Литература по самообразованию учителя. Темы по самообразованию. эффективность самообразовательной деятельности

Английский язык

Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся

Деятельностный подход Цыдик Д.З.)

Коммуникативная компетенция (Полонская Т.А.)

Здоровьесбережение

Информационные технологии как средство обучения иностранному языку (Сантоцкая С.С.)

Коммуникативная деятельность (Венская О.Я.)

Контрольно-оценочная деятельность

Познавательная самостоятельность на уроке (Бакович В.А.)

Проблемный метод (Лопан А.В.)

Работа с одаренными и высокомотивированными учащимися

Развитие умений говорения в начальной школе (Ивашевич Е.В.)

Советы психолога по работе с одаренными учащимися

Математика

Компететностно-ориентированные задания в системе подготовки учащихся к ЦТ по математике(Жук А.А.)

Личностно-ориентированное обучение на уроках математики (Полях Н.М.)

Учёт индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения учащихся (Коховец Р.С.)

Памятка по формированию учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся (Бандарецкая И.И.)

Памятка о проведении дидактической игры (Бандарецкая И.И.)

Использование тестов на учебных занятиях по математике для диагностики и контроля качества усвоения учащимися теоретического и практического материала (Шешко В.Ф.)

Тесты на уроках математики (Жидис М.С., Шешко В.Ф.)

Биология

Формирование приемов самостоятельной работы учащихся с учебной информацией на уроках биологии (Проневич С.В.)

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Орлова Т. Я.)

Химия

Оптимальное использование индивидуальных способностей учеников возможно только в условиях дифференцированного обучения (Ничипор Е.В.)

Типы и методы решения задач по химии (Черкас О.С.):


География

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИДСКОГО РАЙОНА НА КАРТАХ (Конон Л.М.)

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности (Конон Л.М.)

Белорусский язык

“Метады і прыёмы арганізацыі практычнай дзейнасці вучняў пры развіцці камунікатышных кампетэнцый” (Венсковіч Н.І.)

Фарміраванне камунікатыўнай кампетэнцыі праз выкарыстанне камунікатыўна-арыентаваных метадаў на ўроках беларускай мовы і літаратуры (Бараноўская А.А.)

Памятка па тэме самаадукацыі “Развіцце духоўна-маральных якасцяў вучняў на ўрокахбеларускай літаратуры”(Гайко Т.В.)

Прыёмы для стварэння матывацыі на ўроку (Пенда В.В)

Физическая культура и здоровье

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего возраста (Гинцевич Л.О.)

Формирование различных двигательных умений, навыков, знаний у учащихся среднего школьного возраста (Ермак Е.Л.)

Начальная школа

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Новогродская Н.Е)

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (Новосельская А.А.)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Шор Т.С.)

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников (Шор Т.С.)

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ (Емельянович С.В.)

Компетентностно-ориентированные заданий по учебным предметам литературное чтение, русский язык (Емельянович С.В.)

Современный урок математики на 1-ой ступени общего среднего образования с позиции компетентностного подхода (Емельянович С.В.)

Самообразование. Практический и дидактический материал (Ярмантович О.Р.)

Нетрадиционные упражнения на отработку орфограмм (Блюдник Т.А.)

История

БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (Губейко С.П)

БИЛЕТ 5. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ(Губейко С.П)

БИЛЕТ 9 (Губейко С.П.)

Великое Княжество Литовское и Русское(Губейко С.П.)

ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ (Губейко С.П.)

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОВТОРЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ(Губейко С.П.)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ(Губейко С.П.)

Развитие одарённости учащихся через формирование предметных компетенций на уроках истории (Гущинская Е.В.)

Требования к оформлению работы по самообразованию

Материалы оформляются в отдельной папке по следующей форме:

пояснительная записка (обоснование выбора темы, цели, задачи)

сроки самообразования;

план-график самообразования с указанием сроков творческого отчёта (презентации опыта) ;

повышение теоретического уровня;

применение теоретических аспектов в практической деятельности;

эффективность самообразовательной деятельности;

используемая (изучаемая) литература;

приложения: аналитические и практические материалы по теме самообразования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В пояснительной записке даётся обоснование необходимости организации самообразовательной деятельности именно по данной тематике («в чём проблема?»), т.е. доказательно даётся ответ на вопрос: «Что я хочу освоить и почему?».

ЦЕЛЬ.

Цель - это опосредованное указание на результат самообразовательной деятельности, к которому направляются усилия педагога. Цель, желательно, определить одну.

Пример:

Повышение профессионального уровня по проблеме…

Овладение умениями для решения проблемы…

Изучение … технологии и создание условиё для её применения на уроках …

Повышение качества образования по … через организацию …

ЗАДАЧИ.

Формирование задач - это конкретизация поставленной цели, определение алгоритма действий для достижения поставленной цели. Это и есть ответ на вопрос: «Как достичь цели?». Задачи должны соответствовать цели, содержанию, методам предполагаемой деятельности.

Пример:

Оказать …

Отработать …

Организовать …

Создать условия …

Внедрить …

Проанализировать …

Презентовать...

СРОКИ САМООБРАЗОВАНИЯ.

Для организации самообразовательной деятельности определяются реальные сроки: от года и до 2-х, 3-х лет, необходимые для качественного изучения выбранной темы, её методической и практической апробации.

Если продолжается работа по теме, то составить план-график на текущий учебный год (запланировать больше практической апробации темы). Папка должна содержать все наработки за прошлый учебный год.

ПЛАН-ГРАФИК САМООБРАЗОВАНИЯ

План-график самообразования предназначен для пошаговой реализации цели самообразовательной деятельности. Основные компоненты - это направление деятельности на протяжении всего периода самообучения.

Примерный план-график по самообразованию педагога:

В качестве этапов можно определить:

- подготовительный: изучение и анализ научно-методической литературы по теме, встречи с заместителем директора, методистами, опытными педагогами и т.д., диагностика исследуемой проблемы на начальном этапе деятельности и др.;

- основной: соединение теории и практики, определение собственного пути разрешения данной проблемы, практическая апробация и др.;

- заключительный: подведение итогов, презентация материала по изучаемой теме.

Сроки прописываются в каждом этапе и в подэтапах, если педагогу необходимо было определить подэтапы.

К планированию содержания деятельности можно отнести на различных этапах реализации отбор и обобщение необходимой литературы, ознакомление с новыми педагогическими технологиями, посещение уроков опытных педагогов, отбор методов и приёмов организации эффективной урочной деятельности, разработка технологических карт, алгоритмов, памяток по теме, моделирование деятельности ученика, учителя … и др.

Можно указать методы и формы самообразовательной работы: беседа, дискуссия, выступление, обмен опытом, анализ деятельности на различных промежутках, систематизация теоретического и дидактического материала, изучение, обобщение, внедрение изученного опыта, диагностика, анкетирование, описание, оценка деятельности, составление рекомендаций, практические мероприятия (уроки и другие занятия), выставку и т.д.

Результат - это продукт деятельности в соответствии с этапом реализации самообразовательной программы: составление списка используемой литературы, накопление и систематизация памяток, алгоритмов по данной теме, открытый урок или другое мероприятие на начальном этапе деятельности, создание банка инновационной информации, план по внедрению … в урочную деятельность, издание методических, дидактических материалов, создание методической копилки, медиатеки и т.д.

ПОВЫШЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ.

Изучение научно-методической, психолого-педагогической литературы по теме самообразования, их анализ и отбор для дальнейшего применения.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Участие в семинарах, практикумах, конференциях с презентацией опыта по изучаемой теме, разработка практических материалов, проведение открытых уроков внеурочных занятий, классных и родительских собраний, участие в конкурсных мероприятиях и т.д.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Повышение профессионального уровня, качества образовательного процесса, разрешение проблемных вопросов, положительная динамика …, результативность участия в мероприятиях … и т.д.

ЛИТЕРАТУРА.

Указываются все источники, используемые в процессе работы педагога над темой по самообразованию.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ - это выступления, практические наработки и разработки открытых мероприятий.

Оформление начинается с титульного листа , где указывается: учреждение образования, утверждение методическим советом учреждения образования, тема по самообразованию педагога, период её изучения, Ф.И.О. педагога.

План работы по теме самообразования

«Развитие навыков чтения в начальной ступени обучения»

Сроки

Планирование

Сентябрь

Рассмотреть и наметить задачи по теме самообразования.

Изучить статьи, работать с журналом «Начальная школа», интернет – ресурсы, методические пособия.

Ознакомить учащихся с различными видами дыхательных упражнений.

Провести разъяснительную работу с родителями, ознакомить с памятками для детей и родителей, способствующих улучшать работу над книгой и самочтением.

Разучить игровые упражнения.

Провести анкету для детей и родителей «Читаем сами».

Разучить упражнения для глаз, для тренировки и укрепления мышц вокруг глаз.

Посетить уроки чтения в начальной школе.

Беседа «Какие виды заданий можно употребить для произведений разного жанра».

Посетить уроки литературы в 5-ых классах.

Создать с учащимися папку «Литературная корзина»., провести конкурсы сочинений, стихотворений.

Провести дополнительную работу по теме самообразования «Русский язык и чтение - что их объединяет»?

Корректировать личное портфолио.

Провести открытое внеклассное мероприятие.

Работать с дополнительной литературой.

Сделать выводы по результатам педагогической деятельности.

«Развитие навыков чтения в начальной ступени образования»

Цели:

1.овладеть целостным, сознательным, выразительным чтением.

2. изучить научную литературу по выбранной теме;

3. систематическое расширение кругозора и повышение деловой классификации педагога;

4. способствовать формированию интереса к урокам чтения и русского языка;

5. развитие у младшего школьника логического мышления, любознательности, наблюдательности;

6. расширение читательского кругозора детей.

Задачи выбранной темы :

-Научить целостным приемам чтения, освоить темповое чтение, овладеть сознательным и выразительным чтением.

-Сформировать общеучебные умения: пересказывать, выделять главную мысль, делить текст на части, составлять план.

-Способствовать обогащению внутреннего мира учащихся, знаний о жизни и окружающем мире. --Развивать самостоятельность мышления, получать художественное наслаждение.

-Развитие техники чтения.

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место, так как, именно книги способны обогатить внутренний мир человека. Дать знания о жизни и окружающем мире, развивать самостоятельность мышления и доставить художественное наслаждение.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Именно поэтому основная ноша по воспитанию у ребенка устойчивого интереса ложится на учителя и наша задача: научить целостным приемам чтения, освоить темповое чтение, помочь овладеть сознательным и выразительным чтением, а так же сформировать общеучебные умения: пересказывать, выделять главную мысль, делить текст на части, составлять план, а так же другие приемы работы с художественным произведением.

На уроках чтения в начальных классах решаются задачи становления и дальнейшего совершенствования навыка чтения учащихся, развития полноценного восприятия детьми художественных произведений.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Правильное чтение требует:

Отчетливого произношения слов: без искажений, без повторения, без пропусков слогов и звуков, без перестановки букв;

Правильной постановки ударений в словах;

Соблюдение правил литературного произношения (орфоэпических требований: например: «ево, што, красново…»

Чтение любого произведения должно быть сознательным и поэтому дети должны понимать:

Значение каждого слова;

Смысл каждого предложения;

Определять в тексте основные мысли, основное содержание, подтверждать ее частными мыслями;

Сознательности чтения помогает использование иллюстраций, способствуют более глубокому восприятию художественных образов, вызывает эмоции и способствуют более глубокому восприятию художественных образов, вызывают эмоции и способствуют выразительности, образности и яркости речи, стимулируют рассказывание.

Одновременно с сознательным чтением должна развиваться и беглость чтения, но мы должны понимать, что с беглостью чтения должна развиваться быстрота понимания.

Усовершенствованию навыков чтения содействует повторность чтения одного и того же текста, так как при повторном чтении ученик уже знаком с текстом, вырабатывается «поле чтения», то есть, читает одно слово, а боковым зрением подготавливает чтение следующего слова, таким образом развиваются навыки плавного чтения. Так же достижению правильности, беглости и выразительности чтения способствует четкая артикуляция при произношении звуков, слогов, слов. В своем классе я провожу такие упражнения:

Глубокий вдох на счет 1 – 3, задержка дыхания на счет - раз и выдох на счет 1 – 10, при выдохе произносим звуки гласные и согласные. Зате это же упражнение усложняем: на выдохе произносим скороговорку, предложение, строчку из стихотворений. Или же другое упражнение: сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести звуки согласный-гласный, при этом я показываю как произносить: «громко – тихо», «выше-ниже», «быстро-медленно». Данные упражнения занимают несколько минут и способствуют развитию голоса, дикции, укрепляют правописные навыки.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Наша задача – воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создавать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

Развитие письменной речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Речь возникает из потребности высказаться. Нужно научить ребенка правильно строить предложения, то есть не пропускать слова, ставить слова в определенной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить, а потом и оформлять письменно. При обучении связной речи необходимо давать детям теоретические сведения, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмысленны.

Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрыть основную мысль, говорить по порядку, связно. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; чем отличается рассказ о том, что видел, от рассказа по картине; разницу между подробным и выборочным рассказами, между устным сочинением и письменным, между изложением и сочинением. Все эти знания и навыки дети получают только практическим путем в процессе выполнения устных пересказов и при написании изложений.

С первых дней учения в школе дети проявляют любовь к пересказу. Их рассказы и описания оживляют уроки, развивают в ребятах инициативность, общительность, воображение. Формирование речевых навыков и умений начинается уже с первых уроков русского языка в первом классе.

Обучение полноценному восприятию речи происходит большей частью на уроках чтения и русского языка. Задача этих уроков – научить детей читать и воспринимать художественное произведение, подходить к нему как к искусству слова, то есть научить читать выразительно. В начальной школе «…начинается та самая ниточка, которая тянет за собой и любовь школьника к литературе, и страсть к чтению, и стремление самим знать наизусть, подражать учителю в его умении читать выразительно» (Г.К.Бочаров).

На уроках литературного чтения, при работе над произведением, стараюсь показать целостность художественного образа, незаменимость каждого художественного элемента, красоту слова. Учитываю личностное восприятие учащимися прочитанного, эмоциональное состояние детей, их готовность к сопереживанию. Каждый урок должен быть нацелен на развитие у детей интереса к учебе. А также на развитие у ребенка логического мышления, любознательности, наблюдательности.

Осознанное выразительное чтение произведения вырабатываю путем размышления над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания. Анализируя текст, вместе с учениками стараемся понять, так ли мы его читаем, почему именно так надо читать, а не иначе. Постоянно поддерживаю творческую речевую деятельность детей. Даю возможность каждому высказать его собственное мнение, рассуждение, отношение к прочитанному, оценить собственное эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения. Учу находить средства выражения авторской позиции, стараюсь создать атмосферу непринужденного разговора, в котором равноправно участвуют и автор произведения, и учитель, и ученики.Так же одной из форм подготовки к выразительному чтению является чтение по ролям, так как при таком чтении дети становятся артистами и голосом каждый должен сыграть роль, выбрать тон, тепм и т.д.

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворения), делать логическое ударение, находить нужную информацию, читать достаточно громко и внятно.

Подготовка к выразительному чтению произведения – это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения (поиска нужного темпа, силы и мелодики речи), а также неязыковых средств – жеста и мимики. Умелому использованию интонационно-звуковых средств выразительности и нужно учить.

Умение передать интонационную выразительность речи – одно из активных форм творческой деятельности, которой следует уделить особое внимание, как на уроках, так и во внеурочное время, что позволит приобщить детей к чтению, помочь им понять, увидеть богатство и красоту русского языка.

Я хочу описать несколько основных заданий и упражнений на развитие читательского навыка, которые применяю на уроках литературного чтения:

· Читай быстро целыми словами «по кругу» (например, дом, дом – зуб, дом- зуб- нос)

· Сочетание звуков произнеси в различном темпе усиливая и ослабевая, повышая и понижая голос (н-р, Ра-ру-ры-ри-рэ-ре)

· Прочитай и дополни слова

Ба-бу-бы на дворе стоят столбы

До-ду-да гудят …..

Са-са-са в лесу бегает …..

· Соедини стрелками пословицы в левой части с половинкой в правой.

· Прочитай скороговорку

· Найди зверей, которые спрятались среди букв

ФЫВАПРЕНОТМ, ЯЧСМЕДВЕДЬ, ЭЖДВОРОНАПА,КЕНРОМЫШИ

· Отгадай ребусы

· Пословицы и поговорки

· Загадки

Изучая и разрабатывая систему упражнений на развитие читательского навыка и выразительности устной речи на уроках литературного чтения, я убедилась в том, что при применении ее на практике у учащихся появляется интерес к чтению, стремление самим знать наизусть, умение читать выразительно; соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться.

В своей практике я использую и чтение – спринт. Смысл такого чтения заключается в том, что дети на максимальной скорости читают про себя незнакомый текст. Для этого ползуемся памяткой:

Плотно сожми губы;

Читай только глазами;

Читай как можно быстрей.

Для себя я сделала вывод, что данная тема очень важна для развития полноценного гражданина, и поэтому буду работать и далее на темой и дальше.

Ольга Ахрамеева

«Чтобы подготовить человека духовно

к самостоятельной жизни надо ввести

его в мир книг»

В. А. Сухомлинский.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников подготовительной группы №12.

Охватываемые образовательные области: коммуникативное развитие, познавательное развитие, социально-личностное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Проблема: снижение интереса к чтению художественной литературы.

Актуальность проекта: Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы. Актуальность выбранной темы определяется тем, что у детей снизился интерес к чтению. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

Цель проекта: формировать устойчивый интерес к художественной литературе, развивать литературность речи, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Задачи проекта:

Познакомить детей с историей создания сказок;

Развивать у детей умение слушать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и рассуждать;

Развивать связную речь;

Развивать мышление, внимание, память, воображение;

Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;

Воспитывать бережное отношение к книгам, как результату труда многих людей;

Повышение компетентности родителей в вопросах знакомства детей с художественными произведениями – сказками.

Методическая работа по проекту

Формирование потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей;

Повышение профессионального уровня в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;

Развитие способности к самоанализу собственной педагогической деятельности;

Внедрение новых форм организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

Вышеизложенные задачи решались посредством различных форм работы с детьми: это ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг; организованные занятия; свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы; сотрудничество с родителями по данной проблеме.

Процесс ежедневного чтения занимал не менее 30 минут в день. Целью ежедневного чтения являлось глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.

После того как книжка была мною прочитана, внимание детей фиксировала на ее содержании, показывала иллюстрации к ней.

Для меня главной целью рассматривания иллюстраций - вызвать детей на разговор. При рассматривании книг мне необходимо было учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.

Чтобы осуществить различные формы работы по приобщению детей к книге, в группе были созданы определенные условия:

Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.

Наличие портретного фонда детских писателей.

Наличие грамматических словарей для воспитателей.

Организация книжного уголка.

Состав книг в групповом книжном уголке время от времени обновлялся или полностью, или частично не только потому, что книги изнашивались, но и потому, что процесс воспитания детей требовал их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В нашей группе организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Если обнаруживалась потрепанная книга, то мы совместно с детьми ее ремонтировали. В книжном уголке периодически организовывались тематические книжные выставки. Например, «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги, прочитанные в сентябре». Экспонировались иллюстрации известных детских художников-иллюстраторов. С моей помощью запомнили фамилии таких авторов, как А. С. Пушкин, К. И. Чуковский, Л. Н. Толстой, М. М. Пришвин, С. Я. Маршак, С. В. Михалков.

Проводились короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выяснялось, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям предлагалось выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит-дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый. В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усвоили такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок. Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя.

Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет

руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, то дети и сами становятся защитниками книги.

Изучая творчество А. С. Пушкина дети выполнили коллективную работу "У Лукоморья дуб зеленый. ", которая заняла I место в городском фестивале детского дошкольного творчества "Хрустальная капелька", а также сделали работу в нетрадиционной технике "Золотая рыбка".



Была организована выставка работ воспитанников "Мои любимые герои сказок", которые впоследствии были направлены на городской конкурс "Листая страницы любимой книги". После подведения итогов дети получили дипломы участников, а Нестерова Анастасия заняла I место.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ:

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

Заключение

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

1. Белякова Александра Анатольевна: «Развитие познавательной активности у учащихся на уроках биологии».

2. Валикова Елена Александровна: «Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность».

3. Горбунова Татьяна Юрьевна: «Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ЕГЭ».

4. Губанова Елена Владимировна: «Развитие восприятия музыки как основа воспитания музыкальной культуры школьников».

5. Демидов Василий Сергеевич: «Музей в учебном заведении».

6. Дьячкова Светлана Николаевна6 «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».

7. Евтеева Светлана Викторовна: «Решение задач повышенной сложности по физике как средство развития познавательной активности учащихся».

9. Ерощева Инна Васильевна: «Исследовательская деятельность учащихся при изучении истории родного края как одно из условий формирования творческой личности», «Формирование правовой культуры учащихся в процессе изучения курсов «Право», «Экономика и право».

10. Жданова Нина Ивановна: «Влияние индивидуальных подходов к личности человека на развитие одарённости».

11. Зайцева Виктория Владимировна: «Формирование речевой компетенции учащихся на уроках развития речи».

13. Кожакина Галина Михайловна: «Научно-исследовательская работа на уроках физики».

15. Красиков Антон Игоревич: «Основы методологии научно-педагогического исследования по физической культуре и спорту».

16. Лазарева Александра Александровна: «Приемы программирования на Паскале и технология разработки алгоритмов программирования с акцентом на темы, выносимые на ЕГЭ по информатике и ИКТ».

17. Лактюхина Анастасия Владимировна: «Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы».

19. Люшакова Светлана Сергеевна: «Краеведение в обучении географии».

20. Минаев Геннадий Николаевич: «Метод минипроектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

21. Михайленко Оксана Владимировна: «Применение игровых технологий на уроках английского языка».

22. Племяникова Татьяна Викторовна: «Совершенствование техники чтения младших школьников».

23. Прошкина Татьяна Леонидовна: «Развитие познавательных способностей на уроках математики».

25. Смирнова Екатерина Алексеевна: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочное время».

26. Соколов Николай Васильевич: «Подготовка юношей к службе в вооруженных силах».

28. Сушков Николай Афанасьевич: «Роль инновационных подходов к управленческой деятельности в развитии лицея».

30. Трушляков Кирилл Владимирович: «Методика подготовки учащихся к олимпиадам».

31. Чернопятова Светлана Вячеславовна: «Развитие творческих способностей детей в урочное и во внеурочное время».

32. Шабат Геннадий Владимирович: «Использование информационных технологий в условиях модернизации образовательного процесса».

33. Шатров Владимир Евгеньевич: «Формирование у учащихся компетентностного подхода к изучению биологии».

34. Шулепова Татьяна Викторовна: «Использование информационных технологий на уроках математики в условиях модернизации образовательного процесса».

Примерный перечень тем по самообразованию педагога.

  • Развитие творческой активности учащихся на уроках
  • Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
  • Использование игровых технологий на уроках математики
  • Использование компьютера в преподавании физики
  • Применение интегрированного обучения на уроках биологии и химии.
  • Применение круговой тренировки для отработки навыков игры в баскетбол
  • Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ
  • Использование материалов школьного музея на уроках истории
  • Использование приемов проектной методики на уроках английского языка
  • Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы
  • Осуществление межпредметных связей в процессе преподавания географии.
  • Использование метода проектов в преподавании
  • Учет индивидуальных особенностей учащихся при изучении математики.
  • Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей.
  • Использование элементов системы развивающего обучения на уроках математики.
  • Роль рефлексии в организации и привитии навыков учебного труда.
  • Технология деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний.
  • Использование компьютера в преподавании различных предметов.(для учителя информатики)
  • Повышение познавательной активности на уроках информатики.
  • Использование Интернет-ресурсов при проведении уроков информатики.
  • Компьютерные технологии на уроках физики как метод повышения качества знаний.
  • Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках химии.
  • Учет индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения учащихся.
  • Повышение качества знаний через применение современных педагогических технологий.
  • Экологическое направление в воспитании учащихся на уроках географии.
  • Самостоятельная работа учащихся на уроках
  • Формирование разносторонне развитой личности с помощью подвижных и спортивных игр на уроке физкультуры

Примерные темы самообразования

  1. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках.
  2. Проблемный подход в изучении нового материала, как средство активизации мыслительной деятельности.
  3. Создание проблемных ситуаций через активную самостоятельную деятельность ученика.
  4. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках.
  5. Исследовательская деятельность учащихся.
  6. Исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время.
  7. Разноуровневая дифференциация учащихся на уроках.
  8. Использование информационных технологий в преподавании.
  9. Развитие познавательной активности у учащихся на уроках.
  10. Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность.
  11. Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ЦТ.
  12. Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках.
  13. Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроке через различные средства наглядности, в том числе ИКТ.
  14. Исследовательская деятельность учащихся при изучении истории родного края как одно из условий формирования творческой личности.
  15. Формирование познавательной самостоятельности учащихся.
  16. Метод минипроектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
  17. Применение игровых технологий на уроках.
  18. Индивидуализация обучения как фактор успешности учения учащихся.
  19. Методика подготовки учащихся к олимпиадам.
  20. Использование информационных технологий на уроках в условиях модернизации образовательного процесса.
  21. Формирование у учащихся компетентностного подхода к изучению истории.
  22. Методы и формы внеурочной работы.
  23. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках средствами ИКТ.
  24. Использование тестов на уроках истории и общественных дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся.
  25. Развитие критического мышления на уроках.
  26. Технология развития критического мышления на уроке.
  27. Личностно-ориентированное обучение через дифференцированный подход.
  28. Дифференцированное обучение.
  29. Познавательная и творческая активность учащихся на уроках. Модульная технология в обучении.
  30. Стимулы учебной деятельности учащихся - работа учащихся с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением.
  31. Развитие способностей учащихся через овладение различными видами учебной деятельности.
  32. Практическая направленность на уроках.
  33. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
  34. Личностно- ориентированный подход в обучении.
  35. Групповые и парные формы работы на уроках.
  36. Активизация работы учащихся при изучении истории. Повышение мотивации.
  37. Формирование навыков самостоятельной работы на уроках.
  38. Проектная работа по истории.
  39. Роль школьного курса истории в социализации личности молодого человека (ученика)
  40. Формирование навыков исследовательской работы у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Примерные темы самообразования учителей иностранных языков

1. Проблемы формирования картины мира, характерной для страны изучаемого языка, у учащихся при обучении иностранному языку.
2. Этнокультурный компонент в содержании образования в контексте преподавания иностранных языков.
3. Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков.
4. Использование интерактивных форм работы в процессе формирования речевой компетенции учащихся средней школы.
5. Контроль сформированности иноязычной языковой компетенции.
6. Коммуникативный подход к обучению грамматике иностранного языка.
7. Самостоятельная контролируемая работа учащихся в обучении иностранному языку.
8. Использование технологии сотрудничества при обучении иноязычному общению.
9. Развитие креативного мышления школьников на уроке иностранного языка.
10. Развитие личности учащегося в процессе обучения межкультурной коммуникации.
11. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования.
12. Система работы учителя с высоко мотивированными учащимися.
13. Интегрированное обучение иностранному языку в современной школе.
14. Социальные технологии в обучении учащихся иноязычному общению.



В продолжение темы:
Штукатурка

Что такое злаки, знает каждый. Ведь человек начал выращивать эти растения более 10 тысяч лет назад. Поэтому и сейчас такие названия злаков, как пшеница, рожь, ячмень, рис,...

Новые статьи
/
Популярные