Полное отсутствие моральных принципов. Нравственные принципы

Лекция 1. Предмет этики, основные проблемы этики. Структура и функции морали.

Моральные принципы.

Этика (от греческого «ethos» – нрав, обычай) – философское исследование морали и нравственности. Первоначально слово «ethos» означало правила совместного общежития людей, нормы поведения, сплачивающие общество, помогающие преодолеть агрессию и индивидуализм.

Второе значение слова этика – система моральных и нравственных норм определенной социальной группы людей.

Впервые термин этика использовалАристотель (384 – 322 г.г. до н.э.), он трактовал ее как практическую философию, которая ищет ответ на вопрос: - «Что мы должны делать?».

Золотое правило этики (нравственности) – «не делай другим того, чего не желаешь себе» - встречается еще у Конфуция (551 – 479 г.г. до н.э.).

Основные проблемы этики:

Проблема добра и зла,

Проблема справедливости,

Проблема должного,

Смысл жизни и назначение человека.

Мораль – это форма общественного сознания, которая устанавливает общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от права мораль в основном носит неписаный характер и фиксируется в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений.

Нравственность – это практическое воплощение моральных идеалов, целей и установок в различных областях социальной жизни, в поведении людей и отношениях между ними.

Мораль состоит из следующих компонентов.

    Моральная деятельность – важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Только совокупность поступков человека дает представление о его моральности. «…Человек есть не что иное, как ряд его поступков» (Г.Гегель).

Поступок, в свою очередь, содержит три компонента:

- мотив поступка;

- результат поступка;

- оценка окружающими как самого поступка, так и его результата и мотива.

2. Моральные (нравственные) отношения – это отношения, в которые вступают

люди, совершая поступки (моральные или аморальные). Вступая в эти отношения,

люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем

приобретают определенные моральные права . Установившаяся система моральных

отношений лежит в основе морально-психологического климата определенной

социальной группы людей (служебного коллектива).

    Моральное сознание выступает в виде:

Общеобязательных форм моральных требований (описываются с помощью понятий моральные принципы ,моральные нормы иморальные категории );

Личностных форм моральных требований (описываются с помощью близких понятий самооценка, самосознание );

Общественных моральных требований (описываются с помощью понятий общественный идеал, справедливость ).

Моральное сознание порождается потребностью в регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений. В отличие от науки моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии и обыденного сознания. Моральные принципы, нормы и категории непосредственно вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков. Моральное сознание носит обязательный характер, каждый человек обладает своей системой нравственных ценностей, испытывает моральные побуждения, знает об этических нормах и принципах. Иммануил Кант (1724 – 1804 г.г.) писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением –

это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Основные функции морали.

    Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом, и в этом смысле она дополняет право. Отметим, что все правовые нормы также утверждают справедливость, служат добру и благу общества и граждан и носят безусловно моральный характер.

    Оценочная функция. Предметом оценки с позиции «морально – аморально» или «нравственно – безнравственно» являются поступки, отношения, намерения, мотивы личностные качества и т.д.

    Ориентирующая функция. На практике, прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную моральную норму в поступке или в поведении, человеку приходится учитывать значительное число обстоятельств, каждое из которых может побуждать к применению различных (иногда взаимоисключающих) моральных норм. Высокий уровень нравственной культуры помогает выбрать из множества моральных норм единственно правильную, таким образом ориентируя человека в системе моральных приоритетов.

    Мотивационная функция. Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы и мотивации могут быть моральными и аморальными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.

    Познавательная (информационная) функция. Эта функция направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов поведения и пр.

    Воспитательная функция. Посредством воспитания нравственный опыт передается из поколения в поколение, формируя нравственный тип личности и обеспечивая сохранение культурной традиции.

    Мировоззренческая функция. Эта функция очень близка к оценочной функции с той лишь разницей, что мировоззренческая функция охватывает основные, базовые понятия и представления человека об окружающей его действительности.

    Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

Моральные принципы.

Принципы морали играют главенствующую роль в моральном сознании. Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. Они выражают основные требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. К числу моральных принципов относятся такие общие на­чала нравственности, как:

1 .Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма состоит в признании человека выс­шей ценностью. В обыденном понимании этот принцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и возможность самореализации. Moжнo выявить тpи ocнoвныx cмыcлa гyмaнизмa:

Гapaнтии ocнoвныx пpaв чeлoвeкa кaк ycлoвиe coxpaнeния гyмaнныx ocнoвaний eгo бытия;

Пoддepжкa cлaбыx, выxoдящaя зa paмки oбычныx пpeдcтaвлeний дaннoгo oбщecтвa o cпpaвeдливocти;

Фopмиpoвaниe coциaльныx и нpaвcтвeнныx кaчecтв, пoзвoляющиx личнocти ocyщecтвлять caмopeaлизaцию нa бaзe oбщecтвeнныx цeннocтeй.

2. Принцип альтруизма. Это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был введен в оборот французским философом О. Контом (1798 – 1857 г.г.), для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм . Альтруизм как принцип, по Конту, гласит: «Живи для других».

3.Принцип коллективизма. Этот принцип является основополагающим в объединении людей для достижения общих целей и осуществления совместной деятельности, имеет длительную историю и фундаментальное значение для существования человечества. Коллектив представляется единственным способом социальной организации людей от первобытных племен до современных государств. Его сущность состоит всознательном стремлении людей содействовать общему благу. Противоположным принципом является принцип индивидуализма . Принцип коллективизма включает несколько частных принципов:

Единство цели и воли;

Сотрудничество и взаимопомощь;

Демократизм;

Дисциплина.

4.Принципы справедливости предложил американский философ Джон Ролз (1921-2002).

Первый принцип : каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод.

Второй принцип : социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:

От них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;

Доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.

Иными словами, у всех должны быть равные права по отношению к свободам (свобода слова, свобода совести и т.д.) и равный доступ в школы и университеты, на должностные позиции, рабочие места и т.д. Там же, где равенство невозможно (например, в экономике, где благ не хватит на всех), это неравенство должно быть устроено к выгоде неимущих. Одним из возможных примеров такого перераспределения благ может быть прогрессивный подоходный налог, когда богатые платят больше налогов, а вырученные деньги уходят на социальные нужды бедных.

5.Принцип милосердия. Mилосердие – это cocтpaдaтeльнaя и дeятeльнaя любoвь, выpaжaющaяcя в гoтoвнocти пoмoгaть кaждoмy нyждaющeмycя и pacпpocтpaняющaяcя нa вcex людeй, a в пpeдeлe - нa вce живoe. В пoнятии милосердие coeдиняютcя двa acпeктa:

Дyxoвнo-эмoциoнaльный (пepeживaниe чyжoй бoли кaк cвoeй);

Кoнкpeтнo-пpaктичecкий (пopыв к peaльнoй пoмoщи).

Иcтoки милосердия кaк нpaвcтвeннoгo пpинципa лeжaт в apxaичecкoй poдoвoй coлидapнocти, cтpoгo oбязывaвшeй цeнoй любыx жepтв вызвoлять из бeды poдичa.

C пpoпoвeдью милосердия впepвыe выcтyпили такие peлигии, как бyддизм и xpиcтиaнcтвo.

6. Принцип миролюбия. Этот пpинцип мopaли ocнoвывaвается нa пpизнaнии чeлoвeчecкoй жизни выcшeй coциaльно-нpaвcтвeннoй цeннocтью и yтвepждaющий пoддepжaниe и yкpeплeниe миpa кaк идeaл oтнoшeний мeждy нapoдaми и гocyдapcтвaми. Mиролюбие пpeдпoлaгaeт yвaжeниe личнoгo и нaциoнaльнoгo дocтoинcтвa oтдeльныx гpaждaн и цeлыx нapoдoв, гocyдapcтвeннoгo cyвepeнитeтa, пpaв чeлoвeкa и нapoдa нa coбcтвeнный выбop oбpaзa жизни.

Mиролюбие cпocoбcтвyeт пoддepжaнию oбщecтвeннoгo пopядкa, взaимoпoнимaнию пoкoлeний, paзвитию иcтopичecкиx, кyльтypныx тpaдиций, взaимoдeйcтвию paзличныx coциaльныx гpyпп, этнocoв, нaций, кyльтyp. Миролюбию пpoтивocтoят aгpeccивнocть, вoинcтвeннocть, cклoннocть к нacильcтвeнным cpeдcтвaм paзpeшeния кoнфликтoв, подoзpитeльнocть и нeдoвepиe в oтнoшeнияx мeждy людьми, нapoдaми, coциaльнo - пoлитичecкими cиcтeмaми. В иcтopии нpaвcтвeннocти миролюбие и aгpeccивнocть пpoтивoбopcтвyют кaк двe ocновные тeндeнции.

7. Принцип патриотизма. Это нpaвcтвeнный пpинцип, в oбoбщeннoй фopмe выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe, зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт вpaгoв. Патриотизм пpoявляeтcя в гopдocти зa дocтижeния poднoй cтpaны, в гopeчи из-зa ee нeyдaч и бeд, в yвaжeнии к ee иcтopичecкoмy пpoшлoмy и в бepeжнoм oтнoшeнии к нapoднoй пaмяти, нaциoнaльным и кyльтypным тpaдициям.

Hpaвcтвeннoe знaчeниe патриотизма oпpeдeляeтcя тeм, чтo oн являeтcя oднoй из фopм coпoдчинeния личныx и oбщecтвeнныx интepecoв, eдинeния чeлoвeкa и Oтeчecтвa. Ho пaтpиoтичecкиe чyвcтвa и идeи тoлькo тoгдa нpaвcтвeнно вoзвышaют чeлoвeкa и нapoд, кoгдa coпpяжeны c yвaжeниeм к нapoдaм дpугих cтpaн и нe выpoждaютcя в пcиxoлoгию нaциoнaльнoй иcключитeльнocти и нeдoвepия к "чyжaкaм". Этoт acпeкт в пaтpиoтичecкoм coзнaнии пpиoбpeл ocoбyю aктyaльнocть в пocлeднeе время, кoгдa yгpoзa ядepнoгo caмoyничтoжeния или экoлoгичecкoй кaтacтpoфы пoтpeбoвaлa пepeocмыcлeния патриотизма кaк пpинципa, пoвeлeвaющeгo кaждoмy cпocoбcтвoвaть вклaдy cвoeй cтpaны в coxpaнeниe плaнeты и выживaниe чeлoвeчecтвa.

8. Принцип толерантности . Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Мораль и право.

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний», государственный регулятор.

Право – продукт истории. Мораль (так же как мифология, религия, искусство) старше него по своему историческому возрасту. Она существовала в человеческом обществе всегда, право же возникло тогда, когда произошло классовое расслоение первобытного общества и стали создаваться государства. Социокультурные нормы первобытного безгосударственного общества, касающиеся разделения труда, распределения материальных благ, взаимозащиты, инициации, заключения браков и т. п. имели силу обычая и закреплялись мифологией. Они в целом подчиняли личность интересам коллектива. К нарушителям их применялись меры общественного воздействия - от убеждения до принуждения.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

    право вырабатывается государством, мораль - обществом;

    право закреплено в государственных актах, мораль - нет;

    за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали - общественное осуждение, критика и в некоторых случаях санкции государства.

Принимая решение, формулируя точку зрения, человек руководствуется собственными моральными принципами, составленными на основе знаний, полученных на протяжении своего жизненного пути. Движущей силой данного принципа есть нравственная воля. Для каждой личности существует своя норма ее выполнения. Так, кто-то понимает, что нельзя убивать людей, а для кого-то лишать жизни нельзя не только человека, но и любого животного. Стоит отметить, что эта форма нравственных утверждений, принципов морали, может иметь одну и ту же форму и повторяться из поколения в поколение.

Высокие моральные принципы

Не будет лишним отметить, что главное – не знание основных моральных принципов человека, а их активное применение в жизни. Начиная свое формирование в детском возрасте, они должны перерасти в благоразумие, доброжелательность и пр. Фундаментом их формирования выступают воля, эмоциональная сфера, .

В случае, когда личность осознанно для себя выделяет те или иные принципы, она определяется с моральной ориентацией. И то, насколько будет она верна ей, зависит ее принципиальность.

Если говорить о высоких моральных принципах, то условно их можно разделить на три категории:

  1. «Можно». Внутренние убеждения индивидуума полностью соответствуют правилам, законам общественности. К тому же такие принципы не способны кому-либо навредить.
  2. «Нужно». Спасти тонущего человека, отобрать у вора сумку и отдать ее владельцу – все эти действия характеризуют моральные качества, присущие личности, побуждающие ее поступать определенным образом, даже несмотря на то, что это может противоречить ее внутренним установкам. В противном случае, она может понести наказание или такое бездействие способно нанести много вреда.
  3. «Нельзя». Данные принципы осуждаются обществом, кроме того, могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность.

Моральные принципы и, в свою очередь, качества человека формируются на протяжении всего жизненного пути во взаимодействии с другими людьми, социумом.

Человек высоких моральных принципов пытается определить для себя, что есть смысл жизни, в чем ее ценность, какой именно должна быть его моральная ориентация и что есть .

При этом в каждом действии, поступке, любой такой принцип способен раскрыться с совсем другой, порой непознанной, стороны. Ведь мораль по-настоящему показывает себя не в теории, а на практике, в своей функциональности.

Моральные принципы общения

К их числу относятся:

  1. Осознанный отказ от личных интересов ради интересов других людей.
  2. Отказ от гедонизма, жизненных удовольствий, наслаждения в пользу достижения поставленного перед собой идеала.
  3. Решение общественных проблем любой сложности и преодоление экстремальных ситуаций.
  4. Проявление ответственности о заботе за другими личностями.
  5. Построение отношений с другими с точки зрения доброты и блага.

Отсутствие моральных принципов

Учеными Калифорнийского Университета недавно было доказано, что соблюдение моральных принципов говорит о том, что такие личности менее подвержены стрессовым атакам обыденной жизни, то есть это свидетельствует о их повышенной сопротивляемости различным заболеваниям, инфекциям

.

Тот, кто не удосуживается личностно развиваться, кто аморален, рано или поздно, но начинает страдать от собственной неполноценности. Внутри такого человека возникает чувство дисгармонии с собственным «Я». Это, вдобавок, провоцирует возникновение психического напряжение, что запускает механизм появления различных соматических болезней.

"Нет человека, что был бы как остров"
(Джон Донн )

Общество состоит из множества индивидов, которые во многом похожи, но также чрезвычайно различны по своим устремлениям и взглядам на мир, опыту и восприятию действительности. Мораль - то, что нас объединяет, это те особые правила, принятые в людском сообществе и определяющие некий общий взгляд на категории такого плана, как добро и зло, правильно и неверно, хорошо и плохо.

Мораль определяется как нормы поведения в обществе, которые сформировались за многие века и служат для верного развития человека в нем. Сам термин происходит от латинского слова mores, которое означает принятые в обществе правила.

Черты морали

У морали, которая во многом является определяющей для регуляции жизни в обществе, есть несколько основных черт. Так, ее основополагающие требования для всех членов социума одинаковы вне зависимости от положения. Они действуют даже в тех ситуациях, которые находятся вне зоны ответственности правовых принципов и распространяются на такие сферы жизни, как творчество, наука, производство.

Нормы общественной морали, иначе говоря традиции, значимы в общении между конкретными индивидами и группами людей, позволяют "говорить на одном языке". Правовые принципы навязаны обществу, и их невыполнение несет за собой последствия разной тяжести. Традиции и нормы морали же являются добровольными, на них каждый член социума соглашается без принуждения.

Виды моральных норм

На протяжении веков принимали различные виды. Так, в первобытном обществе непререкаемым был такой принцип, как табу. Люди, которые провозглашались как передающие волю богов, жестко регламентировали как запрещенные действия, которые могли угрожать всему социуму. За их нарушение неминуемо следовала суровейшая кара: смерть или изгнание, что в большинстве случаев было одним и тем же. Табу до сих пор сохранилось во многих Здесь в качестве нормы морали примеры следующие: нельзя находиться на территории храма, если человек не принадлежит касте духовенства; нельзя иметь детей от своих родственников.

Обычай

Норма морали является не только общепринятой, в результате вывода ее какой-нибудь верхушкой, ею может быть и обычай. Он представляет собой повторяющийся порядок действий, который особенно важен для того, чтобы сохранять определенное положение в обществе. В мусульманских странах, к примеру, больше всего чтятся именно традиции, нежели другие нормы морали. Обычаи, основанные на религиозных верованиях, в Средней Азии могут стоить жизни. Для нас, более привыкших к европейской культуре, аналогом является законодательство. Оно имеет такое же влияние на нас, как на мусульман традиционные нормы морали. Примеры в данном случае: запрет на выпивание алкоголя, закрытая одежда у женщин. Для нашего славянско-европейского общества обычаями является: печь блины на Масленницу, праздновать Новый год с елкой.

Среди моральных норм также выделяют традицию - порядок действий и образ поведения, который сохраняется в течение долгого времени, передаваясь из поколения в поколение. Своего рода, традиционные нормы морали, примеры. В данном случае к ним относятся: праздновать Новый год с елкой и подарками, может, в определенном месте, или ходить в баню под Новый год.

Моральные правила

Существуют и моральные правила - те нормы общества, которые человек сознательно определяет для себя сам и придерживается этого выбора, решая, что именно для него приемлемо. Для такой нормы морали примеры в данном случае: уступать место беременным и пожилым людям, подавать руку женщине при выходе из транспорта, открывать перед женщиной дверь.

Функции морали

Одной из функций является оценивающая. Мораль рассматривает события и поступки, которые имеют место в социуме, с точки зрения их полезности или опасности для дальнейшего развития, а затем выносит свой вердикт. Разного рода действительность оценивается в понятиях добра и зла, формируя среду, в которой каждому ее проявлению может быть дана оценка как положительная, так и отрицательная. С помощью данной функции человек может понять свое место в мире и сформировать свою позицию.

Не менее важное значение имеет и регулирующая функция. Мораль активно влияет на сознание людей, зачастую действуя лучше, чем правовые ограничения. С детства с помощью воспитания у каждого члена общества формируются определенные взгляды на то, что можно делать, а чего нельзя, и это помогает ему корректировать свое поведение таким образом, чтобы это было полезно для него самого и для развития в целом. Нормы морали регулируют как внутренние воззрения человека, а значит, его поведение, так и взаимодействие между группами людей, позволяя сохранять заведенный уклад, стабильность и культуру.

Воспитательная функция морали выражается в том, что под ее воздействием человек начинает ориентироваться не только на свои потребности, но и на потребности окружающих его людей, общества в целом. У индивида формируется сознание ценности нужд и других участников социума, что, в свою очередь, приводит ко взаимоуважению. Человек наслаждается своей свободой до тех пор, пока она не нарушает свободу других людей. сходные у разных индивидов, помогают им лучше понимать друг друга и гармонично действовать вместе, положительно воздействуя на развитие каждого из них.

Мораль как результат эволюции

К основным моральным принципам любого времени существования общества можно отнести потребность совершать добрые дела и не причинять зла людям вне зависимости от того, какое положение они занимают, к какой национальности принадлежат, последователями какой религии являются.

Принципы нормы и морали становятся необходимыми, как только индивиды вступают во взаимодействие. Именно возникновение социума их и создало. Биологи, сосредотачивающиеся на изучении эволюции, говорят о том, что в природе также существует принцип взаимной полезности, который в человеческом обществе реализуется через мораль. Все животные, которые живут в социуме, вынуждены умерять свои эгоистические потребности для того, чтобы быть более приспособленными к дальнейшей жизни.

Многими учеными мораль рассматривается как результат социальной эволюции человеческого общества, являясь таким же естественным проявлением. Они говорят о том, что многие принципы нормы и морали, которые являются основополагающими, сформированы с помощью естественного отбора, когда выживали только те индивиды, которые могли корректно взаимодействовать с другими. Так, в пример приводят родительскую любовь, которая выражает необходимость оберегать потомство от всех внешних опасностей, для того чтобы обеспечить выживание вида, и запрет на инцест, который уберегает популяцию от вырождения через смешивание слишком похожих генов, что приводит к появлению слабых детей.

Гуманизм как основной принцип морали

Гуманизм является основополагающим принципом нормы общественной морали. Под ним понимают убеждение в том, что у каждого человека есть право на счастье и бесчетное множество возможностей для того, чтобы это право реализовать, и что в основе каждого общества должна лежать идея о том, что каждый его участник имеет ценность и достоин защиты и свободы.

Основная может быть выражена в общеизвестном правиле: "относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе". Другой человек в этом принципе рассматривается, как заслуживающий тех же благ, что и любой конкретный человек.

Гуманизм предполагает, что общество должно гарантировать основные права человека, такие как неприкосновенность жилища и переписки, свободу вероисповедания и выбора места жительства, запрет принудительного труда. Социум должен прилагать усилия к тому, чтобы поддерживать людей, по тем или иным причинам ограниченным в своих способностях. Способность принять таких людей отличает человеческое общество, которое не живет по законам природы с естественным отбором, обрекая на гибель недостаточно сильных. Гуманизм также формирует возможности для человеческого счастья, вершиной которого является реализация его знаний и умений.

Гуманизм как источник общечеловеческих норм морали

Гуманизм в наше время обращает внимание общества на такие общечеловеческие проблемы, как распространение ядерного оружия, экологические угрозы, необходимость развития и снижения уровня производства. Он говорит о том, что сдерживание потребностей и вовлеченность каждого в решение проблем, которые стоят перед всем социумом, может произойти только через повышение уровня сознательности, развитие духовности. Он образует общечеловеческие нормы морали.

Милосердие как основной принцип морали

Под милосердием понимают готовность человека помогать нуждающимся в этом людям, сострадать им, воспринимая их мучения как свои и желая облегчить их страдания. Многие религии обращают пристальное внимание на этот моральный принцип, особенно буддизм и христианство. Для того чтобы человек был милосерден, необходимо, чтобы у него отсутствовало разделение людей на "своих" и "чужих", чтобы он видел в каждом "своего".

В настоящее время большой акцент делается на том, что человеку следует активно помогать тем, кто нуждается в милосердии, причем важно, чтобы он не только оказывал практическую помощь, но и был готов поддержать морально.

Равенство как основной принцип морали

С точки зрения морали, равенство призывает к тому, чтобы поступки человека оценивались вне зависимости от его общественного положения и достатка, а с общей точки зрения, чтобы подход к человеческим поступкам был универсален. Такого рода положение дел может быть только в хорошо развитом обществе, которое достигло определенного уровня в экономическом и культурном развитии.

Альтруизм как основной принцип морали

Данный принцип морали может быть выражен в фразе "Возлюби ближнего, как самого себя". Альтруизм предполагает, что человек способен сделать нечто хорошее для другого человека безвозмездно, что это не будет услугой, на которую необходимо ответить, а бескорыстным порывом. Этот моральный принцип очень важен в современном обществе, когда жизнь в больших городах отдаляет людей друг от друга, создает ощущение, что забота о ближнем без умысла невозможна.

Мораль и право

Право и мораль находятся в тесном контакте, поскольку вместе формируют правила в обществе, однако имеют ряд существенных различий. Соотношение и морали позволяет выявить их различия.

Нормы права документированы и разрабатываются государством как обязательные к выполнению правила, за несоблюдение которых неминуемо следует ответственность. В качестве оценки используются категории законного и незаконного, и оценка эта является объективной, построенной на регламентирующих документах, таких как конституция и различные кодексы.

Моральные нормы и принципы более гибкие и разными людьми могут быть восприняты по-разному, также могут зависеть от ситуации. Они существуют в обществе в виде правил, которые передаются от одного человека другому и нигде не зафиксированы документально. Нормы морали достаточно субъективны, оценка выражается через понятия "правильно" и "неправильно", их несоблюдение в ряде случаев не может привести к более серьезным последствиям, нежели общественное порицание или просто неодобрение. Для человека нарушение моральных принципов может привести к мукам совести.

Соотношение норм права и морали прослеживается во многих случаях. Так, моральные принципы "не убий", "не укради" соответствуют законам, прописанными в Уголовном кодексе, о том, что покушение на человеческую жизнь и его имущество приводит к уголовной ответственности и лишению свободы. Возможен и конфликт принципов, когда правовое нарушение - например, запрещенная в нашей стране эвтаназия, которая рассматривается как убийство человека, - может быть оправдано моральными убеждениями - человек сам не хочет жить, нет надежды на выздоровление, болезнь причиняет ему невыносимые боли.

Таким образом, различие норм права и морали выражается только в законодательстве.

Заключение

Нормы морали родились в обществе в процессе эволюции, их появление не случайно. Они нужны были раньше, чтобы содержать общество и уберегать его от внутренних конфликтов, и по-прежнему выполняют эту и другие функции, развиваясь и прогрессирую вместе с обществом. Нормы морали были и останутся неотъемлемым элементом цивилизованного общества.

Общение является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека. Ежедневно мы сталкиваемся с огромным количеством людей, и со многими из них вступаем в беседы, как личного, так и рабочего характера. При этом далеко не каждый из нас имеет понятие о нормах и нравственных принципах коммуникации, владение которыми позволяет достойно чувствовать себя в любом разговоре и споре, а также заслужить уважение у собеседника либо оппонента. Попробуем поговорить про нравственные принципы и нормы общения человека более подробно.

Специалисты утверждают, что полная нравственная культура отдельного индивидуума проявляется, а также реализуется именно в культуре общения. Само по себе общение, равно как труд и познание, - это основные проявления нашей деятельности, его также именуют коммуникативной деятельностью. Подобный контакт с окружающими – это особенная форма человеческого взаимодействия и отношений между отдельными личностями.

Именно благодаря общению у нас есть возможность обмениваться каким-то опытом, различными навыками в труде и в быту, а также оказывать воздействие друг на друга. В таком контакте обеспечивается нормальное формирование интеллекта, развитие эмоциональной сферы и волевых качеств человека. Взаимодействуя с другими людьми путем речи, мы развиваем индивидуальное сознание, основные психические свойства, способности и личные качества. Кроме того общение важно для коррекции и становления форм поведения либо деятельности.
Соответственно, без него человек попросту не может развиваться в качестве субъекта деятельности либо общественных отношений. Каждый развитый человек ощущает потребность в коммуникации с другими индивидами, она являет собой важнейшую часть нашего существования.

Если говорить о нравственной культуре общения, то она представляет собой способность отдельной личности выбирать при коммуникации необходимые формы и средства, воспринятые и трансформированные ней еще при воспитании, а также путем самосовершенствования. Такая культура помогает активизировать стремление отдельного индивида к личностному самовыражению и самоутверждению, не сбрасывая с учета необходимость в полном морально-психологичном взаимопонимании, в том числе и при решении деловых проблем.

Уровень нравственного развития человека может помогать полноценному общению, либо наоборот становится причиной появления чувства отчужденности и непонимания, если этот уровень довольно низкий.

Нравственная культура общения предполагает стремление собеседников к полному взаимопониманию и открытости, симпатии и доверию. Такие люди умеют говорить и в то же время умеют слушать.

Во многом нравственная культура базируется на наличии у человека определенных моральных ценностей, являющихся своеобразным эталоном. Выбирая их, личность подтверждает свое сознательное отношение к основам морали. Так моральные ценности добра, наличия долга и ответственности, чести и справедливости, а также достоинства и совести, в особенности оказывают влияние на поведение человека, его взаимоотношения с окружающими, а также, само собой, на культуру его общения.

Именно моральные ценности определяют специфику коммуникативных установок при взаимодействии и общении между людьми. Так, если индивид определяет гуманность, как ценность, соответственно, его коммуникативные навыки будут характеризоваться гуманизмом. Соответственно, такой человек будет проявлять себя в общении и взаимодействии порядочным, человечным, честным и добрым, уважительно относясь к окружающим.

Для реализации своих способностей необходимо находиться в согласии с миром и с самим собой. При этом нужно придерживаться всего пары основных норм нравственности – не делать другим что-то, чего бы ты не желал для себя, а также понимать, что то, что ты делаешь для других, ты делаешь и для себя. При построении диалога стоит соблюдать такие принципы общения, как равенство и доброжелательность, выражать доверие и уважение, проявлять толерантность и тактичность. Важную роль также играет умение слушать, наличие определенной деликатности и сострадания.

Соответственно, нравственное общение не может подразумевать манипуляций другими и достижения лишь собственной выгоды, в особенности с использованием хитростей, махинаций и нечестности. Такое золотое правило нравственности поможет достичь высокого уровня культуры общения, раскрывая и выявляя самые лучшие свои качества.

Само собой, владение нравственной культурой подразумевает информированность человека об определенных культурных моделях поведения – общих образцах, этикетных предписаниях и стратегиях. Кроме того индивид должен уметь адекватно пользоваться такими знаниями во всевозможных ситуациях общения, а при возникновении надобности находить новые.

Само нравственное общение можно рассматривать, как творческий акт. Крайне важную роль играет способность координировать свои поведенческие штрихи с поведением собеседника, учитывая особенности психофизиологического взаимодействия – тембр голоса, скорости реакции и пр.

Таким образом, нравственное общение, подразумевает знаний и владений определенными культурными инструментами коммуникации, поведенческими нормами, естественными для социокультурной среды, а также наличие высокой моральной культуры индивида.

В этом параграфе будет рассмотрен, так сказать, «рабочий инструментарий» науки этики. Поскольку многие аспекты этических понятий уже были рассмотрены, теперь следует изложить их в виде некоторой системы и дать недостающие характеристики тех понятий, которые еще не получили достаточно четких определений.

Выше мы говорили о приоритетности моральной деятельности. Теперь же наша задача уяснить, в чем же заключается деятельная сторона морали, каковы ее «функциональные обязанности» или, попросту говоря, функции морали.

1. Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом. и в этом смысле она дополняет право. Однако такое определение будет неполным и неточным, если не принимать во внимание то обстоятельство, что все правовые нормы также утверждают справедливость, также служат добру или благу общества и граждан и поэтому носят безусловно нравственный характер.

Регулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, служебных коллективов и государственных и общественных институтов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. В этих целях используются такие «инструменты» регулирования нравственных отношений, как морально-этические принципы, общественное мнение, моральный авторитет, традиции, обьтчаи, заповеди, привычки. На непосредственно практическом уровне регуляция осушествляется через посредство норм (простых норм нравственности): норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикетных норм). Регулятивная функция является базовой в системе функций: все остальные функции - каждая по-своему - в той или иной степени «обслуживают» ее.

2. Оценочная (аксиологическая) функция . Как уже указывалось выше, любой акт морали (поведенческий или духовный) определяется той или иной системой ценностей. Предметом оценки под углом <морально - аморально» или «иравственно - безнравственно» являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные возэрения, личностные качества и т.д.

З. Ориентирующая функция. Простые нормы нравственности являются «простыми» только в теории. В конкретной действительности, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную норму в поступке или в поведении, приходится взвешивать порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных (иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выработать систему моральных приоритетов, являющуюся «компасом>, позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.

4. Мотивационная функция . Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивации могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственньгми, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.

5. Познаваягельная (информационная) функция - направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов и пр., являющихся источником информации об обшественных нравственных пенностях и о системах таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.

б. Воспитательная функция. Любая система воспитания - это прежде всего система нравственного воспитания (ряд ученых считает, что воспитанием является только нравственное воспитание, все остальное просто общение). Нравственное воспитание приводит в определенную концептуально организованную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, правы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.

7. Коммункативная функция. На кораблях, самолетах и других быстро движущихся объектах устанавливается специальное устройство, которое при получении соответствуюшего запроса отвечает сигналом, условно называемым «я свой». Точно такой же способностью обладает всякая система моральных ценностей (в том числе и профессиональных), и только на основании этого «сигнала» возможно служебное и всякое иное взаимодействие, обретение <чувства локтя», поддержка и взаимовыручка. Конечно, в процессе служебной деятельности осознание сигнала «я свой» и действенная коммуникация на его основе осуществляется не только моральным его компонентом, но тем не менее он играет в этом процессе одну из главных ролей.

8. Идеологическая функция. Назначение данной функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы, идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль всего общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных, политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за свержение существующего политического режима.

9. Мировозэренческая функция. В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных пенностей, посредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные возэрения. Мировоззренческая функция очень близка к аксиологической с той лишь разницей, что в данном случае она охватывает основные, так сказать, первоначальные понятия и представления человека об окружающей его действительности.

Важнейшими моральными ценностями для сотрудника правоохранительных органов являются: любовь к Родине, верность присяге и избранной профессии, служебному долгу, нравственная цельность (единство слова и дела, убеждений и поступков), соблюдение чести и служебного достоинства, справедливость, законность, неподкупность и взаимовыручка.

Если обратиться к моральному сознанию, то главенствующую роль здесь играют принципы морали . Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Они отличаются сравнительной устойчивостью и конкретизируются в моральных нормах. Их стабильность и жизнеспособность определяются конкретными условиями определенной социальной и профессиональной среды той или иной исторической эпохи. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. В этом их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях не только допустимо, но порой и необходимо. В рамках требований, предъявляемых к службе в правоохранительных органах, основными принципами морали являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, патриотизм, добросовестное отношение к труду, критическая самооценка. Некоторые из них следует рассмотреть подробнее.

Принцип коллективизма . Это один из важнейших принципов не только профессиональной, но и общечеловеческой морали (противоположным принципом является индивидуализм). В нем заключается самая главная сущность взаимоотношений личности и общества. Как правило, все социальные и профессиональные интересы индивидов опосредуются личным интересом, с которым они тесно переплетены, причем разорвать эту связь обычно практически невозможно.Констатируя это обстоятельство, шотландский экономист и философ ХУII1 в. А. Смит разработал теорию «разумного эгоизма», где он пытался найти разумный баланс между общественными и личными интересами индивидов. Однако и наука и практика отчетливо показали, что найти такой баланс раз и навсегда для всех ситуаций невозможно, и поэтому в этике были угверждены два взаимоисключающих, но достаточно абстрактных принципа: коллективизм и индивидуализм, где речь шла лишь о приоритетности того или другого начала.

Применительно к социально-политическим реалиям современности принцип коллективизма как ведущий принцип присущ социалистическому обществу, а принцип индивидуализма - обществу буржуазному. Что же касается правоохранительной служебной среды, то здесь принцип коллективизма однозначно является строго обязательным для успешной организации служебной деятельности, единственно возможным для результативного противостояния криминальному миру. И хотя интересы членов служебного коллектива всегда разнородны, эффективность работы коллектива прямо зависит от целеустремленности и единства его действий, а, следовательно, прежде всего от того, насколько интересы коллектива осознаются его членами как приоритетные по сравнению с личными интересами людей, его образующих. Английская поговорка гласит: «Если ты не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь». В самом прямом смысле это относится и к сочетанию личных и служебных интересов: если ты не можешь согласовать личные интересы со служебными, пусть служебные интересы станут твоим личным интересом. В противном случае тебе следует уходить из органов правоохраны и правопорядка.

Принцип коллективизма включает несколько частных принципов.

1. Единство цели и воли. Единая цель сплачивает людей, организует и направляет их волю. Цели деятельности служебного коллектива определяются как задачами, которые ставит перед коллективом руководство, так и сознанием необходимости требований повседневной службы. И если первый фактор носит в основном внешний, строго императивный характер, то второй фактор в немалой степени определяется нравственно-психологическим климатом коллектива и нравственной воспитанностью его членов. 2. Сотрудничество и взаимопомощь. Это одно из главнейших условий принципа коллективизма. В коллективах правоохранительных органов эта сторона коллективизма проявляется особенно действенно. «Сам погибай, а товарища выручай» - не простой лозунг, но коренной принцип служебного взаимодействия в органах, получивший неоднократное подтверждение на практике. Однако это сочетается с принципиальностью и не имеет ничего обшего с круговой порукой, покрывательством недобросовестньтх работников, лодырей, прогульщиков. В противном случае появляются основания говорить о нравственной деформации коллектива, о его «заболевании» и о необходимости его срочного «лечения».

3. Демократизм. Даже в таких жестко нормативно организованных структурах, как правоохранительные органы, существует немало аспектов службы, которые определяются коллективным решением. И чем более сплоченным и морально сознательным является тот или иной коллектив, тем более возникает предпосылок у руководства для делегирования властных полномочий при принятии решений самим членам служебного коллектива, для перехода от командно-административных отношений к отношениям делового сотрудничества, базирующегося на общем интересе и общей ответственности за успешное решение служебных задач.

4. Дисциплина. В нравственно зрелом коллективе дисциплина не является тяжелым бременем, но осознанной необходимостью. Сознательное исполнение дисциплинарных требований обеспечивает требуемую результативность служебной деятельности, и именно в таком коллективе всякое нарушение дисциплины воспринимается его членами как помеха, как препятствие на пути реализации общих служебных целей и интересов, и именно в таком коллективе воздействие его членов на «воспитание» нарушителя оказывается эффективнее самых жестких дисциплинарных санкций руководства.

Принцип гуманизма. Этот нравственный принцип в обыденном понимании означает человечность, любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и полноценную возможность для саморазвития. Гуманизм - требование современной эпохи, ее ведущий принцип, в частности пронизывающий все отрасли права и определяющий все нормы морали. Применительно к правоохранительной деятельности гуманизм лежит в основе всей системы нравственно- правовых отношений между сотрудникам и правоохранительных органов и гражданами.

Гуманистичность содержания правоохранительной деятельности заключается в самой ее сущности, которая определяется как обеспечение социальной стабильности, охрана общественного порядка в стране, собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий. Требования принципа гуманизма являются не только сутью профессиональной морали, но и служебным долгом, который обязывает сотрудников правоохранительных органов быстро и своевременно реагировать на все недостойные поступки и тем более правонарушения. Невыполнение этих требований осужлается как законом, так и общественным мнением. Таким образом, гуманизм деятельности правоохранительных органов проявляется в том, что она направлена на борьбу со злом и защиту интересов всего обшества и каждой личности в отдельности от нарушений норм права и морали и тем самым обеспечивает условия для счастья и всестороннего развития человека как высшей социальной ценности.

Гуманизм сущности и целей деятельности правоохранительных органов определяет и такой аспект службы органов, как профилактика правонарушений и преступлений.Используя различные средства предостережения и убеждения, работники органов раскрывают населению гуманистическое, общественно необходимое содержание норм нашей морали и права, недопустимость аморального, антиобщественного и тем более преступного поведения, наносящего огромный и непоправимый ущерб обшеству, людям и самому нарушителю, способствуют осознанию каждым лицом моральной и правовой ответственности за совершенные им аморальные и противоправные поступки. Если меры убеждения оказываются недостаточными, государство прибегает к принуждению. Однако и здесь проявляется гуманистичность: с одной стороны, абсолютное большинство граждан оказываются социально защищенными, а с другой - этим останавливаются те граждане, которые становятся на путь преступных деяний и не в состоянии самостоятельно сойти с этого пути.

Единство принципов справедливости и законности. Важнейшим принципом профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов является принцип справедливости. Справедливость - не только принцип морали. Он охватывает практически все сферы человеческой деятельности и человеческих отношений, и прежде всего права и политики. Как способ моральной регуляции принцип справедливости обязывает учитывать все аспекты деятельности индивидов, т.е. их социальное положение, заслуги, возрастные и физические возможности, и устанавливать соответствие между практической деятельностью индивидов и их социальным (и служебным) положением, между заслугами людей и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правами и обязанностями, преступлением и наказанием и т.д. Несоответствие в этих отношениях воспринимается как несправедливость. Сотрудники органов, обладающие достаточным служебным опытом, прекрасно знают, что не наказание воспринимается преступниками болезненно, а несправедливость (в том числе и прямой обман как один из ее видов).

Справедливость регулирует все сферы общественной жизнедеятельности, но наиболее зримое воплощение она получает в правовой системе, поскольку именно она регулирует наиболее важные звенья общественной жизни 7 . Праву принадлежит главенствующая роль в пресечении различного рода нарушений справедливости: преступного обогащения, протекционизма, незаслуженной привилегированности и пр. Принцип справедливости предусматривает обеспечение социальных гарантий: охрану здоровья, право на получение образования, жилья, пенсии в старости и при получении инвалидности и т.д. Соответствие между целями и средствами, необходимыми для их достижения, - одно из важнейших проявлений принципа справедливости.

В качестве реализации целей права выступают санкции, предусмотренные правовыми актами. Применение их всегда сопряжено с ущемлением интересов личности, с претерпеванием ею определенных лишений, поэтому здесь принцип справедливости должен выдерживаться особенно четко. Важнейшие требования принципа справедливости, предъявляемые к санкциям, состоят в следующем:

Санкции должны применяться лишь к тем, кто действительно нарушил закон;

Санкции должны обеспечивать восстановление нарушенных прав после отбытия наказания в полном объеме;

Между санкциями, устанавливаюшими меру ответственности за различные противоправные деяния, должны соблюдаться определенные пропорции: более опасные правонарушения должны наказываться более строго;

Суды должны иметь возможность назначать индивидуальное наказание с учетом конкретных обстоятельств;

За одно правонарушение никто не должен наказываться дважды.

Все вышеуказанные принципы для сотрудников правоохранительных органов являются их профессиональным требованием, их правовой нормой. На практике эти принципы конкретизируются, приобретая в каждом коллективе применительно к особенностям службы тех или иных подразделений специфический характер, имеющий для членов служебного коллектива императивное значение.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные