Музыкально дидактические игры для дошкольников детском саду. Музыкально-дидактические игры и пособия на музыкальном занятии. Я -весёлый Петрушка

в самостоятельной деятельности дошкольников

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально-сенсорное развитие ребёнка. Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии и т.д.

Однако между музыкально-дидактическими пособиями и играми есть существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности, в то время как музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в организованной музыкальной деятельности.

В основу классификации музыкально-дидактических игр положены задачи формирования восприятия четырёх важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки).

1. Игры, развивающие звуковысотный слух – развитие способности воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука.

2. Игры, развивающие ритмическое чувство – развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их.

3. Игры, развивающие тембровый слух – дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.

4. Игры, развивающие динамический слух – развитие способности различать силу звучания, связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов.

Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы представлены в определённой последовательности постепенно усложняющихся музыкально-сенсорных задач. Основное игровое действие – загадывание и отгадывание – присутствует в каждой игре. Каждая игра требует от детей самостоятельных действий в восприятии и различении музыкальных звуков. Умение вслушиваться, различать тот или иной музыкальный звук является показателем определённого уровня музыкально-сенсорного развития у детей дошкольного возраста. А это в свою очередь даёт детям возможность использовать игры в самостоятельной музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

Для того чтобы игра проходила весело, интересно в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

Первый этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.

Второй этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

Третий этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.

Четвёртый этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.

В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т.д. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, требуют от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.

Игра «Музыкальная лесенка».

Цель: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии.

Ход игры:

Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках.

Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенной музыкальной лесенки, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. её ступеньки – музыкальные звуки – можно только услышать.

Детям предлагается прослушать движение мелодии вверх и вниз по ступенькам музыкальной лесенки. Педагог поёт песенку, сопровождая своё пение движением ладони по воображаемым ступеням.

Сту-пень-ки - зву-ки вверх и-дут, за-тем о-ни нас вниз све-дут.

Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.

Для закрепления представлений детей о поступенчатом движении мелодии вверх и вниз педагог использует наглядность (8-ступенчатую лесенку и фигурку, которая перемещается по ней).

Игра «Озорное эхо».

Цель: развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, в центре педагог с мячом. Мячик - эхо, разрисованный символическим изображением эха – с одной стороны весёлая гримаса, окруженная словами, например: «Ау», «Солнышко», «Здравствуй», с другой грустная гримаса, окруженная словами: «Дождик», «Тучка», «Ослик».

Бросая мячик – эхо кому-либо из детей, педагог пропевает его имя или слово настроение. Ребёнок должен вернуть мяч, интонационно точно повторяя музыкальную фразу.

Игра «Нарисуй мелодию».

Цель игры: развитие звуковысотного слуха.

Ход игры:

Педагог раздаёт детям индивидуальные карточки, на обороте которых приклеен конверт с нотами-кружочками.

Педагог пропевает песенку и даёт детям задание определить, из какого количества ступенек музыкальной лесенки она состоит.

Детям предлагается вместе с педагогом пропеть эту песенку, двигая ладошку по ступенькам.

Педагог пропевает песенку по фразам, предлагая детям «нарисовать мелодию» на карточке, используя ноты-кружочки.

Дети вместе с педагогом пропевают песенку, глядя на графическое изображение мелодии на карточке.

Например:

Тётка – богатка, 0 0 0 0 0

Сшей мне рубашку. 0 0 0 0 0

Хочу нарядиться: 0 0 0 0 0 0

Еду веселиться. 0 0 0 0 0 0

Игра «Колокольцы – бубенцы».

Цель: развитие вокального тембрового слуха.

Ход игры:

Дети, взявшись за руки, водят хоровод по кругу, исполняя песенку. песенки исполняет ребёнок, которому педагог вручает колокольчик. Ребёнок, стоящий в центре круга, должен узнать поющего по голосу. Если узнавание происходит, поющий ребёнок, звеня колокольчиком, бегает внутри круга, а водящий пытается его поймать. Если узнавание не происходит, игра повторяется с новым солистом.

Игра «Угадай инструмент».

Цель игры: развитие тембрового слуха в сочетании с концентрацией внимания.

Ход игры:

Дети, сидя полукругом перед столом, на котором находятся картинки с изображениями различных инструментов.

Педагог предлагает им прослушать различные инструментальные произведения и определить, какой инструмент или инструменты участвовали в исполнении каждого музыкального произведения и выбрать карточки с их изображением.

Игра «Игра с платочком».

Цель игры: развивать у детей реакцию на смену динамических оттенков.

Ход игры:

Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга, в руках у них цветные платочки.

Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое звучание музыки – прячут платочки за спину (аудиозапись вариаций Моцарта из оперы «Волшебная флейта»).

Невнимательные к смене динамики дети выбывают из игры.

Игра «Шаг и бег».

Цель: дать детям представление о долгих и коротких звуках.

Ход игры:

Педагог даёт детям прослушать марш и предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку.

После ответа детей педагог предлагает им прошагать под эту же музыку, произнося слово «шаг – шаг – шаг».

Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «шаг» более удобным слогом «та».

Педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «та» - |.

Звучит аудиозапись с музыкой для лёгкого бега, и педагог предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку.

После ответа педагог предлагает им пробежать на носочках, говоря слово бег – бег – бег».

Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «бег» на короткие слоги «ти-ти».

Педагог демонстрирует детям графическое изображение слогов «ти-ти» - [[.

Заключить данную игру необходимо совместным выводом детей и педагога, что символ долгого звука «та» содержит в себе два более коротких символа «ти-ти» - | = [[.

Движения шагом и бегом можно заменить хлопками, шлепками или притопами, то есть всю игру можно освоить, не сходя с места.

Игра «Прочитай карточку».

Цель: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением.

Ход игры:

Педагог предлагает детям при помощи хлопков, шлепков или притопов «прочитать» поочерёдно сменяющие друг друга ритмические карточки.

Усложнять игру можно, используя соревнования между подгруппами.

Объявлять нужный способ «чтения» (хлопки, шлепки, притопы) педагог должен в короткой паузе между сменой карточек.

Ритмические группировки на карточках должны быть лаконичны, разнообразны и иметь логическое завершение (не обрывать «ритмическую мысль»).

Игра «Ритмическое эхо».

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры:

Педагог предлагает превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример предложенный педагогом, а именно:

Точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы);

Эхо окрашено тихой динамикой.

Педагог воспроизводит ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.

Игра «Переводчик».

Цель: закрепление полученных знаний в процессе развития чувства ритма.

Ход игры:

Педагог предлагает детям «перевести» фразы из знакомых песен на ритмический язык, используя символы та и ти-ти.

Дети воспроизводят предложенную педагогом фразу, заменяя текст ритмическими символами.

Педагог предлагает кому-нибудь из детей изобразить ритмический график данной фразы на доске или выбрать из нескольких графических карточек нужную для данного упражнения.

Игра «Угадай мелодию».

Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти.

Ход игры:

Педагог прохлопывает ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни.

Дети повторяют и угадывают название песни, частью которой она является.

Для поддержания интереса к игре можно использовать ударные инструменты, которые предлагаются детям-солистам для исполнения ритмического рисунка той или иной фразы.

Усложнять игру можно, используя соревнования между подгруппами

Игра «Ритмический оркестр».

Цель: формирование у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах), основываясь на полученных ранее знаниях.

Ход игры:

Педагог разбивает детей на четыре равные подгруппы, каждая из которых образует сторону квадрата. В руках у каждой группы однородные ударные инструменты.

В центре квадрата стоит дирижёр.

Все дети исполняют песню.

По указанию дирижёра, обращённому к какой-либо подгруппе детей, она исполняет данную фразу песни и играет на музыкальных инструментах.

Усложнять игру можно ускорением темпа, а также использованием одновременного звучания всего оркестра.

Игра «Воротики».

Цель: обучить детей восприятию ритмического разнообразия (долгие и короткие звуки) посредством движений под музыку.

Ход игры:

Педагог делит детей на первые и вторые номера.

Дети с одинаковыми номерами становятся парами, образуя круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.

Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом, высоко поднимая колени.

С окончанием музыки педагог даёт команду, например: «Первые номера!» - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики».

Под звучание польки, не названные номера, лёгким бегом пробегают в «воротики».

В процессе игры педагог акцентирует внимание детей на связь их движений с характером музыки. Перед игрой необходимо закрепить с детьми полученные ранее знания о долгих и коротких звуках.

Игра «Передай мяч».

Цель: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.

Ход игры:

Дети стоят в кругу.

Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передают вправо, под тихое звучание музыки – влево.

Если музыка звучит громко, движения рук с мячом могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более плавными и нежными.

Игра «Жмурка».

Цель: обучить детей восприятию смены темпа в музыке и точной реакции на неё посредством движения.

Ход игры:

Педагог выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определённые движения. Под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, жмурка ходит между детьми, под быстрое исполнение музыки – передвигаться лёгким бегом по залу вокруг «спящего» жмурки.

С окончанием музыки жмурка ловит детей.

Игра «Звёздная эстафета».

Цель: обучить детей восприятию разнохарактерной музыки посредством соответствующей смены движений.

Ход игры:

Педагог делит детей на две команды, в каждой из которых направляющий держит серебряную звезду.

Под музыку арии И.С.Баха направляющие движутся простым шагом с носка до определённой черты в противоположном конце зала, где меняют серебряную звезду на золотую.

Под музыку «Шутки» И.С.Баха лёгким бегом на носочках направляющие возвращаются к своей команде и передают звезду следующему участнику, а сами становятся позади своей команды.

В игре побеждает команда, которая без ошибок реагировала на смену характера музыки, точно и выразительно выполняла движения. Недопустимо, чтобы, передвигаясь лёгким бегом, дети боролись за первенство за счёт качества движений.

Игра «Верные друзья».

Цель: обучить детей восприятию многочастного музыкального произведения и согласовывать свои движения с музыкой каждой части.

Ход игры:

Звучит песня «Ах, вы сени….», под которую дети простым шагом идут по кругу, взявшись за руки.

Звучит песня «Ой, то не вечер…», под которую ищет себе пару и, найдя, кружится с нею.

Звучит песня «Ах, вы сени….», под которую дети идут по кругу, но уже парами.

Под частушки дети останавливаются, разворачиваются в парах лицом друг другу и выполняют пляску по показу, то есть по указанию педагога внешний круг демонстрирует какое-либо движение, а внутренний – его повторяет.

Под звучание песни «Во саду ли, в огороде…» дети лёгкими подскоками разбегаются в разные стороны.

Звучит песня «Ах, вы сени…», под которую каждый ребёнок ищет свою пару, затем пары поднимают сцепленные руки вверх.

Побеждает пара, которая сделает это первой.

Игра «Круг и кружочки».

Цель: формирование у детей представления о вальсе на основе некоторых его элементов.

Ход игры:

Педагог делит детей на 3-4 равные подгруппы по 5-6 человек, производя в каждой из них расчёт по порядку номеров.

Дети стоят в кругу, лицом к центру.

Под музыку вальса по указанию педагога дети чередуют следующие движения:

Плавное движение рук вверх-вниз перед собой;

Плавное движение рук в сторону – вверх - вниз с движением

головы вслед за руками;

Шаг вальса: вперёд-назад (в центр круга и назад).

По сигналу воспитателя (например: «Первые номера!» или «Третьи номера!») названные номера перестраиваются в маленькие кружочки. Движение продолжается шагом вальса со сцепленными руками.

Игра «Змейка».

Цель: формирование у детей представления о польке и вальсе на основе некоторых их элементов.

Ход игры:

Педагог делит детей на три подгруппы и выстраивает в колонны в указанных местах зала.

Под звучание польки все дети двигаются по залу «змейкой».

Под звуки вальса, стоя на месте, дети выполняют: 1. Плавные движения руками вверх-вниз перед собой; 2. Шаг вальса вперёд-назад или в стороны - назад.

С окончанием музыки все дети бегут на свои места. Выигрывает та колонна, которая построилась раньше других.

Игра «Цветные звёздочки».

Цель: формирование у детей представления об элементах русских народных танцев.

Ход игры:

Педагог в центре зала расставляет два ряда стульев параллельно друг другу. Дети рассаживаются на стулья друг против друга.

В начале образованного коридора стоит воспитатель и держит в руках разноцветные звёздочки.

Дети, сидящие последними в каждом ряду от воспитателя, встают и двигаются к воспитателю переменным шагом.

На вторую часть музыки дети, дошедшие до воспитателя, начинают обегать свой ряд подскоками.

Победителю воспитатель вручает цветную звёздочку. Если оба ребёнка прибегают одновременно, воспитатель вручает звёздочку каждому из них.

Игра продолжается с участием остальных детей.

Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество цветных звёздочек. Оценивается не только быстрота, но и качество движений, что является одним из основных правил игры.

Игра «Музыкальные загадки».

Цель: закрепление у детей представлений о жанровом разнообразии танцевальной музыки посредством соответствующих элементов танцевальных движений.

Ход игры:

Педагог делит детей на 3-4 подгруппы по 5 человек в каждой.

Дети каждой подгруппы строятся, образуя параллельные колонны. В другом конце зала стоит воспитатель.

Под звучание музыки дети, стоящие первыми в каждой колонне, двигаются по направлению к воспитателю шагом, соответствующим характеру музыки.

Если ребёнок выполняет движения, соответствующие музыке, то есть отгадал музыкальную загадку, воспитатель вручает ему символическую нотку.

ИГРА «Ступеньки»

Цель: развивать звуковысотный слух.

Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры: ребенок-ведущий исполняет на любом музыкальном инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх – вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх – вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. В игре участвует несколько детей.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

ИГРА «Прогулка»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны приклеена фланель).

Ход игры: Игра соответствует аналогичной, проводимой в младшей группе, но кроме этого дети должны передать ритмический рисунок – выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – низким.

Например: «Тана взяла мяч, говорит воспитатель, - и стала медленно ударять им о землю».Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошел частый, сильный дождь», - говорит воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

ИГРА «Наше путешествие»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры: воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте сначала, что я вам расскажу, - говорит воспитатель. – Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку – она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так. (Ритмично ударяет в барабан.) Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки. (Играет на металлофоне.) Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».

Игра проводится во второй половине дня.

ИГРА «Выполни задание»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: фланелеграф; карточки с изображением коротких и длинных звуков (игра «Прогулка»); детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).

Ход игры: воспитатель-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмичный рисунок. Ребенок должен выложить карточки на фланелеграфе. Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий выкладывает ритмический рисунок на столе.

ИГРА «Определи инструмент!»

Цель: развивать тембровый слух.

Игровой материал: аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, деревянные ложки – 4.

Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые музыкальные инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой на таком же инструменте его повторяет. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать загадку. Если ребенок ошибся, то он слушает задание.

ИГРА «Музыкальные загадки»

Цель: развивать тембровый слух.

Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок - ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Игра проводится в свободное от занятий время.

ИГРА «Громко – тихо запоем!»

Цель: развивать диатонический слух.

Игровой материал: любая игрушка.

Ход игры: дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игра проводится как развлечение.

ИГРА «Передай ритм»

Цель:

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Примечание. Ведущим может быть музыкальный руководитель, воспитатель, ребенок.

Дети стоят паровозиком или сидят друг за другом на стульях, на скамье.

ИГРА «Музыкальные стульчики»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

Примечание. Игру детей педагог может сопровождать музыкальным аккомпанементом. С началом нового тура один стул убирают.

ИГРА «Барабанщики»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память .

Ход игры: Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.

ИГРА «Замри»

Цель: учить определять мажорный и минорный лады.

Ход игры: Дети свободно перемещаются по залу под определенную (например, мажорную) мелодию. Как только звучит минорная, они мгновенно замирают.

ИГРА «Сосульки»

Цель: развивать чувство ритма.

Ход игры: Дети делятся на три группы по 4-5 человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап, кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап, кап-кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произносятся слова «кап-кап-кап-кап».

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы соединяются.

Примечание. Можно использовать музыкальное сопровождение.

ИГРА «Чиж».

Цель: музыкально-дидактическая игра, основанная на народном материале.

Ход игры: Дети по одному идут по кругу и напевают:

По дубочку постучишь –

Вылетает пестрый чиж.

У чижа, у чижика –

Хохолочек рыженький.

Чиж, чиж, вылетай,

Себе пару (тройку и т.д.) выбирай!

Дети становятся в пары (тройки и т.д), идут по кругу и снова поют.

ИГРА «Выбери инструмент».

ЦЕЛЬ: развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки.

Ход игры:

Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни.

Детям исполняются две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. первая пьеса («Белка» Н.Римского-Корсакова) звучит нежно, в высоком регистре, напоминая по звучанию металлофон или колокольчики; вторая («Парень играет на гармошке» Г.Свиридова) напоминает характер звучания гармошки.

После прослушивания дети должны выбрать соответствующий инструмент.

ИГРА «Весёлый поезд».

ЦЕЛЬ: закреплять умение различать изменение темпа музыки.

Ход игры:

Педагог исполняет музыкальную пьесу, в которой передан образ движущегося поезда: сначала он движется медленно, затем всё быстрее и быстрее, а концу пьесы движение поезда постепенно замедляется и он останавливается.

При повторном исполнении пьесы педагог предлагает желающим передвигать игрушечный поезд, внимательно слушая музыку, чтобы точно передать изменение темпа.

ИГРА «Копилка».

ЦЕЛЬ: закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.

Ход игры:

После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой», затем обращается к детям: «Какая вместительная у каждого у вас копилка! Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово нам подходит, мы закроем его в копилку, если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведёте ладошки в стороны, чтобы оно не попало в копилку».

Игра заканчивается повторением всех слов из копилки.

«Музыкальная лесенка»

Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.56.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии.

Оборудование 8-ступенчатая лесенка и фигурка, которая перемещается по ней).

Ход игры: Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках. Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. её ступеньки - музыкальные звуки - можно только услышать. Детям предлагается прослушать движение мелодии вверх и вниз по ступенькам музыкальной. Педагог поёт песенку, сопровождая своё пение движением ладони по воображаемым ступеням.

«Сту-пень-ки - зву-ки вверх и-дут, за-тем о-ни нас вниз све-дут».

Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.

Музыкально-дидактическая игра

«Нарисуй мелодию»

Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры

Оборудование: Индивидуальные карточки с нотами кружочками.

Ход игры: Педагог раздаёт детям индивидуальные карточки, на обороте которых приклеен конверт с нотами-кружочками. Педагог пропевает песенку и даёт детям задание определить, из какого количества ступенек музыкальной лесенки она состоит. Детям предлагается вместе с педагогом пропеть эту песенку, двигая ладошку по ступенькам. Педагог пропевает песенку по фразам, предлагая детям «нарисовать мелодию» на карточке, используя ноты-кружочки. Дети вместе с педагогом пропевают песенку, глядя на графическое изображение мелодии на карточке.

Например:

Тётка - богатка,

Сшей мне рубашку.

Хочу нарядиться:

Музыкально-дидактическая игра

«Три поросёнка»

Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.35.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель : развитие звуковысотного слуха.

Оборудование: На планшете изображены лес и сказочный дом. В нём вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трёх поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф- Наф - в красной, Ниф-Ниф - в жёлтой. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой фа первой октавы нарисована мордочка поросёнка в синей шапочке Нуф-Нуфа, под пластинкой ля первой октавы - поросёнок в красной шапочке - Наф-Наф, под пластинкой до второй октавы - поросёнок в жёлтой шапочке - Ниф-Ниф. Здесь же прикреплён молоточек от металлофона, 8-12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трёх поросят.

Ход игры: Дети по очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросёнок, например, в жёлтой шапочке. Ребёнок должен спеть «Я Ниф-Ниф» - на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением жёлтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. если ребёнок затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.

Музыкально-дидактическая игра

«Прогулка»

Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.38.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: развитие чувства ритма.

Оборудование: Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры : Муз. рук.: «Сейчас мы с вами пойдём на прогулку, но она необычная, помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице» - музыкальный руководитель медленно ударяет молоточком по ладони, дети повторяют такой же ритмический рисунок. « А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передаёт бег. Все повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»- медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался сильный ливень»,- муз.рук. постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались дети и побежали в детский сад»,= быстро и ритмично ударяет молоточком.

Сюжетная дидактическая игра

«Певец - попугай»

Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.25.

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: Научить детей самостоятельно быстро вспоминать знакомые песни: петь acapella индивидуально и по цепочке.

Оборудование: Разноцветный мяч.

Ход игры: Дети стоят в кругу, в центре которого лежит разноцветный мяч. По считалке выбирают водящего:

Раз, два, три!

Раз, два, три!

Быстро в круг выходи.

Бери мяч, запевай,

С попугаем поиграй!

Выбранный водящий выбегает в центр круга, берёт мяч в руки и говорит:

Ты, «певец- попугай»,

За мной точно повторяй,

Повторяй, не зевай

И красиво допевай!

Затем водящий поёт куплет или припев любой песни. Закончив пение, он бросает мяч одному из детей, а сам остаётся на месте. Ребёнок, поймавший мяч, становится теперь «певцом-музыкантом».Он повторяет пропетый водящим фрагмент песни и допевает следующий куплет. «Певец- попугай» занимает место водящего, а тот становится в круг к играющим. При повторении игры исполняется следующая песня.

А.В.Боргуль Игры 22 Мар 2017

Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основ­ном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмичес­ких движений. Эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании де­тей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками ок­ружающей их жизни.

ВЕСЕЛЫЕ ЛЯГУШАТА.

Ход игры: Дети стоят в кругу и пропевают текст:

У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.

Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.

Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!

Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.

Для музыкального сопровождения используется любая веселая мелодия двухдольного размера.

ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ.

Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей – маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

ТРИ МЕДВЕДЯ.

Игровой материал: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле. У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.

Ход игры:

Педагог: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первым зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)

Педагог (выводит фигурку) : Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

ПРЫГ,ПРЫГ,СКОК.

Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство.

Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик».

Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!

Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!

КУКОЛКА ЛЮБИТ ТАНЦЕВАТЬ.

Цель: Развивать чувство ритма.

Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия.

Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны.. если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.

ПО ТРОПИНКЕ.

Цель: Закреплять способы звукоизвлечения на бубнах, маракасах, ложках. Развивать ритмический слух детей.

Ход занятия: Дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш отстукивают ритмический рисунок, который задает педагог.

Текст песни: 1. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Ежика в лесу найдем, ежика найдем! (играют на маракасах)

2. По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем.

Зайчика в лесу найдем, зайчика найдем. (играют на ложках)

3. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Мишку мы в лесу найдем, Мишку мы найдем. (играют на бубунах)

ВЕСЕЛЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК.

Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.

Ход игры : Детям раздают по два колокольчика каждому. Педагог поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках.

1. Веселый колокольчик – Динь, динь, динь.

Смеется и хохочет – динь, динь, динь.

2. Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь.

Но снова солнце вышло – динь, динь, динь.

3. И звонкие капели – динь, динь, динь.

В ответ ему запели – динь, динь, динь. (см. нотное приложение)

НЕ ЗЕВАЙ.

Цель: научить детей воспринимать и ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения.

Ход игры : Игра проводится с детьми, сидящими на ковре в кругу. Дети поют текст и передают по кругу музыкальные инструменты. Педагог может ставить перед детьми различные задачи:

Точно воспроизводить остинатную ритмическую формулу, после чего передавать соседу музыкальный инструмент;

Чередовать громкое и тихое исполнение;

Менять поочередно приемы исполнения на музыкальных инструментах.

Текст песни: Раз-два-три, не зевай! Поиграл – передай!

Раз – два-три, не спеши, как играть научи!

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)

Топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.

Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.

Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно. Игровая цель: Угадать первым.

В ЛЕСУ

Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.

Ход игры : Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.

В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.

Как по лесу у нас

Зайка прыгает сейчас.

У него соседи-

Бурые медведи

А на ветке птичка,

Птичка – невеличка!

ВЕРТУШКА

Программное содержание: Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки.

Ход игры : Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку, по - вращать ее, заглянуть в окошечко на вертушке и исполнить знакомую песню, соответствующую появившемуся в окошечке вертушки изображению; ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие еще песни можно соотнести с данным изображением, определить характер музыки.

Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы. Развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью музыки.

Игровые правила:

Игровые действия: Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии.

Игровая цель : Вспомнить как можно больше песен.

ВЫЛОЖИ МЕЛОДИЮ.

Программное содержание: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии.

Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки.

В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии.

Игровые правила: Слушать знакомые мелодии, не мешать и не подсказывать другим.

Игровые действия: Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот.

Игровая цель: Первым выложить рисунок мелодии.

ДО, РЕ, МИ.

Программное содержание: Учить детей различать образный характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности.

Ход игры : Педагог исполняет песню и предлагает ребенку выбрать картинку, соответствующую ей по содержанию художественного образа, при этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту картинку, что на ней изображено и о чем говорится в песне. В другой раз педагог предлагает детям картинку и просит их исполнить знакомую им песню, соответствующую изображению на картинке.

Программное содержание: Развивать зрительное и слуховое восприятие, учить детей различать характер музыки по образу, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности, развивая при этом музыкально-аналитическую деятельность.

Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором.

Игровые действия : Выбирать соответствующее изображение, накрывать фишкой.

Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.

ЗАЙЦЫ.

Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.

Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.

Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.

Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.

КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК?

Программное содержание : Развивать у детей представление о регистрах (высоком, среднем, низком).

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей (волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку

Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей.узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.

Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.

Игровая цель: Угадать первым.

СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО.

Программное содержание: Проводить музыкальный анализ основных жанров музыки по слуховому восприятию, развивать музыкальную память, способность различать песню, танец, марш,

развивать песенное и танцевальное творчество по жанрам музыки.

Ход игры : Когда дети научились различать музыку по жанровому признаку, предложить им творческие задания: самостоятельно придумать мелодию определенного жанра или вспомнить песню в этом жанре; тому, кто быстрее и лучше справится, предоставляется право назначить следующий жанр.

Кроме задания по песенному творчеству можно использовать задания по танцевальному творчеству, т.е. предложить детям придумать и исполнить движения, соответствующие жанру музыкального произведения. При подведении итогов игры дети сами выбирают наиболее понравившееся им исполнение и повторяют его все вместе.

Игровые правила

Игровые действия:

Игровая цель: Угадать первым.

КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?

Программное содержание : Учить детей различать высокие и низкие звуки, узнавать знакомые мелодии.

Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д.

Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, по слуховому и зрительному восприятию соотносить музыкальный и художественный образы. Развивать звуковысотное восприятие музыки – умение различать высокие и низкие звуки.

Игровые правила:

Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

Игровая цель: Угадать первым.

ЛЕСЕНКА.

Программное содержание: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.

Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.

Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3.

Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек:

До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду,

соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду. (на трезвучии).

Программное содержание: Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию.

Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной лесенке поднимается маленький мальчик и старая бабушка, или большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты.

Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим.

Игровые действия: Показ рукой.

Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу.

МОРЕ.

Программное содержание: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления окружающей природы.

Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.

Программное содержание : Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо (р), громко (), не слишком громко (), очень громко () и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности.

Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.

Игровые действия : Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

Игровая цель: Угадать первым.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ

Программное содержание : Учить детей различать изменение темпа в музыке.

Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д.

Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение)

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом (бегут)

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)

Карусель остановите! (останавливаются).

Программное содержание: Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.

Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим.

Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа.

Игровая цель: Принять участие в хороводе.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО.

Программное содержание: Учить детей различать форму музыкального произведения (запев и припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (запев песни) и однотонных квадратов (припев). Остальные дети проверяют,

правильно ли выполнено задание. В другой раз педагог сам выкладывает условное изображение песни из кругов и квадратов и просит детей исполнить песни, соответствующие изображению.

Программное содержание : Развивать музыкально-аналитическую деятельность детей – умение по слуховому восприятию через сравнение, сопоставление различать форму музыкального произведения (запев, припев), развивать ассоциативное мышление – умение передавать форму музыкального произведения с помощью различных графических изображений.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не подсказывать друг другу.

Игровые действия: Угадывание мелодии и выкладывание ее условного изображения из кругов и квадратов и наоборот.

Игровая цель: Первым угадать и выложить мелодию.

НАЙДИ И ПОКАЖИ.

Программное содержание : Упражнять детей в различии звуков по высоте (ре – ля).

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка:

Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!

А утята ей отвечают:

Кря-кря, мы здесь!

Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д.

Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре-ля).

Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.

Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.

Игровая цель : Помочь птицам найти своих птенчиков

ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ.

Программное содержание : Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка.

Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.

«Петушок» рус.н.м.

«Мы идем с флажками» Е.Тиличеевой рус.н.м.

«Дождик»

Петушок, петушок, Дождик, дождик

Золотой гребешок! Веселей!

Что ты рано встаешь, Капай, капай,

Деткам спать не Не жалей!

Мы идем с флажками,

Красными шарами.

В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки.

Программное содержание : Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим.

Игровые действия: Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки.

Игровая цель: Угадывать первым.

СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО.

Программное содержание : Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Ход игры : Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку, остальные дети указывают свой ответ на игровых полотнах с изображением, соответствующим различным жанрам музыки.

Ход игры : Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Детям предлагается поиграть – определить на слух жанровую принадлежность заданной мелодии, выбрать на игровом полотне картинку с соответствующим изображением и накрыть ее фишкой. При этом ребенок должен пояснить, как называется этот жанр музыки и что под такую музыку можно делать.

Игровые правила : Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений.

Игровая цель: Угадать первым.

СОЛНЫШКО И ТУЧКА.

Программное содержание : Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная).

Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.

Программное содержание : Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.

Игровая цель: Угадать первым.

ТИХО – ГРОМКО .

Программное содержание: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко (), не слишком громко ().

Ход игры: Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно-синий – громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки.

Для старших групп: для младших групп:

Голубой – синий

Темно-синий голубой – синий

Розовый – красный розовый – красный

– бордовый желтый – коричневый

Бледно-желтый –

оранжевый – коричневый

По-разному музыка может звучать.

Оттенки ее научись различать.

Громко и тихо я буду напевать,

Слушать внимательно, чтоб отгадать.

Программное содержание : Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки: тихо (р), громко (), не слишком громко ().

Программное содержание: Прослушивать мелодию, не мешать другим, не подсказывать.

Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.

Игровая цель: Угадать первым.

ТРИ ПОРОСЕНКА.

Программное содержание : Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ля-фа).

Ход игры : Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поет таким голосом и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросенка.

Программное содержание : Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.

Игровые правила : Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать.

Игровые действия : Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.

Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение.

Программное содержание: Учить детей воспринимать и различать на слух различные звукоподражания.

Ход игры: Педагог показывает детям картинки, на которых нарисованы животные: кошка, собачка, курочка, корова, петушок и т.д. и говорит о том, что все они говорят разными голосами. Например, кошка поет «Мяу», собачка – «Гав», курочка – «Ко-ко-ко» и т.д. Когда дети это усвоят, педагог предлагает им поиграть. Он говорит о том, что у куклы Маши много разных животных: и кошка, и собачка и т.д. Их всех пора кормить, но они разбежались. Послушайте, кого зовет Маша:

Ко-ко-ко!

Дети повторяют за педагогом повторяющиеся звукоподражания, называют животное и выбирают соответствующую картинку, пока не соберут все.

Программное содержание : Развивать элементарную музыкально-аналитическую деятельность детей – учить различать простейшие звукоподражания по слуховому восприятию и соотносить музыкальный образ с изображением на картинке.

Игровые правила: Сначала слушать звукоподражания, затем повторить их за педагогом.

Игровые действия: Выбирать картинки, соответствующие звукоподражаниям.

Игровая цель: Собрать все картинки

ТРИ ЦВЕТКА

Дидактическая игра на определение характера музыки.
Игровой материал
Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо»-
Спящее, плачущее или весёлое), изображающих три типа характера музыки:
1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
2. Грустная, жалобная.
3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д.
Раздаточный: у каждого ребёнка- один цветок, отражающий характер музыки.
ХОД ИГРЫ
1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение.
Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.
2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

ДОЖДИК: КАП!!

Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и ног.

1.Птица: кар. Кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (дети ритмично хлопают в ладоши)
Дождик кап, кап. Кап1 (хлопают ладонями по коленям)
Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами)
2.Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Мама: ах, ах, ах! (качают головой, держась за неё руками)
Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям)
Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами)

«Кто в домике живет?»

Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.25.

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: упражнять в восприятии и различении звуков по высоте.

Игровой материал: на карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детёнышей этих животных.

Ход игры: Музыкальный руководитель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котёнком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже,— говорит музыкальный руководитель,— живут мамы, на втором (с маленькими окошками) — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто - где живёт. Поможем им найти свои комнаты». Раздаёт каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребёнок, у которого соответствующая карточка, вставляет её в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображённого на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встаёт ребенок с карточкой котёнка и помещает её в окошечке на втором этаже.

Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.

В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кроватку кошечки и не сможет сесть за её стол, когда вдруг попадёт не в свою комнату, и т. д.

Музыкально-дидактическая игра

«Курица и цыплята»

Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.24.

Возраст: от 4 до 5 лет

Цель: упражнять детей в восприятии и различении двух звуков (ре 2 —ре 1).

Игровой материал: домик, кукла Маша, металлофон. Всё раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры: Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берёт куклу и говорит: «В этом домике живёт кукла Маша, у неё есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовёт Маша?», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

лариса гущина

Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать к активному восприятию музыки.

Я представляю вам некоторые из дидактических игр и атрибутов сделанные своими руками для музыкальных занятий.

ТРИ ЦВЕ ТКА

Дидактическая игра на определение характера музыки

Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки:

Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

Грустная, жалобная;

Веселая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.

Раздаточный: у каждого ребенка - один цветок, отражающий характер музыки.

I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.

II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Музыкальные узоры

Музыкальная игра, развивающая музыкальное воображение и чувство ритма.

Цель игры:

дать детям представление о долгих и коротких, плавных и резких, высоких и низких звуках и. т. д.

Дидактический материал:

карточки с графическими изображениями «музыкальных» узоров.

Методика организации игры:

Педагог предлагает детям посмотреть картинку и воспроизвести голосом музыкальный рисунок изображенный на карточке, так же можно проиграть некоторые рисунки на музыкальных инструментах или показать в движении этот музыкальный рисунок.

«Встаньте дети, встаньте в круг»

Цель: Развивать у детей ориентацию в пространстве. Учить свободному перестроению в зале (круг, полукруг, шеренгами и т. д.)

Предварительная работа: детей заранее познакомить со значками на карточках: кружки - мальчики, треугольники - девочки. Так же на карточках отображено, как должны встать дети. Например: для хоровода дети встают в круг (карточка с кругом), для игры - в круг с водящим (карточка с кругом и центром, на танец - парами по кругу (карточка с треугольниками и кружками, расположенными по кругу) и т. д.

Описание: Дети размещаются в зале. Музыкальный руководитель показывает карточку. Далее звучит музыка, под которую дети свободно передвигаются по залу. Когда музыка начинает стихать, дети перестраиваются, соответственно указанной карточки.

Карточки удобно применять при разучивании музыкального материала, при подготовке к праздникам.


Ритмический заборчик

Цель: развивать у детей чувство ритма, знакомить с сильной долей.

Демонстративный материал: карточки с изображением заборчиков, отражающих сильную долю в марше, вальсе, польке.

Предварительная работа: дети заранее знакомы с жанрами музыки.

Описание: музыкальный руководитель рассказывает детям о сильной доле, прохлопывают сильную долю в марше, вальсе., отмечают её соответствующей карточкой, прохлопывают ещё раз. Отмечая сильную долю.

Укрась ёлочку

Определи темп музыки

Цель: Развитие восприятия музыки. Знакомство с темпом.

Раздаточный материал: карточки, соответствующие теме музыкального произведения и карточки, отражающие темп музыки.

Предварительная работа: познакомить детей с определёнными музыкальными произведениями, которые более ярко отражают изменения темпа в музыке. Подобрать картинки с обозначениями темпа музыки (быстрый, стремительный, очень быстрый, медленный, очень медленный и т. д.) и познакомить детей с ними.

Описание: Дети, прослушав музыку, определяют её название, рассказывают о темпе музыки, о животном, о его характере передвижения и подбирают соответствующую карточку.


Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю».

Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.

Развивать тембровый слух.

Описание. Ширма, детские музыкальные инструменты: дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.

Ход игры.

1 вариант. Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах. (Дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.)

Дети отгадывают инструмент по звучанию. По щелчку в презентации появляется соответствующая картинка музыкального инструмента.

2 вариант. По щелчку в презентации появляется картинка музыкального инструмента.

Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играет на нём.



«Музыкальный теремок» или «Маленький композитор»

1вариант игры: «Теремок»Цель: развитие мелодического слуха детей.

Игровой материал Фигурки зверей. Ход игры: Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, и высок. По ступенькам мы идём, все идём. Свою песенку поём, да поём. Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение в низ,в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду»

2 вариант игры: «Маленький композитор» Открывается домик в котором живут нотки, каждая на своем этаже, детям предлагается стать на минуту известным композитором и сочинить свою музыку. За тем сочиненная музыка проигрывается музыкальным руководителем,а дети слушают какое получилось у них музыкальное произведение или песенка (можно его пропеть сначала с музыкальным руководителем, а за тем вместе.)



Цветик-семицветик».

Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха.

Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой материал: Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях. Например: 1. «Кавалерийская» Д. Б. Кабалевский. 2. «Клоуны» Д. Б. Кабалевский. 3. «Болезнь куклы» П. И. Чайковский. 4. «Шествие гномов» Э. Григ. 5. «Дед Мороз» Р. Шуман и т. д. Ход игры: Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.


«Мульти-пульти»

1 вариант игры (игра на развитие зрительной памяти и музыкальных впечатлений)

Цель: Развивать зрительную память, расширять музыкальный кругозор, пополнять словарный запас ребёнка музыкальными терминами, учить детей четко выражать свои мысли.

Описание игры: Игрокам раздаются карточки-подсказки с изображением фрагмента детского мультфильма. Звучит песенка из мультфильма. Игрокам предлагается вспомнить и назвать из какого мультфильма эта песня. Если игрок затрудняется ответить, можно предложить рассказать о чём этот мультфильм.

2 вариант игры

Цель: Учить детей определять характер музыки, развивать дикцию при пении, чистое интонирование, развивать эмоциональную отзывчивость на услышанную песню, познакомить детей с произведениями композитора В. Я. Шаинского и детскими поэтами-песенниками.

Описание игры: Дети стоят по кругу. Игрокам раздаются карточки-подсказки с изображением фрагмента мультфильма. Муз. рук. предлагает рассмотреть карточку игрокам. С помощью считалки выбирается «водящий»:

«Раз, два, три, четыре, пять -мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела и тебе запеть велела.»

Игроку предлагается исполнить детскую песенку, которая изображена на карточке. Если игрок затрудняется спеть, то ему помогает запеть муз. рук. Если ребенок не знает этой песенки, ход переходит к любому игроку, желающему исполнить песенку, он же становиться водящим.


«Назови композитора музыки», «Веселая пластинка»

Ход игры. Воспитатель показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грамзапись). Вызванный ребенок должен назвать &то произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка, Выигрывает тот, кто получит большее число очков.

Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения.

Веселая пластинка

Игровой материал. Игрушечный проигрыватель с набором пластинок -- в центре нарисована картинка, передающая содержание Песни; проигрыватель с набором пластинок программных произведений.

Ход игры. Ведущий проигрывает в грамзаписи вступление к какому-нибудь знакомому детям произведению. Вызванный ребенок находит среди маленьких пластинок нужную и «проиг-рывает» ее на игрушечном проигрывателе.

Какая музыка?

Игровой материал. Проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

Ход игры. Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.


Атрибуты для утренников и занятий.














В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные