Молодежь и культура. Молодежная культура Влияние массовой культуры на современную молодежь

Медиатизация является безусловным фактом не только современной культуры, но и мира в целом, где масс-медиа действительно выступают как один из главных социальных институтов, формирующих сознание. Однако, не стоит демонизировать их, чрезмерно преувеличивая роль в создании наших представлений о реальности. Алла Черных в своей книге «Мир современных медиа», характеризуя роль СМИ в сфере культуры и их воздействие на общество в целом, выделяет две основные характеристики: 1) медиа представляют собой первичные источники определений (значений) и образов социальной реальности и выражение (представление) общей идентичности; 2) именно медиа в самом широком смысле, включая как традиционные (прессу, литературу, театр, кино, радио, телевидение и связанные с последними вещательными средствами источники воспроизведения и тиражирования их продуктов -- магнитофоны, проигрыватели и т. д.), так и новые, прежде всего сетевые, включая Интернет, источники информации, являются важнейшим фокусом досуговых интересов, формируя общую культурную среду для большинства людей по сравнению с любым другим социальным институтом. [Алла Черных. 2007 стр. 145]

Предполагается, что, как и любая социальная группа, молодёжь создаёт свою собственную субкультуру. Однако, возможно ли применять термин «субкультура» при описании молодёжи, и что следует под ним понимать? В научной литературе существует как минимум четыре трактовки этого понятия.

  • 1. Субкультура рассматривается как совокупность некоторых негативно интерпретируемых норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (так называемая делинквентная субкультура).
  • 2. Под субкультурой понимается трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску.
  • 3. Субкультура - в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию. Фактически это определение ограничивает понятие субкультура и позволяет использовать его только для обозначения «неполноценных», «упрощенных форм культур».
  • 4. Субкультура как система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля и т.д. какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. [Епанова Ю.В. 2006]

Как отмечает Щепанская Т.Б., «само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе». Термин появился в научной литературе в 30-х годах ХХ века, однако действительно широкое его распространение было связано с изучением молодежных движений в 1960-х - 1970-х годах. Первоначально в значении термина подчеркивалась значимость приставки sub- (под-), которая указывала на подчиненный характер подобных явления. В качестве «культуры» рассматривалась система мировоззрения господствующей элиты, «субкультура» же обозначала скрытые, неофициальные пласты культуры, которые воспринимались как неполноценные формы культурного творчества и как потенциальный источник социальной нестабильности. Данное понятие использовалось в одном ряду с «андеграундом» и «контркультурой». [Щепанская Т.Б. 2003]

По мнению Стюарта Холла, британского теоретика в области культурных исследований, директора Центра Культурных исследований в Бирмингемском университете, понятие культуры значительно демократизировалось, даже искусство перестало рассматриваться как квинтэссенция духовно-культурного опыта: в парадигме «культурных исследований» это всего лишь одна из форм социальной практики. Понятие «культура» стало ассоциироваться со словом «обыденный». Культура -- это то, что «пронизывает насквозь», пропитывает все социальные практики в обществе, она олицетворяет собой их коммуникативное ядро. Исследовать культуру -- значит понять «структуру чувствования», присущую данному обществу. [А.Р. Усманова. 2003]

М.Р.Жбанков в «Энциклопедии социологии» даёт довольно точное определение термину «массовая культура». «Массовая культура создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Элемент новаторства в массовой культуре незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений "высокой" культуры. В то же время неправомерно считать массовую культуру заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. В действительности массовая культура служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским "подпольем" и традиционной народной культурой». [М.Р.Жбанков. 2003]

Как можно разграничить понятия «молодёжная культура» и «культура для молодых»? Я полагаю, что молодёжная культура всё же не направлена на массовое распространение, носит замкнутый характер и создаётся самой молодёжью для себя. Её можно охарактеризовать нонконформистской и определить место её формирования - крупные города. Культура для молодых, сориентированная на массовое потребление, создаётся для молодёжи, но не ей самой. В данном случае, создателем культуры для молодых может выступать издание нового типа.

Понятие массовой культуры

В настоящее время не существует четкого определения понятия «массовая культура». Чаще всего это понятие связывают с феноменом «массы» и «массового сознания». Подчеркивается внушаемость и массовость воздействия массовой культуры на население.

Распространен взгляд на негативную роль массовой культуры в развитии стереотипизации мышления, формирование единообразия взглядов, шаблонность и унифицированность поведения.

Согласно другим взглядам, массовая культура рассматривается в сравнении с классической элитарной, считается более низкого уровня, не заслуживающей внимания.

Однако массовая культура – это проявление живой культуры, так как она удовлетворяет запросы миллионов людей.

Массовая культура – это специфический феномен, обладающий высокой степенью динамичности.

Знания, нормы и ценности современная молодежь усваивает через продукцию массовой культуры.

Замечание 1

В массовой культуре содержатся как актуальные, так и потенциальные компоненты. В ней можно выделить ядро - постоянные константы и отдельные части - преходящие элементы. Постоянными константами выступают ментальные архетипические черты, языковая и знаковая система. В результате влияния массовой культуры формируется массовое сознание. Оно является синкретичным, так как включает патриотические ориентации, религиозные чувства, мистические и магические элементы, научные и псевдонаучные знания.

Ценности массовой культуры противоречивы, с неоднозначной интерпретацией. Например, социальная справедливость как ценность сохраняется, но в трактовку содержания этого понятия не входит милосердие, относящееся к базовым ценностям.

Для сохранения ядра массовой культуры необходимо, чтобы в ней присутствовали семейные ценности, труд, патриотизм, нормы нравственности, традиции старших поколений – все то, что формирует базу, позволяющую противостоять агрессивности СМИ.

Основные направления и проявления массовой культуры

Основными направлениями и проявлениями массовой культуры являются:

  1. Индустрия «субкультуры детства» (игрушки, художественные произведения для детей, товары детского потребления, детские лагеря, клубы, организации и т.д.) Предназначена для внедрения в сознание детей унифицированных форм личной и социальной культуры, закладывающих базовые ценностные установки, пропагандируемые в обществе.
  2. Средства массовой информации. Манипулируют сознанием людей и формируют общественное мнение в интересах своего заказчика.
  3. Система национальной идеологии и пропаганды. Формирует и контролирует политико-идеологические ориентации граждан, манипулирует сознанием населения в интересах правящих элит.
  4. Массовые политические движения (молодежные и партийные организации, демонстрации, манифестации и т.д.). Вовлекают в различные политические акции широкие слои населения.
  5. Массовая социальная мифология (социальная демагогия, национал-шовинизм, популизм, «охота на ведьм» и т.д.). Замещает анализ многофакторных, сложных причинно-следственных связей между событиями и явлениями простыми и фантастическими объяснениями, дает выход эмоциям в инфантильном проявлении.
  6. Индустрия развлекательного досуга (массовая художественная культура, постановочно-зрелищные представления, профессиональный спорт и т.д.).
  7. Индустрия оздоровительного досуга и физической реабилитации (курортная индустрия, культуризм, аэробика, массовое физкультурное движение, спортивный туризм, система парфюмерных, косметических, медицинских услуг и т.д.).
  8. Индустрия интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, кружки по интересам, коллекционирование, научно-популярные викторины, игры и т.д.).
  9. Игровые комплексы (механические игровые автоматы, системы виртуальной реальности).
  10. Система организации, управления и стимулирования потребительским спросом на услуги, вещи, идеи. Формирует в общественном сознании стандарты социально престижных стилей жизни, образов, интересов и потребностей.

Социализирующая роль массовой культуры

Массовая культура оказывает огромное влияние на формирование гражданских позиций у населения. Изучение ее социализирующей роли помогло:

  • определить направления развития социокультурных процессов в современном обществе;
  • выявить в условиях коренных изменений в обществе характерные особенности ее влияния на различные социальные группы;
  • оценить социальные последствия ее воздействия на общество;
  • подавлять наиболее опасные и вредные воздействия на массовое сознание, выявлять возможности регулирования таких воздействия.

Замечание 2

Социализация имеет вертикальную (межпоколенную) и горизонтальную составляющие. В современном мире наблюдается тенденция ослабления вертикальной передачи информации, нарушен ее баланс вследствие возросшего недоверия молодежи к ценностям старшего поколения, а порой и полного отторжения этих ценностей.

Ослабление вертикалей социализации ведет к повышению ролей горизонталей: молодые люди с успехом социализируют друг друга в пределах одного поколения, распространяя и прививая свои ценности. Стали доминировать асоциальные институты социализации.

В настоящее время огромную социализирующую роль стала играть массовая культура. Она вытесняет семью, школу, авторитеты старших поколений. Современная массовая культура создается для массового человека, не требует напряжения для восприятия, напрямую связана с психофизиологическими центрами удовольствия, быстрее достигает своих целей.

Социализирующая функция массовой культуры:

  • формирует представления о жизненных успехах;
  • вводит новые модели поведения;
  • определяет ценности молодежи, меняет старые установки;
  • изменяет представление о престиже, социальном статусе;
  • создает образы успешного человека и т.д.

Массовая культура оказывает влияние на личность по формуле «информация плюс развлечение».

При оценке массовой культуры и ее последствий важно учитывать, насколько в ее содержании отражены национальные интересы и традиционные ценности.

Массовая культура создается для массового потребления. Ее основная функция – развлекательно-компенсаторная. Массовая культура функционирует на основе социального заказа. Она является массовой как по охвату аудитории, так и по времени.

В массовой культуре гипертрофирована адаптивная сторона, вследствие чего она превращается в определенный вид бизнеса. Массовая культура «потребляет» человека, заменяя ему другие пласты культуры.

Молодежная культура относится к числу особо сложных явлений. Об этом свидетельствует тот факт, что до недавнего времени само ее существование подвергалось сомнению. В наши дни число сомневающихся в ее наличии стало незначительным, однако связанные с ней проблемы и сложности остались.

Исходными пунктами при изучении молодежной культуры выступают понятия молодости и молодежи. Молодость — это длительная фаза или этап жизни, в течение которого каждый человек переходит от детства к взрослости. Содержанием этого перехода является процесс социализации. Поскольку этот переход осуществляется не в одиночку, постольку все совершающие такой переход и составляют . Последняя представляет собой социально-демографическую группу, объединяющие признаки которой — возраст, социальный статус и социально-психологические свойства.

Следует сказать, что указанные признаки являются весьма неустойчивыми и неопределенными, они зависят от характера и уровня развития общества, культуры и особенностей процесса социализации. В целом же этап социализации все больше растягивается. Так, еше в прошлом веке период молодости заканчивался чаще всего к 20 годам, поскольку к этому возрасту человек начинал свою трудовую деятельность и вступал во взрослую жизнь.

Сегодня — в связи с резким увеличением срока получения образования — верхняя граница молодости поднялась до 30 и даже более лет. То же самое происходит и с нижней границей, правда, в обратном направлении. Раньше она соответствовала 14 годам. Теперь она — в связи с феноменом акселерации — иногда отодвигается назад, к 10 годам, особенно, если речь идет о молодежной культуре. Однако большинство ученых сходится на том, что возрастные границы молодости находятся между 14 и 30 годами.

Эти границы указывают на то, что молодежь составляет огромную социальную группу — почти половину населения общества. В силу этого ее роль в общественной и культурной жизни постоянно возрастает. Во многом по этой причине в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых. Они не спешат расстаться со своей молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуя у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения. Такое явление лишний раз свидетельствует о том, что молодежная культура существует, что она образует в первую очередь феномен именно нашего времени.

На этапе социализации отмеченные признаки молодежи — возраст, социальный статус и социально-психологические свойства — претерпевают глубокие, качественные изменения. По мере увеличения возраста происходят физическое, физиологическое и половое развитие и созревание. Практически отсутствовавший социальный статус приобретает вполне конкретные черты: в 18 лет человек официально признается взрослым, что предполагает соответствующие права и обязанности.

Социально-психологические свойства также становятся вполне определенными и устойчивыми, образуя неповторимый характер. Помимо этого вступающий в жизнь человек получает образование, приобретает профессию и квалификацию, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи, идеалы и ценности.

Основными каналами социализации выступают семья, школа и высшее учебное заведение, общество сверстников, средства массовой коммуникации. При этом собственно культурная социализация составляет преобладающую по своему объему и исключительно важную по своему значению часть.

Является одним из следствий процесса социализации вообще и культурной в особенности. Ее социально-пси- хологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации. Эти естественные устремления далеко не всегда получают необходимую поддержку. Дело в том, что почти все названные выше каналы социализации, за исключением общества сверстников, рассматривают молодого человека главным образом в качестве объекта воздействия.

От последнего в таком случае требуется просто принять и усвоить содержание и ценности существующей культуры. Однако входящий в мир человек не соглашается быть пассивным объектом, он далеко не все принимает в предлагаемой культуре. Его свежий взгляд позволяет ему острее видеть то. что некоторые элементы культуры старшего поколения уже не соответствуют духу времени, другие же нуждаются в обновлении.

Именно этот процесс критического осмысления и творческого обновления культуры, позволяющий делать ее действительно своей, в конце концов и приводит к появлению молодежной культуры.

В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории «конфликта поколений», конфликта «отцов» и «детей». В основе таких теорий, как правило, лежит система психоанализа 3. Фрейда, ядро которого составляет известный эдипов комплекс. В античном мифе о трагедии царя Эдипа, который убил своего отца и женился на своей матери, Фрейд увидел универсальное объяснение всех межчеловеческих отношений, включая отношения между поколениями и народами.

Его современные последователи рассматривают конфликт поколений в качестве главной и универсальной движущей силы истории. По их мнению, вся предшествующая история была историей борьбы между старыми и молодыми, отцами и детьми, зрелыми мастерами и молодыми подмастерьями, старыми профессорами и молодыми студентами. В качестве современных проявлений борьбы поколений указывается на студенческие и молодежные движения, на молодежную культуру.

Хотя концепции молодежной культуры, опирающиеся на теорию конфликта поколений, отражают некоторые черты данного явления, в целом они страдают явными преувеличениями, упрощениями и схематизмом. В первую очередь они противоречат фактам истории. В первобытном обществе культура была однородной, в ней не было каких-либо субкультур, как и конфликта поколений. На последующих этапах истории культура начинает дифференцироваться, в ней возникают субкультуры, в частности, городская и сельская. Однако молодежь еще не составляет особую социально- демографическую группу, что не дает оснований говорить о конфликте поколений.

Только в наше время молодежь выделяется в относительно самостоятельную фуппу и становится носителем особой — молодежной субкультуры, которая, однако, существует наряду с другими — женской, городской, сельской и т.д. Теперь появляются реальные возможности для возникновения разногласий и противоречий между поколениями.

Действительно, сегодня темп социального развития значительно ускоряется. Это ведет к тому, что многие принципы отношений, нормы и правила поведения, знания, идеалы и ценности, сами условия и уклад жизни старшего поколения, проходившего социализацию 25-30 лет назад, и нового поколения оказываются настолько различными, что таят в себе потенциальные возможности для разногласий и противоречий, которые могут перерасти в конфликт. К тому же с возрастом у человека снижается способность к адаптации, он уже не может воспринимать и усваивать новое наравне с молодыми. Поэтому люди старшего поколения все больше отстают от ускоряющегося темпа жизни. Все это усиливает вероятность возможных конфликтов.

Тем не менее в культуре всегда имеется достаточно прочный и солидный слой, который обеспечивает преемственность между поколениями. Но даже если на определенном этапе культура действительно переживает глубокие, радикальные изменения, их настоящим источником является вовсе не «конфликт поколений». Последний может выступать лишь как внешняя форма происходящих изменений, тогда как действительные причины скрываются гораздо глубже. К тому же культурные революции происходят не так часто, что также свидетельствует не в пользу теории «конфликта поколений».

Молодежь чаще всего расходится не со всей культурой прежних поколений, а по конкрепшъш позициям. Прежде всего ее не устраивает сложившаяся иерархия ценностей. Обычно составляющие культуру элементы располагаются в таком порядке: образованность и интеллект, мастерство и умение, нравственные ценности, эстетические ценности и т.д. Однако молодежь на первое место ставит нравственность, за которой следуют эстетические, интеллектуальные и другие ценности. Но даже на эстетические и другие ценности она часто смотрит через призму морали. В искусстве ее интересует в первую очередь нравственная проблематика. Как показывают социологические исследования, культурный человек для нее — это прежде всего нравственная личность.

В целом для молодежи характерно эмоционально-нравственное восприятие мира. В ее поведении преобладают движения, действия и динамика. В равной мере для нее характерно резкое противопоставление добра и зла, категоричность и максимализм, нетерпимость ко лжи, несправедливости, лицемерию, неискренности, равнодушию и т.д. Именно в этой области молодежь чаше всего расходится с культурой старших поколений.

Здесь ей труднее всего находить взаимопонимание и взаимное доверие. Поэтому нередко наилучшей средой для нее оказываются сообщества сверстников, которые могут быть как официальными, так и неформальными. Последним отдается явное предпочтение, поскольку в них меньше иерархии, каких-либо правил и ограничений.

В них молодежь в наибольшей степени чувствует себя как дома. Здесь ей легче всего найти взаимопонимание. Они позволяют с интересом провести досуг, обсудить личные проблемы, весело развлечься. Через эти сообщества молодежь добивается эмоционально-нрав- ственного самоутверждения. Они оказываются главным местом создания молодежной культуры, выступающей основной формой самовыражения и самореализации.

В узком смысле молодежная культура — это культура, созданная самой молодежью. В этом отношении она похожа на народную культуру. По своему уровню она также нередко бывает не слишком высокой, однако это компенсируется неподдельной искренностью и честностью, откровенностью и подкупающей наивностью. Как и народная, молодежная культура в той или иной мере противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти — высокой.

Вместе с тем молодежная культура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую. Значительная часть культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, а также моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т.д.

Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием. Только музыка способна наиболее глубоко выражать чувства. Она наполняет жизнь поэзией, заражает энергией, меняет и поднимает настроение. Музыка может становиться главным средством общения. Она является лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок- и поп-музыка, а вся культура часто называется рок-культурой. Рок-музыка в массовой культуре действительно выходит за рамки искусства и становится стилем или образом жизни.

Наряду с рок- и поп-музыкой элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т.д. Сленг, или молодежная речь, отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. Одежда и обувь включают в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку. Во внешнем виде большое значение придается прическе, длине волос: у хиппи они длинные, у панков — короткие и покрашены в яркие цвета. Все элементы культуры несут символическую нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Молодежная культура является субкультурой , существующей наряду с другими. Она представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов и т.д. Значительная часть молодежи либо не связана с ней, либо эта связь является весьма слабой, чисто символической. Молодежная культура распадается на множество групп и течений, наиболее активные из которых объединяются вокруг тех или иных рок-ансамблей.

Часть из них составляют поклонники (фанаты) какой-либо спортивной команды — футбольной, хоккейной, баскетбольной и т.д. На какое-то время одна из ведущих групп становится лидером, уступая затем свое лидерство другой: после битников и хиппи появились панки, затем рокеры, металлисты и т.д.

В целом роль и значение молодежной культуры, ее влияние на общую культуру остаются локальными. Они не сравнимы с ролью и влиянием массовой культуры. Однако на определенных исторических этапах роль и влияние молодежной культуры могут резко возрастать как по своим масштабам, так и по своему значению. Ярким примером тому стало движение контркультуры , имевшее место на Западе в 60-е гг., основными движущими силами которого выступили студенческая молодежь и интеллигенция.

Первоначально движение возникло как леворадикальное политическое. В начале 60-х гг. оно соединилось с культурным движением и стало быстро набирать силу, превратившись в мощное движение контркультуры. Не отказываясь от политических целей, оно решило идти к ним не прямо, а через культуру и искусство, через революцию в сознании, стиле жизни и системе ценностей. Движение опиралось на идеи Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, 3. Фрейда. Путеводной нитью движения стала концепция современного последователя фрейдизма Г. Маркузе. изложенная им в книге «Эрос и цивилизация» (1955).

Контркультура выступила с полным отрицанием всей западной цивилизации и господствующей культуры. По мнению ее сторонников, в самом начале западная цивилизация имела две тенденции развития, одну из которых символизировал Орфей (Дионис, Нарцисс), а вторую — Прометей (Аполлон, Гермес). Орфей воплощает собой свободную игру и наслаждение, любовь и красоту, чувственность и блаженство.

Прометей, напротив, символизирует труд и необходимость, разум и господство над природой, отказ и подавление свободы, рационализм и практическую пользу, ограничение и вытеснение естественных, чувственных влечений человека. Западный мир сделал выбор в пользу Прометея, и всю его эволюцию можно рассматривать как последовательное забвение того, что символизирует Орфей — чувство, игру и наслаждение, и утверждение того, что воплощает Прометей — разум, труд и пользу. Итогом такой эволюции стала «репрессивная цивилизация», покоящаяся на господстве бездушной техники, тяжелом принудительном труде, покорении природы и подавлении в человеке его чувственных и эстетических способностей. Контркультура выступила с отказом от технократизма, разума и интеллекта, сковывающих и ограничивающих чувственность, с отрицанием техники как угрозы искусству. Наиболее резкая критика была направлена против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Из всей существующей культуры, по мнению сторонников контркультуры, достойным сохранения и дальнейшего развития объявлялось искусство авангарда, которое представляло собой настоящее «царство свободы».

Контркультура провозгласила новую систему ценностей, в которой особое место занимали избавленная от всяких внешних ограничений «новая чувственность», свобода самовыражения, игра, воображение и фантазия, «невербальные» способы общения и т.д. На пути к достижению новых ценностей большое значение придавалось поиску «новой общности», конкретными формами которой выступали различного рода «коммуны», возникавшие на основе естественных, спонтанных отношений братства и любви, лишенных какой-либо иерархии и субординации.

Особая роль отводилась «сексуальной революции», которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений прежней ханжеской морали. Сексуальная революция выступала одним из главных способов формирования «новой чувственности».

По мере воплощения в жизнь новых ценностей должен был осуществиться переход от прометеевского разума к орфической чувственности, от производительного труда к беззаботной игре. Высшей и конечной целью движения контркультуры провозглашаюсь общество как произведение искусства. Искусство в таком обществе — в духе авангардизма — должно будет слиться с самой жизнью. В этом обществе путь к эстетическому удовольствию и наслаждению уже не будет опосредован искусством. Удовольствие и наслаждение будут непосредственно возникать в каждом виде деятельности, понимаемой как игра.

Одним из примечательных явлений контркультуры стали «хиппи», стиль жизни и поведение которых по-особому ярко показывали некоторые характерные черты всего движения. Протест против существующего общества и культуры принял у них форму бегства от этой жизни и культуры. Примерами для подражания они избрали Иисуса Христа, Будду, Ганди, Франциска Ассизского. Они уходили из городов, жили коммунами. Символом любви выступали цветы, которые хиппи носили в волосах, на одежде или вышивали их на ней, вырезали из бумаги, заплетали в венки. Отсюда их течение назвали «цветочной революцией». Наряду с любовью хиппи увлекались наркотиками.

В начале 70-х гг. движение контркультуры переживает кризис и постепенно сходит на нет. Оно уступает место неоконсерватизму, который провозгласил новую систему ценностей, во многом противоположную контркультуре. В 70-е гг. молодежная культура возвращается к своему статусу одной из субкультур.

Молодежная культура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с завершением процесса социализации и включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.

Субкультуры и контркультура

Культура, взятая во всех своих проявлениях, неоднородна и противоречива. Даже внутри относительно целостной культуры, например культуры конкретного народа в определенную эпоху, можно выделить различные группы людей (деревенские, городские, профессиональные, возрастные и т.д.) со своими особыми установками, ценностями, предпочтениями, обычаями. Следовательно, во всех этих группах проявляются относительно самостоятельные культурные тенденции. Такие самостоятельные культурные сферы, находящиеся внутри господствующей культуры , называются субкультурами.

Для субкультур характерен ряд особенностей, которые находят отражение в основных областях жизни той или иной группы. Например, можно говорить о субкультурах молодежи, представителей мира искусства или преступного мира, где имеются свои особые моральные нормы, язык (жаргон), манеры, стиль поведения.

Многие из этих субкультур не просто отличаются от официальной культуры, но и прямо противостоят ей. Например, резко критическим отношением к принятым в господствующей культуре ценностям отличались молодежные движения 1960-х гг. (хиппи, рокеры, панки и т.д.) Взятые вместе, такие протестные субкультуры формируют контркультуру. Таким образом, контркультурой можно назвать комплекс установок, направленных против официальной культуры.

Весь процесс истории культуры иногда представляется в виде борьбы официальной культуры и контркультуры. Например, христианские общины в первых веках новой эры резко противопоставляли свои ценности господствующим установкам эпохи античности времени упадка. В Советском Союзе контркультурными признавались все установки, направленные против коммунистической и государственной идеологии. И в том, и в другом случае контркультура после долгих лет борьбы вытеснила официальную культуру и заняла ее место.

Такие глобальные перемены в культуре происходят чрезвычайно редко — в кризисные эпохи, когда господствующие ценности перестают соответствовать изменившейся реальности. В остальное время они остаются невостребованным резервуаром инноваций. Современный интерес к контркультурам как на Западе, так и в России обусловлен именно тем, что современная культура проявляет все признаки системного ценностного кризиса. Возможно, что пути выхода из этого кризиса сейчас формируются в протестных контркультурах.

Контркультура

Контркультура — социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, лежащим в основе той или иной культуры, характеризующиеся отказом от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Термин «контркультура» появился в западной литературе в I960 г. Его ввел американский социолог Теодор Роззак (род. 1933), который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен. Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представлялась организованным насилием над личностью. Этот протест принимал различные формы — от пассивных до экстремистских.

Молодежная контркультура стала наиболее значимой в жизни современного человечества. Первоначально она была направлена против технократизма индустриального общества. Собственность, семья, личная ответственность и другие фундаментальные ценности современной цивилизации провозглашались предрассудками, а их защитники рассматривались как ретрограды.

Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения 1960-1970-х гг. битников и хиппи, сконцентрировавшие антибуржуазные идеи и выступавшие против западного образа жизни и буржуазной морали. В середине 1940-х гг. основоположники битничества Д. Керуак, У. Берроузи А. Гинзбергстали экспериментировать с понятиями дружбы, нового видения и нового сознания, а в 1950-е гг. появились их книги, где они попытались обосновать новое миропонимание, связанное с поэтизацией мужского начала, мужественности и бунтарства, отказом от пуританства и ханжества буржуазной морали и традиций общества потребления. Эти поиски привели их на Восток, привив последующим поколениям интерес к буддизму, психоделическим практикам, которыми особенно увлекались хиппи.

К 1960-м гг. спектр молодежных течений в контркультуре расширился, все чаще вовлекая в свои ряды тинейджеров — подростков от 13 до 19 лет.

Рокеры — одетые в кожу мотоциклисты, наводящие ужас на обывателей, культивирующие «мужской дух», жестокость и прямоту межличностных отношений, основанных только на физической силе. Они агрессивны, грубы, шумны и уверенны в себе. Воплощением их образа жизни стала рок-музыка, тяжелый и простой ритм которой хорошо вписывается в их жизнь.

Движение панков стало особенно популярным в 1970- 1980-е гг. Панки шокировали добропорядочных людей умопомрачительными по цвету и дизайну прическами и ругательствами, а также своими нарядами — старой школьной формой, «украшенной» мусорными пакетами, туалетными цепочками, булавками. Им противостояли теды («тедди-бойз»), объявившие себя хранителями социального порядка, и моды («модернисты»), стремившиеся приблизиться к среднему классу. Позже от «модов» откололись скинхеды , или «бритоголовые», агрессивно настроенные ко всем девиантным, с их точки зрения, группам.

Иными словами, эти движения возникают, затем идут на убыль, но рождаются новые движения, которые ждет та же судьба. Но они не исчезают бесследно. Их ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, которая начинает изменяться под их влиянием. Можно сказать, что контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры.

Наличие контркультуры не является специфической чертой XX в. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностей происходит в мировой культуре снова и снова. Как контркультура возникло христианство в Римской империи, светская культура в эпоху Возрождения, романтизм в конце эпохи Просвещения. Всякая новая культура рождается в результате осознания кризиса культуры предшествующего периода на базе существующих контркультурных установок.

Субкультура

Субкультуры — крупные составные части целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающиеся определенной местной спецификой тех или иных черт и возникающие вследствие того, что любое общество неоднородно по своему составу и включает в себя разные социальные группы — национальные, демографические, профессиональные и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, детерминированные общими условиями жизни, — доминирующая культура. Но имеющиеся между группами различия в то же время формируют у каждой из них собственную культуру, получившую название субкультуры. По сути это часть общей культуры какого-то народа, в отдельных аспектах отличающаяся от доминирующей культуры, но в главных чертах согласующаяся с ней. Как правило, субкультуры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей. Обычно субкультуры располагаются на окраинах ареала распространения целостной культуры, что связано со специфическими условиями, сложившимися там. Формирование субкультур происходит по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, образом жизни, манерами поведения, обычаями и т.д. Хотя различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре и включает ряд ценностей доминирующей культуры, добавляя к ним новые ценности, характерные только для нес. Примерами субкультур могут быть сельская и городская культуры. Так, русские старообрядцы отличаются от базовой культуры спецификой своих религиозных воззрений; специфический образ жизни казачества связан с их особыми профессиональными функциями защитников рубежей страны; субкультура заключенных возникает из-за их изоляции от основной массы населения; субкультуры молодежи и пенсионеров возникают в связи с возрастными различиями и т.д.

Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную автономию от других культурных слоев и групп, не претендуют на универсальность своей культуры, своего образа жизни. В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, но сохраняют лояльность к основным ценностным установкам данной культуры. Субкультуры — это лишь отклонения от магистрального пути развития культуры. Они не ставят своей целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспособляются к ней и этим отличаются от контркультуры, стремящейся переделать мир.

Современное представление о молодежи и молодости неразрывно связано с такими понятиями, как досуг, молодежной культуры, потребление. Социологи давным-давно заметили, что желания молодежи очень сильно разнятся от желаний взрослых. Если взрослые в большинстве своем ориентированы на приобретение стабильных вещей - недвижимости, машины, мебели, у них более развито накопление денег, то молодежь чаще всего ориентирована на сиюминутное удовольствие. Так вместе с новыми потребителями пришла и новая культура потребления - культура современной молодежи .

Появляются первые кассеты с записями любимых певцов, открываются дискотеки, мощно развивается поп-культура - первые группы, первые фанаты, первые тусовки. В конце XX в. молодость начинает все чаще использоваться как символ. Многие взрослые обращаются к интересам, традиционно считавшимся молодежными. Так, например, новый модный уклон современной молодежной культуры - адреналиновые удовольствия.

Молодость сама по себе связана с риском, испытаниями. Взрослые, испытывая в определенном смысле недостаток острых ощущений, начинают перенимать у молодых их стиль жизни. Реальные испытания могут подменяться искусственно созданными: прыжки с парашютом, экстремальные путешествия и т. д.

Современная молодежная культура стала стержнем многих модных течений: культура хиппи породила стиль «унисекс», панки повлияли на всеобщую моду на черный цвет, скинхеды - на модную прическу «благородная лысина» и т. д. Таких примеров можно привести множество. Молодежные культуры - это ценности, пристрастия, интересы, вкусы молодежи. Местом их публичного проявления стали кафе, дискотеки, массовые выступления. Родиной классических молодежных субкультур, как панки, скинхеды, рокеры и др. является Великобритания.

В настоящий момент добавилась еще одна особенность молодежи как социальной группы. Молодежь всюду одинаково существует в ситуации глобального информационного пространства, сетей Интернета и др. Все могут говорить со всеми. Сейчас любое культурное событие не может быть изолированным ни во времени, ни в пространстве. И в США, и на Таиланде, и в Сингапуре, и в России есть пользователи глобальных сетей, есть МТВ. Поэтому те молодые люди, которые хотят что-то знать из первых рук, могут удовлетворить свое желание в Ульяновске точно так же, как и в Нью-Йорке. Однако доступ к этим ресурсам не у всех одинаков. Это зависит и от дохода, и от уровня культуры, и от ситуации. Исследования показывают, что современные стили жизни молодежи во многом зависят от их нацеливания на карьеру, качественное образование, высокий уровень достижений, высокий социальный статус, то стиль его жизни будет значимо отличаться от тех молодых людей, которые ориентированы на молодость, как на период расслабления, развлечения, как на время, когда нужно «перебеситься» и попробовать от всех радостей жизни. Кто-то интересуется спортом, кто-то интересуется живописью. Кто-то ничем не интересуется в этом то и есть суть момента разделения современной молодежной культуры.


Одной из самых главных ценностей людей является свобода. Свобода слова, действий, выбора необходимы для самоутверждения и самосовершенствования. В. Даль писал: «свобода - это воля». Хотя эти слова синонимичны, но их стоит рассматривать немного иначе. У свободы есть определенные границы, которые нарушать нельзя. А у воли нет пределов. Поэтому современная молодежь должна понимать значение слова свобода.

Следующая жизненная ценность - осознание необходимости здоровья. Мы должны стремиться к здоровому образу жизни. Только здоровый человек сможет чувствовать себя полноценной личностью, ощущать всю красоту и прелесть жизни во всех ее проявлениях. Но большая часть молодежи это осознает.

Духовная культура немало важна в жизни современной молодежи. Духовная культура может дать начало живописи, рождению стихов и т.д. Многие могут стать художниками, писателями. Внутренняя духовная удовлетворенность тесно связана с сознанием человека. Современная молодежь активно участвует в разных мероприятиях в целях сохранения окружающей среды, охраны природы, заботы об инвалидах, пожилых людей и т.д. Современная молодежь умеет адоптироваться в самых разных обществах и отстаивать свои мнения. Человек должен уважать другого человека, несмотря на его материальное, физическое положение; не должен ставить себя выше или ниже тех или иных людей. Я думаю, что у современной молодежи с этим проблем нет.

Молодежь, по сути, народ общительный и дружелюбный. Мировоззрение у нас иное, сильно отличающееся от наших тетей, дядей, мам, пап, дедушек и бабушек. Есть понятия «круто» и «отстой». Мы пытаемся соответствовать внешнему миру и не можем жить без общения - вот еще одна ценность. Если мы проводим некоторое время в общении, то укрепляем узы дружбы с новыми друзьями. С помощью общения мы показываем свои манеры, свою воспитанность и завоевываем уважение к себе как просто к хорошему человеку. В трудную минуту эти люди всегда поддержат и помогут.

Каждый человек стремится к успеху, богатству, счастью. Поэтому современная молодежь старается получить высшее образование и не одно, а несколько. Не все могут себе это позволить. В наше время за получение образования необходимо платить (за исключение бюджетной основы). Да, это финансовая проблема, но молодежь отличается целеустремленностью, и стараются наняться официантом, продавцом в киоске, промоутером, на любую оплачиваемую работу.

Еще одна ценность - патриотизм. Любовь к родной земле, уважение к государству, чувство долга перед родиной должны присутствовать в сознании современной молодежи. Они понимают, что земля, на которой они ходят, едят ее плоды, живут в тепле и уюте благодаря ее полезным ископаемым - это их вторая мать. Ведь не случайно говорят: «Родина - мать». Мы должны делать все для ее процветания и быть горды ею.

Современная молодежь очень коммуникабельная и всесторонне развитая. У молодых людей огромные перспективы. Они смело смотрят в будущее, добиваются своих целей.

Современная молодежь имеет ряд проблем, которые связаны с воспитанностью, толерантностью, отсутствием патриотизма, вежливостью, хорошими манерами поведения по отношению к своим сверстникам и взрослым людям, а также умением правильно и грамотно излагать свои мысли, сексуальная распущенность и аморальность, умением правильно и красиво одеваться (многие даже позабыли, что именно одежда, в первую очередь, бросается в глаза и создает первоначальное мнение о человеке) также, следует, не упускать из поля зрения, пассивное отношение молодежи к современной политике и к людям стоящим у власти. Современная молодежь, практически, не соблюдает нормы и правила хорошего поведения. Конечно же, каждый волен сам выбирать - следует ли ему соблюдать определенные требования или нет, но, на сегодняшний день - это является острой проблемой.

Есть несколько решений этих проблем:

Возрождение ранее созданного в 1811году Общества русской словесности, которое поможет развитию культуры, духовности, знанию родного языка, а также внесет бесценный вклад в формирование личности;

Введение в школах и ВУЗах обязательной учебной дисциплины «этимология русской словесности»;

Организация регулярных конференций, дебатов, встреч с интересными и разносторонними людьми, что поможет молодежи грамотно и красиво излагать свои мысли, а также культурно вести споры;

Мы - это не будущее, а настоящее, которое строит будущее! Чтобы, в очередной раз, не услышать из уст «будущее России - это армия невежд»,я призываю нашу молодежь к тому, чтобы они сознательно относились к своим поступкам и больше занимались самовоспитанием.

Е. М. Стешова

студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

Е. В. Смолокуров

доцент ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

HTML-версии работы пока нет.


Подобные документы

    Общая характеристика моды и молодежной культуры. Специализированные журналы для тинэйджеров и молодежи. Рассмотрение видов молодежных субкультур: битников, хипстеров, байкеров, рокеров и скинхедов. Основные тенденции в развитии модельеров 60-х годов.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2012

    Что собой представляет стиль. Стилистические особенности минимализма, его отличительные черты и проявления в современной моде. Минимализм в одежде и интерьере. Стиль "винтаж" и винтажные вещи. Самый распространенный тип городской одежды от Хельмута Ланга.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2015

    Рок-музыка в контексте молодежной культуры. Основные направления и стили. Специфика русского рока. Взаимовлияние рок-музыки и других музыкальных направлений. Воздействие рок-музыки и особенности формирования личности в формате современной культуры.

    дипломная работа , добавлен 27.09.2016

    Молодёжь как социально-демографическая группа населения. Молодёжь и её роль в современном обществе. Проблемы, с которыми сталкивается современная молодёжь. Общая характеристика культурных потребностей. Особенности молодёжи в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2015

    История развития форм проявления культуры в разные эпохи. Изучение вопроса о влиянии моды на повседневную жизнь. Рассмотрение произведений великих и креативных дизайнеров 21 века: Кристиана Диора, Джанни Версаче, Джоржио Армани и Александра МакКуина.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2011

    История развития культуры Великобритании, современное состояние и особенности. Отличительные черты культуры Англии в эпоху абсолютизма, зарождение национального самосознания. Политические причины английской революции, ее влияние на культуру государства.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Духовная жизнь общества. Различные сферы духовной культуры и их влияние на развитие человека. Влияние науки на духовное развитие человека. Искусство и религия – как часть духовной культуры. Культура как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.

    реферат , добавлен 21.12.2008

    Социально-психологические особенности культурно-досуговой деятельности подростков. Формирование у молодежи культуры общения. Развитие творческого потенциала подростков. Формирование у молодого поколения осознанной необходимости в здоровом образе жизни.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Понятие массовой культуры, ее назначение, направления и специфические черты, место и значение в современном обществе. Реклама и мода как зеркало массовой культуры, тенденции их развития. Проблемы воспитания молодежи, связанные с массовой культурой.

    реферат , добавлен 18.09.2010

    Многообразие структуры современной культуры: типы, виды и формы культуры. Носители традиционной народной и элитарной культуры. Современная массовая культура. Особенности информационной культуры как нового и прогрессивного вида современной культуры.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные