молниеносной переключаемости. Например, ученики могут слушать урок, конспектировать и параллельно общаться друг с другом.
    Водитель ведет машину, следит за дорогой, да еще и может параллельно разговаривать по телефону, хоть это и не приветствуется, конечно. Молодая мама может готовить, смотреть телевизор и параллельно развлекать своего малыша.

Люди, которые занимаются творческим трудом, часто в обычной жизни довольно рассеяны. Это не удивительно. Как можно сосредоточиться на бытовых мелочах, если в уме идет напряженная работа с новыми идеями?

Отдельно остановимся на особенностях памяти пожилых людей. Не секрет, что с возрастом она может значительно ухудшиться и на это есть целый ряд физиологических причин. Но, если заниматься постоянными тренировками с юности, вполне можно избежать потери ясности и четкости сознания в пожилом возрасте.

Плохая память — это недостаток внимания. Запомните это, и в ваших руках окажется ключ, который поможет вам решить эту проблему.

Четыре самых эффективных упражнения для развития непроизвольного внимания.

Упражнение 1. Прогулка. Замечаем необычное.

Пройдите по знакомому маршруту особым образом. Заметьте те вещи и предметы, которые раньше видели лишь вскользь. Рассмотрите деревья и растения на клумбах.

Обратите внимание на максимальное количество незначительных мелочей. На то, какой краской окрашены заборы, сосчитайте количество люков на вашем маршруте и сколько поворотов необходимо пройти, окрашены ли бровки на бордюрах и какой они высоты.

Это упражнение тренирует наблюдательность и память.

Упражнение 2. Другие условия.

  • Помещайте предметы, которые вы видели, например, при свете в полумрак.
  • Понаблюдайте за вашими ощущениями при переходах. Что Вы чувствуете при переключении приятной музыки к ужасной какофонии? Примите контрастный душ и понаблюдайте за переключением зрения с одного объекта на другой.
  • Поэкспериментируйте со степенью действия раздражителя. Переход с пастельных красок на очень яркие цвета.
  • Что вы ощущаете, когда в тишину врывается очень громкий звук? Пробегите отрезок пути изо всех сил и остановитесь. Ощутите, как сердце начинает успокаиваться и кровь течь медленней по венам.

Упражнение 3. Сфера интересов других людей.

Отметьте, что интересует других людей, на что они обращают внимание, и как видят мир. Вы поймете, что видите лишь незначительную часть мира, остальное же просто ускользает.

Упражнение 4. Путешествие в прошлое.

Вернитесь в любую ситуацию прошлого. Постарайтесь вспомнить максимальное количество мелочей. Свои чувства и эмоции в тот момент.

Семь простых упражнений для развития произвольного внимания.

Для достижения результата от тренировок нужно:

  1. Сформировать психологическую установку — высокую степень готовности к действиям.
  2. Необходимо довести процесс до автоматизма. Это происходит в три этапа. Начинается со знакомства с действием и овладения элементами. Потом происходит объединение элементов в целое. Затем следует многократное повторение до результата.

Упражнение 1

На чистом листе бумаги карандашом начните рисовать линию. Ведите ее плавно и не спеша. Полностью сосредоточьтесь на ней. Заметили, что отвлеклись? Рисуйте пик и продолжайте. Хороший результат, когда за 3 минуты ни одного пика.

Упражнение 2

Называйте цвета слов при чтении. Это кажется очень простым, но без тренировки сделать сложно. Проверьте себя. Именно цвет слова, а не его написание.


Упражнение 3

Упражнение 4

Пусть чередование вдохов и выдохов станет центром вашей вселенной на 3-5 минут. Наблюдайте за процессом. Сконцентрируйтесь на своем дыхании.

Упражнение 5

В этом простом задании вам нужно всего лишь найти мужскую голову среди зерен кофе. И засечь время, за которое вы справились с задачей.


До 3 секунд. Правое полушарие развито отлично. До 1 минуты — хорошо. 1-3 минуты говорит о том, что обязательно нужно работать над собой.

Упражнение 6

При просмотре телевизора поставьте рядом часы. Наблюдайте за секундной стрелкой ровно 3 минуты. Не отвлекайтесь. Если с первого раза не получится, тренируйтесь! Это упражнение должно хорошо получаться как у ребенка, так и у взрослого.

Упражнение 7

Это упражнение можно делать в любом возрасте. Сосредоточьтесь и соедините точки с одинаковыми номерами глазами.


Упражнение 8

Нужно как можно быстрее найти числа от 1 до 35 на картинке.


В эзотерическом мире существует такое понятие как знаки. Они позволяют внимательным и наблюдательным людям получать подсказки от вселенной. Когда вы научитесь следить за изменением окружающего пространства, в обычный ход вещей будут нарушать определенные происшествия.

На них вы будете обращать особо пристальное внимание и удивляться. Вот именно это чувство — удивление, является опознавательным и главным признаком знака.

За сим спешу откланяться, с вами был Сергей Меньков, до новых встреч!

Обучение вождению авто всегда было сложной задачей для каждого человека. Сегодня обстановка на дороге достаточно сложная, в любом населенном пункте присутствует огромное количество автомобилей. Это усложняет обучение водительскому мастерству, ведь занятия проходят в напряженной обстановке. Даже самым уверенным в себе будущим водителям бывает сложно преодолеть страх вождения автомобиля и настроиться на безопасное и последовательное обучение.

Первый совет, который дают все специалисты начинающим водителям, достаточно прост: не стоит садиться за руль автомобиля до автошколы. Лучше впервые начать учиться с профессиональным инструктором, который знает, как научить любого человека правильно руководить всеми важными функциями авто. В обществе присутствует огромное количество мифов, которые мешают учиться вождению.

Самые распространенные мифы про обучение вождению

Мы называем эти народные верования мифами, потому что они действительно правдивы для некоторых людей. Бывают начинающие водители, которым не помогают никакие уговоры и методы мотивации, они просто не могут успокоиться и сосредоточиться на процессе вождения. Но огромная доля таких мифов является беспочвенной.

Из-за предубеждений и рассказов доброжелательных «друзей» мы часто совершаем необдуманные поступки. Бытует мнение, что лучше обучиться вождению с родственником или другом еще до того, как пойдешь в автошколу. Помните, что за вождение без документов вас могут прилично оштрафовать, да и безопасность вас и вашего учителя будет на минимальном уровне. Самые распространенные мифы следующие:

  • Обучаться вождению нужно самостоятельно - в автошколе можно только отточить навыки. Запомните: учиться вождению можно только в специально оборудованном авто и при наличии медсправки.
  • За выделенные в автошколе часы вообще невозможно научиться водить. Если вы верите в это утверждение, то поддаете сомнению, что все водители на дороге научились ездить именно так.
  • Экзамен невозможно сдать самостоятельно, особенно практическую часть. По неофициальной статистике, только 5% претендентов на права предлагают взятку, и только 30% из них преуспевает в этом начинании.
  • Ни один водитель не может отъездить всю жизнь без ДТП. Это зависит от того, что вы называете ДТП. Если речь идет о серьезных повреждениях машины, то это неправда. Только 10% водителей попадают в серьезные ДТП разного типа.

Система знаков и разметки - это специальный заговор полиции, ведь их невозможно прочесть одновременно с вождением. Это тоже неправда, ведь большинство опытных водителей читают все знаки за доли секунды.

Именно эти неправдивые утверждения часто становятся главными причинами того, почему человек не может полностью расслабиться, избавиться от страха вождения автомобиля. Напряженное состояние не позволяет впитывать знания и практические навыки на занятиях в автошколе. Когда на пятом часе вождения вы продолжаете делать что-то неправильно, действительно начинает казаться, что все мифы имеют разумную почву.

Не бойтесь, если у вас что-то не получается с первого раза. Ни один водитель-профессионал не начинал свой опыт с мастерского вождения. Все свои навыки он получил в процессе собственных проб и ошибок.

Почему страх перед дорогой может быть опасен?

Если вы пообщаетесь с рядовым водителем, который эксплуатирует свое транспортное средство на городских и загородных трассах, то узнаете, что фактически каждый день приходится сталкиваться со стрессовыми ситуациями. Это наглые действия окружающих водителей, внезапно появляющиеся на дороге животные или неосторожные и невнимательные пешеходы. Водитель без страха вождения просто вовремя реагирует на такие ситуации, не доводя их до плачевных последствий.

Если же у владельца авто присутствует жуткий страх перед дорогой, он ожидает возникновения таких ситуаций, но совершенно не готов к их решению. Первой реакцией будет закрыть глаза и надеяться, что все это происходит в страшном сне. Опасности страхов очень велики:

  • удивительно, но человек с невероятным страхом дороги попадает в неприятные и сложные ситуации намного чаще, чем уверенный в себе водитель;
  • вы никогда не получите наслаждения от пребывания за рулем или от покупки нового авто, если будете бояться дороги;
  • страх часто становится основной причиной хаотичных необдуманных действий при вождении автомобиля.

Потому избавляться от таких эмоций необходимо уже с первой поездки за рулем в автошколе. Вы можете быть спокойны за сохранность вашей жизни, ведь под ногами инструктора находится педаль тормоза. Так что оттачивайте мастерство водителя спокойно, не переживая за собственную безопасность.

Как бороться со страхом вождения в реальной жизни?

Если справиться с опасениями при вождении учебного автомобиля сравнительно легко, то избавиться от ощущения опасности при самостоятельной поездке намного сложнее. Здесь необходима самодисциплина и умение настроить себя на позитивные волны. Особенно сложно проделать такую работу жителям мегаполиса.

Существует несколько дельных советов, которые помогут вам справиться с охватывающим страхом вождения:

  • снижайте скорость движения - не думайте о том, как к вам отнесутся другие участники потока;
  • выбирайте максимально комфортные режимы и маршруты поездки для вас;
  • забудьте о спешке - именно быстрая поездка на автомобиле заставляет воображение представлять возможные исходы аварии;
  • постарайтесь найти те моменты, которые вам нравятся в вождении машины и сконцентрируйтесь только на них.

Часто подобный комплекс средств помогает даже полюбить вождение. Больше общайтесь с опытными водителями, расспрашивайте о том, как они избавлялись от своих страхов. Многие будут заявлять вам, что родились с каскадерскими навыками, но это неправда, поскольку каждый водитель вынужден побороть свои страхи, связанные с дорогой и опасностью.

Боязнь дороги и необдуманные действия часто приводят к таким ситуациям:

Видео:

Подводим итоги

Избавляться от страхов и предубеждений нужно не только в вождении автомобиля, но и в прочих сферах жизни. Страх и неуверенность могут стать главными причинами проблем, которые создаются на пустом месте. Сколько нелепых аварий и неприятных ситуаций мы наблюдаем каждый день? Чтобы не стать участником таких событий, вырабатывайте уверенность за рулем.

Мы обращаемся к опытным водителям, которые читают наш блог: дайте советы, основанные на вашем реальном опыте и помогите начинающим автомобилистам избавиться от страхов вождения авто.

85% происшествий возникает из-за того, что водитель вовремя не заметил появившуюся опасность. Очень часто причиной этого являются недостатки, связанные со зрением, вниманием, памятью, глазомером.

Упражнения для тренировки зрения

Известно, что длительная концентрация внимания на близко расположенных предметах способствует ухудшению остроты зрения. Поэтому старайтесь чаще переводить взгляд на отдаленные предметы. Смотрите вверх, вниз, в стороны, «рисуйте» взглядом различные предметы на столе, небосводе и т.д. Представление светящихся предметов и темноты улучшает световую чувствительность глаз. Однако это упражнение противопоказано при глаукоме. Для тренировки тонуса глазных мышц можно практиковать представление больших и маленьких предметов.

Тренировка концентрации внимания

Сядьте напротив зеркала. Сидите прямо, без напряжения. Дыхание равномерное. Смотрите в зеркало на точку между вашими бровями. Смотрите только на нее, не мигая и не напрягая мышцы лица. Всякую возникающую мысль отгоняйте, а внимание опять возвращайте к точке. Если у вас появляется желание мигать, отдохните, направив взгляд вдаль. Чем дольше вам удается удержать внимание на точке, тем лучше.

Освоив это упражнение, усложните его. После долгой сосредоточенности на точке вы заметите, что изображение лица в зеркале начнет «расплываться». Закройте глаза и мысленно воспроизведите различные дорожные ситуации и ваши действия по управлению автомобилем в них. Представьте себя сидящим за рулем и как можно отчетливее всю последовательность своих действий и изменений обстановки в связи с ними.

Таким образом вы улучшаете не только качество внимания, но и формируете навыки. Причем это могут быть как самые простые навыки, такие как трогание с места, разгон и т.д., и сложные, такие как действия в критических ситуациях, например, при заносе автомобиля.

Другой вариант первого упражнения. Поставьте на свою ладонь палку вертикально и, уравновешивая ее, сосредоточенно смотрите на ее верхний конец. Это упражнение особенно полезно для рассеянных.

Тренировка наблюдательности и памяти

Упражнение 1. Выберите в качестве объекта какой-нибудь находящийся рядом с вами объект. Постарайтесь в течение минуты выделить его различные особенности. Затем, закрыв глаза, образно представьте его в подробностях. Ставьте различные цели. Например, выделить особенности предмета, связанные с формой, цветом, характеризующие его практическую полезность и т.д.

Упражнение 2. Выделите несколько предметов и, переключая внимание, постарайтесь запомнить признаки, характеризующие каждый из них. Найдите связи этих признаков. Закройте глаза и воспроизведите эти объекты и их признаки.

Упражнение 3. Воспроизведите в образной форме различные дорожные ситуации, например, нерегулируемый перекресток, поворот дороги и т.д. Для каждого из них вспомните соответствующие им пункты Правил дорожного движения .

Упражнение 4. Опишите по памяти черты лица знакомого вам человека.

Упражнение 5. Попробуйте с одного взгляда запомнить несколько находящихся рядом предметов, а потом по памяти описать их расположение, форму, цвет и т.д.

Упражнение 6. Постарайтесь хорошо увидеть подброшенный и падающий предмет и затем по памяти описать ого.

Упражнение 7. Осмотрите комнату, запомните, что в ней находится. Закройте глаза и воссоздайте увиденное в подробностях.

Тренировка глазомера

Упражнение 1. Вы идете по улице, навстречу вам пешеход. Загадайте, где вы с ним встретитесь. Проверьте свою оценку и скорректируйте неточность. То же при движении в автомобиле по отношению к встречному автомобилю.

Упражнение 2. Вы идете по улице, впереди - неподвижный предмет, например, дерево. Загадайте, сколько секунд вам потребуется, чтобы дойти до него, двигаясь с той же скоростью. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку. То же при движении в автомобиле по отношению к стоящему впереди автомобилю.

Упражнение 3. Вы идете по улице. Сбоку к вам приближается пешеход. Отгадайте, в какой точке вы с ним встретитесь, если будете идти в том же направлении. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку.

Упражнение 4. Находясь в движущемся автомобиле, попробуйте определить его скорость, не глядя на спидометр. Затем проверьте правильность своей оценки.

Призадумался тут недавно о внимательности на дороге. Фактор достаточно нужный для безопасного вождения. Однако одно дело внимательность от природы, а совсем другое дело — внимательность за рулем. Вот к чему я пришел в процессе рассуждений.

Наверное, логично начать с определения слова внимательность, или точнее что я вкладываю в это понятие. Смысл такой: внимательность за рулем дает возможность вовремя предотвратить сложившуюся ситуацию, или же просто не допустить её.

С чего начинать учиться внимательности

Первое, что необходимо сделать, это начать ездить на правильной скорости, которая полностью адекватна как вашей реакции, так и текущей обстановке. Я не ГИБДД, чтобы говорить вам, что ездить нужно по правилам, соблюдая скоростной режим. Сам порой превышаю. Но при этом превышение превышению рознь. Знаки ограничения скорости дают мне информацию о том, что на следующем участке дороги есть какие-то факторы, которые и обязывают снизить скорость. Это может быть или школа, или достаточно извилистая дорога, на которой просматривается всего 100-200 метров полотна впереди. Это может быть слишком близкое расположение частных домов к дороге. В конце концов, впереди может быть разбитая дорога или гравийка и ехать быстрее положенного просто опасно. Да много чего. И моя обязанность, как водителя, понять, чего стоит опасаться на этом участке. Разумеется, лишено всякого смысла лететь на скорости 100 км/ч там, где стоит ограничение в 40км/ч. Если не понятно, почему стоит знак, просто снижаем скорость, до требуемой и наслаждаемся плавной ездой. Если же опасность впереди прочитана на 100% правильно, едем с такой скоростью, на которой сможем вовремя среагировать и избежать каких-либо последствий. Кстати, иногда бывает так, что разрешенная скорость достаточно абсудрна, и двигаться с ней опасно. К примеру, трасса со своими 90 км/ч, остановка на которой множество дачников, которые едут с дачного поселка черед дорогу.

Следующий пункт, это умение быстро читать информацию, какая бы она ни была. Смотрим мы в зеркало заднего вида — значит время просмотра должно быть минимально, ведь пока мы оцениваем обстановку сзади, спереди она меняется, и потребуется еще какое то время, чтобы адаптироваться к новым условиям. Чем быстрее мы умеем получать информацию, тем меньше времени тратим на отведение взгляда в сторону. Это касается просмотра заднего зеркала, изучения обстановки на пересекаемой главной дороге, оценки дорожных знаков, получения информации о скорости на приборной доске и много другого, на что мы вынуждены отводить взгляд.

Далее стоит упомянуть умение предугадывать ситуации, и чем быстрее мы это делаем, тем дешевле нам обойдется езда. К примеру, обгоняет нас в потоке автомобиль, двигаясь при этом на скорости, значительно превышающей нашу. Полосы две, мы в правой, в левой едет машина, которая заставит обгоняющего сразу перед нами совершить перестроение. Причем дистанция между нами и машиной в левом ряду не велика, а значит есть вероятность, что обгоняющий нас подрежет. Следовательно, имеет смысл заранее скинуть скорость, увеличив при этом дистанцию с машиной в левом ряду и в разы сократить вероятность подрезания. Для того, чтобы уметь читать такие ситуации, достаточно полезно просматривать, на том же ютубе, ролики про аварии и «водятлов».

Следующее, что надо учитывать, это препятствия, которые скрывают от нашего взгляда пешеходов и другие дороги. Если мы видим на обочине большой мусорный бак, а дорога при этом расположена недалеко от школы, или в частном секторе, велика вероятность того, что из-за бака кто-нибудь может выскочить.

Наличие вблизи дороги людей и животных автоматически увеличивает риск ДТП с участием последних. Особенно если пешеход пьян. Животные тоже зачастую не понимают, что машины большие и смертоносные и спокойненько меняют свою траекторию. Ну о детишках на велосипедах и мопедистах даже говорить не стоит.

В общем, наша внимательность складывается из:

  • адекватной скорости
  • минимального времени отвлечения от дороги впереди
  • умения предугадывать ситуации

Конечно я написал далеко не все, и даже частью это назвать сложно, но в качестве основы для размышлений пойдет. Если владеете своим мнением или дополнением, пишите в комментарии. Обсудим.

Улучшаем способность концентрации внимания.
Умение концентрировать внимание - важнейший навык любого водителя. В процессе езды может возникать множество обстоятельств, фактов и нюансов, отвлекающих внимание водителя (на дороге ДТП, дети на заднем сиденье и т. п.). Поэтому водитель должен уметь не отвлекаться от управления автомобилем на посторонние раздражители и постоянно контролировать ситуацию на дороге. Рассмотрим несколько упражнений, которые помогут существенно улучшить способность концентрироваться. Упражнение 1. Удобно сядьте напротив зеркала и расслабьтесь. Следите, чтобы дыхание было ровным, спокойным и размеренным. Сфокусируйте взгляд в зеркале на точке между вашими бровями и смотрите только в эту точку, не моргая. Мышцы лица в это время должны быть расслаблены. Все мысли, которые возникают, немедленно отгоняйте: все внимание должно быть сконцентрировано только на точке, в которую вы смотрите. При возникновении непреодолимого желания моргнуть устройте небольшой отдых, посмотрев куда-то вдаль. Эффективность упражнения определяется тем, насколько долго вам удается удержать взгляд на выбранной точке. Упражнение 2. Немного усложним предыдущее упражнение. После фокусирования внимания в течение долгого времени на выбранной точке вы заметите, что отражение лица в зеркале немного расплывается. Закройте глаза и постарайтесь в уме смоделировать те либо иные дорожные ситуации и варианты вашего поведения в них. Представьте себя за рулем и четко обрисуйте каждое действие, которое вы предпримете для выхода из сложной дорожной обстановки без неприятностей (или хотя бы сократив их до минимума). Данное упражнение позволяет не только повысить способность к концентрации внимания, но и закрепить либо сформировать полезные навыки управления автомобилем и поведения в неблагоприятной дорожной ситуации. Начинать моделирование ситуаций следует с простых навыков: выполнение поворота на перекрестке, начало движения, перестроение и т. д. Постепенно усложняйте воображаемые ситуации, доводя их в уме до критических (занос автомобиля на скользкой дороге, внезапно появившееся препятствие и др.). Упражнение 3. Это упражнение особенно полезно для рассеянных людей. Возьмите палку, поставьте ее на ладонь в вертикальном положении и уравновешивайте ее. При этом смотреть можно только на верхний конец палки. При регулярных тренировках вы почувствуете результат уже через короткое время.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные