Политическая элита, понятие и функции. Шпаргалка: Политическая элита понятие и сущность

1. Понятие элиты. Теории элит.

2. Причины элитизма. Функции и типы элит.

3. Каналы и способы рекрутирования политической элиты.

4. Политическая элита России.

Понятие элиты. Теории элит

Властные отношения предполагают наличие двух сторон: управляющих и управляемых. Взаимоотношения между ними характеризуются крайней асимметричностью: количественно немногочисленная управляющая группа оказывает существенное влияние на образ жизни, мышление и поведение значительных по численности подвластных ей масс. Для понимания феномена политических отношений огромное значение имеет выяснение роли каждой из указанных групп в процессе принятия политических решений.

В первую очередь анализа требует роль управляющего меньшинства, именуемого в науке "элитой". Термин "элита" (от франц. elite - лучший, отборный) вошел в научный обиход на рубеже XIX - XX вв. В широком социологическом контексте им обозначается высший, относительно замкнутый слой общества, господствующий над всеми остальными слоями в силу своего преобладания по объему экономического, политического или культурного капитала .

При рассмотрении элиты применительно к сфере политики ученые оперируют двумя близкими, но не идентичными терминами: "политическая элита" и "властвующая элита". Наиболее емким является понятие "властвующая элита" - это все группы, которые могут и реально оказывают влияние на власть, контролируют основные ценности общества. Властвующая элита складывается из следующих элементов:

1. Экономическая элита - крупные собственники, владельцы корпораций и т.д. Они воздействуют на политику посредством денег: финансирование партий и избирательных кампаний.

2. Военная элита - генералитет и высшее офицерство, оказывающие влияние на власть в силу концентрации в своих руках значительного количества средств уничтожения и людей, готовых по первому приказу их использовать.

3. Бюрократическая элита - чиновники государственного аппарата. Их роль и влияние обуславливаются участием в процессе подготовки и реализации важнейших политических решений.

4. Идеологическая элита - выдающиеся деятели культуры, науки, формирующие идеологию государства и сознание масс.

5. Собственно политическая элита, которая включает в себя руководителей государства, членов правительства, депутатов законодательного органа, т.е. тех, кто непосредственно принимает политические решения.

Исходя из трактовки политической элиты как одного из элементов властвующей элиты, ей можно дать следующее определение: это определенная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и, занимая командные посты, отвечает за выработку стратегии развития всей системы.

Сущность элиты вызывает значительные споры среди ученых. Первые трактовки были даны еще в древности. Конфуций, Платон, Аристотель заложили основы ценностного подхода к пониманию элиты. Согласно этой версии, элита представляет собой лучших из лучших. Значительное влияние на формирование современных интерпретаций оказали также разработки Н. Макиавелли и Т. Карлейля. Современное понимание проблемы, складывается в конце XIX - начале XX веков. Это было сделано усилиями Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.

Г. Моска в работе "Элементы политической науки" вводит понятие "господствующего класса" для определения той группы людей, которая, обладая определенными качествами и ресурсами (высокое положение в обществе, наличие военной силы, наличие средств производства, наличие знаний и опыта управления), монополизирует власть в своих руках. Наличие такого класса, по мнению Моска, это - закон: "общество всегда управляется меньшинством", "даже когда происходит смена власти, то она передается из рук одного меньшинства в руки другого меньшинства". К заслугам Моска следует отнести также первую попытку обоснования элитарной сущности демократии.

В. Парето ("Трактат по общей социологии") определил элиту как группу лиц, обладающих высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности. Выдвижению людей в элиту способствует наличие у них специфических психологических качеств, например, умение предвидеть и выражать скрытые влечения масс. По мнению Парето, в обществе наряду с элитой всегда существует "контрэлита" - лица, которые по своим психологическим качествам могли бы войти в элиту, но не вошли в нее в силу своего социального положения. Когда контрэлита достигает определенных показателей в своем развитии, она занимает место правящей элиты, происходит смена элит. Подобный круговорот элит Парето описал как "закон циркуляции элит".

Р. Михельс в своем труде "Социология политических партий в условиях демократии", исследовав социальные механизмы, порождающие элитарность общества, сделал вывод, что причины кроются в самой организации общества (любая организованная система требует элитарности и закономерно воспроизводит ее), а не в качествах людей. Неизбежное выявление элитарных слоев в современном обществе, где значительную роль играют партии, он назвал "железным законом олигархиизации". Сама элита, в понимании Михельса, это активное меньшинство.

Работы Моска, Парето, Михельса составили основу элитистского (макиавеллистского) подхода к анализу элиты. Их общими чертами являются следующие идеи:

Признание элитарности любого общества;

Деление всех людей в зависимости от их качеств и занимаемого в обществе положения;

Рассмотрение элиты как группы лиц, обладающих определенными ресурсами.

Сегодня на позициях макиавеллистской школы стоят Р. Уильямс (элита - люди, занимающие высшие места в обществе благодаря своему происхождению), Дж. Бернхейм (элита - лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере).

В противоположность макиавеллистской традиции в ХХ в. выявились и другие теоретические подходы к пониманию элиты.

Ценностный подход представлен в работах В. Ропке, Х. Ортеги-и-Гассета. Элита трактуется как слой общества, сплоченный на основе заботы об общем благе. В элиту входят выдающиеся личности, доказавшие свое умение ставить общественное выше личного. Элита строится не на принципе "голубой крови", а выдвигается самим обществом, которое занято постоянным совершенствованием своих руководителей.

Своеобразным продолжением ценностной теории является выдвинутая еще в начале ХХ в. М. Вебером теория демократического элитизма. Элита, согласно трактовке Вебера, - это слой профессиональных политиков, облеченных доверием народа. Элита через систему выборов зависит от населения, а потому стремится завоевать симпатии тех, кем руководит. Идеи Вебера о демократическом элитизме нашли в дальнейшем развитие в трудах Р. Даля, С. Липсета, О. Зигнера.

Во второй половине ХХ в. к дискуссиям о сущности элит добавились дискуссии об их составе. Выделилось два подхода: обеспечивается наличием властных полномочий и богатства.

1. Концепции плюрализма элит (С. Келлер, Д. Рисмен, О. Штаммер), исходящие из наличия в обществе не одной, а нескольких элитарных групп. Влияние каждой из них ограничивается четко определенной областью деятельности.

2. Леволиберальные концепции элит (Р. Миллс), выдвигающие в качестве основной идеи тезис об однородности элиты. Элита - это слой людей, занимающих стратегические командные посты. Принадлежность к элите.

Информация из моих лекций.

Что представляет собой политическая элита?

Политическая элита представляет собой сообщество профессионалов, которые заняты в государственном управлении и властных отношениях; элитарные слои общества, имеющие авторитет и властный ресурс в политической, экономической, гуманитарной, и прочих сферах.

Каковы основные типы формирующихся в обществе элит?

Правящая элита (обладает властью), административная элита (чиновники, министры), научная элита (занята в развитии культуры и науки), клика (незаконно захваченная власть и личное подчинение – 90е), клан (замкнутая группировка, основанная на родстве) и оппозиционная контрэлита (оппозиция).

Чем контрэлита отличается от элиты?

Контрэлита отличается от элиты (имеется в виду, правящей) тем, что это определяет функции, действие и деятельность, программы оппозиционных партий и движений. Контрэлита противодействует, борется с правящей элитой.

В чем заключается сущность политического лидерства?

Сущность политического лидерства заключается в постоянстве и легитимности лидера, который влияет не только на отдельные группы, но и на общество в целом.

На каких основаниях определяют лидера?

Есть несколько теорий:

- теория черт (принадлежит Бирду и Богардусу), которая рассматривает психологические основания (79 черт лидера); - психологическая теория (принадлежит Фройду и Фромму) рассматривает мотивации человека, стремящегося к лидерству; - теория ситуационного анализа , которая рассматривает стечение обстоятельств, места и времени, которые способствовали лидерству; - интегративная теория , которая рассматривает окружение лидера, давление и стресс; - теория конституентов (принадлежит Стэнфорду) рассматривает последователей лидера и видит в этих отношениях связь и выражение интересов свиты через деятельность лидера.

Как создается имидж политического лидера?

Существуют политические технологи, которые разрабатывают не только политическую программу, но и имидж лидера. Для этого есть классификация, которую разработал Херманн: лидер-знаменосец, лидер-служитель, лидер-торговец, лидер-пожарный. Знаменосец – идейный вдохновитель (Ленин, Ганди); служитель – удовлетворяет интересы электората или сторонников (Черненко, Брежнев); торговец – окружен командой профессионалов (Рейган); пожарный – проявляет себя в кризисы (Обама).

Какую роль в политической жизни играют группы давления?

Группы давления играют большую и очень важную роль в политической жизни, поскольку они оказывают влияние на политику, стимулируют изменения, влияют на правительство и на общественное мнение. Кроме того, из различных групп давления состоит политическая система.

Тема: Политическая элита

1 . Понятие, черты, структура политической элиты.

2. Теории элит.

3. Функции политической элиты.

4. Системы рекрутирования политической элиты.

5. Политическая элита современной России.

1. Понятие, черты, структура политической элиты.

Люди участвуют в политической жизни общества не в равной степени. Одни принимают более активное участие, другие – менее активное. Тех, кто принимает наиболее активное участие, обычно называют политически активной частью населения. В среднем для индустриально развитых стран доля политически активного населения составляет около трети взрослых жителей. Они, как правило, состоят в политических партиях, часто выступают на собраниях, участвуют в политических мероприятиях и составляют группы поддержки тех или иных политических лидеров. Остальная часть населения обычно активного участия в политике не принимает.

В свою очередь, политически активная часть населения страны определенным образом структурирована. Она не представляет собой бесформенную массу, а как бы вращается вокруг некоего организующего центра. Этим центром служит политическая элита.

Политическая элита существует в любом обществе, независимо от социального строя, политического режима, государственного правления и исторического отрезка времени. Эти факторы могут привести лишь к изменению способа формирования элит и, ее качественного и количественного состава, системы ее взаимосвязи с обществом, т. е. того, что относится к технологической стороне функционирования элиты. В то же время ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.

Политическая элита – это политически господствующая, привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в выработке, принятии и реализации важнейших решений, связанных с использованием власти.

Элиты формируют цели и перспективы развития общества, принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.

Политическая элита имеет свои характерные черты:

Право выдвижения из своей среды политических лидеров;

Право на привилегии;

Закрытость или полузакрытость для чужих социальных слоев;

Психологию превосходства;

Собственную идеологию;

Доступ к закрытой информации и высокой культуре.

В каждой стране взаимодействие политической элиты с остальной частью общества имеет свои особенности, которые из меняются в зависимости от ряда факторов и, в первую очередь, под влиянием переживаемого момента. В то же время можно констатировать, что во взаимодействии элиты с обществом в разных странах наблюдаются и сходные черты. Так, при переходе от тоталитарного общества к демократическому (Германия, Италия, Испания) произошло противостояние политических элит, что символизировало разрыв со старой системой, разрыв с тоталитаризмом, разрыв с фашистской идеологией. Вес это позволило в послевоенный период создать в данных странах стабильные и эффективные демократические общества.

Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски) такова:

«правящая элита» – группа, управляющая обществом от имени государства;

«потенциальные элиты» – группы, стремящиеся к власти;

«селекторат» – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;

«самодеятельные элиты» – группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима);

«группы вето» – группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений;

«связанная группа» – неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на: 1) наследственные, например аристократия, 2) ценностные – лица, занимающие высокие общественные и государственные позиции, 3) властные – носители власти и 4) функциональные – профессионалы-управленцы.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контрэлита).

Элита может быть закрытой и открытой.

Закрытая элита – это замкнутая группа людей, которая жестко регулирует процесс включения новых членов общества в свой состав. Среди членов закрытой элиты обычно решающим голосом обладает человек, которого условно называют «тираном».

Критериями отбора в открытую элиту считаются компетентность в вопросах политики, общественная репутация, личный успех, экономический вес и т.п. Деятельность этой элиты публична. Этот тип элиты внимательно следит за общественным мнением и заинтересован в благоприятной репутации.

Особой разновидностью элиты является номенклатура. Номенклатура – это порождение системы, основанной на исключительно государственной собственности, директивном планировании и административном управлении. Для нее характерны 1) всевластие, 2) предельная замкнутость, 3) корпоративная солидарность, 4) закрытая система привилегий, 5) строгая иерархия. Таким образом, номенклатура по своим характеристикам близка к элите закрытого типа, однако, все ее черты доведены в этом случае до крайности.

Элита также делится на высшую, среднюю и маргинальную. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть, обусловлена репутацией или положением в структурах власти. Средняя элита выделяется одновременно по трем признакам – доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.

2. Теории элит.

История возникновения. Предпосылки

Различны интерпретации термина «элита», одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи - наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту - это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важны социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера.

Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, - сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев..». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит.

А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего к себе самим в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять.

Все обоснования этого деления первоначально строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях, а первыми, кто построил концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Эту школу иначе называют макиавеллистской, поскольку именно Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества. Он одним из первых развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества, в его трудах можно найти идеи разделения властей, предпосылки к парламентаризму. Идеи Н. Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит.

Н. Макиавелли о теории элит

Внимание Макиавелли сосредоточено на динамическом развитии политических отношений, его особенно привлекают резкие изменения в движении государственных форм, политические перевороты. Он рассматривает государство, как результат взаимодействия различных социальных сил. Позже он констатирует, что определяющим в ходе исторического процесса являются не субъективные желания и представления людей, пусть даже стоящих у руля государственного правления, а "…воздействие объективных исторических законов, влияние «действительного хода вещей» (Вступление к книге Н. Макиавелли «Государь. Рассуждения о Тите Ливии» Пресс А. Спб., 1900).

Власть в обществе не могут осуществлять ни один человек, ни все люди сразу. Как следствие, появляется организованное меньшинство и оно управляет, потому что оно организованно. «…Авторитет или власть лидера, коренится в поддержке сторонников…», - пишет Н. Макиавелли. По его мнению, все основные конфликты разворачиваются между элитами: меньшинством, удерживающим власть, и меньшинством, идущим к власти. Ориентация на власть, стремление ее достичь таит потенциальную опасность для социального порядка, гарантом которого выступает тот, кто эту власть уже имеет. Требования, с которыми выступает народ, обусловлены не своекорыстными влечениями и прихотями отдельных граждан, которые слишком противоречат друг другу, а интересами, общими всем людям. Эти интересы - безопасность и неприкосновенность чести и имущества, только ради защиты этих интересов народ выходит из своей пассивной роли, считает Макиавелли. Он также отмечает, «…второе отличительное качество народа - неспособность к быстрым решениям и движениям и ограниченность желаний». («Макиавелли как политический мыслитель» А. С. Алексеев. Москва, 1880 г. издание книгопродавца А. Л. Васильева) В обоснование теории элит, Макиавелли выдвинул предположение о циклическом развитии государственных форм: демократия; олигархия; аристократия; монархия.

Идеи Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса

Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854-1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов).

Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны - стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором - делегируется снизу вверх.

Вильфредо Парето (1848-1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, - писал Парето, - и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально». Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» - превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.

Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая - далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. В. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы.

Совершенно другое обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство предложил Роберт Михельс (1876-1936). Причины невозможности демократии он объяснял тремя следующими тенденциями, они заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике развития организации. Перерастание демократии в олигархию частично объясняется психологией массы. Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создания культа личности вождей..». Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных. Позже Михельс стал одним из сторонников фашизма, сначала в Италии, а затем и в Германии. И воплощением волевого класса, пришедшего на смену кризисному парламентаризму, стал фашизм во главе с Б. Муссолини.

3. Функции политической элиты

Политическая элита выполняет ряд важнейших функций:

1.Стратегическая – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отображающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев.

2.Коммуникативная – предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев населения и реализацию их в практических действиях.

3.Организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.

Интеграционная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций

4. Системы рекрутирования политической элиты.

Механизм отбора в Правящую элиту, на руководящие должности в государстве или партии. В политологии выделяются две основные системы Р.э.: 1) гильдий; 2) антрепренерская. Отличительными чертами системы гильдий являются: а) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты в основном из нижестоящих слоев самой элиты; медленный, эволюционный путь наверх; б) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей (возраст, пол, партийность и др.); в) небольшой, относительно закрытый круг ее электората (людей, осуществляющих отбор кадров); г) тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства. Номенклатурная система рекрутирования политической элиты - один из наиболее типичных вариантов системы гильдий, который характеризуется отсутствием конкурентной борьбы, излишней идеологизацией, политизацией и неполитизацией (доминированием родственных связей). Антрепренерская система характеризуется: а) открытостью, широкими возможностями для представителей различных социальных групп претендовать на место в элите; б) небольшим числом институциональных фильтров; в) широким кругом электората; г) высокой конкурентностью отбора и первостепенной значимостью индивидуальных качеств претендента. У каждой системы отбора есть свои плюсы и минусы. Если антрепренерская система в большей степени приспособлена к динамизму современной жизни, то система гильдий склонна к бюрократизации, консерватизму; в первой - большая степень риска, во второй - большая уравновешенность при принятии решений, меньшая вероятность внутреннего конфликта, стремление к консенсусу и преемственности.

5. Политическая элита современной России.

1. Политическая элита: сущность, функции, типология.

2. Основные факторы и пути формирования политической элиты.

1. Политическая история всех традиционных и современных обществ свидетельствует о том, что осуществление власти представляет собой функцию, в выполнении которой широкие слои населения не принимают непосредственного повседневного участия. На практике их участие ограничивается выборами, а реальная власть принадлежит определенной и относительно немногочисленной группе людей, от решения которых зависит судьбы других людей и общества в целом. Такое правящее меньшинство, существующее во всех странах мира, принято называть элитой.

Термин «элита» происходит от латинского eligere и французского elite, которые означают «лучший», «отборный», «избранный». Начиная с ХVІІ в. он употребляется для обозначения товаров высшего качества. В ХVІІІ – начале ХІХ веков стал использоваться для характеристики высших социальных групп в системе социальной иерархии. В конце ХIХ – начале ХХ веков получил распространение в политической социологии, обозначая небольшие группы людей, обладающих большой долей общественных ценностей – знаниями, богатством, почетом, властью и т.п.

Начало систематическим исследованиям места и роли элит в политической жизни общества было положено в конце ХІХ – начале ХХ столетия теоретиками итальянской школы политической социологии В. Парето. Г. Моска и Р. Михельсом. Их заслуга состоит в том, что они впервые стали расценивать элиту как неизбежную политическую реальность, которую необходимо изучать с тем, чтобы понять законы ее поведения. Тем самым В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс заложили основы современным теориям элит, являющимися составной частью и одной из ведущих тем политической науки, социологии, политической и социальной мысли.

В современной политической литературе можно встретить различные определения политической элиты. Но смысл всех этих определений сводится к тому, что политическая элита - это организованная и привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции в государстве и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В основном это профессиональные политики высшего ранга, наделенные властными функциями и полномочиями.

Существование политической элиты в обществе обусловлено действием целого ряда объективных факторов:

1) общество, как все сложно организованные системы, нуждается в профессиональном управленческом воздействии, что вызывает необходимость в разделении труда на управляющих и управляемых. Ему необходимы люди, обладающие специальными знаниями, навыками, опытом, способные эффективно осуществлять управленческие функции;


2) политическое неравенство в обществе является результатом неравенства психических, социальных и иных условий, которые создают различные возможности заниматься политической деятельностью для разных социальных групп и индивидов;

3) управленческий труд высоко оценивается и стимулируется в обществе, а близость к власти открывает широкие возможности для реализации индивидуальных потребностей. Это обстоятельство заставляет многих людей стремиться во властные институты;

4) существование политической элиты обусловлено пассивностью большинства населения, которое, занимаясь решением собственных повседневных проблем, обычно предпочитает держаться, подальше от политики;

5) постоянная необходимость принятия решений в максимально короткие сроки. Это обстоятельство ограничивает возможности консультирования с народом или его частью и способствует элитаризации политики.

Все эти факторы делают невозможным включение каждого гражданина в процесс принятия решений. Само количество этих решений, скорость, с которой они должны быть приняты, сложность политической информации – все это неизбежно приводит к тому, что в политике образуется особый слой людей, именуемый политической элитой.

Политическая элита выполняет различные функции, посредством которых раскрывается ее роль в обществе, в реализации конкретных задач. На первом месте стоит стратегическая функция политической элиты. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, в определении политической программы действий. Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев населения и реализацию их в практических действиях. Организаторская функция. Она предусматривает организацию масс для осуществления на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь. Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем, в недопущении конфликтов, острых противоречий, деформации государственных структур. Важными содержательными элементами этой функции являются: сплочение и мобилизация различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижение сотрудничества и тесного политического взаимодействия всех сил в обществе.

В разных странах облик и функции политической элиты заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов, на учете которых строится классификация элит. По тому как обновляется политическая элита, выделяют открытую и закрытую элиту. Открытая элита сравнительно свободна для притока в ее ряды представителей различных слоев общества, способных на нетрадиционные подходы к решению общественных проблем. Благодаря открытой элите на самый верх политической системы попадают люди способные, волевые, с высокими профессиональными качествами. Основными принципами формирования открытой элиты являются компетентность в вопросах политики, репутация в глазах общественности, личный успех, слава. Закрытая элита формируется из ограниченного, замкнутого круга представителей. Она самовоспроизводится на основе очень узкой социальной базы. В закрытой элите, как и в открытой, личные качества и достижения человека также имеют большое значение, но все же подчиненное по отношению к преданности системе, идеологии, религии, вождю.

Принято также делить элиту на традиционную и современную, которые различаются ресурсами властвования. Традиционной можно считать ту элиту, власть которой опирается на традиционные ценности: обычаи, богатство, религию, владение землей, происхождение. Ее составляет родовая знать – от местных племенных вождей, до королевских фамилий. В противоположность традиционной современная элита - эта элита профессионалов, объединяющаяся инструментами власти. Она опирается на закон, формальные правила, имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Критерием для основных видов современной политической элиты является объем властных функций. На основе данного критерия различают высшую, среднюю, маргинальную и административную.

Высшая непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Она включает в себя ведущих политических руководителей страны и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти. Как правило, высшая политическая элита включает в себя по 50 представителей от каждого миллиона жителей страны, но принимает решения обычно узкий круг в 50 человек. Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц, которые имеют определенный уровень дохода, профессиональный статус, образование. Эти показатели позволяют им профессионально судить о том, какой политически курс приемлем для общества, а какой нет. Средняя элита составляет примерно 5% взрослого населения. Те группы, у которых отсутствует один из трех показателей, входят в маргинальную элиту. После обретения недостающего признака они могут войти в среднюю элиту. Административная элита состоит из высшего слоя государственных служащих, занимающих ключевые позиции в министерствах, ведомствах, департаментах, комитетах и других органах государственного управления. Эта элита предназначена для исполнительской деятельности, однако на деле обладает большим влиянием на политику, поскольку имеет опыт управления.

В зависимости от участия в осуществлении власти политическая элита делится на правящую и оппозиционную (контрэлиту). Отличительной чертой правящей элиты является то, что именно она определяет политический курс, принимает наиболее важные политические решения и контролирует политические ресурсы. Контрэлита объединяет всех тех, кто активно участвует в политике, стремится овладеть властью, но в настоящее время отстранен от руля реального управления и находится в оппозиции по отношению к правящей элите. Она также имеет определенные, немалые ресурсы для давления на правящую группу, добиваясь от нее тех или иных уступок в принятии некоторых управленческих и кадровых решений.

Правящая политическая элита – это вершина властной пирамиды. Но в обществе существуют и другие элитные группы, которые имеют достаточно высокую степень властного влияния. Это представители экономической, военной, интеллектуальной и некоторых иных видов властвующей элиты. Совместно с оппозиционной политической элитой они выступают как группы давления на правящую политическую элиту при принятии ею важнейших политико-управленческих решений.

2. Наличие элитарности современного общества вполне очевидно. Сегодня нет государства, где бы не существовало элиты. Благодаря своему высокому статусу и престижу принадлежность к элите становится привлекательной для определенной части людей. Они стремятся к включению в число тех, кто облечен властью принимать решения в масштабах всего общества. При этом мотивы такого стремления могут быть различны. Для одних – это наличие привилегий, которыми обладает элита. Для других – это социальный престиж, ощущение власти. Для третьих – это стремление к реализации планов глобального преобразования общества, обостренное чувство ответственности за судьбу отечества и др.

Однако одного желания войти в состав элиты явно недостаточно. Для этого необходимы и другие основания. Они зависят от реалий конкретной политической жизни, от того или иного типа элиты, а также тех общественных интересов, которым она служит.

Значительную роль в формировании элиты, ее социальной представительности играют социальное происхождение, социальная принадлежность. Немаловажным основанием для включения человека в элиту может явиться богатство. Во многих странах мира более важной по сравнению с социальным происхождением и богатством гарантией социальной представительности элиты выступает ее организационная (партийная, профсоюзная и т.п.) принадлежность. Она напрямую связана с ценностными ориентациями людей. В последнее время особую роль при формировании политической элиты играют организационные способности, обладание информацией, знания. Практически во всех странах мира важным каналом продвижения к вершинам политической карьеры является система образования. Например, в Великобритании основными центрами подготовки элиты являются так называемые публичные школы – Итон, Винчестер, Регби, Харроу. Известно, что из стен одного только Итона вышло 18 премьер-министров страны.

Немаловажным основанием при формировании политической элиты является принадлежность к определенному полу. Женщины значительно в меньшей степени представлены в элите, чем мужчины. Например, количество женщин в составе политической элиты таких стран, как Германия, Голландия, Италия, США, Франция, Швеция не превышает 7%.

Во многих исламских государствах важным институтом, влияющим на формирование карьеры политических лидеров, является церковь. Имеется немало примеров, когда религиозные лидеры мусульманского мира становились влиятельными политиками, видными государственными деятелями. В странах Латинской Америки достаточно часто началом успешной политической карьеры становиться служба в армии. В Аргентине, Бразилии, Перу именно военные составляют основу политической элиты. Работа в системе государственного управления является важным рычагом вхождения в политическую элиту в Германии, Беларуси, России, Японии. В реальной жизни человек, избравший своим уделом политическую деятельность, должен уметь определить для себя, какие выбрать способы и пути продвижения к вершинам политической иерархии, какие качества в данных условиях ценятся в наибольшей степени.

Мы уже отмечали, что элита – это довольно замкнутая группа, и вхождение в нее, как правило, затруднено. Между тем, всякая элита, даже элита закрытого типа вынуждена обновляться. При этом речь идет не об обновлении вообще, что возможно в результате революции или государственного переворота, а о своевременном внутреннем обновлении.

Обновление может проходить различными путями. Есть среди них и наиболее типичные. К ним в политологии обычно относят, во-первых, делегирование, т.е. выдвижение того или иного лица снизу путем выборов. Другим путем обновления элиты является назначение на пост лица, так или иначе проявившего себя в политической деятельности.

С давних пор распространен и такой путь продвижения в элиту как протекция. Речь идет о ситуации, когда решающую роль в политической карьере того или иного человека играет покровительство высокопоставленного лица, которое по разным соображениям (родственные связи, дружеские отношения, личные симпатии) обеспечивает ему включение в элиту. Наконец, возможен и такой вариант попадания в элиту как самовыдвижение или самовключение. Этот путь, обычно избирают люди с сильным характером и огромным желанием «делать политику». Он характерен, например, для лидеров оппозиции, которые, вербуя сторонников, создавая партии и движения добиваются большого политического влияния в обществе.

Разумеется в реальной жизни возможны различные комбинации этих путей попадания в элиту. Назначение на пост может совмещаться с протекцией, а самовыдвижение с делегированием. При этом один из путей всегда является преобладающим.

Обновление элиты, изменение в ее социальном и качественном составе, осуществляется на основе действующей в том или ином государстве системы рекрутирования (отбора). В современной политологии выделяются две основные системы отбора претендентов на элиту: антрепренерскую (предпринимательскую) и систему гильдий. Эти системы определяют, кто, как и из кого осуществляется отбор, каков его порядок и критерии, каков круг лиц, осуществляющих отбор и побудительные мотивы их действий. В чистом виде обе системы встречаются редко, поскольку на практике используются их различные сочетания. Однако преобладание элементов одной из них позволяет судить о действующем механизме отбора.

Антрепренерская (предпринимательская) система ориентирована на личностные качества кандидата, его способность найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее яркими идеями, интересными предложениями и программами. При такой системе отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию между претендентами на руководящие посты. Она хорошо приспособлена к динамизму современной жизни. Селекторатом, т.е. теми, кто отбирает, в этом случае является все взрослое население. Поэтому антрепренерская система преобладает в странах стабильной демократии.

Существенными недостатками антрепренерской системы отбора является относительно большая вероятность риска в политике, возможность прихода в нее случайных лиц, способных производить лишь внешний эффект. Слаба предсказуемость поведения кандидатов после того, как они становятся представителями элиты. Кроме того, при антрепренерской системе высока степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри нее.

Система гильдий предполагает медленное, постепенное продвижение кандидата вверх по ступенькам служебной лестницы. Это связано с многочисленностью возможных формальных требований к соискателю на руководящий пост: партийность, возраст, стаж работы, уровень образования, характеристика руководства и т.д. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т.д.) или партий. Узкий круг лиц из числа руководящих работников партии, движения, корпорации осуществляет подбор и назначение кадров.

Система гильдий очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И тем не менее данная система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, уравновешенность решений, меньшую степень риска при их принятии и меньшую вероятность конфликтов внутри элиты. Система гильдий характерна, главным образом, для стран с авторитарным и тоталитарным режимом, хотя ее элементы встречаются в Великобритании, Японии и других демократических государствах.

Особую разновидность системы гильдий представляет номенклатурная система рекрутирования элиты, которая на протяжении долгих десятилетий господствовала в СССР и странах Восточной Европы. Суть номенклатурной системы состоит в назначении лиц на все сколь-нибудь ключевые должности во всех сферах общественной жизни лишь с согласия и по рекомендации соответствующих партийных органов, в подборе элиты сверху.

Положение не изменилось и после распада СССР, поскольку за годы советской власти в нем так и не сформировалось сколь-нибудь влиятельной демократической элиты, способной к эффективному руководству обществом. Пришедшая к власти новая политическая элита унаследовала черты, методы и стиль руководства старой партийно-бюрократической номенклатуры.

Реальность современной Беларуси, как и большинства других республик бывшего СССР такова, что в ней соседствуют два принципиально разных подхода к рекрутированию элиты. С одной стороны – номенклатурный принцип отбора, назначения и перемещения, с другой – практика альтернативных выборов, в результате которых нынешняя правящая политическая элита пополнилась за счет «людей со стороны», весьма энергичных, активных. Это, как правило, представители более молодых поколений, которые пришли во власть из разных слоев общества и из разных профессиональных сфер. К сожалению, среди них можно встретить и людей случайных, недостаточно компетентных, весьма амбициозных. Они действуют только в своих интересах, имеют целью только собственное благо и игнорируют благо общества.

В целом следует отметить, что становление современной политической элиты Беларуси происходит в условиях трансформации политической системы, при незрелости формирующихся общественно-политических институтов, явно недостаточной структурированности общества, отсутствии четкой дифференциации политических предпочтений основных социальных групп. В этих условиях сама политическая элита имеет во многом переходный характер и необходимо время для ее полной консолидации.

Контрольные вопросы:

1. Чем обусловлена необходимость существования политической элиты в жизни общества?

2. По каким критериям выделяются различные типы политической элиты?

3. Какие существуют системы отбора в элиту?

4. Назовите достоинства и недостатки существующих систем отбора в элиту.

5. Как вы думаете, произошла ли смена номенклатурной элиты в Беларуси? Аргументируйте свой ответ.

Политическая элита

контрольная работа

1 Понятие «политическая элита»

Известно, что любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляться. Для характеристики управляющих употребляются разные понятия, но наиболее распространенным является «элита».

Понятие «элита» происходит от латинского «elegize» (обратить) и французского «elite» (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, когда имеется властвующая часть общества, правящий слой. Если суммировать различные точки зрения, то можно констатировать, что данным понятием обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности.

В данном определении следует подчеркнуть два важных момента. Первый: понятия «политическая элита» и властвующая элита» включает в себе различные группы, непосредственно или опосредственно участвующие во властных процессах. Сюда входят политические, экономические, военные, идеологические и др. виды элит.

Второй момент: в отличие от всех других групп, составляющих властвующую элиту, политическая элита непосредственно участвует в осуществлении политической власти.

Итак, политическая элита - это определенная группа, слой общества, которой концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляет обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенными властными функциями и полномочиями.

Политическая элита современных государств представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министрами, министрами, руководителями законодательных и исполнительных органов, депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами властных структур, краях, областях, высшим дипломатическим корпусом и др.

В свое время в ряде западных государств (в том числе в США, Великобритании, ФРГ) был проведен активный возраст входящих в нее лиц 50-55 лет; от 60 до 80% закончили одно-два высших учебных заведения; подавляющая часть - крупные собственники.

Элиты присущи всем обществам, ее существование обусловлено действием следующими факторами:

1. психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2. законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3. высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4. широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;

5. практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля, за политическими руководителями;

6. политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все эти и другие факторы обуславливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делиться:

1. на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т.е. - это политическая элита власти;

2. оппозиционную (т.е. контрэлиту), на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения;

3. среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5% населения);

4. административную - это служащие-управленцы (бюрократия);

5. а также различают политические элиты в партиях, классах и т.д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимно влияют и не взаимодействуют друг с другом.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер - министра, спинакера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политической партий, политических фракций в парламенте).

Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов.

Административная элита (бюрократическая) - это высший слой государственных служащих чиновничества), знающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.

Таким образом, элитарность современного общества - это реальность. Устранить же политическую элитарность можно лишь за счет общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа - это скорее привлекательный идеал, утопия, чем реальность.

Для демократического государства первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее квалифицированной, результативной и полезной для общества политической элиты, своевременного ее качественного обновления, предотвращения тенденции отчуждения от народа и превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту. Иными словами, речь идет о необходимости создания соответствующих институтов, которые обеспечивали бы эффективность политической элиты и ее подконтрольность обществу.

Уровень решения этой задачи во многом характеризует социальная представительность элиты, т.е. представление различных слоев общества, выражение их интересов и мнений в политической элите. Такое представительство зависит от многих причин. Одна из них - социальное происхождение и социальная принадлежность. Строго говоря, социальная принадлежность во многом определяется принадлежностью к элите, поскольку вхождение в элиту обычно означает приобретение нового социального и профессионального статуса и утрату старого.

Непропорциональность в социальных характеристиках элиты и населения в современных государствах достаточно велика. Так, например, сегодня в странах Запада (уже и в России) выпускники университетов представлены в элите значительно шире, чем другие группы. Это связано с достаточно высоким социальным статусом родителей. В целом же непропорциональность представительства различных слоев в политической элите обычно растет по мере повышения статуса занимаемой должности. На нижних этапах политико-управленческой пирамиды низшие слои населения представлены значительно шире, чем в верхних эшелонах власти.

Политическая элита - это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.

Из выше сказанного следует, что элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации. Это профессиональные служащие, политики и идеологи и т.д.

Но политическая элита - это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на принятие решения, на определение целей, но это прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а, следовательно, и позиции каждого ее члена.

Для победы на выборах кандидату необходимо получить доступ к избирателям. К сожалению, обойти всех избирателей самолично и с каждым «поговорить по душам» практически невозможно. Поэтому с целью отсечения не нужных для элиты кандидатов, расценки в средствах массовой информации (по мнению простого избирателя) просто огромны. Поэтому выбор избирателям представляется из кандидатов, принадлежащих к элитам, либо зависимых от элит.

Поэтому достаточно часто победы одерживают представители власти, в руках которых сосредоточены административные, финансовые, информационные ресурсы

2.ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ И ЕЕ КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТИХ ФУНКЦИЙ.

Социальное предназначение политической элиты отражается, прежде всего, в тех функциях, которые она выполняет. Они многообразны, сложны, и разумеется, связаны с большей ответственностью. Последние обстоятельство заставляет задуматься над вопросом: на чем основываются и чем, регламентируются функции политической элиты? Казалось бы, ответ простой: содержание и границы функции, выполняемых политической элитой, определяется конституцией страны. Так и происходит в странах с легитимным существованием политической власти, где политическая ситуация характеризуется стабильностью. Однако в реальной жизни случаи расхождения между конституциями и реальной властью очень не редки. Так происходит как минимум в двух случаях. В - первых, когда политическая ситуация в стране основательно меняется (переходные периоды), но эти перемены еще не отражены в конституции. Во - вторых, возможны отступления от конституции. Например, в конституции СССР провозглашалась, что власть принадлежит советам, однако реальная политическая картина этого не подтверждала.

Отмеченные обстоятельства важно учитывалась при изучении конкретных функций, выполняемых политической элитой. Этих функций достаточно много. Наиболее из существенных: стратегическая, коммуникативная, организаторская, интегративная.

На первом месте среди названных функций стоит стратегическая функция. Его содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определение политической программы действий. Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении стратегического направления общественного развития, в выработке концепции назревших реформ.

Стратегическая функция в полной мере может быть реализована на высшем уровне политической элиты - парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощника президента.

Успешная реализация стратегической функции политической элиты определяется не только качественным кадровым составом «мозгового штаба», привлекаемого к выработке политического курса страны. Она зависит так же от состояния общественного мнения в стране, его отражения в принимаемых политических решениях. Речь идет от следующей важнейшей функции политической элиты - коммуникативной. Она предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп, а так же слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение видеть особенности настроений различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различным животрепещущим вопросам.

В целях налаживания тесных контактов с различными социальными группами в каждом государстве политическое руководство использует регулярные личные встречи с людьми, поездки по стране и т.д.

Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась, и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит наиболее эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами.

Выработанный стратегический курс воплощается в системе различных политических мероприятий. К ним относятся:

законодательные (принятие законов и др. законодательных актов парламентом, правительством);

мобилизующие (различные формы воздействие на общественное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей);

регулирующие (распределение и перераспределение ресурсов материальных, людских, финансовых);

координирующие (координация центральных и региональных действий);

контролирующие;

корректирующие и другие.

Г. Моска и В. Парето как основоположники теории элит

Гаэтано Моска - (1858-1941) - выдающийся итальянский политолог, один из основателей элитологии, профессор Туринского и Римского университетов. Главная заслуга Моски - вычленение элиты как специального объекта исследования, анализ ее структуры...

Законодательная элита Тюменского региона

В XX веке понятие элиты прочно вошло в социологические и политологические словари. Однако строго и общепринятого определения термина «элита» так и не сложилось. Достаточно сказать, что еще в 1967 г...

Концепции политических элит

1. Сущность, понятие и теория политических элит 1.1 Теория элиты макиавеллистской школы Идеи о правомерности деления общества на меньшинство, господствующее над остальным населением, высказывались еще в древности. Конфуций, например...

Концепции политических элит

В известной мере сам процесс возникновения элит в современной России востребовал в числе новых и реконструированных направлений научных исследований "правящего класса" - современную российскую элитологию...

Основные виды политических партий в Российской Федерации

Политическая памртия (греч. РплйфйкЮ -- "искусство управления государством"; лат. pars -- "часть") -- особая общественная организация (объединение)...

Политическая культура

Политическая культура (от лат. cultura -- «возделывание», «воспитание», «образование»): 1) составная часть общей культуры человечества...

Политическая элита

Известно, что любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляться...

Политические элиты

Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества...

Политические элиты

Различные субъекты политики оказывают неодинаковое воздействие на развитие общества. Отдельные граждане и социальные группы обычно не принимают непосредственного повседневного участия в политической жизни. Более того, ни одно решение...

Анализ соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры. а) это культура личности, социальной общности, объединяю-щая в себе политическую образованность...

Сущность политики

Еще одной разновидностью субъектов политики, относящихся одновременно к физическим и юридическим лицам, а также - социальным группам, являются политическая элита и политические лидеры. Институт политической власти...

Типология современных политических систем

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных...



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные