Строповка типовых деталей. Способы обвязки и схемы строповки грузов. гост: схемы строповки грузов Схема строповки железобетонных труб

Стропальные и такелажные работы производят в соответствии с проектом организации строительства (ПОС), проектом производства работ, технологическими картами или технологическими схемами.

Проект организации строительства служит основанием для планирования капитальных вложений, обеспечения строительства соответствующими трудовыми и материальными ресурсами. В проекте организации строительства рассматривают общие вопросы организации работ на строительной и монтажной площадках, указывают сроки начала и окончания строительства, приводят графики движения рабочей силы, сведения о временных зданиях и сооружениях, подъездных путях и т.д.

Проект производства работ - это рабочий проект, по которому непосредственно осуществляется весь монтаж объекта или сооружения.

Проект производства работ разрабатывают в соответствии с ПОС, требованиями действующих строительных норм и правил (СНИП), ГОСТ, ОСТ, технических условий (ТУ) и других нормативных документов.

Проект производства работ включает в себя:

перечень проектных материалов;

пояснительную записку;

ведомости монтажного оборудования, такелажных приспособлений, ручных машин, материалов, объемов работ (оборудования, металлоконструкций и трубопроводов);

графики производства монтажных работ и движения рабочей силы, сроки подачи в монтаж оборудования, металлоконструкций и трубопроводов;

ведомости потребности в энергоресурсах;

технологические схемы монтажа оборудования, металлоконструкций и трубопроводов с узлами строповки;

рабочие чертежи приспособлений и индивидуальной такелажной оснастки;

основные положения и мероприятия по охране труда, обеспечению необходимых бытовых условий и пожарной безопасности;

паспорт монтируемого объекта;

схемы разводок временного энергоснабжения (электроэнергии, воды, пара, сжатого воздуха и сварочных газов).

Технологические карты или технологические схемы содержат:

технические решения и указания способа монтажа отдельных сложных видов оборудования, строительных конструкций, укрепленных узлов или блоков технологических трубопроводов;

способы контроля положения оборудования, конструкций и элементов такелажной оснастки и выверки их по установочно-сборочным допускам;

решения по механизации трудоемких ручных операций;

требования по обеспечению безопасных условий производства работ;

способы строповки монтируемого оборудования или конструкций;

спецификации монтажных и стропально - такелажных средств (включая механизированный инструмент и средств малой механизации) и материалов;

схемы строповки грузов;

типы кранов, их грузоподъемности и места установки;

массы перемещаемого груза и тип грузозахватного устройства;

порядок производства работ с указанием мест нахождения стропальщика и такелажника.

До начала производства работ и использования грузоподъемных машин лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано провести занятие с крановщиками, стропальщиками, такелажниками, монтажниками по изучению ППР, технологических карт и схем.

О проведении занятия (инструктажа) делается запись в вахтенном журнале крановщика и журнале регистрации инструктажей.

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002 “Безопасность труда в строительстве” и других нормативных правовых актов и нормативных технических документов, принятых в установленном порядке, соблюдение которых обеспечивает безопасность работ (в соответствии с ГОСТ 12.3.002-75, ГОСТ 12.3.009-76, ГОСТ 12.3.020-80).

Если при работах с опасными веществами, расплавленными металлами и сплавами, определенными Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21.06.97 № 116-ФЗ как опасные производственные объекты, используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы и другое производственное оборудование, то должны выполняться также требования промышленной безопасности.

Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных работ, обязано:

перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и с неисправным инвентарем запрещается;

проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства этих работ;

следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ;

при возникновении аварийных ситуаций или опасного травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.

Стропально - монтажные и другие работы с применением грузоподъемных машин должны выполняться по проекту производства работ, технологическим картам, разработанным с учетом требований ГОСТ 12.3.009-76, который предусматривает:

соответствие кранов производимой работе по грузоподъемности, высоте подъема груза, вылету стрелы;

безопасную установку крана для работы вблизи строений, мест складирования, откосов котлованов и в других условиях;

соблюдение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, включая городские контактные сети и т.д.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ кранами соблюдайте следующие требования безопасности:

производите работы на грузоподъемных механизмах и механизмах передвижения крана по сигналу стропальщика;

вначале поднимите груз на 200...300 мм и убедитесь, что он застропован правильно и надежно;

немедленно приостановите работу по сигналу “Стоп”, независимо от того, кем он подан;

подъем, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях выполняйте плавно, без рывков;

перед подъемом или опусканием груза убедитесь в том, что вблизи груза, штабеля, железнодорожного сцепа, вагона, автомобиля и другого места подъема или опускания груза, а также между грузом и этими объектами не находится стропальщик или другие лица;

застрапливайте и отцепляйте груз после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске или траверсе;

неиспользуемые ветви стропа закрепляйте на крюке крана;

для подводки стропов под груз применяйте специальные приспособления;

строповку груза производите в соответствии со схемой строповки для данного груза;

для длинномерных грузов используйте оттяжки;

груз во время перемещения должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов и не менее 1 м над землей;

опускайте груз на предназначенное и подготовленное для него место на подкладки, обеспечивающие устойчивое положение груза и легкость извлечения из-под него стропов;

запрещается строповать защемленный груз.

Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированными способами с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации.

Механизированный способ является обязательным при подъеме грузов массой более 50 кг, а также при подъема грузов на высоту более 3 м.

Перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе должно производиться с помощью встроенных подъемно-транспортных устройств или средств механизации. Также должно быть механизировано перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м.

Характеристика и классификация перемещаемых грузов

В зависимости от вида, способа складирования и строповки грузы классифицируются на следующие группы:

штучные нештабелируемые грузы (металлоконструкции, двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия и т.д.). Данная группа грузов наиболее многочисленна и разнообразна по форме, поэтому единых типовых способов строповки, пригодных для всех грузов этой группы, не существует;

штучные штабелируемые грузы (прокатная сталь, трубы, лесо- и пиломатериалы, кирпич, шлакоблоки, типовые железобетонные изделия, плиты, панели, блоки, балки, ящики, бочки, изделия геометрически правильной формы и т.д.);

насыпные грузы (уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, известь, металлическая стружка и т.д.). Они транспортируются в таре, грейферами, транспортерами и др. Складируются в штабеля, определяющиеся углом естественного откоса материала и ограничивающих поверхностей;

полужидкие пластичные грузы - грузы, обладающие способностью некоторое время сохранять приданную им форму или с течением времени затвердевать (растворы, бетон, известковое тесто, битум, смазывающее вещество и др.)- Такие грузы транспортируются в специальной таре;

жидкие грузы - грузы, не имеющие определенной формы (вода, жидкие горючие, кислоты, щелочи, мастики и т.д.). Они транспортируются в бочках, бидонах, бутылях, цистернах, ковшах и т.д.;

газообразные грузы. Такие грузы транспортируются под давлением в баллонах, других сосудах и трубопроводным транспортом.

В зависимости от массы грузы подразделяются:

на легковесные - до 250 кг (войлок, кожа, пакля, фанера, сухая штукатурка, легкие детали машин и др.);

тяжеловесные - до 50 т. К ним относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы;

весьма тяжелые - более 50 т. К ним относятся штучные нештабелируемые грузы. Строповка этих грузов разрешается только стропальщикам высокой квалификации;

мертвые грузы - особая категория грузов неизвестной массы. Мертвыми считаются грузы, закрепленные на фундаментах анкерными болтами, зарытые в землю, примерзшие к земле, прижатые другим грузом, а также поднимаемые при косой чалке. Поднимать мертвые грузы краном запрещается.

В зависимости от формы и размеров грузы подразделяются:

на габаритные - грузы, размеры которых не превышают габариты подвижного состава железных дорог, а для автомобильного и другого вида наземного безрельсового транспорта - норм, установленных Правилами дорожного движения РФ;

негабаритные - грузы, размеры которых превышают габариты подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового транспорта.

Для подъема груза должны быть известны его масса и схема строповки.

Если неизвестна масса груза, который необходимо транспортировать, то стропальщик должен прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

Перемещение груза с неизвестной массой недопустимо. Для перемещения груза необходимо определить его фактическую массу.

Установка кранов и опасные зоны, возникающие при его работе

Зоны постоянно действующих опасных производственных факторов приведены в п. 4.9 СНиП 12-03-2001 “Безопасность труда в строительстве”, а границы опасных зон по действию опасных факторов устанавливаются согласно приложению Г данного документа.

Установка кранов должна производиться в соответствии с проектом производства работ (рис.1).

Рис.1. Установка кранов

а - передвигающихся по наземным крановым путям; б - передвигающихся по надземным крановым путям; в - вблизи откосов, котлованов и траншей; А - расстояние от основания котлована до ближайшей опоры крана при ненасыпном грунте; h - глубина котлована

Требования к площадкам для складирования груза, подкладкам и прокладкам

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться на специально отведенной территории с ровным твердым покрытием или твердым грунтом, способным воспринимать нагрузки от грузов и подъемно-транспортных машин. Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5°; при применении авто- и электропогрузчиков - не более 3°.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть ограждены специальными ограждениями и оборудованы знаками безопасности по ГОСТ Р 12.4.026-2001

Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем движении транспортных средств и не менее 3,5 м при одностороннем движении.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь освещенность не менее 10 лк.

Метеорологические условия для производства погрузочно-разгрузочных работ должны определяться по ГОСТ 12.1.005-88.

На площадках должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать груз в проходах и проездах.

В зоне разгрузочной площадки не должны находиться действующие электрические линии.

На погрузочно-разгрузочных площадках расстояния между транспортными средствами для погрузки или разгрузки грузов должны быть не менее:

1 м - в глубину колонны транспортных средств;

1,5 м - по фронту склада;

1м - от штабеля груза.

Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны укладываться в один ряд на подкладки прямоугольной формы.

Высота подкладок при штабелировании грузов должна быть не менее чем на 20 мм больше высоты монтажных петель или других выступающих частей.

Подкладки и прокладки в штабелях располагают в одной плоскости во избежание местных перегрузок. Их длина должна быть не менее чем на 100 мм больше габарита опирания конструкции.

Запрещается применять подкладки и прокладки из твердокруглого сечения.

Подкладки должны быть прямоугольной формы.

Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов

Строповка - это совокупность методов обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).

К строповке конструкций предъявляют следующие требования:

строповые устройства, их крепление к поднимаемой конструкции и грузоподъемному крану должны быть надежными;

трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;

использование строповых приспособлений, устройств должно быть многократным (приспособления должны быть инвентарными);

расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);

строповка должна исключать нарушение формы и прочности конструкции, а также ее падение и опрокидывание.

Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно применять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли.

Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.

При свободной укладке груза на петлевые стропы его перемещение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продольном направлении.

При перемещении канатными стропами грузов, имеющих острые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать прокладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.

Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемещаемых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.

Строповка балок и труб показана на рис.2, 3.

При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсовому пути.

Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопасность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется правильным выбором грузозахватных устройств.

Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.

Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в различных положениях по длине в зависимости от длины труб, а также клещевые захваты.

Строповка металлопроката показана на рис.4.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасного кантования грузов, когда такая операция производится с применением крана.

Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:

груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;

груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;

груз представляет собой детали и узлы машин, перемещаемые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.

Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем груза должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.


Рис.2. Строповка балок

а - металлической (в обхват); б - железобетонной (в обхват); в - металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 - проставка


Рис.3. Строповка труб

а - торцевыми захватами; б - двухпетлевыми стропами со втулкой; в - балочной траверсой; г - клещевым захватом; д - полотенчатыми стропами; е - кольцевым стропом на удавку; ж - двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 - проставка


Рис.4. Строповка металлопроката

а - одиночный груз; б - пакет листовой стали; в - бухты проволоки; г - пакет двутавровых балок; д - пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е - эксцентриковые зажимные устройства; 1 - струбцина; 2 - скоба монтажная; 3 - проставка

Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.

При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:

крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе;

крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;

изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);

ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;

угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;

неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;

заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.

Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, вставляемых в эти отверстия.

Фермы (рис.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м - за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение канатов стропов во время подъема.

Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.


Рис.5. Строповка фермы

9 - строп 2-х ветвевой 2СК-12,5/6000 ГОСТ 25573-82, 13 - строп СКК-10,0/2000 ГОСТ 25573-82

Лестничные марши (рис.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.


Рис.6. Строповка лестничных маршей при погрузке - выгрузке (а), монтаже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площадок или ступеней (д)

1 - строп; 2 - удлинитель; 3 - вилочный захват; 4 - петля; 5 - страховочный винт

Строповка лесоматериалов показана на рис.7.

При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в полной мере отвечать требованиям при производстве работ При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскатывание лесоматериалов.

Более рационально применять полужесткие стропы с траверсами.

Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.


Рис.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов

а - длинномерных; б - короткомерных; в - круглых короткомерных; г - длинномерных в пакетах и траверсы для лесоматериалов д - короткомерных; е - длинномерных; ж - штабелей


Рис.8. Строповка оборудования

а - сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б - задвижки двухпетлевым стропом; в - агрегата двумя двухпетлевыми стропами; г - цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д - короба двумя двухпетлевыми стропами; е - детали станка двумя двухпетлевыми стропами; ж - оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами

Сигнализация и связь при производстве стропальных работ

Для согласованной работы между стропальщиком и крановщиком применяется несколько видов сигнализации и связи.

Основным видом сигнализации, применяемой в строительстве при перемещении грузов кранами, является знаковая сигнализация (рис.9), которая в свою очередь подразделяется на сигнализацию с флажками и без них.


Рис.9. Знаковая сигнализация

При строповке грузов, которые находятся вне поля зрения машиниста крана, между ним и стропальщиком должна быть установлена телефонная или радиотелефонная связь. В случае ее отсутствия необходимо назначить сигнальщиков из числа обученных и квалифицированных стропальщиков.

Сигнальщик назначается лицом, ответственным за безопасное выполнение работ по перемещению грузов кранами.

Маркировка грузов и манипуляционные знаки

На всех грузах, которые по своим свойствам требуют особо внимательного обращения с ними, кроме отправительных надписей, т.е. адресов, номеров заказов и количества мест, наносится предупредительная маркировка словами или условными знаками.

Надписи и манипуляционные знаки указывают, как обращаться с грузом в пути и во время погрузочно-разгрузочных операций. На всех грузах в таре обязательно намечается вес “Брутто” и “Нетто”, центр тяжести груза.

Иногда необходимы и такие надписи: “Верх”, “Не кантовать”, “Стекло” и т.п. На отдельных грузах наносятся следующие надписи: “Боится сырости”, “Боится тепла”, “Боится света”, “Огнеопасно” и т. п.

Надписи и знаки должны наноситься четко с двух или трех сторон груза несмывающейся краской или тщательно наклеиваться на упаковку, если они отпечатаны типографским способом на плотной бумаге.

В зависимости от свойства груза манипуляционные знаки могут наноситься в различном сочетании. Они указывают на способ обращения с грузом, в частности при его строповке.

Предупредительные надписи и знаки (рис.10), как правило, наносятся на свободных от отправительных надписей сторонах упаковки.


Рис.10. Манипуляционные знаки

Транспортирование грузов

Эффективность монтажных работ во многом зависит от четкой, хорошо организованной и своевременной доставки монтируемого оборудования, конструкций и трубопроводов к месту монтажа.

От завода-изготовителя до монтажной площадки и по ней оборудование перевозят железнодорожным, реже автомобильным и водным транспортом.

При расстоянии от завода-поставщика до стройки не более 300 км наиболее экономичным видом транспорта является автомобильный. При больших расстояниях, а также при отсутствии хороших автомобильных дорог используется железнодорожный, морской, речной, а в отдельных случаях - и воздушный транспорт.

Для приемки, хранения и подготовки грузов к монтажу оборудуют центральные приобъектные склады, чтобы обеспечить быструю подачу конструкций или оборудования в зону монтажа. Их размещают в определенном порядке, в зависимости от последовательности монтажа. Наиболее прогрессивным считается метод монтажа с транспортных средств (с колес).

По железной дороге оборудование и конструкции перевозят на двух- и четырехосных платформах грузоподъемностью 20...60 т, а также в полувагонах грузоподъемностью 60 т.

Поставки тяжеловесного оборудования высокой заводской готовности и оборудование комплектной поставки линий для строящихся объектов, особенно металлургической и нефтехимической промышленности и энергетических комплексов, значительно увеличиваются. Масса отдельных установок составляет 300...400 т и более.

Для перевозки такого оборудования по железной дороге были созданы и создаются специальные технические средства на 28- и 32-метровых сцепных транспортерах.

Широко используют при транспортировке строительных конструкций, оборудования, трубопроводных блоков и секций межцеховых коммуникаций, а также длинномерных металлоконструкций автомобили с прицепами различных конструкций и специальные автотранспортные средства.

В зоне монтажной площадки, особенно в труднодоступных местах, часто приходится перемещать на небольшие расстояния различное оборудование, конструкции и материалы. В таких случаях удобными средствами для перемещения грузов при монтаже являются тракторы, передвижные краны, трубоукладчики, автопогрузчики и другие специальные приспособления, если условия поверхности местности позволяют пользоваться ими. Если перечисленные механизмы отсутствуют, то применяют электрические лебедки, монтажные блоки, полиспасты, тали, а также простейшие приспособления - катки, рычаги, волокуши.

Если невозможно применить специальные автотранспортные средстваиз-за их экономической нецелесообразности, то для перемещения груза в пределах монтажной зоны используют деревянные или металлические сани, а иногда металлический лист с загнутой передней частью и петлями для закрепления тягового каната.

Грузы, укладываемые на такие сани, следует крепить в продольном и поперечном направлениях, чтобы при движении, торможении или крутом повороте они не сдвигались под действием сил инерции и других возможных усилий.

Провоз негабаритных грузов по автомобильным дорогам должен быть согласован с ГИБДД, а внутриплощадочные перевозки - с соответствующими службами строящегося предприятия.

Кантование грузов

Кантованием называют операцию переворачивания, повертывания груза из одного положения в другое. Кантование (рис.11) чаще всего вызывается технологией процессов производства. В металлургическом производстве - это разливка металла из печей в ковши, из ковшей в миксера, печи, изложницы и т. п. На машиностроительных предприятиях кантование необходимо производить при изменении операции обработки. Прибегают к кантованию изделий при проведении ремонтов, монтаже и демонтаже оборудования. Иногда кантование груза применяют в связи с необходимостью поставить или уложить груз в требуемое положение: из транспортного в рабочее, и наоборот.

В зависимости от площади цеха, его оснащенности, формы и массы деталей и от массовости производства существует следующие виды кантования:

механизированное;

грузоподъемными кранами.


Рис.11. Кантование грузов:

а, б - прямоугольной детали с помощью лома; в, г, д - профильного проката и труб с помощью кантовальной скобы


Рис.12. Кантователи пневматический (а), подвесной с электродвигателем (б) и приспособления (в, г) для кантования деталей на 90°

1,4 - столы; 2 - ось; 3 - упор; 5 - пневматический цилиндр

Ручное кантование деталей массой до 100 кг выполняют с помощью монтировки (специального лома) и подкладок. Под деталь сначала подсовывают загнутую часть лома, приподнимают ее и подкладывают брусок, затем переворачивают деталь другим концом лома (см. рис.11, а, б).

Профильный металл и трубы можно кантовать специальным инструментом, напоминающим гаечный ключ (см. рис.11, в, г, д).

Ручные кантователи (захватные рычаги) часто используют для разворота деталей и узлов, когда их поднимают не вручную, а кранами.

Механизированное кантование деталей массой более 100 кг осуществляют специальными механическими кантователями (рис.12). Поворачивание деталей вокруг продольной горизонтальной оси выполняют цепными кантователями, которые навешивают на крановые крюки, и клещевыми кантователями - манипуляторами. Поворот деталей вокруг вертикальной оси выполняют с помощью роликов, тележек, поворотных кругов, столов станков и т. п.


Рис.13. Кантование груза кранами

а - закрепленного в верхней точке; б - простым обхватом в верхней точке; в - крюком в верхней точке; г - высоких и неустойчивых деталей с помощью угольника; д - деталей типа валов, барабанов по наклонной плоскости до упора; е - вращением в роликовых призмах; ж - на плоскости (I... III - позиции кантования); Q - вес груза, т

Кантование груза кранами (рис.13) - это ответственная и трудоемкая операция, выполнение которой доверяют только опытным стропальщикам, такелажникам и крановщикам. Правильная организация и выбор наиболее эффективного способа кантования влияют на повышение производительности труда. Кантование деталей может выполняться как одним краном, так и двумя спаренными, работающими на одних путях или на разных, в ярус, т. е. друг под другом, что часто встречается в современных высоких цехах.

В процессе переворачивания груза очень важную роль играет положение его центра тяжести. Когда он расположен в пределах площади опоры, деталь находится в положении покоя (см. рис.13, а).

В момент подъема, когда центр тяжести выходит за пределы опорной поверхности, деталь переворачивается и падает на другую плоскость. Следовательно, кантование основано на принудительном смещении центра тяжести груза.

Кантование можно производить плавно (см. рис.13, б, в); ударом (см. рис.13, г); рывками.

Выбор способа кантования зависит от массы и размеров груза, его формы, наличия мест захвата и возможностей крепления к стропам.

Наиболее распространенными способами являются:

кантование на весу (плавное переворачивание груза);

кантование на бросок (поворачивание со свободным падением);

кантование на упор (деталь краном опускается на край подставки (упор) так, чтобы центр тяжести оказался вне опоры. При опускании крюка крана деталь станет поворачиваться вокруг ребра подставки и кромкой встанет на поверхность площадки (см. рис.13, а). Если центр тяжести детали окажется за точкой опоры, то при дальнейшем опускании крюка деталь сама встанет на торец.

Складирование грузов

Грузы должны укладываться так, чтобы исключалась опасность их падения, опрокидывания, разваливания и обеспечивались доступность и безопасность их выемки при выдаче в производстве или при погрузке для отправки.

Каждая деталь, каждый материал требует определенного способа укладки и хранения, согласно правилам и нормам укладки на приобъектном складе в соответствии с ГОСТ 12.3.009-76.

Укладка грузов (на погрузочно-разгрузочных площадках и в местах временного хранения) вплотную к стенам здания, колоннам и оборудованию, штабель к штабелю не допускается.

Расстояние от груза и стены, колонны должно быть не менее 1 м, между грузом и перекрытием здания - не менее 1 м, между грузом и светильником - не менее 0,5 м.

Чугунные трубы складируют на деревянных подкладках в штабеля высотой не более 1,5 м. Число труб в штабеле не должно превышать значений, приведенных в табл.2.

На рис.14, 15 показаны способы складирования железобетонных конструкций и металлопроката.


Рис.14. Складирование железобетонных конструкций

а - плит ленточных фундаментов; б - свай; в - плит и панелей перекрытий; г - фундаментных башмаков под колонны; д - подкрановых балок; е - центрифугированных опор ВЛ; ж - фундаментных стеновых блоков; з - колонн; и - стеновых панелей в кассетах; к - колец колодцев высотой не более 2,5 м


Рис.15. Складирование металлопроката

а - профилированного листа; б - швеллера; в - мелкосортного металла в стеллажи; г - металлического листа в стеллажи; д - арматурной сетки в штабели; е - труб малого диаметра (57 ... 133 мм); 1 - деревянный настил

На рис.16 показаны способы складирования труб. При укладке штабеля (см. рис.16, г) на невыровненной площадке под нижний ряд кладут подкладки сечением 80 х 100 мм. При укладке железобетонных труб в штабель (см. рис.16, д) подкладки кладут параллельно под цилиндрическую часть трубы. Трубы укладывают так, чтобы раструбы двух соседних рядов были направлены в разные стороны. Трубы последующего ряда располагаются перпендикулярно трубам предыдущего ряда. Трубы диаметром 1400 мм и более укладывают в один ряд. Трубы диаметром менее 100 мм и стержневую арматуру складывают на стеллажах или в инвентарных металлических скобах.


Рис.16. Складирование труб

а - диаметром до 500 мм; б - диаметром более 500 мм; в - асбестоцементных пирамидой; г - асбестоцементных в штабель; д - железобетонных труб в штабель на подкладках; 1 - клин; 2 - металлическая стойка; 3 - упор; L - длина трубы; l = 0,2L (для безнапорных труб) или 1000 мм (для напорных труб)

Трубы диаметром мене 500 мм складируют в штабеля высотой до 2 м на подкладках и прокладках с концевыми упорами.

На рис.17 показаны способы складирования лесоматериалов. При складировании круглого леса (см. рис.17, а) площадку для складирования очищают от сухой травы, коры, щепы или покрывают слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 150 мм. Прокладки устанавливают симметрично продольной оси штабеля не далее чем 1 м от торцов бревен с каждой стороны. Лесоматериалы укладывают комлями и вершинами в противоположные стороны и выравнивают с одной из сторон штабеля. Концы лесоматериалов не должны выступать более чем на 0,5 м.


Рис.17. Складирование лесоматериалов

а - круглый лес, б - рядная укладка пиломатериалов; в - укладка пиломатериалов в клетки; г - сухой брус, шпалы при ручной укладке; 1 - упор; В - длина подкладки; L - длина пиломатериала

Способы укладки грузов должны обеспечивать:

устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в укладках;

механизированную разборку штабеля и подъем груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;

безопасность работающих на штабеле или около него;

возможность применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной техники;

циркуляцию воздушных потоков при естественной и искусственной вентиляции в закрытых складах;

соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникации и энергоснабжения.

Работа кранов вблизи линии электропередачи

Производство строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ стреловыми самоходными кранами вблизи линии электропередачи связано с повышенной опасностью. При работе крана вблизи линии электропередачи (рис.18) расстояние от крайней точки стрелы или груза при максимальном вылете (в положении стрелы в сторону ЛЭП) до ближайшего провода должно быть не меньше 30 м.


Рис.18. Работа крана вблизи линии электропередачи

Производство работ стреловыми кранами на расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, должно производиться по наряд - допуску, определяющему безопасные условия работы.

Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряд - допуска и инструктажа рабочих должен устанавливаться приказами владельца крана и производителя работ. Условия безопасности, указываемые в наряд - допуске, должны соответствовать ГОСТ 12.1.013-78. Время действия наряд - допуска определяется организацией, выдавшей наряд. Наряд-допуск должен выдаваться крановщику на руки перед началом работы. Крановщику запрещается самовольно устанавливать кран для работы вблизи линии электропередачи, о чем делается запись в путевом листе.

Работа крана вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, которое также должно указать крановщику место установки крана, обеспечить выполнение предусмотренных наряд - допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении работы.

При производстве работы в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

Если работы ведутся персоналом, эксплуатирующим электроустановки, а крановщики находятся в штате энергопредприятия, то наряд-допуск на работу стреловых кранов (на действующих электростанциях), установленных вблизи проводов и оборудования, находящихся под напряжением, выдается в порядке, установленном отраслевыми нормами.

Работа стреловых кранов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться, если расстояние между стрелой крана и контактными проводами не менее 1000 мм и если установлен ограничитель (упор), не позволяющий уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

Порядок работы кранов вблизи линии электропередачи, выполненной гибким кабелем, определяется владельцем линии.

Меры безопасности при проведении такелажных и стропальных работ

Перемещение краном людей или груза с находящимися на нем людьми. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов не допускается перемещение грузоподъемной машиной людей или груза с находящимися на нем людьми.

Подъем людей кранами может производиться в исключительных случаях только кранами мостового типа и только в специально изготовленной кабине после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность людей. Такая работа должна производиться по специальной инструкции, согласованной с органами Госгортехнадзора России.

Перемещение краном грузов над помещениями, в которых находятся люди. Перемещение грузов над перекрытиями производственных, жилых или служебных помещений, в которых могут находиться люди, не допускается. В отдельных случаях по согласованию с органами Госгортехнадзора России может производиться перемещение грузов над перекрытиями производственных или служебных помещений, в которых находятся люди, но только после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ.

Строповка грузов в стесненных условиях (вблизи стен, колонн, станков и т.д.). При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка, не должно допускаться нахождение людей (в том числе и стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием. Это требование должно выполняться и при опускании груза.

Минимальное расстояние между поворотной платформой крана и строениями, колоннами, штабелями груза должно составлять не менее 1 м.

Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов подъемными кранами, а также вблизи строящегося здания принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габаритного размера перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении (табл.3).

Строповка (расстроповка) грузов на высоте. Для обеспечения безопасности при строповке (расстроповке) грузов на высоте необходимо:

применять устройства для дистанционной и автоматической строповки (расстроповки) грузозахватных устройств;

обеспечивать рабочие места средствами коллективной и индивидуальной защиты (лесами, подмостками, ограждениями, предохранительными поясами и т.д.);

применять укрупнительную сборку конструкций и оборудования на земле;

соблюдать технологию монтажа временного закрепления конструкций;

поддерживать рабочее место на высоте в надлежащем виде (следить за отсутствием льда, снега, мусора, посторонних деталей и пр.).

Подъем и перемещение кирпича на поддоне. Согласно требованиям охраны труда подачу кирпича необходимо производить в контейнерах или на огражденных поддонах.


Рис.19. Схемы укладки кирпича на поддон Разрешается производить перемещение поддонов с кирпичами без ограждения при погрузке (разгрузке) автомашин и укладке поддонов на землю.

В отдельных случаях возможен подъем кирпича на строящееся здание на неогражденных поддонах. При этом необходимо выполнить требования охраны труда, четко расписать в проекте производства работ порядок подъема кирпича и удалить всех людей из опасной зоны работы крана.

Для подачи груза в оконные проемы или на балконы должны быть сделаны приемочные площадки. Площадки должны иметь ограждение и быть рассчитаны на перемещаемый груз в соответствии с проектом производства работ.

Схемы укладки кирпича на поддон приведены на рис.19.

Подъем и перемещение опасных грузов. Опасные грузы - вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели, травмированию, отравлению, облучению, заболеванию людей, а также к взрыву, пожару, повреждениям сооружений, транспортных средств и т.д.

Работники, допущенные по результатам проведенного медицинского осмотра к выполнению работ по погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, предусмотренных соответствующими государственными стандартами, должны проходить специальное обучение по безопасности труда с последующей аттестацией, знать и уметь применять на практике приемы оказания первой доврачебной помощи (СНиП 12-03-2001 п. 8.2.9).

Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных грузов следует производить:

в соответствии с требованиями безопасности, содержащимися в сопроводительной документации;

в специально отведенных местах при наличии данных о классе опасности и указаний отправителя груза по соблюдению мер безопасности.

Нельзя производить погрузочно-разгрузочные работы при выявлении несоответствия тары требованиям нормативных документов, ее неисправности, отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней.

Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами производятся при выключенном двигателе автомашины. Водитель должен находиться за пределами установленной зоны погрузки-разгрузки.

Работы по погрузке и разгрузке опасных грузов должны проводиться под контролем ответственного лица - представителя грузоотправителя (грузополучателя), сопровождающего груз.

Погрузка автомобилей и прицепов

При погрузке автомобилей и прицепов следует соблюдать следующие правила:

ткрывать борта автотранспортного средства должны двое рабочих, находящихся сбоку от бортов;

высота груженного автотранспортного средства не должна превышать 3,8 м от уровня стоянки. Лесоматериалы, длина которых на 2 м превышает длину кузова автомашины, следует перевозить на прицепах;

перевозку опасных веществ следует осуществлять в соответствии с паспортом безопасности вещества, который должен содержать всю информацию по обеспечению безопасности при его транспортировке;

во время погрузки автотранспортного средства водитель должен находиться вне кабины и за пределами опасной зоны;

при транспортировании автотранспортом тара должна быть прикреплена к кузову, если верхний ярус тары выступает над бортом кузова больше, чем ее высота.

Погрузка (разгрузка) полувагонов. Груз на железнодорожном подвижном составе должен крепиться в соответствии с техническими условиями погрузки и крепления грузов, разработанными железнодорожным ведомством.

Работы по погрузке (выгрузке) полувагонов должны производиться под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, и при наличии специальных эстакад. Это требование вызвано высокой опасностью проведения подобных работ.

Основные причины несчастных случаев при производстве погрузки (разгрузки) полувагонов:

отсутствуют средства подъема в полувагон;

стропальщики находятся в полувагоне в момент перемещения груза;

крановщик начинает перемещение грузового крюка со съемными грузозахватными устройствами, не подняв их из полувагона.

Перемещение груза несколькими кранами. Перемещение груза несколькими кранами допускается, если работа осуществляется под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, в соответствии с проектом производства работ (технологической картой), в котором должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза, меры безопасности, последовательность выполнения работ. При этом нагрузка на каждый кран не должна превышать грузоподъемность крана с наименьшей грузоподъемностью. Рекомендуется применять однотипные краны и траверсы при подъеме груза двумя кранами.

Во время перемещения груза двумя кранами аварийные ситуации могут возникнуть из-за неправильного распределения нагрузок на краны, расцепления грузов со стропами (при несогласованных действиях крановщиков или разных скоростей подъема груза), раскачивания груза при наклонном положении канатов.

До начала подъема груза каждый крановщик должен быть проинформирован о скорости подъема и применяемых сигналах.

Строповка это совокупность методов обвязки и зацепки гру­зов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).

К строповке конструкций предъявляют следующие требования:

· строповые устройства, их крепление к поднимаемой конст­рукции и грузоподъемному крану должны быть надежными;

· трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;

· использование строповых приспособлений, устройств долж­но быть многократным (приспособления должны быть инвентар­ными);

· расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);

· строповка должна исключать нарушение формы и прочно­сти конструкции, а также ее падение и опрокидывание.

Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно при­менять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.

Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.

При свободной укладке груза на петлевые стропы его переме­щение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продоль­ном направлении.

При перемещении канатными стропами грузов, имеющих ост­рые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать про­кладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.

Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемеща­емых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.

Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.

При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсо­вому пути.

Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопас­ность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется пра­вильным выбором грузозахватных устройств.

Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.

Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в раз­личных положениях по длине в зависимости от длины труб, а так­же клещевые захваты.

Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владель­цем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, пе­ремещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также спо­собов безопасного кантования грузов, когда такая операция про­изводится с применением крана.

Рис. 5.2. Строповка балок:

а — металлической (в обхват); б — железобетонной (в обхват); в — металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 — проставка

Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:

груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;

груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;

груз представляет собой детали и узлы машин, перемещае­мые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.

Рис. 5.3. Строповка труб:

а — торцевыми захватами; 6 — двухпетлевыми стропами со втулкой; в — балочной траверсой; г — клещевым захватом; д — полотенчатыми стропами; е — кольцевым стропом на удавку; ж — двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 — проставка

Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем гру­за должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Рис. 5.4. Строповка металлопроката:

а — одиночный груз; б — пакет листовой стали; в — бухты проволоки; г — пакет двутавровых балок; д — пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е — экс­центриковые зажимные устройства; 1 — струбцина; 2 — скоба монтажная; 3 — проставка.

Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.

При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:

· крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);

· крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;

· изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);

· ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;

· угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;

· неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;

· заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.

Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, встав­ляемых в эти отверстия.

Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м — за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение ка­натов стропов во время подъема.

Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.

Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.

Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)

Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей при погрузке — выгрузке (а), мон­таже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площа­док или ступеней (д):

1 — строп; 2 — удлинитель; 3 — вилочный захват; 4 — петля; 5 — страховочный винт

Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов

(а — длинномерных; б — короткомерных; в — круглых короткомерных; г — длинномерных в паке­тах) и траверсы для лесоматериалов (д — короткомерных; е — длинномер­ных; ж — штабелей)

Рис. 5.8. Строповка оборудования:

а — сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б — за­движки двухпетлевым стропом; в — агрегата двумя двух­петлевыми стропами; г — цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д — короба двумя двух­петлевыми стропами; е — детали станка двумя двухпет­левыми стропами; ж — оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами

Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.

При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в пол­ной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскаты­вание лесоматериалов.

Более рационально применять полужесткие стропы с тра­версами.

Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.

Схемы строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Руководство морских и речных портов обязано обеспечить производство погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов по утвержденным им технологическим картам.

Пример плакатов по технике безопасности при проведении грузоподъемных работ

Перемещение груза является одним из наиболее сложных и ответственных мероприятий в процессе производства. На производстве всех видов промышленности наиболее тяжелые грузы перемещают с помощью кранов, однако многие грузы не имеют специальных креплений для транспортировки, поэтому используются промежуточные грузоподъёмные элементы. В качестве таких промежуточных элементов чаще всего выступают канатные и ленточные стропы. На нашем предприятии мы изготавливаем большинство видов строп , с которыми вы можете ознакомиться в каталоге нашего сайта.

Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться грузовые стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Строп общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. В зависимости от вида строповки производится перерасчет грузоподъемности строп.

Листовые конструкции и мелкие стальные элементы поднимают и транспортируют к рабочему месту с применением захватов и скоб. Стальные и железобетонные элементы (прогоны, связи, плиты перекрытий, перемычки) поднимают с помощью специальных траверс, допускающих многоярусное расположение монтируемых деталей. Траверсы необходимы для равномерного распределения нагрузки и могут быть как линейными, так и пространственными, в зависимости от типа поднимаемого груза. За время работы нашего предприятия конструкторский отдел разработал большое количество готовых траверс , которые вы можете у нас заказать.

Для подъема и перемещения пакета труб, круглого проката или бревен применяется способ строповки «на удавку». Для этого продевают в петлю один конец стропа, а другой конец петли надевают на крюк крана таким образом, чтобы при подъеме петля затянулась и прочно удерживала груз на весу. Строповку пачки листового металла также производят универсальным двухпетлевым стропом на «удавку». В свободные петли вставляют крюки двухветвевого стропа и при подъеме их крюками универсальные стропы затягивают пачку металла.

Способы строповки различных материалов

В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

  • при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток. При перемещении грузов, имеющих острые ребра, с помощью канатных стропов между ребрами и канатами следует размещать проставки, предохраняющие последние от повреждений.
  • неиспользованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающие на пути предметы.
  • при обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.
  • при регулярном использовании канатных стропов для обвязки грузов с закруглениями, радиусы которых составляют менее 10 диаметров каната, рекомендуется снижать допускаемую нагрузку на ветви стропа. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20%.
  • перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.

Стропальщик - востребованная профессия. Его задача - правильная строповка (обвязка) груза, подача команд крановщику при выполнении такелажных работ - подъема, перемещения, опускания. Работа очень ответственная. От правильной строповки зависят, в первую очередь, жизни людей, а также сохранность груза и работоспособность машины. Для безопасного проведения технологических операций от стропальщика требуются определенные знания, которые он получает при прохождении обучения с получением соответствующего удостоверения.

Выполнение работ по перемещению грузов лучше доверить профессионалу. Но, честно говоря, почти каждому у кого есть частный дом или дача, работающему на производстве приходилось быть стропальщиком. Кому-то домой привезли плиты и их нужно выгрузить. Кто-то заказал кирпич, бетонный забор, септик или трубы. Или нужно срочно снять с платформы контейнер или киоск. Ситуации, когда требуется заниматься строповкой груза непрофессионалу, возникают достаточно часто и базовые знания здесь никогда не помешают. Даже несмотря на то, что в таких случая как правило, погрузкой-выгрузкой руководит крановщик.

Какие бывают грузы?

Грузы классифицируются по следующим признакам:

Тип (штучные, насыпные, штабелируемые, жидкие, газообразные (в баллонах))
- масса (легковесные - до 250 кг; тяжеловесные - 0,25-50 тонн, весьма тяжеловесные - более 50 тонн)
- габарит (габаритные, негабаритные, длинномерные)

Как правильно выполнить строповку груза?

Для выполнения строповки необходимо знать или определить следующие параметры груза: схема строповки, масса.

Схема строповки

Схема стоповки - чертеж с указанием точек и способов захвата / обвязки груза. Передается стропальщику перед началом выполнения работ.Запрещается производить работы не ознакомившись со схемой строповки. Естественно, в частных условиях схема строповки не всегда есть и погрузка / выгрузка выполняются по типовым правилам. Вот некоторые типовые схемы строповки:

Перемещение строительных плит или блоков производиться с захватом крюком за специально предусмотренные петли. Количество строп должно соответствовать количеству петель, иначе возможен разлом конструкции.

Перемещение грузов длиной до 2-х метров можно выполнять строповкой на удавку в месте его центра тяжести как на рисунке ниже

Типовая схема строповки длинномерного груза (бревна, трубы, фасонный металлопрокат) производиться захватом 2 универсальными стропами УСК на удавку с расстоянием от края груза не более четверти длины груза.Длина стропа должна быть не менее трех четвертей длины груза, что обеспечивает максимально допустимый угол между стропами менее 90 град.




Строповка листового металла производится с помощью специальных струбцин или эксцентриковых захватов. Допускается обвязка универсальными (например, УСК) стропами с использованием подкладок (напр. квадратных деревянных брусков, досок)

Строповка оборудования производиться за специально предусмотренный такелаж - рым-болты, цапфы, петли, крюки, закладные и т.п.

Масса груза

Масса груза указывается на упаковке. Для выполнения грузоподъемных / такелажных работ применяется параметр - масса брутто (в упаковке). Также масса груза может быть указана в товаро-транспортных документах. Сведения о массе изделия или конструкции можно получить на сайте изготовителя или по телефону. Запрещается выполнять строповку при неизвестной массе или если это “мертвый груз” - примерзший, укопан в землю, присыпан, анкерован и т.п.

Обвязка груза

Обвязка груза предусматривает его захват и перемещение без использования закладных элементов. Существует два основных (типовых) способа обвязки:

Свободная укладка
- “на удавку”

Первый способ является более щадящим к грузу и такелажу, так как он просто укладывается между стропами. Его можно применять только в том случае, если гарантировано у стропов нет возможности сдвинуться вдоль груза. Для предотвращения скольжения (перемещения вдоль груза) стропов могут применяться распорки.
При обвязке груза “на удавку” он зажимается стропом под своим весом. Захват груза при правильном выполнении надежный, но есть вероятность повреждения груза и больше изнашиваются стропы.
При обвязке длинномерных грузов (трубы, листы, лесоматериалы) нужно учесть, что угол между стропами не должен быть более 90 градусов. При захвате груза с острыми ребрами под углы ставятся специальные или из подручных материалов проставки, так как есть вероятность разрушения стропа и падения груза. Можно использовать кусок доски или бруса, резину достаточной толщины и т.п.

Зависимость грузоподъемности стропа от способа обвязки

Грузоподъемность стропа, которая для стандартных условий указана на бирке, изменяется в зависимости от способа обвязки груза. Зависимость следующая:

Затяжка груза петлей - минус 20% грузоподъемность от указанной на бирке
- свободная укладка на 2 стропах - плюс 100%
- угол между ветвями 45 град. - минус 10%
- угол между ветвями 90 град. - минус 30%

Если при обвязке есть несколько условий, меняющих грузоподъемность, они суммируются. Например, при затяжке длинномерного груза 2 петлями при угле между ветвями 45 град., для каждого стропа грузоподъемность следует уменьшить на (20+30) 50%.

Зацеп груза ветвевыми стропами

При строповке груза ветвевыми стропами следует соблюдать следующие правила:

Размер крюка должен подходить к величине петли или рым-болта и свободно в них входить. Вставлять крюк в петлю следует как указано на рисунке ниже
- крюки стропов устанавливаются от центра тяжести груза
- все предусмотренные изготовителем груза петли (рымы) должны быть захвачены крюком. Зацеп груза не за все предусмотренные детали может вызвать его повреждение или разлом.
- 90 градусов - максимальный угол между стропами

Есть три основных вида стропов - цепные, канатные и текстильные. Наиболее уязвимыми в плане эксплуатации являются текстильные. Их не рекомендуется использовать мокрыми на морозе (лед может вызвать их разрушение), нельзя подвергать воздействию открытого огня, концентрированных щелочей и кислот. Для предотвращения разреза их нужно очень осторожно применять на грузах с острыми кромками и защищать прокладками.
Крайне нежелательно выполнять работы при сильных порывах ветра.
Для подачи команд крановщику применяются специальные слова, имеющие следующее обозначение:

- “вира” - поднимай
- “майна” - опускай
- “харе” - стоп

Огромный выбор такелажа в интернет-магазине КРЕПКОМ - канатные, цепные, текстильные стропы, талрепы, зажимы, коуши, захваты, крюки и другие изделия.

Полезные советы



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные