Сообщение на тему деятельность хлодвига. Хлодвиг - король франков: биография, годы правления. Династия Меровингов

Хлодвиг (465-511) – король франков, из рода Меровингов , сын Хильдериха I и Базины . Пятнадцатилетним юношей, в 481 году, он стал королем части салических франков. Тогда большая часть Галлии, которая занимала всю территорию нынешней Франции, находилась под

римским владычеством и управлялась римлянином Сиарпием , сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков, на юге - к землям готов и бургундов. В 486 году Хлодвиг двинулся против Сиарпия.

Помогал ему родственник король Рагнахар. Разбитый Сиарпий бежал к готскому королю Алариху II, но, по требованию Хлодвига, был выдан и казнен. Но казнь Сиарпия не означала переход всей области, которой он правил, в руки франков. В течение нескольких лет правителю франков пришлось брать город за городом. Франки были в это время еще язычниками и грабили церкви.

Существует предание, связанное с одним из таких грабежей, когда франки захватили очень ценную кружку; и епископ ходатайствовал перед королем франков о возвращении ее в церковь.

Хлодвиг попросил воинов прибавить эту кружку к его доле. Никто не возражал, кроме одного франка, который потребовал, чтобы король получил только то, что достанется ему по жребию. Сказав это, воин ударил секирой по кружке. Хлодвиг смолчал и велел отослать кружку епископу. Спустя год, во время военного смотра, король подошел к этому воину и бросил на землю его секиру, упрекнув в плохом содержании оружия. Когда воин нагнулся, чтобы поднять секиру, Х. нанес ему смертельный удар в голову, сказав при этом: "Так ты поступил в Суассоне с кружкой ". Этим убийством, король навел на воинов сильный страх.

В 496 г. Хлодвиг принял христианство. Это было значительным событием в истории Франции .На этом настаивала его жена – христианка Клотильда, дочь Хильпериха Бургундского. Таинство совершил над ним св. Ремигий, епископ реймский. Около трех тысяч франков крестились вместе с королем.

Обращение Хлодвига и его подданных в христианство, с присоединением к господствующей церкви, стало одной из важнейших причин дальнейших успехов франков.

Король непрерывно одерживал победы, покоряя народы. Так, он решил захватить часть Галлии, которая была занята готамию Во главе войска Хлодвиг направился в Пуатье. Там тогда находился король готов Аларих.

Когда часть войска проходила через область Тура, где находилась базилика св. Маптина, Хлодвиг, из уважения к святому, приказал, чтобы никто не брал ничего в этой области, кроме травы и воды. Но один воин, найдя у какого-то бедняка сено, сказал: «Разве король не приказал брать только траву и ничего другого? А ведь это трава и есть. Мы не нарушим приказа короля, если возьмем ее ». Об этом стало известно королю. Тот в мгновение ока рассек воина мечом, сказав при этом: «Как мы можем надеяться на победу, если мы оскорбляем блаженного Мартина? ». Больше войско ничего не брало в этой области.

Когда войско подошло к реке Вьенне, никто не знал, где ему перейти на другой берег, так как река от дождей вышла из берегов.

Ночью король молил бога, чтобы тот указал ему место перехода. Рано утром у него на глазах вошел в реку олень удивительных размеров, и Хлодвиг узнал, что войско сможет переправиться там, где переходил олень.

Предводитель франков встретился, чтобы сразиться с Аларихом королем готов, в долине Вуйе, в десяти римских милях от города. Пуатье. Готы вели бой копьями, а франки - мечами. Победа досталась франкам, Аларих был убит.

Из Тура Хлодвиг приехал в Париж и сделал его резиденцией своего королевства . Король поселился во дворце на острове Сите .

Разными способами он истребил всех своих родственников, присоединив их владения у своему королевству и присвоив себе их богатства. Хлодвиг распространил свою власть над всей Галлией. Существует предание, что собрав однажды своих людей, он сказал о своих родственниках, которых сам же предал смерти: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности ». Король говорил так вовсе не из жалости к убитым. Этот хитрый прием он использовал, чтобы узнать, не остался ли еще кто-нибудь из родни, чтобы и того убить.

Хлодвиг управлял государством франков в течение 30 лет, умер в Париже. Его погребли в церкви святых апостолов, которую он сам построил вместе с женой. Ему было 45 лет.

Данные и обработки материальных источников не всегда точны.

1.1. Письменные источники

Именно благодаря сравнительному анализу всех этих документов и хроник большинство исследователей пришла к мысли, что Хлодвиг умер 27 ноября года.


1.2. Материальные источники

Примерная хронология правления Хлодвига I:

  • - Рипуарськи франки захватили Трир.
Победа при Суассоне позволила Хлодвигу объединить весь север Галлии . Сиагр спрятался в вестготов в Тулузе , но те ​​выдали его Хлодвигу. Галло-римский правитель был убит. Считается, что именно после этой битвы произошел известный эпизод из Суассонского чашей, который описал Григорий Турский.
  • - Победный набег Хлодвига против вестготов на Сентонж.
После этого Хлодвиг и Гундобад заключили мир и союз для борьбы с вестготами.
  • - Церковный собор в Агди, в котором приняли участие 25 епископов, 8 священников и 2 диакона (они присутствовали там представители епископов своих диоцеза).
Впоследствии потомки Хлодвига еще больше расширили границы королевства (завоевав Бургундию , Прованс и другие территории) и правили примерно в течение трех столетий, уступив в период "ленивых королей" местом династии майордомом Пипинидив , основателям королевской династии Каролингов .

2.1. Галлия конце V века


2.2. Расширение королевства франков на восток

Всю свою жизнь Хлодвиг стремился сохранить и увеличить свое королевство, а затем, согласно германской традиции, передать сыновьям. Ради этого он без колебаний преодолевал все препятствия - он приказал убить всех франкских и зарейнских вождей (а многие из них были его давнишний союзниками), часто та же участь достигала близких и дальних родственников его соперников. Хлодвиг даже пошел на убийство своих собственных братьев - Рихара и Ригномера. Это гарантировало стабильность наследия и отсутствие других претенденив на нее, кроме его собственных сыновей.

В то же время Хлодвиг заключал многочисленные союзы и вел активную завоевательную политику. До крещения в его распоряжении было всего 3-5 тысяч человек, но действия франкских воинов были весьма успешны благодаря тому опыту, что они получили на службе у Римской империи в боях против других варваров .

Несмотря на тяжелые бои, Хлодвиг постоянно преуспевал. Это связано с тем, что он не был столь суровым правителем, как другие германские вожди. По крайней мере, для галло-римского населения было важно, что франки приняли католичество и были частично романизированные, тогда как те же вестготы, тоже христиане , но арианского типа , держали Аквитанию железной рукой и не отличались большой веротерпимостью к галло-римского населения.

Наконец, Хлодвиг завоевал практически весь север современной Франции . В году он объединился с рипуарськимы франками. Затем, с года начал наступление на юг. Прежде всего, Хлодвиг повалил Сиагрия , последнего римского наместника, и присоединил его королевство, находившееся в междуречье Сены и Луары . Там он завоевал и разграбил города Санлис , Бове , Суассон и Париж .


2.3. Крещение франков

После свадьбы, как рассказывает Григорий Турский, Клотильда делала все для того, чтобы убедить мужа перейти в католическую веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг.

Хроника Григория Турского повествует о том, что после рождения первого сына Ингомера, Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребенка. Хлодвиг согласился, однако вскоре после крещения ребенок умер. Король очень розгнивився и, как сообщает Фредегар , воскликнул: "Если бы мальчик был освящен именем моих богов, он бы остался жив". Поэтому, когда Клотильда родила второго сына, Хлодомира, король запретил проводить над ним обряд крещения. Вскоре ребенок заболел и Клотильда начала усердно молиться. Наконец Хлодомир выздоровел, но несмотря на исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг отказывался отвергать язычество .

Кроме того, если бы Хлодвиг перешел в христианство, он мог потерять поддержку своего народа. Как и все германцы , франки верили, что король-военачальник может одерживать победы только при поддержке языческих богов. Если воины короля и решились бы перейти в христианство, то стали бы, скорее всего, арианами . В этом случае считалось, что король избран Богом и является председателем Церкви .

Однако Хлодвиг нуждался в поддержке католического духовенства, поскольку те были представителями галло-римского подконтрольного населения. Епископы обладали всей полнотой власти в богатых городах тех пор, как римская гражданская власть там была ликвидирована. Однако даже Церкви было трудно поддерживать связь между своими представителями - с вестготских земель епископов выгоняли и некому было их заменить, в Риме представители духовенства боролись за папский престол, не говоря уже о ссорах, которые вспыхивали среди клириков, настроенных поддерживать вестготов или франков.

Как сообщает "История франков", Хлодвиг решил принять крещение в году, в разгар битвы с Аламанни. Когда противник начал брать верх над его воинами, король дал обет обратиться в христианскую веру, если Христос дарует франкам победу (здесь прослеживается аналогия с крещением византийского императора Константина). При сечи Хлодвига окружили и он вот-вот должен был погибнуть, но в этот момент вождя аламаны скосили стрелой и враждебные воины принялись бежать. Франки победили .

Согласно другим источникам, битва при Толбиаку была всего лишь одной из причин принятия христианства. Окончательное просветление Хлодвига состоялось, когда он побывал на могиле святого Мартина Турского.

Как бы там ни было, но Хлодвиг, его сестра Альбофледа три тысячи франкских воинов приняли таинство крещения от Святого Ремигия в Реймском соборе 25 декабря года . Позже в католичество перешла вторая сестра короля, Лантехильда, которая к тому исповедовала арианство.

Это крещение оставило особый отпечаток на дальнейшую историю Франции - практически все французские короли впоследствии короновались в Реймском соборе (до Карла X в г.).

Кроме того, крещения Хлодвига стало точкой отсчета тесных взаимоотношений между духовенством и франкской (а впоследствии французском) монархией , связи, прервется только в XIX веке . Теперь король должен был короноваться во имя Господа. Переход в католическое вероисповедание позволил Хлодвигу получить влияние и власть над галло-римским населением. Тем более, что теперь у него была мощная поддержка - католическое духовенство. С этого момента латина стал официальным языком делопроизводства в франкский государстве.

Сцена крещения Хлодвига не раз вдохновляла художников и скульпторов как в Средние века, так и в более позднее время.


2.4. Расширение королевства на юг


6. Королевская могила

Хлодвиг I и его семья. Миниатюра из "Больших хроник Франции"

На самом деле, памятник над мощами святой не был закончен. Поэтому, скорее всего, Хлодвиг был похоронен, как пишет Григорий Турский , в sacrarium собора Апостолов, то есть в мавзолее , построенном наподобие гробницы, который можно сравнить с гробницей византийского императора Константина Великого в церкви Святых Апостолов в Константинополе .

Примерно за 33 года рядом со своим мужем была похоронена и Клотильда, которая в период с по года жила в монастыре Святого Мартина в Туре. Григорий Турский, который поселился в Туре в г., слышал рассказы людей, которые были знакомы свое время с Клотильдой. Вполне вероятно, что эти рассказы могли служить источниками для написания его "Истории".


7. Распределение королевства в 511 году

После смерти Хлодвига его сыновья Теодорих , Хлодомир, Хильдеберт и Хлотарь за франкских традиции разделили между собой королевство. В то время большая часть земель Галлии была покорена, за исключением Прованса , Септиманию и королевства бургундов.

Франкское королевство было разделено на три более или менее равные части. Четвертая же часть между Рейном и Луарой досталась Теодориху, старшему сыну Хлодвига, который был рожден от брака короля с язычницей. Это была большая часть, поскольку в нее входило около трети земель всей Галлии.

Распределение королевства происходил, как рассказывает Григорий Турский , в присутствии вельмож королевства, Теодориха и королевы Клотильды. Он был выполнен в соответствии с нормами частного права , которые были записаны Хлодвигом в "Салической правде" и по каким король считался собственником всех земель королевства.

Старший сын Хлодвига Теодорих получил северо-восточные земли: две римские провинции Германия - (Верхняя и Нижняя Германия), Первую Бельгию и юго-восточную часть Второй Бельгии, а также земли по среднему течению Рейна. Хлодомир получил территорию бассейна Луары, Хильдеберт - земли, впоследствии получившие название Нормандии . И, наконец, самый младший сын Хлодвига Хлотаря наследовал северные земли салических франков - от прирейнских низменности до Суассона (в частности город Турне).


8. Легенды

Хлодвигу, как и многим королям Средневековья, посвящено немало легенд . По одной из них, Хлодвиг является потомком Энея , героя Троянской войны . Этот рассказ неоднократно повторяется и варьируется в средневековых источниках. По другому преданию, особенно популярным после издания "Кода да Винчи" Д. Брауна , род Хлодвига исходит от самого Иисуса Христа , который не погиб на кресте, а бежал в Галлию вместе с Марией Магдалиной .

Существует множество легенд, относящихся к битве при Толбиаку. Например, есть предание о том, что накануне битвы Хлодвигу приснился сон, в котором ему явился крест . Во сне чей-то голос произнес: " In hoc signo vinces "(Гинкмар (фр. Hincmar , У - гг.)

В "Истории франков" о крещении Хлодвига упоминается так:

"Когда он подошел; готов креститься, святитель божий обратился к нему с такими красноречивыми словами:" Покорно склоны вою, Сигамбр, почитай то, что сжигал, спали то, что почитал "".

Вспоминая древнее название одного из германских племен - сигамбрив - епископ призвал короля и его жену сжечь свои языческие амулеты.

Существует легенда о появлении геральдической лилии французских королей - после крещения Хлодвиг выбрал этот цветок как символ чистоты . По другой версии, Хлодвигу во время битвы при Толбиаку явился ангел с лилией и сказал, чтобы тот сделал отныне этот цветок своим символом и завещал потомкам.

Впрочем существовал другой популярный в Средневековье предание о явлении королевских лилий. Его появление датируется срединной XIV века, а окончательная редакция - XV веком. Согласно этому преданию, во Франции было два мощных короли - Хлодвиг из замка Монжуа и Конфлат из замка Конфлан. Они постоянно враждовали друг с другом. Как-то Конфлат вызвал на дввобий Хлодвига. Клотильда, жена первого, которая была христианкой, обратилась к отшельнику, который жил неподалеку. Во время молитвы им явился ангел и дал отшельнику синий щит с золотыми лилиями, сказав, что этот герб принесет Хлодвигу победу. Тогда Клотильда на всех доспехах мужа вместо его предыдущего герба - полмесяца (в более поздней версии - лягушки) нарисовала лилии. Благодаря этому Хлодвиг победил своего соперника и обратился в христианство .


9. Жены и дети


Примечания

  1. Подробнее см..: Лебек С. "Происхождение франков". - М., 1993. - Т.1. - С. 45-47
  2. Там же. С. 6.
  3. Имя приняло современный вид далеко не сразу: в каролингский период оно звучало как Hlodoveus, затем - Lodoveus, и, наконец, - Loeпs или Looпs.
  4. Цюльпих, в 35 км северо-западнее Кельна
  5. Это самая спорная дата со всей хронологии правления Хлодвига. Крещение могло произойти между и годами, однако определить точный год исследователи не в состоянии. В данной статье приводится г., дата, названная С. Лебеком.
  6. В 20 км северо-западнее Пуатье
  7. Григорий Турский, Historia francorum (История франков), книга II, Раздел 30
  8. Эта дата условна. Считается, что крещение произошло в период между и гг, а некоторые историки расширяют рамки до г.
  9. По мнению С. Лебека, собор в Орлеане был первым галльским собором. Но исследователь В. Солодников утверждает, что есть неопровержимые источники, подтверждающие, что в правление Хлодвига на территории Галлии церковные соборы собирались уже 23 раза, а Орлеанскому церковному собору предшествовал Агдський
  10. Подробнее см..: Солодников В. Соборный решения Галльской церкви в царствование Хлодвига - основатель династии Меровингов / / "Путь Богопознания" - М., 1998. - Вып. 3. - С. 30-39.
  11. Григорий Турский, Historia Francorum (История Франков), книга II, глава 31
  12. Маркова Н. "О символике цветов в классический искусстве" / / Искусство. № 2 (338). 16-28.01. 2006. - art.1september.ru /
  13. См.. Марк Блок, "Короли-чудотворцы. Очерк представлен в сверхъестественного характере королевской власти", книга II, раздел 3, ? 3 ISBN 5-211-04818-0 (к сожалению, в данной электронной версии глава о Хлодвига вырезана...)Хроника (Fredegarii Chronica) La France. D?s origines ? la guerre de cent ans. - classiques.uqac.ca / classiques / lot_ferdinand / la_france_origines / la_france.html - Paris: Librairie Gallimard, 1941. - С. 278.
  14. Lot F. Naissance De La France - classiques.uqac.ca / classiques / lot_ferdinand / Naissance_de_la_france / Naissance_france.html. - Paris: Librairie Arth?me Fayard, 1948. - С. 864.


Плохо видно, но там подписано: Предводители Франков. Меровинги с 420 по 496 гг. Фарамонд, 420 г. Хлодион 428 г. Меровей 448 г.(Святая Женевьева отражает Аттилу). Хилдерик I 458 г. Хлодвиг I 481 г. Святая Клотильда (идолы сокрушены). Литография 1870 г.

И продолжим мы возвращением вспять. То есть не вперед по тропе древних хроник, но обратно. Отвечая на вопросы и комментарии просвещенных читателей. Почему я называю Хлодвига Первого «первым королём Франции», хотя он никакой не первый, и никакой Франции при Хлодвиге не было?

Всё верно. Потому называя Хлодвига Первого «Первым Королём Франции» я ставлю кавычки. А если кавычек не ставить, но быть очень нудным и дотошным, то можно, конечно, начать мои рассказки с: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил» … По одной из заманчивых теорий, династия Меровингов (из которых наш Хлодвиг) действительно и напрямую восходит к Иисусу Христу. Читай «The Holy Blood and the Holy Grail» (Henry Lincoln, Michael Baigent, Richard Leigh). Или «Da Vinci Code» (Dan Brown), хотя это уже вторично…

Жаль, безусловно, что заманчивая сия теория серьёзными людьми отнесена к «сказочным», «романтичным» и даже к «пропаганде нео-язычества». А то могло бы получиться красиво…

Так что с Авраама начинать не будем. И постараемся про предков Хлодвига и иных «первых королях Франков» предельно кратко. Иначе никогда до сути рассказок не доберёмся… (а кратко я не умею, кажется)...

Попробую «нарисовать» нечто подобное словесному «генеалогическому древу». Но сперва оговорюсь: всё, что известно о первых «королях» франков, да и о самих франках в целом, известно почти исключительно по запискам римских полководцев и хроникам Римской Империи + позднейшие записи некоторых хроникрёров. Германцы письменных документов, увы, не оставили… Упоминать о Франках в своих письменах Римляне начали с того момента, как «вступили с ними в контакт». То есть пошли завоёвывать. Вернее наоборот. Воинственные племена германских варваров стали вторгаться на уже занятые римлянами территории. Середина III века. А ещё римляне не сильно делали различия между многочисленными племенками и народностями, объединёнными под одним обозначением: «Франки». А всяких разных франков было на самом деле много.

На картинке: Жёлтым цветом – владения Римской империи. Зелёными буквами – всевозможные франкские племена. Чёрными буквами – названия прочих варваров.

Само понятие «франков» относится скорее к «административному», нежели этническому началу. «Франками называют союз германских племён, сформировавшийся в начале III века в ответ на формирование союза Алеманнов» («all-mann» - «все люди» - другая конфедерация германских племён). Где-то между Рейном и Дунаем, вне границ Римской Империи. «Франки появляются в истории в 256-260 годах. Родились из мозаики германских племён, занимающихся грабежом ради выживания. (…) Римская Империя, после нашествия варваров в III веке, сумела восстановиться, но в начале V века, в 406 году, новое нашествие разрывает границу, и множество варварских племён ринулись в эту пробоину, в том числе и франки, которые были римлянам то недругами, то, чаще всего, союзниками в борьбе с ещё большими варварами».

В нашей истории нас интересуют Салические Франки (Francs saliens). Хотя ещё были Франки Рипуарские (Francs rhénans). Но последние не влились в «дружное семейство» Римской Империи и оставались «первобытнообщинными» варварами вплоть до ассимиляции Хлодвигом I и далее. Так что далее на эту тему оговариваться не буду.

На картинке: Франки между 400 и 440 гг. Жёлтым цветом - Салические Франки. Оранжевым – Рипуарские. Зелёным – лес Шарбоньер (Угольный). Серым – Римская Империя.

Первым «Королём Франков» указывают некоего Gennobaud или Genebaud (Женнобо?/ Жёнёбо? Геннобо?), правящего «по берегам Океана» в конце III века (около 287-289 г). Такова была политика Римлян: победить, усмирить, заключить мир (fœdus), позволить оставаться на завоёванных территориях в обмен на верную службу и послушание. Варварские племена объявлялись «федеративными» (fœderati), их только что головорезы-грабители шли на «федеративную службу» и становились «вспомогательными войсками» (auxilia). Бравые предводители назначались «королями» (regis). Или римскими консулами (Consul). Et cætera… «Федерированные» таким образом племена было очень удобно использовать в качестве самоуправления территориями, а также в борьбе «с ещё большими варварами, чем варвары». Многие выходцы племенной «аристократии» охотно шли на службу Риму…

Во французской Вики имеется детальный список «Предводителей Франков». Начинающийся с упомянутого Gennobaud. Далее перечисляется ещё десять имён «королей», «предводителей», «военачальников», римских «офицеров» и «генералов», до первого, кто нам интересен: Teutomer (Тётомер?) - «офицер» («генерал»?) при Императоре Юлиане (Flavius Claudius Julianus,331 / 332 - 363). Возможно – отец Рихомера. Данный Рихомер (Flavius Richomeres,335-393), высокопоставленный имперский чиновник, «комит доместиков» (comes domesticorum – можно вольно перевести как «граф внутренних дел»), «военный магистр», «капитан», военачальник (magister militum) и Консул Рима, в свою очередь является отцом Теодомира (Théodomir или Théodomer, ?-421 или 428 гг). Между Рихомером и Теодомиром - ещё шесть имён «Правителей Франков», но мы будем прослеживать только родство. Предположительное, конечно (сослагательное наклонение довольно скучно без конца применять, договоримся сразу – всё под вопросом) (а французам, и не только им, хорошо, у них есть форма глаголов в условном наклонении, conditionnel – одно слово написал с правильным окончанием и никаких «возможно», «вероятно», «быть может» прибавлять не надо)…

Теодомир в «Списке» назван «Королём Франков» (быть может Рипуарских). Убит вместе с матерью римлянами. За то, что поддержал узурпаторов, но что-то в этой истории напутано с датами. Неважно. Важно - Теодомир, возможно, является отцом Хлодиона Длинноволосого (Clodion le Chevelu, 390 - 450, примерно; запомните прозвище «Длинноволосый», потом подробно поговорим).

За Теодомиром следуют ещё два «Короля»: Фарамонд (Pharamond или Faramond) и Хильдебер (Childebert). Само существование которых не является научно доказанным фактом. А вот уже за ними идёт Хлодион Длинноволосый. «Самый древний король из династии Меровингов, чьё существование не вызывает сомнений» . На самом деле вызывает. Если не «само существование», то генеалогия. Историки бьются гипотезами. Достоверных источников нет. А у нас здесь нет времени подробно всё разбирать. Если кому интересно – почитайте Григория Турского (Grégoire de Tours, 539-594 гг.) и Годфруа Курта (Godefroid Kurth, 1847-1916). Или ещё «Chronique de Frédégaire» (VII - VIII вв.) и «Liber Historiae Francorum» (Gesta regum Francorum, около 727 г.) Последние два сочинения, впрочем, относительно интересующего нас периода не столь интересны. Пересказывают, в основном, сочинения Григория Турского, но ещё далее от событий. И зачастую уж совсем сказочны.

Хлодион Длинноволосый считается первым королём Меровингов. Являясь «официальным» отцом праотца первой династии франкских королей. Хотя…

«Одним прекрасным днём, когда Королева, жена Хлодиона, купалась в море, божество соединилось с ней, и из этого союза родился Меровей, эпонимический герой франкской династии». Годфруа Курт. Резюмируя изложенную в хрониках легенду (Григорий Турский - наш главный и древнейший летописец - в своих сочинениях легенду о чудесном зачатии повторять не стал, упомянув Меровея вскользь; вероятно потому, что будучи человеком набожным, языческие байки множить не пожелал)... В более подробной версии говорится, что жена Хлодиона уже была от него, Хлодиона, беременна, соблазнённая водяным божеством, «зверем Нептуна, похожим на быка с пятью рогами» («bestea Neptuni Quinotauri similis») забеременела вторично, кровь короля и божества слились в её чреве воедино, родился полу-божественный Меровей…

На картинке: «bestea Neptuni Quinotauri similis». XVIII век.

Из всего вышеизложенного можно извлечь два вывода: 1) матерью Меровея была жена Хлодиона Длинноволосого; 2) существование Хлодиона более достоверно, нежели существование «эпонимического героя» Меровея…

Также про Хлодиона известно, что это именно он проник на территории Римлян и основал «маленькое Франкское Королевство», которое и унаследует впоследствии уже известный нам «Первый Французский Король», Хлодвиг Первый.

На картинке: Светлый жёлтый цвет - завоевания Хлодиона; темно-жёлтый цвет - Салические Франки; зелёные цвета - Рипуарские Франки, Бургунды и Аллеманны; красный - Римская Империя.

Примечательный факт: когда Филипп IV Красивый (Philippe IV, dit «Philippe le Bel», 1268 - 1314), выстроил Большой Зал Королевского Дворца острова Сите (с которого когда-то начали данную рассказку), он велел «украсить» его статуями французских королей (изначально 42 штуки) – эдакое наглядное пособие в доказательство преемственности его священной законной королевской власти, иллюстрация единства династий от Меровингов и Каролингов, до современных Филиппу Капетингов. Начинали ту царственную вереницу Фарамонд, Хлодион и Меровей… В 1713 году, автор «Истории Франции начиная с учреждения французской монархии в Галлии», аббат иезуит Габриель Даниель (Gabriel Daniel, 1649 – 1728) подверг сомнению достоверность троих вышеназванных, за что был бит (критикой), обвинён в подрыве «скрепов» и в оскорблении монаршеского величия….

И всё-таки Меровей. Он же Mérovée, он же Merowig, он же Mérovech. Имя можно перевести как «Прославленный в Бою» или «Знаменитый Боец»… Кто-то уверяет, что Меровей – это сказка и вымысел. Кто-то пишет: «легендарный король», «мифический». А кто-то вполне допускает: почему бы и нет? «В пятом веке в хрониках появляется множество всевозможных франкских королей, вполне вероятно, что некий предводитель по имени Меровей действительно существовал и обладал достаточно слабой властью где-то в регионе современной Бельгии» (вольная цитата одного современного историка, Bruno Dumézil). Другая цитата: «Некоторые предполагают, что из его (Хлодиона) потомства вышел Меровей…» . Григорий Турский, «История Франков», книга Вторая (Grégoire de Tours, Histoire des Francs, livre II). И ещё: «Хлоио был первым королём Франков. Хлоио породил Глодобода. Глодобод породил Меревео. Мереве породил» …. Из документа, составленного в 629-639 гг. (…) Французская Вики (да, я знаю, что это не самый достоверный источник, да) даже приводит вполне конкретные даты: родился около 412, умер в июле 457, царствовал с 448 по 457. Тут же уточняя: мол существование его окружено столь непроницаемой завесой, что ни о чём точно сказать нельзя. И далее рассказывает много всякого и интересного. Увы, вдаваться в подробности недосуг. Предположим, что Меровей действительно существовал…

451 год. Гунны под предводительством Аттилы вторгаются в Римскую Галлию. «Бич Божий» (flagellum dei) грозит сокрушить всю Западную Империю. Рим вступает в коалицию с германскими племенами. Войсками Франков командует наш Меровей. Именно он встречает и разбивает идущих из Реймса гуннов на равнине Сантерр (Santerre, Пикардия). А затем принимает самое активное участие в «величайшей и кровопролитнейшей битве» на Каталаунских полях. Аттила разбит (не совсем) и покидает Галлию. Франкские племена окончательно обосновываются на севере Империи (которой самой не долго осталось жить). «Меровей дал своему народу землю. Народ дал имя Меровея своим королям». Первая династия французских королей рождена и зарегистрирована!

На картинке: Меровей победивший Гуннов в 451 г. Emmanuel Frémiet, 1867

Правда, о битве на равнине Сантерр не написано, похоже, ни в одном историческом документе (но «традиция» хочет, чтоб та битва была). А на Каталаунских полях (здесь главные союзники Рима - Вестготы, ни точная дата, ни место битвы неизвестны) франками действительно воеводил некий франкский «король», но, ах-ах, его имя не удосужились отметить ни римляне, ни их просвещённые современники. Приск Панийский, византийский историк, дипломат и летописец, находящийся в 451 г. при римском дворе (а до того побывавший при дворе Аттилы и оставивший наиценнейшие записи, увы, дошедшие лишь «фрагментами»), описывает франкского союзника Рима почти подробно, но опять же имени не даёт. «Поводом для Аттилы в его войне против Франков была смерть их короля и спор, возникший среди его сыновей за превосходство. Старший решил вступить в союз с Аттилой, тогда как младший повернулся к Аэцию (Flavius Aetius, 395 (?) - 454 гг., полководец, фактический правитель Западной Империи и «Последний из Римлян»). Мы встретили последнего (сына) в то время, когда он приехал с посольством в Рим. Его лицо ещё было покрыто пушком и его светлые волосы были такими длинными, что он заплетал их в косы. Аэций провозгласил его своим приёмным сыном и, также, как и император, щедро одарил его и отправил обратно как друга и как союзника» (фрагмент 20).

Некоторые историки хотят увидеть в описаниях Приска именно Меровея. Чей «наполовину отец» Хлодион Длинноволосый умер как раз в нужное время (450, предположительно). Но тут неувязочка получается: если верить указанной выше дате рождения Меровея – около 412 г. – то выходит, что в 451 г. ему примерно 40 лет. Для «пушка на лице» поздновато, как бы… Впрочем, не будем привередливыми, допустим «сложности перевода»… Другая проблема хуже: «королевство» Хлодиона по варварской традиции франков не перешло в наследство одному старшему сыну, но было разделено между всеми имеющимися наследниками. И разделено оно было на три части. А Приск пишет только о двух братьях… Но и это не столь важно. Что важно: «В каждой местности и в каждом городе франки ставили поверх себя длинноволосых королей» (Godefroid Kurth). То есть «королей» у франков быть может было неисчисляемое множество и узнать теперь о ком именно писал далёкий Приск возможности не представляется…

Как бы то ни было, рождённый от морского чудища Меровей, дал своё имя династии, которая будет править землями современных Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии (частично) три долгих столетия, вплоть до середины VIII века. «Короли династии Меровингов никогда не оспаривали реальное существование Меровея и гордились своей принадлежностью к его роду».

До самых последних времён, впрочем, не только «короли династии», но вообще мало кто сомневался в существовании Меровея & Co, ведущих свою родословную если не от Христа, то от легендарных королей легендарной Трои (см. Легенду о Троянском Происхождении Франков). Вот, например, какие забавные картинки я для вас нашла. Про Трою здесь нет, но всё равно хорошо. Дёшево и сердито. Кратко и доступно. А вы говорите – Википедия дрянь!

Ладно, ладно. Я не критикую. На самом деле интересно и познавательно иногда посмотреть, как народ сам собственную историю в определённые моменты времени изображает. Не учёные сухари, а именно народ в простецком изложении.

На картинках: Самая достоверная история первых «французских королей», от Фарамонда до Меровея. Image chromo, «Belle Jardinière», типография J. Minot, Париж, 1880-1900 гг.

ФАРАМОНД. Первый Король Франции. Царствовал с 420 по 428 гг.

Подписи под картинками: 1) Галлия была заселена Кельтами, пришедшими из Азии; они жили охотой и рыболовством. 2) Их религией был Друидизм. Во время церемоний священник резал ветки омелы золотым серпом. 3) Юлий Цезарь, Римский Император, захватил Галлию, вопреки героической защите Верцингеторига. 4) Позднее, освободившись от римского ига, они назначили Фарамонда своим первым королём. 5) Первых королей Франков носили на щитах, и они отращивали себе длинные волосы и бороды. 6) Фарамонд во главе своих воинов пересёк Рейн и добрался вплоть до Трира (Trier, ныне город в Германии).

ХЛОДИОН. Второй Король Франции. Царствовал с 428 по 448 гг.


Подписи под картинками: 1) По смерти Фарамонда, его сын, Хлодион, был выбран Королём Франков. 2) Захватив Турне (Tournai, ныне город в Бельгии), он завладел и Камбре (Cambrai, ныне город на севере Франции). 3) В этих городах он предал смерти всех римлян, что там находились. 4) Салийцы (Салические Франки) праздновали свадьбу одного из предводителей в Эдене (Hesdin, город на севере Франции, регион Нор - Па-де-Кале), когда Аэций, римский генерал, их атаковали и заставил бежать. 5) Хлодион захватил Амьен (Amiens, город на севере Франции, Пикардия) и послал одного из своих сыновей осаждать Суассон (Soissons, город на севере Франции, Пикардия). 6) Во время этой битвы молодой принц был убит и его отец умер от горя.

МЕРОВЕЙ. Третий Король Франции. Царствовал с 448 по 458.

Подписи под картинками: 1) Меровей, сын Хлодиона, вступает в союз с Римлянами, Бургундами и Вестготами, чтобы остановить нашествие Гуннов. 2) Их предводитель Аттила называл себя Бичом Божьим и хвастался, что трава больше не росла там, где прошёл его конь. 3) Нашествие этих варваров было ужасным, двадцать городов было уничтожено. Когда он подходил к Парижу население хотело убежать. 4) Святая Женевьева остановила исход уверяя парижан, что их город будет спасён. 5) Меровей атаковал Аттилу между Шалон-сюр-Марн и Мери-сюр-Сен. Гунны были разбиты после ужасной баталии. 6) Этот король, победитель Аттилы, был обличён множеством титулов и его народ был более уважаемым.

Фух. Что-то я тут совсем «замоталась» со всеми этими Хлодионами. По-французски как-то по мне проще. А по-русски сложнее. Так что если опять что напутала и наврала – не обессудьте. Я не историк никак. Так, рассказки рассказываю.

Продолжение следует.

На картинке: «Фарамонд, поднятый на щит». 1841 г. / «Pharamond élevé sur le pavois». Pierre-Henri Révoil, Michel Genod.

Имя Хлодвига упоминается в школьных учебниках И истории. Но знают о нем очень мало.

Тем, кого интересует эта фигура эпохи раннего Средневековья, есть что почитать на русском языке. Прежде всего, было несколько изданий «Истории франков», написанной Григорием Турским, младшим современником Хлодвига. Еще одна публикация источника с хорошими комментариями – «Хроники длинноволосых королей» (так называется книга, вышедшая в серии «Азбука средневековья», Санкт-Петербург, 2006 год). Там масса ярких подробностей из жизни Хлодвига. Кроме того, «Рассказы из времен Меро-вингов» французского историка Огюстена Тьерри. Научные труды: «Средневековая цивилизация Западной Европы» Жака Ле Гоффа и «Королевство франков VI–IX веков» Стефана Лебека.

Хлодвиг – племенной вождь, а затем правитель, живший в V – начале VI века, в эпоху великой трагедии – распада Западной Римской империи. Он вождь франков, одного из германских племен, того, что дало название Франции.

Правил он немыслимо долго для своего времени – 30 лет. Основал первую династию предшественников французских королей – Меровингов. Они вошли в историю под двумя забавными прозвищами – «ленивые короли» и «длинноволосые короли».

Родился Хлодвиг предположительно в 466 году. Через 10 лет после его рождения, в 476-м, произошло событие, которое позже условились считать границей эпох, – переворот в Риме. Был свергнут последний римский император, который, по иронии судьбы, носил имя одного из основателей Рима – Ромул. Символы императорской власти были отправлены в Константинополь, столицу восточной части Римской империи. Во времена Хлодвига Великая Римская империя теоретически существовала, но это была уже ее восточная часть, будущая Византия.

Франки сложили о себе предание, согласно которому они вели свое происхождение от царя Трои Приама (а это XIII век до н. э.!). После падения Трои оставшиеся в живых троянцы разделились. Эней повел людей в область Лациум в Италии, будущий Рим; другая часть пошла в Македонию; третья с вождем Торквотом – в Азию (это будущие турки). А отряд во главе с Франком двинулся к берегам Рейна.

Что касается реальных сведений о франках, то они появляются на исторической арене со II века до н. э. Это племя периодически совершает набеги на северную часть Римской империи, в районе реки Рейн. Известно, что франки принимали участие в знаменитой битве 451 года на Каталаунских полях, когда римляне в союзе с германцами встали на защиту своей территории против страшных, неистребимых, непобедимых гуннов. И близ города Тура одержали победу.

Франки жили при позднем родоплеменном строе. Современные археологи и этнографы изучают их капища – священные места, где помещались изображения богов и другие символы. Находят там и черепа людей, что, возможно, говорит о человеческих жертвоприношениях.

Это были варвары, которые скакали на неоседланных лошадях и блестяще владели фрамеями – своим коронным оружием, которое представляет собой заостренное древко, не очень большое, но и не очень маленькое. Прообраз копья. Была у них на вооружении и секира.

Германцы не возводили военных лагерей, крепостей, как римляне. Их воины шли в бой, а за войском двигались обозы с женщинами и детьми. Почему у германцев отступление было невозможно? Им некуда было отступать. За их спинами женщины и дети. Поэтому они должны или погибнуть, или победить.

Франки носили одежду из шкур, что потрясало римлян. Эпоха торжества варваров была в глазах римлян истинным концом света. В общем, это правильно – пришел конец Великой всемирной империи.

Отец Хлодвига – вождь франков Хильдерик, из рода Меровеев. Дед, Меровей, по-видимому, возглавлял войско франков в битве на Каталаунских полях. О нем сохранилась легенда, будто он родился от союза морского чудовища с земной женщиной. Мифологический шлейф обязательно появляется, когда племенная власть готова перерасти во власть монархическую. Тогда один из вождей хочет показать, что он не такой, как все остальные, и потому имеет право занимать особое положение.

Мать – Базина Тюрингская – была женой племенного вождя и бежала от мужа к Хильдерику. После важных предзнаменований, описанных в хрониках, она родила Хлодвига. Нельзя не удивиться тому, что хроники все-таки ведутся и в это страшное время, когда происходит крушение цивилизации. Некоторые книжники все же уцелели. В хронике римлянина Исидора Севильского, «Истории франков» епископа Григория Турского VI века, «Хронике Фредегара» середины VII века, хронике Павла Диакона VIII века рассказывается о Хлодвиге.

В 481 году, в возрасте четырнадцати лет, он начал после смерти отца править частью салических (то есть «приморских») франков, тех, что жили на побережьях северных морей. (Еще были рипуарские франки, селившиеся по берегам Рейна .)

Пять лет ему пришлось драться за объединение двух народов и завоевывать римскую Галлию – северо-восток будущей Франции. Там правил римский наместник Сиагрий.

Управляемая им провинция была окружена со всех сторон франками, готами, бур-гундами. А в самой римской Галлии сохранялся островок рухнувшей империи, так как Сиагрий не подчинился власти Одоакра, свергнувшего последнего римского императора.

Хлодвиг в союзе со своим родственником королем Раг-нахаром разбил Сиагрия, и тот бежал к готскому королю Алариху II, просил у него убежища. Однако Аларих из страха перед Хлодвигом выдал связанного Сиагрия послам. Продержав пленника некоторое время под стражей, Хлодвиг повелел заколоть его мечом. Король франков был прост и жесток.

Франки признали Хлодвига своим единственным вождем, совершив незамысловатый ритуал: просто подняли его на руках над собой.

Галлия V века – это смешение этносов и культур. Германцы пришли туда, где проживали галлоримляне, исповедовавшие христианство. Ведь христианская религия была в позднем Риме официальной.

Хлодвиг принял христианство в его ортодоксальной версии. Но его путь к этой религии не был прямым.

В процессе завоевания Галлии франки захватывали города и грабили церкви. Они были язычниками и не боялись чужого и непонятного бога. Один эпизод из жизни Хлодви-га особенно красочно передан Григорием Турским. Франки устроили разграбление города Суассона. В храме среди реликвий была некая драгоценная чаша, дорогая местному епископу и как предмет культа, и как произведение искусства.

Хлодвиг – это дикарь, одетый в шкуру, косматый, потому что у Меровингов семейная традиция – никогда не стричь волосы. Считается, что если они остригут волосы, то потеряют свою силу. И вот этот лохматый, полудикий язычник почему-то решает прислушаться к просьбе епископа. Так подсказывает чутье. Хлодвиг дает обещание, что получит эту чашу и вернет ее в церковь Суассона.

Раздел награбленного у франков совершался по жребию. Но на сей раз было сказано, что вождь дополнительно к своей доле хочет и эту чашу. И нашелся поборник демократии, который не почувствовал, что времена меняются, и возмутился: «Почему это так? Пусть получит как все! Только по жребию!» А чашу уже отложили, чтобы отдать вождю. Этот воин схватил свою секиру и ударил по чаше. Расколол он ее или только повредил, мы не знаем. Но удар секирой был.

Хлодвиг все-таки получил чашу и вернул епископу, хоть и в поврежденном виде.

Воин не понес никакого наказания. Военная демократия была еще жива. Но, как пишут источники, вождь затаил обиду в сердце. И все поняли силу этой обиды ровно через год, когда Хлодвиг устроил традиционный смотр своего войска. Все должны были с оружием построиться на большом поле. Хлодвиг прошел вдоль рядов. Он узнал того воина, схватил его секиру, сказал, что она не начищена и бросил на землю. Когда воин нагнулся за оружием, Хлодвиг своей секирой то ли рассек ему голову, то ли отсек ее, со словами: «Так ты поступил с суассонской чашей». После этого все замерли и, как пишут авторы хроник, старались никогда больше ему не перечить. И были правы, потому что скоро выяснилось, насколько свиреп его нрав.

Тем удивительнее, что такой человек пришел к христианству.

К 496 году Хлодвиг стал уже сильным, признанным властителем.

Он был женат. Его жена, которую звали Хродехильда из дома Бургундов, была христианкой. Она уговаривала мужа принять христианство, а он отказывался и говорил, что ее бог никак не явил своих сил. Хлодвиг был уверен, что его языческие боги, прежде всего Один, хранят франков.

Когда родился первенец, Хродехильда, конечно же, решила крестить его. Хлодвиг не возражал. Этот варвар занял позицию наблюдателя. Жена понесла крестить этого мальчика, наследника. И он умер прямо в крестильных одеждах. Казалось бы, теперь Хлодвиг должен был окончательно отказаться от мысли креститься самому. Но Хродехильда проявила истинно христианское смирение, сказав: «Благодарю своего Господа за то, что он призвал это маленькое существо в свое счастливое царство».

Она родила второго ребенка – Хлодомера. Снова крестила. Он начал болеть. Хлодвиг сказал: «Ты видишь, что творит твой бог!» Но мальчик выжил.

И тогда Хлодвиг решил испытать этого христианского бога. Он заявил: «Я иду в поход против алеманнов. Они воинственны, опасны. Поход тяжелый. Если твой бог дарует мне победу, я в него уверую».

Все получилось удивительно. Алеманны при виде франкского войска просто побежали, а их вождь погиб в бою. В те времена это значило, что войско сдается. Хлодвиг свой обет решил выполнить и заявил епископу, что готов принять христианство.

Его крестили. Вместе с ним крестилось его войско. После крещения епископ прочел проповедь о страстях Христовых. Хлодвиг заявил: «Если бы я там был вместе с франками, мы бы освободили его от несправедливости». Епископ сказал: «Что ж, ты настоящий христианин».

После этого поход против готов проходит уже под христианскими лозунгами. Готы, как и другие германские племена, тоже приняли христианство, но не в ортодоксальной версии, как Хлодвиг, а в форме одной из его «боковых ветвей» – арианства. Эта версия христианской веры и организации церкви была названа по имени священника Ария. Она отличалась большей простотой и доступностью. Однако ортодоксальная церковь признала ее ересью. Это позволило весьма сообразительному вчерашнему дикарю Хлод-вигу объявить свой завоевательный поход против готов «борьбой с еретиками-арианами». Хронисты отмечают чудеса, помогавшие Хлодвигу: огромный олень показал, где перейти разлившуюся реку, над шатром короля близ Пуатье появился большой огненный шар.

Поход удачный и очень важный. Хлодвиг захватил Бордо, Тулузу, сокровища великого вестготского вождя Алари-ха. Эта победа, более значительная, чем все прежние, убедила его в силе христианского бога.

Хлодвиг устроил торжества в городе Туре, оформив их в римско-христианских традициях. Он получил грамоту Византийского императора Анастасия, который объявил его консулом. Подобно римскому императору, Хлодвиг облачился в пурпурную тунику и тогу, с диадемой на голове проехал по городу, разбрасывая золотые и серебряные монеты на радость толпе. Все смешалось в эту эпоху, называемую эпохой Великого переселения народов.

Столицей Хлодвиг сделал город Париж. Это было место укрепленное и относительно безопасное, островное, окруженное болотами, речками. А ведь в те времена каждый правитель должен был постоянно думать об обороне. И вот Хлодвиг избрал Париж, который не все время потом был столицей, долго оставаясь резиденцией графов, но в конце концов, в X веке, сделался главным городом Франции – чутье, которое было так развито у этого человека, при всей его косматости и неотесанности не подвело его.

Безусловно, Хлодвиг тянулся к цивилизации, и это касалось отнюдь не внешнего вида. Именно при нем около 500 года происходит первая запись обычного права – тех законов, которые до этого были обычаями, хранились устной традицией. Записывается знаменитая «Салическая правда». Подобные «правды» постепенно появились у многих германских племен: «Алеманнская правда», «Бургундская правда», «Вестготская правда» и другие. Но «Салическая» – из самых ранних.

Сам же Хлодвиг оставался, по существу, варваром. Хотя формально у него была только одна жена, известно, что все Меровинги совершенно спокойно смотрели на многоженство. Епископы не могли их уговорить, что жену положено иметь одну. И после Хлодвига тоже. И Карл Великий, уже из следующей династии Каролингов, тоже смотрел на это совершенно спокойно.

В числе заметных качеств Хлодвига – беспощадность к врагам… и родственникам. В хронике говорится: «Он мудро утверждал, что никто из его родни не должен остаться в живых, за исключением того семени, которое ныне правит». То есть он счел необходимым истребить родственников только потому, что они могут помешать дальнейшему правлению его сыновей. И это для него дело очень простое. Он действительно воевал против родственников и уничтожил их всех, кого-то даже лично, просто потому, что это родственники.

Людей, которые помогли ему истребить родню, он подкупил запястьями и перевязями из золота. А потом обнаружилось, что это не золотые вещи – они только позолочены, а внутри медь. Получатели взятки возмутились. Хлодвиг же ответил: и так много для предателей, не надо было предавать своего господина!

В Кельне, у рипуарских франков, правил некий Зигиберт. Хлодвиг указал его сыну, Хлодерику, на старость и слабость отца. Обещал обеспечить сыну власть после его смерти. Хло-дерик понял намек и убил отца. После этого наемники убили Хлодерика – и Хлодвиг захватил его «королевство».

И этот полудикий человек варварской эпохи обладал, тем не менее, чем-то вроде политического чутья, тем, что много веков спустя назовут умением лепить свой образ. Да и то, что потом назовут цинизмом и коварством, было его повседневной практикой.

Конец правления Меровингов был очень печальным. В то время большая часть земель Галлии была покорена, за исключением Прованса, Септимании и королевства бургундов. Три сына Хлодвига: Хлодомер, Хильдеберт и Хлотарь – в соответствии с франкской традицией получили более или менее равные части. Хлодомер унаследовал территорию бассейна Луары, Хильдеберт – земли, впоследствии получившие название Нормандии. Младший сын Хлотарь – северные земли салических франков: от прирейнской низменности до Суассона (в том числе город Турне). Четвертая же, северо-восточная часть, между Рейном и Луарой, самая большая, включавшая около трети территории Галлии (две римские провинции Германии, Первая Бельгия и юго-восточная часть Второй Бельгии, а также земли по среднему течению Рейна), досталась Теодориху, старшему сыну Хлодвига, который был рожден от брака короля с язычницей.

Новые короли относились к этим землям как к собственным поместьям: бесконечно делили землю, объединялись и снова начинали все делить. В итоге они растеряли свой личный земельный фонд. Меровингов стали называть «ленивыми королями», а точнее было бы перевести их прозвище словом «безвластные». Они утратили реальную возможность управлять, и власть захватили те, кто назывался управителями дворца – майордомы. В середине VIII века, в 751 году, они сменят Меровингов на престоле будущей Франции. По имени их самого яркого представителя бывшие майордомы будут называться Каролингами.

Времена Меровингов, которых так ярко представляет фигура Хлодвига, – это, можно сказать, предыстория, пролог к будущей подлинной истории Франции.

Суассонская чаша

Одной из самых известных легенд, связанных с Хлодвигом, является рассказ о Суассонской чаше. После того, как франки захватили богатую область римской Галлии, одержав победу у Суассона, настало время делить добычу. По франкской традиции у вождя не было особых преимуществ перед своими воинами, и все завоеванное должно было делиться поровну между всеми. Но среди добычи оказалась невероятной красоты чаша из какой-то церкви, которая была очень ценной. Тогда, по преданию, Реймский архиепископ Ремигий попросил у Хлодвига отдать эту чашу ему. Хлодвиг и франки были язычниками, но население Галлии преимущественно было христианским. Франкский король, как мудрый правитель, старался наладить добрые отношения с владыками городов — епископами. Хлодвиг согласился на просьбу Ремигия, однако должен был получить согласие от своих воинов на то, чтобы взять чашу сверх своей доли. Войско не стало перечить королю, но внезапно один из воинов, возмущенный такой просьбой, нарушающей нормы военной демократии, да еще и ради христиан, схватил чашу и разрубил ее со словами: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Хлодвиг передал епископу обломки реликвии.

Воин разрубает чашу на глазах у Хлодвига

Король проявил терпение, поскольку понимал формальную правоту и пыл своего воина, но случай не забыл. Через год он проводил смотр своего войска и увидел этого воина. Король придрался к плохому состоянию оружия и секирой пополам разрубил голову бедолаге, воскликнув: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне!». Подобный шаг дал понять всему войску, что король не потерпит пререканий, и Хлодвига стали бояться. Духовенство, в свою очередь, оценило добрую волю короля франков, а Ремигий признал его в качестве администратора римской провинции.

Военные победы

Хлодвиг стал королем западных (салических) франков в 15-летнем возрасте. Тогда его народ владел небольшой территорией, на которая включала в себя современную Бельгию и части соседних Германии и Голландии. Центр современной Франции он присоединил после победы над римским наместником Сиагрием в бою в 486 году. Правда присоединение земель Сиагрия затянулось, поскольку многие города держали франкскую осаду. Но в итоге Хлодвиг покорил их все. После этого область франков постепенно стала превращаться в сильное германское королевство. Хлодвиг заключил династический союз с бургундским королем, что усилило его позиции. Он начал войну с алеманнами и сумел одержать победу. Около 500 года король франков вмешался в дела Бургундии и даже обязал короля Гундобальда платить дань.


Через шесть лет он пошел на вестготов и вторгся в Южную Галлию. Он преподносил это как религиозный поход против еретиков-ариан. Православные жители Галлии встали на сторону Хлодвига, тот же в свою очередь запретил солдатам грабить их. Хлодвиг в единоборстве убил короля вестготов Алариха II и присоединил себе почти всю Аквитанию к Франкскому королевству. Он едва не начал войну с остготами за Прованс, но спор разрешился мирно. Византийский император и враг остготов заключил с Хлодвигом союз и назначил его консулом. Хлодвиг был очень горд и польщен. Кроме того, для христианского населения Франкского государства это было еще одним подтверждением легитимности власти короля. После войны с вестготами Хлодвиг приехал в Париж и сделала его своей резиденцией. Франкское государство достигло огромных размеров и силы. Хлодвиг стал объединять вокруг себя другие ветви франков и постепенно собрал и сплотил весь соплеменный ему народ.

Христианская жена

К 30 годам Хлодвиг уже имел большой авторитет среди германских королей. Король остготов даже взял сестру Хлодвига в жены. Сам же Хлодвиг жил с какой-то женщиной, которая даже родила ему сына, но женат не был. В жены он взял себе дочь бургундского короля Хильперика Клотильду. Тогда в Бургундии правили четыре брата, один из них, Гундобад, убил Хильперика и его жену, а их двух дочерей изгнал. Хлодвиг же часто направлял в Бургундию послов, где те и встретили молодую Клотильду. Хлодвиг отметил ее красоту и ум, а узнав, что она королевской крови, попросил у Гундобада ее руки. Тот не смел отказать.


Статуя Святой Клотильды

Королевский дом Бургундии исповедовал арианство, однако Клотильда под влиянием матери успела перейти в ортодоксально-никейскую веру. Хлодвиг же был язычником, хоть жена после свадьбы всячески и пыталась его склонить к принятию христианства. После рождения первенца Ингомера Клотильда решила крестить сына. Однако вскоре после обряда младенец умер прямо в крестильных одеждах. Хлодвиг был в ярости, он обвинял во всем веру своей супруги. Королева родила второго сына и вновь упросила мужа его крестить. После этого мальчик заболел, и Хлодвиг сказал, что его ожидает судьба брата: «крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Однако Клотильда стала усердно молиться и постепенно мальчик поправился. Однако, несмотря на исцеление и постоянные просьбы жены, Хлодвиг каждый раз отказывался отречься от язычества, утверждая, что «ее бог никак не явил своей силы».

Крещение

Хлодвиг хоть и был язычником, но прекрасно понимал, что религия может быть отличным политическим инструментом. Большинство германцев и их королей, поделивших остатки Западной Римской империи, тогда исповедовали арианство. Однако жители-римляне предпочитали православие в противовес «арианской ереси». Религиозная рознь особенно росла среди покоренных жителей Италии, Южной Галлии и Испании. Принятие православия помогло бы устранить различие между франками и подвластным им населением. Религиозное единство укрепляло власть и делало Хлодвига легитимным в их глазах. Кроме того, такой шаг помог бы расширению территории франков и усилению их влияния, особенно в войне с вестготами. Хлодвиг принял крещение по православному обряду. Это событие стало одним из важнейших в годы его правления.


Крещение Хлодвига

Крещение Хлодвига окутано легендами и ореолом таинственности. До сих пор нельзя точно установить его дату. Согласно легенде, в войне Хлодвига с алеманнами положение франков постоянно колебалось. Когда противники стали побеждать, Хлодвиг обратился к Иисусу Христу: «Если Ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу Твою, которую испытал, как он утверждает, освящённый Твоим именем народ, уверую в Тебя и крещусь во имя Твоё». И в это же мгновение король алеманнов был сражен, а его войско бежало. Вернувшись домой, король франков все рассказал жене. Клотильда вызвала к себе епископа Ремигия, и вместе они смогли убедить Хлодвига в необходимости принятия христианства. Король заявил, что должен получить согласие у своего народа на отречение от старых богов, франки по преданию ответили, что готовы следовать за королем и «за бессмертным богом».


Считается, что обряд прошел на Рождество, 25 декабря 496 года в Реймсе и был проведен Ремигием. Вслед за королем крестилась и его 6-тысячная дружина и его сестра. Во время крещения, согласно легенде, святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принес сосуд с миррой. Позднее почти все короли Франции были помазаны на царство миррой из этого флакона, а сосуд получил название Святой Стеклянницы и стал важнейшей французской реликвией. Считается, что Стеклянницу разбили во время Французской Революции, как символ монархии. Также по преданию, Хлодвиг после крещения выбрал своим символом очищения лилию, после этого цветок стал геральдическим символом французских королей.

Коварство и расчет

Примечательно, что Хлодвиг, несмотря на то, какую роль он сыграл в крещении франков, так и не был канонизирован, в отличие от своей жены. Считается, что это связано с личными качествами правителя. Хлодвиг был прагматичен до цинизма, поэтому его крещение вряд ли было связано с нравственным переворотом. Принятие христианства не помешало королю продолжать расправляться со своими оппонентами. Так, он натравил на короля рипуарских франков Сигиберта Хромого собственного сына. Когда Хлодерих избавился от отца, Хлодвиг послал своих людей убить наследника. Земли Сигиберта он присоединил к Франкскому королевству и заявил о своей полной непричастности к произошедшим смертям.

Жестоко Хлодвиг обошелся и с вождем салических франков в низовьях Рейна — Харарихом. Он захватил его и его наследника в плен и остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом. Тем самым Харарих и его наследник лишались права королевского наследования. Тогда в сердцах сын Харариха заявил, что их семейное древо еще не засохло и пожелал быстрой гибели Хлодвигу. Король франков узнал об этом и приказал обезглавить пленников.


Хлодвиг и его семья

Также Хлодвиг замыслил отнять земли у своего родственника Рагнахара. Он подкупил дружинников своего союзника, послав им золотые запястья и перевязи. После этого он выступил против Рагнахара. Воины изменили своему вождю, схватили Рагнахара и его брата Рихара и выдали Хлодвигу. Хлодвиг сказал ему: «Зачем ты унизил наш род тем, что позволил себя связать? Лучше тебе было бы умереть». Секирой он рассек Рагнахару голову, а затем и его брату, обвинив того, что он не спас вождя от плена. После казни вождя и его брата дружинники узнали, что золото Хлодвига было искусной подделкой. Хлодвиг сказал им: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предаёт своего господина смерти». Спустя время в Ле-Мане был убит еще один брат Рагнахара — Ригномер. Хлодвиг избавился от всех вождей и присоединил к своим землям область салических франков с центром в Камбре.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные